Икона божией матери «одигитрия» устюженская, россия, вологодская область, город устюжна, устюженский краеведческий музей

Возвращение национальной святыни

Если вы бывали в храме Христа Спасителя в Москве, то, несомненно, обратили внимание на икону «Богоматерь Одигитрия» с клеймами земной жизни Богородицы, что стоит на почетном месте справа от алтарной части в специально изготовленном шкафу и киоте под стеклом. Скромное одеяние иконы резким контрастом подчеркивает глубинную духовную мощь, исходящую от этого светлого образа.

Сегодня мало кто знает, что еще в XVI столетии икона «Богоматерь Одигитрия» была прославлена как чудотворная, а с XVII века получила всероссийскую известность.

Этот образ является списком с почитаемой на Руси Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», принесенной из Царьграда в 1046 году.

Написан он выдающимся представителем верхневолжской иконописной школы на рубеже XV—XVI веков для храма Рождества Богородицы в Устюжне.

Обратите внимание

Известный исследователь художественной культуры Вологодской земли А.А. Рыбаков нашел упоминание о чудотворной иконе в церковной описи 1567 года: «Образ чудотворныя пречистыя Одгитрие с деяньем, местная, на золоте. А от того образа Бог дает и пречистыя Богородица прошу больным и недужным исцеление».

В те далекие времена Устюжна именовалась Железной или Железопольской и славилась добычей и обработкой железа. С XV века она становится крупным центром производства различного оружия, вторым по значению в России после Тулы.

Особую славу Устюженской Одигитрии принесло заступничество и счастливое избавление Устюжны Железопольской от нашествия войск Лжедмитрия II в Смутное время.

В апреле 1608 года в двухдневной битве под Болховом самозванец разбил войско Шуйского во главе с братьями царя, Дмитрием и Иваном, а в начале июня подступил к Москве, став лагерем в Тушине (отсюда его прозвище Тушинский вор).

Подробно описывает события того времени С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен». Он упоминает устюженскую икону «Богоматерь Одигитрия» наряду с Казанской иконой Божией Матери.

В Москве, а тем более в областях, господствовала смута.

Пользуясь этим, тушинцы овладели многими городами: им покорились Великие Луки, Псков, Суздаль, Углич, Тотьма, Ростов, Переяславль, Ярославль, Владимир.

В конце 1608 года война докатилась и до Устюжны, где в то время своего воеводы не было. Устюженцы выбрали воеводой приехавшего из Москвы Андрея Петровича Ртищева. Тогда же к ним на помощь пришел с Белоозера Фома Подщипаев с 400 человек.

Ртищев с войском выступил навстречу полякам и 5 января 1609 года встретился с врагом у деревни Битневка. По словам современника, «устюженцы и белозерцы, не имея никакого понятия о ратном деле, были окружены и посечены, как трава».

Важно

Оставшиеся в живых решили: «Лучше нам помереть за дом Божьей Матери и за веру христианскую на Устюжне». Вскоре поляки вновь пошли на Устюжну; 3 февраля караульные увидели с башен неприятеля. Горожане с возгласом: «Господи, помилуй!» начали отстреливаться.

Неприятель отступил, но в полдень опять двинулся на приступ и снова отступил. В час ночи поляки предприняли новую атаку, но горожане отбили ее и отняли у осаждающих пушку, а затем прогнали их за четыре версты от города.

Однако 8 февраля, получив подкрепление, поляки еще раз подступили к Устюжне и вновь были отбиты, понеся большие потери. Больше они не возвращались. По преданию, именно в этом бою защитников города воодушевляла икона «Богоматерь Одигитрия», специально вынесенная из храма.

С тех пор ежегодно 10 февраля жители Устюжны праздновали спасение своего города от неприятеля и совершали крестный ход, во время которого несли чудотворную икону.

В 1691 году на месте сгоревшего деревянного храма Рождества Богородицы возвели новый каменный пятиглавый собор, в котором мастера московской Оружейной палаты соорудили пятичиновый иконостас.

Почетное место в нем отвели образу «Богоматерь Одигитрия». В 1821 году стараниями прихожан икона была одета в серебряную золоченую ризу, усыпанную драгоценными камнями.

Только венец украшали 366 алмазов, 16 изумрудов, топаз и два аметиста.

Собор Рождества Богородицы оставался действующим до середины 1930-х годов. В 1936-м его закрыли. Церковная община обжаловала решение областного исполкома в суде, но безрезультатно. Храм передали местному краеведческому музею, богослужения прекратились.

Каменные часовни с южной стороны соборной ограды, построенные во имя святителя Николая в память о спасении императора Александра III и его семьи, были сданы под ларьки для продажи воды и пива; изрядно разграбленные алтарь и церковная утварь стали музейными экспонатами.

Совет

Так икона «Богородица Одигитрия», лишенная своего убранства, была «отлучена от Церкви», но тяжкие испытания, выпавшие на ее долю на этом не закончились.

В ночь на 23 мая 1994 года в сторожку при храме вошли трое неизвестных. Сторож с приятелем распивали водку, оба и пикнуть не успели, как им вкололи снотворное. Очнувшись, они не нашли на привычных местах семь самых ценных икон.

Кража из Устюженского краеведческого музея до сих пор остается нераскрытой и является самой крупной и дерзкой в криминальной истории Вологодчины. Общая стоимость похищенного, теперь уже государственного имущества, составила 2 миллиона долларов, наиболее дорогостоящей была икона «Богоматерь Одигитрия».

По самым скромным подсчетам, ее страховая оценка составляла не менее 500 тысяч долларов.

Предположительно преступники вывезли икону из области в фургоне, предварительно разделив ее на три части. В дальнейшем Одигитрия оказалась в Финляндии, а затем в Германии, исчезнув на долгие 11 лет.

И вот в июне 2005 года на сайте лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

В ссылке говорилось, что она уже продана в Бельгию, а в галерее присутствует на правах экспоната временного хранения.

Икона была опознана одним из лондонских специалистов по древнерусской живописи, а также сотрудниками полиции как похищенная в 1994 году из музея Устюжны Вологодской области.

В информации, поступившей из Национального центрального бюро Интерпола Великобритании, сообщалось, что владелец галереи приобрел икону примерно два года назад за 60 тысяч фунтов у коллекционера из Германии (бывшего гражданина CCCР), владевшего ею более пяти лет. Позже господин Темпл продал икону за 170 тысяч фунтов коллекционеру из Брюсселя, но попросил ее в аренду для того, чтобы выставить в своей галерее.

Дело о краже из краеведческого музея находилось в производстве Устюженского РОВД Вологодской области с мая 1994 года и к моменту обнаружения иконы было прекращено в связи с истечением срока давности уголовного преследования. Истребовать ее на основании международного следственного поручения оказалось невозможно.

Удостоверившись, что выставленная в Лондоне икона является ценнейшим памятником русской культуры, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи в рамках международного частного права в соответствии с полномочиями службы по восстановлению законных прав собственности Российской Федерации.

Обратите внимание

Мне посчастливилось заниматься всеми организационно-правовыми вопросами возвращения иконы в Россию. Предварительно договорившись о встрече, я вылетел в Лондон. Оказалось, что Ричард Темпл более 40 лет занимается коллекционированием икон, и его галерея известна во многих странах.

У него не возникло сомнений относительно возвращения иконы.

Получив официальные материалы, подтверждающие российское право собственности, Темпл, несмотря на понесенные затраты, в том числе и на реставрацию, безвозмездно вернул икону, отказавшись от своих прав добросовестного приобретателя.

Оформив необходимые документы на вывоз и тщательно упаковав бесценный груз в аукционном доме Christie’s, я вылетел в Москву. На следующий день по приезде был собран экспертный совет Росохранкультуры.

Тщательно осмотрев икону, эксперты подтвердили ее подлинность, отметили удовлетворительное состояние красочного слоя и наличие отдельных поновлений, выполненных после реставрации 1968 года в Воронежской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (ВСНРПМ).

Инвентарные номера музея на иконе отсутствовали — их уничтожили грабители.

Сразу же возник вопрос о дальнейшем хранении памятника. Надо сказать, что ранее департамент по сохранению культурных ценностей Минкультуры России уже возвращал в устюженский музей одну из семи украденных икон — «Святые Борис и Глеб» конца XV века, — обнаруженную в 2000 году в Германии. Однако я высказал иное предложение в отношении Одигитрии.

Дело в том, что Смоленский образ Богоматери Одигитрии, символизирующий единение народа в лихую годину и являющийся всероссийской святыней, стал предтечей становления российской государственности.

После 70 лет «отлучения от Церкви» и 11 лет скитаний вдали от родины новое обретение святыни нашим государством и православными верующими представлялось возможным только через Церковь.

Учитывая все обстоятельства, Росохранкультура, по согласованию с Минкультуры России, приняла решение вернуть икону Церкви. 22 января 2006 года в Патриарших палатах Кремля Президент Российской Федерации В.В. Путин передал Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II чудотворную Устюженскую икону Божией Матери.

Важно

19 февраля 2006 года в Неделю о блудном сыне Алексий II совершил Божественную литургию в храме Христа Спасителя. Перед началом богослужения в храм был принесен чудотворный Устюженский список Смоленской иконы Божией Матери, возвращенный в Россию.

Святейший патриарх встретил святыню и, поздравляя всех с торжеством ее возвращения, в частности, сказал: «Название этого образа “Одигитрия” переводится с греческого языка как “Путеводительница”, и мы видим ныне, что промыслительным образом эта замечательная икона через иноземные города и страны управила путь свой к месту своего пребывания, преодолев многоразличные искушения на этом пути… Пусть же по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Господь сохранит нас от искушений в море житейских треволнений, а сама Пречистая Матерь Спасителя станет для каждого из нас Одигитрией».

Автор выражает признательность Л.И. Лифшицу за экспертизу и атрибуцию иконы.

Источник: https://www.tg-m.ru/articles/4-2009-25/vozvrashchenie-natsionalnoi-svyatyni

Икона Божией Матери «Одигитрия”, похищенная в городе Устюжна в 1994 году, возвращается в Россию / Православие.Ru

Москва, 1 июля .

Икона Божией Матери «Одигитрия” середины XVI века, похищенная в 1994 году из краеведческого музея города Устюжна Вологодской области и незаконно вывезенная за границу, будет в пятницу вечером возвращена из Лондона в Москву, передает «Интерфакс».

Икону доставит заместитель руководителя службы Анатолий Вилков, говорится в сообщении управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура).

В Росохранкультуре напомнили, что серия краж икон из Устюженского краеведческого музея произошла в 1991-1994 годах. Всего было украдено девять древнерусских икон. “Все они были заявлены в международный розыск. Одну из них – икону “Борис и Глеб” XV века – службе по сохранению культурных ценностей удалось обнаружить в Германии и вернуть в Россию в 2000 году”, – отмечается в сообщении.

По информации управления, в рамках работы по поиску и возвращению утраченных произведений российского происхождения икона “Богоматерь Одигитрия” была обнаружена Росохранкультурой в галерее “Темпл” (Лондон) в июне этого года. В результате мер, принятых Росохранкультурой совместно с российским НЦБ Интерпола, удалось решить вопрос о ее безвозмездной передаче российскому государству.

В сообщении говорится, что всего подразделением по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры в течение 1997-2005 годов было обнаружено за рубежом и возвращено в Россию свыше 5 тыс. художественных ценностей, икон, антикварных изданий и архивных материалов, похищенных и незаконно вывезенных, общей стоимостью более $35 млн.

Кроме того, возвращено около 90 тыс. единиц хранения предметов культурного наследия (музейных ценностей и архивных материалов), покинувших Родину в силу различных исторических обстоятельств, говорится в сообщении.

В том числе обнаружено за рубежом и возвращено в Россию 31 художественное произведение, которое было утрачено в период Второй мировой войны, а также Смоленский архив.

С 2001 по 2005 год в Россию было возвращено из-за рубежа 29 художественных произведений, имеющих историческую ценность. Об этом сообщил сегодня на заседании Госдумы министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов.

Отвечая на вопросы депутатов в рамках обсуждения законопроекта о передаче Венгрии библиотеки из 134 книг религиозного характера, министр сказал, что ведомство ведет активную работу по возвращению на Родину российских святынь.

Он привел некоторые факты, свидетельствующие о результативности предпринятых усилий, обратив, в частности, внимание на возвращение святого креста с Hовгородского собора из Испании и подлинной звонницы из Свято-Даниловского монастыря, которая до последнего времени находилась в Гарварде (США).

“Hам ее возвращают”, – сказал А.Соколов, добавив, что копия креста, а также копия звонницы после отливки будут отправлены в Испанию и Гарвард.

Источник: https://pravoslavie.ru/13964.html

Эхо Смутного времени

Трудная судьба чудотворной иконы «Богоматерь Одигитрия» В Россию возвращаются иконы, украденные в 1990-е годы, вывезенные за границу и, казалось, навсегда утраченные. Только вот их дорога на малую родину часто оказывается слишком тернистой.

…В июне древняя Устюжна будет отмечать четырёхсотлетие самого яркого события в своей многовековой истории. В пору Смутного времени банды литовцев, поляков и примкнувших к ним доморощенных разбойников попытались захватить беззащитный, на первый взгляд, город.

Читайте также:  Всемилостивый спас, малый/средний

Штурм захлебнулся, осада провалилась, и с тех времён местная топонимика обогатилась названием «Немчиновы могилы», поскольку на этом пятачке северной земли похоронили полёгших здесь незваных гостей.

Во время не крупной по меркам всемирной истории, но отнюдь не бескровной баталии по укреплениям проносили чудотворную икону «Богоматерь Одигитрия», сотворённую безвестным иконописцем в XVI веке.

Восемнадцать лет назад святыня исчезла и никак не вернётся домой, хотя её заграничные скитания завершились и находится она не за тридевять земель, а в столичном храме Христа Спасителя. В наше время Устюжна, или, как она называлась в старину, Устюжна-Железопольская, – городок провинциальный и в масштабах страны не заметный.

Совет

Его прошлое, однако, весьма примечательно. Некогда это был город умельцев, выплавлявших железо из болотных руд, и оружейников. Об их искусстве говорит хотя бы то, что здесь отливали решётки для Московского Кремля. Устюженские купцы конкурировали с новгородскими, удачливо торгуя и с русскими землями, и с ганзейскими вольными городами.

Устюжна оставила след и в русской литературе. По преданию, разгульный вологодский помещик Платон Волков промотался здесь в пух, заморочил голову городничему, назанимал денежек и сбежал. Авантюрист был знаком с Пушкиным и поведал ему о своих приключениях. От Пушкина про этот провинциальный анекдот прознал Гоголь и сочинил «Ревизора».

Близ Устюжны родился поэтический предшественник Пушкина Константин Батюшков. В Устюжне Александр Куприн, приезжавший погостить в имение батюшковского потомка, литературоведа и критика Фёдора Батюшкова, писал «Яму», «Суламифь» и многие рассказы. Увы, но в новейшей истории России Устюжна «прославилась» двумя громкими кражами. В 1991 и 1994 годах из местного краеведческого музея были похищены девять икон – и в их числе такие ценные, что об этом сообщали московские телеканалы. Среди украденных «чёрных досок» были и обретённые ныне вновь «Воскресение – Сошествие во ад», «Богоматерь Одигитрия», «Борис и Глеб»…

Находка Ричарда Темпла

Какие чувства довелось тогда, в 1991 году, испытать доктору искусствоведения Александру Рыбакову и его коллегам из Вологодского филиала Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря? Это Рыбаков открыл «Воскресение». Отыскал в музейных запасниках среди прочих «чёрных досок» с едва различимыми изображениями.

Пробное раскрытие нескольких фрагментов тут же дало понять, что после реставрации к иконописным сокровищам России добавится неведомый прежде шедевр. Икону изучали и готовили к новой жизни. Наконец, поместили в постоянную экспозицию, а потом – кража! Прошло несколько лет, и майской ночью 1994 года – новый налёт. Он буквально обескровил музейное собрание.

Из Рождественского собора, в котором располагается районный краеведческий музей, вместе с «Богоматерью Одигитрией» пропало «Чудо Георгия о змие», датируемое XVI веком. В тайное путешествие не по своей воле отправился и лик покровителя всех странников Николы Угодника, чтимый устюжанами с 1540 года.

К счастью, в ту роковую ночь две ценнейшие иконы из коллекции оказались на реставрации в Вологде и налётчикам не достались. Повезло и ещё одной иконе XVII века. В спешке грабители спутали древнюю «доску» с относительно недавней, созданной на тот же сюжет в XIX столетии. Ошибка воров наводила на размышления.

Грабители явно работали по наводке знатоков и неплохо разбирались в том, что именно крадут. И обошлось без вандализма, свойственного охотникам за древностями: иконы не выламывали из гнёзд, а деликатно поработали отвёрткой. Тогда казалось, что святыни пропали навсегда. Но вот в 2000 году в Россию был возвращён образ «Борис и Глеб» XVI века.

Обратите внимание

Затем на родину вернулась из Англии чудотворная икона XVI столетия «Богоматерь Одигитрия», случайно опознанная в Лондоне владельцем известной художественной галереи Ричардом Темплом. Вслед за ней из Германии в Москву прилетела икона «Воскресение – Сошествие во ад», созданная на рубеже XV–XVI веков. Вроде бы настало время радоваться.

Однако в родные пенаты пока что удалось прибыть лишь «Борису и Глебу». Остальные отдавать не хотят. «Богоматерь Одигитрию» в Россию из вынужденной «эмиграции» Ричард Темпл вернул сразу же после получения доказательств её происхождения.

В его галерею «Богоматерь» попала от не называемого вслух коллекционера из Швейцарии, и вроде речь шла о предстоящем её приобретении для постоянной лондонской экспозиции. Понятно, что, если бы швейцарец был знаком с криминальной частью биографии этой иконы, он вряд ли бы явил сокровище «граду и миру».

Однако платить огромные деньги невесть кому он тоже не стал бы, тем более что аукционная цена древней реликвии такого уровня, по мнению Александра Рыбакова, может исчисляться более чем в миллион долларов. В любом случае: швейцарцу должен был быть знаком хотя бы промежуточный владелец краденого! Были и другие зацепки для компетентных органов. После кражи устюженскую святыню явно «поновили».

Кроме устранения трещин, кто-то ещё и дописал так называемые «звёзды непорочности»: едва заметные прежде, они теперь сразу бросаются в глаза… Профессионалы иронично именуют подобный подход к реставрации «церковным», поскольку в старину иконы не столько сохраняли, сколько ретушировали, стремясь не к достоверности, а к непременной «красоте». Очевидно, что заказчик этого тайного поновления заинтересован был не в сбережении ауры древности, а в товарном виде. То есть имелось представление и о квалификации реставратора, и о вкусах заказчика, что, конечно, сужало круг поисков. Поиски, впрочем, ни к чему не привели.

Ответ храмового ключаря

Пока музейщики и жители Устюжны трепетно ждали возвращения реликвии, чиновники, кажется, смотрели на икону лишь как на «разменную монету». Для людей, не обременённых министерским взглядом на мир, ситуация представлялась предельно простой: доставили реликвию из Лондона в Москву, окончательно идентифицировали, и – пора ей домой.

Но вместо этого в Росохранкультуре решили передать «Богоматерь Одигитрию» Патриархии и поместить в храме Христа Спасителя. Объяснение дали простое: так больше верующих сможет увидеть возвращённую святыню.

Оговорка, что икона останется в музейном фонде России, ничего не меняла, поскольку её местонахождение теперь будет определяться не одними государственными структурами.

Важно

На совещании о судьбе иконы реставраторы и искусствоведы пытались уговорить чиновников выставить её в одном из кремлёвских соборов, музейный статус которого намного упростил бы проблему с её грядущим возвращением в Устюжну. Но тогдашнее руководство Росохранкультуры оказалось непреклонным.

В начале 2000-х я спросил о судьбе иконы Александра Соколова, возглавлявшего в ту пору Министерство культуры и массовых коммуникаций. Вопрос министру крайне не понравился. «Есть такой вариант… Всё зависит от сохранности… Посмотрим… Наверное, всё же передадим…» – вот и всё, что смог сказать министр.

Я справился, а знают ли в министерстве о том, что «Богоматерь Одигитрия» – не только религиозная, но и ценнейшая историческая реликвия. «Да-да-да», – пробормотал недовольно министр культуры и прервал разговор.

Как же можно было понять министерство, радеющее об интересах московских верующих, но напрочь забывающее о верующих самой Устюжны? Они-то четыре без малого столетия искали у «Богоматери Одигитрии» исцеления, перед этой иконой тайком молились в самые тяжёлые дни гонений на православие, с нею прощались, на войны уходя, будь то первая Отечественная 1812 года, Первая мировая, Великая Отечественная, злосчастная афганская кампания… Ситуацию пытался изменить тогдашний губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалёв, который письменно обратился к министру, а позднее встретился с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, заручившись согласием Его Святейшества лично доставить икону из Москвы. В июне 2007 года визит главы РПЦ в Вологду состоялся, но икона так и осталась на берегах Москвы-реки. Остаётся в Москве и «Воскресение – Сошествие во ад». Директор Устюженского краеведческого музея Фаина Новак рассказала мне, что и музей, и православная община города обращались во все инстанции, но безуспешно. На письмо в сам храм Христа Спасителя последовал ответ храмового ключаря, из которого следовало, что устюжаам об иконе лучше вообще забыть. Икона удостоена чести находиться в храме Христа Спасителя чуть правее алтаря, и, хотя прихожане и паломники в большинстве своем о её судьбе не осведомлены, возле неё их всегда много.

Статус храма-музея

В этой связи совсем не лишним представляется мнение Павла Флоренского, сочетающего профессорство в Российском государственном университете нефти и газа имени И.М. Губкина с председательством в экспертной группе по чудесным знамениям при Богословской комиссии Московской Патриархии.

Внук и тёзка знаменитого учёного и религиозного философа сказал мне, что «Богоматерь Одигитрия» должна непременно занять своё место в Устюжне. Речь и о справедливости, и том, что не нашедшие ещё объяснения уникальные её свойства лучше всего смогут проявиться именно на родине шедевра.

Тут нельзя не сказать, что в стране есть достойные внимания прецеденты решения столь щекотливых проблем. Классический пример подала Государственная Третьяковская галерея.

Церковь Святителя Николая в Толмачах, входящая в комплекс зданий прославленного музея, после реставрации получила статус храма-музея, действующего на правах отдела «Третьяковки». Отдел возглавил настоятель церкви.

Совет

После этого в храм была помещена главная святыня православия – икона Владимирской Божией матери, возвращения которой добивалась РПЦ.

В Устюжне масштабы поскромнее, но Рождественский собор, где пока что размещается основная экспозиция, отнюдь не закрыт для богослужений, и соблюдению того же принципа ничто не мешает. 

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/3113/

В устюжне представили программу по реставрации списка иконы божией матери одигитрии смоленской

«Русская культура – это канал от памяти к нравственности…»

30 марта 2011 года в Устюженском краеведческом музее широкой общественности была представлена программа по реставрации списка иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской.

В 16-м веке икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была прославлена как чудотворная. Самое известное из преданий, связанных с ней, гласит, что Одигитрия спасла Устюжну от нашествия поляков в 1609 году. До настоящего времени икона почитается жителями г. Устюжны как главная городская святыня.

Икона была похищена в 1994 году из иконостаса Собора Рождества Богородицы г. Устюжны, в котором находится сейчас Устюженский краеведческий музей, а в 2005 году возвращена в Москву из художественной галереи Ричарда Темпла в Лондоне. В январе 2006 года образ был передан Президентом Российской Федерации В.В.

Путиным Святейшему Патриарху Алексию II и размещен в Храме Христа Спасителя.

В сентябре 2010 года программа научных и реставрационных мероприятий по вновь выявленной иконе «Богоматерь Одигитрия Смоленская», являющейся списком со средника чудотворного образа Смоленской Богоматери, была выдвинута на соискание государственного гранта Вологодской области в сфере культуры. Мероприятие в Устюжне – начало серьезного научно-реставрационного труда.

Открыла встречу директор музея Фаина Новак: «Живы в памяти устюжан известия об утрате иконы из музея и радостна весть, что икона нашлась и возвращена в Россию.

Сегодня мы призываем вас подумать о будущем, опираясь на исторические корни нашего прошлого, на богатый исторический опыт устюжан.

Будем надеяться, что программа по реставрации списка поможет нам вернуть нашу икону на Устюженскую землю».

Протоиерей и настоятель Казанского храма Устюжны Отец Александр отметил: «Это событие, которое снова приближает нас к той святости, которая издавна была присуща Устюженской земле. На протяжении 10 лет мы молились и просили Бога, чтобы он вернул этот образ в нашу Святую Церковь, на нашу Святую Русь. Прихожане нашего прихода разделили дни и ночи на часы, постоянно читая акафист».

Главный инженер Дирекции по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области Ольга Соколова подробно рассказала о проекте по реставрации копии иконы Смоленской Божией Матери: «Русская культура – это не только мост между прошлым и будущим, это и канал от памяти к нравственности.

Культурное наследие городов Вологодской области и в том числе Устюжны достаточно богато и разнообразно. И подтверждением этому является сегодняшнее событие – вновь выявлен памятник икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская».

Обратите внимание

Список имеет небольшие размеры: 82,5 на 58,5 сантиметров – это как раз размеры средника чудотворной иконы Смоленской Богоматери, которая находится сейчас в храме Христа Спасителя в Москве. На иконе предстоит выполнить полный цикл реставрационных мероприятий.

Образ имеет значительный исторический и художественный интерес как вновь выявленное изображение Смоленской Божией Матери, заступницы Устюжны. С научной точки зрения интересно то, что она подписная. Возможно, удастся установить имя автора и включить памятник в научный оборот».

На сегодняшний день икона находится в работе в реставрационной мастерской ООО «Образ Севера» в Вологде, состоялось первичное исследование: описана иконография, состояние красочного слоя, выполнена фотосъемка, сделано пробное раскрытие авторской живописи.

С приветствием выступил Глава администрации Устюженского муниципального района Владимир Виноградов. Он поблагодарил всех участников проекта по реставрации иконы за доброе дело, которое они делают для города.

От имени Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия выступила ведущий специалист управления отраслевого планирования и музейной деятельности Юлия Синицына: «Это значительное событие не только для Устюжны, но и для всей Вологодской земли. Благодаря Гранту Правительства области замечательные специалисты реставрационного дела смогут вернуть святой образ людям. Будем надеяться, что это событие станет важным шагом на пути исполнения всех надежд и чаяний устюжан».

Для высокой души православного храма свойственно высокое звучание. Завершилось мероприятие выступлением хора «Духовное наследие» под руководством Ирины Объявиной, который исполнил валаамский распев «Дух Господень. Тропарь Смоленской Божией Матери».

Читайте также:  Благоверный князь роман рязанский

Наталья Кожевникова

Для справки:

Кража из устюженской церкви семи старинных икон до сих пор остается самой крупной в криминальной истории Вологодчины. Общая стоимость похищенных икон составила 2 миллиона долларов. Самым ценным было изображение Богоматери Одигитрии Смоленской, написанное в XVI веке неизвестным художником.

Икона Богоматери Одигитрии Смоленской оказалась сначала в Финляндии, потом в Германии, а затем пропала на 11 лет.

В июне 2005 года на сайте Лондонской галереи Ричарда Темпла появилось изображение иконы Богоматери Одигитрии Смоленской. В ссылке говорилось, что эта икона уже продана в Бельгию, а в галерее она присутствует на правах экспоната временного хранения.

Совпадали как размеры и приблизительная дата написания иконы, так и особые приметы, которые указали вологодские историки, когда объявили пропажу в международный розыск.

Удостоверившись, что выставленный в Лондоне антиквариат на самом деле может быть ценнейшим памятником русской иконописи, сотрудники Росохранкультуры вступили в переговоры с владельцем галереи Ричардом Темплом.

Господин Темпл – известный во всем мире коллекционер, он собирает иконы уже 40 с лишним лет. Узнав, что Богоматерь Одигитрия Смоленская была украдена из Устюженского храма Вологодской области, коллекционер тотчас же согласился совершенно бесплатно переправить ее в Россию.

www.patriarchia.ru 

Источник: http://cultinfo.ru/news/index.php?CODE=3346

Устюженский район и город Устюжна

Хрусталев М. Ю. Храмы Устюжны Железопольской : [XVII-XIX вв.] / М. Ю. Хрусталев // Устюжна : ист.-лит. альм.– Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 16-41.

читать

Карабанов П. Свет Космы и Дамиана / П. Карабанов // Вперед. – Устюжна, 1999. – 11 декабря. – С. 9.

Возрождение храма в деревне Долоцкое

читать

Максин Ю. Оживает храм / Ю. Максин // Красный Север. – 1999. – 2 марта. – С. 3.

О восстановлении и открытии церкви в д. долоцкое устюженского района

читать

Воротынцева Е. Устюженские святыни / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1999. – 25 сентября. – С. 5; 29 сентября. – С. 9; 6 октября. – С. 10.

Об истории Устюженских храмов

читать

Кедров Н. Г. История общины верующих при церкви Вознесения Господня в Устюжне : (1919-1939 гг.) / Н. Г. Кедров // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 4. – С. 111-132.

читать

Утраченная красота : [православные храмы Устюжны и уезда] / [публ. подгот. по материалам Устюженского краевед. музея] // Вперед. – Устюжна, 2000. – 1 марта. – С. 4.

читать

Воротынцева Е. Тайна погибшего храма / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2000. – 23 декабря. – С. 4, 9.

Об иконах из растороповского храма Вознесения Господня, написанных А. В. Тырановым. Находятся в фондах Устюженского краеведческого музея

читать

Кедров Н. Осталась только фотография / Н. Кедров // Вперед. – Устюжна, 2001. – 20 июля. – С. 7.

Фотография церкви Святых апостолов Петра и Павла. Была единственным двухэтажным храмом в городе

читать

Воротынцева Е. Храм в Понизовье и дворяне Константиновы / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2003. – 17 октября. – С. 5-6.

читать

Новиченкова О. Разрушенные святыни моей малой родины / О. Новиченкова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 28 апреля. – С. 7.

О церкви знамения пресвятой богородицы в д. парково

читать

Подгорный В. Воспоминание о будущем : Устюженский район / В. Подгорный // Пятницкий бульвар. – 2007. – № 1. – С. 18-19.

Храмы и соборы Устюженского района в рис. автора

читать

Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.

Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря

читать

Стариков Е. Завершилась реставрация Благовещенской церкви в Устюжне / Е. Стариков // Красный Север. – 2013. – 22 июля. – С. 8.

читать

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Белов С. П. Храмовая икона «Рождество Богоматери» из Богородицерождественского собора / С. П. Белов // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 117-126.

читать

Рыбаков А. А. Художественный ансамбль интерьера Богородицерождественского собора / А. А. Рыбаков // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 106-117.

О живописном ансамбле иконостаса собора, в частности о чудотворной иконе «богоматерь одигитрия смоленская»

читать

Васильев Ю. С. Исторические реалии «Сказания о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую» / Ю. С. Васильев // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 173-181.

читать

Кедров Н. Из истории Богородице-Рождественского собора (1930-е годы) / Н. Кедров // Вперед. – Устюжна, 2001. – 20 июля – С. 6-7; 24 июля. – С. 4-5.

читать

Воротынцева Е. Храм на Соборной горке / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2003. – 7 мая. – С. 7.

читать

Воротынцева Е. «Не подлежит оглашению» / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 18 мая. – С. 6.

Из истории собора Рождества Пресвятой Богородицы

читать

Воротынцева Е. Преданья старины / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 14 сентября. – С. 6.

Из истории собора Рождества Пресвятой Богородицы

читать

Шаронова Г. Виденное в детстве сохранилось на всю жизнь / Г. Шаронова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 4 июля. – С. 7.

Воспоминания Г. Шароновой, жительницы Устюжны о церкви Рождества Пресвятой Богородицы

читать

Воротынцева Е. Главный храм Устюжны: 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2007. – 21 сентября. – С. 3-4.

читать

Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.

Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря

читать

Воротынцева Е. Легенды о кладах и святых местах / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 18 июля. – С. 8.

Клады собора Рождества Богородицы (Устюжна)

читать

Церковь Казанской иконы Божией Матери

Куликов А. Ю. Явление иконы Божией Матери в Казани и храм, посвященный этому событию, в Устюжне : (к 300-летию Устюженского Казанского храма) / А. Ю. Куликов // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 40-45.

читать

Рыбаков А. А. Фрески Казанской церкви в Устюжне / А. А. Рыбаков // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 262-278.

читать

Воротынцева Е. Устюженские святыни / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1999. – 25 сентября. – С. 5; 29 сентября. – С. 9; 6 октября. – С. 10.

История строительства храма во имя Казанской иконы Божией Матери

читать

Максин Ю. Казанская церковь / Ю. Максин // Вперед. – Устюжна, 2000. – 21 июня. – С. 7.

читать

Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.

Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря

читать

Воротынцева Е. Легенда Казанского храма / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2002. – 18 июня. – С. 6.

Легенда о юродивом Афоне и строительстве каменного храма на месте чудесного явления Казанской иконы Божьей Матери

читать

Воротынцева Е. А. Легенда об основании Казанского храма Устюжны и её исторические реалии / Е. А. Воротынцева // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2012. – Вып. 7. – С. 36-56.

читать

Часовни

Валдаева Л. На пути к храму / Л. Валдаева // Вперед. – Устюжна, 1996. – 9 ноября. – С. 2.

О старинной деревянной часовне в д. шелохачь

читать

Светлова Л. Возрожденная святыня / Л. Светлова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 25 августа. – С. 5.

О восстановлении часовни в д. мережа в честь архангела гавриила

читать

Головина Н. Всем миром строили часовню в деревне Модно / Н. Головина // Вперед. – Устюжна, 2007. – 7 сентября. – С. 3.

читать

Николаенко И. Строится часовня / Ирина Николаенко // Вперед. – Устюжна, 2011. – 22 апреля. – С. 4.

О строительстве часовни в честь святителя николая чудотворца

читать

Поклонные кресты

Максин Ю. Надежде подкрепление / Ю.Максин // Вперед. – Устюжна, 2000. – 8 июля. – С. 3.

Об установлении Поклонного креста в память Моденского монастыря в д. Ванское

читать

Фрузенкова Е. Место выбрано удачно / Е. Фрузенкова // Вперед. – Устюжна, 2003. – 30 сентября. – С. 6.

Об установке поклонного креста в Славыневе

читать

Источник: https://www.booksite.ru/civk/2-2_23.html

Чудны дела твои, Господи!

Официально Одигитрия Смоленская висит в храме Христа Спасителя.

Владимир Путин подарил Русской православной церкви икону, которая… числится в розыске в Вологодской области.

Странные истории происходят с уникальнейшими иконами, которые ищут и находят сотрудники вологодского уголовного розыска и Интерпола. Иконы помпезно возвращают в Россию, но в вологодские храмы они почему-то так и не попадают, а остаются в Москве. В частных коллекциях или в богатых храмах.

Устюженская святыня

Эта кража старинных икон в Устюжне до сих пор считается одной из самых дерзких и крупных в России. В ночь на 24 мая 1994 года неизвестные взломали дверь в Рождественский собор (считающийся официально Устюженским краеведческим музеем), ударили по голове сторожа и связали его, а потом вынесли 7 уникальных икон 16 века. В том числе икону Божией Матери Одигитрии Смоленской.

«Эта икона была прославлена как чудотворная. Самое известное из преданий, связанных с ней, гласит, что Одигитрия спасла Устюжну от нашествия поляков в 1609 году, — рассказала директор музея Фаина Новак, — и до настоящего времени почитается жителями как главная городская святыня».

Одигитрия — в буквальном смысле означающая «Путеводительница» — считалась охранной иконой Устюжны. В праздники икону возили по городским улицам и каждый, кто видел ее, верил, что всех ждет благополучие.

Важно

«Суеверие? — недоумевает жительница Устюжны Ирина Беляева. — Возможно. Но только с тех самых пор, как исчезла Одигитрия, в районе нет порядка. Упадок повсюду. Устюжна из процветающей за эти годы превратилась в край, где царит хаос. Мы все ее ждали. Ждали, что она вернется, и люди снова будут жить как раньше»…

Икону искали несколько лет, и с каждым годом в той же прогрессии, что росла она в цене (по мнению экспертов, до миллиона долларов), таяла надежда на ее возвращение.

Прошло 10 лет. И вдруг в 2004 году на имя начальника УУР УВД Вологодской области Виктора Васильева пришло письмо из Национального центрального бюро Интерпола МВД России о том, что в галерее Темпл в Лондоне выставлена икона, очень похожая на Одигитрию Смоленскую. В центре ее — Богородица с младенцем Иисусом на руках, а по краям доски изображены сцены из ее жизни.

Владелец галереи Ричард Трампл оказался большим любителем русской старины и однажды, рассматривая альбом вологодского реставратора Александра Рыбакова, увидел фотографию иконы, которую сам приобрел.

Приобрел, кстати, вполне легальным путем у одного коллекционера из европейской страны. А у того в свою очередь была декларация на вывоз иконы из России.

То есть в Европу Одигитрия прибыла на легальных основаниях.

В 2005 году икона на борту самолета отправилась в Москву. И здесь произошла почти мистическая история, которую рассказал советник министра культуры России Виктор Петраков.

Когда борт уже готовился к посадке, погода вдруг резко испортилась, и самолет попал в зону турбулентности. По словам пассажира, все уже мысленно попрощались с жизнью и в последней надежде стали молиться на икону. И произошло чудо.

Самолет ушел на второй круг, а когда вернулся — непогоду как ветром сдуло. Сели в итоге нормально, без всяких происшествий.

Читайте также:  Свято-троицкий кафедральный собор (саратов), россия, город саратов

Щедрый подарок

Однако Одигитрия в Устюжну так и не вернулась. Вместо нее Вологодская епархия получила письмо за подписью все того же Петракова: «До установления виновных лиц икону передать на хранение РПЦ». Виновные между тем так и не были выявлены, да и срок исковой давности давно истек.

Совет

Началась переписка между вологодским департаментом культуры и федеральным его руководством. Москва под разными предлогами отказывалась возвращать икону.

В конце концов Одигитрию Смоленскую и вовсе… подарили Патриарху Всея Руси. Владимир Путин торжественно передал ее в дар со словами: «Богоматерь — одна из самых древних и почитаемых на Руси православных икон. Нам казалось, что эта икона была практически безвозвратно утеряна. И то, что икона вернулась к нам в таком прекрасном виде, — это само по себе большое чудо».

Понятно, что не сам Путин принимал такое решение, а, скорее всего, руководство «Росохранкультуры», но икона вряд ли теперь вернется в Устюжну, где ее так ждут. Чтобы помолиться и попросить защиты, устюжанам придется ехать в Москву. Официально Одигитрия Смоленская висит в храме Христа Спасителя…

Между тем, с формальной точки зрения икона по-прежнему находится в розыске. Никаких документов о том, что она найдена, у вологодских полицейских и музейных работников нет…

Между тем нашлась еще одна икона, похищенная из краеведческого музея в Устюжне. «Троица Ветхозаветная» обнаружилась в Германии. По немецким законам, за нее придется заплатить 1 миллион рублей, и только после этого икона сможет вернуться к нам. Если опять не подарят.

Просто праздник какой-то

Еще один скандал, связанный с возвращением икон на Вологодчину, может разразиться в скором времени. Речь идет о знаменитых праздничных иконах, похищенных 27 лет назад из Великоустюгского музея-заповедника. Мы уже писали, что иконы нашли вологодские оперативники в частном музее «Русская икона» в Москве.

Музей принадлежит меценату, заместителю директора «Московской страховой компании» Михаилу Абрамову. Великоустюгские иконы его доверенный приобрел в Швейцарии. В некой фирме, которая по документам находится на Сейшельских островах.

С каким трудом брали вологодские опера при поддержке москвичей эти иконы в музее, они не распространяются. Но давление было. Причем, по слухам, с самого высокого уровня. А экспертиза одного из московских институтов сразу «усомнилась», что иконы те самые.

Обратите внимание

Закончилось тем, что экспертизу икон проводили другие — независимые эксперты, и у вологодских оперативников появилось основание иконы наконец-то забрать. Сейчас они находятся в Вологодском филиале реставрационного центра имени Грабаря, с ними работают реставраторы.

А тем временем Москва вновь запросила их себе. Для торжественного вручения вернувшихся реликвий. Кому их будут вручать и вернутся ли они после этого к нам?

Юлия Лаврова

Тэги: Путин Владимир*, иконы, розыск, Одигитрия Смоленская, подарки, Устюжна**, скандалы

Источник: сайт городов Королев и Юбилейный

Источник: https://premier.region35.ru/gazeta/np755/s35.html

Устюжна – город, не покорившийся врагу в самые смутные времена, празднует свое 765-летие

4-5 августа вологодская Устюжна с размахом будет праздновать свой многовековой юбилей. На улицах и площадях зашумит традиционная Поздеевская ярмарка, родившаяся ещё в позапрошлом веке и возрожденная в веке нынешнем, названная в честь купца первой гильдии, личного дворянина, почетного гражданина Устюжны, общественного деятеля и благотворителя Якова Михайловича Поздеева.

Размах нынешних ярмарок, конечно, не тот. Увы, не приплывут обмелевшей Мологой купцы из других краев со своими товарами. Ярмарка измелела, как и сама река. Но осталась со своими особенностями и своим названием.

За несколько лет уже сложились определенные обычаи и стандарты. На древнем Городище, например, хозяйки станут состязаться в приготовлении русских щей – из белокочанной, квашеной капусты, из крошева. Действо это так и называется – городиЩИнские гуляния, или Фестиваль «Русские щи», который давно уже стал межрегиональным.

В центре на Соборной площади соберутся кузнецы. Здесь пройдет XI и тоже межрегиональный фестиваль кузнечного мастерства «Железное поле». Ведь Устюжна когда-то так и называлась – Железопольская.

  • Но главная-то особенность праздника состоит в том, что проходит он всегда в преддверии дня иконы Смоленской Божией Матери, который приходится на 10 августа.

Икона эта – не просто икона, а покровительница Устюжны. По преданию, именно она спасла город от польских ратей в Смутное время, когда устюжане отказались присягнуть Лжедмитрию II, Тушинскому вору, и тот в отместку отправил к ним карательную экспедицию.

Приезжего здесь непременно спросят, когда произошло первое Бородинское сражение? Он, разумеется, скажет, что первое, и оно же последнее, случилось в 1812 году с французами под Москвой. А вот и нет, радостно уличит вас в историческом невежестве устюжанин.

Произошло оно с поляками в 1609 году именно под нашим городом, когда Устюжна отказалась платить дань Тушинскому вору. Для усмирения непокорного города была направлена карательная экспедиция во главе с полковником Косаковским.

Город, не успев ни вооружиться, ни огородиться валами и стенами, отправил навстречу врагу ополчение из жителей соседних волостей. У деревень Братеевка и Бородино и произошло то сражение. Ополчение было разбито. Но и поляки отложили операцию на год.

А за это время город укрепился. Построили стены, нарыли валы, отлили пушки. Так и устояли.

Но главное, все это тревожное время горожане молились перед иконой Смоленской Божией Матери, более известной, как Одигитрия.

И икону эту чудотворную в 1990-е годы у Устюжны украли.

Правда, вскоре сыскари нашли ее, но домой она так и не вернулась, прописавшись в Москве в храме Христа Спасителя. Для иконы, конечно, почет, но как быть городу? Устюжане как ни просили вернуть хотя бы список со своей чудотворной иконы, ничего не добились. Хотя место в иконостасе, где стояла икона, не занимают, берегут для Матушки Богородицы.

Важно

Нынче Устюжне 765-лет. Известный ещё с 1252 года, город назывался тогда Устюжной Железопольской. Добывал болотную руду, выплавлял железо на древесном угле и ковал, соперничая с Тулой, оружие, выполнял иные заказы для храмов и городов России. В частности, именно в Устюжне изготовлены решётки к воротам башен Московского Кремля.

С освоением Урала значение Устюжны падает, но металлургические заводы существовали вплоть до ХVIII века. Потом город стал строить речные суда для Волги. Развернулась ярмарочная торговля.

Сам город торговал изделиями железного, гончарного, сельскохозяйственного производства. Река Молога была судоходной, по ней осуществлялось торговое, пассажирское сообщение.

На берегу её выросла целая плеяда богатых устюженских купцов.

Здесь оставили свой след многие известные люди.

Так, один из купцов именитой семьи Строгановых, возвращаясь на Урал, в свои пределы, в Устюжне тяжело заболел. И дал себе зарок, коли выздоровеет, поставит тут храм во имя иконы Казанской Божией Матери, которой во время болезни усердно молился. А выздоровев, слово свое сдержал, красавец-собор по сею пору украшает город куполами и высокой шатровой колокольней.

  • Купец и городничий Яков Михайлович Поздеев дружил с Иоанном Кронштадским. Батюшка неоднократно гостил у своего друга и даже с балкона его дома, в котором сейчас находится районная библиотека, выступал перед горожанами с проповедями.

Кстати, о городничем. Когда-то в Устюжне случился исторический казус: градоначальник принял проезжего проходимца за столичного чиновника. История дошла до Пушкина, тот подарил её Гоголю, так родилась бессмертная комедия «Ревизор».

Об этом устюжане вспоминать не любят. Вам с большей охотой расскажут о том, что Устюжна – один из немногих русских городов, так и не покорившийся полякам в Смутное время. О поэте Батюшкове, усадьба которого располагалась неподалёку в селе Даниловское и где позднее жил и творил Куприн. А «Ревизор»? Ну что ж, с кем не случается…

Александр Иванович Куприн действительно любил Даниловское и подолгу гостил в усадьбе Батюшковых. Он был хорошим другом последнего владельца имения Федора Батюшкова, профессора петербургского университета, филолога, критика, литературоведа. До революции Федор Дмитриевич был редактором двух известных журналов «Мир Божий» и «Космополис».

В издательстве журнала «Мир Божий» он и познакомился с Александром Куприным.

В Даниловском Куприн создал такие свои шедевры, как «Суламифь», «Слон», «Изумруд», «Река жизни», «Обида», «Жидкое солнце», «Как я был актером», «Псы», «Нищие», очерк «Водолазы», начальные главы «Ямы», Кстати, сам он играл на сцене местного театра, куда не гнушались приезжать актеры даже из Петербурга. Здесь же он обрел и любовь.

В начале ХIХ века Устюженский уезд по меркам Европейского Севера считался густонаселенным. Здесь проживало 355 потомственных дворян, имелись 51 каменная и 265 деревянных церквей, 19 каменных и 29045 деревянных домов.

  • После революции 1917 года большинство усадеб и церквей было порушено. Канули в Лету ярмарки, остановились производства. Бюджет города какое-то время питал спиртзавод, который после горбачёвских антиалкогольных реформ тоже исчез.

А там подоспели американские советники, убедившие местные власти разогнать колхозы и посадить на землю фермеров и выбравшие для экспериментов два самых крупных колхоза-миллионера. В результате развалили и их, раздробив по частям, после чего рухнула вся инфраструктура района.

Приказала долго жить строительная организация, кормившая 300 человек. Сыркомбинат разорвали на четыре акционерных предприятия, которые так и не заработали. Местный леспромхоз за мизерную плату продали частнику.

Развалилась созданная сто лет назад и заимствованная затем Западом система потребительской кооперации, занимавшаяся заготовкой дикорастущих ягод и грибов, отправляя их не только на отечественные прилавки, но и за границу.

Совет

В то же лихое время из городского краеведческого музея украли и чудотворную икону Божией Матери Смоленская.

И пошло-поехало. В деревнях убирали не урожай, а социальные объекты: сберкассы, почту, телефон, киноустановки, библиотеки, периодически отключали свет. Оставалось отказать деревне в медицинской помощи, и получалось по «Ревизору» Гоголя: «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

В середине 90-х Устюжну «оккупировали» финны. Они планировали реконструировать спиртзавод и возобновить производство спирта и водки, но когда Госдума приняла закон, запрещающий иностранцам производить и разливать ликёроводочную продукцию крепче шести градусов, пришлось им срочно переориентироваться на слабоалкогольные напитки.

Это потребовало дополнительных трат. Но запустили-таки в производство два вида напитков и почти вышли на проектную мощность, как вдруг, с подачи опять же депутатов, акциз на слабоалкогольные напитки увеличился в три с половиной раза. Цена на продукцию подскочила на 60 процентов. Сбыта не стало. Финны, свернув работы, вернулись домой.

Как тут опять не воскликнуть, перефразируя гоголевского городничего: оно, конечно, депутат – избранник народа, но зачем же стулья ломать? От этого убытки казне.

Убытки Устюжна потерпела немалые. Потеряли работу десятки человек, которые уже привыкли жить в достатке. Резко «просел» районный бюджет: завод же выплачивал налоги и зарплату работникам. Но жить-то надо. Вернее, выживать. Устюженская земля богата и лесом, и водью. Недоставало денег. Вспомнили об историческом опыте.

До революции в городе существовало Общество взаимного кредитования – ОВК: купцы, помещики, ремесленники и крестьяне побогаче скидывались и кредитовали друг друга. Нашли его устав, воспользовались им. В возрожденный ОВК вошли поначалу фермеры да отдельные граждане, доверившие ОВК свои сбережения. Пайщиков искали на сельских сходах.

Разъясняли: схема простая – складываемся деньгами и кредитуем друг друга.

Пошли, но с оглядкой. Необычной оказалась и форма погашения кредита – возвращать денежный долг можно было продукцией. Какое-то время общество работало сразу по нескольким программам.

Обратите внимание

Но главным оставалось кредитование фермерских хозяйств.

Со временем роль ОВК стало обычным кредитным кооперативом, отличаясь от банка тем, что может давать ссуду лишь своим пайщикам, а бумажной волокиты, характерной для банковских кредитов, практически нет.

  • На таких вот доступных кредитах и выросло целое поколение фермеров, нацелившихся сделать Устюжну одним из центров картофельного семеноводства России. И сделали-таки!

А что же сама Устюжна? О некогда былом величии её напоминают немногие сохранившиеся здания и храмы. Среди них величественная Казанская церковь, построенная в 1694 году на деньги купца Строганова. Сегодня ансамбль Кaзaнскoй церкви является памятником культуры и истории федерального значения.

В Рождественском соборе в самом центре города расположился краеведческий музей. Его четырежды обворовывали, и всё же он по-прежнему богат экспонатами, среди которых древние иконы, произведения живописи, декоративно-прикладного и народного искусства, резьба по дереву, литьё, фаянсовые изделия.

Сможет ли это остаточное богатство уберечь Устюжну от погибели? Впрочем, так думалось и во время наступления польских войск в 1609 году. Но судьба, с Божьей помощью, распорядилась иначе…

Вологодская область

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/6862498.html

Ссылка на основную публикацию