Святитель Питирим Тамбовский, чудотворец
День памяти: 28 июля
Святитель Питирим Тамбовский
Святитель Питирим, просветитель Тамбовского края, родился в 1645 году в городе Вязьме (Смоленской епархии), население которого отличалось особенной набожностью, твердостью в православной вере и благочестием.
При крещении он был наречен в честь преподобного Прокопия Декаполита, и в течение всей своей жизни будущий святитель глубоко чтил святого Прокопия (кондак 5).
Кто были родители Прокопия, неизвестно, но, несомненно, они, подобно большинству вязьмичей, были людьми весьма благочестивыми.
С детских лет и Прокопий, и сестра его, в будущем монахиня Екатерина, стремились всецело посвятить себя Богу и готовились к иноческой жизни (кондак 2).
Отрок Прокопий успешно проходил учение, посещал церковные службы (имея хороший голос, участвовал в клиросном пении и чтении и считался лучшим чтецом в Вязьме);читая книги духовного содержания, приобретал навык к молитве.
Особенно же любил Прокопий посещать Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, в котором сохранялся строгий устав; старцы же монастыря славились своей истинно подвижнической жизнью.
Беседы с ними, монастырские богослужения окончательно определили желание Прокопия принять иночество, которое он и исполнил, по окончании учения став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря.
Строгое постничество, точное исполнение послушаний, высокие духовные качества быстро стяжали Прокопию признание братии, и на двадцать первом году жизни, в 1665 году, Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим в честь великого подвижника преподобного Питирима, ученика преподобного Антония Великого, его преемника и второго игумена знаменитой Фиваиды (икос 2). В XV столетии известен был святостью жизни и ревностной миссионерской деятельностью епископ Великопермский Питирим; по-видимому, живой пример Пермского святителя послужил причиной избрания монашеского имени для Прокопия. В этом избрании нельзя не видеть указания на схожесть последующего миссионерского подвига епископа Тамбовского со своим северным соименником.
Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души.
К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства.
Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3).
Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3).
Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии.
В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители.
Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни.
В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь.
Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно.
Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4).
Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.
Этому знаменательному случаю суждено было изменить жизнь архимандрита Питирима. Дело об иконе преподобного Аркадия стало известно Патриарху Иоакиму, также признавшему ее «недоброписанной». Действия архимандрита были одобрены.
Ревность по вере и решительность молодого настоятеля понравились Патриарху, он вызвал его в Москву, с тем, чтобы уготовить ему новое, высшее, служение. 1 сентября 1684 года, в день церковного новолетия, архимандрит Питирим ступил на новую стезю служения Церкви.
Состоялось его избрание на Тамбовскую епископскую кафедру, а 15 февраля 1685 года он был рукоположен во епископа (икос 4).
Состояние церковных дел этой епархии было самое плачевное. Имеющиеся храмы и монастыри были неблагоустроенны, ощущалась острая нужда в пастырях, проповеди произносились очень редко.
Нравы населения были самые распущенные.
Край нуждался в особом архипастыре, обладавшем такими дарованиями, которые позволили бы ему иметь несомненное духовное влияние на все это крайне разнородное во всех отношениях население.
Новый архипастырь начал свою деятельность в Тамбове с богослужения. Он прибыл в город в четвертом часу утра и вскоре начал служить литургию Преждеосвященных Даров. Замечательный человек предстал перед жителями Тамбова.
Очень доброжелательный, приветливый, кроткий, внимательный, излучавший нелицемерную, глубокую любовь к людям и ту скрытую могучую силу духа, которая приобретается многолетней упорной борьбой с самим собою. Он вскоре заслужил любовь своей паствы (кондак 6).
Святитель Питирим располагал к себе и православных, и многочисленных в том крае старообрядцев, и мусульман, и язычников, и закоснелых во грехе преступников и бродяг.
«Бескорыстная любовь, искреннее желание всем добра, а также кроткое, ласковое вращение — это было главной причиной сильного влияния архипастыря на его пасомых», — отмечает его жизнеописатель.
В епархии святителя ожидало множество дел: строительство и благоустройство церквей, монастырей и помещений для причта, устройство архиерейского дома. Ему предстояло укрепить православную веру в Тамбове и всей епархии, заботиться о благолепии богослужений, неустанном духовном окормлении паствы.
Его занимали труды по обращению к Православию язычников посредством личных бесед, встреч, поучений, проповедей.
При этом святитель ни на один день не оставлял своего келейного правила, аскетических подвигов, уединенных молитв, упражнений в безмолвии и все воскресные праздничные богослужения всегда совершал сам, а на будничных службах становился на клирос, учил пению и чтению вновь пришедших, сам читал шестопсалмие, часы, пел вместе с хором.
Он учредил, по вяземским обычаям, торжественные крестные ходы, а также освятил входы и выходы в город святыми иконами, препоручая град и всю епархию заступлению Господа и Божией Матери (кондак 10 и икос 10). Святитель Питирим усердно проповедовал за богослужениями, чем привлекал немало людей, жаждущих живого слова назидания (икос 6). Этому же учил он и духовенство.
Приехав в пределы своей епархии, епископ немедленно отправился в самое логово преступников и всякого рода бродяг, населявших в то время Пяшкельскую слободу (с. Донское) близ Тамбова. К отверженным, заблудшим и, казалось бы, уже неисправимым людям он приходил как брат и друг, глубоко скорбя о них и неся им свет искренней любви и милосердия. Частые его посещения и беседы сделали свое дело — жители слободы обратились ко Христу.
Уже через год после своего приезда в эти края святитель Питирим, следуя желанию жителей, строит храм во имя святого Иоанна Предтечи, проповедника покаяния.
Духовная связь с Иоанно-Предтеченским монастырем оказалась так велика, что и здесь, близ Тамбова, святитель воздвиг монастырь во имя Иоанна Предтечи, избрав место для его основания вместе со святителем Воронежским Митрофаном (кондак 7).
В новоустроенной обители святитель Питирим имел небольшую келию, в которой уединялся для подвига поста и молитвы. В лесу, близ монастыря, он вырыл колодец, вода которого возымела благодатные, целительные свойства. Такой же колодец он вырыл близ нового тамбовского собора, а также в чаще лесной.
И в этом колодце вода оказалась освященной особой, благодатной силой (икос 9). В 1690 году святитель основал женский Вознесенский монастырь, игуменией которого стала родная сестра его, монахиня Екатерина (икос 7).
Святитель Питирим обновил и многие старые обители. При его содействии был построен величественный каменный храм Пресвятой Троицы в мужском монастыре в Козлове. Наибольшие труды святитель-подвижник понес при постройке в Тамбове благолепного Преображенского каменного кафедрального собора.
Он был и архитектором, и рабочим: носил кирпичи, подвозил глину, занимался любой строительной работой. Когда выстроен был первый этаж храма, святитель указал в нем место для своего погребения (икос 12).
Под влиянием трудов и подвигов святителя Питирима духовная жизнь в Тамбовской епархии стала неузнаваемо преображаться.
В 1695 году, после десятилетнего управления епархией, святитель тяжко заболел. Но не в сей раз благоволил Господь отойти Своему угоднику в Небесные обители.
Однажды в дни болезни воззвал святитель к своему Небесному покровителю: «Пастырю мой и наставниче мой, преподобне отче Прокопие! Помолися Господу Богу о душе моей!» Тогда воочию предстал перед святителем Питиримом святой Прокопий Декаполит и, обращаясь к Богу, стал молиться: «Бессмертный Боже, хвалу Тебе воздаю: Царь бо един всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного». В ответ на эту молитву в облаке явился над молящимися Господь Иисус Христос, держа в левой руке Евангелие, правой же благословлял преподобного Прокопия и святителя Питирима (икос 5). Святитель после этого видения выздоровел и прожил еще три года. И только 28 июля 1698 года, на праздник Смоленской иконы Божией Матери, архипастырь-подвижник предал блаженную душу свою в руце Божий. Великому труженику на ниве Христовой исполнилось только 53 года. Кончина святителя Питирима была большим горем для всей Тамбовской земли. Но на смену народной скорби вскоре пришла радость, ибо с верою прибегавшие к его молитвенному предстательству стали получать явные знамения благодатной врачующей силы Божией (кондак 9). Память и почитание его, не прекращавшиеся с самой кончины, особенно распространились в XIX веке. 28 июля 1914 года, в день блаженной кончины епископа Питирима, состоялось его причисление к лику святых.
Многочисленны душеполезные уроки, которые можно извлечь из жизни святителя Питирима. Она свидетельствует о премудрости устроения Промыслом Божиим всего потребного для спасения души и прославления верного Богу человека (кондак 8) и о том, сколь полезно человеку постоянное горячее молитвенное обращение к святому своему Небесному покровителю.
Святитель не обличением и осуждением, а братской во Христе любовью воздействовал на заблудших. Он являл светлый лик бескорыстной и чистой Божественной любви тем, к кому вел его Промысл Божий. Неся слово Божие погибающим, он обращался к тому образу Божию, который запечатлен в душе каждого человека, несмотря на глубину его греховности и заблуждений.
Самой своей личностью, силой бывшей на нем благодати Духа Святаго архипастырь светил людям светом правды и бесконечной веры в них как в создания Божии (икос 8).
Светить миру ровным светом любви ко всякому Божию созданию, ко всей твари, соработать Господу во всяком своем деле, исполняя таким образом слова Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16), — вот чему учит вся жизнь святителя Питирима (икос 11).
Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6801.htm
Святитель Питирим Тамбовский
Фото: На иконе Вяземских святых святитель Питирим Тамбовский изображен вторым справа, рядом с прп. Герасимом Болдинским.
Святитель Питирим Тамбовский начало жизненного пути
По одним сведениям — в 1644-м, по другим — в 1645 году в некоем благочестивом вяземском семействе родился мальчик, которого окрестили Прокопием.
Имя, данное младенцу при крещении, наводит на мысль, что появился на свет он 27 февраля (старого стиля), либо где-то неподалеку от этой даты, поскольку именно в этот день празднуется память преподобного Прокопия Декаполита.
Когда мальчик вырос и стал епископом Питиримом, он продолжал сугубо почитать прп. Прокопия, о чем имеется немало свидетельств.
О родителях Прокопия мало что известно, кроме того, что, по всей вероятности, они принадлежали к среднезажиточному слою горожан и были весьма благочестивы. Во всяком случае, из их отпрысков на иноческий путь вступил не только сын, но и дочь. Впоследствии, как доносит до нас предание, она спасалась в женском монастыре Тамбовской епархии, основанном ее братом-епископом.
Архимандрит Питирим
В ранней юности Прокопий поступил в Иоанно-Предтеченский монастырь. К этому моменту он не только владел грамотой и был довольно начитан в Священном Писании, но и освоил искусство иконописи, а также изрядно разбирался в церковном пении.
Около двадцати лет было ему, когда он решился принять постриг. В монашестве ему нарекли имя Питирим.
Как говорится в его жизнеописании, изданном в Тамбове в 1914 году, к канонизации святителя, «точно не известно, в честь кого дано было ему это имя; надобно полагать, во имя преподобного Питирима, ученика преподобного Амафа, память коему празднуется 10 мая: кроме этого угодника в святцах нет имени Питирима.
Описания жизни преподобного Питирима мы не находим нигде: это, между прочим, могло также послужить основанием для святителя Питирима с переменою имени продолжать по-прежнему подражание жизни прежнего своего святого покровителя Прокопия, а вместе с тем и большее обращение к нему с молитвою о небесном ходатайстве».
Спустя приблизительно десять лет мы уже находим Питирима настоятелем Иоанно-Предтеченского монастыря, а так как с 1650 года обителью управляли архимандриты, то и будущий святитель тоже был возведен в этот сан.
На время его управления Предтечевым монастырем пришлось знаменательное событие в жизни Вязьмы. В 1681 году ее, вместе со всем уездом, причислили к Смоленской епархии (ранее она находилась в составе Крутицкой епархии), назначив в ней викарного епископа, при этом его местопребыванием сделалась обитель Иоанна Предтечи.
Употребление монастыря в качестве архиерейского дома всегда почетно, но и обременительно для него. В особенности неловко чувствуют себя в подобной ситуации настоятели.
С одной стороны, они должны распоряжаться монастырской жизнью. С другой — проживающий в монастыре архиерей не может не стеснять (хотя бы только одним фактом своего присутствия) их распоряжений.
Так создается плодородная почва для взаимных неудовольствий и нестроений.
Архимандрит Питирим, кажется, с честью преодолел эту «полосу препятствий». Во всяком случае, нигде — ни в архивах, ни в местных преданиях — мы не встречаем даже намека на какие-либо конфликты, имевшие место в Предтечевом монастыре в эту пору.
Новая епархия
В 1682 году указом царя Федора Алексеевича была образована Тамбовская епархия. Населял новую церковно-административную единицу «контингент», весьма неблагополучный с пастырской точки зрения, — языческие мордовские и черемисские племена, татары. Было много беглых и ссыльных.
После Никоновой реформы сюда же потянулись от преследования властей старообрядцы. Первый тамбовский епископ Леонтий управлял епархией недолго и ничего не успел сделать для нее. В 1684 году его отрешили от кафедры «за некия вины».
Срочно требовался новый архиерей — притом деятельный, известный благочестивой жизнью, способный нести миссионерские труды.
Выбор Патриарха Иоакима пал на архимандрита Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря Питирима. В феврале 1685 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась его епископская хиротония. Но к своей тамбовской пастве он отправился не сразу, прожив еще около года в Москве, при Патриархе.
В начале 1686 года епископ Питирим выехал в Тамбов. Известно, что дорогой он заезжал в Воронеж для беседы с епископом Воронежским Митрофаном (1623—1703). Впоследствии он поддерживал почтительнодружеские отношения со святителем Митрофаном вплоть до своей смерти и относился к нему как к старшему брату и наставнику.
Торжественная встреча в Козлове, первом городе Тамбовской епархии, смутила владыку Питирима, не привыкшего к почестям (да так никогда и не полюбившего их). И в Тамбов он въехал ранним утром, когда его никто не ждал.
Труды святительские
Перед святителем Питиримом лежало дикое поле, едва тронутое плугом христианского просвещения. Рязанский епископ Мисаил (+1655/1656), пламенный проповедник и архипастырь из достойнейших, предпринимал в свое время миссионерские рейды в эти глухие места.
Походы его были небезуспешны: многие язычники и магометане принимали крещение. Пропорционально успеху проповеди росла неприязнь к епископу со стороны закоренелых язычников.
В селе Ямбирно (существует и сейчас, по современному административно-территориальному делению находится «в углу» Рязанской области, на стыке ее с Мордовией, Тамбовской и Пензенской областями) мордовцы убили его.
С тех пор охотников нести благую весть в тамбовские леса не обреталось. Церквей здесь было мало. Ветхие и бедные, не имевшие часто самых необходимых богослужебных книг и утвари, они отстояли друг от друга на десятки километров.
Священники, в большинстве своем малообразованные, не пользовались авторитетом у населения.
И не будет большим преувеличением предположить, что многие из крестников священномученика Мисаила за годы отсутствия должного пастырского попечения вновь совратились в язычество.
Свт. Питирим, не надеясь в одночасье переломить ситуацию, действовал более кротостью и личным примером, нежели суровыми распоряжениями.
Он не раз объезжал свою епархию, подолгу беседовал с людьми, в доступных притчах излагая им основы христианского вероучения, объяснял молитвы, основывал церкви и за свой счет снабжал их всем необходимым.
В кафедральном городе он завел школу для обучения детей духовенства, начал строительство каменного собора, основал мужской Трегуляевский монастырь и женский Вознесенский. Кстати, в Трегуляевской обители, где владыка любил уединяться для сосредоточенной молитвы, главный храм был Предтеченским — как и в вяземском монастыре.
Питирим – покровитель Тамбова
В 1698 году епископ Питирим умер. Его погребли у южной стены недостроенного Преображенского собора, и уже вскоре к его могиле потянулись верующие.
После смерти владыки они осиротели: новый епископ Игнатий пробыл на Тамбовской кафедре всего около года, затем епархией «временноуправлял» митрополит Рязанский Стефан (Яворский), который, будучи еще и Местоблюстителем Патриаршего престола, не мог уделять достаточно сил своей тамбовской пастве. А потом Тамбовскую епархию и вовсе упразднили на несколько десятилетий.
Так и повелось, что своим отцом и помощником тамбовские христиане продолжали считать покойного владыку Питирима (у Бога-то мертвых, как известно, нет). К нему несли скорби, болезни, житейские невзгоды. Результатом народного почитания и многочисленных чудес, проистекавших от гроба епископа Питирима (к сожалению, фиксировать их начали только с 1819 года), явилась его канонизация в 1914 году.
Это необычайно выдающаяся личность России.
Источник: http://posmotrim.by/article/svyatitel-pitirim-tambovskij.html
Святитель Питирим, епископ Тамбовский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте.
Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений.
Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов.
Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.
Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.
Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая.
Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви.
При архиерейском доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи Московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Питириму).
Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.
Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев.
Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих привел к истинной вере.
Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.
Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.
Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.
Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира.
Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.
Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.
Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась.
Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор.
Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ – воистину избранник Божий.
С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=jul28-pitirim
Ученический проект: Святитель Питирим Тамбовский
СЛАЙД № 1
Творческое название нашего проекта: «Веры и благочестия наставник».
СЛАЙД № 2
Актуальность:
В этом учебном году будет торжественно отмечается 100 лет со дня прославления святителя Питирима.
Тамбовской областной думой принято постановление с этого года считать государственным праздником 10 августа – День памяти святителя Питирима.
СЛАЙД № 3
Основополагающий вопрос:
Почему тамбовский народ почитает святителя Питирима?
Проблемный вопрос:
Является ли святитель Питирим духовным просветителем Тамбовской земли?
Для этого нам предстояло выяснить роль святителя Питирима в духовном просвещении Тамбовского края.
СЛАЙД № 4
Гипотеза:
Святитель Питирим – духовный просветитель Тамбовской земли.
Задачи:
- Изучить житие святого святителя Питирима
- Получить представление об истинных ценностях, проповеданных святителем
- Выявить связь святителя Питирима с Тамбовским краем
В ходе исследования нам предстояло проследить духовное восхождение святителя Питирима, а также познакомиться с его духовным наследием: монастырями, храмами, святыми источниками.
СЛАЙД № 5
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, вмиру Прокопий, родился27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых.
https://www.youtube.com/watch?v=0x-BhjQBFmA
Частое посещение храма развило в нём любовь к богослужению и церковному пению. Одарённый тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословения родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь.
Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий с усердием исполнял возложенные на него монастырские послушания. К обязательным трудам он прилагал добровольные, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом.
СЛАЙД № 6
1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима получил новое церковное послушание — был назначен на Тамбовскую кафедру.
15 февраля 1685 года в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх рукоположил его во епископа. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на неё святителя Питирима — в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещённые светом Христовой веры: язычники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников.
Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. В начале 1686 года святитель Питирим выехал в Тамбов еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
СЛАЙД № 7
В сохранившихся записях отмечено, первым делом по прибытии на Тамбовскую кафедру святителя Питирима значится выдача в дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы.
Повсюду стали строиться храмы. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. После кончины святителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (основана в 1692 году), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина,
СЛАЙД № 8
и мужскаяТрегуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 год) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте.
СЛАЙД № 9
По древнему преданию, у монастыря в Трегуляевском лесу епископ Питирим вырыл колодец, вода которого обладала целительными свойствами.
СЛАЙД № 10
Святитель Питирим старался, чтобы и населённые пункты имели вид христианских поселений.
СЛАЙД № 11
Так, сразу по прибытии в Тамбов, на крепостных воротах он установил распятия ХристаСпасителя и иконы Божией Матери, которые привёз с собой. Привезённая святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове.
Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и магометан и для вразумления раскольников. Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью.
СЛАЙД № 12
В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора. Он не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора — во имя святителя и чудотворца Николая.
Новый собор святитель снабдил за свой счёт необходимой утварью и ризами.Поднимавшийся ввысь Преображенский собор становился сердцем Тамбовской земли и символом укрепившейся Церкви на территории, совсем недавно называвшейся Диким полем.
Заботясь о торжественности богослужений, святитель установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества.Закончен собор был уже после его кончины.
СЛАЙД № 13
На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но ещё более усилил монашеские подвиги.
Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд. Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды.
СЛАЙД № 14
Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением. Во время молитвы молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа.
По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещённой над его гробницей.
После болезниво святитель Питирим прожил ещё около трёх лет.
Кончина святого последовала 28 июля 1698 годав день памяти почитаемой им иконы Смоленской Божией Матери, в возрасте 53 лет. Он был с честью погребен в освящённом им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница.
СЛАЙД № 15
Постепенно гробница тамбовского архипастыря стала местом благоговейного почитания. Сюда, в Спасо-Преображенский собор, стекались многие паломники не только из окрестных сел и городов Тамбовского края, но и из соседних епархий.
В кафедральном соборе многие десятилетия велись специальные книги, в которые записывались чудесные исцеления людей, происходившие после совершения молитв у гробницы Святителя.
Только через 90 лет после закладки Спасо-Преображенский собор был полностью достроен.Верхний Преображенский храм был богато расписан итальянскими мастерами.Площадь перед собором покрыта асфальтом.Над колодцем святителя Питирима была сооружена богатая металлическая часовня с золотым верхом и крестом.
В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.Крестным ходом мощи Святителя Питирима были обнесены вокруг Преображенского собора и поставлены в нижнем храме у южной стены, рядом с Никольским приделом.В верхнем храме собора был освящён престол в честь святителя Питирима.
СЛАЙД № 16
Русская церковная история богата подвижниками, которые оставляли о себе добрую память. Святость их жизни исходила из безграничной любви к Богу, своему Отечеству и народу, а также из стремления поделиться с людьми животворной мудростью и жизненным опытом.
В результате исследования мы установили, что первым таким подвижником в Тамбовском крае является святитель Питирим, имя которого сохранилось в памяти многих поколений верующих людей.
Наша гипотеза подтвердилась.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/uchenicheskii-proekt-sviatitel-pitirim-tambovskii.html
Житие святителя Питирима епископа Тамбовского
(память 28 июля/10 августа)
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме в Смоленской губернии. Его родители были благочестивыми христианами и привили своим детям любовь к Богу и Святой Церкви.
Они научили Прокопия с благоговением чтить святые иконы, хранить православные обряды и предания. Изучив грамоту, святой Прокопий особенно полюбил чтение слова Божия и житий святых отцов и подвижников Церкви Христовой. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя.
Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Частое посещение храма развило в нем любовь к богослужению и церковному пению. Одаренный тонким художественным восприятием, святой Прокопий был искусным певцом, а также живописцем.
Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме чудотворных икон. Святой Прокопий строго соблюдал посты, любил молиться и избегал праздных развлечений, детских шалостей и забав, что показывало его высокую аскетическую настроенность.
Благоговея перед всеми святыми, Прокопий особенно чтил своего небесного покровителя — преподобного Прокопия Декаполита (VIII в.; память 27 февраля/11 марта), в день памяти которого он родился.
Достигнув совершеннолетия и решив всецело посвятить себя Богу, святой Прокопий попросил благословение родителей и поступил послушником в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный преподобным Герасимом Болдинским (+1554; память 1/14 мая).
Этот монастырь, расположенный вблизи Вязьмы, отличался строгостью устава, введенного его святым основателем. Вступив на путь монашеских подвигов, святой Прокопий стал с усердием подвизаться в посте, бдении и молитве.
Неленостно исполняя возложенные
на него монастырские послушания, он к обязательным трудам прилагал добровольные, стараясь никогда не быть праздным, читал наставления и жития святых отцов, стремясь в своей жизни подражать их подвигам.
На двадцать первом году жизни святой Прокопий был пострижен в монашество с именем Питирим. Через некоторое время он был рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.
Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран игуменом. Опытный в духовной жизни, святой игумен умело управлял братией, милосердием и кротостью исправляя заблудших, примером своей жизни побуждал иноков к большему подвигу.
В 1684 году он был возведен в сан архимандрита. Заботясь об укреплении в иноках духа строгого подвижничества, святой Питирим в своем служении проявил особую любовь к благолепию храмов. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.
Несмотря на всеобщее уважение, святой Питирим отличался глубоким смирением и кротостью. В своих трудах он все упование возлагал на помощь Божию. С 1681 года, когда Вязьма отошла к Смоленской епархии, в Предтеченском монастыре поселился викарный епископ Смоленского митрополита.
1 сентября 1684 года святой Питирим по благословению патриарха Иоакима (1674—1690) получил новое церковное послушание — был назначен на Тамбовскую кафедру. 15 февраля 1685 года в неделю блудного сына в Успенском соборе в Москве Святейший Патриарх Иоаким рукоположил его во епископа. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу.
Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, в большинстве составлявших население того края.
Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима — в 1682 году. Поэтому епархию населяли в основном люди, не просвещенные светом Христовой веры: язычники (мордва, черемисы, мещера), магометане (татары), а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников.
Святителю Питириму предстояло бороться с язычеством, сектантством и грубостью нравов. Укрепив себя на предстоящий подвиг постом и молитвой и испросив благословение
у мощей Московских святителей и чудотворцев и преподобного Сергия, святитель Питирим в начале 1686 года выехал в Тамбов.
По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября/6 декабря и 7/20 августа).
Торжественная встреча в первом городе епархии — Козлове — смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.
Из сохранившихся в записях дел святителя Питирима первым его делом по прибытии на Тамбовскую кафедру значится выдача во дни Святой Пасхи 1686 года грамоты Козловскому монастырю на построение каменного соборного храма во имя Святой Троицы. Повсюду стали строиться храмы, благолепному украшению которых святитель Питирим придавал особое значение.
Дело это было особенно трудным из-за крайней нищеты населения. Умелое руководство и личная нестяжательность святителя позволили ему при малочисленных средствах достигнуть в этом деле значительных результатов. Только в Тамбове было построено несколько храмов — свой для каждой слободы города. После кончины святителя в епархии было 168 храмов.
Особую пастырскую заботу проявил святитель о монастырях. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1692 г.), игуменией которой стала сестра святителя Екатерина, и мужская Тригуляевская во имя Крестителя Господня Иоанна (1691 г.
) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила с связи с тем, что святитель Питирим любил уединение.
Тонко ощущая красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира, он при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию.
Однажды (15 сентября 1688 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места для построения обители. Все трое пришли в уединенное место, которое и благословили для основания обители.
Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений.
Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах, около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой.
Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие.
Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, были родительским благословением святителя.
Много трудов приложил святитель для обращения в христианство язычников и магометан и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, благодаря трудам и молитве святителя Питирима стал краем религиозным. Обращение святителя к пастве отличались кротостью и доступностью.
Объезжая свою епархию с проповедью слова Божия, святитель словом искренней любви к пастве, кротостью и смирением сеял в душах семена веры и благочестия. Святитель отличался удивительным снисхождением даже к нравственно падшим людям.
Со всеми он обращался одинаково, ровно и кротко, как истинный друг и брат. В то же время он был по-отечески требователен. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних.
Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.
Вновь открытые храмы требовали новых пастырей. Одной из забот святителя Питирима было избрание и подготовка кандидатов в священники. Он неукоснительно требовал, чтобы прихожане избирали кандидатами только грамотных людей. В своем доме он устроил специальную школу, где сам готовил избранного к принятию священного сана.
В 1694 году святитель Питирим приступил к строительству каменного кафедрального собора. Он не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Закончен он был уже после его кончины.
При святителе был освящен только южный придел в нижнем этаже собора — во имя святителя и чудотворца Николая.
Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому).
Святитель Питирим с детства любил богослужение. Он часто служил и заботился о благоговейном исполнении служб, внятном пении и чтении. Нередко он сам становился на клирос, чтобы научить певцов правильному пению.
Святитель учил свою паству с благоговением относиться к священным предметам.
Заботясь о торжественности богослужений, он установил в праздничные дни крестные ходы из соборного храма в тот храм, где были престольные торжества.
Слава о святительских трудах Тамбовского архипастыря распространилась за пределами епархии. О нем было хорошо известно при дворе московских государей Иоанна и Петра Алексеевичей, которые неоднократно удовлетворяли прошения святителя Питирима о нуждах епархии. В 1690 году святитель Питирим участвовал в Соборе Русской Церкви, избравшим Святейшего Патриарха Адриана (1690—1700).
На архиерейской кафедре святитель Питирим не только не ослабил подвижнические труды, но еще более усилил монашеские подвиги. Среди благочестивых душевных занятий он не оставлял и физический труд.
Около архиерейского дома святитель своими руками ископал колодец, над которым позднее была построена часовня, а с 1868 года к нему стал совершаться крестный ход для освещения воды. Однажды во время тяжелой болезни святителя Питирима Господь утешил его дивным видением.
Во время молитвы святитель просил
не здравия и продления жизни, но с любовью и надеждой испрашивал оставления грехов и дарования вечной жизни в Царстве Небесном. Он обратился с просьбой ходатайствовать о нем к своему покровителю, которому молился всю жизнь, — святому Прокопию Декаполиту.
Во время этой молитвы ему явился преподобный Прокопий и стал молить о нем Господа. По молитве преподобного в облаке явился Спаситель и благословил святителя Питирима. После кончины святителя это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.
После болезни, во время которой святителю явился Господь и преподобный Прокопий, святитель Питирим прожил еще около трех лет.
Но силы не вернулись к нему полностью и он постоянно недомогал, поэтому он не смог закончить многие из своих начинаний, в частности, достроить кафедральный собор. Кончина святого последовала 28 июля 1698 года в возрасте 53 лет.
Он был с честью погребен в освященном им Никольском приделе нового кафедрального собора, над могилой его была устроена деревянная резная гробница.
После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Сначала память святителя совершалась в Тамбовской епархии местно. От его гробницы совершались исцеления больных. В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя.
Эти записи свидетельствуют, что к святителю Питириму с просьбой обращались не только православные, но и иноверцы. Божественные откровения побуждали людей со всех концов России ехать в Тамбов за благодатной помощью, истекавшей от гробницы еще не прославленного святого.
В 1914 году, 28 июля, святитель Питирим был причислен к лику святых Русской Церкви.
Источник: http://tregulyai-obitel.cerkov.ru/istoriya/zhitie-svyatitelya-pitirima-episkopa-tambovskogo/
Акафист святителю Питириму, епископу Тамбовскому, чудотворцу
Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, святителю отче Питириме, всем прибегающим к тебе скорый помощниче! Сподоби нас недостойными усты воспети тебе сия похвальная. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, зовущих:
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Икос 1
Ангелом подражатель и человеков наставник был еси, святителю отче Питириме: от юности бо возлюбил еси Божественное учение и, сему последовав, доброму житию поревновал еси. Сего ради тебе, на Небеси и на земли прославленному, вопием сице:
Радуйся, от рождения твоего Богом избранный; радуйся, на служение апостольское призванный.
Радуйся, избрание твое подвигом благочестия оправдавый; радуйся, образом жития твоего и нам путь к Небеси показавый.
Радуйся, от юности иго Христово возлюбивый; радуйся, чистоту сердца твоего до конца сохранивый.
Радуйся, яко, сего ради, еще сый на земли, Ангелом уподобился еси; радуйся, яко, сего ради, Господа Славы всегда зрети сподобился еси.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 2
Видя Благопромыслитель Господь души твоея доброту, направи помысл твой ко исканию единаго на потребу. Ты же, сего возжелев, еще из детства навыкл еси непрестанно взывати к Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разум Божественный имый, всю суету привременныя сласти презрел еси, отче Питириме: темже оставив мир и вся яже в нем, измлада приял еси образ ангельский, всего себе отдав на служение Единому Господу. Таковое убо изволение твое восхваляюще, глаголем ти сицевая:
Радуйся, яко путь правый в Царствие Небесное обрел еси; радуйся, яко сим путем невозвратно шел еси.
Радуйся, яко красная мира сего ни во чтоже вменил еси; радуйся, яко, земная отринув, Небесная возлюбил еси.
Радуйся, сердце твое присно ко Христу имевый; радуйся, Тому Единому служити вожделевый.
Радуйся, разум твой в послушание веры пленивый; радуйся, в Бозе благочестно поживый.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 3
Силою Божиею укрепляем, отче Питириме, вся послушания монастырская добре проходил еси в Вяземстей обители святаго Предтечи, емуже подражал еси подвиги твоими, всегда взывая к Подвигоположнику всех, Спасу Христу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея помысл чист, и душу непорочну, священства благодать, еще млад сый, достойно восприял еси, отче Питириме; темже, во игумена обители избран был еси и саном архимандрита почтен, ревностно подвизаяся о спасении Богом врученнаго тебе словеснаго стада. Сего ради вопием ти сице:
Радуйся, яко вся послушания иноческая неленостно прошел еси; радуйся, яко сим на высоту добродетелей возшел еси.
Радуйся, красото смиренномудрия и воздержания; радуйся, образе кротости и послушания.
Радуйся, целомудрия ревнителю; радуйся, девства и чистоты хранителю.
Радуйся, иночествующих мудрый начальниче; радуйся, всех, благочестно жити хотящих, добрый наставниче.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 4
Бури злословия и людскаго мятежа не убоялся еси, отче Питириме, егда икону преподобнаго Аркадиа, недобре писанную, почитания лишил еси. Темже, о правоверии ревнуя, поучал еси паству твою право взывати к Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышав и видев премногую твою добродетель, блаженный Патриарх Иоаким святителя тебе нарече и паству Тамбовскую смотрению твоему вручи. Мы же, о сем веселящеся, глаголем ти сицевая:
Радуйся, вся степени иноческаго звания с честию и славою прошедый; радуйся, на престоле святительстем достойно возседый.
Радуйся, страже Церкве Христовы неустрашимый; радуйся, делателю винограда Христова неутомимый.
Радуйся, благовременне и безвременне паству твою поучавый; радуйся, ко Христу овцы заблуждшия призвавый.
Радуйся, люди, во тьме седящия, светом Христовым озаривый; радуйся, сим от погибели их сохранивый.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 5
Боготечное светило, путь жизни твоея озаряющее, бысть тебе угодник Божий Прокопий, егоже именем во святем Крещении наречен был еси и к немуже присно с молитвою прибегал еси, поя Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видел еси, отче Питириме, твоима очима угодника Божия Прокопиа, предстояща пред лицем Господа и к Нему молящася сице: Безсмертный Боже, хвалу Тебе воздаю, Царь бо един еси всем; помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небеснаго. Сего ради и мы взываем к тебе: не престай молитися о всех нас купно со Прокопием блаженным, да и нас сподобит Господь достигнути Небеснаго Царствия. О сем воздыхающе, похвальная воспеваем ти:
Радуйся, очеса твоя всегда на небо возводивый; радуйся, славу Небесную паче всего возлюбивый.
Радуйся, непрестанными молитвами сердце твое освятивый; радуйся, мысль твою в Бозе утвердивый.
Радуйся, яко Прокопиа святаго, молитвенника дерзновеннаго всегда имел еси; радуйся, яко сему споспешествующу, в радость Господа твоего вшел еси.
Радуйся, яко в райских обителех ныне пребываеши; радуйся, яко от Горних высот и нас, многогрешных, милостивно назираеши.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 6
Проповедник веры православныя и ревнитель благочестия словом и житием твоим был еси, святителю Питириме. Темже духовная паства твоя непрестанно памятует и вся Российская страна достойно ныне прославляет труды твоя, имиже трудился еси, присно взывая ко Господу: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиял еси во Церкви Тамбовстей светом Христова учения и ревностию твоею о славе Божией, святителю отче Питириме: ты бо, красоту Господню возлюбив, о устроении храмов святых и о благочинии церковнем всеусердно прилежал еси. Сего ради воспеваем ти сице:
Радуйся, славы Христовы ревнителю; радуйся, храмов святых строителю.
Радуйся, благочиния церковнаго строгий блюстителю; радуйся, чтения и пения Божественнаго искусный учителю.
Радуйся, яко тобою Церковь Русская благоукрасися; радуйся, яко в ней вера Христова тобою утвердися.
Радуйся, града Тамбова славо и украшение; радуйся, всем нам зашито и ограждение.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 7
Хотяй невозбранно возноситися духом в Горняя Селения, безмолвие пустыни возлюбил еси, отче Питириме, идеже многи дни в посте и молитве подвизался еси, овогда же со святителем Митрофаном, другом твоим, беседовал еси, воспевая с ним купно хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 7
Новую обитель в месте пустыннем, якоже тихую пристань, во славу Предтечи Господня создав и в самом граде Тамбове с сестрою твоею Екатериною обитель женскую устроив, сим явил еси нам, отче Питириме, велию твою любовь ко обителем святым. Сего ради воспеваем ти похвальная сия:
Радуйся, Предтечу Господня возлюбивый и тому в житии твоем поревновавый; радуйся, строгий подвиг благочестия в себе показавый.
Радуйся, пустыни безмолвия любителю; радуйся, поста и молитвы строгий блюстителю.
Радуйся, Тамбовския дебри и леса молитвою твоею облагоухавый; радуйся, обитель иноком тамо основавый.
Радуйся, святителя Митрофана друже и собеседниче; радуйся, во Царствии Небеснем тому сонаследниче.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 8
Странника и пришельца в мире сем помышлял еси себе, отче Питириме. Темже, Небесная возлюбив, сокровище некрадомое сокровиществовал еси, грядущаго града взыскуя и ко Господу радостно взывая: Аллилуиа.
Икос 8
Весь исполнь любве Христовы, душу твою за овцы твоя положити готов был еси, спасение всем устрояя и всем во всем угождая, не иский своея, но многих пользы, да всяко некия спасеши. Сего ради чтим святую память твою и усердно вопием ти:
Радуйся, отче благосердый, о спасении многих ревновавый; радуйся, не своих си, но ближняго искавый.
Радуйся, пастырю добрый, на пажитех тучных чада твоя духовная питавый; радуйся, страже неусыпный, от волков хищных овцы твоя охранявый.
Радуйся, нищих кормителю и гладных питателю; радуйся, сирых защитниче и обидимых предстателю.
Радуйся, яко и ныне во всяких нуждах скоро нам помогаеши; радуйся, яко и ныне всех, с верою к тебе притекающих, милостивно утешаеши.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 9
Всяк возраст и всяко сословие еще в житии твоем величаху тя, яко человека Божия, и в час кончины твоея вся паства твоя плакаше о тебе, яко о отце своем. Зрящи же тя погребаема и новаго предстателя на Небеси имети уповающи, с рыданием, купно же и благодарным сердцем, возглашаше о тебе надгробную песнь: Аллилуиа.
Икос 9
Витийство человеческое не довлеет ко прославлению многих чудес твоих, святителю Питириме: новая бо купель Силоамская открыся всем страждущим во источнице твоем, рукама твоима ископаннем; таже и риза твоя честная, на недужныя полагаема, дарует им исцеление, и гроб твой святый явися воистину неоскудная врачебница: никтоже бо, с верою к нему притекаяй, тощ и неутешен отходит. Сего ради гласы хвалебными тя славим:
Радуйся, врачу безмездный, туне врачевания всем подаваяй; радуйся, сосуде драгоценный, целебное миро всем верным богатно изливаяй.
Радуйся, глухих слышание и слепых прозрение; радуйся, хромых хождение и сляченных исправление.
Радуйся, разслабленных укрепителю; радуйся, бесноватых от насилия диавольскаго свободителю.
Радуйся, лишенным смысла ум здравый подаваяй; радуйся, в сониих и видениих помощь твою являяй.
Радуйся, святителю Питириме, тамбовский чудотворче.
Кондак 10
Спасти хотя паству твою, отче Питириме, не судил еси ведети в ней ино что, точию Иисуса Христа, и Сего распята. Сего ради поставил еси образ распятия Господа, знамение нашего спасения, на вратех града, да вси мимоходящии покланяются ему, воспевающе хвалебную песнь: Аллилуиа.
Икос 10
Стены необоримыя и Заступницы рода христианскаго икону дивную граду Тамбову даровал еси, отче Питириме, от неяже доднесь всем с верою приходящим токи чудес изливаются. Сего ради благодарне взываем ти сице:
Радуйся, все упование твое на Матерь Божию возложивый; радуйся, и град твой покрову Тоя вручивый.
Радуйся, икону Ея святую в щит и ограждение граду поставивый; радуйся, залог любве твоея икону Богоматере пастве оставивый.
Радуйся, яко иконою тою чудеса многа содеваются; радуйся, яко милости Божия от нея непрестанно изливаются.
Радуйся, Богородицу нам указавый от всех бед избавление; радуйся, яко милостию Ея ты еси наша радость и утешение.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 11
Пение немолчное даже доднесь совершается у святей иконы твоей, угодниче Божий Питириме: мнози бо, в нуждах сущии, ведят тя помощника благопоспешлива и молитвенника благоуветлива. Темже ныне вся Российская земля благодарне вопиет прославльшему тя Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Светильник светозарен был еси в земнем житии твоем, отче наш Питириме, благодатно озаряя души верных. Просвети убо молитвами твоими очи душевныя и нам, в пучине греха погибающим, да благодарне вопием ти:
Радуйся, великий угодниче Божий, благочестную жизнь на земли возлюбивый; радуйся, веру, надежду и любовь даже до конца сохранивый.
Радуйся, светильниче многосветлый, светом истиннаго Богопознания нас озаряяй; радуйся, луче Солнца Правды, теплотою Божественныя любве души наша согреваяй.
Радуйся, бисере честный, сиянием Небесныя Славы сердца наша увеселяяй; радуйся, каменю драгий, страну нашу православную украшаяй.
Радуйся, яко тобою бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою спасение вечное получити уповаем.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 12
Благодать от Бога ти данную ведяще, ныне прилежно молим тя, святителю Питириме: пролей теплую о нас молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую невреждену от ересей и расколов и вся православныя да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое Богоугодное житие, отче Питириме, и на Небеси от Бога прославление, величаем безчисленная чудеса и исцеления твоя, и, на неусыпныя молитвы твоя уповающе, взываем ти сицевая:
Радуйся, храм Преображения Господня благолепен устроивый; радуйся, вечное покоище себе в нем предуготовавый.
Радуйся, житие твое земное благочестне скончавый; радуйся, от Царя Небеснаго венец славы приемый.
Радуйся, апостолов собеседниче; радуйся, святителей сопрестольниче и сонаследниче.
Радуйся, Архангелов и Ангелов сослужителю; радуйся, всех Небесных Сил сожителю.
Радуйся, святителю Питириме, Тамбовский чудотворче.
Кондак 13
О преславный чудотворче, угодниче Божий Питириме! Приими сие от любве нашея приносимое тебе благохваление и твоим благоприятным ходатайством избави нас от всяких бед и зол, от внезапныя смерти и будущия муки, да сподобимся купно с тобою во веки пети: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелом подражатель…» и 1-й кондак «Избранный чудотворче…».
Молитва
О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Питириме! К тебе смиренно припадаем и усердно молимся: яви нам, грешным, любовь твою отеческую и многомощное твое заступление. Веруем бо, яко велие дерзновение имаши ко Господу и яко много может предстательство твое пред Престолом благости Его.
Сохрани молитвами твоими Церковь Святую от ересей и расколов, от суеверия и неверия.
Испроси нам веру праву, надежду несомненну, любовь нелицемерну, в добрых делех преспеяние, во искушениях мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, мир и благоустроение стране нашей, здравие же и спасение людем ея.
Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благо исполни, и всем вся в жизни временней и вечней потребная даруй, во славу дивнаго во святых Своих Бога, в Троице славимаго и покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь, глас 4
Веры и благочестия наставниче, Церкве светильниче, монашествующих образе, святителю Питириме премудре, стадо твое благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже в Вышних венцем славы украшен, с нами на земли духом пребываеши, сияя чудесы. Моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8
Монахов наставника изрядна и святителя всем людем милостива, чудотворца предивна и молитвенника о нас неусыпна, сошедшеся, воспоим Питирима, Тамбовския земли похвалу.
Источник: http://akafistnik.ru/akafisty-russkim-svyatym/akafist-svyatitelyu-pitirimu-episkopu-tambovskomu-chudotvortsu