Антиохийская православная церковь

Антиохийская Православная Церковь / Организации / Патриархия.ru

Антиохийская Церковь основана святыми первоверховными апостолами Петром и Павлом. Первые три столетия христианской эры территориально была самой большой в христианском мире.

Из нее происходили такие известные святые, как первомученица Фекла, священномученик Игнатий Богоносец, святой Георгий Победоносец, преподобный Андрей Критский, преподобные Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Симеон Столпник.

В Антиохийской Церкви начинал свою деятельность святитель Иоанн Златоуст.

Иерархи Антиохийской Церкви принимали активное участие в деятельности Вселенских Соборов, неоднократно председательствовали на них. В 451 г. Антиохийская Православная Церковь приобрела статус Патриархата. В конце V — начале VI вв.

Обратите внимание

Антиохийская Церковь была ослаблена церковным расколом на почве осложненных политическим противостоянием богословских споров о сочетании божественной и человеческой природы в личности Иисуса Христа.

Это привело к появлению нескольких так называемых дохалкидонских церквей, действующих на Востоке до сих пор.

В результате последующих завоеваний Ближнего Востока арабами (в 637 г.), крестоносцами (XI-XIII вв.), мамелюками (XIII в.) и турками (начало XVI в.) Антиохийская Православная Церковь утратила былое величие и пришла в упадок. В XIII в. резиденция Антиохийских Патриархов была перенесена в Дамаск, где она находится до сих пор.

Канонической территорией Антиохийской Православной Церкви являются Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт и страны Аравийского полуострова (за исключением Иордании).

Однако значительную часть верующих современной Антиохийской Церкви (около 5 из 7,5 миллионов паствы) составляют ливанская и сирийская диаспоры в Северной и Южной Америке, образовавшиеся в XX веке в результате массового бегства христианского населения от череды войн, происходивших на Ближнем Востоке.

В 1895 г. жившие в Америке православные арабы организовали особую структуру в составе Американской епархии Русской Православной Церкви. Впоследствии русскими епископами для нее был рукоположен епископ из арабов, а еще позднее был разрешен переход арабских приходов под юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

Полное официальное название: Греко-Православный Патриархат Антиохии и всего Востока.

Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Великого Божественного Града Антиохии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

Структура Антиохийского Патриархата в США и Канаде. В 1975 г. разрозненные антиохийские церковные структуры были объединены в единую Антиохийскую Православную Архиепископию Северной Америки. В 2003 г. Архиепископия получила от Антиохийского Патриархата самоуправляемый статус. Имеет в своем составе 9 епархий.

Крупнейшие монастыри в Сирии и Ливане

Мужские: Архангела Михаила в Ливанских горах; Успения Пресвятой Богородицы Хаматура (Ливан); Херувимов в Сейднае (Сирия).

Женские: святой первомученицы Феклы в Маалюля; Пресвятой Богородицы в Сейднае, с особо чтимой Сейднайской иконой Божией Матери; Пресвятой Богородицы в Кафтуне (Ливан).

Учебные заведения. Баламандский университет, который включает в себя два светских факультета, и Богословский институт преподобного Иоанна Дамаскина. Имеется также Духовная семинария по подготовке клириков.

Епархии Антиохийского Патриархата

Митрополия Веррийская
Кафедра: Алеппо (Сирия)
Правящий архиерей: митрополит Веррийский и Александреттский, экзарх Первой Сирии

Митрополия ВострскаяКафедра: Сведа (Сирия)

Правящий архиерей: митрополит Вострский, экзарх всей Каменной Аравии

Важно

Митрополия Эмесская
Кафедра: Хомс (Сирия)
Правящий архиерей: митрополит Эмесский, экзарх Ливанской Финикии

Митрополия ЭпифанийскаяКафедра: Хама (Сирия)

Правящий архиерей: митрополит Эпифанийский, экзарх Северной Сирии

Митрополия ЛаодикийскаяКафедра: Латакия (Сирия)

Правящий архиерей: митрополит Лаодикийский, экзарх всей Феодориады

Митрополия БейрутскаяКафедра: Бейрут (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Бейрутский, экзарх всего Финикийского Побережья

Митрополия Вивло-ВотрийскаяКафедра: Бруммана (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Вивлосский и Вотрийский, экзарх всей Ливанской Горы

Митрополия ИлиупольскаяКафедра: Захла (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Илиупольский, экзарх Северной Сирии

Митрополия Трипольско-ХорскаяКафедра: Триполи (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Триполи и Хоры, экзарх всего Финикийского Побережья

Митрополия Тирско-СидонскаяКафедра: Сайда (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Тирский и Сидонский, экзарх Финикийского Побережья

Митрополия АркадскаяКафедра: Хальба (Ливан)

Правящий архиерей: митрополит Аркадийский, экзарх всей Ливанской Горы

Митрополия Амидская, Турция
Вдовствующая кафедра

Митрополия Феодосиупольская, Турция
Вдовствующая кафедра

Митрополия Тарсо-Аданская, Турция
Вдовствующая кафедра

Митрополия Багдадско-КувейтскаяКафедра: Багдад (Ирак), Салмия (Кувейт), Абу-Даби (ОАЭ)

Правящий архиерей: митрополит Багдадский и Кувейтский, экзарх Аравии и Месопотамии

Митрополия Сан-ПаолоКафедра: Сан-Паоло (Бразилия)

Правящий архиерей: митрополит Сан-Паоло, экзарх Бразилии

Митрополия Буэнос-АйресКафедра: Буэнос-Айрес (Аргентина)

Правящий архиерей: митрополит Буэнос-Айресский, экзарх Аргентины

Митрополия МехикоКафедра: Мехико (Мексика)

Правящий архиерей: митрополит Мехико, экзарх всей Центральной Америки

Митрополия Сантьяго
Кафедра: Сантьяго (Чили)
Правящий архиерей: митрополит Сантьяго, экзарх Чили

Митрополия АвстралийскаяКафедра: Сидней (Австралия)

Правящий архиерей: митрополит Австралийский и Новозеландский, экзарх всей Океании

Митрополия Западной и Центральной ЕвропыКафедра: Париж (Франция)

Правящий архиерей: митрополит Западной и Центральной Европы, экзарх всей Западной Европы

Митрополии в Северной Америке

Страна:СирияГород:ДамаскАдрес:Greek Orthodox Patriarchate of Antioch B.P. 0009, Damascus, SyriaТелефон:+963 11 43 14 00Факс:+963 11 43 62 11Web-сайт:www.antiochpatriarchate.orgДочерняя организация:Храм Архангела Гавриила и Феодора Стратилата в Москве (подворье Антиохийской Православной Церкви)Предстоятель:Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока (Язиджи)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/134434.html

Антиохийская Православная Церковь

Антиохийская Православная Церковь – одна из древнейших православных Церквей. Её основателями были святые первоверховные апостолы Петр (первый епископ Антиохийской Церкви) и Павел – бывший гонитель Христовой Церкви, который именно в Дамаске принял, обратившись к вере, святое Крещение и начал свою великую миссионерскую деятельность.

Именно в Антиохии последователей Иисуса Христа начали называть христианами. Антиохия была центром христианского богословия, местом проведения церковных соборов, родиной и местом подвига многих христианских святых, которые почитаются во всём христианском мире.

Из Антиохийской Церкви вышли замечательные ученые и ораторы; в горах и пустынях жили знаменитые святые отшельники, ставшие основателями иноческих обителей.

Например, святой апостол и евангелист Лука был жителем Антиохии; святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; священномученник Игнатий Богоносец был одним из первых Антиохийских патриархов; преподобный Иларион Великий – основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков; преподобный Иоанн Дамаскин – богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель, защитник иконопочитания; святитель Мелетий, председательствовавший на II Вселенском Соборе в 381г. (Собор подтвердил Никейский Символ веры и дополнил его определениями о Святом Духе.); прп. Исаак Сирин – автор «Поучений», которые являются одним из любимых духовных произведений православного народа; святитель Феофил Антиохийский – апологет II века, который впервые ввел в богословие термин «Троица»; преподобные Иоанн Лествичник и Ефрем Сирин, прп. Симеон Столпник, священномученник Киприан и мученица Иустиния – все они – святые Антиохийской земли. Знаменитая Антиохийская богословская школа, основанная пресвитером Лукианом, способствовала систематизации христианского догматического учения и оставила богатое литературное наследие, просуществовав до V в. Приемником Лукиана по учительству был, например, Диодор (впоследствии епископ Тарсский), под его руководством воспитывался Иоанн Златоуст. Антиохия в глазах христианского мира всегда стояла очень высоко.

Название Антиохийской Церкви произошло от имени древней столицы Сирии – Антиохии (ныне Антакья, Турция). Сегодня центр Антиохийской церкви находится в Дамаске. Это один из самых древних городов мира, который является не только политической, но и духовной столицей Сирии.

Согласно утверждениям археологов, первые люди появились здесь семь тысяч лет назад. По преданию, на горе Касьюн, у подножия которой и расстилается город, произошло первое братоубийство в истории человечества – Каин убил Авеля.

Это событие восходит к самому началу человеческой истории.

Антиохия была основана в 300 г. до Р. X. Селевеком I Никатором, первым царем династии Селевкидов. Ее выгодное географическое положение позволяло контролировать основные торговые пути, благодаря чему Антиохия очень скоро стала богатейшей столицей державы. В 64 году до Р. X.

Совет

Сирия и, следовательно, Антиохия, становятся частью Римской империи, и в течение I-II от Р.Х. она занимает третье место по величине и значению среди римских городов, уступая только Риму и Александрии.

Важно отметить, что именно в Антиохии Евангельская истина впервые открылась для эллинов-язычников, от которых не требовалось сначала принять иудейство.

С середины VII в. более 3-х веков Антиохия находилась под властью завоевателей, арабов-мусульман, которые всячески притесняли христиан. Для сравнения, в VII в.

практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство! Тяжело пришлось Антиохийской Церкви и в период владычества крестоносцев (XI-XIII вв.), а в XIII в.

Сирия была завоёвана египетскими мамлюками, после чего патриаршую резиденцию пришлось перенести в Дамаск, так как Антиохия была почти полностью разорена. В начале XVI в. Антиохия была захвачена турками.

Переломным моментом в трагической истории Антиохийской Православной Церкви стало зверское истребление мусульманами-фанатиками христианского населения Сирии в 1860 г. Страшный погром длился месяц, погибло более 30 тыс.

человек, церкви были разрушены и разграблены, была разорена церковная библиотека. В ответ на это варварство последовало вмешательство европейских держав в политику преследования христиан со стороны турецкого правительства. Таким образом только на рубеже XIX-XX вв.

бедствующая Антиохийская Церковь начала постепенно приобретать былую независимость: в 1899 г.

Обратите внимание

на Антиохийскую кафедру избрали Патриарха из арабов, преобладающего населения паствы (до этого долгое время на архиерейские кафедры ставились греки), храмы начали приобретать церковную утварь, улучшалось материальное положение христианских школ.

Сейчас Антиохийская Церковь – одна из наиболее сильных и влиятельных Поместных Православных Церквей. Взаимосвязь ее и Русской Православной Церкви началась с момента принятия христианства на Руси. Первый Митрополит Киевский Михаил (конец Х в.

) был родом из Сирии и являлся учеником одного из Антиохийских Патриархов (Иоанна V). По преданию, образ Богородицы, написанный великим антиохийцем – апостолом Лукой – был дан России в благословление после принятия христианства и почитается ныне как Владимирская икона Пресвятой Богородицы.

Первым патриархом, которого увидела Русь, был Антиохийский Патриарх Иоаким, посетивший Россию в 1586 г.; именно он способствовал учреждению автокефалии Русской Православной Церкви.

Антиохийская Церковь поддерживала и активно помогала строительству церковной жизни на Руси вплоть до учреждения в ней Патриаршества и далее. Сегодня в Москве действует представительство Антиохийского Патриархата, впервые открытое в 1848 г.

при святителе Филарете (Дроздове), Митрополите Московском, в знак установления официальных связей между двумя Церквами. В этот же период было создано Российское Благотворительное Общество, миссия которого состояла в создании русских школ для образования верующего народа Ближнего Востока.

По сей день продолжаются тесные взаимоотношения Русской и Антиохийской Православных Церквей. В апреле 2006 г. исполняется 4 года со дня создания русскоязычной православной общины в древней Лаодикии, ныне портовом городе на севере Сирии, именующемся Латтакия. В апреле 2002 г.

Читайте также:  Икона божией матери «троеручица», греция, афон, монастырь хиландар

по инициативе Представительства Патриарха Московского и всея Руси при Антиохийском Патриархе и при содействии митрополита Латтакийского (Лаодикийского) Иоанна, община объединилась вокруг храма св. Архангела Михаила. Ежемесячно Представитель Московского Патриарха архимандрит Александр (Елисов) совершает в храме богослужения.

В феврале прошлого года была совершена первая Божественная Литургия на церковно – славянском языке в храме преп. Антония Великого для новообразованной русскоязычной общины в г. Захле (Ливан).

Важно

Каноническая территория Антиохийской Церкви – Сирия, Ливан, Ирак, Иран, Кувейт и другие страны Персидского залива; юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной, Центральной и Южной Америки и в Австралии.

Сегодня это сильная Церковь, богатая своей многочисленной благочестивой паствой, которая насчитывает 2,5 млн. человек на Ближнем Востоке и 5,5 млн. человек. в диаспоре. Епископат Антиохийской Церкви насчитывает 34 архиерея.

Крупные влиятельные общины Антиохийской Православной Церкви есть в США, в Бразилии, в Мексике, в Аргентине.

Положение Православной Церкви неодинаково во всех странах Ближнего Востока. В Ливане оно определено государственной Конституцией, согласно которой сохраняется достоинство каждой религиозной общины.

Так, по Конституции Ливана Президент страны должен быть христианином, премьер-министр – мусульманином, его заместитель – христианином, в парламенте – половина христиан.

В Сирии и в Ливане Церковный Устав зарегистрирован в государстве, и государство не вмешивается в дела Церкви, так же в Ираке и в Кувейте.

Сегодня Антиохийская Церковь живёт в полной независимости от государства, в котором она существует. Согласно Церковному Антиохийскому Уставу, любые официальные решения, касающиеся, например, бракосочетания, развода, усыновления возможны только через Церковь. В каждой епархии существует церковный суд. Правительство всегда исполняет их решения.

В Сирии и в Ливане Антиохийская Церковь освобождена от коммунальных платежей за электричество и воду. Праздники – Рождество и Пасха – считаются государственными праздниками, объявляются выходными днями. В дни других христианских праздников верующие могут приходить на работу позже, чтобы иметь возможность молиться. Но в других арабских странах таких прав нет.

Совет

Антиохийская Церковь имеет своё имущество – храмы и другие здания, от которых получает доход в пользу Церкви.

Со времен турецкого ига Антиохийская Церковь имеет привилегии на Ближнем Востоке, и в этом большую роль играла Русская Православная Церковь, которая неоднократно в период Османской империи заступалась за православную Антиохию.

Антиохийская Церковь в Ливане имеет Университет с 10-ю факультетами, Богословский институт, не говоря уже о многочисленных школах, множестве приютов, а больница св. Георгия в Бейруте – крупнейшая в Ливане.

Антиохийская Церковь разделяет всё со своим народом, живёт радостью и скорбью народа Ближнего Востока. Не вмешиваясь напрямую в политику, она внимательно наблюдает за происходящим и настаивает на сохранении морали в обществе.

Примечательно, что нынешний Антиохийский Патриарх, Блаженнейший Игнатий IV (Хазим), является одним из основателей Всемирного Совета Церквей – руководящего органа экуменического движения. Кроме того, выделяют заслуги Антиохийской Церкви в поддержании мира на Ближнем Востоке.

Показательно, например, мнение настоятеля Антиохийского подворья в Москве епископа Филиппопольского Нифона (Сайкали) касательно положения в Ираке, высказанное в одном из итервью российской «Независимой газете»: «Мусульманское население Ирака не стало хуже относиться к христианам.

Войны между христианами и мусульманами нет. Но есть фундаменталисты, специально провоцирующие мусульман на экстремистские действия против христиан. Во всём, что касается судьбы страны, – христиане и мусульмане едины».

Таким образом, Антиохийская Церковь сегодня играет важную дипломатическую роль на Ближнем Востоке, не только духовно окормляя свою паству, но также выступая посредником между народами и между лидерами различных государств.

Наталия Членова

Источник: http://www.pbl.lt/component/k2/item/172-antiokhijskaya-pravoslavnaya-tserkov

Антон Евстратов: Антиохийская Православная Церковь в США

Антиохийская православная церковь традиционно пользуется известностью как арабская, являясь в основном церковью православных жителей Сирии, Ливана и частично – Палестины.

Основанная еще апостолами Петром и Павлом, она дала как арабскому, так и всему миру таких выдающихся праведников и церковных деятелей, как Ефрем Сирин, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Иоанн Дамаскин, преподобный Иларион Великий.

Несмотря на часто неоднозначное и всегда тяжелое положение в странах с мусульманским большинством, Антиохийская церковь являлась и продолжает являться важнейшим оплотом арабского православного христианства. Однако политические и социальные явления современности не оставили в стороне и эту древнюю твердыню православия на Востоке. Одно из них – эмиграция.

Именно по причине массового оттока православного населения Леванта в США, в 1975 году возникла такая автономная структура Антиохийской Православной Церкви, как Митрополия Северной Америки. В то же время присутствие на континенте первых миссий арабской церкви началось еще с начала двадцатого века.

Обратите внимание

В настоящее время возглавляемая митрополитом Филиппом Салиба митрополия является мощной организацией, имеющей впечатляющие достижения не только в деле просвещения, благотворительности, но и распространения православия среди адептов иных конфессий.

Деятельность Северо-Американской митрополии Антиохийского патриархата обеспечивают 7 архиереев (митрополит, а также епископов 6 с кафедрами в Майами, Лос-Анджелесе, Уичите, Чарльстоне, Толедо и Оттаве) и более 400 священнослужителей в 238 храмах США и Канады.

Американское отделение АПЦ находится в общении с другими православными христианскими церквями континента – такими как Греческая Православная Архиепархия Америки и Американская Православная Церковь, а также является членом «Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках» (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas).
Особого внимания заслуживают структуры и организации Североамериканской Митрополии АПЦ.

Антиохийская деревня

Пожалуй, наиболее любопытная среди всех упомянутых проектов – так называемая «Антиохийская деревня» — расположенный в Боливаре, штат Пенсильвания, центр православных мероприятий, включающий лагерь, который имеет в распоряжении пространство в 380 акров на красивых Лоуренских холмах, а также – конференц-центр.

В лагере желающие могут отдыхать на природе, одновременно знакомясь с основами православного христианства, его догматами и практикой, посещать местные святыни – в том числе и мощи святого Рафаила Бруклинского, первого епископа Антиохийской церкви на территории Северной Америки.

Предусмотрены, летние и зимние, детские и взрослые, спортивные и творческие программы отдыха в лагере Антиохийской деревни. Рассчитанный на 10 тысяч персон конференц-центр служит прежде всего духовным и образовательным целям, а также — укреплению дружбы и сотрудничества православных христиан Северной Америки.

Именно этот центр часто становится местом проведения конференций, форумов, разного рода публичных мероприятий. Кроме того в нем часто устраиваются свадьбы и другие празднования.

Кроме того, к услугам посетителей центра, — Музей и библиотека Антиохийской деревни, посвященные истории Восточного Христианства, с упором на его Антиохийские корни (напомним хотя бы то, что именно в Антиохии был впервые введен в употребление термин «христиане»).

Образовательные структуры

Достаточно развиты и образовательные организации Митрополии. Наиболее впечатляющие среди них – Антиохийский учебного центр, Курсы святого Стефана и Академия Православной Теологии имени святого Афанасия.
Антиохийский учебный центр представляет собой комплекс образовательных программ «Прикладной теологии», состоящий из

*программы индивидуальных занятий, рассчитанной на дополнительную подготовку кандидатов на рукоположение в духовные сан,

*магистатуры, созданной совместно с Теологической школой Святого Иоанна университета Баламанда,

*докторантуры при Питсбургской Духовной Семинарии,

*Духовного симпозиума – конференции всех священнослужителей Митрополии, проводящейся каждые два года.

Однако самая интересная программа Антиохийского учебного центра – Курсы святого Стефана. Это дистанционная обучающая программа, не предусматривающая получение ученой степени.

Она разработана с целью подготовки будущих церковных работников, знакомства их с основами православной теологии. Учебные программы присылаются по почте, а местный священнослужитель дополнительно занимается со студентом, дает ему практические наставления.

После трехнедельного обучения, студенты получают «диплом святого Стефана».

«Школа без стен» — так назвал эти курсы один из американских иерархов.

Важно

Академия Православной Теологии имени святого Афанасия – это академической объединение Антиохийской Православной Североамериканской Митрополии, созданное с целью проведения научных исследований, осуществления публикаций и обучения всех желающих.
Основными целями основанной в 1976 году Академии являются:

А) Служить ценной и полезной учебной структурой для всех, прежде всего – непрофессионалов.

Б) Помогать всем христианам узнавать как можно больше об истории, вероучении и практике православной церкви.

Б) Распространять православие в Северной Америке.
Академия издает многочисленные буклеты, брошюры, книги, выпускает аудиокассеты с целью религиозного просвещения и евангелизации американцев.

Цели распространения православия на территории Североамериканского континента служит и еще одна организация Антиохийской Церкви – Православный Центр Распространения Библейских исследований.

Основная его работа – книгоиздание.

В частности, особой популярностью пользуется выпущенная Центром серия «Земля и Завет», посвященная корням и предпосылкам современного Израильско-Палестинского конфликта в древности.

Во многом благодаря стараниям упомянутых структур, В начале нашего века наблюдается тенденция перехода целых протестантских общин в юрисдикцию Антиохийской Церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и т. д. в православие.

«Антиохийские православные христианки Северной Америки»

Имеется в составе Североамериканской Митрополии АПЦ и собственная женская организация – «Антиохийские православные христианки Северной Америки».

Совет

Основанная еще в 1973 году стараниями митрополита Филиппа, организация призвана воспитывать своих членов в духе христианского руководства, самосознания, взаимопомощи; развивать подлинное выражение любви и смирения работой в благотворительности; вселять чувство товарищества и более глубокого понимания наследия и традиций православной церкви.

Читайте также:  Покровский собор покровского монастыря (суздаль), россия, владимирская область, город суздаль, улица покровская

«Антиохийские православные христианки» совместно посещают церкви, собираются на конференции, решают задачи образования для женщин, желающих углубить свои религиозные знания, участвуют в разного рода благотворительных мероприятиях.

Монастырь святой Феклы

Еще одно важное событие в жизни православных христианок Северной Америки произошло совсем недавно – в июле 2009 года на территории Антиохийской деревни митрополитом Филиппом был основан женский монастырь святой Феклы.

Митрополит специально предусмотрел для монастыря именно территорию деревни, поскольку там монахини могут вести традиционный образ жизни, но в то же время – иметь доступ к библиотеке и музею, а также принимать участие в различных религиозных мероприятиях, проводящихся в уже упомянутом нами выше конференц-центре.
Сестры монастыря святой Феклы имеют ряд общих духовных целей – оградить себя от соблазнов и отказаться как от имущества, так и от собственных страстей, чтобы быть в состоянии «искать горнего» (Колоссянам 3. 1.) и быть истинными свидетельницами Благодати божьей ради отражения чистоты и свободы по образу и подобию Божьему.

Успехи в развитии и расширении различных структур и организаций Североамериканской Митрополии АПЦ, энергия и работоспособность ее главы, митрополита Филиппа, а также самоотверженность рядовых священнослужителей и прихожан дают все основания ожидать дальнейших успехов и еще больших достижений в деле несения и распространения на американской земле прекрасных христианских идеалов, их восприятия и процветания.

Сохранить в:

Источник: http://www.mesoeurasia.org/archives/12308

Антиохийская православная церковь

1 История

  • 1.1 Начальный период. I—V века
  • 1.2 Период христологических разделений. V—VII века
  • 1.3 Под властью арабов. VII—XVI века
  • 1.4 Сельджуки и крестоносцы. XI—XVI века
  • 1.5 Под властью Османской империи. XVI—XIX века
  • 1.6 Новейшая история
  • 2 Современное состояние
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • История

    Начальный период. I—V века

    Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются апостолы Пётр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий).

    Вскоре после основания Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которая длилась до 313 года, когда императорами Константином Великим и Лицинием был направлен Миланский эдикт, разрешивший исповедание любых религий на территории империи.

    К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.

    В IV веке в Сирии распространяется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе (см. Симеон Столпник).

    Период христологических разделений. V—VII века

    Антиохийской патриархат и Сирия в целом, были наиболее беспокойной областью Византии, где в начале V века начались христологические смуты. Невзирая на то, что Антиохийская богословская школа была основоположницей диофизитской христологии, в Сирии была сильна и партия сторонников миафизитского богословия Кирилла Александрийского.

    С фактическим разгромом несториан в Византии, после Халкидонского собора христологическое противоборство происходит уже между сторонниками и противниками этого собора.

    После изгнания с кафедры императором Юстином I миафизитского патриарха Севира Антиохийского 512—518 годы и практически полного уничтожения не признающего Халкидонского собора епископата, признаваемая государством Антиохийская церковь окончательно становится диофизитсткой.

    Тем не менее, очень скоро, миафизиты воссоздают свою церковную структуру, чем дают начало параллельному патриархату, который после окончательного этно-конфессионального разделения в империи становится Сирийской православной церковью.

    Но до того, как халкидонитский патриархат Антиохии стал чисто греческим, а нехалкидонитский чисто сирийским, не прекращались попытки поиска преодоления разделений. В начале VI века император Ираклий, имея твердое намерение объединить Вселенскую церковь посадил на все ведущие кафедры патриархов миафизитов и предложил в виде компромиссной доктрины учение монофелитства. Однако, это начинание не прижилось и патриархаты снова разделились.

    Под властью арабов. VII—XVI века

    С 637 года Сирия попала под власть арабов. Положение греко-православных сильно осложнилось, поскольку арабы в них видели не только «неверных», но и союзников Византии. по этой причине Антиохийские греческие патриархи вынуждены были жить в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 года) прервалась и эта линия.

    Лишь в 742 году халиф Хишам разрешил избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана с условием его полной лояльности. Сотрудничество с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 год) и уговаривал сдаваться византийские крепости властям.

    Обратите внимание

    Византийский император Никифор II Фока (963—969), одержав ряд побед над арабами освободил Антиохию и ряд других территорий Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии. Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский патриарх Христофор, убитый в 967 году.

    Византийский период, продолжавшийся до 1084 года, стал эпохой возрождения Патриархата.

    Сельджуки и крестоносцы. XI—XVI века

    В декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI века не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан.

    В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 году был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии.

    Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях. Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269 году. К 1291 году крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке.

    Однако христиане, составлявшие в XI веке едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

    В 1342 году кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

    Под властью Османской империи. XVI—XIX века

    В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей, и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена специальным налогом для немусульман, для скорейшей уплаты которого турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов.

    В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации.

    Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 1820-х годов, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

    По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX века достигала 60-110 тыс. (около 8-9 % от всего населения Сирии).

    В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

    В 1898 году российская дипломатия, при активном участии Императорского Православного Палестинского общества, сумела добиться избрания араба-сирийца на патриарший престол, с последующим вытеснением греков из иерархии. В апреле 1899 года был избран первый патриарх-араб Мелетий (Думани). Практика избрания Антиохийского патриарха из православных арабов с тех пор сохраняется.

    Новейшая история

    С 1908 года патриархия ежегодно получала по 30 тысяч руб из личных средств российского императора (Николая II). В 1913 году Антиохийский патриарх Григорий IV совершил официальный визит в Россию, где принял участие в торжествах 300-летия Дома Романовых и многих богослужениях в ряде городов империи.

    По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской православной церкви — Киликия, Шанлыурфа и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

    В 1929 году часть православных Ливана выступила за создание автокефальной Ливанской Церкви, утверждая, что церковная независимость есть логическое следствие политической самостоятельности. Эти стремления были поддержаны французскими властями, но натолкнулись на стойкое неприятие сирийцев.

    Важно

    В результате напряженных переговоров в Бейруте и Захле (1929) стороны смогли прийти к соглашению о том, что Патриарший престол останется в Дамаске. Затянувшаяся процедура выборов нового Патриарха завершилась в феврале 1931 года избранием в Бейруте кандидата ливанской партии митрополита Лаодикийского Арсения (Хаддада).

    Вскоре в Дамаске на Патриарший престол был избран митрополит Трипольский Александр (Тахан). По смерти Арсения в январе 1933 года он объединил весь Патриархат под своей властью.

    В течение всего XX века шла эмиграция арабов-христиан с ближнего востока. Многие оседали в Северной Америке, где до 1918 года находились в подчинении Русской православной церкви.

    После революции в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские приходы в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

    Антиохийской патриархии удалось договориться с Русской Северо-Митрополией о переходе всех арабских епархий под её омофор, однако намеченное рукоположение двух епископов в 1936 году обернулось новым расколом.

    Вместо того, чтобы рукоположить одного из них в качестве викарного епископа, иерархи РПЦЗ, в составе которой тогда вошла Северо-Американская митрополия, рукоположили его Архиепископом Толедским, и он образовал собственную независимую церковь.

    В 1972 году был принят ныне действующий Устав Антиохийской православной церкви.

    Лишь в 1975 году раскол Антиохийской церкви в Америке был преодолён: 24 июня 1975 года митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и митрополит Михаил (Шахин) Антиохийской Архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 года Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

    Читайте также:  Мученик георгий новый, болгарский

    В октябре 2003 года Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке Синодом Антиохийской Церкви было даровано самоуправление; викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

    Современное состояние

    Антиохийская Православная Церковь состоит из 22 епархий, из которых 6 находятся в Сирии (Дамаск, Латакия, Халеб (Алеппо), Хама (Эпифания), Хомс (Эмесса), Эс-Сувейда (Бостра)) и 6 в Ливане (Бейрут (Беритос), Триполи, Аккар (Аркадия), Эль-Хадат (Библос и Ботрус), Захли (Гелиополис и Селевкия), Мердж-Аюн (Тир и Сидон)).

    Численность прихожан Антиохийской православной церкви в настоящее время составляет 2 миллиона человек, из них 1 миллион в Сирии (5 % населения) и 400 тысяч в Ливане (10 %). Сотни тысяч прихожан проживают в США и других западных странах. Богослужение совершается на греческом и арабском языках, в США — на английском.

    Совет

    После смерти 5 декабря 2012 года Патриарха Игнатия IV 167-м Предстоятелем Антиохийской Православной Церкви 17 декабря 2012 года в Успенском Баламандском монастыре собором из 18 иерархов был избран митрополит Европейский Иоанн (Язиджи), ставший Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X.

    В начале XXI века продолжается начавшаяся в конце XX века тенденция перехода целых протестантских общин в состав викариата западного обряда Антиохийской церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и др.

    См. также

    • Список Антиохийских патриархов
    • Баламандский монастырь
    • Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах — подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве

    Примечания

    1. В. Ф. Хулап Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
    2. Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. Три церковно-политические утопии XX века // «Религии мира.

      История и современность» 2002. М.: Наука. С. 150.

    3. О восстановлении арабского патриаршества в Антиохийском патриархате
    4. Антіохійскій патріархатъ. // «Правительственный Вѣстникъ».

      14 (27) марта 1913, № 59, стр. 4.

    Ссылки

    • Официальный сайт Антиохийского Патриархата
    • Антиохийская Архиепархия Австралии, Новой Зеландии и всей Океании
    • Антиохийская Архиепархия Северной Америки
    • Павел Густерин. О межцерковных православных связях

    антиохийская православная церковь

    Антиохийская православная церковь Информацию О

    Антиохийская православная церковь

    Антиохийская православная церковь
    Антиохийская православная церковь Вы просматриваете субъект
    Антиохийская православная церковь что, Антиохийская православная церковь кто, Антиохийская православная церковь описание

    There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

    Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-94582.html

    Антиохийская православная церковь, Иерусалимская православная церковь – Религиоведение Библиотека русских учебников

    ГлавнаяРелигиоведениеРелигиоведениеПредыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

    Антиохийская православная церковь. Название этой древней церкви происходит от. Антиохии, бывшей столицы. Сирии, была в свое время выдающимся центром христианского богословия, тайным местом проведения соб боров. После упоминавшегося уже собора 451 г епископ. Антиохии вместе с епископами других христианских центров. Востока получил титул патриархрха.

    Исторический путь. Антиохийской церкви обозначен бурными событиями, негативно повлиявших на ее положение в православном мире. В V веке от нее отделилась. Халдейская церковь, у

    VI в – серо-яковиты (монофизиты). Поэтому церковь стала пассивным наблюдателем геополитических изменений в регионе, которые также существенно ослабили ее. С 637 по 969 гг.

    Антиохией владели арабы, а в XI-XIII вв она попала под гнет крестоносцев. Очередной удар в XIII в нанесли ей египетские мамлюки; в XVI в она была порабощена турками. Именно тогда исчезла и название. Антиохии, город стал называться. Антакья.

    Еще раньше е патриаршую резиденцию перенесли в. Дамаскдо. Дамаска.

    Постоянные притеснения и страшная бедность церкви привели к тому, что на протяжении нескольких веков она была объектом манипуляций со стороны. Константинопольского и. Иерусалимского патриархатов. Лишь в конце XI IX в ситуация в. Антиохийской церкви начала меняться к лучшему.

    Сейчас она имеет 22 епархии: 6-в. Сирии, 6 – в. Ливане, 1 – в. Ираке, 3 – в. Турции и 6 – на американском континенте. Церковь имеет около 400 храмов, 20 монастырей,. Бель-ментську духовную академию (близ. Триполи), семинарию и несколько колледжей. Выдает 6 журналов и бюллетеней.

    Официальный орган – журнал”Ан-НахрНахра”.

    Патриарх, возглавляющий церковь, имеет титул. Блаженнейшего. Патриарха. Великой. Антиохии и всего. Востока. Его резиденция находится в столице. Сирии. Дамаске. При патриархе действует. Священный. Синод, в состав которого в входят правящий архиерейеї.

    Иерусалимская православная церковь

    . Иерусалимская православная церковь, хоть и занимает четвертое место в традиционном списке поместных православных церквей, считается матерью всех христианских церквей.

    Ведь именно она сформировалась и действует в той местности, где произошло христия пьянства. С древнейших времен на. Иерусалимскую церковь возлагались обязанности по сохранению мест поклонения христиан.

    С этой целью в 326 г было образовано. Святогробского. Братстваство.

    К XVI православные были безраздельными обладателями христианских святынь, пока сюда не распространился влияние католиков и представителей других христианских церквей. Сегодня основная святыня христиан – хра ам. Воскресение – используется православными, католиками, коптами, армяно-Григорьевна и др..

    Однако по традиции, настоятелем храма может быть только представитель. Иерусалимской церкви. Кроме храма воскр. Сенной, на территории православного монастыря св. Гроба, принадлежащий братству, находятся другие христианские святыни. Особое место среди них принадлежит. Голгофе и. Гробу. Господню. Здесь содержится и резиден ция патриарха, имеет титул. Блаженнейшего.

    Патриарха. Святого. Играла. Иерусалима и всея. Палестинылестини.

    Обратите внимание

    При патриархе действует. Синод, в который входят практически все архиереи и несколько архимандритов, но всего их не может быть больше

    18. До состав входят две митрополии и одна архиепископия, 23 храма, 22 мужских и 5 женских монастырей. Крупнейшим среди них является монастырь св. Гроба. В нем насчитывается около 200 монахов

    Синайская архиепископия, входящий в. Иерусалимской церкви, имеет автономный статус и значительную независимость от верховной власти ее центром является монастырь св. Екатерины, прославившегося библиотекой рукописей и на айризноманитнишимы историческими памятниками.

    Игумен монастыря имеет епископский сан и титул. Архи-епископа, имеет 15 подворий в. Египте,. Турции,. Греции,. Ливане и на оКипр. Всего, по церковным источникам. Иерусалимская церковь имеет более 50 тыс верующих. Официальное издание – журнал”Новый. Сионй. Сіон”.

    Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

    Источник: http://uchebnikirus.com/religiovedenie/religiyeznavstvo_-_lubskiy_v_i/antiohiyska_pravoslavna_tserkva.htm

    Благовестник

    Антиохийская Православная Церковь – Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование – Антиохийский Патриархат.

    • Официальный сайт: http://www.antiochpat.org/

    По преданию, основана около 37 г. апостолом Павлом и Варнавой в Антиохии.

    Из Антиохийской Церкви вышли: Иоанн Златоуст, который родился в Антиохии и был там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; Иоанн Дамаскин (ум ок. 780), богослов, приведший в систему христианское учение веры, церковный писатель; Иларион Великий (ум ок. 371), основатель монашества в Палестине и первый наставник антиохийских иноков, и многие другие.

    На I Вселенском соборе (в Никее, 325 г.) была подтверждена древняя традиция, в соответствии с которой епископ Антиохийский провозглашался главенствующим епископом своего округа. Тогда под юрисдикцией Антиохии находились: Сирия, Финикия, Палестина, Аравия, Киликия, Кипр, и Месопотамия.

    После III Вселенского собора (в Эфесе, 431 г.) от нее откололись почти все восточные епархии, принявшие несторианство.

    На IV Вселенском соборе (в Халкидоне, 451 г.) получила статус патриархата, причем Антиохийский патриарх получил преимущество чести после патриархов Рима и Константинополя. По решению этого же собора 58 ее епархий были переданы Иерусалимской православной церкви.

    Осуждение монофизитства на IV Вселенском соборе привело к разделению Антиохийской православной церкви на две части: оставшихся верными православию и склонившихся к монофизитству. Сохранившие православие получили название мелькитов (от слова мельк – император, т.е.

    сторонников византийского императора), принявшие монофизитство – яковитов. Православные преобладали в в эллинизированных прибрежных городах, монофизиты в небольших городах и сельской местности внутренней Сирии.

    Свой отпечаток на развитие монофизитской смуты наложили противоречия существовавшие между греками и семитским населением Антиохийского патриархата. Контроль над патриаршей кафедрой переходил попеременно от мелькитов к яковитам, а с 550 г.

    Важно

    Антиохийская церковь официально разделилась на две части: православную и яковитскую церковь (при этом яковиты по прежнему называют себя православными).

    Новый раскол произошел в 1724 году, когда вновь избранный патриарх Кирилл VI признал главенство папы римского и стал униатом. Православный собор отстранил его от занимаемой должности и избрал нового патриарха, однако часть церкви окончательно откололась и приняла название Мелькитской греко-католической.

    С 1724 по 1899 высшее духовенство патриархата избиралось из греков, однако впоследствии высшие духовные саны стали получать и арабы, в итоге возглавившие патриархат.

    Каноническая территория – Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; юрисдикция Антиохийского Патриархата распространяется также на ряд епархий в Европе, странах Северной и Южной Америки и в Австралии.

    Из 18 имеющихся епархий 6 находятся в Сирии и 6 в Ливане, остальные в Турции, Иране и пр. вышеназванных странах.

    Епархии в южноамериканском и австралийско-океаническом регионе объединены в 3 экзархата: мексиканский, чилийский и австралийский.

      Епископат Антиохийской Церкви насчитывает 32 архирея. Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

    При патриархе имеется Священный синод, который объединяет всех правящих архиереев и собирается, в соответствии с древними канонами, один раз в год – после Пасхи.

    Титул Предстоятеля: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Иверии, Месопотамии и всего Востока.

    Патриаршая резиденция и кафедральный собор находятся в Дамаске.

    Численность последователей – ок. 800 тыс. человек. По этнической принадлежности это в основном арабы. Живут главным образов в Сирии (свыше 300 тыс.) и Ливане (238 тыс.).

    Предстоятели Антиохийской Православной Церкви с 1922:

    • Григорий IV (Хаддад) (5 июля 1906 – 1928)
      • Арсений II (1928 – 1933), антипатриарх
    • Александр III (Тахан) (1928/31 января 1931 – 17 июня 1958)
      • Епифаний (1935), анипатриарх, наследник Арсения, воссоединился с Синодом
    • Феодосий VI (Абурджели) (14 ноября 1958 – 19 сентября 1970)
    • Илия IV (Муаввад) (27 сентября 1970 – 21 июня 1979)
    • Игнатий IV (Хазим) (с 2 июля 1979)

    Источник: http://blagovestnik.ucoz.ru/publ/a/antiokhijskaja_pravoslavnaja_cerkov/1-1-0-92

    Ссылка на основную публикацию