Блаженный иоанн устюжский

Иоанн Устюжский чудотворец, блаженный

(память его празднуется 29 мая/11 июня)

Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец, родился в селе Пухово близ Старого Устюга от благочестивых родителей Саввы и Марии. Старший его брат Иродион был живым подобием своего отца, которому помогал во всех его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие.

Но второй их сын Иоанн почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей.

Постоянно задумчивый и молчаливый, он никогда не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водой, по средам и пятницам решительно не принимал никакой пищи, все ночи проводил без сна в коленопреклонениях и молитвах.

Обратите внимание

Ходил он всегда с грустным и жалостным лицом, так что некоторые думали, что он не в полном уме. Так блаженный отрок поступал всегда, и мать много раз убеждала его изменить такой образ жизни.

Но Иоанн, хотя и не знал грамоты, отвечал ей словами Святого Писания, слышанными им в церкви: «Не принуждай меня, мать моя, воздержание избавит меня от грехов. Пусть никто из людей не хвалится тем, что он безгрешен: без греха — Один только Бог» (Рим. 3, 10, 23; 1 Ин. 1, 8—9). И еще: пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор. 8, 8). Посему не будем питать тела своего, чтобы оно не стало врагом нашим».

Вскоре его родители переехали в город Орлец на реке Юг, в 40 верстах от Устюга. Овдовев, мать святого приняла постриг в Троицком Орлецком монастыре с именем Ната­лия и вскоре избрана была игуменией этого монастыря. Все время она имела сына при себе, но блаженный отрок, познав суету мира сего, принял на себя вид юродивого, и мать, видя, что он так ведет себя, предоставила его воле Божией.

После сего преподобный Иоанн ушел из монастыря и, пришедши в город Устюг, поселился вблизи соборной церкви Пресвятой Богородицы, честного Ее Успения, в церковной сторожке, в построенной для него хижине.

Бодрствуя по ночам, он возносил непрестанные молитвы Господу, а днем старался казаться людям юродивым, подобно святому Прокопию Устюжскому, и в разодранном рубище и босой ходил по улицам города, отдыхая иногда на куче навоза.

Так жил он зимой и летом. Такой тяжелый подвиг принял на себя юный Иоанн! Чего стоило одно то, чтобы зимой босому и еле прикрытому одеждою ходить по городу и переносить северные трескучие морозы! Много пришлось ему вытерпеть побоев, насмешек, брани от людей, не понимавших ни себя, ни его.

Чтобы выносить столько страданий, надобно было иметь много твердости, воли и терпения, нужно было глубоко почувствовать смысл слов апостола, что нынешнее страдание наше легко и мгновенно готовит нам в величайшем избытке вечную славу (2 Кор. 4, 17).

Действительно, блаженный юноша не только никогда не роптал и не гневался на своих гонителей и обидчиков, но еще сожалел и молился за них Богу.

Важно

Блаженный Иоанн тщательно скрывал свой молитвенный подвиг, избегая людской молвы. Но были в Устюге и такие люди, которые понимали и смотрели на него как на добровольного страдальца и подвижника. Так, священнику Успенского собора Григорию всегда казались изумительными жизнь и терпение юродивого.

И вот ему захотелось узнать, что делает и какую жизнь ведет он, когда бывает один. Долго он искал удобного случая и наконец нашел. Однажды в зимнее время, когда топилась большая печь церковной трапезы, а богомольцы по окончании вечерней службы вышли все, кроме одного юродивого, священник утаился за дверями и стал смотреть, что будет делать Иоанн.

Блаженный юноша, осмотревшись кругом и не видя никого в трапезе, стал на молитву. Воздев руки к небу, он молился за глаголющих лесть и за творящих неправду; так молился онболее часа.

По окончании же молитвы стал мешать уголья в печке и затем, оградив себя крестным знамением со словами: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», лег в печь на горящие уголья. Увидев это, испуганный священник быстро отворил двери и бросился к юродивому, опасаясь, чтобы он не погиб в пламени.

Но как он не спешил, мнимо-безумный еще скорее, подобно молнии, вышел из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: «Не смей никому сказать о том, что видел ты, до моей смерти». Трепещущий от страха священник дал слово исполнить волю блаженного в точности, и тот обнаде­жил его за молчание милостью Божией.

Святой Иоанн постоянно терпел голод и жажду, но ничего ни от кого не брал. Если он и одевался, то обычно в ветхую одежду. Еще при жизни он удостоился от Бога дара чудотворения.

Блаженный подвижник имел в себе такое обилие благодати Божией, что мог одним словом исцелять недуги, но, скрывая то от людей, делал тайно или так, как бы его действие было не с разумом. Жена устюжского князя Феодора Красного Мария жестоко страдала от горячки.

Она послала к блаженному своего слугу с просьбой помолиться о ней. Не успел посланец подойти к навозной куче, на которой сидел святой Иоанн, как блаженный воскликнул: «Здравствуй, добрый князь Феодор с княгиней своей».

Когда слуга вернулся домой, княгиня была уже исцелена.

Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота, — сказал Господь в Открове­нии (Откр. 2, 10) — и блаженный Иоанн до конца пребыл верен однажды принято­му им на себя подвигу юродства и убожества. Как необыкновенна была его жизнь, также необыкновенна и безболезненна была и мирная кончина его.

Совет

Судя по молодости лет юродивого и по тому, что он ни на что не жаловался, казался одинаково бодрым и по-прежнему с утра до вечера расхаживал по городу, никому из устюжан и на ум не приходило, что он доживает последние дни.

Но сам блаженный знал это и, радуясь близкому окончанию своего подвига, непрестанно благодарил Бога, изли­вая душу свою в самой пламенной, тайной молитве.

На соборной площади близ храма Успения Божией Матери и гроба праведного Прокопия, где Иоанн проводил большую часть своего времени, блаженный в последний раз воздел преподобные руки свои к Богу и, скрываемый от взора людей темнотою ночи, долго молился о сущих в бедах и скорбях, о всем мире и о городе, его приютившем, потом оградил себя крестным знамением, лег на голую землю и, как бы заснув, предал чистую душу свою Богу 29 мая 1494 года. Вид усопшего, по свидетельству очевидцев, был «яко ангела Божия, лице светло сияюще и тело аки снег».

Кончина приподняла завесу, скрывавшую жизнь блаженного, и сделала известны­ми его прозорливость, ангельское незлобие и терпение. Лицам, бывшим свидетелями жизни блаженного, не было теперь причины скрывать долее его подвиги и благодеяния.

Поэтому лишь только слух о его кончине пронесся по городу, тотчас же собралось на соборную площадь великое множество народа, все спешили отдать последний долг подвижнику. Многие плакали и жалели о том, что, почитая его малоумным, насмехались над ним и оскорбляли его.

Соборные священнослужители со всем городским духовенством, с великим благоговением и честью, подобающей праведнику, предали труженическое тело его земле на месте его преставления.

Через некоторое время после его кончины благочестивый гражданин Устюга Фе­одор Тутыгин по данному им обещанию Господу и святому Иоанну построил над мощами блаженного храм в честь Происхождения честных древ Креста Господня и «гробницу устроил и поставил над телом блаженного Иоанна». С верой притекав­шие к гробнице получали много чудесных исцелений. Но так как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами святого Прокопия, изображаются они оба вместе на иконах и во время церковной службы вместе же призываются в молитвах.

Служба святому Иоанну Устюжскому написана в XVI веке. В 1554 году по воспо­минаниям знавших его людей было составлено его житие, а несколько позже — похвальное слово. Святой Иоанн особо прославился заступничеством при нашест­вии врагов. Благодаря его молитвам русское войско одержало победу над польско-литовскими захватчиками под Дмитровом в 1610 году.

А последняя запись в книге о жизни и чудесах праведного Прокопия говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, не только защитили свой город от поляков, но и разбили их. В благодарность святому Иоанну устюжане построили храм, освященный в его честь.

Обратите внимание

И по надписи на иконе праведного Иоанна, приложенной Никитой Строгановым в Устюжскую Иоанновскую цер­ковь, «всей жизни его было только 18 лет».

В «Иконописном подлиннике» писали: «Иоанн юродивый, Устюжский чудотворец, подобием молод, борода только расти зачала, в наусии, волосы просты, риза на нем — раздранное рубище, исчерна бело, и свилося по нем, плечо голо, а также и ребра голы и ноги, выше коленей».

Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41—42). Не каждая ли христианская душа должна повторять себе эти слова Спасителя, которые так помнил блаженный Иоанн, как видно из всей жизни его?

Источник: http://www.saints.ru/i/11inblzhIoannUstyuzhskii.html

Житие праведного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого

                  Святые Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Конец XVII века.

(День памяти святого праведного Иоанна Устюжского Христа ради юродивого празднуется 29мая/11 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице Собор Вологодских святых)

 

Недалеко от Устюга, по другую сторону реки Сухоны, там, где был Гледен, или старый Устюг, где доныне находится монастырь Святой Троицы, … было село Пухово, в котором жил благочестивый и зажиточный земледелец Савва с супругою своею Мариею. Бог благословил их супружество чадородием: у них было два сына.

Старший, Иродион, был живым подобием своег о отца как по наружности, так и по характеру, и помогал отцу в его занятиях, что доставляло родителям величайшее удовольствие.

Но второй их сын, Иоанн, почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей. Постоянно задумчивый и молчаливый, он никогда не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водою, по средам и пятницам решительно не принимал никакой пищи, все ночи проводил без сна в коленопреклонениях и молитвах.

Его мать, опасаясь, чтобы такой образ жизни не расстроил его здоровья, заметила ему: «К чему ты постишься в таких годах?» – «Чтобы избавиться от грехов», – отвечал он.

– «Какие еще у тебя грехи в твоих летах? Я не вижу ничего на тебе, кроме благодати Божией!» Блаженный отрок, хотя и не знал грамоты, отвечал ей словами Святого Писания, слышанного им в церкви: «Не говори так, мать моя, без греха никто, кроме одного Бога! Пища и питие не поставят нас пред Ним.

Читайте также:  Вознесенский тамбовский монастырь, россия, город тамбов

Не станем же чрезмерно питать плоти, чтобы она не стала врагом нашим». Удивилась благочестивая мать, слыша столь мудрые слова отрока, и не стала ему докучать о том более.

Савва по хозяйственным ли видам или по другим каким причинам переселился из Пухова на реку Юг в городок Орлов, находившийся верстах в 40 от Устюга, и скоро здесь умер, а Мария постриглась в Троицком Орловском монастыре под именем Наталии, и сделана была игуменией. Она взяла с собою в монастырь и Иоанна, который еще более сделался молчалив и начал чуждаться общества, так что многие стали думать, что он не в полном уме.

Блаженный отрок радовался, услышавши о себе такое мнение, и так как мать не старалась уже ни в чем его стеснять, оставивши на волю Божию, то он и перешел из Орлова в Устюг и начал там юродствовать, подобно святому Прокопию Устюжскому.

Важно

Иоанн поселился неподалеку от его гроба на соборной площади в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым. Ночи проводил в молитве, а днем бегал по улицам, как помешанный, то в разодранном и грязном рубище, то почти совершенно нагой.

И так жил зимой и летом.

Такой тяжелый подвиг принял на себя юный Иоанн! Чего стоило одно то, чтобы зимой босому и едва прикрытому одеждою ходить по городу и переносить северные трескучие морозы. А ему пришлось вытерпеть и перенести много и других великих скорбей и лишений.

Неразумные и избалованные дети гонялись за ним, как за каким-нибудь зверем, бросали в него грязью, палками и камнями.

Люди грубые, не понимавшие ни самих себя, ни его, позволяли себе всячески надругаться над ним и не стыдились даже наносить ему удары и побои без всякого повода к тому с его стороны…

Чтобы выносить столько страданий, надобно было иметь много твердости воли и терпения, нужно было глубоко прочувствовать смысл слов Апостола, что нынешнее страдание наше легко и мгновенно и готовит нам в величайшем избытке вечную славу (2 Кор. IV, 17). Действительно, блаженный юноша как нельзя более был проникнут этим святым чувством. Он не только никогда не роптал и не гневался на своих гонителей и обидчиков, но еще сожалел и молился за них Богу.

Между тем как большинство народа считало блаженного Иоанна малоумным, были в Устюге и такие люди, которые понимали его и смотрели на него как на добровольного страдальца и подвижника.

Так, священнику Успенского собора Григорию, по прозванию Долгая борода, всегда казались изумительными жизнь и терпение юродивого. И захотелось священнику узнать, что делает и какую жизнь ведет Иоанн, когда бывает один.

Долго священник искал удобного случая и наконец нашел.

Однажды в зимнее время, когда топилась большая печь в церковной трапезе, а богомольцы по окончании вечерней службы вышли все, кроме одного юродивого, священник утаился за дверями и стал смотреть сквозь замочную скважину, что будет делать Иоанн. Блаженный юноша, осмотревшись кругом и не увидев никого в трапезе, стал на молитву.

Воздев руки к небу, он молился за глаголющих лесть и за творящих неправду. Так молился он более часу. По окончании же молитвы стал мешать уголья в печке и затем, оградив себя крестным знамением со словами: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи», лег в печь на горящие угли.

Увидев это, испуганный священник быстро отворил двери и бросился к юродивому, опасаясь, чтобы он не погиб в пламени. Но как он ни спешил, мнимо безумный еще скорее, подобно молнии, исторгся из печи и, грозно посмотрев на пытливого, сказал: «Не смей никому говорить о том, что видел ты, до моей смерти».

Трепещущий от страха священник дал слово исполнить волю блаженного в точности, и тот обнадежил его за молчание милостию Божиею.

Совет

Блаженный подвижник имел в себе такое обилие благодати Божией, что мог одним словом исцелять недуги, но, скрывая то от людей, делал тайно или так, как бы его действие было не с разума. Вот один пример. Мария, супруга тогдашнего устюжского наместника Феодора Красного, жестоко страдала горячкою.

Не получая никакой пользы от врачей, она послала своего слугу попросить юродивого, чтобы помолился за нее Богу и испросил ей выздоровление. Не нашедши юродивого в хижине, слуга пошел искать его по городу и увидел лежащим на куче навоза.

Слуга не успел еще подойти к блаженному и сказать, зачем был послан, как Иоанн, будто в безумии, закричал ему: «Здравствуй, добрый князь Феодор и с княгинею твоей!» Возвратившись, слуга нашел княгиню уже здоровою.

«Будь верен даже до смерти, и дам тебе венец жизни»,- сказал Господь в Откровении (Откр. П, 10). И блаженный Иоанн до конца пребывал верен однажды принятому им на себя подвигу юродства и убожества.

Как необыкновенна была его жизнь, так необыкновенна безболезненная и мирная кончина его. Судя по молодости лет юродивого и по тому, что он ни на что не жаловался, казался одинаково бодрым и по-прежнему с утра до вечера расхаживал по городу, никому из устюжан и на ум не приходило, что он доживает уже последние дни.

Но сам блаженный знал это и, радуясь близкому окончанию своего подвига, непрестанно благодарил Бога, изливая душу свою в самой пламенной тайной молитве.

На соборной площади, близ храма Успения Божией Матери и гроба праведного Прокопия, где Иоанн проводил большую часть своего времени, блаженный в последний раз воздел преподобные руки свои к Богу и, скрываемый от взора людей темнотою ночи, долго молился о сущих в бедах и скорбях, обо всем мире и о городе, его приютившем. Потом оградил себя крестным знамением, лег на голую землю и, как бы заснув, предал чистую душу свою Богу 29 мая 1494 года. Вид усопшего, по свидетельству очевидцев, был «яко ангела Божия, лице светло сияюще и тело аки снег».

Кончина приподняла завесу, скрывавшую жизнь блаженного, и сделала известными его прозорливость, ангельское незлобие и терпение. Лицам, бывшим свидетелями жизни блаженного, не было теперь причины скрывать его подвиги и благодеяния.

Поэтому лишь только слух о его кончине пронесся по городу, тотчас же собралось на соборную площадь великое множество народа. Все спешили отдать последний долг подвижнику. Многие плакали и жалели о том, что, почитая его малоумным, насмехались над ним и оскорбляли его.

Обратите внимание

Соборные священнослужители со всем городским духовенством с великим благоговением и честию, подобающею праведнику, предали труженическое тело его земле на месте его преставления.

Спустя немного лет по преставлении блаженного Иоанна устюжский гражданин Феодор Тутыгин, благоговея к его памяти, на месте погребения блаженного построил церковь во имя Происхождения Честного и Животворящего Креста, устроил гробницу и поставил над телом блаженного Иоанна.

С верою притекавшие к гробнице получали много чудесных исцелений.

Но так как мощи праведного Иоанна находятся на одной площади с мощами святого Прокопия, изображаются оба святых на иконах вместе и во время церковной службы вместе же призываются в молитвах, то богомольцы и недужные обыкновенно обращаются с молитвами к обоим Устюжским чудотворцам.

Оттого и исцеления, получаемые от них, записаны в одной книге о жизни и чудесах праведного Прокопия. Так, последняя запись говорит, что в 1613 году устюжане молитвами праведных Прокопия и Иоанна, Устюжских чудотворцев, не только защитили свой город от поляков, но и разбили их.

Чудес, совершившихся отдельно при гробе праведного Иоанна, только три. Два первых без означения времени, последнее случилось в 1565 году. Чудеса эти следующие.

Женщина Аполлинария, жившая в Вознесенском приходе города Устюга, страдала огневицею и находилась в сильнейшем расслаблении.

Когда ее принесли к церкви Всемилостивого Спаса и положили близ раки праведного Иоанна, она услышала исходивший из раки голос святого: «Я молил за тебя Бога и жду к себе».

В тот же час больная почувствовала себя совершенно здоровою и, возблагодарив Бога и своего исцелителя, ушла домой, не нуждаясь в посторонней помощи.

Важно

Екатерина, жена устюжского гражданина Афанасия Константинова, впала в лютую болезнь и так была расслаблена, что не владела ни руками, ни ногами, не могла ни есть ни пить и, не узнавая уже людей, лежала как мертвая.

После шести дней столь тяжкой болезни, когда испробованы были все возможные средства и снадобья, которые так и не принесли больной никакой пользы, родственники Екатерины стали молиться об исцелении ее святому Иоанну юродивому.

Взяв у гроба его персти, положили с верою в святую воду, несколько капель которой влили в уста больной, уже едва дышавшей.

По принятию воды с перстию Екатерина час времени лежала как мертвая, затем, будто очнувшись от сна, села на постель, призвала своих домашних и объявила им, что она чувствует себя совершенно здоровою, как будто никогда не была и больна.

Устюжский гражданин Иеремия Мартинианов и жена его Евфросиния, жившие на Петровской улице, 23 августа 1565 года заявили священнослужителям церкви святого Иоанна юродивого следующее: «В 1562 году с 11 числа сентября она, Евфросиния, сделалась одержима злым духом.

В продолжение первых трех лет страдания ее были довольно сносны, только родившиеся у нее в эти годы два младенца были неестественно худощавы и едва имели образ человеческий.

Но в нынешнем 1565 году с 1 октября насилие демонское сделалось столь жестоко и невыносимо, что довело ее до умоисступления, так что она не узнавала людей, срывала с себя святой крест и бросала, даже бросалась на людей и била себя и других. В таком состоянии она находилась до Петрова поста.

В один день этого поста она услышала невидимый голос, говоривший ей: «Молись святому Иоанну юродивому, сделай очи и приложи к нему, и он избавит тебя от болезни». Больная в свободные от беснования минуты рассказала о том мужу и, посовещавшись с ним, заказала серебрянику сделать серебряные, позолоченные очи.

Совет

На другой день после того, как она слышала голос, Евфросиния в припадке беснования выбежала из дому и вдруг увидела неведомо откуда явившихся пред ней священника и диакона в облачении, первый осенил ее честным крестом, а второй окропил святою водою. Святая вода, коснувшись ее уст, показалась ей слаще меда. Во время кропления видела она, что мучивший ее диавол далеко отбежал от нее.

Читайте также:  Акафист кресту господню

Священник же с диаконом пошли по направлению к церкви святого Иоанна юродивого и скрылись. На другое утро после этого видения в новом припадке беснования ей явился тот же священник и причастил ее Святых Таин, после чего она ощутила в себе как бы мороз какой, проникший в ее утробу.

Ночью после этого дня во сне она увидела себя стоящею в церкви у гроба святого Иоанна, который явился ей сидящим в гробнице по персти в священнической одежде, на левой 'руке его был поруч, а в правой жезл. Позади себя она увидела мучителя диавола. Вдруг святой Иоанн жезлом ударил диавола, и тот, громко вскричав, побежал в полуденные двери и стал невидим.

На утро после этого она пошла сжужем в церковь святого Иоанна, заказала отслужить молебен угоднику, приложила сребропозлащенныя очи к его образу и испила святой воды. Здесь, при гробе святого Иоанна, в священнике и диаконе той церкви, служивших молебен, она узнала тех самых, которых ранее видела в видении, а прежде того никогда их не видела и не знала.

Возвратившись из церкви домой, больная весь тот день ничего не вкушала и впредь положила обет поститься всегда на память преставления блаженного Иоанна. В следующую за сим ночь она видела во сне, будто к ней подошел молодой человек, совершенно похожий на того, которого она видела сидящим в гробнице.

Явившийся разрезал ножом ее чрево и, вынув из него нечто подобное рыбе, рассек оное на три части. Пробудившись от сна, Евфросиния не почувствовала уже в себе никакой болезни и с того времени совершенно избавилась от бесовского мучения и стала здоровою. Вскоре после того родился у нее младенец женского пола здоровый и ничем не поврежденный». Об этом чуде 25 августа того же 1565 года было повещено по всему городу Устюгу. Когда великое множество народа собралось в соборную Успенскую церковь, Евфросиния торжественно свидетельствовала об истине совершившегося над нею чудесного исцеления пред своим духовным отцом вознесенским священником Феоктистом, пред всем священным собором и народом. Слова ее были подтверждены всеми родственниками и знакомыми.

В 1602 году при постройке вместо обветшавшей новой деревянной церкви Святого Креста Никитою Григорьевым Строгановым устроен был придел во имя праведного Иоанна. Ныне мощи его почивают под спудом в каменной пятиглавой холодной церкви в его имя, на левой стороне храма. …

Верюжский И. П. Святые Устюжской земли : [праведные Иоанн и Мария Устюжские, преподобный Киприан Устюжский, праведный Иоанн Устюжский, Христа ради юродивый / Иоанн Верюжский] / свящ. Иоанн Верюжский. – Великий Устюг : Великоустюг. гос. ист.-архитектур. и художест. музей-заповедник, 2001. – 24 с. : ил.

Тропарь блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 5

Наготою телесною и терпением/ обнажил еси вражия коварствия,/ обличая неподобное его деяние,/ зельне стражда солнечный вар/ и нуждныя великия студени мраза,/ и огня не чул еси,/ Божиею помощию покрываемь,/ Иоанне премудре,/ моли о верою творящих память твою честно/ и усердно притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися от бед и падения избежати.

Кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 8

Вышния красоты желая,/ нижния сладости телесное ядение тщательно оставил еси,/ нестяжанием суетнаго мира возлюбил еси ангельское житие,/ преходя скончався, Иоанне блаженне,/ с нимиже моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Ин кондак блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Устюжского

глас 1

Обратите внимание

Иоанне премудре,/ земныя славы не возлюбив,/ того ради яко неистов ся творя,/ желая Царство Небесное наследовати,/ ударения и укорения приемля,/ наготу и зной терпя,/ тем ныне со Ангелы ликуеши,/ моли Христа Бога о душах наших.

Молитва блаженному Иоанну Устюжскому

О святый блаженный Иоанне! Припадающе, смиренно молимтися: приими наше малое моление и умоли Всемилостиваго Господа Бога нашего, да пробавит милость Свою нам, грешным, и да дарует нам вся, яже к животу и ко спасению благопотребная.

О угодниче Христов! аще и зело недостойни есмы, обаче духом сокрушенным и сердцем смиренным паки припадающе, молимтися: предстательством твоим ко Господу сохрани страну нашу, даруя ей на вся враги победу и одоление, град твой Устюг и вся грады и веси Российския соблюди от всякаго зла и от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и от всякаго обстояния, да всегда поем и величаем всесвятое и великолепое Имя Божие и твое милостивое о нас предстательство, во веки веков. Аминь.

Источник: http://ustug-eparhia.ru/eparkhiya/svyatye/15-eparkhiya/svyatye/556-zhitie-pravednogo-ioanna-ustyuzhskogo-khrista-radi-yurodivogo

Акафист святому блаженному Иоанну Устюжскому

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и предстателю наш у Святыя Троицы, Иоанне всеблаженне, похвальными песньми от любве душевныя ублажаем тя заступника и покровителя нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед и напастей свободи нас, да зовем ти:

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Икос 1

Ангели радовахуся житию твоему, святче Божий Иоанне: вся бо земная во уметы вменил еси, нищету же вольную от юности до гроба претерпевая, Христа ради юрод был еси. Темже ублажаем тя:

Радуйся, совершенный нестяжателю, едино точию рубище раздранное имевый о чреслех твоих.

Радуйся, постниче, во дни среды и пятка ничтоже вкушавый.

Радуйся, воине Христов, благодатию Его мир, плоть и диавола победивый.

Радуйся, молитвенниче, руце ко Господу о творящих неправду воздевавый.

Радуйся, святаго Прокопиа, Христа ради юродиваго, истинный подражателю.

Радуйся, святость жития твоего буйством юрода мудре сокрывавый.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 2

Видя суетою мира сего ослепленных, досаждающих и оскорбляющих тя неповинно, не гневался еси на гонителей и обидящих тя, блаженне Иоанне, но молился еси о таковых в сокрушении духа глаголя Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум богопросвещен имея, преблаженне Иоанне, бегал еси славы человеческия: юродствуя же присно по стогнам града Устюга, многа досаждения и скорби претерпел еси Христа ради. Темже достоит ти звати:

Радуйся, самопроизвольный мучениче, биения, оплевания и поношения от неразумных человек претерпевый.

Радуйся, за оскорбителей и гонителей твоих непамятозлобивый милоственниче.

Радуйся, страсти плоти твоея гладом и жаждею умертвивый.

Радуйся, чистотою душевною и телесною благолепно преукрашенный.

Радуйся, нищетою обогативыйся.

Радуйся, нищету сию паче сокровищ всего мира возлюбивый.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 3

Сила Честнаго и Животворящаго Креста Господня росодательну пещь содела ти, якоже иногда ангел преподобным отроком, о Иоанне блаженне: оградився бо крестным знамением, возлегл еси на горящем углии в пещи соборныя Успенския церкве, всех подвизая вопити о сем Творцу чудес Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Важно

Имый благое помышление о богоугодном житии твоем, Успенскаго собора иерей Григорий по вечернем богослужении утаися за дверию храма, да увесть, что твориши, един пребывая.

Ты же, о Иоанне богоблаженне, сотворив молитву за глаголющих лесть и творящих неправду, оградився крестным знамением, возлегл еси в пещь на горящее углие.

Егда же иерей, ужасом объят быв сицеваго ради видения, вниде, ты убо, абие исторгся из пещи, рекл еси: «Еже сам узрел еси, да никомуже поведаеши до кончины моея». Сего ради рцем вси:

Радуйся, силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня на горящем углии без вреда сохраненный.

Радуйся, росою Духа Пресвятаго орошенный.

Радуйся, пламенем любве яже к Богу и ближнему пламень пещный устудивый.

Радуйся, теплый молитвенниче, при храме Богоматере по вся нощи приметатися изволивый.

Радуйся, христианских добродетелей под личиною безумия подвижниче.

Радуйся, буйством твоим премудрыя посрамивый.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурею напастей присно волнуемое житейское море благодатию Божиею немокренно прошед, Блаженне Иоанне, достигл еси вечноблаженнаго пристанища, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание. Тамо убо почивая со ангелы и всеми святыми, поеши Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышащи болящая Мария, Устюжскаго наместника Феодора жена, яко имаши обилие благодати Божия, посла слугу своего, да просить молитв твоих о исцелении ея. Ты же, угодниче Божий Иоанне, аки в безумии возопил еси слузе: Здравствуй, добрый княже со княгинею. Обаче егда слуга возвратися в дом госпожи своея, узре ю исцелевшу от жестокаго недуга. Сего ради глаголем ти:

Радуйся, единем словом тяжкия недуги исцеливый.

Радуйся, болящую Марию и разслабленную Аполлинарию молитвою уврачевавый.

Радуйся, бесноватую Евфросинию от мучительства диавола избавивый.

Радуйся, яко и ныне молитв твоих беси зело трепещут.

Радуйся, града Устюга радосте неотъемлемая.

Радуйся, всех притекающих к тебе утешение пресладкое.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде подобен был еси, блаженне Иоанне: шествуя бо по стогнам града Устюга, восходил еси благодатию Божиею от силы в силу, и безумствуя пред человеки, божественныя премудрости исполнен был еси от Бога, непрестанно воспевая Тому единому: Аллилуиа.

Икос 5

Совет

Видя, яко в мире сем, во зле лежащем, несть житейския сладости печали непричастны, многоскорбное житие от юности восприял еси, блаженне Иоанне. Мы же грешнии, ублажающе терпение твое, зовем ти таковая:

Радуйся, ныне на небеси, занеже преплавая пучину житейскаго моря на земли плакал еси.

Радуйся, блаженне, многа бо мзда твоя на небеси.

Радуйся, сопричастниче небесных благ, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша.

Радуйся, сонаследниче достояния, еже уготова Бог любящым Его.

Радуйся, града Устюга заступниче.

Радуйся, верою к тебе притекающих покровителю.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедание евангельское, еже не скрывати себе сокровища на земли, совершенно соблюдая, не стяжал еси ни злата, ни сребра, но точию едино рубище раздранное, в немже зиму и лето необувен пребывая воспевал еси Христу Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияй нам светом твоего благорозумия, блаженне Иоанне: безумствуя бо присно пред человеки, ты уразумел еси глубину божественныя премудрости, яко не мудрых мира сего, но буих о Христе избра Бог в жилище благодати Своея. Еяже обильно преисполнен сый, приими от нас сицевая:

Радуйся, от утешителя Духа Истины обрадованный.

Радуйся, на земли и на небеси прославленный.

Радуйся, узкими враты и тесным путем все житие шествовавый.

Радуйся, Царствия Божия усердный взыскателю.

Радуйся, нищеты самопроизвольныя образе.

Читайте также:  Икона божией матери толгская, россия, город ярославль, толгский монастырь

Радуйся, смирения Христова подражателю.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя от взора человеча святое житие и дивныя подвиги твоя сокрыти, блаженне Иоанне, юродствовал еси пред человеки по вся дни, в нощи же пребывая в непрестанной молитве, из глубины души взывал еси о всем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго и дивнаго жития явися первоначальник в земли Российстей блаженный Прокопий Христа ради юродивый, егоже истинный подражатель показался еси, блаженне Иоанне. Темже величаем тя:

Радуйся, добре уразумевый глагол Божий: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет и отщетит душу свою.

Обратите внимание

Радуйся, сих ради словес Господних многоскорбное и многоплачевное житие восприемый.

Радуйся, радостию неотъемлемою во веки.

Радуйся, прославленный Богом и человеки.

Радуйся, духовными подвиги в тайне подвизавыйся.

Радуйся, Царствие Небесное сими стяжавый.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 8

Странно и чудно житие твое, Иоанне всехвальне: бегая бо по стогнам града Устюга, алчбу и жажду претерпевал еси, ничтоже от кого взимая, и тако юную плоть твою духу покоряя, всегда воспевал еси Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь мир православный молитвенно призывает тя яко великаго угодника Христова, достоблаженне Иоанне, и сия зовет ти в похвалу:

Радуйся, обетований Христовых наследниче.

Радуйся, временною скорбию вечнаго утешения сподобивыйся.

Радуйся, алчбою и жаждою плоть твою духу покоривый.

Радуйся, ангелов и всех святых собеседниче.

Радуйся, о всем мире православном молитвенниче.

Радуйся, земли Российския теплый пред Богом заступниче.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 9

Всякаго греха бегал еси аки яда смертоносна, угодниче Христов Иоанне, и сего ради сподобился еси Царствия Христова. Темже молимтися, помяни и нас многогрешных, ко Святей Троице во умилении зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство наше скудное не довлеет к похвале имене твоего, угодниче Христов Иоанне. Обаче молимтися, не отрини от любве душевныя зовущих ти таковая:

Радуйся, божественных даров носителю.

Радуйся, молящымся тебе скорый помощниче.

Радуйся, почитающым священную память твою вечных благ ходатаю.

Радуйся, скорбящих скорый утешителю.

Радуйся, добрый сеятелю благочестия.

Радуйся, обличителю всякаго нечестия.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 10

Спасая душу твою, блаженне Иоанне, не восхотел еси работати Богу и мамоне, но Единому Богу точию. Темже ныне яко верный раб Владыце своему предстоиши на Небесех, поя Ему хвалебную песнь: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси непоколебима, блаженне Иоанне, всем с верою прибегающым к молитвенному предстательству твоему. Темже припадающе молимтися яко имущему велие дерзновение у Христа Бога, молися о нас грешных, почитающих тя звании сими:

Радуйся, православных христиан твердое ограждение.

Радуйся, Святыя Церкве благолепное украшение.

Радуйся, многоскорбное твое течение благочестно скончавый.

Радуйся, по скончании онаго в пресветлых райских обителех вселивыйся.

Радуйся, все житие твое во угождение Богу посвятивый.

Радуйся, во плоти яко ангел безплотен поживый.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 11

Пение благодарственное Единосущней Троице от всея души возсылал еси, преподобне Иоанне, ведая кончину земнаго подвига твоего, еяже с радостию чая, благодарил еси Бога, зовый: Аллилуиа.

Икос 11

Важно

Светло сияющее лице твое, аки ангела Божия, и тело твое аки снег бело обретеся, егда преставился еси ко Господу, блаженне Иоанне: многоскорбнаго бо ради претруднаго подвига твоего, дарова ти Господь кончину христианскую. Еяже молитвами твоими сподоби и нас грешных, да зовем ти таковая:

Радуйся, в горний Сион Царя Небеснаго душею востекий.

Радуйся, яко тамо, предстоя Ему, о всех нас тепле ходатайствуеши.

Радуйся, во время нощнаго подвига течение твое скончавый.

Радуйся, христианскую кончину безболезненну, непостыдну и мирну от Господа восприемый.

Радуйся, глубокаго смирения стяжателю.

Радуйся, кротости и терпения Христова предивный подражателю.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать данную ти от Бога ведяще, благоговейно покланяемся святым мощем твоим, лобызаем святолепное изображение лика твоего, угодниче Божий Иоанне, и молимтися, не остави нас твоим молитвенным предстательством ко Христу Богу, Емуже благодарне поем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое житие, восхваляем мирную кончину твою, блаженне Иоанне, и молимтися, буди нам во всем ко благу скорый помощниче, зовущым ти таковая:

Радуйся, яко одежды греховныя совлеклся еси.

Радуйся, яко в ризу чистоты и непорочности облеклся еси.

Радуйся, града Устюга добрый и неусыпный блюстителю.

Радуйся, яко о всех с верою молящихся тебе присно ко Господу ходатайствуеши.

Радуйся, терпения и злострадания дивный образе.

Радуйся, всех добродетелей зерцало пресветлое.

Радуйся, Иоанне, преславный чудотворче.

Кондак 13

О всеблаженный святый праведный Иоанне! Приими сие малое хвалебное пение наше, и избави нас от всякаго злаго обстояния, от напрасныя смерти и вечныя муки, и сподоби нас твоим предстательством к Богу, да с тобою и всеми святыми поем Ему во веки: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1Молитва святому блаженному Иоанну Устюжскому

О святый блаженный Иоанне! Припадающе смиренно молимтися, приими наше малое моление, и умоли Всемилостиваго Господа Бога нашего, да пробавит милость Свою нам грешным и да дарует нам вся яже к животу и ко спасению благопотребная.

О угодниче Христов! Аще и зело недостойни есмы, обаче духом сокрушенным и сердцем смиренным паки припадающе молимтися: предстательством твоим ко Господу, благопоспеши; страждущую страну Российскую, Господь от лютых безбожник и власти их да свободит, и да возставит престол православных правителей; верных рабов Его, в скорби и печали день и нощь вопиющих к нему, многоболезный вопль да услышит и да изведет от погибели живот наш. Град твой Устюг и вся грады и веси Российския соблюди от всякаго зла и всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и от всякаго обстояния, да всегда поем и величаем Всесвятое и Великолепое имя Божие, и твое милостивое о нас предстательство во веки веков. Аминь.

С каждым днём на сайт molitvoslov.today заходит всё больше и больше людей. Он для этого и создавался: в конечном итоге стать самым популярным и полным в рунете собранием молитв, акафистов, канонов и изображений икон.

Совет

Но для развития ресурса нужны средства: ежегодное продление домена, оплата хостинга и услуг авторов статей. Обвешивать же сайт рекламой, как новогоднюю ёлку, совсем не хочется. Поэтому маленькая просьба ко всем кто долистал страницу до этого места и кому понравился molitvoslov.

today: буду благодарен любой финансовой помощи на его развитие. Мир Вам!

Источник: https://molitvoslov.today/akafistyi/akafistyi-k-odnomu-svyatomu/akafist-svyatomu-blazhennomu-ioannu-ustyuzhskomu.html

Праведный Иоанн Устюжский Христа ради Юродивый

В Великом Устюге, по другую сторону Сухоны, там, где был Гледен, или старый Устюг, было село Пухово, в котором жил благочестивый и зажиточный земледелец Савва с супругою своею Марией. Бог благословил их супружество чадородием и у них было два сына. Старший Иродион, а младший Иоанн.

Сей последний почти с самого младенчества начал обнаруживать в себе что-то необыкновенное, непонятное и нисколько не походил на других детей.

Постоянно задумчивый и молчаливый, он никогда не участвовал в играх своих сверстников, питался только хлебом и водой, но средам и пятницам решительно не принимал никакой пищи, все ночи проводил без сна в коленопреклонениях и молитвах.

Савва переселился из Пухова на реку Юг в городок Орлов, находившийся в 40 верстах от Устюга. Он вскоре здесь умер, а Мария постриглась в Троицком Орловском монастыре под именем Наталии и сделана была игуменьей. Она взяла в монастырь и Иоанна, который еще более сделался молчалив и начал чуждаться общества, так что многие стали думать, что он не в полном уме.

Блаженный отрок радовался, услышав о себе такое мнение, и так как мать уже не стала его ни в чем стеснять, то он перешел из Орлова в Устюг и начал там юродствовать подобно святому Прокопию Устюжскому.

Он поселился неподалеку от его гроба на соборной площади в хижине, построенной для него набожным Андреем Мишневым.

Ночи проводил он в молитве, а днем бегал по улицам как помешанный то в разодранном рваном рубище, то почти совершенно нагой, отдыхал в навозе и так жил зимой и летом.

Обратите внимание

Блаженный подвижник имел в себе такое обилие благодати Божией, что мог одним словом исцелять недуги, но скрывая то от людей, делал тайно или так, как бы его действие было не с разума.

Судя по молодости лет юродивого и по тому, что он ни на что не жаловался, казадся одинаково бодрым и по-прежнему с утра до вечера расхаживал по городу, никому из устюжан на ум не приходило, что он доживает уже последние дни.

Но сам блаженный знал это и, радуясь близкому окончанию своего подвига, непрестанно благодарил Бога, изливая душу свою в самой пламенной, тайной молитве.

На соборной площади близ храма Успения Божией Матери и гроба праведного Прокопия, где Иоанн проводил большую, часть свое/о времени, блаженный в последний раз воздел руки свои к Богу и, скрываемый от взора людей темнотою ночи, долго молился о сущих в бедах и скорбях, о всем мире и городе, его приютившем, потом оградил себя крестным знамением, лег на голую землю и предал чистую душу свою Богу 29 мая 1494 года. Вид усопшего, по свидетельству очевидцев, был «яко ангела Божия, лице светило сияюще и тело его аки снег».

Кончина приподняла завесу, скрывавшую жизнь блаженного, и сделала известными его прозорливость, ангельское незлобие и терпение. Лицам, бывшими свидетелями жизни блаженного, не было теперь причины скрывать его подвиги и благодеяния.

Поэтому, лишь только слух о его кончине пронесся по городу, тотчас же собралось на соборную площадь великое множество народа, все опешили отдать последний долг подвижнику, многие плакали и жалели о том, что почитая его малоумным, надсмехались над ним и оскорбляли его.

Соборные священнослужители со всем городским духовенством с великим благоговением и честию, подобающей праведному, предали труженическое тело его земле на месте его преставления.

Спустя несколько лег по преставлении блаженного Иоанна устюжский гражданин Феодор Тутыгин, благоговея к его памяти, но своему обещанию «Повелением наместника и тиуна великого града Устюга, по словеси Владычия десятильника и по совету архимандрита и протопопа с братиею великия церкви Успения Пресвятыя Богородицы» на месте погребения блаженного построил церковь во имя происхождения честного и животворящего Креста «и гробницу устрой и постави над телом блаженного Иоанна». С верою припавшие к гробнице, получали много чудесных исцелений. Служба праведному Иоанну написана в Устюге при царе Иване IV.

Источник: https://nason.ru/ioannustyuzgskiy/

Ссылка на основную публикацию