Бобренев монастырь, россия, московская область, коломенский район, село старое бобренево

Бобренев монастырь в Коломне

Один из старейших монастырей Подмосковья, основан по благословению Сергия Радонежского

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь — монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобренево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Феодоровская.

Основание

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского — Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

Обратите внимание

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Расцвет

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь — Входоиерусалимская — сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение — Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху — церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Феодоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича.

Важно

Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён 1861 году.

Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790—1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Обратите внимание

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И.

 Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И. Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX—XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

Упадок

В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок.

Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений.

К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Возрождение

Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным.

В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня. Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и иеродиак. Димитрий, одновременно бывший членом общины свящ. Кочеткова.

18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. 4 сентября 1992 г. Б. С. Кудинкин скончался, уехав в Москву на подаренном патриархом автомобиле, автомобиля больше не видели; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли.

Совет

Монастырь жил своеобразной жизнью — его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции.

Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены, по его мнению, обрядоверию. Игум.

Игнатий поддерживал близкие и деловые отношения с рядом известных католических деятелей, в частности, с Йозефом Ратцингером. Эпохальным событием в жизни игумена, по его словам, было его общение с кардиналом Люстиже в 1993 году.

Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами.

Большое количество разных строительных и отделочных материалов, завезённых покойным Кудинкиным для оказания строительных услуг местным начальникам, которыми была заставлена территория монастыря, попросту портилось и истлевало.

Средства, ранее выделенные на восстановление обители, были или растрачены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес.

Настоятель монастыря о. Игнатий состоял в Синодальной комиссии по канонизации, а друг о.Игнатия, иером. Амвросий (Тимрот), писал образы непосредственно для некоторых актов прославления. Членство игум. Игнатия в комиссии по канонизации, по его собственному признанию, было им использовано для недопущения канонизации Царской Семьи.

В 1993 году монастырь покинул о. Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий (Крекшин), принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков) († 7 апреля 2013), быстро изменивший как внешний облик монастыря, так и его внутреннюю жизнь.

Обратите внимание

Именно при нём обитель стало быстро восстанавливаться.

В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

Основание. Считается, что его основал воевода Боброк (командир засадного полка в Куликовской битве). По другой версии, его основал раскаявшийся разбойник Бобреня.

Храм «Поющих Ангелов». Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/kolomna/bobrenev-monastyr

Старое Бобренево. Бобренев монастырь

Бобренев монастырь основан в 1381г. как сторожевой пункт на подступах к Коломне. Его строительство и название предание связывает с героем Куликовской битвы Дмитрием Волынцем по прозвищу Боброк.

Первые документальные сведения о постройках монастыря относятся к 1577г., тогда собор и трапезная Входоиерусалимская церковь были каменными, остальные постройки и ограда – деревянными.

Монастырь был полностью обновлен в 1790-х гг., когда он был загородной резиденцией коломенских архиереев. В первой половине XIXв. он был административно объединен со Старо-Голутвиным монастырем (см. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь).

Территория в это время была расширена, появились новые здания и новый участок ограды. Из построек монастыря сохранились Собор Рождества Богородицы (1790г.) с современной ему шатровой колокольней, Федоровская церковь 1861г., Настоятельский корпус XVIII-XIXв.

, келейные корпуса, стены и башни XVIII-XIXвв.

Бобренев Рождественский монастырь, 3 класса, общежительный, близ деревни Бобреневой, в 1 версте от города Коломны.

Основан, по преданию, воеводой Дмитрием Михайловичем Волынским, по прозванию Боброк, около 1381 года, по обету за Куликовскую победу над Мамаем.

В монастыре находится особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Коломенскій Богородице-Рождественскій Бобреневъ 3-го класса общежительный мужской монастырь, на возвышенной местности, при р. Москве ,близъ дер. Зобреневой, въ одной версте отъ у. г. Коломны и въ 2 в. отъ станціи Московско-Казанской ж. д. „Новая Коломна”. По преданію. построенъ въ конце XIV в.

великимъ княземъ Димитріемъ Донскимъ или его главнымъ воеводой Димитріемъ Михайловичемъ Волынцемъ, носившемъ прозвище „Боброкъ” по обету после Куликовской победы надъ Мамаемъ; въ1764г . Оставленъ за штатомъ; въ 1790 г. возобновленъ и сталъ дачею Коломенскаго епископа; въ 1800 году приписанъ къ Богоявленскому Старо-Голутвину монастырю; въ1865 г. по Высоч.

повелѣнію возведенъ на степень самостоятельная. Храмовъ два, каменныхъ:

1) холодный – въ честь Рождества Пресвятой Богородицы, съ двумя приделами: во имя св. Тихона Задонскаго и во имя Всехъ Святыхъ (построенъ въ 1790 и возобновленъ въ 1830г.); 2) въ честь Феодоровской иконы Б. M., съ двумя приделами: въ честь Казанской иконы Божией Mатери и во имя преп.

Въ монастыре находится местночтимая Феодоровская икона Б. M. Mонастырь владеетъ 425 дес. земли. Игуменъ, іеромонаховъ 5, іеродіаконовъ 3, послушниковъ рясофорныхъ 4, указныхъ 9 и живущихъ на испытаніи 16.

Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи стр. 482-483

Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь основан в XIV веке по благословению преподобного Сергия Радонежского на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Димитрия Донского— Димитрия Михайловича Боброка Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года, святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему заложен был мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобреневым» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» на подступах к Коломне и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 г. сообщают о начатом ещё в 1757 г. строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь— Входоиерусалимская сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение— святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма, воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезою вверху— церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а внизу— во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, которой в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

Совет

В 1795 году монастырь обнесен каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего М.Ф.Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне, митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голоутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в тоже время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми принадлежащими угодьями.

В 1830 году, построенный в 1790 году, храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол— Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезе были устроены два придела: справа — в честь Казанской, а слева — в честь Фёдоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, второй надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича.

Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний — сооружён в 1861 году.

Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса — скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 гг. в формах псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность.

Обратите внимание

Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 г. благотворителем Д.И.

Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовала и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого, пожертвована пахатная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д.И.Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём оного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолоченный трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX-XX вв. монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 г. игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковноприходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах павших на Куликовом поле.

В 1929 г. монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок. Богородице-Рождественский собор и Феодоровская церковь в течении многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений.

К 1987 г. весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Как только в марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы.

Важно

Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным.

Полторы тысячи рейсов пришлось совершить мощным КАМАЗам, чтобы вывезти с территории монастыря мусор (после длительной эксплуатации монастырь был превращён в свалку, куда свозили падёжный скот битое стекло и т.д.)

В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Феодоровской церкви.

18 июня 1992 г. первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В день Святого Духа 7 июня 1993 г. монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

29 августа 2005 года было совершено торжественное Великое освящение отреставрированной Феодоровской церкви, которое совершил Митрополит Ювеналий.

8 сентября 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II еще раз посетил нашу обитель и совершил заупокойное богослужение в память воинов на поле брани Куликовом убиенных.

Настоятелем монастыря является игумен Игнатий (Жидков).

Казначеем избран игумен Пимен (Лесков).

Братия монастыря молится о всех благотворителях и благоукрасителях этой древнейшей святыни земли русской.

Источник: http://www.bobrenew.narod.ru/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01130

Описание Бобренева монастыря | Православные паломничества

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь – монастырь в Коломенском районе Московской области, в селе Старое Бобре?нево, близ Коломны. Сохранившиеся храмы: собор Рождества Богородицы, храм иконы Божией Матери Фёдоровская.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан по благословению преподобного Сергия Радонежского в XIV веке на вклад героя Куликовской битвы сподвижника святого благоверного князя Дмитрия Донского – Дмитрия Михайловича Боброка-Волынца.

В благодарность Господу за дарование России победы над Мамаем 21 сентября 1380 года святой великий князь, возвратившись в Коломну, дал обет построить святую обитель во имя Рождества Богородицы (день победы).

Совет

В 1381 году святым Дмитрием Донским по обету своему был заложен мужской Богородице-Рождественский монастырь с наименованием «Бобренев» в память виновника окончательного поражения Мамая воеводы Дмитрия Михайловича Боброка, который был главным строителем обители.

В то время обитель являлась «сторожем» Коломны и играла значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

Древний храм к началу XVIII века изрядно обветшал. Офицерские описи 1763 года сообщают о начатом ещё в 1757 году строительстве нового кирпичного собора. Вторая монастырская церковь – Входоиерусалимская – сохранила в XVIII веке свой древний облик трапезной с шатровым храмом. Та же офицерская опись указывает на ещё одно каменное сооружение – Святые ворота, всё остальное было деревянное.

В 1790 году при епископе Коломенском Афанасии вместо существующего храма воздвигнута церковь новой архитектурной формы в два этажа с трапезною вверху – церковь во имя Алексия человека Божия. Затем выстроены были игуменские покои и архиерейский дом, который в летнее время служил дачей коломенского архиерея.

В 1795 году монастырь обнесён каменной оградой с башнями по углам по проекту великого зодчего Матвея Казакова.

В 1800 году, по перенесении Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, оставшийся свободный архиерейский дом в Коломне митрополитом Платоном был обращён в Троицкий Ново-Голутвин мужской монастырь, в который были переведены иноки из Старо-Голутвина монастыря, и в то же время к сему последнему был приписан Бобренев монастырь со всеми прилежащими угодьями.

В 1830 году построенный в 1790 году храм из двухэтажного переделан в одноэтажный, главный престол – Рождества Пресвятой Богородицы перенесён вниз, верхний этаж был выломан и окна заложены, престол Алексия человека Божия упразднён. Поскольку храм этот был холодным, то для зимнего служения в трапезной были устроены два придела: справа – в честь Казанской, а слева – в честь Фёдоровской икон Божией Матери.

Восьмигранная, увенчанная шатром колокольня на квадратном основании типологически восходит к образцам XVIII века, однако трактовка архитектурных форм и барочные детали позволяют её считать современной собору.

Обратите внимание

Настоятельский корпус представляет собой двухэтажное кирпичное здание. Первый этаж принадлежит архиерейскому дому конца XVIII века, верхний надстроен в 1861 году. Двухэтажный келейный корпус сложен из кирпича.

Нижний этаж относится к игуменским кельям конца XVIII века, верхний – сооружён 1861 году.

Одноэтажный келейный и конюшенный корпуса – скромные кирпичные здания, интересные формой оконных и дверных проёмов с треугольным верхом.

Ограда вдоль восточной и южной границы территории с четырьмя круглыми двухъярусными башнями по углам выстроена в 1790-1795 годах в форме псевдоготики. Нарядное белокаменное убранство башен на фоне краснокирпичных стен придаёт им большую декоративность. Ограда с западной и северной сторон монастыря возведена в середине XIX века с воспроизведением характера архитектуры XVIII века.

В 1850 году Бобренев монастырь вновь получил самостоятельность.

В 1861 году благотворителем Д. И.

Хлудовым, по благословению святителя Филарета, был сооружён на том месте, где существовало и временем уничтожено жилое здание с церковью внутри Входа в Иерусалим, отдельный тёплый храм во имя Фёдоровской иконы Божией Матери с двумя приделами: Казанской иконы Божией Матери и преподобного Давида Солунского. Вместо ветхого братского помещения были выстроены два каменных корпуса со всеми надвратными принадлежностями, и сверх этого пожертвована пахотная земля.

Вероятно, во второй половине XIX века появляются хозяйственные постройки монастыря и дополнительная площадь участка, пожертвованная Д. И.

Читайте также:  Апостол петр

Хлудовым, окружается новой каменной оградой, повторяющей архитектурные формы ограды конца XVIII века.

Важно

29 июля 1865 года Бобренев монастырь был возведён на степень самостоятельной обители с тем, чтобы иметь в нём одного настоятеля, одного казначея и 15 человек братии.

К концу XIX века в соборе Рождества Богородицы был вызолочен трёхъярусный иконостас резной работы, иконы старинной живописи.

На рубеже XIX-XX веков монастырь был известен своей медицинской помощью окрестному населению и коломенским жителям.

14 апреля 1903 года игуменом Варлаамом при Бобреневом монастыре была открыта церковно-приходская школа.

Со дня основания и вплоть до закрытия обители здесь ежедневно возносились молитвы о воинах, павших на Куликовом поле.

В 1929 году монастырь был закрыт, его здания и сооружения стали приходить в упадок.

Богородице-Рождественский собор и Фёдоровская церковь в течение многих десятилетий использовались как складские помещения для хранения минеральных удобрений.

К 1987 году весь комплекс находился в аварийном состоянии, конюшенный и сенной сараи разобраны, не полностью сохранились крепостные стены, собор и два братских корпуса, от прежней роскоши ничего не осталось.

Как только в марте 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие монастыря, в нём начались ремонтно-восстановительные работы. Реставрацию обители взяла на себя община храма Всех Святых на Соколе, во главе со старостой Борисом Сергеевичем Кудинкиным.

В братском корпусе была сооружена домовая церковь, начата реставрация собора Рождества Богородицы и Фёдоровской церкви. Средства, выделенные на восстановление обители, были или присвоены, или предоставлены природным воздействиям под открытым небом, в частности, дорогой дубовый лес. Первым настоятелем стал игумен Игнатий (Крекшин), ученик прот. Александра Меня.

Вместе с ним братию обители составили иером. Амвросий (Тимрот), иером. Филипп (Симонов) и диак. Димитрий, близкий к общине свящ. Кочеткова. 18 июля 1992 года первую Божественную Литургию в возрождающейся обители совершил Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. В дальнейшем Б.С.

Кудинкин скончался; и без того скудные средства, выделявшиеся им для восстановления монастыря, иссякли.

Совет

Монастырь жил своеобразной духовной жизнью – его стены посещали Никита Струве, главный редактор ИМКА-Пресс, Жорж Нева, дееписатель Александра Солженицына, супруга Солженицына Наталья, члены общин Александра Борисова, Георгия Кочеткова, в частности, ведущий её катехизатор Виктор Кот, Валентина Терешкова, православные Великобритании и Франции.

Игумен Игнатий Крекшин считал, что христианство элитарно по сути и не может быть вполне воспринято простым народом. В качестве примера он приводил факт свободного владения англичанами, паствой Сурожской епархии, церковнославянским языком, в то время как соотечественники не просто не владели богослужебными текстами, но и были подвержены обрядоверию.

Бобренев монастырь в это время часто подвергался ночным набегам местной сельской молодёжи, растаскивавшей строительные материалы для восстановления обители. Малочисленным послушникам обители приходилось отгонять воров подручными средствами. Известно, что один бывший послушник монастыря, Евгений, житель г.

Воскресенска, при загадочных обстоятельствах был убит на берегу Москвы-реки, неподалеку от монастыря, другой, Андрей, родом из г. Коломны, будучи рукоположенным в иеродиаконы, оставил через месяц сан и вообще монашество. Настоятель монастыря о.Игнатий и духовник обители о.Амвросий состояли в комиссии по канонизации, в частности, о.Амвросий писал образы непосредственно для актов прославления. В 1993 году монастырь покинул о.Филипп, несогласный с обновленческой позицией братии монастыря. Затем, был сменён прежний настоятель, Игнатий Крекшин, принявший католичество, и новым назначен игумен Игнатий (Жидков), быстро изменивший как внешний облик, так и внутреннюю жизнь монастыря.

В день Святого Духа 7 июня 1993 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сайт:   http://www.bobrenev.narod.ru

Паломнические поездки к Бобреневу монастырю

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g19/staroe-bobrenevo/bobrenev-monastery.htm

Бобренев монастырь

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и имел значительную роль в обороне Москвы.

Расцвет

К началу 18 века, старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом.

По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году.

Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году.

Обратите внимание

  Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом.

Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики. Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века.

В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению.  В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение.

В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения.

В течении более чем полвека использования монастырского  комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор,  два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение

Возрождение обители  началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин.

Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения.

Важно

Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея  Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия. Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты.

В числе посетителей были: дееписатель и супруга  Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании.

  По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с  которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем  игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Легенды и версии

С названием Бобренева монастыря связано множество легенд. По одной из версий он был основан воеводой Боброком. По другой версии основателем был разбойник по прозванию Бобреня, который впоследствии раскаялся в своих злодеяниях, и таким образом решил искупить грехи.

Источник: http://www.xn--80atdefdb.su/old-kolomna/bobrenev-monastyr/

Православный Рождество-Богородицкий Бобренев мужской монастырь

История

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в 14 веке по благословлению Сергия Радонежского. На средства Дмитрия Донского – героя Куликовской битвы.

Во имя дня победы над Мамаем в сентябре 1380г., князь дал слово построить монастырь. По обещанию своему в 1381 году началось строительство Богородице-Рождественского монастыря, который получил наименование «Бобренев», в честь поражения войск Мамая воеводы Дмитрия Боброка, который стал главным строителем монастыря.

Бобренев играл роль не только святой обитель, но также оборонительной точкой и играл значительную роль в обороне Москвы.

К началу 18 века старый монастырь стал довольно ветхим. Согласно офицерским описям 1763 года, в 1757 году началось возведение нового кирпичного собора. Та же опись гласит о том, что было еще одно каменное здание – Святые ворота. Остальные сооружения были деревянные.

В 1790 году на месте существующего храма, было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были так же игуменские покои и архиерейский дом. По проекты зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.

По переводу Коломенской архиерейской кафедры в Тулу, освобожденный архиерейский дом был обращен в Троицкий Ново-Голутвин монастырь.

В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: В честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.

Совет

Настоятельский корпус является двухэтажным кирпичным помещением, нижний этаж которого принадлежит архиерейскому дому, а верхний надстроен в 1861 году. Келейный корпус представляет собой кирпичное здание, нижняя часть которого отведена под игуменские кельи, верхний возведен в 1861 году.

Читайте также:  Петербургская икона святой живоначальной троицы, россия, город санкт-петербург

Одноэтажные конюшенные и келейные корпуса интересны формой оконных и дверных проемов с треугольным верхом. Построенная в 1795 году ограда вдоль восточной и южной границы с четырьмя двухэтажными башнями имеет форму псевдоготики.

Декоративность придает сочетание белых башен на фоне красных стен.

Возведенная в 19 веке ограда северной и западной сторон, имеет характер архитектуры 18 века. В 1861 году Д.И. Хлудовым был сооружен утепленный храм Феодоровской Божией Матери с двумя приделами, которые были возведены на месте, где было жилое здание с церковью. Старые братские помещения заменили на новые каменные, кроме этого Хлудов пожертвовал пахотную землю.

Во второй половине 19 века на территории монастыря начинают появляться новые хозяйственные помещения. Земля, которая была пожертвована Дмитрием Хлудовым, была окружена оградой, которая по своему стилю повторяла каменную ограду 18 века.

14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.

Упадок

С приходом советской власти Бобренев монастырь, как и многие другие, подвергся осквернению. В 1929 году он был закрыт, а прилегающие здания и помещения постепенно пришли в упадок и запустение.

В Феодоровской церкви и Богородице-Рождественском соборе долгие десятилетия хранились минеральные удобрения.

В течении более чем полвека использования монастырского комплекса в качестве складских помещений он пришел в ничтожное состояние: были разобраны конюшенный и сенной сараи, собор, два жилых корпуса и крепостные стены.

Возрождение

Обратите внимание

Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря. Расходы на восстановление взял на себя староста общины храма Всех Святых на Соколе Борис Сергеевич Кудинкин.

Однако выделенные деньги большей частью были расхищены и не нашли должного применения. Первым настоятелем монастыря был назначен ученик протоирея Александра Меня игумен Игнатий (Крешкин). В состав братии помимо него вошли иеромонах Амвросий (Тимрот), иеромонах Филипп (Симонов) и диакон Димитрий. В 1992 году 18 июня здесь состоялась первая Божественная Литургия.

Ее провел Высокопреосвященнейший Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После смерти старосты Бориса Кудинкина 4 сентября 1992 года прекратился приток всяких средств, и монастырь остался без попечения. В это время его посещали многие знаменитые люди, журналисты.

В числе посетителей были: дееписатель и супруга Александра Солженицына, члены многих общин (Александра Борисова, Георгия Кочеткова), главный редактор издательства ИМКА-Пресс, Валентина Терешкова и даже православные из Франции и Великобритании.

По мнению игумена Игнатия Крешкина христианство, будучи элитарным по своей сути, не могло быть адекватно и в полной мере воспринято обыкновенными людьми. Ведь многие его соотечественники подвержены обрядоверию и совершенно не владеют богослужебными текстами. В то время как английские, например, верующие совершенно свободно владеют церковнославянским языком.

Еще одна существенная трудность, с которой пришлось столкнуться во время восстановительных работ – варварское отношение сельских жителей. Местная молодежь нещадно разворовывала строительные материалы. Немногочисленные послушники монастыря боролись с ними как могли и чем могли.

Дальнейшее развитие событий, к сожалению, не несло никаких улучшений. Один за другим настоятели покидали обитель. И только после назначения настоятелем игумена Игнатия (Жидкова) монастырь наконец-то начал по-настоящему возрождаться и восстанавливаться.

7 июня в день Святого Духа монастырь снова почтил своим присутствием Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Современное состояние

Монастырь действующий, мужской. На 07/2015 активно идет ремонт на территории. Восстанавливаются здания. Монастырь возрождается.

В обители совершается чтение Неусыпаемой Псалтири с поминовением убиенных на Куликовом поле воинов. Открыта детская воскресная школа.

Храмы

Собор Рождества Богородицы

Феодоровская церковь

Святыни

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Крест с частицей Животворящего Креста Господня. День памяти: Сентябрь 14 (27)

Чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Дни памяти: Март 14 (27), Август 16 (29)

Важно

Тапочек с мощей и икона с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского. День памяти: Декабрь 12 (25)

Икона преподобного Сергия Радонежского. Дни памяти: Июль 5 (18), Сентябрь/Октябрь 25 (8)

Как добраться

На электричке: на электропоезде «Москва-Коломна» до станции «Хорошово», далее на автобусе №43 или пешком (около 3 км).

На машине: по Новорязанскому шоссе (трасса М5 «Урал») следовать на Челябинск, не заезжая в Коломну, до указателя «Бобренев монастырь» (Старое Бобренево).

Адрес

Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево

Паломнику

Богослужения совершаются ежедневно по расписанию. Расписание см. на официальном сайте монастыря.

В Бобреневом монастыре действует паломническая служба. Здесь принимают как индивидуальных паломников, так и группы.

Можно заказать экскурсию по обители и монастырскую трапезу. По вопросам, связанным с паломничеством в Бобренев монастырь можно обращаться по телефону: 8-916-130-2929, вторник-воскресенье с 9:00 до 18:00

Убедительная просьба, звонить только в указанное время. Понедельник – выходной день

Храм «Поющих Ангелов»

Мало кто знает, что он есть в этом монастыре. Этот храм монахи открывают туристам нечасто. Впрочем, их можно попросить это сделать. В этом храме — уникальная акустика: когда на хорах поёт один певчий (даже тихонько), кажется, будто поют отовсюду. Невозможно указать чёткое направление источника звука.

Телефон

8 (496) 617-2075

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/moskovskaja_oblast/selo_staroe_bobrenevo/rozhdestvo_bogorodickij_bobrenev_muzhskoj_monastyr/5536-1-0-36109

Фотоблог Александра Зайцева

На этот раз поездка у нас была запланирована в Коломну, но на подъезде к городу мы остановились возле живописного монастыря. Им оказался Бобренев Богородице-Рождественский монастырь. Проехать мимо него и не остановиться было невозможно.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

По преданию, Дмитрий Донской, перед тем как отправится на Куликово поле, собрал войско у врат Коломны, так сказать для строевого смотра. Осмотрев войско, Дмитрий проделал необходимый ритуал: слез с коня и припал ухом к земле  сырой.

После этого, как принято у богатырей русских, дал обет (почему-то на пару с воеводой Дмитрием Михайловичем Боброк-Волынским), что в случае победы над Мамаем построит в здешних местах монастырь. Это сейчас никто обеты не дает, а раньше прежде чем идти побить ворага надо обет дать, иначе нельзя.

В общем, победу, как известно, войско Дмитрия Донского одержало. В 1381 году, не далеко от Коломны, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, на средства Дмитрия Донского, построил монастырь во имя Рождества Богородицы, а назвали его Бобреневским.

Ну вроде как в честь воеводы Боброка, хотя лично я очень сомневаюсь, Боброк и Бобренев это не совсем рядом. Число братьев в монастыре не превышало 15 человек и каждый монах имел собственную келью.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

В Википедии можно прочитать, что монастырь этот был «сторожем» Коломны и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.

По моему это чушь, так как 15 монахов за деревянными стенами монастыря не смогли бы надолго удержать врага, они же не монахи Шаолиня.

Совет

Каменной оградой монастырь был обнесен лишь в 1795 году, когда в Коломне уже существовала серьезная крепость, а ограда монастыря могла спасти лишь от случайно заблудившихся деревенских коров.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

С начала XVIII века монастырь неоднократно перестраивался. Вместо обветшалых деревянных Храмов строились каменные. Но неожиданно строительство было прекращено, а причиной послужила государственная политика императрицы Екатерины II.

В 1764 году по инициативе Екатерины II была проведена секуляризационная реформы, цель которой было изъятие церковных владений, а так же упразднение  монастырей. Для этого монастыри делили на классы и содержание им назначалось в зависимости от присвоенного класса.

Кто не попал в классы, оставался за «штатом», т.е. должны были существовать за счет подаяний. К началу реформы у Бобренева монастыря в собственности было свыше 1100 душ крестьян, 500 десятин земли и свыше 35000 рублей капитала.

После реформы монастырь остался за «штатом», т.е он не получал от государства жалование.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

Последующие годы для монастыря стали очень тяжелыми, до тех пор, пока в 1790 году Коломенский владыка епископ Афанасий не определил монастырю быть своей летней резиденцией. А по сути монастырь стал летней дачкой епископа. С этого времени продолжилось строительство монастыря. Достроили собор и колокольню.

Колокольня

Вокруг монастыря возвели каменную ограду по проекту М.Ф. Казакова (один из авторов дворцового комплекса в Царицыно). Кирпич для ограды брали из разрушенной коломенской церкви Симеона Богоприимца. Церковь эта была построена в XIV веке, в XVII-XVIII вв перестраивалась в камне, но в последствии сгорела и ее упразднили.

Ограда с башнями по проекту М. Казакова

В 1799 году Коломенскую епархию закрыли и Бобреневский монастырь соединили со Старо-Голутвиным, после объединения получившим название Бобренево-Голутвин. За это время монастырь совсем опустел, в 1802 году в нем остался всего один иеромонах и ни одного послушника.

село Старое Бобренево

Самостоятельность монастырю удалось вернуть лишь в 1850 году.

Благодаря щедрым пожертвованиям и усилиям настоятеля монастыря иеромонаха Феоктиста удалось в короткие сроки восстановить обитель и возвести на месте руин Входо-Ирусалимский церкви новый храм.

Обратите внимание

 Здесь надо вспомнить почетного гражданина Давида Ивановича Хлудова, который внес щедрые пожертвования в пользу монастыря, это около 150000 рублей. 

Церковь Иконы Божией Матери Феодоровская

К концу XIX века в обители за белокаменной оградой размещались два монастырских храма, два двухярусных корпуса с покоями настоятеля, кельями монахов и хозяйственными помещениями. А так же подсобные помещения: погреб, сарай, баня, конюшня. Небольшой садик примыкал к огороду, а в тени деревьев располагалось монастырское кладбище.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

После революции монастырь подвергся разграблению и был закрыт в 1922 году, но службы продолжались до 1930 года, пока не закрыли и церкви. За время Советской власти помещения монастыря переоборудовали в квартиры для рабочих совхоза. Там же находилась начальная школа и медпункт, а в Федоровской церкви находился гараж.

Язык колокола

Монастырское кладбище

Восстановительные работы начались после 1991 года, когда патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил открытие Бобренева монастыря.

Сейчас это действующий монастырь, сюда приезжают туристы, чтобы отдохнуть душей, посмотреть на красоту обители и сделать прекрасные фотографии на память.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь

Для написания статьи использовал следующие материалы:

http://virginhram.ru/

Буду благодарен, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Источник: http://alexfotoblog.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/bobrenev-monastyr.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector