Икона божией матери «неупиваемая чаша», россия, московская область, город серпухов, высоцкий мужской монастырь, покровский храм

Высоцкий монастырь в Серпухове. Икона Богородицы Неупиваемая чаша

Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии.

Высоцкий монастырь

Неподалеку от Москвы, на окраине старинного города Серпухове, на высоком берегу реки стоитвеличественный монастырь.

Издалека видны белокаменные стены и башни Высоцкого мужского монастыря, устремленные к небу главы соборов возвышающиеся над рекой и окрестностями.

Серпуховский монастырь считается одним из наиболее древних не только в Подмосковье, но и во всей России. Он входит в число девяти обителей, основанных на земле русской по благословению самого Сергия Радонежского.

Обратите внимание

Строительство начал князь Владимир Храбрый, ближайший сподвижник и брат благоверного князя Дмитрия Донского.

По его просьбе Сергий Радонежский сам выбрал место для будущего монастыря — на красивом холме, который назывался «Высокое». По именованию места стали называть и Высоцкий монастырь в Серпухове.

Сотворив молитву на месте, выбранном под строительство будущего монастырского подворья, преподобный Сергий уехал, оставив для ведения строительства своего ученика Афанасия.

Он же возглавил новопостроенный монастырь.

В 1991 году настоятелем в открытом после многих лет упадка и гонения на религию советских времен монастыре стал архимандрит Иосиф.

Его стараниями было возобновлено в храме служение чудотворной иконе, почитаемой в этой местности. Новый образ Неупиваемой чаши, взамен пропавшего был написан Александром Соколовым, известным иконописцем.

Списки ее сегодня распространены в России и по всему миру. Многие из них известны и чудом мироточения.

Неупиваемая чаша

Высоцкий мужской монастырь, где ныне хранится чудотворная икона Неупиваемой чаши изначально не был местом ее обретения и почитания. С момента явления и до советских времен образ содержался в женском Введенском монастыре, также находящемся в Серпухове.

Явление Неупиваемой чаши относят к 1878 году. Тогда бывшему солдату был сон – к нему явился схимник, который велел идти из Тульской губернии, где он проживал, в Серпухов, чтобы помолиться образу Богородицы “Неупиваемая чаша”. Бывший солдат был пьяницей, дошедшим до такой степени, что пропил все свое имущество, и даже лишился здоровья — обезножел.

Трижды являлся к нему схимник, после чего измученный калека как мог пополз в сторону, указанную старцем. Но, добравшись до указанного монастыря, он не нашел названный старцем образ. Не сразу смогли найти его, висящим в проходе из собора в ризницу.

Важно

На иконе действительно была изображена чаша, а в одном из ликов бывший солдат узнал схимника, являвшегося в снах.

Отстояв перед новоприобретенной иконой молебен, страждущий получил не только избавление от алкогольной зависимости, но и телесное исцеление, а слава о чудотворной иконе стала расходиться по городу и далеко за его пределы. К Неупиваемой чаше стремились одержимые грехом пьянства и члены их семей, желающие исцеления от страшного недуга. Множество людей возвращались в храм снова — вознести благодарность за свершившееся чудо исцеления.

Особым почитанием Неупиваемая чаша была окружена в Серпухове, где была расположена. При центральном храме города было основано общество трезвости, проводились молебны, читались акафисты, проводились беседы о нравственности.

Утрата и обретение иконы

Послереволюционные гонения на церковь сильно коснулись подмосковного Серпухова. Был закрыт Владычный монастырь. Чудотворную икону при закрытии переместили в Никольский кафедральный собор, который позднее был также закрыт, а все святыни – вынесены и сожжены. Явленная чудотворная икона и списки с нее исчезли.

Восстановление храмов и монастырей в Серпухове возродило память о почитаемой здесь иконе. Во вновь открытом в 1991 году Высоцком монастыре начались молитвенные служения образу. К сожалению, первообраз иконы так и не был найден — в 1992 году был написан новый, известный ныне всему православному миру.

По иконографии икону Неупиваемая чаша относят к древнейшему типу изображения человеческой фигуры (святых, мучеников, Богородицы) на иконах «Оранта» (от лат. Молящийся). Богоматерь изображена в традиционной позе заступнической молитвы — с поднятыми вверх раскинутыми руками.

По иконописному и сюжетному содержанию отмечают близость ее с другим чудотворным образом — Никейской иконой, прославившейся в начале IV века н.э. Благословляющий младенец Христос на иконе написан стоящим в чаше, а Богоматерь с воздетыми вверх руками, молящаяся за всех грешников и предлагающая им вместо низменных страстей припасть к источнику утешения и чистой духовной радости.

Паломничество к Неупиваемой чаше

Вопрос как доехать из Москвы в Серпухов не вызовет сложностей даже у людей, не обремененных опытом путешествий, расстояние невелико и все путешествие займет не более 2,5 -3 часов в одну сторону:

  • На автомобиле — от МКАД свернуть на трассу М2 (автодорога Крым) и доехать до Серпухова. Монастырь расположен на окраине города, у берега реки Нара. Чтобы добраться до него, от центральной площади поверните направо и следуйте по 2ой Московской улице до поворота на Большой Высоцкий переулок. Он приведет вас прямо к стенам монастыря.
  • Электричкой до ст. Серпухов можно доехать от Царицыно или с Курского вокзала. От станции автобусом No 20 до остановки «Высоцкий монастырь».
  • Автобусом No 458 на Серпухов или No 363 на Протвино от м. Южная. От автостанции местным автобусом No20 до остановки «Высоцкий монастырь».

Но лучше посетить Серпуховский монастырь и поклониться чудотворной иконе в ходе организованной поездки с паломнической службой Товия. Наша служба создана для обеспечения безопасности и комфорта паломников, решивших посетить святые места

России, ближнего и дальнего зарубежья, мы предлагаем:

  • поездки на комфортабельных автобусах;
  • сопровождение православного экскурсовода;
  • программы, учитывающую все особенности паломнических поездок.

Если вы впервые предпринимаете паломничество, поездка с паломнической службой Товия откроет вам мир духовного путешествия, поможет создать особый молитвенный настрой, позволяющий ощутить всю благодать, нисходящую на человека при поклонении святым местам. Православный экскурсовод ответит на все возникающие вопросы, окажет необходимую поддержку. Те, кто уже бывал в паломнических поездках, оценят удобство и комфорт, поддерживаемую в поездках атмосферу истинного православного путешествия.

В ходе однодневной поездки вы сможете:

  • посетить Высоцкий мужской монастырь и прикоснуться к его святыням;
  • отстоять молебен у иконы Неупиваемой чаши, испросить чудо исцеления от пагубного пристрастия к алкоголю (наркомании, табакокурению) для себя и своих близких;
  • посетить с экскурсией Введенский женский монастырь — место явления первообраза чудотворной иконы Неупиваемой чаши;
  • поклониться мощам преподобного Варлаама Серпуховского;
  • прикоснуться к благодати мироточивых икон,
  • посетить монастырь 16 века – Вознесенскую Давидову пустынь;

Чтобы принять участие в наших поездках, забронируйте место, воспользовавшись формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону.

На главную

Источник: https://tovia.ru/blog/svyatye-mesta-rossii/vysotskiy-monastyr-v-serpukhove-ikona-bogoroditsy-neupivaemaya-chasha/

Серпуховской Высоцкий мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

Князь выразил желание посвятить обитель честному зачатию праведной Анной Божией Матери. Святой старец совершил молитву на основание монастыря, которую и поныне ежедневно возносит братия за богослужением. Так 2 декабря 1374 г.

был основан Серпуховской мужской монастырь, по месту основания на холме Высоком полу-чивший название Высоцкого. Первым настоятелем обители стал преподобный Афанасий старший.

Еще в Свято-Троицкой обители преподобного Сергия Афанасий стяжал себе славу ученого мужа и книгописца, много трудившегося для возрождения утраченной на Руси за годы татарского пленения преемственности византийской духовной традиции.

Благодаря таким же трудам подвижника в Высоцком монастыре обитель приобрела значение центра византизма на Руси. В 1374 г. первопострижеником монастыря стал преподобный Никон Радонежский.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле русское воинство одержало великую победу над Золотой Ордой.

Исход сражения решил Засадный полк, которым командовал Серпуховский князь Владимир Андреевич, В стенах Высоцкой обители благоверный князь захоронил останки воинов-серпуховичей, над братской могилой которых в память о великой победе был воздвигнут белокаменный собор в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы, освященный вместе с построенной Митрополитом Киприаном в 1381 г. трапезной церковью.

В 1387 г. для составления «Ока церковного» — единого Устава Русской Церкви по благословению преподобного Сергия преподобный Афанасий отбыл в Царьград, где, завершив свой труд, в 1401 г. скончался.

Вторым святым игуменом Высоцкого монастыря стал преподобный Афанасий младший. При нем монастырь продолжал процветать, сохраняя благословленные преподобными Сергием и Афанасием традиции и иноческий уклад жизни. Афанасий младший также пребывал в аскетическом подвиге и почитался как чудотворец.

Преставился он в возрасте 33 лет. С самого момента погребения преподобный Афанасий прославился чудесами. В 1571 г. во время нашествия агарян в образе грозного всадника с большим жезлом на белом коне он явил свое заступничество городу и родной обители.

Совет

С тех пор преподобный Афанасий младший почитается как небесный покровитель Серпухова.

По смерти преподобного Афанасия младшего в 1395 г. настоятельство обители перешло к преподобному Никите, сроднику и ученику преподобного Сергия, успешно управлявшему монастырем в течение девятнадцати лет. В 1414 г.

он перешел в Боровский Высоко-Покровский монастырь, где в послушании у него семь лет пребывал преподобный Пафнутий Боровский. Около 1421 г. преподобный Никита отправился на север, и в 1426 г.

в Костроме основал Богоявленский монастырь, где и обрел место последнего упокоения.

Время управления монастырем первыми тремя настоятелями, прославленными в сонме Радонежских святых, преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитой, составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.

В дальнейшем история монастыря тесно связана с городом Серпуховым. Являясь южной оборонительной границей Московского княжества, город часто подвергался нападениям со стороны внешних врагов.

Под Сер-пуховым устраивались сборы войск, и Высоцкая обитель нередко посещалась знатью и самим царем. Для таких случаев в монастыре имелись особые «царские палаты». В XVI в.

в обители были построены Никольский и Сергиевский храмы, придел в честь Рождества Богородицы и галерея вокруг собора.

Обратите внимание

Весной 1571 г. к Серпухову подошли отряды хана Девлет-Гирея. Не подготовленный к нападению, царь Иван Грозный спешно бежал со своими опричниками из города. Татары пожгли и разорили город и всю округу, осквернили храмы. Монастырь на Высоком также был разграблен и предан огню. Много бедствий обитель претерпела и в Смутное время.

Годы правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича стали для Высоцкого монастыря порой возрождения. Возобновилось поступление в обитель щедрых пожертвований.

Наиболее значительные вклады были сделаны представителями рода Нарышкиных и особенно царицей Натальей Кирилловной, матерью императора Петра I. К концу XVII в. на средства вкладчиков многие храмы и иконостасы обновились. В 1770-е гг.

вместо старой деревянной ограды вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены с четырьмя угловыми башнями.

К середине XVIII в. Высоцкий монастырь процветал, в его владении находились значительные земельные угодья, действовало семь каменных церквей и величественный собор, имелись богатейшая ризница и большая библиотека. По Указу 1764 г. о секуляризации церковных владений монастырь лишился своих вотчин и перешел на государственное содержание по штату.

С начала XIX в. благосостояние обители вновь стало расти. Около 1840 г. была сооружена трехъярусная колокольня, во втором ярусе которой расположился Трехсвятительский храм. Освящение этой церкви в 1843 г. совершил святитель Филарет, митрополит Московский.

В 1872 г. расширили Покровскую церковь-трапезную за счет пристройки с северной стороны придела в честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 1878 г.

воздвигли величественный храм во имя преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (разрушен в 1967 г.). В 1896 г, на средства фабриканта Н.Н.Коншина по проекту известного русского архитектора Р.И.

Клейна был построен в византийском стиле храм во имя Всех святых с семейной усыпальницей храмоздателя в нижнем этаже.

К началу XX в. Высоцкий монастырь, по отзывам современников, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей Отечества.

В 1928 г. власти закрыли монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 г. монастырь полностью прекратил свою деятельность.

Важно

25 марта 1991 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. Начались восстановительно-реставрационные работы.

24 сентября 1994 г. состоялось обретение святых мощей преподобного Афанасия Высоцкого младшего. В день 600-летия со дня его преставления, 25 сентября 1995 г., монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий П.

В 2002 г. совершилось Великое освящение главного храма обители — Зачатьевского собора. 18 мая 2003 г. обитель торжественно отметила 125-летие явления чудотворного образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша», почитание которого было возобновлено по открытии монастыря. Воссозданный первообраз находится в Покровском храме.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "владимирская"

В Серпуховском Высоцком мужском монастыре со времени его основания в 1374 году до момента закрытия в 1931 году было 83 настоятеля; имена их следующие:

Афанасий Старший (1374-1382), Афанасий Младший (1382-1395), Никита (1395-1414),Андроник, Александр, Савва, Евфимий, Иосиф, Пимен, Иосиф, Феодосий, Иона, Сергий, Иосиф, Тарасий, Алиппий, Тарасий, Геннадий.

Далее следуют архимандриты: Фаддей, Игнатий (1468), Маркелл, Мартирий, Лаврентий, Михаил, Илия, Михаил, Власий, Герасим, Борис, Геннадий, Спиридон, Иосиф, Евсевий, Дионисий, Иона, Антоний, Киприан (1542), Паисий (1551), Агапит (1571), Иосиф Чудовской (1576) Кирилл, Паисий, Феодосий (1601), Александр, Иосиф (1614-1618), Иосиф, Иона (1621), Антоний (1624- 1632), Дионисий, Иов, Леонид (1652), Пафнутий (1657), Герасим, Зосим (1660), Иосиф (1686), Герасим (1702- 1737).

Все вышеперечисленные архимандриты настоятельствовали до 1737 года и имена их приведены, в том порядке, как были записаны в монастырском синодике.

Далее следуют архимандриты: Макарий (1737-1743), Иосиф (Корнилов) (1743-1761), Иннокентий (1761-1778); игумены: Геннадий (1778-1789) и Стефан (1789-1792); архимандриты: Иосиф (1792-1798), Ананий (1798-1802), Мельхиседек (1802-1814), Неофит (1814-1815), Дамаскин (1815-1816), Гермоген (1816-1817), Вениамин (1817-1818), Феоктист (1818-1820), Гавриил (1820-1821), Амвросий (1821-1827), Арсений (1827-1828), Амвросий (1828-1842), Мельхиседек (1842-1850), Евстафий (1850-1851), Гедеон (1851-1852), Сергий (1852-1861), Константин (1861-1870), Мелетий I (1870-1879), Мелетий II (1879-1881), Иннокентий (1881-1896), Тихон (1896-), Пантелеимон (-1928).

В начале XX века Высоцкий монастырь считался одним из самых благоустроеннейших во всей России. При монастыре была церковно-приходская школа для мальчиков. Но с приходом к власти большевиков в 1917 году наПравославную Церковь воздвиглись страшные, еще не виданные до ныне гонения.

Совет

Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпел на себе и Высоцкий монастырь. До ареста архимандрита Пантелеимона в 1931 году, в Покровском храме совершались богослужения.

10 апреля 1991 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского древняя обитель, основанная Преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать.

Первым настоятелем возрождаемого Высоцкого мужского монастыря стал архимандрит Иосиф (Балабанов).

В декабре 1998 года в связи с рукоположением настоятеля Высоцкого мужского монастыря архимандрита Иосифа в сан епископа, иеромонах Кирилл был назначен исполняющим обязанности настоятеля монастыря.

26 марта 1999 года Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возвел настоятеля Высоцкого монастыря иеромонаха Кирилла в сан Игумена с возложением на него наперсного креста.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 129) Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской, назначен настоятелем (игуменом) Высоцкого монастыря г. Серпухова Московской обл. с освобождением от обязанностей настоятеля (игумена) Вознесенской Давидовой пустыни.

Сегодня в монастыре действуют шесть храмов: Покровский, Никольский, Зачатьевский, Сергиевский, во имя Трех святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», еще в трех продолжаются реставрационные работы и создаются два новых.

В монастыре собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими, в том числе около трехсот частиц мощей угодников Божиих.

Особое место занимает чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша», в который вставлен ковчежец с частицей пояса Пресвятой Богородицы.

Образ прославлен многими чудесами и исцелениями, в основном, от страстей винопития, наркомании и табакокурения. В том же храме почивают святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего.

В монастыре ежедневно совершается полный круг богослужений с обязательным по окончании Литургии водосвятным молебном перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/vysotskiy-muzhskoy-monastyr/

Высоцкий Богородицкий Серпуховской мужской монастырь

История монастыря

   Высоцкий монастырь расположен в городе Серпухове на высоком левом берегу реки Нары. Основан в 1377 г. серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым по благословению преподобного Сергия Радонежского. Свое наименование монастырь получил от высокого места, на котором он был построен.

Князь пожелал, чтобы обитель именовалась Зачатьевской. Преподобный Сергий Радонежский благословил начало строительства обители, игуменом которой был поставлен ученик Сергия Афанасий. Первой была воздвигнута Зачатьевская церковь (1374). А в 1381 г., в память о Куликовской битве, Владимир Храбрый выстроил Покровский собор.

Он был освящен митрополитом Киприаном.

  Высоцкий монастырь пережил немало бедствий. В 1571 г. он был разорен татарами, а в Смутное время сильно пострадал от разбойничьих шаек. Высоцкая обитель переживала некоторый упадок в XVIII в., но к ХIХ В. она достигла расцвета и известности.

Обратите внимание

   В 1920-х гг. монастырь был закрыт. Частично были разрушены стена и Всехсвятский храм. К сожалению, от былого благолепия монастыря, который, по отзыву современников, к началу ХХ В. представлял собой одну из самых благоустроенных обителей России, с приходом советской власти не осталось и следа. В 1931 г.

Высоцкий монастырь, уже бывший тогда всего лишь приходом, был окончательно разорен, осквернен и закрыт. Очень немного, из того, чем был раньше богат наш монастырь, дошло до наших дней, часть ризницы была спрятана монахами во время революции и до сих пор не найдена. Некоторая часть, из того, что было в обители, теперь находится в хранилищах музеев.

Все остальное погибло безвозвратно.

   Ко времени передачи монастыря Православной Церкви в 1991 г. Покровский храм пришел в аварийное состояние. В 1992 г. началась работа по восстановлению храма. 9 июля 1993 г. было совершено освящение приделав честь Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. – главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

   Реставрация храма во имя преподобного Сергия произведена в 1991-1996 гг. Воссоздан резной трехъярусный иконостас. Освящение храма состоялось б сентября 1996 г., в день празднования явления Божией Матери преподобному Сергию. 11 августа 1991 г., в день Рождества Святителя Николая, было совершено великое освящение Никольского храма.

   Храмы монастыря: соборный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной, храм во имя Покрова Божией Матери, Сергиевская церковь, Никольский храм, колокольня с Трехсвятительским храмом, храм во имя всех святых. 

   К сегодняшнему дню в Высоцком монастыре уже собрано множество святынь, благоговейно почитаемых верующими. Но в наши дни возрождаемая обитель превзошла по количеству святынь то, что было в ней раньше.

Сегодняшнее состояние благолепия Высоцкого монастыря – это плод всеобщих усилий верующих людей.

Каждый помогал, чем мог: кто приносил в обитель сохраненную святыню, кто вносил посильную материальную помощь, порой делясь необходимым, кто помогал своими трудами.

Икона Божией Матери “Неупиваемая чаша”

Важно

   Возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша» началось в монастыре в 1991 г. В следующем году одним из ведущих российских иконописцев Александром Соколовым была заново написана эта икона. В этом образе, несомненно, есть нерукотворность – то, что присуще только подлинной иконе.

Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью пояса Пресвятой Богородицы. При освящении икону помазывали святым миром для привлечения сугубой благодати Святого Духа.

Вскоре именно этот образ снискал любовь и благоговейное почитание среди верующего народа за ту скорую и действенную помощь, которую получали молящиеся перед Ним.

  Через свою святую икону Матерь Божия помогает людям в избавлении от греха пьянства, курения и наркомании.

Но есть и множество случаев исцелений при серьезных физических заболеваниях, когда медицина бывает уже бессильна помочь человеку. Известна ее помощь и во многих других жизненных проблемах.

Есть свидетельства о нередких случаях, когда из людей, одержимых демонами, после молитвы перед этим образом Богоматери выходили бесы в разных видах.

   Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от нее.

Уже на протяжении многих лет образ Божией Матери «Неупиваемая чаша», находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом как чудотворный…

Совет

С полной уверенностью можно сказать, что, как возрождение почитания иконы «Неупиваемая чаша», так и ее всероссийское прославление, началось именно в Высоцком монастыре.

   В Высоцком монастыре впервые была составлена служба и издан акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» (ранее существовавший в рукописной форме в разных вариантах), который, наверное, является самым читаемым сегодня среди православного народа. 30 мая 1997 г. по благословению Святейшего Патриарха икона «Неупиваемая чаша» была впервые внесена в Православный церковный календарь, и это явилось официальным актом признания всенародного почитания этой святыни.

Мощи преподобного Афанасия Младшего

   Следующей по значимости святыней Высоцкого монастыря в наше время являются святые мощи преподобного Афанасия Младшего. 24 сентября 1994 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение святых мощей угодника Божия.

Очевидно, что особым промыслом Божиим святые мощи преподобного находились под спудом до наших дней, и это уберегло их в годы гонений на Русскую Церковь от поругания, осквернения и уничтожения.

Сейчас святые мощи преподобного Афанасия почивают в Покровском храме в золоченой раке.

   Как раньше, так и в наше время, преподобный подает всем, с верою прибегающим к его многоцелебным мощам, свою благодатную помощь. На сей день известно немало случаев исцелений от его святых мощей, неоднократно были случаи явлений преподобного людям.

Недавно мы получили письмо, сообщавшее о сильном благоухании иконы преподобного, продолжавшееся более года, и обильном ее мироточении в доме одного священника из Липецкой области. Замечено, что этим угодником Божиим часто подается помощь людям, страдающим от болезней ног.

Нередко приходят письма из разных мест России с просьбами отслужить молебен перед мощами преподобного Афанасия.

Святые мощи угодников Божиих

Обратите внимание

   В Высоцком монастыре находится также более 200 частиц святых мощей угодников Божиих, прославленных, начиная с первых веков христианства и до наших дней: частицы мощей святой праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Иоанна; апостолов Андрея Первозванного, Луки, Матфея, Марка и Фомы; равноапостольных Марии Магдалины, царя Константина, князя Владимира; святителей Николая Чудотворца, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; великомучеников Георгия, целителя Пантелеимона, Никиты, Варвары, Татианы и Екатерины; преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Ефрема Сирина, около 50 частиц мощей Киево-Печерских угодников Божиих; Оптинскик старцев; новомучеников Российских: Патриарха Тихона, священномучеников Фаддея Тверского, Илариона Троицкого, а также множество частиц мощей других угодников Божиих.

   Святые мощи находятся в ковчегах, которые стоят в храмах и открываются на время богослужений, а некоторые, в основном большие части мощей, хранятся в алтаре в особо украшенных ювелирной работой ковчегах и выносятся для поклонения верующим в дни памяти этих святых.

Чудотворные иконы и другие святыни

   Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими следующие иконы. Чудотворный образ святого великомученика Георгия Победоносца, новгородского письма XV в.

, с частицей его мощей; иконы Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика целителя Пантелеимона, чудногоафонского письма XIX В. Чтимый образ Божией Матери «Взыскание погибших», переданный обители в 1996 г., икона Николы Можайского XIV в., икона преподобного Сергия Радонежского, написанная на крышке от его раки.

В нее вставлена частица его мощей и часть от его гроба. Икона «Всех скорбящих радость», находящаяся на горнем месте в Сергиевской церкви, была ранее очень почитаема в одной из деревень Ногинского района. Икона Божией Матери «Иверская» – точная копия с Валдайской Иверской иконы Божией Матери.

Местная икона Тихвинской Божией Материв иконостасе Покровского храма. Икона священномученика Гермогена с дарственной надписью Патриарха Тихона.

С благоговением хранятся в обители части Древа Животворящего Креста Господня, часть от гроба Господня, частица Гвоздя Распятия Христова, вделанная в шляпку точной серебряной копии Гвоздя, который хранится в музее Московского Кремля. Епитрахиль святого Иоанна Кронштадтского и его небольшой потир.

Часть рубашки преподобного Серафима Саровского, обагренная его кровью, когда он был избит едва не до смерти разбойниками. Святыня вставлена в ковчег и находится в старинном образе святого. Пояс Пресвятой Богородицы, часть дуба Мамврийского, камня, на котором молился 1000 дней и ночей преподобный Серафим Саровский, древа куста Неопалимой Купины со Святой горы Синай и другие святыни.

В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией МатериСпасителя и других святых в серебряных окладах. А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким.

Источник: http://enamelshop.ru/svyatini-pravoslavnoi-rossii/vysotskij-bogoroditskij-serpukhovskoj-muzhskoj-monastyr.html

Серпухов — в XIV и начале XV века столица удельного княжества. В старинных документах упоминается как Серпохов, и только с XVI века вошла в употребление современная форма Серпухов. До сих пор нет однозначного объяснения происхождения названия города. Идут жаркие споры и о том – в каком году он был основан.

Читайте также:  Благоверный князь роман рязанский

С семидесятых годов XIV века в Серпохове открывается период активного строительства. Так в 1374 году, по данным летописей, на Красной (Соборной) горе начинается строительство деревянного кремля, в город назначается наместник князя.

В том-же году на месте домонгольского славянского селища Высокого на левом берегу Нары к югу от Красной горы князь Владимир Андреевич основывает монастырь, названный Высоцким. Заложение и освящение монастыря проводил Сергий Радонежский. Ещё раньше, по соседству, на противоположном берегу в 1360 году был основан Введенский Владычний женский монастырь.

Важно

Вот, в принципе, два монастыря большинством современных путеводителей по Серпухову и упоминается – хотя, на самом деле в черте города находятся три монастыря!

1) Распятский монастырь (Серпухов г., ул. Калужская, 40):

— В 1930-е гг. собор был закрыт и переделан под общежитие медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. До недавнего времени помещения так и были заняты Серпуховским медицинским училищем. Выходящая на ул.Свердлова (быв.

Рождественская) надвратная колокольня имеет три яруса. Точной датировки она не имеет, но «святые ворота каменные» упоминаются в описи 1764 году. По данным на 1916 год: в здании колокольни находилась церковно-приходская школа.

До сих пор стоит в руинах, окна и вход первом ярусе заложены кирпичом, а на самом верху до сих пор зияет пролом с того времени, когда с вершины сбросили колокол:

Возможно от этого о монастыре до си пор мало информации и верующих сюда приезжает не много. А между тем, основан Распятский монастырь был ещё в 1665 году под названием Новорождественского и закрыт в 1764 году.

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь Рождества Христова, впервые упомянутая в Сотной книге 1552 году.

Кирпичный и оштукатуренный собор Распятия Христа с приделами Усекновения главы Иоанна Предтечи и Рождества Христова был построен в 1719 году «тщанием по устному преданию княгини Назареты Михайловны Гагариной».

В это время были возведены только стены собора, а граненый купол со шпилем были завершены только к 1751 году. Монастырь был упразднен в 1764 году, во времена Екатерины II в ходе секуляризации церковных и монастырских земель, а собор обращен в приходской храм.

Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв.

Совет

Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове.

В настоящее время в храме регулярно совершаются богослужения.

2) Высоцкий Мужской Монастырь (Серпухов г., ул.

Калужская, 5/3):
Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского.

Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н.ст. — в 1373 году).

В том году, как повествует летопись, князь «занимался строением Серпухова». Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине.

В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях.

Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.

Церковь Всех Святых на территории монастыря была отстроена на средства потомственного серпуховского предпринимателя Николая Коншина, знаменитый род которого уходил своими корнями в далекий XVI век. Храм задумывался в качестве усыпальницы Коншиных.

Обратите внимание

Автором проекта выступил не менее знаменитый представитель русского зодчества конца XIX — начала XX веков, архитектор Роман Иванович Клейн, создатель здания Музея изобразительных искусств им А С. Пушкина, Бородинского моста в Москве и других известных сооружений.

Всехсвятская церковь возведена за пределами монастырских стен, по улице Калужской, на месте монастырского кладбища.

Высоцкий монастырь обнимают толстые каменные старинные белоснежные стены, с мощными круглыми башнями в конусах-крышах (а на старой фотографии видите – крыши были полукруглые). Вход через небольшие ворота-калитку рядом с огромной, красивой, жёлтой Колокольней в стиле «классицизма» — постройка 1828 года.

3) Владычный женский монастырь (Серпухов г., ул. Октябрьская, 40):
Самый-первый, основан в 1360 году по чудесному указанию Божией Матери святителю Алексию митрополиту Московскому как мужской монастырь. Строитель монастыря — преподобный Варлаам, мощи его пребывают под спудом. В 1598 г.

монастырь оказался в центре расположения войск Бориса Годунова, приготовившихся к отражению крымского нашествия: но, по свидетельству того времени, сам святой великомученик и Победоносец Георгий ночью выехал на Белом коне из монастыря и направился к неприятельскому лагерю, наводя страх и ужас на крымского хана и его войско.

После одержанной победы обитель получила щедрые дары от царя и в короткий срок.

С 1598 по 1906 гг., заново отстроены каменный собор и трапезная, а также возведена крепостная стена с башнями и надвратной церковью и каменный жилой корпус. Но в последующем обитель снова переживает упадок; и в 1806 г.

реорганизована в девичий монастырь. До закрытия обитель имела Чудотворные иконы: Введения во храм Богородицы; святого Иоанна Воина; святого Георгия Победоносца; святого Царевича Димитрия. В 1878 г.

в обители была обретена Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

1919 год — Владычный монастырь закрыт, на территории размещена школа «красных военлётов», затем на ее базе создано военное летное училище. Монастырь называется «Авиагородок», в Георгиевском храме — клуб-кинотеатр, во Введенском соборе и приделе свт.Алексия — склады.

В остальных корпусах разместились классы, казармы, мастерские, офицерские общежития. Но кресты с храмов не сняты. В 1978 году военное училище освободило территорию, и следующие семнадцать лет храмы и корпуса монастыря растаскиваются буквально по кирпичику дачниками и пр.

«хозяйственными» людьми.

А теперь главное – почему тысячи гостей приезжают в Серпухов!
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» — икона Богородицы, происходящая из Введенского Владычного монастыря Серпухова. Никто не знает, какой иконописец создал икону, известную под названием «Неупиваемая чаша», и когда это произошло, но известна икона не так давно – с 1878 года, как уже было упомянуто.

Об обретении чудотворного образа рассказала в 1910 г. Елизавета – монахиня Введенского Владычного монастыря: — Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства.

Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже совершенно опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: «Иди в город Серпухов, в монастырь Владычицы Богородицы.

Важно

Там есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом». Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул отправиться в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное.

Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила его на печь.

Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом и на одну палку, он добрался до Серпухова. Придя в монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен.

Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: не та ли это икона, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу, на ней есть изображение чаши.

Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша»! Знаменательно было и то, что в лике на раке преподобного Варлаама, недугующий крестьянин сразу же узнал того благолепного старца, который являлся ему во сне. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное – он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После обретения икона находилась во Введенском Владычнем монастыре, но в 1919 г. его закрыли. Икону перенесли в собор Николы Белого, расположенный на улице Калужской:

Источник: http://alxlav.ru/?p=2747

«Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…» / Православие.Ru

18 мая 2018 года Введенский Владычний женский монастырь Московской епархии будет отмечать 140-летие явления в нем чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Сама икона прекрасного старинного письма была утрачена в начале прошлого века, в годы богоборческого лихолетья. В наши дни ее общецерковное почитание восстановлено.

Начиная с конца XX века, к написанным с первообраза новым спискам в двух обителях, расположенных в Серпухове – Высоцком мужском монастыре и Введенском Владычнем женском, притекает много народа.

Обители эти древние: первая была основана по благословению преподобного Сергия Радонежского, вторая – чуть раньше, по особому изволению Царицы Небесной – святителем Алексием, митрополитом Московским и всея России чудотворцем.

    

По предстательству преподобного Варлаама

Матушка, 23 года назад в Вашей жизни стремительно, одно за другим, произошли два важных события: 8 апреля – монашеский постриг, 5 мая – открытие Введенского Владычнего монастыря и назначение Вас сюда настоятельницей. К тому времени Вы уже были знакомы с историей явления одной из особо чтимых святынь обители – чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»?

Совет

Я коренная серпуховичка, Серпухов – мой родной город. Здесь в возрождающемся Высоцком монастыре началась моя духовная жизнь, здесь я несла свои первые послушания. А когда стали появляться мысли об уходе в монастырь, то мой взгляд невольно обращался на другой берег реки Нары, где стояла разрушенная Владычняя обитель.

В 1993 году на один из двунадесятых праздников в Высоцкий монастырь приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После Литургии я подошла к Владыке под благословение и спросила его: «Когда откроют Владычний монастырь?» Он ответил: «Молитесь…» Я стала усердно молиться.

Не буду подробно описывать свой путь к монашеству и настоятельству, скажу только, что историю уже тогда ставшего дорогим моему сердцу монастыря я знала. Может быть, не в деталях.

Детали, в частности, явления этого чудотворного образа удивительны. Наверное, среди сестер обители, трудников и множества паломников нет таковых, кто бы, услышав их, остался равнодушен. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том событии 140-летней давности.

    

До закрытия советской властью Введенского Владычнего монастыря в нем служил будущий священномученик Иоаков Бриллиантов, который написал акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

В своем «Сказании» о явлении этой чудотворной иконы батюшка приводит рассказ монахини Елисаветы, бывшей в момент обретения первообраза церковницей при храме, куда по велению «старичка благообразного вида» из своих сновидений добрался крестьянин Тульской губернии, отставной николаевский солдат.

Часть пути бедолага прополз на четвереньках, так как из-за пьянства у него отнялись ноги и идти он не мог. Другую часть – после того, как сердобольная старушка-хозяйка, принявшая его на ночлег, дважды растерла ему ноги – он смог преодолеть, опираясь на палки. Вначале шел с двумя палками, затем – с одной.

Возможно, так и закончил бы он свою земную жизнь горьким пьяницей, пропивавшим пенсию до последней копейки, если бы не тот, кто являлся ему в сновидениях. Первый раз «старичок» сказал: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом».

Читайте также:  Икона божией матери «одигитрия» седмиезерная, россия, город казань, петропавловский кафедральный собор

Во второй и в третий разы уже грозно потребовал исполнить его приказание. Крестьянин даже не представлял, где находится Серпухов. В самой обители тоже не слыхали об иконе с таким наименованием.

Обратите внимание

Но человек дополз, дошел до неизвестного ему ранее монастыря, а в монастыре вдруг вспомнили об иконе с изображением чаши, висевшей в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. Вспомнили и с удивлением увидели на обратной стороне надпись: «Неупиваемая Чаша». Однако это еще не все! Когда путника подвели к раке преподобного Варлаама, тот узнал в нем снившегося ему старца. Домой бывший пьяница возвращался здоровым, а весть о чуде быстро распространилась не только по городу Серпухову, но и далеко за его пределами.

В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая по новому стилю. Какие чувства Вы с сестрами испытали, узнав об этом?

    

Конечно, мы обрадовались. И вместе с тем появилась некая нотка грусти. Причина этого следующая: празднование установили не в тот день, который был до революции – 10 декабря по новому стилю (в один день с иконой Божией Матери «Знамение», поскольку эти иконы схожи по иконографии).

Настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне – митрополит Курганский и Белозерский, написал прошение на имя Его Святейшества с просьбой приурочить этот праздник ко дню памяти преподобного Варлаама Серпуховского, потому что святой причастен к явлению чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша».

Нас несколько огорчило, что празднование «Неупиваемой Чаши» затмит празднование памяти строителя и первого настоятеля нашего монастыря (до этого – келейника Святителя Алексия). Совершаемое в день его преставления, 18 мая, оно как бы уйдет на второй план.

Но со временем все привыкли к мысли, что в мае месяце хорошо ходить крестным ходом, на что нас благословил еще в 2003 году митрополит Ювеналий.

Утешения от Божией Матери  

Современный иконописец написал икону «Неупиваемая Чаша» со старой фотографии, и менее чем за четверть века столько чудотворений произошло! Думается, это явное доказательство того, что милость Пресвятой Богородицы к нам, живущим в раскаленном от страстей мире, не иссякла.

Небольшое уточнение: икона была написана со старой гравюры 1912 года. Первое чудо совершилось, когда образ находился еще у иконописца. В начале Светлой седмицы во время богослужения кто-то оставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Служба закончилась, люди разошлись, а киот остался на крыльце.

Развернув ткань, сестры увидели, что киот старинный, с резьбой, причем совершенно целый. Поудивлялись мы тогда неожиданной находке, а в пятницу нам привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», и удивление еще больше возросло. Оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру.

Приблизительно через год приходит в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Затем с волнением она сообщила, что после того, как она отнесла киот в монастырь, ее сын бросил пить. Икона до сих пор находится в том киоте.

Важно

Правда, приходится иногда слышать от людей, что мы могли бы сделать киот, понаряднее, «посолиднее», но скажу так: он нам дорог как память о первом исцелении от нового списка чудотворного образа. Затем последовало множество других исцелений, и разные епархии стали просить привезти эту святыню к ним.

Матушка, с легким сердцем Вы провожаете чудотворный образ в паломничество или всякий раз волнуетесь?

    

Переживали мы с сестрами по этому поводу лишь один раз, провожая икону в ее первое паломничество. Думали: вот уезжает наша охранительница. Понятно, что Богородица нас хранит, но вещественно мы обращаемся к Ее святому образу, привыкли его видеть у себя в храме. И как только икона покинула пределы монастыря, ее фотокопия замироточила.

(Сейчас фотокопия находится в отреставрированном Введенском соборе.) Мы поняли, что покров Пресвятой Богородицы остается здесь, и с тех пор не переживаем. География паломничеств «Неупиваемой Чаши» широка. Трижды икона побывала в Екатеринбурге, дважды – в Саратове. Была она в Казахстане, Иркутске, Хабаровске, Нижнем Новгороде, Ярославле, не говоря уже о Подмосковье.

Едут с иконой сестры постарше, духовно опытные. Это чрезвычайно важно, потому что, к примеру, новоначальную сестру смена режима сразу же выбивает из духовной колеи. А человек, поживший в монастыре, не так рассеивается, выезжая в мир. Если мы и отправляем кого-то из послушниц, то обязательно под началом монахини или инокини.

На местах сестры стараются записывать чудеса исцеления, о которых им сообщают люди.

Много чудес исцеления от пьянства, наркомании, курения и прочих зависимостей зафиксировано в современной летописи Владычнего монастыря. Зафиксировано (даже на фотографиях) чудо, о котором можно сказать, что оно стоит несколько «особняком». Матушка, лично Вы видели, как глаза Богоматери на иконе становятся будто живые: сужаются или открываются шире?  

Я это видела однажды вместе с паломниками из Одессы. В начале 2000-х годов происходило нечто удивительное. Как только приезжала экскурсия из Одессы, в храме начиналось массовое мироточение икон. Нам тогда было непонятно, почему.

Сейчас же предполагаем: может, это происходило в связи с грядущими событиями 2 мая 2014 года – той страшной трагедией, о которой узнал весь мир? Может, происходило это для того, чтобы видевшие чудеса люди запомнили их и чувствовали поддержку Божией Матери в самые скорбные минуты своей жизни? Трудно сказать… Так вот – стоим мы возле иконы «Неупиваемая Чаша», я рассказываю о ней, вдруг вся группа выдохнула: «Ах!» Все увидели, что Матерь Божия шире раскрыла глаза. Кроме одного человека, который отвлекся на что-то у свечного ящика. Он подбежал: «Что там?» Но, увы, опоздал.

    

В предыдущем интервью порталу «Монастырский вестник» («Дух Владычнего монастыря») Вы рассказывали, что обитель помогает страждущим недугом алкоголизма, наркомании девушкам, женщинам.

Но на реабилитацию берете в обитель по одному человеку. Второго – не раньше, чем через полгода после первого, чтобы не возникал их личный социум, в котором они будут общаться друг с другом и тогда до них не достучаться.

Сейчас есть кто-то из реабилитанток?

На сегодняшний день есть одна женщина с алкогольной зависимостью. Она давно при монастыре трудится. Что касается наркозависимых, многим из них, слава Богу, удалось пройти у нас плавную реабилитацию (точнее – ресоциализацию и воцерковление: многое осмыслить и набраться сил, чтобы войти в нормальный социум). Но теперь ситуация изменилась.

Совет

Раньше приходили те, кто употреблял героин. Сейчас появился наркотик, в просторечье именуемый солью, поскольку своим внешним видом он напоминает простую соль. При регулярном приеме он губительно воздействует на психику, происходит стремительное разрушение мозга.

Чаще всего если заядлый солевой наркоман не попадает в руки правоохранительных органов, он заканчивает свои дни в психиатрической больнице. Такая вот проблема возникла в последнее время, очень сложная. Обращения от родителей с просьбой принять на реабилитацию их чадо с наркотической зависимостью бывают.

Но когда мы просим папу-маму приехать с этим чадом или чтобы само чадо нам позвонило, как правило, никто не перезванивает. Родители – да, беспокоятся, а «подсевшие» на наркотики дети вносить перемены в свою одурманенную жизнь не хотят.

Что Вы можете сказать в отношении своих подопечных, которые побороли алкогольную или наркозависимость? Нет ли опасений, что в миру, не видя той среды, которая в монастыре словно броня защищала их от пагубной страсти, они могут ослабить духовную работу и тогда все вернется на круги своя?

Опасения есть. Скажем, пьянство, – это та страсть, та духовная болезнь, которая может вернуться и через 20, и через 30 лет. Тот, кто много лет не пил и думает, что он исцелился, после одной-единственной рюмки спиртного может уйти в страшнейший запой.

Тут, пожалуй, уместна следующая аналогия: если у больного имеется язва желудка, пусть даже зарубцевавшаяся, ему необходимо пожизненно соблюдать пищевую диету. С алкоголизмом нужно соблюдать диету духовную. У нас одна реабилитантка, долго жившая при монастыре, решила, что полностью исцелилась. А когда поехала домой, сразу же сорвалась.

Именно потому, что подумала: все, я теперь могу жить «как все» – немножко выпить, немножко ослабить духовную работу. Нет! Человек с одинаковым усердием должен совершать внутреннюю духовную работу всю свою жизнь, независимо от того, пьет он в данный момент или считает, что эта беда позади.

Духовное трезвение нельзя оставлять ни на один день, иначе в самом деле все вернется на круги своя. Кстати, почему с женским алкоголизмом справиться труднее, чем с мужским? Женщине, чтобы получить зависимость, доза алкоголя нужна в два раза меньше.

Это связано с ее физиологией: фермент, призванный расщеплять алкоголь до попадания в кровь, у нее менее активен. Если у мужчины выводится из организма 50 граммов спиртного в 40-градусном эквиваленте, то у женщины только 25 граммов.

Обратите внимание

Допустим, что за один раз она выпила больше 25 граммов, значит, алкоголь уже накапливается в организме, возникает похмельный синдром. Так же и наркоманкам требуется меньшая доза. Но у женщин есть сильнейший стимул побороть зависимость. Это желание родить ребенка.

Другая наша реабилитантка, о которой я упоминала в предыдущем интервью, живя в монастыре, воцерковилась, доверилась Господу и Его Пречистой Матери, потому и страшный приговор врачей – бесплодие и гепатит С – ее не сломил. Она вышла замуж за монастырского рабочего, во время беременности каждую неделю исповедовалась и причащалась. Ребенок родился здоровым. Медицинские анализы показали, что гепатита С у бывшей наркоманки нет. Сейчас она работает у нас как сотрудник обители.

Праздник стал всероссийским

Матушка, как будет проходить праздник, связанный со столь примечательной датой?

    

Мы вернулись к традиционной форме празднования, которая была у нас с 2003 года, когда отмечалось 125-летие явление иконы «Неупиваемая Чаша».

Три года крестный ход шел по другому маршруту, но сейчас, как и раньше, после совершения Литургии в Высоцком мужском монастыре (в котором было восстановлено почитание чудотворного образа) большой крестный ход выйдет оттуда и пройдет через весь город к нашему монастырю.

У нас же, где этот образ был первоначально явлен, Литургия начнется на час позже, в 10 утра. По ее завершении мы с сестрами, духовенством, прихожанами, паломниками крестным ходом отправимся к Святым вратам и встретим крестный ход, прошедший по Серпухову более пяти километров.

Потом на соборной площади нашей обители будет отслужена завершающая часть молебна перед двумя чудотворными иконами «Неупиваемая Чаша» из двух монастырей. Когда праздник выпадает на выходной день, людей собирается больше. Хотя и в будни бывает много народа. Серпуховичи полюбили крестные ходы.

А паломники из других мест специально приезжают в этот день, чтобы поклониться чудотворным образам Божией Матери. Праздник давно стал всероссийским. Также богомольцы прикладываются к гробнице преподобного Варлаама, память которого, как я говорила, в этот день совершается.  

И последний вопрос к Вам: в книге коллективных воспоминаний «Все будет как надо», посвященной возрождению Владычнего монастыря, приведен комичный случай из прошлого. Вы шли по улице в подряснике, апостольнике и скуфейке. Обогнав двух детей, услышали сзади себя громкий шепот: «Это кто?» В ответ: «Ты глупая что ли? Это поп». Сегодня такой смешной диалог вряд ли бы прозвучал?

Сегодня дети много знают о Церкви, о вере. В общеобразовательных школах Серпухова проходят уроки «Основы православной культуры». При монастыре действует воскресная школа, в которой учится около 60 ребят.

Важно

В православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского, основанной в 2001 году по благословению митрополита Ювеналия, 135 учеников.

К тому же сколько выпускников у воскресной школы и гимназии! Так что новое поколение и в вопросах веры, и в том, как выглядит монашеское облачение, разбирается. А вот невоцерковленное поколение что постарше, к сожалению, – нет…

    

Фотограф Владимир Ходаков

Также представлены снимки из архива монастыря

Источник: https://pravoslavie.ru/113011.html

Ссылка на основную публикацию