Святитель парфений лампсакийский

Святитель парфений, епископ лампсакийский

Заметка
Парфений епископ
Святые Константин Елена и Агафия

Святитель Парфений, епископ Лампсакийский, был родом из города Мелитополя (Малая Азия), где его отец Христофор служил диаконом. Юноша не был научен грамоте, но хорошо усвоил Божественное Писание, присутствуя в храме при богослужениях.

У него было доброе сердце и, занимаясь рыболовством, он вырученные деньги раздавал нищим. Исполненный благодати Божией, святой Парфений с 18-ти лет именем Христовым врачевал болезни, изгонял бесов и творил другие чудеса. Узнав о добродетельной жизни юноши, Мелитопольский епископ Филипп дал ему образование и посвятил во пресвитера.

В 325 году, в царствованиеКонстантина Великого, архиепископ Кизический Ахиллий поставил его епископом города Лампсака (Малая Азия). В городе было множество язычников, и святитель стал усердно распространять веру во Христа, утверждая ее по воле Божией многими чудесами и исцелениями больных.

Обратите внимание

Люди стали отходить от языческих верований, и тогда святитель Парфений отправился к царю Константину Великому с просьбой дать ему власть разрушать идольские капища и строить на их месте христианские храмы. Царь принял святителя с честью, дал ему грамоту на разорение капищ и снабдил средствами для постройки храма.

Возвратившись в Лампсак, святитель Парфений приказал разрушить идольские капища и посреди города воздвигнуть прекрасный Божий храм.

Найдя на одном из разоренных капищ большой камень, удобный для устроения святого престола в храме, святитель приказал обработать его и отвезти на строительство церкви.

По злобе диавола, который возъярился за взятый из капища камень, повозка опрокинулась и камнем убило возничего Евтихиана.

Святой Парфений воскресил его своей молитвой, и посрамил диавола, который хотел воспрепятствовать Божьему делу.

Милосердие святителя было так велико, что он не отказывал в исцелении никому из множества приходящих к нему или встречаемых им на дорогах людей, страждущих телесными недугами и одержимых нечистыми духами.

Народ перестал обращаться к врачам, так как все болезни, во Имя Господа Иисуса Христа, безмездно исцелял святой Парфений. Великой силой Имени Христова изгнал святитель множество бесов из людей, домов, морских вод.

Когда святитель изгонял беса из одного человека, одержимого им с детства, нечистый дух стал просить святого дать ему другое место обитания. Святой пообещал указать такое место и, открыв уста свои, сказал бесу: «Войди и обитай во мне».

Важно

Диавол, как бы опаленный огнем, возопил: «Как я войду в дом Божий?», и скрылся в местах пустынных и непроходимых. Нечистый дух, изгнанный святителем из дома, где изготовлялись царские порфиры, кричал во всеуслышание, что Божественный огонь гонит его в геенну огненную.

Так, являя людям великую силу веры во Христа, святитель обратил множество идолопоклонников к истинному Богу.

Святитель Парфений скончался мирно и был торжественно погребен рядом с соборной церковью Лампсака, в построенной им самим часовне.

Молитвы

Тропарь святителя Парфения и преподобного Лукиглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак преподобного Парфенияглас 3Чудес приял еси Божественную благодать,/ богомудре священне Парфение, чудотворче богоносе,/ вся верных страсти очищая,/ духи лукавства, отче, изгоняя,/ сего ради тя воспеваем,// яко велия таинника Божия благодати.

Служба

День памяти:

7 февраля 

Преподобный Лука Елладский был родом из греческого селения Кастории. Сын бедных земледельцев, преподобный с детства много трудился, работал в поле, пас овец. Он был в полном послушании у родителей и очень воздержан в пище.

Часто он раздавал нищим всю свою еду и одежду, за что терпел упреки от родителей.

Однажды он отдал нищим почти все семена, которые должен был посеять на своем поле, но Господь вознаградил его за милостыню: урожай был собран больше прежних.

Еще юношей он много и усердно молился. Его мать не однажды видела его стоящим во время молитвы не на земле, а на воздухе.

Косма и Дамиан Асийские

После смерти отца он тайно от матери ушел в Афины, где принял в монастыре постриг в иноческий чин. Но по молитве матери, которая очень тосковала о нем, Господь чудесным образом вернул его в отчий дом.

Там он прожил всего четыре месяца и, утешив свою мать, уже с ее благословения удалился в уединенное место на Иоаннову гору, где была церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, в которой он и подвизался в непрестанной молитве и посте.

Там он принял монашеское пострижение от старцев-паломников. После этого святой Лука усугубил свои подвиги, за что Господь удостоил его дара прозрения.

После семилетнего пребывания на Иоанновой горе преподобный из-за нашествия болгарских войск удалился в Коринф. Услышав о подвигах некоего столпника в Патрах, он отправился к нему и 10 лет служил подвижнику со смирением и покорностью. Затем святой снова возвратился на родину и опять стал подвизаться на Иоанновой горе.

Варвара великомученица

Совет

Стекавшиеся туда во множестве люди нарушали его безмолвие, и преподобный Лука с благословения старца Феофилакта со своим учеником удалился в еще более пустынное место Калавие, откуда через три года из-за нашествия арабов переселился на пустынный и безводный остров Ампиль. Последним местом его подвигов стал Стирий (Сотерие).

Здесь к преподобному собралась братия, и возник небольшой монастырь, церковь которого была освящена во имя святой великомученицы Варвары. Пребывая в обители, преподобный творил многие чудеса, исцеляя болезни душевные и телесные. Предвидя свою кончину, святой затворился в келлии и три месяца готовился к исходу.

На вопрос, где его похоронить, преподобный ответил: «Бросьте тело мое на съедение зверям». Когда же братия просила его изменить завещание, он велел похоронить тело на том же месте, где он лежит. Со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» — преподобный Лука почил о Господе 7 февраля 946 года.

Впоследствии на месте его погребения была воздвигнута церковь, а от его святых мощей истекало миро и происходили многие исцеления.

Молитвы

Тропарь святителя Парфения и преподобного Лукиглас 4Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас,/ но молитвами их/ в мире управи живот наш. Кондак преподобного Лукиглас 8Избравый Тя Бог прежде создания во Свое благоугодие,/ имиже ведяше судьбами, присно от утробы освящает/ и Своего раба показа тя, исправляя твоя стопы, Луко, яко Человеколюбец.// Ему ныне, радуяся, предстоиши.

Служба

Святые мученики, в Никомидии пострадавшие, были слугами четырех сановников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, которые вместе со своими женами пострадали за Христа (память 5 января) в 303 году при императоре Диоклитиане (284 — 305).

После мученической кончины своих господ слуги решили последовать их примеру и тоже исповедали себя христианами пред Диоклитианом. Не склонившись на уговоры и обещания награды, все они, 1003 человека, с женами и малыми детьми, были изрублены воинами, окружившими их тесным кольцом, так что никто из них не остался в живых.

Просмотр(276)

17.02.2014 Скребец Валентина Назаровна

Эта запись была размещена в Великомученики, Видео, Видеопроповеди, Мученики, мч., Преподобные, ПРП., Святители, Святые, Священномученики, ЧУДОТВОРЕЦ и выбрана по тегам ЕПИСКОП ЛАМПСАКИЙСКИЙ, СВЯТИТЕЛЬ ПАРФЕНИЙ. Сделайте закладку на постоянную ссылку.

Источник: http://hram-laxva.cerkov.ru/2014/02/17/svyatitel-parfenij-episkop-lampsakijskij/

Святителю Парфению, епископу Лампсакийскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости, / воздержа́ния учи́теля, / яви́ тя ста́ду твоему́, / я́же веще́й и́стина, / сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая, / нището́ю бога́тая, / о́тче Парфе́ние, / моли́ Христа́ Бо́га / спасти́ся ду́шам на́шим.

Стихи́ра, гла́с 6:

Дне́сь, ве́рнии, свяще́нное соверша́им торжество́, / па́мять чту́ще Парфе́ния чу́днаго, / Ангела бы́вша невеще́ственным житие́м, / апо́стола, я́ко ле́сть и́дольскую упраздни́, / проро́ка же, я́ко бу́дущая прозира́ше, / до́бляго му́ченика, / я́ко вся́ ра́дости ми́ра сего́ отве́рже, / и пло́ть свою́ умертви́. / Те́мже и со дерзнове́нием мо́лится / дарова́ти ми́рови ми́р / и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кано́н святи́теля, гла́с 4

Пе́снь 1

Ирмос: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Припев: Святителю отче Парфение, моли Бога о нас.

Уясня́ют доброде́телей благода́тию дне́сь все́х на́с, в све́тлое торжество́ му́драго святи́теля, я́коже зарю́, испуща́я светоно́сная чуде́с сия́ния.

На го́ру безстра́стия, преподо́бне, возне́сл еси́ у́м и, во мра́к писа́ний вше́д, невеще́ственнаго, Парфе́ние, све́та, преподо́бне, испо́лнен яви́лся еси́, сла́вне.

Ору́жие, я́ко вои́стинну извле́к, и́же е́сть глаго́л Бо́жий, вра́жию уязви́л еси́ кре́пость, святи́телю Парфе́ние, те́мже победи́тельная на де́моны ты́ прия́л еси́.

Богородичен: Роди́тель в раи́ бы́сть за́висть сме́рти челове́ком, его́же, ро́ждься, Де́во, из Тебе́ Сы́н Бо́жий Оте́чь с шу́мом потреби́, безсме́ртие пода́в ро́ду на́шему.

Пе́снь 3

Ирмос: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Якоже фи́никс цветоно́сен, доброде́тели на земли́, преподо́бне, безсме́ртия плоды́ на небесе́х скры́л еси́.

Хра́м тя́ все́х Бо́гу живу́щая в тебе́ показа́ благода́ть себе́, преподо́бне, ея́же ра́ди просла́вился еси́, Парфе́ние.

Обратите внимание

Пречестны́м от Бо́га архиере́йства укра́шься, сла́вне, одея́нием, священноде́йственник досто́ин Того́ яви́лся еси́ благосты́ни.

Богородичен: Разруши́ся кля́твы на́шея средогра́дие, Чи́стая Влады́чице, па́че ума́ Рождество́м Твои́м, и Боже́ственному естеству́ совокупи́хомся.

Седа́лен, гла́с 3

Испо́лнь Ду́ха Боже́ственнаго сы́й, де́лы просия́ благоче́стия, свяще́нне чудотво́рче Парфе́ние, от ле́сти челове́ки обрати́л еси́, боля́щих стра́сти исцеля́я. Отче преподо́бне, Христа́ Бо́га моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен, гла́с то́йже:

Ра́бски ны́не притека́ю к покро́ву Твоему́, Пренепоро́чная, изба́ви мя́, Богороди́тельнице, слия́ния страсте́й, я́ко безстра́стия Вино́внаго ро́ждшая.

Пе́снь 4

Ирмос: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Та́ин неизглаго́ланных насла́ждься Бо́жиих, треблаже́нне, науча́яся боже́ственно Того́ сокрове́нным, те́мже и ра́зума ре́ки, Парфе́ние, источи́л еси́.

Ве́сь взе́мся, богоно́се, мы́слию к небеси́ боже́ственне, сла́ву ви́дел еси́ мы́сленно неизрече́нную, те́мже и равноа́нгелен на земли́ яви́лся еси́, Парфе́ние.

Весели́тся со Ангелы вся́ тва́рь, я́же па́че ума́ зря́щи соверша́ема, о́тче, тобо́ю зна́мения, те́мже и вино́внаго си́м воспева́ет, я́ко Бо́га си́льна.

Богородичен: Яко пресла́вна и неизглаго́ланна, Богоро́дице, но́ваго Твоего́ Рождества́ и́стинно су́ть, Чи́стая, та́инства стра́шна и ужа́сна, в ни́хже мы́сль и у́м побежда́ется, Пречи́стая.

Пе́снь 5

Ирмос: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Пома́зался еси́ вои́стинну еле́ем Ду́ха, Парфе́ние, по достоя́нию служи́ти Го́споду, сла́вою тя́ украси́вшему.

Читайте также:  Священномученик власий севастийский

Глубину́ испыта́я писа́ния, пресла́вне, многоце́нный би́сер — Христа́ — избра́в, Его́же ста́ду разда́л еси́.

Важно

Яко име́я от Бо́га неистощи́му благода́ть, му́дре, пресла́вна источа́еши чуде́са все́м, чудотво́рче Парфе́ние.

Богородичен: Да кропи́т не́бо весе́лие и благода́ть на земли́, воздаде́ бо Ей ны́не весе́лие в высоту́, Еди́ну Богороди́тельницу.

Пе́снь 6

Ирмос: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Труби́т вселе́нней все́й, Парфе́ние, богоно́сное твое́ житие́, кра́сных чуде́с дарова́нии, пресла́вне, веща́нием Ду́ха. [Дважды.]

Кропи́л еси́ сыноположе́ния во́ду ста́ду твоему́, нече́стия скве́рну омыва́я уче́нии твои́ми, Парфе́ние, и просвеща́я све́том благода́ти.

Богородичен: Ра́зума нетле́ннаго пло́д прозябла́ еси́, Богороди́тельнице, ми́ру, при́сно живы́й Хода́тай нетле́ния явля́емь ве́рою и любо́вию чту́щим Тя́.

Конда́к святи́теля, гла́с 3:

Чуде́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть, богому́дре свяще́нне Парфе́ние, чудотво́рче богоно́се, вся́ ве́рных стра́сти очища́я, ду́хи лука́вства, о́тче, изгоня́я, сего́ ра́ди тя́ воспева́ем, я́ко ве́лия таи́нника Бо́жия благода́ти.

Икос:

Чистото́ю, я́коже тайнови́дец и дру́г Христо́в богосло́в Иоа́нн, у́мныя о́чи уясни́в, зре́л еси́, богому́дре Парфе́ние, сокрове́нная и та́йная, я́же познава́я, ми́ра непостоя́нная презре́л еси́, ника́коже к си́м прилепи́тися восхоте́л еси́, еще́ же и ча́да твоя́ от су́етных отвраща́л еси́, лу́чшим жела́нием те́х разжиза́я, те́мже и по все́й вселе́нней сла́вно бы́сть и́мя твое́, я́ко вели́каго таи́нника Бо́жия благода́ти.

Пе́снь 7

Ирмос: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Ду́ха в тебе́ все́льшаяся Боже́ственная благода́ть, му́дре, хра́м и це́рковь тя́ сла́вы я́ко вои́стинну устро́и, Парфе́ние: в ню́же Оте́ц, и Сы́н, и Са́м Уте́шитель всели́ся.

Огне́м Боже́ственным нече́стия попали́л еси́, преподо́бне, всю́ терно́вную ле́сть на земли́ и все́ял еси́ ста́ду твоему́ Боже́ственная уче́ния, присноживо́тны плоды́ принося́щая.

Удицею язы́ка из глубины́ пре́лести, Парфе́ние, дре́вле твое́ ста́до извле́кл еси́ к жи́зни; ны́не же, о́тче, моли́твами твои́ми уловля́еши от вся́каго ро́да ры́бна благода́тию.

Богородичен: Ви́деша Ангели, Богороди́тельнице, стра́нно Рождество́м Твои́м естество́ тле́нное ро́да пе́рстнаго, к нетле́нному па́ки прите́кшее житию́ и сла́ве небе́сней.

Пе́снь 8

Ирмос: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Жезло́м ве́ры, му́дре, е́ллинския хра́мы разори́л еси́ и хра́мы воздви́гл еси́, преподо́бне, Спа́су и Бо́гу на́шему, в ни́хже же́ртвы чи́сты прине́сл еси́, поя́ Ему́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Заколе́ние благово́нно са́м себе́ прине́сл еси́, му́дре, воздержа́ния огне́м уха́ние возпосла́л еси́ непоро́чно в Боже́ственный и непристу́пный же́ртвенник Бо́жий, поя́, Парфе́ние: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Совет

Име́я Боже́ственную благода́ть от Бо́га, о́тче Парфе́ние, источа́еши исцеле́ния приступа́ющим к тебе́, преподо́бне, очища́я неду́ги и отгоня́ кре́пко де́монов полки́, вино́внаго си́м пе́ти я́ко Бо́га, науча́я при́сно.

Богородичен: Иже естество́м Непристу́пный везде́, Сы́н и Сло́во Бо́жие, в Тя́ все́лься, Чи́стая, и оде́явся, Пресвята́я, в на́ш о́браз, я́ко Милосе́рд, яви́ся, благопристу́пен пло́тию, и поживе́ с на́ми. Сего́ ра́ди любо́вию Тя́ чту́, и пою́, и хвалю́.

Пе́снь 9

Ирмос: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Тиме́ние оттря́с и́стинно плотски́х страсте́й, треблаже́нне, всего́ себе́ к Боже́ственней пресели́ жи́зни и наслажде́нию невеще́ственному, иде́же, лику́я, назира́еши ны́.

Цве́ты мы́сленныя, богоно́сне, я́ко в наслажде́нии нетле́нне во святе́й твое́й па́мяти, чуде́с добро́ту пожина́юще, разли́чно исплете́н вене́ц, де́йствия обноси́м.

Ты́, прете́к, я́же в ми́ре, и с небе́сными, о богоно́сне, безпло́тными ли́ки лику́я, о́тче Парфе́ние, о на́с моли́ся, творя́щих твою́ па́мять ве́рно.

Богородичен: Пою́ Твою́ благода́ть, Де́во, и велича́ю Твою́ сла́ву, Ты́ бо просвеще́ние души́ мое́й еси́ вои́стинну и утеше́ние, ско́рая по́мощь, и спасе́ние, и заступле́ние.

Свети́лен:

Светоно́сное Иису́сово и́мя, возлю́бленное и вожделе́нное тебе́ от млада́го во́зраста, но́ваго тя́, Моисе́ю подо́бнаго, богови́дца соде́ла, во мра́к та́инственный входя́щаго. Те́мже, Парфе́ние небоявле́нне, и мою́ ду́шу, мра́ком грехо́вным покрове́нную, озари́ любве́ Иису́совы заре́ю и на безстра́стия го́ру смире́нием возведи́.

Сла́ва, и ны́не, Богородичен:

Светоза́рная Бо́жия пала́то и недоуме́нный Светода́вца престо́ле, Мати́ безневе́стная, просвети́ ны све́том доброде́тели, да о́браз Бо́жий, помраче́нный страстьми́, па́ки сла́вою дре́влею просия́ет в на́с, ве́рою и любо́вию Тя́ воспева́ющих.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_fevral/kan_20fevr_parfenii2.html

Cвятой Парфений, епископ Лампсакийский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Февраль 19th 2011 —

Cвятой  Парфений, епископ Лампсакийский

https://www.youtube.com/watch?v=tYcySLFOQnc

Соименный девству1, святой Парфений родился в Мелитополе2. Отец его, по имени Христофор, был диаконом одной из церквей этого города.

Парфений с детства не был научен грамоте, но, слушая в храме Божественное Писание, он многое из него так хорошо изучил, что мог сравняться со всяким искусным книжником. В юности он часто ходил на одно, недалеко расположенное, озеро и, ловя там рыбу и продавая ее, вырученные деньги раздавал нищим.

С самых юных лет он был исполнен благодати Божией; восемнадцати же лет он, призыванием пресвятого имени Христова, стал изгонять из людей бесов и творить многие чудеса.

Обратите внимание

После того, как слава о святом Парфении стала распространяться между людьми, Филипп, епископ мелитопольский, призвал его к себе. Исследовав о святом юноше, все, что он слышал и удостоверившись во всем этом, он подивился его добродетели и Божией в нем благодати и велел научить его книжному искусству.

Потом вскоре епископ Филипп назначил святого Парфения, вопреки его желанию, пресвитером и поручил ему попечение над одним из храмов. В сане пресвитера святой Парфений еще более подвизался в добродетелях. Получив от Господа сугубую благодать святости и чудотворения, он исцелял всякие болезни и именем Господа нашего Иисуса Христа совершил много предивных чудес.

Среди таких чудесных знамений, между прочим, было следующее.

Однажды, на пути, встретил чудотворца некий человек, которому какой-то юноша выколол глаз; больной глаз висел на щеке, и человек тот, страдая и плача, поддерживал его рукою. Святой Парфений, взяв выколотой глаз в руку, вложил его в свое место и промыл водою; через три дня больной совершенно исцелел.

В другой раз одна женщина, одержимая лютою и неизлечимою болезнью на теле своем, пришла к святому Парфению и просила у него исцеления; когда преподобный сотворил на челе ее крестное знамение, она тотчас же получила исцеление.

Раз святой Парфений отправился посетить одного больного; когда он шел, близ дома некоего вельможи, большая собака, сорвавшись с привязи, устремилась на святого и, бросившись передними лапами на плечи, хотела укусить его в лицо. Но святитель, дунув на нее, сотворил крестное знамение, и в то же мгновение пес издох: после того святой Парфений сбросил его с плеч своих.

Услышав о подобных чудесах, архиепископ кизический Ахиллий призвал к себе святого Парфения и поставил его епископом лампсакийским3. Прибыв во врученную ему епископию, Парфений нашел всех жителей ее преданными нечестивому еллинскому идолослужению, христиан же в то время было там весьма небольшое число. Добрый пастырь Христов весьма скорбел о том.

Он прежде всего стал увещевать, обличать и умолять своих пасомых; указывая им путь истины и совершая именем Христовым чудеса, он исцелял больных и тем приводил многих к познанию истинного Бога.

Увидев, наконец, что жители того города в вере преуспевают, а идолослужения отвергаются, святой Парфений задумал разорить находившиеся там скверные капища, а вместо них построить благолепные святые храмы Божии. Для сего святой Парфений отправился к великому царю Константину, дабы испросить у него на это власть.

Важно

Принятый благочестивым и христолюбивым царем с честью и очень любезно, святитель Христов получил от него желаемое: святой Константин великий дал ему свою царскую грамоту на разорение идольских капищ и при этом, вручив преподобному много золота на созидание святых Божиих церквей, отпустил его с миром.

Возвратившись в Лампсак; святитель Божий Парфений тотчас же разрушил до основания все капища и посреди города вскоре воздвиг обширный и прекрасный храм Божий; он сам принимал участие в его построении и своими руками помогал строителям.

В то время, как строился сей храм, к святому Парфению пришел некий человек, имевший в себе духа нечистого; бес уже давно вселился в него, но он не мог понять сего. И вот сей, одержимый бесом, человек, приступив к святому Парфению, стал приветствовать его ласковыми словами. Святитель же Христов, заметив присутствие в нем духа нечистого, воздержался от приветствия.

Тогда, посрамленной в сем человеке, бес сказал святому:

— Я тебя желал видеть, оттого и приветствовал тебя; отчего же ты не ответил на мое приветствие?

— Вот ты видел меня, и так — что же тебе нужно? — ответил ему на это святой Парфений.

— Я увидел и узнал тебя, — сказал бес.

— Если бы ты, увидев, действительно узнал меня, — отвечал святой Парфений, — то ты вышел бы из сего Божьего создания.

На это бес сказал:

— Молю тебя, не выгоняй меня из моего жилища, в котором я так давно обитаю.

— А как давно ты находишься в этом человеке? — спросил святой.

— С самого детства его, — отвечал бес, — и до сих пор меня никто не заметил, один только ты; и теперь, как я вижу, ты изгоняешь меня; но если так, то куда же ты повелишь мне отойти?

— Я дам место, где тебе поселиться, — отвечал святой Парфений.

— Думаю, что ты непременно повелишь мне войти в свиное стадо, — сказал бес.

— Нет, я укажу тебе человека, в котором и обитай, только из этого выйди, — отвечал святой Парфений.

— Но действительно ли ты хочешь это сделать, или только так говоришь, — скажи мне об этом? — спросил бес святого Парфения.

— Я тебе правду говорю, — сказал святитель, — что знаю человека, в котором, если хочешь, можешь обитать, — только из этого выйди скорее.

После этого бес, убежденной словами святого, стал просить, чтобы он указал ему такого человека.

Тогда святой Парфений, открыв уста свои, сказал бесу:

— Вот этот человек: войди и обитай во мне.

Диавол, как бы опалённой огнём, воззвал на это:

— Увы мне! если ты, после столь долгого времени, выгоняешь меня из постороннего человека, то какого же зла ты мне не сделаешь, если я вселюсь в тебя? и как я войду в дом Божий?

Читайте также:  Святитель филарет, митрополит московский

Сказав это, бес скрылся в местах пустынных и непроходимых; человек же тот, по благодати Божией, стал здоровым и восхвалил Господа.

После того, как самое здание церкви было уже готово, святой Парфений стал заботиться о сооружении в алтаре престола, дабы на нем совершать Божественную литургию.

В это время он нашел в одном из разоренных идольских капищ большой камень; по своему виду он был очень удобен для построения святого престола, и вот святитель Христов приказал каменщикам обделать его получше и приготовить для совершения на нем святой трапезы.

Мастера, устроив и приготовив этот камень, как следует, возложили его на повозку и впрягли в нее сильных волов, чтобы отвезти его в церковь.

Диавол, возъярившись за взятый из капища камень, устрашил впряженных волов, и они внезапно так быстро устремились, что их никто не мог сдержать. Шедший около них и управлявший ими возница, по имени Евтихиан, действием бесовским, упал навзничь под колеса, и тяжелая от камня колесница, переехав через упавшего, раздробила кости и раздавила его; и возница тотчас же умер.

Узнав об этом, святитель Божий Парфений сказал:

— Диавольская злоба сотворила сие, но, о диавол, не препятствуй Божьему делу!

Тотчас же восстав, он взял с собою бывших с ним благочестивых мужей и поспешно пошел на то место, где произошел этот несчастной случай. Увидев труп мертвеца, он преклонил свои святые колена на молитву и со слезами, прилежно стал так молиться Господу:

— Боже всемогущий, податель жизни и смерти, Ты ведаешь, почему злобный враг кознями своими нанес смерть Твоему созданию; но, о Преблагий, как всегда, так и ныне, сотвори злое намерение его тщетным и возврати жизнь рабу Твоему Евтихиану и тем яви верующим непобедимую Твою силу, — ибо Ты един Бог и Тебе подобает слава во веки. Аминь.

Совет

В то время, как святой Парфений еще произносил эту молитву, мертвый в виду всего народа, ожил и воскликнул:

— Слава Тебе, Христе Боже, что Ты и мертвых возставляешь!

И тотчас же, став здоровым, как и прежде, он погнал волов и довез на них камень до самой церкви.

Тогда все видевшие это чудо и внезапное воскрешение мертвого, воздали славу и хвалу Преблагому Богу, и стали отовсюду приносить болящих и страждущих от нечистых духов, и они все, по молитве святого Парфения, блогодатью и силою Божиею, исцелялись; и в это время почти уже никто не прибегал ко врачебному искусству, так как считали его совсем ненужным, и народ перестал обращаться ко врачам, ибо все болезни, во имя Господа нашего Иисуса Христа, безмездно исцелял святитель Христов.

Между иными больными святой Парфений в три дня исцелил одержимую бесом дочь некоего Дионисия, из царского рода, по имени Дафну.

В другой раз он исцелил дочь смирнского князя Мамалия, по имени Агалматию; она тоже была одержима бесом и часто валялась по земле; изо рта ее истекала пена, а сама она казалась иногда как бы мертвою.

Святитель Парфений помог также одной знатной женщине, по имени Зоиле, которая ранее была одержима духом неверия, что ее сильно сокрушало.

Однажды приведен был к святому угоднику Божию юноша, сын пресвитера, по имени Никон; он был также одержим сильно мучившим его бесом. Родители, повергши сына своего к ногам святого Парфения, молили его, чтобы он сжалился над ним и избавил его от нечистого беса.

Тогда Святитель Христов сказал им:

— Ваш сын не достоин исцеления, и злой дух дан ему в наказание, так как он отцеубийца: ведь вы сами, часто претерпевая от него поругание и обиды, в горести души своей молились, чтобы он наказан был Господом; и так, оставьте его в этой болезни, — это наказание нужно для него.

Они же, как чадолюбивые родители, скорбя сердцем о своем сыне, со слезами на глазах, воззвали к святому:

— Помолись Богу о нем, святитель Божий, да избавится он от лютого диавола!

Pages: 1 2

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/cvyatoj-parfenij-episkop-lampsakijskij.html

Преподобный Парфений, епископ Лампсакийский

Как-то к святому Парфению пришел некий человек, имевший в себе духа нечистого; бес уже давно вселился в него, но он не мог понять сего. И вот сей, одержимый бесом, человек, приступив к святому Парфению, стал приветствовать его ласковыми словами. Святитель же Христов, заметив присутствие в нем духа нечистого, воздержался от приветствия.

Тогда посрамленный в сем человеке бес сказал святому:

— Я тебя желал видеть, оттого и приветствовал тебя; от чего же ты не ответил на мое приветствие?

— Вот ты видел меня, итак – что же тебе нужно? – ответил ему на это святой Парфений.

— Я увидел и узнал тебя, — сказал бес.

— Если бы ты, увидев, действительно узнал меня, — отвечал святой Парфений, — то ты вышел бы из сего Божьего создания.

На это бес сказал:

— Молю тебя, не выгоняй меня из моего жилища, в котором я так давно обитаю.

— А как давно ты находишься в этом человеке? – спросил святой.

— С самого детства его, — отвечал бес, — и до сих пор меня никто не заметил, один только ты; и теперь, как я вижу, ты изгоняешь меня; но если так, то куда же ты повелишь мне отойти?

— Я дам место, где тебе поселиться, — отвечал святой Парфений.

— Думаю, что ты непременно повелишь мне войти в свиное стадо, — сказал бес.

— Нет, я укажу тебе человека, в котором и обитай, только из этого выйди, — отвечал святой Парфений.

— Но действительно ли ты хочешь это сделать, или только так говоришь, скажи мне об этом? – спросил бес святого Парфения.

— Я тебе правду говорю, — сказал святитель, — что знаю человека, в котором, если хочешь, можешь обитать, — только из этого выйди скорее.

После этого бес, убежденный словами святого, стал просить, чтобы он указал ему такого человека.

Тогда святой Парфений, открыв уста свои, сказал бесу:

— Вот этот человек: войди и обитай во мне.

Диавол, как бы опаленный огнем, воззвал на это:

— Увы, мне! Если ты, после столь долгого времени, выгоняешь меня из постороннего человека, то какого же зла ты мне сделаешь, если я вселюсь в тебя? И как я войду в дом Божий?

Сказав это, бес скрылся в местах пустынных и непроходимых; человек же тот, по благодати Божией, стал здоровым и восхвалил Господа.

В другой раз нечистый дух стал мешать рыбакам: когда они опускали сети свои в воду, им, по наваждению диавольскому, всегда казалось, что в них попало множество рыбы, но когда с великим трудом они вытаскивали свои сети на берег, они не находили в них ни одной рыбицы; и так рыбаки напрасно трудились долгое время.

Это происходило не только в Лампсаке, но и во всех окрестных городах и местностях той страны. И вот к святому Парфению собрались отовсюду рыбаки и просили, чтобы он помолился о них Богу, дабы их труд не был напрасным. Когда же угодник Божий со слезами молился о них Господу, ему от Бога было открыто, что эти козни рыбаки претерпевают от диавола.

И тотчас святой, восстав, пошел и обошел все берега и пристани, творя молитвы и прогоняя отовсюду гнездящегося в водах диавола; потом он велел рыбакам закинуть перед ним в воду сети.

Обратите внимание

Когда они это с радостью исполнили, то, по молитвам святого, добыча их была так велика, что от множества рыбы едва можно было вытащить на землю сети, и с тех пор, как и прежде, улов рыбы у них был всегда обилен.

Преподобный Герасим

Великому угоднику Божию Герасиму даже бессловесный зверь служил, как разумный человек. Однажды шел он по Иорданской пустыне и встретил льва, показавшего ему свою ногу, опухшую и наполненную гноем от вонзившегося шипа.

Лев кротко глядел на старца и, не умея выразить свою просьбу словами, умолял об исцелении своим смиренным видом. Старец, видя льва в такой беде, сел, взял ногу зверя и вытащил из нее шип. Когда вытек гной, он хорошо очистил рану и обвязал платком.

Исцеленный лев с тех пор не покидал старца, а ходил за ним, как ученик, так что святой Герасим дивился уму и кротости зверя. Старец питал его, давая ему хлеб или иную пищу. У иноков был осел, на котором они привозили для братии воду из святого Иордана.

Старец поручил льву сопровождать осла и охранять его, когда тот пасется на берегах Иордана.

Случилось однажды, что лев отошел от пасшегося осла на значительное расстояние и уснул на солнце. В это время шел мимо с верблюдами один человек из Аравии и, увидев, что осел пасется один, взял его и увел с собою. Проснувшись, лев стал искать осла и, не нашедши его, с унылым и печальным видом пошел в обитель к отцу Герасиму. Старец подумал, что лев заел осла, и спросил:

— Где осел?

Лев стоял молча, опустив глаза вниз, как человек. Старец тогда сказал:

— Ты его заел! Но благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь делать для обители все то, что делал осел.

По повелению старца с тех пор на льва стали навьючивать, как прежде на осла, бочонок, и посылать на Иордан за водой для монастыря.

Однажды пришел к старцу помолиться один воин и, увидев льва, носящего воду, сжалился над ним. Чтобы купить нового осла, а льва освободить от работы, он дал инокам три золотые монеты. Осел для монастырской службы был куплен, а лев освобожден от работы.

Важно

Через некоторое время купец из Аравии, уведший осла, пошел в Иерусалим с верблюдами продать пшеницу; с ним был и осел. Около Иордана с караваном случайно встретился лев; узнав осла, он зарычал и бросился к нему.

Читайте также:  Священномученик ипполит римский

Купец и его спутники в ужасе убежали, а лев, схватив узду зубами, как делал прежде, повел осла с тремя привязанными один за другим верблюдами, обремененными пшеницей. Выражая ревом свою радость, что нашел потерянного осла, лев привел его к старцу.

Преподобный старец тихо улыбнулся и сказал братии:

— Напрасно мы бранили льва, думая, что он заел нашего осла.

Льву дано было имя «Иордан». После этого он часто приходил к старцу, принимал от него пищу и не отлучался из обители более пяти лет.

Когда преподобный отец Герасим отошел ко Господу и был погребен братиею, по устроению Божьему, льва тогда не оказалось в обители, а пришел он через некоторое время и стал искать своего старца.

Отец Савватий и один из учеников отца Герасима, увидев льва, сказали ему:

— Иордан! Старец наш оставил нас сиротами: отошел ко Господу.

Они стали давать ему пищу, но лев пищи не принял, а озирался во все стороны, ища преподобного отца Герасима, и скорбно рычал.

— Если ты веришь нам, то иди с нами; мы покажем тебе место, где покоится старец.

И пошли с ним в гробницу, где был погребен преподобный Герасим. Гробница находилась около самой церкви. Став над гробницей, отец Савватий сказал льву:

— Вот здесь погребен наш старец.

И, преклонив колена, стал плакать. Услышав это и увидев, что Савватий плачет, лев ударялся головой о землю и страшно ревел. Сильно рыкнув, он умер над гробницей старца. Не мог ничего выразить лев словами, но все-таки, волею Божиею, прославил старца и при его жизни, и после смерти, показав нам, как послушны были звери Адаму до его грехопадения и изгнания из Рая.

Мученик Конон, Исаврийский

В стране Исаврийской в одной пещере, находившейся в пустынном месте, обитал страшный бес. Он, как воин или разбойник, нападал на проходивших мимо людей и животных и умерщвлял их.

Совет

Исавряне приносили ему множество жертв, умоляя его не делать им вреда и не умерщвлять их, но их мольбы не приносили им пользы, а приводили еще к большей погибели.

Тогда собралось множество людей, верующих и язычников, и они все пошли к святому Конону и усердно молили его, чтобы он прогнал беса из их страны.

Верующие молили его, нисколько не сомневаясь в силе Христовой, содействующей святому Конону; язычники же коварно искушали святого Конона, ибо сами думали, что он не сможет изгнать свирепого беса, а напротив – бес умертвит его.

Снисходя к мольбам исаврян, святой Конон отправился в пещеру, сопровождаемый множеством народа. Он подошел к самой пещере, где обитал бес, народ же с трепетом стал в отдалении.

Обратясь лицом к пещере, святой Именем Христовым повелел нечистому духу выйти из пещеры в виду всего народа. Бес изнутри воззвал к святому, прося его, дабы он разрешил ему выйти невидимо, чтобы люди не видали его мерзкого образа. Но святой с угрозою повелел ему явиться пред всеми.

Тогда бес на глазах у всего народа вышел из пещеры в виде страшной трясущейся женщины. Святой, запретив бесу причинять кому-либо вред, отослал его в геенну.

Спустя некоторое время святой Конон, пребывая в своем доме в безмолвии, увидал множество бесов, ополчившихся на него. Все бесы, жившие на острове и изгнанные из людей и из идольских капищ, вооружились против святого. Увидав бесов, святой Именем Иисусовым связал их, так что они не могли двигаться.

Тогда бесы стали молить Конона, чтобы он не посылал их в бездну, но пусть повелит им сделать что угодно.

Святой, запретив им делать вред людям, послал их на различные работы: одним велел копать в огородах землю и вырывать худые травы, терновники, крапиву, другим – вспахивать нивы и сеять на них, иным – стеречь плоды, кому – пасти стада и охранять их от зверей, кому – колоть дрова, носить воду и исполнять всякую домашнюю работу. Бесы, как рабы и пленники, служили блаженному Конону до тех пор, пока ему было угодно, исполняя с усердием всякое указанное им дело, ибо, связанные непобедимою силою Божией, они были порабощены Божию угоднику.

Обратите внимание

Случилось, что ночью на дом святого напали разбойники, надеясь найти у него богатую добычу, ибо он был славен по всей той стране.

Связав святого, разбойники хотели пытками заставить его указать место, где спрятано у него золото. Они начали его мучить, как вдруг, по повелению Божию, явились служащие святому бесы, схватили разбойников и немилосердно били их; потом развели огонь в печи и стали опалять их тела, а святого освободили от уз.

Святой, смиловавшись над разбойниками, запретил бесам, и те прекратили истязания над разбойниками, которые были едва живы. Бесы не только освободили святого Конона от разбойников, но, по Божьему произволению, даже оберегали честь его имени.

Ибо если кто-либо из неверующих исаврян дерзал хулить Конона, тотчас на таковых невидимо нападали бесы и били, так что имя Конона для всех стало предметом почитания и страха.

Однажды двое идолопоклонников вспомнили о Кононе и стали поносить его дурными словами. Тотчас же на них напали бесы, били их, протащили по дороге за волосы и повергли хулителей к ногам святого. После того у всех неверующих страх пред Кононом так был силен, что они не дерзали даже помыслить что-нибудь худое про святого Конона.

Преподобный Фома Дежуркин(прозвище, данное преподобному Фоме)

Иноки удалились, оставив своего вождя духовного в пустынном уединении.

Но после того, как бы по нарочитому извещению, к святому подвижнику начали со всех сторон приходить благочестивые люди — миряне, желавшие принять иноческое пострижение, и просили преподобного, чтобы он позволил им жить у него в послушании.

Всех таковых, как приходящих на служение Господу, он облекал в монашескую одежду, и двоих, как первых учеников Христовых, нарек именами апостолов, — одному дав имя Ионна, а другому Петра, и с ними усиленно возносил молитвы Богу.

Но для виновника зла дьявола нестерпимо было видеть свои козни и злоумышления побежденными. И вот они навели на преподобного, прежде всего, комаров в таком множестве, что блаженный не мог даже говорить: комары нападали на него и, когда он лежал, и когда вставал на молитву, — набиваясь ему в рот, они проникали даже до гортани.

Важно

И скудная пища, и все, что было в келии святого, всегда наполнялось множеством комаров. Три года продолжалась такая напасть, но преподобный не только без ропота и воздыхания претерпевал сие, но еще благодарил Бога, испрашивая себе отпущение грехов.

Потом, когда, по воле Божьей, нападение комаров прекратилось, появились большие мухи, которые кусали преподобного и как бы острыми стрелами пронзали его изнуренное воздержанием тело. Миновала и эта напасть, продолжавшаяся также три года.

После этого на преподобного напали муравьи, которые заползали к нему и в глаза, и в ноздри, но он, как крепкий дуб, оставался, непоколебим в поднятом им подвиге терпения.

Видя такую твердость блаженного старца, переносившего эти девятилетние напасти как бы мимолетные, однодневные, искуситель напал на него еще с большею, неистовейшею злобою.

Зная, что человеку, от создания почтенному образом Божьим, присуще по природе отвращение к змее как орудию первородного греха, коварник, чтобы разрушить душевный мир преподобного и вселить в его сердце чувства озлобления, равно и у его сподвижников, наслал на него множество змей. Это многим может показаться невероятным, но то не было каким-либо только привидением. Змеи являлись не в воображении преподобного Фомы, но на самом деле подползали, окружали его и не однажды или дважды, а постоянно.

И не один год или два года, но целых одиннадцать лет святой окружаем был ими, и ни разу не произнес он ропота. От змей не свободно было и ложе его; они гнездились и там во время его отдыха. Но охраняемый промышлением Божьим преподобный оставался невредим от них.

Однажды блаженный отец совершал Божественную безкровную службу; служение приближалось к концу, и вот откуда-то выпал громадный змей и, как кольцом, опоясал собою всю церковь, в которой совершалось священнодействие.

Прислуживавший преподобному инок вышел пред тем из церкви, чтобы принести потребную при священнодействии теплоту, а змей, сначала как бы опоясавший собою церковь, в это время свернулся у порога церковного, представляя собою огромный клубок.

Совет

И вот произошло дивное чудо: совершавший Богослужение преподобный, удивляясь, почему не подается по обычаю своевременно теплота, оглянулся и увидел чудовище, лежавшее у порога, а прислуживавшего инока стоящим в трепетном ужасе, и, исполнившись Духа Святого, сказал брату:

— Входи и не бойся.

Сам же продолжал святое дело. Ободренный отеческим повелением инок, как бы на крыльях, перескочил через змея и вошел в церковь. По окончании Божественной службы блаженный старец в священном облачении подошел к порогу, где лежало чудовище, и сказал:

— Если это появление твое здесь, змей, означает кончину твою помощью Бога моего, то следуй за мною.

Змей схватился зубами своими за край одежды святого и последовал за ним; Фома же отошел от церкви на расстояние полета стрелы из лука и, зайдя в дебрь, где была глубокая яма, остановился и начал молиться; ко многим молитвам он присоединил и такую:

— Боже, давший власть верующим в Тебя наступать на змей, скорпионов, благоволи, Господи, и мне, меньшему, наступить на гортань змея по слову Твоему!

Как только преподобный произнес сию молитву, змей тотчас поднялся с места и низвергся в пропасть; с ним осыпались и края этой пропасти, так что на том месте образовалась заровненная котловина. Возблагодарив Бога, старец возвратился в свою келию.

А затем последовало и новое дивное чудо: змеи, гнездившиеся под келиею преподобного и столько лет устрашавшие его при виде его святого лица, как бы спасаясь от огненного опаления, внезапно все ушли в то место, где погиб и змей-чудовище.

Там волей Божией их погибло многое множество, и птицы нападали на них и поедали.



Источник: https://infopedia.su/14x71aa.html

Ссылка на основную публикацию