Блаженный николай кочанов

Блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый

Ро­дил­ся и жил в XIV ве­ке в Нов­го­ро­де. С юно­сти бла­жен­ный про­во­дил доб­ро­де­тель­ную жизнь: усерд­но по­се­щал храм Бо­жий, лю­бил пост и мо­лит­ву.

Не же­лая че­ло­ве­че­ской сла­вы, свя­той при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства ра­ди Хри­ста и в ру­би­ще бе­гал по го­ро­ду, тер­пя по­бои и на­смеш­ки.

В это вре­мя на дру­гой сто­роне ре­ки Вол­хо­ва под­ви­зал­ся дру­гой бла­жен­ный – Фе­о­дор, Хри­ста ра­ди юро­ди­вый (па­мять 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля).

Обратите внимание

Эти два свя­тых му­жа пред­став­ля­лись непри­ми­ри­мы­ми вра­га­ми и тем са­мым на­гляд­но изо­бра­жа­ли нов­го­род­цам их меж­до­усо­бия. Раз, до­го­няя сво­е­го мни­мо­го про­тив­ни­ка, бла­жен­ный Ни­ко­лай по­шел по ре­ке как по су­ше и бро­сил в бла­жен­но­го Фе­о­до­ра ко­чан ка­пу­сты, от че­го и на­зван был Ко­ча­но­вым.

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка да­ром про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния. Скон­чал­ся свя­той Ни­ко­лай 27 июля 1392 г.

Полное житие блаженного Николая Кочанова, Новгородского

Бла­жен­ный Ни­ко­лай Ко­ча­нов жил в XIV ве­ке. Он ро­дил­ся в Нов­го­ро­де в бо­га­той и знат­ной се­мье Мак­си­ма и Иули­а­нии.

С юно­сти свя­той Ни­ко­лай от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем, усерд­но по­се­щал храм Бо­жий, лю­бил пост и мо­лит­ву, щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню бед­ным. Ви­дя его доб­ро­де­тель­ную жизнь, нов­го­род­ские вель­мо­жи ста­ли про­слав­лять его.

Бла­жен­ный, ис­пу­гав­шись сла­вы «от че­ло­век», на­чал юрод­ство­вать ра­ди Гос­по­да. Он оста­вил свой бо­га­тый дом, одел­ся в ру­би­ще и так ски­тал­ся по го­ро­ду в лю­бое вре­мя го­да, пре­тер­пе­вая хо­лод и ни­ще­ту, с тай­ной мо­лит­вой в серд­це.

Без­рас­суд­ные лю­ди зло­сло­ви­ли свя­то­го, на­но­си­ли ему вся­кие оби­ды и да­же по­бои, но он ра­до­вал­ся и мо­лил­ся о сво­их оскор­би­те­лях. Гос­подь же укреп­лял его в по­дви­ге.

Бла­жен­ный Ни­ко­лай жил на Со­фий­ской сто­роне Нов­го­ро­да. На Тор­го­вой сто­роне в то же вре­мя под­ви­зал­ся бла­жен­ный Фе­о­дор, так­же юро­ди­вый Хри­ста ра­ди (па­мять 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля).

Оба свя­тых, об­ли­чая рас­при нов­го­род­цев Со­фий­ской и Тор­го­вой сто­рон, мни­мо враж­до­ва­ли. Они из­го­ня­ли друг дру­га, ко­гда каж­дый за­хо­дил не на свою сто­ро­ну.

Од­на­жды, до­го­няя сво­е­го «непри­ми­ри­мо­го вра­га», бла­жен­ный Ни­ко­лай по­шел по Вол­хо­ву как по су­ше и бро­сил в бла­жен­но­го Фе­о­до­ра ко­чан ка­пу­сты, от­че­го и был на­зван Ко­ча­но­вым.

Важно

Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. Тут не укрыл­ся бла­жен­ный от мол­вы, ибо все взи­ра­ли на него как на че­ло­ве­ка Бо­жия.

Как-то один нов­го­род­ский по­сад­ник при­гла­сил его на пир­ше­ство всех име­ни­тых му­жей го­ро­да, а слу­ги без ве­до­ма хо­зя­и­на про­гна­ли свя­то­го. Ко­гда он ушел, то ис­чез­ло ви­но в со­су­дах.

По­сад­ник, узнав, что при­хо­дил бла­жен­ный Ни­ко­лай и что его про­гна­ли, по­слал вер­нуть его. И ко­гда свя­той вер­нул­ся, ви­но вновь об­ре­лось в со­су­дах.

По­сле кон­чи­ны бла­жен­но­го Ни­ко­лая, 27 июля 1392 го­да, его те­ло бы­ло пог­ре­бе­но по за­ве­ща­нию свя­то­го на краю клад­би­ща, рас­по­ло­жен­но­го во­круг Иа­ков­ско­го со­бо­ра, близ до­ро­ги.

В 1554 го­ду над мо­ги­лой свя­то­го был по­стро­ен ка­мен­ный храм во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на, но в на­ро­де он на­зы­ва­ет­ся хра­мом свя­то­го Ни­ко­лая чу­до­твор­ца Ко­ча­но­ва.

Этот храм поль­зо­вал­ся осо­бым по­чи­та­ни­ем Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, ко­то­рые обя­за­тель­но (по уста­ву Со­фий­ско­го со­бо­ра) по­се­ща­ли его в чет­верг неде­ли Мя­со­пуст­ной: «А в тот же день (чет­вер­ток Мя­со­пуст­ной) едет свя­ти­тель к свя­то­му Ни­ко­ле Ко­ча­но­ву в цер­ковь про­щать­ся».

В XVII ве­ке в день па­мя­ти бла­жен­но­го Ни­ко­лая в том хра­ме служ­ба со­вер­ша­лась ар­хи­ере­ем.

В 1815 го­ду над мо­ща­ми бла­жен­но­го Ни­ко­лая был устро­е­на но­вая рез­ная гроб­ни­ца с се­нью. На ико­нах бла­жен­ный Ни­ко­лай, в от­ли­чие от дру­гих юро­ди­вых Хри­ста ра­ди, не изо­бра­жа­ет­ся бо­сым, по­лу­на­гим, ед­ва при­кры­тым вет­хой одеж­дой, но… «шу­ба кня­же­ская, ис­под­няя ла­зо­ре­вая, под­по­я­сан пла­том», с ко­ча­ном в ру­ке.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-kochanov

Николай кочанов – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Блж. Николай Кочанов

Николай Кочанов (+ 1392), блаженный, Христа ради юродивый Новгородский

Память 27 июля

Родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы “от человек”, начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки.

Блаженного Николая Господь прославил даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушёл, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь.

Жил он на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый, блаженный Феодор. Обе эти стороны враждовали друг с другом, и доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление среди них архиепископа, который осенял их святым крестом.

Чтобы образумить своих сограждан и показать им всю бессмысленность и греховность подобной вражды, оба блаженных вели между собой притворную войну. Часто один из них приходил нарочно на чужую сторону, а другой блаженный непременно его прогонял. Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону Феодора.

Совет

Тот ответил: “Ни за что не пойду туда – там живет злой Никола, он непременно побьёт меня!” Но всё-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал Николай со словами: “Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону?” Спасаясь от него, Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде.

Но Николай, тоже ступив на воду, стал догонять. Оба бежали по воде. Наконец, блаженный Николай остановился и бросил вдогонку святому Феодору кочан капусты.

Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: “Феодор, отдай кочан, он мой, не твой!” Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым [1].

Святые 27 июля: вмч. Пантелеимон и блж. Николай Кочанов. Мстёрская (московских мастерских) икона (кон. XIX – нач. XX в.). Киев, Национальный музей русского искусства

Блаженный Николай скончался в 1392 году и был погребен в конце кладбища, расположенного вокруг Яковлевского собора.

Мощи блаженного Николая почивают под спудом в построенной над его могилой церкви великомученика Пантелеимона, чья память отмечается в тот же день.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Терпе́нием свои́м и му́жеством/ Христа́ ра́ди во юро́дство претвори́вся, блаже́нне Нико́лае,/ ху́дость ри́зную име́я,/ тя́гость ва́ра дневна́го поне́сл еси́/ и мра́зы зи́мныя терпе́л еси́./ И ны́не, в Вы́шиних Тро́ице предстоя́,/ на́м, приходя́щим с ве́рою к ра́це моще́й твои́х,/ исцеле́ние подае́ши, твое́ успе́ние че́стно сла́вящим,// и мо́лиши Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас тот же

Го́рняя му́дрствуя,/ свя́то жи́тельствуя и сла́вы ми́ра отбега́я,/ юро́дство Христа́ ра́ди избра́л еси́, блаже́нне Нико́лае,/ и ны́не, в Вы́шних Тро́ице предстоя́,/ на́м, честну́ю па́мять твою́ сла́вящим/ и с ве́рою к ра́це моще́й твои́х приходя́щим,/ исцеле́ние подае́ши// и мо́лиши Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4

Я́ко Андре́я блаже́ннаго учени́к и насле́дник бы́л еси́,/ того́ же стопа́м после́дуя, юро́диве Нико́лае Коча́нов,/ и п'аки от мирски́я ча́ди уничиже́ние и пха́ние прие́мля,/ о и́хже согреше́ниих Христу́ Бо́гу моля́ся./ По честне́м же твое́м успе́нии Вели́кий Но́вград и́мать мо́щи твоя́ в себе́,/ я́ко неистощи́мое сокро́вище,/ подае́ши бо исцеле́ние/ ве́рою к ра́це моще́й твои́х приходя́щим// и успе́ние твое́ че́стно сла́вящим.

Использованные материалы

[1]  Интересно, что на мстёрской иконе рубежа XIX-XX веков святой изображён не с капустным, а с кукурузным кочаном. Однако это анахронизм, т. к. в Россию кукуруза попала лишь в XVIII веке, о чём художнику было неизвестно.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1829.html

Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский

ЖИТИЕ БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ КОЧАНОВА, ХРИСТА

РАДИ ЮРОДИВОГО, НОВГОРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА

(память 27 июля/9 августа)

Блаженный Николай Кочанов жил в XIV веке. Он ро­дился в Новгороде
в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. С юности святой Николай отличался глубо­ким благочестием, усердно посещал храм Божий, лю­бил пост и молитву, щедро раздавал милостыню бед­ным. Видя его добродетельную жизнь, новго­родские вельможи стали прославлять его.

Блаженный, испугав­шись славы «от человек», начал юродствовать ради Господа. Он оставил свой богатый дом, оделся в рубище и так скитался по городу в любое время года, претерпевая холод и нищету, с тайной молитвой в сердце. Безрассуд­ные люди злословили святого, наносили ему всякие обиды и даже побои, но он радовался и молился о своих оскорбителях.

Господь же укреплял его в подвиге.

Блаженный Николай жил на Софийской стороне Новгорода. На Торговой стороне в то же время подвизался блаженный Феодор, также юродивый Христа ради (па­мять 19 января/1 февраля).

Оба святых, обличая распри новгород­цев Софийской и Торговой сторон, мнимо враждовали. Они изгоняли друг друга, когда каждый заходил не на свою сторону.

Однажды, догоняя своего «неприми­римого врага», блаженный Николай пошел по Волхову как по суше и бросил
в бла­женного Феодора кочан капусты, отчего и был назван Кочановым.

Господь прославил Своего угодника дарами прозорливости и чудотворений. Тут не укрылся блаженный от молвы, ибо все взирали на него как на человека Божия.

Как-то один новгородский посадник пригласил его на пиршество всех именитых мужей города, а слуги без ведома хозяина прогнали святого. Когда он ушел, то исчезло вино в сосудах.

Посадник, узнав, что приходил блаженный Николай и что его прогнали, послал вернуть его. И когда святой вернулся, вино вновь обрелось в сосудах.

Обратите внимание

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было пог­ребено по завещанию святого на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковского собора, близ дороги.

В 1554 году над могилой святого был построен каменный храм во имя святого великомученика Пантелеимона, но в народе он называется храмом святого Нико­лая чудотворца Кочанова.

Этот храм пользовался особым почитанием Новгород­ских святителей, которые обязательно (по уставу Софийского собора) посещали его в четверг недели мясопустной: «А в тот же день (четверток мясо­пустной) едет святитель к святому Николе Кочанову в церковь прощаться».

В XVII веке в день памяти блаженного Николая в том храме служба совершалась архиереем.

В 1815 году над мощами блаженного Николая был устроена новая резная гробница с сенью. На иконах блаженный Николай, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображается босым, полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой, но… «шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом», с кочаном в руке.

Источник: http://www.saints.ru/n/9avg.blzh.Nikolai_Kochanov

Николай Кочанов, Новгородский Христа ради юродивый – Новгородская епархия. Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Подробности17.09.2011 19:07Просмотров: 9583

Читайте также:  Вагановский храм, россия, город санкт-петербург

 Память его празднуется месяца июля в 27-й день

 + 1392

Иные изумляются богатству, – говорит древний сочинитель похвалы блаженному Николаю, – другие хвалят славу и власть, третьим нравится вкусная пища. Но стоить ли все это удивления? Все это не вечно, исчезает вместе со здешней жизнью, а иным и в этой жизни не послужило на пользу.

Во всяком же случае, не остались с ними навсегда ни богатство, ни слава, ни вкусная пища, ни удовольствия – все являлось на время и, как сон, прошло, и минуло владельцев своих. Только добродетель бессмертна, вечна и блаженна; потому она и достойна удивления и хвалы.

Сколько было людей богатых и сильных! И где они? Слава святых – неугасима.

Таков блаженный Николай Качанов, юродивый для Христа. Родители блаженного Николая, Максим и Иулиания, были люди почетные в Новгороде и по роду, и по состоянию, а что важнее, они были люди благочестивые.

Важно

Мать его проводила жизнь праведную и по кончине своей известна с именем праведницы, предварив смерть сына 9 годами. Под влиянием такого примера блаженный Николай с юности возлюбил благочестие, усердно ходил в храм Божий и не делил забав забывчивости; утешением его была молитва.

«Из уст его, – говорит древнее известие, – текла молитва к Богу, как благовонное кадило. Он любил чистоту, пост, коленное преклонение. Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в том числе и знатные, стали ублажать и славить его.

Блаженный не желал славы человеческой, по слову пророческому: «Когда умножится слава дома его, умирая не оставить ли всего?» (Пс. 7. 48. 15-16)

И он начал юродствовать для Господа. Юродствуя, ходил по городу, творил неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу… Господь сказал в Евангелии: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин; иже не приимет креста своего и во след Мене не грядет, несть Ми достоин» (Матф.10. 37-38).

Так и сей блаженный Николай Качанов оставил все для Господа: села, имение, множество рабов, стяжал полное нестяжание, терпением и мужеством своим перенес много страданий, терпя морозы зимние и нищету.

Мученики в одно известное время претерпели страдание, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них».

Был в Новгороде богатый вельможа. Случилось ему давать пир, на который созвал он знать Новгорода. Блаженный Николай шел по своему обыкновению по улице. Вельможа встретился с ним, он хорошо знал Николу, и, поклонясь до земли, сказал ему: «Раб Христов, сотвори любовь, приди ко мне покушать хлеба моего». Блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет».

Спустя немного времени, блаженный пришел в дом вельможи. Хозяина тогда не было в доме, прислуга стала издеваться над юродивым: одни толкали его, другие и били, иные насмехались и говорили неприличные слова, которые непристойно и повторять. Вышед из дома, поскакал он по улицам, как обыкновенно делывал. Вельможа возвратился в дом, собрались гости.

Хозяин приказал слугам подавать вино, мед и всякие напитки, какие были в доме его. Те пошли к бочкам с сосудами. Бочки были полны, но теперь в них не было ни капли. Слуги в страхе сказали господину о случившемся. Тот, не веря слугам, пошел сам и увидел то же самое, что говорили слуги. Что делать? Гости созваны, без вина оставаться нельзя.

Совет

Хозяин поспешил послать в Варяжский двор купить напитки. Потом, вспомнив о блаженном Николае, спрашивает слуг: «Был  здесь юродивый  Николай Качанов? Я очень звал его». Слуги отвечали: «Он был в доме твоем, и некоторые невежды наделали ему много оскорблений; он же, не сказав ни слова, вышел из дому».

Добрый хозяин, поняв грех своих слуг, послал лучших из своих слуг и велел отыскать, где бы то ни было, блаженного Николая. «Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне, грешному, свое милосердие», –  сказал господин.

Посланные нашли блаженного Николая и, поклонясь ему до земли, сказали: «Раб Христов, прости нам согрешение, которое сотворили слуги господина нашего, пойди с нами к господину нашему». Блаженный отвечал: «Как Богу угодно, так и будет». Всегда незлобивый, блаженный пошел вместе с ними к боярину.

Предваренный о том вельможа с радостью встретил его на крыльце («на всходе»), поклонился ему до земли, посадил его вместе с вельможами: блаженный был также из знаменитого рода. «Блаженный Николай, прости мне согрешение слуг моих и благослови внести пития», – сказал хозяин, когда сели все на места. Блаженный Николай отвечал: «Пусть будет, как хочешь ты».

Хозяин поклонился и пошел со слугами к бочкам. Бочки оказались полными, как и были прежде. Блаженный, поняв явившуюся благодать в доме хозяина и не желая славы человеческой, сказал боярину: «Не сказывай никому о посланной тебе благодати, пока Бог не возьмет меня отсюда». И тайно вышел из дома.

По житию блаженного Феодора юродивого, Феодор не дозволял Николаю бывать на Торговой стороне, на которой сам жил. Он обыкновенно прогонял его с Волховского моста или по мосту на Софийскую сторону.

Эта вражда двух блаженных была только урок для буйной вольницы новгородской, а не вражда двух сердец. Однажды вот что было при этой вражде.

Николай гнался за Феодором до Волхова, и Феодор, не попав на мост, пошел по воде, как  по мосту, а Николай, догоняя его также по воде, бросил в Феодора попавшийся ему кочан капусты, за что и прозван Кочановым.

Обратите внимание

Блаженный Николай преставился 27-го июля 1392 г. и погребен был на конце кладбища Яковлевского собора, на дороге: так сам он желал.

Из посмертных чудес блаженного Николая самое знаменитое было следующее. Живший близ гроба блаженного Николая Никифор, как говорит древняя повесть, дал взаймы Исааку и его сыну «полгривеньки серебра». Исаак хотел взять с Никифора заемное письмо, и так как ни он, ни сын его не умели писать, то позвал клирика Иоанна и упросил его написать письмо.

Тот и отказывался, но наконец написал. Когда пришел срок платежа, Никифор просил возвратить серебро. Но должник в ответ стал браниться. Никифор, взяв приставников, отвел Исаака к городским судьям и представил письмо. Исаак, не боясь ни Бога, ни суда Божия, объявил, что он ничего не знает ни о долге, ни о письме.

Иоанна, писавшего письмо, тогда не было в городе, он ходил в Ладогу, в Богоявленский монастырь на реке Сясь, по нужде, а к тому же случился праздник перенесения мощей святителя Николая. По возвращении сказали ему, как Исаак оболгал писанное им письмо.

В скорби о беде такой он пошел ко гробу блаженного Николая и со слезами молился угоднику Божию: «Блаженный угодник Христов Николай! – так говорил он в молитве, – ты не оставил надежды моей прежде того, когда я был в нужде – в Москве, ты велел мне идти в свой путь и надзирал за мною в дороге. Не оставь меня и теперь». Возвратясь в дом, лег он в полдень отдохнуть.

Думая о случившемся, впал в какое-то забытье. Ему явился блаженный Николай и сказал: «Не скорби, брат, и не бойся, завтра иди к судьям, Бог оправдает твое рукописание. Исаак сознается пред всеми, что он оболгал тебя». Наутро Иоанн отправился к судьям и рассказал, как он писал долговое письмо. Исаак с гневом отрекся от слов своих. Прошло три дня.

Люди, узнав о деле, стали укорять Исаака. Наконец Исаак убоялся Бога, пошел на паперть святого Апостола Иакова и здесь пред всеми сознался, что он оболгал Иоанна. Так оправдались слова блаженного Николая и его молитвою защищена невинность.

По летописям, в 1554 г. «над гробом блаженного Николая Качанова заложен был каменный храм во имя святого великомученика Пантелеймона».

Важно

По высокому уважению к блаженному Николаю, храм сей скоро стали называть храмом святого Николая чудотворца Качанова.

По уставу Софийского собора 27 июля, в день памяти Николая Качанова сам архиепископ совершал литургию в сем храме, а вечерню и молебен отправлял игумен. Память блаженного Николая чтится и во всей Церкви.

Мощи святого праведного Николая Кочанова почивают под спудом в церкви святого великомученика Пантелеймона, известной более под именем Николо-Кочановской, построенной над его могилой.

Церковь же сия находится на Софийской стороне в прежнем Неревском конце на Яковлевской улице близ Тихвинской военного ведомства церкви. При этой церкви во имя праведного Николая в 1859 г. устроен придел его Императорским высочеством Николаем Николаевичем, который родился 27 июля 1831 г.

и наречен именем сего угодника. Для мощей святого праведного Николая повелением Императора Николая в 1831 г. устроена серебряная рака.

Тропарь, глас 8

Терпением своим и мужеством, Христа ради, во уродство претворився, блаженне Николае, худость ризную имея, и тягость вара дневнаго понесл еси, и мразы зимния терпел еси; и ныне, в Вышних Троице предстоя, нам, приходящим с верою к раце мощей твоих, исцеления подаваеши, твое успение честно славящим; и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Яко Андрея блаженнаго ученик и наследник был еси, и того стопам последуя, уродивый Николае Кочанов; и паки от мирския чади уничижение и пхание приемля, и о их же согрешении Христу Богу моляся; и по честнем ти успении, Великий Новград имея мощи твоя в себе, яко неистощимое сокровище; и подаеши исцеления верою к раце мощей твоих приходящим, и успение твое честно славящим.

Источник: http://vn-eparhia.ru/novgorodskaya-svyatost/109-svyatye-novgorodskoj-zemli-xiv-vek/125-nikolaj-kochanov-novgorodskij-khrista-radi-yurodivyj

Место которого нет

Православие

Книги и тексты / все

Блаженный Николай

Жития святых мужей
09.03.2010

(27 июля)

Блаженный Николай Кочанов, юродивый Христа ради [192], родился в Новгороде от почетных и богатых родителей, известных своим благочестием Максима и Иулиании. Его мать уже при жизни почиталась за праведницу [193].

Читайте также:  Ореховое молочко

Сами будучи благочестивы и добродетельны, родители Николая заботились, чтобы сын отличался теми же свойствами души, и потому все свое старание прилагали к тому, чтобы с ранних лет развить в нем любовь к Богу и всему святому, и презрение ко всему греховному. Их старания не остались бесплодными. Блаженный Николай еще в детском возрасте утешал их благочестивой, богоугодной жизнью.

«Весьма бо из млада, — говорится в исторических источниках о блаженном, — сердце его явися горящим к Богу. Всегда сей блаженный пребывал в помышлении о Боге».

Он усердно посещал храм Божий, раздавал милостыню, «любил пост, коленное преклонение». Он рано созрел духом.

Совет

В то время, когда его сверстники нуждались в усиленном надзоре и руководстве родителей, он своей добродетельной жизнью и благочестием обращал на себя общее внимание. «Его стали и знатные, и незнатные ублажать и славить».

Но чтобы избежать славы человеческой, он принял на себя чрезвычайно тяжелый подвиг юродства Христа ради.

Блаженный Николай оставил ради Бога все: села, имение, множество рабов, покинул родительский дом с его великими богатствами и ходил по улицам Новгорода в ветхой одежде, босой, с непокрытой головой.

«Пребывая вне отеческого дома, он ничего не имел своего, а питался тем, что благоговейные люди давали ему».

С удивительным терпением и мужеством переносил блаженный на открытом воздухе, в своем ветхом рубище, и трескучие морозы, и палящие лучи солнца, и вообще все стихийные невзгоды.

Умерщвлял плоть, но более заботился о смирении духа, нередко представлялся простецом, смешным и даже безумным, делая неприличия и неистовства, чтобы казаться грешником, в сердце же будучи в постоянной молитве.

В «Сказании» о блаженном Николае так описывается его жизнь на улицах Новгорода:

«Глаголюща тамо словеса неуместная, обаче некиим предстоящим весьма учительная и полезная. Являше иногда движения странная, обаче ни единому соблазн дающая, паче же многих вразумляющая. Являшеся иногда земным гонящ, в уме же бе имея помощь неимущих и нищенствующих, из них же многих спасе от великия нужды и греха. Себе же всегда бе желающ в сердце своем — точию небесных и Божиих» [194].

Очень немногие понимали истинное значение подвига блаженного Николая, но и от них он старался уклониться, избегая славы человеческой. Большинство же вообще не понимали его. Они презирали этого полунагого скитальца, смеялись над ним, иногда даже бранили и били.

Блаженный не только все это переносил молча и терпеливо, но покрывал любовью и втайне молился за тех, которые незаслуженно оскорбляли его.

Более того, он даже радовался, что переносил столько вольного унижения, столько встречал и переносил незаслуженных страданий. Господь за такой трудный подвиг прославил блаженного необычайными благодатными дарами.

Но из многих чудес, сотворенных святым Николаем, осталось письменное свидетельство только об одном.

Обратите внимание

Жил в Новгороде один богатый вельможа. Однажды он устроил пир, на который созвал многих именитых новгородцев.

Незадолго до этого он встретил на улице блаженного Николая. Глубоко уважая его за святую жизнь, вельможа смиренно пригласил блаженного на обед. Он пришел, но случи. лось так, что именно в тот момент хозяина не оказалось дома.

Слуги, не зная, что он также приглашен на обед, стали издеваться над ним. Одни толкали его, другие даже били иные насмехались и говорили в его адрес неприличные слова' Блаженный безропотно переносил все эти оскорбления и, выгнанный из дома, «поскакал» по улицам города, как обыкновенно делал.

Вельможа возвратился и настало время угощения. Он приказал слугам подать вино, мед и всякие напитки. Слуги пошли в погреб, к бочкам, но с изумлением обнаружили, что бочки совершенно пусты. В страхе сообщили они об этом вельможе. Тот проверил сам и убедился в правдивости слов слуг. Сложилась весьма щекотливая ситуация: гости ждут, вина нет.

Но тут вельможа вспомнил о блаженном Николае и спросил о нем рабов. Они признались, что поступили с блаженным весьма скверно.

Тогда хозяин послал наиболее благочестивых слуг с наказом разыскать блаженного и со всем смирением уговорить его почтить своим присутствием его обед.

Всегда незлобивый, блаженный опять пришел в дом вельможи. Хозяин с радостью встретил его на крыльце («на всходе»), поклонился ему до земли, посадил вместе со знатными гостями и во всеуслышание попросил прощения за обиду, нанесенную ему его слугами.

Затем попросил блаженного благословить внести вино и напитки. Бочки тотчас оказались наполненными напитками, лучше прежних. Но говорить об этом блаженный запретил.

Важно

Одновременно с Николаем в Новгороде жил еще один юродивый, блаженный Феодор. Николай жил на Софийской стороне, а Феодор — на Торговой.

Создавая впечатление у горожан, что они непримиримые враги, блаженные постоянно стерегли друг друга на Волховском мосту, и когда кому-нибудь из них случалось переходить мост, то другой не допускал его на свою сторону.

Вполне понимая друг друга, блаженные Николай и Феодор этой мнимой борьбой обличали междоусобия современных им новгородцев, которые (распри) и совершались главным образом на Волховском мосту [195].

Однажды их видимая вражда вылилась в весьма чудесный случай. Один боярин пригласил Феодора к себе в дом. Но блаженный долго отказывался, поскольку боярин жил на Софийской стороне, как бы во владениях блаженного Николая. Но в конце концов он уступил настойчивым и усердным просьбам и решился посетить боярина.

Но лишь только он появился на «вражеской» стороне, как Николай оказался рядом и начал бить его, упрекая Феодора в том, что тот появился в чужой части города. Блаженный бросился бежать, Николай — за ним из улицы в улицу, затем по прибрежным огородам. Так они достигли Волхова. Блаженный Феодор бросился в воду и побежал по ней, как по суше.

Николай, чтобы не упустить противника без «отмщения», схватил попавшийся ему под руку качан капусты и тоже кинулся в воду, и также побежал по ней, как по суху. На середине реки, где проходила «граница» между «владениями» двух блаженных, Николаю оставалось только бросить в «противника» этим качаном. Многие люди видели это чудо и прозвали блаженного Николая Кочановым.

Блаженный Николай преставился 27 июля 1392 года, вероятно, в старческом возрасте. Еще при жизни он выбрал место для своего упокоения, и благочестивые его почитатели в точности исполнили его завещание. Он был погребен на Софийской стороне, на краю кладбища Яковлевского собора, на проезжей дороге [196].

Память о подвигах блаженного Николая во славу Божию перешла в потомство. 162 года спустя после смерти блаженного, в 1554 году, архиепископ Новгородский Пимен, почитая блаженного, построил над могилой его храм во имя святой) великомученика Пантелеймона, празднуемого в день кончины блаженного, то есть, 27 июля.

Блаженный Николай на иконах изображается в двух, несколько различных видах. Так, на одной древней иконе он изображен в боярском платье, состоящем из пунцовой шубы и круглым лежачим воротником в виде малого капюшона. Лицо бледно, длинные волосы и борода с проседью, под верхней одеждой — хитон голубого цвета, в левой руке — сверток, на ногах — обувь.

На другой иконе блаженный изображен в одном голубом хитоне и босым, без свертка, лицо, борода и волосы такого же вида, как и на первой [197].Зарегистрируйтесь или зайдите под своим логином чтобы оставить комментарий или оценить запись. Регистрация займет у вас несколько секунд.

Если вы зашли под своим логином, но видите это сообщение, обновите страницу.

Источник: http://www.mestanet.ru/book/pravoslavie/blajennyiy_nikolay.html

Николай Кочанов Блаженный, Христа ради юродивый Новгородский. Копия старинной иконы на холсте

Копия старинной иконы Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый Новгородский.

День память 27 июля по старому стилю.

В Новгороде в середине XIV века в семье богатых и благочестивых родителей Максима и Иулиании родился сын Николай. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост.

В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм,   щедро раздавал милостыню. С юности он возлюбил Бога, усердно ходил в церковь, а утешением во всём ему была молитва.

«Из уст его, — говорит древнее известие, — текла молитва к Богу, как благовонное кадило: он любил чистоту, пост, коленопреклонение. Когда он проводил такую добродетельную жизнь, то люди, в том числе и знатные, стали ублажать и славить его. Блаженный не желал славы человеческой и начал юродствовать для  Господа.

Совет

Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз. Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности – стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил.

“Мученики в одно известное время претерпели страдания, – говорит древнее известие, – а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них”. 

Юродствуя, ходил по городу, творя неприличия, а в устах его всегда была молитва к Богу… Господь сказал в Евангелии: «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Ми достоин…» (Мф. 10, 37).

Ради Него блаженный Николай и оставил всё, что имел: сёла, имение, множество рабов и слуг, — достиг полного нестяжания, терпением и мужеством перенёс множество страданий, терпя морозы зимние и нищету.

Мученики лишь в одно известное время претерпели страдания, а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них же.

Известен случай, когда один богатый новгородец, затевая пир, пригласил на него Николая. Блаженный отвечал ему смиренно: «Как угодно Богу, так и будет!» Когда же он пришёл в дом вельможи, то подвергся наглым насмешкам и оскорблениям дворни.

По своему обыкновению Николай, нимало не смутившись, сел на палочку и ускакал под свист и улюлюканье черни. Когда же не знавший о происшедшем хозяин велел подать вино, меды и всякие напитки, какие были в доме, то бочки оказались пусты.

Читайте также:  Никольский морской собор в кронштадте, россия, ленинградская область, кронштадтский район, город кронштадт

Перепуганные слуги признались, что подвергли побоям и насмешкам блаженного Николая. Вельможа велел немедленно отправляться на поиски юродивого, просить у него прощения и звать в дом. Найдя Николая на куче навоза, слуги кланялись ему в ноги, слёзно просили прощения, умоляли вернуться.

Блаженный отвечал по своему обыкновению со смирением: «Как угодно Богу, так пусть и будет!» Войдя в дом, он направился к бочкам, которые вновь оказались полны.

Обратите внимание

Юродствуя, Николай всегда не только желал смирить себя, но и хотел своими действиями вразумить буйных, строптивых новгородцев, привести их к покаянию. Из жития известно, что на Торговой стороне Новгорода, разделённого Волховом на две части, жил другой юродивый, Фёдор.

Любя друг друга всем сердцем, блаженные, однако, не дозволяли заходить на свою сторону собрату, изгоняя его на потеху толпе. Раз случился такой эпизод: Николай гнался за Фёдором по Софийской стороне, и тот, не попадая на мост, побежал, как посуху, по воде; Николай же бросал ему вслед капустные кочаны.

Этот случай, став известным всему городу, не только дал блаженному прозвище «Кочанов», но и надолго примирил своенравных новгородцев, избавив город от безсмысленных кровопролитий и стычек на мосту.

Николай преставился ко Господу 27 июля (9 августа по новому стилю) 1392 года и был похоронен по его желанию на окраине Ярославского монастырского кладбища, посреди дороги, дабы быть попираему людьми. Его могила не забывалась новгородцами, по молитвам к нему происходили многочисленные чудеса, занесённые в житие святого, и потому в 1554 году над гробом блаженного Николая Кочанова был заложен каменный храм во имя св. вмч. Пантелеимона. По установившейся традиции долгое время в день памяти блаженного на его могиле служил Божественную литургию сам новгородский архиепископ.

Мощи святого оставались под спудом. С закрытием монастыря, очевидно в XVIII веке, храм стал приходским, а улица называлась Николо-Кочановской. В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. В настоящее время там, на улице Тихвинской, размещается городская станция дезинфекции.

Немногие новгородцы сегодня знают о своём  замечательном земляке. Время и безбожные власти хорошо постарались, чтобы изгладить из народной памяти имя святого и всё, что с ним связано. Но на всё воля Божия. Монахи одного из древнейших в России Новгородского Юрьева мужского монастыря неоднократно проводили богослужения вблизи бывшего храма, моля святого о возвращении его мощей Церкви и прося заступничества городу и стране. В 1859 году его Императорским высочеством Николаем Николаевичем при этой церкви был устроен придел во имя праведного Николая (Николай Николаевич родился в день памяти святого Николая Кочанова 27 июля 1831 года и был наречен именем этого угодника). 
Добавим, что на иконах блаженного Николая, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображают босым и полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Иконописном подлиннике о нем сказано так: “Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом”. 

Обратите внимание

В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. Увы, в наши дни в нем (на улице Тихвинской, напротив первого роддома) располагается городская станция дезинфекции.

Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но…

“Как Богу угодно, так и будет”, – любил повторять блаженный Николай. 

Сегодня, когда наш народ постепенно приходит в себя, к нему милостью Божией возвращаются его святыни: мощи святых, чудотворные иконы, храмы и монастыри. Надо надеяться, что пришло время вспомнить и о святом блаженном Николае, чьё имя незаслуженно забыто, а мощи попираются ногами.

Как угодно Богу, пусть так и будет!

Тропарь Блаженному Николаю Кочанову
Терпением своим и мужеством Христа ради во юродство претворився, блаженне Николае, худость ризную имея, тягость вара дневнаго понесл еси/ и мразы зимныя терпел еси.И ныне, в Вышних Троице предстоя, нам, приходящим с верою к ране мощей твоих,исцеление подаеши, твое успение честно славящим, и молиши Христа Бога спастися душам нашим.

Источник: http://shop-pobedinedug.ru/product/nikolay-kochanov-blazhennyy-hrista-radi-yurodivyy-novgorodskiy-kopiya-starinnoy-ikony-na-holste

Святые Земли Новгородской: 9 августа день памяти блаженного Николая Кочанова

9 августа 2007

Блаженный Николай Кочанов (27 июля – 9 августа). 

Недалеко от входа в новгородском храме Апостола Филиппа находится икона, на которой изображен старец с кочаном капусты в руках. У того, кто впервые видит эту икону, конечно, возникают вопросы – что это за подвижник, и почему он изображен с капустой?

Этот удивительный святой – блаженный Николай Кочанов, Новгородский, Христа ради юродивый.

Он родился и жил в Новгороде, в XIV веке в богатой и знатной семье Максима и Иулиании. Вся семья была очень благочестива, но особенно праведной жизнью отличалась мать Николая. Она вложила в сердце сына пламенную любовь к Богу, научила его любить молитву и пост.

В детстве Николай не любил играть, а повзрослев, избегал общества веселых сверстников. Усердно посещал храм,   щедро раздавал милостыню. За это многие новгородцы стали хвалить и почитать Николая.

Этой человеческой славы юноша не желал больше всего, и тогда он принял на себя подвиг юродства Христа ради.

Важно

Николай оставил свой богатый дом, раздал свое состояние бедным, а сам до конца дней в рубище скитался по городу. Он не имел ни крова над головой, ни даже теплой одежды в мороз.

Тогда люди от похвал и восхищения перешли к другой крайности – стали злословить, обижать и даже бить его. Блаженный терпеливо все сносил.

“Мученики в одно известное время претерпели страдания, – говорит древнее известие, – а он во все дни жизни своей терпел муки, переносил насмешки и толчки невежд, молясь за них”.

Николай по-прежнему больше всего любил бывать в храме. Поучал горожан, вразумлял заблудших, утешал печальных. За эти подвиги Господь прославил Своего угодника даром прозорливости и чудотворения.

Известен такой случай: один богатый вельможа, который хорошо знал Николу, встретил его на улице. Вельможа поклонился до земли и сказал: “Раб Христов, сотвори любовь, приди ко мне покушать хлеба моего”. Он пригласил Николая на пир, куда была также призвана новгородская знать.

Но когда блаженный пришел в этот дом, прислуги стали издеваться над ним: толкали, били, говорили непристойные слова и выгнали прочь. Когда же он ушел, то в сосудах на пиру исчезло вино, мед и другие напитки.

Хозяин, узнав, что приходил блаженный, велел немедленно вернуть его: “Если где найдете его, зовите его ко мне со всем смирением, чтобы оказал мне, грешному, свое милосердие”. И как только святой вернулся, то в бочки возвратилось и вино.

Не желая славы человеческой, Николай сказал хозяину: “Не сказывай никому о посланной тебе благодати пока Бог не возьмет меня отсюда”.

Святой Николай жил на Софийской стороне города, а на Торговой в те же дни подвизался другой блаженный – Феодор, Христа ради юродивый (память 19 января/1 февраля). В то время две новгородские стороны жестоко враждовали, доходило даже до кровопролитий. Не могли с этим смириться святые Николай и Феодор.

Совет

И они стали делать вид, что тоже враждуют между собой, чтобы показать новгородцам всю глупость и неблаговидность такой войны. Изображая непримиримых врагов, блаженные прогоняли друг друга: когда Феодор переходил на Софийскую сторону, то Николай гнал его обратно, то же делал и Феодор, когда заставал Николая на Торговой стороне.

Блаженный Феодор кричал: “Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!”

Однажды блаженный Феодор появился на Софийской стороне, и тут же на него напал святой Николай с криком: “Как ты смеешь приходить на эту сторону?” Спасаясь от мнимого врага, Феодор побежал по водам Волхова, как по суше.

Наконец, Николай остановился и запустил в блаженного Феодора кочан капусты. Тот подхватил его, а Николай кричал: “Феодор, отдай кочан, он мой, а не твой!”. Новгородцы любили рассказывать об этом случае, и блаженного Николая начали прозывать Кочановым.

Эта поучительная история надолго примирила своенравных новгородцев.

После кончины блаженного Николая, 27 июля 1392 года, его тело было погребено, по завещанию святого, на краю кладбища Иаковлевского собора, у дороги. Блаженный Феодор скончался в том же году.

И после земной кончины по молитвам к святому Николаю Кочанову происходили настоящие чудеса. Люди стали брать с его могилки песок и воду, освящаемую в великие праздники.

По летописям, в 1554 году над могилой блаженного Николая возвели каменную церковь великомученика Пантелеймона. Однако в народе храм стали называть Николо-Кочановским. По уставу Софийского собора в день памяти святого Николая сам архиепископ совершал литургию в этом храме.

В 1859 году его Императорским высочеством Николаем Николаевичем при этой церкви был устроен придел во имя праведного Николая (Николай Николаевич родился в день памяти святого Николая Кочанова 27 июля 1831 года и был наречен именем этого угодника).

Добавим, что на иконах блаженного Николая, в отличие от других юродивых Христа ради, не изображают босым и полунагим, едва прикрытым ветхой одеждой. В Иконописном подлиннике о нем сказано так: “Подобием сед власы, главою плешив, брада долга аки Алексия, митрополита Московскаго, на конце раздвоилась, шуба княжеская, исподняя лазоревая, подпоясан платом”.

Обратите внимание

В годы советской власти храм, в котором почивают святые мощи, был закрыт и долго оставался в запустении. Увы, в наши дни в нем (на улице Тихвинской, напротив первого роддома) располагается городская станция дезинфекции.

Монахи одного из древнейших в России Юрьева монастыря неоднократно проводили богослужения возле бывшего храма, моля святого Николая о возвращении его мощей Церкви, прося его заступничества о Новгороде и России. Но…

“Как Богу угодно, так и будет”, – любил повторять блаженный Николай.

Ольга Лаврова.

Фото автора.

Источник: http://culture.novreg.ru/svyatye-zemli-novgorodskoy-9-avgusta-den-pamyati-blazhennogo-nikolaya-kochanova.html

Ссылка на основную публикацию