Святитель тихон задонский

Икона Тихона Задонского, о чем просят и как помогает

Тихон Задонский — великий чудотворец и представитель русского богословия восемнадцатого столетия. Молятся иконе святителю Тихону Задонскому в минуты отчаяния и уныния.

Краткое описание жизни святого

Тимофей появился на свет в 1724 году, в семье псаломщика, где было шестеро детей. Когда умер отец, семья стала сильно бедствовать. Маленький Тимофей трудился за тарелку супа у соседей. Мать решила отдать Тимофея в духовное училище города Новгорода, и после этого скончалась.

Тимофей хорошо учился, и его перевели на казенное содержание, но это было всего лишь хлеб и вода. Юноша учился в семинарии 14 лет, а когда стал взрослым, то стал преподавать греческий язык и богословие и заведовать кафедрой риторики. В 32 года он постригся в монахи с именем Тихон.

За время жизни он был викарием Новгородской епархии, архимандритом Тверской Успенской обители и ректором семинарии, председателем Синодальной конторы в городе Петербурге, епископом Воронежской кафедры.

Обратите внимание

Отец Тихон проповедовал, открывал школы, учреждал духовные училища. Со временем у святителя стали случаться часто нервные срывы и сердечные приступы.

Он мало спал и много трудился, это подорвало его здоровье и заставило просить разрешения на пенсию и жизнь в Задонской обители.

Уединившись в монастыре, он продолжал жить скромно и  выполнять физическую работу. Люди любили обращаться к святителю, он утешал и помогал. Вся его пенсия четыреста рублей шла на благотворительность. Когда он посещал заключенных людей в тюрьмах, призывал к покаянию и молился за них. Боролся против язычества, празднования дня бога Ярилы и пьянства в день Масленицы.

Тихон Задонский писал и издавал труды. Самым популярным стал сборник коротких нравоучений, «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Так же читайте:  Икона святых Косьмы и Дамиана

По характеру он был эмоциональным, но кротким и незлобным. Даже когда его в ответ оскорбляли, он просил прощение.

Божественная литургия на рождество в 1779 году стала последней, он ослаб в здоровье и умер в 1783 году.

В чем помогает икона тихона задонского

Многие иконы святого были написаны при жизни. Причиной появления икон послужила праведность, святость и высокое церковное положение. Отец Тихон не любил позировать и считал такое внимание неоправданным. Художники приспосабливались писать иконы втайне от него.

Святитель обладал даром пророчества и мог читать мысли людей. Он предсказал многие факты жизни Александра первого и крах наполеоновской армии.

Через шестьдесят лет после смерти произошло обретение останков святого и написание истинного образа. Это было сделано, потому что многие иконы, которые были написаны при жизни святого, не имела авторства, и не могли доподлинно передать образ.

Важно

Иконы святого можно найти в церквях России. Но основным местом уважения памяти Святого служит Задонск, где он был похоронен. Особый интерес представляет скит Тихона Задонского в Сокольниках. Это деревянное строение в русском стиле.

Изображают святителя по пояс в одеянии архиерея. В левой руке жезл, а правая рука посылает благословение.

В чем помогает икона:

  • при паническом страхе, буйности;
  • от депрессии;
  • от пьянства;
  • при нарушениях нервной системы:
  • посылает спокойствие и равновесие.

Известны случаи исцеления слепых, холеры, паралича, падучей болезни.

В чем помогает Тихон Задонский

Святитель покровителей для людей больных беснованием.

О чем просят Тихона Задонского:

  • об излечении душевных болезней депрессии, пьянства, умопомешательства, беснования;
  • о помощи справиться с тяжелым физическим заболеванием.

День памяти святого 13 августа. В этот день просьбы к Святителю помогут избавиться от пагубных страстей.

Так же читайте:  Икона Дмитрия Солунского

Смотрите еще видео с наставлениями святого епископа:

Икона Тихона Задонского, о чем просят и как помогает

Источник: https://tolkovanie.info/ikona-tihona-zadonskogo-o-chem-prosyat-i-kak-pomogaet/

Житие святителя Тихона Задонского

Великий аскет, выдающийся писатель и богослов, горячий молитвенник – все это об одном человеке – о святителе Тихоне Задонском. Он жил и нес свое служение в XVIII веке, в совсем другой, отличной от нашей обстановке, среди людей, возможно, мало похожих на нас.

Но и сегодня его творения продолжают зажигать сердца людей пламенем веры, и сегодня любая молитва, любое обращение к нему непременно находит отклик.

С особой надеждой к святому обращаются с молитвой о врачевании душевных хворей: депрессии, пьянства, помешательства, беснования.

Тимофей Савельевич Соколовский (так звали святителя Тихона до принятия монашества) – родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новргородской губернии. Его отец – Савелий Соколов – служил псаломщиком в местном храме. Кстати, свою фамилию он получил во время учебы в духовной семинарии (такова была традиция тех лет), а по рождению носил фамилию Кириллов.

Отец семейства умер, когда Тимофей был еще совсем ребенком. Оставшись без кормильца, вдова и сироты стали буквально нищими. Поэтому и будущий святитель с детства знал цену труду, цену хлебу. Когда Тимофею исполнилось четырнадцать лет, мать привезла его в Новгород на учебу – она хотела, чтобы сын поступил в духовное училище.

В этом ей помог старший сын, бывший в Новгороде причетником. Он взял брата к себе на содержание и походатайствовал о его зачислении в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме. Большего бедная семья не могла дать своему ребенку.

Но это оказалось и не нужно: Тимофей проявил такое прилежание и способность к наукам, что скоро его признали одним из лучших учеников школы. Собственно, и школа-то существовала еще совсем недолго, в 1740-м стараниями Новгородского епископа Амвросия она была преобразована в Духовную семинарию.

Совет

Тимофей Соколовский, как наиболее способный ученик, был переведен туда и принят на казенное содержание. Впрочем, «казенное содержание» совсем не означало беспечной сытой жизни: по тем временам это давало только право на бесплатное получение хлеба и кипятка.

Но Тимофею было достаточно и этого – ведь главное, он получал возможность, не отягощая свою семью, учиться, постигать глубины Православной веры. А ведь учиться предстояло долго. Вообще же, в семинарии будущий святитель провел значительную часть своей жизни, сначала обучаясь (почти 14 лет – ведь в новой семинарии остро не хватало учителей), потом – преподавая греческий язык и богословие и возглавляя кафедру риторики.

Монашество

10 апреля 1758 года Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон. И уже через год ему пришлось покинуть ставший родным уже Новгород – по просьбе Тверского епископа Афанасия его назначили архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря и ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории. В это время он стал архиереем – 13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе он был хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Но второй отрезок жизни в Новгороде оказался недолгим. Новое послушание, порученное священноначалием, позвало его в Санкт-Петербург – председательствовать в Петербургской Синодальной конторе. Оттуда владыка Тихон переместился дальше, в Воронеж, где в это время умер епископ Воронежский и Елецкий Иоанн, и на Воронежскую кафедру назначили епископа Тихона. Получив серьезную власть и большие возможности, святитель Тихон наконец развернул деятельность, о которой, видимо, мечтал, и к которой шел всю жизнь. Раньше лишь по мере возможностей, данных ему преподаванием, он распространял среди мирян и духовенство истинные знания о Боге, побуждал их к чистой вере. Теперь же он мог писать и издавать богословские труды, проповедовать, наблюдать и помогать духовенству в служении. В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о по смертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах. Святитель Тихон заботился как о духовном и интеллектуальном возрастании духовенства, так и о его защите от неправомерных наказаний. Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

Мечта юности

Вероятно, с ранних лет святитель Тихон хотел уединенной иноческой жизни – постоянной молитвы, простого быта, тишины… Но он обладал множеством талантов и дарований, которые должны были найти свое применение в другой среде – в городе, в духовных школах, в деле воспитания и образования духовенства и укрепления Церкви Христовой.

Поэтому Господь долгие годы не попускал ему исполнить свою мечту и уединиться для молитвы в тихой маленькой келье. Но вот наступил момент, когда непрестанные заботы, дела, к которым владыка относился неизменно с большим усердием, подкосили его здоровье и истощили его силы. С ним стали случаться сердечные и нервные приступы, самая легкая хворь давала серьезные осложнения.

В конце концов, недостаток сил стал сказываться на делах: святитель уже не мог уделять внимание всему, что этого требовало. Но владыка был чрезвычайно строг и взыскателен – прежде всего, к себе. Он не мог позволить себе занимать кафедру, зная, что не вполне соответствует тем высоким требованиям, который сам же предъявлял к этой должности.

Поэтому он настойчиво просил разрешения удалиться на покой, которое и получил 17 декабря 1767 года. Ему назначили пенсию и разрешили поселиться там, где он захочет. Сначала владыа выбрал Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель (в 40 верстах от Воронежа), но весной 1679-го из-за неподходящих его здоровью климатических условий переехал в Задонский монастырь.

Там владыка и провел оставшиеся годы своей жизни, получив из-за этого наименование «Задонский». Освободившись от трудов архипастырских, святитель, тем не менее, не давал себе отдыха. Он жил в аскетичной обстановке, употребляя самую простую пищу и беря на себя самые тяжелые работы (колка дров, заготовка сена и так далее).

Строгий к себе, он был мягким и снисходительным к окружающим, хотя и обладал от природы горячим нравом. Говорят, что после строгого замечания, сделанного своему келейнику, он кланялся перед ним до земли и просил прощения.

Свет веры

Надо сказать, что в полной мере свое стремление к одиночеству святителю не удалось исполнить и находясь на покое. Келья его стала источником духовного просвещения для большого количества людей, которые стекались туда из разных мест и просили советов и молитв. Однако владыка ни в коем случае не тяготился этим. Он любил беседовать с простым народом, утешая людей в самых трудных ситуациях и даже помогая деньгами тем, кто в этом нуждался. Из монастырской слободы к нему часто приходили дети. Его уважали окрестные дворяне и помещики, считаясь с его мнением, когда он умирял их конфликты или ходатайствовал перед ними за крестьян. Все, что святитель получал в подарок и в качестве пенсии, шло на благотворительность. Освободившись от большого числа хлопот, высвободив время, на покое святитель продолжал писать свои сочинения. Так появились лучшие его труды – «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776). Рождественская литургия 1779 года стала последним в его жизни. После этого силы его крайне ослабли, но он продолжал работать: в 1782 году появилось его духовное завещание, в котором он воздавал Богу благодарность за все благодеяния к нему и выражал упование на милость в вечной жизни. А в следующем году его не стало. Случилось это 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Похоронили владыку в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. К его мощам и ныне стекаются паломники. Его духовное наследие до сих пор помогает разным поколениям людей обрести свой путь к Богу. Его сочинения хранят в себе вековую мудрость, но и сейчас способны дать ответ на самый острый, злободневнй вопрос.

Читайте также:  Святитель стефан пермский (великопермский)

Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1784

Тихон Задонский – житие: о чем молятся святому и какие чудеса творят его мощи

Один из великих подвижников русской православной церкви – святой Тихон Задонский, житие которого является примером душевной чуткости, вечно страдающей от людской грубости. Несмотря ни на что старец всегда помогает людям и подает исцеление.

Тихону Задонскому возносят молитвы на протяжении более 200 лет. Имя святителя известно по всей России и даже за ее пределами.

Жизненный путь

Родился святитель Тихон Задонский в 1724 году, до пострига носил имя Тимофей. Его отец был псаломщиком. Когда он умер, финансовое положение многодетной семьи сильно ухудшилось.

По достижении 14-летнего возраста Тимофея мать отдала в Новгородское духовное училище. Вскоре и она умерла.

Учеба давалась Тимофею легко. Через некоторое время юношу перевели на государственное содержание. Он посвятил учебе 14 лет.

Обратите внимание

По окончании обучения он преподавал греческий язык и богословие, был заведующим кафедрой риторики.

Однажды ему было видение – необыкновенный свет, который излучали разверзшиеся небеса. После этого события Тимофей принял решение стать монахом. На протяжении жизни святитель сменил много постов. Последняя его должность – епископ на Воронежской кафедре.

Долгими трудами и скудной пищей он подорвал свое здоровье, из-за чего был вынужден рано уйти на пенсию. Остаток жизни пожелал провести в Задонске.

Здесь отец Тихон продолжал жить скромно, предавался уединению. Он часто терпел оскорбления от настоятеля монастыря, других монашествующих и служителей. Но он не испытывал злобы.

Наоборот, горячо молился о своих обидчиках, жалел их, считал источником таких поступков происки дьявола. Через некоторое время враги становились друзьями.

Деньги, которые Тихон Задонский получал от государства и посетителей, тратились на благотворительность. Святитель старался всем оказать помощь, дать добрый совет, молился за каждого посетителя.

Чудеса стали происходить при жизни старца – люди получали облегчение душевных страданий и исцеление телесных болезней. 13 августа 1783 года он мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Духовное наследие отца Тихона состоит из большого количества литературных трудов.

Самые известные из них:

  • «Сокровище духовное, от мира собираемое»;
  • «О таинстве Покаяния»;
  • «Об истинном христианстве».

Многие из них были созданы в период нахождения на пенсии. Наличие свободного времени позволило плотно заниматься любимым делом.

Это лишь краткое описание земного пути святого. Чтобы читать полное житие святителя Тихона Задонского, можно приобрести специальную книгу в церковной лавке или магазине православной литературы. Обычно вместе с текстом составители публикуют акафист, тропари, канон, молитвы.

Чудотворные мощи

Сейчас чудотворные мощи святителя Тихона находятся в Рождество-Богородицком мужском монастыре г. Задонска. В 1846 году началось строительство новой церкви. Тогда обнаружили, что тела святого не коснулось тление.

Из-за напряженной политической обстановки все действия производили ночью. Архиепископ Антоний не раз обращался к Святейшему Синоду с вопросом о канонизации Тихона Задонского.

Однако император Николай I, который был напуган восстанием декабристов, не допускал крупных скоплений людей. А если бы святого прославили, то множество верующих отправилось бы поклониться чудотворным мощам.

Важно

Нетленность тела официально засвидетельствовали только 19 мая 1860 года. Составили акт, к которому митрополит Киевский Исидор прикрепил информацию о произошедших чудесах, случаях благодатной помощи и исцелений.

Святейший Синод не подверг сомнению указанные факты, поэтому дело отправили на утверждение Александру II.

По устному пожеланию императора была установлена дата, когда были открыты Тихона Задонского мощи – 13 (26 по новому стилю) августа. После прихода советской власти чудотворные останки были вскрыты. На протяжении следующих 70 лет они путешествовали по музеям Ельца и Орла.

Только в 1991 году, когда монастырь передали православной церкви, мощи вновь вернулись на место, которое так любил Тихон Задонский. Их поместили в специальную раку, которая украшена чеканной латунью. Теперь все люди могут приложиться к святыне в любое время.

Описание памятника: святой стоит на 4-метровом постаменте в полный рост, одетый в архиерейское облачение. Как и на большинстве икон, правой рукой он держит посох, а левая поднята в священническом благословении. Нимб и некоторые элементы фигуры украшены золотом.

О чем молятся святителю

Чтобы понять, в чем помогает людям святой Тихон Задонский, необходимо обратиться к истории его жития.

Православное учение говорит о том, что личностный опыт людей, который они получили во время земной жизни, сохраняется после кончины, поэтому святого считают покровителем монашествующих, миссионеров, учащихся духовных семинарий.

Поскольку он происходил из бедной семьи, молитва Тихону Задонскому помогает при проблемах с деньгами.

О чем просят Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца:

  1. О даровании смирения и кротости.
  2. Об исцелении, чаще всего – душевных болезней.
  3. Об избавления от алкоголизма и наркомании.
  4. О помощи при материальных затруднениях.

Зафиксировано множество фактов, когда людям возвращалось зрение и возможность самостоятельно передвигаться, исчезали хронические болезни. 

Помощь часто приходит через освященные предметы или воду, поэтому люди часто прикладывают к чудотворным мощам платки, а в церковных лавках покупают масло.

Читать молитвы необходимо искренне и от чистого сердца, не преследуя корыстных целей. Только глубокая вера и упование на милость Бога поможет разрешить трудную ситуацию и получить исцеление.

Молитва

Святые люди – это небесные покровители и ходатаи. Нельзя воспринимать их как «специалистов» по выдаче благ.

Прежде всего, они -помощники на пути к спасению и лекари болезней души, а решение житейских трудностей находится на втором плане.

В последнее время появилось довольно много молитв, которые составлены неизвестными людьми. При подробном чтении в тексте можно найти грубые догматические ошибки.

Совет

Особенно много молитвословий в интернете. Они рассчитаны буквально на любой случай жизни. Чтобы уберечь себя от ошибки, лучше покупать книги в православных магазинах или церковных лавках. На молитвословах должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ».

Не нужно расстраиваться, если на какой-то особый случай нет подходящий молитвы. Господь Всевидящ и Всемогущ. Главное – смириться, освободить душу от темных помыслов, стремиться передать себя в руки Божии.

Икона

Считается, что икона Тихона Задонского помогает в моменты особенного отчаяния и уныния. Перед ней люди молятся и просят утешения, исцеления и душевного спокойствия.

Первые изображения появились уже при его жизни. Старца почитали за множество трудов, которые он положил на благо церкви, способность утешать и помогать в исцелении.

Святитель никогда не позировал из-за природной скромности, так как считал, что не заслуживает повышенного внимания. Но художники не оставляли попыток и писали иконы тайком. Поэтому первые изображения не передавали истинного образа.

Подлинный портрет Тихона удалось получить только после обретения чудотворных мощей.

Иконы святого Тихона встречаются не только в Задонске, но и во многих церквях России. Святитель обычно изображен по пояс, облаченный в архиерейские одежды. В правой руке он держит жезл. А пальцы левой сложены в священническом благословении:

О чем люди молятся перед образом Тихона Задонского:

  1. Об избавлении от беспричинного и сильного страха, депрессивных состояний.
  2. Об излечении пагубных зависимостей – алкоголизма и наркомании.
  3. О помощи при нервных расстройствах.

В чем помогает святой. Известно множество случаев исцелений людей, страдающих от слепоты, холеры, душевных болезней и эпилепсии. Святые – это молитвенники за людской род и покровители на небесах.

Каждый может попросить утешения и их ходатайства пред престолом Божиим, но нельзя забывать, что любую помощь и исцеление посылает Господь по молитвам святых.

Молитва об исцелении душевнобольных

Болезни души – самые страшные и трудноизлечимые. Часто бывает, что человек даже не осознает, что он болен.

Поэтому помочь ему могут только искренние молитвы родных и близких.

Известны случаи, когда горячая молитва родственников поднимала других людей из глубины греха.

Обратите внимание

Важно – не опускать руки, а от всей души обращаться за помощью к святителю и просить ходатайства.

Многие священники рекомендуют молиться Тихону Задонскому об исцелении душевнобольных.

Помощь и чудеса

Многие чудеса произошли в тот день, когда были обретены чудотворные мощи. Люди получали исцеление от тяжелых и хронических болезней, которые мучали их долгие годы.

Некоторым святитель являлся во сне. Одна женщина родила мертвого ребенка и страдала от кровотечений. Она усердно молилась дома и в церкви. А после того, как увидела Тихона Задонского во сне – исцелилась.

Родители малыша, которые страдал дефектами речи, дали обет – поехать в Задонск, если святой поможет избавить ребенка от этой проблемы. В скором времени произошли значительные улучшения, а после поклонения чудотворным мощам он исцелился.

Святитель Тихон Задонский посылает исцеление не только просящим, но и тем, за кого искренне молятся их родные и близкие. Благодаря глубокой вере жены мужчина смог избавиться от холеры.

Исцеление часто приходит через воду святого источника. На берегу речки Проходни святитель Тихон Задонский своими руками обустроил родник. Сейчас он находится около Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря.

Святитель очень любил это место, называл его «раем земным». Люди набирают в роднике святую воду или совершают омовение, предварительно прочитав молитву. Зафиксировано особенно много случаев исцеления болезней глаз.

Перечислить все факты благодатной помощи невозможно. Уместно вспомнить пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят». Поэтому все, кто искренне молятся о ходатайстве и заступничестве святого, обязательно получают помощь и исцеление.

Подведем итоги

Святитель Тихон Задонский, заступник и утешитель, за свою жизнь смиренно перенес множество трудностей и испытаний. Пребывал в нищете, помогал простым людям. Трудности только укрепили его веру.

Сейчас святой продолжает внимать обращенным к нему молитвам и помогать просящим. Поток верующих, которые устремляются к его чудотворным мощам, никогда не иссякает.

Источник: https://religiya.guru/svyatye/kto-takoj-tihon-zadonskij-chudesnoe-zhitie-svyatogo.html

Житие и духовные подвиги Святителя Тихона Задонского, сила молитвы Святому и припадания к мощам

Чаще всего человек прибегает к Богу в дни скорби и трудностей.

Как только становится невмоготу на душе, так сразу идём в церковь и начинаем просить о милосердии, обращаясь в молитвах к Богу и святым, которыми щедра земля русская, каждый из них совершил свои чудеса и подвиги.

Среди православных святых оставил весомый след Святитель Тихон Задонский, житие которого скорбью и лишениями богато, он узкой дорогой шёл, но в минуты отчаяния много духовных утешений от Отца Небесного получал.

Выдающийся богослов, величайший православный просветитель и автор большого количества посланий и наставлений епископ Тихон Задонский за свою короткую, по человеческим меркам, жизнь сотворил множество трудов, содержащих милосердие, любовь, душеспасительные наставления, ставшие неиссякаемым светом Божьей благодати. Православные христиане всего мира припадают к Святому угоднику, дабы испить живительной росы, исходящей от Спасителя через Святого чудотворца.

Путь от рождения до епископства

В неимущей семье церковного служащего Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Савелия Кирилова в 1724 г.

Читайте также:  Школа веры: святой дух

родился сын Тимофей, которому при вступлении в духовную семинарию, сменили фамилию на Соколов. Лишившись отца, его семья из положения бедности, пришла в состояние полной нищеты.

Исходя из его же слов, он вынужден был за кормёжку хлебом световой день боронить пашню у зажиточного селянина.

В раннем детстве тёмные силы чуть не сбили Тимофея с Пути, по которому он пришёл к святости в лике святителей. Кроме него, в семье были ещё три брата и две сестры, отца не помнил.

Важно

Старший брат служил дьяком, а второго по старшинству взяли в армию, остались одни мальцы. И на фоне крайней нищеты приходскому ямщику, имевшему состояние, но не имевшему детей, приглянулся Тимофей.

Ямщик предлагал матери взять на воспитание мальчика как сына, оставляя всё наследство ему,и оставшимся детям дать на пропитание.

Крайнее положение семьи, заключающееся в голоде, вынудило поддаться мать на уговоры ямщика и повести Тимофея к нему. Но старший, брат, прослышав об этом, бросился догонять идущую по пути мать, с умыслом отговорить. Догнав, он стал просить мать, умоляя её на коленях, не отдавать Тимофея, предлагая лучше выучить его грамоте. Тогда он сможет поступить на службу в церковь.

Образование

Вышедший указ императрицы от 1735 года брать в армию всех не учащихся или оставивших обучение детей из семей духовенства, подтолкнул принять решение определить Тимофея в духовное училище.

В декабре 1738 года мать привезла его в Новгород.

Где по ходатайству старшего брата, бывшего на тот момент служащим одной из новгородских церквей, его приняли в Новгородскую духовную славянскую школу при избе высших чинов церкви.

Мать на последние деньги привезла сына учиться, будучи весьма болезненной, что привело к смерти.

Оставшись круглой сиротой, без стипендии Тимофею пришлось вспомнить времена детства, когда недоставало еды.

Брат хоть и взял на себя иждивение, но на его скудное жалование не было возможности платить за полное содержание. Мальчику приходилось зарабатывать на хлеб, обрабатывая землю в свободное время.

Через два года обучения Тимофею представилась возможность свободное время занимать не подработками, а полностью отдаваться просвещению.

В 1740 году школу преобразовали в Духовную семинарию и ему удалось перевестись в неё учиться, став избранным, из всех обучавшихся, к числу самых способных к наукам и поставленным на казённый счёт.

Вот тогда и поменяли ему фамилию на Соколова.

Совет

Получая паёк, он половину хлеба продавал для покупки свечей, чтобы читать в вечернее время, уединяясь в уголке, за что подвергался насмешкам со стороны семинаристов, особенно из обеспеченных семей, которым был невдомёк подобный образ жизни. Они, махая в его сторону лаптями, кричали ему слова «Величаем тя, святителю!», оказавшиеся пророческими.

Прозанимавшись в семинарии 14 лет, из которых два изучал грамматику и остальные по четыре правила построения речи (ораторское искусство), философию и богословие. Семинарист Соколов за время обучения зарекомендовал себя прилежным, с незаурядными способностями учеником, в связи с чем ему по окончании было предложено преподавать риторику и богословие.

Постриг в монахи

По достижению 34 лет, 10 апреля 1758 году Тимофей принял постриг от архимандрита Антониева монастыря в Новгороде, нарекшись Тихоном. Сразу получив должность преподавателя философии звание перфекта.

Уже летом того же года он принял посвящение в иеромонахи. Спустя год, его возводят в сан архимандрита Жолтикова Успенского монастыря, с переводом в Тверь.

Где вскоре получил перевод на ту же должность в Успенского Отроча монастыря и став ректором духовной семинарии.

Отец Тихон относился к своему служению в свойственной ему манере, чтобы слушатели прониклись сердцем к его лекциям и проповедям.

Читал лекции нравственного богословия настолько увлекательно, что послушать их приходили совершенно посторонние люди, читал при этом на русском языке вместо латинского, принятого в те времена.

Впереди его ожидали ещё более значительные повышения в церкви и уровня духа.

Нежданное продвижение по иерархической лестнице

Его мечтам о пустынной жизни в монастыре близ Твери не суждено было сбыться. В Синоде на должность новгородского епископа выбирали кандидатуру, кидая жребий, который три раза падал на святителя Тихона.

13 мая 1761 года он был возведён в епископа Кексгольма и Ладоги в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Назначая руководить Хутынским Спасо Варлаамиевым монастырём и епарным епископом Новгородского прихода.

Сам Святитель признавался, что никогда не думал, что станет епископом.

В этом назначении Святитель Тихон Задунайский пробыл короткое время, меньше года. В 62-ом он временно был назначен председателем Синода Санкт-Петербурга. После ухода в мир иной епископа Иоанникия (Павлуцкого), главы Воронежской и Елецкой епархий его поставили на Воронежскую кафедру.

Жизнь Святителя сопровождалась особенными событиями, ведущими его к святости:

  • Первая отвела его от жизни зажиточного ямщика в сторону духовного пути с сердцем, приведшего к величию духа, вместо обыденной жизни мирянина.
  • Указ императрицы от 1735 года брать в армию всех неучащихся детей из семей духовенства подтолкнул определить Тимофея в духовное училище.
  • Во время жеребьёвки на епископство жребий три раза выпадал на Тихона.
  • В день жеребьёвки Тихон служил литургию к Пасхе с епископом Афанасием, возглавлявшем Могилёвскую и Полоцкую епархии. Архиерей извлекал частицы о здравии, когда подошла очередь, подошёл Тихон с обыкновенным прошением: «Помяни мя, владыко святый». — «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», — ответил тот, и сразу же заметив оговорку, продолжил: «Дай вам Бог быть епископом».

Деятельность в Воронежской и Елецкой епархиях

Воронежская епархия распространялась на огромную территорию, кроме Воронежской губернии, в неё входили многие города соседствующих трёх губерний: Курской, Орловской и Тамбовской, с землями Войска Донского.

Она к его приходу пребывала в упадочном состоянии, многое требовало перестройки. Дикие нравы казачьей вольницы, невежество народа и даже части духовенства требовали незамедлительных действий.

На пути реформ стояли устоявшиеся настроения в духовной жизни общества, мешающие рассмотреть их актуальность для общего блага. Препятствия чинили отдельные личности, группы людей, светских обывателей и даже представителей духовенства.

Обратите внимание

Особую заботу Святитель Тихон Задонский проявлял о подготовке достойных звания пастыря последователей, путём подъёма и верной организации религиозного обучения, вводя богослужения, со строгим предписанием придерживаться уставных канонов.

Требовал исполнения.

Вспоминая своё тяжелое детство Тихон, во вверенной епархии, организовал школы для детей из бедных семей духовенства.

Ставил на должности самых благородных, непрестанно беседами пробуждая в них должное понимание обязанностей своего звания.

Проявляя заботу о духовном состоянии пастырей, Святитель помнил о внешнем виде храмов, реликвий, икон и утвари. Храмы ремонтировались и благоустраивались.

Обладая писательскими способностями, отец Тихон, для назидания пастырей подлинным пониманием о творимых ими таинствах, составил короткое наставление «О седьми Святых Тайнах».

Следующее писание являлось инструкцией для отцов церкви к действиям во время проведения исповеди. В зависимости от степени веры кающегося, его поступков, одного следует подталкивать, побуждать к искреннему покаянию, когда исповедуясь, сокрушаются.

Других же от безысходности, по причине чрезмерной горести и печали, успокаивать милосердием.

Всего во время управления Воронежской епархией были составлены им следующие сочинения:

  • «Должность священническая. О седьми тайнах святых»,
  • «Окружное послание к Воронежскому духовенству»,
  • «Наставления, инструкции»,
  • «Слова, говоренные к Воронежской пастве»,
  • «Плоть и дух»,
  • «Размышления»,
  • «Напутствия, увещания».

Ввёл необходимые правила, побуждающие к проповедованию и чтению для развития, и на литургии.

Каждое воскресенье проводились проповеди в кафедральном соборе и предписано было всем церковным служащим присутствовать.

Святитель, увидев плачевное состояние монастырей, взялся исправлять положение. Он не удовлетворялся одними проповедями, а издавал свои труды, рассылая по храмам для народа.

Радея за вверенную паству, Тихон Задонский уделял особое внимание обучению будущих пастырей, взращивая в них смирение, прощение, веру и любовь.

Важно

Много преобразований свершил он на своём посту, подняв материальный и духовный уровень церковной жизни, а также общества во вверенной губернии.

Из запустения церкви и безграмотности духовенства он привёл к порядку, возродив храмы и монастыри, воспитал целое поколение молодых пастырей. Оставил после себя множество наставлений в виде сочинений.

Непомерный труд и испытания на протяжении всей жизни отрицательно отразились на здоровье Святителя. Стали часто проявляться сердечные приступы, мелочная простуда давала тяжкие осложнения.

Выход на покой

Чтобы не допустить промаха на своём посту, ввиду болезненного состояния Тихон Задонский настойчиво подавал прошения отойти на покой.

Очередное его обращение удовлетворили и разрешили уйти на отдых с назначенной пенсией и местом жительства по желанию. Святитель с марта 1769 г.

разместился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре под Воронежем, но неподходящий для здоровья климат вынудил его вскоре переехать, до самой смерти, в Задонский монастырь.

На покое Тихон продолжал жить во христе, плодотворно используя освободившееся время, стал усиленно молиться и много писать. Проводя время в духовных беседах о Боге и молитве, кроме 4 — 5 часов беспокойного сна.

Требовательный к себе, он часто занимался физическим трудом, не обращая внимания на свои болезни. Импульсивный и несдержанный по своей природе, он добился полного смирения и кротости, что при таких качествах является подвигом.

За свою жизнь он сотворил множество произведений:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Письма
  • Бальзам для души. Таинство радости
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского (комплект из 2 книг)
  • Наставления о собственных всякого христианина должностях Святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Репринтное издание
  • Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря
  • О страстях и добродетелях
  • Молитвы и духовные размышления
  • Наставление христианское
  • Молитвослов
  • Слава Богу за все!
  • Учение Святителя Тихона об истинах веры и церкви
  • Собрание творений (комплект из 5 книг)

Обиталище Святителя Тихона стало центром божественного образования для множества людей, к нему стягивался народ с близлежащих и отдалённых земель для обретения совета, указания или благословения. Детей учил молиться, прививая церковный уклад и религиозность. В эти дни он создал шедевры духовных писаний, результат размышлений о мире и людях.

Конец земной жизни

На Рождество 1779 г. Святитель в последний раз посетил церковь. В январе 1782 г.

он составил завещание, воздавая славу Господу за все благодеяния по отношению к нему, выразив надежду на милость Божию после жизни.

За свою кончину он прознал за три дня и допускал к себе всех желающих проститься с ним. 13 августа 1783 г. Святитель Тихон Задонский покинул этот бренный мир в полном спокойствии, будто уснул.

До самого погребения народ со всех окрестностей стягивался и добивался постоянного проведения панихид, на что не хватало священнослужителей. После отпевания, совершённого 20 августа, отца Тихона похоронили в склепе под алтарём собора.

Проявление чудес

Жизнь Тихона постоянно сопровождалась проявлением чудес. Подвиги, самоотречения и проявляемая любовь возвысили его душу, ему снились вещие сны, проснулся дар предвидения. Он предсказал множество людских судеб и России, в частности, победу над Наполеоном. Он чувствовал происходящее вдали и кто нуждается в нём, сразу же появляясь вовремя. Видел мысли и настроения собеседников.

Всегда, в случае необходимости Святитель приходил на помощь, помогал всем, чем мог. Как-то двое крестьян, обманув Тихона, получили деньги, словно погорельцы. Возвращаясь домой, они смеялись с этой ситуации и вдруг с ужасом увидели, что их дома действительно горят. Подобных случаев было множество, когда люд получал наставления от святого даже путём наказаний Бога.

После смерти Тихона поток людей к нему только увеличился, стали происходить исцеления больных и иные чудеса на его могиле. Молитвы помогали при наличии разных болезней, трудностей, устраняя препятствия.

Совет

Народ при жизни почитал его как святого, а после ещё больше уверовал в это. Известны случаи излечения от неизлечимых и хронических заболеваний. Молитва Тихону Задонскому влекла к исцелению даже холеры.

Читайте также:  Священномученик александр соколов, священник

Целебными свойствами обладали иконы святого.

Молитвы Тихону Задонскому лучше произносить на его икону и тогда явится помощь от:

  • злобы;
  • потери духовных сил;
  • от душевных болезней;
  • уныния и печали;
  • зависимостей (алкоголь, курение, наркомания);
  • бесноватости и помешательства;
  • нищеты.

Исключительную силу имеют молитвы к святому от колдовства. Обращаясь с открытой душой и чистым сердцем, мы можем быть убеждены в его помощи от всякого зла чародейства и лукавого, особенно произнося молитвы на икону Тихона Задонского.

Обретение мощей

В 1845 году в Задонском монастыре решили возвести новый Владимирский собор, разбирая старый, обнаружили нетленные мощи святого Тихона, даже Архиерейское одеяние было не тронуто, невзирая на продолжительное пребывание в сырости тела Тихона Задонского. Мощи перенесли в новый гроб и захоронили в Рождественской церкви монастыря. А в Синод и императору были отправлены документы о нахождении нетленных мощей, с документами находилось прошение причислить почитаемого всей Россией Тихона Задонского к лику святых.

По неизвестным причинам принятие решения затягивалось и 13 августа 1861 в день памяти Тихона произошло прославление его в лике святых.

Второе обретение мощей

После революции 1917 г. монастырь был упразднён, вся церковная утварь, иконы были подвержены описанию, после чего мощи снова положили в серебряную раку.

Затем монастырь переходил из рук в руки, а после 1932 года мощи покинули Задонск, попав в антирелигиозный музей Ельца, а после краеведческий музей города Орла. Во время ВОВ верующим удалось спасти святыню.

После войны в 47-м их открыто выставили в кафедральном Богоявленском соборе Орла, но Хрущевская антирелигиозная компания снова закрыла святыню в краеведческом музее.

Лишь в 1988 г. мощи Тихона Задонского передали Орловской епархии, в 1991 они наконец-то вернулись во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Источник: https://pravoslavie.guru/biografii/zhitie-svyatitelya-tihona-zadonskogo-molitva-tihonu-i-chudesa.html

Житие святого Тихона Задонского

Икона святому Тихону Задонскому

Память 13 августа по старому стилю

Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь Задонский Богородицкий монастырь и просвещение русского народа Рассказ о поездке в Задонск в 2011 году. Житие святителя Тихона Задонского.
Святитель Тихон Задонский. Галерея икон Щигры.

Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия – Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии).

С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки.

Обратите внимание

Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию.

Святитель Тихон Задонский. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии.

В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно.

Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя.Памятник святителю Тихону Задонскому. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.

В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами.

Он написал для пастырей ряд сочинений: “О седми Святых Тайнах”, “Прибавление к должности священнической”, “О таинстве Покаяния”, “Инструкция о совершении браков”. Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В “Окружном послании” он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию.

(“Наставление о собственных всякого христианина должностях” было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в ХVIII веке). В Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы. В пределах расположения войска донских казаков он открыл миссионерскую комиссию для обращения раскольников к Православной Церкви. В 1765 г.

святитель Тихон преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию и, пригласив опытных преподавателей из Киева и Харькова, выработал для нее учебные программы.Святитель Тихон, Епископ Задонский, святитель Алексий, Митрополит Московский, преподобный Симеон Столпник. Фреска на Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Много усилий и трудов пришлось ему употребить, чтобы устроить храмы, школу, наставить и вразумить пастырей и убедить в необходимости образования. Управляя обширной епархией, святитель не щадил своих сил, часто проводя ночи без сна.

В 1767 году он вынужден был из-за слабого здоровья оставить управление епархией и удалиться на покой в Толшевский монастырь, который находился в 40 верстах от Воронежа. В 1769 году святитель перешел в Богородицкий монастырь города Задонска. Поселившись в этом монастыре, святитель Тихон стал великим учителем христианской жизни.

Важно

С глубокой мудростью он развил идеал истинного монашества – “Правила монашеского жития” и “Наставления обратившимся от суетного- мира” – и в жизни своей воплотил этот идеал. Он строго хранил уставы Церкви, ревностно (почти ежедневно) посещал храмы Божии, часто сам пел и читал на клиросе, а со временем, по смирению, совсем оставил участие в совершении служб и стоял в алтаре, благоговейно ограждая себя крестным знамением.

Любимым келейным занятием его было чтение житий святых и святоотеческих творений. Псалтирь он знал наизусть и в пути обычно читал или пел псалмы. Много искушений претерпел святитель, сокрушаясь о вынужденном оставлении паствы.

Поправив здоровье, он собирался вернуться в Новгородскую епархию, куда его приглашал митрополит Гавриил на место настоятеля в Иверском Валдайском монастыре. Когда келейник объявил о том старцу Аарону, тот сказал: “Что ты беснуешься? Матерь Божия не велит ему выезжать отсюда”. Kелейник передал это Преосвященному.

“Если так, – сказал святитель, – не поеду отсюда”, – и разорвал прошение. Иногда он уезжал в село Липовку, где в доме Бехтеевых сам совершал Богослужение. Ездил святитель и в Толшевский монастырь, который он любил за уединение.

Плодом всей его духовной жизни были творения, которые святитель завершил на покое: “Сокровище духовное, от мира собираемое” (1770), а также – “Об истинном христианстве” (1776). Жил святитель в самой простой обстановке: спал он на соломе, накрываясь овчинным тулупом.

Смирение его доходило до того, что на насмешки, которые нередко сыпались ему вслед, святитель не обращал внимания, делая вид, что их не слышит, и говорил после: “Богу так угодно, что служители смеются надо мною – я и достоин того за грехи мои”. Часто говорил он в подобных случаях: “Прощение лучше мщения”.

Однажды юродивый Каменев ударил святителя по щеке со словами “не высокоумь” – и святитель, восприняв это с благодарностью, ежедневно кормил юродивого. Всю свою жизнь святитель “досады, скорби, обиды радостно терпел еси, помышляя, яко венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, а брань без врагов не бывает” (песнь 6 канона).

Строгий к себе, святитель был снисходителен к другим. Однажды в пятницу перед праздником Ваий он вошел в келлию своего друга схимонаха Митрофана и увидел его за столом вместе с Козмою Игнатьевичем, елецким жителем, которого он тоже любил. На столе была рыба. Друзья смутились. Благий святитель сказал: “Садитесь, я вас знаю, любовь выше поста”.

И чтобы еще более успокоить их, сам отведал ухи. Особенно любил он простой народ, утешал его в тяжкой доле, заступаясь перед помещиками, которых постоянно назидал быть милосердными. Всю свою пенсию и приношения почитателей он отдавал бедным. Подвигами самоотречения и любви душа святителя возвысилась до созерцаний Небесного и прозрений будущего.

Совет

В 1778 году в тонком сне ему было такое видение: Матерь Божия стояла на облаках и около нее апостолы Петр и Павел; сам святитель на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. Апостол Павел громко сказал: “Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них внезапу всегубительство”. Святитель проснулся в трепете и в слезах.

В следующем году он опять видел Матерь Божию на воздухе и около нее несколько лиц; святитель упал на колени, и около него пали на колени четверо облаченных в белые одеяния. Святитель просил Пречистую за кого-то, чтобы тот не удалялся от него (кто были эти лица и за кого была просьба, святитель не сказал келейнику), и Она отвечала: “Будет по просьбе твоей”.

Святитель Тихон предсказал много из судеб России, в частности говорил о победе России в Отечественной войне 1812 года. Не раз святителя видели в духовном восхищении, с измененным и просветленным лицом, но он запрещал говорить о том. За три года до кончины он каждый день молился: “Скажи ми, Господи, кончину мою”. И тихий голос на утренней заре сказал: “В день недельный”.

В том же году он видел во сне прекрасный луч и на нем чудные палаты и хотел войти в двери, но ему сказали: “Через три года можешь войти, но теперь потрудись”. После этого святитель заключился в келлии и принимал к себе только редких друзей. К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане.

За год и три месяца до смерти в тонком сне святителю представилось, что он стоит в придельной монастырской церкви и знакомый священник вынес из алтаря в царские двери Младенца под покрывалом. Святитель подошел и поцеловал Младенца в правую щеку, а тот ударил его в левую. Пробудясь, святитель почувствовал онемение левой щеки, левой ноги и трясение левой руки.

Эту болезнь он принял с радостью. Незадолго перед кончиной святитель видел во сне высокую и крутую лестницу и услышал повеление восходить по ней. “Я, – рассказывал он своему другу Козме, – сначала боялся слабости своей. Но когда стал восходить, народ, стоявший около лестницы, казалось, подсаживал меня все выше и выше к самым облакам”.

“Лестница, – объяснил Козма, – путь к Царству Небесному; помогавшие тебе – те, которые пользуются наставлениями твоими и будут поминать тебя”. Святитель сказал со слезами: “Я и сам то же думаю: чувствую близость кончины”. Во время болезни он часто причащался Святых Таин. Святитель Тихон скончался, как и было ему возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года, на 59 году своей жизни. Прославление святителя совершилось также в воскресенье – 13 августа 1861 года. Тропарь свт. Тихону Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси и писаньми твоими вся ны наставил еси, темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника,

моли Его спастися душам нашим.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/tihon_zadonskii

Ссылка на основную публикацию