Апостол иоанн богослов

Иоанн Богослов

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником Христа. Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов. 

Апостол Иоанн

Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом.

Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю.

Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

Обратите внимание

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти.

Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу.

Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Иоанн Богослов

Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет.

Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову.

Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.

Иоанн Богослов пишет Библию

В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом. 

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.

Иоанн Богослов обнимает Иисуса Христа

Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова».

Важно

Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна. 

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.

Апостолы Иоанн и Петр

«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия.

В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов.

В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.

Иисус Христос и апостол Иоанн

Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена.

Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви.

Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет.

В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.

), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).

Иконы Иоанна Богослова

Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал.

Совет

Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел.

В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета. 

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом.

Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.

Иоанн Богослов на острове Патмос

Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве.

Обратите внимание

Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество.

После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида.

Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек.

Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря).

В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле.

На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/41452-ioann-bogoslov.html

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

празднование совершается 8/21 мая, 26 сентября/9 октября

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Обручника Иосифа. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Господом нашим Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере. Оставив отца своего Заведея в лодке (Зеведей занимался рыболовством), оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Господом за совершенное незлобие и девственную чистоту. После своего призвания святой Иоанн не расставался с Господом, он был одним из трех учеников, которых Господь особенно приблизил к Себе; он присутствовал при воскрешении дочери Иаира и при Преображении Господа на Фаворе.

Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра склонился на грудь Спасителя и спросил Его об имени предателя.

Важно

Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из сада Гефсиманского на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы; он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, сострадая Ему всем своим сердцем.

У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к ним с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого времени Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей вплоть до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Во время путешествия поднялась сильная буря, и корабль потонул.

Все путешественники были выброшены на сушу, кроме одного только апостола Иоанна, который остался в пучине морской. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошел в Ефес один. На четырнадцатый день пути он, стоя на берегу моря, увидел, что волна выбросила на берег человека.

Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранил живым, несмотря на то, что он провел четырнадцать дней в морской пучине. Находясь в Ефесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днем.

В это время началось гонение на христиан, воздвигнутое императором Нероном (56-68 гг.). Апостол Иоанн был отведен в узах на суд в Рим.

За исповедание своей пламенной веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорен к смерти, но сохранен живым силою Божией: он выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался невредим; таким же образом он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом, в который был ввергнут по приказанию мучителя. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

По пути к месту ссылки Апостол Иоанн совершил много чудес и, когда прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся дивными чудесами, привлекла к нему всех жителей острова.

Совет

Апостол просветил светом Евангелия большую часть жителей, изгнал многочисленных бесов, находившихся в идольских капищах, исцелил великое множество больных. Волхвы оказывали большое сопротивление проповеди святого Иоанна. Они издавна держали в своем подчинении язычников различными бесовскими наваждениями.

Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, который хвалился тем, что доведет до гибели апостола. Но великий Иоанн — сын Громов, как именовал его Сам Господь, силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс.

Читайте также:  Антиохийская православная церковь

Гордый волхв бесславно погиб в морской пучине, так как апостол Иоанн одним своим словом связал бесов, ранее помогавших Кинопсу; они оказались бессильными помочь чародею, и он утонул.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трехдневный пост и молитву, после чего гора заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова.

В этой Книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он заповедовал всем христианам любить Господа и друг друга и этим исполнить закон Христов.

«Апостол любви» так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трех своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Уже в глубокой старости, узнав об одном юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошел искать его в пустыню; когда же виновный, увидев святого старца, скрылся, Апостол побежал за ним и умолял остановиться, говоря, что грех юноши он берет на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый такой любовью, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись, наконец, единственным живым человеком, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни; остальные Апостолы в это время все уже скончались мученической смертью. Вся христианская Церковь глубоко чтила апостола Иоанна как тайнозрителя судеб Божиих.

Сам Господь дал Своему любимому ученику и его брату апостолу Иакову наименование Воанергес, что значит «сыны Громовы», а Церковь назвала его «Богословом» за глубину возвещенных им миру Божественных откровений.

На иконах святой апостол Иоанн изображается с орлом символом высокого парения его Богословской мысли.

Когда настало время отшествия апостола Иоанна в загробный мир, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел ископать для себя в земле крестообразный гроб, в который лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей.

Обратите внимание

Ученики с плачем целовали своего любимого Апостола, но, не решаясь ослушаться, исполнили то, что он сказал. Они закрыли лице его платом и закопали могилу.

Узнав об этом, остальные ученики Апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела апостола, по особенному смотрению Божию переселенного в загробный мир.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в мае, 8-го числа, выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись от болезней душевных и телесных. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова 8 мая.

Источник: https://akafist.ru/saints/ioann-bogoslov/

Традиции в день Иоанна Богослова

9 октября верующие всего мира почитают святого Иоанна Богослова. В православии апостол и евангелист почитается безмерно, ведь он многое сделал для Христа, а также написал одно из четырех Евангелий Нового Завета. Праздник не входит в число самых великих, но наши предки всегда чтили его, а также придерживались всех традиций и запретов в этот день.

© DepositPhotos

Сегодня редакция «Так Просто!» вспоминает житие святого Иоанна Богослова и рассказывает о том, почему в этот день так важно соблюдать все запреты.

Апостол Иоанн Богослов

Иоанн был сыном Зеведея и Саломии — дочери Иосифа Обручника. Он провел всю жизнь в служении Господу. Еще до того, как стать учеником Иисуса, он был в ученичестве у Иоанна Крестителя. Учеником Спасителя он стал после того, как Господь сам призвал его с братом на Генисаретском озере. Оба брата последовали за Иисусом, оставив отца.

Иоанн стал одним из любимейших учеников Христа, Спаситель ценил его за жертвенную любовь и чистоту. Апостол никогда не расставался с Иисусом и неотступно следовал за Учителем по Крестному пути, скорбя всем сердцем. Лишь он один стоял подле Спасителя на Голгофе, не заботясь о своей жизни.

Святой Иоанн плакал вместе с Божией Матерью у подножия Креста, когда услышал слова распятого Иисуса, обращенные к Богородице: «Женщина, вот сын твой!», а затем, слова, обращенные к самому Иоанну: «Сын Мой, это твоя мать!». После этого апостол до самого Успения верно служил Богородице.

После Успения он отправился проповедовать и нести Слово Божие язычникам. Он непрестанно проповедовал язычникам о Христе, и его проповеди сопровождались множеством чудес. Однажды он воскресил молитвой отрока Домна, исцелил множество больных. Благодаря его словам и деяниям количество верующих увеличивалось с каждым днем.

Как только начались гонения на христиан, святого Иоанна зазвали в Рим и приговорили к смертной казни, но Господь защитил его. Сначала апостола пытались отравить, но яд не подействовал.

Затем Иоанна хотели сварить в кипящем масле, но и эта пытка не причинила святому вреда.

Уразумев, что попытки убить Иоанна результата не принесут, святого отправили в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.

Важно

Апостол и там продолжил свои проповеди и чудеса, которые привлекли жителей острова. После долгой ссылки Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил учить христиан. Именно там предположительно в 95 году Иоанн Богослов написал Евангелие.

Умер апостол в Ефесе примерно в возрасте 105 лет. Нужно сказать, что смерть его была достаточно странной и загадочной. По настоянию самого апостола семь близких учеников похоронили его в крестообразной могиле. Вот только похоронили они его живьем, не осмелившись нарушить просьбу учителя. Когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось.

По преданию, Иоанн Богослов был взят на небо живим, чтобы перед вторым пришествием Спасителя вернуться на землю. Именно так сказано о житии апостола. И сегодня, 9 октября, мы отмечаем день памяти одного из самых почитаемых святых. Давай разбираться, что же делать в этот день, а от чего стоит воздержаться.

В первую половину дня был разрешен физический труд, но вот после обеда ничего делать нельзя. Считается, что так можно навлечь плохую погоду. Запрещалось в этот день есть лук и чеснок, чтобы всю зиму не снились мертвые.

В этот день нельзя резать овощи ножом, считается, что тогда весь урожай погниет и почернеет. Как и в любой другой православный праздник строго запрещено сквернословить, ссориться и переедать. Также нельзя отказывать в помощи тем, кто нуждается.

© DepositPhotos

Обязательно в этот день нужно посетить храм и помолиться. Иоанн Богослов помогает людям, утратившим веру и нуждающимся в поддержке, а также искренне покаявшимся. Также Иоанну следует помолиться об исцелении болезней, о любви и о счастье материнства. Этот день считается поминальным, поэтому стоит помолиться и за души умерших.

© DepositPhotos

Молитва Иоанну Богослову

«О великий и всехвальный апостоле и Евангелисте Иоанне Богослове, наперстниче Христов, теплый наш заступниче и скорый в скорбех помощниче! Умоли Господа Бога даровати нам оставление всех прегрешений наших, елико согрешихом от юности нашея во всем житии нашем делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы.

Во исходе же душ наших помози нам, грешным, избавитися от воздушных мытарств и вечнаго мучения, да твоим милостивным предстательством прославляем Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Церковь называет Иоанна Богослова апостолом любви, ведь он постоянно учил, что без любви нельзя приблизиться к Богу. Весь жизненный путь апостола — служение любви. Именно поэтому день этот нужно провести в любви, без ссор и обид. Помоги тому, кто в этом нуждается, искренне прости всех обидчиков и впусти в свое сердце любовь.

Молитва — это способ поговорить с Богом, и важно знать определенные нюансы. Недавно мы рассказывали тебе о том, как правильно молиться.

Совет

Церковь в этот праздник приветствует любым молитвы, главное, чтобы они были искренними. Но недавно мы писали, о самой сильной молитве, которую нужно выучить наизусть всем.

А как этот праздник отмечают у тебя дома? Поделись с нами своими традициями и обычаями в комментариях, нам всегда интересно узнать что-то новое!

Источник: https://takprosto.cc/apostol-ioann-bogoslov/

Святой апостол Иоанн Богослов

Святой апостол Иоанн Богослов

(21 мая ― день памяти)

Одним из самых интересных персонажей Евангелия является святой Иоанн Богослов, который, как известно, написал последнюю часть Библии – книгу «Откровение». Иоанн Богослов был самым младшим из всех 12 апостолов Христа, и одновременно самым любимым.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии, согласно Преданию — дочери святого Обручника Иосифа, которая упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом.

Младший брат апостола Иакова. Был рыбаком, был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Генисаретском озере: оставив отца своего Зеведея в лодке, он, вместе со своим братом Иаковом, последовал за Христом (Мф.

4:21; Мк. 1:19).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк. 3:17), Иисус назвал братьев Воанергес (греч.

Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер. Даже, когда Иисуса схватили, они все равно следовали за ним.

Кроме того, Иоанну вместе с апостолом Петром удалось быть на суде над Христом, присутствовал Иоанн и при распятии. Умирая на кресте, Иисус завещал Иоанну Богослову любить Деву Марию, как свою родную мать.

Согласно преданию, после Успения Матери Божией апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведён в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорён к смерти.

Обратите внимание

Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет.

Согласно житию, когда Иоанн прибыл на остров Патмос, его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех жителей острова: он обратил в христианство большую часть его жителей, изгнал бесов из языческих храмов и  исцелил многих больных.

На острове Патмос апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где совершил трёхдневный пост и молитву, после чего пещера, где они жили заколебалась и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…» — возвещал Дух Божий через святого апостола. Два дня и шесть часов Прохор записывал сие благовестие (Евангелие). После возвращения Иоанна и Прохора в селение, Евангелие было переписано и распространено по острову.

Через некоторое время Иоанн вновь удалился в безлюдное место, и провел 10 дней в пещере без еды в молитве. Когда он собирался выйти из пещеры, был к нему глас, говорящий: «Иоанн, Иоанн!» Он же сказал: «что, Господи!» И сказано: «сотвори в пещере другие десять дней и откроются тебе многие и великие тайны в месте этом». Он же сотворил другие десять дней, не принимая пищи.

И был в ужасе великом, и видел силы великие, и ангела Божия, разъясняющего ему всё, что он видел и слышал. Затем позвав Прохора, сказал: «то, что услышишь из уст моих, запиши на бумагу».

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Между 85 и 95 годами апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Он заповедал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить закон Христов.

Апостол любви — так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему. В трёх своих Посланиях апостол Иоанн проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

В самые последние дни своей жизни он отдает распоряжение вырыть для себя могилу, ложится в нее и тихо умирает на 105 году жизни.

Важно

Одной из самых загадочных книг Священного Писания является книга «Откровения святого апостола Иоанна Богослова», или «Апокалипсис».

   Читая Апокалипсис сегодня, в конце XX века, мы чувствуем, как притягивают и завораживают нас устрашающие видения Иоанна Богослова – так, впрочем, бывало уже не раз в переломные кризисные эпохи, подобные нашей.

Хотя, раньше можно было воспринимать картины Апокалипсиса как некую фантастику, например, предупреждение об отравлении морей, рек, воздуха, земли.

Сегодня такие страницы звучат, увы, вполне реалистично, и мысль о том, что зло сеет зло, что отступление от заветов Вечной правды несет гибель, воплощается на наших глазах, и может сделать наше существование трагически бессмысленным.

Но читая Апокалипсис, мы замечаем не только то, что эта великая пророческая книга о судьбах Церкви и мира актуальна для нас сегодня – во время величайшего кризиса культуры и человеческого рода.

Идя по таинственным и грозным страницам Откровения, мы начинаем различать среди мрачных антиутопий Иоанна голос надежды и победы, ибо чем чернее историческая перспектива, которую пророк нам дает, тем удивительнее звучат победные трубы, трубы светлого мира, который приходит на смену тьме.   

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы, двунадесятый

Многие считают, что читать Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис, для обыкновенного человека невозможно и даже духовно опасно, что эта книга полностью закрыта и называется “Книгой за семью печатями”, потому что там говорится о книге за семью печатями.

Создается такое впечатление, будто в Священном Писании есть какая-то часть, которая написана не для людей, а вставлена туда неизвестно для какой цели. Между тем, как говорит апостол Павел, все Писание полезно и все должно быть дано нам для просвещения.

Совет

Следовательно, чтение Апокалипсиса не является какой-то запретной областью, и содержание его совсем не так непонятно, как это кажется. Большая часть Апокалипсиса расшифровывается при чтении Ветхого Завета, потому что автор его всецело жил и мыслил понятиями, образами Священого Писания Ветхого Завета, которое он знал наизусть.

Для того чтобы нам в этом убедиться, давайте прочтем Откровение св. Иоанна Богослова, последнюю книгу Нового Завета, последнюю книгу Библии. Будем читать ее по частям.

  Сначала я отвечу на вопрос: что такое Апокалипсис? Апокалипсис – это особый жанр священной библейской письменности и древней письменности вообще. Слово это означает “откровение”. Бог открывает нечто отдельным мудрым мужам, которые рассказывают миру о том, что совершается в глубинах истории, какие силы управляют миром, к чему идет человечество и вся Вселенная.

  Этот жанр отличается от Книг пророков. Прореки действовали, и активно действовали в атмосфере своего времени, они были общественными борцами, служителями Храма, в трудную годину выступали с возвышения в Храме.

Во время богослужения был момент, когда пророк должен был произносить речь, и тогда на него нисходил Дух Господень, и он вполне конкретно говорил бывшим там людям, что будет с ними завтра, что они делают сегодня.

Он говорил о политических силах, о сталкивающихся империях, призывал к жизни по закону Божьему.

Апокалипсис – это творение писателя, того, кто уже не участвует в общественной жизни, он пишет. И то, что ему открывается, почти уже не может быть передано словом.

Пророк говорит так, как глаголет Господь, а у апокалиптиков этого нет, потому что тайны истории и судьбы мира не могут уложиться в словесные формулы, и мистики-писатели изображают их в метафорах, символах, аллегориях, образах. Апокалиптика всегда образна, это всегда видения, всегда какие-то картины.

Более того, апокалиптика не столько говорит о конкретных событиях времени, сколько думает о грядущем. И мир в глазах апокалиптиков – это нечто уже кончающееся, уходящее; все их помышления направлены на последнюю борьбу добра со злом.

Обратите внимание

Для пророков злые силы еще не столь очевидны, они выражаются в действии конкретных носителей зла – греховных царей, жестоких императоров, неверной толпы и т.д. Для апокалиптиков темные силы истории – это уже целые демонические полчища, полчища злых духов, которые вдохновляют империи, вдохновляют насильников, вдохновляют отступничество толпы.

 Апокалиптики не рассматривают историю мира, как рассматривали ее язычники. Для них мир не катится вниз, к упадку, но и не представляет картину сплошного прогресса. Для них история являет две стороны: возрастает и царство Христа, и царство антихриста. Для ветхозаветных апокалиптиков -это царство Мессии и царство Его врага.

Но надо сказать, что почти никогда апокалиптические писатели не могли подняться до уровня подлинно библейского, очень редко в их книгах .светит подлинное Откровение. Больше всего там человеческих грез, мечтаний, фантасмагорий. Это отблеск пророческого видения, а не оно само.

Только некоторые страницы пророческих писаний Захарии, Иезекииля, Иоиля принадлежат апокалиптикам (целиком – только Книга пророка Даниила), все же остальные писания апокалиптиков не были включены в Библию, потому что в них было много элементов, чуждых библейскому мировоззрению, заимствованных у греков, халдеев и персов.

Было много писаний апокалиптиков Нового Завета: апокалипсис Петра и другие, но только один был признан Церковью – это Откровение Иоанна Богослова.

В Откровении Иоанна Богослова повествуется о страшной мировой войне (возможно третьей мировой). В этой войне будут применены все виды вооружений, о которых известно человеку: это атомное, биологическое, химическое и другие виды вооружений. Евангелист Иоанн Богослов предсказал, что в этой бойне погибнет примерно треть всех живущих на Земле.

 Скептики называют пророчества святого Иоанна Богослова «туманными». Но как мог он описать современное нам вооружение, если в то время вершиной боевой техники была катапульта? В «Откровении» говорится, что землянам придется выдержать сначала мировую войну, затем голод и смуту. Образно Иоанн Богослов обрисовал все эти бедствия в виде всадников.

Книга написана «мучеником для мучеников» (Э. Ломайер) с определенной целью — укрепить верных в годину испытаний. Ее «жизненный контекст» связан с первыми конфликтами между Церковью и империей, насаждавшей культ кесаря.

Важно

Тайновидец возвещает о борьбе и конечной победе Христа, о неминуемом Божественном воздаянии и торжестве праведных. Композиция книги использует антитезы: так, Божественной Троице (Сидящий на престоле, Агнец и Дух) противостоит демоническая триада (дракон, зверь, лжепророк).

Антиподом Жены, облеченной в Солнце и рождающей Мессию, является вавилонская блудница.

Небесной Литургии противостоит нечестивое поклонение образу зверя, истинному Спасителю Агнцу — чудовище с рогами как бы агнчьими, печати небесной — печать антихриста, царству зверя — Новый Иерусалим. Всем этим подчеркивается встреча и столкновение двух миров.

Третья мировая война начнется с четырех стран: Турции, Сирии, Ирана и Ирака. Одно из этих государств применит против своих оппонентов ядерное оружие – после этого война станет всемирной по-настоящему.

Апостол Иоанн Богослов описывает звезду, упавшую с неба, помрачение солнца и воздуха, дым из большой печи – именно такими словами он описывает ракету с ядерной боеголовкой, эффект «ядерной зимы», и «ядерный гриб». Честно говоря, с каждым днем нарастающее противостояние в ближневосточном регионе дает основания опасаться, что предсказания Иоанна Богослова все-таки сбудутся.

Что ж, поживем-увидим, а если увидим, то уже не поживем…, но «Откровение» есть книга упования, которая  возвещает свершение замысла Божьего о материальном мире вопреки сильнейшему противодействию враждебных сил.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист.                         

Мира вам в душе!                                                                 

Материал подготовил диакон Владимир Букштунович

Источник: http://borisov-spas.by/pravoslavny-e-stat-i/svyatoy-apostol-ioann-bogoslov.html

Апостол Евангелист Иоанн Богослов Заведеев

Апостол Иоанн (Эль Греко, 1594-1604).

Родился апостол 3 мая 12 года до нашей эры.

Иоанн Заведей (сириец) родился и вырос в Сирии, где у него остались жена и двое детей. Однажды в дом к нему пришёл сборщик налогов и стал требовать чересчур большой мзды – ведь Иоанн происходил родом из богатой семьи, но жадные и алчные мытари своими набегами разорили его до самого конца.

На этот раз сборщик налогов, увидев, что у Иоанна брать уже нечего, не успокоился, а начал обшаривать весь дом, заглядывая в самые дальние и укромные уголки. И его усилия увенчались успехом – он нашёл тайник, в котором Иоанн припрятал на чёрный день последнее – фамильные драгоценности, оставшиеся от бабушки. Сборщик налогов аж затрясся от радости, увидев золото.

Иоанн попытался было отстоять своё добро, но мытарь даже не хотел его слушать. Началась ссора, перешедшая в перепалку, сборщик налогов вытащил оружие, Иоанн тоже обнажил меч и в горячке, защищаясь, отрубил голову слишком жадному мытарю.

Увидев содеянное, невольный убийца понял, что теперь ему придётся бежать из родного города – рано или поздно его всё равно вычислят, определив, в какой дом заходил сборщик налогов. Иоанн спрятал труп в мешок и, дождавшись ночи, вынес его за город и закопал в землю. Потом последний раз посмотрел на лежащий в темноте родной город и тронулся в дальний путь.

Совет

он покинул Сирию и много лет путешествовал по другим странам. В своих скитаниях ему пришлось пережить много горя – он часто голодал, его чуть не разорвали на куски дикие собаки. Однажды в лесу он еле-еле смог отбиться от волка – хищник вырвал у него с ноги огромный кусок мяса. Всё тело Иоанна было изрезано многочисленными шрамами.

В конце концов судьба привела несчастного скитальца в Иудею. Он стал учеником Иоанна Крестителя, присутствовал при «крещении» Иисуса и своими глазами видел все произошедшие при этом чудеса.

https://www.youtube.com/watch?v=cdSOZs-_Ax4

Креститель отправил Иоанна к Иисусу со словами: «Будешь у него ангелом-хранителем». Он был на восемь лет старше Иисуса. Иисус с первого взгляда понял, что этот человек не похож на всех других, он перенёс слишком много горя и страданий, но не озлобился на весь мир, и такой человек может оказаться хорошим учеником.

Имя Иоанн Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим. Из-за постоянных воспоминаний о брошенной семье, от тоски и переживаний у Иоанна случались частые сердечные приступы. Иисус возложением рук мог успокоить эту боль, поэтому Иоанн старался всегда находиться возле учителя, преданно ходил за ним по пятам.

Находясь возле Иисуса, Иоанн с изумлением обнаружил, что постепенно стали исчезать его многочисленные шрамы и рубцы – они бледнели, уменьшались в размерах, а потом вовсе пропали бесследно. Иоанну тогда было 35 лет. Он был мужчиной высокого роста, плотного, крепкого телосложения, огромной физической силы.

После распятия Иисуса Христа и его воскрешения Иоанн отправился в Малую Азию, где стал проповедовать. Через год он вернулся в Иерусалим.

После воскрешения Иисуса Христа Пётр, опасаясь гонений, ушёл в Сирию. Здесь он пробыл год и вернулся в Иерусалим, где встретился с Иоанном Заведеевым. Два апостола стали вместе ходить с проповедями по Иудее. Однажды они подошли к иудейскому храму, неподалеку от входа их встретил нищий – хромой от рождения. Увидев Петра и Иоанна, нищий протянул руку за милостыней, не зная, кто перед ним стоит. Петр сказал ему: «Серебра и золота нет у меня, а что имею, то тебе даю: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И, взяв нищего за правую руку, он поднял его. Ко всеобщему удивлению, нищий пошёл. Свершилось еще одно из чудес, когда с именем Иисуса Христа его ученики исцеляли людей. Пробыв в Иерусалиме полтора года, Иоанн Богослов отправился в Сирию, где пробыл около пяти лет, проповедуя и исцеляя нуждающихся. Затем он отправился вновь в Малую Азию и через три года стал епископом в христианской общине города Эфес. Иоанн Богослов Заведеев симпатизировал одному юноше, который обладал чистой душой и добрым сердцем, но, рано потеряв родителей, развратился и стал главарем шайки разбойников, потому что ничем другим, кроме воровства и грабежа, заниматься не умел. С горестью узнав об этом, Иоанн пошел сам искать его и, схваченный передовой стражей, был приведен к главарю. Узнав Иоанна, юноша от стыда пустился было в бега, но, умоляемый преследующим его апостолом, остановился, бросил оружие и горько заплакал. Апостол стал уговаривать его бросить опасное ремесло, вернуться к прежней доброй жизни. Глубоко тронутый, юноша раскаялся, бросил свою порочную жизнь и принял новую веру. Когда начались гонения, Иоанн был арестован и отправлен в Рим на суд. По пути Иоанна пытались отравить, но он выжил. Потому что Иисус еще ранее научил всех своих учеников принимать яд в малых дозах, чтобы выработать невосприимчивость к ядам.

В Риме Иоанна начали пытать, заставив опустить руки в котел с кипящим маслом.

Иоанн Богослов в кипящем масле (Ханс Фрис, 1514).

Иоанн, наученный Иисусом, сумел обезболить свое тело и вынес эту пытку. Руки его полностью сгорели, остались лишь голые кости. Это произошло в 82 году.

Иоанн вылечил свои руки травами, но делать этими руками уже ничего не мог.
После проведенных пыток, не сломив веру апостола, римский император Домициан распорядился сослать Иоанна на греческий остров Патмос.

Иоанн на острове Патмос (Иероним Босх, 1504-1505).

Здесь он принялся писать Евангелие, прибегнув к помощи своего ученика. Слово за словом, страницу за страницей диктовал Иоанн Прохору самые яркие моменты из жизни Иисуса Христа и его учеников.

Перед написанием Евангелия Иоанн уже ознакомился с другими – от Матфея, Луки и Марка.

Евангелие полностью написано с его слов, но некоторые места переданы учеником не совсем верно, многие моменты, по своему недоразумению, Прохор изложил неверно.

Евангелие было написано на древнем иврите, является самым достоверным из всех.

Оно было написано на острове Патмос в 86 году, «Апокалипсис» там же в 88 году.

Остров Патмос. Пещера Апокалипсиса. Место написания Апокалипсиса.

Обратите внимание

Апостолу традиционно приписывается авторство пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса).

После смерти императора гонения окончились, и Иоанн смог вернуться в город Эфес.

22 января 98 года, в возрасте почти ста десяти лет, апостол Иоанн проснулся, как всегда, на утренней заре, до восхода солнца.

Он умылся, позавтракал, повернулся на восход солнца и стал молиться, стоя на коленях.

Свою молитву Иоанн прервал в одиннадцать часов утра, переоделся в чистую одежду, пригласил учеников и лег в постель. Своим ученикам он объявил, что в полдень его не станет и его душа уйдет в мир иной, свое же тело Иоанн просил похоронить внутри христианской общины.

Епископ, узнав о желании апостола Иоанна, запретил делать могилу на территории общины. Это уже намного веков позже стали священников и монахов хоронить на территории храмов и монастырей. Только на третью ночь ученикам Иоанна удалось выполнить просьбу своего любимого учителя.

Под покровом ночи им удалось перезахоронить его тело с городского кладбища на территорию общины.

Над могилой Иоанна посадили березу. Для них это дерево было символом всей жизни апостола Иоанна.

Таким же стройным и красивым оставался он до последней минуты жизни, так же как плачет дерево весной, молча плакал и апостол, вспоминая годы своей жизни. Стоит постоять рядом с березой в тишине, и почувствуешь мощный прилив энергии, еще большая сила шла от Иоанна.

Читайте также:  Блаженная ксения петербургская

Воскрешение мертвых апостолом

Из жития апостола известны следующие случаи воскрешения им усопших: – в Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, умер от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить его.

Помолившись, апостол Иоанн воскресил юношу, а затем его отца. – во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонничестве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, вследствие чего умерло до 200 человек.

Важно

Оставшиеся в живых умоляли Иоанна о милости, и апостол воскресил всех умерших, в результате чего все воскресшие приняли крещение. – в Риме апостол Иоанн был осуждён на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул.

Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль. На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога.

Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну. Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло.

Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.

– через три года апостол Иоанн направился проповедовать в другой город острова, где исцелял больных, а также воскресил сына жреца, умершего в бане.

Храм во имя Иоанна Богослова на острове Патмос зимой.

Монастырь святого апостола Иоанна Богослова на о. Патмос.

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/svjatye/a/31-1-0-1369

Святой апостол и евангелист ИОАНН БОГОСЛОВ

Апостолом любви именует Церковь святого Иоанна, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. Любовь является главной особенностью его духовного облика. Весь жизненный путь апостола – служение Любви.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, Иоа́нн Зеведе́ев (ивр. «Йоханан»), был братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии. Родиной Иоанна Богослова была Вифсаида.

Заведей обладал некоторым состоянием, имел работников, занимался рыболовным промыслом и был не малозначительным членом иудейского общества.

Саломия была дочерью от первого брака святого Иосифа Обручника, она также упоминается в числе жен, служивших Господу своим имуществом. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником.

Первоначально он был учеником Иоанна Крестителя. Он первый последовал за Спасителем вместе с Андреем Первозванным. Однако постоянным учеником Господа Иоанн Богослов стал после чудесного улова рыб на Геннисаретском озере, когда Спаситель Сам призвал его вместе с его братом Иаковом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. Вместе с Петром и братом Иаковом апостол Иоанн удостоился особенной близости к Спасителю, он находился при Нем в самые важные и торжественные минуты Его земной жизни.

Апостол Иоанн присутствовал при воскрешении дочери Иаира, видел Преображение Господа, слышал беседу о знамениях Его второго пришествия, был свидетелем Его Гефсиманской молитвы. Во время Тайной вечери апостол Иоанн припадал к груди Иисуса.

Совет

Церковная традиция единодушно отождествляет Иоанна Богослова с учеником, «которого любил Иисус».

«Грудь» по-церковнославянски – «перси», вероятно, отсюда происходит наименование Иоанна Богослова наперсником Спасителя, в последствие это слово становится нарицательным для обозначения человека, особенно кому-либо близкого.

По преданию Иоанн Богослов вместе с Петром последовал за Спасителем после его ареста и, пользуясь старым знакомством, прошёл сам и провёл Петра во двор дома первосвященника Анны. Иоанн Богослов неотступно следовал за Учителем по всему Крестному пути, скорбя всем сердцем.

Из всех апостолов об одном лишь Иоанне Богослове говорится, что он стоял на Голгофе у креста Спасителя, не заботясь о собственной безопасности. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя».

С этого времени апостол Иоанн, как любящий сын, заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, а нежная и безграничная любовь граничила у него с пылкостью и даже некоторой резкостью. Сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения.

Предполагают, что за эту пламенную ревность и назвал Спаситель апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). Для него не существовало раздвоенности. Он считал, что можно принадлежать либо Христу, либо дьяволу, среднего состояния быть не может.

В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение любимого ученика, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя.

Согласно преданию, после Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора.

Обратите внимание

Они отправились в путь на корабле, который потерпел крушение во время сильной бури.

Все участники плавания кроме Иоанна Богослова через некоторое время были волнами выброшены на берег, он же, проведя в морской пучине около двух недель, чудесным образом был найден Прохором на берегу недалеко от города Эфес живым и невредимым.

Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам учение Христа. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В Эфесе апостолы Иоанн и Прохор нанялись на работу в общественную баню, владелицей которой была злая и грубая женщина, по имени Романа. По языческому обычаю, в основание этой бани были закопаны живыми юноша и девушка.

С тех пор в ней жил бес и каждый год кого-нибудь топил. В тот год утоплен был отрок по имени Домн. Отец не вынес смерти сына и от горя скончался. Романа, по злобе своей, во всем обвинила Иоанна, который работал истопником.

Она стала кричать, что юноша скончался от угара, и в итоге заявила, что если Иоанн не воскресит Домна, то умрет сам. Неописуемым был ужас Романы, когда Иоанн, помолившись, воскресил не только юношу, но и его отца. Затем он именем Христа связал беса и изгнал его из города.

Это чудо настолько потрясло Роману и жителей Эфеса, что многие горожане сразу же обратились ко Христу.

При императоре Домициане (81-96 гг.) апостол Иоанн был вызван в Рим, как единственный оставшийся в живых апостол, и по приказанию этого гонителя христиан был приговорен к смертной казни.

Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым по слову Христа: «и если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк.

16:18), затем брошен в кипящее масло, но сила Божия и тут сохранила его невредимым.

Важно

После этого апостола Иоанна сослали в заточение на полупустынный остров Патмос в Эгейском море. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить Иоанна о помощи, но он отказал им, узнав, что они чтят языческих богов. Но утром, из жалости, Иоанн помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий (Ф.Моллер.1856)

На острове Патмос жил волхв Кинопс, который общался с нечистыми духами. Местные жители почитали Кинопса, как бога. Когда апостол Иоанн стал проповедовать Христа, жители острова призвали волхва Кинопса отомстить Иоанну.

Апостол разоблачил бесовство Кинопса, и по молитве Иоанна морская волна поглотила волхва. Народ, поклонявшийся Кинопсу, трое суток ждал его у моря, изнемогая от голода и жажды, а трое детей умерло. Апостол Иоанн, помолившись, исцелил больных и воскресил умерших.

Его проповедь, сопровождавшаяся многими чудесами, привлекла к нему всех местных жителей, принявших святое крещение.

Однажды на Патмосе во время молитвы в уединенной пещере ему было откровение о судьбе мира. Предание так описывает это событие: «Гора заколебалась, загремел гром, Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель», – возвещал Дух Божий через святого апостола.» Так, около 67 года, была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова, символически описывающая события, которые должны произойти в конце времен.

Это особая книга, исполненная мистической глубины, силы и образности. Из всех книг Нового Завета ее одну не читают вслух на православных службах. Текст Откровения Иоанна Богослова не включен в годовой круг богослужения.

Над символами Апокалипсиса люди размышляют веками, и все же его смысл полностью откроется лишь во время Второго Пришествия Христова.

Четыре всадника Апокалипсиса

Та пещера, в которой Апостол получил Откровение, сейчас находится под строениями монастыря Апокалипсиса и является храмом в честь апостола Иоанна Богослова.

И поныне в пещере паломникам показывают место, на котором во время сна покоилась голова Апостола, а также место, где обычно лежала его рука.

Совет

В потолке пещеры видна та самая тройная расщелина, сквозь которую до него донесся “громкий голос, как бы трубный”, возвещавший откровение.

Монастырь св.Иоанна Богослова на о.Патмос

Стены монастыря св.апостола Иоанна Богослова на о.Патмос

Внутри монастыря св.Иоанна Богослова

Пещера Апокалипсиса

После смерти Домициана апостол Иоанн из ссылки вернулся в Эфес, где написал Евангелие. Это было важно потому, что к концу первого века в христианском мире распространилось несколько активных религиозных течений, которые отрицали божественную сущность Спасителя.

Евангелие от Иоанна издревле называли духовным, в нем преимущественно содержатся беседы Господа о глубочайших истинах веры – о воплощении Сына Божия, о Троице, об искуплении человечества, о духовном возрождении, о благодати Святого Духа и о Причащении.

Иоанн с первых слов Евангелия возносит мысль верующего на высоту божественного происхождения Сына Божия от Бога Отца: «В начале было Слово и Слово было к Богу и Бог был Слово». (Ин.

1:1) Цель написания своего Евангелия апостол Иоанн выражает так: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин. 20:31).

Кроме Евангелия и Апокалипсиса, апостол Иоанн написал три послания, которые вошли в состав новозаветных книг, как Соборные (то есть окружные послания). В них он проповедует любовь к Богу и ближним, сам являясь для окружающих примером любви.

Церковное Предание сохранило трогательную историю, показывающую, какой любовью было преисполнено его сердце.

При посещении одной из малоазийских церквей Апостол Иоанн в числе слушавших его слово заметил юношу отличавшегося необыкновенными дарованиями, и поручил его особому попечению местного епископа. Впоследствии этот юноша сблизился с плохими товарищами, развратился и сделался главарем шайки разбойников.

Обратите внимание

Апостол любви, узнав об этом от епископа, отправился в горы, где свирепствовали разбойники, был схвачен ими. Он не пытался освободиться и лишь сказал: «Отведите меня к вашему главарю. Я пришел повидаться с ним». При виде Апостола Иоанна тот крайне смутился и бросился бежать от него.

Иоанн устремился за ним: «Сынок, сынок, что ты бежишь от своего отца!» Словами любви он ободрил его, сам привел его в церковь, делил с ним труды покаяния и не успокоился, пока совершенно не примирил его с Богом.

В последние годы своей жизни Апостол говорил только одно наставление: «Детки, любите друг друга». Ученики спросили его: «Почему ты повторяешь одно и то же?» Апостол ответил: «Это самая необходимая заповедь. Если ее исполните, то весь Христов закон исполните».

Но любовь святого Иоанна к людям превращалась в пламенную ревность, когда он встречал лжеучителей, развращавших верующих. Однажды в общественной бане он встретил еретика Керинфа, который отвергал божество Господа Иисуса Христа. «Пойдем скорее отсюда, – сказал апостол бывшему с ним ученику, – я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание.»

Апостол Иоанн Богослов скончался в Ефесе уже в начале 2 века, предположительно в возрасте ста пяти лет. Обстоятельства смерти апостола Иоанна необычны и даже загадочны.

По настоянию апостола Иоанна семь самых близких его учеников похоронили его в крестообразной могиле, причем живым, накрыв лицо платом: «…привлеките матерь мою землю, покройте меня!» Те не осмелились нарушить просьбу учителя.

Однако через некоторое время, когда могила была вскрыта, тела Иоанна там не оказалось. Прохор пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе [до того]?» (Ин.

21:22) Это событие как бы подтвердило предположение некоторых христиан, что апостол Иоанн не умрет, а останется жить до Второго пришествия Христова и обличит Антихриста. Тление не коснулось тела апостола – этого удостаивалась лишь Богородица, Илия и Енох.

Литургия на месте погребения Иоанна Богослова (Турция)

Важно

Прохор сообщает также, что ежегодно 8 мая, на протяжении многих лет, могила источала миро – тонкий слой праха (или «манны»),- и люди исцелялись от болезней по молитвам святого евангелиста Иоанна.

Орел – символ высокого парения Богословской мысли – иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Из учеников Христовых только ему Святая Церковь дала наименование Богослова, как тайнозрителю Судеб Божиих.

Апостол Иоанн Богослов. Полноростовой эксиз к росписи ХХС

Тропарь, глас 2
Апостоле Христу Богу возлюбленне, / ускори избавити люди безответныя, / приемлет тя припадающа, / Иже падша на перси приемый; / Егоже моли, Богослове, / и належащую мглу языков разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2
Величия твоя, девственниче, кто повесть? / Точиши бо чудеса, и изливаеши исцеления, / и молишися о душах наших, / яко богослов и друг Христов.

Источник: https://religiya.temaretik.com/895517600806602956/svyatoj-apostol-i-evangelist-ioann-bogoslov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector