Святитель иоанн златоуст

Иоанн Златоуст

Иоанн Златоуст — один из самых почитаемых людей, возведенных в ранг святых в христианской традиции. Этого богослова и святителя считают защитником и покровителем немощных и бедняков, а также тех, чья работа связана с ораторским искусством: юристов, учителей. И это не случайно, ведь при жизни Иоанн Златоуст силой слов и веры помог многим людям ступить на праведный путь и прийти к богу.

Детство и юность

Иоанн Златоуст от рождения получил имя Иоанн Хризостом. Точная дата рождения праведника неизвестна. Предполагается, что будущий святой появился на свет около 347 года.

Родина Иоанна — Антиохия (сейчас это город Антакья на юге Турции). Семья мальчика была знатной и обеспеченной, но отец — военачальник по имени Секунд — ушел из жизни, когда Иоанн был совсем ребенком.

Воспитанием детей занималась мать Анфуса.

Иоанн Златоуст

На момент гибели мужа Анфусе едва исполнилось 20 лет. Однако женщина не стала искать нового возлюбленного, а посвятила жизнь детям (у Иоанна была сестра, которая, судя по всему, умерла в раннем возрасте).

Несмотря на трудности, Анфуса постаралась дать сыну хорошее образование. Иоанн поднаторел и в светских науках (литературе, риторике, философии), а также в богословии и изучении священного писания.

Обратите внимание

Природная одаренность и лучшие преподаватели позволили Иоанну стать по-настоящему образованным и грамотным человеком.

Общение с епископом Мелетием Антиохийским заставило Иоанна задуматься о принятии крещения, и в 367 году священнослужитель крестил Иоанна Златоуста. Новоиспеченный христианин ревностно следовал букве священного писания и посещал службы в местной церкви. Спустя три года Мелетий возвел Иоанна в ранг чтецов писания, и тот смог участвовать в проведении богослужений.

Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве

После смерти любимой матери Иоанн решил принять иночество. Спустя некоторое время ему предложили архиерейский сан, но Иоанн отказался от этой чести. Тогда же праведник написал труд под названием «Шесть слов о священстве», где изложил собственное видение того, что надлежит священным чинам.

А спустя некоторое время Иоанн исполнил давнюю мечту об отшельничестве и удалился в одиночестве в пещеру. Там в постах, молитвах и раздумьях Иоанн провел четыре года, постигая божественную мудрость и смиряя мирские страсти и желания.

Храм Иоанна Златоуста в Ярославле

Такое суровое испытание, без сомнений, пошло на пользу душе Иоанна, но, к сожалению, не прошло даром для земного тела праведника: здоровье мужчины начало давать сбои, и он вынужден был вернуться в родную Антиохию. До конца жизни Иоанн будет страдать от так называемой желудочной болезни, которую приобрел в годы отшельничества.

Также за это время праведник написал несколько трудов, которые до сих пор обсуждаются верующими и к которым принято обращаться в минуты тягот.

Христианское служение

Вернувшись вновь к обществу, Иоанн согласился принять церковный сан, и в 381 году Мелетий рукоположил праведника в сан дьякона, а через пять лет и в пресвитера. Одной из обязанностей Иоанна стало чтение проповедей.

Полученное в юности образование, дар слова, а также искренняя вера помогли Иоанну стать блестящим проповедником.

Послушать его приходили люди из других городов, толкования Иоанна передавались из уст в уста, а услышать от проповедника слова поддержки и ободрения было равносильно божьему благословению.

Архиепископ Иоанн Златоуст

За такой дар слова проповедника прозвали Златоустом. В течение 12 лет Иоанн Златоуст проповедовал в храме, разбирал вместе с прихожанами смысл Слова Божьего, записывал собственные толкования писания и молитв, а также поучения и наставления для верующих. Перу Иоанна Златоуста принадлежат труды «К молодой вдове», «О провидении» и многие другие.

В 397 году умер архиепископ константинопольский Нектарий. Иоанна вызвали заменить его на посту патриарха. «Карьеру» на столь высоком посту Иоанн начал с воспитания священников.

Кроме того, материальные средства, предназначенные священнослужителям, Иоанн потратил на содержание больниц и помощь нищим и странствующим паломникам.

Слухи о доброте и справедливости Иоанна передавались из уст в уста, поэтому вскоре имя его стало известно верующим.

Мощи Иоанна Златоуста

Не обошлось и без конфликтов. Однажды императрица Евдоксия (супруга императора Аркадия) приказала отнять все имущество у вдовы и детей казненного вельможи.

Иоанн Златоуст заступился за невинную женщину с малыми детьми, за что и заслужил гнев и ненависть своевольной императрицы.

Важно

Ситуацией не замедлили воспользоваться завистники и подхалимы: вскоре Евдоксии донесли о том, что Иоанн якобы имел ввиду ее в проповеди о суетных женщинах.

Иоанна Златоуста немедленно предали суду. Приговор оказался суровым: праведника должны были лишить церковного сана, а затем казнить за оскорбление великой императрицы.

Однако император Аркадий оказался более благоразумным и милосердным человеком. Правитель заменил казнь на ссылку.

Божья кара не заставила себя ждать: той же ночью, как Иоанн Златоуст покинул город, ребенок Евдоксии умер в кроватке, а на город обрушилось страшное землетрясение.

Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия

Испугавшись гнева божьего, женщина упросила мужа вернуть Иоанна в Константинополь, отправив за праведником гонца. Однако страх ненадолго остудил своенравие Евдоксии — уже спустя два месяца императрица вновь созвала суд против Иоанна Златоуста, поверив очередному злостному доносу. И вновь праведника осудили на изгнание.

Раздосадованный несправедливостью приговора, Иоанн отправил прошение о помощи Папе Римскому Иннокентию I. Тот сжалился над Иоанном и даже снарядил в Константинополь верховную делегацию. К сожалению, папские послы так и не добрались до цели: сначала священников арестовали, а затем и вовсе выслали обратно.

Иоанн Златоуст совершает Божественную литургию

Так Иоанн Златоуст оказался в Армении. Несмотря на удаление от друзей, единомышленников и прихожан, праведник не отрекся от службы Господу.

Иоанн постоянно писал письма, которые рассылал в разные уголки земли, в том числе и в Константинополь.

Эти послания, часть из которых сохранилась до наших дней, содержат наставления верующим, а также слова поддержки и утешения тем, кому это необходимо.

Смерть

Зимой 406 года здоровье праведника серьезно ухудшилось. Из-за болезни Иоанн Златоуст практически не вставал с постели.

Однако и это не остановило столичных правителей: был издан приказ о переводе Иоанна в Пифиунт (сейчас это город Пицунда, что в Абхазии).

Трехмесячный пеший переход под дождями и палящим солнцем окончательно подорвал здоровье Иоанна Златоуста. Кроме того, праведнику приходилось сносить издевательства и насмешки конвойных.

Гробница Иоанна Златоуста

До Пифиунта Иоанн так и не добрался: в селе Команы праведник попросил о причастии, сразу после чего скончался. По легенде, последними словами Иоанна Златоуста были: «Слава богу за все». Земная биография Иоанна Златоуста окончилась 14 сентября 407 года.

До 438-го останки праведника были захоронены на территории современной Абхазии, в Команах. Затем указом патриарха Прокла их перенесли в столицу. По преданию, прах святого в гробу оказался нетленным, а в самом Константинополе умерший Иоанн заговорил с верующими, пожелав мира всем. К лику святых Иоанн Златоуст причислен в 1568 году папой Пием V.

Перенос останков Иоанна Златоуста

В 1204 году мощи Иоанна Златоуста перевезли в Рим, где они и оставались восемь столетий. А в 2004-м указом Иоанна Павла II, занимавшего на тот момент пост папы римского, останки святого возвратились в Константинополь (сейчас город называется Стамбул). Теперь мощи Иоанна вместе с останками Григория Богослова покоятся в соборе Святого Георгия в Стамбуле.

Святой Иоанн Златоуст считается «великим учителем». Подобного звания заслужили еще двое праведников — Григорий Богослов и Василий Великий. 30 января верующие, следующие византийской традиции, устраивают службы в честь праздника во славу этих святых.

Икона трех святителей: Василию Великому, Иоанну Златоусту, Григорию Богослову

Кроме того, 27 января отмечается день окончания земной жизни Иоанна Златоуста, а 13 ноября считается днем этого святого (датой выбрана годовщина посвящения Иоанна в сан архиепископа Константинопольского).

На иконах Иоанн Златоуст изображается со священным писанием в руках. Это напоминание верующим о том, что уста этого земного человека помогали толковать и понимать послание бога. Считается, что эта икона помогает избавиться от нужды и голода, а также от разлада в семье (равно как и при жизни праведник помогал неимущим монетой, а нуждающимся в утешении и совете помогал словом).

Икона Иоанна Златоуста

Также икону Иоанна Златоуста нередко называют талисманом студентов, адвокатов и учителей — людей, которые своими знаниями и даром слова помогают другим.

Совет

Родители детей, которые долго не могут заговорить, традиционно обращаются с молитвами к этому святому.

Кроме того, считается, что святой Иоанн Златоуст помогает избавиться от зависти и алчности, как и сам когда-то строгой аскезой справился с этими пороками.

Память

  • 30 января — день святых Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого
  • 27 января — день смерти Иоанна Златоуста
  • 13 ноября — день святителя Иоанна Златоуста

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41614-ioann-zlatoust.html

Святитель Иоанн Златоуст. Толкование Евангелия Иоанна Златоуста :

Каждый православный человек знаком с именем Иоанна Златоуста прежде всего потому, что литургия, которая совершается в каждой церкви, была составлена именно им.

Это великий святой христианского мира, и знать о его жизни и делах должен каждый, кто считает себя причастным к православной церкви.

Этот святой считается одним из трех главных отцов церкви, наряду с Григорием Богословом и Василием Великим.

Начало жизненного пути

Иоанн Златоуст — сын военачальника Секунда. Он появился на свет в Антиохии в 347 году. С самого рождения ему прививали основы православной веры. Он рос, видя благочестивых верующих родителей, и сам преуспевал в благочинности. Антиохия в ту пору была полностью христианской и входила в состав Римской империи. Эта страна чем-то напоминала современную Россию.

Времена гонений на церковь и христианство остались позади, и люди заполонили собой храмы, как это происходит и происходило в современной России. Иоанн Златоуст видел пример своих родителей и перенял их праведный образ мыслей еще с младых лет. Это, несомненно, заложило потенциал благочестия для его будущего великого служения.

Ведь несомненно: то, как мы воспитываем наших детей, скажется на их последующей жизни.

Юноша получил блестящее светское образование, будучи сыном богатых родителей. Не так много людей в те времена могли сравниться с ним ученостью, поэтому он очень выделялся на фоне остальных. В 20 лет молодой человек принял Святое крещение, что и послужило началом его проповедничества.

Монастырь

Родители рано оставили юношу без своего попечения, сойдя в мир иной, после чего святитель Иоанн Златоуст ушел в монастырь. Именно там он с усердием изучал Святое писание, молился, постился и стяжал на себя благодать Божию.

В один день к нему в духе явились ученики Христа — Петр и Иоанн Богослов. Петр дал ему ключи от Церкви, тем самым дал понять, что он теперь будет обладать немалой властью. Иоанн Богослов, в свою очередь, передал ему свиток, и это значило, что Господь Бог дает ему премудрость, чтобы научить людей и изобличить еретиков, отпавших от церкви. Перекрестив его, апостолы ушли.

Это видение сподвигло Иоанна молиться и изучать Писание еще более усердно. Теперь даром учительства, данным ему самим Богом, он помогал немощным, которые окружали его, бороться со своими страстями и вставать на путь праведной жизни.

Священство

К патриарху Святителю Флавиану Антиохийскому пришел во сне ангел Божий и велел помазать Иоанна Златоуста в священники. Во время посвящения его в священнический сан и возложения патриархом на его главу рук, над головой нового служителя явился Дух Святой в виде белоснежного голубя, что указывало на благосклонность Бога.

В сане священника Иоанн Златоуст еще больше проявил свое усердие. Им было произнесено огромное количество проповедей, которые изменили жизнь многих людей. Вот почему ему и дано было имя Златоуст: за его непревзойденный дар речи. Он написал много толкований на книги Священного писания, которые теперь являются великим Святоотеческим наследием Православной церкви.

Толкование Евангелия Иоанна Златоуста

Великий святой очень трепетно относился к самой важной книге христианства прежде всего потому, что она была вдохновлена самим Богом.

Читайте также:  Священномученик валентин римский

Это книга была для него не просто сборником интересных рассказов, а инструкцией к жизни. Он проводил дни, изучая Святое Писание, и вопрошая Господа о просветлении разума. Все это потом он заносил на бумагу.

Теперь и мы сквозь тьму веков унаследовали эту сокровищницу духа.

В собрании Святителя есть толкования книг Ветхого и Нового Заветов. Крайне важно изучать эти толкования, чтобы понимание Евангелия было правильным, не искаженным.

Много комментариев оставил на все четыре Евангелия Иоанн Златоуст — от Матфея до Луки.

Он объясняет многие непонятные нам слова, которых мы никогда не слышали, истолковывает поступки Христа и его учеников, а также рассказывает, где находятся те или иные географические места.

В своих толкованиях святитель терпеливо освещает многие животрепещущие вопросы христианства, ведя канву книг диалогом. Он затрагивает темы, которые актуальны и в наши дни. После каждого вопроса неизменно следует развернутый ответ, вот почему так полезно читать эти беседы. Ведь гораздо лучше понять Святое Писание сразу верно и без искажения, которое неизменно дает наш греховный ум.

Будущие священнослужители в начале своего пути также изучают толкования Писания Иоанна Златоуста. Так же и нам, обычным христианам, следует читать эти поучения, чтобы у нас не возникало неясностей по поводу понимания того или иного отрывка из Писания.

Литургия Иоанна Златоуста

Удивителен этот святой еще и тем, что его имя носит Божественная Литургия, совершаемая во всех православных церквях. Именно он отредактировал чин литургии приблизительно в 398 году.

То, что это сделал именно он, подтверждается многими книгами и его письменными трудами.

Обратите внимание

Его вставки в текст Апостольской анафоры, которая читалась в церквях того времени, служили защитой от ереси и раскола церкви.

Во время его литургии неоднократно призывается Святой Дух, делается акцент на Триединстве Бога, читаются отрывки из Священного писания и проповедь в конце служения. Литургия Иоанна Златоуста очень логична и последовательна. В ней нет места неточностям и недоразумениям, вот почему она так легко ложится на сердце и ум.

Патриаршество

По смерти действующего патриарха Нектария Константинопольского на его место был избран Иоанн Златоуст в 397 году. Теперь еще с большим усердием он принялся заботиться об немощных, нищих, калеках, убогих и сиротах.

Почти все его время уходило на заботу о этих людях, но когда выпадала свободная минута, он спешил в уединение своей кельи, чтобы остаться наедине с Господом. Здесь он много молился, постился и читал Священное Писание.

Патриарх очень мало и скудно ел, преимущественно только хлеб и воду. Спал он также очень мало, и то стоя. Очень трудно представить современному человеку, как возможно так жить, однако для Иоанна это был самый верный и лучший способ обретения Духа Святого в его сердце.

Патриарх не боялся никого, кроме Бога. Он смело обличал неправедных и лживых лицемеров, не боясь их гнева и мести. Даже императора он призывал поступать по справедливости, никого не обижая. Тем не менее злые люди добились его свержения с поста патриарха, что послужило началом его ссылки. Шел 407 год.

Гонения и конец жизненного пути

Период гонений продолжался три года. Бывших патриарх переносил безропотно и смиренно клевету, оскорбления и мучения от своих недругов, которые люто ненавидели его. Он был рад все претерпеть ради Господа, все скорби и лишения, к которым он уже давно привык.

Его гнали с места на место, и наконец Златоуст оказался в городе Команы. В день своей смерти он совершил Божественную литургию, которую сам же и составлял, причастился Святых Божественных тайн, благословил всех присутствующих и со словами: «Слава Богу за все!» мирно отошел к Господу.

Смерть его была тихой и скорой, наверное, о таком упокоении стоит только мечтать. Но у такого праведного человека и не могло быть другого конца.

В его лице вся церковь потеряла выдающегося Святого, который внес огромный вклад в ее устройство и способствовал укреплению в вере миллионов соотечественников, современников, а также далеких потомков по всему миру.

Погребение

Тело Иоанна Златоуста было заключено в саркофаг и покоилось там до 438 года, когда было перевезено со всеми почестями в Константинополь.

Останки его были нетленными и благоухали, что первым обнаружил патриарх Контантинопольский Прокл, когда открыл крышку гроба.

Важно

Его мощи были перенесены в соборную церковь во имя Святых Апостолов, а в 1204 году были перевезены в Рим, потому что Константинополь был разграблен крестоносцами.

В течении долгих 800 лет мощи великого святого находились в Соборе святого Павла в Риме, и только в 2004 году папа Иоанн Павел Второй торжественно вернул их патриарху Варфоломею Константинопольскому. Сейчас мощи находятся в Стамбуле, в церкви Святого Георгия.

Храмы во имя великого Святителя

В России, да и по всему миру, существует очень много православных церквей, названных в честь Иоанна Златоуста. В Команах, городе, где он умер, построен храм Иоанна Златоуста.

В этом чудесном храме все напоминает о нем: есть множество икон с его изображением.

Несомненно, человек, для которого жизнь великого святого представляет образец для почитания, захочет побывать в местах последнего обиталища Иоанна Златоуста.

Кроме этого храма, церковь Иоанна Златоуста можно встретить в таких городах России, как Астрахань, Кострома, Ярославль, Воскресенск и многих других. В каждой из этих церквей можно увидеть лик великого отца церкви, отображающий величайшее смирение, любовь к Богу и человеку и кротость.

Частицы мощей Иоанна Златоуста находятся во многих церквях, где можно приложиться к ним, получить исцеление, как духовное, так и физическое. Мощи его наделены огромной Божественной силой. Но главное — это преобразование ума и сердца нашего, в чем помогают труды великого святого и пример его жизненного пути.

Читая про житие Иоанна, можно и нужно сопоставлять, проводить параллели, оценивать себя, задавая вопрос: «Как бы он поступил на моем месте?»

Заключение

Великий отец Православной церкви очень почитаем и любим христианами. Имя его знаменито благодаря тому неоценимому дару, который он внес в становление церкви всей своей жизнью.

Много сделал Иоанн Златоуст: толкование книг Священного Писания мы читаем и по сей день, восхищаясь силой его слова, доступностью его речей и их актуальностью.

Иногда даже кажется, что этот человек — наш современник, настолько его слова современны.

Совет

Стоит непременно посетить храм во имя Иоанна Златоуста, помолиться этому Святому, испросить его молитв к Господу для нашего вразумления и исправления жизни. Ведь он, несомненно, обитает возле Его престола.

Источник: https://www.syl.ru/article/154148/new_svyatitel-ioann-zlatoust-tolkovanie-evangeliya-ioanna-zlatousta

О великом даре святителя иоанна златоуста

Иногда ты почти тонешь в бушующем житейском море, захлебываешься от внешних суровых волн и внутренних нестроений. Порой так сложно удержаться на этой тонкой золотой тропочке Православия. Иногда тебе кажется, что не хватит сил идти дальше…

Но, оглядываясь назад в историю родной Церкви, ты (перефразируя известную строку из стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу») видишь не руины, а мощные непотопляемые скалы духа.

И выбираешься на их спасительную твердость, выбираешься молитвенно или в духовном чтении, соприкасаясь с совершенно удивительными житиями, которые прошли сквозь этот мир по касательной, как сияющие кометы на черном бархате ночного неба. 

Это ощущение, мне кажется, складывается от того, что угодники Божии изо всех сил старались жить на земле по небесным законам и постепенно, восходя из степени в степень, приобретали некую равноангельность, уже здесь становясь гражданами Царствия Небесного.

Одним из таких подвижников, ставших великим учителем Церкви, был святитель Иоанн Златоуст.
26 ноября по новому стилю установлен день памяти этого замечательного святого. Обычно днем памяти любого подвижника Божьего является день смерти – день, когда он соединился со Христом и вошел в рай, день его личного воскресения. Но в случае со святителем Иоанном все произошло немного иначе.

Этот угодник Божий умер на самом деле 14 сентября 407 года в праздник Воздвижения Животворящего Креста. Ради праздника день его памяти был перенесен на 13 ноября по старому стилю (26 ноября н. ст.).

Примечательно то, что святой из-за великого смирения никогда не хотел быть ни Константинопольским Архиепископом, ни даже священником.

В сочинении «Шесть слов о священстве», ставшим настольной книгой священнослужителей всех поколений, ясно видно, как он ужасается этого высокого равноангельного служения, как отчетливо он осознает все подводные камни и опасности священства, особенно в связи отношений с обществом. И в этом было что-то пророческое. Святитель Иоанн Златоуст четко описал именно те общественные нестроения, которые привели его, в конце концов, почти к крестному, мученическому бытию.

Святой всегда тяготел к монашеской жизни, причем даже не общежительной, но отшельнической.

Но Бог готовил ему иной удел. Светильник не мог укрыться под спудом. Он был поставлен на верху горы, где воссиял всем. Около 374 года после смерти возлюбленной матери Анфусы он удаляется в пустыню. Четыре года проводит в монашеской обители в постах, бдении и молитвах.

Затем удаляется глубже в пустыню, где в уединенной пещере подвизается еще некоторое время. Суровая аскетическая жизнь и подвиги сказались на здоровье. У подвижника открывается желудочная болезнь, преследовавшая его всю жизнь.

И он вынужден возвратиться в Антиохию около 380 года.

Обратите внимание

В 381 году его рукополагают во диаконы. В 386 году – во священники. На момент иерейской хиротонии святому было тридцать девять лет.

Ревностный пастырь, блестящий богослов, ритор, философ, получивший прекрасное как духовное, так и светское образование, он глубоко изучает Священное Писание. Но главным его даром, пожалуй, была проповедь.

Известно, что исповедник произносил довольно длинные проповеди. Ему выносили кресло и ставили посреди храма. Он садился в него и начинал проповедовать. Эти гомилии проходили в виде живых бесед с верующими. Они активно участвовали в обсуждении  вопросов. Проповеди святителя были яркими, образными и в то же время простыми, доходчивыми. Еще в Антиохии Иоанн получает прозвище Златоуст. 

Кроме того угодник Божий много времени уделял делам милосердия. При нем Антиохийская Церковь ежедневно кормила до трех тысяч дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и болящих.
При этом сам святой жил очень просто.

Питался скудно, одевался бедно, совершенно не обращая внимания на внешний вид. Однажды даже Александрийский Патриарх Феофил обиделся на него за то, что святой, уже будучи Предстоятелем Константинопольской Церкви, встречая его, накрыл скудный стол.

На такие мелочи Иоанн Златоуст совсем не обращал внимания. Главной была душа, устремлявшаяся к Богу.

В 397 году Константинопольская кафедра осиротела. Умер Архиепископ Нектарий. Внимание столицы было обращено на антиохийского подвижника, известность которого простиралась далеко за пределы родного края. Его рукополагают во епископа и возводят на Константинопольскую кафедру. Таким образом, святитель, сам того не желая, оказывается Предстоятелем Церкви.

Константинополь того времени представлял собой печальное зрелище. Внешне это был христианский город, с пышностью отправляющий все обряды и богослужения. Внутренне же, сердечно язычество было очень сильно. Нравы императорского двора отличались распущенностью, знать утопала в пороках и роскоши, в то время когда народ влачил нищенское полуголодное существование.

Важно

В этот погрязший в роскоши и грехах город и прибывает строгий аскет, праведник и молитвенник святитель Иоанн Златоуст. И великий золотой город – столица мира – его сломить не смог.

Константинопольский архипастырь вначале берется за главное – за исправление жизни духовенства. И примером такой благочестивой жизни был, конечно, он сам.

Иоанн Златоуст отказывается от приглашений на различные увеселения да праздничные обеды, распродает богатое имущество Архиепископии: роскошные шторы, мебель, посуду, мрамор. Вырученные деньги пускает на содержание двух больниц и нескольких гостиниц для паломников.

В открытую обличает посещение всяческих языческих увеселений – ипподромов, театров с распутными кровавыми постановками и проч. Конечно же, этим всем он вызывает немало гнева и озлобления для привыкших жить в роскоши.

Архипастырь приобретает себе влиятельного врага в лице императрицы Евдоксии, жены императора Аркадия. В обличительном слове о суетных женщинах царица усматривает намек на себя.

Константинопольский Архиепископ становится на сторону вдовы и защищает несчастную женщину от царского произвола.

Евдокия начинает интриговать против святителя. Под ее покровительством на царской вилле «У дуба» созывается собор во главе с Александрийским Патриархом Феофилом и некоторыми египетскими  епископами. Они осуждают Иоанна по сфальсифицированному обвинению в оригенизме. Святителю присуждают ссылку.

Народ же его очень любил. На улицах Константинополя произошло сильнейшее волнение. Феофилу пришлось спасаться бегством. У храма, где пребывал святой, столпился народ, решивший защищать своего архипастыря. Но святитель поступил как истинный последователь Христа.

Совет

Он так же, как и Спаситель, повелевший святому первоверховному апостолу Петру вложить в ножны меч, сам добровольно сдался во избежание кровопролития. Той же ночью в столице произошло землетрясение. Испуганный император освободил святителя и вернул ему кафедру.

Но все равно это продолжалось недолго.

Вскоре в Константинополе воздвигли колонну в честь Евдоксии. Начались игрища и почти языческие  пиршества. Шум мешал проведению храмового богослужения. Никакие увещания и жалобы святителя

Иоанна Златоуста не действовали. Тогда он публично обвинил императрицу, назвав ее беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

И снова интриги и ссылка на далекий Кавказ.

В сам день Пасхи 404 года, во время богослужения, Иоанн был взят под стражу. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, потом его отправили в Вифинию. Затем еще дальше – в селение Кукуз в Малой Армении. Здесь он проводит в нужде и лишениях три года. Но Евдоксии этого было мало.

Ему назначают новое место ссылки – Питиунт (современная Пицунда  в Абхазии). Страже дается задание примерно следующего содержания: «Если не дойдет, то это будет хорошо». Представим себе, дорогие братья и сестры, это путешествие! Эту медленную пытку, превращенную в настоящее мученичество! До Питиунта святитель Иоанн не доходит.

В местечке Команы силы покидают его. Возле склепа мученика Василиска ему является этот угодник Божий и укрепляет словами: «Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе». Здесь же, в Команах, причастившись Святых Христовых Таин, святитель Иоанн Златоуст со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 сентября 407 года.

В праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня он воздвиг из своей жизни и свой крест во славу Божию.

Автор Литургии, многих богословских сочинений, вошедших в сокровищницу святоотеческой мысли, труженик на ниве Христовой, много боровшийся за чистоту Православия с ересями, имеющий также отношение и к нашей стране (поставил в Крыму епископа), стал воистину драгоценным алмазом в деснице Божией – драгоценной  звездой, сияющей нам Христовым светом на духовном небосклоне.
Константинополь же после осуждения праведника подвергся бедствиям.  Пожар обратил в пепел здание сената, на Византию обрушились опустошительные варварские полчища, а в 404 году (тогда же и был осужден святитель) умерла царица Евдоксия.

В 438 году ученик святителя Иоанна Златоуста Патриарх Константинопольский Прокл произнес в храме похвальное слово страдальцу Христову. Народ не дал ему закончить. Люди стали умолять Патриарха о ходатайстве перед императором за то, чтобы вернуть мощи святителя в столицу. Это и было сделано. Сын Аркадия и Евдоксии Феодосий II отправил за мощами посольство на Кавказ.

Обратите внимание

Но посланники не смогли взять мощи. Тогда император написал святому покаянное письмо, в котором просил простить своих родителей за совершенный ими грех перед ним. Письмо было прочитано перед гробницей. И после всенощного бдения святой позволил взять свои мощи. По перенесении в Константинополь они были поставлены в храме святой мученицы Ирины. От них произошли исцеления.

День и ночь толпы народа шли к любимому святому. Утром мощи были внесены в церковь Святых Апостолов. Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» – и те, кто ближе всех стоял к раке во главе с Патриархом Проклом, увидели, как святитель Иоанн Златоуст открыл уста и произнес: «Мир всем!»

И сейчас, странствуя, а иногда и утопая в волнах житейского океана, хочется верить, что это архиерейское святое благословение праведника простирается и на нас – христиан XXI столетия. А слова святого мученика Василиска тоже, мне кажется, можно перефразировать в «Не унывайте, братья и сестры, завтра в восьмой день – мы будем вместе».

И в сердце, несмотря на грозную бурю, рождается в муках и страданиях Пасха. Ведь Господь наш Иисус Христос, как тогда, в начале V века, так и сейчас, – с нами и в нас. Главное, пожалуй, с Божьей помощью никогда этого не забывать.

Святителю отче Иоанне Златоусте, моли Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Источник: https://pravlife.org/ru/content/o-velikom-dare-svyatitelya-ioanna-zlatousta

Святой Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский — один из трех Вселенских святителей, вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военоначальника.

Жизнь святого Иоанна

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Юноша учился у лучших философов и риторов, рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом, в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он принял иночество, которое называл «истинной философией». Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако он из смирения уклонился от архиерейского сана.

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия.

Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья святой Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году епископ Мелетий Антиохийскнй посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

Иоанн Златоуст — блестящий проповедник

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.

Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обратился к герменевтике — науке о толковании Слова Божия.

Он написал толкования на многие книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников).

Святой Иоанн как пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного пастыря и проповедника росла.

Важно

В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, святой Иоанн Златоуст был вызвав из Антиохии для доставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного — с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам.

Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашения на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область.

Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. Святой Иоанн направлял ревностных миссионеров в Финикию, Персию, к скифам, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия (395-408), распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря.

Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император Аркадий заменил казнь изгнанием.

У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.

Совет

Даже язычники видели в этих событиях Небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель Иоанн в письмах старался укрепить своих духовных чад. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питнус (Пицунду, в Абхазии).

Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя, три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его.

У склепа святого Василиска, утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу 14 (27) сентября 407 года.

Кончина Иоанна Златоуста

Святитель Иоанн Златоуст был погребен в Команах. В 438 году Прокл, Патриарх Константинопольский (434-447), совершая Бого-служение в храме святой Софии, произнес похвальное слово памяти своего великого учителя, в котором сравнивал святителя Иоанна Златоуста со святым Иоанном, Предтечей Господним, проповедовавшим покаяние и также пострадавшим за обличение пороков.

Народ, горевший любовью к святителю Иоанну Златоусту, не дав Патриарху докончить своего слова, начал единодушно просить его обратиться к императору с просьбой о перенесении святых мощей святителя из Коман в Константинополь. Святитель Прокл отправился к царю Феодосию II (408-450) и от лица Церкви и народа просил его об этом.

Император согласился и отправил в Команы особых посланников с серебряной ракой, чтобы с почетом перевезти святые мощи.  Когда же императорские посланцы приступили к гробу святителя Иоанна, они не смогли взять его мощи. Тогда император, в раскаянии, написал послание святителю, прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию.

Послание это прочли у гроба святителя Иоанна, положили на него и совершили всенощное бдение. Затем приступили к гробнице, легко подняли мощи и внесли на корабль (гробница святителя Иоанна осталась в Команах, близ Пицунды). Тогда же совершилось исцеление убогого человека, приложившегося к покрову от гроба святого.

По прибытии мощей святителя Иоанна в Константинополь, 27 января 438 года весь город, во главе с Патриархом Проклом, императором Феодосием, со всем его синклитом и множеством народа вышел навстречу. Многочисленные клирики со свечами, кадилами и хоругвями взяли серебряную раку и с песнопениями внесли ее в церковь святой мученицы Ирины.

Читайте также:  Священномученик петр успенский

Когда Патриарх Прокл открыл гроб, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, от него исходило благоухание. Припав ко гробу, император Феодосий II со слезами просил святителя простить его мать. Народ не отходил от раки весь день и всю ночь. Наутро мощи святого были отнесены в соборную церковь Святых Апостолов.

Когда рака была поставлена на патриаршем престоле, весь народ едиными устами воскликнул: «Прими престол свой, отче!» — и Патриарх Прокл со многими, стоявшими у раки, увидели, как святитель Иоанн открыл уста свои и произнес «Мир всем!»

Источник: http://zaozernaya.ru/jitiya/26-noyabrya-pamyat-svyatitelya-ioanna-zlatousta-arxiepiskopa-konstantinopolskogo.html

Иоанн Златоуст

Дни памяти Святителя Иоанна Златоуста: 27 января (9 февраля) , 30 января (12 февраля) (Собор трех святителей), 14(27) сентября , 13(26) ноября.

Святитель Иоанн Златоуст (Хризостом) родился приблизительно в 347 году в Антиохии, в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения мальчика.

Мать святого Иоанна Златоуста, Анфуса, овдовев в 25 лет и оставшись с двумя детьми, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Сама Анфуса, была женщиной благородного происхождения и отличалась высокой нравственностью, поэтому она неизменно отклоняла все предложения о замужестве и решила посвятить жизнь детям.

Однако, дочь Анфусы и сестра Иоанна Златоуста скоро умерла.

Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.

Юноша учился у лучших философов и риторов.

Обратите внимание

Окончив учёбу, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой и добился в этой сфере поразительных успехов. На этом поприще, благодаря своему таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе Иоанн Златоуст мог построить блестящую карьеру адвоката. Но Бог уготовал для него другой путь.

Через некоторое время Иоанн, всерьёз увлекшись Священным Писанием и творениями святых отцов, оставил адвокатскую практику и звание ритора.

Иоанн, отвергая теории язычников, обратился к углубленному изучению Божественного Писания и молитвенному созерцанию.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (день памяти 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Несмотря на то, что родители Иоанна Златоуста были христианами, они не крестили ребёнка в раннем детстве.

В то время детей часто крестили в более старшем возрасте и многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

 Через 3 года святой Иоанн Златоуст был поставлен во чтеца. В то время должность чтеца часто служила предварительной ступенью перед принятием священства.

 После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии – епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор.

Наряду с нравственным воспитанием Иоанн Златоуст получил прекрасное светское образование.

Важно

Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) – у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства.

За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.

Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Иоанна Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.

К этому времени Иоанн окончательно решил посвятить свою жизнь служению Богу.

Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.

Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали, по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

После кончины матери, Иоанн принял монашество, которое называл «истинной философией». Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако, святой Иоанн Златоуст, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. 

В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. 

Здесь были им написаны три книги «Против вооружающихся на ищущих монашества» и сочинение «Сравнение инока с царем» («Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни»), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере отшельником.

Совет

Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на физическом здоровье Иоанна Златоуста: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни.

Для восстановления здоровья Иоанн Златоуст должен был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона.

Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: «О Провидении» («К Стагирию подвижнику»), «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

В 386 году святой Иоанн Златоуст был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие.

Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст».

Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда — каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике — науке о толковании Слова Божия.

Среди его экзегетических творений — толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). 

Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

Обратите внимание

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. 

Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. 

С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: «Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух».

В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».

Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное, по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. 

В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного – с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. 

Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. 

Важно

Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму.

В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого.

Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. 

Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии (ныне известной, как Литургия Иоанна Златоуста), ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. 

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. 

Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. 

Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. 

Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение.

Совет

Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться.

И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». 

Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна.

По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия.

Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). 

Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика («Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе»), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!» отошел к Господу 14 сентября 407 года. 

Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой».

Источник: http://www.molitvy-bogu.ru/2017/08/ioann-zlatoust.html

Ссылка на основную публикацию