Городецкий феодоровский мужской монастырь, россия, нижегородская область, город городец

Городецкий феодоровский монастырь – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Городецкий Феодоровский монастырь, 2010-е. Фото с сайта Городецкой епархии

Городецкий мужской монастырь во имя великомученика Феодора Стратилата (Городецкая епархия)

По мнению церковных историков XIХ века, Городец основан в 1151 году, а Феодоровский монастырь заложен уже в 1154-м. По преданию, Феодоровский монастырь в Городце стал местом монашеского пострига и кончины св. великого князя Александра Невского.

Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским князем Эдигеем.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

Обратите внимание

Документально подтвержденная история монастыря началась на рубеже XVII – XVIII веков, когда в более или менее мирных условиях начал возрождаться сам Городец, став крупным торгово-промысловым частновладельческим селом Балахнинского уезда.

В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский, ученик Серафима Саровского. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр (Каменский), здесь он скончался и был похоронен.

Монастырь был закрыт в 1927 году. В одном из корпусов бывших монастырских келлий расположилась районная колхозная школа, а колокольня стала использоваться под водонапорную башню.

Размещение в Феодоровском монастыре Трудовой коммуны правонарушителей, а затем и все нелегкие для культовых памятников десятилетия негативно отразились на его состоянии. Храмы монастыря были взорваны в конце 1940-х годов.

Кирпич от разрушенных монастырских построек пошел на нужды хозяйственного или культурного строительства.

Главная святыня Феодоровского монастыря, чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, сохранилась и сейчас находится в музее.

В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года монастырь был освящен патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Важно

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Храмы

  • Феодоровской иконы Божией Матери, кафедральный собор Городецкой епархии

Святыни

  • Икона Божией Матери “Феодоровская” – копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году
  • Частицы мощей многих святых [1]

Настоятели

Использованные материалы

[1]  Полный список – http://www.egiv.ru/index.php/eparkhiya/prikhody/dejstvuyushc…yre

[2]  “Журнал № 14”, ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 марта 2018 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 7 марта 2018, http://www.patriarchia.ru/db/text/5158123.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4504.html

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Статью добавил(а): Андрей и Татьяна Павловы,  30 ноября 2010

Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии.

Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год.

По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела.

Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы.

За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский.

С того времени монастырь особо почитался православными верующими. Не случайно, в 1767 году на освящении восстановленного после пожара храма в честь святой чудотворной Федооровской иконы Божией Матери лично присутствовала императрица Екатерина II. Позднее на монастырь была возложена важная миссия – хранить память о кончине на Городецкой земле святого благоверного князя.

Во второй половине XIX – начале XX века Федоровский монастырь являлся главным очагом духовной и общественной жизни села Городца. При монастыре работали миссионерское братство, библиотека и больница. В 1867 году было открыто училище для малолетних послушников и детей селян, в котором обучались 50 мальчиков.

Совет

В память о князе в 1869 году в монастыре было создано Александро-Невское братство, а спустя три года открылось начальное женское училище. Но в 1927 году Федоровский монастырь, как и многие другие обители, был закрыт.

В бывших кельях монахов расположилась колхозная школа, а 80-метровая многоярусная колокольня (самая высокая из существовавших на Нижегородской земле) была украшена красной звездой и превращена в водонапорную башню. Еще семь лет спустя, в 1934 году, почти все здания монастыря подверглись разрушению как «не представляющие культурной ценности».

Вопрос о восстановлении Городецкого Федоровского монастыря поднимался в последние годы неоднократно, но только в 2007 году благодаря программе комплексного развития территории Городецкого района «Городец – XXI век» появилась реальная возможность его воссоздания.

В начале XX века монастырь представлял собой четырехугольный архитектурный ансамбль, окруженный невысокой каменной оградой.

Он имел два соборных каменных храма: один пятиглавый, посвященный чудотворной Федоровской иконе Божией Матери (построен в 1765 г.), другой – в честь святого благоверного князя А. Невского (1798 г.

), и две церкви – в честь Феодора Стратилата и целителя Пантелеймона. Однако до наших дней сохранились лишь трапезная и братский келейный корпус монастыря.

В 2008 году благодаря спонсорской помощи ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» в Городце началось строительство храма в честь Федоровской иконы Божией Матери. В июле того же года специалисты Московского института археологии исследовали остатки фундамента Федоровской церкви, датируемые серединой – 2-й половиной XVIII века.

После проведения археологической экспертизы остатки фундамента были удалены, а новый фундамент залит в точном соответствии с историческим расположением храма. Храм уже обрел голос: на колокольне установлено 12 колоколов, отлитых уральскими мастерами.

Самый большой «отец»-колокол весит 1070 кг, два самых маленьких и звонких – по 6 кг каждый.

Статью добавил(а): Т.,  21 августа 2012

До 1917 года Федоровский монастырь неоднократно перестраивался, и в XX век вошел сформировавшимся архитектурным ансамблем.

В его составе было 2 соборных храма: первый – холодный пятиглавый – был посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворной Федоровской иконе (возведен в 1765 г.).

Обратите внимание

В 1872 году к нему пристроили южный (во имя великомученицы Екатерины) и северный (в честь великомученика Антипы) приделы. Второй храм – теплая соборная церковь во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского.

Была возведена в 1798 году, позднее перестроена по проекту сына писателя В.И. Даля. В монастыре хранились особо чтимые православные святыни – древний список Пресвятой Богородицы Федоровской, икона Александра Невского с частицами мощей святого и др. Федоровский монастырь был закрыт в 1927 году.

Восстановление монастыря началось в 2008 году. 12 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил первый восстановленный храм Феодоровского монастыря – церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Источник: портал администрации Городецкого района 

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  22 июня 2017

Фёдоровский монастырь – гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известных личностей (среди которых князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни – Фёдоровской иконы Божией Матери.

Между тем в истории обители остаётся множество моментов – это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счёт согласия нет, и нам остаётся полагать на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в ХII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери. Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь.

Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины ХIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого “путешествия” существуют две версии. Первая.

Важно

В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться.

Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали – по его изображению в костромском соборе – великомученика Фёдора Стратилата.

Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием – кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году.

Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял – на молитвенную память о старшем брате – князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь точный список с неё, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине ХIХ века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Читайте также:  Благодарственные молитвы по святом причащении - до и после исповеди и причастия

Окончательно разорённый в 1408 году ханом Едигеем, Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца ХVII века.

К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нём снова стали развиваться ремёсла, появились богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году – уже на нынешнем месте (тогда здесь было “старое” кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1719 году Фёдоровский собор упоминается как отстроенный и освящённый (“об одной главе”).

В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара – все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена тёплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского – при этои считалось, что её алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался знаменитый князь.

Забегая вперёд, скажем, что этот храм, исполненный в стиле классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел кк физически, так и стилистически и был заменён новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В. Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освящённым в 1882 году.

К тому времени в обители, помимо этих храмов, имелась ещё одна церковь – во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале ХХ века появилась и четвёртая – Пантелеймоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе. Примерно тогда же над монастырём взметнулась пятиярусная колокольня-“свеча” высотой около 80 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрёл завершённость. Отметим, что у него было два подворья – в Нижнем Новгороде и Царском Селе. Никто тогда не мог предвидеть страшной беды для прославленной и процветающей обители.

Совет

В 1927 году большевики закрыли её. Действующим в ней до 1934 года оставался только тёплый Александро-Невский собор.

Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, сбросив с неё все колокола и украсив завершение огромной красной звездой, помещения бывших келий заняла колхозная школа.

В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение – как “не представляющего культурной ценности”. Были разрушены все храмы и колокольня обители.

Лишь в 2007 году благодаря программе комплексного развития территорий Городецкого района “Городец -ХХI век” у городчан появилась возможность воссоздать на этом месте обитель. С 2008 года Феодоровский монастырь стал восстанавливаться. Возрождён на прежнем месте и Свято-Феодоровский собор, с восточной стороны которого совсем недавно установили памятник благоверному князю Александру Ярославичу в монашеской схиме.

Журнал “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №161, 2015 год.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=24204

Феодоровский монастырь в г. Городец – Святцы

Феодоровский монастырь – мужской монастырь в Городце, с которым связано обретение одноимённой иконы Богоматери. В советское время закрыт и разрушен. Соборный храм воссоздан в первоначальном виде в 2009 году.

Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел.

Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств:

«Повесть о житии Александра Невского» (1263-1280) указывает, что князь был пострижен в схиму, но не указывает монастырь.
«Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме» XVII века указывает, что образ был перенесён из Городца в Кострому, но также не указывает на существование монастыря, из которого отправилась икона.

Археологические раскопки на предполагаемом месте нахождения монастыря не выявили культурного слоя XII-XIV веков.

Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло.

Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время был отстроен заново.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

Позже, в какое-то время в монастыре жил будущий святой Павел Обнорский, это произошло в промежуток между 1354 и 1410 годами.

Обратите внимание

Монастырь просуществовал в этом пустынном месте до XV века, или, скорее всего, до XVII века когда в XVI-начале XVII века место было снова заселено и монастырь был упразднён.

Монастырь был учреждён снова грамотой от 20 марта 1700 года по благословению патриарха Московского Адриана. Инициатором события стали церковные старосты И. Юдин и С. Осокин (прихожане Троицкой церкви Верхней слободы Городца). К тому времени река Волга поменяла своё русло и монастырь стал находится в поле сравнительно далеко от берега.

В том же 1700 году в монастыре был построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери, в котором был устроен придел во имя святого князя Александра Невского.

На протяжении XVIII века монастырь неоднократно менял свой статус.

В 1764 году было принято решение об упразднении монастыря, но местные жители Городца предложили мирской приговор, который поддержал своим ходатайством епископ Нижегородский Феофан (Чарнуцкий).

В результате монастырь был отнесён к заштатным, но вскоре, в июне 1870 года Святейший Синод возвёл монастырь во 2-классный общежительный, его настоятель получил сан архимандрита.

В середине XIX века монастырь находился на том месте, которое занимает сейчас и территория монастыря вошла в черту Городца.

Дальнейшая судьба монастыря незавидная – он был закрыт в 1927 году и его помещения занимали почта, школа, колония правонарушителей и больница

Большинство строений монастыря было разрушено, но сохранились здания, в которых были расположены кельи монастыря и Церковь во имя святителя Пантелеимона.

Важно

В монастыре находится чтимый список Феодоровской иконы Божией Матери, одной из наиболее почитаемых богородичных икон в России. 29 августа 2008 года возобновлена традиция проведения в Городце крестного хода существовавшая до 1917 года.

29 января 2009 года благочинный Городецкого и Борского округов иерей Алексей Парфёнов освятил 12 колоколов. Полный комплект для звонницы был передан в декабре 2008 года генеральным управляющим Уральской горно-металлургической компании Андреем Козицыным.

Колокола были изготовлены на заводах металлургической компании «Холдинг». Общий вес колоколов 2,2 тонны. В качестве материала использован сплав меди, олова и серебра. Схема размещения на оптимизирована под одного звонаря.

К 4 февраля на новую колокольню были подняты восемь освящённых колоколов.

27 мая 2009 года Священный Синод благословил открытие в Городце мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Наместником монастыря назначен игумен Августин (Анисимов).

3 июля состоялось первое заседание попечительского совета. 9 июля архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий отслужил молебен святому благоверному князю Александру Невскому в нижнем приделе строящегося Феодоровского собора.

17 июля наместник монастыря игумен Августин (Анисимов) совершил чин благословения и освящения крестов для куполов Феодоровского собора. 20 июля планировалось установить освященные кресты на купола, а 22 июля – поднять купола на храм.

В августе была завершена работа по изготовлению и установке четырехъярусного фаянсового иконостаса для Феодоровского собора. Иконы были написаны сёстрами Тихвинского монастыря Екатеринбурга. Фаянсовый иконостас Феодоровского собора стал третьим в храмах Нижегородской епархии.

Слева направо: Фёдоровский собор, церковь Александра Невского, колокольня

Главный храм монастыря – Феодоровский собор – неоднократно перестраивался в камне. Пятиглавый собор 1765 года постройки был закрыт в 1927 году и снесён несколько лет спустя. Воссоздан в первоначальных формах в 2009 году.

Совет

По легенде, место, где стояла монастырская церковь Александра Невского 1870-82 гг. постройки, обозначало место явления Феодоровской иконы. Храм был закрыт в 1934 году и достаточно быстро снесён; на этом месте стоят корпуса Городецкой районной больницы.

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/nizhegorodskaya_oblast/gorodec/feodorovskiy_monastyr_v_g__gorodec/

Феодоровский монастырь Городец

Феодоровский монастырь – гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известнейших личностей (среди которых — князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни — Феодоровской иконы Божией Матери.

Между тем в истории Феодоровского монастыря Городца остается множество неясных моментов — это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счет согласия нет, и нам остается полагаться на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные.

Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери.

Когда, по княжьему желанию, собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли его сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Феодоровской обители.

Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный городецкий Феодоровский монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где находится сейчас, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы.

Обретенная икона Божией Матери, тогда еще не получившая название Феодоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого «путешествия» существуют две версии.

  1. В 1238 году, когда Городец был разорен татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали — по его изображению в костромском соборе — великомученика Феодора Стратилата.
  2. Вторая версия связана со знаковым для Феодоровского монастыря событием — кончиной в нем возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сити (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Феодоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Феодоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце ее взял — на молитвенную память о старшем брате — князь Василий Ярославич, княживший в Костроме.
Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "владимирская"

Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Феодоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской. Городчане же, посетив Кострому, привезли в монастырь (с тех пор — тоже Феодоровский) точный список с нее, тоже прославившийся чудотворениями. Список с этого списка, выполненный в середине XIX века, ныне хранится в Городецком краеведческом музее.

Окончательно разоренный в 1408 году ханом Едигеем Феодоровский монастырь пребывал в запустении до конца XVII века.

К тому времени сам Городец окончательно встал на ноги, в нем снова завелись ремесла и богатые селяне, что явилось причиной возобновления обители в 1700 году — уже на нынешнем месте (тогда здесь было «старое» кладбище с часовней, в которой, по преданию, сохранялся чудотворный список Феодоровской иконы Божией Матери).

На протяжении следующих двух веков обитель отстраивалась и хорошела. Уже в 1708 году было получено разрешение на строительство каменного соборного храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери.

Обратите внимание

В 1719 году Феодоровский собор упоминается как отстроенный и освященный («об одной главе»). В 1765 году монастырь сильно пострадал от пожара — все его деревянные постройки оказались уничтожены, каменный собор требовалось восстанавливать. Освятили его после масштабного ремонта (именно тогда появились боковые главки) в 1767 году.

В 1798 году была освящена теплая каменная церковь во имя святого князя Александра Невского — при этом считалось, что ее алтарь находится на месте кельи, в которой принял схиму и скончался невский герой.

Забегая вперед, скажем, что этот храм, исполненный в стилистике классицизма, к 1870-м годам окончательно устарел как физически, так и стилистически и был заменен новым Александро-Невским храмом, построенным по проекту известного архитектора Л. В.

Даля (приходившегося сыном автору знаменитого словаря русского языка) и освященным в 1882 году.

К тому времени в Феодоровском монастыре Городца, помимо двух названных храмов, имелась еще одна церковь — во имя великомученика Феодора Стратилата, устроенная в нижнем ярусе колокольни в 1835 году. В начале XX века появилась и четвертая — Пантелеимоновская, в новопостроенном восточном братском корпусе.

Примерно тогда же над монастырем взметнулась пятиярусная колокольня-«свеча» высотой около 60 метров. Вкупе с четырьмя братскими корпусами, монастырским училищем, больницей и хозяйственными постройками, после этого монастырский ансамбль обрел завершенность.

Отметим, что у него было два подворья — в Нижнем Новгороде и Царском Селе.

Никто тогда не мог провидеть страшной будущности прославленной и процветающей обители. В 1927 году большевики закрыли ее. Действующим в ней до 1934 года оставался только теплый Александро – Невский собор.

Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, помещения заняла колхозная школа.

В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение — как «не представляющего культурной ценности». Были разрушены все храмы и колокольня обители.

Важно

С 2008 года Феодоровский монастырь восстанавливается. Возрожден в прежних формах и на прежнем месте Феодоровский собор, теперь дело — за Александро-Невским храмом.

Монастыри Нижегородской области.

Источник: http://posmotrim.by/article/feodorovskij-monastyr-gorodec.html

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

Городецкий Феодоровский мужской монастырь

История Городецкого Феодоровского мужского монастыря делится на три этапа – XIII—XV веков, 1700—1927 годов и с 2009 года по наше время.

Первая обитель, известная как Богородице-Феодоровский монастырь, построена в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой находилась Феодоровская икона Божией Матери, перенесенная в монастырь.

Согласно преданию, монастырь основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году, однако эта дата продолжает оставаться предметом исторических дискуссий.

В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери была утрачена, позднее, по сообщениям современников обретена вновь, но уже в Костроме. В настоящий момент в монастыре хранится список иконы, написанный в 1800 году.

В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг и скончался князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды.

В 1354-1410 годах в обители жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский (Комельский чудотворец).

В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре жил инок Прохор, известный как Прохор с Городца – иконописец, один из авторов росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, соратник Андрея Рублева (Прохор считается его учителем) и Феофана Грека.

Монастырь упразднен, по разным данным, в период XV-начала XVII веков.

Совет

Вновь учреждён по инициативе местных церковных старост в 1700 году. В этом же году построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского.

В 1764 году принимается решение о повторном упразднении монастыря, однако, по просьбе местных жителей. так и не вступившее в силу. Монастырь приобретает статус заштатного (находящегося на собственном обеспечении, без государственной поддержки).

В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями.

С 1833 по 1845 год в монастыре жил известный церковный миссионер и ученый-востоковед архимандрит Петр Каменский, скончавшийся и похороненный на территории обители.

В 1870 году обители присваивается статус штатного монастыря II класса. Ее настоятель получает сан архимандрита.

В 1927 году монастырь закрыт, храмы взорваны в конце 1940 годов.

В период с 1927 по 2009 год на территории обители располагались почта, школа, колония правонарушителей и больница.

В 2009 году монастырь возрожден, в этом же году воссоздан Феодоровский собор.

Важно

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и и всей Нижегородской области.

Источник: http://rublev.com/monastyri/gorodetskii-feodorovskii-monastyr

Уникальный тур в Феодоровский мужской монастырь в г. Городец

Городецкий Феодоровский мужской монастырь — это древнейшая обитель Нижегородской области.

Монастырь расположен в самом центре древнерусского города Городца Нижегородской области, основанного в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким .

Городецкий Феодоровский мужской монастырь – место поистине уникальное. Здесь обретена икона Божией Матери Феодоровская – помощница в делах семейных, покровительница Дома Романовых и вообще всех россиян. Недаром Россию называют Домом Пресвятой Богородицы.

Здесь окончил свою жизнь величайший политический деятель России – святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв монашеский постриг с именем Алексия. В память об этом событии в монастыре установлен единственный памятник святому как монаху.

Здесь находятся более 200 частиц мощей святых угодников Божиих.

Настоятелем монастыря является епископ Городецкий и Ветлужский Августин, чьи проповеди никого не оставляют равнодушным, настоящий златоуст нашего времени. Братия монастыря ведет активную миссионерскую деятельность, следуя по стопам своего духовного наставника. 

Также для вас ежедневно открыт музей, кинозал, библиотека и, конечно, Народный Университет, где люди любого возраста смогут научиться, чему пожелают: рукоделие, домоводство, приусадебный участок, родоведение, краеведение, богословие и многое другое, что так необходимо знать и уметь человеку в повседневной жизни. Чему, к сожалению, не учат в школе и других учебных заведениях.

10.40  Прибытие поезда Сапсан в Нижний Новгород. Встреча с гидом на ж/д вокзале. Трансфер в г.Городец на машине представительского/ бизнес класса.

12.30. Прибытие в Феодоровский мужской монастырь, основателем  которого, как и самого Городца, считается Великий Князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий.

Размещение в монастырской гостинице (кельи монастыря).

Обед в монастырской трапезной

13.30. Экскурсия по территории монастыря, знакомство с его историей.

Многогранна и интересна история монастыря. Она связана с именем великого русского полководца —Александром Невским. Возвращаясь на Русь из Орды князь заболел и приняв в Городце монашеский постриг и схиму 14 ноября 1263 года скончался в стенах монастыря.

16.00. Богослужение

Исповедь

19.00. Вечерняя трапеза

Источник: http://ariadnatravel.ru/tours/tury-vyhodnogo-dnya/unikalnyj-tur-v-feodorovskij-muzhskoj-monastyr-v-g-gorodets/

Нижегородская Митрополия

История монастыря

Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Георгием (Юрием) Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий.

На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека.

Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева.

В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь.

Обратите внимание

В XVIII веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский – ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители.

Читайте также:  Мученик андрей клинский (трофимов)

В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр Каменский, здесь он окончил свой земной путь и был похоронен.

Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским князем Эдигеем.

В 1927 году мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт большевиками . Храмы взорваны в конце 40-х годов XX века.

В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом монастырь был освящен.

Храм монастыря

Храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери

Святыни монастыря

Икона Божией Матери «Феодоровская» — копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году.

Икона Киево-Печерских святых с 84 частицами мощей святых угодников Киево-Печерских.

Ковчег с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

Ковчег с частицами мощей мученика Феодора Стратилата, благоверного князя Александра Невского, апостола Андрея Первозванного.

Важно

Ковчег с 21 частицей мощей, в числе которых частицы мощей преподобного Шио Мгвимского, святителя Димитрия Ростовского, святителя Мартина Папы Римского, преподобного Афанасия Серпуховского, мученика Константина Богородского, преподобного Марсалия Дивногорского, святителя Феофана Затворника, преподобного Антипа Афоно-Валаамского, святителя Митрофана Воронежского, преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, святителя Арсения Суздальского и др.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Важно

В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями Городецкого района и Нижегородской области.

Адрес: 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б

Телефон:

Источник: http://nne.ru/objects/muzhskoj-monastyr-v-chest-feodorovskoj-ikony-bozhiej-materi/

История создания Феодоровского монастыря

Монастырь был основан одновременно с Городцом в 1152 году. «Китежский летописец», описывая закладку города, сообщает, что люди просили князя внести в него образ Федровской Божьей матери, но икону не удалось сдвинуть с места, и потому на том месте, за чертой крепостных валов, близ въезда в город и был основан Федоровский монастырь.

Во время монголо-татарского разорения Городца 1238 и 1239 годов обитель была выжжена, но после ухода захватчиков восстановлена.

Доказтельством тому служит факт кончины в стенах Феодоровского монастыря 14 ноября 1263 года в великого полководца Древней Руси Александра Невского.

Но в 1408 году монастырь вместе с городом был вновь дважды разрушен ордами Эдигея, так что с XV века более не возобновлялся.

        Правда, монастырская территория не зани­малась и не распахивалась, а в народе продолжала жить память о древней Городецкой святыне.

В коннце XVII века на месте монастыря «в поле, от валу на росчищенье», располагалось лишь старое кладбище, в центре которого был «поставлен столп, а в том столпе образ Пресвятая Богородицы Феодоровская и от того столпа на все четыре стороны отмерено земли по 7 сажен для того, чтоб старого кладбища тое земли им, крестьяном, впредь не пахать…». Это самое древнее описание места Федоровского монастыря после разорения Городца Эдигеем.

В относительно мирных условиях жизни Нижегородского Поволжья XVII века Городец возрождается как крупный торгово-промышленный посад с 523 жилыми дворами и населением в 1680-x годах более чем 2300 человек.

В Городце тогда возводятся каменные парные храмы (соборы) Троицкий и Никольский, а также каменная церковь Параскевы-Пятницы в Слободе. Иници­аторами каменного храмового строительства в Городце, перешедшем после восстания стрель­цов в Москве 1682 года во владение наставника молодого Петра I, боярина Т.Н.

Совет

Стрешнева, были священники-братья Троице-Никольского собора Максим и Павел Петровы, Алексей и Василий Ивановы.

Но Городец по-прежнему оставался селом когда-то основанного городчанами более моло­дого уездного города Балахны. Местные жители напрямую связывали восстановление статуса Городца как города с возможным возрождением славившегося еще в древности своими «святы­нями» Федоровского монастыря, где в 1263 году скончался великий русский полководец Алек­сандр Ярославич Невский.

Можно полагать, что перенесение в новопостроенную столицу Санкт-Петербург праха пол­ководца, чей ратный подвиг был связан с Невой, и возросший интерес к личности Невского по­служили веским доводом к возобновлению в Го­родце связанного с его именем монастыря.

Для доказательства значимости Городецких мест в исторических судьбах России, и был на­писан на основе древних храмовых записей «Китежский летописец».

Он был создан в 1698 или 1699 году, ибо в 1700 году по челобитью Троицко-Никольского причта Петр I разрешает возобновить в Городце Федоровский монастырь, а год спустя – под горой, на которой возвышался собор, его клир в знак признательности возво­дит в честь Петра I шатровую Петропавловскую часовню с помещением в ней образов Спаса Не­рукотворного и Феодоровской Божьей матери. Со временем, в годы гонений старообрядцев епископом Питиримом, «Китежский летописец» становится их постоянным чтением, особенно во время бдений у озера Светлояр.

Монастырь возобновили в первые годы XVIII века, а уже 22 июня 1708 года его строи­тель, иеромонах Михаил получил разрешение вместо деревянной возвести каменный собор с приделом в честь Александра Невского, который и был вскоре отстроен.

Архитектура соборного здания отличалась строгой простотой: четверик основного объема в верху завершался широким профилирован­ным фризом и закомарной стенкой с пятью ко­кошниками с каждой стороны.

Над четырех­скатной кровлей возвышались пять глухих бара­банов со стройными «в перетяжку» главками.

Обратите внимание

Лишь окна и порталы сохраняли сложные про­фильные обрамления с «петушиными гребня­ми», свидетельствуя о прочных художественных традициях, идущих от минувшего столетия.

Более монументальной, хотя и столь же строгая в решении, была кирпичная колокольня с одним рядом слухов шатра над ярусом звона. Первоначально главы Федоровского собора покрывала поливная черепица, но во время бури 1727 года кровля была повреждена настолько, что ее навсегда заменили на чешуйчатую железную.

В 1764 году существование Федоровского настыря вновь оказалось под угрозой. Согласно «Духовным штатам» российские монастыри делились на три класса по количеству иноков и, так как как в монастыре было менее 12 иноков, он должен был быть упразднен. Жители Городца стали ходатайствовать перед нижегородским епископом Феофаном о сохранении обители.

Прошение городчан было удовлетворено.

В первой половине XVIII века Городец неоднократно выгорает, поэтому к 1765 году Федоровский монастырь перестраивается. В соборе устанавливается «императорское место», поскольку в 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II «на освящении храма соизволила иметь высочайшее присутствие».

В XIX веке монастырь сыграл особую роль в деле просвещения городчан и жителей округи. При монастыре в 1867 году было открыто училище, активную поддержку которому оказывал купец второй гильдии Илья Кондратьевич Лазу­тин. Именно по его инициативе училище стало именоваться Александро-Невским.

Спустя два года, в 1869 году, при монастыре было создано Александро-Невское братство, три котором в 1872 году было открыто единст­венное в Городце начальное женское училище.

Главной целью Братства было распространение «духовно нравственного просвещения и противодействия инакомыслящим в посягательстве на право православной церкви».

Как и в предше­ствующие времена, обитель оставалась одним из центров по борьбе со старообрядчеством, продолжавшим, несмотря на все старания ино­ков, владеть умами городчан.

      К моменту строительства собора

 Александра Невского,обитель стремительно развивалась: были открыты благотворительные заведения, такие как больничный покой и аптека, монастырь был возведён в штатный второклассный общежительный, а на должность настоятеля назначили опытного и энергичного человека — иеромонаха Феодосия. С его появлением в монастыре началось активное строительство, которое и было начато храмом Александра Невского.      Новый собор Александра Невского был построен на месте обветшавшего одноимённого храма (освящённого в 1798 году), выполненного в духе классицизма. К 1870-м гг. эта архитектура казалась морально устаревшей и скучной. Прежний храм представлял собой объём, имеющий в плане форму латинского креста. На кубический центральный объём опирался низкий барабан, увенчанный куполом. Будучи привнесённой из Западной Европы, архитектура классицизма не несла в себе «русского духа» и национальной идеи. Особенно остро этот вопрос вставал, когда речь шла об облике храма, расположенного на том месте, где когда-то по легенде принял монашество и скончался благоверный князь Александр Невский — знаменитый русский полководец и политик.

          В 1872 году произошла закладка нового собора по проекту Л.В. Даля.

Важно

Храм был освя­щён в 1882 году, а его приделы (первый — во имя преподобных Антония и Феодосия Пе­чёрских; второй — во имя трёх святителей, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова) в 1883 году.

Постройка собора не обошлась и без помощи жителей Городца, особенно крупные суммы внесли Т.А. Плеханов и купец I гильдии И.А. Ноздринский.

Собор Александра Невского и расположенный рядом соборный храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери, между которыми было небольшое кладбище, занимали в комплексе центральное положение В целом новая церковь гармонично вписалась в ансамбль Феодоровской обители, заметно обогатив её образ. При этом она сохранила монастырский дух и соответствовала представлению о том, каким должен быть храм-памятник, посвящённый Александру Невскому.

К великому сожалению, ни одна постройка академика Л.В. Даля не дошла до наших дней, все они были разрушены в советское время.

Но в связи с возрождением Городецкого Феодоровского монастыря и образованием Городецкой епархии всё явственней видим обретение одной из его построек.

Это тем более важно, что духовная значимость этого храма как для русского народа в целом, так и для городчан по-прежнему велика.

В начале XX века в Феодоровском монастыре в штате был архимандрит (Феодосий), 14 иеромо­нахов, 5 иеродиаконов, 4 монаха и 13 послушни­ков. Монастырю были приписаны два подворья: в Нижнем Новгороде и в Царском Селе.

В 1927 году монастырь был закрыт. До наших дней из монастырских строений уцелели лишь 2 корпуса келий.

 

span style=

Источник: http://www.gorodets-52.ru/index.php/dejstvujushhie-hramy/25/66

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector