Икона божией матери «державная», россия, город москва, церковь казанской иконы божией матери в коломенском

Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?

15 марта Русская Православная Церковь празднует обретение Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.

Державная икона Божией Матери. Оригинал

Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории.

Обратите внимание

Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.

) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой — царские регалии, скипетр и держава.

В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).

Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.

Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря — облачение Богородицы написано красным.

В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви — сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.

Казанская церковь в Коломенском

В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.

Храм Вознесения Господня на Гороховом поле

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково

Читайте также – Державная икона Богоматери. О царственном Отроке

В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».

Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза — еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.

Важно

На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо — ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора — падения традиционной российской государственности.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове

Храм-часовня Державной иконы Божией Матери

С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны — храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям — в 14.00.

В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.

Вы прочитали статью Державная икона Божией Матери.

Обратите внимание на другие материалы:

Видео об иконе Божией Матери Державная:

Об иконе Божией Матери Державная для детей:

Источник: https://www.pravmir.ru/derzhavnaya-ikona-bozhiej-materi-gde-vozdat-pochitanie-svyatyne/

Святыни храма

В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державная», т. к.

Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, дер. Починок, Евдокии Андриановой. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся».

Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О.

Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.

Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем.

Совет

Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название “Державная”.На коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, т. к. в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), — мы можем не сомневаться в том, что он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника.

После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих.

Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее “Державной” иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший “Державную” и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.

По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.

Обратите внимание

После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем.

Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.

В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки.

Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в Своем Стихотворении С. Бехтеев:

Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной, Измены, лжи, неверия и зла, Ты нам явила Образ Твой Державный, Ты к нам пришла и кротко прорекла: «Сама взяла Я скипетр и державу, Сама Я их вручу опять Царю, Дам царству русскому величие и славу, Всех окормлю, утешу, примирю».

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит

1934 г. 

Чтимая Казанская икона Божией Матери

Величание Иконе Божией Матери Казанской иконе Божией Матери

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская

Источник: http://kolomenskoe.prihod.ru/2017/04/10/svyatyni-xrama/

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, — это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском — начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова.

Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси — иконы Казанской Богоматери.

Читайте также:  Благоверные князья борис и глеб

Один придел — в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй — во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма.

В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского.

В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину — 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры.

Важно

Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв.

Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы.

Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани.

Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах. Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною.

Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости.

На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии — держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю.

А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах.

По мнению многих православных христиан, Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

  • Несколько ценных икон, датируемых XVII веком, — в церковном иконостасе, состоящем из пяти ярусов.
  • Чтимый список (копия) «Державной» иконы, известной и почитаемой на всей территории России — в том же иконостасе.
  • Статуя «Христос в темнице», сделанная из дерева и раскрашенная масляными красками. Это уникальное произведение искусства расположилось в северном приделе церкви. К сожалению, имя автора святыни неизвестно.

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник — с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг — с 8 до 16.
  • Пятница, суббота — с 8 до 19.
  • Воскресенье — с 7 до 19 (в летнее время — с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Казанская церковь в Москве

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение, которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы.

В более ранних источниках, сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится.

Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия.

Совет

В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам.

Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской , в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь.

Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову.

В июле 1918 года главная святыня Казанского собора — список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид.

Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы.

Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён.

Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств.

Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского — О. И. Журин . После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения.

Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00.

Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

Источник: https://molitva.guru/hramy/kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-kolomenskom.html

Достопримечательности и святыни Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Прогуливаясь по Коломенскому парку, обязательно посетите Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, возведенная еще первыми царями из Романовых, помнит много исторических событий.

Читайте также:  Икона божией матери «утоли моя печали», россия, город москва, храм святителя николая в кузнецах

До наших дней она дошла в первозданном виде, все это время продолжая службу на благо своей общины. Кроме того, храм оберегает святыню, имеющую огромное значение как для Российского государства, так и для Православной Церкви. Довелось побывать и мне в этом удивительном месте.

О том, что это за святыня, а также об истории и современности Храма Казанской иконы Божией матери и будет этот рассказ.

Где находится

  • Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском расположен по адресу: город Москва, проспект Андропова 39, строение 9.
  • Телефон +74996152390.
  1. Если вы добираетесь общественным транспортом, вам нужно сесть на один из маршрутов городского автобуса –219, 608, 820, 263, 299, 291, 701 –и проехать до остановки «Музей Коломенское».

    Войти на территорию музея, проследовать около трехсот метров и повернуть направо в ворота.

  2. Ближайшая к храму станция метрополитена – «Коломенская». От нее вам нужно будет доехать на автобусах №№ 219, 608, 820.

  3. Если вы путешествуете на личном автомобиле, с МКАДа сверните на Варшавское шоссе, затем сверните направо на Коломенский проезд и, в конечном итоге, вы окажетесь у цели.

Открыт храм ежедневно.

  • Со вторника по четверг с 8 до 16 часов.
  • С пятницы по воскресенье с 8 до 19 часов.
  • В понедельник с 8 до 12 часов.

Расписание богослужений в Казанской церкви в Коломенском

Службы в храме проводятся на регулярной основе.

  • С понедельника по четверг: в 8 часов – утренняя литургия.
  • В пятницу и субботу: в 8 часов – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В воскресенье: в 8:30 – утренняя литургия, в 17 часов начало вечерней службы.
  • В двунадесятые праздники: в 7 часов – ранняя литургия, в 9:40 – поздняя литургия, в 17 часов – вечерняя служба.

Интересные факты из истории Храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

  1. Издавна Коломенское являлось царским владением. Поэтому первая деревянная церковь была здесь построена при первом правителе из Романовых, Михаиле, в 30-х годах XVII века.
  2. В 1649 году у следующего царя, Алексея Михайловича, появился на свет наследник Дмитрий. Случилось это в праздничный день иконы Божией Матери Казанской чудотворной.

    В связи с этим царь приказал устроить всенародные празднования, а также возвести в честь образа храмы, в число которых попал храм в Коломенском, заложенный на месте старой, деревянной, церкви. На возведение храма понадобилось четыре года. Он стал домашней церковью царской семьи и даже был соединен с государевыми покоями переходом.

  3. В конце XVIII века Коломенское перестало быть царской резиденцией. Дворец утратил свое значение, и его разобрали, а храм стал центром прихода села.
  4. Интересно, что длительный период, до начала XX века, храм не имел внутренней росписи. Ее нанесли лишь в 1910-х годах.

  5. Храм не прекращал богослужения ни во время революции и Гражданской войны, ни в начальный период Советской власти, когда массово закрывались церкви, а священники подвергались гонениям. Лишь в первые, самые тревожные годы нашествия фашистских захватчиков храм был закрыт. Но вскоре вновь возобновил свою деятельность, которую не прекращает до сих пор.

  6. Сооружена Казанская церковь в Коломенском в типичном для зодчества XVII века стиле. Возведена на высоком цоколе, имеет окружную галерею вокруг здания. Купол колокольни выполнен в виде шатра.
  7. Венчают здание пять глав.
  8. Главная святыня храма – икона Божией Матери «Державная», столетие чудесного обретения которой недавно было торжественно отпраздновано.

  9. Также посетители в одном из приделов храма могут наблюдать выполненную из дерева скульптуру Иисуса Христа. Это уникальная святыня, учитывая то, что для православных храмов нетипично скульптурное изображение Спасителя.

Фото храма

Своим интерьером Казанская церковь в Коломенском напоминает терем.

А так, совершенно иным образом, выглядит храм под другим ракурсом.Торжественное богослужение в честь столетия главной святыни храма – иконы Божией Матери «Державная».

Вот так выглядел храм в старину.

А вот и чудотворная Икона Божьей Матери «Державная».
Храм Казанской Иконы Божией Матери в Коломенском внутри выглядит сейчас очень красиво.

Видео — Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Первое, на что обращает внимание путешественник, знакомящийся с новым местом, это интерьер. В этом плане Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит увлекательно. Сразу отмечаешь для себя старинную, даже, можно сказать, летописную архитектуру. Внутри храма очень приятно находиться. Все тихо, размеренно и без излишеств.

Рекомендую обязательно посетить этот храм, а после поделиться уже своими ощущениями с нами.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/xram-kazanskoj-ikony-bozhiej-materi-v-kolomenskom.html

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, Москва

Одним из уникальных и красивейших мест Москвы является парк «Коломенское», на территории которого находится белокаменная церковь, построенная еще во времена царя Алексея Михайловича.

Из истории

По легенде, о строительстве храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Москве задумывался еще Михаил Федорович Романов. Тогда в селе Коломенском была возведена деревянная церковь.

Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

В середине XVII века возвели уже каменное здание с шатровой колокольней и семью куполами, два из которых венчают боковые приделы.

Интересно! Именно Казанскую икону широко почитают как заступницу земли Русской. Этим образом благословляют жениха и невесту на брак, ее же часто вешают у детской кроватки.

Версии историков относительно причин строительства этого храма различны:

  • одни считают, что царь Михаил Федорович сделал это в благодарность Богородице за избавление от польского нашествия;
  • другие утверждают, что царь Алексей Михайлович приурочил строительство каменной церкви к столетнему юбилею взятия Казани;
  • третьи говорят о том, что возведение здания из камня началось после рождения наследника (поскольку этот образ Божией Матери царь Алексей Михайлович почитал как охраняющий весь род Романовых).

Построенный в резиденции царя храм долгое время был домовым для семьи Алексея Михайловича. С основным ансамблем царских покоев его соединял переход длиной 50 метров. К XIX веку он обветшал настолько, что его пришлось разобрать.

В эпоху гонений

В пору массового разрушения церквей храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском почти не прекращал свою работу: он был закрыт только два года в начале Великой Отечественной войны. Но с тех пор службы проводятся регулярно.

Интерьер Казанской церкви в Коломенском

Прославлены как новомученики и двое клириков:

  • священномученик Сергий Воскресенский служил здесь иереем девять лет до самого ареста;
  • священномученик Леонтий Строцюк почти двадцать лет нес служение диакона в этом храме.

Примечательно, что в начале XX века в Коломенском была и еще одна церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Однако, в 1929 году она была закрыта. Казанскую верующие смогли отстоять.

Настоятель

С 2015 года служение настоятеля несет епископ Гурий (Шалимов), бывший ранее епископом Корсунским (1993-1999), Магаданским (2003-2011) и Петропавловско-Булаевским (2011-2014).

История сохранила мало сведений о клириках храма, служивших до революции. Достоверно известны имена настоятелей после 1941 года.

Всего шесть церквей посвящены образу Казанской Божией Матери в Москве, среди них также:

  • собор на Красной площади, снесенный в 1936 году как мешающий проведению демонстраций. Сегодня он восстановлен в первозданном виде;
  • церковь в Орлове, полностью восстановленная по программе «200 храмов»;
  • церковь в Узком, с колокольни которой, по легенде, Наполеон Бонапарт наблюдал отступление своих войск из Москвы;
  • храм в Теплом стане;
  • часовня на Казанском вокзале также посвящен этой иконе.

Державная икона

В Коломенском особенно почитают чудотворную икону Божией Матери «Державная», которая Исторический музей вернул в 1990 году. Явление этого образа произошло именно здесь, в этом селе, 2 марта 1917 года в день отречения императора. Верующие считают, что тем самым Богородица приняла на себя заботу об осиротевшей России.

Хранится здесь также чтимый образ иконы Богородицы «Казанской».

Престольные праздники

Церковь в Коломенском трехпрестольная: главный ее придел посвящен Казанской иконе Божией Матери, два других — святому Аверкию Иерапольскому и великомученику Димитрию Солунскому.

Казанская икона Пресвятой Богородицы

Храмовый праздник отмечается в Коломенском дважды в год: 21 июля и 4 ноября.

8 ноября отмечается праздник престола в честь великомученика Димитрия Солунского.

Интересно! Один из престольных праздников совпадает с храмовым: 4 ноября верующие не только чтят Казанский образ Богородицы, но и вспоминают равноапостольного Аверкия Иерапольского, обратившего в христианство многих жителей Сирии и Месопотамии.

Как добраться

Даже впервые оказавшись в Москве, найти дорогу к Церкви Казанской иконы Божьей Матери в Коломенском парке, несложно.

Достаточно:

  • доехать до станции метро «Коломенская» и найти ближайший вход в парк;
  • идти вдоль по улице Большая, которая постепенно перейдет в улицу Штатная;
  • войти в ансамбль Государева двора, жемчужиной которого и является белокаменная Казанская церковь.

Расписание богослужений

В будние дни литургия в храме начинается с 8 часов утра. Воскресное богослужение начинается в девять. Вечером также проходят службы, как правило, с 17 часов.

По пятницам поочередно читаются акафисты Казанской и Державной иконам.

Для сведения! В Казанском храме в Коломенском в целом стабильное расписание богослужений, однако, по понедельникам и средам службы проводятся не всегда. Прийти помолиться можно с 8 часов утра.

Церковь Казанской иконы Божией матери в Коломенском

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/moskovskaya-kazanskaya-cerkov-v-kolomenskom.html

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском в Москве

Ветер: северо-западный, 11 м/с

днемночью
Февраль -3 °C -8 °C
Март +4 °C -3 °C
Апрель +12 °C +3 °C
Май +21 °C +10 °C
Июнь +23 °C +13 °C
Июль +26 °C +16 °C

Фото с wikipedia.org, автор A.Savin (userpage · contact) [CC BY-SA 3.0]

Храм Казанской иконы Божией Матери — бесстолпная пятиглавая церковь середины XVII века, расположенная на территории государственного историко-архитектурного музея-заповедника Коломенское, в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Южный придел свт. равноап. Аверкия Иерапольского, северный — вмч. Димитрия Солунского. Главная святыня — икона Божией Матери «Державная».

История

В 1649 году в связи с рождением наследника престола Дмитрия Алексеевича было установлено общецерковное почитание Казанской иконы Божией Матери.

Тогда же были заложены каменные Казанские церкви в ярославском Казанском монастыре и при царском Коломенском дворце.

Строительство существующего в Коломенском кирпичного здания на высоком подклете с шатровой колокольней было завершено за четыре года.

Обратите внимание

В книге П. Г. Паламарчука «Сорок сороков» утверждается, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма.

Вид села Коломенское, ок. 1800 г.

Согласно позднейшему преданию, первый Казанский храм на Государевом дворе был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630-х годах. Другая версия церковного предания гласит: «В 1610 г.

тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан.

Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче».

Приблизительно в 1910 году на стены храма, «лишенные первоначально какой бы то ни было живописи», наносится новая роспись. В 1941—1942 годах храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались.

Архитектура

Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г.

в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения

Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё.

Святыни храма

  • Чудотворная икона Божией Матери «Державная»
  • Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в).

В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х гг. скульптура находилась в главном храме.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/hram-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-v-kolomenskom

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Источник: ru.wikipedia.org

Великолепный парк «Коломенское», бывшая резиденция русских царей, являет собой без преувеличения очень колоритную, атмосферную картину. Не удивительно! Здесь располагается достояние деревянного зодчества России, в частности храм Казанской иконы Божией Матери – единственный, постоянно действующий в этом парке.

Мысль о его строительстве (в честь освобождения от польско-шведской интервенции) посещала ещё царя Михаила Фёдоровича. Но святая обитель была возведена в 1630-х гг., во времена правления Алексея Михайловича. В 1629-м у царя родился наследник, в связи с радостным событием и была построена церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, ведь именно её Романовы считали своей заступницей.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, колокольня. Источник: zvon.ru

Надо сказать, некоторые источники полагают, что храм возведён в честь 100-летия взятия Казани (Казанский поход в 1552 г.) на месте более древнего храма. Другие считают, что церковь всё же заложил Михаил Фёдорович в честь освобождения от поляков, а освящена она была уже при его сыне.

Можно долго дискутировать по поводу происхождения, но бесспорно то, что храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – красивый образец архитектуры с необычной конструкцией. Высокий подклет, круговая галерея с полукруглыми арочными соединениями, широкие лестничные всходы… А северное крыльцо, соединённое с обособленной колокольней – единичный случай в зодчестве XVII ст.

Экстерьер храма незатейлив, многие архитектурные элементы выполняют лишь декоративную функцию. Колокольня смотрится даже несколько архаично для столь позднего времени. И всё же, в целом мы видим красивую гармоничную структуру, иными словами – прелестный, благовидный храм Господний.

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском после строительства был расписан и богато убран. Полы выстилались войлоком, стены драпировались тканями и украшались коврами, иконы обрамлялись пеленами и полотенцами, многие образы держались в резных киотах.

Обретение иконы Божией Матери «Державная». Источник: kolomenskoe.prihod.ru

Казанский храм служил семейной церковью для царской семьи. Он соединялся закрытой галереей с деревянным дворцом Алексея Михайловича. В 60-х гг. XVIII ст., когда дворец перенесли на другое место, святая обитель становится приходской церковью Коломенского.

Храм прекращал работу лишь в 1941-1942 гг.

С 1990 г. здесь находится великая святыня — икона Божией Матери «Державная». В её честь в 2012 г. был освящен нижний храм.

В главном храме находится деревянная скульптура – Христос в темнице, ранее стоявшая в одном из приделов. Это очень выразительное изваяние и, что примечательно, нетипичное для православных храмов.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2015/04/30/hram-kazanskoy-ikonyi-bozhiey-materi-v-kolomenskom/

Церковь празднует 100-летие обретения иконы Божией Матери «Державная» – Православный журнал “Фома”

Явление иконы Божией Матери «Державная» в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой празднует Православная Церковь в среду 15 марта 2017 года.

“Державная относится к типу ”Панахранта” — один из иконографических типов изображения Богородицы, близкий к типу Одигитрия., Этому типу характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях

Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом.

Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей в селении Перерва, на противоположном берегу Москва-реки напротив села Коломенское, во сне явилась Сама Богородица, велевшая женщине пойти в Коломенское и найти там Ее «черную» (то есть старую) икону, сделать ее «красной» (восстановить), чтобы люди могли молиться перед ней.

Материал по теме

Образ милости Божией

Для Храма Христа Спасителя это особый образ Божией Матери, образ милости и надежды, потому что именно с молитв перед этой иконой началось чудесное возрождение разрушенного храма, как символа «духовной весны» нашего народа, его становления на путь духовного обновления и возвращения к церковным традициям

Во сне Евдокии было также дано видение некой белой церкви, на престоле которой восседала Матерь Божия с Богомладенцем Христом. Эта белая церковь из сна напомнила женщине храм в Коломенском.

С разрешения настоятеля Вознесенского храма, в его подвале, среди старых икон, Евдокия и отыскала похожий, на явленный ей во сне, образ – на иконе было изображение Богородицы, восседавшей на престоле с Богомладенцем на коленях.

В своих руках Матерь Божия держала царские регалии – скипетр и державу. По этому изображению икону и стали именовать «Державной».

Важно

После обретения, икона была обновлена в мастерской московского Алексиевского монастыря. Достаточно скоро с образа стали делать списки, которые стали распространяться по всем храмам России.

Саму икону начали почитать как чудотворную. В это время она редко находилась в Коломенском: ее постоянно возили по фабрикам, заводам и другим местам, где простые люди могли к ней приложиться.

В Коломенском же образ находился только по воскресным и праздничным дням.

Иконе были написаны служба и акафист, непосредственное участие в составлении которых принял святой патриарх Тихон. Именно по его распоряжению из частей акафистов уже почитавшихся в России икон Божией Матери было написано славословие «Державной» иконе, которое получило название «Акафист акафистов».

После революции 1917 года икона «Державная» хранилась в запасниках Государственного Исторического музея. Лишь только в 1990 году она была возвращена в Коломенское. Ныне чудотворный образ пребывает в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

Обретение иконы Божией Матери «Державная» вошло в историю России и Церкви особым образом. Дело в том, что обретение образа произошло именно в тот день – 2 (15) марта 1917 года, когда от престола, в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича, отказался царь Николай II.

Народное сознание сразу же связало воедино два этих символических значения, усмотрев в том определенные смыслы.

Так, по одному из распространенных мнений, явлением Своего образа в день отречения от престола царя Матерь Божия дала людям знак о том, что теперь Она Сама будет Заступницей России.

По другой версии, явление иконы «Державная» стало предзнаменованием о грядущих испытаниях для Русской Православной Церкви и всей России вцелом.

Источник: https://foma.ru/tserkov-chtit-ikonu-bozhiey-materi-derzhavnaya.html

В музее-заповеднике «коломенское» откроется выставка «державная заступница россии» / православие.ru

Москва, 10 февраля 2017 г.

К 100-летию обретения великой святыни – иконы Божией Матери «Державная» – Московский государственный объединенный музей-заповедник открывает выставку «ДЕРЖАВНАЯ ЗАСТУПНИЦА РОССИИ».

Икона Богоматери, получившей наименование «Державная», была обретена 2 марта 1917 года (или 15 марта по новому стилю) в церкви Вознесения Господня XVI века, расположенной в усадьбе великих московских князей и русских царей Коломенское.

Обретение иконы совпало с переломным событием всей истории России XX века – в этот день император Николай II подписал манифест об отречении от престола за себя и за своего сына цесаревича Алексея.

Отречение последнего императора династии Романовых, которые более трехсот лет стояли во главе одной из крупнейших мировых держав, было вызвано февральской революцией 1917 года. Революция привела к ожесточенному противостоянию разных политических сил, распаду империи и изменению традиционного государственно-политического строя в стране.

Совет

Единовременность двух событий – обретение иконы и отречение государя – означала для многих верующих, что Богоматерь взяла под свою защиту державу, лишившуюся царя.

Сосредоточенная вокруг двух сюжетов – обретение последней чудотворной иконы на Руси и отречение императора – выставка затрагивает вопросы отношения власти и общества, государства и Церкви, поругания и обретения святынь, нравственного возрождения и воссоединения «русского мира».

Выставку открывает обращение епископа Егорьевского ТИХОНА (Шевкунова) к организаторам и посетителям выставки. Экспозиция начинается темой «Революция», где посетителям представлены материалы о воцарении Романовых, Первой мировой войне, Февральском восстании в Петрограде и свержении монархии.

Трагические события отречения Николая II разворачиваются на фоне условного интерьера вагона царского поезда, в котором был подписан акт об отречении.

Это дает возможность зрителю не только познакомиться с историческими документами, но и ощутить напряженную атмосферу событий, свершившихся 2 марта 1917 года.

Предметный ряд выставки составляют более 200 экспонатов, среди которых подлинные раритеты эпохи – реликвии семьи императора Николая II, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, уникальные свидетельства Февральской революции 1917 года: архивные документы, фотографии, оружие, средства связи, военное обмундирование. Особую ценность имеют мемориальные вещи последних царей династии Романовых – шашка Николая II и кружевная накидка императрицы Александры Федоровны.

История иконы Богоматери Державной раскрывается с момента ее обретения и прослеживается на протяжении всего ХХ столетия.

В 1929 году почитаемая в народе икона была помещена в запасники Государственного исторического музея, а в начале 1990-х годов, в связи с возрождением церковной жизни в стране, возвращена в Коломенское в церковь Казанской иконы Божией Матери, где пребывает до настоящего времени.

Обратите внимание

Икона Богоматери Державной послужила символом важнейшего события новейшей истории России в начале XXI века, когда произошло объединение Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей. В 2007-2008 годах икона Божией матери Державная посетила центры русской эмиграции в Европе, Америке и Австралии, содействуя консолидации русского мира.

Тема заступничества Пресвятой Богородицы за всю русскую землю раскрывается в зале «Покров Пресвятой Богородицы», где показаны памятники иконописи XIII – XX веков из запасников музея «Коломенское» и Сергиево-Посадского художественного музея-заповедника. Многие произведения будут показаны впервые.

Наряду с подлинными экспонатами для посетителей подготовлена электронная экспозиция на основе уникальных кадров кинохроники, документов, фотографий, видеозаписей рассказов священнослужителей о чудотворном образе. Для демонстрации процесса реставрации икон и церковных тканей в течение двух лет проводилась специальная видеосъемка в реставрационных мастерских музея.

Партнерами МГОМЗ в выставочном проекте выступили 16 организаций – музеи и архивы Москвы, Петербурга, Московской области. Подготовка велась в сотрудничестве с Русской Православной Церковью.

Гости Коломенского могут посетить не только выставку, но и место обретения иконы Божией Матери «Державная» – Церковь Вознесения Господня, а также место ее пребывания – Церковь Казанской иконы Божией Матери, которые находятся в непосредственной близости друг от друга.

К выставке издан буклет «Державная заступница России», который можно приобрести в сувенирных киосках и магазинах на территории Коломенского.

Выставка начнет работу с 1 марта по 25 июня 2017 г.

Вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00

Понедельник – выходной день

Экскурсия для организованных групп «Богоматерь Державная. История одной иконы» проводится по предварительному заказу ежедневно, кроме понедельника.

Она знакомит с выставкой и с местом обретения и пребывания иконы в Коломенском – церквями Вознесения Господня, св. Георгия Победоносца, Казанской иконы Божией Матери.

Заказ экскурсий по телефонам: 8 (499) 615-27-68, 8 (499) 615-27-71

Экскурсия для сборных групп посетителей «Державная заступница России» проводится по выставке по субботам, воскресеньям и в праздничные дни в 15.00, 16.00, 17.00. Билеты приобретаются в день посещения в музейных кассах на территории Коломенского или предварительно на сайте www.mgomz.ru

Адрес: Москва, проспект Андропова, д.39, стр.6

Проезд: метро Коломенское, далее пешком.

Телефоны для справок:

8(499) 782 89 17

8(499) 782 89 21

Пресс-служба: 8 (915) 403-17-29

Сайт – www.mgomz.ru

Источник: https://pravoslavie.ru/100956.html

Ссылка на основную публикацию