Богородице-рождественский монастырь (москва), россия, город москва

Москва. Богородице-Рождественский монастырь

Статью добавил(а): Анонимный участник,  11 января 2006

Монастырь основан в 1386 г. супругой сына Ивана Калиты, князя Андрея Серпуховского княгиней Марьей Кестутьевной (в схиме Марфа). По некоторым сведениям, первоначально находился в Кремле, и был перенесен на нынешнее место в 1484.

В 17-18 веках назывался “Богородицким на Трубе” (Труба – проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади).

Закрыт в 1922. Богослужения в Рождественском соборе возобновлены в 1989, монастырь возрожден в 1993.

Статью добавил(а): Александр Богданов,  22 марта 2007
Рождественский монастырь, 2 класса, в Москве, на Рождественке. Основан в 1836 году матерью князя Владимира Андреевича Храброго, княгиней Марией, в иночестве Марфой, погребенной в 1395 году в этой обители. При монастыре приют для малолетних девочек.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

В книге – опечатка: год основания монастыря – правильно следует читать – 1386

Статью добавил(а): Александр Богданов,  2 апреля 2007
Рождественский девичий монастырь основан в 1386 году княгиней Марией, женой князя Андрея Ивановича Боровского, матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго. Первоначально он находился «на рву» в юго-восточном углу Кремля, затем (возможно на рубеже XV-XVI веков) его перенесли на другой ров, проходивший вдоль линии бульварного кольца. Впоследствии монастырь звался еще «Богородицким на Трубе» («Труба» — арка в стене Белого города, через которую протекала река Неглинная, на месте современной Трубной площади). Первыми строительницами и насельницами монастыря были вдовы погибших на Куликовом поле, что делало обитель своеобразным мемориалом битвы. Княгиня Мария и сама переселилась в монастырь, постриглась во имя Марфы и была похоронена в соборе в 1389 году. Жил в обители и князь Владимир Андреевич. Монастырь хранит память и о других значительных исторических личностях. В 1390-1397 годах в нем жил Кирилл Белозерский. В 1452-м согласно своему завещанию в обители была похоронена великая княгиня Елена Ольгердовна (в иночестве Евпраксия), которая пожертвовала монастырю села с деревнями. В 1520 году здесь насильно постригли в монахини великую княгиню Соломонию, обвиненную в бесплодии. Царственные особы не оставляли обитель без внимания: жаловал ее Василий III, государи выдавали и подтверждали монастырю жалованные грамоты на подмосковные вотчины, в храмовые праздники сюда посылались из дворца съестные припасы. В XVII столетии Рождественский монастырь становится фамильной усыпальницей князей Лобановых-Ростовских, которые выстроили в нем храм, стены с башнями и воротами, наполнили ценными вкладами монастырскую ризницу. Обитель владела земельными богатствами: в конце XVI века — 2424 четверти пашни, в 1678 году — 150 дворов, в 1744-м — 1009 душ, в 1764-м — более1600 душ. После секуляризации она была зачислена во II класс. Не обходили монастырь стороной и бедствия: пожары 1500 и 1547 го-дов, разорение в Смутное время. В 1812 году из-за дороговизны подвод игумения Есфирь не стала вывозить ризницу, а запрятала ее в трех местах под землю. Сестры покинули обитель, остались только казначея и 10 монахинь, которые стали свидетельницами и бесчинств французских солдат, и ограбления храмов, и расстрела у монастырской стены москвичей, заподозренных в поджогах. В обитель вселился французский генерал, трапезную превратили в конюшню. Один из французов попытался вынуть из ризы образ Николая Чудотворца, но пострадал при этом так, что его вынесли на руках, и иконы более не касались. Выстроенная в 1830-х годах новая колокольня (старую сожгло мол-нией) стала трогательным памятником материнской любви: она возводилась на средства С. И. Штерич в память об умершем от ранней чахотки сыне Евгении. Краеведы рассказывают, что монастырскую стену запечатлел художник В. Г. Перов на картине «Тройка». В начале XX века необщежительный женский монастырь имел четыре храма с восемью престолами. Здесь под руководством игумений подвизались 15 монахинь и 225 послушниц. При обители действовали церковно-приходская школа, приют для малолетних девочек, которых обучали грамоте и рукоделию. Главными монастырскими святынями являлись Казанская икона Богоматери и образ Николая Чудотворца. В ризнице хранились парчовые ризы, по преданию, присланные в монастырь в 1740 году императрицей Анной Иоанновной. Рождественский монастырь закрыли в 1922 году. После выселения в 1923-м 788 монахинь в обители обосновался «исправительно-трудовой дом». Один из храмов в 1923-м передали под клуб. В 1925-м от ливня обрушилось прясло монастырских стен, впоследствии часть их была сломана. Монастырский собор действовал как приходский до конца 1920-х годов, но был закрыт. Чтимые иконы передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе. С конца 1920-х годов монастырь занимал музей истории химии, который снес главы с собора и получил даже разрешение сломать колокольню, но к счастью, не воспользовался им. В 1930-е годы с колокольни сбросили колокола, на территории монастыря выстроили, исказив его архитектурный ансамбль, школу и другие здания. Мо-настырские корпуса отошли под жилье и конторы, храмы до 1989 года занимал «ВНИИПромгаз». В 1958-1965 годах собор был реставрирован. Еще в 1974 году было принято решение передать монастырь Московскому Архитектурному институту, но выполнили его лишь в 1989-м. А вскоре в монастырском соборе возобновились богослужения. В сентябре 1990-го он был освящен. Интересно, что две послушницы Рождественского монастыря — Варвара и Викторина — дожили в своих бывших кельях до конца 1970-х годов. Финал был трагический: Варвару задушил сосед, а через некоторое время на таможне были задержаны ценности из бывшей монастырской ризницы. Выяснилось, что Варвара более полувека хранила монастырские реликвии, которые передала ей перед смертью последняя игумения… В 1993 году при соборе открыта хоровая школа, реставрационные мас-терские. Тогда же возрожден Рождественский женский монастырь. Архитектурные памятники: собор Рождества Богородицы 1501-1505 гг., с пристройками начала XX в. (архитектор Ф. Шехтель); церковь Иоанна Златоуста 1676-1687 гг.; усыпальница Лобановых-Ростовских 1670-х гг.; кельи XVII-XIX вв.; стены и башни XVII-XIX вв.; настоятельский корпус XVII-XIX вв.; колокольня с храмом Евгения Херсонского 1835-1836 гг. (архитектор Н. Козловский); Трапезная с Казанской церковью 1904-1906 гг. (архитектор Н. Виноградов).

Из книги Русские монастыри, М.: ИЧП «Очарованный странник-агентство Феоктистова», 1995, с.356

Статью добавил(а): Александр Богданов,  12 января 2009
История. Монастырь был основан в 1386 году на древней дороге,идущей от Кремля на Кучково ноле, и отрезок дороги до монастыря стал улицей Рождественка. Она стала исключительно «богомольной» и самой короткой радиальной улицей Москвы. Собор был возведен по образу и подобию храма Спасо-Андроникова монастыря. Факт. Стена монастыря со стороны бульвара нашла свое место на картине Перова «Тройка», на которой трое детишек тащат обледенелую бочку с водой.

Из газеты “Антенна”, сентябрь 2008 г.

Статью добавил(а): Юрий Булкин,  4 января 2011
Рождественскій 2-го класса необщежительный женскій монастырь, въ Беломъ городе, на полугоре, подъ которою протекала речка Неглинная, на углу Рождественки и Трубной площади. Основанъ около 1386 г. матерью кн. Владиміра Андреевича Храбраго, кн. Маріей, въ схиме Марфой (+ въ 1389 г.). Въ 1525 г. здесь была насильственно пострижена супруга вел. князя Василія III — Соломонія Сабурова.

Обратите внимание

Храмовъ три: 1) соборный въ честь Рождества Пресв. Богородицы, съ двумя приделами, одинъ Coшествія Св. Духа (освященъ въ 1814 г.), и другой во имя св. Димитрія Ростовскаго (освященъ въ 1820 г.); 2) во имя Іоанна Златоуста, построенный въ 1676 г., съ двумя приделами, одинъ во имя св. Николая Чудотворца, и другой во имя св. прав.

Филарета Милостиваго (освященъ въ 1869 г.); 3) во имя св. свящ.- муч. Еыгенія (память его празднуется 7 марта), построенный подъ колокольнею въ 1835 г. При монастыре имеется пріютъ для малолетнихъ девочекъ съ обученіемъ ихъ грамоте и рукоделью. Mонастырь владеетъ, 30 дес. земли.

Игуменія, монахинь 23, послушницъ неуказныхъ 210, указныхъ 15

Денисов Л. И., Православные монастыри Российской империи, стр.505-506

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  28 сентября 2013
Усыпальница князей Лобановых-Ростовских. Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке. Первый этаж игуменского корпуса имеет планировку, типичную для допетровского времени: две палаты располагаются по сторонам сеней, образуя так называемую «тройню». Второй этаж соединен переходом с корпусом, встроенным в монастырскую ограду в ХIХ столетии. Игуменские келлии имели также выход в надвратный храм. В 30-х годах ХIХ столетия во время ремонта игуменских келлий был возведен еще один настоятельский корпус, расположенный параллельно зданию, встроенному в ограду. Параллельные корпуса объединили, сделав пристройку, так получился дом с внутренним двориком.Ограда обители. В конце XVII века территория монастыря представляла в плане квадрат, северная сторона которого проходила вдоль стены Белого города (позднее, с 20-х годов ХIХ века, – вдоль Рождественского бульвара), восточная была обращена на Тупой переулок, южная – на Большой Кисельный переулок, западная – на Рождественку. До 1671 года обитель была окружена деревянной оградой, которая на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была заменена каменной с угловыми башенками и двумя вратами. Главный вход – Святые врата, выходившие на улицу Рождественку, напоминали врата Спасо-Андроникова монастыря, относящиеся к тому же периоду. Другие врата находились в восточной стене179. В ХVIII веке появилось еще двое врат, «проломных»: одни из них были устроены недалеко от Святых врат, другие – со стороны Белого города.В 1782 году вокруг монастыря была возведена новая каменная ограда. Вдоль Рождественки стена стала проходить по новой линии, другие стены были сложены на прежнем месте, на том же основании ХVII века. Северо-восточная и юго-восточная башни перестроили в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия: стройные, цилиндрической формы, они не имели ни окон, ни бойниц. Также перестроили и башни западной стены. Позднее юго-западная башня была почти полностью разрушена. За последующие два столетия стены и башни постепенно разрушались, ремонтировались и в результате сохранились далеко не полностью. В XIX столетии в ограду встроили, частично используя ее кладку, два новых жилых корпуса: один – к югу от игуменских келлий (объединенный с ними) по линии Рождественки, другой – со стороны бульвара. За советский период стены монастыря частью порушились, частью покосились. Единственное, что тогда было сделано для их сохранения, – это реставрация башни, выходящей на Рождественский бульвар, в 1960–1965 годах.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение» (царскосельская)

Келлии сестер (строения 4, 7, 8, 9). Первые одноэтажные келлии сестер были построены вдоль восточной стены ограды монастыря. Впоследствии, в течение нескольких столетий, параллельно южной и северной стенам ограды также возникли одноэтажные строения сестринских келлий.

На протяжении ХVIII–ХIХ веков были возведены каменные двухэтажные жилые корпуса. В тот же период на месте снесенных келлий вдоль южной стены были построены монастырская гостиница в три этажа и здание богадельни (1 и 2 строения).

Сестринские корпуса, со времени их возникновения и до революции, неоднократно ремонтировались, менялась их кровля.

Но их внутренняя планировка оставалась неизменной: корпуса были образованы из одинаковых ячеек, каждая из которых имела отдельный вход; в каждой ячейке по сторонам сеней располагались две палаты. Такая планировка зданий сохранилась и до нашего времени.

С сайта монастыря

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  30 сентября 2013
Северо-восточная и юго-восточная башни перестроены в стиле башен монастырских оград ХVIII столетия.
Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  13 июня 2018

Монастырь основан в 1386 году в честь победы на Куликовом поле матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Ивановной Серпуховской (в схиме – Марфой) при участии св. блгв. князя Димитрия Донского и прп. Евдокии (Евфросинии) Московской.

Первым духовником обители был прп. Сергий Радонежский. В 1525 году в обители принимала постриг супруга Василия III Великая княгиня Соломония Сабурова – прп. София Суздальская. После Воздвиженского пожара 1547 года монастырь был восстановлен царем Иоанном Грозным и царицей Анастасией Романовной.

В 1812 году, во время нашествия Наполеона, обитель была сохранена от огня и разграбления. В начале ХХ века в монастыре служили сщмч. Владимир (Богоявленский), совершивший закладку и великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери, св. прав Иоанн Кронштадтский, сщмч.

Павел Преображенский, протоиерей Сергий Молчанов.

Важно

В 1922 году монастырь был закрыт. Одна из сестер обители – прмц. Татиана (Бесфамильная) – причислена к лику свв. новомучеников и исповедников Российских. В 1989 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен РПЦ. 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, решением Священного Синода РПЦ монастырь утвержден официально.

Сейчас в обители действуют 4 храма; не действует один (храм Святителя Иоанна Златоуста находится на реставрации). 16 ноября 1995 года великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

7 ноября 2010 года великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 9 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла великое освящение храма сщмч.

Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoroditse-rozhdestvenskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03342

Богородице-Рождественский монастырь (Москва). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Констаниновной, которая постриглась здесь в монахини перед смертью в 1389 году под именем Марфы.

Первое время находился на территории Московского Кремля и носил имя монастырь Рождества Богородицы на Рву.

Существует также версия, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

Монастырь в альбоме Найденова, 1882 год Nikolay Naidenov, CC BY-SA 3.0

В 1430-х годах в монастыре приняла постриг под именем Евпраксия княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго, она была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями.

Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведён в 1501–1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружён пристройками, исказившими первоначальный облик.

Церковь Иоанна Златоуста (1676—1678) A.Savin, CC BY-SA 3.0

25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова. Она жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

Собор Рождества Богородицы (1500-05) userpage, CC BY-SA 3.0

В 1676–1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведён каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На её же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

Монастырь в XIX—XX вв

В 1835–1836 годах над Святыми вратами была построена колокольня с церковью священномученика Евгения, епископа Херсонского (проект Н. И. Козловского, церковь устроена на средства С. И. Штерич).

В начале XX века были построены трехэтажные здания келий, в которых размещались классы церковно-приходской школы. В 1903—1904 годах по проекту архитектора П. А.

 Виноградова была проведена реконструкция церкви Иоанна Златоуста и возведена трапезная монастыря. В 1904—1906 годах Виноградовым построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой.

При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

Колокольня в стиле классицизма (1835—1836) Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0

В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра), часть икон первоначально переместили в храм Николы в Звонарях, а позже — в церковь Знамения в Переяславской слободе.

В монастыре размещались конторские, научные и учебные заведения. В кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов.

Монастырское кладбище вместе с могилой основательницы обители — княгини Марии Андреевны было уничтожено, часть стен снесена.

В 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. После реставрации в Рождественском соборе хранился архив одного из научно-исследовательских институтов.

Современность

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен церкви в 1992 году, богослужения в нем возобновились 14 мая 1992 года. Обители предоставлена ставропигия.

Монастырь был возрожден 16 июля 1993 года, в нем ведутся реставрационные работы. При монастыре существует воскресная школа для детей 4-17 лет.

В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа.

Совет

В её учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. В 2011 году при школах в монастыре была создана своя библиотека.

С 1999 года подворьем монастыря является Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенный в селе Фёдоровское Волоколамского района Московской области.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/33267-bogorodice-rozhdestvenskij-monastyr-moskva/

Рождественский монастырь

0 1953

Фото Рождественского монастыря

Рождественский монастырь построен в честь доблестной победы русского воинства на Куликовом поле. Храмы Рождественского монастыря, увенчанные луковицами куполов, издалека радуют взгляд, величественно возвышаясь над улицами и зеленью скверов.

Монастырь был посвящен Рождеству Богородицы, его учредительницей являлась княгиня Мария. Она была матерью одного из славных героических участников Куликовского сражения – князя Владимира, получившего прозвище Храбрый. Первыми монахинями и послушницами, поселившимися в монастыре, стали матери, вдовицы и сироты воинов, которые положили свои жизни на ратном поле.

Местом для строительства обители выбрали холм на берегу реки Неглинной, у самого края Кучкова поля, где пролегала древняя дорога, ведущая к кремлевским стенам. Поначалу строения обители были деревянными. И только сооруженный в начале 1500-х годов Рождественский монастырь стал каменным.

В средневековой Москве часто вспыхивали пожары. Огненная стихия не щадила и обитель. В 1547 году, когда в Москве разразился невиданный дотоле по своим масштабам пожар, сгорели постройки монастыря и пострадал главный собор. Обитель была отстроена первой женой Ивана Грозного Анастасией.

В начале XVII века у стен монастыря шли сражения с польскими войсками, и многие погибшие в этих боях воины нашли упокоение на монастырском погосте. В период войны 1812 года были разграблены неприятелем монастырские храмы.

В период 70 – 80 годов XVII столетия на выделенные княгиней Лобановой-Ростовской пожертвования возвели собор в честь святого Иоанна Златоуста.

Обнесли территорию обители также каменной оградой с четырьмя башнями, которая позже перестраивалась, над вратами появилась новая надвратная церковь.

Обратите внимание

В начале прошлого века в обители был заложен храм во имя Казанской иконы Божьей матери и трапезная. При монастыре функционировал приют для девочек-сирот, и была открыта церковно-приходская школа.

Читайте также:  Собор благовещения пресвятой богородицы в псковском кремле

Реалии советской эпохи

В 20-е годы Рождественский монастырь постигла та же участь, что и все обители Москвы, его закрыли. С икон сорвали серебряные оклады и ризы, а сами образа переместили в другие храмы. В помещениях расположились различные учреждения и конторы.

Монашеские кельи превратились в коммунальные квартиры, монастырский погост уничтожен, снесена часть стен каменной ограды. Рождественский собор был совершенно изуродован различными перестройками, которые проводились, чтобы приспособить помещения под нужное назначение размещенных в нем служб.

Только в 70-е годы прошлого столетия московские власти решили организовать в Рождественском монастыре музей-заповедник.

А уже в 90 –е поначалу только храм Рождества, а затем и все сооружения монастыря были возвращены церкви. До наших дней сохранились все три храма и колокольня.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/rozhdestvenskij-monastyr/

Рождественский монастырь — стиль классицизм | Узнай Москву

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.

  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.

  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.     Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно.

Важно

Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства. Это Печатников переулок – Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади.

Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки. Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.

  Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов –  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.   Лубок – русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок

 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название “Библия для бедных” (1692-1696). “Бедными” именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи (“Как мыши кота хоронили”). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  

Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  

Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

Источник: https://um.mos.ru/houses/4979/

Богородице-Рождественский женский монастырь

Новоспасский монастырь

Новодевичий монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Данилов монастырь

Зачатьевский монастырь

Андреевский монастырь

Сретенский монастырь

Донской монастырь

Монастырь был основан в 1386 году княгиней Марией Серпуховской, матерью героя битвы на Куликовом поле Владимира Андреевича Храброго, на тогдашней городской окраине, на берегу Неглинки, рядом с Кучковым полем, где по преданиям, находился дом княгини. Супруга князя Владимира Андреевича помогала в устройстве обители.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского, вид с улицы Рождественка.

Первой постройкой обители был возведенный в 1389 году каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В те времена возведение каменного храма было большой редкостью, так как требовало больших затрат и мастерства зодчих.

Купола храма святого Иоанна Златоуста

В правление князя Иоанна III (1462—1506 гг.), после окончательного избавления Руси от ордынского ига, в Москве, в благодарность за избавление, велись грандиозные стройки — возводились новые и обновлялись старые храмы. Именно в то время в Москве работали знаменитые зодчие Аристотель Фиорованти и Алевиз Новый.

Купол собора Рождества Пресвятой Богородицы.

В это время, в большом пожаре в 1500 году, деревянный монастырь почти полностью выгорел.

Иоанн III не остался равнодушным к бедствию монастыря — памятника победы в Куликовской битве, и в 1501 году, по его велению, на месте пострадавшего от пожара старого собора был заложен новый собор, построенный в традициях раннемосковского зодчества и сохранившийся по сей день. Великий князь восстановил не только собор, но также другие здания и ограду монастыря. Строительство нового собора было закончено в 1505 году, незадолго до смерти Иоанна III.

Читайте также:  Похвала пресвятой богородице

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1547 году собор вновь пострадал от пожара, а прочие монастырские постройки сгорели. Но вскоре собор был снова восстановлен — на этот раз по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя, в южной алтарной апсиде был создан придел Николая Чудотворца.

Совет

В последующие 150 лет собор неоднократно ремонтировался, вокруг него были сделаны различные пристройки и приделы. В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских, ведущих свой род от князя Новгородского — Рюрика. В 1921 году монастырь был закрыт. Рождественский собор был сильно изуродован перестройками, позже стал разрушаться.

В начале 1960-х годов собор был частично отреставрирован, ему был возвращен первоначальный вид.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1676–87 годах, на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской, на месте старой деревянной церкви, был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной.

Позже к нему были построены три придела — святого Николая (1792), праведного Филарета (1812) и святого Димитрия Ростовского (1903). В 1903–04 годах храм был реконструирован, после чего стал более просторным и вместительным.

Храм был закрыт в 1923 году, и к середине прошлого века пребывал в аварийном состоянии. В 60-х годах был произведен ремонт храма, но только снаружи, внутри постройка продолжала разрушаться.

Храм святого Иоанна Златоуста с трапезной.

Трехъярусная колокольня в классическом стиле была построена в 1835–36 годах на месте центрального входа в монастырь, в ее нижнем ярусе был создан главный вход — Святые врата.

Над входом находится надвратный храм священномученика Евгения Херсонского.

В 60-годы, вместе с остальными храмами монастыря, колокольня была внешне отремонтирована, но к концу девяностых снова пришла в запустение, в это время она использовалась как хозяйственное помещение.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонского, вид с улицы Рождественка.

Обратите внимание

Храм Казанской иконы Божией Матери с трапезным корпусом был построен в 1904–06 годах в русско-византийском стиле. Благодаря своим размером (36*15 метров), здание храма вмещало в себя более трехсот человек. Стены и своды храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века.

Храм Казанской иконы Божией Матери.

В 1671 году была выстроена каменная ограда с четырьмя угловыми башнями на средства княгини Лобановой-Ростовской. В 1882 году обитель получила новую ограду, частично возведенную на основании прежней.

Храм Казанской иконы Божией Матери, вид со стороны Рождественского бульвара.

Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен в 1922 году. В 1923 году последовала его окончательная ликвидация — с территории обители было выселено 788 монахинь, многие были арестованы, некоторые из них были сосланы на Соловки.

Храм Казанской иконы Божией Матери, вид со стороны Рождественского бульвара.

Настоятельский и сестринские корпуса были отданы под коммунальные квартиры. Собор Рождества Пресвятой Богородицы отдали под клуб милиции, спустя некоторое время на территории разместили исправительный трудовой дом.

В 30-е годы было полностью уничтожено древнее монастырское кладбище, на котором были погребены основательница обители княгиня Мария, супруга Владимира Храброго княгиня Елена, представители рода Лобановых-Ростовских.

На месте кладбища, частично засыпав храмы, насыпали холм, на котором было построено здание школы.

Купол храма Казанской иконы Божией Матери.

В 60-х годах, под влиянием общественного мнения, решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию храмов, после чего, вместо жилых квартир, там разместили архив одного из институтов.

В 1989 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Церкви, а летом 1993 года, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в обители.

Монастырь находится по адресу: улица Рождественка, дом 20, до него можно дойти от метро Трубная или Кузнецкий мост. На сегодняшний день на территории монастыря и внутри храмов ведутся реставрационные работы, ходить по территории разрешают только по небольшой площади около входа в монастырь.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/12648/responses/986

БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Богородице-Рождественский монастырь был основан в 1386 г. в память победы на Куликовом поле (по некоторым данным, первоначально находился в Кремле, а в 1484 г. был перенесен на нынешнее место в Белый город).

Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1501-1505 гг. и многократно перестраивался. Во время пожара 1547 г. собор пострадал, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII в. пристроили трапезную.

К концу XVIII в. собор был окружен с северной и южной сторон крытой папертью, в которой в XIX в. были устроены приделы Сошествия Святого Духа (1814 г.) и свт. Димитрия Ростовского (1820 г.). В 1670-е гг.

Важно

с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, над которой в XIX в. разместилась монастырская ризница. В 1676-1687 гг. на средства кн.

Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской была построена каменная церковь свт. Иоанна Златоуста.

В XVI в. над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII в. и замененная шатровой колокольней, которую в 1855 г. поразила молния. Колокольня над святыми вратами построена в 1835-1836 гг., в нижнем ярусе на средства С.И. Штерич устроена церковь сщмч. Евгения Херсонского.

Первая каменная ограда с четырьмя угловыми башнями была возведена в 1671 г., новая ограда построена в 1882 г. частично на основании прежней.

В начале XX столетия в стенах обители, в ее многочисленных скитах и подворьях подвизалось свыше шестисот насельниц (перед закрытием монастыря в нем пребывало по одним сведениям — 625, по другим — около 700 сестер или даже более того, с учетом обитательниц монастырских скитов и подворий), монастырь владел 33 гектарами земли. При монастыре действовали приют для девочек-сирот и церковно-приходская школа.

На протяжении многих веков параллельно северной и южной стенам монастыря располагались в несколько рядов одноэтажные строения сестринских келлий. В XIX и начале XX столетия эти здания были снесены.

Из одноэтажных строений на территории обители остались келлии, расположенные вдоль восточной монастырской стены (ныне — строение 8 дома № 20 по ул. Рождественке), рядом с которыми возвышается огромный четырехсотлетний дуб.

В начале XX века на месте снесенных зданий началось строительство величественного трапезного храма в честь Казанской иконы Божией Матери.

Совет

Первоначальный проект Казанского храма был предложен Ф.О. Шехтелем, но был сочтен слишком дорогостоящим. Настоятельница обители игумения Ювеналия (Ловенецкая) остановила свой выбор на проекте архитектора П.А. Виноградова.

6 июля 1904 года священномученик Владимир (Богоявленский), в то время митрополит Московский, совершил освящение закладного камня трапезного храма. Строительство велось на средства М.В. Лапшиной. Благотворительница приняла монашеский постриг с именем Серафимы, о чем гласит надпись в храме, на северной стене у клироса.

8 сентября 1905 года митрополит Владимир освятил кресты на куполах Казанского храма и малым чином — сам храм, в котором в этот день престольного праздника была совершена первая Божественная литургия. Через год, 30 августа 1906 года, священномученик Владимир совершил великое освящение храма.

В 1922 году Богородице-Рождественский монастырь был закрыт и разграблен. Окончательная ликвидация монастыря последовала в 1923 году: по сообщению газеты «Известия» от 16 мая 1923 года, с территории обители было выселено 788 монахинь, многие из них были арестованы. Игумения Ювеналия и несколько сестер были сосланы на Соловки, в лагерь особого назначения.

Настоятельский и сестринские корпуса разоренной обители были отданы под коммунальные квартиры. Некоторым сестрам позволили остаться в своих келлиях на правах жильцов или поселиться где-либо на территории монастыря. Большинство рождественских инокинь претерпели гонения за веру, были замучены и убиты.

В 1923 году собор Рождества Пресвятой Богородицы был отдан Моссоветом под клуб милиции. Спустя некоторое время на территории обители разместили исправительный трудовой дом.

В 30-е годы было почти полностью уничтожено древнее монастырское кладбище, на котором были погребены основательница обители кн. Мария (в схиме Марфа, †1389 г.), супруга Владимира Андреевича Храброго кн. Елена (†1452 г.

), представители рода Лобановых-Ростовских. На месте кладбища и монастырского сада насыпали холм, так что основания храмов и колокольни оказались погребенными под несколькими слоями грунта и песка.

На этой насыпи было поставлено здание школы.

При строительстве и проведении других работ на территории монастыря была нарушена древняя система «глиняных замков», предохранявших здания от воздействия подземных вод. В результате нарушения этой системы в зданиях установилась повышенная влажность, стены покрылись грибком.

Обратите внимание

Под влиянием общественного мнения в 60-х годах решением Мосгорисполкома были выделены средства на частичную реставрацию собора и приведение в относительный порядок монастырских зданий. После реставрации в соборе вместо жилых квартир разместили архив одного из научно-исследовательских институтов.

В семидесятых годах прошлого века большая часть построек была передана в аренду Московскому архитектурному институту. В остальных домах на монастырской территории размещались жилые квартиры и государственные учреждения. В конце 80-х — начале 90-х годов некоторые помещения заняли различные фирмы и арендаторы.

В 1989 году древний храм Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Русской Православной Церкви.

19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых, Священный Синод принял постановление о возрождении монашеской жизни в древней московской обители. Первыми насельницами стали сестры Пюхтицкого монастыря.

Источник: http://www.MyTravelBook.org/objects/bogorodice-rozhdestvenskii_stavropigialnyi_zhenskii_monastyr/

Ссылка на основную публикацию