Благоверный князь олег брянский

Святой благоверный князь Олег Брянский

Среди большого количества святых, которым поклоняются, есть те, которые получили особое место. Многие читают молитвы святому Олегу Брянскому. Он признан особым примером стремления к ангельскому образу жизни. Кроме того, он был потомком известного благочестивого князя Михаила Черниговского.

Житие святого

В 13 веке Русь потерпала от нашествий полчищ орды. Разрушение, кражи, заброшенные земли – все это стало символами той эпохи. Многие богатства были украдены, но единственное, что не могли уничтожить – это вера. Все отмечали, что гибель всего земного является делом рук человечества.

Но верующие знают, что Господь поможет все преодолеть. Постоянное укрепление веры позволяет пройти через любые страдания. В тот период активно вели проповедническую деятельность Михаил Черниговский. Он и все его потомки старались донести слово Божье каждому. Есть особенные упоминания о житие святого князя Олега Брянского.

Первые упоминания о нем датируется 1274 годом. В нем речь идет о факте, что вместе с отцом принимал участие в противостоянии с Литвой. Когда все утихло, то проводил некоторое время у родной сестры.

Обратите внимание

Всю жизнь он наблюдал за тем насколько все быстротечно, принял решение об отказе от наследства.

За собственные средства он  создал Петро-Павловский монастырь в Брянске, а со временем стал там монахом по имени Василий.

Точной даты нет, но есть сведения о том, что он умер тут же в 1331 году. Тогда  погребли тело под соборным храмом.

 В чем помогает святой Олег Брянский

К нему постоянно обращаются со многими прошениями. Образ с его изображением можно найти практически в любом святом месте.

Так как его считают примером смиренности, то к нему обращаются для:

  • успокоения плотской похоти;
  • избавления от гордыни;
  • устранения тщеславия;
  • возвращения к вере заблудших.

Но стоит помнить о том, что не лики святых выполняют наши прошения, а наша вера. Если мы не будем проявлять должного отношения к святым и Богу, то никакие наши просьбы не будут услышаны. Вот текст самой популярной молитвы святому.

Святой лик

Чаще всего приобретать и иметь в доме икону святого Олега Брянского советуют тем, кто носит такое же имя. Но это совсем не обязательное условие. Считается, что она всегда будет сопровождать и помогать в любом начинании своего хозяина. К ней направляют свои молитвы в любых сложных жизненных ситуациях.

Обязательно к прочтению:  О чем молятся Макарию Желтоводскому и Унженскому

В Брянске ее считают покровителем, символом и местной святыней. К ней советуют обращаться в ситуациях, когда вера человека пошатнулась или он сомневается в правильности православного вероучения. Еще действие ее направляется на дарование спокойствия душе, отвлечения от лишней суетности современности.

Святые места

По всей России и за ее пределами есть святыни, где чтят  данного святого. Вот те, которые чаще всего упоминаются:

  • часовня в д. Хотенка в Калужской области;
  • церковь в г. Красноярск;
  • храм в Пятигорске;
  • святое место в Киеве и прочие.

Самым ярким представителе есть храм Олега Брянского в Новосибирске. Находится он в Октябрьском районе города. Освящение его провели 24 июня 2013 года, а потом спустя пару дней прошло архиерейское освящение. Проводил его сам Владыка Тихон.

Всю информацию по поводу его работы, служб и прочего, можно найти в Интернете на сайте обители. Большую роль в его возникновении сыграл О. В. Шабуневич.

Изначально он пожертвовал для него участок, а ко дню освящения привез икону святого с частью мощей.

Мощи святого Олега

Как уже было сказано, сначала его похоронили под храмом, где он провел последнее время своей жизни. Вначале 1930 годов было принято решение перезахоронить его для предупреждения надругательств. Их поместили под алтарем Введенской церкви обители.

Все, кто принимали участие в данном процессе, дали обещание о хранении тайны. Только в 1995 году были выданы сведения. С 10 августа 1995 года мощи стали доступными в Введенском храме Петро-Павловской обители.

Возле них проводят напутственный  молебен для новых воинов города.

В 2013 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий установил день памяти святого Олега Брянского. Он был назначен на 3 октября.

Помните, что перед прошением чего-то и  о даровании благосклонности, стоит сначала поблагодарить его за то, что мы уже имеем.

Храни Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом Олеге Брянском:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/svyatoj-blagovernyj-knyaz-oleg-bryanskij/

Олег брянский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Олег Брянский

Олег Романович Брянский, в крещении Леонтий, в иночестве Василий (ок. 1245 – 1307) [1], святой благоверный князь, преподобный.

Память 20 сентября в день кончины, в Соборах Брянских и Волынских святых

Внук святого князя мученика Михаила Черниговского, сын первого Брянского князя благоверного Романа.

В Ипатьевской летописи упоминается, что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом участвовал в войне против Литвы.

Важно

Познав суетность земного счастия, он предоставил Черниговское и Брянское княжества своему брату и его сыну, а сам решил служить Богу в иноческом чине. В 1275 году он соорудил Петровскую обитель в Брянске где принял постриг с именем Василий.

Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября 1307 года и был погребен в монастырском храме.

Мощи и почитание

Вскоре после кончины князь Олег Брянский был прославлен как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей сооруженного им Петропавловского монастыря и почивала там столетиями.

С началом безбожных гонений после 1917 года, мощи святого оказались в опасности осквернения. Бытует несколько версий тогдашних событий. По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.

Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей. В ходе розысков он нашел старушку, которая в молодости оказалась свидетельницей перезахоронения святого.

Она указала примерное место – под алтарем. 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром.

Ныне святые мощи вновь покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.

Преподобный Олег Брянский, изображение на колоколе

Молитвословия

Тропарь, глас 8 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 [2])

От ю́ности возлюби́в Христа́ все́м се́рдцем, преподо́бне,/ сла́ву земну́ю, я́ко преходя́щу, оста́вил еси́,/ и ца́рство земно́е в ничто́же вмени́в,/ ли́ку и́нок ра́достно приче́лся еси́,/ и труды́ мно́гими гра́д Бря́нск, а́ки со́лнце, пресве́тло озари́л еси́:/ те́м, бы́в Тро́ицы украше́ние,/ моли, княже Олеже, Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 [2])

От ю́ности Христа́ возлюби́в все́м се́рдцем, преподо́бне,/ сла́ву земну́ю, я́ко преходя́щу, оста́вил еси́/ и, ца́рство земно́е нивочто́же вмени́в,/ ли́ку и́ноческому ра́достно приобщи́лся еси́/ и, мно́гими по́двиги благода́ть Свята́го Ду́ха стяжа́в,/ гра́д Бря́нск, а́ки со́лнце, пресве́тло озари́л еси́./ Те́мже моли́, кня́же Оле́же, Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 [2])

Засту́пниче те́плый Бря́нския земли́,/ преподо́бне кня́же Оле́же,/ ку́пно со святы́ми сро́дники твои́ми/ Престо́лу Бо́жию ны́не предстоя́,/ моли́твами твои́ми Правосла́вие утверди́,/ е́реси и раско́лы разори́,/ Оте́честву на́шему ми́р// и душа́м на́шим поле́зная испроси́.

Ин кондак, глас 4

Уподо́бился еси́ плодоно́сней ле́торасли от ко́рене честна́го,/ Оле́же благоро́дне,/ и́стину возлюби́в и нетле́нный Христо́в живо́т./ Те́мже моли́твою и поще́нием свети́льник вели́кий бы́в твои́м ученико́м,// просвети́, блаже́нне, оте́чество твое́ и спаси́ ду́ши на́ша.

Использованные материалы

  • “Князь Олег Брянский”, Брянск – открытый сайт справочник (путеводитель):
  • Статья по Бухарев, Иоанн, прот., Жития святых, (репринт) Москва: изд. “Отчий дом”, 1999:
    • http://tyt.slu.ru/oleg.htm
  • http://www.pravoslavie.by/sootc.asp?id=2296&Session=100
  • http://arh-gavriil.bsu.edu.ru/calendar/Life/life1571.htm
  • Полный Тропарион, Издательство “Троица”, 2006, т. 1, 59.

[1]  Так в статье сайта о Брянске, http://brnk.ru/node/4287. По http://www.pravoslavie.by/sootc.asp?id=2296&Session=100 указано что скончался в конце XIII-начале XIV веков, так же дается дата – + ок.1285 года.

[2]  http://www.patriarchia.ru/db/text/5237172.html, http://www.patriarchia.ru/data/2018/07/14/1239018284/sl-oleg…ocx.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/2399.html

Житие Преподобного благоверного князя Олега Брянского

Житие Преподобного благоверного князя Олега Брянского

(память 20 сентября / 3 октября)

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих.

Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана.

Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.

https://www.youtube.com/watch?v=mvPu99onvzQ

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего,» и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью разставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение.

На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранить власть и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие».

Совет

Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю души моей, прочь слава мира сего тленного», — эти предсмертные слова Святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

«Род праведных благословится», — говорит Святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к Святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь Страстотерпца Михаила, Преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и Богоугодное житие причислена к Лику Святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию.

В 1288 году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как Святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274 году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении — Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы.

По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении — Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей.

Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия, в созданном им на свои средства, Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители Святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331 году.

Тело Святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Обратите внимание

Известно, что из благоговения к памяти Святого князя-подвижника Патриарх Никон возвел Петро-Павловскую обитель на степень ставропигии (ставропигиальный монастырь управляется не епархиальными Архиереями, а непосредственно Патриархом).

В 1701 году на месте деревянного храма, где покоились Святые мощи Благоверного князя, был построен каменный храм в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

В другом приделе вскоре был освящен Престол в честь иконы Божией Матери «Знамение».

В ноябре 1893 года Великий князь Константин Константинович, пожертвовал Петро-Павловскому монастырю икону «Святого благоверного князя Олега Брянского Чудотворца со сребропозлащенною к ней лампадою, весом 2 фунта 17 золотников и четыре билета пятипроцентных по 150 рублей с тем, чтобы проценты с этих билетов поступали на елей в неугасимую лампаду пред этой иконой». 4-го октября 1894 года разрешено было издание икон Брянских Святых, князя Олега и Преподобного Поликарпа, а также их металлических образков.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: «По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь Святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…»

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября — день памяти Брянского угодника Божия, Святого князя Олега — не торговым днем.

Читайте также:  Мученик сергий архангельский

В этот день, с 1900 года, во всех Брянских храмах совершались торжественные Богослужения, а торговля была закрыта.

В 1903 году, по благословлению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти Преподобного Олега, князя Брянского — 20 сентября / 3 октября.

Источник: http://pravdonbass.net.ua/article/zhitie-prepodobnogo-blagovernogo-knyazya-olega-bryanskogo

Святой благоверный князь Олег Романович Брянский чудотворец

День памяти: Октябрь 3 (Сентябрь 20)

“Род праведных благословится” – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории.

Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила.

Церковь причислила к лику святых его дочь – преподобную Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября) и его внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).

Святый и благоверный князь Олег Романович, во иноцех Леонтий Черниговский и Брянский чудотворец преставися в лето 6740 и положен бысть в Петропавловском монастыре.

Родной внук св. князя Михаила Черниговского. В старости оставил княжение, постригся в основанном им Брянском Петропавловском монастыре. Умер строгим подвижником около 1280 года. Мощи под спудом в соборном храме этого монастыря. (Сергий II, 250).

В древних синодиках поминали “Олега Романовича великаго князя Черниговскаго, Леонтия, оставившаго дванадесять тем людей и приимшаго ангельский образ, во иноцех Василий”.

По “Иконописному Подлиннику”: “князь Олег подобием надсед, брада доле Власиевы, в схимк, ризы преподобническия” (Филимонов, стр. 60).

Важно

 Князь Олег Брянский (ок.1245 — 1307), в крещении Леонтий, является сыном первого брянского князя Романа Михайловича (ок.1225 — ок.1290) и внуком святого мученика князя Михаила Черниговского (1179-1246).

В Ипатьевской летописи упоминается, что в 1274 году князь Олег вместе с отцом Романом Михайловичем Брянским участвовал в военном походе против Литвы.

Позднее Олег на свои деньги основал в Брянске новый монастырь, дошедший до наших времен под названием Петропавловский, и через несколько лет после смерти отца, оставив брянским князем своего брата, принял там же монашеский постриг с именем Василий.

 Церковные архивы свидетельствуют, что в этом монастыре благоверный князь скончался строгим подвижником 20 сентября (по старому стилю) 1307 года и был погребен в монастырском храме.

Вскоре после смерти князь Олег Брянский был канонизирован Русской православной церковью как святой. Рака с мощами преподобного была установлена в одной из церквей Петропавловского монастыря.

О злоключениях святой реликвии ходит много легенд.

По одной из них, когда в 1930 году Введенскую (ныне Петропавловскую) церковь, где хранились мощи, новые власти предали поруганию, настоятель епископ Даниил принял решение тайно захоронить раку с мощами.

 Спустя шесть с половиной десятилетий, работая над кандидатской диссертацией об истории брянских монастырей, священнослужитель Петропавловского собора отец Георгий решил узнать о судьбе святых мощей.

В ходе розысков кандидат богословия нашел старушку весьма почтенного возраста, которая в свои младые годы оказалась свидетельницей перезахоронения святого. Она указала примерное место – под алтарем.

Совет

 И вот 10 августа 1995 года, благодаря усилиям специалистов-поисковиков, мощи святого князя Олега Брянского были вновь обретены. Пожертвования на гробницу собирали всем миром. Ныне святые мощи покоятся в Петропавловском храме в богатой золоченой раке и доступны для поклонения.

 За прошедшие века было создано много икон с ликом святого благоверного князя Олега Брянского, которые находятся как в Троицком храме в Бежичах и в Петропавловской (бывшей Введенской) церкви, так и в других церквях России.

 Святой Благоверный князь Олег Брянский – один из хранителей духовности, веры и самостоятельности на Земле Русской.

Тропарь преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне / славу земную, яко преходящу, оставил еси / и царство земное в ничтоже вменивше, / лику инок радостно причелся еси / и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: / тем, быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак преподобного и благоверного князя Олега Брянского

глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником,/ просвети, блаженне, Отечество твое и спаси души наша.

Молитва благоверному князю Олегу Брянскому

О, преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, преблаженне, мило­стиво на град твой и виждь чада твоя, смиренно ти припадающия и служити тебе хотящия.

Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодетель и ходатай, моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Россий­скую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая.

Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благоче­стие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дару­ет пастырям ревность попечения о спасении людей, во еже неверующая просветити, заблуждшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкве Православныя чисты сохранит от мирских искушений, похотей плотских, суемудрия, суеверий и наваждений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам ско­рым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако на земли богоугодно поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Величание

Ублажаем тя, /благоверне княже Олеже, /и чтим святую память твою, /ты бо молиши за нас /

Христа Бога нашего

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/1070824/

Святой благоверный князь Олег Брянский и преподобный Поликарп Брянский

Удивительно, но, скорее всего, святые Олег и Поликарп Брянские были родственниками; возможно даже, что Поликарп — прямой потомок благоверного князя.

Если это так (а на то есть некоторые указания), то обоих покровителей Брянска можно назвать «потомственными святыми».

Да простят нас за такое вольное определение, но оно вполне мотивировано — ведь и отец, и дед святого благоверного князя Олега причислены к лику святых. Однако обо всем по порядку.

Святой благоверный князь Олег Брянский и его предшественники

Святой благоверный князь Олег Брянский (ок.

1245—1307 или 1331) жил в один из самых тяжелых периодов русской истории — когда пелена татаро-монгольского ига безнадежно простерлась над Русской землей, когда еще даже не забрезжил свет освобождения, не родился будущий преподобный Сергий Радонежский, а притеснения русских людей со стороны завоевателей были наиболее тяжкими. Его дедом был знаменитый князь-мученик Михаил Всеволодович Черниговский, казненный в Орде за отказ поклониться языческим идолам. Когда ему предложили сделать это перед входом в шатер Батыя, князь ответил: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Ответ разгневал татар, и они убили святого князя и его приближенного боярина Федора. Верные князю люди смогли тайно вывезти его тело на Русь и захоронить в Чернигове. В XVI веке Михаила и Федора Черниговских русская Церковь канонизировала.

Дети князя-мученика Михаила Черниговского

«Род праведных благословится», — говорит псалмопевец Давид. Дети князя-мученика впоследствии тоже были причислены к лику святых.

Его дочь княжна Феодулия удалилась в суздальский Покровский монастырь, где постриглась в монахини с именем Евфросиния и прожила праведную жизнь, став настоятельницей этой знаменитой обители.

Чудотворения матушки Евфросинии начались еще при жизни и продолжились после ее смерти, в результате чего она была прославлена как преподобная Евфросиния Суздальская раньше своего отца.

Сын князя Михаила и брат княжны Феодулии Роман основал самостоятельное Брянское княжество. После мученической кончины отца он получил во владение Брянский удел, а княжеский стол в Чернигове занял его дядя Андрей Всеволодович.

При нем над княжеством нависла новая угроза с запада — притязания на него объявило Великое княжество Литовское. Захватить Чернигов и присоединить его к своим владениям литовцам удалось только после смерти князя Андрея, но все княжество им не покорилось.

Князь Роман Михайлович перенес столицу в Брянск, который восстановил на новом месте и в котором построил первую деревянную церковь на Покровской горе.

Обратите внимание

С именем князя Романа связано основание и самой известной святыни Брянской земли — Свято-Успенского Свенского монастыря.

Цитируем «Сказание о явлении Свенской иконы Божией Матери»: «В лето 6796 (1288) благоверный великий князь Черниговский Роман Михайлович, будучи в своей вотчине во граде Брянске, по Божиему изволению ослеп очами и, слышав о чудесах исцеления, случавшихся от образа Пресвятой Богородицы Печерской и от великих чудотворцев Антония и Феодосия Печерских Киевских, послал гонца своего в тот Печерский монастырь с милостынею и прошением об отпуске той чудотворной иконы к нему в город Брянск, для испрошения от нее исцеления».

Архимандрит Киево-Печерского монастыря снарядил нескольких монахов, которые на лодке по Десне повезли икону к князю в Брянск. Но по дороге образ пропал — иноки остановились переночевать на берегу близ реки Свены, уже близ Брянска, а проснувшись утром, икону на месте не обнаружили.

Отправившись на поиски, вскоре они нашли ее на холме на большом дубе и сообщили об этом князю Роману. Князь со свитой пешком пришел к иконе, помолился перед ней и дал обет построить на этом месте монастырь, если ему будет возвращено зрение.

Произошло чудо — он прозрел и сам вместе со строителями принялся за возведение Успенского храма, который послужил началом знаменитой в будущем обители. Вскоре после этих событий князь скончался; позже он был прославлен Церковью.

Внуки Михаила Черниговского

Не оставила святость и следующее поколение этого княжеского рода. Сыну святого благоверного князя Романа Михайловича Олегу суждено было стать покровителем всей Брянской земли. Надо сказать, что князем он являлся только по рождению, еще при жизни отца предпочтя земной власти иноческий постриг. С 1275 года Олег — насельник Петропавловского монастыря, основанного им на свои средства.

Известно, что до этого князь Олег вел вполне мирскую жизнь и еще незадолго до пострига вместе с отцом участвовал в походе против Литвы.

История не сохранила, случилось ли в жизни Олега какое-то поворотное событие, которое заставило его избрать монашеский путь, или он шел к этому решению постепенно.

Важно

В любом случае, мы знаем, что права наследования княжеского престола он отдал брату и его сыну добровольно.

О жизни инока Василия (именно с таким именем принял постриг князь Олег) исторические сведения крайне скудны. В устроении обители помогал ему благочестивый князь Волынский Владимир Василькович, женатый на его сестре Ольге.

В Петропавловской обители бывший князь провел несколько десятилетий; там же он и отошел ко Господу — в 1307 или, по другой версии, 1331 году. Он был похоронен под спудом соборного храма, а вскоре прославлен в лике святых.

Петропавловский монастырь существует в Брянске до сих пор. Правда, теперь он — женский. Еще в XVII веке Патриарх Никон, почитающий память князя-инока, сделал эту обитель ставропигиальной, то есть подчиненной непосредственно Патриарху, а не местному архиерею. В 1701 году соборный храм монастыря отстроили в камне — этот храм сохранился, хотя и очень сильно пострадал в богоборческую эпоху.

Особо широкие масштабы почитание святого благоверного князя Олега приняло в конце XIX века. Тогда в огромном количестве появились иконы святых Олега и Поликарпа, а день памяти князя-инока — 20 сентября (3 октября по новому стилю) — сделали в Брянске неторговым днем. Во всех церквах города в этот день совершались торжественные богослужения.

В 20—30-е годы XX века непосредственная угроза нависла не только над храмами по всей России, но и над мощами святых, пребывавшими в этих храмах.

Большевики неоднократно устраивали публичное поругание святых мощей, пытаясь доказать народу, что они являют собой не более, чем простые человеческие останки.

Совет

В этих условиях архиепископ Брянский Даниил (Троицкий) благословил в начале 1930-х годов тайное перезахоронение мощей святого благоверного князя Олега. Их местоположение так тщательно скрывалось, что могло и вовсе затеряться.

По счастью, когда пришло время возвращения храмов Церкви и православному народу, удалось найти свидетельницу перезахоронения: Мария Белова, бывшая в то время юной прихожанкой, указала, где все эти десятилетия покоились мощи святого, и 10 августа 1995 года они были вновь обретены. С тех пор мощи покоятся во Петропавловском храме монастыря и открыты для поклонения.

Преподобный Поликарп Брянский

О втором покровителе Брянска, преподобном Поликарпе, мы знаем гораздо меньше. Не известно точно ни его мирское имя, ни время жизни.

По самой распространенной версии, святой был в миру князем Петром Ивановичем Барятинским, прямым потомком святого мученика Михаила Черниговского и святых благоверных князей Романа и Олега Брянских.

Если это действительно так, то жил он в конце XVI — начале XVII столетий.

При царе Иване Грозном князь Барятинский занимал высокие военные и гражданские посты: он был воеводой в нескольких городах, участвовал в войне со шведами. Со смертью Грозного царя и воцарением Бориса Годунова Петр Иванович попал в опалу. Отчего — не вполне понятно.

Читайте также:  Василий блаженный

Согласно сохранившимся данным, князь слыл человеком строгим и ревниво хранил родовую честь.

Возможно, именно эта черта характера вынудила его повздорить с новым самодержцем, а может быть, приближенные государя просто избавлялись от людей, преданных прежней династии, как это часто бывает при не самой безупречной смене власти.

В 1591 году князя Петра Барятинского отправили воеводой в далекую Тюмень, что было почти ссылкой, — хотя, возможно, такой мягкий ее вариант говорит о том, что неугодного князя все же уважали и побаивались.

Через несколько лет он сам облегчил задачу желавшим от него избавиться недоброжелателям, приняв решение удалиться от мира и встать на иноческий путь.

Князь Петр отправился на Брянщину, землю своих предков, где основал Спасо-Преображенский монастырь с общежительным уставом и принял в нем монашеский постриг с именем Поликарп.

Это благочестивое деяние вполне укладывается в родовую традицию — ведь благоверные князья Роман и Олег тоже основали в Брянске по монастырю. В Преображенской обители инок Поликарп, ставший вскоре его настоятелем, и провел остаток жизни, скончавшись в 1620 или в 1621 годах.

Обратите внимание

Отметим, что у приведенной нами версии есть критики, и довольно серьезные. Некоторые исследователи приводят цитату из Брянских писцовых книг 1626—1629 годов, в которой среди храмов Брянска указана «церковь преподобного отца нашего Поликарпа, Брянского чудотворца».

Очевидно, что сколь бы велики ни были монашеские подвиги настоятеля Спасской обители, канонизировать его и освятить в его честь храм спустя несколько лет после его кончины было невозможно.

Поэтому приходится предположить, что преподобный Поликарп жил раньше, хотя не исключено, что все равно он происходил из Барятинских, всегда много жертвовавших обители.

Этот монастырь, вначале небольшой и скромный, к концу XVII века разросся и обзавелся каменным храмом, в котором хранились святые мощи преподобного.

Впрочем, предпринятой Екатериной II секуляризационной реформы он не пережил, будучи упразднен в 1764 году — подобно десяткам других обителей по всей Российской империи.

Правда, собор бывшего монастыря вскоре — не в пример другим монастырским соборам, превращенным в приходские церкви, — важного значения не утерял, став кафедральным собором Брянска и заменив в этой роли Покровский собор.

В середине XIX века Брянская кафедра перебралась в новый собор, известный под именем Новопокровского. Однако преподобный Поликарп не оставил попечения о своей, пусть и расформированной, обители.

Известен удивительный случай конца XIX столетия: однажды соборный диакон Соколов, разгневавшись из-за чего-то, начал кричать и ругаться прямо в храме — оказавшись около места захоронения преподобного Поликарпа, он увидел незнакомого старца, который сказал ему: «Чего ты кричишь и сердишься на этом святом месте? Смотри, я — Поликарп. Ты будешь наказан за бесчинство». С тех пор диакон всегда, проходя здесь, испытывал необъяснимый и непреодолимый страх. Преподобный не только делал внушения вверенным его заботе людям — в начале XX века известно несколько случаев чудесных исцелений по молитвам, ему адресованным.

Важно

Творению преподобного Поликарпа Брянского, Спасо-Преображенскому монастырю, повезло гораздо меньше, чем основанной святым князем Олегом Петропавловской обители. Новопокровский собор, остававшийся в XX веке его последним следом, взорвали в 1960-е годы. Бесследно пропали в безбожную эпоху и святые мощи преподобного.

Однако для небесной славы святого Поликарпа это не имеет большого значения. Вместе с благоверным князем Олегом он продолжает охранять свою землю, и все новые и новые брянские дети принимают крещение в приделе святых Олега и Поликарпа в Покровском соборе.

Святые России.

Источник: http://posmotrim.by/article/svyatye-oleg-i-polikarp-bryanskie.html

Икона Олега Брянского

Олег Брянский — православный святой, приходящий в трудные минуты на помощь людям по зову их искренних молитв. Икона праведника, оказывающего поддержку любому нуждающемуся, — щит и опора для верующего человека.

Олег Брянский, в народе «Священный» — значимая и известная фигура в православной церкви. Он знаменит своей глубокой духовностью и верой в Господа. Всю свою сознательную жизнь он посвятил служению Богу, ни разу не упав духом.

История иконы

Олег Брянский был святейшим человеком. Он был сыном князя Романа Михайловича, правившего в Брянских землях, и внуком известнейшего Михаила Черниговского. Еще с рождения мальчику прививали любовь к Христу и наставляли на истинный путь.

Олег вырос смиренным и праведным человеком, твердо решив прожить богоугодную жизнь. В юности Священный ходил в поход, сражаясь с чужеземцами, но когда отец его скончался, святой понял, что ратное дело — не его призвание.

Вскоре святитель отказался от всех привилегий и власти, принял иноческий сан, став монахом. Именно в служении Господу он нашел свое предназначение.

Олег Брянский совершил много поистине чистых и благообразных поступков. Он помогал немощным людям, направлял на путь праведный и давал советы каждому, кто обращался к нему.

Будучи знатным человеком и имея немалое количество золота, монах построил Петропавловский монастырь в Брянске.

За все заслуги верующего человека, посвятившего всю свою жизнь Господу, причислили к лику святых после смерти.

Где находится икона Олега Брянского

В России нет ни одного города, в чьем храме нельзя было бы найти икону Олега Брянского. Практически в каждой церкви нашей страны можно увидеть святой образ монаха. Для христиан Олег Брянский считается одним из святейших мучеников, наставником и скорым помощником. Именно поэтому его святая икона обладает такой популярностью и любовью среди верующих людей.

Одна из первых и самых ранних икон мученика находится в Петропавловском монастыре города Брянска. Земляки гордятся святыней, и каждый год большое количество людей со всего мира съезжается в этот монастырь, чтобы помолиться пред святым ликом мученика.

Описание святого образа

Традиционно на иконе изображен сам Олег Брянский в одеянии монаха. Иконописцы обычно изображают в правой руке монаха храм. Другой рукой Олег указывает на священную обитель, тем самым показывая людям, что церковь является домом Господа, где каждый сможет обрести спокойствие и поддержку.

В чем помогает икона

Православные люди предаются молитвам перед иконой святого Олега во времена тяжкие и трудные, когда нуждаются в помощи. Особенно мученик помогает справиться людям с честолюбием, эгоизмом, гордостью, предубеждениями и вожделением. Также молитвы к святому обращают заблудшие люди, которые потеряли верный путь к Богу.

Праведник выступает в качестве оберега и заступника для юношей с именем Олег, уберегая их от бед и напастей. Перед иконой святого верующие читают молитвы за близких и родных людей, которые утратили веру. Олег Брянский помогает людям вновь обрести духовность и продолжить праведную дорогу, которая в конечном итоге приводит к Богу.

Люди, молящиеся пред иконой святого, достигают некогда утраченного внутреннего спокойствия, освобождаются от всех страхов и сомнений.

Дни празднования иконы

Официальным днем празднования, установленным православной церковью, когда люди вспоминают о деяниях святого Олега Брянского, считается 3 октября (по старому стилю 20 сентября). В этот день верующие христиане молятся перед иконой святого, ходят в церковь, чтобы отдать дань памяти и поставить свечку возле святыни.

Молитва перед иконой Олега Брянского 

«О, благолепный Олег! Ты угодник Иисуса Христа, отдавший всю свою жизнь вере и праведности. Ты заступник наш от всех несчастий и целитель душ наших. Мы молим тебя: не отвергай просьбы наши, наставь нас на путь истинный, не позволяя утратить силы и терпение.

Стань покровителем нашим, подари нам утешение и радость. Забери печали наши и укрой от бед. Не позволь нам предаться злости, коварности, похоти и тщеславию.

Подари нам свое заступничество и не покидай нас до тех пор, пока не отдадим мы души наши Господу, отправившись в Царствие Его.

Ибо ты стоишь рядом с Отцом нашим, с Сыном Его Иисусом и Великой Матерью Девой Марией! Помолись за нас перед ними! Да вознесем мы почести тебе и прославим имя Твое, о Священнейший мученик Олег! Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

Верующие могут обращаться к святым в любые моменты: когда необходима помощь, когда предстоит сложный выбор, или в минуты радости. Главное — знать, какому святому о чем молиться. Мы желаем вам крепкой веры и мира в душе. Берегите себя, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Матрона Московская — одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она …

София является одной из самых почитаемых святых в православной церкви. Ее жизнь была полна страданий …

Икона Господа Вседержителя является одним из важнейших символов у православных верующих. Знаменитый образ Иисуса Христа …

Совет

В православии есть множество икон, но некоторые почитаются верующими особенно сильно. Одной из таких икон …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/ikona-olega-bryanskogo/

Олег Брянский, благоверный князь (ок. 1285)

Читать житие святого Олега

Святой благоверный князь Олег Брянский

Изображение №6592 (50Х70 см. Дерево, темпера, позолота.)

Святой благоверный князь Олег Брянский

Изображение №6214 (20,5Х51 см. Дерево, темпера, позолота.)

Святой благоверный князь Олег Брянский

Изображение №5915 (6Х8 см. Дерево, темпера, позолота.)

Святой благоверный князь Олег Брянский

Изображение №5369 (15Х20 см. Дерево, темпера, позолота с резьбой.)

Святой благоверный князь Олег Брянский

Изображение №5303 (10,5Х25 см. Дерево, темпера, позолота.)

Святой преподобный Олег Брянский

Изображение №4692 (10,5Х25 см. Дерево, левкас, паволока, резьба по позолоте.)

Святой князь Олег Брянский

(21Х28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Святой благоверный князь Олег Брянский

(15Х20 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Семейная икона. Святой Иоанн Сирийский, святой Олег Брянский, святой Димитрий Солунский, святой мученик Инна, святой Игорь Черниговский, святая Ирина Коринфская и образ Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Святой Иоанн Сирийский, святой Олег Брянский, святой Димитрий Солунский, святой мученик Инна, святой Игорь Черниговский, святая Ирина Коринфская и образ Пресвятой Богородицы “Почаевская” (30Х40 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Семейная икона. Святой князь Олег Брянский, святой князь Владимир, святая Галина Коринфская и святой Ангел Хранитель

(21X28 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Святой князь Олег Брянский

(10,5Х25 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Семейная икона

(50Х70 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, тиснение под позолоту, позолота, эмали.)

Святой князь Олег Брянский, святая княгиня Ольга, святой Дионисий Византийский и святой Ангел Хранитель.

Образ Пресвятой Богородицы “Феодоровская” и Образ Пресвятой Богородицы “Смоленская”.

На полях иконы: святой Николая Чудотворец, святой Александр Невский, святая великомученица Екатерина, святая мученица Галина.

Семе́йная икона. Этот термин может иметь более широкое значение: здесь — икона, принадлежащая семье, передающаяся в наследство из поколения в поколение.

Более точно этот термин означает конкретную иконографию: «cемейной иконой» называют икону, написанную на заказ, на которой изображены вместе тезоименитые святые покровители членов семьи.

Написание семейных икон – древняя православная традиция. Они писались для семьи и изображались на них святые, имена которых носили члены этой семьи.

Икона, написанная в мастерской Екатерины Ильинской, выполнена в классическом иконописном стиле в соответствии с канонами Православной Церкви.

В центре иконы изображен Ангел Хранитель всей семьи, всего рода. На первом плане святые покровители членов семьи: святой благоверный князь Олег Брянский, святая равноапостольная княгиня Ольга и святой мученик Дионисий.

По бокам также изображены фигуры святых – покровители близких родственников.

В верхней части иконы написаны два очень почитаемых образа Пресвятой Богородицы “Феодоровская” и “Одигитрия”. Икону Божией Матери “Феодоровская” часто изображали на семейных иконах – как Покровительницу детей. Перед этим образом матери молились Пресвятой Богородице о благополучии жизненного пути своих детей. Икона Божией Матери “Одигитрия” покровительствует путешествующим. Но также, в более широком понимании, является Покровительницей всех людей, путеводствуя и руководя нашу жизнь ко спасению. В переводе с греческого “Одигитрия” означает Указующая Путь, Путеводительница.

На верху иконы – «Нерукотворный Образ Господа нашего Иисуса Христа». Он изображен превыше всех других икон, потому что к Иисусу Христу обращаются святые изображенные на иконе с молитвами о Вечной Жизни, здоровье, благополучии и земных благах своих подопечных, кому они покровительствуют – членах семьи, для которых создан этот образ.

«Нерукотворный Образ» – значит не сотворенный руками, то есть явленный свыше чудесным путем. Он соединяет мир видимый и небесный, подобно тому, как Христос родился на земле, ради спасения человеческого рода. Нерукотворный образ издревле помещали над входом в дом. Часто в храмах над аркой бывает помещена именно эта икона.

Композиция этой семейной иконы объединяет несколько сюжетов важных для духовного благополучия семьи. Поэтому эта семейная икона является Домашним Иконостасом. Композиция иконы имеет купольное строение и напоминает храм, вверху которого, как и в настоящем храме – Образ Спасителя.

Мастера, трудившиеся над написанием образа, вложили много любви и фантазии в свое творчество. Фон иконы отчеканен прекрасной резьбой, покрыт сусальным золотом. Поля иконы украшены со вкусом подобранной эмалью. Орнамент с эмалью напоминает традиционное для Руси кружево. Одежды святых радуют глаз своим богатством и изысканностью.

Семейная икона одна из самых дорогих семейных Святынь. Ее появление в доме важное событие. Около нее собираются на молитву все члены семьи: благодарят за благодеяния Божьи, молятся о здоровье близких, о даровании любви, мира и согласия. Икона объединяет семью как Малую Церковь, она несет любовь и остаётся в наследство детям.

Святой князь Олег Брянский

(20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Святой князь Олег Брянский

(20,5Х50 см. Дерево, левкас, паволока, темпера, позолота.)

Источник: https://icon-art.ru/544/AlfavitIcons.html

Молитва олегу брянскому

Полное собрание и описание: молитва олегу брянскому для духовной жизни верующего человека.

Содержание

  • 1 Молитвы святым
  • 2 Благоверный князь Олег Брянский

Будучи равнодушен к богатству и мирской славе, уступил свой престол брату и постригся в монахи с именем Василием. Преподобный благоверный князь Олег Черниговский был известен строгостью своей монашеской жизни.

Тропарь преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому, глас 8

От юности возлюбив Христа всем сердцем, преподобне, славу земную, яко преходящу, оставил еси и, царство земное в ничтоже вменив, лику инок радостно причелся еси, и труды многими град Брянск, аки солнце пресветло, озарил еси: тем быв Троицы украшение, моли, княже Олеже, Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому, глас 4

Уподобился еси плодоносней леторасли от корене честнаго, Олеже благородне, истину возлюбив и нетленный Христов живот. Темже молитвою, бдением и пощением светильник великий быв твоим учеником, просвети, блаженне, отечество твое и спаси души наша.

Читайте также:  Блаженный иоанн власатый, ростовский

Молитва преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому

О преподобне отче, благоверне княже Олеже, угодниче Христов усердный, молитвенниче ко Господу теплый, защитниче в бедах и утешителю в печалех неустанный! Воззри, всеблаженне, милостивно на град твой и виждь чада твоя, смиренно припадающая и служити тебе хотящая.

Не отвергни требующия твоея помощи, но яко благодатель и ходатай моли присно Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да благословит страну Российскую, в мире и благоверии ю сохраняя, грады умножая, достояние Свое соблюдая.

Вознеси, богоносне отче наш, сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во святей Православней Церкви живый дух правыя веры и любве, благочестие непоколебимо, любомудрие христопоследовательно, да дарует пастырем ревность попечения о спасении людей, во еже неверущия просветити, заблудшия наставити, отпадшия обратити и привлещи. Изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, плотских похотей, суемудрия, суеверий и навождений вражеских. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем, и тако благоугодно на земле поживше, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Ублажаем тя, благоверне княже Олеже, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Акафист преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому:

Канон преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому:

Житийная и научно-историческая литература о преподобном и благоверном князе Олеге Брянском:

  • Преподобный и благоверный князь Олег Брянский – Православие.Ru

Читать другие молитвы раздела “Православный молитвослов”

Источник: https://xn—-8sbfxoeboc6b7i.xn--p1ai/molitva-olegu-bryanskomu/

Олег Романович | Путешествие по Брянску

Олег был вторым сыном и, по-видимому, одним из младших детей великого князя Черниговского и Дебрянского Романа Михайловича Ста­рого и великой княгини Анны.

Княжеское имя Олег, данное ему родителями, редко встречалось среди мужчин его семьи.

Кроме его отдаленного предка Олега Святосла­вича – Гориславича («Слово о полку Игореве»), Олегами за полтора века были названы только трое представителей династии чернигово-северских Ольговичей: Олег Святославич, князь Новгород-Северский (умер в 1180 году), старший брат «Буй-Тура» Всеволода Трубчевского; Олег Святос­лавич, князь Черниговский (умер в 1204 году), старший брат Всеволода Чермного; Олег Святославич, князь Курский, внук Игоря Святославича, героя «Слова о полку Игореве» (умер в 1284 году). Олег Романович мог с равным успехом быть назван по имени одного из первых двух Олегов Святославичей, скорее всего в честь старшего брата деда по отцу.

В крещении Олег получил христианское имя Леонтий. По-видимому, он был назван в честь первого ростовского епископа Леонтия, погибше­го в 1071 году в ходе восстания, возглавляемого язычниками-волхвами. Леонтий был миссионером-чудотворцем.

Он собирал вокруг себя детей язычников, лаской привлекая их к вере: «Оставль старци и учаше младен­цы». Святитель был погребен в церкви Богородицы.

По восстановлении сгоревшего в 1161 году ростовского собора были открыты его мощи, и стали происходить чудеса, что послужило основанием для возведения Ле­онтия в ранг святых чудотворцев в 1194 году.

У Олега, как следует из Ипатьевской летописи 1264 года, были че­тыре старших сестры и брат Михаил. Летописец не упоминает его среди других детей Романа Михайловича, по всей видимости из-за того, что он был в то время еще ребенком.

Обратите внимание

В первый и единственный раз Олег упомя­нут в летописи под 1274 годом, как один из участников похода на столицу Литвы г.

Новогрудок: «Тако же из Новагородка приеха Олег во Володи-мерь (Волынский) ко своей сестре», – он был отпущен погостить его от­цом Романом Михайловичем к сестре Ольге и ее мужу князю Владимиру Волынскому.

Из данного контекста Ипатьевской летописи следует, что Олег к 1274 году уже был вполне взрослым человеком и состоявшимся военачальни­ком, по-видимому, в возрасте не менее 20 лет.

Кроме этого летописно­го сообщения, мы располагаем еще одним подлинным, но, к сожалению, весьма кратким сообщением о нем в уникальном древнерусском «Помян-нике черниговских князей», включающем синодик (книга или список с перечислением имен умерших для поминовения во время богослужения молитве, иначе, поминальник) XIII века о Черниговских князьях Ольго-вичах. В тексте синодика монастыря города Любеча содержится просьба помянуть «великого князя Романа Старого Черниговского и княгиню его Анну и сына его князя Олега Романовича – Великого князя Черниговского Леонтия оставившего дванадесять темъ людей и приемшего анггалский образ. Во иноцех Василия».

Из данного подлинника XIII века следует, что: 1) Олег Романович, без сомнения, являлся великим кня­зем Черниговским; 2) после его смер­ти осталось двенадцать тем (от слова «тьма») подданных; 3) он принял мо­нашеский постриг и стал иноком мо­настыря, получив при пострижении имя Василий.

Если первый пункт в коммента­риях не нуждается, то для двух по­следующих они необходимы. Требует объяснения сам термин «тьма». Тра­диционно под ним понимается цифра в десять тысяч человек, но во второй половине XIII века этот термин имел несколько другое значение – десять тысяч воинов.

Дело в том, что главная цель монгольской администрации в завоеванных странах была двойственной: обеспечивать свою армию рекрутами и собирать налоги для поддержания государства и Чингизидов. Для этого в завоеванных ими землях монголы спешили определить платежеспособность населения, проводя его пере­пись.

Важно

По-видимому, первую перепись в Черниговской земле монголы про­вели еще в 1245 году. Ее население было разделено на тьмы, тысячи, сот­ни и десятки. Эти термины обозначали не только группу людей, живших в определенном районе, но и сам район.

Другими словами, каждое число­вое деление представляло военно-финансовый район, территориальную единицу, с которой взималось определенное число рекрутов (для тьмы – десять тысяч человек) и налогов.

Как установил профессор Е. Вернадский, население тьмы составля­ло примерно двести тысяч человек. Следовательно, великое княжество Черниговское при княжении Олега Романовича состояло из 12 тем, а чис­ленность его населения равнялась примерно 2,4-2,5 млн. человек.

Во-вторых, только монах и архиерей, порывая с миром, обретают новые имена, которые, разумеется, выбираются не случайно.

Имя Васи­лий свидетельствует о том, что постриг состоялся, скорее всего, в день памяти одного из Отцов Церкви, вселенских учителей и святителей Василия Великого (IV века) – епископа города Кесарии Каппадокийской, ко­торый доказывал преимущество му­дрости духовной – христианской веры над светской мудростью, поддерживал монашество с его аскетизмом, либо Василия преподобномученика Печер-ского (XI века), друга священномуче-ника Феодора Печерского.

Постриг в христианской религии рассматривался как своего рода пере­рождение. На смену исчезнувшему великому князю Олегу в мир явился монах Василий.

Этот торжественный обряд был как бы «вторым крещени­ем» и сопровождался облачением в монашеские одежды: мантию, клобук, пояс,  параманд,  каждая из которых        имела символическое значение.

  От­ныне новопостриженный становился «воином Христовым», готовым всю жизнь сражаться с дьяволом.

Обстоятельства и время пострига князя Олега источниками не за­фиксированы. Первую по времени гипотезу в 1865 году приводит черни­говский архиепископ Филарет (Гумилевский): «Олег, видя непрочность земного счастья…

предоставил брату и его сыну княжество Черниговское и Брянское, а сам начал строить Петропавловский монастырь. Князь-инок Василий скончался строгим подвижником. Мощи его почивают под спу­дом в Каменном храме обители его».

По мнению историка-исследователя XIX века Р.

Совет

Зотова, «Олег был непосредственным преемником Романа Михайловича, хотя и был младше упоминаемого в Любечском синодике великого князя Черниговского Ми­хаила Дмитриевича.

Он княжил, вероятно, очень короткое время». Зотов считал, что князь-инок скончался в 1290 году. У Филарета в «Указании к житиям русских святых» смерть Олега датируется 20 сентября 1307 года.

Историк-краевед П.Н. Тиханов в 1893 году утверждал: «К 1274-1275 годам надо отнести возникновение Петровской обители, начальником коей, без сомнения, был сам ее основатель – преподобный Олег-Василий. Что побудило его оставить мир – нам неизвестно». Архивист З.П.

Коваленко не согласна с мнением П.Н. Тиханова об основании князем Олегом Петропавловского монастыря в 1274-1275 годы. Она утверждает: «…

если Петропавловский монастырь был основан князем Олегом Брянским, то это не могло произойти раньше 1286 года», то есть связывает основание монастыря с актом пострига Олега Романовича.

Кандидат исторических наук В.В. Крашенинников придерживает­ся следующей версии: «Олег после смерти отца княжил недолго, затем «передал брату и сыну княжение Черниговское и Брянское», а сам по­стригся под именем Василия в построенный им Петропавловский мона­стырь, где и «скончался строгим подвижником» в 1307 году Позже был канонизирован».

Доктор исторических наук А.А. Горский связывает «уход с полити­ческой сцены Олега Романовича» и его пострижение «в качестве состав­ной части наступления Тохты (хана Волжской части Золотой Орды) на сферу влияния Ногая (хан юго-западной части Золотой Орды) в русских землях и, следовательно, относит к тому же времени – середине 1290-х годов XIII века».

Судя по данным родословных книг XIV века, жизнь князя Романа закончилась трагически: «…а убил его царь в Орде». Роман поставил на хана Ногая, но проиграл и был убит его противником ханом Тохтой.

Обратите внимание

По­сле этого печального события Олег, без сомнения, не мог сразу унасле­довать отцовский престол как минимум по трем причинам: во-первых, в Чернигово-Брянском княжестве он передавался не старшему сыну, а следующему по старшинству брату умершего великого князя; во-вторых, кандидатуру должно было утвердить брянское вече и, в-третьих, его из­брание должен был санкционировать хан Золотой Орды, выдав ему ярлык на великое княжение.

Впрочем, три младших брата Романа Михайловича к этому време­ни, скорее всего, уже умерли, и в Брянске стал княжить сторонник хана Тохты и, по-видимому, старший двоюродный брат Олега. Он пробыл на брянском столе недолго – в битве на реке Прут Ногай разгромил Тохту, который бежал с поля боя.

По-видимому, только после этого события Олег Романович, как и его отец, союзник Ногая, стал великим князем Черниговским и Дебрян-ским, но всего лишь на два года. Судя по сведениям арабских источников, Тохта сформировал новое, хорошо обученное войско, и в битве у Каган-лыка (Полтавская область Украины) одержал победу над Ногаем, который был убит в битве русским дружинником.

Двоевластие в Золотой Орде закончилось, а князь Олег Романович был вынужден оставить великокняжеский престол и постричься в монахи. Впрочем, причина пострига вряд ли была одной-единственной. Отметим также, что Петропавловский монастырь, судя по «Сказанию о зачатии…

Свенского монастыря», в котором уже упоминаются под 1288 годом брян­ский епископ, архимандрит и игумены, вполне мог быть основан князем Олегом гораздо раньше его пострига, то есть в 1270-е годы. Уже в сане на­стоятеля монастыря Василий вполне мог его перестроить и даже дать ему новое наименование – «Во имя святых апостолов Петра и Павла».

Таким образом, дата кончины Олега-Василия в 1307 году наиболее вероятна.

Икона, изображающая святого князя Олега Брянского

ОЛЕГ БРЯНСКИЙ.

Романа Брянского на княжеском престоле сменил его сын Олег Романович, который был отважным воином, участвовал в сражениях с литовцами и смоленскими князьями. Однако был более склонен к монашеской жизни.

Он основал Петропавловский монастырь, добровольно оставил княжеский трон и принял монашество. Князь-монах вел суровую жизнь, поселившись в подземной комнате монастыря. Сейчас он почитается как брянский Святой.

А основанный им монастырь существует до сих пор.

“Год блаженной кончины святого Олега-Василя одни полагают 6740 (1231), что явно однако противоречит летописи; другие принимают год преставления Олега – 6798 (1289): последняя дата правдоподобнее и согласна с историческими данными, но точного времени кончины святого неизвестно.

Мощи Олега почивают под спудом в Брянском Петропавловском монастыре, который по благоговению к святому князю-подвижнику – патриарх Никон возводил на степень ставропигии. Но где, в каком месте покоятся святые останки – трудно сказать определительно.

Зотов говорит, что мощи князя Олега покоются под спудом «в каменном храме, в построенной им обители». Верная вторая половина сего положение.

Важно

Погребение Олега без сомнения произошло в монастыре, основанном самим князем, но точного места нахождения мощей теперь указать нельзя, ибо древней церкви не сохранилось. Вот впрочем несколько случайных местных указаний, быть может нелишенных интереса.

Когда десять лет тому назад для погребения игуменьи Викентии в паперти деревянного храма Петровского монастыря с западной стороны был приподнят пол, то обнаружился склеп; его не открывали однако, и кто там погребен – так и остается до сих пор неизвестно. Затем в 1891 году при исправлении паперти в том же старом храме, с северной стороны нашли ход под церковь.

В том же году при подведении фундамента под столбы, на которых стоит часовня с резными Николаем Чудотворцем (Можайским или Ратным) и Пятницей-Прасковеей, находили куски старинной парчи, но обстоятельству сему не придали никакого значения, хотя простое любопытство прямо подсказывало и наводило на мысль произвести дальнейшие разыскания уже именно с целью определить находку. “

Источник: http://www.puteshestvie32.ru/content/oleg-romanovich

Ссылка на основную публикацию