Благоверный князь ростислав мстиславич

Благоверный князь Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский

Свя­той Ро­сти­слав, ве­ли­кий князь Ки­ев­ский, сын ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го свя­то­го Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го († 1132, па­мять 14 июня), брат свя­то­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла († 1138, па­мять 11 фев­ра­ля, 22 ап­ре­ля и 27 но­яб­ря), яв­ля­ет­ся од­ним из вы­да­ю­щих­ся го­судар­ствен­ных и цер­ков­ных де­я­те­лей Ру­си се­ре­ди­ны XII ве­ка.

С его име­нем свя­за­но укреп­ле­ние и воз­вы­ше­ние Смо­лен­ска, Смо­лен­ско­го кня­же­ства и Смо­лен­ской епар­хии.

До XII ве­ка Смо­лен­ская зем­ля бы­ла со­став­ной ча­стью еди­но­го Ки­ев­ско­го го­су­дар­ства.

Обратите внимание

На­ча­ло ее по­ли­ти­че­ско­му обособ­ле­нию бы­ло по­ло­же­но в 1125 го­ду, ко­гда свя­той князь Мсти­слав Ве­ли­кий, уна­сле­до­вав от сво­е­го от­ца, Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, ки­ев­ский ве­ли­ко­кня­же­ский стол, от­дал Смо­ленск в дер­жа­ние сво­е­му сы­ну Ро­сти­сла­ву (в Кре­ще­нии Ми­ха­и­лу).

Бла­го­да­ря тру­дам и по­дви­гам свя­то­го Ро­сти­сла­ва Смо­лен­ское кня­же­ство, ко­то­рым он пра­вил бо­лее 40 лет, рас­ши­ря­ет­ся, за­стра­и­ва­ет­ся го­ро­да­ми и се­ла­ми, укра­ша­ет­ся хра­ма­ми и мо­на­сты­ря­ми, при­об­ре­та­ет вли­я­ние на об­ще­рус­ские де­ла.

Свя­тым Ро­сти­сла­вом ос­но­ва­ны в Смо­лен­ской зем­ле го­ро­да Ро­сти­славль, Мсти­славль, Кри­чев, Про­пойск, Ва­си­льев и дру­гие. Он стал ро­до­на­чаль­ни­ком смо­лен­ской кня­же­ской ди­на­стии.

В 1136 го­ду свя­той Ро­сти­слав до­бил­ся ос­но­ва­ния от­дель­ной Смо­лен­ской епар­хии.

Пер­вым ее епи­ско­пом стал Ма­ну­ил, по­став­лен­ный в мар­те-мае 1136 го­да мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским Ми­ха­и­лом, а иму­ще­ствен­ное ее по­ло­же­ние бы­ло обес­пе­че­но Уста­вом кня­зя Ро­сти­сла­ва, из­дан­ным в том же го­ду.

Кро­ме то­го, 30 сен­тяб­ря 1150 го­да спе­ци­аль­ной гра­мо­той свя­той Ро­сти­слав под­твер­дил пе­ре­да­чу Смо­лен­ской ка­фед­ре Со­бор­ной го­ры в Смо­лен­ске, на ко­то­рой сто­ял ка­фед­раль­ный Успен­ский со­бор и дру­гие епар­хи­аль­ные зда­ния.

Совре­мен­ни­ки вы­со­ко це­ни­ли цер­ков­ное стро­и­тель­ство кня­зя Ро­сти­сла­ва. Да­же ис­точ­ни­ки, ни­че­го бо­лее не со­об­ща­ю­щие о нем, от­ме­ча­ют, что “сей князь Свя­тую Бо­го­ро­ди­цу стро­ил в Смо­лен­ске”.

Эти сло­ва сле­ду­ет по­ни­мать не толь­ко в смыс­ле пе­ре­строй­ки и рас­ши­ре­ния при кня­зе Ро­сти­сла­ве Успен­ско­го со­бо­ра, воз­двиг­ну­то­го его де­дом, Вла­ди­ми­ром Мо­но­ма­хом, в 1101 го­ду (пе­ре­стро­ен­ный со­бор был освя­щен епи­ско­пом Ма­ну­и­лом на празд­ник Успе­ния 15 ав­гу­ста 1150 г.).

Важно

Князь Ро­сти­слав был “стро­и­те­лем Церк­ви” в бо­лее ши­ро­ком смыс­ле: он обес­пе­чил Смо­лен­ский храм Успе­ния Бо­го­ро­ди­цы ма­те­ри­аль­но, пре­вра­тил из го­род­ско­го со­бо­ра в цер­ков­ный центр огром­ной Смо­лен­ской епар­хии.

Свя­той князь Ро­сти­слав был стро­и­те­лем Смо­лен­ско­го Крем­ля и Спас­ско­го со­бо­ра Смя­дын­ско­го Бо­ри­со­глеб­ско­го мо­на­сты­ря, ос­но­ван­но­го на ме­сте убий­ства свя­то­го кня­зя Гле­ба († 1015, па­мять 5 сен­тяб­ря).

Поз­же его сын Да­вид, вы­пол­няя, воз­мож­но, же­ла­ние сво­е­го от­ца, пе­ре­нес на Смя­дынь из Ки­ев­ско­го Вы­ш­го­ро­да вет­хие де­ре­вян­ные ра­ки свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба, в ко­то­рых их мо­щи по­ко­и­лись до пе­ре­ло­же­ния в ка­мен­ные ра­ки в 1115 го­ду.

В пя­ти­де­ся­тые го­ды XII ве­ка свя­той Ро­сти­слав был втя­нут в дли­тель­ную борь­бу за Ки­ев, ко­то­рую ве­ли пред­ста­ви­те­ли двух силь­ней­ших кня­же­ских груп­пи­ро­вок – Оль­го­ви­чей и Мо­но­ма­хо­ви­чей.

Хо­тя ос­нов­ным пре­тен­ден­том на ве­ли­кое кня­же­ние со сто­ро­ны Мо­но­ма­хо­ви­чей был дя­дя Ро­сти­сла­ва Юрий Дол­го­ру­кий, Смо­лен­ско­му кня­зю, од­но­му из са­мых мо­гу­ще­ствен­ных вла­сти­те­лей Рус­ской зем­ли, неред­ко при­над­ле­жал ре­ша­ю­щий го­лос в во­ен­ном и ди­пло­ма­ти­че­ском со­пер­ни­че­стве. Для каж­до­го из участ­ни­ков схват­ки он – од­новре­мен­но опас­ный про­тив­ник и же­лан­ный со­юз­ник, по­ми­мо сво­ей во­ли он ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре со­бы­тий. Это име­ло про­мыс­ли­тель­ное зна­че­ние, по­то­му что свя­той Ро­сти­слав вы­де­лял­ся сре­ди совре­мен­ни­ков го­судар­ствен­ной муд­ро­стью, стро­гой спра­вед­ли­во­стью и без­услов­ным по­слу­ша­ни­ем стар­шим, глу­бо­ким по­чте­ни­ем к Церк­ви и ее иерар­хии. Для несколь­ких по­ко­ле­ний он стал оли­це­тво­рен­ным но­си­те­лем Рус­ской Прав­ды и рус­ской пра­вед­но­сти.

По­сле смер­ти бра­та Изя­с­ла­ва († 13 но­яб­ря 1154 г.) свя­той Ро­сти­слав на ко­рот­кое вре­мя стал ве­ли­ким кня­зем Ки­ев­ским, но вла­дел Ки­е­вом сов­мест­но со сво­им дя­дей Вя­че­сла­вом Вла­ди­ми­ро­ви­чем.

По­сле смер­ти по­след­не­го (в кон­це то­го же го­да) он вер­нул­ся в Смо­ленск, усту­пив Ки­ев­ское кня­же­ние дру­го­му сво­е­му дя­де – Юрию Дол­го­ру­ко­му, и устра­нил­ся от ак­тив­но­го уча­стия в кро­во­про­лит­ных меж­ду­кня­же­ских усо­би­цах.

Вто­рич­но он за­нял Ки­ев 12 ап­ре­ля 1159 го­да и оста­вал­ся ве­ли­ким кня­зем до са­мой смер­ти († 1167), хо­тя еще не раз при­шлось ему от­ста­и­вать от­чее на­сле­дие с ме­чом в ру­ках.

Совет

Го­ды прав­ле­ния свя­то­го Ро­сти­сла­ва при­хо­дят­ся на один из са­мых слож­ных пе­ри­о­дов в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви.

Стар­ший брат Ро­сти­сла­ва, князь Изя­с­лав Мсти­сла­вич, сто­рон­ник ав­то­ке­фа­лии Рус­ской Церк­ви, из­брал в мит­ро­по­ли­ты рус­ско­го уче­но­го ино­ка Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча и по­ве­лел по­ста­вить его в мит­ро­по­ли­ты со­бо­ром рус­ских епи­ско­пов, без об­ра­ще­ния к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ху.

Это про­изо­шло в 1147 го­ду.

Рус­ская иерар­хия в ос­нов­ном под­дер­жа­ла мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та и кня­зя Изя­с­ла­ва в их борь­бе за цер­ков­ную неза­ви­си­мость от Ви­зан­тии, но неко­то­рые епи­ско­пы во гла­ве с Ни­фон­том, свя­ти­те­лем Нов­го­род­ским (па­мять 8 ап­ре­ля), не при­зна­ли ав­то­ке­фаль­но­го рус­ско­го мит­ро­по­ли­та и укло­ни­лись от об­ще­ния с ним, пре­вра­тив свои епар­хии, впредь до вы­яс­не­ния об­ста­нов­ки, в свое­об­раз­ные “ав­то­ке­фаль­ные” цер­ков­ные окру­га. Так по­сту­пил и епи­скоп Ма­ну­ил Смо­лен­ский.

Свя­той Ро­сти­слав по­ни­мал опас­ность, ко­то­рую та­и­ла в се­бе идея рус­ской ав­то­ке­фа­лии в то вре­мя, в усло­ви­ях раз­дро­бен­но­сти Ру­си. По­сто­ян­ная бит­ва за Ки­ев, ко­то­рую ве­ли кня­зья, услож­ни­лась бы та­кой же “бит­вой” за ки­ев­скую мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру меж­ду мно­го­чис­лен­ны­ми пре­тен­ден­та­ми, ко­то­рых вы­дви­га­ла та или иная кня­же­ская груп­пи­ров­ка.

Пред­ви­де­ние свя­то­го Ро­сти­сла­ва пол­но­стью оправ­да­лось. Юрий Дол­го­ру­кий, при­дер­жи­вав­ший­ся ви­зан­тий­ской ори­ен­та­ции, за­няв в 1154 го­ду Ки­ев, немед­лен­но из­гнал мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та и по­слал в Ца­рь­град за но­вым мит­ро­по­ли­том.

Им стал свя­той Кон­стан­тин (па­мять 5 июня), но он при­был на Русь лишь в 1156 го­ду, за пол­го­да до смер­ти Юрия Дол­го­ру­ко­го († 15 мая 1157).

А еще пол­го­да спу­стя, ко­гда 22 де­каб­ря 1157 го­да в го­род всту­пил пле­мян­ник свя­то­го Ро­сти­сла­ва, Мсти­слав Изя­с­ла­вич, свя­ти­тель Кон­стан­тин дол­жен был бе­жать из Ки­е­ва, и на мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру вер­нул­ся низ­ло­жен­ный Кли­мент Смо­ля­тич. На­ча­лась цер­ков­ная сму­та – на Ру­си ста­ло два мит­ро­по­ли­та.

Вся иерар­хия и ду­хо­вен­ство ока­за­лись под за­пре­ще­ни­ем: мит­ро­по­лит-грек за­пре­тил рус­ских, под­дер­жи­вав­ших Кли­мен­та, Кли­мент за­пре­тил всех став­лен­ни­ков и сто­рон­ни­ков гре­ка. Для пре­кра­ще­ния со­блаз­на свя­той Ро­сти­слав и Мсти­слав по­ста­но­ви­ли уда­лить обо­их мит­ро­по­ли­тов и про­сить у Пат­ри­ар­ха по­став­ле­ния на рус­скую ка­фед­ру но­во­го пер­во­свя­ти­те­ля.

Обратите внимание

Но слож­но­сти на этом не кон­чи­лись. При­быв­ший в Ки­ев осе­нью 1161 го­да мит­ро­по­лит Фе­о­дор умер вес­ной сле­ду­ю­ще­го го­да.

По при­ме­ру свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля), пы­тав­ше­го­ся в это вре­мя про­ве­сти в мит­ро­по­ли­ты сво­е­го спо­движ­ни­ка епи­ско­па Фе­о­до­ра, свя­той Ро­сти­слав вы­дви­нул сво­е­го кан­ди­да­та, ко­то­рым вновь ока­зал­ся мно­го­стра­даль­ный Кли­мент Смо­ля­тич.

Тот факт, что ве­ли­кий князь из­ме­нил свое от­но­ше­ние к мит­ро­по­ли­ту Кли­мен­ту, про­ник­ну­то­му иде­ей рус­ской ав­то­ке­фа­лии, объ­яс­ня­ет­ся вли­я­ни­ем Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и осо­бен­но ар­хи­манд­ри­та По­ли­кар­па. Ар­хи­манд­рит По­ли­карп, блю­сти­тель пе­чер­ских пре­да­ний (в 1165 го­ду он стал на­сто­я­те­лем оби­те­ли), был са­мым близ­ким к свя­то­му Ро­сти­сла­ву че­ло­ве­ком.

Свя­той Ро­сти­слав имел бла­го­че­сти­вый обы­чай при­гла­шать по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям Ве­ли­ко­го по­ста к сво­е­му сто­лу Пе­чер­ско­го игу­ме­на с две­на­дца­тью ино­ка­ми и сам им при­слу­жи­вал.

Князь не раз изъ­яв­лял же­ла­ние по­стричь­ся в мо­на­хи в оби­те­ли пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия и да­же при­ка­зал по­стро­ить се­бе там кел­лию. Пе­чер­ские ино­ки, поль­зо­вав­ши­е­ся огром­ным ду­хов­ным вли­я­ни­ем в Древ­ней Ру­си, под­дер­жи­ва­ли в кня­зе мысль о неза­ви­си­мо­сти Рус­ской Церк­ви.

Тем бо­лее, что епи­ско­пы из гре­ков бы­ли в эти го­ды на Ру­си да­же под по­до­зре­ни­ем от­но­си­тель­но их пра­во­слав­но­сти в свя­зи с из­вест­ным “спо­ром о по­стах” (“леон­ти­ан­ская ересь”).

Но бла­го­че­сти­вое же­ла­ние свя­то­го Ро­сти­сла­ва до­бить­ся у Пат­ри­ар­ха бла­го­сло­ве­ния рус­ско­го мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та не осу­ще­стви­лось.

Гре­ки счи­та­ли пра­во на­зна­че­ния мит­ро­по­ли­та на Ки­ев­скую ка­фед­ру сво­ей важ­ней­шей при­ви­ле­ги­ей, что объ­яс­ня­лось не столь­ко цер­ков­ны­ми, сколь­ко по­ли­ти­че­ски­ми ин­те­ре­са­ми им­пе­рии.

Важно

В 1165 го­ду в Ки­ев при­был но­вый мит­ро­по­лит – грек Иоанн IV, и свя­той Ро­сти­слав из сми­ре­ния и цер­ков­но­го по­слу­ша­ния при­нял его. Но­вый мит­ро­по­лит, по­доб­но сво­е­му пред­ше­ствен­ни­ку, управ­лял Рус­ской Цер­ко­вью ме­нее го­да († 1166). Ки­ев­ская ка­фед­ра вновь оста­лась вдов­ству­ю­щей, а ве­ли­кий князь был ли­шен оте­че­ско­го со­ве­та и ду­хов­но­го окорм­ле­ния со сто­ро­ны мит­ро­по­ли­та. Един­ствен­ным ду­хов­ным уте­ше­ни­ем его бы­ло об­ще­ние с игу­ме­ном По­ли­кар­пом и свя­ты­ми стар­ца­ми Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря и Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря в Ки­е­ве, ос­но­ван­но­го его от­цом.

Воз­вра­ща­ясь из по­хо­да на Нов­го­род вес­ной 1167 го­да, свя­той Ро­сти­слав за­не­мог.

Ко­гда он до­е­хал до Смо­лен­ска, где кня­жил его сын Ро­ман, род­ные уго­ва­ри­ва­ли его остать­ся в Смо­лен­ске, но ве­ли­кий князь при­ка­зал вез­ти его в Ки­ев.

“Ес­ли умру по до­ро­ге, – за­ве­щал он, – по­ло­жи­те ме­ня в от­чем мо­на­сты­ре у свя­то­го Фе­о­до­ра. Ес­ли Бог ис­це­лит ме­ня, мо­лит­ва­ми Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри и пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия, по­стри­гусь в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре”.

Бог не су­дил ис­пол­нить­ся дав­не­му же­ла­нию Ро­сти­сла­ва – окон­чить жизнь ино­ком свя­той оби­те­ли. Свя­той князь скон­чал­ся на пу­ти в Ки­ев 14 мар­та 1167 го­да. (В дру­гих ис­точ­ни­ках ука­зан 1168 год.) Те­ло его, со­глас­но за­ве­ща­нию, бы­ло по­ло­же­но в Ки­ев­ском Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-rostislav-v-kreshchenii-mihail-mstislavich-kievskij

Ростислав Мстиславич Смоленский

Годы жизни: 1110 – 1167

Годы правления: 1159-1167

В крещении дано имя Михаил. Был третьим сыном святого Мстислава Великого и шведской королевны Христины Инговны. Внук Владимира Мономаха. Представитель рода Рюриковичей. Родоначальник Смоленских князей. Кн. Смоленский в 1125-1160 гг. Кн. Новгородский в 1153 г. Кн. Киевский в 1154, 1159-1167г.г.

Краткая биография Ростислава Мстиславича

В молодости был доблестным воином, но только из уважения к своему старшему брату Изяславу Второму он принимал участие в ненавистных ему  междоусобных войнах. В 1127 г. коалиция Мономашичей, во главе которой стал  Мстислав Великий совершила поход на Полоцкое княжество. Ростислав ходил со своей дружиной на город Друцк.

В этом же году  получил от отца Смоленское княжество. До 1132 г.  занимал этот стол как подручник своего отца Мстислава, и находился в его полной власти, а само княжество было лишь уделом Киевского  княжества.

Князь Ростислав Мстиславич княжил в Смоленске более 30-ти лет (1125/7-1159 годы). Его княжение явилось самым важным этапом в истории создания и развития этого княжества.

Особенности личного темперамента влекли его к мирной, организаторской деятельности. Цель  внутренней политики заключалась в том, чтобы сделать  край богатым, сильным и независимым от других княжеств. Для этого Ростислав  образовал из края особое княжество и стал именоваться великим князем смоленским.

Ему принадлежали княжества: Смоленское, часть Псковского (Торопецкий удел), половина Могилевского, некоторые части Витебского, Тверского (Осташковский  и Ржевский  уделы), Московского (Можайский удел) и Калужского. Смоленск, окруженный со всех сторон только русскими землями, благодаря именно такому географическому положению, был избавлен от войн с инородческими врагами.

Ростислав Мстиславич — мудрый правитель

Был лучшим блюстителем народных вечевых прав. Особенной чертой его княжения было совершенное слияние княжеской дружины с земщиной, которая принимала самое деятельное участие во всех политических  и общественных  делах.

Утверждение княжеской семьи в отдельно созданном княжестве сопровождалось усилением градостроительной политики. До 1125 г. в В княжестве кроме самого Смоленска было всего 3 города: Торопец ,Вержавск, Каспля. Были построены Мстиславль, Ростиславль, Дорогобуж , Изяславль, Ельня, а др. населенные пункты превратились в города: Лучин, Кричев, Красн, Василев, Пропойск.

Именно при нем Смоленск обособляется от Южной Руси и в церковном плане. С начала 11-го века город был в составе Переяславльской епископии. В 1136 году князь учредил собственную епископию, во главе которой стал с епископ Мануил. В тот же год  дал епископу грамоту, согласно которой епископия получила 10% от всех княжеских доходов.

Много заботился по поводу собирания и списывания рукописей и книг. В Смоленске и в других городах в его время появились книгохранилища духовной  и светской  литературы.

Эти летописи не сохранились до нашего времени,  что такая летопись существовала, ведет свое начало со времен Ростислава, не вызывает никаких сомнений.  Известия Смоленска 30-60-х гг. стали основой «Хроники Ростиславичей», которая написана  в 80-е гг., и через нее вошли в Киевский свод 1200 г.

Читайте также:  Богородице-рождественский монастырь (москва), россия, город москва

, составленный по приказу сына, князя киевского Рюрика.  Вступив на пост, Мануил в 1136 г. освятил  Успенский собор в Смоленске, который был заложен Мономахом в 1101 г.

Ростислав Мстиславич — основные события княжеских междоусобиц

XII век – век княжеских междоусобиц. Участвует в них и Ростислав Мстиславич. В 1132-1136 годах, сразу после смерти отца, он помогает своим братьям Всеволоду и Изяславу в борьбе за отчинный Переяславль против их дяди, Юрия Долгорукого. В 40-е гг.

Мстиславичи ведут активную борьбу против черниговских князей Ольговичей, которые утвердились в Киеве и Новгороде. В 1141 г. Ольговичи совершают поход на Смоленск. В 1142 году Ростислав  и Изяслав посадили в Новгороде своего брата Святополка, и в том же году Ростислав Мстиславич совершил поход на Чернигов.

В последующие годы  Изяслав Мстиславич ведет длительную и упорную борьбу за Киев с Юрием Долгоруким. В этой войне, которая длилась около десяти лет, Ростислав Мстиславич  всегда выступал верным союзником старшего брата, и 4 раза совершал походы на Киев: в 1144, 1147, 1151, 1152 годах. В 1149 г.

Совет

оба брата совершили поход на суздальские земли, дошли до Ярославля, и как писал летописец: «полон мног принесоша и много зла земле той сотвориша».

В эти годы он стал одним из самых авторитетных правителей Киевской Руси, который совместно со старшим братом проводит антидолгоруковскую политику. В начале 50-х гг.

 фактически стал соправителем своих дяди и брата в Киеве, как говорили белгородцы: «наши князья Вячеслав, Изяслав и Ростислав».

В эти же годы ему удалось привести рязанских князей в вассальную зависимость, которые до того были союзниками Юрия Долгорукого.

В 1159 г. он был приглашен киевлянами на великокняжеский стол, вместо  Изяслава Давидовича.

Из уважения к народным правам и обычаям,  предварительно послал 2-х земских послов в Киев: от новгородцев – Якуна, от смольнян — Ивана Ручечника, чтобы узнать на каких условиях он приглашен в киевское княжение.

«Любовию ли духа и советом соединения, — писал он, — зовете мя на великое княжение в Киев? И если это так, то благодать имам к вам».

Мирная политика великого князя

Больше всего заботился о мире на Земле Русской. Во времена его правления междоусобицы на Руси практически не было. Всей душой стремился к Церкви: тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архимандритом Поликарпом, создал в Смоленском уделе множество храмов.

Жаждал иноческой жизни, однако преподобный Поликарп сказал ему, что дело князей — княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное его желание , изрек: “Да будет воля Божия”. После этого в Печерском монастыре тот велел приготовить себе келью.

Своей примирительной, справедливой политикой сумел привлечь к себе симпатии многих удельных правителей; даже с лютыми врагами русских земель, половцами, он старался наладить отношения с помощью  родственных связей.
В конце его княжения жители Новгорода невзлюбили своего правителя Святослава, его сына , и выгнали из города. В 1167 г.

Обратите внимание

 отправился в Новгород, чтобы  уладить конфликт между своим сыном и горожанами. Когда смольняне узнали, что к ним едет их любимый правитель, «мало не весь город Смоленск» выехал к нему на встречу за 300 верст.

Он был щедро одарен горожанами и отправился к Новгороду через Торопец, но здесь заболел и послал за сыном в Новгород, чтобы тот явился в Великие Луки вместе со знатными новгородцами.

Он уговаривал послов помириться с сыном, умолял их держать союз со смольнянами, как лучшими  друзьями, а  сына Святослава просил ладить с новгородцами. Обе стороны скрепили свой союз, и новгородцы пообещали быть верными Святославу до гроба.

Помирив их,  возвратился в город Смоленск будучи совсем больным. Перед смертью он жаловался своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до обряда пострижения: “Ты ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре.

Я этого сильно желал, и да простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего”.  Постоянно думал об этом и часто говорил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти». Но Поликарп постоянно отговаривал его. Теперь он спешил в Киев, чтобы постричься, но в с.

Зарубе почувствовал приближение смерти, послал за духовником Семеном. А после сам прочел отходную и скончался в полной памяти.

Он умер 17 марта 1167 года на территории Смоленского княжества в с.Зарубе, принадлежавшем его сестре Рогнеде.
Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам   и завещал.

Со смертью Ростислава Мстиславича ушла в прошлое целая эпоха – эпоха укрепления отдельных княжеств.

 Был представителем новой генерации русских князей, которые действовали, прежде всего, в интересах собственных семей и собственных земель. Политика  в Смоленске и Киеве яркий тому пример.

Важно

Сумел превратить Смоленское княжество в одно из сильнейших княжеств Киевской Руси и поднять авторитет Киевского правителя.

О семье его известно очень мало. Неизвестно на ком был женат, и количество его браков. Сыновья впервые появляются в летописи в конце 40-х начале 50-х гг. В 1149 г. Ростислав женит своего старшего сына Романа на Анастасии, дочери князя Северского Святослава Ольговича. В 1154 г.

отец оставляет Романа и Давида на княжеском столе  в Новгородской земле. Не совсем ясен и факт старшинства сыновей Ростислава. В летописях также упоминаются его сыновья Рюрик и Святослав. Младший сын, Мстислав Храбрый, в 1165 году сочетался браком с дочерью рязанского правителя Глеба Ростиславича.

Мстислав — полный тезка своего деда, при крещении дано имя Федор, как и у Мстислава Великого.

Кроме 5 сыновей у него было  3 дочери. Историкам хорошо известно имя Елены, в 1163 году вышедшей замуж за Лешко Белого, правителя Кракова, а после его смерти в 1194 г, Елена Ростиславна четыре года была правительницей города Кракова.

Вторая дочь Ростислава Мстиславича, Агафья, в 1165 г. вышла замуж за Олега Святославича, князя Северского, родного брата героя «Слова о полку Игореве». А третья, Аграфена стала женой правителя Рязанского, Игоря Глебовича.

Существует предположение, что дочери у Ростислава родились уже от второго брака.

Память благоверному  Ростиславу Мстиславичу  князю Смоленскому отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице. Он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых как благоверный за свою праведную жизнь правителя.

Источник: http://kremlion.ru/praviteli/rostislav/

Ростислав киевский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Св. Ростислав, великий князь Киевский, князь Смоленский

Ростислав Мстиславич, в крещении Михаил (+ 1167), великий князь Киевский, князь Смоленский, святой благоверный

Память 14 марта, в Соборах Белорусских, Киевских и Смоленских святых

Святой Ростислав, первый смоленский князь (1127—1160), князь новгородский (1154), великий князь киевский (1154, 1159—1167), сын великого князя киевского святого Мстислава Великого, брат святого князя Всеволода-Гавриила, является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины XII века.

В 1125 году Мстислав Великий отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу. Ростислав – блюститель народных вечевых прав – по положению не обладал влиянием, опирался на дружину, слившуюся с земщиной. Советуясь с отцом, все силы направил на устройство княжества, обеспечение его богатства, силы и независимости.

Особенности личного темперамента влекли Ростислава Мстиславовича к мирной, организаторской деятельности. Суть его княжения заключалась в том, что он «устроил» Смоленское княжество.

Совет

Объединить политически смоленских кривичей, сделать смоленский край богатым, сильным и независимым от других княжеств – такова была цель его внутренней политики.

Для этого он образовал из Смоленской области особое княжество и стал называться великим князем смоленским.

Его княжество заключало в своих пределах, кроме нынешней Смоленской области, часть Псковской, половину Могилевской, части Витебской, Тверской, Московской и Калужской областей. Окруженное со всех сторон русскими землями, Смоленское княжество по самому географическому своему положению было избавлено от постоянных войн с инородческими племенами.

В 1136 г. князь учредил Смоленскую епархию. В Смоленск был приглашён епископ Мануил.

В 1137 году смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости — одну назвав своим именем – Ростислав, а другую именем отца – киевского князя, которого он необычайно чтил, – Мстиславль». С течением времени Ростиславль («город Ростислава») стал иметь сокращенную форму названия – Рославль.

Также святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

После смерти брата Изяслава (+13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем.

После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде – Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах.

В 1159 году киевляне пригласили Ростислава к себе на великокняжеский стол.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви.

Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху.

Это произошло в 1147 году.

Обратите внимание

Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским, не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные “автокефальные” церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский.

Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же “битвой” за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом.

Им стал святой Константин, но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157).

А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута – на Руси стало два митрополита.

Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. После кончины в 1163 году митрополита Киевского Феодора, по примеру святого Андрея Боголюбского, пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Важно

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию.

Читайте также:  Акафист святому духу

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным “спором о постах” (“леонтианская ересь”).

Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи.

В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит – грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита.

Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киево-Печерского монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

В 1167 г. Ростислав отправился в Новгород улаживать конфликт между своим сыном Святославом и горожанами. Однако в пути он разболелся и остановился в Великих Луках. Сюда приехали к нему Святослав и представители новгородцев.

Помирив их, Ростислав возвратился в Смоленск совсем больной. Перед смертью он сетовал своему духовнику, священнику Семену, на то, что тот не допустил его до пострижения.

Ростислав постоянно имел эту мысль и часто твердил игумену Поликарпу: «Поставь мне келью добрую, боюсь напрасной смерти». Но Поликарп отговаривал его. Теперь Ростислав спешил в Киев, чтобы постричься.

“Если умру по дороге, – завещал он, – положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре”.

Совет

Однако в с.Зарубе почувствовал приближение смерти и послал за духовником; сам прочёл отходную и умер в полной памяти, оттирая платком слезы (14 марта 1167 года) [1]. Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания [2].

Тропарь

Обрете тя строителя градов и церквей / земля Киевская, / великий княже Ростиславе, / смуты устранял еси, единство храня, / темже Господь тебе мудрость низпосла, / сего ради Христу Богу молися / спастися душам нашим.

Использованные материалы

[1]  В других источниках указан 1168 год.

[2]  Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви – http://www.patriarchia.ru/db/text/4367765.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/6143.html

Киевский князь Ростислав Мстиславович

В 1161 году в Киеве сел княжить Ростислав Мстиславович.

Улаживая усобицы в княжеской среде, Ростиславу пришлось немало обращать внимания и на Половцев. В начале его великого княжения они понесли поражение от Волынских князей и Галичан.

В 1162 году Черные Клобуки, сперва сильно потерпевшие от них, побили их затем на берегах реки Росси.

Кроме того, они были еще несколько разбиты нашими князьями,но все-таки в 1163 году Ростислав, чтобы умириться с ними, счел нужным женить сына своего Юрия на дочери хана Белука.

Половцы были опасны не одними своими опустошениями: они также сильно портили Киевскую торговлю с Греками, заседая в Днепровских порогах и грабя гречников, то есть купцов, производящих торговлю с Грецией.

А эта торговля была настолько важна для Руси, и опасность от Половцев была так велика, что в 1166 году Ростислав приказал собраться со своими полками трем сыновьям, племянникам и соседям, и тринадцать князей, с самим Ростиславом во главе, стояли у Канева до того времени, пока не прошли все суда.

Немало забот причинял Ростиславу и Господин Великий Новгород. В городе этом сидел с 1158 года сын Ростислава — Святослав.

Как мы знаем, Земли Новгородские соприкасались с Суздальскими владениями и поэтому между соседями возникали постоянные недоразумения; суздальский князь Андрей Боголюбский относился к этим недоразумениям с большим миролюбием.

Обратите внимание

Но когда Изяслав Давидович обратился к нему за помощью против Ростислава, то Андрей послал сказать Новгородцам: «будь вам ведомо, хочу искать Новгорода и добром и лихом».

Услыша это грозное слово, Новгородцы испугались. Буйная Новгородская толпа, уже привыкшая к бесчинствам, схватила князя Святослава и заперла в избе. Княгиню же Святослава послали в монастырь, а именье разграбили. Затем Новгородцы отправили Святослава в Ладогу, где приставили к нему крепкую стражу.

Узнав об этом, отец его, Ростислав, бывший в Киеве, сильно разгневался и приказал всех находившихся там Новгородцев перехватать и посадить в подземелье. Когда же утром ему доложили, что там за ночь умерло четырнадцать человек, то Ростислав сильно затужил и велел всех немедленно выпустить.

Вскоре затем Святослав Ростиславович бежал из Ладоги и прибыл в Смоленск, а Ростислав урядился с Андреем Боголюбским, причем они порешили, чтобы Новгород достался опять Святославу же

Скоро Святославу Ростиславовичу удалось одержать блистательную победу над Шведами. У Шведов в это время прекратились на время внутренние усобицы, почему они приобрели возможность к наступательным действиям против соседей и пришли под Ладогу.

Ладожане пожгли свои хоромы, затворились в кремле и послали за помощью в Новгород. Шведы хотели их взять приступом, но были отбиты с большим уроном, а на пятый день пришел Святослав с посадником Захаром и Новгородцами, ударил на Шведов и разбил их.

Из 53 судов они потеряли 43.

Однако отношения Святослава к Новгородцам были не особенно дружественными. Поэтому в 1168 году Ростислав решил самолично поехать в Новгород, чтобы и там уладить все дела и водворить прочный мир и любовь.

Важно

Отправляясь в этот далекий путь, он прежде всего заехал к своему зятю Олегу Святославовичу Северскому, а потом держал путь на Смоленск.

Смольняне устроили престарелому Ростиславу очень трогательную встречу: их лучшие люди начали встречать его еще за 300 верст от города.

https://www.youtube.com/watch?v=MWecDmJRZWs

Побывать в Новгороде Ростиславу, однако, не довелось. Болезнь задержала его в Великих Луках, где он имел свидание с сыном Святославом и лучшими Новгородскими мужами.

Урядив с ними все дела и получив богатыре дары, он вернулся совершенно больным в Смоленск, где сестра Рогнеда уговаривала его остаться и лечь после смерти в построенной им церкви во имя святых Петра и Павла.

Но Ростислав непременно хотел лечь в Киеве, рядом с отцом, святым Мстиславом, в церкви святого Фёдора, а если выздоровеет, то принять пострижение в Печерском монастыре.

Мысль о пострижении давно запала в его душу. Любя Печерского игумена Поликарпа, Ростислав каждую субботу и воскресенье Великого поста приглашал его обедать с двенадцатью братьями в свой терем.

Смерть Святослава Ольговича, случившаяся в 1164 году, сильно на него повлияла, и он решил тогда же постричься.

Но Поликарп не допустил его до этого, говоря: «Вам Бог так велел быть; правду блюсти на этом свете, суд судить праведный и стоять в крестном целовании».

Ростиславу не пришлось доехать до Киева. Он должен был остановиться в селе Зарубе, недалеко от Смоленска. Здесь, 14 марта 1168 года, застигнула его смерть. Он умер в полной памяти, в присутствии священника, и сам прочел себе отходную, смотря на образ Спасителя и отирая платком слезы.

Совет

Благодаря истинно-христианским качествам своей души, Ростиславу удалось перед смертью водворить мир между всеми Русскими князьями, то есть достигнуть того, чего не достигал ни один из великих князей после Мономаха, хотя многие из них были значительно выше Ростислава по своим умственным способностям. Согласно своего желания, он был похоронен рядом с отцом в Киевском Фёдоровском монастыре. Православная церковь дала ему наименование Блаженного.

Источник: https://radiovera.ru/kievskiy-knyaz-rostislav-mstislavovich.html

Святой Ростислав, великий князь Киевский | Православный церковный календарь на каждый день | Православие и Мир

Святой Ростислав, великий князь Киевский, сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат святого князя Всеволода-Гавриила († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства.

Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу).

Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии.

Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году.

Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что «сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске».

Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.).

Обратите внимание

Князь Ростислав был «строителем Церкви» в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства святого князя Глеба († 1015, память 5 сентября).

Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы ХII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок – Ольговичей и Мономаховичей.

Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве.

Для каждого из участников схватки он – одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии.

Читайте также:  Великомученица параскева пятница

Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава († 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем.

После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде – Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах.

Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти († 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху.

Это произошло в 1147 году.

Важно

Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом.

Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157).

А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута – на Руси стало два митрополита.

Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Важно

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию.

Совет

Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» («леонтианская ересь»).

Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи.

В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит – грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года († 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита.

Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киевого монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог.

Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев.

«Если умру по дороге, – завещал он, – положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава – окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

*Новейшие публикации Уставной грамоты святого князя Ростислава Смоленской епископской кафедре содержатся в книгах:

1. Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв. / Подг. к печати Т. А. Сумникова и В. В. Лопатин. М., 1963. С. 75–79.

2. Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. / Издание подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 141–146.

3. Похвала святому князю Ростиславу // Издана в работах Сумниковой Т. А.

4. «Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви» в кругу других смоленских источников ХII в. // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973. С. 128–146.

5. Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска ХII в. // ТОДРЛ. ХХVIII. Л., 1974. С. 47–59.*

Источник: https://www.pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar/?svt=mar14-rostislav

Имя Ростислав в православном календаре (Святцах)

     Имя Ростислав имеет сугубо славянские корни. Дословно оно имеет значение – «тот, чья слава растет».

Именно его заслуга – широкое распространение христианства среди славян святыми Кириллом и Мефодием. Князь встретил их очень благодушно и оказал всяческую поддержку.      В 846 году князь Ростислав унаследовал княжеский престол после смерти своего дяди Моймира Первого. Этому способствовал и король Людовик Второй Немецкий, т.к. он надеялся увидеть в Ростиславе послушного «подчиненного».      Но это оказалось не так. Святой князь принял христианство и всячески способствовал тому, чтобы и его народ принял Христа. Он обратился к папе Римскому с просьбой, чтобы в Великоморавские земли посетили проповедники, которые бы могли говорить на славянском языке. Но папа Римский Николай Первый, будучи союзником немецкого короля, отказал князю. После этого, святой Ростислав отправился к императору Византии Михаилу Третьему с аналогичным прошением. По благословению Патриарха Фотия в Моравию в скором времени отправились двое братьев-христиан: святые Кирилл и Мефодий. Они сделали многое для христианской проповеди, переводили богослужебные книги на славянский язык, а также само Священное Писание. Стало возводиться множество храмов, открывались школы.     Но подобное положение дел длилось недолго. Племянник князя Ростислава Святополк вошел в сговор с немецким князем. В результате чего святого схватили и заточили в тюрьму, здесь он и скончался в 870 году. Икона Святого князя Ростислава Великоморавского
В 1125 году он был назначен своим отцом Мстиславом Великим на княжение во Смоленск.     По характеру святой князь был очень мирным, он пытался сделать смоленское княжество очень благосостоятельным, крепким. И это у него получалось. В 1136 году по его повелению была учреждена Смоленская епархия. На его правление пришлась церковная смута, которая была организована его братом Изяславом Мстиславовичем, который был сторонником автокефалии Русской Церкви.      Очень близко святой Ростислав общался с архимандритом Киево-Печерского монастыря Поликарпом. Не раз князь говорил ему о своем желании стать монахом. Но этого так и не произошло.      В 1167 году князь Ростислав вынужден был отправиться в Новгород для того, чтобы примирить своего сына Святополка с горожанами. По дороге он сильно разболелся, после того, как его цель была достигнута, князь Ростислав вернулся к себе в Смоленск уже совсем больным. И тут же собрался в Киево-Печерский монастырь. Он желал скорее постричься в монахи, и думал, что пусть даже умрет по дороге, но терпеть он больше не мог.     В селе Зарубе князь Ростислав слег окончательно, в полной памяти, вытирая слезы платком, он сам прочел отходную и мирно скончался. Икона благоверного князя Смоленского Ростислава Мстиславовича

Источник: https://www.krestilnoe.ru/imena-muzhskie/rostislav/

Великий князь Ростислав Мстиславович

Князь Ростислав, в крещении Михаил, был сыном святого отца, великого Мстислава, и внуком благочестивого Мономаха. В молодости он славился мужеством, проявленным в сражениях. Во время борьбы его брата, великого князя Изяслава, с Ольговичами и Юрием не раз проявлял безпримерную храбрость, но вместе с тем старался миром прекратить вражду князей.

В 1127 году он получил в удел Смоленск. Каменный храм в честь святых князей Бориса и Глеба, построенный на месте мученической гибели Глеба, на Смядыне, и Петропавловский храм в Смоленске – памятники, оставленные благочестивым родоначальником смоленских князей.

В 1154 году Ростислав был призван на великое княжение киевское. Когда умер его дядя Вячеслав, он роздал все его имение богоугодным заведениям. Лишившись в том же году киевского престола и едва не потеряв жизнь в сражении, Ростислав возвратился в Смоленск.

Обратите внимание

В 1158 году князья снова призвали его на великое княжение, и киевляне приняли его с восторгом. Первым делом он заключил мирный союз с черниговским князем Святославом. Суздальский же князь Андрей выгнал его сына из Новгорода, но Ростислав великодушно перенес обиду.

Злобный князь Изяслав Данилович с хищными половцами то там, то здесь разорял южные земли Руси и, наконец, ворвался в Киев. Не желая кровопролития, Ростислав удалился в Вышгород. Неприятель, последовав за княжеской дружиной, нашел здесь себе смерть.

Ростислав никогда не мстил своим неверным союзникам. С таким же великодушием простил он Мстислава Волынского, не раз оскорблявшего его своеволие.

С уважением относясь к патриарху, он тем не мене заставил Константинопольский собор принять за правило не посылать на Русь митрополита помимо ее желаний. Заботясь об общем благе, Ростислав склонил всех князей содействовать безопасной торговле русских с Грецией.

В 1168 году, несмотря на преклонный возраст, он отправился в Новгород, чтобы утвердить там своего сына Святослава. По дороге, еще за 300 верст до Смоленска, его встречали послы, потом жители всех сословий приняли его с подарками – столь велика была любовь к добродетельному князю.

В Великих Луках он взял клятву с новгородских послов забыть недовольство его сыном и отлучить его от княжения только посмертно. На обратном пути, уже больной, он остановился в Смоленске. Сестра и сын уговорили его остаться в Смоленске, чтобы быть погребенным в созданном им храме. «Везите меня в Киев, – ответил он, – если умру по дороге.

Положите в отчем монастыре Святого Феодора. Если Бог исцелит меня, постригусь в Печерском монастыре».

Блаженный князь скончался по пути в Киев, с тихой молитвой на устах. Тело праведника было похоронено в Феодоровском монастыре.

26 март 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/1667-velikij-knyaz-rostislav-mstislavovich.html

Ссылка на основную публикацию