Богоявленско-анастасьинский монастырь, россия, город кострома

Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме и Феодоровская икона Богородицы

В самом центре России расположен провинциальный городок Кострома с построенной в нём православной святыней, которая носит весьма поэтическое название: Богоявленско-Анастасиин монастырь. История этой женской обители очень интересна, а временами и трагична…

С древних времён Кострома являлась одним из важнейших центров духовной жизни Руси. Именно здесь в XIII веке случилось явление всероссийски чтимой православной святыни: чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, молельного образа благоверного князя Александра Невского.

В разное время на землях этой области находилось около 60 (!) православных монастырей. И все они были воздвигнуты ближайшими соратниками Сергия Радонежского и его учениками.

Как всё начиналось

Так и Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.

В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.

Первоначально монастырь этот был мужским. Долгое время все строения в нём были деревянными. И только лишь в 1559 году здесь началось строительство Богоявленского собора — первого каменного здания. Сейчас — это самое старое, сохранившееся до наших дней здание из камня.

Обратите внимание

Большой денежный вклад в это строительство внёс брат правящего тогда Ивана Грозного: князь Владимир Старицкий. В 1569 году он приехал в монастырь, где его встретили как особо почётного гостя. Это стало поводом к клеветническому оговору князя перед царём.

В том же году русский царь, отличавшийся своим гневным характером, приказал убить своего брата. Что и было сделано. Для иноков монастыря эта встреча тоже не прошла даром — многих казнили по приказу царя, который везде и во всём видел врагов и предателей.

Разорение и первое возрождение храма

Настало тяжёлое для России Смутное время. Гражданская война, голод, стихийные бедствия, лжецари и русско-польская война — всё это волнами несчастий пронеслось над землёй русской и нанесло большой урон жителям монастыря и его храмам. Требовались большие работы по восстановлению: ведь, практически, в первозданном виде, ничто не сохранилось.

Были построены новые церкви, возведены помещения для ритуальных служб.

Однако, в середине XIX века обитель закрыли. И только лишь спустя 20 лет, в 1863 году решили соединить воедино 2 обители: требующий восстановления Богоявленский монастырь и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастырь, который находился рядом. Обитель Анастасии была когда-то основана дочерью Дмитрия Донского, князя Московского.

В начале 1864 года прошла служба в единственной уцелевшей на тот момент церкви Смоленской иконы Богородицы. С этого самого момента возрождённую обитель стали называть Богоявленско-Анастасииным монастырём, и уже женским.

Начались работы по восстановлению других храмов. Построили новый величественный собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Восстановлены ограждающие стены, построены удобные жилые корпуса для больных людей, которым тут же оказывали помощь.

Открылись училище для девочек бедных родителей и фельдшерские курсы. Строительные работы шли полным ходом. Но такое положение сохранялось недолго.

Время разрушения

Сразу после свершившейся в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли. Но в Богоявленском соборе богослужения всё же продолжались.

Через несколько лет закрыли и сам собор. В нём разместили областной архив, такой нужный местным властям. Постепенно всё приходило в упадок. В 1982 году сильный пожар, полыхнувший в Костроме, завершил разрушение построек и зданий.

Второе рождение святой обители

Лишь в 1991 году, перед проведением Собора Костромских святых, впервые после 1925 года в Богоявленско-Анастасиином соборе прошла церковная служба. А через несколько месяцев крестным ходом с участием большого числа людей в собор торжественно внесли Феодоровскую икону Божией Матери — выдающуюся костромскую святыню.

Именно ей, этой исторически значимой, чудотворной иконой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — шестнадцатилетний Михаил.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в наши дни является жемчужиной в архитектуре старинной Костромы и центром духовной жизни города.

Святыни женского монастыря в Костроме

Территория и храмы

Вслед за Богоявленским собором стали возрождаться к жизни и другие, значимые для верующих, храмы.

Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, также церковь Смоленской иконы Божией Матери с её удивительной иконой-фреской Богородицы, чудом пережившей все многочисленные пожары в монастырских стенах.

В крипте, под клетью забора освящен храм во имя Преподобного Никиты Костромского, Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты.

Также возрождены и открыты для верующих Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен.

Сохранилось здесь и трёхэтажное здание с великолепными наличниками на окнах. Это Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас здесь располагается духовная семинария города.

Феодоровская икона Богородицы

Весь путь, пройденный Костромой за прошедшие века, тесно связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Одна из известнейших российских святынь и главная святыня Костромы находится в Богоявленско-Анастасиином Соборе.

Согласно древним преданиям князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Эта икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы и стала его молельным образом. В августе 1263-го главная святыня Костромы чудесным образом явилась во владениях Василия Ярославовича, который был младшим братом князя Юрия Всеволодовича.

Согласно легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. В нем горожане признали Феодора Стратилата, великого святого и мученика.

Важно

Обретенную святыню жители города с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

В 1613 году призвали на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Это торжественное событие провели перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего икона Богородицы стала особо почитаться среди представителей дома Романовых.

Уже стало традицией, что в день празднования Чудотворного образа 29 августа, жители Костромы ежегодно совершают крестный ход по улицам города. Многочисленные представители духовенства, православные костромчане, а также многочисленные паломники с молитвенным пением несут перед собой икону Феодоровской Божией Матери.

Предание гласит, что чудотворный образ написан рукой святого апостола и евангелиста Луки. Считается, что Феодоровская икона Пресвятой Богоматери имеет чудотворные свойства. Ее еще можно назвать семейной, так как она покровительствует всему, что связано с семейным благополучием: помогает при рождении и воспитании детей.

Перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. И искренняя, сердечная молитва никогда не остается без ответа.

Святые мощи

Пожалуй, трудно найти другой такой монастырь в России, где подобно Богоявленско-Анастасииному, хранится так много величайших христианских святынь. Это обусловлено богатым историческим и духовным наследием как самой обители, так и древнего города.

В местных храмах хранятся многие святыни православной веры: мощи преподобных Тимона и Никиты Костромского, основателя монастыря и Небесного покровителя Костромы.

Свой монашеский путь Преподобный Никита начал в Троице-Сергиевой Лавре, под духовным наставничеством Преподобного Сергия Радонежского. По благословению своего наставника 19 лет он был игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря. Затем 7 лет управлял Боровским Высоцким монастырем, где духовно взрастил великого святого русской земли Пафнутия Боровского.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kostroma-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr/

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Адрес: Россия, Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26
Основан: XV век
Координаты: 57°46′23.08″N 40°55′30.

34″E
Основные достопримечательности: Богоявленский собор (построен в 1559 году), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор, церковь Смоленской иконы Божией Матери, колокодьня
Святыни монастыря: чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери, святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий.

Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован.

И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским.

Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году.

Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей.

Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году.

Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Совет

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги.

Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале.

В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы – дочери Дмитрия Донского.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем.

В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь.

За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Обратите внимание

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось.

Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа – генерал-майора М.П.

Читайте также:  Мученица агапия, ирина и хиония

Салтыкова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки.

Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский.

Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

Важно

Монастырская колокольня

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали.

Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году.

Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального.

Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых.

А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Монастырские ворота

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера.

Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг.

Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене.

В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов.

Совет

Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа.

Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа.

Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Рейтинг достопримечательности

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/763-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr-v-kostrome

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Богоявленский Монастырь основан в 1426 году Преподобным Никитою – учеником и родственником Преподобного Сергия Радонежского. 

Известный историк Иоанн Баженов свою знаменитую книгу «Костромской Богоявленско-Анастасиин женский Монастырь» в 1895 году озаглавил: «В ряду исторических памятников в городе Костроме Богоявленско-Анастасиин Монастырь занимает довольно видное место, как по своей древности,  так и по высокому значению для костромских граждан и окрестных жителей».

«Имя основателя Богоявленскаго Монастыря, – пишет Архимандрит Иосиф Бажанов в 1879 году, – разъяснилось трудами таких ученых исследователей отечественной истории, как В. Ундольский и П. Казанский. В сборнике первого (под № 574) замечено: «Преподобный старец Никита, основатель Богоявленскаго Монастыря, что на Костроме, сродник и ученик Сергию Чудотворцу».

По исследованию П.С. Казанскаго, профессора Московской Духовной Академии, в числе учеников Преподобнаго Сергия Радонежскаго упоминается под 1414 годом Никита, настоятель Боровскаго Монастыря. В алтаре Успенскаго Собора Сергиевой Лавры имеется изображение Преподобнаго Никиты, в ряду учеников Преподобнаго Сергия.

«Этот Никита, – заключает Казанский, – под старость переселился из Боровска в Кострому и около 1426 года основал новый Богоявленский Монастырь; погребение сынов Боровскаго князя в обители знакомого ему Настоятеля Никиты может служить фактическим подтверждением переселения его в Кострому из города Боровска».

(«Несколько заметок о возобновленном Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре», 1879  г., Санкт-Петербург, 16  стр.)

Обратите внимание

В 1847 году Костромские граждане называли Костромскую Богоявленскую Обитель «дорогой для них», «общенародной своей святыней, служившей молитвенным прибежищем для них и для их предков» (там  же,  стр.2).

В письменном заявлении градскаго головы А. Рыльцова, 8 числа августа 1850 года Великим Князьям: Николаю и Михаилу Николаевичам, во время прибытиям Их в город Кострому говорилось, что Богоявленский Монастырь составляет «лучшее украшение города и утешение жителей по благолепию и чину церковному» (стр. 3).

В разделе «Древность и историческая важность» упоминается основание Монастыря в 1426 году основателем Богоявленской Обители старцем Никитою, о присутствии в 1613 году при избрании на Царство Михаила Феодоровича Романова Настоятеля Богоявленского Монастыря Игумена Арсения и его подписью в «Избирательной грамоте» (стр. 12).

В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином Монастыре» в той же книге читаем:

«Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта Обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года  (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы – при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой Обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879  года, Архимандрит Иосиф,  Бажанов).

«Богоявленский Монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов – Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых – родственников Великой Инокини Марфы – Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых. 

На втором освящении  (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного Собора в 1869 году 28 декабря Архиепископ Платон (стр. 57) прочитал составленную им самим особую молитву:

«Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей Обители и всех приходящих сюда для молитвы!

Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей Обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами!

Царица Небесная! Тебе вручена сия Обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов.

Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал воcстановлению и украшению храма и Обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою». 

Документальные выписки  о Богоявленском Монастыре

из исторических книг 1879 и 1895  годов

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/monasteries/bogoyavlensko-anastasiin-zhenskij-monastyr.html

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме

Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь  — женский (ранее, до 1863 года — мужской) монастырь, расположенный в Костроме на улице Симановского (Богоявленской). В Богоявленском кафедральном соборе находится Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая Русской православной церковью чудотворная икона Богородицы, известная как одна из святынь дома Романовых.

История

Основание монастыря

Монастырь основан происходившим из Подмосковья учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске.

Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу.

В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений.

Важно

Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного.

В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского – Анастасией) и Крестовоздвиженский.

В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана Грозного оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году (игумена Исайю погребли в подклете построенного им Богоявленского собора).

Читайте также:  Мироточивая икона александра невского

Смутное время

Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II во главе с А. Лисовским осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на оборону монастыря, которую вели монахи и монастырские крестьяне, 30 декабря польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили.

При этом погибли 11 иноков: три иеромонаха — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян (последующие поколения насельников монастыря вплоть до революции ежегодно совершали 30 декабря заупокойные службы в память о погибших защитниках обители).

Монастырь в XVII—XIX веках

В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола Иоанна Богослова — освящена 8 мая 1610 года Патриархом Гермогеном (не сохранилась).

В 1607—1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь (не сохранилась), в 20-е годы — звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (не сохранилась).

В 1642—1648 годах вокруг обители, взамен деревянных, были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость (в числе основных вкладчиков на её строительство наряду с боярином М. М. Салтыковым был и Патриарх Иосиф). Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню.

Богоявленский собор был кардинально перестроен (с трех сторон его обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились.

В.C. Садовников «Вид Богоявленского Анастасиева монастыря в Костроме» (после 1865 года)

В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствует боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители своё родовое кладбище.

В подклете Богоявленского собора были погребены окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил, + 1608), его сыновья — бояре Борис Михайлович (+ 1644) и Михаил Михайлович (+ 1671), внук Петр Михайлович (+ 1690, видный государственный деятель в царствование Алексея Михайловича, возглавлявший Малороссийский приказ), правнук стольник Федор Петрович (+ 1682, погиб в Москве во время стрелецкого бунта) и другие.

На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трёхэтажное здание, с красивыми наличниками окон (особенно нарядны они на верхних этажах).

В 50-е годы XVIII века была построена Никольская («Салтыковская», как обычно называли её костромичи) церковь (освящена в 1760 году); она сооружена над гробницей генерал-майора М. П. Салтыкова его вдовой Е. М. Салтыковой.

Совет

Это был высокий барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным завершением. В советское время он был снесён.

В XIX веке наружную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом.

Советский период

В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом.

В 1920—1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский («Салтыковский») храм и Никольская часовня.

В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.

Архитектурный ансамбль монастыря

Современная жизнь монастыря

Монастырь был возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский определением Священного Синода Русской православной церкви 20 июля 1990 года. В марте 1991 года из Успенского Пюхтицкого монастыря прибыли первые насельницы.

17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Божией Матери. В 1991 году начались богослужения в Смоленской церкви. В 2006 году был восстановлен храм во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского в подклете собора.

В. В. Путин вручает игуменье Иннокентии (Травиной) орден Дружбы 16.01.2001 года

В 1993—1997 годах были расселены западный и больничный корпус, а в 2001 году — восточный корпус (именовавшийся также настоятельским), которые использовались как жилые здания.

При участии администрации города Костромы была полностью восстановлена монастырская стена по улице Симановского (Богоявленской). Возродилось монастырское кладбище, а на месте разрушенного Никольского («Салтыковского») храма воздвигнут памятный крест.

При монастыре созданы две гостиницы для посещающих обитель паломников и священнослужителей.

В 2002 году на территории монастыря был установлен памятник св. Феодору Стратилату, освященный в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход посетителей на территорию монастыря запрещён; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.

При монастыре действуют приют для девочек-сирот во имя св. Иоанна Кронштадтского и богадельня для престарелых во имя св. Марии Магдалины.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/kostromskaya-oblast/kostroma/bogoyavlensko-anastasiin-monastyr

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь в Костроме

еще фотографии →

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь – это действующая обитель и центр духовной жизни Костромы. На территории монастыря расположен Богоявленский Кафедральный собор. Каждый день сюда приходят сотни верующих и паломников со всей России, чтобы поклониться главной его святыне – чудотворной Федоровской иконе Божьей матери.

Во время Второй Мировой войны самолет с Федоровской иконой Божьей матери облетел Москву, в 2001 году для защиты города, с разрешения патриарха Алексия II, тот же ритуал был совершен над Костромой. Федоровская святыня издавна является покровительницей детей и семьи.

Обратите внимание

Обитель расположена недалеко от главных достопримечательностей Костромы, в историческом центре города, и осмотреть ее непременно стоит. Правила посещения самой обители очень строги и часто вход на ее территорию закрыт. Вместе с тем, внутреннее и внешнее убранство Богоявленского собора предстанет перед Вами во всем своем великолепии.

На монастырской территории, кроме кафедрального собора, находятся собор Богоявления Господня, церковь Смоленской иконы Божией Матери и колокольня.

Из истории

История обители очень интересна, а временами и трагична – она связана с тремя древними монастырями.

Согласно преданию, в конце XIV – начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время реку Сулу Вы не увидите: она течет в трубе под Пятницкой улицей).

Первоначально монастырь был особножительным, или идиоритмическим, (по уставу такой обители, каждый монах сам ведет свое хозяйство и сам питается). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоздвиженский монастырь.

Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559-1565 годах в обители был возведен Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена.

К тому времени в Ангастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско- Анастасииного женского монастыря.

В истории обители много трагических событий – Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но монастырь вновь отстраивается и возрождается.

Важно

В 1991 году впервые после 1925 года в соборе была проведена церковная служба, а через несколько месяцев в храм внесли выдающуюся костромскую святыню – Федоровскую икону Божией Матери. Вскоре возобновились службы в Смоленской церкви, а в 2006 году восстановлен храм в подклете собора (освященный во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Никиты Костромского).

Летом 2010 года началось восстановление колокольни Кафедрального собора. Интересно, что с началом работ на хмуром небе неожиданно появилась радуга, красовавшаяся в течение 10 минут, что свидетельствовало о том, что в обители начато благое дело.

Многие годы работы проходили на всей территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. За время забвения монастырские постройки ушли в землю и их стены стали разрушаться. Строители сняли грунт и углубили коммуникации. Заново выполнена планировка территории, устроены дорожки и отмостки, построена пешеходно-транспортная сеть.

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь вновь стал одним из духовных центров не только Костромы, но и всей России! Это самая древняя женская обитель в Костромском крае.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21090.htm

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме | Христианство на 4-women.ru

Сегодня Богоявленско-Анастасиин монастырь располагается в самом центре Костромы, вблизи основных достопримечательностей. Основан он был еще в далеком 1426 году.

Тогда он находился на самой окраине города. Никита Костромской, будучи учеником и последователем самого Сергия Радонежского, считается основателем обители.

Сегодня монастырь представляет огромную ценность для православного мира.

Тяжелое время предшествовало основанию обители. В 15 веке Русь постоянно подвергалась набегам монголо-татар. Князья воевали между собой. Изначально все строения монастыря были из дерева. Он состоял из двух соборов: основного Богоявленского и Николаевского.

В 16 веке игумен обители принял решение заменить Богоявленский собор каменным. На это дал согласие митрополит Московский и всея Руси Макарий.

В 1559 году началось строительство нового храма благодаря щедрым пожертвованиям двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Старицкого.

На строительство собора ушло шесть лет. Строили его мастера из Ростова. Освятили обитель в 1565 году. На то время это было одно из самых величественных и красивых строений в городе.

Судьба нового собора

Через какое-то время после строительства нового собора Старицкий вместе со служителями монастыря попал под царскую расправу. Старицкого, игумена Исайю и нескольких других служителей монастыря убили по царскому приказу. В подклете собора до сих пор находится могила Исайи. Беды не оставляли монастырь ни на минуту.

Он несколько раз подвергался нападкам и грабежу польских интервентов, которые не только грабили, но и убивали обитателей монастыря. Со временем всех захватчиков изгнали из России. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь начали восстанавливать и расширять.

В 17 веке его территория состояла уже из нескольких каменных построек.

Богоявленский собор расширяется

В 1618 году на территории собора возвели Трехсвятительскую крепость. Строительство началось еще в 1607 году. В здании крепости разместили трапезную, хлебопекарню, ризничную палату и складские помещения.

В 1613 году Богоявленско-Анастасиин монастырь обнесли галереей и соединили с Трехсвятительской крепостью и Никольским храмом каменным перешейком. В 17 веке в честь Сергия Радонежского возвели звонницу и построили еще несколько хозяйственных помещений.

Вокруг обители была деревянная ограда, которую также заменили каменной.

Гурий Никитин и Сила Савин руководили украшением монастыря настенными росписями. Сегодня несколько фресок декорируют стены соседних обителей. Например, роспись с изображением Смоленской иконы Божией матери находится сегодня в Смоленской церкви. Более того, это главная ее святыня.

Читайте также:  Василий блаженный

Сложные времена

18 век для Богоявленской обители был непростым. Монастырь пришел в упадок. В новых храмах и постройках не было необходимости. Служителей храма постепенно отстраняли за ненадобностью.

Так, из нескольких сотен осталось всего 17 человек. В это время увидела свет лишь маленькая Никольская церковь, построенная вблизи могилы М. П. Салтыкова на средства его жены.

Все принадлежавшие монастырю вотчины также отобрали.

В начале 19 века в монастыре организовали Костромскую духовную семинарию. В 1924 году одну из башен, украшенную фреской иконы Смоленской Божией матери, перестроили в Смоленскую церковь, которая функционирует и сегодня.

В 1847 году на монастырь вновь обрушились несчастья. Большой пожар практически полностью поглотил весь город. Богоявленский монастырь также сильно пострадал.

Стены остались целыми, но внутри все полностью сгорело. Деревянные постройки рухнули. В 1848 году монастырь решили закрыть, а на его месте организовать духовную семинарию.

Совет

Служителям предложили перейти в другой монастырь, расположенный недалеко от Костромы.

В последующие десятилетия монастырские постройки разбирались по кирпичикам. Трехсвятительская церковь была полностью уничтожена. Такая же участь постигла и звонницу, и галерею, и Никольский храм. Собор тоже должны были уничтожить. Но местные граждане встали на его защиту, и храм сохранили.

Восстановление собора

Богоявленский монастырь решили объединить с Анастасиинским Крестовоздвиженким. С тех пор собор начали называть так: Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь.

Епископ Платон, который в то время возглавлял Костромскую кафедру, и игуменья Мария, настоятельница Анастасиинского женского монастыря, принимали активное участие в слиянии двух обителей.

В 1864 году в новом монастыре провели первое богослужение.

Восстановление древнего собора не обошлось без его расширения. В старом храме решили расположить алтарь. В 1869 году новый Богоявленско-Анастасиин монастырь был открыт. В нем провели первое торжественное богослужение. В новом соборе расположились два престола, посвященных Богоявлению Господнему и великомученице Анастасии.

Другие монастырские постройки также постепенно восстанавливали. Из западной башни построили колокольню. Восстановили и Никольскую церковь. И даже построили несколько жилых корпусов для служителей монастыря.

Кое-что из жизни монастыря

В 1887 году снова пострадал от пожара г. Кострома. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, к счастью, практически не пострадал. В 1889 году ушла из жизни верная настоятельница обители — Мария. Ее усыпальница находится на территории собора.

Храм часто посещали члены императорской семьи. В 1913 году здесь отпраздновали 300-летие династии Романовых. В военное время стены монастыря служили госпиталем. В 1919 году монастырь пришлось закрыть. На его месте вырос рабочий поселок, но главный собор продолжал работать еще 6 лет. В 1925 году его передали государственному архиву Костромы.

Новая жизнь монастыря

В 1990 году монастырь начали возрождать. В 1991 году ему передали чудотворную Феодоровскую икону Божьей Матери. Территория обители быстро преображалась. На ней построили новые корпуса, восстановили монастырскую стену и даже построили несколько гостиниц для служителей и частых посетителей обители. Открыли детский приют.

Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме вновь наполнился жизнью. Сотни паломников, туристов и просто жителей города приходили в его стены за Божьей благодатью. Это поистине святое место, наполненное духовным блаженством. Посетив Кострому, обязательно нужно осмотреть и монастырь.

Заряд духовной энергии обеспечен надолго.

Святыни Богоявленско-Анастасиина монастыря

За все время существования монастыря в его стенах оказалось несколько удивительных святынь. Здесь находится фреска — икона Смоленской Божьей Матери. Особую милость можно получить, прикоснувшись к святым мощам преподобного Никиты Костромского.

Здесь же находятся мощи преподобного Тимона, Надеевского старца. Частицы мощей 278 святых переданы Богородицким Игрицким мужским монастырем и покоятся сегодня в обители.

Здесь же хранятся частицы Господней Ризы, пояса и одеяний Пресвятой Богородицы, переданные из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря. Главная святыня — Феодоровская икона Божьей Матери.

Обратите внимание

Богоявленско-Анастасиин монастырь (Кострома) находится на ул. Симановского, 26. Из общественного транспорта туда ходят троллейбусы №№ 2 и 7 и автобусы №№ 1 и 2. Остановки — «Улица Пятницкая» или «Фабрика-кухня».

Источник

Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/bogoiavlensko-anastasiin-monastyr-v-kostrome.html

Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь

Когда-то в Костроме раздельно располагались монастыри Анастасьин, Крестовоздвиженский и Богоявленский. Последний из них относился к мужским, а первые – к женским, но история их одинаково богата.

Первый появился благодаря жене русского царя Ивана IV – Анастасии Романовой, а последний благодаря знаменитому в русской культуре старцу Никите. Прошло время и все три монастыря слились в единое целое.

Из истории Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря

При построении тогдашних монастырских зданий использовался основной материал на то время – дерево, посему Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь стал исключением. Богоявленский собор стал первым в городе каменным зданием.

История монастыря имеет и те страницы, которые хотелось бы забыть. В 1569 году на монастырь обрушились беды со стороны правительства. Иван Грозный приказал казнить ряд иноков из-за клеветы на монастырь, которую кто-то донёс до его ушей. Практически через пятьдесят лет монастырь посетила новая беда – осада Лжедмитрия.

Войску удалось пробить стены и проникнуть на территорию монастыря, что обернулось численными грабежами, разрушениями и, хуже всего, жертвами. Во время этой стычки погибло 54 человека, а монастырь нуждался в восстановлении.

Примечательно, что погибшие в этот день люди постоянно вспоминались на службах, пока в 20 веке монастырь не закрыли.

С восстановлением монастыря затягивать не стали. В 1609 году были построены две церкви и звонница, которые до сегодняшнего дня не сохранились.

Наиболее приковывающим взгляд построением в то время стала Трехсвятительская церковь, на возведение которой ушло около десятка лет.

Здание выглядело роскошным и пафосным, заслуженно получив звание самого красивого храма, уступая первенство лишь Богоявленскому собору.

Важно

В то время Богоявленский собор подвергся значительной перестройке в виде обнесения стен галереей и пристройки храма небольших размеров.

В то же время собор и расписали, только фрески, к сожалению, не сохранились, зато сохранились надгробия людей, сыгравших важную роль в истории становления монастыря.

Всё в тот же период территорию оградили частично уцелевшими нынче каменными стенами, остатки которых не дают полного представления о той неприступной крепости, сооружённой когда-то давно. Одна из башен сохранилась, преобразовавшись со временем в колокольню.

На сегодняшний день можно утверждать, что Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь является настоящей архитектурной ценностью.

В особенности ярчайший пример барокко – Никольская церковь и существующая более двух с половиной веков трапезная палата.

В Костроме Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь смело можно назвать исторической и культурной достопримечательностью, которую стоит увидеть.

Фото и видео

Источник: http://russianasha.ru/tury-v-kostromskaya-oblast/chto-posmotret/bogoyavlensko-anastasinskij-zhenskij-monastyr

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме (Россия)

12 Июня 2008, Четверг

Татьяна Фелпс  
(Англия, East Sussex)

Это второй монастырь после Ипатьевского монастыря,

который мы посетили в городе Костроме и который произвел на меня не меньшее впечатление, чем первый.

Он считается женским монастырем, на территории расположена монашеская обитель, восстановленная после многолетних разрушений и пожара в 1847 году.

Богоявленско – Анастасиин монастырь XVI-XIX века основан преподобным Никитой, учеником и родственником Сергия Радонежского. Его покровителем был боярский род Салтыковых, состоявщий в прямом родстве с династией Романовых.

Фотографировать внутри было нельзя, я сначала огорчилась, а потом забыла про это как будто и не хотела. Потому что когда зашла в Храм, шла служба, не это ли счастливое совпадение? По ходу священник, который выступал еще и гидом для нашей группы англичан начинает рассказывать об удивительной иконе, которая находится в Храме.

Это – Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери XIII века – главная святыня Костромской земли. Именно этой иконой был благославлен на царство Михаил Романов и она оставалась всегда невредимой, какие бы пожары не полыхали или город был сметен до основания, ни во время революции, ни при других нашествий врагов.

Вот такой чудотворный Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, к помощи которой обращалось не одно поколение людей как из Костромы так и из других регионов.

Я была рада, что мне выпала такая возможность, постоять на службе, зажечь свечу и выполнить ту церемонию, который каждый должен сделать, подходя к иконе. Невероятное облегчение чувствуется после посещения Храма.

Башня – колокольня XVII-XIX века.

Памятник великому Федору Стратилату, небесному покровителю г.Костромы.

Вы знаете, мы живем в России и редко куда далеко можем поехать, специально посмотреть то или иное красивое и святое место. То нет возможности, постоянно в работе и бытовой рутине, то нет денег или желания преодолевать такие долгие путешествия, когда рядом много что посмотреть.

Поэтому мне захотелось вам показать и немного рассказать о том, что я увидела.
Расстояния действительно большие, тем более для иностранцев, мы пробыли в пути больше времени, чем где мы останавливались, дороги….

как бы помягче сказать 🙂 весьма отличаются от английских и я переживала за группу, как они выдержат такие испытания, в дороге по 4-6 часов! но как ни странно, выдержали!!! Если в дороге и появлялось небольшое напряжение и усталость, то по прибытию в любой горо�� нашего маршрута все это исчезало с такой скоростью, что я сама удивлялась как это еще у нас есть силы столько ходить и смотреть! Моим друзьям англичанам ВСЕ было интересно, если бы они знали, а как интересно было мне! 🙂

Живя сейчас заграницей, начинаешь по другому воспринимать свою родину, а точнее я ее толком то и не видела, прожила какое то время там, где родилась, потом где училась и работала, потом Москва, а она сама как маленькая страна, ее то не смогла узнать достаточно за те несколько лет, прожитых там. Вроде бы живешь в России, у себя дома, что еще нужно?
Сейчас еще прибавляется то, что видишь и чувствуешь в других странах, может поэтому острее воспринимаешь то, что видишь в России? Моим глазам как будто открывается другой мир, а ведь я сама из этого мира, поэтому мои ощущения и чувства более глубокие при посещении тех или иных мест, особенно святых. Я испытала благоговейный трепет после посещения монастырей в Костроме и позже в Сергиеве Посаде (о нем нужно писать отдельно). Все мои обиды и горечи исчезли.

Ни для кого ни секрет, что есть конечно много того, что будет меняться в нашей стране, что просто требует изменений, чему мы возмущаемся и критикуем.

Но также есть и то, что навсегда останется за нами, за русской душой, за нашей историей, нашей силой и могуществом.

Мне было приятно видеть и слышать, как англичане отзываются о России, они видели те города, которые не могут похвастаться благополучным экономическим положением и что еще работать и восстанавливать много чего.

Но они отметили наше русское гостеприимство, доброжелательность русских друзей, нашу кухню, историческое наследие, памятники и конечно же неизгладимое впечатление на них произвели монастыри и церкви, которые мы посещали.

А также они отметили, что у России огромный потенциал! и то что она такая большая, для этого и требуется намного больше времени для ее восстановления. Поистине можно и нужно гордиться всем этим!

С теплым приветом из России!
Татьяна Фелпс.

Написать автору

Татьяна Фелпс
(Англия, East Sussex)

Об авторе и другие произведения Татьяны Фелпс

Отзывы и комментарии направляйте на адрес редакции

Источник: http://www.russianwomanjournal.com/nostalgy8.htm

Ссылка на основную публикацию