Икона божией матери боголюбская, россия, город владимир, владимиро-суздальский музей-заповедник

Спасение Боголюбской иконы Божией Матери продолжается!

6 июня во Владимире прошли торжественные мероприятия, посвящённые 1000-летию со дня преставления Крестителя Руси равноапостольного князя Владимира.

В них приняли участие митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий, первые лица города и области. Почётными гостями духовного праздника стала делегация епископов во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Владыка просил Патриарха направить его в этот день на владимирскую землю, «оплот святости и веры».

Обратите внимание

По его словам, «1000-летие со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира – это повод к размышлению о том, что принесла вера Христова нашему народу. Прошло более тысячи лет, и мы можем свидетельствовать о следах этой веры в истории, архитектуре, литературе, но, самое главное, в сердцах наших людей».

Потому исключительно важным для митрополита Ювеналия стало посещение культурно-образовательного центра «Палаты», где открыта выставка, посвящённая 1000-летию святых мучеников князей Бориса и Глеба, а в картинной галерее представлены три шедевра древнерусского искусства – иконы: «Богоматерь Максимовская» (1299), «Богоматерь Владимирская» (1395 или 1408) кисти Андрея Рублёва и «Богоматерь Киккская» (1675) Симона Ушакова.

С особым благоговением высокие гости Владимиро-Суздальского музея-заповедника ждали встречи с ещё одной святыней владимирской земли – Боголюбской иконой Божией Матери, которая уже шесть лет находится в музее на реставрации.

Икона «Богоматерь Боголюбская» (дерево, левкас, паволока, темпера; 185х105х4,2 см; инв. номера В-2972, И-1541), созданная около 1158 года, поступила во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году в аварийном состоянии. Потребовалась чрезвычайно сложная и длительная (с 1958 до 1978 года) реставрация в мастерских ВХНРЦ имени Грабаря.

В 1993 году по просьбе архиепископа Владимирского и Суздальского образ был перенесён в Успенский собор Княгинина монастыря г. Владимира.

Решение о выдаче на временное хранение было принято после того, как по заказу и на деньги Владимиро-Суздальского музея-заповедника в действующем храме было создано уникальное оборудование: герметичная витрина из особого стекла в комплексе со специальными приборами, обеспечивающая постоянный, оптимальный для древнего памятника температурно-влажностный режим.

В 1998 году начались сбои в работе датчиков, что не могло не сказаться на состоянии памятника. Музей сразу заказал новую витрину. Шестнадцать лет пребывания в действующем храме икона находилась под постоянным наблюдением хранителей и реставраторов.

Первые признаки ухудшения состояния иконы появились в конце февраля 2009 года,  и сразу же по инициативе музея была собрана комиссия с привлечением лучших московских специалистов по реставрации темперной живописи, проведено вскрытие климатической витрины и реставрационный осмотр уникального памятника древнерусской живописи XII века.

Важно

            В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, на фоне и свитке отставания, шелушения, угрозы осыпей левкаса и красочного слоя, на нижнем торце осыпи деструктированной основы.

Иконе срочно требовалась помощь! Под руководством специалистов ВХНРЦ реставраторами музея-заповедника были проведены необходимые профилактические работы и принято решение о срочном возврате иконы в фонды музея-заповедника.

4 июня 2009 года икона была размещена в отдельном помещении Палат в горизонтальном положении в оптимальных для неё условиях (температура 18–19 градусов Цельсия, влажность 49–50 %).

Почти два года лучшие специалисты России наблюдали за состоянием иконы в стационарных условиях музея и разрабатывали методику реставрации уникального памятника древнерусской живописи.

При изучении Боголюбской иконы Божией Матери применялись «неразрушающие методы исследования», среди которых – уникальное трёхмерное сканирование и компьютерная томография.

Это позволило визуализировать неоднородное состояние основы, левкаса, красочного слоя и связи их между собой на разных участках.

Решением расширенного Реставрационного совета была утверждена методика и последовательность реставрационных мероприятий, которые, начиная с 2012 года, ведутся вахтовым методом на базе Владимиро-Суздальского музея-заповедника одним из лучших специалистов в области реставрации темперной живописи, реставратором высшей категории ВХНРЦ имени Грабаря кандидатом искусствоведения А.А. Горматюком.

Губернатор Владимирской области С.Ю.

Совет

Орлова, митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий и митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сопровождении генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника с благоговением посетили мастерскую в Палатах, где хранится и реставрируется Боголюбская икона Божией Матери. Реставратор ВХНРЦ имени Грабаря кандидат искусствоведения А.А. Горматюк продемонстрировал высоким гостям, как идёт «лечение» одного из древнейших сохранившихся русских образов.

 Владыка Ювеналий выразил глубочайшую признательность музейщикам и реставраторам  за их подвиг – человеческий и профессиональный – и выразил надежду на то, что святая икона, уникальный памятник ещё многая лета будет спасать Русь православную.

Спасение Боголюбской иконы Божией Матери продолжается!

музеи

Источник: http://planet33.ru/vladimiro_suzdalskiy_muzey_zapovednik/blog/199080-spasenie-bogolyubskoy-ikony-bozhiey-materi-prodolzhaetsya

Владимирский музей показал свои сокровища

На открывшейся с участием президента Путина и патриарха Кирилла выставке «Сокровища музеев России» Владимиро-Суздальский музей представил шесть экспонатов – иконы и два царских портрета

Фото пресс-службы Кремля

Выставку «Сокровища музеев России» в День народного единства открывали президент РФ Владимир Путин и патриарх Кирилл. Главу государства сопровождали министр культуры Владимир Мединский, мэр Москвы Сергей Собянин, митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Выставка открылась в Центральном выставочном зале «Манеж» в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь – ко Дню народного единства», она продлится до 25 ноября. На вернисаже представлены более 280 самых значимых художественных произведений нескольких столетий из 50 музеев России.

В пресс-службе Владимиро-Суздальского музея-заповедника открывшуюся в Манеже выставку называют беспрецедентной по своему масштабу:

«Никогда в истории России не были собраны воедино шедевры из разных уголков нашей страны: от Владивостока до Калининграда, от Ханты-Мансийска до Феодосии, от Омска до Грозного, и, конечно, из Центральной России и Поволжья. Выставка поражает не только географией, но и временным охватом. Здесь будут представлены произведения нескольких столетий: от эпохи Рюриковичей до ХХI века.

Работа организаторов проекта восхищает! Только протяженность маршрутов по сбору произведений из региональных музеев составила 145 040 км. Множество произведений специально для выставки в Манеже были отреставрированы.

Выставка демонстрирует нерушимое единство культурного пространства страны, ее огромный творческий потенциал. Художественные коллекции из регионов уникальны.

Сформированные несколькими поколениями коллекционеров, музейных работников, художников, они преодолевают стереотипные представления о провинциальных музеях», – сообщает пресс-служба ВСМЗ.

Обратите внимание

Владимирский музей по приглашению организаторов привез в Манеж 6 раритетов из фондовых коллекций «Иконы» и «Живопись».

Это – три иконы середины XVII – начала XXI в.:

– икона «Христос Вседержитель, с припадающими святыми князьями Александром Невским и Георгием Владимирским» (середина XVII в. (около 1649 – 1654 гг. ?);

– икона «Святой царевич Димитрий Угличский, со сценами убиения» (первая половина XIX в.);

– икона «Богоматерь Боголюбская» (2015 г, копия-реконструкция А.А. Горматюка иконы «Богоматерь Боголюбская» XII в.)

Из фондовой коллекции «Живопись» авторами выставочного проекта было отобрано три живописных портрета XVIII – начала XX в.:

– «Портрет царя Алексея Михайловича» неизвестного художника, XVIII в.;

– «Портрет царицы Натальи Кирилловны» неизвестного художника, вторая половина XVIII в.;

– «Портрет Дмитрия Петровича Кончаловского» П.П. Кончаловского, 1909 г.

Как отмечает ВСМЗ, в 2019 – 2020 годах цикл выставок раритетов провинциальных музеев планируется продолжить. Готовятся к показу произведения русского и западноевропейского искусства.

Источник: https://zebra-tv.ru/novosti/chetvertaya-rubrika/vladimirskiy-muzey-pokazal-svoi-sokrovishcha/

О боголюбской иконе божией матери

1 июля – день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Это особая святыня Владимиро-Суздальской земли и одна из древнейших русских икон.

В этом году Православная Церковь отмечает 855 лет со дня явления Пресвятой Богородицы благоверному великому князю Андрею Боголюбскому.

Как известно, икона была написана по повелению святого князя после ночного видения ему Богоматери на том самом месте, где позднее князем был основан Боголюбский монастырь и выстроен  город Боголюбов.

Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. Боголюбская икона принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы, распространенному в греческом церковном искусстве XI-XII вв.

Свиток в руке Богоматери был дописан позднее, он сближает Боголюбскую икону с иконографией Богоматери Параклисис (Заступница).

Создателем иконы был или греческий иконописец, или русский мастер, хорошо знакомый с современным ему греческим искусством.

На иконе Богоматерь изображена стоящей с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное.

Важно

Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской), св. Крестителя Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила.

Написанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы. Празднование Боголюбской иконе было установлено св.блгв.вел. князем Андреем Боголюбским 18 июня ст.ст./ 1 июля н.ст.

В течение веков – вплоть до закрытия Боголюбской обители в 1923 году, икона находилась в монастыре и от нее совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время древняя икона XII в. находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240 гг.) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 году Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирской иконой была увезена в Москву для спасения Руси от татарских полчищ.

В день встречи икон у стен Москвы «Матерь градов русских» Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали – Русь была спасена.

После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир во утешение верующих и поставлена вновь в Боголюбской обители. Сохранилась память о том, что в 1432 году вел. князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462 гг.

) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682 гг.) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году пожертвовал к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Этот крест с дарственной надписью стал позднее изображаться на многих списках Боголюбской иконы.

В 1682 году до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны И. и А. Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684-1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы (вероятно, первый храм с таким посвящением); в 1690 г.

Совет

в ней был поставлен список Боголюбской иконы, привезенный царем Петром из Боголюбского монастыря. Чудотворным образом в тот период считалась и Боголюбская икона кремлевского Сретенского собора. С особым почитанием Боголюбской иконы в эпоху Петра I связано предание об иконе в с. Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, подаренной Петром стольнику Б.

Батурину, который просил благословить его образом из придворного храма, а также предание о появлении Боголюбской Московской иконы Божией Матери, находившейся над Варварскими воротами Китай-города. Составление службы Боголюбской иконы относится к рубежу XVII-XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре.

Старейший список службы датируется 1704 г.

Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в XVII-XIX вв.

Первый – это иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена с молитвенно воздетыми руками ко Господу.

Второй – Божия Матерь изображена вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским.

Третий вариант – «Моление о народе», Божия Матерь изображена с молящимся перед Ней сонмом святых – московских святителей, благоверных князей и др.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В 1771 году г. Владимир постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы – чумы, (в то время Россия вела войну с Турцией и через войска эпидемия с юга быстро распространилась по всей России).

Все человеческие усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях – так прошел весь сентябрь 1771 года. Оставалась надежда лишь на помощь Божию – народ и духовенство обратились к светским властям с просьбой внести в город Владимир древнюю святыню – Боголюбскую икону Божией Матери для совершения молебна и крестного хода.

Обратите внимание

Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта г-на Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится.

И все же власти уступили – 22 октября икона была внесена во Владимир, совершены всенародные молебствия и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!», и вместе с семьей перешел из лютеранства в Православие.

Читайте также:  Борисоглебский новоторжский монастырь, россия, тверская область, город торжок

Тогда же жителями города Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась во Владимире эта благочестивая традиция.

Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими.

В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины – весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Ее чудотворной Боголюбской иконе.

Можно только представить все благолепие этого шествия: впереди шел ключарь собора в стихаре, за ним – псаломщики также в стихарях и хоругвеносцы в особых шитых кафтанах, которые несли два фонаря, два креста и сорок хоругвей, вслед за ними простой народ нес чудотворные иконы, затем попарно шли архиерейские певчие, за ними – священнослужители и архиерей. Все городские власти и именитые сановники также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ.

В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – ее носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня обходили по частям весь Владимир крестным ходом. А накануне 18 июня ст.ст. (1 июля н.ст.) – дня памяти Боголюбской иконы – ее возвращали в обитель.

Исходя из вышеизложенного видно, как велико было в народе почитание Боголюбской иконы Божией Матери. Конечно же, по вере от нее совершались многочисленные чудеса, которые записывались в специальную книгу, хранившуюся при монастыре.

Одно из этих чудесных исцелений было описано во Владимирских Епархиальных ведомостях за 1877 г.: “Во время крестного хода крестьянин Аким Федоров со своим семейством пожелал принесть Царице Небесной теплыя молитвы при доме своем, куда немедленно и была принесена св. икона.

Аким Федоров, за обычным молебном, помолившись Царице Небесной, приложился к иконе сам и его семейные, за тем взял сына своего седяку (не могшаго ходить по слабости ног), Ивана, 5-ти лет, приложил и его, и нагнулся до земли под икону, чтобы пронесли ее чрез него с сыном, что и сделано.

Важно

Потом вставши, Федор посадил сына при доме, а сам пошел проводить св. икону Божией Матери. В это время седяка Иван сказал ему: «Тятенька, и я пойду с тобою». Отец отвечал: «Куда тебе!» Но Иван встал и пошел за ним, – и с того времени, благодарение Царице Небесной, начал ходить безпрепятственно.

Сказание сие об исцелении крестьянского сына Ивана засвидетельствовано в представленной рукописи подписью двух очевидцев чуда”.

Возвращаясь к истории возникновения крестного хода, можно отметить, что в том же 1771 году жители Москвы, узнавшие о том, что город Владимир был избавлен от эпидемии после перенесения туда из Боголюбова Боголюбской иконы Божией Матери, начали служить молебны перед одноименной иконой над Варварскими воротами.

Большое стечение народа на молебен к спускаемой со стены иконе вызвало безпокойство светских и духовных властей. Московский архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский) приказал прекратить молебны и, по некоторым данным, имел намерение убрать икону со стены.

Это стало причиной народных волнений, приведших к убийству Московского архиепископа.

Следующая массовая вспышка холеры, сопровождающаяся также народными волнениями, произошла в России в 1830-31 гг. Несмотря на все меры, предпринятые правительством по борьбе с эпидемией, одними медицинскими средствами ее погасить не удалось.

Поскольку любое заболевание – это посещение Божие или в наказание за грехи, или для вразумления для людей, то по повелению царя Николая I по всем храмам Российской империи был разослан текст особой молитвы для ежедневного чтения на литургии об избавлении от напасти.

Осенью 1831 года опять же по повелению царя приказано было отслужить по всем храмам России благодарственные молебны за исцеление и прекращение эпидемии холеры.

Совет

В разгар этой эпидемии в с. Тейково, тогда принадлежавшее Владимирской губернии, выехал губернский предводитель дворянства Андрей Петрович Хметевской. Он был родом из этих мест – имение Хметевских находилось в селе Березовик (теперь это Ковровский район).

С 25 мая по 30 июня 1831 года Хметевской пребывал в Тейково, где под его руководством была устроена инфекционная больница. Тогда же в Тейково был доставлен и один из списков Боголюбской иконы, после совершения молебнов перед которым, эпидемия прекратилась.

За усердие и самоотверженность, проявленные при борьбе с эпидемией холеры, Хметевскому было объявлено монаршее благоволение. Поскольку Андрей Петрович был прихожанином Боголюбского монастыря и особым почитателем Боголюбской иконы Божией Матери, то после своей кончины в 1849 г.

он был погребен в Боголюбском монастыре у стен древнего Богородице-Рождественского собора.

А от Боголюбской иконы Божией Матери и ее многочисленных списков продолжали совершаться чудеса. В том же 1831 году в г. Усмани Тамбовской губернии после молебнов перед Боголюбской иконой также прекратилась эпидемия холеры.

Известными списками Боголюбской иконы Божией Матери кроме вышеперечисленных, являются Тарусский в Калужской области, Зимаровский в Рязанской области, Угличский и многие другие, по молитвам перед которыми верующие получали исцеление от губительных поветрий – холерных эпидемий 1831, 1848, 1853 и 1870 гг.

Если и в дореволюционное время крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери были основным источником дохода для содержания обители, то после революции это было единственным средством, чтобы добыть средства к существованию. Божия Матерь питала служащих Ей.

В голодные годы гражданской войны икону носили по селам губернии. Крестьяне, прекрасно понимая, что им, кроме, как от Бога, помощи ждать неоткуда, старались обязательно принять чудотворную икону в свою деревню.

Обратите внимание

Не могли допустить, чтобы такая святыня прошла мимо, молились, чтобы Божия Матерь не оставила их без Своей защиты и покровительства в столь неспокойное время. Деньги на принятие иконы собирали всем миром. Приходилось иногда продавать даже свои участки летних покосов, чтобы было чем прокормить приходивших с иконой монахов, заплатить за молебны.

Но далеко не все жители были столь благочестиво настроены. Обстановку того времени отражает небольшая заметка из Суздальской районной газеты.

Действие происходило в селе Сельцо Яневской волости: «22 марта собранием граждан сельца по некоторым политическим, а главное, по продовольственным соображениям, было постановлено не принимать духовенство Боголюбского монастыря, сопровождающее икону Богоматери Боголюбивой.

На другой день 23 марта вновь было созвано собрание граждан, на котором явившиеся женщины, предводительствуемые гр. А. Тарасовым, настойчиво требовали принятия иконы и духовенства, причем тут же организовали свое отдельное собрание под предводительством Тарасова и, выбрав сборщиком В.

М-на, собрали с желающих принять священников по 2 руб. с дому»*.

Крестные ходы с Боголюбской иконой продолжались еще несколько лет и после 1917 года, хотя уже на полулегальном положении. После закрытия в 1923 г.

Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих с. Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени.

В Боголюбской обители, в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, который совершается ежегодно накануне дня празднования Владимирской иконы Божией Матери.

На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. 2 июня вечером сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм свв.

равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря г. Владимира.

Важно

В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе – ее носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером – накануне дня памяти Боголюбской иконы, ее торжественным крестным ходом возвращают в обитель.

На этот крестный ход, совершаемый ежегодно, собирается около 4-х тысяч человек со всей России. Главный соборный храм Боголюбской обители, выстроенный в честь этой иконы в 1866 году на средства московских купцов Алексеевых, вмещает в себя 5 тысяч человек. Он был заложен в 1855 году, во время торжеств, посвященных 700-летию основания обители.

В настоящее время и храм, и монастырь полностью возрождены из руин, завершена и реставрация росписи соборного храма. Все это сделано на наших глазах буквально за последние 10-12 лет благодаря неустанным трудам настоятеля монастырских храмов и духовника обители архимандрита Петра (Кучера) с сестрами.

Монастырь является одним из духовных и культурных центров современной России.

Не пора ли сделать самое главное – восстановить историческую справедливость и вернуть древнюю Боголюбивую икону из музея в соборный храм Боголюбской обители, для которой он собственно и был выстроен?! В Боголюбском соборе можно разместить древнюю святыню и создать надлежащие условия для ее сохранности. Нельзя держать светильник под музейным спудом, но надо поставлять его на «свещнице, да светит всем», как говорится в Евангелии. Будущее Росси зависит от нашего благоговения к нашим святыням, от нашего отношения к вере и спасению.

Закончить это повествование о древней Боголюбской иконе хочется словами из проповеди духовника Свято-Боголюбского женского монастыря архимандрита Петра (Кучера): «Поэтому и сегодня, может быть, как никогда ранее, в наше последнее, апокалиптическое время генерального наступления на Русскую Православную Церковь всех сил трансмирового зла, мы должны каяться и просить Пресвятую Богородицу о помощи. Должны молиться об исцелении от еще одной страшной болезни – чумы безбожия, богоборчества и богоотступничества. Ибо на наших глазах происходит невиданный еще в истории Церкви по мощи, масштабу и многообразию форм штурм Святого Православия.

Молитвами Пресвятой Богородицы да защитит Господь Русскую землю, укрепит Православную веру и возродит былую славу нашего Отечества. Пресвятая Богородица, спаси нас!»

* Голос правды. 1918 г. № 8.

Источник: http://sv-bogolubovo.ru/monastery/o-bogolyubskoy-ikone-bozhiey-materi-.html

Надежда Дмитриева. Икона Божией Матери Боголюбская / Православие.Ru

Дева днесь предстоит Сыну, руце Свои к Нему простирающи, святый князь Андрей радуется, и с ним Российская страна торжествует, нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Кондак Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Боголюбской

Икона Божией Матери БоголюбскаяНыне насчитывается немногим более трех десятков доподлинно «домонгольских», то есть написанных еще до Батыева нашествия, русских икон.

Среди них и несколько образов Богородицы, в том числе «Великая Панагия» из Ярославля, иконы «Знамение» Новгородская, «Умиления» Белозерская, Печерская-Свенская… К ним принадлежит и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, исполненная утонченнейшей пластики и удивительной одухотворенности.

Написан этот образ в 1157 году.

Совет

Примечательно, что целых девять лет пребывал он при княжьем дворе, в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове, рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии поименованной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году – в Москву).

Тем самым Боголюбская – одна из первых икон, написанных русскими мастерами, – словно бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного (письма апостола Луки) образа Пречистой, став своего рода хранителем первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Еще в 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский покинул киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел и утвердить великокняжеский престол на суздальских землях; взял он с собою и чудотворный образ Царицы Небесной.

Когда князь подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной, замерли как вкопанные. Благочестивый князь узрел в этом знамение и дал обет устроить на том месте обитель во имя Пречистой.

Помолившись, он был удостоен видения Богородицы, в правой руке державшей свиток, а левую простершей к Сыну Своему.

Такой и изобразили княжеские мастера Богоматерь на иконе, написанной в память об этом событии (происшедшем 18 июня по старому стилю) и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Название для этого пригородного дворца (впоследствии вокруг него разрастется и предместье Владимира) избрал сам князь, узревший, что «Матерь Божия возлюбила место сие».

Князь Андрей БоголюбскийКнязь Андрей часто уединялся здесь для молитвы; тут он и принял в 1174 году мученическую кончину от рук своих же подданных – бояр Кучковичей.

Читайте также:  Мученик царевич димитрий

Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пречистая всегда оставалась верною Защитницею принятого Ею под Свой Матерний покров монастыря, и слава его, и внешнее благосостояние век от века росли.

В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

На позднейших списках с чудотворной часто изображают еще и встающие от земли очертания самого монастыря с фигурой склонившегося перед Пречистой князя Андрея, вошедшего в историю с тем же именем, что и основанная им в Боголюбове обитель.

Обратите внимание

В 1915 году замечательный русский византолог Н.П. Кондаков (1844-1925) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный по строгости общего типа памятник», клонится, «к сожалению, к окончательному разрушению».

Поэтому еще в 1918 году в самом Боголюбове были предприняты первые пробные раскрытия иконы. По сделанным тогда фотоснимкам (в цвете) видно, что раньше сохранность иконы была намного лучше.

Дело в том, что после 1918-го реставраторы Владимире-Суздальского музея не раз пропитывали ветшавшую доску иконы (липовую, из трех частей) парафином, что к середине XX века привело к резкому ухудшению ее состояния.

Поэтому в 1956 году Боголюбская была передана из Владимиро-Суздальского музея реставраторам Центральных реставрационных мастерских (ныне Всероссийский реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря).

Восемь лет, с 1963-го по 1971-и, реставратор М.В. Романова снимала парафин четыреххлористым углеродом. С 1965-го по 1968-й она постепенно раскрывала живопись по бокам, снимая многослойные (от XIX до конца XIII века) записи; только к 1970 г.

удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи («Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою…») уже в XVIII столетии; изначально их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы – зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) – коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий; вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы.

Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил – в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

Важно

Семь лет (1971-1976) ушло у М.В. Романовой на то, чтобы тонировать утраченные места.

Еще в процессе реставрации Боголюбская икона впервые за несколько десятилетий была показана на выставке (1974) в Третьяковской галерее: там можно было узреть, пусть и «хрупкое», видение изначального ее облика, подлинную икону, а не репродукции с фотопластинок 1918 года, единственно доступные нескольким поколениям искусствоведов.

Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воротами Китай-города. На нем помимо Пречистой изображены молящиеся московские святители и блаженные, и сам этот особый извод, в XVII столетии известный как «Моление о народе», был святыней собственно московской, охранявшей жителей белокаменной столицы.

Варварские ворота Московского Кремля, Боголюбская часовня (уничтожены большевиками)    

Ко дню празднования Боголюбской, то есть к 18 июня по старому стилю, перед этим образом служили торжественный молебен, после чего икона спускалась со своего обычного места вниз и на три дня ставилась в специальной шатровой часовне-»палатке».

На это время езда через Варварские ворота прекращалась – вся площадь заполнялась богомольцами, желавшими приложиться к чудотворной. Именно здесь в 1771 году зародился знаменитый «Чумной бунт» после того, как архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский) запретил страждущим москвичам искать у Боголюбской исцеления от чумы.

Шатровую часовню XIX века снесли в 1928 году, спустя пять лет та же участь постигла и сами древние Варварские ворота – ныне лишь основание их можно видеть в близлежащем подземном переходе.

Сам чудотворный список пребывает ныне в Петропавловском храме у Яузских ворот (каждую пятницу ему служится здесь молебен с акафистом), а его «заместительница» (на время, пока образ спускался в часовню) – в Воскресенском храме в Сокольниках (акафист по понедельникам).

В первопрестольной столице Боголюбской иконе Божией Матери был посвящен еще и летний собор Высокопетровского монастыря (усыпальница бояр Нарышкиных); в северной же столице – лишь домовый храм при Александро-Невском приюте – доме призрения бедных духовного звания в конце Невского проспекта.

Чудотворные списки с Боголюбской имелись в Калужской губернии в селе Юрьевское Боровского уезда (эта икона в середине XIX столетия избавила от холеры города Боровск и Малоярославец) и в Тарусе (прославилась в 1848 году); в Рязанской губернии в селе Зимарово близ Раненбурга (прославилась также в 1848 году); в Тамбовской губернии в городах Козлов и Ела-тьма (прославились в 1771 и 1831 годах), в Ярославской губернии в угличском храме во имя царевича Димитрия (прославилась в 1654 году). Все они принесли чудесное прекращение моровых язв и поветрий; это стало отличительной особенностью благодатного воздействия всех списков с Боголюбской.

В ее честь были устроены обители: мужская «Киновия», приписная к Троице-Сергиевой лавре (на полуострове близ Гефсиманского скита); женские в губерниях Пермской (в селе Сарсы-Вторые Красноуфимского уезда) и Костромской (в лесных дебрях под городом Макарьевом).

Боголюбский монастырь    

Возобновленная к началу 1990-х, Боголюбская обитель под Владимиром сохранила все свои храмы, включая древнейший Рождественский, соборный Боголюбский (где у правого столпа пребывала чудотворная) и приписной к монастырю, всемирно знаменитый храм Покрова Богородицы на Нерли.

Образа Боголюбской пребывает ныне в специальном «климатическом киоте» в местном ряду собора Успенского Княгинина монастыря во Владимире.

Тропарь, глас 1:

Совет

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас.

О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство.

Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте.

О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/1887.html

Владимиро-Суздальский музей-заповедник — официальный сайт «Культура.РФ», Владимирская область. Адрес, фото, расписание, график работы

Тысячи туристов со всего мира устремляются сюда, чтобы увидеть непревзойденные архитектурные жемчужины Древней Руси. Указом Президента Российской Федерации в 1998 году музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Некоторые архитектурные памятники, входящие в заповедник, внесены в Список наследия ЮНЕСКО.

Владимир

Владимир был основан в Х веке киевским князем Владимиром Святославичем на высоком берегу реки Клязьмы, в стратегически важном районе, где проходили торговые пути между Северной и Киевской Русью.

Уже в середине XII века город становится столицей Владимиро-Суздальского княжества и влиятельнейшим поселением всей Северо-Восточной Руси.

Ведь даже Москва когда-то была в составе этого княжества и являлась одним из близлежащих «пригородов» Владимира.

Обратите внимание

Это особое значение Владимира в истории русских городов сделало его архитектуру самой современной на тот период времени, фактически столичной.

Белокаменный Успенский кафедральный собор, Золотые ворота, монастыри и церкви – эти постройки XII века воплотили дерзкие мечты князей Владимира о величии их самих и их великолепного города.

“Да будет сей град великое княжение и глава всем” – вот как писал великий князь Андрей Боголюбский о своем престольном граде.

При его младшем брате Всеволоде Большое Гнездо Владимир расцвел еще больше. Кремль с Дмитриевским собором, Рождественский монастырь с храмом, Княгинин монастырь и самая ценная святыня всего княжества Успенский собор – вот наследие Всеволода Большое Гнездо.

Прервало этот великий и славный путь Владимира татаро-монгольское нашествие. Прекратилось строительство великолепных храмов, большинство ремесел забылось или исчезло, город стал хиреть и запустел. Позже, после золотоордынского ига, началось уже возвышение столичной Москвы, и постепенно Владимир утратил былое величие, подчинившись новому престольному граду.

Город стал развиваться дальше, уже не грезя о былой славе, но в XVII веке наступил его новый расцвет – уже как торгового посада.

Территория города расширилась, приросла новыми улицами, появилось немало приходских церквей. Архитектурное сокровище той эпохи – чудесная Богородицкая церковь.

Вообще же Владимир на протяжении веков был красивым и благоустроенным губернским городом, сохраняющим черты былой столицы.

Суздаль

В 26 километрах от Владимира, на речке Каменке, расположен город Суздаль, бывший столицей Ростово-Суздальского княжества при Юрии Долгоруком, а с середины XIII века и главным городом Суздальского княжества.

Суздальские князья даже чеканили собственную монету, что говорит о мощи и влиянии города. Однако, как и Владимир, Суздаль со временем утратил самостоятельность, и в конце XIV века подчинился московскому великому князю.

Несмотря на пожары и набеги вражеских войск, город сохранил свой уникальный архитектурный облик. Городской ансамбль составляют кремль с тремя церквями и пять монастырей. Как и другие сооружения Владимиро-Суздальского княжества, это белокаменные здания, гармонично вписанные в ландшафт.

Из множества дошедших до нашего времени построек в комплекс Владимиро-Суздальского заповедника входят великолепный кремль Х века с синекупольным Рождественским собором, Спасо-Ефимьевский монастырь XIV века, бывший когда-то неприступной крепостью, а ныне занесенный в список Всемирного наследия человечества ЮНЕСКО.

Также объектами заповедника являются Посадский дом, приказная изба Покровского монастыря и Музей деревянного зодчества.

Боголюбово

Боголюбов-город (так назывался он в летописях) основал в XII веке Андрей Боголюбский как собственную княжескую резиденцию. Состоял он из двух самостоятельных частей: на юге вырос белокаменный собор и княжеский двор, на севере был торговый посад.

С конца XII века княжеский замок занял мужской монастырь. Постепенно город превратился в село Боголюбово. Его главная ценность – расположенный в бывшем княжеском дворце женский монастырь, который летописцы льстиво сравнивали с храмом Соломона.

Важно

Частично княжеские палаты были разрушены, но и сейчас остались уникальные фрагменты древней архитектуры. Тонкая резьба по камню, украшающая палаты и собор, не имеет себе равных по художественному витью и изяществу.

Именно это уникальное мастерство древних зодчих позволило занести их творения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кидекша

В четырех километрах от Суздаля, посреди поля, стоит село Кидекша. Здесь находится одна из самых древних построек Владимиро-Суздальского княжества – белокаменная Борисоглебская церковь. По преданию, стоит она на месте, где встретились двое русских святых – братья Борис и Глеб. На еще третьем брате, Святополке Окаянном, лежит вина за их гибель.

От этой древней церкви веет суровой простотой русского Средневековья. Одна из ранних построек владимиро-суздальской архитектурной школы, Борисоглебская церковь лишена характерной для этого стиля замысловатой резьбы.

Она представляет собой простой куб с монументальными выступами апсид, завершенный маленьким куполом на тонком барабане. Однако именно этой своей лаконичной массивной красотой она и пленяет.

Борисоглебская церковь является одним из памятников Владимиро-Суздальского заповедника и по праву занесена в охранный список ЮНЕСКО.

Читайте также:  Мученик андрей клинский (трофимов)

Гусь-Хрустальный

Город Гусь-Хрустальный обязан своим названием существовавшему здесь хрустальному заводу, основанному в XVIII веке купцом Акимом Мальцевым. Главная городская достопримечательность – собор Святого Георгия, который семья купцов Мальцевых подарила городу в начале XX века.

Храм был построен по проекту выдающегося архитектора Леонтия Бенуа, который считал это своим лучшим творением и говорил, что вложил в сооружение храма всего себя. Созданный в стиле древнерусской архитектуры, он является замечательным памятником зодчества. Стены в нем расписаны знаменитым русским художником Васнецовым.

Сегодня в соборе расположен известный на весь мир музей хрусталя.

Владимирский музей

В комплекс Владимиро-Суздальского музея-заповедника включен также Владимирский музей, основанный в 1854 году. Меценатами и жертвователями музея были представители видных дворянских и купеческих фамилий: Бахрушин, Бурылины, Лосев и Нечаев-Мальцов.

В фондах музея хранятся богатейшие коллекции живописи, в том числе и древнерусской. В собрании икон Владимирского музея почти 2000 объектов, от древних, старинного письма XII века, до XX-го столетия. Среди них есть и уникальные, например, Богоматерь Боголюбская (XII век) и Богоматерь Максимовская (XIII век). Гордость коллекции — икона работы Андрея Рублева.

Собрание во всей полноте представляет разнообразные живописные и иконописные школы: ростово-суздальскую, новгородскую, московскую и другие. В музее хранится большое и богатое собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, редких книг и документов, археологических находок, имеющих отношение к Владимиро-Суздальскому княжеству.

Совет

Конечно же, из-за близости Гусь-Хрустального в музее представлено и большое собрание стекла и хрусталя.

Владимиро-Суздальский заповедник всей своей коллекцией повествует об истории Руси от древних времен до наших дней. Особое внимание в нем уделено памятникам древнерусской архитектуры.

Главная ценность заповедника в том, что посетители имеют возможность окунуться в атмосферу русской старины, прогуляться по древним и одновременно вечно юным городам и посетить храмы, украшенные знаменитой на весь мир каменной резьбой.

Источник: https://www.culture.ru/institutes/8376/vladimiro-suzdalskii-muzei-zapovednik

Реставраторы спасут икону Боголюбской Божьей матери XII века

Ответственная за исцеление от эпидемий реликвия умирает от грибка

Научно-реставрационный центр имени Грабаря отреставрирует икону Боголюбской Божьей Матери, датируемую XII веком.

За работы по сохранению уникального образца средневековой живописи Владимиро-Суздальский музей-заповедник заплатит из собственных средств 640 тысяч рублей, говорится в размещенных на сайте госзакупок документах.

В срок до 25 декабря 2017 года икону тщательно обследуют, сфотографируют, а затем удалят позднейшие слои грунта, продезинфицируют и укрепят левкас (основу иконы) и связь с ним красочного слоя. Также известная икона приобретет новую реставрационную раму с алюминиевым каркасом и музейным стеклом.

С 2009 года икона хранится в ВСМЗ. По оценкам специалистов, ее современное состояние − катастрофическое. В советское время постарались реставраторы-любители, а в постсоветское время за иконой недоглядели в епархии.

Так, в 1946 году реставратор областного краеведческого музея Ф. Модоров разработал собственную методику сохранения реликвий и применил ее на Боголюбской иконе. Ученый-любитель «укрепил» красочный слой путем заливки в него воска с парафином. В результате воск проник внутрь и вызвал расслоение красочного слоя, который теперь имеет минимальную связь с основой.

В 50-70-е годы икону реставрировали более профессионально: тогда же раскрыли лик Богоматери и Иисуса, а также фрагменты первоначальной живописи на полях иконы.

В 1993 году реликвию вернули в лоно РПЦ. В специально изготовленной герметичной витрине ее расположили в Княгинином монастыре областного центра. Спустя пять лет специалисты ВСМЗ настояли на том, чтобы герметичную витрину поменяли на новую. В старой не работали датчики и, как позже выяснилось, были неисправны специальные кассеты, ответственные за микроклимат.

В 2009 году икону передали обратно в музей, где она и находится по сей день. После передачи в ВСМЗ «Независимая газета» сообщила о катастрофическом состоянии раритета: площадь отставания краски от основы увеличилась, древесина перешла в состояние «пружинящей губки», а часть иконы оказалась поражена грибком. Причиной такого состояния иконы называлось некачественное хранение.

В списке реставрационных работ, которые проведут в 2017 году, значится удаление позднейших восковых и воскоканифольных вставок, укрепление левкаса, двухслойное покрытие лаком, заделка щелей и отверстий.

Обратите внимание

Боголюбовская икона Божьей Матери является почитаемой за чудотворную и одной из древнейших икон русского письма.

По преданию, в 1155 году в шатре Богородица во сне явилась Андрею Боголюбскому и повелела оставить привезенную им из-под Киева икону Богоматери (впоследствии прозванной Владимирской) во Владимире.

Для Боголюбово князь повелел написать икону, которая бы изображала его видение, она и стала Боголюбовской (или Боголюбской).

В последние годы во Владимире широко отмечают праздник Сретения иконы Боголюбской Божьей Матери. В первый день лета верующие крестным ходом преодолевают расстояние от выезда из Владимира в сторону Боголюбово до Успенского собора. В этом году ради обряда на два дня перекрывали основные улицы города.

Крестным ходом православные вспоминают чудо, когда в 1771 году во время эпидемии чумы икона являлась горожанам и просила перенести ее во Владимир.

 Эпидемия была достаточно серьезной, именно после нее во Владимире появилось первое кладбище − Князь-Владимирское. По преданию, после перенесения иконы чума прекратилась.

С тех пор икону возили по многим населенным пунктам, где была неблагоприятная эпидемиологическая обстановка.

Во время крестного хода православные носят современный список иконы в специально построенном для нее металлическом каркасе. После крестного хода икона некоторое время находится в кафедральном соборе, после чего в течение месяца ее носят по городским храмам.

Похожее

Источник: https://provladimir.ru/2017/07/10/restavratory-spasut-ikonu-bogolyubskoj-bozhej-materi-xii-veka-2/

Открылся лик Боголюбской иконы Божьей Матери – Церковь Успения Богородицы

Завершена сенсационная реставрация древнейшей русской иконы. Шесть лет светила отечественной реставрации спасали икону Боголюбской Божьей Матери.

Национальная реликвия, святыня, уникальный памятник мирового значения, подобных которому в мире осталось не больше десятка, древнейший памятник иконописи на территории Северо-Восточной Руси – это далеко не полный перечень характеристик, которыми награждают специалисты икону Боголюбской Божьей Матери, рожденную на Владимирской земле.

Ее создание связывают с преданием о явлении Богородицы князю Андрею Боголюбскому во время его моления близ устья реки Нерль в 1155 году. Написанная около 1158 года по велению князя Андрея, она считается первой иконой, написанной на Русской земле.

“Картина ужасного разрушения”

За восемь с лишним веков она претерпела немало испытаний. Наиболее трагичным был для нее 1722 год, когда настоятель храма Рождества Богородицы решил растесать окна. Храм обрушился, и икона длительное время находилась под каменными завалами.

Реставраторам того времени пришлось заново сплачивать разошедшиеся доски, вклеивать фрагменты нового дерева в разломы и расщепы основы, подклеивать к основе обширные фрагменты отслоившейся живописи с левкасом и поволокой, а в утратах подводить новый левкас и прописывать всю живопись.

Негативную роль в судьбе Боголюбского образа сыграла и известность. В 1771 году после перенесения иконы из Боголюбовского монастыря во Владимир прекратилась эпидемия чумы.

И в 1772 году по случаю чудесного исцеления от чумного поветрия был установлен крестный ход с иконою по городу Владимиру и окрестным селам со службами в храмах и домах горожан и селян.

Именно такое почитание, по оценке специалистов, и привело к тому, что к началу ХХ века живопись оказалась в плачевном состоянии.

Важно

“…Глазам открылась картина ужасного разрушения: изъеденная древесным червем доска большею своей частью обнажилась от левкаса и истлевшего холста и местами представляет собой труху, сыпавшуюся от малейшего прикосновения. На доске была найдена живая личинка червя, после первого осмотра нельзя было сказать, сохранилось ли что-либо от этого памятника”.

Такой икону увидели в 1918 году члены комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи под руководством И. Э. Грабаря при постановке на учет. С тех пор икона пережила три крупных реставрации, и перед каждой ставился один и тот же диагноз – крайне тяжелое состояние.

Белые пятна

Нынешней реставрации предшествовало событие, которое во Всесоюзном художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени И. Э. Грабаря назвали ЧП колоссального масштаба.

В ходе проверки состояния иконы “Богоматерь Боголюбская” специалист Владимиро-Суздальского музея-заповедника обнаружила на ней белые пятна.

Комиссия из московских специалистов по реставрации темперной живописи и музея-заповедника провела вскрытие климатической витрины, в которой хранится икона.

В результате обследования были зафиксированы три очага плесени, отставания красочного слоя, шелушения, угрозы осыпей…

Очередная серьезная проблема с ее сохранностью возникла после передачи иконы по просьбе церкви в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире.

Среди главных причин обострения “болезни” святыни специалисты назвали замену в храме полов из керамической плитки полированным цветным гранитом. В результате этого был нарушен воздухообмен.

Совет

Решение реставраторов было однозначным – вернуть икону из действующего храма в фонды музея-заповедника. И 4 июня 2009 года памятник был определен в отдельное помещение в Палатах музея и хранился в горизонтальном положении при температуре воздуха +18 – +19 градусов по Цельсию и влажности 49-50 процентов.

А в феврале 2010 года 9 столичных специалистов в области реставрации иконописи окончательно определились с судьбой святыни – “Богоматерь Боголюбская” останется во Владимире. А приезжать сюда и работать вахтовым методом будут московские реставраторы.

С томографом и сканером

Реставрация продолжилась шесть лет. Ее назвали революционной, а труд художника-реставратора – подвигом. Чтобы понять масштабы прогресса, произошедшего в этой сфере за последнее столетие, необходимо вернуться в прошлое.

Так, после поступления “Боголюбской Божьей Матери” во Владимирский областной краеведческий музей в 1946 году реставратор Ф. А. Модоров провел укрепление красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина.

А его коллегам из мастерских Всесоюзного художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, где икона находилась на реставрации 18 лет – с 1956 по 1976 год, потребовалась разработка специальной методики для удаления многочисленных восковых вставок, остатков загрязненного парафина и скрепления левкаса с основой.

Ставили задачу спасти древнейшую икону, а обрели подлинный образ

На этот раз реставраторы применили фантастическую методику исследований. Один из них – 3Д-сканирование, используемое в современном машиностроении. Метод заключается в сравнительном наложении двух трехмерных виртуальных моделей, сделанных с временным промежутком.

– Важно было понять, что делать, – рассказала заведующая отделом по научно-методической работе Елена Проханова. – Когда на одну цифровую модель накладывали другую, снятую через полтора месяца, видели, какова динамика восстановления иконы.

Также проводили комплексную томографию в военном госпитале Владимира.

– С ее помощью мы выявили очень сильное отставание красочного слоя, – продолжает Елена Проханова. – Увидели, что она буквально нашпигована гвоздями, и определили дальнейший порядок укрепления живописи и обработки от плесени. Сделали 68 профессиональных заклеек аварийных участков.

Возвращение к жизни

На основании таких исследований была разработана методика. А претворять уникальный метод на практике было поручено художнику-реставратору высшей категории, кандидату искусствоведения Александру Горматюку.

Коллеги считают, что реставрация “Боголюбской Божьей Матери” потребовала от Александра Анатольевича самопожертвования. Далеко не каждый согласится вести такой образ жизни: бесконечные командировки в чужой город, скрупулезная многодневная работа в мастерской с микроскопом при температуре 18 градусов. И при этом – огромный груз психологической и профессиональной ответственности.

– Эта работа – важнейший этап моей жизни, – говорит мастер. – Конечно, я испытывал огромное волнение и колоссальную ответственность. Был риск потерять эту жемчужину.

Мало кто верил, что памятник удастся возвратить к жизни. Думали, что первоначальная живопись погибла.

Обратите внимание

Но после того, как было проведено десять микрораскрытий по удалению загрязнений, стали обнаруживаться участки, сохранившие авторскую работу. Постановили раскрыть живопись на лике Богоматери.

На нем целиком перекрытый поздними наслоениями прочитывался авторский слой в хорошей сохранности. Так реставраторам открылась подлинная живопись ХII века.

Подождем два года

Возможности лицезреть возрожденную национальную реликвию в подлиннике не было даже на выставке в Центре Грабаря, посвященной 100-летию ее реставрации. “Богоматерь Боголюбская” хранится в специальном помещении ВСМЗ и недоступна для обозрения.

Как было отмечено в протоколе реставрационного Совета № 1 от 15 января 2016 года, представленного в экспозиции выставки, решено “провести двухгодичный мониторинг, направленный на уточнение критериев и возможных ограничений в экспонировании памятника”.

– Реставрацию правильно сравнивают с лечением тяжелобольного человека, – поясняет заместитель генерального директора по научной работе Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Родина. – Когда оно заканчивается, рекомендуют реабилитацию, санаторно-курортное восстановление. Явных признаков болезни нет, но неизвестно, как организм будет вести себя дальше.

Светлана Биткина (Владимир)

Источник

Источник: http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/110098/otkryilsya-lik-bogolyubovskoy-bozhey-materi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector