Икона божией матери тихвинская, россия, ленинградская область, город тихвин, тихвинский богородице-успенский монастырь, успенский собор

Тихвин. Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь

Тихвинский Большой Богородицкий монастырь, 1 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году царем Иоанном Грозным, на месте явления иконы Пресвятой Богородицы в 1383 году (см. 26 июня).

Соборный Успенский храм древней архитектуры воздвигнут в 1510 — 1515 годах великим князем Василием Иоанновичем на месте деревянной церкви, построенной в 1383 году по случаю явления чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

На этой святой иконе, ныне составляющей главную святыню монастыря, Богоматерь изображена в полурост, с короною на главе; на Ее левой руке сидит Богомладенец, благословляющий правой рукой, а в левой держащий свиток. Святая икона богато украшена; стоимость имеющихся на ней драгоценностей простирается до 70 тысяч рублей.

Обратите внимание

Ежегодно тысячи народа стекаются в город Тихвин для поклонения святой чудотворной иконе, с которою в течение года 24 раза совершается крестный ход по окружным селениям монастыря. Кроме этой святой иконы, в рбители находится замечательная с нее копия, именуемая «Ополченной» иконой.

Во время войны 1812 года сия икона дана была в благословение от Тихвинского монастыря Тихвинской дружине ополчения и по окончании похода возвращена в обитель; она же сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и во время Крымской войны.

В монастыре также весьма чтимы: образ Нерукотворенного Спаса, древнего письма, и древний образ святителя Николая. Ежегодно 26 июня, в память явления святой Тихвинской иконы, совершается в монастыре крестный ход, а также в 3-й день Пасхи и на 15 августа из всех городских церквей в монастыре и вокруг монастыря. При монастыре больница, богадельня и духовное училище.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

ТИХВИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ

Лесные болотистые земли по берегам рек Сяси и Тихвинки входили в состав одной из пятин Великого Новгорода. Летописцы называли их “страною тифинскою” и подчеркивали большое значение торгового пути “.. .вдоль Волхова, через ямы Сольковский и Пшогжу, а далее сухим путем. ..” в одну из рек Волжского бассейна.

Здесь возникло поселение, превратившееся впоследствии в город Тихвин. Исследователи сходятся на том, что Пречистенский погост на Тихвинке, положивший начало одному из крупнейших ныне городов Ленинградской области, возник в XIV в. Летописи отмечают в 1383 г.

“явление иконы Богородицы”, на месте которого закладывается погост Успенский.

С распространением новгородского влияния на территорию нынешней Карелии через поселение на Тихвинке пролегли пути в Олонецкий и Архангельский края, и в лесах “тифинских” рядом с крестьянскими стали рубиться купеческие “хоромины”, а вблизи от них – амбары на русский лад и бани для путников и служилых людей.

Можно предположить, что первые три церкви были деревянными и сгорели одна за другой в 1390, 1395 и 1500 гг. В 1507 г. на их месте московский “нарядчик” Дмитрий Сырков и некий Фрязин на средства великого князя московского Василия III начинают строительство каменной Успенской церкви. Законченная в 1515 г., она стала главным строением деревянного ансамбля предшествующего времени.

Значение Тихвина особенно возросло в XVII в., когда город оказался в центре исторических событий и горожане вместе с малочисленным гарнизоном показывали чудеса храбрости в боях с польско-шведскими захватчиками.

Важно

Торгово-ремесленный городок вошел в историю как пограничная крепость, принявшая и успешно отразившая натиск иноземных захватчиков, направляющихся к Новгороду и Москве.

В благодарность за проявленную доблесть город отстроили, украсили, даровали ему многие права, но вскоре о нем… забыли.

В XIX в., когда многие города России развились благодаря возникновению промышленных предприятий, Тихвин оказался обойденным и постепенно зачах.

Но он вновь ожил, когда в 60-х годах нынешнего века в нем были построены цеха филиала ленинградского Кировского завода. В городе появились современные жилые районы, обособленная промышленная зона.

Вместе с тем здесь берегут исторический центр с первоначальной планировкой и памятниками архитектуры XVI-XIX вв.

Реставрационные работы в комплексе Тихвинского Успенского монастыря ведутся по проектам инженера И. П. Любаровой, архитекторов В. В. Экк, А. Н. Милорадовича, К. А. Степанова, О. В. Бакеевой, Е. П. Варакипа.

Успенский собор

Композиционным центром Тихвина до наших дней остается Успенский собор (1510-1515 гг.) и монастырский ансамбль, сформировавшийся вокруг него по оси Новгородской улицы. Фасады собора лишены декоративного убранства.

Их гладкую поверхность расчленяют лопатки, повторяющие трехчастное деление интерьера столбами на нефы. Растесанные в XVIII-XIX вв. окна пропускают в интерьер верхний свет. Галерея на столбах из белого камня утратила арки проемов, а над парадным крыльцом, имевшим до середины XVIII в.

Совет

бочкообразное покрытие, возведен цилиндрический свод на кирпичных столбах.

Интерьер Успенского собора украшает шестиярусный резной иконостас с золотыми царскими вратами, обвитыми нарядной резьбой в виде виноградных лоз. Установленный после пожара 1624 г., он сохранился до наших дней. Большинство икон XVII в. талантливо написаны тихвинскими живописных дел мастерами.

Закладка монастыря вокруг Успенского собора произведена в феврале 1560 г. Иван Грозный, по приказу которого строительством монастырского ансамбля занялся Федор Дмитриевич Сырков, предусмотрел в этом возможность создания на пути в Швецию еще одного мощного оборонительного сооружения.

Тихвину действительно суждено было стать крепостью, и защитники города в XVII в. достойно возглавили борьбу русского народа с шведскими захватчиками в Обонежье. Сырков перенес дома крестьян, находившиеся рядом с собором, в сторону деревеньки Киселево, устроив там посад с торговой площадью.

Использовав природные условия – берег Тихвинки с севера, болото с юга, заливаемые низины перед Вязицким ручьем на западе,- Сырков обезопасил новый монастырь, создав эффективную оборонительную систему непроходимых пространств перед бревенчатой стеной.

Прясла по всем правилам фортификационного искусства укреплялись земляной насыпью и представляли собой “тын стоячий” с двумя воротами. Вторая линия обороны монастыря – деревянные келейные корпуса, выстроенные “четверообразно” вокруг собора.

Их ряды к югу от собора как бы разрывала деревянная Покровская церковь с трапезной и звонницей. Проект реставрации келейных корпусов – архитектора В. В. Экк.

Покровская церковь с трапезной

Каменная трапезная, восстанавливаемая в наши дни, возведена в 1581 г. вместо деревянной постройки Ф. Д. Сыркова. Изображение ее на плане И. Зеленина 1678 г. позволяет судить о первоначальном облике этого культового сооружения. Маленькая столпообразная Покровская церковь с одной главкой, окруженной кокошниками, примыкает к массивной двухэтажной трапезной.

Просторная трапезная со сводами, возвышающимися над палатой-залом, служила для больших сборов монастырских и посадских людей Тихвина. В центре зала расположен столб, воспринимающий тяжесть сводов. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа.

Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придает им некоторую суровость.

Обратите внимание

Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведет сразу на второй этаж, подчеркивая тем самым его функциональную роль. Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создают красивую игру светотени на строгом фасаде, расчлененном лишь темными нишами окон.

Фасады Покровской церкви своим декоративным убранством перекликаются с оформлением Успенского собора. Стены на булыжных фундаментах членились лопатками и в XVI в. завершались рядами кокошников, придававших четкую завершенность всему сооружению. После сильного пожара 1629 г.

здание церкви восстановили, а в XVIII в. облик его изменили, надстроив восьмериком с полуциркульными окнами и увенчав тяжелым куполом с главкой. Старинное завершение с кокошниками не возрождалось. По проекту реставрации архитектора В. В.

Экк Покровской церкви возвращен ее первоначальный облик.

Звонница

Одним из интереснейших элементов ансамбля Тихвинского Успенского монастыря является звонница. Ее восточный фасад примыкает к бывшим Казенным кельям XVII в., западный – к Покровской церкви. Вместе с нею звонница создает своим завершением выразительный силуэт в центре архитектурного ансамбля, занимающего низкими корпусами и стенами обширную территорию.

Город немыслим без звонницы.

С нее возвещали колокола о приближении врага к стенам крепости; звонили в честь народных праздников. Здесь хранилась казна, оружие, порох. Тихвинская звонница представляла очень важный элемент в объемно-пространственном облике всего города. Деревянная звонница, стоявшая на месте нынешней, была срублена в XVI в. и, видимо, сгорела, как большинство первых сооружений монастырского ансамбля.

В рукописи Иверского монастыря (на Валдае) XVII в. имеется запись о постройке кирпичной звонницы в 1593-1600 гг., о том, что она была разделена на пять “гнезд” (мест для колоколов) и имела многочисленные помещения для монастырских нужд. Одной из наиболее важных функций каменной звонницы было хранение военных припасов, что во время пожара 1623 г.

сыграло, однако, печальную роль в судьбе ряда сооружений. Документы XVII в. сообщают: “…тою колокольню пороховою казной разорвало…”, но часть ее все же сохранилась и использовалась тихвинцами для строительства новой звонницы. Были сохранены основные размеры и пропорции звонницы. Восстановление пятипролетной шатровой звонницы длилось до 1631 г. В 1777 г.

звонница подверглась значительным перестройкам. Вместо традиционного русского шатрового завершения над аркой звона выложили карниз сложного профиля и увенчали звонницу классицистическим фонариком с двумя шпилями по сторонам.

Важно

В таком оформлении звонница существовала до Великой Отечественной войны, в ходе которой ей, как и всему историческому ансамблю, был нанесен большой урон.

Основные элементы убранства фасадов звонницы па протяжении нескольких веков сохранялись, так же как и ее планировка. Парадный (северный) фасад, выходящий в сторону собора, расчленен лопатками на пять частей. Деление на ярусы подчеркивают изящные тяги.

Главный фасад выделяли большие часы, циферблат которых размещался под самой аркадой звона на третьем ярусе. Установлены они были в 1716 г. новгородским мастером Андреем Григорьевым.

Многочисленные помещения и палатки звонницы соединялись двумя лестницами в толще стен и отличались нависающими кирпичными сводами, напоминающими переходы оборонительных сооружений.

Еще недавно на месте исторического памятника возвышалась бесформенная груда обломков, оставшихся со времен Великой Отечественной войны. Начавшиеся в 60-х годах XX века реставрационные работы по проекту архитектора К. А. Степанова вернули звоннице облик XVII столетия.

Стены и башни

Первоначальная оборонительная тыновая стена Тихвинской крепости на земляной подсыпке датируется 1560 г., а к 40-м годам XVII столетия она была перестроена в ограду с “тарасами” (деревянными срубами в земляной засыпке основания) с девятью башнями.

Строительство оборонительных сооружений монастыря было завершено к 1608г. Через несколько лет они выдержали наступление войск шведского маршала Якоба Делагарди. Мощные крепостные стены позволили тихвинцам отразить атаки отряда наемников под водительством француза Ла Кумба.

Благодаря правильно организованной обороне Тихвинская крепость устояла в 1613 г., а с подходом подкреплений из Москвы и Новгорода она стала центром борьбы с иноземными захватчиками. Шведские войска еще дважды пытались овладеть тихвинскими укреплениями (1614 и 1615 гг.

), но эффективная оборонительная система монастыря-крепости выдержала и эти осады.

Об истории монастырских строений рассказывают “Книги городничего старца”, должность которого была учреждена в 1658 г. Выбиравшийся из числа монахов, он следил прежде всего за состоянием оружия, нуждами гарнизона.

Одни из первых городничих старцев – Варенцовский – в книге 1666 г.

назвал и описал девять башен фортификационного ансамбля: Омутную, Тайничную, Раскатную, Озерную, Столбовую, стоявшие в центре оборонительных прясел, угловые: Мельницкую и Федоровскую, воротные: Введенскую и Никольскую.

Башни соединялись ходом поверх рубленых стен, имели сквозные проходы по ярусам, что позволяло защитникам крепости под прикрытием переходить с одной стены на другую. Это описание относится ко времени максимального развития военной мощи монастыря-крепости, возросшей в ходе длительной и успешной борьбы тихвинцев со шведами.

Совет

В 1669 г. начались работы по замене деревянных укреплений каменными. Никольская и Введенская воротные башни и примыкающие к ним участки стен оделись в камень к 1700 г. А северная и южная стены перестраивались лишь в 1788-1795 гг. Кирпичная стена XVIII в. сохранилась почти полностью; она разрушена только на участке вдоль Тихвинки и с востока.

Каменная ограда Тихвинского монастыря легка и нарядна. Верхняя ее часть украшена круглыми декоративными амбразурами, а по внутренней стороне проходила деревянная открытая галерея на кирпичных аркадах нижнего яруса.

Каменные башни ограды большей частью пустовали, так как после шведского нашествия Тихвин больше не подвергался разрушениям. Годы перестройки деревянных стен монастыря-крепости в каменные (1669-1699) стали временем формирования каменного монастырского ансамбля.

Работы по его строительству продолжались в XVIII в.

Келейные корпуса

Почти одновременно с каменными стенами (1668 г.) строятся Казенные кельи. Кирпичные одноэтажные корпуса под двускатной кровлей возводились артелью во главе с каменщиками Иваном Аникеевым и Яковом Агапитовым. В 1676 г.

под руководством того же Агапитова произведена надстройка Казенных келий вторым этажом, а еще позднее, в 1812 г., они перестраиваются под архиерейские кельи. В конце XVIII – начале XIX в.

фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны “под один вид”: были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма.

Читайте также:  Василий блаженный

В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство.

По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной “Памятники архитектуры Ленинградской области”, Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00115

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, или странствия Иконы Божией Матери Одигитрии

Что-то мне подсказывает, что следующей осенью нас уже не будет в Питере…. А ведь столько всего еще не смотрено в Ленобласти! Хотя…, нет, я себя недооцениваю

Источник: https://frog-travelers.ru/tikhvinskij-bogorodihnyj-uspenskij-muzhskoj-monastyr-foto/

Тихвинский Успенский монастырь

К югу от Ладожского озера, юго-восточнее легендарного поселения Старая Ладога лежит древний городок Тихвин. Голубой змейкой ползет-извивается через него обмелевшая речка Тихвинка. Лишь весной она подступает вплотную к невысоким стенам мужского Тихвинского монастыря.

Явление Тихвинской иконы Божией Матери

Связь с водой у монастыря не случайна и имеет отношение к древней его истории. Старинные летописи рассказывают, как в 1383 году промышлявшие на Ладоге рыбаки увидели чудесное видение. В ярком луче солнечного света, пробившегося сквозь пелену низких неласковых туч, на поверхности озера заблистала икона.

Дивный образ Богоматери словно плыл над водой и скрылся на берегу… Возле речки Тихвинки в честь этого чуда и была заложена деревянная церковь.

Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую из Константинополя за 70 лет до взятия его турками, дивным образом она перенеслась по небу на берега Ладоги и Тихвинки.

Основание Тихвинского Успенского монастыря

Рождение Тихвинского Успенского Богородичного монастыря связано с именем Ивана Грозного. В 1558 году он начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике.

Новгородские земли после этого превратились в «прифронтовую» полосу, таким образом, появилась причина для основания в Тихвине хорошо укрепленного монастыря; причина эта была сугубо оборонительного свойства.

Соответствующее приказ царя последовал в 1560 году.

Тихвинский монастырь в Смутное время

В Смутное время стенам Тихвинского монастыря и его мужественным защитникам пришлось неоднократно отражать атаки шведских «гостей». Дело в том, что в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, и царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты.

Отряд шведского военачальника (француза по происхождению) Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению тихвинцев пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев.

Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом. Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом».

Обратите внимание

Шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, оккупанты бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери.

Мирная жизнь в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века — он хорошел, облекался в камень. Правда, этому устроению предшествовала еще одна беда — в 1623 году страшный пожар нанес тяжелые раны обители. В ходе последующего ремонта в соборном храме Тихвинского монастыря пришлось поновлять первоначальные росписи.

Венценосные гости Тихвинского монастыря

Романовы Тихвинскую обитель любили и навещали.

В Успенском соборе молились перед чудотворным образом Петр I (1717 год), Елизавета Петровна (1747 год; она приезжала в монастырь с великим князем Петром Федоровичем, будущим императором Петром III, и его женой Екатериной Алексеевной), Павел I (1798 год), Александр I (сопровождал отца в 1798 году, а в 1823 году он уже в царском звании еще раз побывал в монастыре), Александр II (1858 год). Монаршие посещения, как водится, сопровождались богатыми пожертвованиями.

В ходе секуляризации, проведенной Екатериной II в 1764 году, монастырь потерял все свои земельные владения и почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей.

Проистекавшие от Тихвинского образа Божией Матери чудеса, которые продолжали множиться, привлекали в обитель огромное количество паломников.

Тихвинский монастырь после революции

Тихвинский монастырь в 1918 году был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму. Позже в нем размещался воинский продовольственный склад, в военные годы — госпиталь, после войны — цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов.

А Тихвинская икона Божией Матери в 1941 году, впервые за без малого шесть веков, покинула Тихвин. Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине недолго, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказался и чудотворный образ.

Немцы организовали в Пскове духовную миссию и выставляли икону в Троицком соборе, куда для поклонения святыне стекалась масса православного люда.

При их отступлении знаменитая икона была вывезена в Ригу. Оттуда рижский архиепископ Иоанн тайно вывез святыню в Америку, где долгие годы она хранилась в Чикаго, в скромном Свято-Троицком соборе. По завещанию отца Иоанна икона должна была вернуться в Россию после полного возрождения Тихвинского монастыря. Так оно и случилось.

Утром 4 июля 2004 г. по Невскому проспекту в Санкт-Петербурге прошел крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. Погостив еще четыре дня в знаменитом Казанском соборе, она вернулась в Тихвин и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у юго-западного столпа.

Тихвинский монастырь к тому времени давно уже был действующим; иноческая жизнь возобновилась в нем в 1995 году.

Монастыри Ленинградской области.

Источник: http://posmotrim.by/article/tihvinskiy-monastyr.html

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан.

Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

Важно

Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывносвязаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает “путеводительница”, “указующая путь”). Этот образ был написан, по преданию, Св.

Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, уже в V в.

икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии—первой христианской империи.

В 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой.

Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».

В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.

Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин». Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся.

Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам.

Совет

Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.

Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами.

Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица.

А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма.

Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св.

Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы.

Важно

Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Обратите внимание

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой.

Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г. по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской.

О каменной соборной церкви Успения, что и поныне украшает обитель, надо сказать особо. Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое.

Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение.

Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей.

Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием. Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом.

Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство. Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России.

Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры.

Важно

При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г. царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы.

Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г. Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения.

Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Сребропозлаченный оклад для образа Богородицы украшенный жемчугом и самоцветами и изготовленный в 1718 г., тоже был «обетным подношением» к чудотворному образу от 67 «лучших торговых людей» тихвинских.

Знатные граждане просили архимандрита монастыря Рувима о ходатайстве об их нуждах перед Петром I. Все описания монастыря подробно перечисляют бесконечное количество драгоценных камений, украшавших ризу иконы.

Читайте также:  Постные дрожжевые блины

Лучшие из них были вкладами русских императриц.

Предания о чудотворной иконе дошли до нас в «Сказании о явлении и чудесах Тихвинской иконы Богоматери». Наиболее пространная, “официальная” редакция «Сказания» была создана при царе Алексее Михайловиче в XVII в. Автор «Сказания»—иконописец Тихвинского монастыря Родион Сергеев.

По указанию царя и в знак признания особой, общегосударственной важности этого документа, редактура «Сказания» была поручена знаменитому «труднику слова», духовному писателю и поэту XVII в.

Симеону Полоцкому, для совместной работы с которым Родиона Сергеева специально вызвали в Москву.

Совет

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу.

Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в. страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты.

Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя».

Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой. Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных».

В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами.

С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон.

Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости.

Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев. И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г.

Обратите внимание

защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско.

Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще»…

Так истерзанная интервентами, разоренная Смутой и предательствами, без законного царя, без регулярной армии Русь—Святая Русь—спаслась. Спасено же наше Отечество было тогда самой Царицей Небесной, благодатной силой Ее образа и верой народа в Ее заступничество.

Заступничество Божьей Матери и чудеса ее Тихвинского образа не прекращались на нашей земле. В июне 1812 г. архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери».

Тихвинская икона пользовалась и продолжает пользоваться такой славой, что списки с нее разошлись по России в огромном количестве. Мало в России храмов, где не было бы Тихвинской иконы Богородицы.

В середине 20-х годов монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители. В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо.

Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу. Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории.

Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982).

Важно

Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства.

Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду.

Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель.

В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением.

Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря.

Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г.

в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте.

Совет

Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

По материалам интернет-узла Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря.

Источник: https://larhotel.ru/dostoprimechatel-nosti-tikhvina/114-chudotvornaia-tikhvinskaia-ikona-bozhiei-materi.html

Интересные места. Северо-Запад

Тихвин – небольшой город на юго-востоке Ленинградской области с населением около 60 тысяч человек. Основной его достопримечательностью является Успенский монастырь (Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь), основанный в XVI веке.

Вся история монастыря основывается на “чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери Одигитрии” (что в переводе с греческого означает “путеводительница”, “указующая путь”). Именно она стала той основой, вокруг которой был создан монастырь. Ее неоднократно использовали в сражениях как символ, для поддержки Русских войск.

Будучи атеистом, рассказываю о монастыре с исторически-архитектурной точки зрения. Приношу извинения если по незнанию задел чувства верующих.

Сердцем монастыря является “пятиглавый” Успенский собор.

Можно выделить следующие даты, в истории монастыря.

Сборная историческая лента:

            

  • 1383 г. – икона Одигитрия “взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь”;        
  • конец XV в. – построены небольшие церкви в Тихвине, где и хранится икона. Церкви три раза горели и восстанавливались, а икона все три раза спасалась;        
  • 1507 г. – по указу царя Василия III заложена каменная Успенская церковь – “пятиглавая” и икона и получает наименование Тихвинской;        
  • 1560 г. – основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери;        
  • 1610 г. – “литовское разорение”. Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами;        
  • 1613 г. – длительная осада ополченцев. Считается, что именно икона помогла оборонявшимся и не позволила захватить монастырь;        
  • 1812 г. – икона используется для благословления дружины, отправляющуюся на войну с Наполеоном;        
  • 1920 г. – монастырь закрыт. Икона стала экспонатом краеведческого музея;        
  • Великая Отечественная Война – икона захвачена и перевозится в Псков, Ригу, Германию и далее в США епископом Иоанном. По завещанию она могла быть возвращена, только после полного восстановления Тихвинского монастыря;        
  • 1995 г. – монастырь передан Церкви;        
  • 2004 г. – икона возвращена в монастырь.

Монастырь окружен парками и прудами. После внешних ворот и небольшого парка находятся Святые врата с надвратной церковью Вознесения и кельи.

Далее находится внутренний двор, который по своему устройству напоминает крепость – кольцо зданий, плотно примыкающих друг к другу.

Большая трапезная располагается справа от входа.

Далее за ней находится “Звонница и Казённые кельи”.

На звонницу можно подняться и изучить колокола вблизи. Так же там находятся действующие кельи.

Изнутри “Святые врата” выглядят по другому.

Очень аккуратно выглядит сад перед церковью “Крестоводздвиженья”.

Сама церковь “Крестоводздвиженья” имеет несколько нестандартный вид.

Успенский собор, находится в центре монастыря.

Со стороны прудов открывается вид на весь монастырь в целом.

Посещение Успенского монастыря оставило смешанные впечатления. С одной стороны это, несомненно, интересный исторический памятник и бесценное место для верующих. Очень порадовала возможность подняться на звонницу и в целом дружелюбное отношение.

С другой стороны – у меня не было ощущения духа монастыря.

При входе продают “Молитвы+Магниты”, посетители идут стройной толпой, что бы отметится в посещении “культурного памятника”, да и сам монастырь отремонтирован крашенной фанерой, там где раньше были каменные стены.

Кроме монастыря, в Тихвине есть довольно большой висячий мост через реку Таборы, а так же большое количество грибов и ягод в прилегающих лесах. В общем случае в воздухе витает простота и спокойствие местного уклада жизни.

Питание

Тихвин город небольшой, но магазинчики найти не проблема, а вот ресторанов не видел. В самом монастыре еду не продают.

Что брать

Одежда, подходящая для посещения монастыря.

Дополнительные расходы

Посещение звонницы ~30р., посещение монастыря.

Тихвин. Расположение. GPS координаты

Точка Координаты
Успенский монастырь 59°39?11.51?N, 33°31?15.72?E
Парковка Успенского монастыря 59°39?3.09?N, 33°30?48.53?E
Висячий мост 59°38?43.97?N, 33°31?13.56?E

Данный участок подробнее всего представлен на maps.yandex.ru, по этому координаты были взяты оттуда.

Тихвин. Успенский монастырь. Как добраться

На автомобиле от Петербурга по КАДу, поворот на Мурманск (М18) и до Новой Ладоги. Там поворот направо на А114 (не путать с А115, которая чуть раньше тоже поворачивает направо) и до развилки на Тихвин.

Далее по Ленинградской улице, направо на улицу Зайцева и на Советскую. Слева будет видна внешняя стена монастыря, а справа парковка. До Тихвина около 220 км.

, хотя средняя скорость движения может быть низкой из за пробок.

Есть железнодорожное сообщение и многочисленные экскурсии из Петербурга.

Качество дороги

Качество КАД, М18 и А115 хорошее. На М18 при пересечении с КАД и около Невы возможны пробки.

Источник: http://getpath.ru/articles/tihvin/

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь Епархиальный мужской монастырь

  • история монастыря
  • святыни
  • храмы и богослужения
  • галерея
  • контакты

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан.

Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Торжественные службы по этому поводу прошли в присутствии царской семьи в московском Успенском и новгородском Софийском соборах. Весной-летом того же года срублен был монастырь, деревянный сначала, но добротный и вместительный «по чину великих обителей».

Обратите внимание

Предыстория и история монастыря, как впрочем и его будущее, неразрывно связаны с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери ОдигитрииВ 1383 г. за 70 лет до падения Константинополя «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь».

Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».

В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. Согласно летописи, «в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона «Пречистыя образ Одигитрия» во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин».

Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам.

Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И—о, чудо!—икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами.

Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И хоть место было «блатно и неровно», именно его указала Богородица. А значит именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

Читайте также:  Блаженный иоанн власатый, ростовский

По окончании строительства пономарь Юрыш, человек благочестивый, был послан оповестить окрестных жителей о времени освящения храма. Недалеко от нового храма Юрышу явилась Божия Матерь со святителем Николаем Чудотворцем и повелела, устами святителя, ставить на храм деревянный, а не железный крест, потому что именно на деревянном кресте был распят Иисус. На месте беседы Св.

Николая с Юрышем тогда же поставили часовню, а в XVI в.был основан Николо-Беседный мужской монастырь. Событие это послужило также основанием для написания иконы.

Важно

Современники, однако, не сразу поверили Юрышу, и когда стали устанавливать на купол кованый железный крест, рабочего, который это делал, невидимою силой, дуновением ветра сняло с купола вместе с крестом и невредимым поставило на землю. Кресты же все и по сию пору на соборе деревянные.

Первая церковь простояла семь лет и сгорела от «свещи ночию», чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края, и в 1507 г.

по указу царя Василия III была заложена каменная Успенская церковь—пятиглавая и «отвсюдуже преславно всеми видемая…». В эти годы чудотворная икона и получает наименование Тихвинской Иван IV Грозный, почитавший Тихвинский образ Богоматери с особым благоговением, приезжал в 1547 г. вместе с митрополитом всея Руси Макарием.

Молодому великому князю предстояло стать первым венчанным российским монархом, и его прибытие было частью предуготовительной программы торжеств, разработанной митрополитом. Моление Ивана Васильевича «у Пречистой на Тихвине» было предпринято с целью снискать небесного одобрения венчания на царство.

Ведь венчание русского царя окончательно закрепляло наследование статуса истинной православной империи от Византии к России. Рождалась и набирала силу новая христианская держава, основанная на заповедях крепкой православной веры. При таком внимании власти и народа к монастырю он не испытывал недостатка в радетелях и жертвователях. Так в 1584 г.

царь Федор Иоаннович пожертвовал 300-пудовый полиелейный колокол. После пожара 1623 г. был объявлен сбор пожертвований и вкладов икон для сгоревшего иконостаса собора—жертвовали как знатные так и простые граждане, тихвинцы и новгородцы. Традиция не прекращалась и позднее. В 1630 г.

Михаил Федорович, первый из династии Романовых, внес из личных средств 3000 листов белого железа для покрытия глав церкви Успения. Князь Дмитрий Пожарский, предводитель ополчения, освободившего страну от литовско-польской интервенции, присылал каменщиков для восстановления звонницы, разрушенной взрывом порохового склада.

Вскоре после основания и особенно во время Ливонских походов Ивана IV Грозного Успенский монастырь, находившийся в ту пору на северо-западной границе России, стал нести не только духовно-просветительскую, но также и важную и опасную государственную «дозорную и связную» службу. Конец XVI в. стал временем обострения русско-шведских отношений, а в начале XVII в.

Совет

страна оказалась ввергнутой в тяжкие испытания Смуты. Во время тех трагических событий один из псковских епископов, получив вести о взятии Москвы и осаде Троице-Сергиевой Лавры, «умер от горя». Не один только Тихвинский монастырь неоднократно тогда подвергался осаде и «люторской напасти», но на его долю досталось поистине с лихвой.

Летописец видел причины этих несчастий в «самонадеянии и нечистотах греховных». В 1610 г.—«литовское разорение»: Тихвинская обитель разграблена польско-литовскими отрядами. С 1608 по 1613 год—неоднократные столкновения с отрядами шведского воеводы Якоба Делагарди, которые под предлогом помощи правительству Шуйского заняли монастырь, превратив его в свой гарнизон.

Не потерпев позора, тихвинцы напали на шведов и выбили их из обители. В ответ шведы вернулись с подкреплением, а Делагарди повелел камня на камне не оставить от монастыря-крепости. Конец лета 1613 г. стал временем героического «осадного сидения» русского отряда и ополченцев-тихвинцев.

И в самый тяжкий час, когда враг, получив подкрепление, стал уже одолевать, Небесная Заступница вновь явила свое покровительство. 15 сентября 1613 г. защитники монастыря окончательно разбили отряды шведских интервентов: переломный момент наступил, когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери.

Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско. Они «возмятошася, всколебашася и яшася бегства со студом, друг друга со зади биюще». В июне 1812 г.

архимандрит монастыря Самуил благословляет тихвинскую дружину, отправляющуюся на войну с Наполеоном со списком с чудотворной иконы. Список сопровождал дружину в победоносных боях и получил название «Тихвинская Ополченная икона Божией Матери». В середине 20-х годов ХХ в. монастырь был закрыт и разорен богоотступнической властью, как и многие другие храмы и обители.

В годы Великой Отечественной войны Тихвин был ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. Оккупировав в ноябре 1941 года Тихвин, гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская икона Богоматери. Икона попала в оккупированный Псков, а затем в 1944 г. в Ригу.

Захватчики надеялись получить поддержку православных, «выдавая» икону на время богослужения в храмах на оккупированной территории. Но при отступлении гитлеровцы не успели забрать чудотворный образ.

Обратите внимание

Из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Чудотворная икона, святыня мирового православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 г. В день общецерковного празднования явления образа 9 июля 2004 года (26 июня по ст. стилю) в Тихвинском монастыре торжественную литургию отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа и сонма священнослужителей.

Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский

Святыни и святые источники

Надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Тихвинская»

1669 г.

восстановлен в 1944 г.

По царской грамоте 1669 г. Тихвинский монастырь обезопасил себя деревянной оградой с 6 деревянными башнями и двумя каменными, воротными. Проезд в ней сделали Г-образным, как в крепостях Ладога и Орешек.

На лицевой (западной) стороне башни Родион Сергеев, глава тихвинских изографов, написал образ Тихвинской Богоматери. Икона на западной стене башни притягивала к себе богомольцев, и для поклонения ей была устроена наружная лестница (крыльцо) в 24 каменных ступени с деревянным навесом.

Доступная днем и ночью, икона получила название иконы “на крылечке”. К башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

31 января 1856 г. в молитве перед ней получил исцеление тихвинский мещанин Александр Боровский.

Случай этот стал широко известен, и для удобства усердствующих богомольцев монастырь поспешил расширить надвратную церковь, пристроив к ней с запада обширную часовню для служения молебнов перед настенной иконой, с крытой лестницей.

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы

1515 г.

Прообразом тихвинскому храму послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля, что в духовной традиции значило очень многое. Строительство собора, грандиозного по тому времени для отдаленных, порубежных мест, имело государственное значение.

Храм был свидетельством особого отношения великих князей к святыне, которая своим происхождением и обретением связывала Русь с всемирной христианской историей. Уже в 1918 году он был закрыт; в Успенском соборе устроили пересыльную тюрьму.

Позже в нём размещался воинский продовольственный склад, а в военные годы – госпиталь, после войны – цех Всесоюзного общества слепых. Реставрировать храм начали в конце 1960-х годов. В ноябре 1941 года немцы захватили город. Хозяйничали они там недолго, но, тем не менее, успели вывезти “предметы искусства”.

В их числе оказался и чудотворный образ.

Летом 2004 года Тихвинская икона Божией Матери вернулась из США на родину и заняла своё привычное место в Успенском соборе – в киоте у юго-западного столпа.

Храм в честь 12 апостолов

Важно

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня

По: вск., праздники

время

богослужение

примечание

6 : 30

Исповедь

7 : 00

Часы,Божественная Литургия

Храм в честь Вознесения Господня

1591 — 1593 гг.

восстановлен в 2004 г.

Кирпичный храм над внутренними западными воротами монастыря выстроен в 1591-1593 на средства царя Федора Иоанновича. Храм закрыт в 1920-х, венчания сломаны, занят под жильё. Здание частично разрушено в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В послевоенные годы здание не реставрировалось

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы

1581 г.

Самая старая из монастырских построек – тёплая трапезная Покровская церковь, изначально была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Возведение её относится к 1581 году. Храм строился вместо деревянной церкви, построенной Ф.Д. Сырковым.

Двухэтажное здание состоит из бесстолпного четверика церкви, завершённого горкой кокошников с главкой, и примыкающей к ней одностолпной трапезной. Второй её этаж занимает одностолпная палата со сводчатым потолком. Эта “зала” интересна своей планировкой, весьма напоминающей планировку Грановитой палаты в Московском Кремле.

Сохранились сведения, что здесь не только трапезничали монахи, но и собирались для обсуждения важных дел посадские люди. К алтарю храма с востока примыкает пятипролётная звонница. При храме было устроено два придела – в честь Староруской иконы Божией Матери (1817 г.) и во имя великомученицы Варвары (1871 г.).

Открытое двухмаршевое крыльцо трапезной у северного фасада ведёт сразу на второй этаж, подчёркивая тем самым его функциональную роль. Первый этаж здания, использовавшийся для хозяйственных нужд, повторяет планировку второго этажа. Интерьеры лишены какого-либо убранства, что придаёт им некоторую суровость.

Нижняя и верхняя площадки, самостоятельная кровля крыльца создаёт красивую игру света и тени на строгом фасаде, расчленённом лишь тёмными нишами окон.

В 1920 году храм был передан обновленцам, а вскоре и вовсе закрыт. В 1941 году в ходе боёв храм значительно пострадал. В 1960-х – нач.

1970-х годов по проекту архитектора-реставратора В.В. Экка Покровской церкви возвращён её первоначальный облик. В 1999 году в храме возобновлены богослужения.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных»

1699 г.

По: пнд., втр., сред., четв., пятн., вск.

время

богослужение

примечание

17 : 50

Вечернее богослужение

По будням

время

богослужение

примечание

6 : 00

Молебен с акафистом. Полунощница. Утреня

8 : 30

Божественная литургия

По выходным и праздникам

время

богослужение

примечание

9 : 40

Часы. Божественная литургия

По выходным

время

богослужение

примечание

9 : 00

Исповедь

По: суб., праздники

время

богослужение

примечание

17 : 50

9 час. Всенощное бдение.

По: вск., праздники

время

богослужение

примечание

6 : 30

Исповедь

7 : 00

Часы,Божественная Литургия

Возврат к списку

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/tikhvinskiy-bogorodichnyy-uspenskiy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector