Болгарская православная церковь

Болгарская православная церковь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г.

Болгарская Православная Церковь (или Болгарский Патриархат), автокефальная поместная Церковь

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты.

Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян.

Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Обратите внимание

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

См. также Епископат Болгарской Православной Церкви; Исторические епархии Болгарской Православной Церкви

Исторический очерк

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен.

По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал.

В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам.

Однако в VIII – IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 864 (865?) году, при святом князе Борисе I (+ 907).

В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году – Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в.

Важно

Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии.

Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата.

По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский.

По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

Предстоятели

[6]

Архиепископы

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий

Патриархи

  • Дамиан (927 – после 971)
  • Герман (кон. X в.)
  • Филипп (кон. X в. – нач. XI в.)
  • Давид (1016 – 1018)
  • Иоанн (1018 – 1019)
    • см. далее архиепископов Охридских

Архиепископы Тырновские

  • Василий I (1186/87 – после 1230)
  • Виссарион

Патриархи Тырновские

  • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
  • Василий II (1246 – ?)
  • Иоаким II (ок. 1265)
  • Игнатий (до 1273 – после 1277)
  • Cщмч. Макарий
  • Иоаким III (1280-е – 1300)
  • Дорофей
  • Роман
  • Феодосий I (ок. 1337)
  • Иоанникий I
  • Симеон (ок. 1346)
  • Феодосий II (ок. 1348 – ок. 1360)
  • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х – ок. 1375)
  • Свт. Евфимий (1375 -1393)

Экзархи Болгарские

  • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
  • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 – 17 июня 1877)
  • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 – 20 июня 1915)
    • Парфений (Иванов) (1915 – 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
    • Василий (Михайлов) (июнь 1918 – октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Максим (Пелов) (22 октября 1921 – 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
    • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 – 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
    • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 – 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
    • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 – 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
  • Стефан (Шоков) (21 января 1945 – 6 сентября 1948) митр. Софийский
    • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 – 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Паисий (Анков) (4 января 1949 – 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

Патриархи Болгарские

Исторические титулы предстоятеля

  • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 – упом. 2013)

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис – креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) – создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) – один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей – преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Статистика

  • 1999 – 8 млн. членов [7]
  • кон. 2008 – ок. 2600 приходов; ок. 1500 священников; в Болгарии 120 монастырей с около 200 монашествующих [3]
  • 2011 – в Болгарии 4 374 135 “восточноправославных” [8]

Учебные заведения

  • Софийская духовная семинария
  • Пловдивская духовная семинария

Ставропигии

Внешние связи

Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

Литература

  • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, Москва, 1999, 693.

Использованные материалы

[1]  Например по юлианскому календарю живёт Харпер-Вудский Саввинский монастырь.

[2]  “около 1500 священников” согласно статье “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F

[3]  “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F

[4]  “120 монастырей в стране” согласно статье “Българска патриаршия”, портал Православие БГ, 13 июля 2009, http://www.pravoslavie.bg/%D0%9F%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%…%8F. В то же время количество монастырей Болгарской Церкви за границей не превышало двух-трёх.

[5]  По переписи населения Болгарии 2011 года, http://censusresults.nsi.bg/Census/Reports/2/2/R10.aspx, в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, “восточноправославными” записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

[6]  Основа списка предстоятелей – ст. Косик В. И., Темелски Хр., Турилов А. А., “Болгарская Православная Церковь”, Православная энциклопедия, т. 5, с. 615-643, http://www.pravenc.ru/text/149675.html

[7]  Ссылка на Робертсон, Рональд, Восточные христианские церкви. Церковно-исторический справочник, СПб., 1999, http://www.orthodoxworld.ru/ru/segodnia/2/index.htm

[8]  По переписи населения Болгарии 2011 года, http://censusresults.nsi.bg/Census/Reports/2/2/R10.aspx, в которой ответ на вопрос о религии был необязательным.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/15.html

Болгарская православная церковь (стр. 1 из 2)

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии.

В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была впервые провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св.

Совет

апостола Павла – Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал.

Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией – многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени – болгары.

Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа – болгары и славяне – слились в один , получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852–889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа.

Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе.

В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Обратите внимание

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия – свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие.

Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса – Симеона (893–927).

По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя “царем болгар и ромеев”. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана — патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле , после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид — столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 – 1014).

Завоевавший в 1018 – 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии.

Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками.

Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный “Благовестник”.

Важно

После восстания 1185 – 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Читайте также:  Мученики петр, дионисий, андрей, павел, христина

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г.

после заключения болгарским царем Иоанном Асеном II с Никейским императором Иоанном Дукой военного союза, одним из условий которого было признание Тырновского архиепископа патриархом.

В этом же году церковный собор, прошедший под председательством Константинопольского Патриарха Германа II и при участии греческого и болгарского духовенства признал патриаршее достоинство за Тырновским архиепископом Иоакимом. С решением собора согласились все восточные Патриархи, приславшие своему собрату “рукописание своего свидетельства”.

Вторая Болгарская Патриархия просуществовала 158 лет (1235–1393) до самого покорения Болгарии турками. За эти годы она достигла полного расцвета своих духовных сил и оставила церковной истории имена своих славных предстоятелей. Одним из них был св.

Иоаким I, выдающийся подвижник Афона, прославившийся в патриаршем служении своей простотой и милосердием. Тырновский Патриарх Игнатий известен своей стойкостью и твердостью в исповедании православной веры во время Лионской унии 1274 года Константинополя с католическим Римом. Нельзя не упомянуть и святителя Евфимия .

Этот ревностный архипастырь отдал все свои силы на благо Церкви и народа.

Патриарх Евфимий собрал вокруг себя целую школу церковных писателей из болгар, сербов и русских и сам оставил несколько сочинений, среди которых жизнеописания болгарских святых, похвальные слова и послания. В 1393г.

во время кровопролитной войны болгар с турками он, в отсутствие царя, занятого войной, был правителем и опорой бедствующего народа. Святитель показал высокий пример христианского самопожертвования , отправившись в лагерь турок просить их о помиловании вверенной ему паствы.

Совет

Сам турецкий военноначальник был изумлен этим подвигом Патриарха, принял его довольно ласково и отпустил с миром.

После взятия Тырнова турками патриарх Евфимий был приговорен к смерти, но затем отправлен в пожизненную ссылку во Фракию, где и скончался.

С падением Второго Болгарского царства Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Патриархии на правах митрополии

Одним из выдающихся деятелей Болгарской Церкви XVIII века был преподобный Паисий Хилендарский (1722–1798гг.) В молодости он отправился на Афон, где в монастырских библиотеках начал изучать материалы, касавшиеся истории родного народа.

Такого же рода материалы он собирал во время поездок по стране в качестве монастырского проповедника и проводника паломников, стремившихся посетить Святую Гору. В 1762 г. преподобный Паисий написал “Историю славяно-болгарскую о народах, и о царях, и о святых болгарских”, в которой привел факты минувшей славы болгарского народа.

После успешной русско-турецкой войны 1828–1829гг. укрепились связи болгар с Россией. Болгарские иноки стали обучаться в русских Духовных школах.

К началу второй половины XIX в. болгары настойчиво выражали требование о восстановлении Болгарской церковной автономии. В связи с этим в1858 г. на созванном Константинопольским Патриархом Соборе болгарские представители выдвинули ряд требований по устройству болгарской церковной организации.

В связи с тем, что эти требования были отвергнуты греками, епископы болгарского происхождения решили самостоятельно провозгласить свою церковную независимость.

Настойчивость болгар в решении добиться церковной самостоятельности заставила Константинополький патриархат со временем пойти на некоторые уступки в этом вопросе.

28 февраля 1870 г турецкое правительство обнародовало султанский фирман об учреждении независимого Болгарского Экзархата для болгарских епархий, а также тех епархий, православные жители которых пожелают войти в его юрисдикцию.

Обратите внимание

Экзархату предлагалось поминать Константинопольского Патриарха за богослужением, ставить его в известность о своих решениях и получать для своих нужд Святое Миро в Константинополе. Фактически султанским фирманом восстанавливалась независимость Болгарской Церкви.

Первым экзархом был избран 11 февраля 1872 г. епископ Ловчанский Иларион, но через пять дней из-за своих немощей он отказался от данного поста. На его место был избран Видинский митрополит Анфим (1816–1888 г.), выпускник Московской Духовной Академии.

Новый экзарх немедленно отправился в Константинополь и получил от турецкого правительства берат, предоставлявший ему права, частично провозглашенные султанским фирманом 1870 г.

После этого Константинопольский Синод объявил экзарха отлученным от Церкви и объявил Болгарскую Церковь схизматической.

Источник: http://MirZnanii.com/a/317630/bolgarskaya-pravoslavnaya-tserkov

Болгарская православная церковь

Открытая православная энциклопедия “ДРЕВО”.

Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации.

Болгарская Православная Церковь – Поместная Автокефальная Церковь . Другое официальное наименование – Болгарский Патриархат .

Официальный сайт: http://www.bg-patriarshia.bg/

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен.

По преданию, епископская кафедра имелась в городе Одесс (ныне Варна ), где епископом был ученик апостола Павла Амплий , и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив ), где епископствовал Ерм , апостол от 70. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал .

В V – VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии .

В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха . В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам .

Однако в VIII – IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары , а за страной Болгария .

Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 864 ( 865 ?) году, при святом князе Борисе I (+ 907 ).

Важно

В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году – Патриархатом с центром в Охриде . Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией . С XIV в.

Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя , автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии.

Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата .

По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор ( 1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский.

По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявленна Константинопольским Патриархатом схизматической . Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом .

В 1994 г. в Болгарской православной церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом , 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима . Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис – креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869 ) и Мефодий (+ 885 ) – создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент , епископ Охридский (+ 916 ) – один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798 ) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813 ), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей – преподобный Иоанн Рыльский (+ 946 ) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Каноническое устройство

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты .

Законодательная власть принадлежит Церковному собору, в который входят все служащие архиереи , представители духовенства и монашествующих , а также определенное число мирян .

Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Совет

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии , которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов . Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами .

На конец 2008 год Церковь имела около 2600 приходов в которых служат около 1500 священников. В 120 монастырях Болгарии подвизается около 200 монашествующих [1] .

Число последователей – 6 млн. человек, в этническом отношении это в подавляющем большинстве болгары .

Каноническая территория – Болгария ; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на несколько епархий в Европе , Америке и Австралии .

Титул Предстоятеля: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский.

Резиденция Патриарха, ставропигиальный кафедральный собор во имя святого благоверного князя Александра Невского , находятся в Софии .

Епархии

В Болгарии:

Софийская

Варненская и Великопреславская

Великотырновская

Видинская

Врачанская

Доростольская

Ловчанская

Неврокопская

Плевенская

Пловдивская

Сливенская

Старозагорская

Русенская

В рассеянии:

Западно и Среднеевропейская

Нью-Йоркская – США, Канады и Австралии

Титулярные викариатства [2]

Агатонийская

Адрианопольская

Браницкая

Величская

Девольская

Драговитийская

Знепольская

Константийская

Левкийская

Маркианопольская

Месемврийская

Проватская

Стобийская

Тивериопольская

Троянопольская

О ставропигиях Болгарской Церкви см. ст. ставропигия . Существуют также несколько отдельных приходов в ее ведении: 2 – в Венгрии , 2 – в Румынии и 1 – в Австрии . На Афоне издавна находится болгарский монастырь – Зографский .

Предстоятели

Архиепископы

Св. Иосиф I 870-?

Георгий

Леонтий I

Димитрий I

Сергий I

Григорий I

Патриархи

Дамиан 927 – ?

Герман

Филипп кон. X в.

Давид 1015-1018

Архиепископы (Охридские)

Иоанн I 1018-1037

Лев I XI в.

Феодул I 1065

Иоанн II Лампин. . . 1078 или 1079

Иоанн III Трезвый

Феофилакт I . ок. 1085 -1108

Лев II Мунг ок. 1120

Михаил

Иоанн IV Комнин

(брат импер. Алексия I Комнина) сер. XII в.

Евстафий

Константин I ок. 1160 – 1170

Иоанн V Коматир ок. 1213

Димитрий II Хоматен ок. 1216 – 1234

Иоанникий

Сергий II

Константин II Кавасила 2-я пол. XIII в.

Иаков Проархий

Адриан

Геннадий кон. XIII в.

Макарий ок. 1295 -ок. 1299

Григорий II ок. 1317

Анфим Метохит ок. 1341

Николай I ок. 1347

Григорий III ок. 1364

Матфей ок. 1408

Никодим ок. 1452

Дорофей ок. 1466

Марк Ксилокорав 1467

Николай II

Захария

Прохор 1529 -1550

Симеон ок. 1550

Григорий IV

Никанор ок. 1557

Паисий ок. 1566

Парфений

Софроний ок. 1572

Гавриил ок. 1582 -1587

Феодул II ок. 1588

Иоаким ок. 1593

Афанасий I ок. 1596

Валаам ок. 1598

Нектарий I 1598, tl626

Митрофан ок. 1614

Нектарий II ок. 1622

Порфирий ок. 1624

Георгий

Иоасаф I ок. 1628

Авраамий 1629 -1634

Мелетий I ок. 1637

Харитон ок. 1643 -1651

Даниил

Афанасий II ок. 1653 -1658

Дионисий I. 1665

Пафнутий ок. 1692

Игнатий I ок. 1660

Арсений

Зосима I ок. 1663 -1670

Панарет 1671

Нектарий III ок. 1673

Игнатий II ок. 1676

Григорий V

Феофан 1676

Мелетий II 1676

Парфений 1677 -1683

Герман II 1688 -1695

Григорий VI 1691 -1693

Игнатий III 1693 -1695

Зосима II 1695 -1699

Рафаил 1699-1702

Мефодий 1708

Дионисий II 1709 -1714

Филофей 1714 -1718

Иоасаф II 1719 -1745

Иосиф II 1746-1751

Дионисий III 1752 -1756

Мефодий II 1757 -1758

Кирилл 1759-1762

Иеремия 1763

Анания 1763

Арсений 1763 -1767

Архиепископы (Тырновская Церковь)

Василий I 1186 -1204

Св. Иоаким 1246

Патриархи

Св. Иоаким I 1235 -1246

Василий II

Иоаким II

Игнатий ок. 1273

Макарий (священномученик)

Иоаким III ок. 1291

Виссарион

Дорофей

Роман

Феодосии I ок. 1337

Иоанникий I

Симеон ок. 1346

Феодосии II ок. 1360

Иоанникий II

Св. Евфимий ок. 1375 -1393, (ок. 1404)

Экзархи

Иларион 1872

Анфим 1872 -1877, (1888)

Иосиф 1872-1915

Наместники – Председатели Св. Синода

Софийский митрополит Парфений 1915 —1918

Доростоло-Червенский митрополит Василий 1918 -1921, (1927)

Пловдивский митрополит Максим 1921 -1927, (1938)

Врачанский митрополит Климент 1928 — 1930

Видинский митрополит Неофит 1930 -1944, (1971)

Софийский митрополит Стефан 1944 -1945

Экзархи

Стефан 1945 -1948, (1957)

Наместники Председатели Св. Синода

Доростоло-Червенский митрополит Михаил. 1948

Врачанский митрополит Паисий (Анков) 1949-1951

Пловдивский митрополит Кирилл (Марков) 1951-1953

Патриархи

Кирилл (Марков) (10 мая 1953 – 7 марта 1971)

Максим (Минков) (с 4 июля 1971)

См. также

Епископат Болгарской Православной Церкви

Литература

Народы и религии мира. Энциклопедия , Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, Москва, 1999, с. 693

Читайте также:  Блаженный иоанн устюжский

Использованные материалы

Страница портала Православие БГ :

http://www.pravoslavie.bg/content/section/21/229

http://pagez.ru/olb/018.php

http://www.ortodox.donbass.com/lib_vzgljad_istory/cerkov_bolgarska.htm

http://www.orthedu.ru/ch_hist/hist_pomestn/skurat1/04.htm

[1] Данные портала _Православие БГ_, http://www.pravoslavie.bg/content/section/21/229

[2] Викариатства с именами древних кафедр не прикреплены к конкретным городам и местным епархиям, но служат для назначения вспомогательных архиереев по надобности

ДРЕВО – открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Источник: https://slovar.cc/rel/drevo/2298108.html

Болгарская Православная Церковь

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться с древних времен. По преданию, епископская кафедра имелась в г. Одес (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла Амплий. Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I (+907).

В 919 году на Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви. Собор также заявил о возведении ее в ранг Патриархата. В 927 году Константинополь признал эти решения.

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+869) и Мефодий (+885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент, епископ Охридский (+916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+946) почитается как небесный покровитель Болгарии.Каноническая территория — Болгария; юрисдикция Болгарской Православной Церкви распространяется также на епархии в Европе и Америке.Возглавляющий ныне Болгарскую Церковь 21-й Патриарх Болгарский Максим (Минков) родился 29 октября 1914 года в селе Орешак Троянско-Ловчанского округа (скончался 06.11.2012 г.).С 1950 по 1956 год архимандрит Максим был настоятелем Подворья Болгарской Православной Церкви в Москве. 30 декабря 1956 года он был хиротонисан во епископа Браницкого.Избрание Блаженнейшего Максима Предстоятелем Болгарской Православной Церкви состоялось 34 июля 1971 года, чин интронизации был совершен в тот же день.Титул Предстоятеля: «Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский».Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского находятся в Софии.В 1992 году в Болгарской Церкви произошел раскол. Раскольники составили свой альтернативный Синод. Большинство священнослужителей не присоединились к расколу, однако каноническая иерархия официально не признавалась государством, а почти все имущество Церкви было передано в распоряжение раскольников. В 1996 бывший Неврокопский митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.В 1998 в Софии состоялся Всеправославный Собор, в котором приняли участие представители 13 автокефальных Церквей, в том числе семь Патриархов.Раскольники принесли покаяние, которое было принято Собором; анафема, наложенная на бывшего митрополита Пимена, была отменена, а его епископский сан был восстановлен. Неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские хиротонии были признаны действительными.

Обратите внимание

В 2003 году каноническая иерархия получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви.

Предстоятель:
Неофит, Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский (Димитров Симеон Николаев)

Web-сайт: www.bg-patriarshia.bg

Епархии Болгарской Церкви

Софийская митрополия

Правящий архиерей: Максим, патриарх Болгарский и митрополит Софийский Кафедра и резиденция патриарха: София Патрирший кафедральный собор: храм Св. Александра Невского

Варненская и Преславская митрополия

Кафедра: Варна Правящий архиерей: Йоан, митрополит Варненский и Великопреславский

Велико-Тырновская митрополия

Кафедра: Велико Тырново Правящий архиерей: Григорий, митрополит Велико Тырновский

Видинская митрополия

Кафедра: Видин Правящий архиерей: Дометиан, митрополит Видинский

Врачанская митрополия

Кафедра: Враца Правящий архиерей: Калиник, митрополит Врачанский

Доростольская митрополия

Кафедра: Силистра

Ловчанская митрополия

Кафедра: Ловеч Правящий архиерей: Гавриил, митрополит Ловчанский

Неврокопская митрополия

Кафедра: Гоце Делчев (бывший Неврокоп) Правящий архиерей: Нафанаил, митрополит Неврокопский

Пловдивская митрополия

Кафедра: Пловдив Правящий архиерей: Николай, митрополит Пловдивский

Русенская митрополия

Кафедра: Русе Правящий архиерей: Неофит, митрополит Русенский

Сливенская митрополия

Кафедра: Сливен Правящий архиерей: Иоаникий, митрополит Сливенский

Стара-Загорская митрополия

Кафедра: Стара Загора Правящий архиерей: Галактион, митрополит Старазагорский

Американо-Австралийская митрополия

Кафедра: г. Нью-Йорк Правящий архиерей: Иосиф, митрополит США, Канады и Австралии

Западно-Европейская митрополия

Кафедра: Берлин

Правящий архиерей: Симеон, митрополит Западно- и Среднеевропейский.

Дочерняя организация:
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах в Москве (подворье Болгарской Православной Церкви).

Источник: https://rus.bg/persony/persony/2174-bolgarskaja-pravoslavnaja-tserkov

Болгарская православная церковь

Болгарская Православная Церковь основана в 865 г. при св. князе Борисе. После четырелетной унии с Римской церковью она стала в 870 г. автономной в рамках Константинопольского патриархата. В 886 г. Болгарская церковь приняла учеников свв.

Кирилла и Мефодия, которые были экспульсированы немецким духовенством из Моравии. При царе Симеоне І Болгарская церковь провозглашена патриархией ок. 918 г., но этот статут Вселенская патриархия признала только во время наследника Симеона — св. царя Петра 927-969, который был женат на византийскую принцесу.

Когда Византия окупировала Восточную Болгарию, Болгарская патриархия перенесла свой центр в Дръстър (Силистра), а потом в разных городах Македонии. После полного крушения Болгарии в 1018 г.

император Василий Болгаробойца признал автокефалию Болгарской церкви, но понизил ее статут и она стала архиепископией с центром в Охриде. Первый Охридский архиепископ был болгарином, но все следующие — греки из аристокрации.

После восстания братьев Петра и Асеня в 1085 г. Болгария освободилась от византийского господства и восстановила свою церковь. В 1204 г.

при царе Калояне она подписала вторую унию с Римской курией, которая длилась до 1235 г., когда всеправославный соборь в Лампсаке восстановил статут Тырновской патриархии. В ХІV в.

Болгария стала ведущим центром исихазма воглаве с св. патриархами Феодосия, Евфимия Тырновского и их учениками.

В конце XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя. После упорной борьбы в 1870 г. решением османского правительства основана автономную Болгарскую экзархию.

Важно

Однако через два года она провозгласила свою автокефальность, за что была объявленна Вселенским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом. Возглавляет её с 4 июля 1971 г.

Патриарх Болгарский святейший Максим.

В 1992 с содействием политической власти в Болгарской Церкви появился раскол. Раскольники объявились против Патриарха Максима, которого они считали связанным с бывшей комунистической власти, а его выбор — неканоническим. Они составили свой альтернативный Синод.

Большинство священослужителей не присоединились расколу, однако канонические иерархи официально не признавались государством, а почти все имущество Церкви, кроме большинство храмов, было во распоряжение раскольников.

В 1996 бывший Неврокопский Митрополит Пимен был провозглашен альтернативным Патриархом.

Для того чтобы помочь Болгарской Церкви в 1998 в Софии состоялся расширенный и надюрисдикционный Всеправославный Собор. Так как в Соборе участвовали представители 13 автокефальных Церквах, в том числе семь Патриархов, то альтернативному Синоду было неудобно назвать себе истинным Синодом и в томже времени противится решениям Собора.

На соборе представители альтернативной «Болгарской Патриархии» заявили, что каются и желают возвратится в единении единой Православной Церкви.

Соборь решил, что каждый раскол в святой поместной Церкви представляет величайший грех и лишает пребывающих в нем освящающей благодати Святаго Духа и приносит трудновылечимую, а иногда и невылечимую соблазн верующим.

Поэтому православные пастыри всяким образом и с приложением полной икономии должны устранять расколы и восстановливать единство в каждой поместной Церкви. Прилагая это решение, Соборь решил принять покаяние раскольников. Анафема наложеная Болгарской Церкви бывшему Митрополиту Пимену была отменена, а его епископский сан был восстановленным.

Совет

Неканонически совершенные епископские, священические и диаконские рукоположения были признаны действительными Собором. Кроме того «совершенные ими противоканонические чинодействия объявляются автентичными, действенными и преподающими благодать и освящение».

Болгарская Церковь должна признать и принять в свою иерархию неканонически рукоположенные епископы. Наконец Собор постановил, что созданный в 1992 раскол «устраняется от жизни и памяти Святейшей Болгарской Церкви, а соответствено и от всей Соборной Православной Церкви для славы и чести человеколюбивейшему небесному Отцу, для укрепления и славы святой Болгарской Церкви и ее иерархи, для спасении и искуплении и освящении христолюбивому ее народу».

Хотя некоторые представители альтернативной Церкви отверглись принесенном ими покаянием, после Всеправославного Собора их влияние значительно уменшилось. В 2003 иерархия Болгарской Церкви получила официальную регистрацию и была признана государством. В 2004 раскольнические храмы были переданы Болгарской Церкви, что и можно считать концом раскола.

Библиография:

Spinca, M. A. History of Christianity in the Balkans. Chicago, 1933.

Събев, Тодор. Самостойна народностна църква в Средновековна България. София, Синодално издателство, 1987; фотот. изд. Велико Търново, Фабер, 2003.

Снегаров, Ив. История на Охридската архиепископия. Т. 1-2. Фотот. изд. София, Изд. БАН, 1995; .

Николова, Б. Устройство и управление на Българската православна църква (IХ-ХV в.). София, 1997.

Николова, Бистра. Неравният път на признанието. Канонично положение на Българската църква през Средновековието. София, Гутенберг, 2001.

Николова, Бистра. Православните църкви през българското средновековие ІХ-ХІV в. София, Изд. БАН, 2002.

Обратите внимание

Бойкикева, К.-А. Болгарская Православная Церковь. Исторический очерк. С., Любомъдрие, 2005.

Источник: http://mediaknowledge.ru/c86818818b3b7e47.html

Болгарская православная церковь

БОЛГАРСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви, ученик св. апостола Павла Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии.

В 865 г. болгарский царь Борис I принял крещение от византийского епископа, и вскоре произошло массовое крещение болгарского народа. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была впервые провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

ИСТОРИЯ БОЛГАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

На территории современной Болгарии и на соседних с ней землях Христово учение начало распространяться довольно рано. Согласно преданию Болгарской Церкви ученик св.

апостола Павла Амплий возглавлял епископскую кафедру в одном из городов на территории Болгарии. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал.

Среди участников Первого Вселенского Собора состоявшегося в 325 году был и Протогон, епископ Сардики (современная София).

В V и VI веках христианство проникало к балканским славянам благодаря активным контактам с Византией – многие из них служили в качестве воинов-наемников. Находясь среди христианского населения, воины-славяне принимали крещение и по возвращении домой нередко становились благовестниками святой веры.

Во второй половине VII столетия в восточной части Балкан образовалось Болгарское государство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени болгары.

Важно

Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа болгары и славяне слились в один , получив от первого имя, а от второго язык.

В 865 г. болгарский царь Борис I (852889) принимает крещение от византийского епископа, и вскоре происходит массовое крещение болгарского народа.

Молодая Болгарская Церковь становится на некоторое время камнем преткновения между Римом и Константинополем. Вопрос о подчинении Болгарской Церкви активно обсуждался на проходившем в 870 г поместном соборе в Константинополе.

В итоге было принято решение о подчинении болгар византийской Церкви, при этом они получили некоторую церковнуюя самостоятельность.

Обратите внимание

Первым архиепископом Болгарской Церкви стал святитель Иосиф, рукоположенный в этот сан Константинопольским патриархом Игнатием. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большое содействие его просветительному труду оказали ученики святых просветителей славян Кирилла и Мефодия свв. Климент, Наум, Горазд и многие другие.

Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса – Симеона (893927).

По личному указанию князя Симеона был составлен сборник “Златоструй”, в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста.

В X столетии Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию.

Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя царем болгар и ромеев. В 919 г. на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

Читайте также:  Кафедральный собор рождества богородицы (ростов-на-дону), россия, город ростов-на-дону

Однако Константинополь только в 927 году признал главу Болгарской Церкви -архиепископа Доростольского Дамиана патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно, после того как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать.

Совет

Первоначально патриарший престол находился в Доростоле , после покорения части Болгарии была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и, наконец в Охрид столицу западногоболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 1014).

Завоевавший в 1018 1019 гг. Болгарию император Василий II Болгаробойца признавал автокефалию Болгарской Церкви, но она была лишена патриаршего ранга, и низведена до архиепископии.

Охридские архиепископы назначались указом императора и были, за исключением архиепископа Иоанна, греками.

Одним из выдающихся церковных деятелей этой эпохи был архиепископ Феофилакт Болгарский, оставивший после себя в числе многих литературных трудов известный Благовестник.

https://www.youtube.com/watch?v=5vT2-ApSOow

После восстания 1185 1186 гг. и восстановления независимости Болгарского государства была вновь организована независимая Церковь во главе с архиепископом. На этот раз резиденцией предстоятеля Болгарской Церкви становится Тырнов.

Первый Тырновский архиепископ Василий не признавался Константинополем, но вскоре архиепископия настолько упрочила свое положение, что встал вопрос и о возведении ее предстоятеля в ранг Патриарха. Это событие произошло в 1235 г. после заключения болгарским царем Иоанном Ас

Источник: https://www.studsell.com/view/19362/

Болгарская Православная Церковь в эпоху турецкого господства

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 27Следующая ⇒

Турецкое господство повлекло за собой тяжкие испытания для религиозной, культурной и экономической жизни балканских народов. Кроме того, как уже было сказано, в эту эпоху со стороны Константинополя последовали настойчивые попытки эллинизировать Болгарскую Церковь.

Греческое духовенство внушало болгарам, что совершать службу на славянском языке – грех и даже ересь. В храмах стирались славянские надписи и заменялись греческими, истреблялись славянские книги и рукописи. Греческие архиереи за деньги добивались себе епархий. Болгарское духовенство они презирали, считая болгар второсортной, непросвещенной нацией.

Данная тенденция прослеживается вплоть до 1870-х гг.

В условиях духовного и политического рабства в болгарской среде явился вдохновенный сын своего народа – преподобный иеромонах Паисий Хиландарский (1722 – 1798), основоположник болгарского возрождения. В 23 года он отправился на Афон, где, в монастырских библиотеках, изучал историю родного народа.

Пробыв там почти 20 лет, в 1762 г. он написал книгу – «История славяно-болгарская о народах, о царях и о святых болгарских». Он считал, что эта книга станет символом славянского исторического прошлого для болгар.

В ней преподобный Паисий призывал болгар бороться за свою национальную культуру и политическую независимость. «О, неразумный и юродствующий! – взывал преподобный Паисий. – Почему стесняешься называться болгарином? … Ты – болгарин, помни себя, знай свой род и язык и учись своему языку!» [69].

Он ревностно выступал за возрождение болгарского нацио-нального самосознания в эпоху османско-фанариотского владычества.

Продолжателем идей преподобного Паисия был его ученик епископ Врачанский Софроний (в миру Стойко Владиславов) (1739 – 1813). Он издал на новоболгарском языке «Собрание поучений, переведенных со старославянского и греческого языка», а также он является автором автобиографического сочинения «Житие и страдания грешного Софрония», где описывается тяжкое положение болгар в годину турецкого ига.

Обратите внимание

Идеи национальной и церковной независимости, вынашиваясь в народной среде длительное время, достигли своего апогея в XIX в. Борьба за политический и духовный суверенитет приняла массовый характер и охватила всю Болгарию, в нее включились все социальные слои – борьба стала поистине народной.

Постепенно, с начала 1820-х гг., стали открываться национальные болгарские школы в противовес греческим, начали печататься книги на болгарском языке. Церковные деятели стали активнее настаивать на церковной независимости и восстановлении Патриархата на том основании, что этого права Церковь добилась еще в Х в.

1820-е гг. отмечаются острыми конфликтами болгарского населения с греческим духовенством в Тырнове, Самокове, Враце, Стара-Загоре и др.

Местные жители отказывались подчиняться и платить налоги епископам-грекам, а иногда и вовсе изгоняли их из своих городов, требуя заменить их на епископов болгарского происхождения. В ответ на эти действия болгар эллинизаторские тенденции в 1820 – 1830-х гг.

еще более усилились. Но в то же время устанавливаются связи Болгарии с Россией, особенно после русско-турецкой войны 1828 – 1829 гг.

В 1840-х гг. борьба за церковно-народную независимость вспыхнула с новой силой. В 1840 г. паства Тырновской епархии, доведенная до край-него состояния насилием местного митрополита-грека Панарета (в прош-лом – циркового борца) обратилась в Константинополь с просьбой об удалении его из Тырнова. Турецкое правительство поддержало эту просьбу.

В результате болгары предложили на это место одного из поборников болгарского возрождения – архимандрита Хиландарского монастыря Неофита Бозвели. Константинопольская Патриархия отклонила эту кандидатуру и вместо него возвела на митрополичью кафедру грека, которого также звали Неофит, в то время как Бозвели был на три года сослан на Афон.

После своей ссылки архимандрит Неофит Бозвели не прекратил своей церковно-народной деятельности. В конце 1840-х гг. центр борьбы за самостоятельность Болгарской Церкви переместился в Константинополь. Приехав туда, Неофит Бозвели сблизился с представителем Хиландарской обители священником Иларионом Стояновичем (1810 – 1875).

Важно

Благодаря им, в столице появилась болгарская православная община. В 1849 г. в Константинополе был основан, а затем освящен болгарский храм, в котором разрешалось служить и проповедовать на славянском и болгарском языках. Именно эта церковь и станет очагом болгарского национально-освободительного движения. В 1858 г.

для этой церкви, в качестве настоятеля, был поставлен специальный архиерей Иларион (Стоянович) с титулом «епископ Макариопольский»

В 1850-е гг. борьба переходит в новый этап: болгары поставили перед греками ряд требований, главным из которых было восстановление их церковной автономии. Но греки не соглашались и на это. В 1858 г.

в Константинополе состоялся Собор, на котором присутствовали 4 болгарских представителя, выдвинувших два основных требования: разрешение избирать болгарских архиереев на местах; знание греческими архиереями болгарского языка.

Эти требования, как и предыдущие, были отклонены греческим духовенством. Тогда болгары решились сами провозгласить свою церковную независимость.

3 апреля 1860 г., в день Пасхи, на Литургии в болгарском храме Константинополя перед чтением Апостола вместо возглашения многолетия Константинопольскому Патриарху было провозглашено многолетие султану, а после освящения Св.

Даров епископ Иларион помянул «все епископство православных», то есть формулу поминовения, свойственную Поместной Автокефальной Церкви. Этим действием Болгарская Церковь отделялась от Константинополя.

Постепенно также стали делать и в других болгарских храмах.

Увидев это, Константинопольский Патриарх Кирилл VII (1855 – 1860) подал в отставку. Его приемник Иоаким II (1860 – 1863; 1873 – 1878) срочно созвал в Константинополе Поместный Собор, на котором объявил антиканоничными действия епископа Илариона, вследствии чего он и его сподвижники провозглашались низложенными.

Но решения этого Собора еще более усилили протест и разделение между болгарами и Константинополем. Тогда Патриарх Иоаким пошел на уступки: пообещал направить в болгарские епархии архиереев болгарского происхождения или, по крайней мере, знающих болгарский язык; богослужение разрешалось совершать на славянском языке.

Но было поздно: теперь болгары выставили уже ряд других, далеко идущих и смелых, требований: 1) разрешить болгарам участвовать в избрании Константинопольского Патриарха на равных правах с греками, 2) ввести в состав Константинопольского Синода 6 архиереев-болгар и 3) предоставить право болгарам самим избирать архиереев для родных епархий.

Совет

Патриарх Иоаким II создал специальную греко-болгарскую комиссию для рассмотрения этих требований. В результате и эти требования отклонены.

В 1860-х гг. борьба за церковную независимость резко переплеталась с борьбой за национально-политический суверенитет. Это напрямую свидетельствовало о кризисе Османской империи. Продолжали вспы-хивать восстания против турок на Балканах, Кипре, Крите.

28 февраля 1870 г.

был издан султанский фирман, по которому создавался независимый Болгарский Экзархат, в который вошли Придунайская Болгария, Нишская и Пиротская епархии (там проживало не только болгарское, но и сербское население), Южная Болгария и часть Македонии.

В Экзархате должен был поминаться Константинопольский Патриарх, его же нужно было ставить в известность при решении церковных вопросов и в Константинополе получать св. Миро. Фактически султанский фирман восстанавливал независимость Болгарской Церкви.

В 1871 г. в Болгарии собрался Церковно-Народный Собор, который выработал Устав Болгарского Экзархата. По Уставу Экзархат делился на епархии, благочиния и приходы.

Главой Церкви признавался Экзарх – высший представитель Церкви с исполнительной властью; он избирается пожизненно из болгарских митрополитов. Высшим законодательным органом Экзархата является Поместный Духовно-Светский Собор.

Высшие административные органы – Священный Синод (входит Экзарх и 4 епархиальных архиерея, решал только духовные дела) и Экзарший Совет мирян (состоящий из 6 мирян и рассматривающий исключительно светские дела, например, состояние финансов).

Дела, имевшие духовно-светский характер, рассматривались Смешанный Экзаршим Советом (Священным Синодом и Экзаршим Советом мирян) под председательством Экзарха. Смешанный Экзарший Совет будет упразднен в 1883 г. в связи с ограничением участия мирян в управлении Церковью.

Обратите внимание

Константинопольский Патриарх Григорий VI ни за что не хотел принимать фирман и попытался обратиться ко всем поместным Право-славным Церквам, рассчитывая на их поддержку. Но болгары не отступали от своих требований, и Григорий был вынужден уйти на покой.

Его преемник Анфим VI (1871 – 1873) занял более гибкую позицию: он пошел на мирные переговоры с болгарскими представителями, обещая им признать в будущем самостоятельность Болгарской Церкви. В результате жесткой борьбы с Константинопольской Патриархией, в 1872 г.

болгарам удалось избрать своего первого Экзарха, которым стал епископ Ловчанский Иларион. Через 5 дней из-за своих немощей он отказался от этого поста.

На его место был избран митрополит Видинский Анфим (1872 – 1877), выпускник Халкинской школы и Московской Духовной Академии, в сан иеромонаха рукоположен митрополитом Филаретом (Дроздовым).

Экзарх Анфим продолжил переговоры с Константинополем, но все было тщетным. Тогда 11 мая 1872 г. 1872 г. Анфим провозгласил Болгарскую Православную Церковь автокефальной.

Константинополь ответил протестом, объявил о низложении Анфима, о лишении его священства, сподвижники Экзарха, митрополиты Ловчанский Иларион и Пловдивский Панарет, объявлялись отлученными от Церкви, а епископ Макариопольский Иларион предавался «геенне огненной и вечной анафеме». Кроме того, Константинопольский Патриарх на Поместном Соборе 16 сентября 1872 г.

осудил «филетизм», то есть племенное (народное) деление в Православии, а Болгарскую Церковь объявил схиз-матической. Греки рассчитывали на то, что схизма напугает болгар, но она еще сильнее закрепила обособление болгар от Вселенской Патриархии.

Православная Полнота (Иерусалимский Патриарх Кирилл II, епископат Антиохийской, Румынской, Сербской, Русской Церквей) не приняла этих прещений Константинополя.

Важно

С первых же дней Экзархат принялся за духовное руководство болгар и их сплочение. Церковные иерархи занялись устройством епархий, раз-витием народного образования (например, открытие в 1870-х гг. училищ в Рыльском монастыре, Тернове, Самокове), духовно-культурное утверж-дение болгарской нации.

В 1876 г. на Балканах произошло мощное восстание против турок в Герцеговине, вслед за которым аналогичное восстание произошло в Северной Болгарии и во Фракии.

Под влиянием национально-освободительного движения балканских народов Россия объявила войну Турции. Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

завершилась созванием Берлинского конгресса, по решениям которого Болгария была разделена на Болгарское княжество и автономную турецкую провинцию Восточную Румелию, которая в 1885 г. присоединится к княжеству.

При преемнике Анфима – Экзархе Иосифе (1877 – 1915) Болгарская Церковь управлялась Синодом во главе с Наместником-Председателем.

Иосиф продолжал добиваться официального признания Болгарского Экзархата со стороны Константинополя. Иосиф вплоть до 1913 г.

оставался жить в Константинополе, а не в Болгарии, и особо заботился о тех епархиях, которые находились на территориях, политически зависимых от Турции.

В конце XIX в. в самостоятельном Болгарском княжестве было открыто несколько духовных семинарий. На рубеже XIX – ХХ вв. Болгарская Православная Церковь имела 11 епархий (в княжестве Болгарском), а также епархии, находящиеся в пределах Турции (Велесская, Струмицкая, Охридская и др.)

⇐ Предыдущая12131415161718192021Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1×2434.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector