Святитель иоасаф белгородский

День памяти Святителя Иоасафа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский обычно изображается на иконах со строгим взглядом на сдержанном лице.

Его ревность и бескомпромиссность в вопросах веры и благочестия действительно можно сравнить с той, что была у пророка Илии.

Однако не только «правилом веры», но и «образом милосердия» именует Белгородского епископа Святая Церковь. Чем же так прославился этот дивный святой, строгий аскет и заботливый архипастырь?

Обратите внимание

Вся жизнь святителя Иоасафа, епископа Белгородского, была ознаменована особым Божьим попечением о нём, наиболее же покровительством Царицы Небесной. Родился будущий святой в 1705 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В честь праведного родителя Пречистой Девы Марии мальчика назвали Иоакимом. Родители святителя принадлежали к знатному казацкому роду Горленко. Жили они в городке Прилуки, тогда относившемся к Полтавской губернии, в Малороссии.

О будущем архипастырском служении Иоакима было возвещено его отцу в одном необычном видении. Как-то вечером, сидя на крыльце дома, он увидел стоящую над горизонтом Божию Матерь. Возле неё стоял ангел, а перед ними на коленях молился Иоаким.

И Пресвятая Дева при этом одобрительно произнесла: «Довлеет Мне молитва твоя», – после чего ангел облачил молящегося в архиерейскую мантию. Однако вскоре само это видение отец Иоакима позабыл и смог вспомнить уже только после смерти сына.

В семилетнем возрасте мальчик поступил учиться в Киевскую академию. Уже в это время у него зарождается горячее желание принять монашество, которое полностью утвердилось к шестнадцати годам.

Однако он знал, что этого не одобрят его родители, мечтавшие видеть в сыне продолжателя своего славного рода и наследника их имения. По этой причине на одном из последних курсов обучения, без ведома родителей, Иоаким удалился в один из монастырей под Киевом, где проходил искус в течение двух лет.

В Киеве в это время оставался слуга Иоакима, который, получая письма от его родителей, привозил их в монастырь и отправлял им ответы уже из Киева.

Только после принятия иноческого пострига c именем Иларион молодой человек сообщил об этом своим родителям, прося у них прощения за причинённую скорбь.

Важно

В монахи он был пострижен в 1727 году на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. При постриге он получил имя Иоасаф – в честь святого Индийского царевича, чья память отмечалась накануне.

Уже на следующий год Иоасаф был рукоположен в иеродиакона и стал преподавать в Киевской академии.

Пастырское служение

На редкие духовные дарования молодого монаха сразу же обратил внимание архиепископ Рафаил (Заборовский), вскоре ставший митрополитом Киевским, который и приблизил Иоасафа к себе.

Он сам рукоположил его в иеромонахи и позже назначил настоятелем Мгарского монастыря под Лубнами. Со смирением приняв на себя новое послушание, молодой игумен принялся за восстановление обители, находившейся тогда в полуразрушенном состоянии.

Несмотря на значительно ухудшившееся здоровье, Иоасафу удалось значительно преобразовать и улучшить хозяйство монастыря, в том числе построить большой братский корпус.

Дважды игумену Иоасафу в тонком сне являлся святой Афанасий Константинопольский, считавшийся покровителем Лубенской обители. В этих видениях святитель Афанасий выражал новому настоятелю монастыря своё покровительство и поддержку.

Однако на строительные работы по восстановлению главного собора монастыря средств не хватало. Тогда игумен Иоасаф с целью поиска средств отправился в Москву и Санкт-Петербург.

Поездка оказалась настолько успешной, что своей проповедью Иоасаф даже смог привлечь к себе внимание самой императрицы Елизаветы Петровны. Она-то и выделила впоследствии сумму, необходимую для реставрации собора.

Кроме того, по ее Высочайшему распоряжению, игумен Иоасаф был удостоен звания архимандрита, а спустя время назначен также наместником Сергиевой Лавры, оставаясь настоятелем Лубенского монастыря.

Совет

И здесь множество трудов совершил архимандрит Иоасаф за непродолжительный срок своего наместничества – около трёх лет.

Практически полностью под его руководством были восстановлены все лаврские постройки, пострадавшие от недавно случившегося пожара, в том числе реставрирована роспись храмов, при нём был отлит известный колокол весом в 4 000 пудов. Также стараниями архимандрита Иоасафа было восстановлено подворье Лавры в Москве.

Епископ Белгородский

В 1748 году в Санкт-Петербурге Иоасаф был возведен в сан епископа Белгородского и Обоянского. Так начались его архипастырские труды. Нужно сказать, что кафедра святителю досталась очень большая и крайне бедная.

Не жалея своих сил и здоровья, владыка ревностно взялся выполнять новые возложенные на него обязанности. Он сам объезжал даже самые отдаленные приходы своей епархии, вникая во все существовавшие трудности и проблемы.

При этом останавливался святитель обычно у самых бедных сельских священников, не лишая их своего архипастырского совета и наставления.

Правило веры

Особенно ревностно епископ Иоасаф относился к соблюдению церковного устава, следил за нравственным обликом духовенства, воспитывал благоговейное отношение ко святыням.

Много сил он приложил к тому, чтобы повысить уровень духовного образования и сделать его доступным для малообеспеченных семей.

Известно несколько случаев, ярко характеризующих его бдительное попечение о приходах своей епархии.

Однажды, оставшись на ночлег в доме одного сельского священника, владыка никак не мог уснуть, будучи объят непонятным страхом.

Тогда, движимый необъяснимым чутьём, он обнаружил в этом доме завернутые в бумагу Святые Дары, спрятанные между посудой.

Всю оставшуюся часть ночи святитель простоял в молитве перед святыней, прося у Бога прощения за небрежность священнослужителя, а наутро сделал строжайший выговор этому священнику, после чего лишил его сана.

В другой раз, также объезжая свою епархию, святитель в тонком сне узнал, что в одном из храмов совершается неподобное. Проснувшись, он поспешил поинтересоваться о ближайших храмах.

Ему действительно указали на церковь, такую же, какую владыка видел во сне. Прибыв туда, он обнаружил, что во время совершения Божественной литургии один из служителей был пьян.

Святитель Иоасаф сразу же на месте разжаловал его.

«Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия»

В житии святого упоминается еще один не менее удивительный и поучительный случай. Среди духовенства его епархии был священник, доживший до ста тридцати лет. Все считали это особым благословением Божиим. Однако святитель Иоасаф духовным взором увидел иную, скрытую причину такого долголетия. Он поинтересовался у этого священника, нет ли у него какого-то важного неисповеданного греха.

Обратите внимание

Хорошо подумав, тот действительно вспомнил один забытый случай. Однажды он отслужил в своем храме Литургию, после чего приехал местный помещик и повелел ему служить ещё одну. Боясь быть наказанным, священнослужитель совершил и вторую Божественную литургию. При этом он ясно слышал в алтаре голос, запрещавший ему это, грозя проклятием.

В ответ священник сам проклял говорившего и совершил Евхаристию.

Выслушав этот рассказ, епископ Иоасаф пришёл в негодование. Он понял, что священник проклял ангела, приставленного охранять тот храм. После святитель распорядился собрать походный храм – на том самом месте, где раньше стояла та церковь, они отслужили Литургию. При этом владыка сам исповедал старого священнослужителя, после чего тот ещё во время службы мирно отошел ко Господу.

Обретение Песчанской иконы

Благодаря необычному дару духовного видения, которого сподобился святитель Иоасаф, сегодня мы имеем еще одну православную святыню – Песчанскую икону Божией Матери, которая и сегодня является одной из самых почитаемых в Украине. Её чудесное обретение пришлось на 1754 год.

И произошло это следующим образом. Накануне этих событий святитель Иоасаф видел необычный сон: в одном незнакомом храме в небрежении пребывала икона Богородицы. От неё епископ услышал слова: «Смотри, что сделали с Ликом Моим служители сего храма.

Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в сор». Вскоре после этого епископу Иоасафу при объезде приходов своей епархии довелось посетить церковь близ города Изюма под Харьковом. В ней он и узнал ту самую, увиденную им во сне.

В притворе, к своему ужасу и удивлению, он увидел икону, за которую выбрасывали уголь от кадила. Епископ неожиданно упал перед ней на колени и стал просить прощения у Божией Матери за небрежность священнослужителей.

Затем он сам указал почетное место в храме, куда следует поместить образ, объяснив, что на нём почивает особая Божия благодать. Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса, которые не прекращаются и по сей день.

Образ милосердия

Святитель Иоасаф был не только строгим и взыскательным, но вместе с тем имел такое же милосердное сердце, как у святителя Николая Чудотворца. Очевидно, подражая последнему, он старался помогать людям тайно, чтобы они не знали имени своего благодетеля. В связи с этим однажды с ним произошел даже такой курьезный случай.

У епископа Иоасафа был заведен обычай: накануне больших церковных праздников он отправлял своего келейника в дома бедных людей с подарками. При этом келейник оставлял котомку с подарками у дверей, стучался и убегал. Но однажды так случилось, что накануне праздника Рождества Христова келейник святителя заболел.

Важно

Не желая лишить бедняков подарков, епископ Иоасаф решил сам, переодевшись в простую одежду, отнести их людям. Однако когда он возвращался домой, собственный сторож переодетого владыку не узнал. Думая, что это вор, он схватил святителя и даже ударил.

Причем наутро после этого события епископ вовсе не стал наказывать своего сторожа, как можно было ожидать, а напротив, похвалил его за бдительность.

Молитвенник и чудотворец

Известно, что святитель Белгородский Иоасаф был наделен крайне редким даром прозорливости. Подтверждением этому может служить следующий случай. Однажды жители одного из сел накануне праздника Троицы пришли к епископу просить его молитв, так как стояла сильная засуха, и они могли лишиться урожая.

Святитель отдал распоряжение своему кучеру приготовить к утру сани для поездки в это село. Люди удивились, полагая, что владыка ошибся, но он подтвердил своё распоряжение готовить именно сани. К большому удивлению всех, на утро действительно выпал снег, который вскоре растаял, что и позволило спасти урожай.

Преставление святителя

Свою смерть святой предчувствовал заранее. Когда он отправлялся в 1754 году в Прилуки навестить родителей, то, расставаясь со своей белгородской паствой, говорил, что видятся они в последний раз. Возвращаясь из Прилук назад, он остановился в одном из сёл, где сильно заболел и около двух месяцев пролежал в таком состоянии.

10 (23) декабря 1754 года епископ Иоасаф тихо преставился. Известно, что в это же самое время игумену одного из монастырей Белгородской епархии было видение: он был на приёме у владыки, и тот, стоя у окна и показывая на солнце, которое восходило, произнес: «Как сие солнце ясно, так светло я предстал в сей час престолу Божию».

Молитвами святителя Иоасафа Белгородского Господь да помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец!

Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/svyatitel-bozhiy-ioasaf-belgorodskiy/

Святитель Иоасаф

Иоасаф Горленко, Святитель Иоасаф (1 705-1754 гг ) — епископ Белгородский и Обоянский. Святитель Иоасаф родился 8 сентября 1705 г. в городе Прилуки Полтавской губернии Отец — Андрей Дмитриевич, мать — Мария Даниловна Горленко. Первенца назвали Иоакимом.

Родители хотели видеть сына наследником их богатого имения, но Иоаким с детства проявлял интерес только к служению Богу. Отец вынужден был уступить желанию семилетнего сына, решившего поступить в школу Киевского Братского монастыря, преобразованную в академию.

Иоаким учился с увлечением и прилежанием и уже в 16 лет стал помышлять о монашеской жизни.

После восьмилетнего пребывания в академии Иоаким втайне от родителей оставил учебу, уединился в Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеский постриг с именем Илариона.

Через два года монах Иларион был переведен в воспитавшую его Братскую академию учителем. Здесь он был пострижен в мантию и назван Иоасафом в честь индийского царевича Иоасафа. Кроме преподавания в академии , Иоасаф Горленко, возведенный в сан иеродиакона, был членом Киевской духовной академии.

В этот период жизни он начал трудиться на ниве пастырского служения — сначала в Киевском Братском монастыре, а затем в Киево-Софийском кафедральном монастыре. В июне 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Мгарского Спасо-Преображенского монастыря Полтавской губернии, который находился в запушенном состоянии.

Иоасаф добровольно принял на себя труд по сбору денег на восстановление обители.

Получив Благословение митрополита Рафаила, он отправился в Москву и Петербург.

В первопрестольной в присутствии императрицы Елизаветы Петровны в ее придворной комнатной церкви Иоасаф произнес свое сильное по убедительности и богатое по содержанию Слово о любви к Богу и ближнему.

Совет

Императрица была глубоко Тронута речью молодого игумена и повелела выдать на Сласо-Преображенский собор две тысячи рублей. Вернувшись в свою обитель, Иоасаф энергично взялся за ремонт и благоустройство монастыря.

Поездка Иоасафа в столицы сделала его известным при дворе. По личному указанию Елизаветы Петровны 14 сентября 1744 г. он был возведен в сан архимандрита, а через полтора месяца вызван в Москву и назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. В 1745 г.

Читайте также:  Школа веры: седьмая заповедь: «не прелюбодействуй»

архимандрид Иоасаф прибыл в лавру, которая за год до его прием а была опустошена пожаром. С огромной энергией принялся Иоасаф за восстановление святынь знаменитой обители. О днако его служение в лавре оказалось непродолжительным.

1 января 1748 г скончался митрополит Белгородский Антоний, и на его место Священным Синодом и императрицей был избран наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иоасаф.

На следующий день в Петербурге в Петропавловском соборе в присутствии Елизаветы Петровны состоялось рукоположение Иоасафа Горленко в епископа Белгородского и Обоянского.

В то время г Белгород был губернским городом, а Белгородско-Обоянская епархия была одной из самых обширных в России. Однако, в духовном отношении епархия была в упадке, священнослужители мало заботились о религиозно-нравственном воспитании прихожан, многие сельские церкви ветшали и годами не ремонтировались.

Епископ Иоасаф регулярно совершал обозрение епархии. Большое внимание он уделял религиозно-нравственному состоянию местного духовенства, работе учебных заведений, находившихся в пределах епархии, и, в первую очередь, Харьковскому коллегиуму и малым славяно-латинеким школам.

Одной из главных его забот была помощь бедным.

Он лично навешал обездоленных судьбой людей, неся им духовную и материальную помощь. Святитель часто посещал бальных и приносил им исцеления.

Обратите внимание

Постоянные служебные разъезды по епархии, аскетический образ жизни,административные заботы подорвали здоровье епископа Иоасафа. Предчувствуя близкую кончину, он решил навестить родителей.

Прошаясь с белгородцами, сказал, что они больше не увидят его живым, попросил у всех прошения и сам всех простил и благословил.

Посетив родной дом в Прилуках,преосвященный Иоасаф отправился об ратно в Белгород, который за шесть лет его архипастырского служения стал ему близким и дорогим. Но, как и предсказывал Святитель, Белгород ему уже не суждено было увидеть. Остановившись в слободе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, преосвященный Иоасаф тяжело заболел.

Проведя более двух месяцев в больничной постели, 10 декабря 1754 г. он скончался, прожив чуть более 49 лет. 15 декабря почивший Святитель я гробу был перевезен в Белгород.

Два с половиной месяца тело лежало открытым в Свято-Троииком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного вида. Только 28 февраля 1755 г. гроб с телом покойного был поставлен в пещере под собором.

Спустя два года духовные чины спустились в усыпальницу, открыли гроб и увидели, что тело Святителя Иоасафа продолжало оставаться нетленным.

Слух об этом быстро распространился по всему Белгороду и его окрестностям и стал привлекать ко гробу Святителя больных и увечных, которые, приложившись к мошам, получали исцеление С тех пор в течение более полуторавеков белгородцы почитали Иоасафа Горленко святым, хотя официально он еше не быт канонизирован.

Торжественное прославление нетленных мошей святителя Иоасафа состоялось 4 сентября 1911 г. В них приняли участие многие российские иерархи во главе с московским митрополитом Владимиром, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Федоровна.

Важно

Закончились торжества 17 декабря, когда в Белгород почтить память святого Иоасафа прибил император Николай II с семьей.

Девять лет мощи святого Иоасафа находились в Свято-Троицком соборе в раке из серебра, изготовленной в Москве известной фирмой Хлебниковых. Многие тысячи людей из разных городов и сел России побывали у раки святого Иоасафа. Известны сотни свидетельств чудесного исцеления больных, которые были официально зарегистрированы и собраны официальной комиссией. В 1920 г.

произошло надругательство над святыней. Решением местных властей гробница была вскрыта, мощи отправлены в Курск, затем в Москву, где были выставлены в музее Наркомздрава.

Из Москвы они были переправлены в Ленинград и помешены в экспозиции Музея истории религии и атеизма, который размешался в Казанском соборе, а позже были спрятаны доброхотами на чердаке, и тем убережены от уничтожения.

Только в 1991г моши были извлечены с чердака. Для их опознания была создана специальная комиссия. Активное участие в опознании и возвращении мошей в Белгород приняли игумен Иоанн (Попов) будущий епископ Белгородский и Старооскольский, настоятель Преображенского собора Белгорода, протоиерей Олег Кобеи и настоятель собора Святителя Иоасафа, протоиерей Леонид Константинов.

После проведения специалистами идентификации, моши Святителя Иоасафа были отправлены из Ленинграда в Москву, затем в Курск и 16 сентября 1991 г. прибыли в Белгород, где состоялись большие торжества по случаю их второго обретения.

С тех пор моши епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа находятся в Преображенском соборе города Белгорода, куда идут люди на поклонение к ним

Лит.:Бедгородская энциклопедия. Жевахов Н Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белоградский и Обоянский 1705—1754 Материалы для биографии, собранные и изданные князем Н Д. Жеваховым. Т.1—3. Киев, 1907—1909; Никодим (Кононов), епископ.

Сказание о жизни, подвигах и чудесах святителя и чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского и Обоянского. — Курск, 1911 ; Белгородский чудотворец. Житие, творения,чудеса и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского (Составление, подготовка текста, примечания А.

Н Стрижева) М., 1997 Крупенков А. Н.

AOF | 13.10.2014 08:51:46

Источник: https://beluezd.ru/sv-iosaf.html

День памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского

Святитель Иоасаф Белгородский
Икона XX в.

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) родился в Полтавской губернии в благочестивой семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Димитриевича Горленко. С ранних лет мальчик отличался глубокой религиозностью. Еще в детские годы он, по его словам, «возлюбил монашество».

Однажды отцу мальчика было чудесное видение. Андрей Димитриевич сидел вечером на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел за горизонтом на воздухе Пресвятую Богородицу с ангелом и сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего молитвы Божией Матери.

Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию. Пораженный дивным и знаменательным видением, отец Иоакима имел дерзновение сказать: «Нам же, родителям, Пречистая Богоматерь, что оставляешь?» Ответа не последовало, и явление кончилось.

Так Господь предсказал то, что сбылось в свое время, и великий угодник Божий святитель Иоасаф с самых ранних лет встал на путь любви Христовой, любви, которая впоследствии изливалась из его сердца. 

Совет

Будущий святитель окончил Киевскую Духовную академию. В 1727 году, в возрасте 22 лет, он принял монашеский постриг в киевском Братском монастыре, а десятью годами позже был назначен игуменом Мгарского Преображенского монастыря.

Игумен Иоасаф проявил себя как строгий постник, усердный молитвенник и деятельный организатор восстановления обители. В сентябре 1742 года ему в тонком сне явился архиепископ Киевский Рафаил и предсказал: «Будешь архимандритом».

Через два года предсказание владыки исполнилось. 

Святитель Иоасаф Белгородский

Три года жизни святителя Иоасафа связаны с его служением в обители преподобного Сергия. В ноябре 1744 года архимандрит Преображенского Мгарского монастыря Иоасаф был вызван в Москву.

29 января 1745 года последовал указ о назначении его наместником Троице-Сергиевой Лавры с оставлением в должности настоятеля Мгарского монастыря. В годы служения в Лавре архимандрит Иоасаф, как и прежде, ревностно трудился на ниве Христовой.

Преодолевая телесные немощи, вызванные суровой аскетической жизнью, и возрастая духом, он со всем усердием исполнял возложенные на него обязанности и явил себя надежным соработником священноархимандрита Лавры Арсения (Могилянского), архиепископа Московского.

Как член Святейшего Синода владыка Арсений подолгу находился в Санкт-Петербурге и потому в деле управления Лаврой полагался на своего ближайшего помощника — наместника архимандрита Иоасафа. 

Время его пребывания в Лавре отмечено значительными переменами в жизни обители. В короткий срок были восстановлены и перестроены храмы и другие монастырские здания, пострадавшие при сильном пожаре.

Стараниями наместника возобновлено Троицкое подворье в Москве, приведена в порядок монастырская библиотека, отлит лаврский Царь-колокол весом 4000 пудов, продолжено сооружение колокольни, начато строительство церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери. Все это стоило колоссальных усилий. Необходимо было не только изыскать средства для выполнения масштабных работ, но и найти хороших мастеров.

Обратите внимание

По делам монастыря архимандрит Иоасаф часто совершал поездки в Москву, Ростов Великий и Кострому. При его слабом здоровье и тогдашних средствах передвижения это было связано с большими нагрузками. 

Архимандриту Иоасафу Лавра обязана также быстрым восстановлением храмовых росписей, пострадавших при пожаре. С этой целью отец Иоасаф пригласил в обитель насельника Межигорского монастыря иеромонаха Павла (Казановича). Под его руководством в Лавре был создан иконописный класс. По эскизам иеромонаха Павла воссоздан, в частности, интерьер главного здания Московской Духовной академии. 

 
Святитель Иоасаф Белгородский. 
Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы
Троице-Сергиевой Лавры

В начале XX века настоятель Вознесенской церкви Санкт-Петербурга протоиерей Александр Маляревский, один из горячих почитателей святителя Иоасафа, писал: «Благочестивый паломник знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры! Услышишь ли бархатистый звучный благовест четырехтысячного лаврского колокола, придешь ли в восхищение при виде величественной монастырской колокольни, переступишь ли порог храма богословской науки — академического актового зала, вспомни с благодарностью беззаветно вложившего во все это свой Богом благословенный труд архимандрита Иоасафа!» 

В обители преподобного Сергия отец Иоасаф прослужил до 15 марта 1748 года, когда был назначен епископом Белгородским и Обоянским. 

Став правящим архиереем, владыка Иоасаф посетил все церкви, находившиеся в епархии. Святитель старался, чтобы его посещения были необременительными для приходов. Он предпочитал останавливаться не в домах богатых помещиков, а в жилищах священников или крестьян. Часто во время поездок по епархии владыка простаивал целую ночь на молитве. 

Епископ Иоасаф проявлял большую заботу о духовном просвещении паствы. Владыка рассылал по епархии указы с предписанием всем священникам в воскресные дни после литургии учить прихожан молитвам, произносить проповеди с обличением распространенных суеверий. Епископ настойчиво требовал искоренения языческих обычаев.

Исполненный евангельской любви к ближним, святитель Иоасаф неустанно творил дела милосердия. Перед большими праздниками он посылал своего келейника, чтобы тот, не привлекая внимания, оставлял перед домами бедных людей одежду и деньги. Бывало и так, что сам святитель, переодевшись, отправлялся ночью втайне помогать неимущим. 

 
Святитель Иоасаф Белгородский.  
Икона из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

Своей подвижнической жизнью святитель Иоасаф снискал дар прозорливости. Вскоре по вступлении своем на Белгородскую кафедру святитель собрал городских и окружных пастырей. Среди них он заметил одного престарелого священника, на которого устремил свой испытующий взор.

Святитель задержал старца и, узнав, что тому минуло 130 лет, сказал: «Поведай мне: не опорочена ли твоя совесть каким-либо тяжким грехом, который связывает тебя и не дает умереть». Изумленный старец, считавший долголетие особою милостью Божией, был настолько ошеломлен словами святителя, что только и мог повторять: «Не знаю, не помню».

Важно

Но пристальный взор епископа, устремленный на него, отеческая ласка и бесконечная любовь, которая светилась в очах святителя, воскресили в памяти старца давно забытое прошлое… Заливаясь слезами, пал он к ногам владыки и рассказал об ужасном случае, который произошел несколько десятков лет назад.

Однажды, совершив в своем храме Божественную литургию и собираясь идти домой, он был остановлен посланцем местного помещика, который потребовал совершить литургию вторично. Но этого требования он не мог исполнить, поскольку в храме был только один престол. Никакие доводы не в состоянии были вразумить ни посланца, ни самого помещика.

Под угрозою наказания священник вернулся в храм и приступил к совершению литургии на том же престоле. Но услышал таинственный и грозный голос: «Остановись, что ты делаешь!» 

Содрогнулся священник, однако страх перед помещиком был сильнее страха перед Богом. Оправившись от смущения, батюшка возгласил: «Благословенно Царство…

», как вдруг услышал еще более грозное предостережение: «Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». В порыве безумия он ответил: «Сам будь проклят» — и затем продолжал службу.

С тех пор прошло уже свыше семидесяти лет, ветхая церковь разрушилась, а там, где она стояла, теперь было чистое поле. 

Трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры с боковыми приделами  в честь Святителя Иоасафа Белгородского (левый придел)

и преподобного Серафима Саровского (правый придел)

Святитель с ужасом выслушал рассказ старца и сказал ему: «Несчастный, что ты сделал. Ты проклял ангела Божия, хранителя места святого. Так вот причина долголетия твоего».

Он велел немедленно приготовить походную церковь, разыскать то место в поле, где раньше стоял храм, и вместе со старцем отправился туда.

Владыка приказал ему совершить там Божественную литургию, по окончании которой епископ подозвал к себе старца и велел прочитать ему «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Затем святитель благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тебя от всех твоих грехов». 

 
Святитель Иоасаф Белгородский

Совет

Кротко и любовно взирал епископ Иоасаф на бедного пастыря, спасенного от погибели, и, наклонившись к нему, обнял его. Склонилась глава священника на плечо святителя, и, прощенный Богом, он испустил последний вздох. Святитель Иоасаф повелел здесь же, на месте бывшей церкви, совершить погребение старца и сам отпел его. 

Читайте также:  Священномученик димитрий остроумов, священник

Однажды, собираясь в очередную поездку по епархии, владыка увидел во сне церковь и в ней в груде мусора образ Божией Матери. От иконы исходило сияние и раздавался голос: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма».

Пораженный сновидением, святитель Иоасаф при осмотре храмов стал обращать пристальное внимание на иконы Пресвятой Богородицы.

В притворе небольшого храма, расположенного в предместье города Изюма, он обнаружил образ Божией Матери, используемый в качестве перегородки, за которую ссыпали уголь для кадила. По повелению владыки образ был помещен в киот за левым клиросом.

Впоследствии эта икона Божией Матери стала называться Песчанской по названию села Пески, в которое она была перенесена из предместья города Изюма. Песчанская икона прославилась многочисленными чудесами. 

Незадолго до своей кончины святитель Иоасаф с благословения Святейшего Синода отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки для свидания с родителями.

Прощаясь со своей паствой, он сказал, что жители Белгорода уже не увидят его более живым, просил у всех прощения и, в свою очередь, сам всех простил и благословил. Свидание святителя с родителями было весьма трогательным.

Отец святителя, почтенный старец, преисполненный радости, хотел земным поклоном воздать должную честь сыну-архиерею и вместе с тем признавал нужным соблюсти достоинство, которое приличествует отцу.

Обратите внимание

Встретив сына своего при выходе его из кареты, отец нарочно уронил свою трость и, поднимая ее, поклонился до земли проходящему в это время святителю. Заметив такое действие родителя, владыка со слезами наклонился к ногам его и поспешил поднять трость отца. В этом родственном объятии соединились почтительность сына к отцу и благоговейное уважение отца к сыну. 

Святитель Иоасаф скончался на обратном пути в Белгород в селе Гайворон 10 декабря 1754 года. Нетление его мощей и множество чудес, совершавшихся по молитвам святителю, дали основание для прославления владыки.

Канонизация епископа Иоасафа Белгородского состоялась в 1911 году. На докладе Святейшего Синода о его прославлении император Николай II начертал: «Благодатным предстательством Св.

Иоасафа да укрепляется в державе Российской преданность праотеческому Православию ко благу всего народа Русского». 

В Троице-Сергиевой Лавре святитель Иоасаф издавна пользовался большим почитанием.

В его честь в 1957 году в Трапезном храме Преподобного Сергия был освящен северный придел, в местном ряду которого помещена ростовая икона святителя.

Епископ Иоасаф представлен с Евангелием в руке на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» и «Собор святителей, в земле Российстей просиявших» письма монахини Иулиании (Соколовой) (середина XX в.). 

Память святителя Иоасафа Белгородского празднуется 4/17 сентября и 10/23 декабря. 

вяти́телю Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чудеса́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Христа́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

ногоразли́чныя по́двиги жития́ твоего́ кто испове́сть?/ Многообра́зныя ми́лости Бо́жия тобо́ю явле́нныя кто исчислит?/ Дерзнове́ние же твое́ у Пречи́стыя Богоро́дицы и Всеще́драго Бо́га до́бре ве́дуще,/ во умиле́нии серде́чнем зове́м ти:/ не лиши́ и нас твоея́ по́мощи и заступле́ния,// святи́телю Христо́в и чудотво́рче Иоаса́фе.

Важно

 святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем, грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоя николиже отпадает.

Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведников Его. Преклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение.

Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на Церковь Божию отжени. Умоли Отца Небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня и потопа и иных бед и обстояний.

Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление.

Отпадшия же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: Троицкий патерик. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. Стр. 288-294.

23 Декабря 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-svyatitelya-ioasafa-episkopa-belgorodskogo

Святитель Иоасаф Белгородский

Будущий святитель Иоасаф Белгородский родился 8 сентября 1705 года и был первенцем в малороссийской дворянской семье Горленко.

Отец его, Андрей Дмитриевич, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Апостоле. А матерью его была дочь гетмана, Мария Даниловна.

Младенца назвали Иоакимом, и до семи лет он воспитывался в родительском доме — в Прилуках Полтавской губернии.

На восьмом году родители отдали Иоакима в Киево-Могилянскую академию, переживавшую в то время пору своего расцвета.

Находясь в стенах академии, он имел возможность часто посещать многочисленные киевские святыни, а так как уклад жизни «академиков» был почти монашеским, то юный Иоаким привык к нему и не желал для себя ничего другого.

Уже в пятнадцать лет он твердо знал, что, если будет на то Господня воля, изберет для себя монашеский путь.

Совет

Окончив академию, Иоаким поступил послушником в Межигорский монастырь, где по истечении двух лет принял рясофор и наречен был Иларионом. Еще через два года, в 1727 году, его постригли в мантию с именем Иоасаф.

6 января 1728 года инок Иоасаф стал иеродиаконом, а через некоторое время ему определили послушание наставника в низшем классе Киево-Могилянской академии. На этом поприще святой трудился три года.

В 1732 году посетивший академию архиепископ Киевский Рафаил (Заборовский) обратил внимание на молодого иеродиакона, обнаружил в нем недюжинные духовные дарования и приблизил к себе.

В 1734 году он назначил Иоасафа экзаменатором при Киевской кафедре и 8 ноября того же года рукоположил во иеромонаха.

Служение Иоасафа Белгородского

Служил отец Иоасаф Белгородский сначала в Киево-Братском монастыре, а потом — в Софийском кафедральном соборе. Видя ревностное исполнение им пастырских обязанностей, владыка Рафаил определил ему быть игуменом Мгарского Преображенского монастыря. В то время Мгарская обитель была уже довольно населенной, и управление ею явилось своего рода экзаменом для молодого настоятеля.

Игумен Иоасаф с честью выдержал этот экзамен, явив себя деятельным и заботливым начальником для братии. Подавая пример инокам, он вел строго подвижническую жизнь. При этом от непосильных трудов настоятель часто болел, что нашло отражение в его собственных записях.

Дважды за время своего игуменства в Мгарском монастыре отец Иоасаф сподобился видения святителя Афанасия III Пателария, Патриарха Цареградского (1560—1654), нашедшего последнее пристанище в Мгарской же обители. Вот запись, сделанная мгарским игуменом о видении, бывшем ему 26 октября 1740 года:

Иоасаф — епископ Белгородский

В 1742 году игумен Иоасаф Белгородский отправился в Петербург за сбором пожертвований. В столице он имел аудиенцию у императрицы Елизаветы Петровны, подарившей обители 2000 рублей.

Царица запомнила мгарского настоятеля, произнесшего перед нею трогательную и назидательную проповедь о любви к Богу, и в 1744 году по ее прямому указанию его возвели в сан архимандрита, а менее чем через полгода назначили наместником Троице-Сергиевой Лавры.

Служение архимандрита Иоасафа в Свято-Троицкой Лавре было непродолжительным. Уже 15 марта 1748 года вышло повеление о хиротонии его во епископа Белгородского.

В Белгород владыка Иоасаф прибыл утром 6 августа. По старому стилю это было Преображение Господне, и святитель тут же, не отдохнув после долгой дороги, совершил Литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Дела в Белгородской епархии обстояли в то время не лучшим образом. Первой бедой, с которой положил бороться новый архипастырь, была бедность и необразованность приходского духовенства.

Клирики в большинстве своем не имели возможности содержать детей в духовных училищах и даже если отдавали их учиться, то вскоре забирали домой.

Святитель Иоасаф Белгородский должен был взять на себя поддержку малоимущих учеников и попечение о сиротах духовного звания.

Обретение Песчанской иконы Божией Матери

Временами он руководствовался в своем служении указаниями, получаемыми им, как ни дерзновенно это звучит, непосредственно от Бога и Его Пречистой Матери. Например, однажды ему привиделась во сне какая-то церковь, в притворе которой стояла икона Божией Матери, осиянная чудесным светом. При этом подле иконы высились горы мусора.

«Смотри, — услышал архипастырь голос от образа Божией Матери, — что сделали с иконою Моею служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для веси сей и всей страны, а они повергли его в сор». Во время очередной архиерейской поездки епископу Иоасафу пришлось быть в городе Изюме.

В пригороде его, Замостье, он увидел точь-в-точь такую церковь, какая приснилась ему недавно. С волнением епископ вошел в нее — и в притворе обнаружил большой образ Божией Матери, использовавшийся в качестве перегородки, за которой держали уголь для кадила. Долго стоял в молитвенном молчании он перед иконою.

Причт храма пребывал в недоумении: для чего владыка медлит в притворе и не заходит в церковь?

Обратите внимание

Внезапно они увидели, как святитель повергся перед иконой на колени и, осенив себя крестным знамением, в голос заплакал: «Владычица Небесная, прости небрежность Твоих служителей, не ведают бо, что творят!» Все ждали какого-нибудь «ужасного» продолжения, но его не последовало.

Епископ Иоасаф лишь сделал благочинному строгое замечание за неблагоговейное отношение к святыне и велел поставить икону на подобающее место в храме, сказав: «В сем образе преизобилует особая благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особенное значение Своего заступничества для веси сей и всей страны».

Действительно, впоследствии от этой иконы Божией Матери, названной Песчанской, бывали многие чудотворения.

Святитель Иоасаф Белгородский — окончание земного пути

Чувствуя, что земных дней его остается мало, владыка выхлопотал себе разрешение Синода посетить родные места. В последний раз он служил Литургию в Троицком соборе Белгорода 29 мая 1754 года. После этого епископ Иоасаф навестил престарелых родителей, живших в родовом имении под Прилуками, съездил в Мгарский монастырь.

Возвращаясь спустя полгода в Белгородскую епархию, архипастырь разболелся. Окончательно он слег в слободе Грайворон, где была загородная резиденция белгородских архиереев. Там, 10 декабря, в 49-летнем возрасте, и окончил свой земной путь Святитель Иоасаф Белгородский.

Святые Русские.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatitel-ioasaf-belgorodskij.html

Путешествие ко святителю Иоасафу Белгородскому

Сегодня 17 сентября Православная Церковь празднует Иоасафа Белгородского.Святитель Иоасаф родился в небольшом городке Прилуки Полтавской губернии 8 сентября 1705 года в день Рождества Пресвятой Богородицы в именитой дворянской семье Горленко.

Нареченный во Святом Крещении именем Иоакима, родителя Пресвятой Богородицы, младенец Иоаким (впоследствии святитель Иоасаф) всегда находился под особым покровительством Пречистой Владычицы. Родители св. Иоасафа были очень богобоязненны и жили по всем правилам Православной Церкви.

Отец — Андрей Димитриевич Горленко, заведовал бунчуком — войсковым знаменем при гетмане Данииле Павловиче Апостоле, на дочери которого Марии Даниловне он и был женат.

Семейство Горленко в то время отличалось особой религиозностью, нищелюбием и благотворительностью.

Воспитываясь в такой семье, молодой отрок Иоаким с ранних лет отличался большой религиозной настроенностью. Еще в годы отрочества Иоакима Милосердый Господь возвестил Свою Святую волю о его будущем в чудесном видении, которое было явлено отцу Иоакима Андрею Димитриевичу.

Однажды вечером он сидел на крыльце своего дома и вдруг, при заходе солнца, увидел стоявшую за горизонтом на воздухе Божию Матерь с Ангелом и у ног Их сына своего Иоакима, стоящего на коленях и приносящего Божией Матери молитвы. Потом он услышал слова Пресвятой Богородицы: «Довлеет Мне молитва твоя», и в этот момент слетел Ангел Господень и облачил Иоакима в архиерейскую мантию.

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен в Киевскую Академию для изучения наук и в особенности словесных. Благочестивый склад полумонашеской жизни в академии, обилие святынь в г.

Киеве и особенно знакомство с иноками-подвижниками Киево-Печерскими — все это способствовало тому, что уже на 11-м году своей жизни Иоаким Горленко возлюбил монашество, на 16-м году жизни, ко времени окончания школьного образования, в нем утвердилось намерение быть монахом и всецело овладело его волею, а на 18-м году жизни в Иоакиме окончательно созрела и утвердилась мысль об отречении от мира и принятии иночества.Иоаким Горленко на 21 году жизни, 27 октября 1725 года принял рясофор и наречен был в иночестве Илларионом. 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1727-го года 22-х летний Илларион, по отречении от всего мирского, был пострижен в мантию с именем Иоасаф. В следующем году 6 января 1728 года, инок Иоасаф был посвящен в сан иеродиакона. Спустя год он был определен учителем низшего класса Киевской академии. Три года продолжалось его послушание учителем.

Читайте также:  Священномученик макарий (гневушев), епископ

В 1732 г. Киевскую Академию посетил вновь назначенный архиепископ Рафаил Заборовский. Иеродиакон Иоасаф приветствовал его стихотворной речью. Архипастырь заметил в Иоасафе Горленко высокие духовные дарования, приблизил его к себе и 13 сентября 1734 года назначил экзаменатором при Киевской кафедре, а 8 ноября того же 1734 года, на 30 году жизни, посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха.

Будущий святитель Иоасаф начинает трудиться на ниве пастырского служения. Сначала в Киево-братском монастыре, а потом в Киево-Софийском кафедральном соборе. Архиепископ Рафаил, видя ревность и трудолюбие молодого пастыря, благословляет его (в 1737 году) на службу в довольно населенный Лубенско-Мгарский Преображенский монастырь игуменом обители.

Важно

Для возобновления главного монастырского храма и прочих зданий не было никаких средств и в 1742 г. игумен отправляется в Санкт-Петербург за сбором пожертвований на храм Божий. В Петербурге игумен Иоасаф удостоился высочайшего внимания императрицы Елизаветы Петровны.

16 августа 1744 года по прямому указанию императрицы Елизаветы Петровны святитель был возведен в сан архимандрита и через некоторое время он был вызван в Москву, где 29 января 1745 года был назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, с оставлением за ним настоятельства в Лубенском монастыре.

Вся жизнь св. Иоасафа была непрестанным служением Богу, непрестанным хождением пред Ним.

Спасительное учение Христа было его родной стихией. Отражением аскетического духа, которым проникнута жизнь святителя Иоасафа, служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду». Строгий к другим, святитель был еще строже к себе.

В домашней жизни он соблюдал строгую простоту и скромность иноческую. Строгость св. Иоасафа была выражением нравственной чистоты и строго аскетического настроения, проникавшего всю его жизнь.

Незадолго до своей кончины св. Иоасаф отправился в Киевскую епархию и в родной город Прилуки, для свидания с родителями. Прощаясь со своей Белгородской паствой, он сказал, что они уже более не увидят его живым, просил у всех прощения и в свою очередь сам всем простил и благословил.Посетив свое родное гнездо, св.

Иоасаф в середине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но по предсказанию святителя, Белгород ему не суждено было больше увидеть живым. Остановившись в селе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, св.

Иоасаф тяжело заболел и проведя более двух месяцев на одре болезни, приобщившись святыми Тайнами покаяния, причащения и соборования, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, тихо предал дух свой Богу, прожив всего 49 лет.Два с половиной месяца после блаженной кончины св.

Иоасафа честное тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом нетлении многие из верующих в Триединого Бога видели знамение благодати Божией, почивающей на святителе.

Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, потому что назначенный святейшим Синодом для совершения погребения честного тела св. Иоасафа Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей церкви Божией, гроб с телом архипастыря-подвижника Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части Белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Спустя 2 года по погребении св.

Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб. При этом не только тело святителя было нетленным во всех своих составах, но и его одежд, покрова и сомого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. Слух об этом вскоре распространился повсюду, и стал привлекать к гробу святителя многих недужных, которые по совершении панихид о представившемся святителе допускаемы были к нетленным мощам его, и по своей вере получали исцеления.

Совет

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений.

Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе 10 декабря 1754 года.

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу.

Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых.

На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии.

И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II.

В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа, который родился в 1705 году. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году.

Обратите внимание

За это в время в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святителя. И Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения. Ныне над пещеркой Иоасафа сооружён стеклянный купол

Не знаю, знал ли Император, что ставит свою подпись в день кончины святителя Иоасафа. Дату прославления Николай II назначил на 4 сентября, так как сам предполагал быть в Белгороде, но из-за ухудшения обстановки на фронтах в этой день в Киеве состоялось заседание с его участием и с участием Столыпина, которого позже убили.

Лишь в декабре 1911 года, возвращаясь в Петербург из Ливадии, он вместе с членами своей семьи заехал в Белгород и приложился к мощам святителя Иоасафа. «Курские епархиальные ведомости» позже писали, что великие дни белгородских торжеств завершились участием их величеств в молебне и поклонением святым мощам святителя Иоасафа в его пещерке.

В Советское время мощи святителя были вывезены из Белгорода и  отданы в Ленинградский музей находившийся в Казанском соборе. В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А.

Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия.

Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.

Поиски захоронения состоялись 28 февраля 1991 года.

2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей.

К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.

Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

Важно

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа

Святитель был ещё и церковным писателем .До нас дошла молитва которой он молился :Буди благословен день и час, в онь же Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада.


О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий!
В час смерти моея приими дух раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен во веки веков.


Аминь.

Ныне мощи святителя находятся в городе Белгороде, что в 700 км. к югу от Москвы и в 40 км. от украинской границы. В городе проживает373 528 человек.Сегодня в Белгороде насчитывается 20 православных храмов

Мощи святителя находятся в Преображенском кафедральном соборе

Собор, работавший даже во время войны, был закрыт на ремонт в 1962 году и спустя почти десять лет ремонта «по просьбе трудящихся» был переделан в краеведческий музей. Только в 1990-м все вернулось на круги своя, а спустя год в храм были перенесены мощи святителя Иоасафа. Сейчас это главный собор в городе: процветающий и красивый.

В городе святого Иоасафа есть и другие святые места. Вот например самое старое сооружение Белгородской области на территории Марфо-Мариинского монастыря.

В начале 30-х годов XX века с куполов сбросили кресты, разрушили уникальную колокольню, а затем из собора сделали тюрьму. Узниками этой тюрьмы были церковнослужители и простые верующие, не отрекшиеся от своей веры. Впоследствии кого-то из них расстреляли, кто-то умер сам. А в годы войны у стен собора расстреливали белгородцев уже немцы…

После Великой Отечественной здание храма переоборудовали под хлебозавод. И только спустя почти полстолетия он был взят под охрану государства как памятник истории, архитектуры и культуры.Есть ещё один очень красивый храм , это Смоленский собор.

Был построен на месте явления чудотворной иконы Смоленской Божией Матери, которое произошло в 1703 году на стене южных городских ворот.

День памяти святителя пращднуется дважды в год, 17 сентября и 23 декабря. Церковь в эти дни готова принять и разместить 2.000 поломников, но 100 лет назад почитание этого святого было совсем другим.

Совет

Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, — это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии — с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

А вот что писали Московские Ведомости 28 февраля 1910 года.

Это не единственное чудо. О чудесах святителя написаны толстые книги.

Один дворянин Н. И. Дмитриев рассказывает, что лет 15 — 16 назад его четырехлетняя дочь Ольга, всегда хилая, золотушная, заболела скарлатиной. Врачи приговорили ее к смерти. Но отец слезно молился у гробницы святителя или о даровании ей скорой смерти или выздоровления. И по молитве святителя Иоасафа девочка скоро встала с постели.

Купец из города Курска Дулеев рассказывает, как он, болевший с детства и ходивший на костылях, получил полное исцеление после того, как помолился у гробницы Белгородского святителя.

Жена обер-кондуктора Южных ж. д. Торопова, жившая в Обояни и потом в Белгороде, сообщила о том, как ее семилетний мальчик, не говоривший от рождения, у гробницы святителя Иоасафа получил способность говорить. Теперь этому мальчику 17 лет и он хорошо учится в Белгородском училище.

Помогал и помогает святитель не только детям, но и всем верующим. Так о святителе Иоасафе известно, что он помог одному своему отдаленному потомку освободиться от японского плена. Призвав на помощь святителя Иоасафа, русский офицер ускользнул от вражеских пуль.

Иоасафе, угодниче Христов, всех добродетелей подвижник был еси, на земли убо скорби понёс, на небеси же радость вечную от Бога прием, услыши моление чад твоих, и моли спасти и просветити души наша.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/75539.html

Ссылка на основную публикацию