Святитель василий великий

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Вселенский учитель

Дни памяти: 1 января, 30 января (3 свт.)

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, “принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим”, – так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. Дед и бабка святителя со стороны отца во время гонения Диоклетиана должны были скрываться в лесах Понта в течение семи лет. Мать святого Василия, Емилия, была дочерью мученика. Отец святителя, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии.

В семье было десять человек детей, пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина (память 19 июля) – образец аскетической жизни, оказавшая сильное влияние на жизнь и характер святого Василия Великого, Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января), Петр, епископ Севастийский (память 9 января), и праведная Феозва – диакониса (память 10 января). Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе, где воспитывался под руководством матери и бабки Макрины, высокообразованной женщины, сохранившей в памяти предание о знаменитом святителе Каппадокии – Григории Чудотворце (память 17 ноября). Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины – центр классического просвещения.

После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями: “Он так изучил всё, как другой не изучает одного предмета, каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому”.

Обратите внимание

Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, – “это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы”.

В Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, продолжавшаяся всю жизнь. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий Богослов восторженно говорил об этом времени: “Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном – в учении.

.. Нам известны были две дороги: одна – к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая – к наставникам наук внешних”.

Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Но вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, святой Василий вступил на путь аскетической жизни.

После смерти мужа мать Василия со старшей дочерью Макриной и несколькими девственницами удалились в фамильное поместье на реке Ирисе и вели подвижническую жизнь. Василий же, приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, был поставлен чтецом. Как истолкователь Священных Книг, он сначала читал их народу.

Затем, “желая снискать руководителя к познанию истины”, святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им.

Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился недалеко от Емилии и Макрины на другом берегу реки, собрав вокруг себя иноков в общежитие. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова.

Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании: в жилище их, без кровли, не было очага, пища была самой скудной. Они сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести. От больших трудов мозоли не сходили с их рук.

Из одежды Василий Великий имел только срачицу и мантию; власяницу носил только ночью, чтобы ее не было видно. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей и, в частности, Оригена, из произведений которого они составили сборник – Филокалия (Добротолюбие).

Важно

В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни. Своим примером и проповедями святитель Василий Великий содействовал духовному усовершенствованию христиан Каппадокии и Понта; многие устремились к нему. Образовывались мужские и женские монастыри, в которых Василий стремился соединить жизнь киновиальную с отшельническою.

В царствование Констанция (337–361) распространилось лжеучение Ария, и Церковь призвала к служению обоих святителей. Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году он был рукоположен Мелетием, епископом Антиохийским в диакона, а затем, епископом Евсевием Кесарийским, в 364 году, посвящен в сан пресвитера.

“Но видя, – как повествует Григорий Богослов, – что все чрезвычайно почитают и хвалят Василия за мудрость и святость, Евсевий, по человеческой немощи, увлекся ревностью к нему и начал выказывать нерасположение к нему”. Монахи встали на защиту святого Василия.

Чтобы не вызвать церковного разделения, он удалился в свою пустыню и занялся устройством монастырей. С приходом к власти императора Валента (364–378), решительного сторонника ариан, для Православия наступают тяжелые времена – “предстояла великая борьба”. Тогда святой Василий спешно возвратился в Кесарию по вызову епископа Евсевия.

По словам Григория Богослова, для епископа Евсевия он был “добрым советником, праведным предстателем, истолкователем Божия Слова, жезлом старости, опорой верным в делах внутренних, самым деятельным в делах внешних”. С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место.

Проповеди говорил он ежедневно, и часто дважды – утром и вечером. В это время святой Василий составил чин Литургии; им написаны также Беседы на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, второе собрание монашеских правил.

Против учителя ариан Евномия, который с помощью аристотелевых построений придал арианской догматике научно-философскую форму, превращая христианское учение в логическую схему отвлеченных понятий, Василий написал три книги.

Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в тот период, указывает на “пропитание нищих, странноприимство, попечение о девах, писанные и неписанные уставы для монашествующих, чиноположения молитв (Литургия), благоукрашения алтарей и иное”.

По кончине епископа Кесарийского Евсевия, в 370 году, на его кафедру был возведен святой Василий. Как епископу Кесарийскому, святому Василию Великому были подчинены 50 епископов одиннадцати провинций.

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (память 2 мая), с радостью и благодарностью к Богу приветствовал дарование Каппадокии такого епископа, как Василий, прославившегося святостью, глубоким знанием Священного Писания, великой ученостью, трудами на благо церковного мира и единства.

Совет

В империи Валента внешнее господство принадлежало арианам, которые, по-разному решая вопрос о Божестве Сына Божия, были разбиты на несколько партий. К прежним догматическим спорам был присоединен вопрос о Святом Духе.

В книгах против Евномия Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Сейчас же для полного выяснения православного учения по этому вопросу, по просьбе святого Амфилохия, епископа Иконийского, святитель написал книгу о Святом Духе.

Общее печальное положение усугублялось для епископа Кесарийского еще и такими обстоятельствами, как разделение Каппадокии на две части при распределении правительством провинциальных округов; антиохийский раскол, вызванный поспешным поставлением второго епископа; отрицательное и высокомерное отношение западных епископов к попыткам привлечь их к борьбе с арианством и переход на сторону ариан Евстафия Севастийского, с которым Василия связывала тесная дружба. Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению. Святым епископом написаны многочисленные письма к Церквам, епископам, клиру, частным лицам. Низлагая еретиков “оружием уст и стрелами письмен”, святой Василий, как неутомимый защитник Православия, всю свою жизнь вызывал неприязнь и всевозможные происки ариан.

Император Валент, беспощадно отправлявший в изгнание неугодных ему епископов, насадив арианство в других малоазийских провинциях, явился в Каппадокию с той же целью. Он послал к святому Василию префекта Модеста, который стал угрожать ему разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью.

“Всё это, – ответил Василий, – для меня ничего не значит, тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое.

Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем (Пс. 38, 13). А мучения что могут сделать мне? – Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь”. Правитель был изумлен таким ответом.

“Может быть, – продолжал святитель, – ты не встречался с епископом; иначе, без сомнения, услышал бы такие же слова. Во всем ином мы кротки, смиреннее всякого, и не только пред таким могуществом, но и пред всяким, потому что так предписано нам законом.

Но когда дело идет о Боге и против Него дерзают восставать, тогда мы, всё прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единого, тогда огнь, меч, звери и железо, терзающее тело, скорее будут для нас удовольствием, нежели устрашат”.

Доложив Валенту о непреклонности святого Василия, Модест сказал: “Побеждены мы, царь, настоятелем Церкви”. Ту же твердость Василий Великий обнаружил и перед лицом самого императора и своим поведением произвел на Валента такое впечатление, что он не поддержал ариан, требующих ссылки Василия.

“В день Богоявления, при многочисленном стечении народа, Валент вошел в храм и смешался с толпой, чтобы показать видимость единения с Церковью. Когда же в храме началось псалмопение, слух его поражен был как громом.

Царь увидел море народа, и в алтаре и близ него благолепие; впереди же всех Василия, не воскланяющегося ни телом, ни взором, как будто в храме не произошло ничего нового, но обращенного только к Богу и престолу, а клир его в страхе и благоговении”.

Обратите внимание

Святой Василий почти ежедневно совершал Богослужение. Он особенно заботился о строгом исполнении канонов Церкви, внимательно следя, чтобы в клир вступали только достойные.

Неутомимо обходил он свои церкви, наблюдая, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, устраняя всякое лицеприятие. В Кесарии святой Василий устроил два монастыря, мужской и женский с храмом в честь 40 мучеников, где хранились их святые мощи.

По примеру иноков, клирики митрополии святителя, даже диаконы и пресвитеры, жили в чрезвычайной бедности, трудились и вели жизнь чистую и добродетельную. Для клира святой Василий добивался освобождения от податей.

Все свои личные средства и доходы своей церкви он употреблял в пользу бедных; в каждом округе своей митрополии святитель создал богадельни; в Кесарии – гостиницу и странноприимный дом.

Болезни от юности, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения рано истощили силы святителя. Преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Незадолго перед кончиной святитель благословил святого Григория Богослова на принятие Константинопольской кафедры.

По преставлении святого Василия Церковь тотчас стала праздновать его память.

Святой Амфилохий, епископ Иконийский (+ 394), в своем слове в день кончины святителя Василия Великого говорил: “Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова.

Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством”.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life135.htm

Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий —один из трех Вселенских святителей, епископ Кесарии Каппадокийской. Память ему совершается 14 января (1января по старому стилю). 

Содержание

Святитель Василий Великий родился около 330 года в Кесарии Каппадокийской. Его родители были знатного происхождения, а также отличались ревностью христианской веры.

Его дедушка с бабушкой пострадали во время гонения императора Диоклетиана, а родной дядя был епископом, как и двое братьев — Григорий Нисский (ок. 335–394 гг.) и Петр Севастийский. Отец Василия был оратором и законоведом и желал, чтобы Василий пошел по его стопам.

Читайте также:  Священномученик иоанн стеблин-каменский, священник

Василий получил прекрасное образование в Кесарии и Константинополе, а затем обучался в Афинской академии. В ней он познакомился с Григорием Богословом (329–389 гг.).

По возвращении в Кесарию Василий занялся светскими делами, но благодаря влиянию его благочестивой сестры Макрины (324 (327 или 330)–380 гг.) Василий стал вести более аскетичную жизнь и в конце концов вместе с несколькими друзьями покинул город и поселился на семейных землях в Понте.

В 357 году Василий отправился в продолжительное путешествие по коптским монастырям, а в 360 году сопровождал каппадокийских епископов на синод в Константинополь. Незадолго до смерти кесарийского епископа Диания Василий был рукоположен во пресвитеры и стал советником епископа Евсевия, сменившего Диания после его смерти.

Строгая аскетичная жизнь Василия пришлась не по душе Евсевию, и Василий решил уйти в пустыню, где стал налаживать монашескую жизнь.

Приход к власти арианского императора Валента (328–378 гг.) и растущие притеснения христиан привели к тому, что Евсевий стал искать помощи деятельного и усердного Василия. В 365 году Василий возвратился в Кесарию и стал управлять епархией. Он написал три книги против арианской ереси, проповедуя «три ипостаси в единой сущности».

Несмотря на противодействие ряда епископов, после смерти Евсевия в 370 году Василий заступил на место митрополита Каппадокийского и принялся за искоренение арианства в Малой Азии. Труды Василия по искоренению арианства привели его к столкновению с Валентом. Во время путешествия императора по Каппадокии епископ категорически отказался признать правоту арианского учения.

Важно

В ответ Валент разделил Каппадокию на две провинции, что привело к сокращению канонической территории епископа Василия и подорвало его позиции в Церкви. Все же Василию удалось продвинуть на место епископов ключевых городов своих соратников Григория Нисского и Григория Богослова.

В это время началась борьба за патриарший престол в Антиохии, на котором Василий не хотел видеть никейца Павлина, опасаясь, что чрезмерное преувеличение единства Бога чревато ересью савеллианизма.

Император Валент погиб в битве при Адрианополе (378 г.). Здоровье епископа Василия было подорвано аскетическим образом жизни. Он умер в первый день нового 379 года.

 Святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

———————–
Библиотека Русской веры
Житие и чудеса иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале
————

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (ок. 340–394 гг.), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал:

За свои заслуги перед Церковью Христовой святитель Василий назван Великим и прославляется как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов». Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, во святом  крещении Василия.

Князь Владимир почитал святителя Василия и в честь него возвел на Руси несколько храмов. Многие русские правители при крещении были наречены в честь Василия Великого, в частности, Владимир Мономах (в крещении Василий), Василий I, Василий II. Святитель Василий Великий наряду со святителем Николой Чудотворцем особенно почитается русским народом.

Частица мощей святителя Василия находится в Почаевской Лавре. Честная глава святителя хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а его десница — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Память святителя Василия Великого совершается 14 (1 января ст. ст.) января и 12 февраля (30 января — ст. ст.

) — в Соборе трех святителей.
 

Тропарь, глас 1:

Во всю2 зeмлю и3зhде вэщaніе твоE, ћко пріє1мши сл0во твоE, и4мъ же бGолёпнw научи1лъ є3си2, и3 є3стество2 сyщихъ ўzсни1лъ є3си2. чlческіz nбhчаи ўкраси1лъ є3си2. цrкое сщ7eніе, џ§е препод0бне васи1ліе, моли2 хrтA бGа спасти1сz дш7sмъ нaшимъ.
 

Кондак, глас 4:

Kви1сz ст0лпъ неподви1жимыи цRкви, подаS всём некрaдомое богaтьство земнhмъ, запечатлёz твои1ми ўчeньми, небоzвлeнне васи1ліе препод0бне.

Канун Васильева дня в народе назывался Васильевым вечером. У северо-западных славян он получил название «щедрого», «щедрухи», «богатого», потому что в этот вечер доставали из кладовых самое лучшее; в центральной и южной России — «Авсень», «Овсень», «Усень», «Таусень».

 Любимым святочным развлечением для молодежи были гадания, самыми верными и действительными они считались как раз под Новый год, в Васильев вечер. К этому дню были приурочены все виды гаданий, несмотря на то, что благочестивыми людьми это почитается за великий  грех.

Почти все способы гадания имеют одну цель — узнать, скоро ли, куда и за кого выдадут замуж (или на ком женят) и как сложится жизнь в чужой семье.

Святителя Василия Великого почитали за покровителя свиней, поэтому в народе этот праздник называли еще свиным. На праздник резали скот, кололи так называемых «кесаретских» поросят (по имени Василия Великого, архиепископа Кесарийского), чтобы стол был сытным, мясным и поговаривали: «Свинку да боровка для Васильева вечерка».

Одним из главных блюд являлась фаршированная свиная голова: «В Васильев день — свиную голову на стол!». «Не чиста животина свинья, — можно услышать в народе, — да нет у бога ничего нечистого: свинку-щетинку огонь палит, а Василий зимний освятит!».

Зажаренный кесаретский поросенок считается как бы общим достоянием: все желающие односельцы могут приходить и есть его, причем каждый из приходящих должен принести хоть немного денег, которые вручаются хозяину, а на другой день передаются в приходскую церковь и поступают в пользу причта.

Обычай требует, чтобы кесаретский поросенок непременно был жареный и подавался на стол в целом виде (неразрезанным), хотя бы по величине он походил на большую свинью. Перед едой старший в семье поднимает чашку с поросенком вверх до трех раз, приговаривая: «Чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились».    

Также на стол обязательно подавали кутью. В отличие от кутьи на Рождественский сочельник («постной») и Крещенский («голодной») она была «богатой», в нее добавляли сливки, масло, миндаль, грецкие орехи.

Стол не уступал по своему ассортименту яств рождественскому застолью. Множество обычаев было связано в народном воображении с Васильевыми вечерами.

И теперь местами соблюдаются такие обычаи, как варка «Васильевой каши», засевание зерна или хождение по домам.

Совет

После праздничного обеда бытовала традиция ходить к соседям и знакомым и просить друг у друга прощения. Особенно популярен Васильев день был у молодых людей. Они могли вновь посвататься, если ранее получили отказ. Детям в этот день нравилось рассыпать по избам зерна ярового хлеба: «засев» был своего рода обрядом.

Хозяйки потом собирали зерна и хранили их для посева. Садоводы также особо молились святителю Василию Великому, прося сохранить плодовые деревья от вредителей.

В некоторых местах бытовал обычай отряхивать в этот вечер деревья с присказкой: «Как отряхиваю я белпушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!»
 

Согласно иконописному подлиннику XVI века, святитель Василий Великий на фресках и иконах изображался в светлой крещатой фелони, правой рукой он благословляет народ, а в левой держит Евангелие.

Изначально Василий Великий изображался фронтально, погрудно, как на иконе VII в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Позднее появились изображения святителя в рост.

На иконах XI века Василий Великий изображается склонившимся в молении, с развернутым свитком в руках.

В конце XI веке в Византии было утверждено празднование памяти Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста). В связи с этим получили распространение совместные изображения Трех святителей.

В Древней Руси праздничные иконы Трех святителей получили распространение с XV века, часто в составе минейных икон-таблеток, например, «троицкие» (2-я четверть XV в.), «софийские» из Великого Новгорода (конец XV в.).

В византийском искусстве палеологовского времени появились композиции, раскрывающие тему учительства святых отцов, например, «Беседа трех святителей» или «Благодатные плоды учения» во фресках церкви Архангелов в Леснове, Македония (1347–1349 гг.).

Василий Великий сидит за пюпитром с крестообразным основанием, от которого исходят потоки вод, т.е. «река учения». Такие иконописные изображения святителя появились на Руси в XVI–XVII вв.

Обратите внимание

под названием «Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста», «Учение», или «Добрые плоды учения», например, в стенописи собора во имя Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1502 г.).

В Московской иконописи иллюстрирование жития Василия Великого встречается чаще. Исключительным богатством иконографических сюжетов (225 листовых миниатюр) отличается русский лицевой список Жития Василия Великого 3-й четверти XVI в. из собрания М. А. Оболенского. Русские памятники XVII в. отличались увеличением числа житийных эпизодов и большой декоративностью.

 

Первый храм, построенный князем Владимиром в Киеве на месте языческого капища, был освящен во имя Василия Великого. Также князь Владимир воздвиг церковь святого Василия в Вышгороде, где первоначально были похоронены князья-страстотерпцы Борис и Глеб.

В XII веке во имя Василия Великого были построены храмы в Киеве, Новгороде, Овруче и на Смядыни близ Смоленска. В XIII–XV вв. храмы в честь Василия Великого строились в Твери (до 1390 г.), Пскове (до 1377 г.) и в других городах. Церковь во имя святителя Василия Великого в г.

Овруч (Украина) входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП). Храм был построен в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем (ум.1212 г.). Строительством церкви руководил зодчий Древней Руси Петр Милонег.

В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 19070–1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. В храме сохранились фрагменты древнерусских фресок.

Во имя святителя Василия Великого был освящен храм в г. Владимир-Волынский (Украина). Точная дата сооружения церкви неизвестна. Согласно данным исследователей, церковное здание датируется 70–80 годами XIII-середины XIV вв. Первые документальные сведения об этом памятнике относятся к 1523 г. В 1695 г.

церковь была в запустении, такой же она оставалась и в XVIII в. Памятник не раз перестраивался и достраивался. Интерьер был украшен фресками, забеленными в конце XVII в. Значительные работы, которые изменили ее первоначальный вид, были произведены в 1900–1901 гг. по проекту архитектора Н. И. Козлова.

Во имя святителя Василия была освящена церковь Василия на Горке в Пскове. Деревянный храм на месте каменного был построен в XIV веке на холме, возвышающемся в болотистой местности, перед ручьем Зрачкой.

Важно

В 1375 году по берегу ручья была сооружена стена Среднего города и напротив церкви возведена Васильевская башня, над которой была устроена звонница. В 1377 году храм был расписан. В 1413 году на месте деревянной церкви был возведен каменный храм.

Конец XV века и XVI век являются периодом расцвета, в это время к храму были пристроены приделы и галерея. В начале XVI века была написана чтимая храмовая икона Тихвинской Богоматери.

В Тверской ямской слободе Москвы некогда существовала церковь во имя святителя Василия. Точное время постройки храма неизвестно. Первое упоминание о церкви Василия, епископа Кесарийского, в источниках встречается в переписи 1620–1621 годов.

Эта церковь была деревянной, срубленной «клетски». В 1671 году все постройки Тверской ямской слободы были уничтожены пожаром. В 1688 году началось строительство каменной церкви Василия Кесарийского. В мае 1934 года храм был закрыт и уничтожен.

Во имя святителя Василия Великого освящен храм РПсЦ в г. Соликамске Пермского края. Старообрядческая церковь была сооружена в начале 1990-х попечением семьи Кречетовых, освящена в 1995 г., колокольня построена в 1999 году. В 2000 году храм, исключая колокольню, сгорел, построен заново.

В с. Золотилово Ивановской области в 1895-1915 гг. был построен храм РПсЦ в честь святителя Василия Великого. В настоящее время церковь заброшена.

В 1854 году на юго-востоке Румынии в с. Сарикёй была сооружена церковь РДЦ во имя святителя Василия Великого.

Скульптурная композиция святителя Василия с житием установлена в начале 2011 года в Киеве.

Скульптура святителя Василия установлена в одной из церквей в Праге.

Источник: http://ruvera.ru/vasily_veliky

Святитель Василий Великий

празднование совершается 1/14 января

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики.

Читайте также:  Святитель софроний иркутский

В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых: сам святитель Василий, его старшая сестра преподобная Макрина (+380; память 19 июля), брат Григорий, епископ Нисский (+385; память 10 января), брат Петр, епископ Севастийский (+lV; память 9 января) и младшая сестра — праведная Феозва, диакониса (+385; память 10 января). К лику святых причислена также и мать святителя праведная Емилия (+IV; память 1 января).

Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки, в молодые годы слышавшей наставления святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского (+ок. 266—270; память 17 ноября).

После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины. Здесь он пробыл около пяти лет, в совершенстве изучив разнообразные науки— риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину.

Святой Григорий Богослов (+389; память 25 января) также учился в то время в Афинах; между ними установилась тесная дружба, продолжавшаяся всю жизнь.

Впоследствии Григорий Богослов, вспоминая те годы, писал, что в Афинах им известны были только две дороги — одна в церковь, а другая — в училище.

Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. Чувствуя призвание к духовной жизни, он решил отправиться туда, где процветало подвижничество. С этой пелью святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину.

Совет

В Египте святой Василий провел целый год у архимандрита Порфирия, изучая богословские творения святых отцов и упражняясь в постнических подвигах; затем он посетил преподобного Пахомия, подвизавшегося в Фиваидской пустыне, преподобных Макария Старшего и Макария Александрийского, Пафнутия, Павла и других подвижников. После этого святой Василий совершил паломничество в Иерусалим, где поклонился святым местам земной жизни Спасителя.

На обратном пути святитель Василий некоторое время находился в Антиохии, где в 362 году был посвящен в сан диакона епископом Мелетием.

В Кесарии святой Василий проводил строгую иноческую жизнь. В 364 году он был посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.

Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение.

Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой.

Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337—361), арианское лжеучение, осужденное на 1-ом Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364—378), стороннике ариан.

Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним.

Епископ Евсевий Кесарийский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.

Обратите внимание

Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру. В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном.

В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Однажды, во время молебна пред иконой Пресвятой Богородицы и великомученика Меркурия (III в.

, память 24 ноября), святитель Василий получил откровение о гибели императора Юлиана Отступника (361—363), пытавшегося вновь утвердить язычество.

Святитель Василий увидел, как изображение великомученика, Меркурия исчезло, а когда вновь появилось на иконе, копье великомученика было обагрено кровью. В это самое время Юлиан Отступник был пронзен копьем и погиб на Персидской войне.

Когда император Валент (361— 378) отдал в Никее православную церковь арианам, святитель Василий предложил прибегнуть к Божьему суду: передать церковь той стороне (православным или арианам), по чьей молитве откроются ее запертые запечатанные двери.

Три дня и три ночи молились ариане, но все было тщетно. После этого к церкви подошел святитель Василий с православным клиром и народом, и по молитве святителя двери храма раскрылись.

Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию.

По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Так, например, некая знатная женщина, стыдясь своих блудных грехов, записала их и отдала запечатанный свиток святителю Василию. Святитель всю ночь молился о спасении этой грешницы.

Утром он отдал ей нераспечатанный свиток, в котором все грехи оказались изглаженными, кроме одного страшного греха. Святитель посоветовал женщине идти в пустыню к преподобному Ефрему Сирину.

Важно

Однако преподобный, лично знавший и глубоко почитавший святого Василия, отослал каявшуюся грешницу обратно, сказав, что лишь святитель Василий силен испросить ей у Господа полное прощение. Вернувшись в Кесарию, женщина встретила погребальное шествие с гробом святителя Василия.

В глубокой скорби она с рыданиями упала на землю, бросив свиток на гроб святителя. Один из клириков, желая посмотреть, что было написано в свитке, взял его и, развернув, увидел чистый лист; так был изглажен последний грех женщины по молитве святителя Василия, совершенной им посмертно.

Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины.

Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.

На погребение святителя Василия Великого собрались не только христиане, но язычники и иудеи. Прибыл проводить своего друга святитель Григорий Богослов, которого святитель Василий незадолго до своей кончины благословил принять Константинопольскую кафедру.

За свою короткую жизнь (+379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский (+394; память 23 ноября), в своем надгробном слове о святителе Василии сказал: «Он для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим».

За свои заслуги перед Православной Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», «светило и око вселенной», «учитель догматов», «палата учености».

Совет

Святитель Василий Великий является небесным покровителем просветителя Русской Земли — святого равноапостольного великого князя Владимира, нареченного в Крещении Василием. Святой Владимир глубоко чтил своего Ангела и в честь его построил на Руси несколько храмов.

Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре.

Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его — в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Источник: https://akafist.ru/saints/vasilij-velikij/

Святитель Василий Великий

 Дорогие братья и сестры!

14 (1) января святая Русская Православная Церковь вместе с таинственным праздником Обрезания Господня торжественно отмечает память Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, Вселенского учителя, святителя и выдающегося богослова, арианской ересью

Этот благословенный день — престольный праздник нашего приписного храма-часовни святителя Василия Великого, что на ВВЦ (ВДНХ) (на территории синингария (место, где выращивается сирень) за павильоном № 32/34).

Святитель Василий не случайно был прозван Великим. Основанием к этому явилась его горячая любовь к Богу, ревностное служение святой Церкви и людям.

Всю свою жизнь Василий Великий старался подражать Христу, проповедуя христианство не только словом, но и самой своей жизнью. Святой Василий был не только великим богословом, боровшимся с захватывающими христианский мир ересями.

Он был и великим организатором монашеской жизни, её родоначальником, проповедником киновитского общежития. В сане епископа ему путем огромных усилий удавалось умирять церковные нестроения, заботиться о благополучии вверенной в управление паствы, деятельно служить болящим и убогим.

Кратко характеризуя святого, можно сказать, что он был успешным борцом с ересями, ярким проповедником слова Божия, великим молитвенником и прекрасным организатором.

Будущий вселенский учитель родился в богатой и знатной семье, многие члены которой были прославлены в лике святых. Складывается ощущение, что они как бы «соревновались» между собой в святости.

Так, дед святителя по материнской линии претерпел мученическую смерть за Христа; дед по отцу — был лишен имения и долгое время скрывался в лесу от гонителей; Макрина Старшая (бабушка по матери) прославилась исповеданием Христа в гонение императора Максимиана Галерия; отец Василия (Василий Старший), незадолго до своей кончины, принял священнический сан, а мать святителя, Емилия, после смерти супруга избрала монашеский подвиг.

У Василия Старшего и Емилии было 4 сына и 5 дочерей. Первая дочь святая Макрина (Младшая) избрала безбрачную аскетическую жизнь. Брат Григорий стал впоследствии епископом Нисским.

Обратите внимание

Брат Петр стал епископом Севастийским (по свидетельству свт. Григория Нисского, Петр преуспел в добродетели ничуть не меньше самого Василия Великого).

Все домашние Василия стремились к одной общей цели — спасению души для вечной жизни.

Старший между братьями, Василий родился в 329 году, получив в последствии прекрасное образование. Именно родители формировали в сыне любовь к христианской вере и Церкви.

Святой Василий писал:

Сказанное выше подтверждает важный тезис о том, что именно родители должны преимущественно заниматься воспитанием своих детей, закладывая в них основание правильной христианской веры.

Дети, в первые годы жизни, особенно доверяют папе и маме, что способствует успешному взращиванию в детских сердцах ростков благочестия и любви к Богу.

Ни детский сад, ни школа не могут и не должны заменить детям их родителей, а пример живой веры создает вокруг ребенка атмосферу подлинного христианства, что, впоследствии, способствует его осмысленному возрастанию в Боге.

В юношеском возрасте Василий был отправлен родителями в Кесарию для получения гражданского образования. В учебе он чрезвычайно преуспел, получив необходимые для последующего церковного служения знания и навыки. Стремление к наукам побудило Василия отправиться в Константинополь и далее в Афины.

Характерной чертой святого являлась непреодолимое стремление к познанию окружающего мира. Любовь к Богу зажгла в сердце Василия жажду к изучению Его творения и всего того, что связанно с человеческой мыслью. Он изучал риторику, философию, поэзию, медицину и др. Святитель имел семь дипломов об образовании и все-равно продолжал учиться. По меткому слову прот.

Важно

Андрея Ткачева, святитель «был похож на корабль, груженый знаниями».

Постоянное стремление к знаниям является одной из отличительных черт христианина. Мы должны непрестанно учиться, познавать новое, развивать свой интеллект, ведь знания способны принести пользу Церкви и людям.

Таланты, навыки и способности, приобретенные в жизни, могут послужить на пользу детям, внукам, приходу, где знаток, например, шахмат или отечественной истории имеет возможность организовать кружок, провести открытые лекции. Так можно служить Богу через служение ближнему.

Так и служил впоследствии Василий людям, когда окончил университетское образование.

Василий Великий преуспевал не только в науках. Важнее всего стало то, что наряду со светским образованием, он достигал совершенства и в духовном развитии. В эпитафии святому Василию святителя Григорий Богослова (Слово 43. Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской) сказано:

Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви, как называет его святитель Димитрий Ростовский, не был таким человеком, который делал что-либо наполовину. Решив посвятить свою жизнь Господу, он предался ему всецело. Пройдя шестилетний путь пресвитерского служения, Василий был возведен в сан епископа.

Именно в этот период на святителя обрушилось великое множество попечений и забот, от которых он буквально изнемогал как телесно, так и душевно.

Епископу Василию требовалось заботиться о вверенной ему пастве, умирять недовольных им владык, пресекать беспорядки между духовенством, противодействовать коварным замыслам ариан, искать материальные средства для поддержания жизни приходов, следить за их целевым расходованием. Святитель Василий проводил огромную социальную работу в поражающих масштабах.

Так, ещё будучи обычным священником, он создавал общественные бесплатные столовые и лечебницы. В 327 г. благодаря его стараниям был построен первый в мире крупнейший больничный комплекс «Василиада», где лечили безвозмездно. Все свои сбережения святитель тратил на бедных, устраивая целые города милосердия.

Совет

Множество недоброжелателей как внутри, так и снаружи церковной ограды всячески препятствовали служению святителя, на него клеветали, его злословили, ему угрожали расправой. Одни обвиняли святителя с чрезмерной строгости по отношению к уклонившимся от Православия.

Другие — в чрезмерной снисходительности к ним. «И справа и слева» были недовольные его служением, от чего преследовали Василия Великого везде и постоянно.

Святой имел горячее сердце, крепкую волю, но в тоже время был впечатлительным человеком, который едва мог справиться с эмоциями при столкновением с безобразием и несправедливостью. Известно, что бывали периоды, когда святитель от переживаний не мог спать. Протоиерей Георгий Флоровский в своей работе «Восточные отцы IV века» констатирует:

Святитель отдавал много физических и душевных сил на противостояние с арианами, которые пользовались поддержкой императорской власти. Его борьба против ариан могла закончится физической гибелью, изгнанием или заточением. К жизни Василия в сане епископа в полной мере применимы слова гонимого апостола Павла:

Особое место в служении святителя занимает его литургическая деятельность. В настоящее время литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году (ранее, в доиконоборческую эпоху, чин полной евхаристической литургии в Константинополе совершался по воскресеньям и праздничным дням):

— воскресенья Великого поста (с 1-го по 5-е)

— Великий Четверг

— Великую Субботу

— Навечерие Рождества Христова или в самый день праздника, если навечерие не выпадает на субботу или воскресенье (если случается в субботу или воскресенье, то в эти дни служится литургия Иоанна Златоуста, а в самый праздник — литургия Василия Великого. Так, например, было в Рождество 2019 г.)

— Навечерие Богоявления или в самый день праздника, если навечерие не выпадает на субботу или воскресенье (так, например, будет 18 (5) января 2019 г., когда после отпуста изобразительных совершается Литургия свт. Василия Великого, которая начинается великой вечерней)

— День памяти свтятителя Василия Великого (совпадает с праздником Обрезания Господня).

Из Жития святителя известно, что святой «просил Бога подать ему благодать и мудрость и разумение, чтобы ему приносить Богу бескровную Жертву при помощи своих собственных слов». Согласно преданию, он же впервые в Церкви устроил алтарную завесу и поместил над престолом золотого голубя в качестве дарохранительницы, т. е. создал не только текст литургии, но и её храмовый контекст.

Результатом непрестанной борьбы за чистоту веры, борьбы с ересями и расколами, противодействие нестроениям внутри верной паствы, неустанного подвижничества стало разрушенное здоровье, что привело к кончине святителя 1 января 379 года в возрасте 49 лет. Великий труженик лишь немного не дожил до торжества своих богословских идей на Втором Вселенском Соборе в 381 г.

Святитель так писал о себе:

Обратите внимание

«Все это, констатирует арх. Порфирий (Попов), — и множество скорбей, и непрестанные заботы, — конечно, достаточны уверить, что только по особенной милости и благоволению Божию святитель при столь слабом здоровье прожил до сорока девяти лет».

Во-истину, жизнь великих христиан полна скорбей и лишений. Но её результатом становится самое главное — вечная жизнь со Христом. А иного и желать даже не стоит.

С праздником, дорогие прихожане! с новым годом! 

Трощинский Павел

Источник: http://tihvinskiy.ru/svyatitel-vasiliy-velikiy/

Василий Великий

Василий Великий – проповедник, церковный писатель и архиепископ в турецкой Кесарии, живший в 4 веке. Мужчина яростно боролся с еретиками, не боясь наказания от правителей. Учитель церкви отличился россыпью добрых дел, которые щедро посвящал простому народу.

Детство и юность

Великий угодник родился в городе Кесария, который был административным центром турецкого региона Каппадокия, в очень религиозной, знатной и богатой семье. Год рождения церковникам так и не удалось установить – примерно 330-й. Василий назван в честь отца, законоведа и оратора.

Василий Великий

Мальчик с детства рос в атмосфере почитания Господа. Бабушка в юности училась у святого Георгия Чудотворца, а в молодости вместе с мужем пострадала от масштабной опалы на христиан, вошедшей в историю как Диоклетиановые гонения. Родной дядька служил епископом, как и два брата Григорий Нисский и Петр Севастийский. Сестра Макрина в будущем стала игуменьей монастыря.

Маленького Васю отец тоже готовил к стезе священника. Будущий учитель Церкви получил прекрасное образование – сидел за партами школ Кесарии, Константинополя и Афин.

В 14 лет родитель Василия умер, и юноша три года жил в загородном доме бабушки, который позднее превратили в монастырь.

А в 17-летнем возрасте молодой человек лишился и старшей родственницы, пришлось переезжать к матери в Кесарию.

Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов

В столице эллинских премудростей Афинах Василий прилежно учился и посещал церковь – в жизнеописаниях сделан акцент на чистоту жизни юноши.

Его настолько увлекали науки, процесс получения знаний, что, сидя днями и ночами за книгами, забывал даже поесть. Здесь произошла знаковая встреча: Василий познакомился, а позднее крепко подружился с Григорием Богословом.

Его однокашником был также Юлиан Отступник, будущий император и гонитель христиан.

Пять лет Василий провел в Афинах, а после окончания учебы решил, что багаж знаний достаточно наполнен светскими науками. Молодому человеку не хватало религиозной опоры, поэтому отправился на поиски христианских подвижников.

Христианское служение

Дорога привела Василия в Египет, где процветало христианство. Мужчина погрузился в чтение богословских книг, которые предоставил новый знакомый – архимандрит Порфирий. Параллельно пробовал себя в постах. В стране пустынь открылась великолепная возможность поучиться у славных современников – рядом жили подвижники Пахомий, Марий Александрийский, Фиваид.

Статуя Василия Великого

Спустя год Василий уехал в Палестину, оттуда в Сирию и Месопотамию, посещал святые места, упивался знакомством с местными подвижниками, вступал в религиозные споры с философами.

Дойдя до Иерусалима, будущий святой пожелал креститься, и во время таинства, по преданию, герой впервые увидел знамение.

Когда святитель подошел к мужчине, чтобы окрестить, с неба рухнула огненная молния, а из нее выпорхнул голубь и исчез в Иордане.

Важно

Вернувшись в родные пенаты, Василий сначала хотел заняться светскими делами, однако родственники убедили начать аскетичную жизнь. Мужчина с кучкой друзей и единомышленников отправился в семейные владения на острове Понте, где основал монашескую общину. Но в 357 году его биография вновь обогатилась путешествиями – теперь уже по коптским монастырям.

Иконы Василия Великого

В 360 году на родине Василия посвятили в сан пресвитера, он стал советником у своего друга Евсевия, который служил епископом.

Забота о верующих, доступное проповедование Божьего слова подарили уважение и любовь народа, да такого масштаба, что Евсевий начал завидовать служителю. Его не устраивала также слишком аскетичная жизнь пресвитера.

Чтобы снизить градус напряжения в отношениях, Василий решил вернуться в монашескую обитель в пустыне, тем более такая перспектива его всегда прельщала.

В пустыне великий угодник наслаждался покоем и тишиной, при этом ужесточил условия жизни: никогда не мылся, не зажигал огня, сидел на хлебе и воде, а из одежды носил только срачицу и мантию. Строгое воздержание вымотало организм – Василий похудел, а сил почти не осталось.

Василий Великий, Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Чуть позднее к монаху присоединился друг Григорий Богослов.

Товарищи вместе посвящали дни молитвам, забросив некогда любимые мирские книги, взялись за изучение Священного Писания и создание уставов иноческого общежития, которые до сих пор в ходу у представителей Восточной церкви.

Григорий так же, как и Василий, не щадил себя, работая до седьмого пота, деля с другом жилище без кровли и ворот.

Тем временем на римский престол взошел император Валент, с началом его правления православных стали сильно притеснять. Для укрепления сил Евсевий призвал усердного и умного Василия, и пустынный монах с радостью пришел на помощь. Возвратившись в 365 году в Кесарию, мужчина взял управление епархией в свои руки.

Из-под пера Василия вышли три книги с нападками на арианских еретиков, к тому же мужчина избрал лозунг для трудов – «три ипостаси в единой сущности», который объединял разные направления веры.

Василий Великий

По-настоящему Василий развернул деятельность после кончины Евсевия в 370 году. Церковник принял должность митрополита Каппадокийского и начал яростно уничтожать арианство в Малой Азии. Конечно, римский правитель не стерпел такой наглости и пошел на крайние меры, разделив Каппадокию на две автономные территории.

Совет

Василий остался без львиной доли учеников и последователей, а его авторитет в церкви снизился.

Однако поборник истинной веры все же поставил епископами на главные города регионов единомышленников – Григория Богослова, Григория Нисского и брата Петра.

А затем судьба преподнесла Василию подарок: в бою при Адрианополе пал император Валент, что сулило изменение баланса сил в церкви и государстве в целом. Но для Василия было слишком поздно.

Чудеса и добрые дела

Жизнь Василия Великого обросла легендами. Православные верят, что мужчина был свидетелем и исполнителем нескольких чудес. Однажды к святому обратилась женщина, которую притеснял начальник.

Но на письмо, написанное Василием, обидчик ответил грубо. Тогда великий угодник напророчил ему, что вскоре сам будет спасаться от гнева вышестоящих лиц.

И действительно, спустя время начальник попал в опалу к царю.

Добрые дела Василия Великого

Во время Персидской войны Василий самозабвенно молился перед иконой Пресвятой Богородицы, у ног которой изображался великомученик Меркурий – воин с копьем.

Мужчина просил, чтобы святые не допустили возвращения живым с войны Юлиана Отступника. Вдруг Меркурий исчез, а когда появился, с копья его капала кровь.

Позже гонцы принесли весть, что Юлиана на войне серьезно ранили.

Василий обладал необычным даром: во время литургии золотой голубь, висевший над святым престолом, три раза сотрясался, свидетельствуя о появлении Святого Духа. Но как-то раз птица не подала знака, а Василий задумался и понял, что причина в диаконе, который посмел на службе смотреть в строну красивой женщины.

Золотой голубь Василия Великого

Священник посадил диакона на жесткую епитимию, а перед алтарем повелел соорудить перегородку, чтобы женщины не могли смотреть на него во время богослужения. С тех пор голубь не переставал возвещать о сошествии Святого Духа.

Еще одно предание гласит, что Василию удалось избежать изгнания по божественному провидению. В день Богоявления Господня в церковь, где он служил, явился царь Валент. Увидев красоту убранства и порядок в храме, настолько восхитился, что проникся расположением к святому угоднику.

Однако, уехав домой, враги Василия склонили правителя изгнать борца с арианами. Во время подписания соответствующего указа под Валентом закачался стул и сломалась трость, которой ставят подпись. После того как треснула третья трость, император испугался и уничтожил приговор.

Василий Великий и голубь

Василий снискал славу доброго человека, готового прийти на помощь нуждающимся, даже если его самого ждет при этом наказание. Известна история о спасении юной и богатой вдовы Вестианы, которую епарх Евсевий пытался насильно выдать замуж за одного сановника. Девушка не желала терять вдовью чистоту и бросилась с мольбами о помощи к Василию.

Архиерей успел отправить беднягу в девичий монастырь, как тут же прилетели гонцы Евсевия с требованиям выдать непокорную беглянку. Тогда Василия уличили в прелюбодеянии и обыскали опочивальню.

Обратите внимание

Рассерженный епарх обещал святителя отправить на великие мучения. Прознав о том, что Василия хотят наказать, народ с оружием кинулся к дворцу Евсевия.

В итоге святой вернулся в собственную обитель живым и невредимым.

Смерть

К тому времени, когда появилась возможность воспользоваться политическими изменениями в государстве, аскетичный образ жизни вконец истощил организм Василия. Мужчина умер в первый день 379 года, отдав служению в храме 8,5 лет.

Мощи Василия Великого

По легенде перед смертью Василий Великий сначала крестил новичка-еврея, затем обратился к ученикам и пастве с назидательными словами не покидать церковь до 9 часов вчера.

Помолился Богу, воздав хвалы за столь насыщенную и праведную жизнь, и испустил дух. На похоронах были замечены представители разных конфессий – и христиане, и иудеи, и даже язычники.

Василия канонизировали вскоре после смерти.

Память

День памяти Василия Великого в Русской православной Церкви – 14 января. Хвалы святому возносят также 30 января, в этот день установлен праздник Собор трех святителей – Василия, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Святой имеет несколько икон. Стал покровителем монахов, музыкантов и садоводов. К образу обращаются за помощью в учении, просветительстве, начале нового дела и въезде в новый дом.

Церковь Василия Великого в Пскове

10 раз в году в церквях проводят литургию Василия Великого. Это чинопоследование составил сам архиепископ Кесарии.

В 1999 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II на ВДНХ в Москве заложили первый камень Приписного храма святителя Василия Великого. Осенью 2001 года готовую часовню освятили.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41630-vasilii-velikii.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector