Блаженный лаврентий калужский

500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца

25 августа 2015 5605 просмотров

В этом году исполнилось 500 лет со дня преставления святого блаженного Лаврентия, калужского чудотворца. Этот день, 23 августа, широко отметили в Калуге. Усилиями новообрядческой епархии  был поставлен памятник святому.

Старообрядцы не остались в стороне. Калужская община (настоятель о. Иоанн Курбацкий) выпустила брошюру о святом Лаврентии с каноном. Канон составлен так, чтобы каждый мог молиться, даже тот, кто совсем не знаком с церковным уставом: нужно просто читать все подряд, дана подробная инструкция. Также в сам день праздника в Калугу прибыл митрополит Корнилий.

Он совершил архиерейскую Литургию, после которой состоялся молебен и крестный ход.

Святой с секирой в руке — блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец

Праведный Лаврентий жил в конце XV и в начале XVI в. при удельном Калужском князе Симеоне Иоанновиче. Кто и откуда был родом Лаврентий — нет прямых указаний. В записи Лаврентьева Калужского монастыря значится: «отца же его и матерее никто же сведом, древних ради лет бывших».

Но в синодике (помяннике) древнего боярского рода Хитровых, находившемся в Лютиковом Троицком монастыре близ города Перемышля, был упомянут в поколении Григория Симеоновича Хитрово, во главе всех имен, Лаврентий чудотворец, юродивый инок.

Поэтому можно заключить, что он принадлежал к роду Хитровых.

Князь Симеон Иоаннович жил на городище, на левом берегу реки Яченки, в полу­версте (верста = 1 066,8 м) от нынешнего города Калуги. В его доме по временам живал раб Божий Лаврентий. Зи­мой и летом ходил Лаврентий босой, в рубашке и овчинном кожухе.

Обратите внимание

У князя в доме живал он только по временам, большую же часть времени проводил там, где теперь монастырь его имени (ныне район Подзавалья, ул. Широкая, 49). Здесь на вершине горы, по­крытой в то время густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова.

Вблизи храма стояла хижина блаженного Лаврентия. Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы. А для слушания днев­ной молитвы в храме прикопан был от хижины в земле ход к храму и Лаврентий, незримый людьми, ходил к церкви молиться.

Так святой скрывал свои подвиги от людей, избегая тщеславия.

Блаженный Лаврентий принимал деятельное участие в нуждах и скорбях своих сограждан и молитвами своими спасал их от угрожавшей опасности. В старинной монастырской записке, хранившейся в монастыре до его разорения, повествуется:

Таким образом, Калуга обязана была своим спасением от разорения, а князь и сохранением своей жизни правед­ному Лаврентию.

Святой Лаврентий преставился в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день (23 августа по новому стилю) и был погребен с великой честью в деревянной церкви Рождества Христова, которая со временем была  выстроена в камне. Мощи святого почивали и доселе почивают под спудом.

После церковного раскола в конце ХVII в. монастырь принял никоновские новины. В то же время известно, что в 1698-1722 гг. архмиандритом Лаврентьева монастыря был Карион — тайный ревнитель веры Христовой и древлего благочестия.

Он укрывал от гонений в своем монастыре старообрядцев, а сам служил по-старому и не воспрещал так служить и приходским священникам.

Сохранился документ синодальной церкви, в котором об архимандрите Карионе говорится, как о «важном раскольнике, и укрывателе, и оберегателе, и во всем потатчика расскольническаго».

Важно

Вероятно, что духовным сыном и учеником Кариона был преподобный инок-схимник Лаврентий Ветковский, родственник блаженного Лаврентия чудотворца. Весьма примечательно, что придел великомученицы Варвары в нашем Знаменском храме освящал именно архимандрит Карион. Так прослеживается связь между монастырем блаженного Лаврентия и калужским старообрядчеством.

К сожалению, Христорождественский собор и другие постройки монастыря (3 церкви, колокольня, настоятельские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями) были разрушены в разгар антирелигиозной кампании в 1929 году. В 1999 году над предполагаемым местом погребения праведного Лаврентия был воздвигнут деревянный крест, возжена неугасимая лампада. Сейчас калужская епархия РПЦ заново возводит храм Рождества Христова.

По свидетельству Д.И.Малинина, святой праведный Лаврентий был канонизирован во второй половине XVI или первой половине XVII века. В 1565 году царь Иоанн Грозный, бывший в 1563 г.

в Калуге, в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Память святого празднуется 10 (23) августа, в день его кончины по общей минее. В монастыре имелась особая рукописная служба святому.

До революции в этот день совершался крестный ход из Троицкого собора в Лаврентьев монастырь при многочисленном стечении народа.

На древних иконах праведный Лаврентий изображался в рубахе и овчине, босой, с секирой, насаженной на длинное топорище — напоминание о чуде на р. Оке.

Темно-русые и долгие волосы рас­кинуты по плечам, длинная борода раздвояется на груди. В Калужском областном художественном музее в постоянной экспозиции находится икона конца XVIII в.

изображающая заступление святого Лаврентия Калужского в битве с татарами.

В рукописном житии праведника записано несколько посмертных чудес.

Так, в 1621 г. молитвами блаженного Лаврентия со­вершилось исцеление параличного боярина Льва Андре­евича Кологривова. Этот больной не владел ни ру­ками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия.

Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею крестное знамение. Потом встал, подошел к раке и прило­жился к ней. По окончании молебна он уже свободно стал говорить и сделался совершенно здоровым.

В воспоминание этого чуда память святого чтилась еще и 8 июля.

В 1-й день июня 1622 г. праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя города Калуги именем Стефана. В одно время родные вели Стефана в обитель помо­литься праведному Лаврентию, но бесноватый, устра­шаемый злыми духами в виде лютых зверей, устре­млявшихся растерзать его, сопротивлялся им.

Совет

Близ церкви Богоявления Господня страждущему внезапно явился Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел ему идти в монастырь Рождества Христова к своему гробу.

Стефан исполнил повеление угодника Божия, пришел в монастырь, приложился ко гробу святого и после молебна возвратился в дом свой здравым.

В 1634 г. у раки блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов! Но на четвертый день за Божественной литургией во время пения Херувимской песни страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления и мучения.

8 марта 1630 года девица Евдокия, дочь благочестивых родителей Авраамия и Марии, лишилась зрения. В одну ночь сей девице явился праведный Лаврентий и сказал: «Приди в обитель святого Лаврентия со свечей и сотвори пред гробом моим молебное пение». Девица, исполняя данное ей повеление, пришла с ро­дителями своими ко гробу чудотворца Лаврентия и, по совершении молебна, прозрела глазами.

4 августа 1632 г. калужанка Евдокия, при переселении с мужем своим Гавриилом из Ка­луги в Тулу, лишилась зрения. Вспомнив о чудесах, совершающихся при гробе праведного Лаврентия, Евдокия в сопровождении мужа поспешила в обитель его и по усердной молитве у гроба праведника получила исцеление.

В 1641 году принесен был к раке праведника сын калужского гражданина. Он был болен ногами, и отец принес его на себе, но у раки праведника больной выздоровел и уже сам мог идти в дом свой.

1 мая 1641 года к игумену Лаврентиева мо­настыря явился юноша Симеон и сказал: «Плывя из Нижнего Новгорода в Калугу на стругах, я от про­студы подвергся изнурительной лихорадке, благослови меня, отче святыи, пробыть несколько дней в обители и помолиться угоднику Божию Лаврентию об исцелении от гнетущей меня болезни». Получив благословенье игумена пожить в монастыре, юноша являлся в цер­ковь ко всем службам, усердно молился чудотворцу Лаврентию об избавлении от своего недуга, и вскоре Господь Бог по молитвам праведного Лаврентия да­ровал ему просимое исцеление.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление Наполеона, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия.

Обратите внимание

Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Образ святого Лаврентия был изображен на хоругви калужского ополчения, которая сопровождала наших предков в двух войнах: Отечественной 1812 года и Крымской. Ныне хранится в Калужском музее истории войны 1812 года.

2203

Источник: http://ruvera.ru/news/500_let_prestavleniya_blajennogo_lavrentiya

Главная – Свято-Лаврентиев мужской монастырь г. Калуга

Калужский Свято-Лаврентьев монастырь основан в 1515 году, когда Калуга была самостоятельным княжеством, отданным великим князем Московским Иоанном III как удел его четвертому сыну, князю Симеону Калужскому (1487-1518). Это древнейший монастырь города Калуги и всей Калужской земли.

Монастырь посвящен Святому Праведному Лаврентию Калужскому (? -10.08.1515), которого приютил в своем доме благочестивый князь Симеон. Взяв на себя подвиг Христа ради юродивого, блаженный Лаврентий любил уединенно молиться в полуверсте от города Калуги, на высоком холме, недалеко от одиноко стоящей церкви во имя Рождества Христова.

Там, по преданию, он выстроил себе хижину для несения подвига юродства, поста и молитвы. “На древних иконах, хранящихся в церквах и домах Калужской области, Праведный Лаврентий благоговейно изображается босой, как ходил он зиму и лето, в рубахе, портах и овчине, с секирою, насаженной на длинное древко…”.

Так почему же в руках его топор?

Святой Лаврентий был и остается молитвенным защитником Калужской земли. Когда в 1512 году на град Калугу напали татары, он провидел это своим духовным взором, закричал, потребовал секиру, взял ее и устремился на поле боя защищать князя Симеона и русское войско не столько устрашающим своим видом, сколько молитвой и бесстрашным призывом: “Не бойтесь!”.

И тут же изменился ход битвы, уже почти проигранной русскими. Татары были разбиты. С тех пор и власть, и город Калуга почитали Святого Лаврентия своим спасителем. А в 1515 году, после преставления Праведного Лаврентия, он был с почестями погребен “… в любимой им церкви Рождества Христова, где и до ныне почивают под спудом его Св.

Читайте также:  Колокольня с храмом священномученика евгения херсонесского

мощи, источая исцеление всем, с верою приходящим.”

Еще немного истории

На месте погребения Святого Лаврентия с течением веков вырос крепкий каменный монастырь, любимый калужанами. На территории монастыря были захоронены многие известные почетные горожане и герои России. Так, в 1812-1813 годах на монастырском кладбище погребены герои Отечественной войны генералы К.Ф. Багговут и A.M.

Всеволжский. В XYIII веке в монастыре побывала Екатерина II, в XIX – Н.В. Гоголь, члены царской семьи. В самом конце XYIII века учреждена Калужская епархия и Свято-Лаврентьев монастырь преобразован в Ахиерейское подворье.

После 1917 года практически все строения монастыря – и храмы, и надгробия, и даже монастырские стены были уничтожены.

В 1991 году территории монастыря был присвоен статус памятника природы местного значения. Спустя три года Калужской епархии была возвращена часть здания бывшего архиерейского дома. И в конце 1994 года здесь было создано Архиерейское подворье – Калужский Свято-Лаврентьев монастырь.

Сейчас монастырю возвращены фактически все, что сохранилось от обители. Проводится активная восстановительная работа.

Источник: http://splavrenty.ru/

Лаврентий Калужский, блаженный – Святцы

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462–1505) как удел своему сыну Симеону (1505–1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г.

Важно

напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел.

И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше – там, где впоследствии был основан монастырь его имени.

Здесь в полуверсте от города (ныне – Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия.

Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги.

В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса.

В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Совет

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия.

Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней.

По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и излечивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием – лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города – блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение – 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию.

Обратите внимание

Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой – святого праведного Лаврентия.

Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Источник: https://svyatsy.org/zhitiya-svyatyh/avgust/avgust_10/lavrentiy_kaluzhskiy__blazhennyy/

День памяти: 23 августа

Блаженный Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский начинает древний семейный синодик (помянник) боярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии.

Это, как и другие косвенные свидетельства, говорит о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находящаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала самостоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462-1505) как удел своему сыну Симеону(1505-1518).

В доме этого калужского князя и жил по временам блаженный Лаврентий. Главное чудо святого также связано с именем Симеона Иоанновича. О жизни самого князя летопись говорит так: «В лето 6995 (1487) месяца марта в 21 день, в 7 час дни, родися великому князю Ивану Васильевичу сын Симеон».

А через 25 лет он, уже Калужский правитель, «въсхоте бежати в Литву от брата своего великого князя Василия Иоанновича всеа Руси, и князь велики сведав то, посла к нему и велел ему у себя быти, и хоте на него опалу свою положити; князь же Семен Иванович за свою вину начят бити челом государю великому князю, и князь велики пожаловал его по печалованию Симона митрополита всеа Руси и братии своей и владык, и вины ему отдал; а людей его, бояр и детей боярских, всех переменил».

Через два года Симеон Иоаннович уже участвовал в предпринятом великим князем походе за возвращение от поляков Смоленска: «1514 г. Того же лета, июня 8, князь велики Василей Иванович всея Руси пошел с Москвы в третей ратью (третий поход) к граду Смоленску, а с ним братиа его князь Юрий и князь Семен Ивановичи; (…) да и Смоленск взя».

То, что братья помирились окончательно, подтверждает следующая запись летописца: «1518. Тоя же весны, мая, князь велики Василей Иванович государь всея Руси был во своей вотчине на Волоце на Ламском, а с ним братия его меншая, князь Семен Иванович да князь Ондрей Иванович, на свою потеху».

Но это было последнее известие о Калужском князе. Скончался он 26 июня 1518 года.

Важно

В более поздних свидетельствах князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся благотворить святому человеку и, в свою очередь, получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г.

напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел.

И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь».

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы, двунадесятый

В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощию побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лаврентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и в овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени.

Здесь, в полуверсте от города его времени (ныне — городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блаженного Лаврентия.

Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания Богослужения прокопан был у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги.

В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставися в лето 7023 (1515 г.) месяца августа в десятый день». На месте подвигов его, вероятно, князем Симеоном, устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса.

Совет

В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий Христа ради юродивый». Из этого видно, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

В монастыре хранилось Евангелие 1686 года с подписью: «Царевна Татиана Михайловна пожаловала в обитель преподобного Лаврентия чудотворца». Благочестивая сестра царя Алексея Михайловича известна также тем, что была сторонницей реформ Святейшего Патриарха Никона (+ 1681). В монастыре было 3 церкви, колокольня, настоятельские и братские кельи, а вокруг монастыря — каменная стена с башнями.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составленному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697, архимандрит с 1708; ( 1722). Иеромонах Карион Истомин был усердным помощником Патриарха Адриана.

Первое из чудес относится к 1621 году. Это — исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия.

Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней.

По окончании молебна он уже свободно говорил и стал совершенно здоров, как прежде.

1 июня 1622 года праведный Лаврентий исцелил бесноватого жителя Калуги Стефана. Однажды родные вели Стефана в обитель помолиться праведному Лаврентию, но бесноватый, устрашаемый злыми духами в виде лютых зверей, устремлявшихся растерзать его, сопротивлялся.

Близ церкви Богоявления Господня внезапно явился Стефану Христа ради юродивый Лаврентий, отогнал от него злых демонов и велел идти в монастырь Рождества Христова, к своему гробу.

Страждущий исполнил повеление угодника Божия, пришел, приложился ко гробу и по окончании молебна возвратился в дом свой здоровым.

Обратите внимание

В 1632 году у гробницы блаженного Лаврентия получил исцеление другой бесноватый. Он был так сильно мучим бесом, что во время своего трехдневного пребывания в монастыре устрашил всех монахов. Но на 4-й день, за Богослужением, во время пения Херувимской песни, страдалец получил совершенное избавление от бесовского томления.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского совершались исцеления глазных болезней.

Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищавший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильную помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за родную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом наступления и началом отступления и гибели врага», — как написано на Малоярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от 17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блаженного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодный крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калужское ополчение 15000 человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой надеждой на помощь Божию.

Важно

Окропив ополченцев святой водой, он вручил начальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной стороны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого праведного Лаврентия. Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну.

И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме 10 августа, дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, которое получил боярин Л. А. Кологривов в 1721 году.

Источник: http://i-predtecha.ru/khram/svyatyni-khrama/26-bibliotechka/mesyatseslov/944-23-avgusta-blazhennyj-lavrentij-kaluzhskij.html

Житие святого блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого

Главная ›› Жития святых ›› Житие святого блаженного Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского

(память 10 августа/23 августа)

Имя блаженного Лаврентия начинает древний семейный синодик (помянник) бо­ярского рода Хитровых, находившийся в Перемышльском Лютиковом монастыре Калужской епархии. Это, как и другие косвенные свидетельства, говорят о том, что блаженный Лаврентий происходил из старинного рода.

В 1505 году Калуга, находившаяся в 190 км к юго-западу от Москвы, стала са­мо­стоятельным княжеством, завещанным Иоанном III (1462—1505) как удел своему сыну Симеону (1505—1518).

Князь Симеон предстает как добрый, заботливый правитель, удостоившийся бла­готворить святому человеку и в свою очередь получить от него чудесную помощь себе и всему городу. Калужская летопись отмечает: «В 1512 г.

напали на город агаряны (крымские татары); против них вышел князь (Симеон) с граж­данами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и, схватив (топор), ушел.

И когда князь Си­меон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь!» В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княже­ском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов». Князь, возвратясь с сражения, рассказал, как явился праведник и его помощью побеждены враги, напавшие на Калугу.

С топором, насаженным на длинное топорище, изображается святой Лав­рентий и на древних иконах. Ходил зимой и летом босой, в рубашке и овчинном кожухе. В доме у князя он жил только некоторое время, а больше — там, где впоследствии был основан монастырь его имени.

Совет

Здесь в полуверсте от города (ныне — Городище на левом берегу р. Яченки), на вершине горы, покрытой густым лесом, стоял уединенный храм Рождества Христова; вблизи храма была хижина блажен­ного Лаврентия.

Ночью выходил он из нее на паперть храма и совершал молитвы, а для слушания богослужения был прокопан у него от хижины в земле ход, и праведный Лаврентий ходил к церкви, утаивая от людей свои молитвы. Подвигами самоотречения он столь возвысился в духе, что еще при жизни прославился чудом защиты Калуги.

В рукописных святцах сказано: «Святой праведный Лаврентий, иже Христа ради юродивый, чудотворец, преставился в лето 7023 (1515), месяца августа в 10-й день». На месте его подвигов, вероятно, князем Симеоном устроен монастырь. Мощи праведного Лаврентия почивали под спудом у левого клироса.

В 1565 году Иоанн Грозный в жалованной грамоте монастырю писал: «Монастырь Рождества Христова, где лежит Лаврентий, Христа ради юродивый». Из этого вид­но, что в XVI веке уже чтили память праведного Лаврентия.

Описание посмертных чудес праведного Лаврентия известно по списку, составлен­ному в обители при игумене Карионе (игумен-настоятель с 1697 г., архимандрит с 1708 г.; † 1722).

Совет

Первое из чудес относится к 1621 году. Это исцеление параличного боярина Льва Андреевича Кологривова. Он не владел ни руками, ни ногами, ни языком. Его принесли и положили близ гроба святого Лаврентия.

Во время пения молебна, когда читали Евангелие, расслабленный проговорил, поднял правую руку и стал полагать ею на себе крестное знамение; потом встал, подошел к гробнице и приложился к ней.

По окончании молебна он уже свободно говорил, стал совершенно здоров, как прежде.

По молитвам блаженного Лаврентия Калужского исцелялись бесноватые и изле­чивались глазные болезни. Многочисленны были исцеления и от других недугов, именовавшихся в то время одним общим названием — лихорадка.

Обратите внимание

Калужский чудотворец был помощником и в ратном деле. Святой, защищав­ший Калугу при жизни, и после блаженной кончины посылал обильно помощь русскому воинству и избавлял государство от врагов, приходивших покорить Калугу и находивших здесь гибель.

Во время наполеоновского нашествия заступление блаженного Лаврентия за род­ную землю проявилось особенно ярко. Калужские места стали «пределом нас­туп­ления и началом отступления и гибели врага», как написано на Мало­ярославецком памятнике в честь боя 12 октября 1812 года.

Когда после сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года началось отступ­­ление неприятеля, то калужане увидели в этом милосердие Божие, заступ­ление Божией Матери в чудотворном Ее Калужском образе и помощь святого покровителя города — блаженного Лаврентия. Святейший Синод указом от
17 июня 1813 года удовлетворил просьбу граждан об оставлении образа блажен­ного Лаврентия в соборе и постановил совершать с ним ежегодно крестный ход вокруг Калуги в память чудесного заступления 12 октября 1812 года.

Читайте также:  Мученики петр, дионисий, андрей, павел, христина

Известно, что во время Отечественной войны 1812 года было собрано Калуж­ское ополчение — 150 тысяч человек. Епископ Калужский Евлампий (Введенский) после молебна привел всех к присяге и сказал им слово, проникнутое глубокой на­деждой на помощь Божию.

Окропив ополченцев святой водой, он вручил на­чальнику ополчения генерал-лейтенанту Шепелеву знамя-хоругвь, на которой с одной сто­роны был образ Калужской Богоматери, а с другой — святого пра­ведного Лаврентия.

Ополчение, в которое входили и местные семинаристы, прошло под этой хоругвью всю войну, и после победного возвращения войск из заграничного похо­да она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Кроме дня преставления блаженного Лаврентия, память святого чтилась еще и 8 июля, вероятно, в память о первом в Калуге чудесном исцелении, ко­торое получил боярин Л. А. Кологривов в 1621 году.

Просветився Божественною благодатью, богомудре, и весь разум и сердце от суетнаго мира сего к Зиждителю неуклонно возложив, целомудрием и многим терпением во временней жизни течение добре скончал еси и веру соблюл еси непорочну. Темже и по смерти явися светлость жития твоего, источаеши бо чудесем источник неисчер­паемый верою притекающим к святому твоему гробу, Лаврентие всеблаженне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Святый праведный Лаврентие, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Избранному и дивному в праведницех, иже убо от Христа дар чудес приимшему, похвальныя ныне принесем глаголы, но яко имея дерзновение ко Святей Троице, Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти: радуйся, богомудре Лаврентие.

О святый и богопрославленный праведниче и чудотворче Лаврентие, скорый помощниче и усердный заступниче всех с верою и любовию молитвенно к тебе прибегающих! Се и мы, смиреннии и грешнии, обремененнии игом тяжким многих беззаконий наших, во умилении глубоцем к тебе прибегаем и, припадающе к многоцелебной раце святых мощей твоих, молим и просим тя: помолися за нас ко Господу Богу, да не погубит нас со беззаконии нашими, но обратит нас на стезю покаяния и спасения. Вемы бо, вемы, яко много может пред Ним молитва праведнаго. Тебе же, воистину праведника суща, на умоление к Нему предлагаем со упованием крепким, яко твоего ради небеснаго предстательства пред Ним и мы, недостойнии, помиловани будем. Испроси нам у Создателя нашего великия и богатыя дары благости Его: земли плодоносие, воздуха благорастворения, дожди благовременны, мир во днех наших, благочестия умножение, болящим здравие, скорбящим утешение, унывающим ободрение, сиротствую­щим призрение, убогим снабдение, подвизающимся преуспе­яние, умирающим благую христианскую кончину и всем правоверующим вечное спасение. Страну нашу сохрани святыми молитвами твоими в благоденствии невредиму от всякаго зла, град же твой и святую обитель твою соблюди в мире и благоустроении, яко страж и хранитель их неотступный. Ей, угодниче Божий! Не посрами упования нашего, но яви нам святое твое заступление, да величаем тя немолчно, яко великаго предстателя нашего и прославляем неизреченное человеко­любие дивнаго во святых Своих Триединаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.radioblago.ru/jitiya/lavrentij-kaluzhskij-blazhennyj

Блаженный Лаврентий Калужский

Обычно юродивых изображают на иконах одетыми в лохмотья или совсем без одежды, как на образе нашего недавнего знакомого Василия Блаженного, со спутанными длинными волосами и нечесаными бородами.

То есть, какими они были при жизни, такими их иконописцы и писали. Взгляните на икону нашего сегодняшнего героя. Она довольно необычна: никаких тебе на нем лохмотьев и набедренных повязок, а вполне добротный овчинный кожух.

А в руках совсем уж неожиданный для безобидного подвижника аксессуар – топор.

Лаврентий жил в Калуге как раз в то недолгое время, когда город был центром удельного княжества. Младший сын великого Московского князя Ивана III Симеон Иванович получил в наследство этот странный удел в 1505 году.

Важно

Странным он был потому, что не имел единой территории, а состоял из отдельных, не граничащих друг с другом, городков и сел (Козельск, Серенск, Барятино, Хвастовичи). Умер он молодым, тридцати одного года. С его кончиной прекратило существование и само Калужское княжество.

Так подробно я рассказываю о князе потому, что блаженный Лаврентий был с ним крепко связан: часто живал у него да и первое прижизненное чудо совершил над Симеоном Ивановичем. В этом нет ничего удивительного. Дело в том, что сам Лаврентий принадлежал к старинному и знатному роду Хитрово.

Калужане так и звали его «болярин Лаврентий». Вероятно, с детства насмотрелся на междоусобную грызню и распри, и жить до конца дней своих в этом террариуме не захотел.

И вот в один прекрасный день выходит молодой боярский сын Лаврентий к родственникам. Только одет не в привычный богатый наряд, а в долгополую крестьянскую рубаху и потертый овчинный кожух.

И ведет себя он странно: кланяется каждому в ноги и кричит «Кайтесь, кайтесь! Помилуй нас, Господи, погибаем!» Одни подумали – он спятил, сошел с ума. А в других и вправду проснулось чувство раскаяния. «Лавруша, Лавруша, молись за нас, – искренно просили они.

– Под Богом ходим, но Бога забываем. Оттого у нас ссоры и раздоры».

И поселился молодой юродивый на окраине Калуги, район этот до сих пор называется Подзавалье, потому как тогда находилось за городским валом. Там была одинокая церквушка в честь Рождества Христова.

Около нее соорудил Лаврентий себе хибарку, в ней и поселился. В отличие от своего московского коллеги блаженного Василия вел себя не вызывающе. Оно и понятно. Калуга – не Москва, там, чтобы тебя услышали, не нужно эпатировать окружающих.

В тихой маленькой Калуге услышат даже твой шепот.

Вот один эпизод, связанный с князем. Об этом рассказано в калужской летописи. «В 1512 г.

Совет

напали на город агаряны (крымские татары во главе с ханом Менгли-Гиреем); против них вышел князь (Симеон) с гражданами, а праведный Лаврентий, бывший в его доме, внезапно крикнул громким голосом: «Дайте мне вострый топор, псы напали на князя Симеона, надобно оборонить его от псов»; и схватив (топор) ушел.

И когда князь Симеон бился с насада (судна) на Оке, а агаряны во множестве обступили князя, внезапно оказался на насаде праведный Лаврентий, укрепляя его и все войско словами: «Не бойтесь». В тот же час князь победил агарян и прогнал их; а праведный Лаврентий опять явился в дому княжеском и, юродствуя, шумел: «Оборонил князя от псов».

Вот потому и пишут иконописцы Лаврентия с «вострым» топором на длинном древке. Но простая иллюстративность для церковного художника – моветон. Если что-то им изображено, то оно, это что-то, обязательно должно иметь более глубокий смысл. С лаврентьевым топором дело так и обстоит. Он символ защиты от врага.

Зафиксирован в истории Калуги еще один случай ратного подвига, который совершил блаженный. Подвиг этот, правда, совершен им после смерти.

Как известно, на Калужской земле по время Отечественной войны 1812 года проходили самые решающие бои. Тарутино, Малоярославец – это Калужская земля. В самом городе во время войны было создано 15-тысячное ополчение. Епископ Евлампий вручил ему знамя-хоругвь, где на одной стороне была изображена Калужская икона Божьей Матери, а на другой блаженный Лаврентий.

После битвы под Малоярославцем 12 октября наполеоновские войска начали отступление. Путь домой их лежал через Калугу, но в город они так и не вошли. Калужане видят в этом заступничество Богородицы и святого Лаврентия. Ополчение прошло под этой хоругвью всю войну.

И после победного возвращения войск из заграничного похода она была помещена в калужском кафедральном соборе в 1814 году.

Умер блаженный «болярин» в 1515 году, 10 августа. Этот день и является днем его памяти (23 августа по новому стилю). Там, где жил святой, в Подзавалье у Рождественской церкви князь Симеон создал Христорождественский монастырь. После канонизации Лаврентия (это было, вероятно, при Иване Грозном) обитель стала носить и имя блаженного.

Обратите внимание

Для христианина смерть – понятие относительное. Недаром в церковнославянском языке существует целых три слова, которые мы на современный язык переводим как «жизнь». Это «животъ» – жизнь тела, «житiе» – жизнь духа, наши поступки, биография и «жизнь» – жизнь бессмертной души. С окончанием живота и жития продолжается бесконечная жизнь.

А у святого она не менее активна первых двух «жизней». Отсюда и множество чудес, которые продолжают совершать подвижники после телесной смерти. Существует целый список таких чудес, совершенных праведным Лаврентием. Он был составлен при настоятеле Лаврентьева монастыря игумене Карионе (Истомине). Тут и исцеления от паралича боярина Л. А.

Кологривова в 1621 году (первое чудо), и излечение лихорадки и беснования.

Сам монастырь был закрыт после революции. Он был превращен сначала в военное училище, потом в тюрьму. Позже, когда от него практически ничего не осталось, здесь была школа. На месте кладбища в 30-е годы были поставлены дома-времянки, в которых до сих пор живут люди.

Сейчас обитель возрождается. Восстанавливаются здания, формируется братия. На предполагаемом месте захоронения блаженного Лаврентия сейчас стоит часовня. Каждый год 23 августа в монастыре под открытым небом совершается Божественная литургия.

Часовня в это время становится алтарем, а все пространство перед ней – храмом.

“Литовский курьер” №33 (808)

Источник: http://www.pbl.lt/component/k2/item/380-blazhennyj-lavrentij-kaluzhskij

Ссылка на основную публикацию