Святой мученик роман

Именины Романа по православному календарю

Именинами или Днем ангела называют день памяти того или иного святого, который покровительствует своему тезке – крещеному человеку с тем же именем.

Если вас зовут Роман и вы хотите узнать, когда именины Романа нужно отмечать вам, то ответ на этот вопрос и другую полезную информацию о своем имени вы найдете в данной статье.

Именины у Романа по церковному календарю

Согласно святцам день ангела у Романа приходится на следующие дни календаря:

  • 18 января и 11, 16 февраля;
  • 2 и 29 марта, а также 15 мая;
  • 5, 13 июня, а также 1, 6, 11, 15, 23 августа;
  • 8, 16, 24 сентября, 8, 14 октября и 13 ноября, а также зимой 1, 10 декабря.

Празднуются именины Романа либо тогда, когда церковь чтит святого, в честь которого мужчина был назван, либо — в ближайший день, следующий за днем его рождения.

Если, например, день рождение Романа — 3 ноября, то именины отмечаются 13 ноября, в день памяти праведного Романа.

Происхождение имени

Имя Роман латинского происхождения, произошло оно от слова romanus, которое переводится как «римлянин» или «римский». В переводе с греческого Роман означает «крепкий, сильный».

Название цветка «ромашка» тоже связано с именем Роман: их роднит происхождение, ведь ромашка производное от слова «римская».

В других языках тоже есть имена аналогичные этому имени: итальянский Романо, испанский Роман, французский Ромен. Любопытен и тот факт, что мужское имя Роман имеет женский парный вариант имени – Романа.

На Руси имя получило широкое распространение после принятия христианства, придя к нам из Византии. Это имя получил при крещении святой князь Борис, который, вместе со своим братом Глебом, стал первым русским святым, канонизированный русской церковью.

Святые покровители Романа в православии

Каждый православный человек при крещении получает имя, которое носит один или несколько его небесных покровителей.

Святыми заступниками Романов являются:

  • Преподобномученик Роман из Карпенисии;
  • Священномученики Роман Лакедемовец, Роман Парийский, Роман Кисарийский;
  • Мученики Роман Римский, Роман Самосатский, Роман, князь Роман Рязанский, Роман Никомидийский;
  • Роман Угличский, благоверный князь;
  • Преподобные Роман Тырновский, Роман Киржачский, Роман Сладкопевец, Роман Сирийский; • Страстотерпец Роман (в миру — князь Борис);
  • Праведный Роман;
  • Новомученики Роман Марченко, Роман Медведь.

Полезно знать: если крещение человека произошло до 2000 г. (до прославления новомучеников), то новомученик, носящий имя этого человека, не считается его небесным покровителем. Новомученик может считаться покровителем человека, крещеного после 2000 г.

Наиболее известными и почитаемыми в России святыми, носящими данное имя, являются Роман Кисарийский, Роман Сладкопевец и отшельник Роман Сирийский.

Роман Кисарийский служил дьяконом в храме Кесарии Палистинской. Жил в Антиохию во время христианских гонений, где за свои убеждения был схвачен и повешен. По традиции мученику Роману Антиохийскому молятся при бесплодии и невозможности иметь детей.

Источник: https://1001molitva.ru/imeniny/romana.html

Роман римский молитва

  • Во времена правления императора Валериане (253-259) Святой папа Сикст, родом из Афин и проповедовавший в Испании, был поставлен епископом в Рим. Но в те времена избрание на Римский престол требовало невероятной силы духа, величие веры, так как это было заведомо путь на смерть.

    В скором времени по назначению на престол Святой Сикст был схвачен и посажен в темницу.

    По пути в темницу, когда воины вели Святого Сикста, к нему бросился Святой Лаврентий и в слезах воскликнул: «Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!” Святой Сикст отвечал ему: “Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам.»

    Обратите внимание

    Святой Лаврентий все исполнил и на суде при всех сказал Святителю : «Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!»

    Не понимая о каком богатстве говорят между собой Сикст и Лаврентий, и желая отобрать богатство, император приказал схватить и Святого Лаврентия. В темнице Святой Лаврентий продолжал дело своего учителя и наставника, продолжал наполнять сосуды сокровищем истинной веры и любви, исцелять людей.

    Никакие угрозы императора не смогли сломить веру и принять язычество, духовная слепость императора не давала ему увидеть истинное сокровище Святых мучеников.

    Но сила и вера Святых Лаврентия и Сикста была настолько велика, что многие чистые сердца уверовали в Христа Спасителя.

    Святой Роман воин Римский, присутствовавший при истязаниях Святых, воскликнул: «Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!»

    Видение Святого Романа Римского напугало язычников и они перестали мучить Святого Лаврентия, заточив его снова в темницу. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения Святой Роман Римский был схвачен и обезглавлен.

    Дата почитания Святого мученика Романа Римского 10 августа по старому стилю (23 августа по новому стилю).

    Роман Сладкопевец: в чем помогает?

    Биография этого святого собрана, или, если точнее сказать, реконструирована на основе первичных источников – прижизненных свидетельствах и составленных им же кондаков. Известно, что он проживал на рубеже конца V и середины VI веков.

    Преподобный Роман Сладкопевец прославился как один из величайших византийских гимнографов. Сведения о нем сохранились в ветхих синаксарях – Менологий Василия II (X в.); также стоит упомянуть Берлинский, Иерусалимский и Патмосский талмуды или кодексы, которые тоже связаны с недошедшим до наших дней житием святого.

    Составление жития святого

    Прежде чем узнать в чем помогает Роман Сладкопевец, подробно изучим те сведения, которыми располагают церковно-христианские архивы.

    Вот, например, в Патмосском кодексе существуют сведения о том, что он был родом из Сирии и города Эмессы и родился в еврейской, но уже христианизированной семье.

    По прошествии некоторого времени он начал служить диаконом в святой Божией церкви (Воскресения) в Бейруте. А дальше его ждал Константинополь, где на то время правил царь Анастасий.

    Важно

    В Кирах он начал служить в храме Божией Матери, где получил благодать от Самой Матери Божией. Она явилась к нему в тонком сне и дала пергаментный свиток, который повелела съесть.

    Когда святой поглотил его, то сразу проснулся и, взойдя на амвон, стал возглашать благозвучное пение: «Дева днесь Пресущественного рождает». После Роман Сладкопевец, икона которого часто изображается с огромной грамотой, составил Господские праздники и дни памяти Святых кондаки, число которых оказалось около тысячи. Написанные его рукой, они и до сих пор хранятся в Кирах.

    Новые свидетельства

    Менологий Василия II к этим сведениям добавляет еще некоторые.

    Что, пребывая в благоговейном состоянии и непрестанных молитвах на бдении в церкви Богородицы в константинопольском поместье Влахерны, святой Роман Сладкопевец неоднократно возвращался в сирийские Киры.

    Еще один ранний источник – житие святого Артемия – имеет эпизод времен правления Ираклия, в котором описывается, что с юного возраста святой Артемий молился и воспевал «стихи иже во святых смиренного Романа».

    Таков на первый взгляд Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает его святой образ? Этот вопрос интересует многих православных христиан. Церквные певчие молятся этому святому в помощи именно в певческом искусстве.

    Служба святому Роману – другая группа свидетельств – канон, был опубликован в Минее и подписан именем Епифания в Богородичных. В нем тоже есть некоторые сведения о жизни святого Романа, в частности, указывается: «от юности святой Роман всего себя возложил Христу» (песнь 1,2), в Константинополе жил как аскет. В этом каноне описывается и чудо явления ему Богородицы (песнь 5, тропарь 2).

    Еще некоторые сведения о святом дает канон Феофана Грапта, в котором говорится, что он был наилучшим диаконом (6 песнь, 1 тропарь), который служил как проповедник через свои гимны. В этом каноне (песнь 4,2). Также говорится, что он изучал Писание с раннего детства, и, когда прибыл в Константинополь, постоянно посещал церковь Богородицы во Влахерне.

    Но самый интересный фрагмент кондака преподобному Роману издан кардиналом Питра и Гродидье де Матоном. До наших современников дошли всего три икоса, где восхваляется житие святого Романа, и особенно – во втором и третьем икосе.

    Роман Сладкопевец

    К третьей группе относятся кондаки, составленные самим Романом Сладкопевцем. Он был современником землетрясения 527-529 годов, а также свидетелем восстания «Ника» 532 года и построения храма Святой Софии 537 года.

    Святой также застал ужасные катастрофы 551-554 годов. Хронисты сообщают, что землетрясение 551 года привело к тому, что море отступило более, чем на милю. В 554 году землетрясения чувствовались и в Константинополе, и в Александрии.

    Это означает, что в это время святой был еще жив.

    Молитва Роману Сладкопевцу начинается со слов: «Преподобный Отче Романе!» или «О, священное главо!».

    Совет

    Год его смерти можно датировать не позднее 562-м. Он пришел в Константинополь в правление царя Анастасия (518). В Бейруте начал служить в церкви Вознесения диаконом, когда ему было не менее 25 лет.

    Рождение святого Романа следует отнести к периоду между 480-490 годами.

    И наверняка он был хорошо знаком с медицинским искусством, так как в его кондаках достаточно часто можно встретить специфическую медицинскую лексику.

    Судя по тому, что в кондаках упоминаются имена великих ученых Платона, Арата, Пифагора, Гомера, Демосфена (кондак на Пятидесятницу, 17 строфа), он получил великолепное и наиболее полное классическое образование.

    Не менее интригующе выглядят нападки святого Романа на врачей (кондак на Иоанна Евангелиста), что характеризует его как прекрасного знатока медицинской терминологии.

    Роман Сладкопевец инкриминировал врачам, что они берут мзду чрезмерную со своих пациентов, которые, оставаясь без средств, обрекали себя на голодную смерть. Некоторых врачей он называл «растленным собранием лжеврачей» и подчеркивал их жадность.

    Врачебная практика святого

    Роман Сладкопевец прожил долгую жизнь. Его еврейское происхождение говорит о том, что, кроме ростовщического дела в византийском мире, евреи часто занимались медицинской практикой, и, скорее всего, и его семья относилась к этой среде. Он конфликтовал с врачебной корпорацией Эмессы, сбивал цену за лечебные услуги и часто лечил безвозмездно.

    Поэтому есть предположения, что именно с этими вопросами и связан переезд святого Романа из Эмессы в развивающийся Бейрут, который в VI веке был крупным культурным центром восточного Средиземноморья, где всегда было много соблазнов и хвастливо выставляемого богатства. В таком большом и искушенном городе еврею-провинциалу было очень нелегко пробиться. Для этого надо было обладать незаурядными способностями. И святому Роману, несмотря на все сложности, это все же удалось.

    Вероятнее всего, внимание церковных властей привлекло его поэтическое дарование. И тогда его посвятили в диаконы для служения в Бейрутской церкви Воскресения, которая была очень величественной. Положение здесь его как диакона было связано с благотворительными обязанностями.

    Познание в праве

    На его творения повлияло и пребывание его в центре правоведения. В своих творениях он часто несет правовую мысль, где чувствуются его неплохие адвокатские и следовательские навыки.

    Неизвестно, почему покинул Бейрут святой Роман и отправился в Константинополь, но есть некоторые предположения, что он переселился туда в 512 году, когда низложили православного патриарха Антиохийского Флавиана, и на его место пришел богослов и монофизит Севир Антиохийский.

    Во время его правления начинаются серьезные притеснения православных служителей. Бейрут был заметным центром вместе с церковью Воскресения.

    Обратите внимание

    А святой Роман, ваявший кондаки и всегда исповедовавший православие и про-халкедонские взгляды, наверняка, сразу мог обратить на себя внимание и стать изгнанной жертвой монофизитских церковных управителей.

    Или, возможно, он сам уехал, не выдержав притеснений. Косвенное подтверждение этому – кондак «Трех отроков».

    Константинополь

    Переехав в Константинополь, он поселился в Кирах вблизи церкви Богоматери (Кириотисса). В ней и произошло видение, о котором говорится в синаксари. Доказательством этого могжет послужить постоянное пребывание святого Романа в Кирах (в этом скромном квартале его тело погребли возле церкви), хотя он мог претендовать и на большее.

    А все потому, что Кириотисса стала для него святым местом. Еще одним доказательством видения является возникновение кондака на Рождество. Значит дарование поэтического таланта с благословения Богородицы все же свершилось.

    Кроме краткого варианта этого события, есть еще и гораздо поздний распространенный вариант (XIII-XIV вв.). Преподобный Акадий Савваит повествует о том, что святой Роман не имел голоса и совсем не умел читать, за что его собратья часто подвергали насмешкам.

    Он молился Богородице, и тогда Она явилась к нему во сне и просила, что печалит его и дала ему свиток, взамен он обещает стать монахом. Роман поглощает свиток и вскоре принимает монашеский постриг в обители Авассу.

    Однако признания того, что Роман стал монахом из повествования Акакия стали ошибочными, да и сама обитель Авассу в ранних источниках почти неизвестна.

    Читайте также:  Преподобный кирилл белозерский

    Другие исследования

    Никифор Каллист, например, об этом видении пишет, что в церкви Богоматери хранилась икона, которая мироточила. И как-то раз святой Роман во время бдения под Рождество задремал на шестой песни канона. В тонком сне к нему явилась Богородица и дала ему свиток, который он съел по Ее велению.

    Перед седьмой песнью он вышел на амвон и запел «Дева днесь». Но и здесь есть некоторые неточности: в Константинополе в VI веке не было канона. Поэтому этот рассказ можно назвать анахроничным, то есть, созданным, опять же, на основе синаксарей.

    Рассказы Акакия и Ксанфопула не опровергают информацию синаксарей.

    Из тех же синаксарей можно узнать, что святой Роман занимался и политикой. Чего только стоит эпизод с восстанием «Ника» 532 года, весь константинопольский императорский двор готов был покинуть столицу в страхе и ужасе.

    Важно

    Он пишет гимн, где есть слова сочувствия правящей власти императора и враждебная настроенность к бунтовщикам, которых автор называет безумцами.

    Получается, что святой Роман был сторонником жестких мер к бунтовщикам, и это не лишено основания.

    Из жития святого Артемия можно узнать, что Роман Сладкопевец почитался как святой уже со времен Ираклия, так как сочиненные им гимны пелись на бдении. И могила его сохранялась веками, даже в XIII веке ее показывали Антонию Новгородскому, который потом записал, что в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы погребен святой гимнограф.

    Роман Сладкопевец, храм которого можно посетить в Киеве и Нижнекамске, стал преподавать пение в Константинополе. Благодаря его трудолюбию, любви к Богу и, конечно же, таланту, было высоко поднято благолепие православных служб. Благодаря своему поэтическому дару, он занял особую нишу среди церковных песнописцев.

    Святой сочинил более тысячи молитв и гимнов на разные церковные праздники. Особенно знаменит его акафист Благовещению Богородицы, который поется в пятую субботу Великого поста.

    Его творения стали образцами, по которым потом составлялись и прочие акафисты. Этот святой очень высоко поднял благолепие православного служения и поэтому занимает почетное место среди церковных песнописцев.

    Дата его смерти 14 октября (1 октября по старому стилю), где-то между 555 и 562 годами.

    Святой Роман Сладкопевец. В чем помогает

    С ранней своей юности проводил жизнь богоугодную, подвизавшись в девстве и целомудрии, святой Роман Сладкопевец.

    Икона с его образом имеет и самостоятельное существование, где он изображен со свитком в руке, обращенным к лику Богородицы, как ознаменование его церковной поэтической деятельности, и на иконе в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 (1 октября), где по центру он изображен в обличие диакона, а рядом Матерь Божия подает ему тот же свиток.

    В 1902 году царь Николай II в Московском Ново-Спасском монастыре в поклети Преображенского собора в родовой усыпальнице Романовых устроил храм Романа Сладкопевца, но в годы советского лихолетья, он был поруган и разрушен.

    Ему так же молятся те, кто стремится уразумить Священное Писание, молитвы, богослужебные тексты и песнопения. Церковные служители просят его защитить от напраслин и козней завистливых врагов.

  • Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/roman-rimskij-molitva/

    Святой благоверный князь Роман Рязанский

    1 августа Православная Церковь вместе с иконой Богородицы Умиления и Святым преподобным Серафимом Соровским, чтит память святого благоверного князя Романа Рязанского.

    Свя­той бла­го­вер­ный князь Ро­ман Оле­го­вич Ря­зан­ский был из ро­да кня­зей, ко­то­рые во вре­мя та­тар­ско­го ига про­сла­ви­лись как за­щит­ни­ки хри­сти­ан­ской ве­ры и Оте­че­ства.

    Оба его де­да умер­ли за От­чиз­ну в бит­ве с Ба­ты­ем.

    Дет­ство и юность свя­то­го кня­зя Ро­ма­на при­шлись на са­мый пер­вый пе­ри­од мон­го­ло-та­тар­ско­го ига и это ос­та­ви­ло от­пе­ча­ток на судь­бе свя­то­го кня­зя Ро­ма­на, как и ты­сяч его совре­мен­ни­ков. Он ли­шил­ся так­же и ро­ди­те­лей.

    Об от­це свя­то­го кня­зе Оле­ге Иго­ре­ви­че из­вест­но, что он был взят Ба­ты­ем в плен и вер­нул­ся на ро­ди­ну в 1252 го­ду. Неиз­вест­но, как уце­лел от та­тар юный князь Ро­ман.

    Су­ще­ству­ет пред­по­ло­же­ние, что он был уве­зен епи­ско­пом Ря­зан­ским и Му­ром­ским Ев­фро­си­ном Свя­то­гор­цем в Му­ром.

    Совет

    Ли­шен­ный род­ных и кро­ва, свя­той князь Ро­ман с юно­сти шел к ис­по­вед­ни­чес­ко­му по­дви­гу пу­тем скор­бей и стра­да­ний. Вос­пи­та­ние его бы­ло, по бла­го­че­сти­во­му рус­ско­му обы­чаю, цер­ков­ное.

    На­ча­ло пре­муд­ро­сти – страх Бо­жий – по­ла­га­лось в ос­но­ва­ние жиз­ни через чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Крот­кий князь с юно­сти пла­ме­нел лю­бо­вью ко Хри­сту и утвер­ждал­ся в пра­во­слав­ной ве­ре.

    Бла­го­че­стие и тер­пе­ние, лю­бовь к от­чизне и со­вер­шен­ная пре­дан­ность во­ле Бо­жи­ей от­ли­чи­ли бу­ду­ще­го стра­сто­терп­ца и ис­по­вед­ни­ка.

    Ко­гда отец вер­нул­ся из та­тар­ско­го пле­на, бла­го­вер­ный князь был уже се­мей­ным че­ло­ве­ком. Его су­пру­га кня­ги­ня Ана­ста­сия про­ис­хо­ди­ла из ро­да ве­ли­ко­го кня­зя ки­ев­ско­го и от­ли­ча­лась ис­крен­ней ве­рой и бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Трое сы­но­вей – кня­жи­чи Фе­о­дор, Яро­слав и Кон­стан­тин – вос­пи­ты­ва­лись в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем.

    20 мар­та 1258 го­да, по­сле кон­чи­ны от­ца кня­зя Оле­га, пе­ред смер­тью при­няв­ше­го мо­на­ше­ский по­стриг, бла­го­вер­ный князь Ро­ман всту­пил на пре­стол об­шир­но­го Ря­зан­ско­го кня­же­ства, ко­то­рое в то вре­мя мед­лен­но оправ­ля­лось от та­тар­ско­го по­гро­ма.

    Вос­пи­тан­ный в люб­ви к свя­той ве­ре (князь жил в сле­зах и мо­лит­вах) и сво­ей Ро­дине, князь все­ми си­ла­ми за­бо­тил­ся о ра­зо­рен­ных и угне­тен­ных под­дан­ных, за­ши­щал их от на­си­лий и гра­бе­жей хан­ских бас­ка­ков (сбор­щи­ков по­да­тей).

    Бас­ка­ки воз­не­на­ви­де­ли свя­то­го и окле­ве­та­ли его пе­ред та­тар­ским ха­ном Мен­гу-Ти­му­ром. Ро­ман Оле­го­вич был вы­зван в Ор­ду, где хан Мен­гу-Ти­мур объ­явил, что он дол­жен вы­брать од­но из двух: или му­че­ни­че­скую смерть или исламскую ве­ру.

    Бла­го­вер­ный князь от­ве­чал, что хри­сти­а­нин не мо­жет из­ме­нить ис­тин­ную ве­ру на лож­ную.

    За свою твер­дость в ис­по­ве­да­нии ве­ры он был под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: ему от­ре­за­ли язык, вы­ко­ло­ли гла­за, об­ре­за­ли уши и гу­бы, от­сек­ли ру­ки и но­ги, со­дра­ли с го­ло­вы ко­жу и, от­ру­бив го­ло­ву, на­са­ди­ли ее на ко­пье. Это про­изо­шло в 1270 го­ду.

    По­чи­та­ние кня­зя-му­че­ни­ка на­ча­лось сра­зу же по его смер­ти. Предание гласит, что святые мощи мученика Романа Рязанского были тайно перенесены в Рязань и там с благоговением преданы земле. Место погребения осталось неизвестным.

    С 1854 го­да со­вер­ша­ет­ся в Ря­за­ни крест­ный ход и мо­ле­бен в день па­мя­ти свя­то­го Ро­ма­на. В 1861 го­ду в Ря­за­ни освя­щен храм в честь бла­го­вер­но­го кня­зя Ро­ма­на.

    Обратите внимание

    В 1812 году, в день памяти благоверного князя Романа, русские войска одержали первую победу при Клястицах. В память об этом на стене Московского храма в честь Христа Спасителя был написан образ святого князя Романа.

    По преданию, на иконах благоверный князь изображался так: «Князь не старых лет, с волосами русыми, кудрявыми, падающими на плечи тонкою волною, в собольей шубе на плечах,,в бархатной поддевке; правая рука простерта на молитву, а левая держит город с церковью».

    С 1854 года совершается в Рязани крестный ход и молебен в день памяти святого Романа. В 1861 году в Рязани освящен храм в честь благоверного князя Романа.

    В настоящее время в главном алтаре рязанского кафедрального Борисо­глебского собора есть переносной престол, освященный во имя святого благовер­ного князя Романа Рязанского.

    Во время Божественной литургии в этом соборе наряду с храмовым и рядовыми тропарями поется тропарь страстотерпцу Роману, мудрому устроителю Рязанской земли, молитвеннику, исповеднику, защитнику православной веры.

    По кончине своей святой Роман стал являть знамения своего предстательства пред Богом. В годину страшного нашествия французов на Россию в 1812 году первую победу над ними русские одержали при Клястицах в день памяти святого — 19 июля (по старому стилю).

    В память этого события была написана икона Святого Романа в Храме Христа Спасителя в Москве. В 1853 году, 19 июля, архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил освятил и вручил Рязанскому ополчению 14 крестоносных знамен.

    Важно

    Знамение своего покровительства ополчению святой явил по прошествии года: защитники Отечества возвратились невредимыми как раз ко дню памяти святого страстотерпца — 19 июля 1854 года.

    Преосвященный Гавриил, ревностный почитатель памяти святых, повелел в крестных ходах совершать молебное пение святому Роману как защитнику Рязанской земли, вместе со святителем Василием, первым епископом Рязанским. Иконами с изображением святого Романа стали украшать храмы.

    Первая икона, на которой страстотерпец Роман изображен в рост, написана и поставлена в приделе Трех Святителей во Владимирской семинарской церкви.

    Вторая была написана усилиями благотворителя церкви Спаса-на-Яру купца Мокия Панова и пожертвована в кафедральный собор для того, чтобы ее носили во время крестных ходов и ежегодно, 19 июля, совершали перед ней молебны.

    Эта икона была написана художником Императорской Академии Николаем Шумовым.

    Семья художника сама испытала на себе действие молитв святого князя-страстотерпца. В апреле 1864 года в его семье родилась дочь и со дня рождения была больна. Доктора объявили болезнь неизлечимой.

    Тогда художник в простоте сердца обратился к князю Роману: «Я устроил и украсил твой храм — исцели мою дочь!» Было это как раз 19 июля ,(1 августа) , в день памяти святого.

    В тот же день у доктора нашлось новое лекарство, и девочка поправилась.

    Первый храм во имя святого благоверного мученика Романа Рязанского был устроен архиепископом Смарагдом на загородной даче архиерейского дома в Новопавловке, в память прибытия его на Рязанскую кафедру 19 июля 1858 года.

    20 сентября 1861 года архиепископ Смарагд, в память своего 30-летнего служения в архиерейском сане, сам торжественно освятил храм и обратился к князю Роману с благоговейной молитвой, прося его принять под свое покровительство самого храмосоздателя и всех жителей Рязани.

    Память святого благоверного князя Романа, страстотерпца, совершается  1 августа, в день мученической кончины святого.

    Позже был канонизирован Русской православной церковью. Память его как мученика чтится в день гибели .

    Совет

    10/23 июня на Рязанской земле почитаются также, как местночтимые святые, отец благоверного князя Романа благоверный князь Олег Пронский (в схиме Косма) и супруга князя — благоверная княгиня Анастасия.

    Святой благоверный князь Роман показал свою стойкость и крепость в защите Православной веры. Святой князь  Роман является помощником и заступником всех угнетаемых, гонимых  и притесняемых за веру Православную.

    Мученьми странноужасными/ и доблестию терпения/ всех преудивил еси, княже Романе:/ честных бо членов твоих по составом резание/ и всего телесе твоего раздробление/ претерпел еси за веру Христову.

    / Темже и возшел еси к Престолу Царя Христа Бога/ и явился еси новый предстатель Церкве Рязанский.

    / Молися убо ко Господу,/ да мир и благоденствие дарует граду нашему,/ и испроси у Него милость и спасение/ чтущим священную память твою, многострадальна.

    Оклеветанный пред ханом в хулении зловерия его,/ дерзновенно предстал еси судищу нечестивому;/ убоявся же Страшнаго Суда Христова,/ ханское повеление и страх поплевал еси, святый Романе./ Телом, яко розга, режемый,/ в страданиих уподобился еси Иакову Персянину/ и явился еси великомученик изрядный,/ столп и утверждение Церкви Рязанстей,/ заступник и воевода Российский преславный.

    Молитва святому благоверному князю Роману Рязанскому

    Святый славный великомучениче, благоверный княже Романе, покровителю и заступниче области Рязанския! Веруем и уповаем, яко страдании и богоугодною жизнию твоею стяжал еси велию милость и дерзновение у Господа Бога и не забыл еси достояния твоего земнаго, отечества нашего, в немже обуреваемы мы, раби твои, многими напастьми вражиими и страстьми житейскими. Темже молим тя: молитвами и предстательством твоим умоли Господа Бога, да избавит нас от всяких бед и от всех врагов, видимых и невидимых. О великий угодниче Божий! Вздохни о нас грешных ко Господу Богу, да простит нам вся согрешения наша, да ниспослет нам благодать Всесвятаго Духа, да престанем от всякаго сквернодейства и прочее время живота нашего во всяком благочестии и чистоте поживем и, тако благоугодивше Господу, сподобимся жизни вечноблаженныя, поюще и воспевающе превеликое милосердие Божие и твое милостивое предстательство за нас у Престола Божия во веки веков. Аминь.

    Источник: https://filaretuos.livejournal.com/202208.html

    Страдание святых мучеников Романа и отрока Варула

    Святой мученик Роман происходил из Палестины и был диаконом Кесарийской церкви.

    Во время гонения язычников на христиан он жил в Антиохии, проповедуя учение и утвер­ждая верующих, чтобы они пребывали непоколебимо в исповедании Христовом.

    Когда же нечестивый епарх Асклипиад хотел разрушить до основания тамошний христианский храм, святой Роман побуждал христианский народ оказать сопротивление епарху, и не дать ему разрушать святой храм.

    – Нам ныне, – говорил он своим единоверцам, – предлежит борьба за алтари Божии; Асклипиад – враг отечества и хочет отнять Бога у нас, и мы хорошо сделаем, если, защищая алтари Божии, падем, израненные, на пороге святого храма.

    Чем бы ни кончилась борьба, мы, христиане, окажемся победителями, если не дадим разрушить дом Божий, то восторжествуем в Церкви, воинствующей на земле; а если падем убитыми при святом алтаре, то воспоем победную песнь в Церкви, торжествующей на небесах.

    Такими словами он возбудил всех стать на защиту святого храма и с решимостью сопротивляться до самой смерти и не дозволить епарху войти в храм и разрушить его.В это время наступил один идольский праздник, и множе­ство язычников стекалось в идольское капище с женами и детьми.

    Тогда святой Роман воспламенился божественною рев­ностью, вступил в толпы нечестивого народа и громогласно начал обличать его заблуждение. Он остановил даже и самого епарха Асклипиада, когда тот входил в идольский храм, и сказал ему:- Прельстился ты, епарх, идя к идолам: идолы – не боги, но Един есть Истинный Бог, Иисус Христос.

    Читайте также:  Школа веры: иисус христос

    Епарх тотчас же повелел схватить Романа и сильно бить по устам. Потом, воссев на судилище, долго принуждал его отречься от Христа; когда же увидел его непокорным, повелел мучить. Его повесили, стали бить разными орудиями и тер­зать железными рогатками.

    Но святой Роман, мужественно пере­нося эти муки, исповедывал Единого Бога, Создателя всех, и укорял епарха в безумии за то, что он не хотел познать истины.Когда святой страдал так и, претерпевая мучения, муже­ственно проповедывал Христа, там стояло много народа, как из неверных, так и из верующих, смотревшего на подвиг страдальца Христова.

    Недалеко стоял там и один христианский отрок, по имени Варул. Взглянув на него, мученик сказал мучителю:- Сей малый отрок разумнее тебя, старейшего, хотя он еще и малолетен, – так как знает Истинного Бога, а ты, в преклонном возрасти, не знаешь Его”.Тогда епарх, подозвав к себе отрока, спросил его:- Какого Бога чтишь ты?- Чту Христа, – ответил отрок.

    Обратите внимание

    Епарх спросил его:- Что лучше – одного ли Бога чтить, или многих?- Лучше чтить Единого Бога, Иисуса Христа, – отвечал отрок.Епарх опять спросил его:- Чем Христос лучше всех богов?Отрок отвечал:- Тем Христос лучше, что Он – Истинный Бог и создал всех нас, ваши же боги – бесы и не создали никого.

    И многое другое говорил отрок, как будто он был премудрым богословом: Дух Святый, действуя в нем, совершал хвалу из уст его для посрамления нечестивого епарха и всех идолопоклонников.Мучитель и все бывшие при нем, изумляясь разуму отрока и мудрым словам его, почувствовали великий стыд от того, что не могли опровергнуть слов его. Посему мучитель повелел безжалостно сечь Варула розгами.

    После долгого сечения, Варул начал изнемогать и попросил пить. Но его мать, стоявшая там в народе и с радостью смотревшая на страдания своего сына, увидав его изнемогающим и просящим пить, с настойчивою строгостью велела ему мужественно переносить страдания до конца. Когда же мучитель приказал усечь отрока мечем, мать взяла его на свои руки и понесла на место усечения.

    Обнимая и целуя, она утешала его и укрепляла, чтобы он не боялся при виде меча над своею головой:- Не бойся, сын мой, – говорила она. – Не бойся, милое мое чадо! Не страшись смерти! Не умрешь ты, но жив будешь во веки! Не ужасайся, цвет мой! Ты немедленно же будешь перенесен в райские сады! Не бойся меча! Как только ты будешь усечен, тотчас же отойдешь ко Христу и узришь славу Его.

    Он приимет тебя с любовью, и ты будешь жить с Ним в радости неизреченной, наслаждаясь блаженством с Его святыми Ангелами.Так утешая свое дитя, благочестивая мать донесла его до места казни.

    После усечения отрока, мать собрала его кровь в чистый сосуд и, взяв тело его, обливала его радостными слезами, с любовью лобызая его и радуясь, что сын ее пролил за Хри­ста свою кровь, от нее воспринятую. После того, она предала тело своего сына честному погребению.После усечения святого Варула, снятый Роман был осужден на сожжение.

    Связанный и обложенный кругом дровами, снятый Роман, когда слуги еще не подлагали огня и не поджигали дров, ожидая последнего слова от судьи, с средины костра громко воскликнул, обращаясь к мучителям:- Где же огонь? Почему не за­жигаете его? Зажгите, чтобы пламень охватил меня всего вокруг.

    Когда огонь был зажжен и дрова со всех сторон сильно разгорелись, внезапно полил сильный дождь и погасил огонь. Святой Роман остался жив и нисколько не потерпел вреда от огня. После сего за смелые речи святого мученика, (так как он порицал нечестивых язычников, укоряя их безумие и проклиная их богов, а Христа, Единого Бога, прославлял) мучитель повелел отрезать ему язык. Но он сам отдал мучителям язык свой на урезание. Но, и по урезании богоглаголивого языка, не смолк Исповедник Христов, но сверх естественным образом и без языка говорил ясно, как и прежде, про­славляя Единого Бога. Потом ввергли его в темницу, в которой он пробыл долгое время, с забитыми в колодку но­гами. Когда же сообщено было о нем императору Максимиану, что и с отрезанным языком он хорошо говорит, тогда император повелел удавить его. Войдя в темницу, воины затянули веревку на шее его и удавили.

    Так святой мученик Роман окончил подвиг своего страдания за Христа, в царствии Коего он ныне прославляется, славя Святую Троицу во веки веков. Аминь.

    01 декабрь 2011 /

    Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/1160-stradanie-svyatyx-muchenikov-romana-i-otroka.html

    Имя Роман в православном календаре (Святцах)

          Имя Роман переводится с латинского, как римлянин или римский.

    Он родился в городе Емесе в середине 5-ого столетия. Святой Роман получил образование и был посвящен в сан диакона, начав служить в Воскресенском храме Бейрута. Во время правления императора Анастасия, святой Роман переехал в Константинополь, где стал служить при храме Святой Софии, где очень часто служил Патриарх. Святой Роман очень старался помочь при богослужениях, хотя не обладал прекрасным голосом и даже музыкальным слухом. Но за то, что он вел благочестивую жизнь и очень сильно старался, Патриарх Евфимий ему особо благоволил.       За это его невзлюбили соборные клирики. Они всячески стали притеснять святого Романа. Однажды дошло до того, что его просто вытолкнули на амвон храма и приказали петь. На богослужении, которое совершал Патриарх, было много прихожан, молился здесь и император.      Испуганный Роман своим дрожащим голосом, как мог, исполнил надлежащие песнопения, конечно, это вызвало немало смущения среди прихожан. Но больше всего переживал за то, что братия сыграли с ним такую злую шутку, позволив осрамиться, переживал сам святой Роман. Всю ночь он провел в молитве, призывая на помощь Матерь Божью. Пресвятая Богородица явилась ему, подав бумажный свиток. Она сказала, что Роман должен его съесть.       После этого произошло настоящее чудо, святой Роман обрел уникальный голос , но кроме этого, еще и поэтический дар. В ту же минуту он составил кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».      Стоит отметить, что все эти события происходили накануне великого праздника Рождества. Придя в храм к всенощной службе, святой Роман настоятельно попросил, чтобы ему вновь разрешили спеть на амвоне. На этот раз, его дивное пение вызвало всеобщее восхищение. Именно после этого, его прозвали Сладкопевцем. С той поры он стал служить с особым воодушевлением и даже занял почетное место среди песнопевцев. Именно он составил Акафист Пресвятой Богородице. Как известно, он поется в пятую субботу Великого поста. В 556 году преподобный Роман мирно отошел ко Господу. Икона Святого Романа Константинопольского Сладкопевца
    Он был учеником и сподвижником преподобного Сергия Радонежского. После того, как в Троицкой обители был введен строгий устав, многие из братии стали роптать. и преподобный Сергей удалился из-за этого за реку Киржач. Многие иноки чувствовали особую скорбь в разлуке со своим любимым наставником. Один за одним они стали переселяться к нему. В 1371 году здесь была построена новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.      Через три года преподобный Сергий вернулся в Троицкий монастырь, по благословению митрополита Московского Алексия, а вместо себя оставил своего ученика Романа. Святитель Алексий лично посвятил его в священный сан. Святой Роман Киржачский во всем неуклонно слушался наставлений преподобного Сергия и старался быть насельникам монастыря настоящим духовным отцом. В 1392 году он мирно отошел ко Господу. Икона Преподобного Романа Киржачского

    Православные святые с именем Роман

    Даты указаны по новому стилю. Роман, прп.2 марта Роман, мч. 8 октября Роман, мч. 24 сентября Роман 15 августа Роман, сщмч. 18 января Роман, прмч. 18 января Роман 13 ноября Роман (Марченко), сщмч., иерей 8 февраля, 16 сентября Роман (Медведь), исп., прот. 8 февраля, 8 сентября Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник 10 декабря (чудотворец)Роман Кесарийский, Антиохийский, сщмч.

    , диакон 1 декабря Роман Киржачский, прп. 11 августа Роман Никомидийский, мч. 13 июня Роман Олегович, Рязанский, мч., князь 1 августа Роман Парийский, мч. 29 марта Роман Римский, мч. 23 августа Роман Самосатский, мч. 11 февраля Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон 14 октября (творец канонов)Роман страстотерпец см.

    : Борис (в крещении Роман) , страстотерпец, князь 6 августа, 15 мая

    Роман Угличский, князь 5 июня, 16 февраля

    Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/roman/

    Роман Римский

    Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане. Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана.

    Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом.

    Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: “Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!” Святой Сикст отвечал ему: “Не оставляю тебя, сын мой.

    Важно

    Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам”. Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

    Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: “Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!” Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом.

    Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом.

    Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: “Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища”. За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: “Вот те сосуды, в которых вложены сокровища.

    И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном”.

    После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями.

    Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: “Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!” После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту.

    Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: “Затаи ныне свое исповедание в сердце.

    Совет

    Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец”. Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика.

    Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: “Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!” Умирая, он произнес: “Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои”, – и с этими словами испустил дух.

    Читайте также:  Преподобный макарий калязинский

    Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию.

    Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года.

    Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.

    Источник: http://4Spisok.ru/ikony/mernye/item/roman-rimskij

    Святого мученика Романа

    Мученик Твой, Господи, Рома́н, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

    Кано́н свята́го Рома́на, Гла́с 4

    Пе́снь 1

    Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

    Припев: Святый мучениче Романе, моли Бога о нас.

    Незаходи́мыми луча́ми сия́я Тро́ичными я́сно и со страстоте́рпческими ли́ки просвеща́емь, просвеще́ние ми́ посли́, тму́ стра́стную отгоня́я богоприя́тными твои́ми, Рома́не, моли́твами.

    Мо́ря и́дольскаго волне́нием не обурева́емь, я́ко на Христо́ве ка́мени утверди́вся, треволне́ния разреши́л еси́ тишино́ю Боже́ственнаго Ду́ха многомяте́жнаго безбо́жия.

    Обратите внимание

    Цветни́к я́ко благосла́вный и благопло́дный, Це́рковь Христо́ву, гобзу́ющу все́ми благи́ми, Рома́не, соблю́л еси́ от волко́в непристу́пну, твои́м уче́нием утвержда́я сию́.

    Богоро́дичен: Поми́ловася Тобо́ю, Всенепоро́чная, естество́ челове́ческое и́стинно: Творе́ц бо, из Тебе́ воплоти́вся па́че сло́ва и смы́сла, за ны́ на сме́рть приведе́ся, избавля́я от а́да на́с.

    Пе́снь 3

    Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

    Зве́ря разу́мнаго пра́щею уби́в, Рома́не, словесы́ твои́ми па́ству Христо́ву спа́сл еси́ от и́дольскаго вре́да нетле́нну.

    Возмога́я ору́жием кре́стным, прило́ги вра́жия возврати́л еси́ и не́мощь и́х обличи́л еси́, Рома́не му́дре достоблаже́нне.

    Низложи́л еси́ вра́жия, сокруши́в, че́люсти Рома́не сла́вне, за Христа́, блаже́нне, лани́те стру́жиме, приснопа́мятне.

    Богоро́дичен: Естество́м еди́н Бо́г Сло́во Отчее и соесте́ственное Ду́ху, пло́тию из Тебе́ оде́явся, земны́я обожи́, Богома́ти.

    Седа́лен свята́го Рома́на, гла́с 4. Подо́бен: Вознесы́йся

    По́стнически лука́ваго попра́в и страда́льчески, му́чениче Христо́в, просла́вился еси́, претерпе́в му́жески соверше́нным умо́м. Те́мже причта́лся еси́ лико́м му́ченическим и ве́чнующее Ца́рство стяжа́л еси́; в не́мже лику́я, помяни́ на́с, соверша́ющия ве́рою па́мять твою́.

    Сла́ва, И ны́не, Богоро́дичен:

    По Бо́зе в Тво́й, Богоро́дице, прибега́ю, смире́нный, покро́в боже́ственный, припа́дая, молю́ся: поми́луй, Пречи́стая, я́ко превзыдо́ша главу́ мою́ греси́, и бою́ся, Влады́чице, му́ки, и трепе́щу, моле́ние сотвори́, Чи́стая, к Сы́ну Твоему́ от си́х изба́вити мя́.

    Пе́снь 4

    Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

    Направля́емь, я́ко ле́ствицею, на дре́во возне́слся еси́, блаже́нне, неизглаго́ланною добро́тою и пребыва́ющий ли́к пости́гл еси́, му́чениче Рома́не достосла́вне.

    Совле́кся ме́ртвенныя оде́жды в му́ках, блаже́нне, и спасе́ния в све́тлую ри́зу све́тло, всесла́вне му́чениче Рома́не, обле́клся еси́.

    Важно

    Умудри́вся вдохнове́нием Уте́шителя, о́трочища язы́к Тя́, Го́спода сла́вы, Творца́ пропове́да все́х, Человеколю́бче, и Бо́га, спасти́ могу́щаго.

    Богоро́дичен: Благослове́н, Де́во, Пло́д Твоего́ чре́ва, Имже изба́вихомся кля́твы сме́ртныя, вся́ оте́чествия язы́ков, и Тобо́ю благослове́ннии я́ко жи́зни пое́м Тя́ Хода́таицу.

    Пе́снь 5

    Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

    Струя́ми страда́льческими крове́й твои́х потопи́л еси́ мо́ре безбо́жия, ре́ки же исцеле́ния, Рома́не, источи́л еси́.

    Яко да́р избра́нный, же́ртву я́ко непоро́чну, прине́сл еси́ Влады́це, Рома́не, богосло́вствующаго младе́нца закала́ема.

    Юро́дство вра́жие му́дростию Свята́го Ду́ха уязви́л еси́, уязви́в твое́ те́ло ра́нами, Рома́не всесла́вне.

    Богоро́дичен: Потреби́ла еси́ кля́тву, я́ко ра́дость ро́ждши, и обнови́ла еси́ челове́ки Твои́м Рождество́м, Де́во Мари́е Неискусобра́чная.

    Пе́снь 6

    Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

    Ме́ртвость и тлю́ строга́нием отложи́в, жи́зни нетле́нныя в добро́ту одея́вся, му́чениче, укра́шен светлостьми́, Рома́не, духо́вными, незаходя́щими.

    Источи́в я́ко кро́вныя то́ки уче́ния отре́заный тво́й язы́к, и́миже непогиба́ющее насле́довал еси́, страстоте́рпче, блаже́нство, при́сно пребыва́ющее.

    Совет

    Прему́дрости пото́к жажда́в, испи́л еси́ сове́том ро́ждшия уста́ богосло́вна младе́нца, мече́м к жи́зни прише́дша неконча́емей.

    Богоро́дичен: Ско́рое прибе́жище бу́ди мне́, Пречи́стая, наси́лия избавля́ющи мя́, и стра́стнаго студа́ изыма́ющи, и к Боже́ственней стези́ направля́ющи, Богома́ти.

    Пе́снь 7

    Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

    Удавле́нием твои́м, страстоте́рпче, удави́в зми́я, обре́л еси́ жи́знь и́стинно, пресла́вне Рома́не, зовы́й всегда́: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

    Све́та незаходи́маго луча́ми озаря́емь, пла́мень высо́кий угаси́л еси́, Рома́не, проро́ческим дарова́нием украша́емь и с му́ченическими ли́ки сочета́емь, зовы́й: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

    Яко от са́да многоцве́тнаго, ма́терними уче́нии, ши́пок благово́нный, младе́нческий во́зраст, му́ченическою кро́вию напая́емь, Христу́ нетле́нно прино́сится.

    Богоро́дичен: Впа́дшия во глубину́ грехо́вную, Всепе́тая, еди́на Бо́га ро́ждшая без се́мене, изведи́ ны, пою́щия Тя́: благослове́нна Ты́ в жена́х, Всенепоро́чная Влады́чице.

    Пе́снь 8

    Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

    Глаго́лов послу́шник Христо́вых бы́л еси́, сла́вне, ду́шу твою́ положи́в за па́ству твою́, усе́рдно за Него́ удавля́емь, му́чимь, и стру́жемь, и ураня́емь, вопия́л еси́: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

    Вои́стинну уста́ твоя́ и язы́к ра́дости и весе́лия испо́лнися, благословя́ Бо́га непреста́нно: отре́зан бо и кро́вию ка́пля, зако́н ве́ры на́м, Рома́не, полага́ет, вопия́: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

    Богоро́дичен: Сло́во ро́ждши Отчее Боже́ственным Ду́хом, Де́ва пребыла́ еси́, Богороди́тельнице безму́жная, превозше́дши есте́ственныя зако́ны рождество́м Твои́м. Те́мже, ра́дующеся, пое́м: благослови́те вся́ дела́ Госпо́дня Го́спода.

    Пе́снь 9

    Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

    Все́ твое́ жела́ние, му́чениче, ко Влады́це просте́рл еси́ и, многови́дныя ра́ны претерпе́в, Рома́не сла́вне, сла́вы неизглаго́ланныя получи́л еси́ и блаже́ннаго наслажде́ния.

    Се́ вме́сто боле́зни сла́дость тебе́ пото́ка даде́ся, му́чениче, вене́ц нося́щу ти́, Рома́не, и от кро́ве багряни́цу иму́щу: я́ко ши́пок благоуха́ющ и неувяда́ющ, младе́нец закла́н бы́л еси́ Христа́ ра́ди.

    Богоро́дичен: Ты́ началороди́тельныя кля́твы, земны́я, Де́во, изба́вила еси́ и отве́рзла еси́ на́м жи́знь Еде́ма Рождество́м Твои́м па́че естества́. Те́мже, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

    Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_dekabr/kan_1dek_roman.html

    * Мученики Роман Кесарийский, диакон и отрок Варул *

    Мч. Роман. Фреска монастыря Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.

    *

    Мученики Роман Кесарийский, диакон и отрок Варул (303 г.). * Мучеников Романа диакона и отрока Варула (303). Священномученик Роман диакон Кесарийский (303). Роман Антиохийский, Сирийский (ок. 400 [1]), отшельник, преподобный.

    Ὁ Ἅγιος Ῥωμανὸς ὁ Μάρτυρας ἀπὸ τὴν Παλαιστίνη     298

    Святой мученик Роман Кесарийский
    Косово. Монастырь Грачаница. Около 1318 г.

    *

    Мч. Роман. Фреска. Церковь Христа Пантократора. 

    Дечани. Косово. Сербия. Около 1350 года.

    Роман Антиохийский, Сирийский (ок. 400 [1]), отшельник, преподобный.

    Память 27 ноября

    Святой преподобный Роман родился в городе Росе и подвизался на Сильпийской горе в окрестностях Антиохии, стяжав благодатные дары прозорливости и исцелений. По его молитвам Господь даровал многим бесплодным женщинам радость материнства. Святой Роман был строгим постником, под власяницей носил тяжелые вериги. Много лет прожил святой в затворе, не разжигая огня.

    Достигнув глубокой старости, он с миром отошел ко Господу.
    http://iconsv.ru/ *

    Святой мученик Роман Кесарийский
    Косово, монастырь Дечани, церковь Христа Пантократора. Около 1350 года.

    Ὁ Ἅγιος Ῥωμανὸς ὁ Μάρτυρας ἀπὸ τὴν Παλαιστίνη     298 Ἦταν Διάκονος τῆς Ἐκκλησίας στὴν Καισαρεία τῆς Παλαιστίνης καὶ μαρτύρησε στὰ χρόνια του Διοκλητιανοῦ τὸ 298 στὴν Ἀντιόχεια. Αὐτὸς λοιπὸν ἐνθάρρυνε τοὺς Χριστιανούς, κατὰ τὴν διάρκεια τοῦ μαρτυρίου νὰ ὁμολογοῦν τὸν Χριστό. Τότε ἀμέσως συνελήφθη καὶ καταδικάστηκε νὰ καεῖ ζωντανός.

    Ὁ Διοκλητιανὸς ὅμως, διέταξε νὰ τοῦ κόψουν τὴ γλώσσα. Ἀλλὰ ὁ Ἅγιος, διὰ θαύματος μιλοῦσε καὶ ἐνθάρρυνε τοὺς χριστιανοὺς ἀκόμα ἐντονότερα. Μπροστὰ σ’ αὐτὴ τὴν κατάσταση, τὸν φυλάκισαν καὶ μέσα στὴ φυλακὴ τὸν ἔπνιξαν, τυλίγοντας σφιχτὰ στὸν λαιμό του ἕνα σχοινὶ καὶ ἔτσι ἔλαβε τὸ στεφάνι τοῦ μαρτυρίου.

    (Διαπιστώνουμε ἐδῶ, ὅτι τὸ μαρτύριο τοῦ Ἁγίου αὐτοῦ συγχέεται μὲ αὐτὸ τοῦ Ἅγίου Ῥωμανοῦ ποὺ ἑορτάζει τὴν ἴδια ἡμέρα καὶ πολὺ πιθανὸν νὰ πρόκειται γιὰ τὸ ἴδιο πρόσωπο). *

    Ὁ Ἅγιος Ῥωμανός

    Тропарь мученикам Платону и Роману

    Тропарь, глас 4:

         Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего, имуще бо крепость Твою, мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости. Тех молитвами спаси души наша.

    Величание

         Величаем вас, страстотерпцы святии Платоне и Романе, и чтим честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте. *

    Минея – Ноябрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. 

    Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

    Строгановский иконописный лицевой подлинник. 18 ноября (фрагмент). 

    Русь. Конец XVI – начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). 

    В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

    отрок Варул
    икона “мч. Иоанн Воин, прп.Роман, ап.Павел” Украина, позднее барокко Размер иконы: 43,5*53см. Святой мученик Иоанн Воин служил в императорском войске Юлиана Отступника (361-363). Наряду с другими воинами он был послан преследовать и убивать христиан. Оставаясь по наружному виду как бы гонителем, святой Иоанн на деле оказывал гонимым христианам большую помощь: тех, которые были схвачены, – освобождал, других предупреждал о грозящей им опасности, содействовал их побегу. Святой Иоанн оказывал милосердие не только христианам, но и всем бедствующим и требующим помощи: посещал больных, утешал скорбящих. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу. В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости. Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе. Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях. Святой преподобный Роман родился в городе Росе и подвизался в окрестностях Антиохии, стяжав благодатные дары прозорливости и исцелений. По его молитвам. Господь даровал многим бесплодным женщинам радость материнства. Святой Роман был строгим постником, под власяницей носил тяжелые вериги. Много лет прожил святой в затворе, не разжигая огня. Достигнув глубокой старости, он с миром отошел ко Господу . Святой апостол Павел происходил из колена Вениаминова, до своего апостольского служения назывался Савлом. Родился он в киликийском городе Тарсе от знатных родителей и имел права римского гражданства. Савл был воспитан с надлежащей строгостью в отеческом законе и принадлежал к секте фарисеев. Для продолжения образования родители отправили его в Иерусалим к известному учителю Гамалиилу, который был членом синедриона. Савл был истовым иудеем, разжигавшим в себе ненависть к христианам. Однажды, это было в 34 году, на пути в Дамаск, куда Савл был направлен с поручением от первосвященников предать на мучения укрывавшихся там от гонений христиан, Божественный Свет, превосходивший солнечное сияние, внезапно осиял Савла. Все сопровождавшие его воины упали на землю, и он услышал голос, говоривший ему: “Савл! Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Савл спросил: «Кто Ты, Господи?” Голос ответил: “Я Иисус, Которого ты гонишь». Спутники Савла слышали голос, но слов разобрать не могли. Савл ослеп от сиявшего Божественного Света, он ничего не видел до тех пор, пока окончательно не прозрели его духовные очи.

    Просвещая народы учением Христовым, апостол Павел предпринял длительные путешествия. Кроме неоднократного пребывания в Палестине, он побывал с проповедью о Христе в Финикии, Сирии, Каппадокии, Галатии, Ликаонии, Памфилии, Карии, Ликии, Фригии, Мисии, Лидии, Македонии, в Италии, на островах Кипр, Лесбос, Самофракия, Самос, Патмос, Родос, Мелит, Сицилия и в других землях.

    В своих непрестанных трудах апостол Павел переносил неисчислимые скорби. В одном из Посланий он признается, что не раз бывал в темницах и многократно при смерти. По некоторым преданиям, апостол Павел помогал апостолу Петру одолеть Симона волхва и обратить к христианству двух любимых жен императора Нерона, за что был осужден на смерть.

    Как римский гражданин, апостол Павел был усечен мечом.

    Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2010/12/blog-post_3484.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector