Блаженный исидор ростовский

Блаженный Иси́дор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый

Ро­дил­ся в Гер­ма­нии в бо­га­той ка­то­ли­че­ской се­мье. Оста­вив ро­ди­тель­ский дом и раз­дав бед­ным иму­ще­ство, св. Ис­и­дор, стран­ствуя, обо­шел мно­гие зем­ли и го­ро­да. В Рос­сии свя­той из­брал ме­стом сво­е­го жи­тель­ства го­род Ро­стов и, при­няв пра­во­сла­вие, по­се­лил­ся здесь в хи­жине из хво­ро­ста.

Взяв на се­бя по­двиг юрод­ства о Хри­сте и про­во­дя дни в тер­пе­нии на­хо­дя­щих скор­бей, а но­чи в мо­лит­ве, он еще при жиз­ни удо­сто­ил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ния и про­зор­ли­во­сти.

Обратите внимание

Так, свя­той спас от неми­ну­е­мой ги­бе­ли од­но­го ро­стов­ско­го куп­ца, бро­шен­но­го в бу­шу­ю­щее мо­ре по жре­бию, чуд­ным об­ра­зом по­бы­вал в Ки­е­ве, от­ку­да при­нес просфо­ру, по­лу­чен­ную им от мит­ро­по­ли­та, пред­ска­зал свя­ти­тель­ское слу­же­ние кня­зю Сав­ве Обо­лен­ско­му в са­мый раз­гар брач­но­го тор­же­ства. Св. Ис­и­до­ра на­зы­ва­ли Твер­ди­сло­вом, так как сло­во его все­гда сбы­ва­лось.

Пре­ста­вил­ся бла­жен­ный в 1474 г. Жи­те­ли Ро­сто­ва узна­ли об этом по див­но­му бла­го­уха­нию, раз­лив­ше­му­ся по все­му го­ро­ду.

Полное житие блаженного Исидора Твердислова 

Св. бла­жен­ный Ис­и­дор был ро­дом из Прус­сии. Он в юно­сти при­нял пра­во­сла­вие и от­рек­ся от ми­ра, стал юрод­ство­вать и по­ки­нул бо­га­тый дом ро­ди­те­лей с по­со­хом в ру­ках.

При­дя в Рос­сию, он оста­но­вил­ся в Ро­сто­ве Ве­ли­ком и, по­лю­бив его за кра­со­ту, остал­ся в нем жить. Он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну из ве­ток в го­ро­де, на воз­вы­шен­ном су­хом ме­сте по­сре­ди огром­ной лу­жи, и про­жил в ней до са­мой сво­ей кон­чи­ны. Впро­чем, он уда­лял­ся в нее толь­ко для мо­лит­вы. Дни же он про­во­дил на ули­цах го­ро­да, тер­пя вся­кие по­но­ше­ния.

Раз один ро­стов­ский ку­пец плыл по мо­рю. На­ча­лась бу­ря, и ко­рабль по­ги­бал. Бро­си­ли жре­бий, чтобы узнать, за чьи гре­хи все по­ги­ба­ют и ко­го на­до бро­сить в во­ду. Жре­бий пал на са­мо­го хо­зя­и­на. Его по­са­ди­ли на дос­ку и спу­сти­ли в мо­ре. Дол­го но­си­ло его по вол­нам, и на­ко­нец он стал то­нуть. То­гда явил­ся ему бла­жен­ный Ис­и­дор.

«Узна­ешь ли ты ме­ня?» – спро­сил он. «Раб Бо­жий Ис­и­дор, по­мо­ги мне!» – с тру­дом про­го­во­рил несчаст­ный. Бла­жен­ный по­са­дил его опять на дос­ку, на­пра­вил ее вслед за ко­раб­лем и, до­гнав его, по­са­дил на него куп­ца. Спут­ни­ки его, уви­дев его в сво­ей сре­де, бы­ли объ­яты стра­хом и ра­до­стью, по­то­му что по­ня­ли, что про­изо­шло чу­до.

Ку­пец же мол­чал, по­то­му что бла­жен­ный за­пре­тил ему рас­ска­зы­вать о слу­чив­шем­ся с ним. Вер­нув­шись в Ро­стов, ку­пец каж­дый раз, ко­гда встре­чал бла­жен­но­го Ис­и­до­ра, еще из­да­ли по­чти­тель­но ему кла­нял­ся, но ес­ли юро­ди­вый сам про­хо­дил ми­мо него, то каж­дый раз под­твер­ждал свое за­пре­ще­ние.

И ку­пец все­гда го­во­рил, что был спа­сен от смер­ти Бо­же­ствен­ной си­лой.

Же­нил­ся в Ро­сто­ве мо­ло­дой князь Сав­ва Обо­лен­ский.

Во вре­мя сва­деб­но­го пи­ра бла­жен­ный Ис­и­дор во­шел в па­ла­ту и, на­дев на но­во­брач­но­го шап­ку, спле­тен­ную из тра­вы и поле­вых цве­тов, ска­зал: «Вот те­бе и ар­хи­ерей­ская шап­ка!» Все сму­ти­лись, а бла­жен­ный уже убе­жал и шу­мел с детьми на ули­це. Но по­сле рож­де­ния сво­е­го сы­на-пер­вен­ца мо­ло­дая кня­ги­ня Да­рья Ва­си­льев­на Обо­лен­ская скон­ча­лась, а неутеш­ный вдо­вец по­стриг­ся в Фе­ра­пон­то­вом Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре с име­нем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским. Он был ду­хов­ным сы­ном прп. Мар­ти­ни­а­на и скон­чал­ся на по­кое в Фе­ра­пон­то­вом мо­на­сты­ре (см. жи­тие прп. Мар­ти­ни­а­на Бе­ло­зер­ско­го и прп. Га­лак­ти­о­на Бе­ло­зер­ско­го – 12 янв.).

За несколь­ко дней до кон­чи­ны бла­жен­ный Ис­и­дор за­тво­рил­ся в сво­ей хи­жине, мо­лясь со сле­за­ми. В ми­ну­ту его ти­хой и оди­но­кой кон­чи­ны чуд­ное бла­го­уха­ние раз­ли­лось по все­му го­ро­ду; за­гля­нув в хи­жи­ну, один про­хо­жий уви­дел его ле­жа­щим на зем­ле на спине, со сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми.

По­греб­ли его в са­мой хи­жине, и по­чи­та­те­ли его со­ору­ди­ли на мо­ги­ле его цер­ковь во имя Воз­не­се­ния Гос­под­ня. В XVI в. она бы­ла за­ме­не­на ка­мен­ной, а в XIX в. бы­ла устро­е­на ра­ка.

Важно

Бес­чис­лен­ны бы­ли чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся на мо­ги­ле его. Один свя­щен­ник, же­лав­ший рас­ко­пать мо­ги­лу бла­жен­но­го, был от­бро­шен неви­ди­мой си­лой и ли­шил­ся чувств.

При­дя в се­бя, он по­ка­ял­ся и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-isidor-tverdislov-rostovskij

Исидор Блаженный и его безденежный храм

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГРАНТОВОГО КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА 2016—2017»

Исидор Блаженный
и его безденежный храм

Сокровища Вознесенской церкви в Ростове Великом, которые невозможно украсть

Если будете когда-нибудь в Ростове Великом (Ярославском), обязательно зайдите в старенький и бедный храм Исидора Блаженного на валах.

Эта каменная церковка в самом центре города (в пяти минутах от ростовского кремля), но большинство туристов и паломников до неё не доходят — а зря!В 2000-х годах наша телевизионная группа — словно охотящаяся у морских рифов акула — чуть ли не каждую неделю курсировала по Тверской и Ярославской областям в поисках новых тем, историй, судеб и необычных репортажей из русской глубинки.

В очередной раз «патрулируя» Ростов Великий, на улице Карла Маркса мы случайно наткнулись на земляной вал, за которым спрятался до этого не известный нам древний храм. Если бы не куполок и острая колоколенка, торчавшие из-за крепостных валов, никто бы его и не заметил…

Как зашли – обомлели… Храм оказался не таким уж и маленьким, как выглядел снаружи. Но главное, что сразу же бросилось в глаза — дивные старинные фрески.Несмотря на холод и сырость, на стенах сохранилось множество росписей.

В полумраке церковных сводов отчетливо различались яркие краски, одежды и лики святых, проступали какие-то необычные сюжеты с морем, волнами и парусной лодкой.— Вы впервые в нашем храме? — пожилая женщина за свечным ящиком, оторвавшись от каких-то записей, казалось, даже обрадовалась появлению нежданных посетителей.

— А давайте я проведу вам экскурсию по нашему храму?

Мария Степановна, сторож-гид за свечным ящиком (июль 2017 года). Фото Александра Егорцева

Мы в тот момент, конечно же, сильно торопились и надолго «зависать» на одном месте, выслушивая совершенно не нужные нам, скорее всего, стандартные сведения о годах постройки и перестройки храма, его закрытии, «воцарении мерзости запустения», возрождении и по чьему благословению началось это самое возрождение — ну, не было у нас на это ни времени, ни желания…

Но эта женщина с такой надеждой на нас смотрела, такая робкая радость светилась в её глазах — видно, очень уж ей хотелось поделиться с нами чем-то важным, дорогим для неё самой, чтобы мы хоть на 10 минуток еще задержались в этом храме. Мы не сумели отказать и стали слушать и смотреть…

Первая съемка в храме-на-валах была очень морозной (март 2010 года). Фото Татьяны Тихомировой

Кутаясь в своё пальтишко (а в храме было так холодно, что пар изо рта шел), она стала рассказывать о каком-то средневековом иностранце, который пришел когда-то в ростовскую землю, предположительно, из Германии и поселился на болоте.

— Он принял у нас крещение, звали его Исидор.

Совет

Вел себя, как юродивый, и в Ростове его полюбили, стали почитать за блаженного. — Марья Степановна (так звали нашего экскурсовода и по совместительству вахтёршу-свечницу) направила указку на полуоотвалившийся кусок старинной краски.

— Вот посмотрите, здесь на стене сохранился удивительный фрагмент росписи из Жития Исидора Блаженного. Можно различить волны, корабль с парусом и тонущего в море человека.

Это наш купец из Ростова, которого выбросили за борт — ему явился Блаженный Исидор, протянул руку и вытащил из воды! Так повествует Житие, и эту историю с чудесным спасением ростовского купца благодарные жители запечатлели на стене храма.

Мария Степановна оказалась не просто вахтёршей, но еще и мамой настоятеля. Она так увлеклась рассказом — так была дорога для неё каждая деталь, каждая роспись — что напоследок еще и буквально заставила нас забраться на колокольню.

— У нас оттуда очень хороший вид на Ростов открывается — мне-то уже тяжело, а вы обязательно поднимитесь! Только осторожней, там лестницы крутые, опасные. Люк на крыше сами откроете… Храм Вознесения Господня «на валах» (в народе известный как Исидора Блаженного) – один из самых древних и замечательных ростовских храмов.

Он построен в XVI веке по специальному повелению Ивана Грозного на месте погребения Блаженного Исидора. Грозный царь Иван Васильевич очень почитал этого святого. Перед взятием Полоцка в 1563 году он дал обет возвести над гробом Исидора каменную церковь.

Обещание правитель Руси выполнил…Когда мы спустились с колокольни, в притворе встретили молодого священника, сына Марьи Степановны.Приближалось время всенощной, и отец Олег Ельцов, пытаясь перед службой протопить церковь, закидывал березовые дрова в «Булерьян» — стальную печку, расположенную справа от свечного ящика.

— Пока служба не началась, пойдемте, я подведу вас к мощам святого Исидора! — отряхнувшись от опилок, улыбающийся батюшка повел нас через дьяконские врата, как нам показалось, в алтарь. Но это было отдельное узкое помещение справа от алтаря, доступное для паломников и туристов.

— Вот здесь под спудом и покоятся его мощи.

Юродивый Исидор, по прозвищу «Твердислов», пришел к нам из Германии во второй половине XV века. В день его кончины, на Вознесенье, по всему Ростову распространилось благоухание, а после смерти стали происходить чудеса. Самое интересное, блаженный Исидор помогает и сегодня! Особенно от недуга пьянства и психических заболеваний.

Помогает пьяницам, помогает бросить пить. Потому что был случай, зафиксированный в Житии, когда привезли бесноватого пьяного человека и целую ночь читали над ним канон (он был в цепях), а под утро он стал здоровым и нормальным. Больше не пил.

Над мощами святого Исидора Блаженного

Заметив слегка скептическую улыбку на лице моего телеоператора, священник принес большую толстую тетрадь, наполовину уже исписанную.— Это у нас «Гостевая книга», в ней собрано немало отзывов о таинственной помощи святого уже в наши дни.Отец Олег, полистав и найдя какую-то запись, зачитывает её вслух.— «Видела во сне Исидора, ростовского блаженного.

Спросила, что на этой иконе? Был голос: Я Исидор, ростовский чудотворец, молись, и я тебе буду помогать». Через много лет она посетила наш храм — а живет она в селе Кочубеевское, это Ставропольский край. То есть человек раньше даже не знал, что есть такой город Ростов и блаженный Исидор…

Тем не менее, несмотря на древность и сохранившиеся фрески, в 2000-х годах храм Исидора Блаженного находился в бедственном положении.Сразу оговорюсь. Воровать в этом храме практически нечего! Ни раньше, ни сегодня. Икон здесь раз-два и обчелся, да и все они новонаписанные.

Обратите внимание

Знаю, есть такие «профессионалы», которые специально отслеживают репортажи о старинных храмах русской глубинки, фиксируя, где какие иконы висят, какого письма и века — чтобы потом по следам журналистов отправить церковных грабителей. И сколько раз так бывало, что какой-нибудь телесюжет или публикация восторженного фотографа впоследствии использовались в качестве путеводителя ворами.

Поэтому сразу предупреждаю «клюквенников» (извращенцев криминального мира, специализирующихся на кражах по храмам) — не утруждайтесь, не тратьте время и не портите жизнь себе и другим, понапрасну ломая решетки, замки и двери! Дорогого убранства в церкви Исидора Блаженного нет, единственную драгоценность могут представлять лишь фрагменты настенных фресок — но их, к счастью, не сдерешь и на «черном» рынке не продашь.Поражала нищета этого храма! Жертвователи редко сюда доходили, а с прихожан, простых ростовских старушек, что взять?Отец Олег при первой возможности сам, чем мог, старался им помогать. Хотя бы вещами, если кто-то подарит… Холод и сырость, пар изо рта — «Булерьян» установили уже от отчаянья, лишь на время.— Вообще эта страшная печка, она у нас временная, — посмеивается отец Олег, закидывая очередную партию дров. — Но «временная» она у нас уже больше пяти лет, эта печка… А пока не подвели газ – всё как-то плохо, с печкой…Столбик термометра во время службы едва переваливает за нулевую отметку. Электропушка не справляется, дрова стоят очень дорого, а доходов в храме никаких. Из-за отсутствия средств, в церкви вот-вот могли отключить электричество.— Да, завтра должны отключить, если мы сегодня не подпишем гарантийное письмо, что обещаем оплатить в такой-то срок…После службы, простившись с нами, отец Олег с Марией Степановной садятся в маленькую «Оку» (в народе прозванную «капсулой смертника») и спешно отправляются в контору — писать прошение об отсрочке коммунальных платежей, хотя бы на неделю…

Наш репортаж о ростовском храме Исидора Блаженного, показанный на 3 канале, вызвал тогда много откликов. Одних телезрителей заинтересовала старинная церковь и её фрески, других растрогала история Исидора Блаженного и нищего храма, в котором вот-вот за долги отключат электричество. И люди, как могли, на первое время постарались помочь.

Читайте также:  В печали по богу. молитвенный плач преподобного силуана афонского - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Спустя пару недель, вновь приехав в Ростов, мы сразу пошли к святому Исидору. У ворот храма встретили Марью Степановну, она самозабвенно проводила экскурсию для очередных посетителей. В церкви горел свет — значит, электричество есть! — После вашего репортажа, — рассказал отец Олег, — приехали какие-то люди и погасили нам долги за ЖКХ.

И до сих пор приезжают всё новые гости, спрашивают, чем еще помочь.Выгрузив из нашей машины мешки с одеждой и продуктами, пожертвованными телезрителями для стариков и многодетных (прихожан Исидоровского храма), мы собирались уже уезжать, но тут нас догнала Мария Степановна.

— Александр, напишите ваши имена и имена близких, а мы их будем в храме поминать! Не надо, не кладите никаких денег, просто напишите имена…Ростов Великий — жемчужина Золотого кольца — здесь всегда было что посмотреть.

Кремль, Успенский собор и знаменитая звонница (где Леонид Гайдай снимал фрагменты своего киношедевра — комедию «Иван Васильевич меняет профессию»).

При въезде в Ростов на берегу овеянного легендами озера Неро туристов встречает Спасо-Яковлевский монастырь (в нем находятся мощи ростовских святителей, в их числе и знаменитый Димитрий Ростовский, автор-составитель «Четьи-миней» — известного на всю Россию многотомного собрания Житий святых).

На окраине города, за Ярославским шоссе и железной дорогой, блестит куполами восстановленный Троице-Варницкий монастырь – здесь родился Сергий Радонежский.В любое время года в этих местах можно встретить экскурсионные автобусы и группы паломников.

Но меня почему-то всегда теперь тянет на улицу Карла Маркса… К спрятавшемуся за земляными валами храму Исидора.— Ну, нет к нему туристического маршрута, даже пеших экскурсий нет! — с сожалением восклицает отец Олег. — Автобусам здесь негде парковаться, и сюда (к одному из самых древних храмов Ростова) они не доезжают. И многие даже не знают о нем.

Важно

Я сделал подсветку колокольни, чтобы хотя бы ночью её было видно! Чтобы как-то привлечь внимание. Вот фонарь поставил…В притворе и сегодня можно увидеть “страшную” печь – как напоминание о холодных временах недавнего прошлого. Но теперь необходимость в булерьяне отпала.

В Вознесенский храм подвели, наконец, газовое отопление – и пар изо рта на богослужении уже не виден. В остальном церковь святого Исидора не изменилась – такая же прекрасная и уютная.Даже не знаю, что же сегодня меня так влечет к этому храму? Старинные фрески в его полумраке или мощи загадочного юродивого из Германии? А может быть, и сам весь этот дивный храм, безденежный и толком еще не отреставрированный, с радушным священником и его мамой, каждый день сидящей за свечным ящиком, кутающейся в пальто и готовой первому встречному провести экскурсию, а потом загнать гостей на колоколенку…

– Да, многие и меня-то не знают, но Марью Степановну знают все, кто здесь бывал, — снова смеется отец Олег.

Мария Степановна, сторож-гид Вознесенского храма (июль 2017 года)

Марья Степановна — уже неотделима от этого храма и, кажется, сама стала его достопримечательностью, добрым ангелом — земным хранителем. Да и сам отец Олег — спустя 7 лет с нашей первой встречи — мало изменился. Такой же простой, такой же радушный.

И так же шутит и улыбается — по-детски, открыто…— Полное безденежье! Много раз отключали у нас электричество, хотели газ отключать, но мы в последний момент всегда выкручивались, копейка в копейку. Бывало, не хватает 15 тысяч — и вдруг кто-то эти 15 тысяч присылает. А безденежье у нас потому, что дохода со служб и треб хватает только на хлеб с маслом, и без икры.

Но начинаешь вроде унывать, а Господь что-то вдруг да подкидывает, утешает. Такие вот маленькие чудеса.

Александр ЕГОРЦЕВ

Фото Татьяны ТИХОМИРОВОЙ, Александра ЕГОРЦЕВА и Ксении ТИХОМИРОВОЙ

Публикуется в рамках проекта «Вера сегодня. Лица современного православия» при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2016—2017»

Специальный проект Rublev.com

Вера сегодня. Лица современного православия

Источник: http://vera-segodnya.rublev.com/isidor-blajenniy

Исидор ростовский – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Прав. Исидор Ростовский. Икона

Исидор Твердислов (+ 1474), Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, блаженный

Память 14 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых

Был родом из Пруссии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне – Бранденбург), в богатой славянской семье католическо­го вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Маги­стра Немецкого ордена. В юности принял Православие и отрекся от мира, стал юродствовать и покинул богатый дом родителей с посохом в руках.

Придя в Россию, он остановился в Ростове Великом и, полюбив его за красоту, остался в нём жить. Построив себе хижину из веток в городе, на возвышенном сухом месте посреди огромной лужи, Исидор прожил в ней до самой своей кончины. Впрочем, он удалялся в неё только для молитвы, а дни проводил на улицах города, терпя всяческие поношения.

Раз один ростовский купец плыл по морю. Началась буря, и корабль погибал. Бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи все погибают и кого надо бросить в воду. Жребий пал на самого хозяина. Его посадили на доску и спустили в море. Долго носило его по волнам, и наконец он стал тонуть. Тогда явился ему блаженный Исидор.

“Узнаёшь ли ты меня?” – спросил он. – “Раб Божий Исидор, помоги мне!” – с трудом проговорил несчастный. Блаженный посадил его опять на доску, направил её вслед за кораблём и, догнав его, посадил на него купца. Спутники его, увидев хозяина в своей среде, были объяты страхом и радостью, поняв, что произошло чудо.

Совет

Купец же молчал, потому что блаженный запретил ему рассказывать о случившемся с ним. Вернувшись в Ростов, купец каждый раз, когда встречал блаженного Исидора, ещё издали почтительно ему кланялся, но если юродивый сам проходил мимо него, то каждый раз подтверждал свое запрещение.

И купец всегда говорил, что был спасён от смерти Божественной силой.

Женился в Ростове молодой князь Савва Оболенский. Во время свадебного пира блаженный Исидор вошел в палату и, надев на новобрачного шапку, сплетенную из травы и полевых цветов, сказал: “Вот тебе и архиерейская шапка!” Все смутились, а блаженный уже убежал и шумел с детьми на улице.

Но после рождения своего сына-первенца молодая княгиня Дарья Васильевна Оболенская скончалась, а неутешный вдовец постригся в Ферапонтовом Белозерском монастыре с именем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. архиепископом Ростовским. Он был духовным сыном прп.

Мартиниана и скончался на покое в Ферапонтовом монастыре.

Св. Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Фрагмент фрески на фронтоне дортмундского Свято-Троицкого храма (автор А. Столяров, 2010 г.)

Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого “Твердисловом”.

За несколько дней до кончины блаженный Исидор затворился в своей хижине, молясь со слезами. В минуту его тихой и одинокой кончины чудное благоухание разлилось по всему городу; заглянув в хижину, один прохожий увидел его лежащим на земле на спине, со сложенными на груди руками. Произошло это в 1474 году.

Погребли его в самой хижине, и почитатели его соорудили на могиле его церковь во имя Вознесения Господня. В XVI в. она была заменена каменной, а в XIX в. была устроена рака. Бесчисленны были чудеса, совершавшиеся на могиле блаженного Исидора. Один священник, желавший раскопать могилу святого, был отброшен невидимой силой и лишился чувств. Придя в себя, он покаялся и получил исцеление.

“Иконописный Подлинник” дает следующее описание внешности святого угодника Божия: “Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы”.

Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобождён от поляков город Полоцк. В “Уставе церковных обрядов московского Успенского собора” (1636) написано: “Майя в 14 день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний”.

Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда ещё можно было опасаться “поганского нашествия”, т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/10620.html

Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец

Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католическо­го вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Маги­стра Немецкого ордена.

В сердце его непрестанно отзывалось слово Господне: Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет, кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит, или что даст человек измену за душу свою (Лк. 16, 24, 26).

Возбуждаемый сими спасительными словами, блаженный Исидор совлек с себя княжеские одежды и восприял юродство, или безумное Христа ради житие, как и апостол говорит: Но буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая (1 Кор. 1, 27).

Обратите внимание

По глубокому убеждению в несостоятельности веры латин­ской перед судом совести и здравого рассуждения, блаженный Исидор «возлюби христианскую веру православную». И он в лохмотьях, с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, принимая повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои.

И великое показал святой Исидор терпение, одинаково перенося и хлад зимний, и летний зной. Днем странствовал, как юродивый, ночью же стоял на молитве и, плача, говорил сам себе: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается».

Переходя, таким образом, из града в град, достиг, на­конец, славного Ростова, тут соизволил остановить­ся, привлекаемый благо­уханием святыни. Здесь блаженный Исидор при­нял Православие. И в виде юродивого так же, как и раньше, переносил он на­смешки и побои безответно.

Подвиг этот тяжелый для самолюбия, много надо бороться с собою, чтобы достигнуть полной победы над щекотливой гордостью. Это значит стать как бы мертвым для себя. Будь мертв, поучал прп. Макарий Великий, если хочешь спастись.

Когда ругают тебя, молчи и не сердись; а когда хвалят, не возносись — даже не думай, как не думает мертвец, ни об оскорблении, ни о похвалах, и спасешься. Так вел себя блаженный Исидор, когда осыпали его насмешка­ми и побоями.

На топком мес­те устроив себе хижину из хвороста, удалялся он в нее на ночь; хижина не защищала его ни от холода, ни от зноя, снег или дождь равно разливались на его тело сквозь от­крытый покров хижины; она закрывала только от глаз людских молитвенные по­двиги его, которые совершал он по ночам, с вечера до утра.

Дни же он проводил на городских улицах, смиренно перенося все тяготы и поношения с усердной молит­вой за своих обидчиков. Если и давал покой измученному телу своему, то не иначе, как на куче навоза или на сырой земле.

Крепка была любовь его к Господу. И вдохновляемый в своих многотрудных подвигах этой горячей любовью к Богу, он претерпевал всякое озлобление и скорбь с таким усердием, что своим терпением уподобился древнему Иову. И Господь прославил такую нелицемерную любовь подвижника, сторицею воздав ему в небесной жизни утраченное им в земной и щедро наделил его даром прозорливости и чудес.

Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, бро­шенного в бушующее море по жребию его попутчиками.

Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море.

Важно

Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше.

Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца и повелел ему объяснить всем чудесное избавление от смерти силою Божественного милосердия. Впоследствии при случайной встрече на одной из ростовских улиц со спасенным им купцом он вновь настоятельно потребовал не разглашать тайны своего чудесного заступничества, а воздавать благодарение Бо­гу.

Читайте также:  Благодарение за помощь божию в опасностях и сохранение от вреда - благодарственные молитвы

Сохранился и другой рассказ о даре чудотворений блаженного Исидора. Однажды князь ростовский призвал к себе на трапезу епископов со всем его клиром после литургии. До прихода святительского пришел в дом княжеский блаженный Исидор, как будто (про себя) прося себе воды у приставника для утоления жажды, но собственно для того, чтобы подать благословение дому благоверного князя.

Суро­вый приставник не только не удовлетворил смиренной просьбы, но и изгнал его с бесчестными словами. Тогда восхотел Господь прославить Своего угодника: когда велел виночерпиям князь подать вино на трапезе, все были немало удивлены, ибо ни капли не обрелось ни в одном сосуде.

Возвестили князю о том, что было с Исидором, и князь послал искать его по всему граду, опечаленный, что уже к исходу была трапеза и не обреталось пития.

Нигде однако не могли найти блаженного, доколе сам он не явился под конец трапезы с просфорою, которую преподнес епископу со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобщему удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполненными.

И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфорой в Ростов не были плодом воображения блаженного, которого Ангел Божий действительно восхитил, подобно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенному обратно после причащения Святых Христовых Таин из рук Святейшего Патриарха Петра).

Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществле­нии его предсказаний, называли святого «Твердисловом».

Совет

Особенно ярким подтверждением правильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собст­венноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новобрачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блаженного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем горе князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапонтов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).

Блаженный Исидор получил откровение от Господа о своей кончине за несколько дней до смерти. Он мирно отошел ко Господу в своей хворостяной келлии 14 мая 1474 года. А в описании жития св. Исидора преосвященным Филаретом (Гумилевским) блаженная кончина последовала 14 мая 1484 года.

Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлив­шимся по всему городу. Некий прохожий, находившийся неподалеку от келлии святого угодника Божия, почувствовал благоухание, исходившее от его хижины.

Когда он в нее вошел, то обнаружил святого Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо было устремлено горе.

Погре­бен святой на месте, где стояла его хижина, а над могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня, так как день погребения Исидора, 18 мая, был тогда накануне сего праздника.

Многие чудеса и по смерти ознаменовали святость человека Божия.

Иерею, слу­жившему при церкви Вознесения Господня, пришло на мысль удостовериться: нетленно ли блаженный почивает во гробе? И он уже начал тайно копать землю, когда внезапно отринула его некая чудная сила и впал он в совершенное расслаб­ление.

Мысленно, ибо уже был безгласен, просил он у святого разрешения греху своему и немедленно получил исцеление. Исцеления повторялись над многими недужными, которые с верою приходили на гроб Исидора.

Другой человек, по имени Феодор, долго страдал болезнью глаз и от страшной боли кричал день и ночь.

Привели его поздно вечером ко гробу святого Исидора и только на рассвете стали петь молебен: немедленно почувствовал больной облегчение и при чтении Евангелия совершенно прозрел.

Обрадованный припал к надгробной иконе святого и теплые вознес к нему молитвы за свое исцеление, проливая слезы из прозревших очей перед сим убогим Лазарем, который уже возлежал на лоне Авраамовом и из глубины мнимой нищеты своей многих обогащал духовным своим богатством.

Обратите внимание

Впоследствии, в 1566 году, на средства и по приказу Иоанна Грозного деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивали в этом приделе под спудом.

Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благо­даря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поля­ков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».

«Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодни­ка Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».

Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуж­дался, следовательно, она уже была написана.

По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам бла­женного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.

Источник: http://www.saints.ru/i/Isidor_yurodivyi_Rostovskii.html

Жития святых. Блаженный Исидор Ростовский

«Богоматерь Моление о народе, с ростовскими святыми».

Все слышали о людях, которые бросили свой дом, оделись в рваное рубище и ходят по городам и селам, позволяя детям и взрослым потешаться, а то и глумиться над собой.

Что о них можно сказать, кроме того, что они безумны? Но нередко оказывается, что люди эти вовсе не больны, и что через них говорит сам Господь. Притворяясь умалишенным во имя Христа, человек проявляет глубокое смирение, ведь юродивому чуждо тщеславие и незнакома гордыня.

Часто бывает, что Господь награждает юродивого чудесным даром – прозорливости или исцеления. Но и проявляя его перед другими людьми, святой никогда не позволит себе принять благодарность или похвалу за совершенное чудо.

Терпя холод и зной, издевательства и побои, голод и жажду, юродивый служит Господу не словом или делом, а самим духом. И чем сильнее унижают святого, тем больше он возвысится в царстве Божьем…

… Год тысяча четыреста семидесятый, город Ростов Великий…

Недалеко от городских стен, на болоте, стояла хлипкая избенка. Да и не избенка это была вовсе: скорее, просто кусочек покрытой тиной земли, огороженный забором из хвороста высотой чуть меньше сажени. Хозяин избенки нисколько не заботился об удобстве, иначе положил сверху хотя бы соломенную крышу, и не стал бы строить жилище на зыбкой почве, которую весной в половодье подтапливало водой.

Жил в убогой хижине блаженный из Ростова по имени Исидор. Каждый день торговцы видели его у ярмарки, прихожане – у церкви; сидя на пыльных или мокрых улицах города в неизменном грязном балахоне, он мастерил свистульки или тихонько напевал что-то хрипловатым голосом. Бывало, что дети начинали его дразнить, кидаться комками грязи, но он не обижался на них, а только улыбался и кланялся.

Мальчик: Тебя кони залягают, а коровы забодают, не догонишь, не догонишь!

Отец:

Ваня! Поди сюда. Ты зачем доброго человека дразнишь?

Мальчик:

Так это же Исидор с болот, местный дурак!

Отец:

Слушай, Ваня, открою я тебе одну тайну. Только ты ее никому-никому не рассказывай, хорошо? Я и сам не должен был, но, видно, придется. Когда я был помоложе, часто ходил за море – торговать с другими городами.

Важно

Однажды возвращались мы домой с богатой выручкой на корабле, но тут поднялась большая буря. Товарищи мои испугались и решили кинуть жребий – кого бросить за борт, чтобы утихомирить ветер. Выпало мне.

Вот и посадили меня на доску и отправили прямо в черные волны.

Мальчик:

Ой… Страшно, наверно…

Отец:

Очень страшно. Я схватился за край доски и начал молиться: «Господи, дозволь мне увидеть родной край и мою любимую супругу!». И тут волны расступились. Гляжу, прямо по ним, словно по твердой земле идет Исидор. «Узнаешь ли ты меня?» – спрашивает. «Помоги, раб Божий Исидор!» – отвечаю я. И чудесным образом я оказался на корабле. А Исидор только успел шепнуть: «Никому не говори про меня. Это не я тебя спас, а Господь».

Источник: https://radiovera.ru/zhitiya-svyatyx-blazhennyj-isidor-rostovskij.html

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый

Храм Блаженного Исидора.

1911 год

До начала ХХ века в храме Вознесения хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя иоанна васильевича всея руси его царскою казною поставлена церковь сия вознесение господне в ней же исидор чудотворец при епископе никандре ростовском а делал церковь великого князя мастер андрей малой». Построена церковь над могилой св.Исидора Блаженного († 1474 г.), и на этом же месте находился прежде шалаш, в котором св.Исидор жил круглый год.

«Житие Исидора Твердислова», весьма малоизученный памятник древнерусской агиографии, гласит: «Съи убо блаженный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран, от латыньскаго языка, от немечьскыя земля рождение име и въспитание, от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерска роду бе, и възненавидев богомерзкую отеческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашу христианьскую православную веру и промышляаше в сердцы своем Господне слово, глаголющее: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет». (Цит. по рукописи Российской национальной библиотеки, Спб.)

Дата рождения святого неизвестна. Согласно житию, он происходил из знатной славянской семьи, живущей в окрестностях Бреннабора (современный Бранденбург). Важен тот факт, что крещен был Исидор в католичество. Архиепископ Филарет (Гумилевский), описывая житие св.Исидора, считал, что слова «местерска роду бе» указывают на родственные связи семьи Исидора с Великоим Магистром Немецкого ордена.

Но Исидор принимает на себя один из самых трудных видов подвижничества – юродство. Пешком отправляется он в Ростовскую землю и там принимает православие. Житие рассказывает, что днем он странствовал, как юродивый, ночью же молился слезно со словами: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается».

Голод и холод, зной и жару, побои и поношения – все он сносил кротко и с любовью. Но есть в житии также рассказ о том, как приставник князя ростовского отказал блаженному в просьбе подать воды, и даже изгнал его с непотребными словами. Вообще же, пришел блаженный не для утоления жажды, но для того, чтобы дать благословение княжескому дому.

А по изгнании его обнаружилось, что все вино, заготовленное в доме князя для трапезы с епископом, высохло до капли.

И лишь под самый конец трапезы Исидор вернулся, подав епископу просфору со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии»,- после чего сосуды вновь наполнились вином.

«Твердислов въправду тезоименно наречеся. Утверди бо ум и с словом вкупе, еже к Богу обеща, и играя, Исидор житие се преиде и небеснаго царства достиже», – говорит житие. На брачном торжестве князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской блаженный сплел венок из полевых цветов и подал князю со словами: «Вот тебе, князь, архиерейская шапка».

Тайный смысл этих слов остался непонятым тогда, но прояснился позже, когда спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня скоропостижно скончалась, а князь Оболенский оставил мир и постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).

Блаженный Исидор получил откровение о своей кончине за несколько дней до смерти, и отошел ко Господу 14 мая (27 мая н.ст.) 1474 года. По его смерти от шалаша, в котором обитал юродивый, разлилось благоухание, оповестившее жителям Ростова о кончине угодника Божия. Вскоре над могилой св.

Читайте также:  Великомученица евфимия всехвальная

Исидора был воздвигнут деревянный храм, который по приказу царя Иоанна Васильевича был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого находились в этом приделе под спудом. Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке.

Совет

Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благо­даря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поля­ков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».

«Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодни­ка Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».

Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуж­дался, следовательно, она уже была написана.

По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам бла­женного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.

В советские годы церковь св.Исидора Блаженного подверглась перестройке: был уничтожен придел блаженного, сильно пострадали фрески, выполненные ярославскими мастерами братьями Иконниковыми. В 2002 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с 27 мая 2003 года богослужения в нем совершаются каждую субботу и воскресенье, во все великие и двунадесятые праздники. Молебен у мощей св.

Исидора – каждую субботу в 11.00. Реставрация храма идет очень медленно, поскольку храм является памятником архитектуры, и все работы требуют тщательного подхода. Настоятель храма – священник Олег Ельцов, который с полным самопожертвованием занимается трудом восстановления этого замечательного образца ростовской святыни. С ним можно связаться при встрече или на сайте храма: www.isidor.pro.

Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 4

Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.

Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 8

Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.

Храм Блаженного Исидора. Наши дни

Источник: http://www.taday.ru/text/1618417.html

Память блаженного Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца

Блаженный Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, родился в Германии, в окрестностях, вероятно, Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католического вероисповедания. Уже в ранней юности отличаясь чистотой и милосердием, святой Исидор раздал богатство убогим и ради Царства Небесного оставил родительский дом.

Приняв на себя подвиг юродства Христа ради, он в лохмотьях и с посохом в руке отправился в долгое странствование через многие города и страны, терпя повсюду насмешки, издевательства, а порой даже и побои.Последней страной на пути его скитаний оказалась Россия. Блаженный Исидор принял Православие и поселился в Ростове Великом.

Построив себе непокрытую хижину из хвороста на болотистом пустыре в черте города, святой угодник Божий совершал в ней долгие ночные молитвы. Дни же он проводил на городских улицах, смиренно перенося все тяготы и поношения с усердной молитвой за своих обидчиков. Спал святой днем очень мало и не иначе, как на куче навоза или на сырой земле.

Вдохновляемый в своих многотрудных подвигах горячей любовью к Богу, он претерпевал всякое озлобление и скорбь с таким усердием, что своим терпением уподобился древнему Иову. И Господь прославил такую нелицемерную любовь подвижника даром чудотворений. Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, брошенного в бушующее море по жребию его попутчиками.

Обратите внимание

Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше.

Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца и повелел ему объяснять всем чудесное избавление от смерти силой Божественного милосердия. Впоследствии при случайной встрече на одной из ростовских улиц со спасенным им купцом он вновь настоятельно потребовал не разглашать тайну своего чудесного заступничества, а воздавать благодарение Богу.

Сохранился и другой рассказ о даре чудотворений блаженного Исидора. Однажды блаженный Исидор пришел ко двору Ростовского князя в момент, когда тот принимал у себя епископа, и просил у одного из стражников воды для утрления жажды, но был грубо изгнан от княжеского дворца.

Тем временем слуги, посланные князем за водой для стола, были немало удивлены, обнаружив все сосуды с запасенной прежде водой совершенно пустыми. Когда князю доложили о грубом обращении с юродивым, он строго наказал своего стражника, повелел отыскать блаженного Исидора и умолить его явиться во дворец. Вскоре угодник Божий был доставлен к князю.

Он вошел с большой просфорой в руках, которую преподнес епископу со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сии час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии». Ко всеобщему удивлению, все пустые сосуды оказались при этом вновь наполненными чистой родниковой водой.

И всем стало ясно, что его слова о чудесном перенесении в Киев и о мгновенном возвращении с просфорой в Ростов не были плодом воображения блаженного, которого ангел Божий действительно восхитил, подобно святому Георгию, игумену горы Синайской (восхищенному из своей келлии в Иерусалим и возвращенному обратно после причащения Святых Христовых Тайн из рук Святейшего Патриарха Петра).Современники блаженного Исидора, не раз убеждавшиеся на деле в осуществлении его предсказаний, называли святого «Твердисловом». Особенно ярким подтверждением правильности этого прозвища служит эпизод, когда блаженный Исидор явился в разгар брачного торжества по случаю венчания князя Саввы Оболенского и княжны Дарьи Лухов-ской и, подойдя к новобрачному, вручил ему собственноручно сплетенный венок из полевых цветов со словами: «Вот тебе, князь, и архиерейская шапка». Таинственный смысл сказанных слов удивил новобрачных и их гостей, однако неясность предсказаний святого вскоре всех успокоила. И все же поступок блаженного Исидора и его слова оказались свидетельством его прозорливости: спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня внезапно скончалась. Безутешный в своем горе, князь Оболенский оставил мир и после пострижения в монашество с именем Иоасаф удалился в Ферапонтов монастырь. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского (1489).Блаженный Исидор получил откровение от Господа о своей кончине за несколько дней до смерти. Он мирно отошел к Господу в своей хворостяной келлии 14 мая 1474 года. Жители Ростова Великого были оповещены о его кончине удивительным благоуханием, внезапно разлившимся по всему городу. Некий прохожий, находившийся неподалеку от келлии святого угодника Божия, почувствовал благоухание, исходившее от его хижины. Когда он в нее вошел, то обнаружил святого Исидора, лежавшего на земле со сложенными крестообразно на груди руками, а лицо было устремленным горе. Погребен святой на месте, где стояла его хижина, а над могилой вскоре был сооружен деревянный храм в честь Вознесения Господня. Впоследствии, в 1566 году, на средства и по приказу Иоанна Грозного деревянный храм был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого почивали в этом приделе под спудом.Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (1636) написано: «Майя в 14 день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний».«Иконописный Подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодранна серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».Служба блаженному Исидору была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», т. е., очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана.По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.росвети́вся Боже́ственною благода́тию, Богому́дре,/ целому́дрием мно́гим и терпе́нием/ во вре́менней жи́зни тече́ние до́бре сконча́л еси́./ Тем и по сме́рти яви́ тя све́тлость жития́ твоего́:/ источа́еши бо исцеле́ний благода́ть/ и́же с ве́рою притека́ющим ко свято́му твоему́ гро́бу,/ Иси́доре блаже́нне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому

глас 4

От земли́ Воззва́вый тя на ве́чныя оби́тели,/ соблюда́ет и по сме́рти те́ло твое́ невреди́мо,/ свя́те Иси́доре,/ ты бо в целому́дрии и чистоте́ жития́ пожи́л еси́, блаже́нне,/ не оскверни́в своего́ телесе́,/ те́мже со дерзнове́нием Христа́ Бо́га моли́// спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому

глас 1

Боже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, Богому́дре,/ мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни тече́ние соверши́л еси́,/ те́мже и по успе́нии источа́еши чудеса́/ и́же с ве́рою приходя́щим к ра́це моще́й твои́х, Иси́доре всеблаже́нне./ Сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Просла́вльшему тя в чудесе́х,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому

глас 8

Взбра́нному и ди́вному в пра́ведницех,/ и́же у́бо от Христа́ дар чуде́с прии́мшему,/ похва́льныя ны́не принесе́м глаго́лы,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ Ю́же моли́ изба́витися от бед рабо́м твои́м, да зове́м ти:// ра́дуйся, Богому́дре Иси́доре.

е́рою па́мять твою́, блаже́нне, соверша́ющия,/ соблюда́й от вся́кия зло́бы и собла́зна змии́на,/ и́маши бо дерзнове́ние ко всех Влады́це, Христу́ Бо́гу,/ Его́же моли́ изба́витися от бед и напа́стей рабо́м твои́м,// Богому́дре Иси́доре.

Молитва блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, святы́й пра́ведный Иси́доре! Помози́ мне гре́шному, всегда́ стра́стию грехо́вной побежда́емому: ты бо еси́ предста́тель и засту́пник, и ско́рый помо́щник в ско́рбех мои́х, и усе́рдный хода́тай спасе́ния моего́.

Ты ве́рою пра́вою и трудо́м твои́м ве́чныя сла́вы и Ца́рствия Небе́снаго сподо́бился еси́, и ны́не у Престо́ла Влады́ки всех, Царя́ Христа́, Бо́га на́шего предстои́ши.

Важно

Те́мже и молю́ тя, страстоте́рпче пра́ведный: помяни́ мя окая́ннаго, в ти́не грехо́вной валя́ющагося: уже́ бо не могу́ возвести́ о́чи мои́ к го́рнему Сио́ну, зане́ свя́зан есмь сетьми́ диа́вольскими и попече́ньми жите́йскими.

Изба́ви мя моли́твами твои́ми от всех злых наве́тов вра́жиих и от вся́каго греха́, да прииму́ исцеле́ние от язв грехо́вных, от вселюте́йшаго зми́я наложе́нных мне. Все житие́ мое́ окая́нный аз во сласте́х ми́ра сего́ изнури́х, и не и́мам помо́щника, и не вем к кому́ прибе́гнути, да пода́ст ми ру́ку по́мощи.

Сего́ ра́ди к тебе́ прибега́ю и си́це молю́ся: о святы́й пра́ведный Иси́доре, пода́ждь ми по́мощь в день Стра́шнаго Суда́: егда́ прии́дет Сын Челове́ческий суди́ти всех, тогда́ умоли́ Того́ стра́шнаго и нелицеме́рнаго Судию́, да не осу́дит мя по беззако́нием мои́м, но да поста́вит одесну́ю Себе́ по вели́цей ми́лости Свое́й.

Помоли́ся Влады́це Христу́ Бо́гу, да и в ны́нешнем ве́це ми́лостив бу́дет нам гре́шным и недосто́йным рабо́м Свои́м, и да утверди́т мысль на́шу, е́же отврати́тися нам от вся́каго зла и соблюда́ти спаси́тельная Его́ за́поведи, и про́чее вре́мя жития́ на́шего преити́ в покая́нии и соблюде́нии Бо́жиих за́поведей, да дости́гше Небе́сных оби́телей, непреста́нно сла́вим Еди́наго Триипоста́снаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: Свято-Троицкая Русская Православная церковь27 Мая 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pamyat-blazhennogo-isidora-khrista-radi-yurodivogo-rostovskogo-chudotvoretsa

Ссылка на основную публикацию