Апостол ерм

Апостол Ерм

Апостол Ерм (I–II в.)

Дни памяти: 8(21) марта, 5(18) ноября

Предварительные сведения

О Ерме мы знаем прежде всего как о раннехристианском писателе, авторе известного церковно-литературного произведения конца первого — первой половины второго столетия «Пастырь».

Подробности жизни этого человека скрыты течением лет.

В Послании апостола Павла к Римлянам (Рим.16:14) содержится упоминание имени «Ерм». Но тот ли это Ерм, что и автор известного «Пастыря», или другой? — сказать трудно. Некоторые древние источники отождествляют упоминаемого в послании Ерма с составителем «Пастыря», однако многие исследователи, не безосновательно, считают их разными лицами.

На сегодняшний день важнейшим источником данных о жизни и личности Ерма служит его же произведение.

Кем были родители Ерма, не ясно. Очевидно, что он был рабом, а затем — вольноотпущенником.

Обстоятельства жизни

В начале своего сочинения Ерм упоминает, что воспитывался у некоего человека. Однажды тот продал девочку. По прошествии нескольких лет Ерм случайно встретил её, узнал и полюбил братской любовью.

Вскоре он вновь обнаружил её, купающейся в реке. Подойдя, он подал девушке руку и помог выбраться из воды.

Поражённый её нравом и красотой, мысленно представил, как был бы он счастлив, если бы у него была такая жена.

Обратите внимание

Между тем, это скрытое сердечное желание не осталось незамеченным у Бога. Более того, оно было оценено как дурное: побежденный чувственностью Ерм был обличен за свой помысел в особом видении.

Ерм имел жену и детей. Занимаясь вопросами материального благополучия, вероятно, торговыми, привлекавшими его несколько больше, чем надлежало ревностному христианину, он забывал уделять необходимое внимание воспитанию собственных детей. Возможно, что он попустительствовал им по снисходительной отеческой любви.

В результате дети выросли нечестивыми: не чтили родителей, нарушали закон Божий. Супруга Ерма тоже не отличалась благовидностью характера и была остра на язык.

Господь прогневался на дом Ерма. За грехи домашних, а следовательно, и за свои, как главы семьи, он был лишен материальных богатств. Во время одного из гонений на Церковь дети отреклись от Христа и предали родителей (возможно, лично выдали их языческим властям). Совершив этот чудовищный акт, они впали в ещё более тяжкие грехи, предались распутству и исполнили меру своих беззаконий.

Но Бог не отвернулся от Ерма, утешил и обнадежил страдальца в Своих Откровениях. На некоторое время он был поручен блюстительству особого Ангела, который преподал ему ряд спасительных увещеваний.

Дабы исполнить Божественный замысел, Ерм должен был изгнать из памяти обиды на семью, преобразить свою личную жизнь. Его жена должна была стать для него как сестра: отныне им надлежало жить в мире и воздержании. Детям предписывалось выслушать слова наставления. Это давало им шанс к покаянию и исправлению.

Исходя из того, что развитие сюжетной линии «Пастыря», тесно привязано к Риму, да и Откровения, данные Ерму, в ближайшую очередь предназначались именно для римских христиан, с большой долей уверенности можно считать, что местом жительства Ерма был Рим (что не противоречит суждению о его греческом происхождении).

Согласно повествованию, Ерм не принадлежал к числу церковного клира. Между тем именно через него Бог озвучил ряд требований для Римской Церкви и прочих христианских общин. Среди положительных качеств автора Пастыря выделяется простодушие, доброта, простота.

Важно

Как следует из содержания «Пастыря», ко времени написания этого произведения Церковь во многом утратила первоначальную (как бы детскую, юношескую) чистоту, отчего Ерм созерцал её в образе старицы.

Охлаждение к вере, чрезмерные дисциплинарные и нравственные послабления, вот основные черты того духовного одряхления верующих, против которых, ссылаясь на Откровения Божьи, должен был выступить Ерм.

Судя по всему миссия удалась. Как во времена Ерма, так и после, и в наши дни книга «Пастырь» почитается Церковью не просто как душеполезная, но как одно из лучших назидательных религиозно-нравственных пособий.

Тропарь апостолу Ерму, глас 3

Обратите внимание

Апостоле святый Ермие, / моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление // подаст душам нашим.

Кондак апостолу Ерму, глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней, / светом просияв солнца, блаженне, / всесветлаго Павла, / мира просвещшаго концы, // сего ради тя чтим, Ермие.

Величание

Величаем тя, / апостоле Христов Ермие, / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси // во благовестии Христове.

Тропарь Собора 70-ти апостолов, глас 3

Кондак Собора 70-ти апостолов, глас 2

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Erm/

Апостол от 70-ти Ерм (Ерма) Филиппопольский, епископ

Житие

Святой Éрма (Ерм) — апостол от семидесяти, рим­ский граж­да­нин, но по про­ис­хож­де­нию грек. Жил он в кон­це I ве­ка. Имя его упоминается в послании апостола Павла к Римлянам: «приветствуйте Асинкрита,… Ерма… и других с ними братьев» (Рим.16:14).

Можно предполагать, на основании упоминания его имени в послании к Римлянам, что он принадлежал к христианской общине и, может быть, был один из выдающихся членов её, в виду того, что апостол Павел называет его по имени и включает в число «братии».

Церковное предание считает Ерма епископом Филипп (по другим данным Филиппополя). В греческих Минеях сказано, что Ерм был епископом Филипп во Фракии. В житиях святых Дмитрия Ростовского сказано: «Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя, но благих Господа своего».

Ерм – ав­тор кни­ги «Пас­тырь», на­пи­сать ко­то­рую его по­бу­ди­ли от­кро­ве­ния свы­ше.

В са­мом «Пас­ты­ре» о его ав­то­ре со­об­ща­ет­ся, что он жил в Ри­ме во вре­мя па­пы Кли­мен­та, был сна­ча­ла бо­гат, за­ни­мал­ся мир­ски­ми де­ла­ми, имел зло­языч­ную же­ну и по­роч­ных сы­но­вей, к ко­то­рым не был до­ста­точ­но строг и за это на­ка­зан от Бо­га по­те­рей бо­гат­ства. Недо­уме­вая о при­чи­нах по­стиг­ше­го его бед­ствия, Ерм был вра­зум­лен об этом в ря­де быв­ших ему ви­де­ний. Эти ви­де­ния и на­став­ле­ния и со­став­ля­ют со­дер­жа­ние кни­ги. По фор­ме из­ло­же­ния «Пас­тырь» при­над­ле­жит к чис­лу апо­ка­лип­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. Кни­га име­ла та­кое вли­я­ние, что вре­мен­но вно­си­лась, как со­став­ная часть, в Биб­лию, но не во­шла в окон­ча­тель­ный ка­нон Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Ерм му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в I ве­ке.

Цитаты из сочинения «Пастырь»:

О вере в единого Бога

Прежде всего веруй, что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет, Сам будучи необъятен, и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут.

Итак, веруй в Него, бойся Его и, боясь, соблюдай воздержание.

Храни это и отринешь от себя всякую похоть и беззаконие, и облечешься во всякую добродетель и правду, и будешь жить с Богом, если сохранишь эту заповедь

О том, что должно избегать злословия и творить милостыню в простоте

Гибельно злословие: это — дух беспокойный, который никогда не находится в мире, но всегда живет в несогласии. Удерживайся от него и всегда имей мир с братом твоим.

Совет

Делай добро и от плода трудов твоих, который дарует тебе Бог, давай всем бедным просто, нимало не сомневаясь, кому даешь. Давай всем, ибо Бог хочет, чтобы всем досталось от Его даров. Берущие дадут отчет Богу, почему и на что брали.

Читайте также:  Икона божией матери ахтырская

Берущие по нужде не будут осуждены, а берущие притворно — подвергнутся суду. Дающий же не будет виноват.

О том, что должно избегать лжи

Люби истину, и пусть исходит из уст твоих всякая истина, чтобы дух, который Господь поселил в этом теле, предстал истинным пред всеми людьми, и чтобы прославлялся Господь, который дал тебе дух, потому что Бог истинен во всяком слове и никакой лжи нет в Нем. И те, которые лгут, отвергают Бога и не возвращают Ему залога, который получили; а они получили от Него дух нелживый. Если они возвращают его лживым, то бесчестят заповедь Господа и становятся похитителями.

О печали и терпении

Послушай теперь и о действии гнева, как он вреден и как губит рабов Божиих и отвращает их от правды. Он не может вредить людям, исполненным веры, потому что с ними пребывает Сила Божия; совращает же сомневающихся и не имеющих веры.

Как скоро он увидит таких людей спокойными — проникает в сердце их, и муж или жена сердятся друг на друга по каким-нибудь житейским делам: или из-за пищи, или пустого слова, или какого приятеля, или долга, или из-за подобных мелочных вещей. Все это глупо, пусто и неприлично рабам Божиим.

Но великодушие твердо и мужественно, имеет крепкую силу и пребывает в великой широте, весело и беззаботно радуясь, и прославляет Господа во всякое время — чуждое всякой горечи, всегда мирное и кроткое. Это великодушие живет с имеющими полную веру. А гнев безрассуден, пуст и легкомыслен.

От безрассудства рождается огорчение, от огорчения раздражение, от раздражения гнев, от гнева же неистовство. Неистовство, происшедшее от стольких зол, есть великий и неискупимый грех.

И когда все это находится в одном сосуде, где обитает и Дух Святой, то сосуд не вмещает их в себе, но переполняется: добрый дух не может жить вместе со злым духом, а удаляется от такого человека и ищет себе пристанища в кротости и тишине. Когда он отступит от человека, в котором обитал, человек, исполненный духами злыми, делается чужд Святого Духа и закрыт для благой мысли. Так бывает со всеми гневливыми.

Тропарь апостолу Ерму,

глас 3

Обратите внимание

Апостоле святый Ермие, / моли Милостиваго Бога, / да прегрешений оставление // подаст душам нашим.

Кондак апостолу Ерму,

глас 4

Яко звезда, возсиял еси вселенней, / светом просияв солнца, блаженне, / всесветлаго Павла, / мира просвещшаго концы, // сего ради тя чтим, Ермие.

Величание

Величаем тя, / апостоле Христов Ермие, / и чтим болезни и труды твоя, / имиже трудился еси // во благовестии Христове.

Дни памяти: 17 января – Собор 70-ти апостолов; 21 марта; 18 ноября

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/170801

Апостол от 70-ти ерм (ермий) далматский, епископ


ДНИ ПАМЯТИ:

17 января – Собор 70-ти апостолов

21 апреля

13 июня

Жизнь и труды апостолов – Святой апостол Ермий

Св. апостол Ерм, ученик и сотрудник св. апостола Павла в деле благовествования Христова (Рим.16:14), был епископом в городе Филиппополе и скончался, приняв от неверных венец мученический.

Память ему совершается Церковью 8 марта и 5 ноября.

АПОСТОЛЫ ОТ 70-ТИ ИРОДИОН, АГАВ, АСИНКРИТ, РУФ, ФЛЕГОНТ И ЕРМ (ЕРМИЙ)

Святые Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерм принадлежат к числу 70 апостолов, избранных Христом и посланных им на проповедь (память Собора 70 апостолов 4 января).

Святой апостол Иродион был родственником апостола Павла и его спутником во многих путешествиях. Когда христианство распространилось на Балканском полуострове, апостолы Петр и Павел поставили апостола Иродиона епископом города Патары. Апостол Иродион ревностно проповедовал Слово Божие и обратил в христианство многих греков-язычников и иудеев.

Разъяренные проповедью апостола, идолопоклонники и иудеи, сговорившись, напали на святого Иродиона, стали избивать палками и забрасывать камнями. Один из мучителей ударил его ножом, и апостол упал. Но когда убийцы скрылись, Господь восставил его невредимым.

После того святой Иродион еще долгие годы сопутствовал апостолу Петру. Когда святой апостол Петр был распят († ок. 67), одновременно с ним, а также вместе со святым Олимпом, был усечен мечом и апостол Иродион.

Святой апостол Агав обладал даром пророчества. Он предрек (Деян.11:27-28) голод во времена императора Клавдия (41–52) и предсказал страдания апостола Павла в Иерусалиме (Деян.21:11). Апостол Агав проповедовал в разных странах и многих язычников обратил ко Христу.

Апостол Руф, которого приветствует святой апостол Павел в Послании к Римлянам (Рим.16:11), был епископом в греческом городе Фивы; апостол Асинкрит (Рим.

Важно

16:14) – епископом в Гиркании (Малая Азия); апостол Флегонт – в городе Марафоне (Фракия), апостол Ерм – в Далматии (известен также еще один апостол от 70 по имени Ерм, который занимал кафедру во фракийском городе Филиппополе).

Все апостолы за свое бесстрашное служение Христу перенесли жестокие страдания и удостоились мученической кончины.

Сведения об апостоле от 70-ти Ермии

Св. апостол Ермий в Послании к Римлянам упоминается с Ермой в одном и том же стихе (Рим.16:14) во всех изданиях Нового Завета (греч. славян., латин. и др.). „Следовательно, этот св. Ермий совершенно отличное лицо от ап. Ерма, предполагаемого автора книги “Пастырь” Ασπασατε τον Ασυγκριτον,.. τον Ερμαν… τον Ερμην… Таким образом Ерм (Ερμας) отличается от Ермия (Ερμης) в греч.

тексте послания к Римлянам; в Вульгате: Solutate Asyncritum… Hermain… Hermеn., также Ерм и Ермий два отдельных лица. В славянской Четьи Минее св. Димитрия под 4 января сказано: „Ермий святый, иже в той же (Римской) епистолии воспоминается и в 2 послании к Тимофею (2Тим.4:10), куда, по словам ап. Павла отправился Тит, его сотрудник.

Никаких определенных сведений не сохранилось о просветительной деятельности св. ап. Ермия в Далматии, кроме общих выражений в службе ему (8 апр.), как то, что он был наставником Далмации и что находившихся в этой стране в языческой тьме (ночи) он просветил, совершив исцеления и творя знамения великия (8 песнь канона). Из греч.

Синаксаря видно, что Ермий после многих трудов и скорбей скончался мирно (апр. 267 стр.). С именем Ермия сохранилось с древних времен (2 или 3 века) небольшое на греческом языке сочинение под названием: “Обличение языческих философов”.

Кто был Ермий, написавший это сочинение, где и в какое время он жил, нет никаких достоверных сведений, но так как в христианском мире с именем Ермия известен ап. Ермий, то некоторые и приписывают ему (ап. Ермию) это сочинение, но без всяких оснований».

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/apostol-ot-70-ti-erm-ermij-dalmatskij.html

21 марта. Апостол Ерма

Церковный календарь. 21 марта (8 марта ст. стиль).

Понедельник 2-й недели Великого поста. Литургии нет.

Сегодня совершается память: ап. от 70-ти Ерма или Ермы, епископа Филиппопольского (I). Сщмч. Феодорита, пресвитера Антиохийского и прмч. Дометия Персиянина (IV). Прп. Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского (IX). Прпп. Лазаря и Афанасия, игуменов Мурманских и Олонецких (XIV–XV).

Читайте также:  Введение во храм пресвятой богородицы, двунадесятый

Сщмч. Иоанна Знаменского, пресвитера пострадавшего в 1923 году и мч. Владимира Ушкова скончавшегося в 1942 году.

Прославляется икона Божией Матери «Зна́мение» Курская-Коренная.

Именинников мы поздравляем с Днем ангела!

Братья и сестры, сегодня мы будем говорить об одной из самых ранних христианских книг, которая называется «Пастырь Ермы». Конечно, это связано с сегодняшней памятью святого апостола от 70-ти ближайших учеников Христовых Ермы.

Совет

Только вот в вопросах авторства самых ранних христианских книг почти всегда существуют разные мнения. Да что уж говорить, в современной библеистике существуют разные мнения об авторстве даже самых главных и авторитетных книг нашего Священного Писания.

Что же касается книги «Пастырь Ермы», то патрологи разделяются на два лагеря. На тех, кто считают, что автором был  апостол от 70-ти Ерма, упоминаемый в Послании апостола Павла к Римлянам, бывший, по Преданию, епископом Филипп, или Филиппополя.

И тех, которые считают, что «Пастырь» был написан Гермой (или Ермой), братом десятого епископа и папы Римского Пия I (Пий возглавлял общину христиан Рима с 140 по 155 год). Первой позиции придерживались Ориген и святой блаженный Иероним Стридонский.

А вторая позиция основана на упоминании в Мураториевом каноне – древнейшем перечне христианских писаний. Там сказано, что Герма написал «Пастыря», когда епископом был его брат Пий. Мы же будем придерживаться традиционной позиции авторства апостола от 70-ти Ермы.

Итак, давайте поговорим о самой книге. Она достаточно объемна (примерно равна Евангелиям от Матфея и от Марка, вместе взятым). Очевидно, что этот литературный памятник относится к жанру апокалипсиса. Он целиком состоит из 16 пространных видений автору.

Все видения происходят в окрестностях Рима, частично по дороге в Кумы; каждое из них святой Ерма получает от какого-то небесного существа: госпожи, старицы, юноши, девы, пастыря и ангела. Краткие явления юноши изъясняют и дополняют пространные явления старицы, а явление ангела – явления пастыря.

Откровения апостол Ерма принимал чаще всего либо через зрение, либо через слух, и лишь однажды ему был открыт смысл написанного в таинственной книге. Иногда Ерма в книге переносится в необычайные места, видит странные здания и фантастических существ.

Обратите внимание

Апостол Ерма не изображает себя в книге лицом сколь-либо авторитетным, а напротив, недостойным грешником. Те, персонажи, что передают ему откровения, тоже не являются авторитетами сами по себе. Они не пророки или апостолы, это просто старица, дева, пастырь или ангел.

Даже когда выясняется, что старица была Церковью, она оказывается Церковью не Небесной, а земной, страждущей. Видимо, все образы героев книги имеют символическое значение.

Давайте прочитаем что-нибудь из «Пастыря Ермы». Вот глава о печали и терпении. «Будь великодушен и терпелив, – сказал пастырь, – и будешь господствовать над всеми злыми делами и сотворишь всякую правду.

Если будешь великодушен, то Дух Святой, в тебе обитающий, останется чист и не омрачится от какого-либо злого духа, но, ликуя, расширится, и вместе с сосудом, в котором обитает, будет радостно служить Господу.

Если же найдет какой-либо гнев, то Дух Святой, сущий в тебе, тотчас же будет стеснен и постарается удалиться, ибо подавляется злым духом и, оскорбляемый гневом, не имеет возможности служить Господу, как желает. Поэтому, когда оба духа обитают вместе, плохо бывает человеку.

Так, если взять немножко полыни и положить в сосуд с медом, не весь ли мед испортится? И столько меда пропадает от незначительного количества полыни, теряет сладость и уже не имеет приятности для своего владельца, потому что делается горьким и негодным к употреблению.

Но если в мед не класть полынь, он останется сладок. Сам видишь, великодушие слаще меда, и оно угодно Богу, и Господь обитает в нем, а гнев горек и неугоден. Итак, если к великодушию примешивается гнев, то дух возмущается, и неприятна Богу молитва его».

Или вот что мы читаем о сомнении в наших просьбах к Богу.

«Далее говорил мне пастырь: Отринь от себя сомнения и нисколько не колеблись просить чего-либо у Господа, говоря себе: каким образом могу я просить у Господа и получить, столько согрешив пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся к Господу и проси без сомнения – и познаешь великую благость Его, потому что Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог – не как люди, которые помнят обиды, Он не помнит зла и милосерден к своему созданию. Итак, очисти сердце свое от всех сует настоящего века и прежде всего выполняй данные тебе от Бога наказы – и получишь все блага, которых просишь, и все прошения твои не будут оставлены, если будешь просить у Господа без сомнения. Те же, которые сомневаются, совсем ничего не получают из того, о чем просят. Исполненные веры всего просят с упованием и получают от Господа, ибо просят без сомнения. Всякий колеблющийся человек с трудом спасется, если только не покается. Поэтому очисти сердце свое от сомнения, облекись в веру и, веруя Господу, получишь все, о чем просишь. Но если иногда, прося о чем-либо Господа, долго не получаешь, не колеблись оттого, что сразу не выполняются прошения души твоей. Ибо, может быть, для испытания или за грех твой, которого не знаешь, позднее получишь то, что просишь. Но ты не переставай высказывать желание души своей и будешь вознагражден».

Братья и сестры, будем усердно знакомиться с древней христианской литературой, она так прекрасна и поучительна. Ведь сейчас есть возможность найти в Интернете любые книги! Было бы только желание. Например, Великим постом можно было бы взять себе за правило – каждую неделю знакомиться с произведением кого-либо из раннехристианских авторов. И да помогут они нам в этом своими молитвами.

Святый апостоле Ерме, моли Бога о нас!

Диакон Михаил Кудрявцев

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-21-marta-2016g

Апостол от 70-ти Ерм (Ерма), епископ Филиппопольский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 20th 2014 –

Апостол от семидесяти Ерма
Кипр, Калопанайотис,  монастырь св. Иоанна Лампадистиса.

Память 8/21 апреля, в соборе св. 70 апостолов и  31 мая

Этот апостол упоминается в послании св. ап. Павла к Римлянам: «приветствуйте Асигкрита,… Ерма… и других с ними братьев» (Римл. XVI, 15).

Многие церковные писатели полагают, что этот св. Ерм одно лицо с Ермою, писателем книги «Пастырь». Если св. Ерма не считать автором книги «Пастырь», то о нем ничего кроме имени неизвестно.

Важно

Можно предполагать, на основании упоминания его имени в послании к Римлянам, что он принадлежала к обществу христианской церкви и, может быть был один из выдающихся членов её, в виду того, что ап. Павел называет его по имени и включает в число «братии».

Имя этого апостола — Ерм греческое, но в то время многие и из природных иудеев нередко носили греческие имена (в числе апостолов были: Петр, Андрей, Филипп и др.) и с большею вероятностью можно думать, что он был по своему происхождению римлянин. Кем был обращен из язычества в христианство, св.

Читайте также:  Высоко-петровский монастырь, россия, город москва

Павлом или другим апостолом, неизвестно. Церковное предание считает ап. Ерма епископом Филипп (или Филиппополя), того ли города, где епископствовал ап. Епафродит или другого одноименного города, неизвестно.

У Дорофея (греческ. Минеях) сказано, что св. ап. Ерм был епископом Филипп во Фракии. В Четьи Минее св. Димитрия Ростовского (под 31 мая) сказано: «св. ап. Ерм в послании св. ап.

Павла с прочими, иже от 70 апостолами воспоминается сице: „целуйте Асигкрита,… Ерма… и сущую с ними братию“ (Римл. XVI, 14).

Сей Ерм в Филиппополе бысть епископ и многие во Христовом благовестии показа подвиги и труды, а ныне наслаждается покоя, но благих Господа своего» (142).

Поученіе. Св. апостолы: Иродіонъ, Агавъ, Руфъ, Асин-критъ, Флегонтъ и Ерма

Поученіе. Св. мужъ апостольскій Ерма (Видѣніе св. Ермою церкви подъ видомъ строющейся башни и нравственные уроки отсюда для вѣрующихъ). Прот. Григорій Дьяченко

Как можно заключить из слов святогорца Никодима (греч. Синаксарь), св. Ерм, скончался в мире, а не мучеником (см. под 8 марта). Церковная служба (8 апр. и 4 янв.) не сообщает исторических сведений о св. ап. Ерме. Если же св.

Совет

Ерма считать составителем «Пастыря», то некоторые хотя скудные сведения об его жизни можно извлечь из этой книги. В пользу того, что «муж апостольский», ученик ап.

Павла, один из 70-ти был писателем «Пастыря», много свидетелей, начиная с Оригена (Περι των αρχων стр. 44, Казань).

Евсевий пишет, что ап. Павел в послании к Римлянам (XI, 14) упоминает и об Ерме, которому, говорят, принадлежит книга «Пастырь» (Церк. история III, 3), блаж.

Иероним называет Ерма, упоминаемого в послании к Римлянам, составителем означенной книги (Пастырь) и ставит её наравне с книгами Премудрости Соломона, Юдифи и др., св. Афанасий Великий (Творения его, Сергиев Посад, 1902, I т. 196 и др.

); ещё раньше на книгу «Пастырь», без указания на автора, ссылались: Ириней Лиоиский (т 190), Тертуллиан, Климент Александрийский и др.

По свидетельству Евсевия, книга Ерма «Пастырь» читалась в церквях при богослужении наравне с каноническими книгами Нового Завета (Церков. история, Спб. 1858 г., с. 105). В Синаксаре Киев 1874 о св. Ерме сказано: «св. ап.

Ерм бяше един от 70-ти его же и божественный Павел в послании своем к Римлянам воспоминает. Бе родом грек, но живяше в Риме. Супруга язычница и недобрыя дети много оскорбляху его, и лишися богатства, еже име, и терпяше скорби.

Тако пишет сам в книге „Пастырь“, юже написа в гонение Домициана, и юже последи читаша в церквах. Бe епископ Филиппополя, во Фракии, и ту пострада» (л. 327).

Есть мнение, что эту книгу написал Ерм, брат папы Пия (см. архиеп. Димитрия: Собор св. 70 апостолов, вып. 2).

Обратите внимание

Из книги Пастырь видно, что Ерм был житель Рима и это видно из того, что Рим во всей книге представляется местом событий и откровений, бывших Ерму (1-е видение); самые откровения Ерма предназначались для церкви римской, предстоятелю её Клименту, а от него уже должны распространяться в церквах других городов (2-е видение).

Хотя Ерм был постоянный житель Рима, но не природный римлянин (латинянин), а грек (может быть иудей эллинист), хорошо усвоивший книги Ветхого Завета и в совершенстве владевший греческим языком.

Самая книга «Пастырь» первоначально была написана на греческом языкτ, а потом переведена на латинский. Думают, что Ерм был пресвитер и старший между членами римского клира.

Из книги «Пастырь» видно, что Ерм отличался сердечною простотою, незлобием, благодушно переносившим житейские невзгоды; но, к сожалению, он не отличался твердою волей и по своей излишней доброте, а также по чрезмерной отеческой любви не имел должного влияния на своих детей и жену.

Супруга Ерма отличалась злым языком (2-е видение); а особенно много скорби доставляли ему дети неблаговоспитанные, увлекавшиеся дурными страстями. Расстройство в семье Ерма произошло и от излишнего пристрастия к земным благам.

Ерм был человек богатый и, может быть, занимался обширными торговыми делами, по, вдавшись в неверные и неблагопристойные предприятия, он в скором времени из богача превратился в бедняка и, вместо прежнего изобилия стал нуждаться в средствах к жизни.

Наказание Божие обрушилось на Ерма, но он не понимал причины перемены в своем внешнем положении, не сознавал своей виновности перед Богом, а как человек благочестивый и среди мирских невзгод не мог совершенно забыться и угасить в себе дух благодати Божией; постигшие его бедствия возбуждали в его душе чувство глубокого сердечного раскаяния.

Ерм стал часто поститься и молиться и просил Бога открыть причины постигшего его несчастья.

Важно

От своей личной жизни Ерм нередко переносил свой взор и на жизнь христиан в современной ему римской церкви.

Некоторые из христиан, вдавшись в мирские, суетные дела, впали в беспечность о служении Богу (4 подобие) и были из них такие, которые во время гонения от язычников из-за приверженности к сокровищам миpa оказывались не верными Богу (Под.

8); многие преданы были чувственным удовольствиям, а иные, но надменно своему, завлекались всезнанием и принимали на себя роль учителей. (Под. 19) и во всем этом видел печальное состояние церкви, согласно словам ап. Павла (2 Рим.

III, 1), указывавшее на последние времена пред пришествием Христа, судии мира. Подобные думы переносили Ерма в мир высший, откуда и ожидал разрешения своих тяжких недоумений.

Пламенная молитва Ерма была услышана и является ему Ангел в виде пастыря, и по повелению Божию открывает ему чрез старицу (церковь) Божественные тайны (подробный анализ видений, подобий и притч, сообщенных Ерму см, в Православном Обозрении прот. П. Преображенского 1862. и в отдельном издании «Писания мужей апостольских», а также Д. Гусева в Православном Собеседнике 1896 и отдельно; Архиеп. Димитрий Собор св. 70 апостолов, вып. 2, стр. 195 — 258, apхиеп. Филарет и др.).

Творение Ерма все проникнуто почти исключительно одним нравственными характером; книга его «Пастырь» есть ничто иное, как призыв к покаянно, нравственному очищению и исправлению всех верующих в Иисуса Христа, живущих во всем христианском мире.

Как по форме, так и по содержанию «Пастырь» Ерма резко отличается от всех других произведений апостольского времени и представляет собою своеобразный памятник древне-христианской письменности во всей святоотеческой литературе.

Писание апостолов и апостольских мужей имеют епистолярную форму, писаны в форме посланий, а книга Ерма имеет форму апокалипсическую, содержание её развивается в виде целого ряда последовательно идущих откровений, сообщенных ему из миpa сверхъестественного, духовного, то ангелом покаяния (Пастырь), то таинственною женщиною, под образом которой являлась ему церковь, то — великим ангелом и др.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/apostoly/apostol-ot-70-ti-erm-erma-episkop-filippopolskij.html

Ссылка на основную публикацию