Икона божией матери «софия — премудрость божия» новгородская, россия, город великий новгород, софийский собор

Софийский Собор Великий Новгород: древние графити и мои советы

Софийский собор в Великом Новгороде — это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории.

В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

Обратите внимание

Храм был построен в 1045-1050 годах (XI век) по приказу князя новгородского Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Собор потом много раз перестраивался, но в начале XX века прошла историческая реконструкция под руководством академика Суслова, которая во многом вернула храму первоначальный вид. Храм внесён в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Великий новгород софийский собор фото

Особенности храма

На самом деле собор не очень большой, но выглядит мощным за счёт своих пропорций и толстых стен. Строили так из практических соображений: старинные церкви в случае необходимости играли роль крепости. Это пригодилось и в XX веке: София пережила артиллерийские обстрелы Великой Отечественной войны.

Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков, который красиво играет на солнце. Крупные каменные зёрна сверкают как драгоценные камни. Предположительно, изначально у храма не было дополнительной отделки, зодчие хотели показать красоту голого камня.

План храма асимметричный. Над главным входом расположено украшенное лепниной широкое окно с толстыми старинными стёклами.

Храм украшают шлемовидные купола: традиционное пятиглавие и шестой дополнительный в центре. Интересно выглядит контраст железных и позолоченного куполов.

Крест с голубем

На позолоченном куполе на кресте сидит скульптурный свинцовый голубь — символ Святого Духа. Покрыли купол позолотой и посадили голубя в XV веке.

В народе сочинили сказочную легенду, что это голубка, которая окаменела от горя, когда увидела кровавую расправу войск Ивана Грозного над новгородцами. Эта чудесная голубка стала талисманом города: пока она на кресте — Новгород не разрушить.

Во время Великой Отечественной войны это поверье сбылось: крест и позолота стали добычей испанских солдат-мародёров. На храм был установлен новый крест с голубем.

— В 2002 г.

по запросу губернатора Новгородской области выяснили, что крест находится в часовне в Мадриде.

— В 2004 г. крест был возвращён на родину и с тех пор он находится внутри храма, где вы сможете его увидеть. А купол украшает уже новый крест, копия первого, установленный в 2008 году.

Граффити

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси — в исторической науке они называются граффити. Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные — по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.

Можно устроить себе квест по охоте за граффити, т.к. они расположены в самых неожиданных местах. Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».

Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга.

Граффити — ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси.

На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Внутри снимать запрещено, поэтому все фото только снаружи

Украшения храма

Внутри храм делят на пять частей, или нефов, мощные толстые столбы крестообразной формы.

Главный портал украшен Магдебургскими бронзовыми вратами, которые предположительно сделали немцы в XII веке. Несмотря на латинские надписи, на протяжении многих веков врата ошибочно считали византийскими.

В тёмных клеймах Магдебургских врат запечатлены сцены из Ветхого и Нового Заветов, аллегорические фигуры и портреты обычных людей: например, как можно понять по подписям, немцев Риквина и Вайсмута и русского мастера Авраама. Предположительно, Авраам дополнил врата своим портретом, когда собирал их заново.

Надписи на вратах продублированы на латинице и кириллице. Врата очень интересные в художественном плане: например, очень пластично выполнен фантастический сюжет сотворения Евы из ребра. Психологически решена нежная сцена встречи Девы Марии со своей родственницей Елизаветой.

Важно

Внизу справа — неожиданно (для православной церкви) изображён кентавр, аллегория двойственности души человека.

Рождественский придел закрывают изящные светлые Сигтунские врата с цветущими крестами работы шведских мастеров.

Слева от алтаря установлен каменный крест XIV века.

Фрески

Подавляющее большинство храмовых росписей относятся к концу XIX века, из фресок XI века есть два фрагмента, расчищенных в ходе реконструкции.

Это изображения семи библейских пророков (Соломона, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Аввакума, Малахии) и четырех ангелов между окнами и на барабане (круглой части церкви под куполом).

От первоначального убранства Софии сохранились грубые мозаичные настенные плиты. Есть в храме фрески XII, XIII, XIV веков.

Фрески разных эпох на стенах представляют собой своеобразную историческую экспозицию, с помощью которой можно оценить, как развивалось художественное искусство. Фрески освещаются подсветкой, особый эффект создаёт игра дневного света, который падает в церковь из узких и широких окон.

Иконы

Кроме фресок церковь украшена иконостасами с иконами разных веков, с XIII по XIX. Приделы посвящены Богородице, родителям Богородицы св. Иоакиму и св. Анне, Иоанну Предтече.

Иконостас в приделе Рождества Богородицы в основном состоит из икон XVI века. По неподтверждённым данным, их писал архиепископ Макарий, будущий митрополит Московский, Архиепископ Макарий — автор Миней, главного православного круга чтения с житиями святых, в форме календаря.

Чудотворными считаются икона Софии Премудрости Божией, иконы Божией Матери «Тихвинская» и « Знамение».

Совет

Особенно любима новгородцами икона «Знамение». По преданию, во время боя новгородцев с суздальцами Богородица явилась святителю Иоанну, который установил икону «Знамение» на воротах города. Когда стрела попала в икону, суздальцы ослепли и были разбиты. На иконе «Знамение» действительно можно увидеть след от стрелы.

Икона «Богоматерь Тихвинская», XVI века, происходит из Николо-Беседного монастыря. Она участвовала при заключении новгородцами Столбовского мира со шведами в 1617 году.

София Премудрость Божия — главная икона храма, конца XV века. Изображает собой Бога Сына до его земного воплощения, в виде багрового ангела.

Некрополь

По старинному обычаю в храме устроен некрополь: собор со времени его основания являлся усыпальницей новгородских князей и епископов. Православные могут приложиться к мощам шести святых: княгини Ирины, жены Ярослава Мудрого, её сына Владимира Ярославича, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна.

Княгиня Ирина, в монашестве Анна, положила начало традиции русских князей и княгинь — в конце жизни уходить в монастырь. Шведка по происхождению, Ирина внесла огромный вклад в распространение христианства на Руси, основав в Киеве монастырь. В Новгород она переехала к своему сыну Владимиру на открытие Софии.

Святым покровителем Великого Новгорода cчитается архиепископ Иоанн. По преданию, только по молитвам святителя Иоанна Новгородского город был спасён в феврале 1170 года при его осаде суздальцами.

В 1172 году святитель Иоанн ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Канонизирован как святитель в XVI веке.

С епископом Никитой связано церковное нравоучительное предание, что в молодости он впал в грех гордыни и все силы бросил на изучение Ветхого Завета, перестав молиться и читать Новый Завет. Когда св. Никита справился с этим бесовским искушением, оказалось, что он забыл грамоту и пришлось ему учиться всему заново.

Звонница

Звонница — отдельное строение XV века. Это самая древняя сохранившаяся колокольня в России, исторический памятник со следами перестроек разных веков и изящной лепниной. Во время войны звонница получила серьёзные повреждения при артиллерийском обстреле. Внесена в Реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

С апреля по сентябрь можно подняться на звонницу. У меня есть фотографии оттуда в этом посте

СПРАВКА

Звонница — это новгородское изобретение XV века, конструкция с несколькими колоколами, которая на Руси была потом повторена всего дважды. Когда-то такие «звоны» далеко разносились и были слышны за 50 километров. Именно они-то и вдохновили композитора Рахманинова на использование колоколов и подражание им в академической музыке.

Обратите внимание

Понятно, почему так особо относились новгородцы к колокольным технологиям: кроме церковных был на звоннице и светский колокол без креста, созывающий новгородцев на вече.

Во время войны колокола пытались сохранить как историческое наследие. Малые колокола эвакуировали в Кириллов. Большие колокола утонули в Волхове при транспортировке или были зарыты в землю на берегу. К сожалению, они были повреждены, и в них нельзя звонить.

Сохранившиеся колокола Великого Новгорода экспонируются в Софийской звоннице, Валдайском музее колоколов и Кирилло-Белозерском музее-заповеднике. Старинные колокола представляют собой выставку под открытым небом, а в работе на звоннице — колокола современные.

Близ звонницы установлены:

— 100-пудовый колокол (отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю).

— 200-пудовый колокол (отлит в 1599 году для Хутынского монастыря мастерами Василием Ивановым, Афанасием Панкратьевым и Иоакимом Ивановым).

— Колокол весом 1614 пудов (отлит в 1659 году в Новгородском Кремле мастером Ермолаем Васильевым).

— 590-пудовый колокол (отлит в 1839 году).

— 300-пудовый колокол (отлит в 1677 году).

С одним из древних колоколов, который не сохранился, связана легенда об Иване Грозном:

«Иван Грозный однажды направился на обедню в Софийский собор. Путь его лежал через волховский мост. Как только царский конь вступил на мост, звонарь изо всех сил забил в большой колокол.

Он хотел приветствовать царя, но звон был так велик, что конь испугался, встал на дыбы, и высокий гость Новгорода чуть не оказался в реке. Разгневанный царь велел отрубить колоколу уши, оставив одно среднее ухо.

Именно поэтому казненный колокол получил прозвище «безухого» и долго еще висел на звоннице».

  • В храме можно почитать информационные стенды с житиями святых, приобрести брошюры об истории храма.
  • Вход свободный. Вход через северные двери.
  • Фотографировать внутри запрещено.
  • Запрещено заходить в шортах.

Особенности работы

  • В Великий пост свет в храме не зажигается.
  • Поток посетителей меньше по будням с утра.
  • Посещаемость высокая.
  • В Софийском соборе нельзя пройти обряд крещения.

София Новгородская — каменное свидетельство великих исторических событий. Она рассказывает нам истории великих правителей, князей, епископов.

Но рассказывает и о простых новгородцах, русских, карелах, которые потрудились над храмом: своим блестящим мастерством колокольных дел мастеров, иконописцев, зодчих и своим каждодневным тихим вкладом священников, певчих, переписчиков, прихожан. София — узел, который связал все сословия.

Именно в таких местах мы можем прикоснуться к удивительным и таинственным следам судеб обычных людей.

График работы

Собор открыт ежедневно с 8:00 до 20:00.

Богослужения в 10:00 и 18:00, в понедельник и вторник только утренние службы.

Если в понедельник и пятницу нет великих праздников, то:

В четверг вечером великая вечерня с акафистом святителю Никите Новгородскому.

В воскресенье вечером великая вечерня с акафистом в честь иконы Богоматери «Знамение».

Официальный сайт: http://sofia-novgorod.cerkov.ru/main-page/

Телефон: +7 (8162) 77-35-56

Адрес: Кремль, 11.

Источник: https://site2max.ru/cat-great-novgorod/sofiyskiy-sobor-v-velikom-novgorode/

Софийский собор (Новгород)

Культурное наследиеРоссийской Федерацииобъект № 5310033042

Всемирное наследие ЮНЕСКО

Ссылка: 604 рус. • англ.Год внесения: 1992Тип: Культурный объектКритерии: ii, iv, vi

Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами[1].

История

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Читайте также:  Великий пост

Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Важно

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками.

Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками.

Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор Н. С. Курдюков.

В 1922 году, в ходе изъятия церковных ценностей, собор был ограблен. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей[2]. В музее были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример «баснословных богатств церкви» .

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.

В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Архитектурные особенности

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/sofiyskiy-sobor-novgorod

Икона «София, премудрость Божия»

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Есть много списков с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, — на­при­мер, в Ки­е­ве, Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, в Москве, в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ре и дру­гих ме­стах, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому.

Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская)

Впервые этот образ появился в Византии. Именно ему был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе.

Все списки с изо­бра­же­ни­ем Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, изо­бра­жают Бо­жию Ма­терь и во­пло­тив­шу­ю­ся от Нее Ипо­стас­ную Пре­муд­рость — Сы­на Бо­жия, вы­ра­жа­я од­ну глав­ную мысль.

Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле.

Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией.

Под Пре­муд­ро­стью, или Со­фи­ей, ра­зу­ме­ют Сы­на Бо­жия на ос­но­ва­нии IX гла­вы кни­ги Прит­чей Со­ло­мо­но­вых, где го­во­рит­ся: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь».

Совет

В этих сло­вах со­дер­жит­ся ука­за­ние на Хри­ста, Сы­на Бо­жия, Ко­то­рый в По­сла­ни­ях апо­столь­ских на­зы­ва­ет­ся Бо­жи­ей си­лой и «Бо­жи­ей Пре­муд­ро­стью»; а в сло­ве «дом» со­дер­жит­ся ука­за­ние на Пре­свя­тую Де­ву Ма­рию, по­слу­жив­шую во­пло­ще­нию Сы­на Бо­жия.

На ос­но­ва­нии этих слов стро­ит­ся изо­бра­же­ние икон Св. Со­фии, Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

«София, Премудрость Божия» (Киевская)

Одним из наиболее старинных списков иконы является Киевская икона «София Премудрость Божия», на­хо­дя­щий­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре.

Эта ико­на, за­им­ство­ван­ная из церк­ви Юс­ти­ни­а­на в Ви­зан­тии, изо­бра­жа­ет со­еди­не­ние Церк­ви Небес­ной и зем­ной через во­пло­ще­ние Сы­на Бо­жия — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. На ней изо­бра­жен дом или храм и в нем сто­я­щая Бо­го­ма­терь в хи­тоне, с по­кры­ва­лом на го­ло­ве, под се­нью, под­дер­жи­ва­е­мой се­мью стол­па­ми.

Ру­ки и дла­ни Ее рас­про­стер­ты, а сто­пы утвер­жде­ны на сер­по­вид­ной луне. На пер­сях Бо­го­ма­те­ри по­ко­ит­ся Пред­веч­ный Мла­де­нец, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а в ле­вой име­ю­щий дер­жа­ву. На кар­ни­зе се­ни на­чер­та­ны сло­ва кни­ги Прит­чей: «Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов седмь».

Над се­нью по­сре­дине изо­бра­жен окру­жен­ный лу­ча­ми Дух Свя­той, а немно­го вы­ше, так­же окру­жен­ный си­я­ни­ем, Бог Отец, име­ю­щий в ле­вой ру­ке дер­жа­ву, а пра­вой бла­го­слов­ля­ю­щий; из уст Его ис­хо­дят сло­ва: «Аз утвер­дих сто­пы Ея».

По обе­им сто­ро­нам изо­бра­же­ния Бо­га От­ца и Ду­ха Свя­то­го пред­став­ле­ны семь ар­хан­ге­лов с рас­про­стер­ты­ми кры­лья­ми и с зна­ка­ми сво­е­го слу­же­ния в ру­ках:

у Михаила – пламенный меч;у Уриила – молния, опущенная острием вниз;у Рафаила – алавастр (алебастровый сосуд для хранения благовоний, в данном случае – мира);у Гавриила – цветок лилии;у Селафиила – чётки;у Иегудиила — царская корона;у Варахиила – цветы, а сам он располагается на белом плате.

Под об­ла­ком с сер­по­вид­ной лу­ной, слу­жа­щей под­но­жи­ем Бо­го­ма­те­ри, изо­бра­жен амвон (возвышение перед иконостасом), включающий в себя семь ступеней с надписями, несущими глубочайший смысл для каждого верующего человека:

    Чистота (помыслов);Слава;Благородство;Смирение перед Господом;Любовь;Надежда;Вера.

Вся икона дополнена надписью «Премудрость создай Себе Дом и утверди столпов седмь».

Основная цель образа – напомнить всем христианам, с какой целью Спаситель пришёл к людям и от кого Он был рождён.

По обе стороны семи ступеней расположены библейские пророки и праотцы:

Моисей со скри­жа­ля­ми, на ко­то­рых на­чер­та­ны сло­ва: «Ра­дуй­ся, скри­жа­ле Бо­жия, на ней же пер­стом От­чим на­пи­са­ся сло­во Бо­жие»;Аарон с жезлом (брат Моисея, первый еврейский первосвященник);царь Давид с ков­че­гом За­ве­та;пророк Исаия (на его хар­ти­и, ко­то­рая свисает с левого плеча вид­на над­пись: «Се Де­ва во чре­ве при­и­мет и ро­дит Сы­на»);пророк Иеремия со свит­ком;пророк Иезекиль с вра­та­ми за­тво­рен­ны­ми;пророк Даниил с кам­нем в ру­ках.

Обратите внимание

Семь сту­пе­ней ам­во­на утвер­жда­ют­ся на се­ми стол­пах, на ко­то­рых на­хо­дят­ся взя­тые из Апо­ка­лип­си­са изо­бра­же­ния и их объ­яс­не­ния:

на пер­вом стол­пе изо­бра­же­ны 7 очес с над­пи­сью: «дар со­ве­та»; на вто­ром — се­ми­свеч­ник с над­пи­сью: «дар ра­зу­ма»; на тре­тьем — кни­га с 7 при­ве­шен­ны­ми пе­ча­тя­ми и над­пи­сью: «дар пре­муд­ро­сти».

с ле­вой сто­ро­ны на пер­вом край­нем стол­пе изо­бра­же­ны 7 труб и над­пись: «дар кре­по­сти»; на вто­ром — пра­вая ру­ка с 7 звез­да­ми и над­пи­сью: «дар ве­де­ния»; на тре­тьем — 7 ку­риль­ниц ды­мя­щих­ся и над­пись: «дар бла­го­че­стия»; на чет­вер­том и по­след­нем стол­пе — 7 струй мол­нии с над­пи­сью: «дар стра­ха Бо­жия».

Та­ким об­ра­зом, на этой иконе, за ис­клю­че­ни­ем Бо­го­ма­те­ри и св. Тро­и­цы, все ли­ца и ве­щи при­спо­соб­ле­ны к сед­ме­рич­но­му чис­лу и име­ют сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Та­ко­во изо­бра­же­ние Ки­ев­ской ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

«София, Премудрость Божия» (Новгородская)

Другой, подобный киевскому, образ находится в Новгороде в Со­фий­ском со­бо­ре и имеет свои отличия. Его особенность заключается в том, что Богоматерь на нём вместе с Иоанном Предтечей молятся, стоя перед Спасителем.

Поэтому тип новгородского извода определяют как деисусный (гре­че­ское сло­во «де­и­сус» зна­чит мо­ле­ние; так на­зы­ва­ют­ся ико­ны, изо­бра­жа­ю­щие Спа­си­те­ля, а пе­ред ним Бо­го­ма­терь и Иоан­на Пред­те­чу в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии).

Икона Софии, Премудрости Божией (Новгородская)

На этой иконе изо­бра­жен Гос­подь Все­дер­жи­тель в цар­ской одеж­де, с ог­нен­ны­ми кры­лья­ми на ог­нен­ном пре­сто­ле, утвер­жда­ю­щем­ся на се­ми стол­пах. Во­круг Все­дер­жи­те­ля го­лу­бое небо, ис­пещ­рен­ное звез­да­ми.

По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­жия Ма­терь и Иоанн Пред­те­ча как бли­жай­шие сви­де­те­ли во­пло­ще­ния Сло­ва Бо­жия. Ввер­ху изо­бра­жен Спа­си­тель, поднявший руку в благословляющем жесте.

Важно

Вы­ше это­го изо­бра­же­но опять го­лу­бое звезд­ное небо и здесь на зо­ло­том пре­сто­ле ле­жа­щее Еван­ге­лие, пе­ред ко­то­рым шесть ан­ге­лов (по три с каж­дой сто­ро­ны) пре­кло­ня­ют ко­ле­на.

Нов­го­род­ская ико­на Со­фии счи­та­ет­ся чу­до­твор­ной.

По мнению всех молящихся перед иконой «София Премудрость Божия» Благодатная Мария не оставляет без внимания ни одну просьбу, на каждую приходит ответ в виде знака, события или просто разрешения ситуации.

Со­хра­нив­ше­е­ся ис­то­ри­че­ское из­ве­стие го­во­рит, что от этой ико­ны в 1542 го­ду по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние од­на жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз.

Дни почитания:

«София – Премудрость Божия» (Новгородская)15/28 августа;
«София – Премудрость Божия» (Киевская) 8/21 сентября.

Все изо­бра­же­ния Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей вы­ра­жа­ют мысль о Ма­те­ри Бо­жи­ей, по­слу­жив­шей ору­ди­ем для во­пло­ще­ния Ипо­стас­ной Пре­муд­ро­сти — Сы­на Бо­жия.

По этой при­чине и празд­не­ство иконе Со­фии со­вер­ша­ет­ся пра­во­слав­ной цер­ко­вью в Бо­го­ро­дич­ные дни и пре­иму­ще­ствен­но на Рож­де­ство Бо­го­ро­ди­цы, как в Ки­е­ве, или же на Успе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, как в Нов­го­ро­де, Во­лог­де, То­боль­ске, Москве и дру­гих ме­стах, где име­ют­ся ико­ны Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Тропарь, глас 1: Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1250611552298993862/ikona-sofiya-premudrost-bozhiya/

Собор Святой Софии в г. Великий Новгород – Святцы

Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Собор был строго симметричным и ещё не имел галерей. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки.

Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками.

Совет

Такое оформление было выбрано под воздействем архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика – фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1930 собор был закрыт и вошёл в состав Новгородского музея-заповедника.

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.

В 2005-2007 произведена реставрация куполов собора.

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.

Апсид три, центральная пятигранная, боковые – округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа.

Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы – 38 м.

Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка).

Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича.

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками.

Обратите внимание

Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV-XVI) и Рождественский (XIV-XVI, отдельные иконы – XIX век).

Читайте также:  Апостол ерм

Среди икон особо выделяются:

  • Икона Божией Матери «Знамение»
  • Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный
  • София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.
  • Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи.

В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII-XIX вв

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя – символа Святого Духа.

По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса.

После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу – и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород.

При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять.

В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.

Важно

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде.

Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород.

В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007. Точную копию креста оставили и в испанском музее.

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/novgorodskaya_oblast/veliliy-novgorod/sobor_svyatoy_sofii_v_g__velikiy_novgorod/

Софийский собор в Новгороде

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Выполнил Золотарев В.А Софийский собор в Новгороде Архитектура X-XIII вв:

2 слайд Описание слайда:

Ни один из древних русских городов не сохранил такого количества замечательных памятников зодчества и монументальной живописи ХI-XVII веков, как Новгород.

Речь пойдет о первом каменном здании Новгорода, бесценном памятнике русской архитектуры ХI века – Софийском соборе, памятнике, занимающим видное место в истории мировой архитектуры.

В 1044 году при князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого, началось в Новгороде строительство стен Кремля, который назывался тогда детинцем. В 1045-1050 годах в центре детинца сооружается грандиозный каменный храм – Софийский собор. Он всего на несколько лет моложе Киевской Софии. Введение

3 слайд Описание слайда:

Исторические сведенья . Дата создания: 1045 г. – 1050 г. Материал, техника: плинфа. В 1045 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Строился собор примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее. Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась

4 слайд Описание слайда:

План собора в конце XIX века. Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками.

Совет

Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

5 слайд Описание слайда:

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур. В 1929 году собор был закрыт и в нём был открыт антирелигиозный музей. В музее были представлены сокровища хранившиеся в ризнице собора — как пример «баснословных богатств церкви» .

Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был сильно повреждён и разграблен, после войны полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Магдебургские врата

6 слайд Описание слайда:

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия.

Апсид три, центральная пятигранная, боковые — округлые. С трех сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи.

Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма. Архитектурные особенности

7 слайд Описание слайда:

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов. Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м.

Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не обделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н.

Обратите внимание

цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер.

Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

8 слайд Описание слайда:

Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты росписи центрального купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками.

Фреска «Пантократор» в главном куполе была уничтожена в годы Великой Отечественной войны. Основная роспись сделана в XIX веке. В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (XV—XVI) и Рождественский (XIV—XVI, отдельные иконы — XIX век).

Среди икон особо выделяются: Икона Божией Матери «Знамение» Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный София, Премудрость Божия (XV век). Находится в центральном иконостасе. Отличается большим символизмом даже по сравнению с иконами того же типа. Например, Премудрость в новгородской версии имеет красный цвет, означая жертву Христа.

Тихвинская икона Богородицы (XVI). Находится в Рождественском иконостасе. Эта икона находилась с новгородцами во время заключения Столбовского мира. Риза на иконе изготовлена по заказу царевны Софьи. Росписи и иконы

9 слайд Описание слайда:

Мощи В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, архиепископов Никиты и Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

10 слайд Описание слайда:

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса.

Важно

После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним. Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород.

При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять.

В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. Крест главного купола и легенда о голубе

11 слайд Описание слайда:

Важно

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде.

Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород.

В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России. 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.

По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

12 слайд Описание слайда:

Собор со всех сторон Собор в центре кремля (детинца)

13 слайд 14 слайд Описание слайда:

Южный фасад Северо-восточный фасад Восточный фасад Западный фасад

15 слайд Описание слайда:

На данный момент Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов. Икона на которой изображена и сама София Заключение:

16 слайд 17 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/sofiyskiy-sobor-v-novgorode-1628691.html

Достопримечательность Великого Новгорода: Софийский собор

Величайший памятник древнеславянского зодчества и важнейшая святыня православной Руси, Софийский собор в Новгороде был заложен князем Владимиром Ярославичем в середине XI века.

Собор строился по подобию одноименного храма в Киеве и наследует черты его облика. Однако статная массивность и величественная лаконичность пятиглавого строения уникальна. Символ города, София Новгородская берет на себя роль архитектурной доминанты, возвышаясь над левым берегом Волхова. Здание находится в самой древней северной части кремля, называемой Владычным двором.

Софийский собор пережил многое. В 1920-е годы по приказу советских властей собор был превращен в антирелигиозный музей, чья экспозиция демонстрировала “несметные церковные богатства”.

Совет

Годы войны нанесли зданию тяжелый урон: от артобстрела пострадал его фасад, драгоценные элементы внутреннего убранства были похищены или повреждены.

Венчавший центральный купол крест в качестве трофея был вывезен и найден лишь в 2002 году в Мадриде.

На куполе установлена фигура голубки, о которой ходит легенда. Говорят, что, когда Иван Грозный с опричным войском учинил в Новгороде погром, мимо пролетал голубь и сел на крест. Увидев бесчинства, птица обратилась в камень. Одному из монахов тогда было чудесное видение: Богородица открыла ему, что голубка послана городу в утешение и будет он благословен, пока не слетит она с креста.

Интерьер Софийского собора так же величественен, как и внешний его облик. Роспись, которую можно видеть сегодня, относится к концу XIX века.

Фрагменты первоначальных работ, датируемых 1109 годом, немногочисленны и представлены в западной части центрального нефа. В частности, уцелела датируемая 1341 годом икона Петра и Павла.

Под стеклом хранится уникальная фреска “Константин и Елена” 1108 года, напротив придела раскопан древний пол.

Читайте также:  Беочинский монастырь, сербия, автономный край воеводина, город беочин

Элементы конструкции здания также претерпели изменения. Собор имеет три иконостаса. Главный и Рождественский украшены иконами XV-XVI веков, особенно интересны икона Богоматери “Знамение”, София, Премудрость Божия. Самая почитаемая, Тихвинская икона Богородицы, расположена слева от Царских ворот.

В храме хранятся мощи святых княгини Ирины и ее сына Владимира, князей Федора и Мстислава, архиепископа Иоанна и епископа Никиты.

Обратите внимание

При входе в собор находится резной белокаменный крест, которым митрополит Алексий почтил победу на Куликовом поле. По велению Ивана Грозного в соборе напротив алтаря было установлено царское моленное место. Паникадило, центральный светильник, был дарован храму Борисом Годуновым.

Софийский собор был основан в середине XI века
Архитектура храма уникальна: такие строились только в XI веке
Интерьер Софийского собора
Время работы:7:00-20:00. Божественная литургия совершается ежедневно в 10:00. Вечернее богослужение происходит в 18:00 ежедневно со среды по воскресенье.Стоимость билетов:100 рублей.Как добраться:на любом автобусе, который идет в центр.Адрес:Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская область, Россия.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/novgorod_region/novgorod/saint_sophia_cathedral.html

Икона София Премудрость Божия

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Есть много списков с изображением Софии, Премудро­сти Божией, — например, в Киеве, Новгороде, Вологде, Тобольске, в Москве, в Троице-Сергиевой лавре и других местах, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому.

Впервые этот образ появился в Византии. Именно ему был посвящен юстиниановский храм Софии Премудрости Божией в Константинополе.

Все списки с изображением Софии, Премудрости Божией, изображают Бо­жию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Бо­жия, выражая одну главную мысль.

Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле.

Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией.

Под Премудростью, или Софией, разумеют Сына Божия на основании IX главы книги Притчей Соломоновых, где говорится: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь».

В этих словах содержится указание на Хри­ста, Сына Божия, Который в Посланиях апостольских называется Божией си­лой и «Божией Премудростью»; а в слове «дом» содержится указание на Пресвятую Деву Марию, послужившую воплощению Сына Божия.

На основа­нии этих слов строится изображение икон Св. Софии, Премудрости Божией.

«София, Премудрость Божия» (Киевская)

Икона Софии, Премудрости Божией (Киевская)

Одним из наиболее старинных списков иконы является Киевская икона «София Премудрость Божия», находящийся в Киеве, в Софийском со­боре.

Эта икона, заимствованная из церкви Юстиниана в Византии, изображает со­единение Церкви Небесной и земной через воплощение Сына Божия — Пре­мудрости Божией. На ней изображен дом или храм и в нем стоящая Богома­терь в хитоне, с покрывалом на голове, под сенью, поддерживаемой семью столпами.

Руки и длани Ее распростерты, а стопы утверждены на серповид­ной луне. На персях Богоматери покоится Предвечный Младенец, правой ру­кой благословляющий, а в левой имеющий державу. На карнизе сени начер­таны слова книги Притчей: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь».

Важно

Над сенью посредине изображен окруженный лучами Дух Святой, а немного выше, также окруженный сиянием, Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правой благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвер­дих стопы Ея».

По обеим сторонам изображения Бога Отца и Духа Святого представлены семь архангелов с распростертыми крыльями и с знаками свое­го служения в руках:

  • у Михаила – пламенный меч;
  • у Уриила – молния, опущенная острием вниз;
  • у Рафаила – алавастр (алебастровый сосуд для хранения благовоний, в данном случае – мира);
  • у Гавриила – цветок лилии;
  • у Селафиила – чётки;
  • у Иегудиила — царская корона;
  • у Варахиила – цветы, а сам он располагается на белом плате.

Под облаком с серповидной луной, служащей подножием Богоматери, изо­бражен амвон (возвышение перед иконостасом), включающий в себя семь ступеней с надписями, несущими глубочайший смысл для каждого верующего человека:

  1. Чистота (помыслов);
  2. Слава;
  3. Благородство;
  4. Смирение перед Господом;
  5. Любовь;
  6. Надежда;
  7. Вера.

Вся икона дополнена надписью «Премудрость создай Себе Дом и утверди столпов седмь».

Основная цель образа – напомнить всем христианам, с какой целью Спаситель пришёл к людям и от кого Он был рождён.

По обе стороны семи ступеней расположены библейские пророки и праотцы:

  • Моисей со скрижалями, на которых начертаны слова: «Радуйся, скрижа­ле Божия, на ней же перстом Отчим написася слово Божие»;
  • Аарон с жезлом (брат Моисея, первый еврейский первосвященник);
  • царь Давид с ковчегом Завета;
  • пророк Исаия (на его хартии, которая свисает с левого плеча видна над­пись: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына»);
  • пророк Иеремия со свитком;
  • пророк Иезекиль с вратами затворенными;
  • пророк Даниил с камнем в руках.

Семь ступеней амвона утверждаются на семи столпах, на которых находятся взятые из Апокалипсиса изображения и их объяснения:

  • на первом столпе изображены 7 очес с надписью: «дар совета»;
  • на втором — семисвечник с надписью: «дар разума»;
  • на третьем — книга с 7 привешенными печатями и надписью: «дар пре­мудрости».
  • с левой стороны на первом крайнем столпе изображены 7 труб и над­пись: «дар крепости»;
  • на втором — правая рука с 7 звездами и надписью: «дар ведения»;
  • на третьем — 7 курильниц дымящихся и надпись: «дар благочестия»;
  • на четвертом и последнем столпе — 7 струй молнии с надписью: «дар страха Божия».

Таким образом, на этой иконе, за исключением Богоматери и св. Троицы, все лица и вещи приспособлены к седмеричному числу и имеют символиче­ское значение. Таково изображение Киевской иконы Софии — Премудрости Божией.

«София, Премудрость Божия» (Новгородская)

Другой, подобный киевскому, образ находится в Новгороде в Софийском со­боре и имеет свои отличия. Его особенность заключается в том, что Богоматерь на нём вместе с Иоанном Предтечей молятся, стоя перед Спасителем.

Поэтому тип новгородского извода определяют как деисусный (греческое слово «деисус» значит моление; так называются иконы, изобра­жающие Спасителя, а перед ним Богоматерь и Иоанна Предтечу в молитвен­ном положении).

Икона Софии, Премудрости Божией (Новгородская)

На этой иконе изображен Господь Вседержитель в царской одежде, с огнен­ными крыльями на огненном престоле, утверждающемся на семи столпах. Во­круг Вседержителя голубое небо, испещренное звездами.

По сторонам изо­бражены Божия Матерь и Иоанн Предтеча как ближайшие свидетели вопло­щения Слова Божия. Вверху изображен Спаситель, поднявший руку в благословляющем жесте.

Выше этого изображено опять голубое звездное небо и здесь на золотом престоле лежащее Евангелие, перед которым шесть ангелов (по три с каждой стороны) преклоняют колена.

Новгородская икона Софии считается чудотворной.

По мнению всех молящихся перед иконой «София Премудрость Божия» Благодатная Мария не оставляет без внимания ни одну просьбу, на каждую приходит ответ в виде знака, события или просто разрешения ситуации.

Сохранившееся исто­рическое известие говорит, что от этой иконы в 1542 году получила исцеле­ние одна женщина, страдавшая болезнью глаз.

Дни почитания:

  • «София – Премудрость Божия» (Новгородская) – 15/28 августа;
  • «София – Премудрость Божия» (Киевская) – 8/21 сентября.

Все изображения Софии — Премудрости Божией выражают мысль о Матери Божией, послужившей орудием для воплощения Ипостасной Премудрости — Сына Божия.

По этой причине и празднество иконе Софии совершается пра­вославной церковью в Богородичные дни и преимущественно на Рождество Богородицы, как в Киеве, или же на Успение Пресвятой Богородицы, как в Новгороде, Вологде, Тобольске, Москве и других местах, где имеются иконы Софии — Премудрости Божией.

Тропарь, глас 1: Превечная Премудросте, Христе Боже наш! / Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса, / благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы, / средостение вражды разрушив, / освятил еси естество наше / и Царствие Твое нам отверзл еси; / сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя, / и рождшую Тя, / спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую, православно величаем.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (239) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2017/09/20/ikona-sofiya-premudrost-bozhiya/

иконы софийского собора в новгороде | Собор

Великий Новгород, 173007

Кратчайший срок строительства Софийского собора (1045 – 1050) — показательвысокого мастерства древних зодчих.

Телефон: +7 (8162) 77 35 56

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм.

По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне. Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем.

Совет

В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением.

Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора.

И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде. Строили его киевские и византийские мастера.

без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей. рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород .

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь.

символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней.

Обратите внимание

От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Телепроект «Новгородинки» телеканала « Триада ». Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым .

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком.

Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид.

Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке.

По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых.

В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

«Спас на престоле»

«Апостолы Петр и Павел»

Важно

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Местный ряд:

Источник: http://www.tsurganov.info/sobor/ikony-sofijskogo-sobora-v-novgorode.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector