Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин. Православный календарь на 2 октября
02 Октября 2018 00:15 / Церковь
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня
2 октября (19 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 19-й седмицы по Пятидесятнице (девятнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 14 известных нам поименно святых. Далее коротко расскажем о них.
***
Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин. Русские святые второй половины XIII – начала XIV столетий, в трудные для Руси времена начала татаро-монгольского ига.
Согласно Житию, князь Феодор отличался огромным ростом, физической силой и прославился многими победами. Видя доблесть князя, хан Менгу-Тимур пригласил его к себе на службу. Три года пробыл князь Феодор в Орде, где построил несколько храмов для русских пленников. После смерти первой жены князь Федор женился на дочери хана, названной в крещении Анной.
Здесь же, в Орде, у него родились сыновья – Давид и Константин. Этот брак имел для Руси большое стратегическое значение.
Святой дипломат: Благоверный князь Федор Смоленский
Вскоре князь Федор с семьей возвратился в Ярославль, где стал заботиться о благоустройстве княжества, строительстве храмов и укреплении православной веры.
Во время его княжения, во многом благодаря родству с ханом, Ярославская земля не подвергалась набегам и разорению. Чувствуя приближение смерти, святой князь принял иноческий постриг.
Трогательно попросив прощения у множества собравшихся ярославцев, князь Федор мирно отошел ко Господу. Князь Федор Черный вошел в русскую историю как мудрый правитель, проводивший политику дипломатии и миротворчества в отношениях с Ордой.
Этим он, а затем и его дети развили и продолжили дело святого князя Александра Невского по смягчению тяжести татарского ига и сохранению православной веры на Руси.
В 1463 году от Рождества Христова останки святого князя Федора и его детей Давида и Константина были найдены нетленными, лежащими в одной гробнице. И вплоть до сегодняшнего дня они находятся в Федоровском кафедральном соборе города Ярославля.
***
Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт. Святые страдальцы за Христа и Его Церковь, принявшие мученические венцы в период правления императора-язычника Проба, царствовавшего в Римской империи в 276-282 годах от Рождества Христова.
Однажды, когда в Антиохии праздновалось одно языческое торжество, сопровождавшееся не только идолопоклонничеством, но и самыми непристойными разнузданными бесчинствами, два благочестивых христианина, Трофим и Савватий, попытались остановить происходящее. Их схватили и подвергли страшным истязаниям с тщетными попытками заставить страдальцев отречься от Христа.
Во время пыток святой Савватий скончался, а святого Трофима отправили к известному изуверу – языческому правителю области Фригия Дионисию в город Синнад. Мученика истязали так, как прежде не пытали даже самых стойких христиан, но он мужественно претерпевал все, повторяя слова псалма: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь».
В это время во Фригии жил знатный римский сенатор Доримедонт, тайно принявший христианство. Узнав о мучениях святого Трофима, он пришел к нему в темницу, утешил и перевязал раны. За это обоих бросили к диким зверям, а когда те не тронули мучеников, святых Доримедонта и Трофима усекли мечом. Это произошло в 276 году от Рождества Христова.
***
Преподобный Алексий (Соловьев), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. Русский святой первой трети XX века, старец одного из самых известных православных монастырей – Смоленской Зосимовой пустыни близ города Александрова.
Источник: https://tsargrad.tv/articles/blagovernyj-knjaz-feodor-smolenskij-i-chada-ego-david-i-konstantin-pravoslavnyj-kalendar-na-2-oktjabrja_161167
Жития благоверных князей феодора смоленского и чад его давида и константина, ярославских чудотворцев
Поиск Лекций
ЖИТИЕ
Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в Крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами. Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте. В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского († 1168; память 14 марта).
Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского († 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.
В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу.
Дело в том, что со времен святого Александра Невского († 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью.
Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.
В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275–1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке Крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор.
Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.
В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, «царь отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль.
К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «не прияша его во град, но рекоша ему: „Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле“».
Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати». Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (т. е. вассалами, подданными).
Выдать дочь за русского князя значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла Святое Крещение.
Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в Крещении Анной.
«Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение».
Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья – святой благоверный князь Давид († 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви.
Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии.
До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России.
Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом евангельской истины всех племен до Великого океана.
Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил, преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь.
Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.
Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений.
В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской († 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский († 1303; память 4 марта).
Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить. На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны.
Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и Сарайского владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.
Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.
Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев.
«И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми».
Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием Ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе.
Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща.
Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».
После него в Ярославле правил его сын – святой Давид († 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти.
В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния.
Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.
5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина.
Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич, да дети его Давид и Константин, поверх земли лежали.
Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе».
Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в проложные жития князя Феодора и в иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I.
Другая редакция жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре. Третье, наиболее подробное житие святого Феодора вошло в «Книгу степенную царского родословия», составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии.
Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие».
В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. – «Богословские труды», сб. XI, М., 1973, с.
55–77). Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s10547t8.html
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский и чада его Давид и Константин
Дни памяти: 5 марта, 23 мая, 19 сентября
Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237 – 1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.
Воинскими подвигами суждено было Богом прославиться в Русской земле и святому князю Феодору. В 1239 году, когда молитвами Пресвятой Богородицы святой воин-мученик Меркурий (память 24 ноября) избавил Смоленск от Батыева пленения, отрока Феодора в городе не было: его увезли и укрыли на время войны в безопасном месте.
В следующем, 1240 году умер его отец, князь Ростислав, правнук благоверного князя Ростислава, Смоленского и Киевского (+ 1168; память 14 марта). Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему – отроку Феодору маленький Можайск.
Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского (+ 1249; память 3 июля), и стал князем Ярославским.
У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.
В 1277 году соединенные дружины русских князей, среди которых был святой Феодор, в союзе с татарскими войсками, участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии “славного града их Тетякова”. Союзные войска одержали в этой войне полную победу.
Дело в том, что со времен святого Александра Невского (+ 1263; память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несломленную духовную и военную мощь православной Руси, были вынуждены изменить свое отношение к ней, стали привлекать русских князей к союзу, обращаться к ним за военной помощью.
Русская Церковь промыслительно использовала это сближение для христианского просвещения инородцев. Уже в 1261 году стараниями святого Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.
В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Векка (1275 – 1282) отвечал на вопросы русского Сарайского епископа Феогноста о порядке крещения татар и принятии в православие бывших среди них монофизитов и несториан. В эти годы и оказался в Орде святой князь Феодор.
Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, почтительно относившегося к Православной Церкви, выдавшего первый ханский ярлык о церковной неприкосновенности митрополиту Кириллу.
В летописи сказано: “А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяше и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его”. Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец, “царь отпустил его с великой честью”, и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. Ярославцы не приняли вернувшегося из Орды князя: “не прияша его во град, но рекоша ему: “Сей град княгини Ксении и есть у нас князь Михаиле””.
Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, “его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати”. Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими “улусниками” (т. е. вассалами, подданными).
Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение.
Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: “и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а православной веры не повелел осквернить”. Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной.
“Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, построил ему дворец, дал князи и боляре на послужение”.
Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья – святой благоверный князь Давид (+ 1321) и святой благоверный князь Константин. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви.
Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России.
Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока.
В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китайская летопись напишет о русских дружинах в Пекине.
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда “пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился”. Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества.
Особенную любовь проявлял он к обители Преображения Господня. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.
Но он больше всех любил сына святого Александра Невского, Андрея Александровича, поддерживал его во всех начинаниях, когда тот был великим князем Владимирским, ходил с ним в походы, делил радость побед и горечь поражений.
В 1296 году едва не разразилась кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: на одной стороне были святой Феодор и великий князь Андрей, на другой – святой Михаил Тверской (+ 1318; память 22 ноября) и святой Даниил Московский (+ 1303; память 4 марта). Но кровопролитие Божией помощью удалось предотвратить.
На Владимирском съезде князей (1296 г.) епископ Владимирский Симеон и епископ Сарайский Измаил сумели внести мир в обе стороны. Сам факт участия в съезде святого князя Феодора и сарайского Владыки Измаила говорит о том, что первый употребил все свои дипломатические дарования и влияние в Орде, чтобы способствовать установлению мира в Русской земле.
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной – Смоленском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захваченное его племянником. Но взять город и стать снова Смоленским князем ему в этот раз не довелось.
Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение. Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие.
По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. “И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял пред Богом и людьми”.
Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.
Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе.
Когда же иноки начали третью “Славу” Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: “Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща.
Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце”.
После него в Ярославле правил его сын – святой Давид (+ 1321). Второй из его младших сыновей, святой Константин, видимо, почил ранее. Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти.
В 1322 – 1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.
Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния.
Историки думают, что лучшие миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, принадлежали более раннему Евангелию, владельцем которого был сам святой Феодор Черный и которое он привез с собой в Ярославль как благословение из родного Смоленска.
5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: “Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали.
Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе”.
Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.
Житие святого князя Феодора Черного было написано вскоре по обретении мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием, по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа I. Другая редакция Жития была написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре.
Третье, наиболее подробное Житие святого Феодора вошло в “Книгу степенную царского родословия”, составленную при царе Иоанне Грозном и митрополите Макарии. Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали “калики перехожие”.
В них прославляются благочестие и правосудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов (см.: Митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд). Князь Федор Черный. – “Богословские труды”, сб. XI, М., 1973„ с. 55 – 77).
Сложность исторических судеб, суровость эпохи, бесчисленное множество врагов – не личных, но врагов России и Церкви, – только ярче подчеркивают для нас величие подвига святых созидателей России.
Источник: https://mission-center.com/gitiya/1504-svblagknfeodorsmolenskyyaroslavsky
Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Имена большинства князей русских затерялись на страницах истории. Но некоторые известны любому.
К примеру, Владимир Мономах – ну, кто о нем не слышал? А вот внук его, князь Феодор Смоленский не так знаменит. Между тем, этот человек причислен был в свое время к лику святых.
Его участь повторили сыновья венценосной особы. День памяти Церковь для данных слуг Господних учредила общий – 2 октября.
Содержание статьи:
Модный цвет волос весна 2019
Князь Феодор родился приблизительно в 1237-1239 гг., точную дату историки, к сожалению, не называют. Отцом его являлся Ростислав Мстиславович, Смоленский князь. Во времена правления своего Феодор носил прозвище Черный, с ним и вошел в историю Отечества нашего.
Феодора отец воспитывал в строгости. Будущий правитель Руси отличался с ранних лет смирением и кротостью, рос благочестивым и высоконравственным. Став взрослым человеком, князь не утратил этих личностных качеств, а, напротив, приумножил.
Когда случился раздел имущества Ростислава Мстиславовича, Феодор на правах одного из чад князя Смоленского получил в удел лишь небольшой городок под названием Можайск. Обиду, незаслуженно ему нанесенную, он стерпел беззлобно, как и подобает православному христианину. Князь превосходно правил своим владением, быстро превратив последнее в многолюдный, богатый город.
Он отличался добрым нравом и относился к своим подданным справедливо, из-за чего пользовался неизменным уважением и безграничной любовью народа.
В 1260 году князь Феодор женился. Супругой его стала княжна Мария Васильевна из Ярославля. Таким образом, заключив брак, Феодор получил титул Ярославского князя. Вскоре у княжеской четы родился сын, которого назвали Михаилом.
Крутой поворот судьбы
Жили супруги ладно и мирно вплоть до 1277 года. В указанное время князь Феодор принял участие в осетинском походе. Совершенные им ратные подвиги послужили причиной того, что на него обратил свое пристальной внимание хан Менгу-Тимур.
Правитель Орды выказал Феодору особое расположение, результатом стало трехлетнее пребывание князя русского в татарском царстве. После он вернулся домой, но там соправителя Руси ждали недобрые вести. По приезде обнаружилось, что супруга Мария Васильевна, скончалась.
Мать княжны, княгиня Ксения, прогнала князя, не дав ему ступить на ярославскую землю. Феодор был вынужден вернуться на прежнее место своего пребывания – в Орду.
Но недолго ходил князь вдовцом. Спустя короткое время он женился на ханской дочери. За этот брак выступала супруга Менгу-Тимура: ей нравился умный, обходительный русский князь, и она не представляла лучшей пары для своего ребенка.
А вот хан не разделял мнения жены и долго сопротивлялся, не давал согласие на супружеский союз дочери с «улусником». Слово это применялось татарами ко всем русским князьям и означало «подданный», «вассал».
Сомнения ордынского хана объяснялись просто: дай он добро на сей брак, автоматически пришлось бы признать, что князь Феодор равен по достоинству правителю татарского царства. Однако победил здравый смысл и размышления о выгоде, поскольку в интересах хана был крепкий тандем с русской стороной.
При вступлении в брак с Феодором царевна татарская приняла христианство, получив в результате обряда Крещения новое, русское имя Анна. Она родила мужу двух сыновей, которых нарекли Давидом и Константином.
Источник: https://www.inmoment.ru/holidays/theodore-smolensk.html
2 октября — Память благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина
Память 2 октября — 19 сентября по старому стилю.
Святой Феодор Смоленский.
Князь Феодор родился приблизительно в 1237-1239 гг., точную дату историки, к сожалению, не называют. Отцом его являлся Ростислав Мстиславович, Смоленский князь. Во времена правления своего Феодор носил прозвище Черный, с ним и вошел в историю Отечества нашего.
Феодора отец воспитывал в строгости. Будущий правитель Руси отличался с ранних лет смирением и кротостью, рос благочестивым и высоконравственным. Став взрослым человеком, князь не утратил этих личностных качеств, а, напротив, приумножил.
Когда случился раздел имущества Ростислава Мстиславовича, Феодор на правах одного из чад князя Смоленского получил в удел лишь небольшой городок под названием Можайск. Обиду, незаслуженно ему нанесенную, он стерпел беззлобно, как и подобает православному христианину. Князь превосходно правил своим владением, быстро превратив последнее в многолюдный, богатый город.
Он отличался добрым нравом и относился к своим подданным справедливо, из-за чего пользовался неизменным уважением и безграничной любовью народа.
В 1260 году князь Феодор женился. Супругой его стала княжна Мария Васильевна из Ярославля. Таким образом, заключив брак, Феодор получил титул Ярославского князя. Вскоре у княжеской четы родился сын, которого назвали Михаилом.
Крутой поворот судьбы.
Жили супруги ладно и мирно вплоть до 1277 года. В указанное время князь Феодор принял участие в осетинском походе. Совершенные им ратные подвиги послужили причиной того, что на него обратил свое пристальной внимание хан Менгу-Тимур.
Правитель Орды выказал Феодору особое расположение, результатом стало трехлетнее пребывание князя русского в татарском царстве. После он вернулся домой, но там соправителя Руси ждали недобрые вести. По приезде обнаружилось, что супруга Мария Васильевна, скончалась.
Мать княжны, княгиня Ксения, прогнала князя, не дав ему ступить на ярославскую землю. Феодор был вынужден вернуться на прежнее место своего пребывания – в Орду.
Но недолго ходил князь вдовцом. Спустя короткое время он женился на ханской дочери. За этот брак выступала супруга Менгу-Тимура: ей нравился умный, обходительный русский князь, и она не представляла лучшей пары для своего ребенка.
А вот хан не разделял мнения жены и долго сопротивлялся, не давал согласие на супружеский союз дочери с «улусником». Слово это применялось татарами ко всем русским князьям и означало «подданный», «вассал».
Сомнения ордынского хана объяснялись просто: дай он добро на сей брак, автоматически пришлось бы признать, что князь Феодор равен по достоинству правителю татарского царства. Однако победил здравый смысл и размышления о выгоде, поскольку в интересах хана был крепкий тандем с русской стороной.
При вступлении в брак с Феодором царевна татарская приняла христианство, получив в результате обряда Крещения новое, русское имя Анна. Она родила мужу двух сыновей, которых нарекли Давидом и Константином.
Заключение брака с дочерью правителя Орды сделало князя Феодора очень влиятельным в татарской обители человеком.
Это имело впоследствии судьбоносное значение для земли русской, поскольку князь не отказался от своей Родины из-за инцидента с тещей и приложил все усилия для того, чтобы использовать свое новое положение на пользу Отечества и Церкви.
Он в буквальном смысле начал распространять в Орде православие, в частности, возвел несколько христианских церквей, распространял среди ордынцев обычаи своей религии и т.п. И, надо сказать, жители татарского царства хорошо усваивали и благодушно воспринимали предлагаемые им порядки.
И снова Русь.
В 1290-м году после кончины старшего сына князя Михаила от первого брака состоялось возвращение Феодора на Родину. Хан снабдил зятя крепким, большим войском, а также отпустил богатые дары.
Феодор поселился в Ярославле с женой и детьми и тут же принялся за дела: хлопотал о благоустройстве города, организовывал строительство православных храмов, заботился о народе, удовлетворяя нужды своих подданных. Он прославился деятельностью своей на всю Русь. Другие князья стремились завязать с Феодором дружбу, и многим это удалось.
Самым же любимым и верным товарищем князя Ярославского стал Андрей, сын святого Александра Невского. Феодор во всем оказывал своему другу поддержку и помощь, вместе они ходили в военные походы, делили беду и радость.
Успешно управляя Ярославлем, благоверный князь и о Смоленском княжестве, являвшемся его отчизной, не забывал.
Справедливости ради стоит отметить, что в отношении указанного удела Феодор столкнулся с большими трудностями.
В 1297 году ему пришлось организовать в Смоленск поход, дабы вернуть утраченные когда-то права на княжение в озвученном городе, коим правил в тот момент племянник князя. Увы, ничего из этого не вышло.
Кончина и прославление.
Прошло немного времени после совершения упомянутого выше похода, и святой тяжко заболел. Как только это случилось, князь выказал желание принять монашеский постриг в любимом им Спасо-Преображенском монастыре.
Желание благоверного князя было выполнено 18 сентября 1299 года. Обряд уже был в самом разгаре, когда князь велел вынести его, умирающего, из храма во двор обители. Там собралось много народа. И князь исповедовал грехи свои перед подданными.
После Феодора внесли обратно в монастырский храм и завершили обряд монашеского посвящения.
Наступила ночь. Князь не спал, над ним читали молитвы монахи во главе с настоятелем. В два часа ночи послышался колокольный звон – то звонили к утрене. Князь никак не отреагировал, продолжая хранить молчание. На третьей «Славе» Псалтири душа Феодора отошла в мир иной. Перед тем, как испустить дух, князь успел осенить себя крестным знамением.
Лежащий в гробу, святой удивил всех смотревших на него необычайным обликом своим. Лицо Феодора светилось, будто лучи солнца исходили от чела князя. То было указание на кроткий нрав, душевную чистоту и доброе сердце угодника Божия. Князь не выглядел умершим — казалось, будто он спит.
Место Феодора на ярославском престоле после кончины угодника Божия занял Давид. Последний умер в 1321 году. Брат его покинул бренный мир еще раньше. После смерти младшего из братьев началось почитание князя Феодора в качестве святого в Ярославле и прилегающих землях.
Обретение мощей всех трех венценосных особ состоялось 5 марта 1463 года в озвученном городе. Вскоре после этого события свет увидело житие святого, автором которого выступил Антоний, иеромонах Ярославского Спасского монастыря.
Позже появились другие редакции жизнеописания благоверного святого князя, созданные разными людьми.
Молитвы святым благоверным князем Феодору, Давиду и Константину.
О угодницы Божии, святии и благовернии князи Феодоре, Давиде и Константине! Прострите благоприятныя молитвы ваши ко Господу и Создателю нашему и умолите Его благость даровати нам (имена) вся к вечному спасению потребная, таже и к житию сему временному нужная: веруем бо несомненно, яко вся возможна, вам, яко истинным Его угодником. Ей, чудотворцы святии! Не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова, да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и ваше святое заступление, во веки веков.
Молитва иная святым благоверным князем Феодору, Давиду и Константину.
О велиции угодницы Божии и чудотворцы, святии и благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, припадающе к святым и многоцелебным мощем вашим, молим вы со смирением, верою и любовию: прострите благоприятные молитвы ваша ко Господу и Создателю нашему, и умолите Его благость, даровати нам вся нужная к житию сему временному, и потребная к вечному спасению нашему: веруем бо несумненно, яко вся возможна вам, яко истинным Его угодником. Сего ради просим вы: испросите нам у Царя царствующих и Господа господствующих страждущую страну Российскую от лютых безбожник и власти их Господь да свободит, верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к Нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Испросите престольным градом, граду нашему и всем градом Российским благополучие, изобилие и от злых сохранение, всем же правоверным людем, почитающим вас, и на поклонение мощем вашим святым приходящим, милость Божию и благих прошений скорое исполнение. Ей, чудотворцы святии, не посрамите упования нашего, но молитвами вашими сотворите нас наследники быти Царствия Христова: да прославляем человеколюбие в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, Отца и Сына, и Святаго Духа, и ваше святое заступление во веки веков. Аминь.
Тропарь на преставление, глас 4:
От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте; отонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине, с верою вас почитающих, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь на преставление Феодора, глас 4:
Яко целитель преизряден и казатель благоприятен, мирский мятеж оставил еси и крест свой на рамо взем и божественным житием пожил еси и воздержанием плоти украсился еси, к тебе притекающим сосуд избранный показа тя, всеблаженне Феодоре, воспевающих твою память в псалмех и песнех, преподобне, молися о душах наших.
Ин тропарь, глас 4:
Измлада явился еси, Богомудре княже, Божествен сосуд невозбранен Богови, ныне точиши нам многоцеления, вся ереси потопляюще и спасая присно свой град и всех верных сохраняя невредимо от видимых и невидимых враг, верою тя молим, преподобне отче наш, княже Феодоре, моли спастися душам нашим.
Тропарь на перенесение мощей, глас 8:
Яко звезды многосветлыя от юности возсиявше, осветили есте сердца верных пренесением честных мощей ваших, во плоти, яко ангели, на земли показастеся, пощением насаждени бысте, яко древа, при водах воздержания, напоени струями слез ваших, и скверну омысте. Сего ради явистеся приятелища Божия Духа, Феодоре, и Давиде, и Константине, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Ин тропарь, глас 4:
Яко апостолом сопричастницы и врачеве предобрии, служители Богоприятнии, памяти вашей Божественней притекающим, святии Богомудрии, достоблаженнии, благочестивии князе, новоявленнии чудотворцы Феодоре, и Давиде, и Константине, сошедшеся любовию в память вашу светло празднуем, в песнех и пениих радующеся, Христа славяще, таковую благодать даровавшаго вам исцелением, граду вашему Ярославлю великое утверждение.
Кондак на преставление Феодора, глас 4:
Явися велие солнце Христове Церкве, просвещая учением светлостьми, всечестне, яко черпалом златым от кладезя неископаннаго чудес почерпл еси от Источника неистощимаго на успение свое приспел еси, всеблаженне Феодоре, ныне всем даеши грехов прощение.
Ин кондак, глас 1: Многомудренно преселився, преподобне княже Феодоре, в град цветущ присно плоды благия, явился еси яко раи, паче жизни, яко многосветлая звездо в мире сияя, в пощении исправив жизнь свою, и ныне Того получил еси живот вечный на небесех.
Кондак на перенесение мощей, глас 8:
Явистеся светильницы всесветлии, во плоти яко ангели, и яко жизни древеса райская, пощением, бдением и верою возращаеми, процвели есте молитвами вашими, небесныя благодати приемше.
Врачеве же крепцы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине.
Молите Христа Бога грехов оставление даровати, верою и любовию чтущим память вашу.
Ин кондак на перенесение мощей, глас 8:
Яко светильницы и врачеве преизряднии явистеся, верним сердца озаряюще добродетельми чудес ваших, в плоти бо на земли благоугодители, Иже во святых Прославляемому непрестанно молите о всех нас.
Величание:
Величаем вас, святии благовернии князе Феодоре, Давиде и Константине, и чтим святую память вашу, вы бо молите за нас Христа Бога нашего.
Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/pravoslavie/2-oktyabrya-pamyat-blagovernyx-knyazej-feodora-smolenskogo-i-chad-ego-davida-i-konstantina-2/