Икона божией матери «троеручица», греция, афон, монастырь хиландар

Хиландар – дом Божий Матери Троеручицы

Афон –  гористый полуостров Греции, один из четырех уделов Богородицы, населен в настоящее время исключительно монахами и священнослужителями. На Афоне располагаются 20 монастырей и некоторое количество разнообразных монашеских поселений.

Исторически на Афон ни под каким предлогом не допускаются женщины, а мужчинам нужно получить специальное разрешение, так что большинство туристов осматривают полуостров с воды. Самая высокая точка, собственно гора Афон, возвышается над морем чуть более, чем на 2000 м.

Забравшись на нее, вы сможете оценить захватывающую панораму полуострова.Среди 20 мужских монастырей, есть монастырь Хиландар.

Основан Хиландар в 1198 году Святителем Саввой и его отцом сербским князем Стефаном Неманей.

Именно этот князь принёс Сербии независимость отделив её от Византийской империи.

Святой Симон МироточивыйСвою жизнь князь завершил именно в этом монастыре в возрасте 86 лет отрёкшись от княжего престола в пользу одного из сыновей . Позже князь был канонизирован и ныне известен, как святой преподобный Симон Мироточивый.И сейчас сейчас считается одной из величайших сербских религиозных святынь и четвёртым монастырём Святогорской Иерархии. Монастырь находится в подчинении Константинопольского Патриархата. Главный собор монастыря освещён в честь праздника Введения Богородицы, кроме собора на территории монастыря имеется ещё 13 маленьких церквей.  Периодически был заселен сербскими и болгарскими монахами.

Обратите внимание

В монастыре хранится знаменитая икона Божьей матери “Троеручица”, причем не только ее оригинал, но и ее многочисленные списки почитаются верующими во многих странах. Также здесь находятся части реликвий страстей Христовых: тернового венца, креста, кровь Господня и большое количество мощей самых разнообразных святых.

На южной стороне соборной Хилендарской церкви каждому паломнику бросается в глаза высоко разросшаяся и сильно разветвившаяся виноградная лоза. Склонясь, она образовала как бы беседку из своих ветвей. Ее стебель выходит из стены на высоте полутора метров от земли – из гробницы св. Симеона Мироточивого (Стефана Немани), которая находится рядом с той же стеной, с внутренней стороны храма. Хилендарское предание об этой лозе гласит: “Когда со времени смерти св. Симеона (13 февраля 1200 г.) прошло семь лет и когда [его сын] св. Савва пришел из Карейской келлии в монастырь, для того чтобы подготовить перенесение мощей св. Симеона в Сербию, в целях содействия примирению своих враждующих братьев, монахи Хилендара безутешно плакали. Тогда св. Симеон явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи нужно перенести на родину, но в утешение хилендарским братьям из его пустой гробницы произрастет лоза, и до тех пор, пока она будет приносить плоды, благословение святого будет почивать на Хилендаре”.

То, что эта лоза продержалась и до наших дней и что она каждый год без исключения богато плодоносит, хотя за ней, кроме обрезки, нет никакого другого ухода и никакие меры не предпринимаются против филлоксеры и других болезней и вредителей, представляет собой великое чудо Божие и является тем самым духовным утешением и ободрением для нашего Хилендарского братства и вообще для всех верующих сербов.

Но лоза св. Симеона исключительна не только поэтому. Она имеет целительное свойство: от вкушения винограда с лозы разрешается бесплодие супругов, с верою и молитвою принимающих это чудодейственное средство.

Самое древнее сохранившееся предание об этом датируется 1585 годом, когда один турок привел своего сына-первенца, чтобы оставить его в Хилендаре на служение Богу, ибо он был дарован ему, как и другие его дети, после вкушения винограда от лозы св. Симеона.

С тех пор и поныне наш святой монастырь непрестанно раздает паломникам или доставляет по почте тем, кто обратится с письменной просьбой, этот чудотворный виноград.

Некогда на Святую гору во множестве приходили паломники из России и просили ягод от лозы св. Симеона.

Сейчас за виноградом идут со всех концов Греции, потому что, особенно в последнее время, результаты от его употребления – поразительные.

Настоятелем монастыря является архимандрит Мефодий Маркович.

В 2004 году монастырь горел в пожаре и практически половина строений было уничтожено.

Библиотека монастыря содержит 181 греческих, 809 славянских рукописей и более 20 000 печатных книг (из них 3 000 греческих).

В настоящее время в монастыре живёт около 70 сербских монахов.

Именно в этом монастыре и находится икона Божей Матери Троеручица.

Важно

История этой чудотворной иконы Богоматери тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина.

В 717 году император Лев Исаврянин, вступив на византийский престол, начал гонения на почитателей икон. Святой Иоанн жил в то время в столице Сирии Дамаске и занимал должность советника халифа.

Своим многочисленным знакомым в Византии он писал письма, обличающие ересь иконоборчества, ссылаясь на тексты Священного Писания.

Мудрые письма преподобного Иоанна привели в ярость Льва Исаврянина, но поскольку автор посланий находился вне досягаемости императора, то он решил прибегнуть к клевете.

По приказу императора от имени Иоанна Дамаскина было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр якобы предлагал Льву Исаврянину свою помощь в завоевании сирийской столицы. Затем это письмо было отправлено дамасскому халифу.

Разгневанный правитель приказал немедленно отстранить министра от должности, отрубить ему кисть правой руки и в знак устрашения вывесить её на городской площади.

Святой Иоанн Дамаскин

Вечером преподобный Иоанн через друзей направил к князю просьбу: «Умножается болезнь моя и несказанно меня мучит, и не могу иметь отрады, доколе рука моя, на позор повешенная, не будет мне отдана». Правитель сжалился над страдальцем и повелел возвратить ему отсечённую кисть руки.

Преподобный затворился в своей келье и долго со слезами молился перед иконою Божией Матери об исцелении. Наутро, проснувшись, святой Иоанн ощупал руку и увидел её целой и невредимой с небольшим рубцом на месте отсечения. Вскоре преподобный удалился в монастырь Саввы Освященного и принял там монашеский постриг.

В благодарность об исцелении преподобный приделал к нижней части иконы изображение руки из серебра, откуда и имя иконы Богородицы – «Троеручица».

В XIII веке икону Божией Матери «Троеручица» преподнесли в дар святителю Савве Сербскому, который перенёс её на свою родину.

Совет

Во время турецкого нашествия на Сербию, во избежание надругательства над святыней, хранители иконы положили ёё на осла и пустили животное на волю Божию.

Со своей чудной ношей осёл беспрепятственно дошёл до Афонского Хилендарского монастыря, где святыня была с благоговением принята братией.

Вскоре в монастыре не стало игумена, и насельники обители приступили к выбору нового наставника, но никак не могли придти к единому решению. Но однажды, придя утром на службу, все неожиданно увидели на игуменском месте икону Божией Матери «Троеручицу».

Образ унесли на своё обычное место, но на следующий день он вновь появился на игуменском месте. Решив испытать это необыкновенное явление, монахи запечатали дверь храма, но утром, сняв печати с двери, они вновь увидели икону «Троеручица» на игуменском месте.

В эту же ночь одному монастырскому затворнику явилась Божия Матерь и сказала, что Сама благоволит управлять обителью. С тех пор в Хилендарском монастыре нет должности игумена, а иноки для получения благословения на те или иные монастырские послушания прикладываются к руке Пресвятой Богородицы.

В Россию первый список (копия) иконы Богоматери «Троеручица» был принесён в 1661 году и был установлен патриархом Никоном в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре.

В настоящее время в собрании музея «Новый Иерусалим» хранится список сделанный с той иконы в 1854 году, сам же образ пропал.

В Москве находятся ещё несколько древний списков иконы – один в Успенском храме Болгарского подворья, другой – в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Обратите внимание

Перед иконой Божьей Матери «Троеручица» молилась Царская Семья императора Николая Второго в Ипатьевском доме накануне мученической кончины.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/68593.html

Бенчев И., Икона Богоматери Троеручицы в Хиландарском монастыре на Афоне

      Среди многочисленных православных икон Афона особым почитанием пользуется чудотворная Богоматерь Троеручица (греч. Трихейроуса — Tριχερούσα), которая хранится в сербском монастыре Хиландаре.

Свое название икона получила от третьей вотивной руки, добавленной на икону в неизвестное нам время. Сербские историки искусства, например, С. Радойчич и В. Джурич, атрибутируют саму икону греческому мастеру около 1350 г.

(рис. 1).

      Икона размером 94 x 67 см написана темперой на деревянной доске и имеет ковчег как на лицевой, так и на оборотной стороне. Тонкий слой грунта нанесен на паволоку, наклеенную на деревянную основу.

Икона двусторонняя и была выносной, о чем свидетельствуют остатки ручки в центре нижнего поля. На одной стороне представлена Богоматерь с Младенцем, на другой — поясное изображение св. Николая. Живопись обоих изображений находится в хорошем состоянии.

Приблизительно в конце XIX в. на изображении Богоматери появился серебряный оклад. Открытым осталось только личное письмо. Почти во всех публикациях икона воспроизводится в окладе. Однако старая фотография, приведенная Л. Мирковичем (рис.

 I), позволяет не только увидеть живопись иконы, но и реконструировать ее состояние до закрытия окладом (рис. 2).

      Иконографический тип Богоматери отличается от традиционной Одигитрии только тем, что она держит Младенца на правой руке. Лишь без оклада заметны все особенности иконографии: прямая как свеча Богоматерь сохраняет фронтальность позы, а голова едва заметно повернута к Младенцу, который сидит как в безвоздушном пространстве.

Важно

Задумчивый взгляд Матери, устремленный за пределы иконы, наполнен скорбным предчувствием судьбы Сына Божия, Богоматерь будто отрешена от реальности. Младенец, напротив, внимательно смотрит на Мать, как будто хочет что-то сказать.

Распознать в этом образе Иисуса как Мессию не представляется сложным, поскольку его одежды обильно покрыты золотым, излучающим сияние ассистом; в левой руке маленький свиток, на который он как бы опирается. Эта деталь характерна для торжественных образов Одигитрии.

Правая рука Младенца не в обычном благословляющем жесте, а только сложена так, как на изображениях античных риторов. Расшифровка этих разноплановых поз и жестов становится для эмоционально захваченного реципиента процессом осмысления внутреннего смысла иконы.

В этом контексте криптограмма на оборотной стороне иконы может быть прочитана как эсхатологическое пророчество-предостережение. Она расположена на концах четырехконечных крестов, украшающих широкий омофор св. Николая (рис. II). Криптограмма Φ.Χ.Φ.Π. (“Φῶς Χριστοῦ φαίνει πᾶσιν”) расшифровывается: «Свет Христов просвещает всех».

Это раскрывает сложную семантику иконы, и мы понимаем замысел художника, который рассматривал титул Одигитрии как духовную аллегорию. Поскольку нас особенно интересует проблема исторического бытования и развития культа Троеручицы, обратимся к некоторым аспектам стилистического и формального анализа.

      На старой фотографии, показывающей состояние живописи под окладом, мы проследили на поверхности иконы отпечатки не менее тринадцати вотивных предметов (см. наш рисунок, рис. 2). Все они расположены на мафории Марии. Первоначальная вотивная рука, судя по отпечатку, была прикреплена гвоздями на живописную поверхность под левой рукой Богоматери.

Она имела другую форму, чем та, которую мы видим сегодня на окладе: запястье было более узкое, а большой палец отставлен в сторону. На окладе все пальцы вотивной руки прижаты друг к другу.

Большинство копий Троеручицы отражают состояние иконы, когда предыдущий оклад не прикрывал фигур Богоматери и Младенца, как сейчас, а древняя вотивная рука находилась на совсем другом месте — под левой рукой Богоматери. Трудно сказать была ли она сделана из серебра или другого материала. Странно, что при изготовлении оклада XIX в.

Совет

не сохранили такой важный элемент, а сделали новую вотивную руку и поместили ее на другом месте — в левом нижнем углу, около ножки Младенца. Тоже отдельно и тоже только на живописи мафория прикреплены были гвоздями и металлические привески (рис. I, рис. 2).

      Фотография показывает и такие важные детали, как форма чепца Богоматери, обильный ассист на гиматии, крестики и лилии на хитоне Младенца, надпись на фоне: ΜΡ ΘΥ Oδηγή[τρια]. Эту надпись и упоминание в Хиландарском типиконе монастыря как «Хиландар Богородицом Наставником», Л.

 Миркович трактует как доказательства того, что монастырь был посвящен Богоматери Одигитрии, а икона Троеручицы была патрональной. По нашему мнению, Наставница и Одигитрия не являются синонимами.

Этому положению противоречит также датировка иконы и, как нам кажется, довольно поздно возникший культ прославления Троеручицы.

      В средневековых фресках только в росписях Матеич (1356–1357) уделяется внимание культу Троеручицы, а единственная средневековая икона с написанной живописью третьей рукой Богоматери известна только в иконостасе Белой церкви Каранской (1340–1342) (рис. VII).

Оба примера указывают на локальный культ иконы Троеручицы в Скопие до 1340 г., где находилась посвященная ей церковь, а не на икону в Хиландаре. На Балканах и в России легенды, связанные с Хиландарской святыней, получили достаточно позднее распространение, по-видимому, начиная с 1661 г.

Читайте также:  Блаженный прокопий устюжский

или около этого времени.

      Интересующая нас икона находится на восточной стороне ближайшего к алтарю юго-западного столба Хиландарского собора, посвященного празднику «Введения Богоматери во храм». Она помещена на месте игуменского трона под богато украшенным резным балдахином XIV в. (рис. III).

Рядом находится трон игумена монастыря, поскольку раньше Хиландар был общежитийным монастырем.

Обратите внимание

Местонахождение иконы связано с одной из легенд, согласно которой во время смуты, возникшей между братией монастыря при выборе нового игумена, икона, находившаяся в алтаре, чудесным образом появляется на игуменском месте.

Это чудо прекратило вражду в монастыре, икона осталась на месте, выбранном ею самой, и начинается ее почитание, как «Игумении», т. е. настоятельницы монастыря. И сегодня, когда монастырь стал штатным, чудотворная икона продолжает считаться настоятельницей монастыря, и экклисиархи получают у нее благословения на все дела.

      В этой легенде важно, что двусторонняя выносная икона хранилась в алтаре и довольно поздно становится одной из главных святынь монастыря. По-видимому, с изменением функций было связано уничтожение ручки, остатки которой хорошо видны на фотографии.

Когда чудотворная икона получила металлическую руку и другие вотивные предметы, утраченные при изготовлении оклада XIX в. — неизвестно. Можно допустить, что это произошло уже в новое время. Но совершенно исключается одновременность живописи иконы и вотивной третьей руки.

Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда икона Одигитрии стала Троеручицею и легитимируют ли вставные предметы ее или только свидетельствуют о начале культа.

      Было ли появление вотивной руки отражением локального культа чудотворной Троеручицы в Скопие? Знали ли Хиландарские монахи о существовании македонской Троеручицы? Ответов на эти вопросы нет и в другой легенде о чудотворной Хиландарской иконе, где речь идет об истории ее появления.

Легенда содержит рассказ из Деяний св. Иоанна Дамаскина (680–749) и Жития св. Саввы Сербского, который был основателем первого Хиландарского собора (1199). В греческом варианте X в. Жития св. Иоанна Дамаскина святой дарит иконе Богоматери серебряную вотивную руку в благодарность за случившееся с ним чудо.

Именно после молитв перед этой иконой прирастает отрубленная калифом (по другой версии — императором Львом III) правая рука святого. Эту же икону берет святой с собою, когда удаляется в Палестину в Лавру св. Саввы близ Иерусалима. Далее начинается рассказ, почерпнутый из Жития св. Саввы Сербского. В 1219–1235 гг.

Важно

святой, будучи архиепископом сербским, посещает Палестину, где в Лавре св. Саввы получает в благословение от братии две иконы: Троеручицу св. Иоанна Дамаскина (или копию с нее) и Млекопитательницу. По возвращении он основывает на Афоне в Карее скит св.

 Саввы Иерусалимского, куда вкладывает образ Млекопитательницы, а Троеручицу берет с собою в Сербию.

      Существуют различные версии дальнейшей судьбы иконы. Согласно одной, в 1198 г. из Сербии эта палестинская икона (или копия, список) попадает на Афон в Хиландар. По другой — это происходит в XIV в., когда во время военного похода король Стефан Урош (1355–1371) везет икону на спине осла перед войском.

Неожиданно осел с иконой пропадают и появляются чудесным образом перед воротами Хиландара. Третья версия близка ко второй. После оккупации Сербии турками икона была возложена на спину осла: пущенный на волю, он пришел под стены Хиландарского монастыря, где встал «как вкопанный», пока братия торжественно не приняла икону в монастырь.

О позднем формировании этой версии, предположительно в XVII в., наглядно свидетельствуют русские источники. В описи домовой казны патриарха Никона от 1658 г. упоминается «образ Пречистые Богородицы Хиландарские, писан на золоте» и аналогичный на «прозелени». А 20 июля 1661 г.

костоманитский архимандрит Феофан, родом серб, доставил в Москву икону греческого письма на кипарисной доске — копию с чудотворной иконы Хиландарского монастыря «Богоматерь Троеручица», которая 16 октября 1662 г. была перенесена архимандритом в Воскресенский монастырь в Новом Иерусалиме к уже опальному патриарху Никону.

Сказание о Хиландарской святыне и принесенной архимандритом копии содержится в нескольких рукописных сборниках, например в рукописи из Публичной библиотеки в Петербурге, в сборнике Моховикова «Небо новое. Солнце пресветлое», около 1716 г. из Научной библиотеки МГУ в Москве (рис. IV).

В этих сказаниях акцент делается на появление третьей руки на иконе и пояснение изографам, чтобы они серебрили третью руку, «несоблажняя народ».

      Поздним XVII в. датируется еще одно свидетельство — архимандрита Никанора из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, где находилась принесенная в 1661 г. в Россию копия Хиландарской иконы. Когда в 1684 г.

Совет

афонский митрополит Леонтий посетил монастырь, архимандрит Никанор спросил его, почему на иконе изображена третья рука. Леонтий рассказал еще одну легенду: афонский иконописец работал над изображением Богоматери и на нем чудесным образом появилась третья рука.

Вначале он подумал, что это шутки братии и хотел записать третью руку, но Божественный голос остановил его.

      Изображения Хиландарской Троеручицы получили распространение в графике (ксилография и гравюра на меди). Самая ранняя из известных нам гравюр на меди была исполнена в 1755 г. в Вене Томасом Месмером (иконография Троеручицы передана неправильно), печаталась в 1757 и 1764 гг.

и с изменениями в 1779 г. (рис. V) Она представляет Троеручицу в верхней части сложной многочастной гравюры. Иконография чудотворной иконы передана достаточно точно, гравер только добавляет двух коронующих ангелов.

Последняя деталь позднее повторяется на большинстве гравюр, хотя и не соответствует подлинному виду чудотворной иконы. Небольшое изображение Троеручицы на роскошной московской гравюре 1757 г. восходит к прототипу Месмера. Тот же самый иконографический тип повторяется в венских листах 1763 и 1764 гг.

Наконец большая венская гравюра 1779 г. показывает Троеручицу в иконографическом изводе Елеусы-Гликофилусы.

      Первое самостоятельное изображение иконы Богоматери Троеручицы на полном листе появляется, насколько нам известно, в 1816 г. в оттиске Хиландарского монаха Павла Болгарина. В двух близких листах 1817 и 1818 гг. икона изображена в центре, поддерживаемая святыми Саввой и Симеоном.

На две гравюры XIX в. указал в своей монографии Е. Томов, а четыре гравюры XVIII–XIX в. опубликовал Д. Давидов. Несколько интересных образцов печатных изображений Троеручицы было представлено на выставке «Иконы на бумаге. Графика Святой Горы Афон» в 1993 г.

в Музее икон в Реклингхаузене, Германия (рис. V).

Источник: https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=41

Главные святыни Афона

Не счесть того количества святынь, которые, по милости Божьей, оказались на Афоне в течение множества веков.

Какие-то из них вывозились и в Россию, и многие имели возможность приложиться к этим святыням: Пояс Богородицы, Дары Волхвов, мощи св. Георгия Победоносца. Какие-то в течение столетий остаются только в монастырях и никогда не вывозятся.

К каким-то есть лишь возможность подать записки на Афон. В каждой обители есть те святыни, к которым паломники идут прежде всего.

Монастырь Великая Лавра

Множество святынь главного Афонского монастыря были подарены византийскими императорами.

Главные из них – жезл и крест основателя монастыря Святого Афанасия Афонского, чудотворные иконы «Экономисса» и «Кукузелисса» (находится в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы), частицы животворящего древа Креста Господня, мощи свт. Василия Великого, Михаила Синадского, апостола Андрея Первозванного, прп.

Ефрема Сирина и многих других святых Православной Церкви. Также в главном соборе монастыря имеются святыни Страстей Господних (губы, трости, сам Крест), часть пелен Христовых и мощи многих святых угодников Божьих.

(икона Божьей Матери “Экономисса” (“Домостроительница”))

Монастырь Ватопед

Несомненно, что главной святыней этого монастыря является Пояс Пресвятой Богородицы, находящийся в главном Благовещенском соборе. Эту святыню привозили и в Россию как особое благословение для желающих исцеления души и тела в 2011 г. (как известно, эта святыня помогла очень многим неплодным).

(Пояс Пресвятой Богородицы)

Помимо Пояса Богородицы в монастыре имеется множество древних икон, и не менее восьми из них считаются чудотворными. Главная из них – это икона Божьей Матери «Всецарица» (гр.

«Пантанасса»), которая прославилась тем, что перед ней исцелялись даже люди с раковыми заболеваниями; также иконы «Отрада» или «Утешение», «Закланная», «Простреленная», «Увещание», «Елеоточивая», «Алтарница», «Предвозвестительница».

(Икона Божией Матери “Всецарица”)

Иверский монастырь

Монастырь Иверон – это один из самых богатых по святыням монастырей. В нем хранится столько мощей святых, сколько нет ни в одном афонском монастыре. Среди них: мощи муч. Феодора Стратилата, свт. Василия Великого, вмч. Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, свт. Иоанна Златоуста, свт. Афанасия Великого, св. Иоанна Предтечи и многих других почитаемых святых.

Также в соборном храме Успения Богородицы находятся и части святынь Страстей Господних: частица Животворящего Древа Креста Господня, хламида, губа и трость, через которые Господь был поруган от иудеев.

Главной святыней монастыря, конечно, является Иверская икона Божией Матери, иначе называемая «Вратарница», обретенная чудесным образом стоящей на воде и почитаемая с 9 века.

(Иверская икона Божией Матери)

Монастырь Хиландар

Главной святыней этого монастыря является икона, принадлежавшая самому св. Иоанну Дамаскину, одному из величайших святых Православной Церкви, церковному песнописцу – «Троеручица». Эта икона носит звание Настоятельницы обители. Также монастырь освящают еще две почитаемых иконы – «Попская» и «Акафистная».

(Икона Божией Матери “Троеручица”)

Над гробницей св. Симеона, родителя св. Саввы, вьется виноградная лоза. Ее плодам приписываются многие целительные действия (в том числе для неплодных супругов).

Также среди святынь этой обители имеются святыни Страстей Господних (Крест, части Тернового венца, посоха и савана), частицы мощей почитаемых святых (Пантелеимона Целителя, св.

Патриарха Никифора Константинопольского, св. Варвары и св. Екатерины).

(виноградная лоза св. Симеона)

Монастырь Кутлумуш

Этот монастырь также богат мощами святых, среди которых – рука св. Евстратия, часть мощей св. праведной Анны, св. Кирика, св.муч. Марины, св. Евстрафия Плакиды, св. Харлампия и других.

В этом же монастыре хранится главная святыня Господних Страстей – частица Животворящего Древа Креста Господня.

Среди почитаемых икон Божией Матери главная из них – чудотворная икона «Страшное Предстательство» («Страстная»), где справа от Богородицы изображен ангел, держащий Крест, копье, губу и трость.

(“Страстная” икона Божией Матери)

Монастырь Пантократор

Главная чудотворная икона этого монастыря – «Геронтисса» («Старица»). Также в монастыре имеются мощи многих святых (бессребреников Космы и Дамиана, Апостола Андрея, свт. Иоанна Златоуста, св. Феодора Стратилата, св. муч. Меркурия и Артемия, муч. Кирика и Иулитты). В монастыре хранится и частицы Животворящего Древа Креста Господня.

(Икона Божией Матери “Геронтисса”)

В этом же монастыре находится келья «Достойно есть», в которой, по преданию, св. Архангел Гавриил воспел гимн Божьей Матери «Достойно есть…».

(келия “Достойно есть”)

Монастырь Ксиропотам

В этой обители хранится самая большая часть Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей (святыня располагается в алтаре). Пожертвована частица была императрицей Пульхерией.

(частица Животворящего Креста)

Также в монастыре хранятся части мощей более 30 святых угодников Божьих (среди которых – свщмч. Игнатий Богоносец, свт. Василий Великий, свт. Андрей Критский, вмч. Параскевы, вмч. Пантелеимона, ап. Варфоломея).

Среди почитаемых икон монастыря – икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зеленого мрамора, и икона Иоанна Предтечи.

(икона вмч. Димитрия)

Монастырь Дионисиат

Помимо частей Креста Господня, в монастыре хранятся мощи многих святых угодников Божьих, среди которых наиболее важными являются десница св. Иоанна Предтечи, а также мощи свт. Нифонта. В соборном храме хранится миро св. вмч. Димитрия и узы св. Апостола Петра.

(Десница Иоанна Предтечи)

Монастырь Зограф

Особо почитаемыми святынями монастыря являются чудотворные иконы: нерукотворный образ вмч. Георгия Победоносца (две копии с нее также считаются чудотворными), икона Георгия Победоносца, которая, по преданию, прибыла морем из Аравии, икона этого же святого, найденная Стефаном Душаном по видению; а также «Акафистная» икона Божьей Матери.

В монастыре хранятся Части Древа Животворящего Креста и мощи многих святых (св. вмч. Георгия, свв. Апостолов Андрея и Матфея, св. вмч. Пантелеимона и других).

(икона вмч. Георгия Победоносца)

Монастырь Дохиар

Этот монастырь потерял большую часть своих святынь и реликвий во время национально-освободительной революции 1821 г. Однако некоторые из них находятся в Дохиаре до сих пор.

Чудотворная икона Божьей Матери «Скоропослушница», находящаяся в специально устроенной для нее часовне, священный колодец, возникший в конце 13 века, под именем «Агиасмы», а также мощи многих святых: свт. Иоанна Златоустого, Нила Мироточивого, вмч. Пантелеимона, св. Марии Магдалины, св. Дионисия Ареопагита и другие.

(Икона Божией Матери “Скоропослушница”)

Монастырь Каракал

Эта обитель не столь богата святынями, как все прочие. Среди самых почитаемых реликвий: части Креста Господня, глава Апостола Варфоломея, частицы мощей вмч. Меркурия, св. Иоанна Милостивого, св. Иоанна Предтечи, свщмч. Харлампия, св. муч. Ореста и св. Аверкия Иерапольского.

(Икона 17 века Апостолов Петра и Павла)

Монастырь Филофей

Среди особо почитаемых святынь монастыря – две иконы, которые явились чудесным образом: икона Божьей Матери «Сладкое Лобзание» («Гликофилисса»), она приплыла к Уделу Богородицы по воде во время иконоборческих гонений, а также икона «Геронтисса», чудесным образом перенесшаяся из города Нигрита. «Гликофилисса» приписывается к одной из икон, написанных самим Апостолом Лукой.

Читайте также:  Икона божией матери новоникитская

Также в монастырской ризнице хранится десница свт. Иоанна Златоустого, частица Креста Господня, мощи св. вмч. Марины, вмч. Пантелеимона, прп. Луки Елладского, муч. Исидора, свщмч. Харлампия.

(Икона Божией Матери “Сладкое лобзание”)

Монастырь Симонопетра

Неоднократными пожарами в 19 веке в этом монастыре было уничтожено множество сооружений вместе со святынями. Из сохраненных наиболее почитаемыми являются: нетленная десница св. равноап. Марии Магдалины, часть Животворящего Древа Господня, мощи прпмч. Евдокии и вмч. Варвары.

(ковчег с десницей равноап. Марии Магдалины)

Монастырь Святого Павла

Одной из самых чтимых святынь этого монастыря, без сомнения, являются Дары, принесенные Волхвами в Рождество Господа Иисуса Христа.

Они представляют собой часть злата, ливана и смирны, которые были пожертвованы Марией, дочерью сербского правителя Георгия Бранкована.

Дары Волхвов хранятся в десяти специальных ковчегах, однако для поклонения паломников отделяются лишь три части в одном ковчеге.

(честные Дары Волхвов)

Также в монастыре хранится два Креста из Животворящего Древа Креста Господня, деревянный Крест, который, по преданию, принадлежал Константину Великому, несколько чудотворных икон Божией Матери и частицы мощей многих святых угодников Божьих (прп. Максим Исповедник, вмч. Пантелеимон, свт. Василий Великий).

Монастырь Ставроникита

Обитель также перенесла множество пожаров на протяжении своей истории, из-за чего многие святыни были утеряна. Среди самых почитаемых: частица Креста Господня, Псалтирь, которая принадлежала самому свт.

Иоанну Златоустому, чудотворная икона свт. Николая Чудотворца “Стриедас” (“Раковина”), мощи многих святых угодников (св. прав. Анны, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и других). Также в монастыре хранится миро свт.

Николая Чудотворца и вмч. Димитрия Солунского.

(Икона свт. Николая “Стриедас”)

Монастырь Ксенофонт

Обитель славится чудотворными образами, самые почитаемые из которых – икона Божьей Матери «Одигитрия» («Путеводительница»), которая чудесным образом была перенесена из монастыря Ватопед в Ксенофонт, икона Преображения Господня, иконы вмчч. Георгия Победоносца и Димитрия Солунского.

В монастыре также хранится часть Животворящего Древа и мощи некоторых святых угодников Божьих.

(Икона Божией Матери “Одигитрия” или “Путеводительница”)

Монастырь Григориат

Главной святыней монастыря является особо чтимая древняя икона свт. Николая Чудотворца, архиепиского Мирликийского. Главный собор монастыря посвящен также свт.

Николаю Чудотворцу и хранит еще две почитаемые иконы иконы Божьей Матери: «Млекопитательница» и «Пантанасса» (с греческой подписью «Молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господарыни Молдавской»).

Также в монастыре хранятся мощи прмц. Анастасии Римляныни

(мощи прмц. Анастасии Римляныни)

Монастырь Эсфигмен

Этот монастырь является единственным, который не подчиняется священноначалию канонической Православной Церкви, именно по этой причине доступ к святыням обители для православных христиан закрыт. В монастыре, помимо частей Животворящего Древа Господня, хранятся частицы мощей святых угодников Божьих: св. апостола Иакова, св. равноап. Марии Магдалины, свт. Григория Паламы.

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь

Русский афонский монастырь богат мощами святых угодников Божьих, в числе которых: глава вмч. Пантелеимона, глава прп.

Силуана Афонского, глава Апостола Луки, стопа Апостола Андрея Первозванного, частицы мощей Иоанна Крестителя, свв.

Апостолов Иакова, Петра, Андрея, Тимофея, Фомы, Варнавы и Варфоломея, трех святителей (Иоанна Златоустого, Василия Великого и Григория Богослова) и другие.

(глава великомученика Пантелеимона)

Также в храме Покрова Богородицы находятся чудотворные иконы: Божией Матери «Казанская» и «Иерусалимская», а также древняя икона святого Пантелеимона Целителя.

(икона святого Пантелеимона)

Монастырь Констамонит

В соборном храме св. Стефана хранится самая почитаемая икона обители – Панагии Портаритиссы, которая прославилась очень многими чудесами. Также монастырь обладает чудотворными иконами: Божья Матерь Предвозвестительницы, древняя икона «Одигитрия», которая ранее находилась во Влахернском храме в Константинополе, а также икона св. архидиакона Стефана.

Помимо багряницы Господа Иисуса Христа в монастыре хранятся части мощей многих святых: св. Стефана, свщмч. Власия, св. равноап. Константина, св. Трифона и другие.

(Икона Божией Матери Панагии Портаритиссы)

Источник: https://afon.spb.ru/glavnye-svyatyni-afona/

Богородица Троеручица

Икона Богородицы Троеручицы тесно связана с духовной жизнью сербской православной церкви. Святой Савва, первый архиепископ Сербии и основатель монастыря Хиландар, перевез ее из Иерусалима, в качестве благословения, на свою православную родину.

Эта чудотворная икона связана также с чудом исцеления и восстановления правой руки святого Иоанна Дамаскина Богородицей. Когда святой служил первым советником в Дамаске, он был осужден императором иконоборцем Львом III, как предатель, а в качестве меры наказания, Халиф повелел отрубить ему правую руку.

Иоанн упал на колени перед иконой Богородицы и приложил отрубленную руку к месту отсечения, прося исцеления. За молитвой он уснул, а во сне увидел Божью Матерь, которая сообщила, что он исцелился. В качестве благодарности, Иоанн сделал из серебра руку и поместил ее под правой рукой Богородицы.

Таким образом, мы видим на иконе три руки, вследствие чего она и была названа «Троеручица». Халиф осознал несправедливость своего наказания и хотел восстановить Иоанна в должности, но тот предпочел стать монахом и удалился в лавру Святого Саввы в Иерусалим, забрав с собой свою семейную святыню.

Обратите внимание

Именно оттуда святой Савва забрал икону и перевез ее в Сербию, где она оставалась до XIV века, вплоть до эпохи правления преемника Стефана Душана. Царь Уреш II послал эту икону своим солдатам на поле сражения, но она чудесным образом оказалась на Святой Горе, за стенами монастыря Хиландар.

Все монахи приветствовали святую икону и с великими почестями поместили ее в алтарной части главного храма монастыря. Здесь для иконы был создан отдельный проскинитарий. Однажды, когда в монастыре проходили выборы игумена, икона из алтарной части переместилась в стасидий игумена.

Монахи решили, что это дело рук самих братьев и вернули икону на ее место в алтарную часть. Это событие повторилось и во второй, и в третий раз, тогда все поняли, что это волеизъявление самой Богородицы, и что она хочет остаться на этом месте, чтобы управлять монастырем.

 На праздник Богоявления икона переносится в нартекс главного храма. 12 июля совершается ежегодное всенощное бдение в честь Богородицы, как воспоминание о прибытии в монастырь.

 Это двусторонняя икона, на обратной стороне которой изображается святой Николай. Богородица изображается держащей Христа на своей правой руке, согласно типу иконографии Одигитрия. Серебряный оклад с позолотой, созданный в 1862 году и украшенный драгоценными камнями, оставляет непокрытыми только лица и руки фигур.

Сама икона украшена многочисленными подношениями, среди которых встречаются также древние монеты. Согласно преданию, икона была создана самим Евангелистом Лукой. В нижней части иконы сохранилась надпись на старославянском языке: ” За здравие Прасковьи, Михаила, Елены, Иоанна и их детей.

Надежды, Николая и их детей_ Марии, Ольги, Натальи и их родственников”.

Чудотворная икона Богородицы Троеручицы получила особое распространение в славянском православном мире. Существует много списков с этой иконы, большинство из которых точно следуют этому типу иконографии, выражая свое благоговейное отношение к оригиналу.

Старейшее изображение Богородицы Троеручицы за пределами Святой Горы Афон было написано по заказу одной монахини в 1340 году в деревне Каран. В монастыре Одигитрии на острове Крит существует фреска Богородицы Троеручицы, датируемая XIV веком. Единственное отличие от оригинала заключается в том, что на фреске Богородица держит младенца на своей левой руке.

Важно

В проскинитарии, построенном на месте, где появилась чудотворная икона, за стенами монастыря Хиландар, находится фреска Богородицы Троеручицы, работа 1809 года, сопровождаемая надписями на греческом и старославянском языках, рассказывающими предания об иконе. Справа от фрески изображается святой Семён, а слева – святой Савва, а также сцены из жизни святого Иоанна Дамаскина, среди которых отсечения его руки, и сцены приветствия иконы монахами обители.

Во время турецкого владычества икона Богородицы Троеручицы почиталась особо сильно. Это подтверждается большим количеством переносных икон списков, сохранившихся с XVII, XVIII и XIX века на Святой Горе Афон, а также на остальной территории Греции, средневековой Сербии, Болгарии, Румынии, России и в частных коллекциях.

На обратной стороне иконы Богородицы изображается святой Николай анфас. Он одет в облачение каштанового цвета и омофор с буквами, символизирующими изречение “Свет Христов просвещает всех”. По обеим сторонам от нимба, на золотом фоне, читается надпись: “Святой Николай”.

С точки зрения иконографии иконописец следует устоявшемуся типу изображения Святого, с той небольшой разницей, что на иконе отсутствует изображение Христа и Богородицы, которые обычно изображаются по обеим сторонам от головы святого, держащими в руках Евангелие и омофор.

Источник: https://athos.guide/icons/bogoroditsa-troeruchitsa

Икона Божьей Матери «Троеручица» в Хилендарском монастыре

Когда мы наблюдаем скульптурные или художественные произведения восточной культуры, наш глаз уже даже не видит ничего необычного в том, что у того или иного божества три глаза, тысяча рук.

Но для православной религии это нехарактерно, так почему же появилась третья рука на иконе Богоматери, столь известной и почитаемой во всем православным мире?

Третья десница на иконе является напоминанием о чудесной истории, которая произошла с Иоанном Дамаскином. Так что ничего общего с восточными божествами. Восемнадцатое столетие стало веком активной борьбы с иконами, и Иоанн, противящийся властям и продолжающий почитать священные фрески был оклеветан.

Император поверил клевете и в гневе отдал приказ отрубить Иоанну десницу и выставить ее на площади на всеобщее обозрение.

Иоанну удалось уговорить императора похоронить десницу к вечеру этого дня. Вот только вместо этого он стал просить Деву Марию об исцелении. Пока Иоанн молился, он обещал посвятить свою руку исключительно делам богоугодным.

Невероятное чудо, противоречащее всем законам медицины, состоялось. Во время молитвы Иоанн забылся сном, приложив одновременно к руке отрубленную кисть. Пока он спал, во сне к нему явилась Богоматерь и пообещала исцеление.

После свершения чуда, исцеленный Иоанн незамедлительно ушел с государственной службы. А к иконе в память и в благодарность за благодать он прикрепил кисть правой руки, изготовленную из серебра. Так икона и стала Троеручицей, с тремя десницами.

Теперь  на всех копиях изображают третью кисть, икона почитаема в Болгарии, Греции, и, конечно же, на Руси. В России копия той самой, оригинальной иконы с 17 века находится  в подмосковном Новоиерусалимском монастыре.

Совет

Древний список с иконы хранится также в Болгарии в Троянском монастыре. На первых иконах видно: кисть просто приставлена к иконе.

Но чуть позже, иконописцы стали  изображать десницу как будто выходящей из складок одежды Богоматери, то есть, как будто чудесная рука принадлежит ей.

Что касается самого оригинала – сегодня он находится на Священной горе Афон в Хилендарском монастыре.

Как она здесь очутилась? Эта история также чудесна. Когда турки напали на Сербию, где хранилась икона, икону решили уберечь именно таким способом.

Она была привязана на спину ослика, которого отпустили на свободу одного без проводника. Умный ослик чудесным образом добрался до горы Афон и там остановился перед воротами монастыря.

Что еще могли сделать монахи, кроме того, как с радостью принять драгоценный дар.

Сегодня, эта необычная икона занимает игуменское место в Хилендарском монастыре! Только здесь игумена никогда не избирают, и если нужно благословение, его монахи принимают от «Троеручицы» .

Контакты Хиландар:
Адрес: Agio Oros 603 86, Греция
Телефон: +30 2377 023494

Хиландарский монастырь Икона Божьей Матери «Троеручица» на видео:

Хилендарский монастырь на карте:

Источник: http://traveling.ru/archives/7776

Православные святыни мира. Монастырь Хиландар на Святой Горе Афон

Монастырь Хиландар. Общий вид

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда») .

Монастырь Хиландар находится в получасе ходьбы от моря. Он основан сербским архиеписко­пом святым Саввой и его отцом святым Симеоном в XII в. как сербский монастырь.

Будучи славянской обителью и предназна­ченный указом греческо­го царя Алексея III Ангелоса в собствен­ность Сербии, Хиландар внес славянский дух и характер во многие обители Святой Горы. Во многих из них, гречес­ких по основанию, богослужение начали совершать на славянском языке.

Обратите внимание

С 1293 г. благодаря своему второму ктитору (строителю) серб­скому королю Стефану Урошу Милутину оби­тель стала быстро процветать. К концу XVII в. монастырь пришел в упадок, но был возобновлен благочести­вым венецианским купцом, впоследствии иноком Никанором, и пожертвованиями от болгар.

Святитель Савва родился в благочестивой семье правителей Неманей. Из этой семьи произошло множество святых, как при жизни святителя Саввы, вклю­чая и его отца, препо­добного Симеона Мироточивого (Велико­го жупана Стефана), его мать, святую Анастасию (Анну), и его брата, преподобного Стефана Первовенчанного, так и в течение двух последую­щих столетий.

Читайте также:  Никольский морской собор в кронштадте, россия, ленинградская область, кронштадтский район, город кронштадт

Свт. Иоанн Сербский

В возрасте 17 лет, уклонившись от брака, святитель Савва принял монашеский постриг на Святой Горе Афон и скоро проявил себя как непреклонный воин и подвижник Христов. Четыре года спустя его отец отрекся от престола Сербского королев­ства, принял постриг и пришел на Святую Гору, где вместе со святителем Саввой основал Хиландарский монастырь.

Позже святитель Савва был направлен обратно в Сербию и объединил свою смятенную страну, получив от Вселенского Патриарха автокефалию для Сербской Церкви. Глубокий патриот, святитель Савва, ревно­вал о безопасности Сербии.

Совершенно проникшись учением древних отцов пустыни, он дал то направление духовной жизни Сербии, которому она и доныне следует.

Святитель Савва обошел всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, посещая святые места, беседуя с великими подвижника­ми, собирая священные останки святых. В Лавре Саввы Освященного святителю была дарова­на чудотворная икона Божией Матери «Троеру­чица», находившаяся там с VIII по XIII в. в келии святого Иоанна Дамаскина.

Эта икона прослави­лась следующим обра­зом. В IX в., во время иконоборчества, за ревностное почитание святых икон преподоб­ный Иоанн Дамаскин был оклеветан императо­ром Львом III Исавром перед Дамасским калифом в государствен­ной измене. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного и повесить ее на рынке.

Прп. Иоанн Дамаскин. Икона. Афон

К вечеру святой Иоанн, испросив у калифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Преподобный просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия.

Важно

После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обраща­ется к нему, обещая скорое исцеление. При этом Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись от сна, преподобный Иоанн увидел, что рука невре­дима.

В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица».

Икона Божией Матери «Троеру­чица»

Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного Саввы Освященного и передал туда чудотвор­ную икону. После того как Лавра даровала икону «Троеручицы» в благосло­вение святителю Савве, местом ее пребыва­ния стала Сербия. Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попече­нию Самой Матери Божией.

Они воз­ложили ее на осла, который без погон­щика пришел на Афон и остановил­ся перед Хиландарским монасты­рем.

Иноки поставили икону в соборном храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Во время разногласий при выборе настоятеля Матерь Божия благоволи­ла Сама принять настоя­тельство, и Ее святая икона заняла игуменское место в храме. С тех пор в Хиландарской обители избирается только наместник, а иноки, по монастырскому обычаю, получают от святой иконы благословение на все послушания.

Кроме иконы «Троеручица», святитель Савва получил в дар чудо­творный образ Божией Матери «Млекопитательница» и пастырский жезл святого Саввы Освященного.

Икона Божией Матери «Млекопитательница»
в Карейской келии монастыря Хиландар

Еще одна чудотворная икона Божией Матери – «Попская» – стоит в Хиландарском соборе, при колонне левого клироса.

Некогда иерей-еретик, объявив себя православным, поступил в Хиландарский монас­тырь с недобрым намере­нием, но был наказан. Во время крестного хода с водосвятием он нес эту икону, оступился, упал в море и утонул.

Совет

С этого времени крестные ходы совершаются всегда с этой иконой, и носят ее непременно священники, оттого она и была названа сербами Попскою.

Икона Божией Матери «Акафистная» тоже находится в Хиландарском соборе. Получила свое название потому, что в 1837 г., во время пожара в храме, перед ней пели акафист, и она к утешению иноков осталась невреди­мой.

Икона Божией Матери «Акафистная» 

В соборном храме, по правую сторону клиро­са, находится гробница, в которой почивало нетленное тело святого Симеона Мироточиво­го, перенесенное впоследствии в Сербию. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма вино­градная лоза, плодам которой приписывают целебную силу особен­но для неплодных супругов.

Из других святынь обители можно упомянуть части Животворя­щего Креста Господня, Тернового венца, Крови, трости и пелен Христо­вых; часть смирны из даров волхвовых и частицы мощей святых: Евтихия, Патриарха Царе­градского, преподобного Симеона Столпника, святителя Григория Бого­слова, мучеников Евстратия и Марины, Патриарха Никифора, великомученика Пантелеимона, пророка Исаии, святого Иоанна Предтечи и других.

Монастырская башня


Святыни:

· Икона Божией Матери «Троеручица»;

· Акафистная икона Божией Матери;

· Икона Божией Матери «Млекопитательница»;

· Икона Богородицы «Вразумившая экклисиарха»;

· Икона Богородицы «Попская»;

· Жезл Саввы Освященного;

· Частицы реликвий Страстей Христовых: Животворящего Креста, тернового венца, крови Господней, трости и пелен Христовых;

· Мощи святых Евтихия патриарха Цареградского, преподобного Симеона Столпника, Григория Богослова, святой Марины, патриарха Никифора, св. Пантелеимона, пророка Исаии, Иоанна Предтечи и других.


Престольный праздник:
21 ноября (4 декабря) – Введение во храм Пресвятой Богородицы.


Настоятели обители:

· Моисей (Жаркович), архимандрит (5 декабря 1992 – 21 марта 2010).

· Мефодий (Маркович), архимандрит (с 2010).


Информация для паломников:

Тел.: (30-23770) 23797, 23760.

Монастырь Хиландар аходится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.

Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять (ок. 3 часов пути). В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удаленного от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).

Источник: Православные святыни мира / Сост. Бегиян С.Р. – Минск.: ООО «Харвест», 2008. С. 117-121.

Χελανδάρης – член экипажа хеландиона, одного из основных типов византийских военно-морских кораблей IX-XI в.в.

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/pravoslavnye-svyatyni-mira-monastyr-khilandar-na-svyatoy-gore-afon

Икона Божией Матери «Троеручица» с Афона | Храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных

Троеручица, икона Божией Матери

Дорогие братья и сестры!

В храм Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных принесена для поклонения икона Божией Матери «Троеручица», написанная на Святой Горе Афон, в Сербском монастыре Хиландар. Икона пребывает в храме с мая 2016 года. Приглашаем всех желающих приложиться к святыне и помолиться Божией Матери.

Троеручица, икона Божией Матери

Празднование 28 июня (11 июля), 12 (25) июля.

Икона прославилась и получила свое название в VIII в., во время иконоборчества, поддерживаемого императором Львом III.

Преподобный Иоанн Дамаскин написал тогда три трактата «Против порицающих святые иконы».

Мудрые вдохновенные писания привели в ярость императора; но так как автор их не был византийским подданным и сам император не мог ему ничего сделать, он передал Дамасскому халифу подложное письмо, по которому преподобный Иоанн (бывший министром и градоправителем) был осужден за измену.

Святому отрубили кисть правой руки и повесили ее на городской площади. К вечеру того же дня св. Иоанн, испросив у халифа отрубленную кисть, приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери. Он просил Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту Православия. После долгой молитвы св. Иоанн задремал.

Во сне он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сказавший что он исцелен, но должен теперь без устали трудиться исцеленной рукой. Когда святой проснулся, рука его была невредима. В благодарность за чудо св.

Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего она и стала называться «Троеручицей», а также написал благодарственную песнь «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь». 

Икона Божией Матери «Троеручица»

Обратите внимание

Приняв иночество в Лавре преп. Саввы Освященного, св. Иоанн Дамаскин передал туда чудотворную икону. В XIII в. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение св. Савве, архиепископу Сербскому.

Во время нашествия турок христиане-сербы поручили чудотворный образ попечению Самой Матери Божией: они возложили икону на осла, который без погонщика сам пришел на Афон и остановился перед Хилендарским монастырем. Там святая икона была поставлена в соборном храме.

Во время выборов настоятеля этого монастыря Небесная Владычица благоволила Сама принять настоятельство, и Ее святой образ занял игуменское место в храме. С тех пор в Хилендарской обители избирается не настоятель, а только наместник, и иноки получают от чудотворной иконы «Троеручицы» благословение на все послушания.

Списки чудотворной иконы «Троеручицы» распространились во всех православных странах. Они прославились многими знамениями и исцелениями.

Использованные материалы

  • http://www.sv-afon.orthodoxy.ru/ikon_bog/troeruci.htm

Хиландарский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, сербская обитель на Афоне.

Расположен севернее всех святогорских обителей, в тридцати минутах ходьбы от западного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы. От Хиландара до Есфигмена два с половиной часа хода, также и до Зографа.

История

По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: «Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар». По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда») [2].

Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко. Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество — вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре.

В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III, подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново.

Преподобный Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице.

Братия скорбела об утрате мощей, но преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после того, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, на которой с тех пор растет виноград.

Со временем святой Савва, возвратившийся на родину, стал архиепископом Сербским, духовным отцом своего народа. Умирая, святитель оставил братии монастыря Устав, согласно которому в монастыре не должен выбираться игумен, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы.

Подобным образом и сам Хиландар постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Переводы духовной литературы с греческого на славянский язык, осуществлявшиеся в стенах этой обители, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.

Важно

В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкого владычества. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз прот избирался из числа его братии.

Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в XVII веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских подданных Османской империи.

Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским.

Сербская Православная Церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.

В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии.

Вскоре, в 2004году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии.

Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.

Святыни

В соборном храме обители хранится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Именно этот образ занимает игуменское место в храме, являя настоятельство Богородицы над обителью. Иной чтимой иконой Богородицы является Попская.

Совет

Также в монастыре сохраняется и древняя лоза, выросшая на месте погребения преподобного Симеона Мироточивого. Ее виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. В начале XXI века лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.

Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу, орудий страстей Господних, частицы Истинного Креста Господня, мощи святого Иоанна Предтечи, пророка Исаии, великомучениц Варвары и Екатерины и многих других святых.

Игумены, наместники

Использованные материалы

Источник: http://www.sv-troitsa.ru/ikona-bozhiej-materi-troeruchitsa-s-afona.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector