Икона божией матери «млекопитательница», греция, афон, карея, великая карейская келлия, церковь типикарница

Кареи (Карье) — столица Святой Горы Афон

Карье (славянское название Кареи) — столица Афонского монашеского государства, его административный центр. Основана в IX веке и представляет собой состоящее из монашеских жилищ поселение, расположенное в центре Афонского полуострова. Здесь располагаются высшие органы управления «монашеской республики» – Священный Кинот и Священная Эпистасия.

По-гречески слово «кариа́» означает «ореховое дерево», и на самом деле, в здешних окрестностях растёт много орешника.

В Кареях имеется 20 конаков (представительств) монастырей, и в центре городка расположено здание Администрации Святой Горы, в котором совещаются 20 представителей главенствующих афонских обителей.

Обратите внимание

Центральный храм Карей называется храм Протата. Посвященный Успению Богородицы (празднуется 28/15 августа), он был заложен в конце IX века и является одним из древнейших храмов на Святой Горе.

Храм Протата представляет собой трёхнефную базилику без купола, три его нефа образуют крест. Восхитительные фрески храма принадлежат кисти знаменитого иконописца Мануила Панселина (XIV век).

Он украшен также потрясающими иконами XVI века, выполненными представителями критской школы иконописи. В храме хранится и чудотворная икона Богородицы «Аксион Эсти» («Достойно есть»).

Напротив храма расположена старинная башня, в которой находится библиотека Священного Кинота. Здесь помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – тр́агос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первый афонский Устав (Типипок), данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

В Карее много монахов-келиотов. Их послушания очень разнообразны: иконопись, резьба по дереву, пошив монашеской одежды, производство ладана, плотничество, строительство. При каждой келии обязательно имеется небольшой храм, но на большие праздники отцы часто собираются в протатском соборе.

Также в Кареях действует и Церковная Школа (Академия) Афониада, состоящая из гимназии и лицея.

Чудотворные иконы в Карье – столице Афона

Икона Божией Матери «Аксион Эсти» («Достойно есть»)

Невдалеке от Кареи существует и доныне келья с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В келье этой жил один старец со своим послушником. Случилось так, что старец, пожелав однажды выслушать Всенощное бдение под воскресенье в Карейском Протатском соборе, отлучился туда, а ученик, получив от него указание исполнить службу дома, остался в келье.

При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Открыл её и видит пред собою незнакомого монаха. Послушник ввёл его в храм; с благоговением совершали они свои молитвенные песнопения. Когда же пришло время славить Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, они, ставши пред иконою Богородицы, стали воспевать Её. Послушник пел обычную древнюю песнь святого Космы Маюмского.

Но гость его, делая к гимну сему иное начало, запел так: «Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего», – а к этому уже прибавлял и: «Честнейшую» до конца.

«Чудно! – воскликнул растроганный новою песнью послушник и обратился к незнакомцу: «Но мы поём только: “Честнейшую”, а такой песни – “Достойно есть” – до сей поры никогда ещё не слыхали… Прошу тебя, напиши мне сию песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». – «Хорошо, – отвечал незнакомец, – дай мне бумаги и чернил, я запишу тебе эту песнь».

– «Прости, брате, – кланяясь и с прискорбием ответил послушник гостю, – мы, занимаясь молитвою и рукоделием, редко в них нуждаемся, и потому в настоящее время нет ни того, ни другого». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», – продолжал гость.

Инок сейчас же принёс плиту и подал незнакомцу, который, взявши оную, перстом своим начал писать на ней Богородичную песнь. И – о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственною рукою удивительного посетителя, и слова чётко и ясно отпечатывались на камне. Дописав, он вернул доску и сказал: «Отныне всегда пойте так: и вы, и все православные христиане!» – и исчез.

Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам небесный, ангелосложенный гимн Присноблаженной и Пренепорочной Богородице.

Важно

Старец, возвратясь с бдения и застав своего послушника поющим чудную песнь, поражён был новизною сей песни: «Где ты выучился так петь?» – спросил он своего послушника. Тот рассказал старцу всё случившееся, показав и саму доску с чудесным на ней начертанием Божественной песни.

Тогда же оба они, взявши камень, представили его в Протат и обстоятельно рассказали на общем соборе подробности чудесного события. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Господа и воспели Его Матери новую песнь, принесённую архангелом Гавриилом.

Важно

Вслед за этим донесли патриарху и царю о чудесном явлении и в подтверждение случившегося каменную доску с начертанными на ней словами песни Пресвятой Богородице отослали к ним в Константинополь, где она хранилась в храме Софии Премудрости Божией.

А та икона, пред которою была воспета сия радостная песнь, взята из кельи отцами Горы и перенесена в Соборный Протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте, и всем приходящим и поклоняющимся ей с верою и любовью струит благодатные дары исцелений душевных и телесных. И носит она название: «Достойно Есть».

Равным образом, и келья со времени этого чудесного события известна на Святой Горе под именем «Достойно Есть»… Дивное это событие празднуется ежегодно 11 июня. Чудо сие совершилось в царствование братьев – царей Василия и Константина, называемых Порфирородными, сыновей Романа Младшего, в патриаршествование Николая Хрисоверга.

Источник: http://mihailov-monastir.narod.ru/Afon/02StolitsaAfona.html

Карея и протат

Небольшой городок Карея в глубине полуострова является столицей и административным центром монашеского государства. Этимологически название «Карея» происходит от греческого «каридия» (ореховое дерево), поскольку в этой местности произрастает много орешника.

Принято считать, что Храм Протата – это древнейший из всех афонских храмов, посвященный Успению Божией Матери, который построен во времена правления святого Константина Великого. Потом он сгорел и в начале 10 века был возведен заново.

После этого храм разорили каталонские наемники, а в конце 13 века он был восстановлен болгарскими царями. С тех пор его облик практически не изменился. Считается, что фрески в этом храме принадлежат кисти македонского художника Эммануила Панселиноса.

Величайшим сокровищем этого храма является икона «Достойно есть», которая принадлежит к типу «Милующая». Около 980 года, в эпоху правления императоров Василия и Константина Багрянородных и патриарха Николая Хрисоверга, недалеко от храма Протата жил один праведный старец со своим келейником. Они регулярно посещали всенощную службу.

Совет

Как-то вечером старец пошел в храм, а келейника оставил читать службу в келье. Поздно вечером кто-то постучал в дверь кельи. Келейник побежал открывать и увидел за дверью незнакомого инока. Тот попросился переночевать, и он пустил его.

На рассвете они вдвоем пели утреню, а когда пришло время петь песнь Богородице, келейник начал как обычно: «Величит душа моя Господа…», а гость, стоя перед иконой Божией Матери, сказал: «Вот как у нас поют: Достойно есть яко воистину Блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.

Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем». И после этого начал петь обычную молитву. Келейник, выслушав новую песнь, пришел в восхищение: «Брат, мы здесь поем обычные молитвы, а эта, «Достойно есть», для нас новая.

Прошу тебя, будь добр, запиши ее для меня, чтобы и мы могли ее петь». Гость попросил лист бумаги и перо, но келейник ответил, что ни того, ни другого у него нет, и незнакомец сказал: «Ну, тогда принеси мне какую-нибудь каменную плиту». Келейник нашел кусок плитки, и незнакомец высек молитву на камне перстом.

Буквы оказались высечены так глубоко, будто плита была из мягкой глины. После того как они вдвоем несколько раз пропели новую песнь перед иконой Божией Матери, гость произнес: «Так вам всем – монахам и другим христианам — следует петь это божественное песнопение, весьма подходящее для восхваления Богородицы». Произнеся эти слова, он стал невидим. Это был архангел Гавриил, посланный Богом принести новую молитву людям.

          Возвратившись со службы и войдя в келью, старец услышал, как его келейник с благоговением поет совершенно новую молитву. Старец с удивлением спросил, откуда он ее знает. Инок показал ему каменную доску с надписью и рассказал о явлении архангела Гавриила.

Они отнесли эту плиту в Карею, показали ее старцам Прота, и те устроили шествие со свечами и факелами до самой кельи старца, с тем, чтобы перенести икону Богородицы в храм Успения. Икона остается там и поныне. Матерь Божия совершает по средствам ее множество чудес по молитвам тех, кто обращается к Ней с верой.

Каменную доску отправили Вселенскому Патриарху, но после падения Константинополя в 1453 году она бесследно исчезла.

Обратите внимание

   В Карее, в древней келье Святителя Саввы Сербского «Типикарнице» находится также особо почитаемая чудотворная икона Богородицы Млекопитательница. Эту икону Савва Сербский привез из Лавры преподобного Саввы Освященного из Палестины.

Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в 13 веке.

После этого святитель Савва Сербский привез икону в Хиландарский монастырь, а затем икона была перенесена в церковь при келии «Типикарница» в Карее, где прежде хранился устав святителя Саввы.

©Алексей Мишин

Источник: http://znamenie.cerkov.ru/svyataya-gora-afon/kareya-i-protat/

 7 сентября наш монастырь встретил икону Божией Матери «Млекопитательница» из обители Хиландар (Св. Гора Афон).

В этот же вечер перед  ликом Пречистой Владычицы нашей Богородицы был отслужен молебен с пением акафиста.  На следующий  день  отслужили водосвятный молебен, который собрал многочисленных прихожан и посетителей нашей обители.

Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца, хранился некогда в основанном Саввой Освященным монастыре, располагавшемся недалеко от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 г., завещав братии передать «Млекопитательницу» в благословение некоему знатному богомольцу царского рода, носящему то же имя, что и он — Савва.

Шесть столетий спустя явился в лавру на поклонение сербский подвижник Савва, сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол.

Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хилендарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение.

Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена ими отдельная от монастыря келия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хилендаром заключалась лишь в том, что настоятеля келии избирал и поставлял хилендарский игумен.

Для устроения монашеской жизни в келии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества.

Важно

Согласно ему монах, подвизающийся в келии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви

 при Карейской келии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница». Удивительно, но икону Божией Матери установили здесь не по левую сторону от царских врат, а по правую, где располагают обыкновенно иконы Спасителя и Пресвятой Троицы…

 Величание

     Величаем Тя, Пресвятая Дево, Млекопитательнице Спаса нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже благодать исцеления нам присно подаеши.

Источник: http://xn—-8sbwafefnefcbh4abfigm1gvexa.xn--p1ai/media1/video/373-7-09-2014-ikona-bozhiej-materi-mlekopitatelnitsa-afon-kareya-kelya-ot-monastyrya-khilandar.html

Карея | Паломническая служба «Афон-Эллада»

По-гречески слово «кариа́» означает «ореховое дерево», и на самом деле, в здешних окрестностях растёт много орешника. Карея расположена на северо-восточном склоне Святой Горы, в срединной части монашеской республики. Местность эта восхитительна.

К югу встаёт во всём своём царственном величии сама гора Афон, а запад оттеснён почти отвесными выступами хребта, опускающегося к Карее уступами гранитных скал и утёсов, будто перевитых гирляндою мелкого кустарника и каштанового леса. Множество пустыннических келий и несколько общинных обителей разбросаны по живописным окрестностям Кареи.

 В древности Карея составляла скит, но со времени падения Греции, когда от 180 обителей, которыми красовалась Святая Гора в X веке, осталось только 20, и когда Карейский скит не имел собственных средств и силы к самостоятельной жизни, советом всей Святой Горы положено было образовать из него род городка, где бы могли производиться по-прежнему торжки и иметь оседлость правительства: как афонское, так и турецкое. Таким образом, из скитских келий возникли монастырские подворья, и навсегда утвердился Протат.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Итак, кроме Протата (Кинота), здесь находятся кона́ки(представительства) всех святогорских обителей (большей частью постройки XIX–XX веков), резиденция губернатора Афона, полицейский и таможенный участки, почта-телеграф, медицинский пункт, несколько магазинов, небольшая гостиница, пекарня и харчевня. Раз в день, приблизительно в десять часов утра, отсюда идёт автобус до пристани Дафни, отстоящей от столицы на восемь километров.В канцелярии Священного Кинота вы сможете продлить свой диамонитирион – разрешение на посещение Святой Горы. Лучше всего это сделать в утренние часы, сразу после переезда в Карею. В понедельник и четверг в Протате проходит Синаксис – собрание представителей афонских монастырей, а в воскресение там выходной день. Таким образом, лучшие дни для продления диамонитириона – вторник, среда, пятница и суббота.

Читайте также:  Пещерный храм сицилийской иконы божией матери, россия, воронежская область, лискинский район, село дивногорье

Паломники часто встречают на улицах Карее сердарей– гражданских служащих, носящих шапочки с инициалами А.О. («Агион Орос» – Святая Гора). Они исполняют функции своего рода муниципальной полиции. А один из них сопровождает афонского прота во время каждого его передвижения по улице. Слово «сердарь» имеет персидское происхождение и переводится как «предводитель войска».

В былые времена сердари действительно участвовали в обороне монастырей от пиратских набегов.В Карее много монахов-келиотов. Их послушания очень разнообразны: иконопись, резьба по дереву, пошив монашеской одежды, производство ладана, плотничество, строительство. При каждой келии обязательно имеется небольшой храм, но на большие праздники отцы часто собираются в протатском соборе.

Из известных карейских келий стоит выделить Буразери, посвящённую Свт. Николаю. Она располагается на дороге, ведущей из Кареи в Ставроникитский и Иверский монастыри.

Несколько лет назад усилиями братии из знаменитого монастыря Параклиту (неподалёку от Афин) началось возрождение этой обители. Имя келии связано с русским монахом Неофитом Белозерским, купившим её в XIX веке.

Братия Буразери известна своим иконописным мастерством.

Стоит также упомянуть келию Равдуху. Она подчиняется монастырю Пантократор и находится рядом с карейским монастырём Кутлумуш. Престольный праздник келии – Введение во храм Пресвятой Богородицы.

В средние века здесь был монастырь, занимавший двенадцатое место в афонской иерархии. Само здание келии считается некоторыми учёными древнейшим из сохранившихся на Афоне (IX).

Паломникам стоит увидеть уникальные фрески XII века, находящиеся в храме этой обители.

Совет

Не многие паломники знают, что когда-то в Карее существовала лавра – «Лавра Кареи» или «Срединная Лавра».

Уже с IX века появляется термин прот – так называли игумена карейской Лавры, имевшего первенство среди игуменов других афонских монастырей.

Ежегодно в Карее проводились собрания святогорских монахов, участвовавших в принятии важных решений и совместной молитве. Со временем карейская Лавра прекратила своё существование, но Карея своё значение как столица Афона не утратила.

В настоящее время монашеская республика Афона управляется Священным Кинотом, состоящим из представителей двадцати афонских монастырей. Кинот и выбранный из него совет – Священная Эпистасия – составляют Протат – орган верховного управления Афоном.

Все афонские монастыри поделены на пять четвёрок, ежегодно поочерёдно сменяющих друг друга в управлении Святой Горой.

Первое лицо из четырёх эпистатов – Прот или Протоэпистат – может быть избран только из представителей одного из пяти монастырей, возглавляющих традиционные четвёрки: Великой Лавры, Ватопедского, Иверского, Дионисиата и Хилендара.

Два раза в год (через пятнадцать дней после Пасхи и 20 августа) проходит собрание игуменов всех афонских монастырей. Здесь принимаются самые важные решения, касающиеся жизни Святого Афона.

Карейский протатский храм Успения Пресвятой Богородицы – соборный для всего Афона. Он был построен в X веке императором Никифором Фокой. В XIII собор разрушили униаты (или, по другим данным, каталонцы), на этот раз его воссоздали на пожертвования императора Андроника II.

Обратите внимание

Здесь сохранились фрески XIΙΙ века, автор которых – один из величайших иконописцев в истории Церкви, представитель так называемой македонской школы Эммануил Панселинос. Мраморный иконостас собора – древнейший, из сохранившихся на Афоне.

Позднейший иконостас 1611 года – произведение иеромонаха Неофита Рутиса (он считается прототипом афонских резных иконостасов) – в 1955 году был перенесён в здание Священного Кинота и помещён рядом с залом собраний.

На Горнем месте в алтаре Протатского храма находится чудотворная икона Богородицы «Достойно Есть» (греч. «Аксион Эсти́н»), наиболее почитаемый на Афоне образ Божией Матери.Невдалеке от Кареи существует и доныне келья с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В келье этой жил один старец со своим послушником.

Случилось так, что старец, пожелав однажды выслушать Всенощное бдение под воскресенье в Карейском Протатском соборе, отлучился туда, а ученик, получив от него указание исполнить службу дома, остался в келье. При наступлении ночи он вдруг услышал стук в дверь. Открыл её и видит пред собою незнакомого монаха.

Послушник ввёл его в храм; с благоговением совершали они свои молитвенные песнопения. Когда же пришло время славить Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, они, ставши пред иконою Богородицы, стали воспевать Её. Послушник пел обычную древнюю песнь святого Космы Маюмского.

Но гость его, делая к гимну сему иное начало, запел так: Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего, – а к этому уже прибавлял и: «Честнейшую» до конца.

«Чудно! – воскликнул растроганный новою песнью послушник и обратился к незнакомцу: «Но мы поём только: “Честнейшую”, а такой песни – “Достойно есть” – до сей поры никогда ещё не слыхали… Прошу тебя, напиши мне сию песнь, чтобы и я мог таким же образом величать и славить Богородицу». – «Хорошо, – отвечал незнакомец, – дай мне бумаги и чернил, я запишу тебе эту песнь».

– «Прости, брате, – кланяясь и с прискорбием ответил послушник гостю, – мы, занимаясь молитвою и рукоделием, редко в них нуждаемся, и потому в настоящее время нет ни того, ни другого». – «Так принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту», – продолжал гость.

Инок сейчас же принёс плиту и подал незнакомцу, который, взявши оную, перстом своим начал писать на ней Богородичную песнь. И – о чудо! Как воск умягчился камень под чудодейственною рукою удивительного посетителя, и слова чётко и ясно отпечатывались на камне. Дописав, он вернул доску и сказал: «Отныне всегда пойте так: и вы, и все православные христиане!» – и исчез. Это был архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам небесный, ангелосложенный гимн Присноблаженной и Пренепорочной Богородице.

Старец, возвратясь с бдения и застав своего послушника поющим чудную песнь, поражён был новизною сей песни: «Где ты выучился так петь?» – спросил он своего послушника. Тот рассказал старцу всё случившееся, показав и саму доску с чудесным на ней начертанием Божественной песни.

Тогда же оба они, взявши камень, представили его в Протат и обстоятельно рассказали на общем соборе подробности чудесного события. Там все едиными устами и единым сердцем прославили Христа Господа и воспели Его Матери новую песнь, принесённую архангелом Гавриилом.

Важно

Вслед за этим донесли патриарху и царю о чудесном явлении и в подтверждение случившегося каменную доску с начертанными на ней словами песни Пресвятой Богородице отослали к ним в Константинополь, где она хранилась в храме Софии Премудрости Божией.

А та икона, пред которою была воспета сия радостная песнь, взята из кельи отцами Горы и перенесена в Соборный Протатский храм, где она и доселе видима в алтаре на горнем месте, и всем приходящим и поклоняющимся ей с верою и любовью струит благодатные дары исцелений душевных и телесных. И носит она название: «Достойно Есть».

Равным образом, и келья со времени этого чудесного события известна на Святой Горе под именем «Достойно Есть»… Дивное это событие празднуется ежегодно 11 июня. Чудо сие совершилось в царствование братьев – царей Василия и Константина, называемых Порфирородными, сыновей Романа Младшего, в патриаршествование Николая Хрисоверга.

Иеромонах Сергий (Веснин)

Всякий паломник может помолиться перед чудотворной иконой и приложиться к ней, но чтобы это сделать, необходимо попасть в протатский собор, который открывается дважды в день для утреннего и вечернего богослужений; обычно это бывает в 5 утра и в 6 вечера.

В пирге Протата находится библиотека, в которой помимо 117 древних рукописей хранится и уникальная историческая реликвия – тр́агос, т. е. цельная козлиная шкура, на которой записан первоначальный афонский устав, данный святогорским монахам императором Иоанном Цимисхием в 972 году.

В Карее, в древней келье Типикарница, пребывает чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница» (греч. «Галактотрофу́са»). Эту келью основал сербский святитель Савва, принесший на Святую Гору из Палестины, из Лавры прп.

Саввы Освященного, две иконы Богородицы: «Млекопитательницу» и «Троеручицу» и жезл преподобного Саввы.

Святитель Савва сам некоторое время в келье Типикарница подвизался в посте и молитве; здесь по его завету до сих пор не прерывается молитва за православный сербский народ.

Карейские святые

В Карейской келье Святой Троицы некоторое время жил преподобный Афанасий Афонский. Также со столицей Афона связаны имена его современников: преподобных Дионисия и Митрофана, Нектария и Филофея (1470), Феолипта Филадельфийского, Дионисия Олимпийского.

Во время латинских гонений мученическую смерть принял прот Косма, много мирян и монахов. В карейской келье святого Георгия братьев Скуртеев подвизался величайший богослов Православной Церкви Нового времени преподобный Никодим Святогорец (1749–1809).

Паломники могут посетить место, где прошли последние дни земной жизни Святого и поклониться его мощам.

Источник: http://afon-ellada.ru/poleznaya-informatsiya/kareya.html

икона Божией Матери “Млекопитательница”

ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ»

Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле.

Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями.

В настоящее время в соборе Богородичного Щегловского монастыря пребывает для поклонения прекрасный список с чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Одежда Богоматери на этой иконе также написана в красных и синих тонах.

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»

Совет

В монастырском храме в честь Никандра Псковского есть старинный чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница», написанный для этого малого храма обители и сохраненного Божией милостию и монахами неприкосновенным с тех давних пор. Еще до революции он был украшен серебряной ризой.

Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»

В настоящее время на этой старинной иконе Божией Матери «Млекопитательница» в Щегловском монастыре в Туле есть украшения: панагия — подарок митрополита Тульского и Белевского Алексия и крест с украшениями — подарок архимандрита Клавдиана, наместника Богородичной обители.

25 января Православный мир чествует икону Божией Матери «Млекопитательница». Новорожденный малыш нуждается в материнском молоке, поскольку в нем пища и здоровье, нуждается в ласке и утешении.

Как и всякая мать, Пресвятая Богородица кормила молоком своим Иисуса Христа.

Потому к Ней мы молимся, чтобы росли наши дети здоровыми, жизнью своей Бога славили, чтобы радовались, глядя на них, их питательницы.

А между тем, образ, который слывет покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре, оплоте строгости и целомудрия. Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных.

История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».

Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.

Старинная чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница»

На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.

Обратите внимание

Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество.

Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы».

Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.

В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.

Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…

Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.

На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь.

От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хиландарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение.

Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы.

(На снимке ниже: старец Симеон у входа в древнюю келлию «Типикарница» св. Саввы Сербского в Карее — административной «столице» Святой горы Афон.)

Старец Симеон

Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена свт. Саввой Сербским эта отдельная от Хиландарского монастыря келлия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хиландаром заключалась лишь в том, что настоятеля келлии избирал и поставлял хиландарский игумен.

Важно

Савва Сербский поставил икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы на Афоне в церкви при Карейской келлии.

В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя.

Читайте также:  Вознесение господне, двунадесятый

В церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.

Икона Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы

Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».

Для устроения монашеской жизни в Карейской келлии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келлии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.

В церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница».

Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хиландарский монастырь на Афоне.

Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы.

Совет

С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви.

Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.

В середине XIX в. — в 1848 году — прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.

Икона «Млекопитательница»

В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

Основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу в Москве, где икона пребывала два месяца.

Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы получил укрепление в вере Василий Макарухин. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

И таким образом передать и современникам, и будущим прихожанам, то есть нам с вами, завет свт. Саввы Освященного, завет свт. Саввы Сербского, завет афонских монахов: …дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия.

То есть от начальных азов к богословию, к пониманию спасительного смысла возрастания в вере, призыва идти за Христом для спасения души, достижения Царства Божия, вечной жизни.

С Ильинским скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе.

Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г.

список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.

На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!»

Обратите внимание

К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.

Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан — народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.

Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.

Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска.

На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз.

Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.

Иконография

Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.

Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.).

Важно

Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.

Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная».

Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы».

Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.

Списки с иконы

Святой образ иконы Божией матери «Млекопитательница» есть в мужском монастыре святого Герасима Иорданского. Это прекрасная икона довольно больших размеров, напоминающая фреску. Икону почитают в монастыре, ей поклоняются паломники.

Святой образ иконы Божией матери «Млекопитательница»

Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно.

По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах.

В частности, в Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.

Совет

В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.

Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.

В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы.

Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле.

В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».

Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894–1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница».

В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре.

В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.

В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ — обретенный.

Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.

Тропарь, глас 1

Обратите внимание

Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.

Кондак, глас 5

Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Молитва

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Источник: http://palomnikpoezdki.ru/chudotvornye_ikony_bozhiej_materi1/17/

Какие чудотворные иконы находятся на горе Афон

Святой Афон почитается в Православной Традиции как земной удел Богородицы. По преданию, сама Пречистая Дева взяла Святую Гору под Свое особенное покровительство.

В 667 году благочестивый инок, преподобный Петр Афонский увидел в тонком сне Богородицу, которая изрекла: «Афонская гора есть жребий Мой, от Сына Моего и Бога данный Мне, чтобы удаляющиеся от мира и избравшие для себя подвижническую жизнь по своим силам, имя же Мое призывающие с верою и любовию от души, там проводили жизнь свою без печали и за свои богоугодные дела получили бы жизнь вечную».

Чудотворная икона богоматери иверская

Иверский монастырь – дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской – Вратарницы (Портаитиссы).

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь.

Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Через два века монахи греческого Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители.

Предание сообщает, что так повторилось несколько раз. Пресвятая Богородица, явившись прп. Гавриилу, объяснила, что не монахи должны сторожить икону, а она является стражем обители.

Важно

После этого икона была помещена над вратами обители и получила название «Вратарница», а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

Икона божией матери «трихерусса»

В русской традиции эта икона носит название «Троеручица». Икона находится в Хилендарском монастыре на Афоне.

Образ был личной иконой святого Иоанна Дамаскина. В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро.

Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его.

Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне.

Читайте также:  Великомученица параскева пятница

Образ пребывал в обители во имя святого Саввы до XIII века, когда был поднесен другому святому Савве, архиепископу Сербскому. При нашествии же на Сербию агарян православные, желая сохранить икону, возложили ее на ослика и пустили его без провожатого.

С драго­ценной поклажей он сам дошел до Святой Горы Афон и остановился у ворот Хилендарского монастыря. Местные иноки приняли икону как великий дар, а на место ос­тановки ослика стали ежегодно совершать крестный ход.

Однажды в Хилендарском монастыре почил старый игумен. Выборы нового вызвали среди братии раздоры. И тогда Матерь Божия, явившись одному затворнику, объявила, что отныне Сама будет игумений обители.

В знак этого дотоле стоявшая в алтаре монастырского собора «Троеручица» чудесным образом перенеслась по воздуху к середине храма, на игуменское место.

Совет

С тех пор Хилендарским монастырем управляет священноинок-наместник, стоящий во время служб у игуменского места, где хранится образ «Троеручица» – Игуменьи сей обители.

От Нее принимают иноки благословение, прикладываясь к иконе, как бы от игумена.

Празднование иконе совершается 11 июля.

Святыня находится в Успенском храме административного центра Святой Афонской Горы — Кареи.
Согласно преданию, в X столетии в пещере неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священноинок с послушником. Однажды под воскресенье, 11 июня 982 года, старец отправился в монастырь на всенощное бдение, послушник же остался дома.

Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Поклонился послушник незнакомцу, дал испить воды с дороги, предложил отдохнуть в келье. Вместе с гостем они стали петь псалмы и молитвы.

Однако во время пения слов «Честнейшую Херувим» таинственный гость неожиданно заметил, что в их местах эту песнь поют по-иному: добавляя перед «Честнейшую» слова «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего».

И когда инок начал петь эти слова, то икона Божией Матери «Милующая», стоявшая в келье, внезапно воссияла таинственным светом, а послушник ощутил вдруг особую радость и зарыдал от умиления.

Он попросил гостя записать дивные слова, и тот начертал их перстом на каменной плите, умягчившейся под его рукой словно воск. После этого гость, назвавший себя смиренным Гавриилом, внезапно исчез. Икона же продолжала сиять таинственным светом.

Послушник дождался старца, поведал ему о таинственном незнакомце и показал каменную плиту со словами молитвы.

Духовно опытный старец сразу же понял, что приходил в келию Архангел Гавриил, посланный на землю, дабы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери.

Обратите внимание

С тех пор ангельская песнь «Достойно есть…» поется во время каждой Божественной литургии по всему миру – везде, где есть хотя бы один православный престол или живет хотя бы один православный христианин.

Празднование иконе совершается 24 июня.

Икона божией матери «геронтисса»

В русской традиции эта икона носит название «Старица». Святыня хранится в монастыре Патнократор. Одна из наиболеее почитаемых на Афоне.

Согласно древнему преданию, первое чудо от этой иконы произошло во время строительства будущего монастыря, которое началось примерно в пятистах метрах от современных построек.

Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте нынешнего расположения обители.

Так повторялось несколько раз, и тогда люди поняли, что Сама Пресвятая Владычица избирает место для устроения Своей обители.

В разные годы от иконы «Геронтисса» было явлено немало чудес. Старец-игумен обители, получивший откровение о своем скором отшествии, желал перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн и смиренно просил служащего священника поспешить с совершением Божественной литургии. Однако тот не внял просьбе старца.

Тогда от находившегося в алтаре чудотворного образа послышался грозный глас, повелевший священнику немедленно исполнить желание игумена. Он причастил умиравшего, и тот сразу же мирно отошел ко Господу. Именно после этого чуда икона, как покровительствующая старчеству, и получила название «Геронтисса».

В XI веке, во время нападения сарацин на монастырь произошло следующее: один из них хотел было расколоть икону на части, чтобы кощунственно раскурить свою трубку, но в то же мгновение лишился зрения.

Важно

Тогда варвары бросили образ в колодец, где он пребывал более 80 лет. Перед смертью ослепший за дерзость сарацин раскаялся и заповедал своим домочадцам вновь посетить Святой Афон и указать инокам место, где находится икона.

Святыня была обретена и с честью поставлена в соборном храме обители.

Празднование иконе совершается 17 апреля.

Икона богоматери «скоропослушница»

Икона написана на Святой горе Афон и хранится в монастыре Дохиар, в котором впервые была явлена его благодатная сила.

Предание относит время ее написания к Х веку, ко времени жизни настоятеля обители святого Неофита. В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, призывающий его впредь здесь не ходить и не коптить икону.

Монах подумал, что это шутка какого-либо брата, пренебрег знамением и продолжал ходить в трапезную с коптящей лучиной. Внезапно он ослеп. В горьком раскаянии молился Нил перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении.

И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».

Вскоре о чудотворной иконе стало известно по всему Афону. На поклонение святыне стекались многочисленные толпы иноков и паломников.

Через икону было совершено множество чудес и исцелений. Многие страждущие получили избавление от одержимости и бесноватости.

Святая Дева помогала избежать кораблекрушения и пленения. Пресвятая Богородица исполнила и теперь исполняет Свое обещание – являет скорую помощь и утешение всем, с верою к Ней притекающим.

Совет

Возле иконы стоит двадцать лампад. Шесть из них неугасимые, их пожертвовали христиане в память о чудесных исцелениях. Елей также добавляют страждущие, получившие избавление от недугов благодаря помощи Божией Матери. А в 1783 году на икону была возложена сребропозлащенная риза. Ее сделали русские благотворители.

На Руси всегда пользовались большой любовью и почитанием списки с чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница». Многие из них прославились чудесами. Особо отмечались случаи исцеления от падучей болезни и беснования.

Празднование иконе совершается 22 ноября.

Икона богородицы «сладкое лобзание»

Сладкое Лобзание (Гликофилусса), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Именуется так потому, что Богоматерь изображена на ней лобзающей младенца Христа, принадлежит, по преданию, к одной из 70 икон, писанных евангелистом Лукой. Находится в Филофеевском монастыре на Афоне.

Икона прославилась во времена иконоборства. Она принадлежала благочестивой женщине Виктории, жене некоего Симеона Патрикия. Виктория с опасностью для жизни чтила и хранила ее у себя в комнате.

Муж потребовал, чтобы она сожгла икону, но женщина предпочла пустить ее в море. Икона явилась на берегу пред Филофеевским монастырем. Игумен и братия внесли ее в соборный храм.

С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается из монастыря крестный ход на место явления иконы.

С этой чудотворной иконой связана следущая история. Во время немецкой оккупации Греции запасы пшеницы в монастыре преподобного Филофея были на исходе, и отцы решили прекратить принимать посетителей. Один благочестивый старец Савва опечалился этому и начал упрашивать совет старцев обители не делать этого, потому что этим они опечалят Христа и монастырь лишится благословения. Его послушались.

Однако по прошествии какого-то времени, когда запасы хлеба практически иссякли, старца стали донимать укорами. Савва им отвечал: «Не теряйте надежды на Гликофилусу. Замесите оставшиеся двадцать пять окад, испеките из них хлеб и раздайте его братии и мирянам, а Бог, как Благий Отец, позаботится о всех нас».

Через какое-то время к пристани монастыря причалило судно, и капитан предложил обменять пшеницу, которую он вез, на дрова. Монахи, видя очевидный Промысл Божией Матери, Которая, как Добрая Мать, позаботилась о Своих детях, прославили Бога и Божию Матерь. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы.

Празднование иконе совершается 30 апреля.

Икона богородицы «всецарица»

Чудотворная икона «Всецарица» (Пантанасса) находится в кафоликоне Ватопедской обители.

Образ был написан в ХVІІ веке и явился благословением известного на Афоне старца Иосифа Исихаста своим ученикам. Сохранился рассказ старца об этой иконе. В ХVІІ веке перед иконой Божией Матери «Всецарица» появился странный молодой человек. Он стоял, что-то невнятно бормоча. И вдруг лицо Богородицы блеснуло, подобно молнии, и какая-то невидимая сила бросила молодого человека на землю.

Только он пришел в себя, как сразу отправился исповедоваться отцам со слезами на глазах, что он жил далеко от Бога, занимался магией и пришел в монастырь, чтобы проверить свою силу на святых иконах.

Обратите внимание

Чудотворное вмешательство Богородицы убедило молодого человека изменить свою жизнь и стать благочестивым. Он исцелился от душевного недуга и после этого остался на Афоне.

Так эта икона впервые проявила свою чудотворную силу на человеке, одержимом бесами.

Позже стали замечать, что эта икона оказывает благотворное влияние и на больных с различными злокачественными опухолями. В ХVІІ веке она впервые была списана греческим монахом и постепенно стала известна во всем мире как исцелительница раковых заболеваний. Само имя иконы – Всегоспожа, Bсe-повелительница – говорит о ее особой, всеобъемлющей силе.

Впервые явив свою чудотворную силу против волшебных чар (а ведь волхование, увлечение магией и прочими оккультными «науками» распространилось по Христианскому миру подобно раковой опухоли), Всецарица имеет благодать исцелять страшнейшую из болезней современного человечества.

Празднование иконе совершается 31 августа.

Икона божией матери «млекопитательница»

Икона Божией Матери «Млекопитательница» находится Хилендарский монастырь на Афоне. На образе изображена Пресвятая Дева, кормящая грудью Богомладенца.

Первоначально образ находился в Лавре преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима. Святой основатель Лавры при кончине предсказал братии, что Лавру посетит паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и случилось в XIII веке.

Святитель Савва Сербский привез икону в Хилендарский монастырь на Афоне и поставил ее по правую сторону иконостаса, в церкви при Карейской келлии, впоследствии названной Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.

Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)

На иконе Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» изображены солнце и луна с соответствующими надписями. Образ иногда встречается в зеркальном изображении и с другой символикой. Существует несколько чудотворных списков, о каждом из которых сохранились письменные и устные предания. Так, в России прославился образ, обретенный в 1650 году в селе Крестогорск недалеко от Минска.

В середине XIX в. — в 1848 году — прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.

В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки.

Важно

Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…

Празднование иконе совершается 31 августа.

Икона ватопедской божией матери «отрада», или «утешение»

Образ Богоматери «Отрада» («Парамифия») находится в Ватопедском монастыре.

Название Ватопедской она получила от того, что в 390 году возле острова Имброс, напротив Святой Горы, упал в море с корабля юный царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого, и чудным заступлением Божией Матери был перенесен на берег целым и невредимым.

Здесь наутро нашли его спящим глубоким, спокойным сном под густым кустом, недалеко от разрушенного Благовещенского собора. От этого события и произошло название «ватопед» («куст отрока»). Император Феодосий в благодарность за чудное избавление сына воздвиг вместо разрушенной обители новый храм, где алтарь находился на том самом месте, где был найден спасенный юноша.

История этого образа связана с событиями, происшедшими 21 января 807 года.

Шайка разбойников, решивших ограбить Ватопедский монастырь, высадившись в темноте на берег, укрылась в окрестностях монастыря, намереваясь дождаться открытия ворот обители.

В то время, когда разбойники ждали открытия ворот, закончилась утреня и братия стала расходиться по кельям для временного отдыха. В церкви остался один настоятель монастыря.

Вдруг от стоящей вблизи иконы Божией Матери он услышал женский голос, предупреждающий об опасности, грозившей монастырю. Игумен устремил свой взор на икону и увидел, что лики Богородицы и Богомладенца изменились. Ватопедская икона была подобна «Одигитрии», на которой Богомладенец всегда изображается с благословляющей рукой.

И вот игумен видит, как Иисус поднял Свою руку, заграждая уста Богородицы, со словами: «Нет, Мать Моя, не говори им этого: пусть они накажутся за грехи свои». Но Богородица, уклоняясь от Его руки, двукратно произнесла те же слова: «Не отверзайте сегодня врат обители, а поднимитесь на стены монастырские и разгоните разбойников».

Поражённый игумен тотчас собрал братию. Все были изумлены изменением очертания иконы. После благодарственной молитвы перед святым образом воодушевлённые иноки поднялись на монастырские стены и успешно отразили нападение разбойников.

Совет

С того времени чудотворная икона получила название «Отрада», или «Утешение». Очертания иконы остались такими же, как и во время предупреждения, сказанного игумену: Богоматерь уклонилась от простертой десницы Иисуса Христа.

Икону украсили сребропозлащенной ризой и поместили в церковь, построенную на хорах собора. В этом месте икона остается и по сей день. В память о чуде в церкви Божией Матери «Отрада» совершается постриг монахов и благодарственное молебное пение Богоматери перед чудотворной иконой.

Празднование иконе совершается 3 февраля.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/66496-kakie-chudotvornye-ikony-nakhodyatsya-na.html

Ссылка на основную публикацию