Казанский собор в Санкт-Петербурге: история, архитектор, иконы
Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.
История создания Казанского собора в Питере
Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин.
Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма.
Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.
В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.
Краткое описание
Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.
Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры.
Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя.
Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.
На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.
Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны.
Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики.
У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.
В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.
Где находится собор
Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2.
Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор».
Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.
Что расположено внутри
Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:
- Сергей Бессонов;
- Лаврентий Бруни;
- Карл Брюллов;
- Петр Басин;
- Василий Шебуев;
- Григорий Угрюмов.
Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.
Полезные советы для посетителей
Вот что обязательно следует знать:
- Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
- Богослужения проводятся каждый день.
- Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
- Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
- В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
- Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
- Делать фото можно, но не во время службы.
По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет.
В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках.
Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.
Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.
Интересные факты
История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:
- 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
- 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
- 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
- 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
- 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
- 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
- 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
- В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.
Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.
Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.
Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.
Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.
Источник: https://www.miroworld.ru/kazanskij-sobor-v-peterburge/
Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии
Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.
Происхождение образа
До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).
Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.
Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.
Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.
С него писали идентичные иконы, они расходились по всей России. Первую отослали в столицу — в Москву, тогда еще царю Иоанну Грозному. Пётр Первый в 1708-ом году велел Прасковье Федоровне — вдове своего старшего брата — Иоанна Алексеевича, Пятого, царя из династии Романовых — доставить список в строящийся город на Неве. Она исполнила волю государя.
Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика.
По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы.
Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.
Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть “немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме”, дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.
Реликвии храма
Генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года — Михаил Илларионович Кутузов, освободивший родную страну и всю Европу от Наполеона, скончался в 1813 году в Бунцлау (сейчас город известен как польский Болеславец). Местом захоронения избрали Казанский собор. Прославленный полководец нашёл свой последний приют рядом с образом Божией Матери.
Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.
Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. На мраморной доске значится: “Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау”.
У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.
В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.
Чудесные явления образа
О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей.
С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома.
В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец.
Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.
Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.
Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери.
Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери.
Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона.
Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.
Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде.
Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.
Советское прошлое
В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.
Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.
Празднование святыни
С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.
Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.
Послесловие
Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.
Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.
Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично!
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти.
Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Источник: http://Peterburg.center/maps/sobor-kazanskoy-ikony-bozhiey-materi-svyatynya-i-relikvii.html
Казанский собор
Казанский собор – это вершина храмового зодчества и главная православная святыня северной столицы, в которой проводятся торжественные богослужения. Храм тесно связан с судьбой России и воинской доблестью. Вместе с народом он прошел через предначертанные ему испытания и выстоял.
Казанский собор с XVIII века и до наших дней
По проекту русского архитектора Земцова в Санкт-Петербурге было начато в 1733 году строительство храма Казанской Божьей Матери из камня с деревянным куполом.
На его освящении в 1737 году и на богослужении присутствовала императрица из династии Романовых Анна Иоановна. За один день до знаменательного события из Троицкого собора в Санкт-Петербурге была доставлена Казанская икона Божией Матери.
В честь всенародно чтимого образа церковь назвали Казанской. Много раз она даровала православному русскому воинству победы над врагом.
К концу XVIII столетия было принято решение императором о возведении нового храма в Санкт-Петербурге. По желанию Павла I он должен был напоминать собор св. Петра (Рим). Знаменитые архитекторы Пьетро ди Готтардо Гонзаго, Джакомо Тромбаро и Чарлз Камерон участвовали в конкурсе, объявленном на создание лучшего проекта собора.
Их работы не были одобрены императором, так как архитекторами в них не была предусмотрена постройка колоннады, подобной римской. Через год был утвержден проект Воронихина А.Н., бывшего крепостного графа Строганова и в 1785 году отпущенного им на волю. Граф предложил императору ознакомиться с работой талантливого архитектора.
В 1801 году в Санкт-Петербурге был заложен Храм Казанской иконы Божией Матери. Присутствовали Александр I, Великие князья, императрица Мария Федоровна.
Торжественное богослужение и освящение Казанского собора, возглавляемое митрополитом Амвросием, состоялось 15 сентября 1811 года. Автор проекта архитектор Воронихин А.Н. был пожалован орденом святой Анны II степени и пенсией.
Через 2 года была разобрана старая церковь Рождества Богородицы, находящаяся рядом с новым собором в Санкт-Петербурге
Храм казанской Божьей Матери – особенности архитектуры
Казанский собор в Санкт-Петербурге по праву считается одним из самых знаменитых памятников изобразительного искусства и архитектуры не только национального, но и мирового масштаба. Перед архитектором Воронихиным стояла очень сложная градостроительная задача.
В соответствии с православными традициями алтарь должен находиться с восточной стороны, а вход в храм – в его западной части. В этом случае собор Казанской иконы Божией матери в Санкт-Петербурге должен был располагаться боком к Невскому проспекту.
Решение архитектора возвести колоннаду в виде полукруга, состоящую из 96 колонн, было единственно правильным. Скрыв за собой основное здание Казанского собора, она стала украшением проспекта.
Колоннада в Санкт-Петербурге имеет сходство с собором св. Петра (Рим), как и желал император Павел I. В то же время римское сооружение, возведенное по проекту архитектора Джованни Лоренцо Бернини, является самостоятельной архитектурной формой.
В отличие от него творение Воронихина – неотъемлемая часть Казанского собора, составляющая с ним единое целое. По плану архитектора такая же колоннада должна была возводиться и с южной стороны храма.
Перед центральным входом, расположенным с западной стороны Казанского собора в Санкт-Петербурге, две колоннады по плану соединились бы оградой. Но, эта часть плана не была реализована.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – одна из вершин архитектуры позднего классицизма. Иногда он носит название «русский ампир». В этом стиле возводилось большинство зданий в Санкт-Петербурге в период со второй половины XVII по первую половину XIX столетия.
Ему присущи такие черты, как:
- монументальность;
- простота и ясность силуэта;
- торжественная парадность;
- величественность образов.
Кафедральный Казанский собор в Петербурге над уровнем земли возвышается на 71,5 м. Его длина в направлении с востока на запад составляет 72,5 м. В основе строения по проекту архитектора лежит латинский крест, увенчанный куполом изящной формы.
Его диаметр около 17 м. Он состоит из двух сводов – верхнего и нижнего, хорошо видного изнутри собора. По окружности купола Казанского собора расположено 16 окон. Архитектор придавал особое значение свету, льющемуся из них.
Создавалось впечатление парения купола в воздухе.
Архитектор Казанского собора в Петербурге А.Н. Воронихин впервые в мире использовал:
- конструкцию купола из металла;
- большепролетные перекрытия.
Внутри в Казанском соборе установлены колонны, изготовленные из гранита. Они разделяют пространство на три нефа. Центральный из них перекрыт сводом полуцилиндрической формы. Его ширина превышает ширину боковых нефов в 4 раза. Архитектором предусмотрено, что ряды высоких колонн гармонизируют пространство зала. В нем хорошая акустика, это придает особую торжественность богослужениям.
Казанский собор – гармония архитектуры, живописи и скульптуры
Для строительства использовались только отечественные материалы. Казанский собор в Санкт-Петербурге Википедия называет музеем российского природного камня. В нем собраны лучшие в России образцы минералов. Полы амвона и алтаря облицованы порфиром уникального малинового цвета. Его называют также шокшинским кварцитом.
В деревне Пудость Гатчинского района неподалеку от Санкт-Петербурга добывали пудостский камень. Он похож на травертин, которым был облицован собор св. Петра в Италии.
Пудостский камень в зависимости от освещения и погодных условий может изменять цвет от желтовато-серого до глубокого серого цвета. За это свойство его ценил архитектор Воронихин. Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге облицован этим необычным материалом.
Из него по проекту архитектора были выполнены многие элементы: фриз, капители наружных колонн и другие элементы.
В центральном нефе рисунок напольного покрытия из мрамора выполнен в виде чередующихся полос, состоящих из плиток красного, черного и серого цветов.
По замыслу архитектора так подчеркивается удлиненность пространства.
Храм Казанской иконы в Санкт-Петербурге восхищает гармоничным сочетанием различных по цвету и структуре минералов: шунгита, яшмы, мрамора, финского гранита. Его добыча велась под Выборгом в районе Пютерлакса.
Снаружи и внутри Казанский храм украшен скульптурами работы талантливых мастеров Демут-Малиновского, Пименова, Мартоса, Рашетта, Гордеева, Прокофьева и других. Над оформлением Казанского храма в Санкт-Петербурге трудилось 11 самых известных скульпторов.
Наружная поверхность Казанского собора в Санкт-Петербурге украшена четырнадцатью барельефными панно разного размера, высеченными из пудостского камня.
Скульптурную композицию по замыслу архитектора дополняют бронзовые фигуры великих полководцев Барклая де Толли и Кутузова М.И.
Иконостас Казанского собора в Санкт-Петербурге был расписан такими известными живописцами, как:
- Брюллов,
- Бессонов;
- Угрюмов;
- Боровиковский и др.
Внимание посетителей Казанского собора привлекает образ «Взятие Богородицы на небо» (К.П. Брюллов). Не менее известны иконы с изображениями Царицы Елены и св.Екатерины кисти Боровиковского. Все работы написаны в академическом стиле и напоминают живопись мастеров итальянского Возрождения.
Казанская икона – чудотворная святыня Санкт-Петербурга
День чудесного явления иконы (8/21 июля) отмечается как большой православный праздник. Проводятся торжественные богослужения.
Явление Богородицы во сне 8-летней девочке Матроне Онучиной после пожара в Казани, уничтожившего большую часть города в 1579 году, стало знаменательным событием для всех православных.
Тогда же в Казани основали монастырь Пресвятой Богородицы, куда была помещена найденная в земле на пепелище Казанская икона Божией матери, к которой обращались верующие во время богослужений.
С нее был сделан список, признанный чудотворным, который принадлежал царице Прасковье Федоровне. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Пресвятой Богородицы и ей поклонялись во время богослужений.
С 1811 года Казанская Божья Матерь находится в новом соборе в Санкт-Петербурге. В истории Российского государства происходило много важных событий, связано с заступничеством Богородицы.
Перед этим образом в Санкт-Петербурге проводились богослужения, молились царственные особы дома Романовых и простые горожане.
До сих пор она помогает всем, кто с глубокой верой обращается к чудодейственному образу. Богослужения в Санкт-Петербурге совершаются при участии большого количества верующих.
В ее честь был учрежден общенародный праздник 22 октября. Православные христиане во время богослужений не раз имели возможность убедиться в чудодейственной силе иконы.
Они уверены: пока икона-покровитель в соборе – Санкт-Петербург под защитой.
https://www.youtube.com/watch?v=96Xv9n1Kjyg
Казанский собор в Санкт-Петербурге, фото которого представлены на нашем сайте, является местом упокоения великого русского полководца М.И.Кутузова. Он возносил молитвы перед Чудотворной Казанской иконой о даровании победы над врагом. В храме в Санкт-Петербурге находятся боевые знамена поверженной армии Наполеона и ключи от крепостей, взятых русской армией во Франции.
Как посетить собор
Казанский собор в Санкт Петербурге официальный сайт которого знакомит с расписанием богослужений и главными событиями в деятельности кафедрального собора, открыт для посещений каждый день.
Все желающие могут поклониться святому образу в Санкт-Петербурге и оценить бессмертное творение архитектора Воронихина. Богослужения в Казанском соборе совершаются ежедневно. Время открытия храма в будни – 7.00, в праздничные дни и в воскресенье – в 6.30.
Постоянно (не только во время богослужений) в храме находится священник. Закрывается кафедральный собор после завершения вечернего богослужения.
Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/kazanskiy-sobor/
Казанский собор в Санкт-Петербурге. Храм воинской славы
Казанский собор — украшение Невского проспекта. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. История строительства собора и много других интересных фактов в этой статье
В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И.
Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина. В 1813 году в собор были помещены трофейные штандарты и ключи от взятых городов. В 1837 году около храма были установлены памятники М.Б.
Барклаю-де-Толли и М.И. Кутузову.
Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма.
Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.
История Казанского собора
История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое. Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери.
Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского.
В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном.
Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году — в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.
Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору.
Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» — Чарльза Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.
Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика.
Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора — граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы.
В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I.
Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.
Особенности архитектуры
Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра.
При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте.
По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.
В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток.
Его средокрестие венчает изящный купол. Главный вход при этом расположен на западной стороне — не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора — скульптурные изображения святых.
Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.
Реликвии Казанского собора
Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери.
Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе: — Икона Спасителя в иконостасе. — Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым. — Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н.
Никонова в 1891 году.
— Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.
В качестве других значимых реликвий данного храма выступают почти сотня военных знамен и штандартов французской армии, а также ключи от взятых городов Европы.
Ныне изображение Казанского собора красуется на памятной серии монет, вышедшей в свет под названием «Памятники архитектуры России». Казанский собор по праву входит в сокровищницу не только русской, но и мировой архитектуры.
Сегодня возрожденный Казанский собор – центр не только духовной, но и общественной жизни Санкт-Петербурга, кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии.
Ежедневно тысячи верующих и туристов из всех уголков земного шара посещают храм, не переставая восхищаться человеческим гением и мастерством русских зодчих, скульпторов и художников.
Найти Казанский собор можно на центральном проспекте города:
Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом 2
О том, что и как посмотреть в Санкт-Петербурге вы можете узнать в статьях :
- Бесплатные экскурсии по Санкт-Петербургу
- Музеи Санкт-Петербурга.
Источник: https://myrussianland.ru/goroda-i-regiony/kazanskij-sobor-v-sankt-peterburge-xram-voinskoj-slavy.html
Казанский собор
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге (СПб) является одним из самых красивых религиозных сооружений в Европе. История строительства главного храма нового города неразрывно связана со становлением Российской империи.
Православная святыня – икона Казанской Божией Матери, хранящаяся в соборе, выражает духовные чаяния православного русского народа, является зримым носителем событий, связанных с судьбоносными поворотами в истории становления государства Российского. Казанский собор является хранилищем воинских артефактов – свидетелей величия русского оружия.
Под сенью собора упокоен фельдмаршал Кутузов, под командованием которого была разгромлена армия Наполеона во время Отечественной войны 1812 года.
Следует обратиться к истокам. Икона Божией Матери была явлена во время взятия Казани русскими войсками после опустошительного пожара города в 1579 году в период царствования Ивана IV Грозного. Есть сведения, что сакральный смысл этого образа определяется как Одигитрия – охранительница.
Эта православная святыня была столь важна для России, что по повелению царя Ивана Грозного в Казани был построен монастырь Пресвятой Богородицы, в котором была помещена обретенная чудотворная икона.
В этот период было выполнено несколько списков, которые также обрели изначальную охранительную чудотворную силу.
Во времена смутного времени чудотворная икона была перевезена в Москву. Явление святыни перед русскими ополченцами объединило русских людей и одарило небывалым воинским духом в борьбе с польско-литовскими захватчиками.
При царе Алексее Михайловиче икона Казанской Божией Матери приобрела всероссийское почитание и приобрела новый смысл – как покровительница дома Романовых.
В это время икона принадлежала родственнице Петра I Прасковии Федоровне.
Царь Петр I привозит Казанскую икон в Санкт-Петербург. Будучи человеком широких взглядов, открытым своими помыслами ко всем прогрессивным достижениям Европы и всего мира, был глубоко религиозным православным отцом своего народа. История отечества для него были не пустые слова.
Церковь Рождества Богородицы, предназначенная для хранения Казанской иконы, появилась на месте Переведенской слободы на пересечении Невской першпективы и речки Кривуши. В 1733 году при императрице Анне Иоанновне на этом месте была построена каменная церковь, своим обликом напоминающая Петропавловский собор (автором проекта возможно был архитектор Доменико Трезини).
По высочайшему повелению императора Павла I в 1800 году рядом с церковью Рождества Богородицы на расчищенной предварительно площади начинается строительство грандиозного Казанского собора.
По высочайшему пожеланию государя новый храм должен был походить на собор Святого Петра в Риме, созданного великим скульптором и зодчим эпохи Возрождения Микеланджело Буонаротти.
В результате конкурса право на строительство собора выиграл архитектор Андрей Никифорович Воронихин.
Строительство храма продолжалось 10 лет. За эти годы на Российский престол взошел император Александр I.
В результате победоносной Отечественной войны России с наполеоновской Францией Казанский собор приобрел свое новое мемориальное назначение.
Под сенью храма были собраны исторические артефакты, явившиеся зримыми символами величия русской воинской славы. В стенах собора похоронен фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.
Архитектурный облик Казанского собора уникален. Храм в соответствии с православными канонами сориентирован с востока (Канал Грибоедова) на запад (Казанская улица) и расположен вдоль Невского проспекта.
В плане он представляет собой латинский крест, в центре пересечения основного и поперечных объемов сооружен купол, наполняющий через проемы равномерным волнующим светом все внутреннее пространство храма.
В восточной части иконостас и святыня русской православной церкви – икона Казанской Божией Матери являются центром и главным духовным смыслом собора. Напротив иконы упокоены останки фельдмаршала М. И. Кутузова.
Северный фасад, выходящий на Невский проспект, оформлен торжественным портиком.
Полуциркульная двойная колоннада, фланкированная выразительными классическими порталами, образует Казанскую площадь, открытую в сторону Невского проспекта. В центре площади устроен фонтан в стиле французского классицизма.
В створах восточного и западного порталов установлены памятники героям Отечественной войны 1812 года: фельдмаршалу М. И. Кутузову и генералу Барклаю де Толли.
Андрей Никифорович Воронихин – автор проекта и создатель Казанского собора – мирового шедевра архитектуры, обладал удивительными качествами.
Изучив лучшие образцы архитектуры Европы (собор Святого Петра в Риме, колоннада Бернини на площади Святого Петра; бронзовые барельефы на дверях входа в Баптистерий (крестильный дом) во Флоренции работы Лоренцо Гиберти XV века), молодой зодчий сумел соединить лучшие традиции архитектуры эпохи Возрождения и осуществить новаторские приемы строительного дела 19-го века. Градостроительный гений Воронихина также поражает. Соблюдя все условия религиозных канонов, он виртуозно вписал в существовавший на ту пору городской ландшафт грандиозный архитектурный ансамбль, во многом сформировавший облик всего Петербурга. Изысканная по своим пропорциям и одновременно торжественная в своем архитектурном ритме колоннада, покрытая классическим аттиком, зримо притягивает ко входу в храм божий.
Колоннада из красного гранита (колонны были вытесаны русскими мастерами из цельных скальных глыб, добытых под Выборгом) является главным конструктивным элементом и великолепным украшением внутреннего пространства собора.
Все элементы интерьера выполнены из отделочных материалов, добытых в России. Особой благодарности заслуживает беспримерный трудовой подвиг российских мастеров и работников.
Именно их природному таланту и усердию столь грандиозное архитектурно-инженерное сооружение было возведено всего за 10 лет.
Казанский собор в Санкт-Петербурге (СПб) является зримым олицетворением единых корней, из которых выросли лучшие духовные и культурные традиции Европы и России.
Автор Надежда Лебедева.
- Действующий собор.Храм открыт ежедневно с 7:00 (начало Божественной литургии) до 20:00 ориентировочно (окончание Вечерней)
- Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью
- Доехать до станции метро “Невский проспект”, выйти на Канал Грибоедова и Вы перед Казанским собором.
Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/912-kazanskiy-sobor.html
Казанский собор в Санкт-Петербурге – история, колоннада и убранство храма
Адрес и часы работы, как добраться и официальный сайт Казанского собора
Фото Казанского собора
Казанский собор в Санкт-Петербурге – православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.
История Казанского собора в Санкт-Петербурге
В 1710 году на Невском проспекте рядом с деревянным зданием госпиталя была построена часовня, а позже – деревянная церковь Казанской Божьей Матери. Новый каменный храм по указу императрицы Анны Иоанновны был заложен в сентябре 1733 года, строился по проекту М. Земцова и был назван Родественским. Значительным украшением построенной церкви была многоярусная колокольня высотой 58 метров.
2 июля из Троицкого собора сюда была перенесена Казанская икона Божьей Матери. И Рождественскую церковь стали называть Казанской по имени этой иконы. Позже церковь получила статус Собора, который стал главным храмом в Северной столице.
К концу 18 века здание обветшало и было принято решение построить новый храм. Павел I хотел, чтобы новый храм был похож на собор Святого Петра в Риме и в 1799 году был объявлен конкурс на его проект.
Граф А.С. Строганов, резиденция которого находилась вблизи храма, предложил проект молодого архитектора А.Н. Воронихина, бывшего своего крепостного. Проект Андрея Никифоровича Воронихина был одобрен.
В присутствии Александра I закладывается новый храм. Граф Строганов стал ответственным за строительство, которое было завершено к 1811 году. А автор проекта А.Н.
Воронихин был награжден орденом Анны второй степени и пожизненной пенсией.
В строительстве храма участвовали только русские мастера. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Большинство строителей были крепостными крестьянами, отдававшие все свои заработки хозяевам.
Жили они сначала в землянках за городом, а потом в бараках на Конюшенной площади. Для отделки храма использовались отечественные материалы: олонецкий мрамор, выборгский и сердобольский гранит, рижский известняк.
В наружной облицовке стен — пудожский камень, который привозили из Гатчины.
Колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге
А.Н. Воронихин решил главную задачу. Поскольку на западе храма должен быть вход, на востоке – алтарь, то храм оказывался боком к Невскому проспекту. По решению архитектора перед северным фасадом была возведена грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров, выполненная в виде полукруга.
И северная часть храма, обращенная к Невскому проспекту, стала парадной, украсив главную магистраль города – Невский проспект. Проект храма не был полностью осуществлён. По плану колоннада должна была быть с обеих сторон: и с южной и с северной. Но построена была только северная колоннада.
Перед западным, главным входом в собор, боковые портики обеих колоннад должны были соединиться оградой, окружающей сквер.
Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге
У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов).
Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены.
На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.
Памятники М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге
Все важные события в истории России были связаны с храмом. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М.И. Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.
Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.
Службы в Казанском соборе в Санкт-Петербурге
После революции 1917 года с купола был снят крест, на его месте установили позолоченный шар со шпилем, а затем здесь открылся музей истории религии. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Князь-Владимирский собор.
Во время блокады Ленинграда в здание попало несколько снарядов. По окончанию войны был проведён капитальный ремонт, а затем и реставрация интерьеров храма.
С 1991 года Казанский собор снова открыт для богослужений. В храм возвращается Казанская икона Божией Матери, а позже на куполе вновь появился золотой крест.
К 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году мастера Балтийского завода отлили самый крупный колокол для храма весом в четыре тонны и высотой более двух метров.
В соборе часто проходят церковные службы с участием высших чинов православной иерархии.
Каждый год 12 сентября от храма по Невскому проспекту до Александро-Невской Лавры проходят крестные ходы в честь князя, святого покровителя города Александра Невского.
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_452.htm
Казанский собор
Официальное название: Собор Казанской иконы Божией Матери
Адрес: Казанская площадь, дом 2
Годы постройки: 1801 – 1811
Архитектор: Воронихин А. Н.
Стиль: Ампир
Один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н.
Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы.
В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
Икона Казанской Божьей матери впервые была явлена в 1552 году при взятии Казани. Поскольку явилась она именно воинам, бравшим Казань, к ней обращались в самые трагические дни истории России: в дни наполеоновского нашествия и в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны.
В 1612 году с этой иконой народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского освобождало страну от поляков. В 1613 году на русский престол был избран Михаил Федорович – основоположник рода Романовых на русском престоле. Икона Казанской Богоматери становится семейной реликвией царского дома.
В 1710 году Петр I, «следуя обычаю православных царей», повелевает перенести икону Казанской Божьей Матери из Москвы в Петербург, «в благословение новому городу». Икона была помещена в деревянную часовню, построенную в том же году на месте нынешнего фонтана перед Казанским собором.
Эта икона является списком с чудотворной Казанской иконы Божьей матери, оригинал которой был похищен из Богородицкого собора Казани в 1904 году и безвозвратно утрачен.
В 1737 году, при императрице Анне Иоанновне вместо часовни возводится каменная церковь Рождества Богородицы. Невский проспект в это время еще не был главной улицей города и был застроен в основном двухэтажными домами и церковь с многоярусной колокольней со шпилем являлась заметным его украшением.
Во второй половине XVIII века роль этой магистрали начинает меняться, и к концу столетия ветшающая церковь уже не соответствует новому назначению Невского проспекта, как главной улицы Санкт-Петербурга. Император Павел I принял решение построить на месте церкви новый кафедральный собор.
Павел хотел, чтобы главный храм Петербурга был похож на собор святого Петра и немного – на Санта Мариа ди Маджоре в Риме. Понравился императору проект молодого архитектора Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова, которому принадлежала земля, на которой планировалось возвести храм.
Трудность постройки любого православного храма на Невском проспекте состояла в том, что проспект тянется с запада на восток, а православная традиция требует, чтобы с западной стороны находился вход, а с восточной – алтарь.
Воронихину удалось решить обе проблемы с помощью колоннады, которая позволила придать боковой части собора парадный вид и добиться частичного сходства с собором Святого Петра. Несмотря на некоторое сходство, очень велико и отличие.
Если римские колоннады, описывая полный овал, образуют замкнутую площадь, то воронихинская, раскрытая к Невскому проспекту, стала не только главным звеном архитектурного ансамбля, но и смысловым центром всего окружающего пространства. Полностью проект собора осуществлен не был. По проекту Воронихина еще одна такая же колоннада должна была украсить южный фасад.
Не было закончено и внешнее скульптурное оформление храма. Мощные каменные пьедесталы, до сих пор стоящие по обеим сторонам колоннады, предназначались для фигур двух архангелов. До 1824 года на пьедесталах стояли их гипсовые копии, которые так и не были заменены бронзовыми.
Непосредственное участие в строительстве Казанского собора принимал член Государственного совета, президент Академии художеств граф Александр Сергеевич Строганов, который очень гордился тем, что собор выстроен силами коренных россиян и из собственных (добытых на территории России) строительных материалов. Чуть ли не до самой своей смерти он ежедневно поднимался на леса осматривать постройку. Задолго до кончины графа в народе появилось поверье, что он «немногими днями переживет освящение храма». По воспоминаниям современников он и сам верил этим предсказаниям. После окончания первой службы в соборе он будто бы подошел к митрополиту со словами: «Ныне отпущаеши раба своего, Владыка, с миром».Скончался Строганов в 1811 году через двенадцать дней после освящения Казанского собора (справедливости ради стоит отметить, что было графу Строганову к этому времени уже 78 лет).
Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-ой степени.
В результате войны 1812 года храм превратился в хранилище реликвий победоносной войны. Сюда свозили военные трофеи, в том числе армейские знамена и полковые штандарты наполеоновских войск, ключи от городов, личный жезл маршала Даву.
В 1813 году было решено похоронить под сводами Казанского собора национального героя, победителя Наполеона и освободителя России Михаила Илларионовича Кутузова, неожиданно скончавшегося 16 апреля 1813 года в прусском городе Брунцлау.
В 1837 году в честь двадцатипятилетия победы над Наполеоном перед Казанским собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Орлова. Эти памятники так органично вписались в архитектурный ансамбль, что кажутся включенными в первоначальный проект Воронихина.
С памятниками у Казанского собора связано поверье времен Великой Отечественной войны. Говорили, что пока бомба или снаряд не заденет памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу в городе не бывать.
Памятники полководцам всю блокаду простояли открытыми и ни один осколок снаряда их не коснулся.
В 30-е годы ХХ века собор был закрыт, в нем находился Музей истории религии и атеизма, ставший со временем уникальным даже в мировом масштабе собранием предметов культа. Богослужения возобновились в Казанском соборе в 1991 году в левом приделе. Полностью храм был возрожден в 1998 году. С 2000 года он стал кафедральным собором Санкт-Петербурга.
Собственно храм имеет сравнительно небольшой объем. Воронихин первым претворил в жизнь новые принципы организации пространства, дал пример первого ансамблевого решения, благодаря колоннаде, которая прикрывает объем собора.
Входы в собор акцентированы шестиколонными портиками с широкими ступенями, по всему фасаду идет мощный аттик, скрывающий кровлю. Фасады украшены рельефами и крупными скульптурами.
Легкий купол барабана подчеркивает центр всего ансамбля.
Внутреннее пространство собора разделено на три нефа двухрядными колоннадами красного полированного гранита. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые – кессонами. Огромные окна делают интерьер похожим на дворцовый зал, наполняя обширное пространство светом.
Этой светоносности способствуют и гранит колонн, и мраморный мозаичный пол. В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые скульптуры Святых князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного.
Скульптурный декор интерьеров почти не сохранился и был заменен росписями. В 1804 – 1807 годах были были выполнены рельефы (среди них «Медный змий» и «Источение воды из камня Моисеем в пустыне»).
Очень интересны и двери собора – копии с дверей флорентийского баптистерия XV века мастера Лоренцо Гиберти, на которых изображены 10 бронзовых рельефов.
Интересен был иконостас главного придела собора: в 1834—1836 годах он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов.
27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
Интерьеры
Казанский собор на карте
Источник: https://guida-spb.com/kazanskij-sobor.html