Икона божией матери «одигитрия» выдропужская, россия, тверская область, спировский район, село выдропужск, церковь смоленской иконы божией матери

Оковцы. Церковь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Церковь Смоленской Богоматери Одигитрии в селе Оковцы сооружена на месте, на котором, согласно преданию, в 1539 г.

произошло чудесное явление местным жителям двух чудотворных икон: Животворящего Креста Господня и Пресвятой Богородицы Одигитрии. В январе 1540 г. иконы были привезены в Москву, где находились до июля.

Затем они были возвращены в Оковцы, где на месте их явления были выстроены две небольших деревянных церкви.

Обратите внимание

Строительство каменной церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в Оковцах на месте старых деревянных церквей началось в 1750 г. Руководил постройкой каменных дел мастер Иван Семенов Мосягин из Осташкова, который также построил ряд зданий в Ниловой Пустыни.

Вначале был выстроен храм с характерной для того времени композицией “восьмерик на двусветном четверике”. С запада к нему примыкала трапезная церковь. В 1755-56 гг. над входом в церковь построили небольшую звонницу. В 1767-70 гг. с южной стороны церкви устроили придел. В XIX – начале XX века храм был значительно перестроен. В 1874 г.

вместо первоначальной возвели новую обширную трапезную церковь.

Церковь в Оковцах традиционна для местного зодчества. Четверик и восьмерик храма имели богатый декор.

Это ярче всего проявилось в килевидных наконечниках окон с “разорванными” фронтонами, наборными узорчатыми колоннами, полуколонками с перехватами и каменными “дыньками” оконных обрамлений.

Однако отдельные элементы декора, такие, как ордерные пилястры, характерны для столичных зодчих XVIII века.

В 20-е годы XX века храм был закрыт, находившиеся в нем чудотворные иконы исчезли. Недавно в Смоленской церкви начались реставрационные работы, в отремонтированном приделе начались богослужения.

Оковецкая церковь стоит на окраине села Оковцы, на высоком холме, круто обрывающемся к восточному берегу реки Пырошни. Построена осташковским мастером Иваном Мосягиным в 1751 году на месте явления чудотворных икон Оковецкой Божией Матери и Животворящего Креста. В 1755-1957 годах им же сооружена отдельно стоящая колокольня. Церковь обнесена оградой на средства купца И. Фуфаева в 1860 году.

Ныне здание состоит из первоначального главного храма типа “восьмерик на двусветном четверике”.

Важно

Оковецкая церковь является ярким примером осташковской традиции зодчества, сочетающего барочные и древнерусские формы и испытывающего активное влияние столичного барокко.

Для Селижаровского района это уникальный памятник XVIII века, имеющий большое художественное значение. Недалеко от церкви находится Оковецкий ключ.

По материалам журнала СИТЕС 2003/6 (160), тематическое издание, серия Заповедник Времени. Путеводитель “Отдых на Селигере”

Церковь Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия” расположена на окраине села Оковцы Селижаровского района Тверской области.

Каменная церковь с приделами Николая Чудотворца и Животворящего Креста возведена в 1750-1756 годах вместо обветшалых деревянных церквей, сооруженных на месте обретения иконы Божией Матери и Животворящего Креста.

Объемная храмовая композиция в стиле барокко, сооруженная под руководством осташковского архитектора Ивана Семеновича Мосягина, включает в себя высокий четверик, несущий массивный световой восьмерик, покрытый куполообразной кровлей и увенчанный луковичной главой на толстой шее.

К четверику примыкают алтарная апсида, обширная трапезная и отдельно стоящая ярусная колокольня. В 1860 году на средства купца И. Фуфаева церковь была обнесена оградой. В советское время храм был закрыт и разграблен.

В настоящее время церковь действует и медленно восстанавливается на средства прихожан и благотворителей.

Совет

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-smolenskoy-ikoni-bozhiey-materi-odigitrii.html

До построения каменной церкви в селе Оковцы, при самом начале, т.е.

вскоре после явления икон, было две деревянные церкви: одна во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, или, как она называется в месяцесловах, Ржевской, с приделом Св.

Николая Чудотворца; другая во имя Происхождения Честных Древ. Вскоре после литовского разорения, т.е. в 1624 и 1625 гг., упоминается одна церковь – Чудотворного образа Пресвятой Богородицы с приделами.

Пред временем построения каменной церкви, т.е. в половине XVIII столетия, было опять две церкви деревянные: одна во имя Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св.

Николая Чудотворца – она стояла близ места, где было явление иконы Богородицы, где теперь каменная церковь, в ней совершалось богослужение летом; другая – во имя Происхождения Честных Древ, она стояла близ места, где было явление иконы Креста и где теперь находится деревянная часовня, в ней совершалось служение зимой.

В 1750 г. предпринято было на месте деревянной церкви во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой с приделом во имя Св. Николая Чудотворца вновь построить каменную церковь с приделом в те же наименования, на что и испрошено было благословение преосвященного Митрофана, архиепископа Тверского.

Для этого подряжены были каменщики Селижаровской подмонастырской слободы крестьяне Фома Павлович Козлов да Иван Ерофеев и дано им в задаток денег 130 рублей. Но они, взяв задаток, подрядились и начали строить каменную церковь в Ниловской пустыни на Святых восточных воротах во имя Преподобного Нила, Столобенского Чудотворца.

По жалобе на них оковецких священно-церковнослужителей предписано было настоятелю Ниловской пустыни, игумену Владимиру, деньги, взятые этими каменщиками в задаток в Оковцах, 130 рублей, возвратить подряжавшим их оковецким священно-церковнослужителям из монастырской казны, в зачет заработанных денег, а им велеть продолжать работать в Ниловской пустыни. Поэтому строить каменную церковь в Оковцах подряжен был Осташкинской синодальной слободы крестьянин Иван Семенович Мосягин, который в два года и построил ее. Освящение ее, по благословению преосвященного Вениамина, архиепископа Тверского, совершено 15 июля 1754 г. В 1755–1756 гг. построена при церкви над западным входом в нее тем же мастером и каменная колокольня.

Между тем, деревянная церковь во имя Происхождения Честных Древ во все время строения каменной церкви и после того до 1772 г. оставалась нетронутой. Это видно из того, что священно-церковнослужители близкого к Оковцам погоста Троицы Селилова в 1771 г.

, по случаю истребления их церкви в этом году пожаром, просили было о перенесении оковецкой деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ в их погост для построения из нее вновь церкви в их погосте, но потом отдумали и испросили благословение строить церковь из нового леса.

Когда и как уничтожилась эта деревянная церковь, пока остается неизвестным. На месте ее стоит теперь небольшая деревянная часовня с немногочисленными иконами, оставшимися от прежнего иконостаса главного нынешнего храма. Взамен ее, в 1767–1770 гг.

с южной стороны холодной каменной церкви прикладен каменный придел во имя Происхождения Честных Древ, при этом 5 окон южной стороны холодной церкви были заделаны.

В 1774 г.

Обратите внимание

по представлению экономического казначея Флора Верховского о дозволении оковецким священно-церковнослужителям на имевшиеся в их церкви 500 рублей церковной суммы починить и укрепить против церкви берег, подмываемый водой реки Пыршни, с разрешения преосвященного Платона, архиепископа Тверского, берег оный починен и укреплен, где оказалась надобность, и сверх того, около самой церкви – вокруг ее идущие во все стороны покатости, для удобного совершения крестных ходов, заравнены на некоторое протяжение насыпанной землей.

Церковь, ныне существующая, – с одной главой и имеет четыре престола: в настоящем храме во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии Оковецкой, в придельном теплом во имя Св. Николая Чудотворца и Преподобного Серафима Саровского.

Она в нижней части квадратная, в верхней – восьмигранная. У окон наличники имеют вид полупилястр, состоящих из вытесанных попарно, одна на другой стоящих каменных баляс. Крыша на всей церкви железная, устроенная вместо прежней деревянной в 1825 г.

с деревянными подзорами.

Прежние иконостасы каменного храма Пресвятой Богородицы и каменного придела Св. Николая Чудотворца и бывший иконостас деревянного храма во имя Происхождения Честных Древ были следующего устройства.

Иконостас храма Богородицы имел 5 ярусов: в 1-м были местные иконы, во 2-м – Господние и Богородичные двунадесятые праздники, в 3-м – образ Спасителя с Апостолами, в 4-м – образ Богоматери с пророками, в 5-м – образ Господа Саваофа с Праотцами и наверху иконостаса – Крест Господень с предстоящими.

Такой же отчасти иконостас, только без Праотцев и без Креста наверху его и более древнего устройства, нежели сейчас упомянутый, был и в деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ. А иконостас придела Св.

Николая Чудотворца состоял из ряда местных икон и над ними: икона Распятия, иконы Господа Саваофа и иконы Великомученицы Параскевы. В паперти каменной церкви были иконы: второго Пришествия Христова и притч Евангельских.

Некоторые иконы из этих иконостасов стоят в двух часовнях – в одной, что на месте прежней церкви во имя Происхождения Честных Древ, и другой, что на Св. Ключе. Иконостас главного каменного храма, устроенный в 1831–1832 гг. мастером, осташковским купцом Николаем Терентьевичем Глазухиным, в 1891 г.

Важно

был снят, и на месте его устроен новый иконостас на церковные средства мастером, осташковским мещанином Акимом Ивановым Артюховым. Иконостас пятиярусный с золоченой резьбой и золочеными колоннами; гладь иконостаса посеребрена. Иконы в иконостасе сделаны все новые, заново же переписана и стенная живопись. Иконостас придела во имя Св.

Николая Чудотворца резной с колоннами, устроенный в 1850–1851 гг., в 1894 г. заменен новым.

Теперешний иконостас резной с колоннами, вызолоченными червонным золотом. Иконы в иконостасе новые, писанные на золотом чеканном фоне. Делал иконостас мастер, ржевский мещанин Николай Садовников. В приделе Происхождения Честных Древ иконостас, устроенный в 1767–1770 гг. и в 1850–1851 гг. возобновленный, в 1893 г.

снова возобновлен, причем иконы остались старые, только гладь перекрашена и резьба почищена; стенная живопись сделана новая. Царские двери в иконостасе главного храма, по словам священно-церковнослужителей, пожертвованы из осташковского Троицкого собора. Время пожертвования их должно относить к 1798 г.

, когда в главном храме упомянутого собора вновь устроены Царские двери серебряные.

На Царских дверях, что теперь находятся в оковецком главном храме, изображена рельефной резьбой Тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. По описи иконостасов и икон осташковского Троицкого собора 1759 г., действительно Царские двери главного алтаря оного собора в этом году были с резным изображением Тайной вечери. В 1870 г.

они вновь перезолочены червонным золотом на иждивение Осташковского уезда, деревни Замошья крестьянина Михаила Евфимова. Стены главного храма и придела во имя Происхождения Честных Древ украшены живописными священными изображениями в 1839, 1840 и 1844 гг. Полы в главном храме чугунные, устроенные вместо прежних деревянных, в 1798 г.

с разрешения преосвященного Иринея, архиепископа Тверского, а в приделах деревянные.

В 1860 г. устроена вокруг церкви новая ограда из дикого камня, с лицевой стороны обтесанного и связанного известью. В 1871 г. произведена переделка теплого придела во имя Св. Николая Чудотворца.

При этом прежняя колокольня, стоявшая над западным входом в церковь, разобрана и вместо нее построена новая – над Святыми воротами ограды, и, вместе с тем, этот теплый придел во имя Св. Николая Чудотворца, бывший прежде по великоприходству оковецкой церкви очень тесным, распространен на запад на 4 саж. длины.

Обновление этого придела совершено 5 декабря того же 1871 г. Длина всей церкви с алтарем и приделом с востока на запад после этой переделки была 18 саж., ширина с приделом с севера на юг – 10 саж.

Совет

В 1898 г. на кладбище, в расстоянии около версты от церкви, выстроен каменный храм во имя Св. Великомученика Димитрия Солунского в виде креста размером 5х5х9 саж. Взамен же выстроенной в 1871 г. колокольни, в 1902 г.

Читайте также:  Благовещение пресвятой богородицы, двунадесятый

сооружена новая каменная колокольня больших размеров, высотой в 25 сажен со шпилем, а в основании в 5 саженей, на которую в 1903 г. повешен новый большой колокол в 487 пудов; а затем, в 1905 г.

, теплый придел, который оказался также тесным и притом дал трещину в одной стене, подвергся новой переделке, и взамен его устроена обширная теплая трапезная церковь с двумя приделами: один во имя Святителя Николая Чудотворца (прежний с иконостасом 1894 г.

) и другой во имя Преподобного Серафима Саровского чудотворца с новым иконостасом с золоченой резьбой и 16 золочеными колоннами. Длина и ширина теплой трапезной церкви в настоящее время 11х11 саж., а высота 4 саж.; свод покоится на четырех столбах, из коих два входят в оба алтаря, имеющие в длину и ширину по 3 сажени.

Церкви села Оковец Осташковского уезда Тверской губернии историческое и археологическое описание. Книга подготовлена на основе издания 1912 года. – С-Пб.: САТИСЪ, 2009.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02721

Чудотворные иконы Божией Матери Тверской и Кашинской епархии

Икона Божией Матери «Одигитрия», называемая по месту своего нахождения также и Выдропужской (Выдропусской), почитается в селе Выдропужск в Спировском районе Тверской области.

Древний образ, с которым связано предание о его чудесном возвращении в село после насильственного перенесения в Муром одним из ратников великого князя Ивана III, не сохранился — еще в XVI веке он был перенесен в город Торжок, а в селе с того времени стал пребывать точный список.

В годы советской власти этот храм был закрыт, но не разорен, иконы и утварь сохранились. В последние годы Великой Отечественной войны в Выдропужске квартировалась воинская часть, охранявшая пленных немцев, размещенных в храме. Среди красноармейцев был Кронид Поспелов, сын новомученика протоиерея Николая Поспелова.

Вместе с местным жителем, Степаном, он спас святыню — когда был получен приказ отапливать храм иконами, Кронид Поспелов рассказал об этом Степану, и тот обменял икону Божией Матери на воз дров.

Около пятидесяти лет икона пребывала в благочестивой семье Степана, а после того, как Георгиевский храм в Выдропужске был возвращен Церкви, святыня вернулась в «дом Свой».

А Кронид Поспелов в 1947 году поступил в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь и подвизался в обители 55 лет: был на общих и сельскохозяйственных работах, сторожил монастырский огород и заведовал дровяным сараем, был трапезным и хлебодаром, экскурсоводом в пещерах и даже замещал наместника. Более сорока лет отец Нафанаил нес послушание казначея.

Он написал тропарь и кондак, которые и сейчас поются перед чудотворным образом Божией Матери «Одигитрия» в селе Выдропужске.

Незадолго до своей кончины ( 2002) отец Нафанаил обратился к настоятелю Выдропужского храма с просьбой привезти икону в Псково-Печерский монастырь. Всю ночь архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и архимандрит Нафанаил молились перед чудотворной иконой Божией Матери.

Балыкинская икона Божией Матери — святыня города Нелидово (Тверская область). Эта икона была привезена во второй половине XIX века из села Балыкина и прославилась многими чудесами в Троицком храме села Иоткино. В годы советской власти Троицкий храм был разрушен, и службы совершались в молельном доме в деревне Шарапкино.

Обратите внимание

Перед иконой еще с XIX века стояла специальная кружка для сбора пожертвований, и когда началась Великая Отечественная война, пожертвования на фронт из этой кружки шли особо, со специальной пометкой — «от Балыкинской иконы».

В годы войны службы в деревне Шарапкино еще шли. В начале 1942 года партизаны расстреляли настоятеля церкви протоиерея Димитрия Кулагина, и верующие, спасая икону Божией Матери от поругания, зарыли ее в землю вместе с иконой святителя Николая Чудотворца. После войны икону извлекли из земли, и она хранилась в семье Вериных, живущих в деревне Шарапкино.

В 1989 году в деревне Иоткино открылся молельный дом, куда и передали спасенную икону Божией Матери. В молельном доме икона находилась до 1996 года, а после того, как в Нелидово открыли храм (бывший кинотеатр), икону перенесли в этот храм, освященный в честь Балыкинской иконы Божией Матери.

И сейчас икона Божией Матери пребывает в Балыкинском храме вместе с сохраненным в годы гонений образом святителя Николая.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Абалацкая (название иконы происходит от села Абалак, в двадцати пяти верстах от Тобольска) — одна из главных святынь сибирской земли. Сохранилось древнее «Сказание о чудесах Абалацкой иконы», где засвидетельствовано 130 чудес, явленных Божией Матерью в Абалацком храме: помощь в тяжких жизненных обстоятельствах, чудесные излечения.

Купить или заказать вышивку иконы можно, связавшись с в ЧАТЕ в правом нижнем уголу сайта.

Срок вышивки 1,5 – 2 месяца. Точных копий не делаем. Каждый вышитый образ уникален. В вышивке используются драгоценные и полудрагоценные камни.

Для каждой иконы изготавливается деревянный киот. Размер вышивки 21х29 см. Размер иконы в киоте 28х36 см. При желании заказчика, вышиьем и большего размера. Иконы вышиваются по благословлению и освящаются в церкви.

Copyright © 2007-2019 www.ikona2.info – Вышивка икон бисером и камнями.
При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Источник: https://ikona2.info/ikony-bogorodicy-tverskaya-eparxiya.php

Икона Божией Матери «Одигитрия» Выдропусская

Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2013 года

(журнал № 149)

Конда́к 1

Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:

Избра́нная от родо́в дре́вних Пресвята́я Богоро́дице Одиги́трие,

Засту́пнице всех к Тебе́ притека́ющих,

ско́рая Услы́шательнице и ми́лостивая Предста́тельнице,

со умиле́нием припа́даем ко Твоему́ Пречи́стому о́бразу и глаго́лем:

отве́рзи о́чи серде́ц на́ших, грехми́ омраче́нныя,

во е́же позна́ти нам путь покая́ния.

Те́мже благода́рственне вопие́м Ти:

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие,

на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

И́кос 1

А́нгели и Арха́нгели воспева́ют Тя вы́ну: ра́дуйся, Цари́це Небесе́ и земли́, Ты бо честне́йши всех безпло́тных сил яви́лася еси́, я́ко из Тебе́ воплоти́ся Госпо́дь наш, до́лу снизше́дый спасе́ния на́шего ра́ди. Ны́не же, я́ко усе́рдная Моли́твенница о ро́де христиа́нстем, путеводи́ши всех чту́щих Тя в селе́ния го́рняя, да взыва́ем Ти си́це:

Ра́дуйся, Путеводи́тельнице блага́я;

ра́дуйся, ка́ющихся Предста́тельнице.

Ра́дуйся, Свет спасе́ния ми́ру яви́вшая;

ра́дуйся, из мра́ка неве́рия изводя́щая.

Ра́дуйся, две́ри покая́ния нам отверза́ющая;

ра́дуйся, Богове́дению нас науча́ющая.

Ра́дуйся, в скорбе́х ми́лостивая Уте́шительнице;

ра́дуйся, в час су́дный всемо́щная Хода́таице.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 2

Ви́дяще на ме́сте пусты́нном, иде́же бе храм во и́мя великому́ченика Бо́жия Гео́ргия, ди́вную ико́ну Твою́ Одиги́трию, в пла́мени стра́шном невреди́мо пребы́вшую, и обре́тше ту с ве́лиею ра́достию, жи́телие ве́си Выдропу́сския возопи́ша Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 2

Разуме́в сын боя́рский и во́ин вели́каго кня́зя моско́вскаго Иоа́нна ико́ну Твою́, я́ко сокро́вище драго́е, де́рзостно похи́ти ю́ и пренесе́ во о́тчину свою́, град Му́ром, и та́мо поста́ви ве́лию святы́ню сию́ во хра́ме святи́теля Никола́я, да и му́ромстии лю́дие воспою́т Тя, глаго́люще сицева́я:

Ра́дуйся, ико́ну Твою́ из огня́ невреди́мо изве́дшая;

ра́дуйся, пла́мень душетле́нных страсте́й в нас угаша́ющая.

Ра́дуйся, ско́рая Помо́щнице Тя призыва́ющих;

ра́дуйся, Заступле́ние Тя почита́ющих.

Ра́дуйся, междоусо́бныя бра́ни ско́ро утиша́ющая;

ра́дуйся, братолю́бие и мир водворя́ющая.

Ра́дуйся, земли́ Ру́сския ди́вное сокро́вище;

ра́дуйся, я́ко по всей вселе́нней сла́вится и́мя Твое́.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 3

Си́ла Вы́шняго возбуди́ ветр вели́к и стра́шен зело́, трус кре́пок и гром си́лен, егда́ сын боя́рский Тя, Цари́це Небе́сная, Пле́нницею наименова́в, повеле́ моле́ние соверши́ти пред ико́ною Твое́ю Одиги́триею. И а́бие разверзо́шася кро́вы церко́вныя, и падо́ша на лице́ свое́ свяще́нник и вси лю́дие, узре́вше ико́ну сию́ на возду́се уноси́му дале́че. Мы же, ве́лию чу́ду сему́ ужаса́ющеся, вопие́м: Аллилу́ия.

И́кос 3

Возыме́в сокруше́ние серде́чное о неразу́мии свое́м, сын боя́рский возопи́: Увы́ мне, безу́мному! Ка́ко дерзну́х аз, гре́шный, плени́ти Ту, Е́юже весь мир свободи́ся от греха́ и рабо́ты вра́жия! Ны́не посра́мленный де́рзостию свое́ю, ка́юся и молю́ Тя, Пречи́стая, даждь ми неосужде́нно воспева́ти Тя си́це:

Ра́дуйся, мир Рождество́м Твои́м свободи́вшая;

ра́дуйся, чу́до всем на покая́ние сугу́бое откры́вшая.

Ра́дуйся, я́ко ико́на Твоя́ а́нгелы бысть носи́ма;

ра́дуйся, я́ко святы́ня сия́ и челове́ки чти́ма.

Ра́дуйся, го́рдым вразумля́ющее противле́ние;

ра́дуйся, смире́нным благода́ти низпосла́ние.

Ра́дуйся, к созерца́нию сла́вы Бо́жия нас возвыша́ющая;

ра́дуйся, к покая́нию серде́чному нас обраща́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 4

Бу́рею стра́нною восхище́на бысть чу́дная ико́на Одиги́трии и, а́ки на крилу́ ве́треню Небе́сными Си́лами носи́мая, по трие́х ме́сяцех из гра́да Му́рома в весь Выдропу́сскую, па́ки возврати́ся.

Те́мже зря́ще святы́ню сию́, на возду́се носи́му, селя́нин Флор удиви́ся, понома́рь же Фео́дор, во олтари́ на святе́м престо́ле о́ную обре́т, созыва́ше вся лю́ди, благода́рне вопия́ Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 4

Слы́ша о чуде́сном Твое́м отше́ствии, сын боя́рский, в покая́ние прише́д, и воста́в, и́де па́ки в весь Выдропу́сскую, посто́м в нище́тне о́бразе себе́ утружда́я испове́дати безу́мие свое́, и обре́те та́мо проще́ние, сле́зно взыва́я си́це:

Ра́дуйся, согреша́ющия ско́ро вразумля́ющая;

ра́дуйся, ка́ющияся от Себе́ не отрева́ющая.

Ра́дуйся, прелага́ющая сле́зы на весе́лие;

ра́дуйся, подаю́щая ве́лие ра́дование.

Ра́дуйся, наде́жная Засту́пнице на Тя упова́ющим;

ра́дуйся, ско́рая Помо́щнице к Тебе́ притека́ющим.

Ра́дуйся, я́ко от Тебе́ чудеса́ мно́гая исхо́дят;

ра́дуйся, я́ко о Тебе́ вся́кая тварь ра́дуется.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 5

Боготе́чной звезде́ уподо́бися пречестна́я ико́на Твоя́, Одиги́трие, та бо приведе́ волхвы́ к верте́пу Бо́жию, пред Твои́м же святы́м о́бразом ве́рнии прекло́ньше коле́на, благогове́йно воспева́ют: упра́ви, милосе́рдная Ма́ти, путь жития́ на́шего ко Оте́честву Небе́сному, зане́же прише́льцы есмы́ в ми́ре сем, да взыва́ем Сы́ну Твоему́ и Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 5

Ви́дяще ди́вную ико́ну твою́ Одиги́трию, земли́ Тверско́й дарова́нную, и благослове́ние Ма́тернее подаю́щую вся́кому путеше́ствовати хотя́щему, мо́лим Тя, да не то́кмо от зла́го обстоя́ния ны изба́виши и це́лы сохрани́ши, но и ду́ши на́ша ко благоугожде́нию Бо́жию напра́виши. Те́мже и мы, пречу́днаго покро́ва Твоего́ сподо́битися жела́юще, благода́рственно вопие́м Ти:

Ра́дуйся, притека́ющих к Тебе́ ти́хое приста́нище;

ра́дуйся, упова́ющим на Тя спаси́тельная кре́посте.

Ра́дуйся к го́рним селе́нием ум наш возводя́щая.

ра́дуйся, до́льния суеты́ отрева́ти нас подвиза́ющая.

Ра́дуйся, не́мощи и я́звы врачева́ние;

ра́дуйся, искуше́ния и недоуме́ния истребле́ние.

Ра́дуйся, пути́ пра́выя благословля́ющая;

ра́дуйся, еди́ному Го́споду служи́ти устремля́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 6

Пропове́дница бысть ико́на Твоя́, Путеводи́тельнице, мно́жества ми́лостей Твои́х, я́же излия́ла еси́ притека́ющим к Тебе́: ско́рбнии бо прихожда́ху, моле́ние принося́ще милосе́рдию Твоему́; прие́млюще же ско́ро избавле́ние от многообра́зных не́мощей душе́вных, вку́пе и теле́сных, пове́даху всю́ду заступле́ние и чудеса́ Твоя́, со умиле́нием вопию́ще Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 6

Возсия́ в ве́си Выдропу́сской благода́ть от ико́ны Твоея́, Влады́чице: среди́нное бо ме́сто яви́ся весь сия́ ца́рствующей Москве́ и Петро́ву гра́ду, освяща́я и благословля́я зе́млю на́шу Ру́сскую, мо́лиши бо неусы́пно Сы́на Своего́ Преве́чнаго Бо́га о дарова́нии стране́ на́шей ми́ра и благоде́нствия, избавле́ния от междоусо́бныя бра́ни и вся́кия ско́рби и печа́ли. Те́мже славосло́вим Тя си́це:

Читайте также:  Мученик царевич димитрий

Ра́дуйся, честны́м Твои́м омофо́ром держа́ву на́шу покрыва́ющая;

ра́дуйся, Русь Святу́ю Свои́м уде́лом имену́ющая.

Ра́дуйся, от лет дре́вних во бране́х со иноплеме́нники помога́ющая;

ра́дуйся, призыва́ющим и́мя Твое́ побе́ды умножа́ющая.

Ра́дуйся, прави́тели и вла́сти умудря́ющая;

ра́дуйся, судьбы́ Оте́чествия ко бла́гу устроя́ющая.

Ра́дуйся, по́моще на́ша и утвержде́ние;

ра́дуйся, упова́ние на́ше и вразумле́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 7

Хотя́ Госпо́дь яви́ти человеколю́бие Свое́ не то́кмо ве́си Выдропу́сской, но и всей правосла́вней Ру́сской земли́, устро́и пренесе́ние ико́ны сея́ по градо́м и ве́сем, во оби́тели и́ночествующих и до́мы богобоя́зненных христиа́н. Те́мже, я́ко Саму́ Цари́цу Небе́сную сию́ ико́ну чту́ще, восхваля́ем с любо́вию твори́мая от нея́ чудеса́, пою́ще Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 7

Но́вый исто́чник ми́лостей яви́ся ико́на Твоя́ Одиги́трия, стра́ждущим бо осла́бы посыла́ются, немощству́ющим здра́вие, пле́нником свобожде́ние, заблу́ждшим обраще́ние, коему́ждо позна́ние вели́чия Твоего́ да́руется, зане́ моли́тва, я́же к Тебе́, Пречи́стая, возноси́мая, непрело́жно услы́шана быва́ет. Те́мже и заступле́ние Твое́ многоси́льное обрета́ем и благодаря́ще воспева́ем Ти си́це:

Ра́дуйся, на́ше всемо́щное заступле́ние;

ра́дуйся, от вся́кия напа́сти огражде́ние.

Ра́дуйся, си́рых и убо́гих прия́телище;

ра́дуйся, дев и вдови́ц честны́х прибе́жище.

Ра́дуйся, супру́гом целому́дрие и единомы́слие подава́ющая;

ра́дуйся, ча́да во благоче́стии и послуша́нии жи́ти наставля́ющая.

Ра́дуйся, проше́ния благогове́йных моли́твенников исполня́ющая;

ра́дуйся, лю́тыя беды́ от нас отгоня́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 8

Стра́нствие земно́е соверша́ющих, огради́ нас Твои́м заступле́нием, Пречи́стая Де́во, изведи́ из глубины́ грехо́в и бу́ри отча́яния, мо́ря жите́йскаго пучи́ну помози́ невла́жными проити́ стопа́ми, мы́сленнаго фарао́на потопля́ющи, да спаса́еми Тобо́ю дерзнове́нно возопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 8

Вся в вы́шних пребыва́ющи, и нас земноро́дных не оста́вила еси́, Влады́чице: коего́ждо бо воздыха́ния серде́чная слы́шиши и призира́еши на проше́ния ве́рно взыва́ющих к Тебе́: ни́вы се́льныя благословля́еши и бразды́ жи́тныя освяща́еши, во е́же бы́ти до́брым плодо́м от земли́ на́шея, исполня́ющи моле́ния люде́й Твои́х о хле́бе насу́щном, вопию́щих Ти си́це:

Ра́дуйся, благорастворе́ние возду́хов низпосыла́ющая;

ра́дуйся, во гла́де су́щих нас не оставля́ющая;

Ра́дуйся, усе́рдных де́лателей моле́ния приима́ющая;

ра́дуйся, на небе́сныя сокро́вищницы упова́ти тех подвиза́ющая.

Ра́дуйся, незри́мое ве́ры се́мен прозябе́ние;

ра́дуйся, зе́рен благоче́стия изря́дное насажде́ние.

Ра́дуйся, плод стори́чный приноси́ти нас сподобля́ющая;

ра́дуйся, пи́щею небе́сною нас пита́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 9

Вся́кое естество́ безпло́тных воспева́ет немо́лчно вели́чия Твоя́, Де́во. А́нгели бо незри́мо поклоне́ние пред Твое́ю ико́ною творя́ще, фимиа́мом небе́сным пред не́ю кажде́ние соверша́ют.

Мы же, земноро́днии, ка́ко досто́йно восхвали́ти Тя возмо́жем? И́бо вся́кое благодаре́ние не превозмога́ет мно́жества ми́лостей Твои́х.

Те́мже и припа́дающе к Твоему́ свято́му о́бразу, иде́же Ты держи́ши на рука́х Свои́х Богомладе́нца Христа́, хвале́бную песнь воспои́м Зижди́телю всех: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вети́и многовеща́ннии недоуме́ют, ка́ко возмо́жно изъясни́ти мно́жества чуде́с, от ико́ны Твоея́ излива́емая, ты бо пути́ заблу́ждших исправля́еши, малове́рныя вразумля́еши. Мы же, не дерза́юще испыта́ти вели́чия Твоя́, благогове́йно воспева́ем Ти си́це:

Ра́дуйся, и́стинныя ве́ры Наста́внице;

ра́дуйся, наде́жды несумне́нныя Пода́тельнице.

Ра́дуйся, любве́ нелицеме́рныя взыска́ние;

ра́дуйся, му́дрости небе́сныя стяжа́ние.

Ра́дуйся, оте́ческаго преда́ния Храни́тельнице;

ра́дуйся, ве́ры святы́х апо́стол Защи́тнице.

Ра́дуйся, е́реси тьмочи́сленныя разоря́ющая;

ра́дуйся, пра́вое богопочита́ние насажда́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 10

Спасти́ хотя́ от поруга́ния ико́ну Твою́ Одиги́трию, благочести́вый селя́нин Стефа́н, ви́дя, я́ко безу́мнии отсту́пницы ве́ры оте́ческия восхоте́ша вве́ргнути во огнь святы́ню хра́ма Выдропу́сскаго, откупи́ ю́ у безбо́жных за еди́н дровяны́й воз, и благогове́йно внесе́ в дом свой, благодаря́ Бо́га: Аллилу́ия.

И́кос 10

Стена́ кре́пкая яви́ся стране́ на́шей ико́на Твоя́, Влады́чице, я́ко Ты никогда́же оставля́еши ми́лостивное Свое́ о наро́де христиа́нстем попече́ние, а́ще бо и разоре́ни и пору́гани хра́ми Бо́жии бы́ша, и нечести́вии лю́дие святы́ни поху́лиша и истреби́ша.

Но поми́ловала еси́ ны и благослови́ла еси́ пребыва́ти ико́не Твое́й Одиги́трии в земли́ Тверско́й в дому́ благочести́ваго Стефа́на со Матро́ною и ча́дами их.

Богомо́льцы же Твои́ та́йно прихожда́ху в дом сей, и припа́дающе к наде́жной пред Бо́гом Засту́пнице, сле́зно взыва́ху Ти си́це:

Ра́дуйся, во испове́дании Правосла́вия нас утвержда́ющая;

ра́дуйся, благодари́ти за ско́рби и тесноты́ вразумля́ющая.

Ра́дуйся, безу́мия богобо́рцев обличе́ние;

ра́дуйся, омраче́нных безбо́жием исцеле́ние.

Ра́дуйся, усе́рдных служи́телей Свои́х утеша́ющая;

ра́дуйся, о́ным оби́тели Небе́сныя уготовля́ющая.

Ра́дуйся, ми́лостиваго всепроще́ния исто́чниче;

ра́дуйся, ве́рным моли́твы за враги́ дарова́ние.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 11

Пе́ние вознося́ доброгла́сное пред честно́ю ико́ною Твое́ю, усе́рдно про́сим Тя, Богома́ти, услы́ши моле́ния на́ша, к Тебе́ возноси́мая. Умоли́ Влады́ку Христа́ изба́вити оте́чество и наро́д наш от поги́бели и сохрани́ в нас ве́ру правосла́вную, да со умиле́нием благода́рственно еди́нем се́рдцем и еди́неми усты́ вознесе́м хвалу́ Бо́гу: Аллилу́ия.

И́кос 11

Светоприе́мной свещи́ уподо́бися ико́на Твоя́ Выдропу́сская, благода́тию от нея́ излия́нною ди́вно показу́ющи нам та́йны боже́ственныя и науча́ющи а́нгельскому житию́.

Те́мже и во́ина Крони́да, и́же споспе́шествовал есть сопру́жником честны́м Стефа́ну и Матро́не сохрани́ти о́браз Твой святы́й, препроводи́ла еси́ во оби́тель Псково-Пече́рскую, и та́мо и́ноческий о́браз восприя́ти с и́менем Нафана́ил сподо́била еси́.

Сей же моли́твы де́латель усе́рдный, му́дростию и му́жеством преукра́шенный, до после́дняго издыха́ния испове́даше Твое́ благо́е о нас попече́ние, вопия́ Ти похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйся, ева́нгельским путе́м ше́ствовати нас побужда́ющая;

ра́дуйся, во́лю Бо́жию взыска́ти и твори́ти повелева́ющая.

Ра́дуйся, и́ноческаго о́браза небе́сная Покрови́тельнице;

ра́дуйся, оби́телей земны́х, во о́браз оби́телей го́рних, до́брая Устрои́тельнице.

Ра́дуйся, непреста́нную моли́тву стяжева́ти назида́ющая;

ра́дуйся, ума́ и се́рдца чистоту́ созида́ющая.

Ра́дуйся, благогове́йно пред Бо́гом ходи́ти воскриля́ющая;

ра́дуйся, да́же до са́мыя сме́рти обе́ты мона́шеския храни́ти укрепля́ющая.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 12

Благода́тию боже́ственною защити́ ны, Де́во Непоро́чная, от плене́ния врагу́ па́дшия во́ли на́шея и ко́зней диа́вольских, и я́ко младе́нцы а́лчущия, ни во что́же вменя́юще би́сер и зла́то, прини́чут ко млеку́ ма́терню, та́ко и ду́ши на́ша умудри́ иска́ти упокое́ния то́кмо во Еди́ном Го́споде на́шем, да позна́вше Его́ бла́гость, воспое́м: Аллилу́ия.

И́кос 12

Пою́ще заступле́ние Твое́, Пресвята́я Влады́чице, мо́лим Тя: бу́ди нам блага́я предста́тельница в о́ный день стра́шный, егда́ во сла́ве прии́дет Пра́ведный Судия́, Сын и Бог Твой, да не уподо́бимся смоко́внице безпло́дней, да не сопричте́мся лука́вому рабу́, но восприи́мем часть му́дрых дев, со свети́льники горя́щими, испо́лненными еле́я ми́лости и до́брых дел, велича́юще Тя та́ко:

Ра́дуйся, упова́ние на́ше в день су́дный;

ра́дуйся, умоле́ние за ны в час испыта́ния.

Ра́дуйся, огня́ неугаси́маго избавля́ющая;

ра́дуйся, во избра́нное ста́до Христо́во нас собира́ющая.

Ра́дуйся, ду́шу полага́ти за дру́ги призыва́ющая;

ра́дуйся, сердца́ на́ша ми́лующими бы́ти сотворя́ющая.

Ра́дуйся, Ты бо еси́ Хода́таица поми́лования гре́шником ка́ющимся;

ра́дуйся, Ты бо вво́диши ве́рныя в ра́дость Го́спода Твоего́.

Ра́дуйся, Богоро́дице Одиги́трие, на спасе́ния стези́ нас наставля́ющая.

Конда́к 13

О Предста́тельнице на́ша непосты́дная, Пресвята́я Богоро́дице Одиги́трие, приими́ на́ше возноси́мое к Тебе́ моле́ние, и от вся́каго зла сохрани́, к доброде́тели упра́ви, пути́ пра́вы сотвори́ и проще́ния грехо́в на́ших испроси́, да взира́юще на святу́ю Твою́ ико́ну, воззове́м к щедро́там Отца́ Небе́снаго: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.

И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О Цари́це Небесе́ и земли́, Влады́чице всеми́лостивая, Одиги́трие всечестна́я, Предста́тельнице на́ша усе́рдная, при Кресте́ Сы́на Твоего́ и Бо́га всынови́вшая весь па́дший род челове́ческий и по успе́нии Свое́м не оста́вившая нас си́рых и безнаде́жных! Мо́лим Тя, Всенепоро́чная, благода́ть Твою́ не отыми́ от ка́ющихся рабо́в Твои́х и упра́ви вся́, я́ко Ма́ти Преблага́я: защити́ оте́чество на́ше, ве́ру правосла́вную сохрани́, вла́сти умудри́, иере́и укрепи́, ве́рным лю́дем Твои́м по́мощь неоску́дную да́руй, ю́ныя вразуми́, ста́рость уте́ши, боля́щия исцели́, отча́янныя возста́ви, заблу́ждшия обрати́ и всем целому́дрие и кре́пость исхода́тайствуй – Ты бо еси́ блага́я Путеводи́тельница и милосе́рдная Засту́пница, к Тебе́ припа́даем и мо́лим Тя: не отве́ржи нас, но испроси́ нам до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́лищи, да не осу́димся по грехо́м и беззако́нием на́шим, но ми́лость улучи́м по безме́рному человеколю́бию Го́спода и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ву и поклоне́ние возсыла́ем, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-odigitrija-vydropusskaja

Икона Божией Матери “Одигитрия Выдропусская”

празднование совершается 28 июля/10 августа

Икона Божией Матери Одигитрии Выдропусской в ХV веке находилась в храме великомученика Георгия в селе Выдропусске Новгородской губернии (ныне Выдропужск Спировского р-на Тверской обл.). Эта икона уцелела после пожара, полностью уничтожившего храм во имя вмч. Георгия.

Образ был найден под слоем пепла на месте алтаря лежащим ликом вниз, следы огня остались на незначительной части тыльной стороны иконы. После взятия Новгорода великим князем Московским Иваном III войско его возвращалось в Москву.

Один из ратников, муромский уроженец, войдя в храм, взял из него икону Божией Матери, унес ее в свою вотчину и поставил в храме святителя Николая. Перед Неделей святых жен-мироносиц, после Утрени и чтения Акафиста Пресвятой Богородице, воин велел иерею отслужить молебен и перед Выдропусской иконой, назвав икону «полонянкой».

Важно

По прочтении Евангелия «внезапу трус бысть», церковь поколебалась, сорвало крышу, вихрем подняло икону и унесло прочь. Пораженные страхом люди упали на землю без чувств.

Чудесный вихрь явился и около Выдропусска, вблизи церкви вмч. Георгия. Его свидетелем стал местный крестьянин Флор. Пономарь же храма Феодор, имевший обыкновение каждый день совершать каждение в опустевшем храме («после воинства того иерею не сущу ту у церкви»), обнаружил икону лежащей в алтаре на престоле. Пономарь известил жителей села о совершившемся чуде перенесения иконы.

Виновник похищения святой иконы раскаялся и пришел пешком в Выдропусск, умоляя Божию Матерь простить его.

В ХVI веке эта святая икона была взята в Москву, с нее сделан точный список для церкви села Выдропусска, а подлинная икона поставлена в храме Преображения города Торжка.

Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список с Выдропусской иконы находился в Георгиевской церкви Выдропусска до середины XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили немецких военнопленных.

Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами.

Среди расквартированных в Выдропусске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (будущий архимандрит Псково-Печерского монастыря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), которому удалось спасти икону с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Около 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ церкви Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского.

Читайте также:  Икона божией матери казанская петербургская, россия, город санкт-петербург, казанский собор

Источник: https://akafist.ru/bogorodica/odigitrija-vydropusskaja/

“Одигитрия” (Выдропусская) икона Божией Матери. Чудотворные иконы, упомянутые в месяцеслове

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» называется Выдропусской по месту своего прославления – села Выдропусск Новгородской губернии (ныне Тверская область). Эта икона стояла у царских врат храма во имя великомученика Георгия Победоносца.

Когда великий князь Иоанн III возвращался в Москву после покорения Новгорода, то один из его воинов, боярский сын, проходя мимо села Выдропусска, вошёл в церковь и, взяв с собою икону «Одигитрия», принес её в свою Муромскую вотчину.

Там он поставил её в храме во имя святителя Николая.

В субботу недели святых Жен-Мироносиц после утрени воин попросил иерея отслужить молебен перед этой иконой, сказав: «Отпой молебен полонянке» (то есть пленнице).

И вот, когда во время молебна священник прочёл слова Евангелия: «Пребысть же Мариам с нею яко три месяца и возвратися в дом свой», а и певцы пропели: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», вдруг в храме сделалось колебание, налетел вихрь, послышался сильный гром, сотрясся весь храм, кровля церкви раскрылась, и икона «Одигитрия», а вместе с нею ещё одна храмовая икона «Умиление», невидимою силою поднялась с места своего и вышла из церкви через расступившийся верх. Боярин, священник и все бывшие тут люди от страха пали на землю и долго лежали как полумертвые.

Совет

В тот же день и час, при восхождении солнца вышел на ниву сеять лён благочестивый крестьянин села Выдропусска Фрол. Утро было тихо и светло. Вдруг мимо него по направлению к церкви великомученика Георгия пронёсся сильный вихрь. Фрол остановился, но ничего не увидел.

В то же время один человек, исправлявший пономарскую должность, вошёл в церковь и изумился, когда увидел, что икона «Одигитрия», похищенная воином, лежала в алтаре ликом вниз на престоле, а с нею другая икона Богородицы — «Умиление». Пономарь в страхе пошёл к жителям села и объявил о случившемся.

Весть о чудесном возвращении иконы разнеслась по окрестностям, все устремились в церковь, чтобы поклониться чудотворной иконе. Фрол, сеявший лен, рассказал, что он слышал, как пронёсся вихрь по направлению к церкви.

Вскоре Икона Богородицы «Умиление», пришедшая вместе с иконой Выдропусскою, скрылась и явилась снова в вотчине боярина, в храме святителя Николая Чудотворца. Между тем, после чудесного отшествия икон, боярина-воина стало мучить раскаяние. Всюду отыскивал он скрывшиеся иконы и не находил их.

Боярин плакал горькими слезами, раскаиваясь в том, что во время похода забрал икону Божией Матери из храма. Но вот он услышал, что икона «Умиление» снова явилась в храм Святителя Николая. Поспешно пришёл он в церковь, пал пред святою иконою и со слезами стал испрашивать у Божией Матери прощения.

После многих слёз и усердной молитвы покаяния боярину пришло вразумление, что икона возвратилась в свой храм, откуда он её взял.

Боярин, не возвращаясь домой, взял благословение у священника, оделся в убогие одежды и объявил, что отправляется пешком в Новгород.

Напрасно жена и дети со слезами умоляли его отменить свой обет – грех тяжело лежал на его душе, и он в сопровождении своего верного слуги пустился в путь к Новгороду.

В посте, молитвах и слезах совершил он путь до Выдропусска, а когда вошёл в храм, то увидел образ Одигитрии, прежде пленённый им. Боярин упал на колени перед иконой и так пребывал три дня, не принимая пищи, и всё плакал. Труды поста и душевной скорби так обессилили воина, что он стал падать без чувств.

Жители села, видев его раскаяние, попросили священника отслужить Литургию. После службы боярин вкусил просфоры, принял пищи и почувствовал прилив сил, после чего всенародно попросил прощения у жителей села за то, что в своё время похитил их святыню.

Обратите внимание

Ему же в свою очередь рассказали, как явилась в село похищенная им икона Божией Матери.

В 1565 году икона была поновлена, обложена серебром, вызолочена, благолепно украшена. Впоследствии эту икону ежегодно приносили в Торжок и ставили для поклонения в соборный храм Преображения, а оттуда носили по домам, затем икона возвращалась в Выдропусск.

Позже, по невыясненным причинам, в Выдропусск был возвращён список иконы. Сам же чудотворный образ остался в Торжке навсегда.

Древний список Выдропусской иконы Пресвятой Богородицы до сих пор находится в селе Выдропужск Тверской области в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери.

День празднования: 10 августа (28 июля по старому стилю).

Источник: www.vidania.ru/icony/icon_odigitriya_vydropusskaya.html

Источник: https://elitsy.ru/communities/107266/1131755/

Исцеление верою иименем Христовым

Православная неделя.

4 августа
Память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины. Слух об Иисусе Христе привел Марию, происходившую из сирийского города Магдалы, в Галилею.

Она была одержима бесами, и Христос изгнал их. Став усерднейшей ученицей Христа, она была рядом с Ним на Голгофе.

Ей же, пришедшей к гробу Господню, чтобы помазать тело Его драгоценным миром, первой из учеников дано было увидеть воскресшего Спасителя.

5 августа Празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками».

Имя «Всех скорбящих Радость» в России, как правило, дается иконам, на которых помимо образа Богоматери изображены люди, обуреваемые недугами, и ангелы, совершающие благодеяния от имени Богоматери.

Икона «Всех скорбящих Радость с грошиками», прославившаяся в деревне Клочки под Петербургом, названа так потому, что после пожара, уничтожившего часовню, в которой находилась икона, только она одна и уцелела, но к ней прилипли грошовые монеты из ящика для пожертвований.

В Твери при Центре медицинской помощи имени Аваева существует домовая церковь в честь этой иконы.

6 августа Память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1015). Престольный праздник главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке и Борисоглебской церкви в Старице. День памяти первых русских мучеников был установлен вскоре после их гибели.

15 мая (2-го по старому стилю), напомним, отмечалось перенесение мощей благоверных князей.

9 августа
Память великомученика и целителя Пантелеимона (305 г.). Нет, наверное, храма в России, где не находилась бы на видном месте икона целителя Пантелеимона. К ней обращаются с молитвой об исцелении от телесных недугов.

Ученик знаменитого врача Евфросина, Пантелеимон превзошел своего учителя, поскольку врачевал не столько лекарствами, сколько именем Божиим. В 305 году перед лицом императора он посрамил языческих жрецов, напрасно призывавших своих богов исцелить неизлечимого больного.

Важно

Он же лишь призвал имя Христово – и больной исцелился. Преданный многим мучениям и казням, Пантелеимон оставался жив, пока император не приказал обезглавить его, а тело сжечь. Но тело его осталось невредимым. Мощи его были перенесены в Константинополь.

Часть их находится в известнейшем русском Пантелеимоновом монастыре на Святой горе Афон. В Твери именем святого названа часовня при детской областной больнице.

10 августа
Празднование Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».

По преданию, иконой этой, написанной евангелистом Лукой, византийский император Константин Порфирородный в 1046 году благословил в путь свою дочь Анну, выходившую замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

По этой причине икона и названа Одигитрия – Путеводительница. Сын Всеволода Владимир Мономах перенес ее в Смоленск, в Успенский собор. Икона известна многими чудесами, в том числе и помощью в борьбе с поработителями Русской земли.

Самая известная в Тверской епархии Смоленская церковь построена в конце XVI века в селе Кушалине (ныне Рамешковский район) сосланным сюда Симеоном Бекбулатовичем, имевшим титул великого князя Тверского.

Бывший татарский царевич был крещен в день празднования Смоленской иконы Божией Матери.

Смоленские церкви действуют также в селах Оковцы Селижаровского района, Ильинское Кимрского и в Выдропужске Спировского района.

Празднование Выдропужской иконы Божией Матери. Почитаемый список XV века со Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» был похищен из Георгиевской церкви села Выдропужск неким боярским сыном – воином Ивана Грозного, возвращавшимся из похода на Новгород.

Но вскоре икона, названная похитителем «пленницей», чудесным образом исчезла из муромского храма, в который ее поместили, и вновь была обретена в Выдропужске.

Боярин-похититель, мучимый раскаянием, пешком пришел в Выдропужск и три дня и три ночи беспрестанно оплакивал свой грех пред иконою.

Источник: https://tverlife.ru/news/46790.html

Русская линия / Новости: В Тверь прибыла чудотворная икона Божией Матери «Выдропусская»

К празднику Сретения Господня в Тверь из Смоленского храма села Выдропужск была доставлена чудотворная Выдропусская икона Божией Матери. Святыню сопровождал настоятель Смоленского храма священник Георгий Беляев, передает ОВЦС МП.

В Воскресенском кафедральном соборе Твери святой образ был торжественно встречен духовенством и мирянами Тверской епархии во главе с архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. В соборе эта чудотворная икона будет находиться десять дней.

Выдропусская икона Божией Матери «Одигитрия» в XV веке находилась в храме во имя великомученика Георгия в селе Выдропужске тогда Новгородской губернии. Раз в году ее приносили крестным ходом в Торжок. Во время случившегося в храме пожара эта святая икона осталась невредимой.

В XVI веке Выдропусский образ был взят в Москву, где с него был сделан точный список для церкви села Выдропужска.

Русская линия

Совет

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим память равноапостольного Николая, архиепископа Японского и вспоминаем великого русского композитора М.И.Глинку…

Чем кумушек считать трудиться.
О последних выпадах Р. Гайнутдина против Русской Православной Церкви…

Парада содомитов в Москве не будет
Московские власти не пустят извращенцев на улицы российской столицы…

Делегация ХАМАС собирается приехать в Москву в марте
А сегодня ее принимает Стамбул…

Президент России высказался против электронного досье на граждан страны

Дмитрий Рогозин: С Россией не стоит ссориться
Председатель фракции «Родина» о российской стратегии в отношениях с Украиной…

Наталия Нарочницкая: Россия начинает сосредотачиваться
Или какова основа для нашей исторической перспективы…

«Фактически, это объявление войны»
Российские депутаты готовятся защитить миротворцев от грузинского парламента…

Николай Курьянович: Сволочи — это те, кто снял такой фильм
Депутат Госдумы требует создания специальной комиссии при Министерстве культуры, которая занималась бы цензурой новых кинофильмов…

Московский суд не нашел состава преступления в «Правом марше»
«Правозащитники» намерены жаловаться «выше»…

«Наш народ готов к отражению возможной военной агрессии»
Абхазия формирует коалицию против Грузии…

Хорватский свидетель в Гааге: «Милошевич — не преступник»

Обратите внимание

Талибы создали свое государство
Накануне войны с Ираном Аль-Каида преподнесла американцам очередной подарок…

«Основы православной культуры» вводятся в школах Владимирской области

В Майкопе освящен первый на Кавказе памятник Николаю Чудотворцу

Киевская молодежная организация отомстила за карикатуру на Спасителя, опубликованную азербайджанской газетой

В Минске издана книга «Древнерусская Азбука — Азбука духовного воспитания»

В Исаакиевском соборе Петербурга включена внутренняя подсветка

Монахи в Волгоградской епархии молитвой защитили монастырь от волков

В Тверь прибыла чудотворная икона Божией Матери «Выдропусская»

В Ярославской области ограблены два православных храма

Начала работу пресс-служба Сообщества православных веб-разработчиков

Волгоградской газете «Городские вести» сделали предупреждение

Российские мусульмане предлагают создать на Кавказе единый учебный центр

Берл Лазар: «Гей-парады» наносят не меньшее оскорбление верующим, чем карикатуры

Наша победа: мечети в восточном округе Москвы не будет

Православный священник намерен стать мэром Ужгорода

Украинский депутат: Страну ждет голод и катастрофа

Мэр Харькова предлагает объявить русский язык официальным

Ватикан продолжит сотрудничество с ВСЦ

Ученые исследуют подлинность останков Жанны д’Арк

Источник: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=208204

Ссылка на основную публикацию