Святитель стефан пермский (великопермский)

Святитель Стефан Пермский

Пермь Великая – так называлась пермяцкая земля, расположенная в бассейне реки Камы к западу от северной части уральских гор. В XIV веке она была поставщиком ценной пушнины, которую сегодня можно сравнить с важным нефтепроводом.

Пермь Великая была поделена на две части – Верхнюю и Нижнюю с уездными центрами в Соликамске и Чердыни. Пермь Малая – зырянская земля, она располагалась в бассейне реки Вычегды. В религиозном плане местное население – зыряне – было язычниками. Они поклонялись своим богам и даже совершали человеческие жертвоприношения.

На севере с землями пермскими соседствовал Великий Устюг. Там и проживала семья причетника соборной церкви Святой Богородицы Симеона и его жены Марии. В этой семье примерно в 1340 году родился сын Стефан, который в будущем оказал самое мощное влияние на развитие земли пермской.

Обратите внимание

По преданию, задолго до рождения Стефана блаженный Прокопий Устюжский предсказал Марии, что она подарит Православию великого святителя. Его отец был русским, а мать родом из Перми. Она с детства научила Стефана пермскому языку. С семи лет его стали обучать грамоте, Стефан был очень способным, обладал хорошей памятью и острым умом.

Он мог свободно общаться с народами Коми, как их тогда называли пермянами, которые приезжали в Великий Устюг по торговым делам. С юных лет Стефан помогал отцу при богослужении в церкви.

Он выучился читать священные книги и исполнял обязанности канонарха – возглашал перед пением строчки из молитвословия, которые за ним повторял церковный хор.

Стремясь к знаниям и понимая, что лучшее образование он получит в монастыре, в 18 лет Стефан поступил в монастырь святителя Григория Богослова в Ростове. А в 1346 году принял постриг от игумена Максима Калины.

Чтобы читать святых отцов в подлиннике из собраний богатой монастырской библиотеки, инок Стефан выучил греческий язык. Познав досконально церковную культуру, молодой монах горел желанием обратить к Христу своих соплеменников зырян.

Стефан составил для них азбуку пермского языка и перевёл на него несколько церковных книг, для того чтобы в будущем вести проповеди на родном для зырян языке.

«Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову»

За подвиги благочестия в 1374 году Стефан был посвящён в сан иеродиакона Ростовским епископом Арсением. В 1379 году Стефан явился в Москву просить благословления у епископа Коломенского Герасима, управлявшего в то время митрополией, на просветительскую деятельность. «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую – Пермь.

Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову», – обратился Стефан к епископу. Епископ благословил святителя и посвятил его в сан иеромонаха. Великий князь московский Дмитрий Иоаннович выдал Стефану охранные грамоты. Не раз потом они спасали жизнь миссионеру.

Важно

Первым местом проповеди апостола Стефана стало зырянское поселение Котлас. Здесь ему пришлось пережить много трудностей и угроз жизни, сопротивление язычников, поклонявшихся идолам: «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Особым почитанием зырян пользовалась огромная берёза, к которой они приносили в жертву добытых на охоте диких зверей. Стефан поселился в своей келье недалеко от «прокудливой березы» и использовал собрания зырян для своей проповеди Истинного Бога. Посеяв зёрна сомнения в душах язычников, Стефан решился срубить и сжечь особо почитаемое дерево.

Тогда зыряне задумали убить святителя, но он обратился к ним с проповедью:

Окончательный перелом в сознании зырян произошёл после победы апостола в духовном поединке с жрецом язычников Памой, восставшим против святой веры. Он предложил Стефану пройти через горящую избу и окунуться под лёд реки Вычегды.

«Я не повелеваю стихиями, – смиренно отвечал святитель Стефан, – но христианский Бог велик: иду с тобой». Пама в последний момент перед испытанием испугался, затрепетал и взмолился об избавлении его от верной смерти.

«Вы свидетели, – сказал Стефан собравшемуся народу, – сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» Народ предложил убить Паму, так как он принесет смуту в их новую веру.

Но Стефан отверг казнь жреца, ведь Христос против убийства, Он учит прощению. И тогда зыряне изгнали Паму. А Стефан построил на реке Вишере храм в честь святителя Николая.

После этого просветительская деятельность апостола пошла намного успешнее. Собором было принято решение о создании новой кафедры, и в 1383 году митрополитом Пименом святитель Стефан был рукоположен в епископа Пермского.

Как любящий отец заботился апостол о своей пастве. Он строил церкви, открывал при них училища и готовил новых священников. Кроме того, основал для зырян несколько монастырей. В неурожайные годы Стефан раздавал нуждающимся хлеб и милостыню.

Кроме молитвенного подвига он занимался и дипломатическими делами. Известно, что по просьбе святителя новгородцы возместили зырянам убытки от набегов своих ушкуйников. В Москве Стефан добился снижения податей с пермских земель.

В 1385 году епископ обратил в бегство вогулов, представ перед ними в полном облачении на ладье и напугав злодеев своим грозным видом.

https://www.youtube.com/watch?v=MbeDLHrrCTE

В 1390 году святитель принял участие в Соборе, где просил великого князя московского защитить зырян от произвола чиновников. В этой поездке Стефан хотел встретиться с Сергием Радонежским, но из-за недостатка времени не смог исполнить свое намерение.

Находясь в 10 верстах от Сергиева монастыря, святитель Стефан остановился, прочел молитву «Достойно есть».

Затем повернулся в сторону монастыря и произнес: «Мир тебе, духовный брате!» В это время на трапезе у себя в монастыре Сергий встал, поклонился в сторону дороги, по которой проезжал Стефан, и произнес: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» И поныне, свидетельствуя о крепкой духовной связи между святыми Стефаном Пермским и преподобным Сергием Радонежским, братия вспоминает их особой повседневной молитвою на трапезе.

Совет

Свое вечное упокоение епископ Стефан нашел за пределами его любимой Пермской епархии. Он был вызван в Москву митрополитом Киприаном в 1396 году.

Но по приезде занемог и попросил передать свое посмертное завещание пастве – твердо держаться христианской веры и преуспевать в ней, не поддаваться ересям и расколам. Преставился святитель весною. Горько его оплакивали зыряне и просили отправить тело апостола в Пермь.

Но Русская Церковь решила оставить мощи святителя в Москве. Останки Стефана Пермского были положены в монастыре «Спаса за стеною» Московского кремля.

Канонизирован был Стефан Пермский на Макарьевском Соборе в 1549 году. Стефан успел обратить в христианство только Малую Пермь. Но только благодаря его неимоверным усилиям обращение Перми Великой стало возможным в скором будущем. Благоговейно почитается святой в Перми. В городе действует храм-часовня во имя святителя Стефана Великопермского и Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь.

Молитва Стефану Великопермскому

О Богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый Боговедения проповедниче и просветителю Крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего аз, окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими Богоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных, и злоковарных, и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.fm/zhitiya-svyatykh/svyatitel-stefan-permskiy/

Стефан Пермский: житие святителя, факты и видео

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Стефан Пермский: житие, интересные факты и видео»- краткое повествование о жизни епископа Русской православной церкви.

Святитель Стефан (1345 -1396), отказавшись от жизни в Ростовском монастыре, в одиночку решился идти в леса, населенные отнюдь не дружественными коми-пермяками.

Он шел к этим людям, выучив их язык, для того чтобы дать им не только новую веру, но и письменность. Он не рассчитывал получить за это благодарность, наоборот, был готов даже к мученической смерти.

Житие Стефана Пермского

Стефан родился в городе Великий Устюг. Это город в Вологодской области на севере России. В XIV веке русские города здесь были островками в коми-зырянском окружении. На эти земли претендовали, с одной стороны, Новгород, с другой — Москва.

Дальше к востоку, у реки Камы, начиналась Пермь Великая. Жившие там лишь по слухам знали о русских людях. Это была чужая сторона.

Стефан был сыном певчего в церкви Симеона. Возможно, отец и обучил сына грамоте, и тот весьма преуспел в учении. Много времени мальчик посвящал чтению Священного Писания, чем и сформировал свой аскетический образ жизни. Родителям стало понятно, что сыну одна дорога — в монахи.

Юноша отправился в Ростов, где постригся в монастыре Святого Григория Богослова, настоятелем которого был грек Парфений. У него Стефан научился греческому языку. Вряд ли в Северо-Восточной Руси в то время были другие люди, владевшие греческим и пермяцким языками.

Только Стефан мог всю греческую ученую премудрость передать язычникам коми. Причем в библиотеке он читал не только богословскую литературу, но и труды философов Платона и Аристотеля, трагедии Эсхила и Софокла.

Миссия святителя

Стефан часто бывал у своего друга Сергия Радонежского и подолгу беседовал с ним. Возможно, только ему поведал Стефан о своей сокровенной мечте — просвещении народа коми. Стефан не только мечтал, но и активно действовал. На основе рунических знаков он составил азбуку и перевел на зырянский язык часть Библии.

https://www.youtube.com/watch?v=WwYfyX3FbtY

Он и не думал об обрусении зырян — он нес им Священное Писание на их национальном языке. Оставалось получить благословение иерархов церкви и начать миссионерскую деятельность.

Стефан Пермский. Альбом изображений святых икон издания хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XIX-го века

Как только стало известно об идее Стефана, так сразу же у нее появилось множество противников. Основной их довод состоял в том, что незачем обращать в веру Христову новый народ, когда все равно не за горами конец света.

Обратите внимание

Светопреставления ожидали в 7000 году от сотворения мира (или в 1492 году от Рождества Христова). Все же епископ Коломенский, бывший к тому же и заместителем митрополита всей Руси, дал свое благословение Стефану на его миссионерскую деятельность.

Поначалу миссионер оказался в кругу недавно обращенных коми. Они приходили к проповеднику, садились вокруг него и задавали вопросы. Приходили и их некрещеные друзья, тоже спрашивали, слушали, думали.

Не все были настроены столь добродушно. Некоторые приходили с дубинами и кольями, грозили святителя убить. А один раз даже попытались его сжечь. Но чего бояться христианину, с ним Божья сила и Его заступничество.

Стефан же начал уничтожать кумирни, которые представляли собой нежилые избы, где были лишь звериные шкуры. Ударом топора разбивал в прах и трухлявых идолов. Зыряне собрались большой толпой и готовы были растерзать миссионера, но… согласно древнему обычаю, они не начинали бой первыми. Язычники отступили.

Церковь Благовещения

А стараниями святителя и его немногочисленных друзей в «столице» зырян, селении Усть-Выме, была возведена церковь Благовещения. Церковь была очень красивой. А раз есть церковь, то и миссионерская деятельность пошла успешнее.

Церковь, основанная Стефаном Пермским в Усть-Выме

Взрослые, а еще больше дети, приходили не только для того, чтобы полюбоваться красотой храма, им интересно было, чем в нем занимается святитель Стефан Пермский. Деятельность миссионера привлекла внимание местного волхва по имени Пама.

Пама говорил, что у христиан Бог один, а у коми — много. Мол, каждый должен понимать: чем больше богов, тем лучше. Потом, увидев, что его не слушают, он потребовал, чтобы Стефан прошел с ним через огонь и воду.

А когда тот согласился, Пама испугался испытания веры. Зыряне хотели предать смерти обманщика, но по заступничеству святителя всего лишь выгнали Паму из своей земли.

Читайте также:  Школа веры: догматы, каноны, богословские мнения

Видео

В этой подборке видео дополнительная информация «Стефан Пермский: житие святителя»

Источник: https://damy-gospoda.ru/stefan-permskij-zhitie-svyatitelya/

Житие Святителя Стефана Великопермского

(Стефан Пермский, икона 1909 года)

…Видя тщету мирских попечений, блаженне Стефане, отшел еси от дому родителей твоих, водворяяся с работающими Богу во иночестем житии; тем же жизнь твою не мирови, но Богу посвятил еси…

Святитель Стефан, епископ Великопермский, родился около 1346 года в Великом Устюге. Его отец Симеон служил причетчиком соборной церкви. 

О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на паперти церковной святой старец Прокопий Устюжский. Покло­нившись ей до земли, он сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Перм­ского, который будет великим между слугами Божьими».

В детские годы святой Стефан был научен молитве и послушанию. Отданный в «научение книж­ное», он удивлял своими способностями. Свободное от занятий время мальчик любил посвящать чтению Священного Писания. Че­рез год он стал чте­цом в соборной церкви.

Важно

Как и многие северные русские города, Великий Устюг был в то время богатым торговым горо­дом.

Вокруг него в густых лесах были расположены поселения, в которых жили языческие племе­на зырян, или западных пермяков.

«Пермская страна», обширная территория между реками Печорою и Двиною, в верховьях Камы и Вычегды, находилась в зависимости от Новгорода Великого, а по мере усиления Московского княжества — от Москвы. Занимаясь охотой, зыряне жили довольно обособлено, но вели оживленную торговлю с русскими горо­дами, в особенности с Великим Устюгом.

Общаясь с зырянами, юный Сте­фан в совершенстве овладел их языком. К этому времени юноша окончательно решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Родители со слезами радости отпустили сына.

По благословению Ростовского епископа Пар­фения в монастыре во имя святителя Григория Богослова, славившемся своими образованными мона­хами, в 1365 году был совершен монашеский постриг молодого послушника с наречением ему имени Стефан.

С усердием углубился инок в изучение Священного Писания. Частые беседы с кем-либо из духовно опытных, умудренных книжной ученостью монахов, за­нятия греческим языком, который он вскоре достаточно хорошо усвоил, по­мог­ли святому Стефану в его духовном возрастании и богословском образова­нии.

Преподобный Епифаний Премудрый, будущий жизнеописатель святого Стефана, а в то время его собрат но монастырю, повествует о постоянных совместных беседах, посвященных толкованию Священного Писания и изъяснению творений святых отцов.

В мона­стыре святой Стефан написал несколько произведений, свидетельствовавших о любви к богомыслию и глубоких знаниях автора (до наших дней не сохранились).

Первым приходил святой Стефан к богослужению в храм и позже всех покидал его, подолгу молился, все более и более восходил в подвигах иноческого жития, преус­певая в добродетелях, смирении и любви.

Стремление просветить светом Христовой истины язычников-зырян, с детства жив­шее в его сердце, воодушевило святого Стефана на особый подвиг. Он создал для зырян письменность, которой они не имели, в качестве алфавита исполь­зуя зырян­ские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю.

С по­мощью созданной азбуки (состоявшей из 24 букв) святой Стефан перевел на зы­рянский язык богослужебные книги и частично Священное Писание. К концу своего десятилетнего пребывания в монастыре (около 1375 года), чувствуя себя уже достаточно подготовленным к делу евангельской проповеди, святой Стефан отпра­вился в Москву за благословением.

К тому времени святи­теля Алексия, митропо­лита Московского, особенно заботившегося о распростра­не­нии Христовой веры среди народов отдаленных окраин Руси, уже не было в живых. Управителем мит­рополии был архимандрит Симонова монастыря Михаил (Митяй).

Совет

Поняв важность задуманного молодым иеродиаконом просветительс­кого дела, он испросил у вели­кого князя охранные грамоты для святого Стефана и направил его к епископу Коломенскому Герасиму. После долгих бесед со Сте­фаном преосвященный Гера­сим рукоположил его во иеромонаха и благословил на миссионерское служение.

Снабженный антиминсами, миром, частицами святых мощей, а также необходимой для богослужения церковной утварью, свя­той Стефан отправился на родину, чтобы проститься с родителями. Осенью 1379 года святой Стефан отправился в Пермскую землю.

Язычники-зыряне пок­ло­нялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осме­лился бы коснуться их языческих верований.

Положение для проповедника ослож­нялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Пырас (ныне город Котлас) стал первым селением, в котором святой Стефан начал свою проповедь. Жители его чаще бывали в Устюге и общались с русскими. Когда они услышали, что инородец прекрасно говорит на их родном языке, то оказали ему гостеприимство.

Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Творец всего сущего, воплотивший­ся на земле, имя Которому Христос.

Жители селения всячески старались поме­шать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, пред­приняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также все­целая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца.

Покоренные его личностью, убедитель­ностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приняли святое крещение.

Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В каждом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он приводил язычников 
к вере Христовой.

Обратите внимание

За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообра­щенных символы. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, где находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами и где преиму­щественно жили жрецы, святой Стефан подвергся наибольшей опасности.

Испу­ган­ные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбуди­ли в народе вражду к святому. Как только святой Стефан появил­ся в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа.

Но кроткое лицо и дру­желюбная речь на их родном языке обезоружили нападавших, и они невольно стали слушать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существование некоего могущественного духа, который все сотворил, но которо­му они недостойны поклоняться.

Это неясное верование исполь­зовал святой Стефан, чтобы как можно доходчивее объяснить зырянам осно­вы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба».

Когда жители Усть-Гама с топорами и кольями бросилися на св. Стефана, он, подняв руки к небу, со слезами молился о прозрении заблудших. Никто из зырян не решился напасть на него. Природная кротость этих людей отмечена иноком Епифанием Премудрым: «Обычай лих имать не творить начало бою». Так, сопровождаемый трудностями и опасностями, продвигался св.

Стефан вглубь Пермской земли, убеждая словом, сокрушая идолов и кумирни, все новых и новых язычников обращая в христианство. Решающим моментом его мис­сионер­ской деятельности явилось стол­кновение с Памой, главным зырянским жрецом.

Пытаясь поколебать у своих подопеч­ных уважение к святому Стефану, Пама предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование проповедуемого им Бога. Когда же смиренный инок, помолившись, решился под­вергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать 
за ним, то Пама проявил малодушие и в страхе отступил.

После этого началось обращение многочисленных зырян ко Христу: реки Вымь и Вычегда еже­дневно становились купелью для множества крещаемых.

Неоценимы заслуги святого Стефана в строительстве Божиих храмов на Перм­ской земле. Первой построенной им церковью стал храм в честь Благовеще­ния Пресвя­той Богородицы в устье реки Выми. Затем в селе Усть-Выми были построены еще два храма во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Ар­хан­гела Михаила.

Храмы обыкновенно возводились святым Стефаном на тех местах, где ранее стояли языческие идолы и кумирни. Придавая большое значение благолепию храмов, святой Стефан украшал их иконами, часть которых была написана им самим. Во всех построенных им храмах богослужение совершалось на зырянском языке.

Святой Стефан учил крещаемых созданной им грамоте, с помощью которой они читали Евангелие, Псалтирь, Часослов и другие переведенные на зырянский язык книги. При храме Благовещения было учреждено училище, где занимались буду­щие пастыри — зыряне.

Важно

Таким образом, вместе со светом Христова учения местные жители приобщались к культуре и просвещению. Жители Великого Устюга, узнав об успехах апостольской пропове­ди их земляка, вкладывали пожертвования на строительство храмов, а некоторые священнослужители становились помощниками пермского просветителя.

По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отпра­вился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для зырян.

Собор русских архипастырей и великий князь Димитрий Иоаннович Донской (+1389) постановили, что первым архиереем новообращенной Пермской земли должен стать сам святой Стефан. Зимой 1383 года во Владимире-на-Клязьме мит­ро­по­литом Пиме­ном была совершена епископская хиротония святого Стефана.

Возвратившись в Усть-Вымь, святитель Стефан учредил при соборном храме Благовещения архиерейскую кафедру и первый в тех краях монастырь, получивший название Архангельского.

Впоследствии им были построены еще три монастыря и несколько странноприимных домов Своей епископской властью святитель Стефан защищал местное население от частых нашествии новго­родских «ушкуйников». В 1386 году он предпринял поездку в Новгород, где содействовал прекращению нападений на зырян.

Спустя четыре года святи­тель Стефан вновь отправился в Москву, где получил у великого князя Василия Ди­митриевича льготы для Пермской земли, пострадавшей от неурожая.

Святителя Стефана связывала духовная дружба с преподобным Сергием Ра­донежским. Святитель Стефан с благоговением относился к Радонежскому под­вижнику и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не смог исполнить своего желания из-за недостатка времени.

Находясь в 10-ти верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан обратился в сторону обители и с молитвой и поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, сидевший вместе с братией за трапезой, встал, помо­лился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Ра­дуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!» Об этой глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и преподобного Сергия Радо­нежского свидетельствует совершаемая и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе в Троице-Сергиевой лавре. Богословская образованность Пермского епископа и его выдающиеся личные качества создали ему высокий авторитет в Русской Православной Церкви. Несмотря на отдален­ность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных Соборах. В начале 1396 года, по приглашению святого митрополита Московского Киприана, святи­тель Стефан вновь отпра­вился в Москву. Здесь он заболел: здоровье его было подлом­лено 18-летними изнурительными трудами и подвигами, и, хотя ему было всего пятьдесят лет, выглядел он значительно старше своего возраста. 26 апреля 1396 года святитель Стефан мирно скончался. Он был погребен в Кремлевской великокняжеской обители, в соборе Спаса на Бору. В XVI столетии Русская Православная Церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых.

http://saints.ru

Источник: http://ustug-eparhia.ru/eparkhiya/svyatye/15-eparkhiya/svyatye/20-zhitie-svyatitelya-stefana-velikopermskogo

Святитель Стефан Великопермский

Первым святым, потрудившимся в деле просвещения  Пермской земли, стал святитель Стефан, епископ Великопермский, который положил начало Евангельской проповеди в XIV веке. 

Современник преподобного Сергия Радонежского, преподобного Андрея Рублева, святого благоверного князя Дмитрия Донского, святитель Стефан Великопермский был незаурядным человеком, решившимся в одиночку крестить коми-зырян.

Православная церковь чтит память первого епископа Великопермского за его великий подвиг и миссионерскую деятельность.

  • Фильм » Стефан Пермский. Огнем и словом»

 Скачать фильм >>>

СКАЧАТЬ >>>Тропарь, глас 4Божественным желанием, от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся, ярем Христов взял еси и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси. Темже преславную твою память почитающе, молим тя: моли, Егоже проповедал еси, да спасет души наша.Кондак, глас 8Самозванен не имущим тебе, святителю, обрелся еси, люди, от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси и волхва пансотника посрамил еси, темже и первый епископ и учитель Перми был еси. Сего ради духовныя твоя чада, яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием: радуйся, Стефане, учителю премудрый.МолитваО богоосвященный и равноапостольный Стефане, новый боговедения проповедниче и просветителю крещением святым великопермских, во идолопоклонстве живущих, людий, ко истинному евангельскому свету путеводителю, пастырю добрый и учителю премудрый, Духа Святаго сосуде избранный, Христоподражательный в Небесный Сион наставниче и руководителю, образ благонравия всем, благочестно жити желающим, благоискусный мысленнаго корабля, чрез море мира сего к Небесному пристанищу плавающаго, правителю, дивный во иерарсех, увенчанный Божественною благодатию, всероссийский светильниче, великий чудотворче и молитвенниче теплый! К тебе во умилении сердца моего, аз окаянный и грешный, благонадежно притекаю и вопию, прося, смиренный, помощи твоея и теплаго ко Преблагому Богу ходатайства, да твоими благоприятными молитвами испросиши ми от Него человеколюбную милость, оставление многих моих согрешений, души и телеси здравие со спасением, и яко Благ и Человеколюбец, да благоволит безбедно в мире сем ходити ми до скончания живота моего, во время же разлучения моего от жизни сея, дух мой в покаянии и мире Ангелом Своим святым милостивно прияти, да даст ми мимо мрачных и злоковарных и лютых духов демонских на воздусе проити невозбранно, и к Нему непостыдно предстати поклонитися, и безсмертныя и блаженныя жизни сподобитися со всеми святыми во веки. Аминь.
Читайте также:  Святитель григорий нисский
УРОКИ   ПРАВОСЛАВИЯ.  МИССИОНЕРСТВОМожет ли любой человек стать миссионером? А если не любой, то каким требованиям должен отвечать тот, кого именуют именно миссионером? Наверное, определить такие критерии и просто и сложно. Просто, если сказать, что это должен быть, во-первых, верующий, крещеный человек, во-вторых, он должен обязательно иметь личный опыт церковной жизни: исповедоваться, причащаться, соблюдать посты. И, в третьих, владеть соответствующими богословскими знаниями, чтобы его миссия не стала вольной интерпретацией христианства. А сложность заключается в том, что понимать под миссионерством. Если под ним мы будем иметь в виду подвиги, подобные тем, что совершали святители Иннокентий Московский, Николай Японский, и Стефан Великопермский, то такое миссионерство, конечно, по плечу не всем. Но если под миссионерством мы будем понимаем деятельность более скромных масштабов, когда один человек (христианин) рассказывает другому (и пока не христианину) о православии, и приводит к вере и крещению своего друга, брата или пожилую маму, то такая миссия по силам уже многим! А есть в наши дни и такое миссионерство, когда к вере и ко Христу приходится обращать… людей крещеных, но не просвещенных. Их вокруг нас немало. Но и на этом пути нам встретятся трудности, если мы, например, в своем рвении не будем учитывать возрастных особенностей людей, их личностных своеобразий, уровня культуры или образования. И тогда весь пыл будет растрачен понапрасну – нас не услышат и не поймут. О том, как избегать подобных ошибок, наш сегодняшний урок православия. На нем протоиерей Артемий Владимиров расскажет о миссионерстве среди людей разных возрастов и званий.

Источник: http://cpshperm.pravorg.ru/svyatitel-stefan-velikopermskij/

Стефан пермский

Святитель, проповедник христианства среди коми-зырян, первый епископ Пермский (1383-1396).

Стефан Пермский стоит в одном ряду с главными деятелями русской церкви XIV  века – Сергием Радонежским и митрополитом Алексеем.

Детство и юность

Стефан родился около 1340 года в Устюге, находившемся под властью ростовских князей. Здесь также было сильно новгородское влияние. Рядом с Устюгом начинались земли, населенные северными языческими народами «пермичей» (коми) и «вогуличей» (манси).

Отец будущего проповедника был клириком Успенского собора в Устюге. Выучившись грамоте, маленький Стефан читал на клиросе во время богослужений, пел в церковном хоре. Мальчик очень полюбил чтение.

Отправившись в Ростов, Стефан  был пострижен в монахи в Григорьевском монастыре. Там он начал осваивать книжное собрание обители, изучил греческий язык, стал настоящим знатоком Священного Писания и трудов Отцов церкви.

Миссионерская деятельность

Желая послужить церкви, Стефан избрал для себя миссионерское поприще. С юности зная язык пермичей, чьи земли начинались за Устюгом, проповедник составил для этого бесписьменного народа азбуку. С ее помощью он перевел на местное наречие важнейшие части Священного Писания. Но это была только часть дела – Стефан мечтал привести к вере всех пермичей-язычников.

Для этого ему нужна была поддержка московского князя Дмитрия Ивановича Донского (в 1360-е годы Устюг, а также «пермские места» перешли под власть Москвы). В начале 1379 года он приехал в Москву и сумел убедить князя и митрополита в серьезности намеченного им дела. Коломенский епископ Герасим поставил его в сан священника, также Стефан был снабжен всем необходимым для освещения церквей.

Совет

Он начал свою проповедь в низовьях Вычегды, продвигаясь выше по ее течению, вглубь Пермской земли. Центром его деятельности стало село Усть-Вымь. Здесь Стефан сжег языческую кумирню и построил Благовещенскую церковь.

Проповедник вызвал ненависть языческих жрецов, боявшихся однако его убить, опасаясь реакции московского князя. Главным противником Стефана был старейшина Пам. В борьбе с ним миссионер решил прибегнуть  к крайнему средству – «Божьему суду», испытанию огнем и водой.

Оба они должны были войти в горящую клеть, а затем, нырнув в воду, вынырнуть в другой клети. Этот поединок должен был показать, чья вера истинна. Но когда Стефан решительно направился в огненную клеть, Пам испугался, за что чуть не был убит местными  жителями.

Стефан защитил его, взяв клятву более не хулить православную веру.

После этого эпизода проповедническая деятельность Стефана пошла успешнее. Он крестил зырян, учил их основам веры, уничтожал кумирни. Кроме того, он устроил школу, в которой готовил священников из числа местных. Ему приписывали даже написание икон для зырян.

Одна из них, получившая название «Зырянской Троицы», имела надпись на древнем варианте коми-зырянского языка, которая была выполнена стефановским письмом.

Достоверно авторство Стефана не установлено, однако вряд ли кто-то другой в то время мог сделать перевод на пермский язык.

В 1383 году миссионер отправился в Москву с просьбой об открытии новой – Пермской – епархии. Князь Дмитрий Иванович и митрополит Пимен решили сделать первым пермским епископом самого Стефана. Вернувшись в Усть-Вымь, тот основал Михайловский монастырь, ставший его епископской резиденцией.

В 1386 году Стефан Пермский ездил в Новгород, чтобы добиться прекращения набегов ушкуйников на земли зырян. В этом и не только проявлялось его внимание к своей пастве.

Обратите внимание

Он стремился защитить пермичей не только от ушкуйников, но и соседей-язычников – вогуличей. Он доставлял в Пермь хлеб в голодные годы, старался уменьшить налоги.

При этом Стефан был суров и абсолютно нетерпим к тем, кто тайно придерживался языческой веры (современники даже наградили его прозвищем Храп, что означало «яростный», «неистовый»).

Интересно, что крестя пермичей, Стефан не стремился  к их русификации и к отказу ими от родного языка.

Весной 1396 года епископ в очередной раз отправился в Москву. Здесь он занемог и вскоре скончался. По распоряжению князя Василия Дмитриевича его похоронили в пределе церкви Спаса на Бору, рядом с могилами членов Московского княжеского дома.

Во второй половине XV века на основе «Жития Стефана Пермского», написанного Епифанием Премудрым, который лично знал епископа, была создана Служба святителю (ее автор – Пахомий Логофет). В XVII веке почитание святителя Стефана стало общерусским.

Память святителя совершается 26 апреля (9 мая).

Литература

  • Власов А.Н. История Пермской епархии в памятниках письменности и устной прозы: Исслед. и материалы к 600-летию со дня преставления Стефана Пермского. Сыктывкар, 1996.
  • Епифаний Премудрый. Житие Стефана Пермского. Сыктывкар, 1993.
  • Заиканова И. Зырянский край времен свт. Стефана Пермского. М., 1997.
  • Лимеров П.Ф. Вымские легенды о христианизации язычников Стефаном Пермским. Сыктывкар, 2012.
  • Лимеров П.Ф. «Однажды Степан Пермский поплыл вниз по Выми на каменном плоту»: собирание пространства в устных текстах о св. Стефане Пермском // Традиционная культура. 2010. № 4(40).
  • Морозов Б.Н. О древнекоми — письменности и азбуке св. Стефана Пермского // Сибирские чтения в РГГУ. 2009. Вып. 4.
  • Чернецов А.В. «Самозван не ищущим тя, святителю, обретеся…» (Стефан Пермский: миссионерская деятельность и судьба наследия) // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2013. № 3(53).

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/stiefan_piermskii

Святитель Стефан Пермский — МолитвослоВ

МолитвослоВ

День памяти:  Апрель 26

Стефан Пермский

Святитель Стефан, просветитель Перми, апостол зырян, родился около 1340 года в семье устюжского причетника Симеона. Под влиянием своей благочестивой матери Марии, обладая большими способностями, он с юных лет проявлял необыкновенное усердие к служению Церкви: в один год выучился читать Священные Книги и помогал отцу в церкви при Богослужении, исполняя должность канонарха и чтеца.

Григорий Богослов

В молодости святой принял иночество в монастыре в честь святителя Григория Богослова в Ростове. Монастырь славился богатым книжным собранием. Святой Стефан хотел читать святых отцов в подлиннике и для этого изучал греческий язык. В юности, помогая отцу в церкви, он часто беседовал с зырянами. Теперь, овладев богатой церковной культурой, святой Стефан горел желанием обратить зырян ко Христу.

Явление иконы Свт. Николая Димитрию Донскому

Для просвещения зырян он составил азбуку их языка и перевел на него несколько церковных книг. За подвиги благочестия Ростовский епископ Арсений (1374 — 1380) посвятил его в сан иеродиакона. Приготовив себя к миссионерской деятельности, святитель Стефан явился в Москву (1379 г.

) к Коломенскому епископу Герасиму, который управлял тогда делами митрополии, и просил его: «Благослови меня, Владыко, идти в страну языческую — Пермь. Хочу учить святой вере неверных людей. Я решился или привести их ко Христу, или сложить у них за Христа голову». Епископ с радостью благословил его и посвятил в сан иеромонаха.

Важно

Он снабдил его антиминсами, святым миром и Богослужебными книгами, а великий князь Димитрий Иоаннович дал ему охранные грамоты.

Из Устюга святой Стефан спустился по Северной Двине до впадения в нее Вычегды, откуда начинались поселения зырян. Много трудов, борьбы, лишений и скорбей вытерпел проповедник веры Христовой, живя среди язычников, поклонявшихся идолам, «огню, воде, деревьям, камню и золотой бабе, и кудесником, и волхвом, и древью».

Михаил Архангел

Особо благоговели зыряне перед так называемой «прокудливой березой». Громадная по толщине и вышине береза росла на возвышенном месте. Зыряне собирались к ней и приносили в жертву добытых зверей. Святой Стефан поставил свою келлию невдалеке от березы и использовал собрания суеверных язычников у дерева, чтобы учить их святой истине.

Затем святой Стефан срубил и сжег березу для искоренения суеверия. Зыряне собирались убить его. Святой обратился к ним с проповедью: «Судите сами, сильны ли боги ваши, когда они не могут защитить себя от огня? Боги ли они, когда так немощны, да и не имеют не только смысла, но и слуха и зрения? И от меня, слабого, не сумело защитить себя ваше божество.

Не таковы же ли и все другие боги ваши? Не таков Бог Христианский. Он видит все, все знает и Всемогущ, ибо создал весь мир и о всем промышляет. И как Он благ, особенно к знающим Его! Я желаю вам добра, проповедуя вам Истинного Бога. Он будет любить вас, будет благотворить вам, когда станете чтить Его искренне».

На месте «прокудливой березы» святой Стефан построил храм в честь Архангела Михаила, низложителя духов тьмы.

Крестившиеся зыряне сами стали истреблять то, чему раньше поклонялись: рубили священные деревья, сокрушали идолов; богатые дары, предназначенные для языческих жертвенников, они приносили святому Стефану. Он велел служившему при нем зырянину Матфею все предавать огню и лишь дозволял употреблять полотно на обвертывание ног.

Великорецкая икона свт. Николая Чудотворца

Но окончательный перелом в зырянах произошел после того, как святой Стефан посрамил их главного жреца Паму, который восстал против распространения святой веры. Жрец вступил в спор со святым Стефаном.

«У вас, христиан, — говорил Пама, — один Бог, а у нас много помощников и на суше, и на воде, подающих нам счастливую ловлю в лесах и ее избытками снабжающих Москву, орду и дальние страны; они сообщают нам в волхвовании тайны, недоступные вам». Святой Стефан отвечал, что Истинный Бог — один; Всемогущество — одно, а бессилие богов-идолов очевидно по опыту.

Совет

После долгих споров жрец Пама в оправдание своей веры вызвался пройти сквозь огонь и воду и того же потребовал от святого Стефана. «Я не повелеваю стихиями, — смиренно отвечал святой Стефан, — но Христианский Бог велик: иду с тобой». Пама затрепетал и молил избавить его от верной смерти.

Читайте также:  При клевете и несправедливых притеснениях

«Вы свидетели, — сказал святой Стефан собравшемуся народу, — сам он потребовал решить спор о вере огнем и водой и однако не хочет креститься. За кого считать теперь Паму? Что с ним делать?» «Обманщика предать смерти, — ответил народ, — если отпустить Паму, он наделает тебе пакостей». «Нет, — ответил святой, — Христос меня послал не предавать кого-либо смерти, а учить.

Пама не хочет принять спасительной веры, пусть его упорство накажет его, но не я». Пама был выгнан. В благодарность Господу за победу над главой язычников, святой Стефан построил на Вишере храм в честь святителя Николая. После этого проповедь святого о Христе стала идти все успешнее.

Стефан Пермский

В 1383 году святой Стефан был поставлен епископом Малой Перми. Как любвеобильный отец он неустанно заботился о своей пастве. Для утверждения в вере новообращенных святитель Стефан при храмах открывал училища, где Священные Книги изучались на пермском языке.

Святитель присматривался к учащимся, учитывал их способности с тем, чтобы из них ставить священников и диаконов. Некоторых учеников святитель Стефан научил писать по-пермски.

Святитель строил церкви, в которых ставил священников из зырян, ввел Богослужение на зырянском языке.

Святитель Стефан перевел на зырянский язык Часослов, Псалтирь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, Паремийник, Стихирарь, Октоих, несколько праздничных служб и Божественную литургию.

Святитель Стефан Пермский по дороге в Москву

Во время неурожая Святитель снабжал зырян хлебом, много раз избавлял их от насилия и взяток тиунов, облегчал им подати, защищал от нападений других племен, ходатайствуя за них в Москве.

Плодом его подвигов и добродетелей стало обращение всей обширной Пермской земли к христианству. Это великое дело было совершено силой веры и христианской любви.

Жизнь святителя — это победа веры над неверием, любви и кротости — над злобой и нечестием.

Сергий в пустыне

Обратите внимание

Умилительно «заочное свидание» святителя Стефана Пермского с преподобным Сергием Радонежским, бывшее в 1390 году во время путешествия святителя в Москву по церковным делам. Святитель Стефан горячо любил Радонежского подвижника и очень желал повидаться с ним на пути из Пермской земли, но не мог исполнить этого из-за недостатка времени.

Находясь в 10 верстах от монастыря преподобного Сергия, святитель Стефан, помолившись, обратился в сторону обители и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!».

Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!»

О глубокой духовной связи святителя Стефана Пермского и Преподобного Сергия Радонежского свидетельствует и ныне особая повседневная молитва к ним на братской трапезе.

Кроме устройства церквей, святитель Стефан основал для зырян и несколько монастырей: Спасскую Ульяновскую пустынь в 165 верстах от Усть-Сысольска, Стефановскую — в 60 верстах от Усть-Сысольска, Усть-Вымскую Архангельскую, Яренгскую Архангельскую.

Святитель Стефан, епископ Пермский

В 1395 году святитель Стефан снова отправился в Москву по делам паствы и здесь скончался. Тело его было положено в монастыре «Спаса за стеною» (в храме на Бору в честь Спасителя) в Московском Кремле.

Горько оплакивали зыряне кончину своего апостола. Они усиленно упрашивали Московского князя и Митрополита отпустить в Пермь тело их наставника, но Москва не хотела расстаться с останками великого святителя.

Прославление святителя Стефана началось еще в начале XV века. Житие было написано вскоре после смерти святителя в 1472 году. Службу ему составил иеромонах Пахомий Серб с иеромонахом Епифанием Премудрым, учеником преподобного Сергия Радонежского, который хорошо знал святителя и любил с ним беседовать.

Источник: http://www.molitvoslov.by/2015/svjatitel-stefan-permskij.html

Святитель Стефан Пермский, епископ Великопермский

Стефан Великопермский занимает особое место среди русских святых. Православная церковь чтит память первого епископа Пермского за великий подвиг и миссионерскую деятельность.

Современник Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Дмитрия Донского, Стефан Пермский был незаурядным человеком, решившимся в одиночку крестить коми-зырян, или как их называли, перминов — угро-финнские народы северо-востока Европейской России.

Епископом Пермским его стали назвать после крещения им жителей бассейна реки Вычегды на территории современной Республики Коми, которую в то время называли Пермской землей или Пермью Малой. В Перми Великой в то время жили восточные пермяки,которых крестили преемники Святого Стефана.

Важно

Стефан Пермский (в миру Степан ) родился около 1346 года в Великом Устюге в семье одного из низших церковнослужителей местного собора. О матери святого известно предание, согласно которому ее, трехлетнюю девочку, однажды встретил на церковной паперти святой старец Прокопий Устюжский, который и предсказал ей, что в будущем она произведет на свет православного святого.

Согласно сказанию, поклонившись, Прокопий Устюжский сказал: «Вот идет мать Стефана, епископа Пермского, который будет великим между слугами Божьими».

В детские годы будущий проповедник Степан  был научен молитве и все свое свободное время посвящал чтению Святого Писания. Еще в юном возрасте он оставил мирскую жизнь и полностью посвятил себя служению Господу.

Степан отправился в город Ростов  в монастырь во имя святителя Григория Богослова и стал в нем послушником. В 1365 году молодого послушника постригли в монахи и нарекли именем Стефан. С усердием изучив Священное Писание, выучив греческий язык, святой  Стефан решает осуществить жившее в нем с детства, стремление обратить в православие язычников из числа народов коми.

В конце 14 века, когда из отдельных русских княжеств складывалось единое государство и завоевывались новые земли, по территории страны активно распространялась христианская культура.

Великий Устюг, богатый торговый город, был островком православия, окруженным поселениями западных пермяков-язычников, зырян, проживавших в долинах рек Печоры и Вычегды.

Занимаясь охотой, они жили довольно обособленно, хотя и вели оживленную торговлю с русскими городами. Общаясь с зырянами, юный Степан  в совершенстве овладел их языком. Первые проповеди Святого Стефана не были успешными.

Непривычно и страшно было слышать язычникам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, и что есть лишь один истинный Бог.

Идолопоклонники старались помешать Стефану и даже предприняли попытку сжечь его во время встречи с Памой, главным зырянским жрецом.

Пытаясь поколебать у своих подопечных уважение к добродетели святого Стефана, Пама, по преданию,предложил ему пройти сквозь огонь и тем доказать на деле существование прославляемого им Бога.

Когда же Стефан, помолившись, решился подвергнуть себя жестокому испытанию и предложил Паме последовать за ним, то жрец проявил малодушие и в страхе отступил.

Покоренные личностью проповедника, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, коми-зыряне приняли святое крещение.

Совет

Святой Стефан понимал, что успех проповеди будет не велик, если она не будет доходчивой, то есть если будет читаться на неродном языке. Язычники должны были понимать, на кого им было предложено заменить привычных шаманов и идолов. Чтобы христианство крепло, Стефан вел проповеди на местном наречии и даже подарил коренному населению письменность, создав азбуку из 24 букв.

Взяв за основу буквы древнегреческого и старославянского алфавитов, а также так называемые «пасы» — родовые знаки коми-зырян, изображавшиеся на различных предметах, Стефан придал самобытный национальный вид древнепермской азбуке.

К сожалению, в ходу эта азбука была недолго — около 150 лет. Причиной этому было то, что последователи Стефана Пермского не владели древнепермским, коми-зырянским языком и все богослужения продолжали вести на русском.

Сегодня коми-зырянская азбука — это уникальный памятник истории языка коми, более древних сохранившихся письменных памятников коми-народы не имеют.

Стефан Пермский перевел для своих последователей православные молитвы (правда, до нас дошли лишь три из них), вел проповеди, строил храмы. Первый из них был возведен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в устье реки Выми. Храмы украшались иконами, многие из которых проповедник написал сам.

Икона «Зырянская Троица» по преданию написана святителем Стефаном

По истечении четырех лет миссионерской деятельности иеромонах Стефан отправился в Москву, чтобы решить вопрос о епископе для коми-Зырян. И в 1383 году была основана Пермская епархия, которую возглавил сам святитель Стефан.

Владычный городок и кафедра Пермских епископов в Усть-Выми

Богословская образованность епископа, его кротость и мудрость создали ему высокий авторитет в Русской православной церкви. Несмотря на отдаленность его епархии, великие князья и митрополиты часто вызывали его в Москву для совета или участия в церковных соборах.

В начале 1396 года по приглашению святого митрополита Московского Киприана святитель Стефан вновь отправился в Москву. Там он заболел, ведь его здоровье было подломлено 18-летними изнурительными трудами и подвигами.

Обратите внимание

26 апреля 1396 года проповедник скончался и был погребен в Московском Кремле в великокняжеской усыпальнице, в соборе Спаса на Бору.

Собор Спаса-на Бору, Москва, Кремль

В 1933 году собор был снесен и на сегодняшний день мощи святого считаются утерянными.

В 16 веке Русская православная церковь причислила епископа Пермского Стефана к лику святых. В его честь по всей стране названо множество церквей и храмов.

В Прикамье действует Свято-Троицкий Стефанов мужской монастырь, также названный в его честь, а в самой Перми — часовня Святого Стефана Великопермского.

Проповедника во все времена очень любили изображать иконописцы. В Пермской государственной художественной галерее хранится житийная икона святителя, датирующаяся концом 18 века (житийными называются иконы, изображающие сцены из жизни святых).

Православные верят, что икона крестителя защищает от ереси и инакомыслия.

Еще одна реликвия, посох Стефана — символ епископской власти, хранится в Пермском краевом музее. По преданию, сам Стефан ходил с обычной палкой из лиственницы, а уже его последователи в 15 веке украсили посох резными цилиндрическими коленами.

Посох обошел полмира, сначала он находился в Усть-Выме, где проповедовал его владелец, потом в Вологде, затем в Московском кремле при могиле Стефана. В 1612 году во время Польской интервенции посох был вывезен из России в Польшу, а затем, по чистой случайности, был обнаружен в Литве. В Пермь реликвия вернулась в 1849 году и сейчас постоянно хранится в музее.

Чтят память святого и сейчас: в Перми на Комсомольском проспекте установлена скульптурная композиция «Парма-бриз», посвященная Стефану Пермскому.

Важно

Когда российским художникам предложили создать символ Перми, нижнетагильский скульптор Александр Иванов решил, что это будет креститель народов коми. Скульптура, выполненная из металла, изображает святого совершающего благословение, с книгой Святого Евангелия в руках.

http://www.visitperm.ru/

Святитель Стефан, епископ Пермский

Житие, акафист, молитвы >>>

25 июня 2015 года  в киноцентре «Премьер» состоялась премьера фильма «Стефан Пермский. Огнем и словом».

Фильм снят по благословению Высокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Пермского и Кунгурского, киностудией «Новый курс», сотрудники которой уже второй год подряд выигрывают грант конкурса «Православная инициатива» и радуют зрителей Пермского края фильмами православной тематики.

Пришедшие на премьеру смогли увидеть тридцатиминутный рассказ о жизни и деятельности просветителя Перми Великой – святителя Стефана.

Кроме фактов, известных из жития святого, художественно представленных в фильме, в нем присутствует мнение двух экспертов – протоиерея Алексея Марченко, доктора исторических наук и Георгия Николаевича Чагина, краеведа, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой древней и новой истории России ПГНИУ. Эксперты представляют два разных взгляда на труды и подвиги просветителя пермской земли – как на человека святого и как на человека, выполнявшего важную политическую задачу.

По словам продюсера фильма Владимира Соколова «работая над фильмом, создатели попытались оценить, пропустить через себя, понять, кем был святой Стефан для Перми Великой и для Руси в целом, и как его деятельность связана с нашим временем».

Режиссер фильма Сергей Лепихин сказал: «Несомненно, что святитель Стефан был не только великим просветителем, но и весомой политической фигурой своего времени. Во время своей земной жизни святой не творил каких-то видимых чудес, но во всей его деятельности чувствовалось присутствие Божественного промысла».

Особым украшением фильма стало использование технологии песочной анимации.

Съемочная группа выражает особую благодарность за содействие в съемках фильма лично митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию, сотрудникам Пермской епархии, руководству Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Сыктывкарской епархии.

Ольга Троицкая

Источник Православная Пермь

Источник: http://matronamosckov.cerkov.ru/2015/05/09/svyatitel-stefan-permskij-episkop-velikopermskij/

Ссылка на основную публикацию