Богоявленский угличский монастырь, россия, город углич

Богоявленский женский монастырь города Углича Епархиальный женский монастырь

В начале 1840-х гг. монастырем было приобретено соседнее имение купца Г.В. Буторина, где находились два дома и роскошный фруктовый сад с яблонями и грушами. С этим событием связана интересная история.

В книге А.Н. Ушакова рассказывается, что у игумении Еликониды (Муратовой) возникло намерение построить новый Богоявленский храм, но для него на территории монастыря не было места.

Наиболее удобным для строительства оказывалась земля, занятая имением Буториных.

Настоятельница через казначею мать Маргариту неоднократно обращалась с просьбой продать имение, но хозяевам было жалко расставаться с родовым домом и замечательным садом, кроме того, у них были три сына-наследника.

Обратите внимание

Казначея обращалась с предложением осенью, а зимой на сад в огромном количестве налетели вороны и галки. Птицы причиняли большое беспокойство хозяевам и соседям, и их не удавалось прогнать никаким способом. Весной Буторины увидели, что деревья высохли.

Предпринимались попытки вновь насадить сад, но деревья не прижились. Тогда Г.В. Буторин, опасаясь, что несчастья могут перейти на него самого, сам предложил монастырю купить имение.

При этом хозяйка вспомнила, что несколько раз видела, как три белых лебедя садились в одном и том же месте и подолгу не улетали.

19 октября 1843 г. на приобретенной территории был заложен новый Богоявленский теплый собор. Алтари его трех престолов были размещены в тех местах, где садились лебеди.

Строительство храма стало настоящим подвигом для насельниц монастыря. Обитель не обладала достаточными средствами для столь крупного строительства, не было крупных вкладов и помощи со стороны.

Поэтому многие сестры сами занимались заготовкой бутового камня для фундамента, копали глину, формовали и обжигали кирпичи, привозили к месту строительства материалы, разрабатывали и пережигали известь.

Среди них была и будущая настоятельница монастыря Измарагда (Воскресенская) (в то время монахиня Алевтина), проведшая семь лет на кирпичном заводе в одной версте от города. Другие монахини занимались сбором пожертвований, которые шли на наем рабочих. Со временем стали появляться вклады и приношения.

11 июня 1844 г. была начата каменная кладка собора, а в 1853 г. он был завершен.

17 октября архиепископом Евгением были освящены главный престол и правый придел в честь Толгской иконы Божией Матери, на следующий день 18 октября – левый придел в честь Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. Освящение последнего проводил архимандрит Никодим, впоследствии ставший епископом Енисейским и Красноярским.

Важно

Собор был выстроен по проекту крупнейшего русского архитектора Константина Андреевича Тона, построившего Храм Христа Спасителя в Москве, большое количество других зданий, соборов, церквей, создававшего альбомы типовых проектов для церковных и гражданских построек, занимавшегося реставрацией древних памятников.

Интерьер храма представляет собой обширный зал с четырьмя столбами, поддерживающими своды. Алтарные апсиды размещены за дополнительной парой столбов, заменяющих восточную стену четверика. С запада в храм ведет небольшое помещение паперти, над которой на втором этаже размещена ризница, куда ведет широкая и удобная внутристенная лестница.

Под собором находится обширный подвал, который в основном имеет конструктивное значение, укрепляя основание здания. Он также мог использоваться в хозяйственных целях. Под северной апсидой собора размещалась часовня, где находилась почитаемая икона Божией Матери «Недремлющее око».

В часовню был вход с Ростовской улицы, завершенный железным козырьком.

Богоявленский собор был теплым храмом монастыря, где богослужения совершались в зимнее время. Для отопления служили четыре огромные печи, облицованные белыми изразцами, сохранившиеся до настоящего времени. Две находятся у боковых стен в западной части четверика, другие две в промежуточных арках алтарей, за столбами.

Внутреннее убранство собора отличалось роскошью и богатством. Главное украшение составлял величественный четырехъярусный вызолоченный на полимент червонным золотом иконостас – один из лучших в городе. Он имел богатую тонкую резьбу, многие иконы были покрыты серебряными окладами. Небольшие иконостасы, выполненные в том же стиле, окружали четыре столба храмовой части.

Для освещения храма использовалось огромное четырехъярусное паникадило, висевшее под центральным куполом. В соборе был пол, выложенный узорными чугунными плитами, солея отделялась железной решеткой, главный престол был покрыт серебряным облачением с позолотой.

В храмовой части у правого переднего столба размещался вызолоченный футляр с плащаницей, над которым была бронзовая позолоченная сень, изящной отделки, изготовленная на петербургской ювелирной фабрике Верховцева, пожертвованная в 1871 г.

У левого столба находилась резная вызолоченная сень, под которой размещалась гробница с частицами мощей разных святых, в том числе в отдельном ковчеге – святителя Иоанна Милостивого. Около правого столба находилось игуменское место с резной отделкой.

Интерьер храма был расписан известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным с сыном Павлом. Более вероятно, что собор расписывался при строительнице собора игумении Еликониде (Муратовой), т.е. до 1864 г.

Правая сторона храма была расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. В центре сводов, на куполе, размещается храмовая композиция «Богоявление», ниже на парусах, очевидно, были изображения Евангелистов. Над правым клиросом заметен сюжет «Коронование Божией Матери». На паперти росписи на тему Страшного Суда.

В настоящее время росписи собора находятся в плохом состоянии. Живопись верхней части стен и сводов большей частью осыпалась. Повсюду заметны утраты, потемнение и загрязнение.

Совет

Храм имел наружные росписи. Над западным входом в полукруглой нише размещалось изображение Богоявления Господня, защищенное застекленной рамой. 23 апреля 1888 г.

в нишах алтарей были установлены выполненные на цинковых листах иконы Богоявления Господня, Явления Толгской иконы Божией Матери и Николая Чудотворца. В 1889 г.

в тимпанах кокошников храма были также выполнены росписи на цинковых листах с изображением Пресвятой Троицы, Рождества Христова, Преображения Господня, Воскресения и Вознесения Господня, Воздвижения креста Господня, Благовещения пресвятой Богородицы и икон Богородицы Феодоровской и Иверской.

Иконы в алтарных нишах были утрачены, вскоре после закрытия храма, а росписи кокошников в значительно поврежденном состоянии, цинковые листы исчезли. Деревянные рамы, на которых они крепились, были сняты при ремонте фасадов в 2006 г.

Главы собора первоначально были полностью вызолочены – в таком виде храм, несомненно, производил очень сильное впечатление, сияющие купола возвышались над всем городом.

Но на рубеже XIX-XX веков, не имея возможности поддерживать позолоту, главы были покрашены в голубой цвет и покрыты золотыми звездами. В таком виде, в значительно обветшавшем состоянии, они сохранялись до конца 1980-х гг.

, когда главы были отреставрированы и покрыты медными листами. Звезды были также изготовлены, но их не успели установить.

Источник: Сайт Угличского Богоявленского женского монастыря

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoyavlenskiy-zhenskiy-monastyr-goroda-uglicha-/

Богоявленский монастырь в Угличе. Сегодняшний день обители

Рассказывая об Угличе, невозможно обойти вниманием его монастыри и многочисленные храмы. Удивительно, но на такой небольшой провинциальный городок и его окрестности одних только действующих храмов приходится порядка двух десятков, и это не считая недействующих или ставших музеями, как храмы кремля. 

Первый монастырь Углича, с которым я хочу вас познакомить – Богоявленский монастырь.

Он, как и все местные монастыри, располагается в центре города в пешей доступности от кремля. Это единственный монастырь, в котором мне не доводилось бывать раньше, потому что экскурсионных групп сюда обычно не водят, и потому что долгие годы он был в достаточно плачевном, непарадном, состоянии.
Личные впечатления. Богоявленский монастырь отличается от многих, виденных мной раньше. Долгие годы он использовался не по назначению. Чего тут только не было – и жилье, и складские помещения, и детский дом, и школа. Впрочем, две школы в бывших келейных корпусах располагаются здесь до сих пор – художественная и общеобразовательная. Глядя на три монастырских храма, раздробленную, не очень ухоженную территорию, я испытывала сложные чувства – и боль, и непонимание, и возмущение, что можно так истерзать и изгадить святое место…

Когда-то это был огромный монастырь, занимающий целый городской квартал, полностью огороженный стенами и башнями, и ограниченный четырьмя угличскими улицами.

Сейчас, находясь здесь, не испытываешь ощущения целостности, защищенности, отгороженности от мира. Каждый прохожий может зайти в ворота монастыря, двери его открыты. Исписанные стены настоятельского корпуса, тут же брошенные ранцы, шумно резвящиеся с матом меж трех “раненных” храмов на турниках школьники… Дааа, такого я еще не видела.

Обратите внимание

Конечно, многим нашим детям не хватает воспитания, но когда это слышишь в монастыре, это особенно неприятно слышать.
Я не знаю, какие чувства испытывают дети, живя в таком намоленном веками городе, учась здесь на земле святой обители. Есть ли он – душевный трепет? Я не заметила. Мне храмы было жалко, нас всех было жалко…

Читайте также:  Блаженный иоанн власатый, ростовский

Все-таки в храм надо приходить иначе, осознавая, где ты и зачем.

В бывших кельях Богоявленского монастыря жила в послереволюционные годы (с 1918 по 1921) будущая поэтесса и писательница Ольга Берггольц, здесь же она училась в школе.

В 1931 году о своей жизни здесь она написала повесть “Углич”, а спустя 20 лет ее воспоминания о городе вошли в лучшую ее книгу “Дневные звезды”.
Даже прожив здесь не долго, поэтесса с огромной любовью всегда вспоминала Углич и место, где жила – Богоявленский монастырь.Небольшая историческая справка.

Из трех монастырей Углича Богоявленский – самый молодой (если так можно сказать о монастыре с более чем шестивековым “стажем”). Он был основан в конце XIV века женой Дмитрия Донского Евдокией. Изначально располагался в Угличском кремле и состоял из двух деревянных церквей.

В 1591 году, после убийства в кремле царевича Дмитрия, в монастырь была насильно пострижена его мать, царица Мария Федоровна Нагая.

Спустя почти 100 лет после своего открытия в связи со строительством в кремле оборонительных сооружений обитель “переехала”, впрочем недалеко – на расстояние всего в несколько сотен метров, не более 5-ти минутах ходьбы от кремля. Здесь же она и располагается по сей день.

А теперь давайте пройдем в монастырь, увидим воочию сегодняшний день обители.

Богоявленский монастырь находится в одном квартале от Угличского кремля

Ограда монастыря восстановлена совсем недавно (в 2010-е гг.)

Заходим в Восточные ворота

Смотрим налево – здесь располагается внушительная по размеру церковь Феодоровской иконы Богоматери (1818)

Смотрим направо – видим восточный келейный корпус (XIX в.), а за ним Богоявленский собор (1853). 

Напротив Восточных ворот стоит Смоленская церковь (1700). Это самый старый храм обители. 

На месте деревянного мостика раньше стояла колокольня, которую взорвали. К счастью, Федоровская церковь чудом не пострадала, выстояла. Читала, что в планах стоит реконструкция колокольни.

Южный келейный корпус (1857). Сейчас здесь находится Художественная школа. 

На территории монастыря стоят два вот таких деревянных дома. Что там располагается – не знаю.

Здания впереди – слева школа (1895), прямо северный келейный корпус (1851 г), справа Настоятельский корпус (1817). 

Стена Настоятельского корпуса густо исписана.

Около Настоятельского корпуса располагается спортивная площадка – школьные турники

На турниках резвятся мальчишки. 

Подходим к школе

Мемориальная доска с именем Ольги Берггольц

Российский флаг на школе – это хорошо.

Софи завороженно смотрит на мальчишек в форме. Оказывается, в  2003 году в школе открыт класс милиции.

Все-таки в такой школе учиться почетно.

Напротив школы находится Богоявленский собор, построенный по проекту самого К. Тона (автор Храма Христа Спасителя в Москве) в 1853 году в русско-византийском стиле. Этот храм чуть ли не единственная сохранившаяся постройка Тона.

Территория Богоявленского монастыря небольшая. Через полчаса знакомства с обителью мы отправляемся в Алексеевский монастырь Углича.Адрес: Ярославская область, г. Углич, Студенческий городок Тел. +7 (48532) 92-746 

Сайт: http://bmuglich.narod.ru

Обитель на карте:

Просмотреть увеличенную карту

Источник: https://galina-lukas.ru/article/479

Угличский Богоявленский женский монастырь: возрождающаяся святыня

Богоявленский монастырь, Углич – эти слова отзываются болью и радостью в сердце каждого православного христианина Руси. Болью – за уже безвозвратно утраченные церковные святыни, а радостью – за возрождение таких, поистине, великолепных исторических мест.

Основательница обители — княгиня Евдокия

Этот девичий монастырь основала в далёком 14 веке княгиня Евдокия — женщина удивительной судьбы.

В совсем раннем, даже для того времени, 13-летнем возрасте она стала женой 15-летнего московского князя, позже явившимся миру как Дмитрий Донской.

Этот брак подготовили отцы молодых людей, чтобы таким образом закрепить мирные отношения между своими княжествами. Союз оказался счастливым, в семье было 12 детей.

Важно

Княгиня, всегда отличавшаяся добрым нравом, отзывчивостью на людские беды и благотворительностью, основала несколько храмов и монастырей. Для своего времени она была очень образованной женщиной.

После ранней гибели мужа Евдокия стала монахиней московского монастыря. Говорят, что в тот день, когда она приняла монашеский постриг на окрестной земле произошло около 30 чудесных случаев исцеления.

Прожив всего несколько недель в иночестве, инокиня Евфросинья — такое имя она взяла себе во служение — скончалась. Спустя некоторое время, её стали почитать как покровительницу Москвы и русских государей.

Ранняя жизнь монастыря

Первые постройки Угличского Богоявленского женского монастыря были полностью деревянными и располагались на территории Угличского кремля.

Со временем, все его строения были обнесены защитными сооружениями: стеной, земляными валами, протекающими вблизи реками. Позже, после многочисленных пожаров и из-за тесноты в стенах кремля, монастырь перевели на новое место.

Удивительный знак Свыше

Красивая история связана со строительством этого великолепной обители. Когда-то давно, на этом самом месте был фруктовый сад. Однажды весной, когда пышным цветом, заполняя воздух прекрасным ароматом, цвели яблони, хозяйка сада заметила, что в саду обосновались три прелестных белых лебедя. Несколько лет подряд они прилетали сюда, на одно и то же место.

Женщина решила, что это знамение. Когда землю стали продавать монастырю, она рассказала эту удивительную историю игуменье и показала заветное место. Тогда же настоятельница решила распланировать будущий собор так, чтобы его алтарная часть располагалась именно на том месте, где любили строить своё гнездо красивые лебеди.

Женский монастырь Богоявления славился непревзойдённым мастерством насельниц-золотошвеек. От старших к младшим передавались здесь секреты восхитительного искусства: вышивки серебряными и золотыми нитями. Эти мастерицы расшивали церковную утварь и одежду.

Но монастырь славился не только рукодельницами. Его территориальное расположение и толстые стены с кельями-одиночками, отлично подходили для проживания ссыльных женщин царствующего рода, пытающихся лично влиять на ход истории. Здесь насильно постригли в монахини Марию Федоровну Нагую, которая была матерью царевича Димитрия после его безвременной гибели.

Сейчас монашеские кельи выглядят более, чем позитивно.

В 30-е годы монастырь закрыли, все церковные вещи национализировали, монахинь выселили. В зданиях обители устроили школу и другие учреждения. В самом Богоявленском соборе разместилась керосиновая лавка, а в храмах — различные склады. Из-за неосторожного обращения с огнём вспыхнул сильный пожар, который уничтожил многие неповторимые церковные ценности.

Храмы обители

Церковь Смоленской иконы Богоматери

В 1700 году построили первую церковь из камня. Это самый древний храм обители. Сначала церковь называлась Богоявленской, а позднее была переименована в Смоленскую. Это высокое здание своими пятью главами тянется ввысь, отчего выглядит стройным и изящным.

Сама церковь небольших размеров. К ней пристроена удлинённой формы трапезная, галерея и один придел.

Раньше около храма возвышалась колокольня, но до нашего времени она не сохранилась. А возле алтарной части (снаружи) расположена мозаичная икона Смоленской Богородицы.

Церковь Феодоровской иконы Богоматери

В честь Феодоровской иконы Божией Матери, которую подарила обители инокиня Марфа, мать первого русского царя фамилии Романовых — Михаила Фёдоровича, в 1818 году поставили здесь ещё один храм.

Феодоровская церковь необычна по своей планировке. Её центральная часть со всех сторон окружена пристройками полукруглой формы, поэтому получается, что здание имеет форму правильного креста. Необычно и очень красиво!

В 1862 году церковь была заново расписана, сохранились и чудесные фрески того времени, сюжеты которых рассказывают о случаях удивительных исцелений с помощью чудотворной иконы, а также евангельские повествования.

Совет

Но восстанавливать внутри придедется еще долго. Росписей на нижних ярусах храма, практически, не осталось.

В храме на почетном месте установлена большая икона Феодоровской Богородицы. Под стеклом видно много даров, которые были принесены этому Образу за скорое услышание молитв и чудесные исцеления.

Раньше к Феодоровской церкви примыкала трёхъярусная колокольня, на её 1 этаже размещалась библиотека. Но всё это было разрушено и не сохранилось. В наши дни очень активно ведутся работы по строительству новой колокольни.

В храмах Богоявленского женского монастыря даже можно заказать именной кирпич, который навечно останется в кладке с Вашим написанным именем.

Богоявленский собор

Постройка величественного Богоявленского собора завершилась в 1853 году.

Полностью строительство стоило 60 тысяч рублей серебром и продолжалось 10 лет.

В то время (да и сейчас), 5 ярко-голубых, великолепно украшенных золотыми звёздами куполов этого грандиозного храма были видны даже из дальних уголков города.

Читайте также:  Акафист воскресению христову

Помогающие людям Образы

Сейчас в храмах полным ходом идут восстановительные работы. Уже проходят богослужения, но ещё многое нужно сделать для воссоздания красоты обители.

Хранятся в соборе многие почитаемые в православном мире иконы. Это Феодоровская икона Божией Матери, помогающая просящим о рождении и воспитании детей, о возвращении в семью счастья и благополучия.

Также глубоко почитаются верующими:

  • икона с частями мощей благоверного Романа Угличского, который правил Угличским княжеством, построил здесь множество храмов и горячо заботился о жителях города;
  • икона Иоанна-младенца, Ванечки Чеполосова, зверски убитого в 6-летнем возрасте;
  • очень древняя икона «Недремлющее Око» Божией Матери, через помощь которой получили исцеление многие больные люди, излечению которых не помогла традиционная медицина;
  • и другие иконы, хранящиеся в монастыре.

Каждый посетитель может поклониться им, обратиться с молитвой и попросить о помощи.

Монастырские двери открыты для верующих!

Из Москвы проехать к монастырю можно на поезде с Белорусского вокзала в направлении Москва-Рыбинск, билет нужно брать до Углича. Также можно отправиться автобусом со Щёлковского автовокзала и Белорусского ж.д. вокзала.

С Витебского вокзала Северной столицы России идёт поезд С-Петербург-Углич. Можно доехать на машине по Ярославскому шоссе через Сергиев Посад. А в городе монастырь, как и прежде, стоит на улице Ростовской (рядом с пересечением с улицей 9-го января), занимая территорию городского квартала.

Координаты: 57.523, 38.32267.

Монастырь уже действует. Регулярно проводятся службы. Расписание можно увидеть на сайте епархии. Приезжайте. Здесь всегда вас ждут!

Вы можете найти Богоявленский женский монастырь на карте Углича.

Ну а мы отправляемся теперь уже в мужской Воскресенский монастырь, рядом с которым также находится удивительная древняя Иоанно-Предтеченская церковь «на Волге».

Наша поездка в Углич состоялась 13 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Поделитесь в комментариях, а какие древние монастыри вам доводилось посещать и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/uglich-bogoyavlenskij-monastyr/

Богоявленский монастырь в Угличе

еще фотографии →

В центре Углича, всего лишь в квартале от Успенской площади, расположен Богоявленский женский монастырь. На его территории находится три храма, в том числе самый большой в Угличе Богоявленский собор, голубые купола которого видны практически из любой точки города.

Богоявленский монастырь – одна из главных достопримечательностей Углича, его история насчитывает почти семь веков. Посетить обитель могут все желающие. Кроме зданий церковного назначения, здесь разместились две школы: детская художественная – в Келейном корпусе и общеобразовательная – в старинном здании 1895 года.

В этой школе училась русская поэтесса и прозаик Ольга Федоровна Берггольц. Жила она также здесь – в одной из квартир, в бывшей монашеской келье. В своих произведениях Ольга Берггольц не раз с любовью и грустью вспоминала об Угличе, называя его родимым, а Богоявленский монастырь любимым.

Обратите внимание

Обитель была основана княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского во второй половине XIV века. Интересно, что первоначально Богоявленский монастырь находился на территории Кремля, в то время все его строения были деревянными.

В течение двух столетий обитель застраивалась и расширялась. Из-за тесноты монастырь перенесли за пределы Кремля к Ростовской улице. Здесь он занимал целый квартал между современными улицами 9 января и Февральской.

 

На территории обители расположены три действующие церкви:

  • Церковь Смоленской Иконы Божьей матери – стройная и изящная, это самое старое монастырское здание. Раньше к постройке примыкала колокольня, не сохранившаяся до наших дней.
  • Величественный и торжественный Богоявленский собор выделяется красивыми голубыми куполами (раньше их украшали золотые звезды). Храм является одним из немногих сохранившихся строений, созданных по проекту выдающегося архитектора Константина Тона 
  • Церковь Федоровской иконы Божьей матери построена в начале XIX века в классическом стиле. Обратите внимание на ее необычную архитектуру – центральная часть храма со всех сторон окружена полукруглыми пристройками так, что в проекции получается правильный крест

Богоявленский монастырь в 2003 году возвращен верующим. Началась реставрация старинных зданий. Вместе с тем, в настоящее время в этом святом месте можно одновременно увидеть и строгих монахинь, и резвящихся школьников, и любознательных туристов. К счастью, школа и обитель не мешают друг другу и их соседство является мирным и добрым.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21112.htm

Богоявленский монастырь в Угличе

Ветер: северо-западный, 10 м/с

днемночью
Февраль 0 °C -9 °C
Март +4 °C -6 °C
Апрель +11 °C +1 °C
Май +21 °C +10 °C
Июнь +25 °C +14 °C
Июль +31 °C +16 °C

Богоявленский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в центре города Углича по адресу: ул. Ростовская, 22.

История

Девичий монастырь основан в конце XIV века княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского. Первоначально он располагался в Угличском кремле, в северо-западной части. В 1661 году, при проведении работ по возведению новых укреплений кремля, монастырь был переведен на новое место, вблизи земляного рва на Ростовской дороге.

Монастырь сначала был деревянным, в конце XVII — начале XVIII веков построена каменная Богоявленская (позднее Смоленская) церковь.

Особенно масштабное строительство велось в начале XIX века, когда были построены сестринские корпуса, Феодоровская церковь, ограда и в 1853 году завершилось строительство огромного Богоявленского собора.

Монастырские церкви

Смоленская церковь

Постройка церкви закончена в 1700 году. Церковь имеет небольшие размеры. С северной и западной стороны к церкви пристроены придел, трапезная и галерея. На своде, перекрывающем церковь находятся пять глав.

Шатровая колокольня не сохранилась. На южном фасаде храма сохранились наличники. Выразителен западный фасад. Три арки подклетного этажа лишены украшений.

Выше над междуэтажным поясом аркада второго этажа и декоративный карниз с фронтоном.

Сохранившиеся росписи относительно недавние и большой ценности не имеют.

Реставрация проводилась в 1972-75 гг. Была разобрана юго-западная пристройка, восстановлены наличники и поливная зелёная черепица.

Феодоровская церковь

Храм Федоровской иконы Божией Матери посвящён иконе, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича. Заложен 21 мая 1805 г, строительство храма завершилось в 1818 г. В 1822—1824 гг. храм был расписан Епифаном Медведевым . В 1862 г.

новые росписи выполнил ярославец Егор Дьяконов, фрески сохранились. План церкви необычен — центральный объём со всех четырёх сторон окружен полукруглыми пристройками. Колонны портиков не удачны по пропорциям и рисунку. Храм отреставрирован в 1970—1980-е г. под руководством архитектора С. Е.

 Новикова.

Богоявленский собор

Постройка этого большого собора (по типовому проекту архитектора К. А. Тона) была завершена в 1853 году. Здание построено в русско-византийском стиле, свойственному данной эпохе. Строительство стоило 60000 рублей серебром. Это грузное, богато декорированное здание.

  • Старый Богоявленский собор (ныне Смоленская церковь)
  • Новый Богоявленский собор
  • Церковь Феодоровской иконы Богоматери

Источник: https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/uglich/bogoyavlenskiy-monastyr

Богоявленский монастырь (Углич)

Богоявленский монастырь – православная женская обитель, основанная в Угличе, согласно преданию, в конце XIV столетия. В начале XX века обитель была упразднена и возродилась уже в нынешнем столетии, являясь действующим монастырём Переславской епархии со статусом объекта культурного наследия народов России.

В самом центре Углича возвышаются купола живописных храмов Богоявленского женского монастыря – древней обители, основанной, по преданию, княгиней Евдокией (супругой Дмитрия Донского) в конце XIV столетия.

И хотя документальных подтверждений этому не сохранилось, вполне вероятно, что именно для одного из сыновей – Константина, родившегося в 1389 году и получившего по завещанию отца Углич в удел, Евдокия и благоустраивала город, среди прочего заложив в Угличе женский монастырь с главным храмом в честь Богоявления Господня, давшим название и самой обители. 

Первоначально, судя по некоторым источникам, обитель находилась в северо-западной части Угличского кремля и её ансамбль состоял из деревянных строений, опоясанных оградой: холодного шатрового Богоявленского собора на подклете с приделом святителя Иоанна Милостивого, тёплой церкви Смоленской иконы Божьей Матери с приделом трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, иноческих келий и хозяйственных построек.

О судьбе монастыря в последующие после его основания два столетия ничего не известно, а первые сведения о нём относятся к концу XVI века и связаны с именем царицы Марии Фёдоровны Нагой (супруги царя Иоанна Грозного).

По некоторым (возможно, недостоверным) сведениям, именно в Богоявленском монастыре в ноябре 1591 года царица приняла принудительный постриг под именем Марфа после загадочной смерти своего младшего сына – царевича Дмитрия Угличского. 

В 1609 году Углич подвергся тотальному разграблению поляками и наряду с городскими постройками Богоявленская обитель была сожжена, а настоятельница и насельницы преданы смерти.

Читайте также:  Свято-троицкий кафедральный собор (саратов), россия, город саратов

 

Возрождение сожжённого монастыря началось в 1628 году заботами старицы Марфы – матери первого государя из рода Романовых Михаила Фёдоровича, и уже вскоре в обители вновь были выстроены храмы и иноческие кельи, а сам монастырь был одарен сёлами, пустынями, мельницами и деньгами. 

Михаил Фёдорович также внёс свою лепту в восстановление разрушенного монастыря, одарив его иконами в дорогих окладах, церковной утварью и земельными угодьями, а город – налоговыми льготами, в результате чего Углич постепенно благоустроился.

Спустя время, уже при новом государе Алексее Михайловиче, при ремонте стен и башен Угличского кремля по прошению настоятельницы монастыря игуменьи Пелагеи в 1661 году обитель была перенесена на территорию посада.

Важно

К концу 1660-х годов в монастыре уже были выстроены деревянные храмы – Богоявления Господня и Страстной иконы Божьей Матери, кельи монахинь и хозяйственные постройки. 

В 1677 году в обители случился пожар, в результате которого соборный Богоявленский храм сгорел и более десяти лет не восстанавливался. Только в 1689 году митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой Сысоевичем монастырю была выдана грамота на строительство нового каменного собора, который и был возведён артелью угличских мастеров в 1700 году.

 Архитектурный ансамбль Богоявленской женской обители сохранялся в своём первоначальном виде до XIX столетия, когда в монастыре было развёрнуто масштабное строительство.

Комплекс монастырских зданий пополнился келейными корпусами, двухэтажным настоятельским корпусом, зданиями школы, бани, новыми хозяйственными постройками, а вокруг монастыря появились каменные стены общей протяжённостью без малого 795 метров с четырьмя воротами и четырьмя башнями.

 

В 1818 году на территории обители появился храм в честь Феодоровской иконы Божьей Матери с пристроенной в 1829–1830-х годах небольшой папертью и возвышавшейся над ней ярусной колокольней с восемью колоколами, причём самый большой весил более восьми тонн. В 1853 году после возведения нового Богоявленского собора старый был упразднён, а его шатровая колокольня разобрана.

В следующем, 1854 году, бывший Богоявленский храм был переосвящён в честь Смоленской иконы Божьей Матери, а Смоленский придел, существовавший в старом храме, был переустроен на богатые пожертвования угличского купца И. А. Зимина и освящён в честь Воздвижения Креста Господня. В 1886–1887 годах в одной из башен монастырской ограды была устроена и освящена в честь иконы Божьей Матери «Достойно есть» небольшая церковь. 

К началу XX столетия Богоявленская обитель представляла собой довольно большой и благоустроенный монастырь, в его храмах совершались богослужения, а инокини, количество которых достигало 200 человек, славились как искусные золотошвейки.

После смены государственного устройства и политики новой большевистской власти, направленной на ограничение влияния Церкви и экспроприацию церковного имущества, началось массовое закрытие монастырей и храмов. Очередь до упразднения угличского Богоявленского женского монастыря дошла в начале 1930-х годов.

Монашек выселили, храмы закрыли, разграбив внутреннее убранство, колокольню Феодоровской церкви разрушили, кирпичи из ограды использовали для строительства Угличской ГЭС.

Совет

Бывшие келейные корпуса приспособили под детский сад, школу, в которой, кстати, в 1918–1921 годах училась будущая русская писательница и поэтесса Ольга Берггольц, общежитие, гостиницу, коммунальные квартиры. К счастью, монастырские храмы разрушены не были, в них долгие годы располагались всевозможные склады.

А в двух келейных корпусах и сегодня располагаются общеобразовательная и художественная школы.

В 1960-х годах церкви бывшей Богоявленской обители были взяты на государственный учёт как памятники архитектуры, в 1976 году Смоленскую церковь передали в ведение Угличского историко-художественного музея и в 1970–1980-х годах её фасады, как и фасады Феодоровского храма, отреставрировали.

 

Возрождение старинного Богоявленского монастыря началось в 2000 году, когда главный его храм – собор Богоявления Господня – был передан в ведение Русской Православной Церкви. В 2003 году верующим были возвращены Смоленский и Феодоровский храмы, а в 2010 году в обитель была назначена настоятельница – игуменья Антонина (Злотникова). В настоящее время монастырь является действующим, в нём, наряду с налаживающейся иноческой жизнью, ведутся работы по ремонту зданий и сооружений. Уже восстановлена монастырская ограда, храмы, постепенно реставрирующиеся, освящены и открыты для верующих. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/bogoyavlenskii-monastir-yglich

Улицы, храмы, монастыри

Поделиться:

Во второй части отойдем от Волги, которая безусловно в Угличе является центром притяжения, и осмотрим достопримечательности, расположенные в глубине исторического центра города.

Алексеевский монастырь основал в 1371 г. московский митрополит Алексий. Масштабное каменное строительство в нем началось позже, в 16 веке.

Главный монастырский собор Иоанна Предтечи построен, как и многие церкви Углича, в 17 веке, точнее в 1681 году.

Наиболее интересный храм обители – Успенская церковь, прозванная Дивной. Выдающийся памятник шатровой архитектуры появился в 1628 году, став одним из первых храмов, построенных после двух разгромов Углича – Борисом Годуновым и поляками во время смуты.

Дивная церковь стала памятником павшим в Смутное время защитникам города.

Внутри храм действует. Коммунисты Дивную церковь не разрушили, а наоборот, уже в конце 1920-х годов была проведена реставрация.

На территории Алексеевского монастыря.

Подходим к центральным улицам Углича. В кадре дом Серебренниковых конца 18 века.

Рядом выходящая на улицу Ярославскую пожарка – непременный атрибут города начала 19 века.

Ярославская – одна из самых интересных улиц в центре Углича. Застройка тут сохранилась как единый ансамбль.

В деревянном доме очередной музей – ремесел и творчества.

В одном из дворов еще один дом Серебренниковых, середины 18 века.

Рядовая застройка Ярославской улицы говорит о том, что Углич в 18 и 19 веках был очень добротным уездником.

Обратите внимание

Один из домов Истоминых на Ярославской, возведенный кстати по проекту знаменитого архитектора В. Стасова.

Напротив особняк купцов Буториных в классическом стиле, 19 век.

На Ярославской нередки и типичные дома с деревянным вторым этажом, характерные как для Центральной России, так и для городов Поволжья южнее и восточнее.

И попадаются симпатичные деревяшки с резьбой, которая кстати отреставрирована хорошо, без упрощений.

Корсунская церковь стоит у бывшей северо-восточной границы старого посада. Она возведена в 1730 году все в том же стиле “нарышкинского” барокко. В столицах в то время уже строили с влиянием барокко европейского, но в провинции старый московский стиль задержался почти до конца 18 века.

Церковь действует и в наши дни.

Другой район, вблизи уже показанного Воскресенского монастыря.

Переулки и улочки – все в исторической застройке.

Выходим на улицу 9 января (Петербургскую). Здесь уже складывается впечатление, что находишься на периферии исторической части.

Увы, но попадается и такое. Сам сгорел или помогли? Скорее всего второе.

Мы идем по Петербургской улице к Богоявленскому монастырю.

Задержимся ненадолго на перекрестке с улицей Ленина (Московской). Очередной дом богачей Истоминых.

Напротив едва ли не самый интересный особняк на улице – дом купцов Виноградовых конца 19 века.

Уже перед монастырем остановимся перед домом Калашниковых. Постройка середины 18 века. Здесь родился волжский изобретатель и судостроитель В.И. Калашников.

Важно

Вот и Богоявленский монастырь. По одной из версий, его основала в 14 веке великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Располагался он в другом месте, ближе к Угличскому кремлю. В 1664 году на новом месте появился первый каменный храм.

Вид на главный Богоявленский собор монастыря от перекрестка с улицей Ростовской.

Территория Богоявленского монастыря очень большая. Храмы и прилегающие к ним постройки – меньшая половина всей территории.

Смоленская церковь как раз и была самой первой в Богоявленском монастыре. Построена в 1664 году, немного переделана в 1700-м.

Богоявленский собор сооружен в 1843-1853 гг. Огромный храм, самый большой в Угличе, возводили по проекту К.А. Тона. Поэтому неудивительно, что он чем-то напоминает московский храм Христа Спасителя.

Колокольня была разрушена в советское время, и сегодня уже почти закончено ее восстановление.

Федоровская церковь (1818 г.). Освящение в честь патрональной иконы дома Романовых не случайно, т.к. в начале 17 века монастырю оказывала содействие Ксения Шестова – мать первого царя Михаила Романова.

Южная окраина старого посада. За домами церковь царевича Димитрия “на поле” (1798 г.).

Источник: http://FotoTerra.ru/Russia/Uglich/Ole-Lukoye-13356.html

Ссылка на основную публикацию