Богородице-рождественский монастырь (владимир), россия, город владимир

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире — монастырь всея Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 68
Основан: между 1191 и 11192 гг.

Основные достопримечательности: собор Рождества Богородицы, колокольня с церковью Александра Невского
Святыни: икона Знамения Божией Матери, мощи святителя Афанасия и епископа Ковровского
Координаты: 56°07'52.8″N 40°24'50.4″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

800 лет назад на крутом берегу Клязьмы, на территории городского кремля князь Всеволод Большое Гнездо воздвиг одноглавый белокаменный собор и освятил его в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

От своих «собратьев» — Успенского и Дмитриевского соборов — Рождественский храм отличался строгим, аскетическим обликом и почти полным отсутствием резного убранства.

В то же время, то есть в 1191 году, князь установил в монастыре общежительство и пожаловал обители угодья и сёла.

До 1230 года Рождественским монастырём управляли игумены, которые нередко избирались в епископы города Владимира, как например, Симон и Митрофан.

Богородице-Рождественский монастырь

Обратите внимание

С 1230 года руководство монастырём стали осуществлять архимандриты — монахи-священники высшего чина. В 1299 году митрополит Максим перенёс первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, и Рождественский монастырь стал резиденцией русской православной церкви.

И хотя уже в 1328 году митрополичья кафедра была перенесена в Москву, «великая архимандрия» во Владимире продолжала играть важную роль в государственной жизни страны. До середины XVI века Рождественский монастырь был летописным центром Руси.

Согласно преданию, в этой обители жил монах Лаврентий — автор знаменитой Лаврентьевской летописи, повествующей о событиях в Северо-Восточной Руси в XII — XIII веках.

До эпохи Ивана Грозного Рождественская обитель удерживала первенство среди русских монастырей, уступив его в 1561 году Троице-Сергиевой Лавре.

В 1720 году после строительства Александро-Невской лавры Рождественский монастырь стал третьим по значению, но всегда находился в ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов, и, подчинившись Священному Синоду, пользовался многими привилегиями древних времён.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

В 1744 году императрица Елизавета Петровна преобразовала Рождественский монастырь в архиерейский дом для владимирского епископа Платона. В архиерейском доме размещались канцелярский аппарат при епископе, «судный» и «казённый» приказы, управляющие всеми архиерейскими вотчинами, а также священнослужители и келейные прислужники.

До реформы 1764 года, изъявшей у церковных учреждений их владения, Богородице-Рождественский монастырь имел крупные земельные угодья и 7899 душ крестьян. В советскую эпоху монахов на 70 лет выселили из монастыря, и территорию обители заняло Управление служб государственной безопасности по Владимирской области.

С 1991 года монастырь возобновил свою деятельность.

Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря

Богородице-Рождественский монастырь сохранил позднесредневековый облик. В восточной части комплекса находится Церковь Рождества Христова с шатровой колокольней.

Она являет собой яркий пример трапезного храма эпохи эклектики с декором в стиле барокко.

Эту же линию продолжают вытянутые с запада на восток братские кельи, а под углом к ним стоят двухэтажные архиерейские палаты в стиле барокко.

Важно

Колокольня с церковью Александра Невского

С востока к церкви Рождества Христова примыкают Святые ворота (XVII век) с храмом Александра Невского. За воротами располагается корпус казенных келий и духовная семинария.

Святыни Рождественского монастыря

В 1263 году в монастыре Рождества Богородицы был погребён святой князь Александр Невский, умерший в городе Городце на обратном пути из Орды.

В настоящее время мощи защитника земли русской покоятся в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, но икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю, до сих пор хранится в Рождественском владимирском монастыре.

По преданию, эту икону Александр Невский носил при себе, когда одержал победу над шведами и немецкими рыцарями в Ледовом побоище в 1242 году. Сегодня главной святыней монастыря избраны мощи святителя Афанасия, епископа Ковровского, прославленного в лике святых решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 года.

Рейтинг достопримечательности

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/296-rozhdestvenskiy-monastir

Богородице-Рождественский мужской монастырь города Владимира Епархиальный мужской монастырь

Владимирский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь основан между 1197 и 1206 гг. во Владимире князем Всеволодом (Димитрием) Юрьевичем Большое Гнездо.

Южной и восточной границей Богородице – Рождественского монастыря служил вал так называемого Печернего города, на западе к монастырю примыкала резиденция князя, а также соборы Димитрия вмч. и Успения Пресвятой Богородицы.

В наиболее раннем описании Владимира – писцовой книге И. А. Головленкова и В. Львова 1624-1625 гг.- эта местность названа «кремлем» .

Многие исследователи считают временем основания Богородице – Рождественского монастыря год закладки каменной церкви в честь Рождества Богородицы – 1192-й (указание летописей) или 1191-й (в кладке западной стены храма до его разрушения в 1930, находился камень с надписью, очевидно XVII в.: «Начало Рожествена монастыря лета 6699»). Однако в летописных статьях о закладке (1192) и об освящении (1197) Рождественского храма не говорится об учреждении при нем монастыря. Впервые игумен Богородице – Рождественского монастыря упоминается в летописи под 1206 г.
Под 1212 г. в некрологе великому князю Всеволоду, летописец сообщает: «И монастырь созда, в нем церковь камену Рождество Святыя Богородица». При описании погребения в 1175 святого князя Андрея Юрьевича Боголюбского в Лаврентьевской и Ипатьевской летописях упоминается «игумен святое Богородици Володимерьское» Феодул, который привез тело убитого князя из Боголюбова во Владимир. Некоторые историки, ошибочно считая Феодула игуменом Богородице – Рождественского монастыря (он являлся, по-видимому, настоятелем владимирского Успенского собора), полагали основателем монастыря князя Андрея Боголюбского. Первое время Богородице – Рождественским монастырем управляли игумены, между 1227 и 1230 гг. в обители была учреждена архимандрития. В 1238 г., при взятии Владимира татарами, монастырь был разграблен и сожжен, архим. сщмч. Похожий убит, вероятно, погибли и другие иноки. Богородице – Рождественский монастырь считался старшей русской обителью до 1561 г., когда по грамоте Московского митр. св. Макария первенство перешло к Троице-Сергиеву монастырю. В «Лествице о соборных властех» 1599 г. и «Лествице Патриарха Иоасафа I» 1635-1637 гг. Богородице – Рождественский монастырь стоит на втором месте среди русских обителей. В 1667 г. настоятелю монастыря архим. Филарету было пожаловано право ношения скрижали на мантии, архиерейского посоха и именование «преподобнейший». К Богородице-Рождественскому монастырю были приписаны в 1682 г. Феодоровский монастырь в восточном предместье города, в 1692 г. Владимирский во имя вмч. Георгия Победоносца монастырь. В 1263 г. в соборе Богородице – Рождественского монастыря, в юго-западном углу под хорами, был погребен св. князь Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, которую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в настоящее время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у южной двери собора, которая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В феврале 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиепископом Феодосием (Яновским) и архимандритом Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро – Невский монастырь в Санкт-Петербурге. Многие настоятели Богородице – Рождественского монастыря занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи – свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) -до своего поставления на кафедру управляли Богородице – Рождественским монастырем. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. Богородице – Рождественского монастыря Павел. В 1517 г. настоятель обители архимандрит Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели монастыря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архимандрит  Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архимандрит Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1613 г. архимандрит Исайя первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича. 24 июня 1619 г. архимандрит  Исайя участвовал в доставлении на Патриарший престол Филарета (Романова), 28 сентября 1645 г. архим. Иона – в чине венчания на царство Алексея Михайловича. На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского монастыря в Москву, в декабре 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты Богородице – Рождественского монастыря,- Павел и Платон (Петрункевич) – являлись членами Святейшего Синода. Богородице – Рождественский монастырь посещали Патриархи Московские и всея Руси. 8 мая 1629 г., находясь «в Володимере в походе», Патриарх Филарет пожертвовал «пять колодок гвоздей луженых» для обивки бархатом «в чюдотворцове раке изнутри». Патриарх Иосиф 30 января 1643 г. в монастыре «за стол» повелел дать 5 р. и нищим 10 денег. 23 января 1653 г. Патриарх Никон служил в монастыре литургию, угощал за трапезой братию и одарил ее денежной милостыней. Сведения о числе насельников обители до XVIII в. не сохранились. В 1701 г. во Богородице – Рождественском монастыре жили 72 монаха, в 1715 г.- 64 насельника: архимандрит-настоятель, архимандрит на покое, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 51 монах. В приписном монастыре во имя вмч. Феодора Стратилата насчитывалось 20 монашествующих. В 1741 г. в Богородице – Рождественском монастыре значились 35 насельников, при монастыре служили 65 человек. В обители также жили 8 отставных военных. В 1722 г. на территории монастыря было открыто первое в городе учебное заведение – цифирная школа, где обучались 7 мальчиков. Указом императрицы Елизаветы Петровны 16 июля 1744 г. Богородице – Рождественский монастырь в связи с образованием Владимирской епархии был упразднен и превращен в резиденцию Владимирского архиерея. С 6 мая 1788 по апрель 1798 г., когда Суздальский и Владимирский еп. Виктор (Онисимов) и все епархиальные учреждения находились в Суздале, монастырь принадлежал «казенному ведомству» и оставался «праздным», в служебных зданиях архиерейского дома размещалась администрация Владимирского наместничества (позднее губернии). Указом императора Павла I от 14 апреля 1798 г. Суздальскому епископу предписывалось «немедленно» вернуться во Владимир «для пребывания в… Рождественском монастыре». Библиотека Богородице – Рождественского монастыря, согласно описи степенных монастырей 1653 г., насчитывала 93 книги. Наиболее древние из них – списки XV в. Октоиха, Скитского патерика и Творений прп. Дионисия Ареопагита. Историческую ценность представляет вкладная книга монастыря, написанная монахом Симеоном Златописцем в 1684/ 85 г., при архимандрите Иосифе. Часть рукописных и старопечатных книг монастырской библиотеки после 1917 г. хранилась в собрании ГВСМЗ. Книги, происходящие из Богородице – Рождественского монастыря, имеются и в других рукописных собраниях России. В июле 1918 г. помещения Богородице – Рождественского монастыря частично были заняты войсками внутренней охраны ГубЧК, в августе Владимирский архиерей вместе со служащими архиерейского дома был выселен в странноприимный дом при Успенском соборе. В октябре 1918 г. власти закрыли крестовую церковь, в которой разместился танцевальный зал. 20 июля 1920 г. между группой верующих во главе с наместником Богородице – Рождественского монастыря архим. священноисп. Афанасием (Сахаровым) и органами местной власти было подписано соглашение о передаче общине безвозмездно в пользование Рождество – Богородицкого собора, Всехсвятской церкви, колокольни и двух часовен (близ святых ворот монастыря и на Борисоглебской ул. Владимира). Однако 15 июля 1920 г. губ. исполком постановил передать все здания монастыря в ведение ВОХР ГубЧК, к августе того же года постановление было исполнено. В 1922 г. весь монастырь был занят ОГПУ. В 1924 г. губ. отдел народного образования предлагал снести Рождество-Богородицкий собор, кирпич использовать для постройки школы в с. Спасском Владимирского у. Вызванный исполкомом архитектор П. Д. Барановский не допустил сноса храма, северные ограды и башни (ученый оценивал перестройку собора в XIX в. как «одну из первых научных реставраций памятников архитектуры в России»). Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне – июле 1930 г. В 30-70-х гг. территория и все здания монастыря принадлежали ОГПУ, НКВД и КГБ, лишь в бывшей крестовой церкви в 1967-1984 гг.размещались на нижнем этаже библиотека Владимирского музея и городской шахматный клуб, на верхнем этаже – спортивный зал. 21 сентября 1991 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и в связи с 800-летием Богородице – Рождественского монастыря, был совершен крестный ход во главе с Владимирским еп. Евлогием (Смирновым) из Успенского собора в обитель. На месте уничтоженного собора был освящен памятный крест. 21 сентября следующего года в обители возобновилось богослужение. Первым наместником монастыря стал архимандрит Иустиниан (Саган), 30 октября 1993 г., в день памяти жертв политических репрессий, в саду Богородице – Рождественского монастыря был открыт памятный поминальный белокаменный крест, а на монастырской стене – мемориальная доска в память о расстрелянных на территории обители в 30-40-х гг. XX в. С 2004 г. на территории Богородице – Рождественского монастыря располагается епархиальное управление, С 17 июля 2001 г. наместником обители был назначен архимандрит Нил (Сычёв). 2 мая 2012 года, в день 60-летия преставления блаженной Матроны, Московской Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил Литургию в Покровском монастыре города Москвы и возглавил хиротонию наместника Богородице-Рождественского монастыря архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского. С 25 июля 2014 г. – постановлением Священного Синода наместником Богородице-Рождественского мужского монастыря, Владимира назначен игумен Кирилл (Сурков).

Читайте также:  Икона божией матери «неувядаемый цвет»

Игумен Кирилл (Сурков)

Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи

Храм в честь Рождества Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна освящен 1 января 2011 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием.

Престольный праздник – 24 июня (7 июля)

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы

2004 г.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

времябогослужениепримечание
6 : 30 Утреннее богослужение

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

времябогослужениепримечание
17 : 00 Вечернее богослужение

По: вск., праздники

времябогослужениепримечание
6 : 30 Ранняя Божественная литургия

Вновь возведен в 2004 году на месте разрушенного в 1930 году древнего собора Рождества Богородицы постройки XII в. Один центральный алтарь. Престол и храм освящен 21 августа 2004 года Митрополитом Калужским и Собор в честь Рождества Пресвятой БогородицыБоровским Климентом в честь Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – 8 (21) сентября.

Ежедневно по будним дням и недвунадесятым праздникам в храме проводится весь круг уставного суточного богослужения. По воскресным дням в соборе совершается ранняя Литургия.

Собор в честь Рождества Христова

1866 г.

восстановлен в 2004 г.

Освящен в 1866 при Архиерее Владимирском святителе Феофане (Говорове) на месте деревянной церкви Рождества Христова XVII в. Возвращен Церкви после лихолетья безбожничества в 1993 году. Престол освящен 6 января 2004 года Правящим Архиереем Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием в честь Рождества Христова.

Собор в честь Рождества Христова Престольный праздник – Рождество Христово – 25 декабря (7 января). Службы проходят в двунадесятые праздники и воскресные дни, а также в храме ежедневно проводится малое повечерие (вне Великого поста) с чтением монашеского правила.

В храме имеется предел, освященный в честь Иверской иконы Божией Матери, престольный праздник 13 (26) октября.

Храм в честь благоверного князя Александра Невского в колокольне

2005 г.

Построен в 2005 году, вместе с колокольней, на месте разрушенной в 1930 году шатровой колокольни постройки 1654 г. Имеется место под один центральный алтарь, престол которого планируется освятить в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

Престольный праздник – день преставления святого благоверного великого князя Александра Невского 23 ноября (6 декабря).

При храме оборудована костница для останков, найденных в ходе археологических работ на территории монастыря, в числе коих могут быть останки (мощи) насельников обители.

Часовня в честь святителя Николая Чудотворца

2004 г.

Устроена в 2004 г. Еженедельно по четвергам совершался молебен с акафистом Святителю Николаю Чудотворцу и малым освящением воды.

Притвор-часовня в честь иконы Божией Матери «Иверская»

2003 г.

Устроен в 2003 году при входе в Христорождественский храм как место молитвенного поклонения Владимирским святым и иконе Божией Матери «Иверская», в честь пребывания в монастыре ее чтимого Московского списка в 1812 году. Список иконы, написанный в иконописной мастерской монастыря, в 2003г. помещен в западной части притвора – часовни.

Совет

На стенах помещены фресковые иконы Святых земли Владимирской, составляющие единую композицию «Древо Владимирских святых». В притворе-часовне проводятся водосвятные молебны, в том числе и великое освящение воды на Крещение Господне, а также служатся молебны в ходе проведения крестных ходов.

Там же читается Псалтырь с поминовением о здравии и о упокоении.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., суб.

времябогослужениепримечание
6 : 30 Утреннее богослужение

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

времябогослужениепримечание
17 : 00 Вечернее богослужение

По: суб., праздники

времябогослужениепримечание
17 : 00 Всенощное бдение

По: вск., праздники

времябогослужениепримечание
6 : 30 Ранняя Божественная литургия
8 : 30 Поздняя Божественная литургия

Миссионерская и просветительская деятельность

Социальная деятельность

В течение года в послеобеденное время монастырь кормит всех нуждавшихся, приходивших в монастырь. Количество получавших еду в монастыре составило примерно 5 человек в день.

По распоряжению архиепископа Евлогия монастырь каждый месяц отчисляет деньги на содержание службы организации горячего питания для лиц без определенного места жительства. Оказывалась материальная помощь деньгами, продуктами и одеждой особо нуждающимся, находящимся в бедственном положении людям.

Оказывалась материальная помощь  малоимущим гражданам. Монастырь оказывает помощь инвалидам в проведении экскурсий по монастырю и организовывал для них питание в монастырской трапезной.

По благословению Правящего Архиерея Митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия с 2006 г.

в монастыре работает телефон консультаций, куда обращаются со своими духовными нуждами, и с любыми другими вопросами жители г. Владимира.

Возврат к списку

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoroditse-rozhdestvenskiy-muzhskoy-monastyr-goroda-vladimira-/

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

еще фотографии →

Богородице-Рождественский монастырь является одним из самых древних в России, он был образован в конце XII века.

В течение 150 лет, до основания Троице-Сергиевой Лавры, обитель была главным духовным центром на всей территории Северо-Восточной Руси.

В настоящее время Богородице-Рождественский монастырь является действующим, он расположен в центре города, на возвышенности, над руслом реки Клязьмы.

Обратите внимание

Даже если во время поездки мало времени и Вы осматриваете только главные достопримечательности Владимира, посетить эту древнюю обитель, несомненно, стоит.

Архитектурный ансамбль составляют, в основном, строения XVII – XVIII веков, в том числе кельи монахов и палаты архимандрита, церковь Рождества Христова (массивное вытянутое здание) и Святые ворота, собор Рождества Богородицы и другие исторические здания. На территории обители расположена Владимирская духовная семинария.

Вы сможете посетить службу и послушать звон колоколов, а также ощутить дух древности и истории русского государства. Чтобы гостям было легче ориентироваться, на входе имеется план обители, а на всех важных объектах помещены таблички с наименованием.

Становление Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

Датой основания монастыря принято считать 21 августа 1191 года, в этот день сын Юрия Долгорукого князь Всеволод III Большое гнездо (такое имя он получил по той причине, что у него было 12 детей) заложил белокаменный собор Рождества Богородицы.

Время становления обители тесно связано с именем Всеволода III. Князь покровительствовал над монастырем – отписал ему немалые земли, а настоятелями назначал епископов Владимира.

Ярким событием в монашеской жизни стало погребение в склепе Рождественского собора в 1263 году Великого князя Александра Невского. В дальнейшем, каждый из правящих князей, желая почтить память великого полководца, преподносил дары Богородице-Рождественскому монастырю и делал вклад в его развитие. Это было время, когда обитель укреплялась и процветала.

Правда, в этот период были и мрачные страницы в ее истории. В 1238 году во время нашествия полчищ татаро-монгольского ига монастырские постройки были разграблены и преданы огню, а монахи и настоятель убиты. Много сил и времени потребовалось, чтобы вновь восстановить монастырскую жизнь.

Значение обители

Высокий статус обители сохранялся до правления Ивана Грозного, первого царя на Руси. По его решению в 1561 году главным центром монашеской жизни была признана Троице-Сергиева Лавра.

Богородице-Рождественский монастырь Владимира стал вторым по своему значению. Через 150 лет, при Петре Первом в 1710 году, был основан Александро-Невский монастырь (с 1797 года он становится Лаврой).

Важно

Именно сюда в 1723 году переносятся мощи Великого князя Александра Невского и Владимирская обитель становится третьей по своей значимости.

Несмотря на то, что значение обители, как центра духовной жизни, снизилось, вплоть до большевистского переворота 1917 года она оставалась важным центром паломничества и святым почитаемым местом.

Богородице-Рождественский монастырь в Советское время

За свою историю Богородице-Рождественский монастырь много раз страдал от пожаров, реставрировался и перестраивался.

Но самые страшные дни наступили при Советской власти, когда территорию обители занимали различные карательные организации, начиная от ГубЧК (губернская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем) и заканчивая КГБ.

В период сталинских репрессий здесь проходили массовые расстрелы репрессированных, обвиненных в шпионаже и признанных врагами народа.

В память о погибших в монастырском саду установлен памятный белокаменный крест, а на монастырской стене Вы увидите мемориальную доску с фамилиями убитых.

Собор Рождества Богородицы

К сожалению, собор Рождества Богородицы, главный монастырский храм, возведенный еще при Всеволоде III, не сохранился в первозданном виде.

В 1858 году император Александр II, посещая обитель, обратил внимание на ветхость многовекового строения и распорядился выделить средства на его реставрацию. Здание было полностью разобрано, а затем восстановлено в соответствии с прежним видом. Особенно замечательно выглядел позолоченный купол собора.

Однако, в 30-е годы, когда в СССР повсеместно уничтожались храмы, Собор Рождества Богородицы и колокольня с часами также были разрушены.

Совет

Спустя 800 лет со дня основания обители началось ее возрождение. Первое богослужение состоялось в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 1992 года.

В конце XIX века началось воссоздание собора Рождества Богородицы и звонницы.

Причем, архитекторы не стремились выполнить копию собора XII века, ими был построен белокаменный храм по образу Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества того времени. В 2004 году восстановленный собор был освящен.

Читайте также:  Квас яблочный на меду

Адрес Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

Владимир, Большая Московская 68

Официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря во Владимире

www.brm33.ru

Богородице-Рождественский монастырь – это одна из сохранившихся жемчужин древнерусского зодчества. Разрушенный и переживший страшные годы репрессий он непременно возродится.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21021.htm

Владимирский богородице-рождественский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Владимирский Богородице-Рождественский монастырь

Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии

Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году.

По летописному сообщению в 1192 году “заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане.” 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.

Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры.

В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена “великая архимандрия”.

В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться “лаврой.” С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности – здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.

После обособления Русской Церкви

В 1491 году во время городского пожара “и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре,” “и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми,” после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара “рождественаго монастыря половина згорела.”

Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.

В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах.

Обратите внимание

В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным.

В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками – одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера “паперть и палатки кирпичные.” В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение “палаток” и “связное железо.” В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты.

По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на “чертеже” 1715 года. В 1683 году – монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий.

В 1701 году в обители упоминается “трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный.” В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

Синодальный период

В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры.

По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители.

16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь – бывший до того ставропигией Синода – был определен резиденцией Владимирских архиереев.

В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Христорождественским.

В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего “Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим” [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей.

В 1791 году Христорождественский храм был отстроен заново.

В 1812 году в старой (XVII века) Христорождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.

24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году – ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода.

В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена.

Важно

В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.

При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

Советский период

В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ.

23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен “План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,” по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского.

В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ.

В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

Возрождение

21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года [2].

В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

Совет

В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет “Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря.”

На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

Статистика

  • нач. XVIII в. – 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов) [3]
  • нач. 2005 – ок. 15 насельников [3]
  • 25 сентября 2012 – 10 человек братии (из них 7 постриженных) [4]

Храмы

Рождественский храм

Церковь в честь Рождества Христова с трапезной – единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной.

В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена.

Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах – картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины – вальмовыми кровлями.

Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными – в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота.

В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр – в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла.

Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором – филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами.

Читайте также:  Икона божией матери казанская петербургская, россия, город санкт-петербург, казанский собор

В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа – небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей – арочные, частью ложные, со скромными рамками.

Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками.

Обратите внимание

Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках.

В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах – плоские перекрытия.

Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее – старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами.

Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

Приписные

На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [4].

Настоятели и наместники

Наместники

Святыни

  • Исторически:
    • Мощи блгв. Александра Невского – со времени захоронения в 23 ноября 1263 до перенесения в Санкт-Петербург 14 июля 1723; покоились в Богородице-Рождественском соборе
    • Знаменская икона Божией Матери, которую носил при себе в походах великий князь Александр Невский [2]
    • три иконы с изображением благоверного князя Александра Невского [2]
    • икона Рождества Богородицы – датировалась кон. XVII в. [2]

Литература

  • Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне…, СПб., Сойкин П. П., 1910 (репринт СПб., 1994).

Использованные материалы

[1]  Путевые заметки митрополита Платона, 1792, цит. по http://www.eparh33.ru/Prihodi__stranitsi_istorii/Vladimirsko…79/

[2]  http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_628

[3]  http://www.eparh33.ru/Prihodi__stranitsi_istorii/Vladimirsko…79/

[4]  http://www.eparh33.ru/prihodi/Deyatelnost/Vladimirskoe_monas…ie/

Источник: https://drevo-info.ru/articles/24372.html

Богородице-Рождественский монастырь во Владимире

Богородице-Рождественский монастырь — монастырь Владимиро-Суздальской епархии, расположенный в городе Владимире. До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись.

История

В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич, избрав во Владимире (в среднем городе-кремле) место к восточной стороне, в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.

В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне». При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор.

В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Руководство Рождественским монастырем осуществляли игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан, один после другого, были во Владимире епископами.

С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты. Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича значилась первой в числе русских монастырей.

Важно

С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.

Монастырь в XIII-XIV веках

В 1214 году Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль. 14 марта 1227 года на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящён в Суздальского епископа митрополитом Кириллом, бывшим тогда во Владимире.

В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящён во епископа Ростовского.

В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.

23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды.

Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь.

Так Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании писал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года писал: «село Павловское дал есмь св.

Совет

Александру в прок себе в память»; сын его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».

В 1388 году Рождественский архимандрит Павел посвящён митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима.

Монастырь в XVI веке

В 1517 году по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.

В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал на соборе в Москве и был порукою по князе Михаиле Ивановиче Воротынском, а также был на соборе 1580 года, о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами.

В 1584 году архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях.

В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова.

Монастырь в XVII веке

Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем ее «усольской» школы.

В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I.

Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. А 28 сентября 1645 года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича.

В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян.

В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие св. Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.

Монастырь в XVIII-XIX веках

14 июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского, находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.

Ещё в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от святейшего синода в числе ставропигиальных.

В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов.

Обратите внимание

Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.

Новый собор Рождества Богородицы

16 июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял свое мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.

24 августа 1858 года Император Александр Николаевич осматривал в монастыре древнюю церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился провести её реставрацию. В 1869 году архитектор-реставратор Н. А. Артлебен совместно с Д. Корицким распорядились снести храм домонгольского времени и под видом реставрации выстроили на его месте новый.

Трагедия XX века

В период с 1918 по 1991 на территории монастыря размещались отделы ВЧК (ОГПУ, НКВД, КГБ), здания следственного изолятора.

При Сталине на территории бывшего монастыря осуществлялись расстрелы и захоронения репрессированных (1930-1950-е годы).

Возрождение монастыря

В 1991 году в период празднования 800-летия основания обители, положено начало её возрождению. Заново построен монастырский собор. По своему облику он не имеет ничего общего с предшественниками.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/vladimir/bogoroditse-rozhdestvenskiy-monastyr

Ссылка на основную публикацию