Богоявленский авраамиев женский монастырь в ростове великом, россия, ярославская область, город ростов великий

Ростовский авраамиев богоявленский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Ростовский Авраамиев Богоявленский монастырь, 2 августа 2007 года. Фотография Елены Громаковой с сайта sobory.ru

Женский Авраамиев монастырь в честь Богоявления Ярославской епархии

Согласно житию прп. Авраамия Ростовского, мужской монастырь был основан святым на месте языческого капища.

Первое документальное свидетельство о существовании монастыря относится к 1261 году, под которым обитель упоминается в Лаврентьевской летописи. Сведения об основании монастыряря и о его постройках существуют с XVI века. Со времени основания в монастыре было введено архимандритское правление.

Архимандрития была сохранена и после введения штатов в 1764 году, по которым необщежительный Аврамиев монастырь был отнесен ко 2-му классу.

Обратите внимание

Монастырь пострадал от нашествия польских войск в Смутное время, однако благодаря вкладам царя Михаила Феодоровича и членов царской семьи в XVII – XVIII веках наблюдался рост его экономического благосостояния.

Согласно писцовым книгам 1626 и 1627 годов, к обители были приписаны близлежащие вотчины: Денисова, Боброва и Локтева пустоши, Манатьин стан.

Межевые книги 1674 и 1677 годов свидетельствуют о принадлежности монастырю земель в Сотемском, Холмецком, Себинском, Никитском станах Епифанского и Переславского уездов.

Накануне реформы 1764 года по описи 1744 года, к обители был приписан 291 двор, число монастырских крестьян составляло 1430 чел.

В 1914 году на территорию монастыря были временно переведены Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а насельники Авраамиева монастыря переселились в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

После революции

В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители.

В 1923 году в монастыре прихожане окрестных слобод организовали религиозную общину (ок. 100 чел.), первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). Согласно уставу общины, она создавалась “на началах сохранения догматической целости и чистоты Вселенской православной Церкви, возглавляемой преемственной от св. апостолов иерархиею” [1].

3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 года, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована [2]. После ее закрытия духовенство, окормлявшее членов общины,- архимандрит Сергий (Озеров), иеромонах Павел (Баляба), диакон Онисим Слинько – служило в Успенском соборе Ростова. Дальнейшая их судьба неизвестна.

Важно

По воспоминаниям современников, после прекращения богослужений в монастыре остались лишь монахини Маргарита, Елена, Агафия и Трифена (насельницы Полоцкого Евфросиниева монастыря), духовно окормлявшиеся архимандритом Симеоном (Филипповым) из Ростовского Петровского монастыря. Монахия Маргарита прожила в бывшем монастыре до конца XX века, остальные сестры были репрессированы.

С 1919 года помещения настоятельского, братского корпусов и 1-го этажа Введенского храма, а с 1925 года – трапезной, пристроенной к настоятельскому корпусу, занимали разнообразные жилищные конторы Ростова. В некоторых зданиях были устроены жилые помещения для работников фабрики “Рольма”, в настоятельском корпусе недолгое время размещалась тюрьма.

В 1929 году была разобрана монастырская ограда, снесено кладбище, на месте которого планировалось разбить сквер.

Новейшая история

В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя Московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в патриаршее подворье.

В 2000 году храмы и корпуса монастыря находились на балансе департамента по туризму и культуре Ярославской области и были переданы Патриаршему подворью в безвозмездное пользование.

В 1996 году началось восстановление братского корпуса и других зданий, монастырского хозяйства, кладбища, огородов и садов.

26 декабря 2003 года патриаршее подворье указом Св. Синода было преобразовано в женский монастырь.

Храмы

Богоявленский собор

Богоявленский собор Ростовского Авраамиевского монастыря, 17 мая 2008 года. Фотография Сидорова Григория с сайта sobory.ru

Храм, созданный, согласно описи начала XVII века, около 1554 – 1555 годов, может считаться одним из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого царем Иоанном Грозным после взятия Казани.

Является одним из первых многопрестольных храмов середины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей.

К пятиглавому четырехстолпному собору, стоящему на высоком подклете, примыкают объемы приделов: у юго-восточного угла собора шатровый храм прп. Авраамия Ростовского; у юго-западного – церковь-колокольня ап. Иоанна Богослова (построена в 1828 году), у северо-западного – бесстолпный одноглавый храм во имя Иоанна Предтечи, небесного покровителя Иоанна Грозного.

Композиционное построение памятника связано с тенденциями, присущими столичному зодчеству, однако характер декора, особенности конструкции ставят его в ряд произведений ростовской школы середины XVI века.

Высокие барабаны, горизонтальные пояса, разделяющие фасады на регистры, говорят о влиянии архитектурных черт Успенского собора в Ростове.

Богоявленский собор связан также со строительством храмов над мощами “новых” чудотворцев, канонизированных на Соборах 1547 – 1549 годов.

Совет

В 1967 – 1988 годах здание собора занимал Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль” (ГМЗРК).

В 1995 года трудами насельников подворья началось восстановление собора.

Введенский храм

Каменный храм был построен в 1650 году. В первой трети XIX века был перестроен.

В 1920-х годах был реквизирован для использования под детские ясли.

По инвентарной книге бюро технической инвентаризации, 2-й этаж Введенского храма в 1961 году занимал санаторий отдела здравоохранения Ростовского горисполкома. Согласно той же книге, в 1967 – 1988 годах здание храма занимал ГМЗРК .

Никольский надвратный храм

Святые врата с надвратной церковью свт. Николая Чудотворца были построены в 1655 году. В первой трети XIX века были перестроены.

16 декабря 1994 года состоялось малое освящение Никольского надвратного храма, в котором начались регулярные богослужения.

Часовня

С XVIII века в монастыре почиталась память Афанасия (Стахия), юродивого Ростовского, и старца Пимена Затворника, подвизавшихся в обители в XVII веке. В конце XVIII века над их могилами ростовским купцом Н.

Хлебниковым была воздвигнута часовня, в которой с середины XIX века совершались ежедневные панихиды и находились иконные изображения подвижников.

В этой часовне хранились и вериги старцев – железный камзол и две гири, современное местонахождение которых неизвестно. Часовня была разобрана к 1930 году.

Иоанно-Богословский храм в селе Богослов

В селе Богослов на р. Ишне, на месте чудесного явления ап. Иоанна Богослова прп. Авраамию, в 1689 году была выстроена деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, в которой служила монастырская братия.

Храм, а также иконы из его иконостаса, в 2000 году принадлежали ГМЗРК.

Статистика

  • ок. 1907 – 13 монахов, 10 послушников [3].

Святыни

Настоятели

Литература

  • Иустин (Охотин), архим. Описание ростовского Богоявленского Авраамиева мужского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862
  • Титов А. А. Ростовский Богоявленский Авраамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Серг. П., 1894
  • Орешников А. В. Шитый покров на мощи св. Авраамия Ростовского, находящийся во Флоренции // Археологические известия и заметки ИМАО. М., 1894. Т. 2. С. 44-47
  • Баниге В. С., Милорадович А. Н. Памятник Казанской победы в Ростове (Богоявленский собор Авраамиева монастыря XVI века) // КСИА. Л., 1974. Вып. 139. С. 118-126
  • Баталов А. Л. Богоявленский собор ростовского Авраамиева монастыря и многопридельные храмы Северо-Восточной Руси второй половины XVI в. // История и культура Ростовской земли: Тез. докл. науч. конф. Ростов, 1991. С. 21-23
  • Баталов А. Л. Идея многопрестольности в московском каменном зодчестве середины – второй половины XVI в. // Русское искусство позднего средневековья: Образ и смысл: Сб. М., 1993. С. 103-141
  • Мельник А. Г. К вопросу о первоначальном облике Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1992. С. 174-198
  • Мельник А. Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1992. Вып. 2. С. 71-79
  • Пуцко В. Г. Крест прп. Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли, 1994. Ростов, 1995. С. 96-104
  • Вахрина А. П. Шитые надгробные покровы Авраамия Ростовского // Сообщ. Ростовского музея. Ростов, 1995. Вып. 8. С. 113-128
  • Третьякова А. Крест Авраамия Ростовского // Пластические искусства: Исслед. молодых: Сб. М., 1997. С. 153-163.

Использованные материалы

  • Баталов А. Л. Авраамиев Ростовский монастырь // Православная энциклопедия, М., 2000, сс. 163-165
    • http://www.pravenc.ru/text/62894.html
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи.

    Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин, Москва, 1908, с. 925 – 926

  • Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, сс.

    339-341

[1]  РФ ГАЯО. Ф. Р-148. Оп. 1. № 41. Л. 2-4

[2]  РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. № 53. Л. 63

[3]  Денисов Л.И. Указ. соч., с. 926

[4]  Уволен на покой

[5]  Из Углицкого Воскресенского монастыря, переведен в Спасо-Ярославский монастырь

[6]  Уволен на покой. Скончался 21 мая 1776 года

[7]  Переведен из Толгского монастыря, скончался 30 ноября 1799

[8]  У Строева – Антоний Рождоственский

[9]  Определение Священного Синода от 2004.03.26 // ЖМП, 2004, № 4

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4993.html

Авраамиев Богоявленский монастырь в Ростове Великом – одна из старейших обителей Русского Залесья

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий, ул. Желябовского, д. 32
Первое упоминание: 1261 год
Основные достопримечательности: собор Богоявления Господня, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца
Координаты: 57°11'46.0″N 39°27'04.8″E

Очень красив со стороны озера Неро один из древнейших на Ростовской земле – Богоявленский Авраамиев монастырь. Точных данных о времени его основания не сохранилось.

Предполагают, что это произошло в конце XII века на древнем языческом капище, а в летописях монастырь впервые упоминается в 1261 году. Стоящий здесь с середины XVI века Богоявленский собор словно сошел со страниц народных сказок.

Удивительно, но это непростое по композиции многоглавое величественное здание возведено на едином фундаменте.

Авраамиев Богоявленский монастырь с высоты птичьего полёта

История Авраамиева Богоявленского монастыря

Основателем монастыря считают ростовского святителя преподобного Авраамия. Предание о создании обители описано в Житии этого святого. Там сказано, что на берегу Неро издавна стоял каменный идол, посвященный языческому богу Велесу.

Местные жители почитали его как помощника в сельскохозяйственных работах, а также как бога мудрости и обрядовых песнопений. Согласно христианскому тексту, явившийся Авраамию Апостол Богослов вручил ему жезл, увенчанный крестом, с помощью которого и был сокрушен языческий идол.

А на его месте построили деревянный храм в честь Апостола Богослова, и вокруг него стала собираться братия.

Позже Авраамия посвятили в сан архимандрита устроенной им мужской монашеской обители. Преподобный Авраамий был очень почитаем верующими как проповедник, прожил долгую жизнь и был погребен в Богоявленском храме. В XV веке он был канонизирован православной церковью.

Мужская обитель выполняла двоякую функцию. Она была центром распространения христианской веры среди местного языческого населения и одновременно играла роль крепости, защищая подходы к Ростову.

Примечательно, что в середине XVI века, перед военным походом на Казань монастырь посетил царь Иван Грозный. Он увидел жезл Авраамия и взял его с собой на поле битвы, оставив крест в обители.

После победы над татарами царь выделил средства для строительства нового кирпичного Богоявленского собора, посвященного взятию Казани, а позже переслал в дар возведенному храму ценные книги и иконы.

Слева направо: Собор Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца

Во время польско-литовского нашествия, которое произошло в начале XVII века, монастырь, как и весь Ростов, сильно пострадал. И почти полвека обитель восстанавливалась и собирала средства на новое каменное строительство. Известно, что значительные денежные вклады для ремонта монастыря были сделаны царем Федором Михайловичем и членами его семьи.

В середине XVIII века после канонизации Дмитрия Ростовского в городе возвысился Спасо-Яковлевский монастырь. А выстроенный на окраине Авраамиев отошел на второй план, хотя его продолжали навещать члены царской семьи. Здесь бывали также Иоанн Кронштадтский и патриарх Тихон.

Обратите внимание

В 1914 году закончилась многовековая история мужского монастыря. Немногих оставшихся монахов переселили с Спасо-Яковлевскую обитель. А территорию передали монашкам Ефросиниевого Полоцкого монастыря и Витебскому епархиальному училищу, перевезенным из Белоруссии. Но они пробыли на территории обители недолго.

Собор Богоявления Господня

С наступлением советской власти началась череда гонений на монастырь. В 1918 году у монашек отобрали весь сельскохозяйственный инвентарь. Потом была изъята вся ценная богослужебная утварь, а часть монашеских келий стали использовать под служебное жилье.

В июле 1929 года окончательно запретили проводить церковные службы, разобрали монастырскую ограду и снесли некрополь. Мощи преподобного Авраамия переместили в местный музей. Оставшиеся насельники подверглись арестам и репрессиям. Богоявленский храм использовали под зерновой склад. Введенскую церковь – для детского сада, санатория и вытрезвителя.

А трапезную настоятельского корпуса – под разнообразные жилищные конторы Ростова.

Передача монастырских строений церкви произошла в 1994 году. К этому времени большинство из них находилось в плачевном состоянии. И потребовалось много сил и времени для восстановления храмов и территории. Активные реставрационные работы в монастыре ведутся и в настоящее время.

Архитектурные памятники на территории монастыря

До середины XVI века все монастырские строения были сделаны из дерева. Первый каменный храм – Богоявленский собор сохранился до наших дней. Он ровесник знаменитого храма Василия Блаженного, который находится на Красной площади Московского кремля, и построен в 1553-1554 годах.

Собор Богоявления Господня

Собор получился поистине величественным. Высокое четырехстолпное квадратное в плане основание увенчано пятью главами. С южной стороны здание значительно расширено пристроенной галереей, в углу которой возведена стройная шатровая колокольня. Храм с тремя абсидами стоит на высоком подклете.

Все строение не имеет строгой симметрии, но выглядит очень гармонично и живописно. Здание собора многократно перестраивалось. Исследователи считают, что его колокольню и барабаны, поддерживающие главки со временем надстроили.

Кроме того, сложное подзакомарное перекрытие крыши было заменено на более практичное четырехскатное.

В соборе освящены три предела. С архитектурной точки зрения наиболее красив восточный, посвященный основателю монастыря, преподобному Авраамию. Этот придел венчает живописный шатер.

Второе каменное строение, сохранившееся в монастыре, – Введенская церковь. Она появилась здесь в 1769 году, когда обитель оправилась наконец от разорения, принесенного Смутными временами. Это произошло во время настоятеля монастыря Ионы, который впоследствии стал ростовским митрополитом Ионой III. В новом однокупольном храме обустроили два прихода.

Один из них посвятили Введению во храм Пресвятой Богородицы, а другой – соловецким чудотворцам Зосиме и Савватию. Храм построили из крупного кирпича в классическом стиле и покрыли восьмискатной кровлей. Под его алтарной частью сохранилось место, где был погребен отец митрополита Ионы III схимонах Сысой. Первоначально из Введенской церкви по переходу можно было попасть в Богоявленский собор.

Но со временем этот переход разобрали.

Церковь Николая Чудотворца

В 80-е годы XVII века в обители появилась новый каменный надвратный Никольский храм с двумя башнями по краям. Его возвели над западным входом в монастырь на средства, выделенные боярами Мещериновыми. Спустя время, после пожара, произошедшего в 1730 году, и удара молнии в 1826 году церковь значительно перестроили.

Руководил этими работами известный ярославский зодчий Петр Яковлевич Паньков, превративший церковь в храм-колокольню. И сегодня мы видим Никольскую церковь значительно измененной и отличной от первоначальной задумки архитекторов, за исключением сохраненного декоративного убранства фасада.

Сейчас в церкви находится рака с мощами преподобного Авраамия.

До наших дней дошло также здание настоятельского корпуса, построенного в 1837 году, и невысокая, в один этаж, трапезная, которую возвели в 1892 году. А от старой монастырской каменной ограды не осталось и следов. Сейчас вместо нее вокруг территории установлена металлическая решетка.

Важно

Из несохранившихся архитектурных памятников нужно отметить также часовню, построенную в конце XVIII века на средства городского головы купца Н.А. Хлебникова. Часовня была разобрана в 1930 году.

Она стояла над местами погребений почитаемых в Ростове старца Пимена и юродивого Стахия (Афанасия).

По дошедшему до нас преданию, поводом для возведения часовни было исцеление Хлебникова от сильной головной боли, благодаря молитвам Пимена.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Современное состояние и режим посещения Авраамиева Богоявленского монастыря

В 2004 году на территории обители образовали женский монастырь, который относится к Ярославской епархии. Попасть на территорию обители могут все желающие.

Здесь оборудована собственная трапезная, работают керамическая мастерская, а также производство по пошиву церковных облачений. Парадный вход в монастырь расположен на улице Желябовской.

Он обрамлен хорошо отреставрированной надвратной Никольской церковью. А от самого монастыря открывается прекрасный вид на озерную гладь Неро.

Как добраться до Авраамиева Богоявленского монастыря

Обитель расположена по адресу: улица Желябовская, 32. Это место находится с северо-востока от Ростовского кремля, в районе Петровской Слободы.

На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города – 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру.

Отсюда, следуя по улице Луначарского, не доезжая Ростовского кремля, по улицам Окружной, Бабеля и Рабочей можно подъехать к территории монастыря.

Перед входом в обитель расположена небольшая парковка на 10-15 машин.

Церковь Николая Чудотворца

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. А из центра Ростова к монастырю можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.

Монастыри Ростова Великого

Рейтинг достопримечательности

Авраамиев Богоявленский монастырь в Ростове Великом на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/704-bogoyavlenskij-avraamiev-monastyr-v-rostove-velikom

Богоявленский Авраамиев женский монастырь в Ростове Великом

Богоявленский Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и самым древним в Ростове Великом, по одной из версий заложен в 990 году, однако точных исторических сведений о дате оснований обители нет. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в записи от 1261 года.

По преданию, описанному в Житии Авраамия Ростовского, на месте монастыря стояло капище языческого бога Велеса. Сокрушить Велеса отшельнику помог посох, данный Авраамию после молитвы Иоанном Богословом. Одолев идола, святой построил здесь деревянный храм во имя Святого Богоявления Господня, а затем и мужской монастырь.

Изначально монастырь был окружен крепостными стенами, на настоящий момент не сохранившимися.

В 1210 году в монастыре были обретены мощи Авраама Ростовского.

Также в монастыре в разное время жили епископ Игнатий, Ростовский чудотворец, преподобные Иринарх Ростовский и Пимен Затворник.

В 1555 году по повелению Ивана Грозного на месте старого Богоявленского храма построен новый, каменный.

Обитель пострадала от нашествия польских войск в Смутное время, но был восстановлена.

В 1915 году на территорию монастыря был временно переведен Евфросиниев Полоцкий женский монастырь с мощами основательницы этой обители, преподобной Евфросинии, и Витебское епархиальное училище, а монахи Авраамиева монастыря переселились в ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь.

Совет

Согласно историческим источникам обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.

26 апреля 1920 года мощи преподобного Авраамия Ростовского были осквернены и переданы в музей.

В 1922 году были изъяты ценности, хранившиеся в обители, также разграблены храмы и монастырские могилы.

В 1926 году здания монастыря передали музею древностей, обитель была закрыта. Окончательно богослужения в храмах монастыря (продолжавшего существовать как «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество») прекратились в 1929 году. Часть монахинь подверглась репрессиям.

Восстановление монастыря началось в 1990 годы. В 1993 году в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, позже – Патриаршее подворье.

В 2004 году Патриаршее подворье было преобразовано в Богоявленский Авраамиев женский монастырь Ярославской епархии.

В настоящий момент на территории три храма – Богоявленский, в честь Введения во храм Божией матери и надвратный храм в честь святителя Николая Чудотворца. В двух последних проводятся богослужения.

Источник: http://rublev.com/monastyri/bogoiavlenskii-avraamiev-zhenskii-monastyr

Авраамиев Богоявленский женский монастырь Епархиальный женский монастырь

Преподобный Авраамий родился в начале Х века и в молодых летах, оставив родительский дом и мирскую суету, принял иночество. Со скорбью смотрел Преподобный на то, как некоторые ростовцы пребывают еще в идольском соблазне.

Преподобный со слезами молил Бога дать ему силу и благодать Святого Духа на разорение злокозненного идола Велеса. Получив откровение о том, что для его свержения требуется идти в Царьград, в дом св. ап.

Иоанна Богослова, преподобный Авраамий отправился в путь, который был чудесно сокращен, поскольку сам апостол явился Авраамию на берегу реки Ишни, пересекающей дорогу из Ростова в Москву при своем впадении в озеро Неро, близ самого города Ростова. При встрече св.

Обратите внимание

апостол Иоанн благословил преподобного и дал ему камышовую трость, которой преподобный сокрушил истукана.
         На месте разрушенного идола преподобный построил храм, в котором «крестились от мала до велика» бывшие язычники, который был освящен ростовским епископом в честь праздника Богоявления Господня.

Рядом с храмом преп. Авраамий «келии устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Так из числа новообращенных возник первый в Ростове монастырь. Святые мощи Преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III, сыне Юрия Долгорукого.

         Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. В годину монголо-татарского ига из ее стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец.

Из жития преподобного Иринарха, затворника Ростовского известно, что он провел несколько лет в Авраамиевом монастыре в конце XVI века. В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен затворник.

Жития его не сохранилось.

         В Авраамиевом Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления Господня был построен еще преподобным Авраамием и был первоначально деревянным. Каменным же он стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, «да тако и бысть взята Казань».

После победы повелением царя была заложена «церковь камена с четырьмя приделами», в посвящении приделов которой отразилась история чудотворной трости. Один из приделов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, а третий покровителю самого царя — святому пророку Иоанну Предтече.

Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, местоблюстителя Патриаршего престола и строителя Ростовского кремля. Им был построен русский храм-трапезная с покрытием на два скала и главкой посередине.

В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая Чудотворца, в котором сейчас проходят богослужения.

         В XVII веке в связи с канонизацией Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря Богоявленский монастырь остался в тени, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как все, что я ни видел, требовало устроения и обновления».

Важно

В таком положении оказался монастырь после длительного ряда номинальных настоятелей. Впрочем, обитель была восстановлена, и в ней особое внимание паломников привлекали мощи преподобного Авраамия. В 1915 году братия обители была переведена из Авраамиева монастыря в Спасо-Яковлевский. На их место приехали сестры Полоцкого монастыря с мощами основательницы этой обители прп. Евфросинии.

С 1917 года наступили трудные времена для всей Русской Церкви. В 1918 году была проведена национализация церковного имущества, подорвавшая экономическое положение обители. В 1920 году были осквернены мощи прп. Авраамия, а затем переданы в музей. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей.

За волной государственного грабежа пошли волны местных грабежей монастырских могил и самих храмов. Положение ухудшалось, собор требовал реставрации, во многих монастырских кельях жили рабочие. Несмотря на это, монастырь продолжал существовать, называя себя «Авраамиево-Богоявленское религиозное общество».

В 1929 году по распоряжению советских властей прекратились богослужения в монастырских храмах. Часть монастырской общины и служители присоединились к общине ростовского Успенского собора, многие из монастырской братии были в последствии арестованы. В 1930 году стали разрушаться стены монастыря.

В Богоявленском соборе сделали зерносклад, в Введенском храме — последовательно детский сад, санаторий, медвытрезвитель. В Никольском храме размещались воинская часть, квартиры. И хотя храмы время от времени реставрировались, к нашему времени постройки обители оказались разорены и требуют значительного ремонта.

         В 1991 году мощи прп. Авраамия были возвращены Церкви, и сейчас почивают в Никольском храме Авраамиева Богоявленского монастыря. В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено подворье святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящен Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

         В 2004 году по благословению Священного Синода РПЦ под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова). Многое было сделано силами настоятельницы и сестер монастыря, но еще и многое предстоит, чтобы жизнь обители благоукрашалась и дальше.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/avraamiev-bogoyavlenskiy-zhenskiy-monastyr/

Путешествие в Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь. Лицо отечественной истории

Ростов Великий почти самый древний город Руси. Свой отсчет он ведет с 862 года. Эту дату нетрудно запомнить. В этот же год были основаны Киев, Муром, а тремя годами раньше Великий Новгород.  С чего обычно начинается знакомство с городом? С центра.

Центром каждого древнего русского города является Кремль, или то, что от него осталось в наше время. Ростову Великому повезло. Красавец-Кремль стоит во всем своем блеске и великолепии на радость всем нам. 

Но историю города, как и историю страны, одним Кремлем не измеришь.

Мерило русской жизни, лицо отечественной истории – наши святые обители.

Много раз бывала в Ростове и ни разу не обошла своим вниманием его главную гордость – Кремль. Но на самом деле гордостей у этого маленького провинциального города намного больше. Одна из них – самый древняя обитель города, да и всей России – Богоявленский Авраамиев монастырь. Сегодня я хочу показать вам его таким, каким увидела его впервые – 8 марта 2014 года.
Из Музея Баклуши и Библиотеки Варенья села Семибратово мы отправились в Ростов Великий.Четких планов у нас не было. Была насущная проблема – снять деньги с карточки, чтобы можно было продолжить экскурсионную программу и пообедать. Вот такая проза жизни. Может не стоит об этом писать, но хочется предостеречь и себя, и других впредь от таких накладок. В небольших провинциальных городах с банкоматами проблема. В Ростове больше, чем везде.  Куда поедем после решения денежного вопроса, на тот момент времени мы не знали. Мы давно уже отказались от жесткой программы в путешествиях. Только экспромт, действие по ситуации – главный залог небанального путешествия. Ездить по прописанному плану оправдано только для начинающих туристов и организованных групп. Для людей опытных – это как подрезанные крылья.

Итак, въехав в город, по пути к центру, слева от дороги мы увидели купола храмов. Я знала, что в Ростове, помимо самого известного Спасо-Яколевского монастыря, есть и другие обители, и в них я никогда не была. Вот решили заехать. И не пожалели.

Это оказался Авраамиев женский монастырь. Место намоленное, спокойное, не захоженное туристами. Здесь вообще очень мало людей.

Без юбки, к счастью, никто не гоняет. Видела, как заходили и выходили женщины из храма в брюках. И ничего…

Вообще место здесь какое-то особенное, хорошее – по внутренним ощущениям. Монастырь стоит без ограды, она до наших дней не сохранилась. Поэтому выглядит это все довольно просто – три храма и небольшой погост, окруженные скромным металлическим забором. Обычным-преобычным.

И вся эта удаленная от шума, какая-то первозданная красота расположена на берегу озера Неро… Сначала немного поплутали – не знали, как подъехать, как понять, где вообще вход. То, куда изначально приехали, напоминало задний двор для своих – дорога, ведущая сквозь распахнутые ворота на небольшую асфальтированную площадку. На ней – два автомобиля.

Совет

Кто, что – не понятно. Уехали, поколесили, да вернулись, рискнули сюда заехать. Все нормально. Встали по соседству с припаркованными автомобилями, вышли из машины. Я стянула с шеи платок, одела на голову. От греха подальше, место незнакомое. Юбки, как обычно, у меня не было. Пошли по территории. Тихо. Пусто (в смысле отсутствия людей).

Не понятно, работает или не работает монастырь. Хотя сказать так, наверное, нельзя.  Потом встретили несколько человек, которые выходили из храма, и женщину, подметающую площадку возле храма.

Наверное святая обитель и должна быть такой – несуетной, спокойной, где только птицы и ветер кружат над головой, и ты ощущаешь поступь времени и вечность бытия… Именно так – со светлой душой, миром в сердце и надо покидать святое место…

А все эти цепные охранники, густо наставленные сейчас в монастырях, чтоб людей пугать, отталкивать от Храма, ожесточать – это тихий ужас, позор некоторых чересчур раскрученных, процветающих неизвестно на каких “дрожжах” монастырей.

По разным источникам он был основан в 990 или 1080 году (впрочем, кое-где называется и более поздняя цифра). Дата 1080 год указана на информационных стендах в монастыре. Даже она производит впечатление. Еще бы – 11 век!

Но меня смущает только тот факт, что обитель основал преподобный Авраамий, который скончался в 1010 году. Как же тогда быть с датой основания 1080 год? Не знаю. Это одна из загадок обители. Полагаю, не единственная.

На территории три храма. Больше всего привлекают внимание два – огромный разрушающийся Богоявленский собор (1555) и красивая, как картинка, отреставрированная Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века). Третья, Введенская церковь (1650) довольно простая.
Изначально все храмы были деревянные.

Первым в камне по повелению Ивана Грозного был был отстроен Богоявленский собор (1553-1555), ровесник храма Василия Блаженного в Москве. Глядя на его нынешнее состояние, создается впечатление, что с тех пор он и не ремонтировался. Хотя, конечно, за прошедшие века он неоднократно достраивался и перестраивался, но сейчас он находится в плачевном состоянии.

Нашла его старую фотографию.

Вот, как он выглядит нынче.

А вот фото покрупнее, чтоб вообще хорошо было видно.

Но это я так, не злости ради. Обидно за наше родную, бесценную, многие годы гнобимую и разрушаемую историю и архитектуру. За верующих и неверующих, за прадедов и потомков.
Разрушается…

А так уж и не знаешь, что лучше, приехать в красоту холодную, напомаженную, и получить пинок под зад в брюках за эти самые брюки и фотоаппарат в руках, или придти в святое, зализывающее раны, возрождающееся из руин место, посмотреть на храмы, вдохнуть воздуха полной грудью,  начерпаться внутренней силы и спокойствия, и… почувствовать себя человеком.

До революции Богоявленский Авраамиев монастырь выглядел так:

Обратите внимание

Старинная ограда, как я уже писала выше, не сохранилась, но, к счастью, сохранилась Надвратная Никольская церковь с башнями от этой ограды.
Глядя на это сооружение, я все никак не могла понять, что за чудо такое огромное. Куда не отойду – в кадр не лезет. Ни так

Ни так.

Ну правильно, это ж все-таки не просто церковь, а с дополнительными сооружениями по бокам.
Сооружение очень красивое. О том, что это 17 век, напоминают изразцы, которые украшают храм.

Надвратная церковь с башнями теперь полностью стоит на территории монастыря, а не является частью его ограды, как было в старые времена.
Кстати, оказалось, что вход в монастырь здесь – с этой стороны в калиточку. Машины же оставляются снаружи, перед оградой. 

Через полчаса мы возвращаемся к машине.

За Введенской церковью виднеется кромка озера Неро.

Перед отъездом последний взгляд в лицо отечественной истории (какое оно???)

и взгляд в небо…

 

Да, полезно иногда немного остановиться и подумать о вечном в суете нашей торопливой жизни. А где это лучше сделать, как не в таком святом месте?

Адрес: г. Ростов Великий, ул. Желябовская, 32
Монастырь на карте:

Просмотреть увеличенную карту
 

 

Источник: https://galina-lukas.ru/article/412

Свято-Авраамиев Богоявленский женский монастырь, г. Ростов Великий | Сайт Свято-Тихоновского храма

«Богояленский Авраамиев монастырь является одним из древнейших монастырей не только Ярославской епархии, но и вообще России. Его основание совпадает с основанием древних обителей Киева и Великого Новгорода и относится к эпохе распространения христианской веры и благочестия Руси» (материал взят из книги «Богоявленский Авраамиев монастырь», Ростов Великий, 2008г.).

Здесь так тихо и спокойно. Душу наполняет чувство надежности и защищенности. С Господом везде хорошо!!!

«…Авраамий сначала назывался Иверик. До семнадцати лет он лежал на одре болезни в расслаблении и не мог ходить. Первые начатки христианского учения сообщили ему новгородские захожие купцы.

Иверик после глубокого размышления уверовал во Христа, внезапно получил исцеление от болезни, отправился в Новгородские пределы и на Валааме принял крещение с именем Аверкия, а потом и пострижение в иноки с именем Авраамия» («Богоявленский Авраамиев монастырь», Ростов Великий, 2008г.).

В то время в Ростове было распространено идолопоклонство, но преподобный Авраамий Ростовский сверг идола легкой камышовой тростью, полученной от апостола Иоанна Богослова. После чего много обращенных крестились в храме, освященном в честь праздника Богоявления Господня. Рядом с храмом преподобный Авраамий устроил келии и собрал монахов. Так возник первый в Ростове монастырь.

В богоборческое время монастырь был закрыт. Утварь вывозилась, стены разрушали даже местные жители на различные нужды. В 1993 году на территории монастыря было открыто подворье московского храма Спаса Нерукотворного Образа.

В 2003 году для организации монашеской жизни настоятельницей монастыря была назначена игумения Миропия (Юрченкова), принявшая иночество в 1988 году в Толгском монастыре.

С этого момента монастырь начал восстанавливаться.

В настоящее время при монастыре работает керамическая мастерская, оборудована трапезная. Открыта швейная мастерская по пошиву церковных облачений и многое другое. Но еще немало предстоит сделать, для благоустройства монастырской жизни.

 Помоги, Господи игумении Миропии с сестрами в ежедневном подвижническом труде.

Монастырь открыт ежедневно для всех желающих поклониться святыням монастыря. Богослужения проходят каждый день утром и вечером.

Помощи Божией в душеполезных паломнических поездках.

Ирина Табакова.

Источник: http://svtihon.ru/svyato-avraamiev-bogoyavlenskiy-zhenskiy-monastyr-g-rostov-velikiy

Авраамиев монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Рассказ об основании Богоявленского Авраамиева  монастыря находится в Житии прп. Авраамия Ростовского. Согласно нему, на месте обители стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись жители этих мест. Он был разрушен благодаря чудотворному жезлу ап. Иоанна Богослова, с которым отшельник Авраамий сокрушил идола.

На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь. Согласно житию чудотворный жезл хранился здесь до того как перед походом на Казань царь Иоанн Грозный взял его отсюда.

После в 1553—55 гг. царь построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня — один из наиболее ранних памятников обетного строительства, а также один из первых многопрестольных храмов средины XVI в.

Важно

В середине XVII в. при архимандрите Ионе Сысоевиче была возведена кирпичная Введенская 1650 г. и еще позже до 1684 года, но на средства бояр Мещериновых  надвратная Никольская церковь.

В 1915 г. обитель стала женской, в неё из-за войны были эвакуированы Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь.

В 1923 г. в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 г.

  здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929 г., когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована.

После её закрытия духовенство,  перешло служить в городской Успенский собор.

В настоящее время Богоявленский Авраамиев монастырь возрождается как женская обитель. Действующей является церковь свт. Николая и в ней почивают мощи преподобного Авраамия Ростовского.

Архитектура

Богоявленский собор с тремя приделами — ап. Иоанна Богослова, св. Иоанна Предтечи и прп. Авраамия, — был построен в честь покорения Казани по указу царя Иоанна Грозного в 1553—1555 гг. на средства казны.

В основе его композиции лежит четырёхстолпный пятиглавый храм, стоящий на подклете в окружении приделов, притворов с запада и галереи с юга. Придел ап. Иоанна Богослова в XIX в. где раньше располагались башенные часы, был надстроен колокольней. Придел прп.

Авраамия Ростовского — шатровый, покрыт поливной черепицей. В нём почивали мощи основателя монастыря.

Совет

Введенская трапезная церковь была построена в 1650 г. во времена настоятельства Ионы Сысоевича ( в будущем — ростовского митрополита) южнее Богоявленского собора. Это первое каменное сооружение в Ростове, построенное после Смутного времени. В нач. XIX в. Введенская церковь была перестроена в классическом стиле архитектором П.Я. Паньковым.

В XVII в. территория  монастыря была обнесена деревянной оградой, каменными были лишь его западные, Святые ворота с надвратной Никольской церковью и двумя фланкирующими башнями.

В 1812 году к башне с левой стороны был пристроен братский корпус, а в XIX в. под прямым углом к нему — настоятельский корпус и братская кухня.

В это же время перед Святыми воротами был выстроен портик, над самой Никольской церковью надстроена колокольня, башни надложены.

Видео: Богоявленский Авраамиев монастырь (9'58″)

Сохранившиеся здания

Богоявленский собор (1553—1555) Введенская (1650 с последующими перестройками) Надвратная Никольская церковь с двумя башнями (конец XVII века)

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/1384-avraamiev-monastyr/

Авраамиев-Богоявленский монастырь в Ростове Великом

Адрес: улица Желябовская, д.32.
Телефон: +7 (48536) 6-37-12.

Монастыри являются местами хранения многих религиозных святынь и мощей преподобных старцев, которые становятся объектами паломничества.

Слава о чудесах, происходящих вокруг святых останков, быстро разносится в христианском мире, поэтому им едут поклониться верующие и туристы. Наибольшей мощью пользуются мощи святых, которые жили в X-XIII веках и стояли у истоков распространения православия на Руси.

Преподобный Авраамий появился возле современного города Ростова Великого в конце X века. Поселившись на берегу озера Неро – на месте древнеязыческого святилища Велеса, он основал там мужскую обитель.

Выбор места под Авраамиев-Богоявленский монастырь

По местным поверьям, Авраамий получил Божественное откровение, согласно которому должен был посетить Иоанна Богослова в Царьграде. Путь был не близким, поэтому Авраамий сразу же отправился в дорогу.

Однажды ему – около реки Ишни – явился образ апостола и подарил трость из камыша. После возращения святилище Велеса с помощью трости было разрушено, а на его месте возведен храм.

Преподобный Авраамий после смерти в начале XI века был похоронен в святыне, а его мощи через двести лет стали известны целебными свойствами.

Развитие монастыря

О монастыре впервые упоминается в хрониках летописи Лаврентия (XIII век), хотя и в более поздних документах продолжали встречаться сведения о его постройках и храмах. С момента основания здесь было учреждено правление архимандрита. В 1620-1640-х гг. во владения монастырского комплекса попали различные вотчины, земли нескольких уездов.

К середине XVIII века ему принадлежало почти триста дворов и около полутора тысячи крестьян.
Во время Первой мировой войной сюда временно переселили женскую обитель Евфросиниев-Полоцкий монастырь, хранящий мощи святой Евфросинии, а также епархиальное училище из Витебска.

При этом монахи и насельники из Авраамиевой обители вынуждены были переехать в Спасо-Яковлевский монастырь. Назад они так и не смогли вернуться, поскольку в 1917-1918 гг. сакральное сооружение попало под государственную национализацию.
Следующий удар по святыне нанесен через два года, когда осквернению поддались мощи Авраамия, а драгоценности были изъяты.

Их передали в местный музей или вывезли в неизвестном направлении. После этого объектами осквернения стали монастырское кладбище и храмы, ограда и стены. На месте кладбища хотели посадить деревья и создать парк, но эта идея не нашла поддержки.

В бывших монашеских кельях жили разнорабочие, а в строениях разместилось религиозное общество, закрытое в конце 1920-х гг. Тогда же полностью было прекращено в храмах богослужение, их здания, как и весь монастырь, передали музею древностей Ростова.
Служители и община сакрального комплекса переехала в Успенский собор.

Многие монахи и служки были арестованы и сосланы. Но женская обитель в неполном виде продолжала существовать и состояла их четырех сестер и одного архимандрита Симеона. Интересно, что три сестры попали под репрессии, а монахиня Маргарита прожила в келье монастыря до самой смерти – в конце XX века.

Сам монастырь стал постепенно разрушаться, хотя в церкви Богоявления создан склад для хранения зерна, во Введенском храме – детский сад и санаторий. Позже они переехали, а помещения храма отдали под медицинский вытрезвитель. Еще в одном храме – святого Николы – долгое время находилась воинская часть и квартиры для солдат.

В жилом комплексе настоятеля некоторое время располагалась тюрьма. Храмы и церковь периодически восстанавливались и реставрировались, что на какое-то время спасало от разрушения. Многие строения требовали капитального ремонта, что в частности касалось Богоявленского собора.
В самом начале 1990-х гг.

начаты первые работы по реставрации, хотя мощи святого Авраамия так и не были переданы обратно, их поместили в Спасо-Яковлевском монастыре. На территории монастыря создано Подворье Патриарха Московского и всея Руси, что позволило достаточно быстро завершить реконструкцию Никольского храма. Он был освящен и в нем снова возобновились службы. Подворье в 2004 г. было отдано женской обители, относящейся к Ярославской епархии.

Высокие гости монастыря

В разные периоды развития монастырь посещали преподобные старцы и представители знатных родов. В промежуток с XIII-го по XVI-й века святыня стала местом жительства для епископа Игнатия, названного позже Чудотворцем; святых Иринарха и Иоанна из Кронштадта; преподобного Пимена Затворника; святителя Тихона. Из князей сюда приезжали Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы.

Монастырские строения

Как и во многих монастырях, возведенных в X-XII веках, большая часть строений здесь была деревянной. То же самое касалось и храма Богоявления, построенного святым Авраамием. В камень храм “переодели” при Иване Грозном, который посетил обитель накануне битвы за Казань.

Царь взял отсюда ту самую трость из камыша, которой было разрушено древнее святилище Велеса. Здание построено в виде куба, сверху расположены пять куполов и три предела, посвященные Авраамию, Иоанну Богослову, Иоанну Предтече.

Над пределом Авраамия находится шатер XVI века, над пределом Иоанна Богослова – кокошники, а над пределом Иоанна Предтечи – звонница.
В честь архимандрита Ионы был возведен храм Введения, представляющий собой храм-трапезню.

Обратите внимание

Над воротами в XVII веке на деньги помещиков Ростова построен надвратный храм Николая Чудотворца. Над могилами святых Афанасия Пимена Затворника в конце XVIII века возвели часовню. Деньги на строительство выделил купец Ростова Н. Хлебников. До 1930 г.

, когда часовню приказали разобрать, здесь хранились вериги старцев, считавшиеся реликвиями. В комплекс монастыря также входит церковь в селе Богослов, поостренная в конце 1680-х гг. на месте явления Авраамию образа Иоанна Богослова. Службы в ней проводили представители монастырской братии.

Святыни монастыря

Долгое время в храме Богоявления хранились мощи Авраамия, что превратило монастырь в центр паломничества. Но передача их в музей, а потом в Спасо-Яковлевский монастырь, не смогли отобрать этот статус.

Сейчас в Авраамиевом монастыре хранятся мощи других старцев, святые иконы Спаса и Одигитрия, личные вещи святых. Именно их паломники стремятся увидеть и приложиться к ним, чтобы излечить душевные раны, помолиться.

Для посетителей созданы условия для проживания в кельях и питания в трапезной.

Источник: http://lions-guides.ru/Yaroslavl-region/interesting-places-of-Rostov-The-Great/Avraamee

Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь

Без Авраамиева монастыря архитектурная летопись древнего Ростова Великого была бы неполной. Я наконец закрываю этот пробел данного авторского ресурса и привожу статью Б. Ясюнаса из его замечательной книги. «С востока и запада Ростов охраняли два крупных монастыря, которые, как и кремль, выходили к озеру Неро.

По дороге на Ярославль расположен один из древнейших русских монастырей – Авраамиев. Он был основан на рубеже XI–XII веков, по легенде – на месте сокрушения архимандритом Авраамием идола Велеса. До середины XVI века все его сооружения были деревянными. Иван IV, отправляясь в поход на покорение Казани, заехал в Ростов и взял с собой жезл Авраамия, хранившийся в монастыре.

В 1553 году по повелению царя в центре монастыря возводится Богоявленский собор “на победу и одоление Казанского царства”. По мнению некоторых исследователей, его строителем был государев мастер Андрей Малой. Сегодня судить о художественных достоинствах памятника сложно из-за многочисленных перестроек.

  За свою долгую историю обитель претерпела много бедствий, но особенно сильно пострадала от нашествия Батыя и в Смутное время.

Описание Авраамиева монастыря в Ростове Великом

В настоящее время Авраамиев монастырь, расположенный в 2 километрах восточнее центра города Ростова, занимает площадь около 2,5 гектара. В центральной части монастыря стоит Богоявленский собор – пятиглавый четырехстолпный храм с шатровой колокольней. Рядом (южнее) – Введенская церковь трапезного типа на подклете.

В западной части (вход в монастырь) – Никольская церковь – оригинальный надвратный храм ростовского типа с галереей и двумя фланкирующими башнями. Настоятельский двухэтажный корпус (в северной части) перестроен П. Я.

Паньковым в 1837 году, одноэтажная трапеза пристроена к нему в 1892 году и соединена галереей с Никольской надвратной церковью.  Наиболее ценные старовозрастные насаждения размещены на территории монастыря следующим образом. Тополево-липовый ряд вдоль южной границы (от юго-западного угла до Введенской церкви) – 3 тополя и 3 липы.

Важно

Прекрасная раздвоенная липа сохранилась между Богоявленским собором и Введенской церковью (перед западной стеной). Ценные группы старых лип и тополей – перед северным и восточным фасадами Богоявленского собора (между настоятельским корпусом и северной стеной Введенской церкви).

Возраст этих старых деревьев, которых осталось на территории монастыря 27, – около 160 лет. Тополя достигают метра в диаметре, 18 метров высотой; липы диаметром 60–80 см, высотой – 20 м.

Сведений о монастырском саде не обнаружено, но сохранившиеся старовозрастные деревья позволяют судить о том, что в первой половине XIX века здесь велись основательные работы по озеленению и благоустройству. Из поздних посадок наиболее декоративна 40-летняя сосновая рощица по восточному берегу пруда, вытянутого вдоль восточной границы монастыря (38×10 м). Несколько рядов берез (15–20 лет) высажено перед западным фасадом Введенской церкви, а перед южным фасадом устроена прямоугольная асфальтовая площадка. В углу трапезной и галереи (перед южной стеной настоятельского корпуса) – заросшее молодыми тополями и березами заброшенное монастырское кладбище. На пологом склоне к озеру Неро вдоль южной, восточной и северной границ монастыря устроены огороды. Территорию пересекают тропы; разбитая машинами извилистая грунтовая дорога ведет от надвратной Никольской церкви к Введенской. Стены монастыря были почти полностью разобраны в 1930-е годы. Дорожно-тропиночная сеть читается плохо, газоны заросли сорными травами, часть территории заняли огороды и сараи. Несмотря на постановление СМ РСФСР № 389 от 22 мая 1947 года о принятии монастыря под охрану как памятника республиканского значения, еще в 1990 году в Введенской церкви размещался медвытрезвитель, который, правда, в 1991 году отсюда удален (по сообщению НПЦ по охране культурного наследия Ярославской области).

Работы по реставрации монастырских построек проводились в 1964, 1970 и 1990 году. Сад Авраамиева монастыря начала XIX века, уникального архитектурного памятника, одного из оплотов христианской колонизации на северо-востоке Руси, нуждается в восстановлении и уходе».

Панорама

Схема проезда

Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Проживание

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/avraamiev-monastyir.html

Ссылка на основную публикацию