Ватопедский монастырь
Ватопедский монастырь (иначе называемый просто Ватопед) расположен на северо-востоке Афонского полуострова. Это мужской монастырь, относящийся к греческой православной церкви.
Он стоит вторым по значимости в иерархии афонских обителей (почетное первое место занимает Лавра Св.Афанасия).
Ватопед является одним из самых крупных, старых и богатых афонских монашеских обителей.
По преданию, построен был Ватопедский монастырь тремя обеспеченными людьми, которые постриглись в монахи и стали учениками преподобного Афанасия Афонского.
Именно он отправил этих троих человек жить в то самое место, где теперь и стоит Ватопедский монастырь.
Тех людей, заложивших фундамент и построивших монастырь в 972-985 годах, звали Николай, Антоний и Афанасий.
Но если опираться на устные предания, история Ватопедского монастыря началась гораздо раньше. В начале 4 века святым равноапостольным Константином Великим на этом месте уже был построен монастырь.
Но во второй половине 4 века этот монастырь был разрушен по поручению богоотступника Юлиана. К счастью, к концу 4 века обитель вновь была восстановлена императором Византии Феодосием Великим в знак благодарности Богу за то, что он спас его сына Аркадия от потопления.
С этой историей чаще всего и связывают название монастыря, ведь «vato pedi» переводится с греческого как «ребенок в кустах», а эта история с сыном императора так и произошла: корабль, на котором плыл ребенок, затонул, но младенец во время бури и потопления корабля не пострадал — его позже обнаружили живым и абсолютно целым в кустах на берегу.
В истории монастыря были не только периоды процветания, но и довольно трудные времена. Например, набеги и грабежи франкских пиратов, каталонцев, а позже и турков.
Но, тем не менее, подобного рода несчастья не смогли уничтожить полностью успехи, завоеванные этим монастырем, и снизить его престиж среди монастырей Афона. Наоборот, вокруг Ватопедской обители стали собираться и присоединяться к нему другие монастыри.
С 1287 года монастырь стал считаться «царским» и соответственно почитался, в то время связи Ватопедского монастыря с императорским двором Византии были очень крепкими.
В Ватопеде на протяжении многих веков, начиная с конца 14 века, очень часто менялся уклад жизни монахов с coenobitic (как общежитие) на idiorrhythmic (большее уединение) и наоборот, но в 1989 году Ватопедский монастырь вернулся к coenobitic системе.
Самый главный монастырский собор освящен и назван в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Построен этот собор был в 10 веке. Росписи храма относятся к 14 веку, хотя позже (в 18 и 19 веках) они были закрашены. Кроме основного собора в монастыре есть еще 16 параклисов (небольших церквей).
В монастыре имеется 12 часовен внутри и 19 снаружи. Колокольня Ватопедского монастыря была построена приблизительно в 1427 году и является самой старой и самой высокой из сохранившихся на Святом Афоне.
Престольный праздник Ватопедского монастыря празднуется в день Благовещенья (7 апреля по новому стилю, 25 марта по старому стилю).
В будние дни монахи Ватопедского монастыря служат вместе утреню, а после службы расходятся по своим небольшим храмам на литургию.
Этот монастырь был одно время также центром образования на Святой горе — с середине 18 века в Ватопеде находилась известная Афонская академия, благодаря которой даже в трудные времена образование было доступным для греков.
Инициатором создания академии в 1748 году стал игумен Ватопедского монастыря Мелетий. Не только в Греции, но и на всем Балканском полуострове Афонская академия была одним из самых лучших учебных заведений.
С этим заведением связаны имена многих святых, среди которых можно назвать Косму Этолийского, Никодима Святогордца, Афанасия Паросского, Макария Коринфского.
Несмотря на то, что позже академия была закрыта, библиотека Ватопедского монастыря является кладезем бесценной информации, сокровищницей старинных рукописей и книг.
Она насчитывает 25 свитков и 600 Кодексов на пергаменте, 1700 старинных рукописей и более десяти тысяч печатных книг.
Среди ценных рукописей Ватопедской монастырской библиотеки находится датируемая 11 веком книга, которая написана на пергаменте, — известнейшая «География» Птолемея, включающая в себя цветные географические карты.
Руины бывшей Афонской академии до сих пор можно увидеть неподалеку от Ватопеда. В наше время в более новом здании на территории, принадлежащей Андреевскому скиту, располагается интернат для мальчиков.
Ватопедский мужской монастырь состоит из 2 скитов (памяти апостола Андрея Первозванного и Дмитрия Солунского) и 27 келий на самом Афоне, а также у монастыря есть подворья за пределами Святой горы.
Принадлежат Ватопеду земли не только на греческой земле (150 тысяч гектаров, в том числе озеро Вистонида), но даже и в нынешней Турции — в Стамбуле к монастырю относится Андреевское подворье, которое раньше принадлежало Свято-Андреевскому скиту.
Среди многих пожертвований, которые получил Ватопедский монастырь в 14 веке, было и пожертвование от сербского принца Стефана Душана, он подарил монастырю поселок Айос Мамас. В последующем эту благочестивую традицию одаривать монастырь Ватопед продолжили другие сербские правители. В тяжелые для монастыря времена его поддерживали также и русские цари, и молдавские игемоны.
Но монастырь, конечно, не только получал землю в качестве даров, но и терял. Например, в начале 20 века были утрачены многие земельные участки, принадлежащие монастырю, на территории нынешней Турции. А с государственными властями Греции уже около века продолжаются споры по поводу собственности на оз.Вистонида.
В Ватопедском монастыре хранится огромное количество святынь, и, если сравнивать афонские монастыри по святости количеством святынь, то Ватопед будет занимать первое место по количеству. Среди самых почитаемых христианами святынь в Ватопедском монастыре находятся:
частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос;
часть хламиды Спасителя;
честной пояс Пресвятой Богородицы, который не так давно привозили с Афона в Россию;
диптих из икон Богородицы «Умиление» и Пантократора (эти иконы принадлежали императрице Феодоре, которая восстановила иконопочитание);
частицы мощей святых великомучеников, среди которых находятся Параскева, Феодор Стратилат, Сергий, Кирик, Вакх, великомученик и целитель Пантелеимон, великомученик Димитрий Солунский, священномученик Харалампий, Григорий Богослов, апостол Варфоломей, Андрей Критский, праведник Иоанн Милостивый, Трифон, архидиакон Стефан, Иоанн Предтеча, великомученицы Марина и Екатерина, мученицы Пелагия, Параскева и Феодосия, преподобный Евдоким, чудотворец Ватопедский и другие;
честные главы святителя Иоанна Златоуста, Модеста Иерусалимского, Григория Богослова, Иакова Персянина, преподобных Афанасия, Николая и Антония, основавших обитель, великомученика Меркурия;
правая рука апостола Андрея Первозванного.
Так как соборный храм Ватопедского монастыря освящен в честь Пресвятой Богородицы, то и неудивительно, что в монастыре имеется огромное количество Ее икон.
Из них восемь точно являются чудотворными.
Это: «Всецарица», «Закланная», «Отрада» («Утешение»), «Елеоточивая» («Келарница»), «Ктиторская» («Алтарница»), «Простреленная», «Предвозвестительница» («Живоприятная»), «Увещание».
В разное время в Ватопедском монастыре жили в постоянных молитвах о судьбах мира многие ставшие впоследствии известными люди. Можно сказать, что именно эти люди являются главным сокровищем, историей этого монастыря.
В 12 веке в Ватопедском монастыре среди монахов жили святой Савва Сербский и преподобный Симеон Мироточивый.
В начале 14 века в Ватопеде жил и работал иконописец Мануил Панселин, который был одним из лучших мастеров. Известнейшная его работа — это фреска «Ведение на крест».
В 14-16 веках в Ватопедском монастыре среди монахов жили святитель Никодим (Григорий Палама), патриарх Геннадий, преподобный Максим Грек.
Также в монастыре подвизался иеромонах Лаврентий Дзангаролос, который является возродителем монашества на острове Крит.
Из других известных личностей, подвизавшихся в Ватопедском монастыре, можно отметить таких, как преподобные Савва Виматарис, Геннадий Дохиар (Пресвятая Богородица совершила чудо, наполнив пустой сосуд маслом), игумен Ватопедский Геннадий, Неофит (он узнал от Богородицы дату своей кончины), послушники Никодим и Агалий.
Сонм прославленных Православной Церковью послушников этого монастыря насчитывает 66 человек. Их память празднуется ежегодно 23 июля (10 июля по старому стилю).
В настоящее время в монастыре проживает около 50 монахов, большая часть из которых родом с Кипра.
Источник: https://gidvgreece.com/vsyo-o-greczii/svjataja-gora-afon-svjatye-afonskie-monastyri/vatopedskij-monastyr.html
Икона «Отрада и Утешение»: значение, в чем помогает
Существуют так называемые нерукотворные образы, которые были обретены, то есть где-то просто отыскались и явились людям.
Из всего ряда подобных образов особенной является икона «Отрада и Утешение», которая фактически несет на себе печать чуда.
Ведь изначально она была просто иконой Богоматери, но чудесным образом фигуры пришли в движение и застыли в новом положении, которое потом стало каноническим, но обо всем по порядку.
История монастыря и иконы
На Святой Горе Афон в Греции стоит один из древнейших православных мужских монастырей – Ватопедский. В храме Благовещения этой известной обители находятся несколько чудотворных икон Богородицы, одна из которых называется иконой Ватопедской Божией Матери.
История этой обители восходит к царствованию Феодосия Великого и чудному спасению сына его Аркадия. Наследник царя, совершая морскую прогулку, упал с парусника в воду недалеко от монастыря. Но случилось невероятное чудо, он не погиб.
Божия Матерь спасла юношу, и невредимым перенесла его на берег. Бросившиеся на помощь люди нашли отрока около кустарника вблизи монастыря. В память об этих событиях монастырь стал называться Ватопедским. Греческое слово «ватопед» переводится как «куст, дитя, отрок».
Признательность и щедрость святого царя Феодосия, обращенная к монастырю, не имела границ.
Обретение иконы
Другое чудо связано с предупреждением об опасности, грозящей обитателям монастыря. 21 января 807 года молившийся перед иконой игумен услышал голос женщины.
Подняв глаза, он увидел, что Ватопедская икона Божией Матери повернулась к нему и предупреждает, о том, что преступники готовятся напасть на монастырь. Изумленный священослужитель немедленно позвал всех обитателей монастыря, чтобы они засвидетельствовали это чудо.
Монахи были очень удивлены тем, что лик Божией Матери на святом образе отклонен вправо. Обитатели монастыря воздали благодарность иконе Божией Матери «Отрада и Утешение» и молитва перед чудотворным образом была произнесена сразу.
Затем дали отпор грабителям, с именем Богородицы на устах и верой в спасение они не позволили разбойникам войти в обитель и разграбить его.
С тех давних времен Ватопедскую икону называют «Отрада» или «Утешение».
Образ Божественного Младенца остался строгим. В память об этих чудесах перед святым ликом Богородицы находится неугасимая лампада.
Значение иконы «Отрада и Утешение»
Великими почестями пользуется икона Божией Матери «Отрада и Утешение» — значение ей придает и факт чудесного обретения, и содержание. Сейчас этот образ делает Ватопед одним из наиболее посещаемых паломниками, также засвидетельствовано немалое количество чудес по молитве к образу.
Итак, икона Богородицы «Отрада и Утешение» застыла в той самой форме, в которой явилась настоятелю и монахам монастыря в древности. Как гласит предание, Богомладенец на иконе, когда пришел в движение, протягивал руку к устам Богоматери, дабы не дать той предупреждать монахов. Господь посылал свою кару на монастырь и считал подвижничество этих иноков не подобающе старательным.
Только вот Ватопедская икона Божией Матери «Отрада и Утешение» продолжила двигаться, и Пречистая Дева взяла руку Богомладенца в свою и немного усмирила его, как позволительно только матери и великой заступнице людей.
Таким образом в иконе заключено даже некоторое противоречие, хотя в действительности образы дополняют друг друга. Христос строг к своим последователям и взирает строго, а Божья матерь проявляет свою милость и доброту. Таким образом Господь всегда дает возможность раскаяться.
В чем помогает икона «отрада и утешение»
Именно по причине такого уникального содержания этот образ часто помогает верующим уберечься от различных невзгод. К примеру, есть много свидетельств о том, как списки иконы использовали для того, чтобы обходить крестным ходом города, которые подвергались эпидемиям. Если люди там искренне раскаивались, то хворь отступала.
Помимо этого, святой образ известен как защитник от любых других напастей, от вторжения иноземцев, от различных болезней и природных катаклизмов. Помимо этого молятся ей и для того чтобы одолеть врагов внутренних: страсти и склонности к грехам.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 4
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение», глас 8
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея Ватопедской, именуемой «Отрада» или «Утешение»
(1
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-otrada-i-uteshenie/
Монастырь Ватопед. в Греции. Экскурсии и достопримечательности Греции
Вы можете себе представить футбол на Святой Горе Афон? А он здесь возможен! В Андреевском скиту (на его территории) Ватопедского монастыря действует учреждение образования для мальчиков (интернат). Так что в футбол здесь играют дети.
Как говорит одно из преданий, история самого монастыря и началась с ребенка Аркадия, сына Императора Феодосия (IV в. по Р.Х.), которого после крушения корабля нашли живым-невредимым на полуострове, спящим под кустом.
Так буквально и переводится с греческого «Ватопед» – «куст ребенка».
При чём здесь куст?.
Из этого «детского куста» выросли прекрасные цветы монашеской святости.
Ватопед это отблеск славы византийских императоров, один из палисадников исихастского движения, богатейший, прекраснейший, второй по чести монастырь на всей Святой Горе Афон! Ватопед это отрада и утешение Афона, хранящий одноименный образ Богородицы, у которого неизменно получают и отраду, и утешение все чающие Божьего милосердия и заступничества Царицы Небесной.
Ктиторы
Ватопед располагается на восточной стороне полуострова между обителями Есфигмен и Пантократор.
Согласно устным преданиям, Ватопед основал в IV веке первый византийский император-христианин Константин Великий, затем он был разрушен гонителем христиан Юлианом Отступником, а впоследствии вновь восстановлен Феодосием Великим в конце IV века в знак благодарности Богу за спасение его сына Аркадия.
В современном виде Ватопед был построен в период между 972—985 годами тремя богатыми и, нужно сказать, знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Это были ученики блаженного Аввы Афанасия Афонского, святой подвижник и отправил их трудиться на новое место.
Поэтому и внутренне устройство монастыря – общежительный устав («киновия»), и внешнее – Соборный Благовещенский храм – были устроены по образцу Великой Лавры Афанасия Афонского еще в X веке. В 985 г. Ватопедский монастырь был впервые внесен в список святогорских обителей.
А через сто лет он процветал, обильно спонсируемый императорами великой династии Комнинов. Имея такую беспрецедентную протекцию монастырь был не только богатым и привилегированным (второй послей Великой Лавры), но имел право управления десятью меньшими монастырями, которые, правда, в последствии были разрушены.
Царская обитель
Ватопедский монастырь, принял, наверное, самое большое количество именитых послушников: здесь в конце XII века несли подвиги строители Хиландарского монастыря свв. Симеон и Савва Сербские. В 1287 году Ватопед получил звание «царского монастыря». Число насельников всегда было огромным.
Во времена турецкого завоевания Ватопед, как и весь Афон, страдал от огромных налогов, что значительно его ослабило. Пожары 1854 и 1882 гг. причинили сильный урон монастырю, а в начале XX в. Ватопед потерял все свои владения в Малой Азии турецкие власти их попросту конфисковали.
Все это время неоднократно предпринимались попытки восстановить древнее общежительное устройство, которые до 1989 г. были безуспешными. Тем не менее, во время власти Османской Империи Ватопедский монастырь сыграл огромную роль в образовании, просвещении и духовном возрождении на Балканах.
В 1748 году ватопедский игумен Мелетий инициировал создание Афонской академии. Через некоторое время она стала ведущим учебным заведением на Балканах. Сегодня можно увидеть развалины здания Академии, а в свое время в ней учились знаменательные личности, сыгравшие ключевую роль в истории у себя на родине.
Среди них Никодим Святогорец, Макарий Коринфский, Косма Этолийский, Афанасий Паросский. Афониада стала путеводной звездой, сияющей на все Балканы.
Школа святости
Начало учения о Нетварном Свете связано именно с Ватопедским монастырем: здесь подвизался основатель движения исихастов свт. Григорий Палама (умер в 1359 г.), Патриарх Геннадий (умер в 1452 г.
) после того, как отрекся от патриаршества, преподобный Максим, названый на Руси «Греком» (+1556).
Всего в Ватопедском монастыре несли подвиги 60 канонизированных Церковью святых! Они и являют собой главное сокровище обители.
Пояс Пресвятой Богородицы
Среди материальных сокровищ самой чтимой, ценной и уникальной святыней Ватопедского монастыря является честной Пояс Пресвятой Богородицы.
Его Божья Матерь отдала святому апостолу Фоме, из Влахернского монастыря в Константинополе он попал в знаменитый храм Святой Софии; после захвата Константинополя османами его сумел выкупить сербский Царь Лазарь I. Затем он подарил его Ватопедскому монастырю. В нем сохранились фрески македонской иконописной школы периода XIV в.
, они украшают Благовещенский соборный храм (Х век), а также прекрасную византийскую мозаику Благовещения Богородицы и Святителя Николая Мирликийского. На всей Святой Горе больше не найти мозаику такого типа. Уникальный мраморный иконостас (972–985 гг.) «спрятан» за иконостасом, сделанным из дерева, который датируется XVIII веком.
Кроме того, здесь находится самая древняя колокольня на всем Афоне, датируется XV веком. Библиотечное собрание одно из самых богатых и редких: книг и рукописей более 10000 и 2068, соответственно. Настоящей драгоценностью ватопедской библиотеки является «География» Птолемея, содержащая древние карты.
В монастыре находятся священные сосуды, множество необыкновенно красивых, изящных, оригинальных церковных облачений. Здесь же хранится диптих из икон Вседержителя и Богородицы «Умиление», который почитают как иконы императрицы Феодоры, восстановившей иконопочитание.
Чудотворные иконы
Обитель хранит чудотворные иконы Богородицы Закланная», «Провозвестительница», «Ктиторская» («Виматарисса» по-гречески), «Елеоточивая» («Дохиарисса» по-гречески), Парамифия, и чудотворный образ Богородицы над вратами (он также называется Пировлифисса), самой чтимой из них, конечно же, является «Отрада и Утешение».
Седи святынь обители части Животворящего Креста Господня, одежд Христа, другие предметы, которые связанны с земной жизнью Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, здесь же хранится честная глава святителя Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Модеста Иерусалимского, Иакова Персянина, ктиторов обители преподобного Николая, Афанасия и Антония и великомученика Меркурия, правая рука ап. Андрея Первозванного, а также частицы в самом деле огромного множества иных святых.
В наше время Ватопедском монастыре кроме кафоликона (основного, Соборного монастырского храма) действуют шестнадцать малых храмов (параклисов).
Посетить Ватопед это, наверное, шанс почувствовать себя настоящим ребенком под благоухающим кустом молитв Ватопедских Подвижников и Пресвятой Игуменьи Горы Афон! А Евангелие и призывает – будьте как дети!
Источник: https://excursio.gr/attractions/81
Монастырь Ватопед
Одним из самых величественных и больших священных строений на горе Афон является мужской монастырь Ватопед. По размеру его превосходит только Великая Лавра. Расположившись на северо-восточном склоне святого Афона, монастырь Ватопед находится близко к морю. Он является местом паломничества многих верующих, ведь в нем находится множество ценных духовных реликвий.
История монастыря
С древних времен гора Афон была священным местом. Еще в дохристианскую эпоху здесь находился город Дион, которому покровительствовал сам Зевс. Позже на этом месте возник древний монастырь.
И только к концу X века на его развалинах началось строительство Ватопедского монастыря. Чтобы воздвигнуть столь величественный комплекс, понадобились большие средства. Их пожертвовали ученики Св.
Афанасия: Антоний, Афанасий, Николай, бывшие в миру зажиточными горожанами.
Сегодня нет достоверных объяснений, откуда пошло название монастыря. Наиболее логичным является поверье, что в период правления императора Феодосия Великого корабль с его малолетним сыном попал в бурю и ребенок выпал за борт.
Отчаявшись найти мальчика, моряки высадились на берег и нашли его в полном здравии у ягодного куста. Ребенок рассказал, что Пресвятая Богородица спасла его.
В честь такого чуда был заложен монастырь Ватопед (вато – куст, педи – ребенок).
Старинные постройки были сильно повреждены в период многочисленных набегов, а полное запустение произошло в 862 г. В своем нынешнем виде комплекс строился в 972-985 годах. Уже более тысячи лет монастырь удерживает вторую позицию по величине и значимости среди святых мест Афона.
Описание монастыря
В комплексе храмовых построек Ватопеда насчитывается 31 храм. Только 12 из них расположились на территории горы, остальные находятся за её пределами. Первый собор, он же является главным, построен в X в.
Он освящен 25 марта по Юлианскому календарю или 7 апреля по григорианскому летоисчислению, в день благовещения Богородицы.
В отделке сохранились многочисленные и очень красивые фрески и мозаики византийских и македонских мастеров, датируемые XIV веком.
Внутри собора можно обнаружить часовни и церкви, в которых осуществляется постриг монахов. Также на территории постоянно работает 16 небольших церквей (параликс). Монахи располагаются в 27 кельях и двух скитах, освященных в честь апостола Андрея Первозванного и Св. Дмитрия Сулунского. К этому же монастырю относится Андреевское подворье, которое находится в г. Константинополь.
Наиболее почитаемые реликвии
Многие паломники стремятся в монастырь Ватопед, чтобы поклониться многочисленным святыням. Одной из них является часть пояса Богородицы. Люди верят, что поклонение поясу и ношение пояска, приложенного к святыне, избавляет от онкологических заболеваний и бесплодия.
Икона Божией Матери Отрада или Утешение
Здесь же находятся голова Г. Богослова, части мощей мучеников Пантелеймона и Трифона, а также Ермолая, Марины, Модеста, Иоанна Милостивого и других. В хранилищах монастыря находится часть Животворящего Креста Господня.
Ватопедский монастырь известен огромной и очень ценной библиотекой. В нем много старинных книг, рукописей, манускриптов и свитков. Архивариус и монахи реставраторы ни дня не остаются без работы, их труд особенно почитается в монастыре.
Посещение монастыря
Сейчас в Ватопеде постоянно проживает около ста монахов. Их быт организован в форме общежития, а сутки поровну разделены на отдых, труд и молитвы. Братья радушно встречают паломников и туристов. Они готовы познакомить их с прекрасными достопримечательностями комплекса. Многие отмечают огромный духовный подъем на святой земле.
Обычно посещение одного монастыря на Афоне занимает два дня с ночлегом в келье. Паломники могут проводить время по своему усмотрению. Никаких требований к распорядку дня посетителей нет. Также отсутствует ограничение и по вероисповеданию.
Здесь одинаково рады православным христианам и приверженцам других религиозных направлений. Важно следить за своим внешним видом, носить брюки и рубашку с длинным рукавом. Свод несложных правил представлен при входе или на сайте монастыря.
Добраться к Афону можно по воде (на катере, пароме) или по суше (на автомобиле, автобусе). Наиболее популярным перевалочным пунктом к Афону является курорт и порт Уранополис. По самой Святой горе автомобили не ездят, поэтому следует приготовиться к длительным пешим прогулкам.
На территорию монастырей можно попасть при наличии разрешения (Диамонитириона). Такую «визу» на святую землю оформляют дистанционно, отправив все документы по электронной почте.
Вход на Афон разрешен только мужчинам. Более тысячи лет действует строгий запрет для женщин не ступать на эти земли. Представительницы прекрасного пола могут довольствоваться лишь обзорной морской экскурсией у берегов Афона.
Источник: https://tepler.ru/greece/vatoped.html
Афонский ватопедский монастырь – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Ватопед |
Ватопедский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афон
Ватопедский монастырь расположен на восточном побережье полуострова между монастырями Эсфигмен и Пантократор. От Пантократора до Ватопеда переезд осуществляется на лодке.
Внешне Ватопед привлекает взор гармонией красок: нежно-серые свинцовые купола на фоне неба красиво сочетаются со сверкающей на солнце синевой и киноварью отделки окон, дверей и арок над вымощенными дорожками.
Монастырь освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Как полагают некоторые, монастырь был возведен на месте храма, построенного в начале IV века императором Константином Великим и разрушен Юлианом Отступником. Согласно более позднему преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь императором Феодосием (379 – 395). У императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия.
Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт, и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь.
Погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (вато – куст, педион – ребенок).
Потом монастырь был разрушен – вероятно во время многочисленных вторжений – отстроен заново в 676 году, и снова разрушен в 862 году арабскими пиратами.
Ватопед в его нынешнем виде был создан во второй половине X века тремя монахами из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием, пришедшими на Святую Гору и ставшими учениками преподобного Афанасия. Через некоторое время он отправил их жить в те места, где сейчас расположен монастырь Ватопед. Тогда здесь стояли кельи отшельников более ранних времен.
Хотя Ватопед не значится в списке афонских монастырей, составленном в 972 году святым Афанасием, он упомянут в записях от 985 года (то есть, по прошествии всего нескольких лет). Таким образом, время основания монастыря определяется в границах этого периода.
Уже спустя столетие монастырь процветал, получая серьезную помощь от императорского двора династии Комнинов.
Ватопед был не просто богатым и привилегированным сам по себе, но даже управлял десятью зависимыми от него менее крупными монастырями, большинство которых было впоследствии разрушено в результате поразивших Святую Гору катастроф.
В январе 1449 г. монастырь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный).
Два наиболее известных святых Ватопеда пришли в обитель в конце двенадцатого века: иноки Симеон и Савва, отец и сын, сербы царственного происхождения. Ватопед со временем отдал им разрушенный монастырь Хиландар, и они восстановили его, получив средства от сербской знати.
Два эти монастыря поддерживали близкие отношения, оказывали друг другу посильную помощь и совместно встречали праздники. Среди прочих известных церковных деятелей, подвизавшихся здесь – святитель Григорий Палама (+ 1359), преподобный Максим Грек (+ 1556) и патриарх Геннадий (+ ок.
1473).
В 1990 году Братство старца Иосифа приняло на себя труды по возобновлению монашеской жизни в Ватопеде, обитель была преобразована из идиоритмической в киновиальную [1].
Храмы и святыни
Соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. X век. Ватопед. Афон |
В главном соборе обители, построенном в десятом веке примерно по тому же плану, что и в Великой Лавре, и освященном в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, сохранились фрески македонской школы XIV века и прекрасная византийская мозаика.
На Святой Горе это единственное место, где есть мозаика такого типа. Внутри собора имеется еще несколько престолов и часовен: святого Николая Чудотворца, святого Димитрия, Святой Троицы, Святых Архангелов и Богоматери “Утешение”, где по традиции совершается постриг.
Параклис в честь Пояса Пресвятой Богородицы. Ватопед. Афон |
Во дворе храма расположена часовня святых Космы и Дамиана и часовня Святого Пояса, в котором хранится часть пояса Пресвятой Богородицы, подаренная серб. кн. Лазарем Хребляновичем.
Реликварий с частью Честного Креста и других мощей. Ватопед. Афон. |
На территории монастыря есть еще двенадцать маленьких часовен, библиотека рукописей и богатое хранилище драгоценных церковных предметов, среди которых крест императора Константина (дар деспота Андроника Палеолога), крест-реликварий с частицей Животворящего Древа Господня [2] и мощами святых (вклад серб. вельмож, братьев Стефана и Лазаря Мусичей (ок. 1380)), трость от Страстей Господних.
Мощи
Реликварий с частью Честного Креста и других мощей. Ватопед. Афон. |
В Ватопеде хранятся мощи святителя Григория Богослова, святого великомученика Харлампия, святого великомученика Пантелеимона, частицы глав первомученика Стефана и святой Параскевы, стопа святого апостола Варфоломея, перст Иоанна Предтечи, десница ап. Андрея Первозванного, честные главы святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомучеников Меркурия и Иакова Персянина, свт. Модеста, мц. Пелагии девы, прмц. Феодосии Константинопольской, сщмч. Харалампия, мучеников Сергия и Вакха, вмч. Феодора Стратилата, мч. Флора, мч. Арефы, частицы мощей прп. Макрины, мч. Трифона, вмч. Прокопия, прмц. Параскевы Римляныни, вмч.
Феодора Тирона, сщмч. Ермолая, вмц. Екатерины и мн. др.
Из мощей ватопедских святых хранятся честные главы основателей монастыря Николая, Афанасия, Антония, новоявленного чудотворца Евдокима, преподобных Агапия, Никодима и Иоакима Папулакиса [3]
Особо чтимые иконы
Настоятели
- Мелетий (упом. 1748/1749)
- …
- Ефрем (Кутсу) (с 1990)
Святые
См. Собор Ватопедских святых
Видео
Документальный фильм “Тысяча лет яко день вчерашний” (2012)
Использованные материалы
[1] Биография архим Ефрема (Кутсу) на сайте Общества друзей Ватопеда – http://www.pemptousia.ru/author/ефрем-ватопедский/ [2] “Сколько частиц Честного Креста сегодня имеется в мире?” – https://apologet.spb.ru/en/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0…ire [3] Мощи. http://www.pravenc.ru/text/149927.html#part_21Источник: https://drevo-info.ru/articles/13803.html
Икона Божией Матери “Отрада и Утешение” (Ватопедская)
Икона Божией Матери “Парамифия” доступна для поклонения в афонском монастыре “Ватопед”.
Это фреска XIV века, которая некогда находилась в правом конце внешнего притвора соборного храма монастыря Ватопед, но после произошедшего чуда была перенесена в особый придел во имя Божией Матери «Парамифия» («Увещание»).
В древности в Ватопеде был обычай, согласно которому, выходя из собора по окончании утрени, монахи прикладывались к находившейся тогда во внешнем притворе иконе Божией Матери.
Там же игумен давал привратнику ключи от закрытых в вечерние часы врат Обители, чтобы тот их отворил.
Монастырское предание Ватопеда говорит нам о том, что 21 января 1320 года, когда игумен по обыкновению вручал ключи привратнику, икона ожила и Божия Матерь возопила: «Неоткрывайте сегодня ворота монастыря, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов».
Тогда младенец Иисус, находившийся в объятиях Богородицы, пытался ручкой заградить уста Своей Пречистой Матери, сказав Ей: «Не надо, Мати моя, не говори им. Пусть они получат то, что заслужили, потому что небрегут о своих монашеских обязанностях».
А Госпожа Богородица с великим материнским дерзновением к Сыну Своему и Богу, взяла ручку Христа, отвела от своих уст и воскликнула, обращаясь к игумену второй раз: «Не открывайте сегодня ворота Обители, но поднимайтесь на стены и прогоните пиратов».
И «смотрите, покайтесь, потому что Сын Мой гневается на вас». И в третий раз повторила: «Сегодня не открывайте врата Обители…»
По завершении диалога, Госпожа Богородица и Пречистый Её Младенец снова замерли на иконе, но уже в том виде, в каком это видно сегодня: Божия Матерь удерживает ручку Христа чуть ниже Своих уст, голова Её повёрнута в попытке уклониться от неё, а выражение лица таково, что исполнено безграничного снисхождения, сострадательной любви и материнской нежности, в то время как Христос, хоть и младенец, но как Судия, имеет грозный вид.
Услышав предостережение Богородицы, монахи поспешили на стены обители и увидели, что пираты, действительно, окружили Ватопедский монастырь и ожидали, когда откроют ворота, чтобы его разграбить. Так благодаря чудесному вмешательству Богородицы монастырь был спасен.
В память об этом событии монахи затеплили и поддерживают неугасимой лампаду перед иконой. Каждую пятницу в параклисе, где хранится чудотворный образ, совершается Божественная литургия, и каждый день служится молебен. Кроме того в Ватопеде долгое время существовал обычай совершать монашеские постриги в приделе «Парамифии».
Источник: https://elitsy.ru/holy/2296/
Ватопед – ТРЕБЫ ДЛЯ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН
Ватопед
Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения.
Игумен: архим. Ефрем. Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.
Ватопед
Ватопедский, один из больших монастырей, как и Лавра, стоит у небольшой бухты на северо-восточной стороне полуострова, на зеленом склоне горы и посвящен Благовещению Богородицы (25 марта). Возможно, в античные времена на этом месте находился небольшой город Дион.
Время основания монастыря и происхождение его названия до сих пор занимают исследователей.
Согласно традиции, монастырь был основан в конце IV века императором Феодосием I в благодарность Богородице за спасение сына императора, который, будучи еще малолетним (paidion), путешествовал по морю, потерпел кораблекрушение у берегов Афона и был чудесным образом вынесен на берег к кусту (vatos), почему монастырь и получил название Vato-paidion. Однако более достоверным представляется название Vato-pedion, которое можно связывать с наличием множества кустов на простирающейся перед монастырем равнинной местности (pedion).
В ранних документах монастырь имеет названия «Ватопедская Лавра» или «Большой Ватопедский монастырь».
Хронологически основание монастыря следует относить ко второй половине Х века и связывать с именами трех монахов из Адрианополя – Афанасия, Николая и Антония, которые прибыли на Афон во времена Святого Афанасия, чтобы жить монахами вблизи него. Однако Святой Афанасий вскоре отправил их в район Ватопедского монастыря, где, как представляется, значительно ранее уже пребывали отшельники и, возможно, находилось несколько келий, объединив которые, три мужа и основали монастырь.
Братия монастыря
В Первом Уставе Святой Горы (972 г.) Ватопедский монастырь совсем не упоминается, однако в одном из актов прота Фомы, составленном в 985 году, имеется подпись настоятеля Николая. Следовательно, можно со значительной степенью вероятности предполагать, что основание монастыря в его известном в настоящее время виде относится к 972-985 годам.
Позднее, менее столетия спустя, согласно Второму Уставу Святой Горы (1046) монастырь занимает уже второе место в иерархии монастырей, что сохраняется до настоящего времени.
Он становится многолюдным, экономически независимым и, кроме всего прочего, получает право посылать своего настоятеля с четырьмя помощниками в Карею.
Впоследствии значительную поддержку монастырю оказывали императоры Комнины, о чем свидетельствует и хрисовул Мануила I.
В конце XII века сюда прибыли и жили здесь монахами сербы Симеон и Савва, которые создали и новые пристройки. Этим двум монахам монастырь выделил Хиландарскую келью в местности Милея, которую они расширили и превратили вскоре в независимый монастырь.
Таким образом оба монастыря связаны между собой своеобразными родственными узами, что продолжается до настоящего времени и получило в частности выражение в следующем обычае: ежегодно хиландарские монахи приходят на праздники в Ватопедский монастырь, а ватопедские – в Хиландарский.
Монастырь, который начал приходить в упадок после разрушительных набегов пиратов, униатов и особенно каталанцев, получил очень значительную поддержку со стороны императоров Палеологов, особенно Андроника II, который выдал сохранившийся до сих пор хрисовул (1292), целого ряда сербских правителей, а также доместика Димитрия Палеолога. В этот же период в монастыре жили многие выдающиеся деятели культуры – такие, как Григорий Палама, впоследствии архиепископ Салоникский, Максим Грек (Триволис), сыгравший значительную роль в истории русской культуры, патриарх Геннадий, после отречения от вселенского престола, и др.
Однако годы благоденствия для Ватопедского монастыря постепенно миновали и наступили очень тяжелые времена. Максим Грек называет его лаврой и сообщает, что в его дни здесь вели полуобщежительный образ жизни.
Таким образом, здесь, как и в других афонских монастырях, около 1541 года начинает утверждаться идноритмический образ жизни.
Однако в 1541 году, благодаря действиям Александрийского патриарха Сильвестра, монастырь вновь становится общежительным, а затем опять идиоритмическим вплоть до 1989 года, когда он снова становится общежительным.
В XVII веке, вследствие установленных турецкими властями тяжелых податей, с целью преодоления целого ряда материальных трудностей, в частности содержания монахов, которых насчитывалось тогда около 300, Ватопедский монастырь был вынужден продать многие свои земельные владения. В преодолении этих трудностей значительную помощь монастырю оказали русские цари, а также правители придунайских княжеств, однако этой помощи хватало лишь на незначительное время.
Ватопед
Улучшить положение удалось только в следующем, XVIII веке, что видно, в частности, по действию существовавшей за счет средств Ватопедских монахов Афонской церковной школы, которая располагалась в отдельном здании напротив монастыря.
Кроме того, сам монастырь был отстроен и стал занимать более значительную площадь в результате пристройки новых сооружений, что стало возможно благодаря пожертвованиям Константинопольского патриарха Киприана и Александрийского Герасима, многих монахов, а также других, зачастую анонимных лиц из пребывающих под чужеземным владычеством греков.
Нынешние строения большого монастыря начинаются хронологически с его основания и относятся к различным периодам.
Последнее обстоятельство объясняется целым рядом восстановительных работ, проводившихся с целью ликвидации повреждений, причиненных пиратскими набегами и разрушительными пожарами, а также расширением монастыря в связи с необходимостью удовлетворения его новых потребностей и, как правило, значительным числом ватопедских монахов.
Монастырские строения образуют в плане многоугольник и носят чисто фортификационный характер. Расположены они вокруг огромного мощенного плитами двора, северная сторона которого, длиной около200 м, идет параллельно морю.
Благовещение, фрагмент мозаичной фрески XIV века. Ватопед
Собор монастыря – здание Х века, естественно, претерпевшее ряд преобразований и получившее ряд пристроек, – посвящен Благовещению Богородицы. Планировка его – византийского афонского типа, который мы уже встречали в соборе Лавры.
Более поздний открытый двухэтажный наружный нартекс храма был пристроен в 1426 году, а звонница появилась на год позже. Нынешний резной деревянный иконостас был создан в 1788 году, однако в часовне Святого Николая сохранился фрагмент раннего низкого иконостаса из мрамора, относящийся к византийской эпохе.
Согласно надписям, фресками монастырь был расписан в XIV веке, в годы императора Андроника II и иеромонаха Арсения. Однако оригинальные фрески оказались покрыты более поздними росписями (1739 и 1819), несколько снизившими их первоначальное значение.
Тем не менее под невыразительными красками позднейших росписей можно разглядеть черты представителей Македонской династии императоров, в особенности в сценах Тайней Вечери, Поцелуя Иуды, Страстей Христовых и др.
Более поздние фрески наружного нартекса были созданы, естественно, после его постройки и тоже оказались покрыты новыми росписями в 1819 году. Храм сохранил также ряд значительных мозаик византийской эпохи, уникальных в своем роде на Афоне.
Они представляют сцены Благовещения Богородицы (над кaпитeлями двух восточных колонн собственно храма), Моление (на тимпане входа литийного притвора) и еще раз Благовещения (под ним), а также более позднее изображение Святого Николая на притолоке входа в одноименную часовню. Наконец, следует упомянуть замечательный мраморный настил пола собора.
Кроме этого центрального храма, монастырь располагает целым рядом часовен, пять из которых (Святого Николая и Святого Димитрия справа и слева от литийного притвора, Богородицы Отрады или Утешения) приблизительно над второй, Архангельской и Троицкой (справа и слева от катехуменов) оказались встроены в собор.
Третья из них, в которой происходит и пострижение монахов, была построена в 1678 году и расписана фресками на средства Григория, епископа Лаодикейского, а затем повторно расписана в 1846 году.
За пределами храма, во дворе монастыря стоят две часовни – Святого Пояса, получившая такое название от Честного Пояса Богородицы, который хранится в настоящее время в Святом Алтаре собора и Святых Бессребреников. Эти часовни, как и упомянутые выше, расписаны фресками.
Вид на главный вход в собор. Фиал. Ватопед
Близ стоящих рядами келий есть еще 12 часовен, из которых расписана фресками только одна – Святого Андрея.
Наконец, за пределами монастыря находится и ряд других часовен, в том числе Святых Апостолов на кладбище (более поздняя, расписанная фресками), Всех Святых на винограднике (развалины), Святого Модеста, Святого Николая и другие часовни в монастырских экзартимах.
Снаружи у главного входа собора, у его фасада находится фиал водосвятия, а напротив него – монастырская трапезная, построенная в XII веке в годы правления императора Алексея и расписанная фресками значительно позднее – в 1786 году.
Ватопедский монастырь очень богат регалиями, располагая одной из наиболее интересных ризниц на Афоне.
Здесь хранятся многие, в том числе редкостные, регалии, ценные переносные иконы (в том числе Распятия и Святой Анны, мозаичные, икона Святого Георгия из ахата), шитые золотом священные ризы, церковная утварь, рукописные Евангелия и множество других редкостных предметов.
В Свитом Алтаре собора хранятся части Животворящего Древа Креста Господня и реликвии ряда святых, составляющие диптих иконки Христа и Богородицы, известные как «нинии Феодоры», часть тростника, на котором Христу поднесли губку с уксусом во время Распятия и др.
Кроме того, на нижнем этаже высокой башни хранится много произведений искусства, в том числе полихромная чаша из яшмы – дар Мануила Палеолога.
Здесь же хранится монастырский архив, включающий очень ценные хрисовулы, керовулы и другие документы, освещающие историю монастыря и датируемые, главным образом, XIV веком, хотя значительная часть старого архива была уничтожена, возможно, каталанскими пиратами.
Упомянутый выше Пояс Богородицы находился первоначально во Влахернском монастыре Константинополя, а затем в храме святой Софии, откуда его взял сербский краль Лазарь I и подарил затем Ватопедскому монастырю.
Наконец, в различных частях монастыря хранятся переносные иконы, среди которых выделяются иконы Богородицы с характерными эпитетами – Отрада (или Утешение), Провозвестительница, Закланная, Елеоточивая, Ктиторская (или Алтарная) и др.
Библиотека монастыря
Библиотека Ватопедского монастыря богата как рукописями, так и печатными книгами. Количество первых превышает 2000, из которых 625 и 25 свитков в монастырском архиве написаны на пергаменте.
Из них особо выделяется ряд иллюстрированных рукописей (№№ 602, 609, 655, 1199 и др.) с очень ценными миниатюрами и другими украшениями.
Число печатных книг превосходит 25000, среди которых много старых и ценных изданий.
Временно библиотека располагается в башне в северо-восточном углу монастыря. Однако для нее, а также для ризницы, которая располагается в отдельном здании рядом с трапезной, приготовлены новые помещения на реконструированной в последнее время северной стороне, куда в ближайшем будущем будут перенесены обе эти части.
Ватопедскому монастырю принадлежит греческий скит Святого Димитрия, который находится примерно в получасе ходьбы к юго-западу, в направлении к горе, на том месте, где когда-то в старину находился монастырь Халкея. Это идиоритмический скит с очень незначительным числом монахов (3 или 4).
Скит насчитывает 21 каливу, большинство из которых в настоящее время закрыты. Церковь (kyriakon) скита была расписана фресками в 1755, а построенный позднее (1796) наружный нартекс – в 1806 году.
Скит также располагает библиотекой с 73 рукописями, а в последнее время в монастырь было перенесено около 200 печатных книг.
Скит Св. Андрея
Этому же монастырю принадлежит русский скит Святого Андрея, «Серай», близ Кареи, где ранее находился монастырь Ксистра. Это была еще келья, посвященная Святому Антонию, когда здесь обосновались Константинопольские патриархи Афанасий III и Серафим II.
Они реконструировали келью (1763) и дали ей нынешнее название. В 1842 году Ватопедский монастырь передал келью Виссариону и другим русским монахам, которые после многих стараний преобразовали келью в скит. Это преобразование подтвердил своим сигиллом в 1849 году патриарх Анфимий IV.
Сразу же после этого скит получил развитие, благодаря строительству больших и впечатляющих зданий, составивших в плане прямоугольник (1857-1900). В настоящее время скит покинут монахами, и только в одном из его крыльев располагается нынешняя Афонская школа.
Богатая церковь (kyriakon) скита, которая сооружалась с некоторыми перерывами в течение целых двадцати лет (1867-1900), стоит в неприкосновенности и считается самым большим храмом на Афоне и одним из наиболее величественных храмов на Востоке.
Кроме храма, скит располагает также рядом часовен, из которых часовня Святого Антония. бывшая ранее также главной церковью (kyriakon), расписана фресками в 1766 году.
Наконец, монастырю принадлежат 27 келий – 22 в поселке Колицос и его окрестностях (из них обитаемы не все), а также к западу от монастыря, и 5 в Карее, одна из которых, Успенская, является представительством монастыря. Кроме того, монастырю принадлежат 10 калив (все покинутые) в Каламици и несколько подворий за пределами Афона – в Порто-Лаго. на Самосе и др.
В настоящее время Ватопедский монастырь насчитывает в целом около 170 монахов, которые проживают в самом монастыре и его экзартимах.
Предание.
Икона Божией Матери Отрада и Утешение
У Императора Феодосия (379 — 395) было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету и двух своих сыновей-подростков в путешествие в Рим. При возвращении из Рима в Константинополь, возле местечка Имброс, Аркадий во время шторма был смыт за борт гигантской волной и сразу же исчез в пучине моря.
Кораблю чудом удалось причалить к берегу — именно возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. Придворные императора, глубоко скорбевшие о гибели всеми любимого отрока, обойдя весь берег, вдруг увидели его — живого! Царевич спокойно спал под кустом куманики (эта ягода представляет собою вид ежевики).
Когда его разбудили, Аркадий рассказал им, как чудесным образом спасла его Богородица, к Которой он воззвал в последней, отчаянной надежде на спасение… В благодарность за спасение сына Император воздвиг на этом месте монастырь, который впоследствии стали называть Ватопед — Βατοπαίδιον (от слов βάτος — купина, терновый куст и παιδίον — отрок, дитя).
Император пожертвовал тогда монастырю икону Божией Матери, которую поставили в алтаре соборной церкви. Иконе было дано имя «Отрада». К нему годы спустя добавилось второе — «Утешение». Это случилось в 807 году, когда Небесная Заступница спасла Ватопедский монастырь от разграбления разбойниками.
Источник: http://treb-afon.com/monastyri-afona/vatoped/