Икона божией матери «умиление» псково-печерская, россия, псковская область, город печоры, псково-печерский монастырь, успенский пещерный храм

Икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

Кондак 1

Избранней Заступнице рода христианского, покрывающей и спасающей люди правоверныя, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования, благодарственная от души восклицаем пения. Ты же, яко нарекшаяся Умиление, призри на ны милостивно и умиление нам даруй, да со дерзновением воспеваем Ти радостно:

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Икос 1

Ангели и Архангели и множество сил небесных немолчно восхваляют Тя, Царицу всех и Владычицу. Ты же сподобила еси и нас бренными устнами воспевати дарованную Тобою радость в явлении чудныя Твоея иконы с предвечным Младенцем. Сего ради приими от нас похвалы сия:

Радуйся, Архангели певаемая; радуйся, Ангели славословимая.

Радуйся, небесными силами возносимая и окружаемая; радуйся, славо преподобных и мученик.

Радуйся, верных чад Церкви несумненное радование; радуйся, иноком в подвизех поспешествующая и наставляющая.

Радуйся, Умиление нарекшаяся; радуйся, умиление просящим дарующая.

Радуйся, единая Надеждо наша; радуйся, Отрадо в смертный час.

Радуйся, непрестанно Сына Твоего умоляющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 2

Видяще небожители Тя, Всеблагую Матерь, непрестанно молящуюся пред Престолом Божиим за человеческий род, прославиша Господа, даровавшаго таковую Заступницу верным, хвалебною песнию: Аллилуиа.

Икос 2

Разум даровася верным, чудотворный лик Твой зрящим и чудеса Тобою изливающаяся, слагати песни и пения ко прославлению имене Твоего честнаго, Всеблагословенная. Ты же милостивно приими от нас похвалы сия:

Радуйся, чудо чудес православия; радуйся, возводящая нас на небо.

Радуйся, Милостивая, нас милующая; радуйся, Своим омофором от зла покрывающая.

Радуйся, Господь с Тобою и Тобою с нами; радуйся, вся воздыхания наша милостивно приемлющая.

Радуйся, в час скорби единая наша Отрадо; радуйся, грешных усердная Споручнице.

Радуйся, кающихся твердый столпе; радуйся, о падших слезы проливающая.

Радуйся, защищающая сирых и вдовиц.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 3

Сила Господня осени Тя и подвиже на помощь и заступление всем, к чудотворней иконе Твоей прибегающим и поклоняющимся ей. Видяще сие, людие с трепетом припадаша Ти и песнопояху Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи древняя обитель Псково-Печерская Твой образ святый, Преблагословенная Богородице Дево, токи чудес источающий и обитель ограждающий от всякаго зла, исполнишася велия радости и утешения. Се бо Матерь Света крылома Своея Материнския любве ограждает ны, вопиющих умильно:

Радуйся, радосте наша пресветлая; радуйся, ликование верных сердец.

Радуйся, свет нам возсиявшая; радуйся, обитель милостию Твоею посетившая.

Радуйся, в залог любве икону Твою ей даровавшая; радуйся, яко тою иконою точатся исцеления.

Радуйся, обитель Свою охраняющая; радуйся, живущим в ней присная Помощнице.

Радуйся, иноков Мати чадолюбивая; радуйся, обетов иноческих страж неусыпный.

Радуйся, радость всему миру носящая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 4

Бурею злочестивых нашествий одержимии, благовернии людие града Пскова, Тя чтуще и цельбоносную Твою икону «Умиление» приемши, воздвигша ту на стены града противу воев Баториевых. Ты же, чудо деющи, защитила град от смертоносных стрел вражиих и подвигла верных пети благодарне рожденному Тобою Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышаша жителие града Пскова и всея страны Российския величие чудес Твоих, како явила еси их во испытании бывшим от воев зверонравных, прославиша Тя, великую Заступницу страждущих, пении сими:

Радуйся, скорби наша на радость претворяющая; радуйся, прибегающим к Тебе скоро помогающая.

Радуйся, града Пскова ограждение; радуйся, злую дерзость воев поправшая.

Радуйся, стены града охранившая; радуйся, от смертоносных стрел врага покрывшая.

Радуйся, теми люди Твоя возвеселившая; радуйся, надеждою православных снабдевшая.

Радуйся, крепосте наша и защищение; радуйся, благоуханная Цевнице Небеснаго Царя.

Радуйся, кроткая горлице мира.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 5

Боготечную звезду, честную икону Твою, показала еси обители и веси Печерстей, Владычице Мира! К нейже, вернии, зряще и любовию ю лобызающе, взываем: буди нам щит и ограждение, да вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша ближнии и дальнии, како Твой образ святый «Умиление» точит исцеления всем немощствующим, прибегоша к Тебе в скорбех и болезнех, и никто же от Тебе тощь и неутешен отъиде, и бысть во отраду Твой образ святый. Сего ради вернии благодарне зовут:

Радуйся, немощей наших отгнание; радуйся, смертоносных язв исцеление.

Радуйся, в бедах скорая Утешительнице; радуйся, бесов Прогонительнице.

Радуйся, града Печер украшение; радуйся, обители Печерския стено и ограждение.

Радуйся, иноков Небесная Игумение; радуйся, о добродетельном житии промыслительно пекущаяся.

Радуйся, в напастех стено нерушимая; радуйся, отчаянных грешников пристане.

Радуйся, недоумевающих разуме.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 6

Проповедницы быша чудеса от святыя иконы Твоея, Владычице, ибо слепии прозирают, болящии исцеления получают, сего ради вернии людие во множестве во обитель стекахуся, чающе получити милости Твоя, Всеблагая Царице небесе, лики своя со иноческими гласы совокупляху и в веселии зваху: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия благодать Божественная чрез икону Твою чудотворную, Владычице, верою и любовию Тя Матерь Божию исповедующим, в нейже приемлюще и душевных недуг врачевание и к Царствию Небесному приобщение, смиренно возгласиша Ти сице:

Радуйся, не тела токмо, но и души спасительнице; радуйся, слезы чад Своих отирающая.

Радуйся, силу любве нам являющая; радуйся, безприютных вечный чертоже.

Радуйся, бездны греховныя бане; радуйся, чаше, омывающая совесть.

Радуйся, веры лучезарное сокровище; радуйся, надежды на спасение каменю.

Радуйся, адаманте Христовой любве; радуйся, скорбящим подательнице вечнаго радования.

Радуйся, покрове чистоты и девства.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 7

Хотяще оставити мир сей растленный, на святей горе боголюбезнии старцы преподобнии Марк и Иона подвизастася и обитель Святыя и Пречистыя Девы создаста, преподобный же игумен Корнилий образ Владычицы ту водвори, да вернии надежную Помощницу имут и взывают согласно: Аллилуиа.

Икос 7

Новую и преславную Твою икону «Умиление» видяще, на ограждение обители Псково-Печерския предпосланную, и радующеся вельми, боголюбивии иноцы и вернии людие возопиша прилежне:

Радуйся, славо пророков прекрасная; радуйся, благодатное небо.

Радуйся, в скудости пище обильная; радуйся, духовною радостию всех питающая.

Радуйся, в подвизе поста Помощнице; радуйся, печали всякия утоляющая.

Радуйся, злобная сердца умягчающая; радуйся, наша пред Сыном споручнице.

Радуйся, с Богом принесшая мир; радуйся, тайны от века явление.

Радуйся, цвете благоуханный девства.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 8

Странное и преславное чудо бысть Твой лик, Преблагословенная, верным с иконы сияющий: еще бо преподобный Корнилий пред образом Твоим моли Тя, да оградиши верных чад обители от всякаго зла, нас же научиши воспевати Всеблагому Богу, даровавшему нам Тебе, Матерь Свою: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе грехми отягчен и отчаян в своем житии кающийся грешник, в слезной молитве к Тебе прибеже, прося, да испросиши пред Сыном Твоим и Богом прощение грехов его, и восклицаше званьми сими:

Радуйся, кающихся грешников утешение; радуйся, грехов прощение.

Радуйся, всяку слезу отъемлющая; радуйся, солнце, согревающее люди.

Радуйся, отрадо, даруемая верным; радуйся, христиан Небесная Мати.

Радуйся, нераскаянных грешников исправление; радуйся, благоухание Небеснаго Царя.

Радуйся, молитве нас научающая; радуйся, помощь в бедах обильная.

Радуйся, страх нощный прогоняющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 9

Всяких сил ангельских превысшую Деву немолчно Тя хвалят наша сердца, Тя истинно чистейшую светлостей солнечных непрестанно величают. Ты же Ходатаица о нас буди в день Страшнаго Суда к Сыну Твоему и Богу, воспомяни тогда грешных моления и сподоби пети Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Витий многогласных язык не возможет воспети достойно Твой сладостный лик, о, Дево и Мати Владычице. Чудных Твоих даров и неизреченных красот умножение сердца исполняет умиления и дарует очесем источники слез, и подвизает вопити в сокрушении:

Радуйся, сердец росо умиления; радуйся, надеждо всех безнадежных.

Радуйся, всех правды лишенных прибежище; радуйся, демонов злых прогонительнице.

Радуйся, грозно бесом запрещаеши; радуйся, унылых духом востание.

Радуйся, яко вся возможна Тебе; радуйся, стропотных душ вразумление.

Радуйся, палице спящим сном греховным; радуйся, сладость всем, в горьких работах сущим.

Радуйся, всех скорбящих Радосте.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 10

Спасти хотящи верныя люди, явилася еси о них Предстательница пред Богом на стогнах града Пскова, милость Свою явльши, икону Твою чудотворную предпостави изряднее воем Баториевым. Людие же, чудо видяще, велиим гласом пеша Тебе: «Царице моя Преблагая!» и восклицаша Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси иноком, Пречистая Дево, от вражиих козней, от бед, скорбей и напастей, Тебе бо вручи нас преподобнии Марк, Иона и Корнилий, бысть же ходатаица и праведная Васса. Сего ради смятенный наш дух возносим в смиренной мольбе, взывающе:

Радуйся, верных Твоих утверждение; радуйся, чад Своих любящая.

Радуйся, граде Царя, всеми прославляемый; радуйся, Церкве Святыя похвало и радование.

Радуйся, горних умов ликование; радуйся, неверных ко Христу приводящая.

Радуйся, Заступница наша усердная; радуйся, спасающая сущих в бедах.

Радуйся, нечестивых воев попрание; радуйся, добродетельми украшенная.

Радуйся, иноков ликование обильное.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 11

Пение хвалебное приносяще Ти, Всепетая, неудобства всякаго избавляемся. Твой образ честный усердно целующе, молим Тя: даруй нам веру несумненную, братолюбие и мир душам нашим ниспосли, да в мире и тишине вопием: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемная свеща была еси, Пречистая Дево, светом небесным озаряющи наш путь, и далече отступи от нас всякая неправда и беззаконие. Сего ради благодарственно вопием Ти:

Радуйся, свете немеркнущий жития нашего; радуйся, Лествице, возводящая к небесам.

Радуйся, облаче всесветлый; радуйся, скиние Небеснаго Царя.

Радуйся, рождшая Зиждителя вселенныя; радуйся, Тя бо блажат вси роди.

Радуйся, воспеваемая Херувимы и Серафимы; радуйся, дождю, орошающий благочестивыя души.

Радуйся, кладезю любве и милосердия; радуйся, грозная отмстительнице клянущихся всуе.

Радуйся, от клеветы нас избавляющая.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 12

Благодать Ти дана от Господа Своим святым покровом покрывати Церковь Православную от неверия, ересей и раскола, чад же верных Церкве миром ограждати и вразумляти на добродетели, да непрестанно славят Бога песнию: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Тя, Дева Всепетая, и чтуще чудотворную икону Твою «Умиление», во обители Псково-Печерстей сущую, радуемся по долгу, видяще Тя, Заступницу и Помощницу усердную всем, хотящим жати спасение и воспевати на всяк день:

Радуйся, Мати, Тебе мое моление; радуйся, крине удолия рая.

Радуйся, райския пищи приемнице; радуйся, сею пищею и нас питающая.

Радуйся, иноком благоскорбящим подательнице вечной радости; радуйся, праведных жен украшение.

Радуйся, краю благих желаний; радуйся, мученик всех дерзновение.

Радуйся, Церкве хоругве пречестная; радуйся, жития сокровище вечное.

Радуйся, свещниче веры златый.

Радуйся, Всеблагая Владычице, умиление и спасение наше.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Царице небесе и земли! Иноков благая Вратарнице, верных покрове и умиление! Нынешнее приемши пение, от всякаго избави ны злаго обстояния и не лиши ны радости Царства Небеснаго, да вопием прилежно: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели и Архангели…» и 1-й кондак «Избранней Заступнице…».

Молитва

О, Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой «иверская»

Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи, и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческия скорби.

Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца.

Обратите внимание

Согрей нас дыханием Твоея любве и никогдаже отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей, да, чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославляти Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-umilenie-pskovo-pecherskaja

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь – северо-западный рубеж православия

Адрес: Россия, Псковская область, город Печоры
Дата основания: 1473 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, собор Михаила Архангела, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь святого Лазаря, церковь Сретения Пресвятой Богородицы, надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца, звонница
Святыни: мощи преподобных: Марка, Ионы, Лазаря, Симеона (Желнина), преподобной Вассы, преподобномученика Корнилия, десница святой Татианы, чудотворные иконы: Успения Божией Матери, Божией Матери “Умиление”, Святителя Николая Чудотворца
Координаты: 57°48'36.7″N 27°36'51.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Более пяти столетий насчитывает это знаменитое сооружение, возведенное во имя укрепления Православной веры.

Не совсем точные, порою отрывистые упоминания в летописи, дошедшей до современности, отправляют нас в конец XIV века.

В предании говорится, что сначала местные охотники посетили место, где в последующем и образовалась святая обитель. Здесь они ощутили невиданный душевный подъем и полную гармонию окружающей природы.

Псково-Печерский монастырь с высоты птичьего полёта

Позже земельные угодья перешли во владение местного крестьянина – Дементьева Ивана. Во время вырубки леса под одним из поваленных деревьев чудесным образом открылся вход в пещеру, увенчанный таинственной надписью: “Богом зданныя пещеры” (созданные).

Передаваемые из поколения в поколение предания местных жителей сохраняют сведения о том, что здесь нашли себе пристанище люди, пришедшие из далекой Киево-Печерской лавры. Именно здесь они нашли спасение от разорительных набегов татар. Именно народная память и сохранила для потомков имя преподобного Марка – первого инока, основавшегося в этих местах.

Успенско-Покровский храм

История становления Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Датой образования Псково-Печерского монастыря принято считать год 1473, а его основателем – преподобного Иона. В этом году была выкопана из песчаного холма Успенская церковь, и освящена преподобным Ионом. Судьба и история обители с первых лет ее создания не была простой.

Не успел преемник Ионы, – преподобный Мисаил выстроить Храм и кельи для монахов, как на него было совершено коварное нападение воинствующих лифляндцев. Многие строения были сожжены и разграблены, спастись удалось только благодаря подоспевшей русской дружине, разбившей и прогнавшей врага.

Часовня на Святой горе

Дальнейшее развитие также перемежено набегами и попытками уничтожить монастырь. Западные завоеватели стремились всеми силами уничтожить оплот православия вблизи своих границ, а также снизить влияние на проживающие вокруг и рядом народы. Кроме того, нельзя было не заметить усиления торгово-экономической и военной важности существования форпоста государства Российского.

Строительство Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Именно XVI век можно с уверенностью назвать периодом существенного развития обители. Особая заслуга в этом лежит на игумене Дорофее. Под его руководством Успенская церковь не только была обновлена, отремонтирована, но и значительно увеличена в размерах – расширена.

Активно велось строительство других храмов и возведение прочих строений, столь важных и необходимых для цельного комплекса. История сохранила потомкам имя посланника Великого князя Московского в город Псков – Мисюра Мунехина. Этот дьяк организовал работы в совершенно ином масштабе, существенно развив и усовершенствовав весь комплекс.

Признанием его заслуг перед людьми и Господом стало решение о захоронении умершего в монастырской пещере. Здесь его могила стала первой.

Башня Верхних решеток

Важной датой для монастыря принято считать 1521-й год. В святыню передали икону Успения Богоматери «в житии», наделенную чудотворными способностями. В это же время изменилось и расположение комплекса в целом. Теперь он не ютился на горе, а спустился вниз, в долину протекающей рядом реки Каменца, а кельи для монахов разместили напротив Успенского собора.

Важную роль в обустройстве жизни и деятельность святыни, в общий ее уклад внес игумен Герасим. По образу монастыря Киево-Печерского здесь разрабатывается и внедряется в жизнь устав обители, устанавливаются и присваиваются чины церковной службы. С тех пор и по сей день беспрекословно выполняется строгое правило ежедневного богослужения, проводимого в Успенском соборе.

Собор Михаила Архангела

Признание и известность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Обязательно следует упомянуть имя игумена преподобномученика Корнилия. Именно во времена его деятельности Псково-Печерский монастырь достигает наивысшей точки своего развития. Неуклонно росла и известность святыни в мире. Все шире расходилась по окрестностям молва о чудесных исцелениях, спасении жизни и души человеческой здесь.

Год от года возрастало число паломников и «богомольцев». Место, которое совсем недавно считали «убогим», получало вместе с посетителями существенные богатства, драгоценные вклады и подношения. Расширялись угодья, подчиненные монастырю, росло число вотчин. Все это сделало обитель богатейшей и очень влиятельной в округе.

Вместе с ростом благосостояния увеличивалось и количество добрых «богоугодных» дел. Оказывалась существенная помощь беженцам и переселенцам, восстанавливались разрушенные строения, а из плена вызволяли своих людей.

Важно

Постепенно прочие монастыри, входившие в состав Псковской епархии, уступали лидирующие позиции Псково-Печерскому монастырю, роль которого неуклонно возрастала.

Коляска императрицы Анны Иоанновны, Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

Обороноспособность Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Приблизительно с середины XVI века возрастает напряженность на прилегающих к святыне территориях. Немецкий Ливонский орден заявляет о своих претензиях на данные земли, активизируя подготовку к их завоеванию.

Это вынуждает принимать решение по переустройству структуры монастыря, обращая особое внимание на обороноспособность.

Таким образом, Псково-Печерский монастырь в середине 16-го столетия постепенно превращается в мощное крепостное сооружение, имеющее высокую стратегическую значимость.

В истории остался след, который оставили героические защитники обители во времена завоевательных войн со стороны войска польско-литовского.

Сторожевые войска, находившиеся в этом форпосте, наносили урон неприятелю, пытавшемуся захватить осажденный Псков.

Наивысшая опасность нависла над защитниками пустоши, когда многотысячное войско вражеское пыталось захватить поселение, защищенное лишь стенами и несколькими сотнями стрельцов.

Надвратная церковь Святителя Николая Чудотворца

От артобстрела была разбита крепостная стена, захватчики пошли на решительный штурм, а силы защитников были на исходе. И тогда монахи поднесли к проему главную святыню обители, – икону Успенья Божией Матери. Отчаянные молитвы монахов и героическая защита бойцов не позволили неприятелю ворваться на территорию, все его атаки были благополучно отбиты.

Чудесные события Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

История монастыря насыщена множеством различных событий, в которых раз за разом подтверждалась невероятная благодатная сила и роль святого места, на котором был размещен этот комплекс.

Сами не раз нападавшие враги народа русского заявляли, что крепость удерживает какая-то высшая сила. Они отмечали, что невозможно было войти на территорию и окончательно сломить сопротивление защитников даже через внушительные пробоины в стенах монастыря. И постепенно они начинали бояться продолжать нападение.

Дом наместника монастыря

Помогли иконы монастыря выстоять и защитникам осажденного неприятелем Пскова. Посланные в город иконы Божьей матери «Успенье» и «Умиление» подтвердили свою чудотворную силу. Защитники города отразили порядка 30 попыток захватить город и выстояли.

Совет

В первые годы XVII века на русскую землю вновь хлынули полчища поляков, литовцев и шведов. Пользуясь временными трудностями на Руси, они как стервятники набросились на ее владения, стремясь завоевать новые земли.

Важную роль в укреплении монастыря именно в военном плане сыграл царь Петр Великий. По его указу монастырь со всех сторон был обнесен высоким земляным валом и глубоким рвом, по дну которого пустили воды реки Каменца. Были сооружены защитные бастионы, установлены пушечные батареи. Теперь крепость-монастырь готова была противостоять самому злому, коварному и сильному врагу.

Петровская надвратная башня над Святыми вратами

Позже территория монастыря оказалась относительно в глубине земель российских, и жизнь в ней приняла более мирный уклад. Но уже во времена нашествия Наполеона чудодейственные иконы монастыря вновь помогли защитить российскую государственность, ее народ и земли.

Тяжелый ХХ век Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

На этот сложный период времени монастырь выпали две войны, через которые он героически прошел вместе с народом русским. После предательского мирного соглашения несколько лет территория монастыря находилась под эстонским управлением. Так вышло, что несколько лет монастырь находился в подчинении одновременно у двух епархий – таллиннской и прибалтийской.

Большой урон святыне был нанесен в годы Великой отечественной войны немецко-фашистскими оккупантами. Не только разрушения, которым подверглись здания и храмы комплекса, но и вывоз многих ценностей стали серьезным ударом для духовного братства.

Успенский пещерный храм

Дополнили картину бед, выпавших на долю монастыря, и гонения и притеснения на его обитателей сначала немцев, а затем, после освобождения, и Советской власти. Через многие беды, страдания и гонения пришлось пройти священнослужителям.

Вместе с тем, после окончания разрушительной войны много усилий было сосредоточено на том, чтобы восстановить святыню, придать ей первозданный вид, привести в порядок монастырское хозяйство. Главная роль в этом богоугодном деле выпала на долю архимандрита Пимена, бывшего в те года наместником обители. Кстати, в дальнейшем ему суждено было стать Патриархом Московским и всея Руси.

Красота и величие Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря

Весьма необычаен Псково-Печерский монастырь и в наши годы. Столетняя история развития, а также забота и внимание современников превратили эту обитель в настоящую святыню для русского человека.

Великолепный архитектурный комплекс, красивые исторически воспроизведенные стены монастыря, общая длина которых более 800 метров, увенчаны 9 высокими и мощными башнями.

А внутри расположилось множество храмов и других монастырских сооружений.

Звонница

В конце прошлого столетия внутренние помещения были тщательно отреставрированы. Чуть позже монастырю из эстонского города Тарту была возвращена его знаменитая библиотека.

Обратите внимание

В наше время монастырь продолжает трудиться в полном соответствии со сложившимися в нем вековыми традициями. Проходят богослужения, идут занятия в воскресной школе, развивается детский хор.

Невозможно переоценить важность этого святого места и самого монастырского комплекса для духовного воспитания всего православного народа. Такие святые места всегда будут почитать, беречь и украшать люди верующие, люди русские…

Рейтинг достопримечательности

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь в России на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/700-svyato-uspenskij-pskovo-pecherskij-monastyr

Псково-Печерский монастырь

В мире есть большое количество различных вероисповеданий. Каждый человек во что-то верит. И чтобы найти духовное умиротворение и набраться сил, среди верующих есть такой обычай, как путешествие к святым местам. Большое количество различных монастырей есть в списке каждого христианина. Среди наиболее почитаемых выделяют  Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Где находится и история

Cвято-Успенский Псково-Печерский монастырь несет в себе историю более половины тысячелетия со дня своего основания. Поговаривают, что именно здесь были положены основы православия еще княгиней Ольгой в 10 веке.

Читайте также:  Икона божией матери «споручница грешных», россия, брянская область, карачевский район, село одрино, николо-одринский монастырь

Размещена Псково-Печерская лавра за 40 км от города Пскова и за 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга. Согласно легенде однажды отец и сын охотники услышали дивные песнопения в глуши леса недалеко от речушки Каменец.

Через определенное время после этого случая местные крестьяне выкупили эти земли. И часть их, рядом с рекой Пачковкой, попала во владения к Ивану Дементьеву. Однажды, когда он рубил лес, то под корнями поваленных деревьев обнаружил пещеру.

Над входом была надпись: «Богом зданныя пещеры».

В те времена эти земли населяли верующие Киево-Печерской обители, которые сбежали сюда во времена набегов монголо-татар. До нашего времени дошло имя одного «первоначального инока» преподобного Марка.

Официальной датой основания Псково-Печерской обители признано считать 1473 год. Именно тогда возле речки Каменец в песчаном холме была выкопана и освящена Успенская церковь. Основателем монастыря был преподобный Иона.

За свою жизнь он перетерпел много гонений, но ни разу не отступал от служения Господу. А когда услышал о священных пещерах, то точно решил переехать сюда с женой и детьми. Он, как и все его последователи, старались распространить православие.

Но часто эта обитель подвергалась нападениям и пожарам.

Только спустя 50 лет в данном святом месте начали происходить изменения к лучшему. Благодаря разумной деятельности всех последующих игуменов приумножились владения обители, а также расширилось ее влияние. Постройки начали проводить не на горе, а постепенно спускаясь вниз. Был наведен порядок во внутренней жизни монастыря.

Но наибольшего расцвета удалось добиться тогда, когда слава об исцелениях распространилась далеко за его приделы. Множество паломников посещали это место и приносили пожертвования. Материальное состояние приумножалось, но оно шло не только на нужды лавры.

В сохранившихся документах есть свидетельства о том, что деньги выделялись на ремонт разрушенных захватчиками жилищ, выделялись материальные помощи беженцам.

Важно

Обязательно к прочтению:  Спасо-Преображенский монастырь Муром

Благодаря приграничному расположению, этот монастырь был еще и крепким военным пунктом для русских земель. Именно поэтому Петр I приказал укрепить ее валами, башнями и ровами.

Несмотря на все трудности, которые пришлось пережить лавре, в ней тщательно сохранились все традиции. Во все времена основной целью было распространение православной веры, помощь нуждающимся. Все эти ценности монахи пронесли через длительное время и ни разу не изменили им.

Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление»

В этом месте есть несколько чудотворных икон. Так например:

  • Образ Успения Богоматери
  • Божья Матерь «Умиление»
  • Лик Святителя Николая

Наибольшую известность обители принесли разговоры об исцелениях, которые проходили под заступничеством Божьей Матери. Именно в Успенской церкви находится список Псково-Печерской Божьей Матери «Умиление», который и сотворил большое количество различных чудес.

Этот лик был написан по заказу иеромонахом Арсением с Владимирского образа Богоматери. Игумен Корнилий принес ее во время своего наставничества в обитель. А вот царь Феодор Иоаннович приказал украсить ее драгоценными камнями, жемчугом.

После чего она отправилась к защитникам Пскова. Именно в то время осада Псковского Кремля продолжалась 5 месяцев, но закончилась неудачно.

В память об этом событие ежегодно в седьмую неделю после Пасхи носили крестным ходом из монастыря в Псков.

В нынешнее время такой крестных ход совершают внутри обители. Такое же событие происходит и 7/20 октября в честь праздника Псково-Печерской иконы «Умиление».

Этот святой образ известен теми чудесами, которые происходили рядом с ним:

  • исцеление слепцов, сведения сухожилий, прочих хворей;
  • защита от военных нашествий;
  • препятствие разрушений.

Большинство людей излечивали свои болезни, решали различные проблемы рядом с этим ликом, а после этого разносили славу об этом. С каждым годом количество паломников растет.

Обязательно к прочтению:  Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

Многие обращаются к ней за:

  • прошениями защиты,
  • дарованием здоровья,
  • принесением мира,
  • обретением семьи,
  • материнством,
  • избавлением от гордыни,
  • благополучным исходом беременности.

Приезжать можно в обитель в любое врем и приклонится к святому лику, но есть определенные дни празднования его. Празднование этой иконы происходит:

  • 7/20 мая,
  • 21 мая/3 июня,
  • 23 июня/6 июля,
  • 26 августа/8 сентября,
  • 7/20 октября.

Именно в эти дни Псково-Печерскую обитель посещают сотни паломников.

Как добраться

Можно порекомендовать 2 варианта, как доехать из Москвык лавре: ехать собственным авто или поездом, а затем пересесть на автобус или взять такси. Путь может быть как через Москву, так и через Санкт-Петербург. Тут уже выбор индивидуален.

До Пскова из Москвы ходит поезд. А уже из Пскова можно добраться до Печор на автобусе. А в случае, если  будет ехать компания, то можно взять и такси. Автобусы и такси приезжают на центральную площадь города, а оттуда совсем недалеко до монастыря. Время езды от Пскова до Печор около часа.

Адрес Псково-Печерского монастыря:181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5

Совет

Если Вы захотите переночевать, то для этого есть немало гостиниц и даже обычные люди будут рады Вас приютить. Кроме того, все желающие могут помочь своими силами в жизнедеятельности обители.

Необходимо помнить о том, что ежедневно проходит 2 Божественные литургии. Вечерние в летнее время проходят в 18 часов, а утренние – в 6,7 и 10 часов. Это зависит от службы и дня недели. А более подробную информиацию Вы сможете найти на официальном сайте лавры.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Псково-Печерской обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/pskovo-pecherskij-monastyr/

Достопримечательности и святыни Псково-печерского монастыря

Псково-Печерский монастырь, который не помнит ни одного дня своего закрытия, зато отлично помнит поступки Ивана Грозного, Стефана Батория и Карла XII и славится легендой, что на его место практически указал сам Бог. Наполовину пещерный мужской монастырь с XIII в. прочно удерживает положение обители тянущихся к спокойствию душ, куда другие души, измученные жизнью, приходили за наставлением.

Где находится Псково-Печерский монастырь

  • Адрес и телефоны Псково-Печерского монастыря: Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, 5,
  • 8-81148-2-27-43 (моб. +791136 01177).
  • Если требуется что-то уточнить или заказать экскурсию, звонить просят с 9 до 17.

Как лучше добираться

Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Москвы:

  • сесть на ежедневный поезд до Пскова;
  • потом либо на такси, либо автобусом с автовокзала Пскова через Печки или Старый Изборск до Печор.

Как доехать до Псково-Печерского монастыря из Пскова:

  • своим авто;
  • автобусом № 207 через Старый Изборск (рейсы ежедневно, с 7:30 до 20:10);
  • автобусом с автовокзала через Печки (рейсы ежедневно, с 8:30 до 22:00).

Посещение. Режим работы

Территория Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря только несколько дней в году ограничена для посещений гостей: это касается пещер (6–9 января и 26–29 августа). Конечно, планировать посещение монастыря стоит заранее.

Иначе ни пещеры Псково-Печерского монастыря посмотреть не удастся, ни в храм войти: лучше подстраивать визит под проводящиеся службы и под дни недели.

Это значит, что в понедельник и пятницу в Дальние пещеры не пропустят, а Ближние начинают убирать примерно за час до начала службы в монастыре.

  • На экскурсии можно попасть с 9 до 16, каждый час их кто-то проводит (либо местные бюро, либо сами монахи). Платой являются пожертвования. Записываться на экскурсии нужно либо по телефону (до 5 человек), либо заполняя бланк-прошение на сайте (паломники).
  • Внешний вид должен быть соответствующим заведению: никаких неприкрытых частей тела, для женщин обязательна покрытая голова и длинная юбка (берите свои, вдруг тех, что предлагают на входе, на всех не хватит).
  • Лучше уточнить, что именно можно фотографировать, входя в монастырь.
  • Кроме экскурсионной программы и богослужения можно набрать воды в Корнилиевском освященном колодце.
  • Когда длится литургия, можно попасть на исповедь и причастие в храме.
  • На вопросы гостей с 10:00 до 18:00 охотно отвечает дежурный священник в Сретенском храме.

Расписание богослужений

Понедельник и пятница

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Вторник

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Корнилиевский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Среда

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Сретенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Успенский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Четверг

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Никольский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Суббота

  • утренняя молитва, литургия, исповедь в 6:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Сретенский храм);
  • молитва к Божьей матери в 11:00 (Сретенский храм);
  • всенощное бдение в 17:00 (Михайловский храм).

Воскресенье

  • исповедь в 6:00, литургия в 7:00 (Успенский храм);
  • на заказ – молебны и панихиды;
  • исповедь в 9:00, литургия в 10:00 (Михайловский храм);
  • вечерняя служба в 17:00.

Где можно остановиться

Расстояние от Пскова до Псково-Печерского монастыря равняется 53 км, потому для размещения и город, и сам монастырь предлагают множество вариантов для ночлега.

  • В первую очередь это гостиница «Дом паломника» в Печорах (ул. Юрьевская, 82а). Платой за питание и кельи служат пожертвования, а возят к монастырю его автобусы.
  • «Путь пилигрима» в Печорах (ул. Международная, 10). Цены на студии с библейскими названиями стартуют от 3 200 руб. До обители рукой подать.
  • Не менее близко до монастыря и от частных гостиниц «Печоры-Парк», «Ваш Берег», «Странник» и «Планета» (5–10 минут).

История Псково-Печерского монастыря

  • Нравится многим история о том, как местные охотники нашли в этой местности ряд пещер с надписью словно от Бога. Но фактически место стало религиозным только в 1473 г., когда монах Иона вырыл в холме и освятил Успенскую церковь. Его преемники построили храм и кельи (уже на горе), но нападение лифляндцев монастырь основательно опустошило. Не переставал монастырь подвергаться нападениям: в нем словно видели защиту земли Русской.
  • В XVI в. обитель окрепла благодаря средствам меценатов и дарованной иконе Богородицы «Успение». В этот время монастырь словно сползает с горы, обустраиваясь в долине. Слава и казна обители неуклонно росли, они могли помогать окружающим селениям, выкупать пленных.
  • Тот же век закрепил за Псково-Печерским монастырем и известность оборонную. С помощью крестных ходов с его иконами были отражены нападения армии польского правителя Стефана Батория, штурмы ливонского ордена, шведов, литовских и наполеоновских войск.
  • Находясь на территории Эстонии с 1922 г., обитель потихоньку обустраивалась. Во годы Второй мировой она действовала, помогая пленным русским, разведчикам и нуждающимся. С 1960 г. начались восстановительные работы на территории всего монастырского комплекса, а убранство зданий постепенно возвращается к жизни.

Архитектурные достопримечательности

Комплекс Псково-Печерского монастыря радует цветовым разнообразием: если рассматривать его на фото, видны переливы желтого, белого, красного и вновь желтого оттенков. И кроме цвета, глазу есть на чем удержаться.

  • Источники святой воды. Корнильевский покрыт куполом, а Живоносный даже спрятан в стенах часовни начала XX в.
  • Успенский храм. Основан в 1473 г., буквально выкопан в горе. Его своды поддерживают 13 столпов, а внутри хранятся останки игумена Корнилия, у которых ежедневно совершаются службы в его память. Покровский храм был надстроен сверху уже в XVIII в. и выделяется 5 луковичными куполами, выдержанными в той же барочной стилистике, что и купола Киево-Печерской Лавры.
  • 2-ярусная каменная звонница. Тут висят в башне часы XVI в., которые и заставляют звучать в определенное время коллекцию не менее старинных колоколов. Говорят, раньше часы выдавали мелодию «Боже, царя храни». Сейчас колоколов 17, самые большие из них – «Праздничный» с иконами (1690 г.), «Полиелейный» со звериным орнаментом (1598 г.) и «Часовой» с молитвами (1765 г.). Над ними висят маленькие колокола «Тиньки», а средними колоколами («Бурлаками» и «Переборами») управляют звонари. Среди этих колоколов встречаются творения литейщиков XVI в.
  • Сретенский трехглавый храм, 1870 г. Это белое кирпичное строение хранит иконы Богоматери, мощи монаха Симеона и принимает службы.
  • Михайловский собор. Был закончен в 1827 г. в память очередного освобождения Пскова от врагов, получив название в честь покровителя православных воинов архангела Михаила. Самое большое здание, купол которого виден издали, отличается и тем, что внутри него сберегаются сразу две святыни монастыря – икона Богородицы «Умиление» и десница Татианы.
  • Богом зданные пещеры. Именно такие слова обнаружили на их своде в 1392 г. Позднее надпись заложили кладкой, но название осталось. Существуют Ближние пещеры, где лежат останки первых монахов, и Дальние пещеры, которые по сути являются пещерными улицами-кладбищами с рядами памятных плит (керамидами). Тут захоронены воины, иноки, паломники, праведные миряне и старцы Псково-Печерского монастыря. К последним люди с давних времен приходят за помощью и заступничеством. В их числе иеросхимонахи Лазарь, симеон, Агапий, Пимен и Иоанн (Крестьянкин).
  • Святая гора. Здесь раскинулся сад, находится камень, у которого по преданию молился первый монах монастыря, и здесь стоит небольшая традиционная клетская церковь, похожая на простую деревянную избу.
  • Никольский храм. Эта каменная церковь была основана еще Корнилием над святыми воротами, от которых берет начало «Кровавый путь» Псково-Печерского монастыря. По легенде, именно от этих ворот к Успенскому храму тело игумена нес царь Иван Грозный, обезглавивший Корнилия из ярости, но раскаявшийся.
  • Стены и башни крепости. Из-за опасения вражеских набегов и разрушений каменная ограда охватила обитель в 1565 г. Стоит воочию увидеть мощные стены длиной в 810 м, посреди которых высятся 9 именных башен.
Читайте также:  Апостол иоанн богослов

Святыни

  • Икона Божией Матери «Успение». Попала в монастырь в 1521 г., была написана по заказу местных жителей. Икона считается исцеляющей, находится в храме Успения.
  • Икона Николая Чудотворца. Скопирована самим монахом Корнилием в Москве.
  • Икона Божией Матери «Умиление». Копия иконы Владимирской Богоматери, находится в монастыре со времен Корнилия и участвует в крестных ходах.
  • Правая рука казненной в Риме в III в. Татианы. Передана в дар монастырю в 1977 г. после долгого хранения в тайне на территории России.

Псково Печерский монастырь на видео

Если вы принадлежите к числу любителей древностей или атмосферы умиротворения, возможно, не раз бывали в подобных местах.

Что вас особенно впечатлило на территории монастыря или о чем мы забыли упомянуть? Поделитесь своими размышлениями в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/pskovo-pecherskij.html

Псково-Печерский Монастырь – Икона Успения Божией Матери

В 1521 году в Псково-Печерский монастырь двумя псковскими людьми Василием и Феодором принесена была новая икона Успения Божией Матери в житии, т. е. с изображением по сторонам важнейших событий из жизни Богоматери.

Написание иконы поручили они одному благочестивой жизни иконописцу, именем Алексию, по прозванию Малому.

Икона была поставлена в храме Успения Богоматери.

Феодор впоследствии пострижен был в монашество и наречен Феофилом, по смерти погребен в Богом зданной пещере.

С 1523 года сия икона стала прославляться многими чудесами:

Исцелила бесноватых – чернеца и отрока; на праздник же Успения даровала одной женщине и отроку прозрение их очам и освободила от болезни нищего человека из Изборска, страдавшего в новолуние (лунатика).

Начиная с того праздника и в иные праздники происходят не только 3 или 5 чудес, но и по 50, и по 60 мужчин и женщин получают исцеления от различных недугов.

Множество и иных чудес сотворилось в обители Пресвятой Богородицы. То слышно было пение и видели свечку, горящую в пещерной церкви, то чувствовался аромат различных благовоний. Некоторые же из братии много раз видели свет, стоящий в ночи над монастырем Пречистой, расположенным в овраге,- и не только иноки видели это, но и мирские люди.

Некий человек по имени Иван Долгий видел как-то ночью свет, стоявший, как облако, над монастырем, и, подумав, что это от вещественного огня что-то горит в монастыре, прискакал на коне, желая чем-либо помочь; свет же тотчас поднялся в небеса. Об этом он сам поведал; иноки же восславили Бога, показавшего такие дивные чудеса в обители Пречистой Богородицы.

Псково-Печерские иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” особенно прославились во время нашествия на Псков Стефана Батория, короля польского, в 1581 году.

Обратите внимание

При приближении его к городу архиепископ вызвал из Печерского монастыря игумена Тихона с чудотворными иконами Божией Матери.

За несколько дней до приступа, назначенного Баторием на угол крепости при Покровском монастыре, один благочестивый старец Дорофей, кузнец, сидел в сенях своей келии, и плакал о бедствии города; вдруг увидел он необыкновенный свет в виде столпа, который, возвышаясь до неба над Печерскою обителью, шел к Пскову чрез реку Великую по левую сторону Мирожского монастыря. В этом свете узрел он Пресвятую Богородицу, поддерживаемую по левую руку преподобным Антонием, начальником Киевских пещер, а по правую – Корнилием, игуменом Успенской Печерской обители.

Пресвятая Богородица, пройдя по воздуху чрез городскую стену, вошла в церковь Покровскую. Потом вышла из церкви и, ставши вместе с преподобными, вопросила:”Где Мирожский строитель Нифонт, епископ Новгородский?”

Св. епископ немедленно предстал пред Нею и с великою скорбию сказал: “Госпоже Пресвятая Владычица! В моем монастыре сего лета не бяше литургии”.

На сие Богоматерь рекла: “Сыну Моему и Богу тако изволившу”. Потом воззвала: “Где избранные Божии, лежащие в церкви св. Троицы?”

И тотчас предстали пред Нею благоверные князья: Василий Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, позади же их стали Николай Псковский и святые Евфросин с Саввою, и все с благоговением поклонились Ей.

Пресвятая Богородица, взирая с гневом на город, сказала: “О люди беззаконные! Вы прогневали Сына и Бога Моего и осквернили град сей грехами своими. И вот пришла на вас туга и беда велия, и вы Сына Моего Господа Бога и Меня не познали”.

В это время пали пред Нею преподобные Корнилий и Евфросин с Саввою и блаженный Николай и со слезами молились: “Госпоже Владычице, Богородице! Есть грех на людях и беззаконие, но не прогневайся на них до зела! помолися Сыну Твоему и Богу нашему за град сей и за людей согрешивших!” Все благоверные князья тоже припали к ногам Ее и со слезами молили о пощаде города.

Важно

Тогда Пресвятая Богородица призвала к Себе старца Дорофея, удостоившегося видения, и он в то же мгновение увидел себя у ног Богоматери.

Она сказала ему: “Иди немедленно к воеводам, к Печерскому игумену и в собор Святой Троицы и возвести им, чтобы прилежно и непрестанно молили Бога и принесли бы Ее Печерский образ и хоругвь на стену города, на то место, где Я теперь стою, и чтобы поставили здесь одну пушку, а другую внизу и стреляли бы из них по королевским шатрам и влево за королевские шатры. Объяви людям, чтоб они плакали о грехах своих и молили бы Милостивого Бога о помиловании, а Я буду молиться Сыну и Богу Моему о прощении ваших грехов”.

Когда старец Дорофей возвестил о бывшем ему видении, тогда Печерский игумен Тихон с духовенством и народом стал совершать ежедневно крестные хождения с иконою Успения Богородицы и другими иконами на указанное место, а воеводы и бояре поставили в той части стены три креста заветные.

Четыре дня не видно было никакого движения у неприятеля, но с 1 сентября стали заметны приготовления к приступу.

Старейший из псковского духовенства, Печерский игумен Тихон, по некоему откровению, созвал поутру 6 сентября благовестом граждан в собор и сделал оттуда крестный ход к Покровскому углу с чудотворною Печерскою иконою Успения, с мощами св.

благоверного князя Гавриила Псковского и со старою Печерскою хоругвиею. Весь народ с плачем и рыданием сопровождал крестный ход, не ожидая помощи и защиты ниоткуда, кроме Бога.

На другой день Стефан Баторий с самого рассвета открыл сильную пушечную пальбу по городу и продолжал ее во весь день до ночи и на другой день до девяти часов утра; в стене образовался большой пролом; начался приступ, и загорелась жестокая битва.

Неприятель взял уже две башни и распустил на них знамена польские; защитники ослабевали; воевода Шуйский был ранен.

Совет

Страх овладел сердцами всех, старики, женщины и дети наполняли церковь воплями и, по словам летописи, весь пол в Троицком соборе залили слезами, моля Бога о защите.

В эту тяжкую минуту немедленно были подняты святыни из собора и принесены к пролому.

Мощи благоверного князя Гавриила с чудотворною иконою Печерскою, а наперед их прибыли к пролому три инока Печерского монастыря, родом бояре, бывшие ранее храбрыми воинами, и воскликнули громким голосом: “Не бойтесь, братие! Станем крепко! Устремимся на литовскую силу вместе! К нам грядет Богородица с милостию и заступлением и с помощию всех Святых”.

Этот неожиданный голос духовных воинов воодушевил всех: “Богородица к нам грядет, о друзи! Умрем вместе за Христову веру и за православного царя! Не предадим града Пскова”.

Вместе с этим началось молебствие пред проломом в виду защитников и врагов, и продолжалось крестное хождение к Покровской церкви.

Защитники мужественно устремились в пролом и крепко отражали врагов; даже женщины вмешивались в сражение, иные приносили жаждущим воинам воды, другие подавали им оружие, многие сами бросали на врагов камни и со стен лили на них горячую воду.

В это время защитники поставили большое псковское орудие у церкви Похвалы Богородицы и употребили его на поражение неприятеля.

Сражение с обеих сторон было жаркое, долговременное и упорное. К ночи 8-го сентября враги были вытеснены из пролома и в беспорядке прогнаны в поле, где на бегу поражены были народом и многие взяты в плен.

Обратите внимание

Осада продолжалась еще 6 месяцев, но продолжались и крестные ходы ежедневно на стены города с чудо­творною Печерскою иконою Богородицы.

Во время настоятельства игумена Саввы в Псково-Печерском монастыре царь Иоанн Васильевич IV повелел воеводе своему Юрию Токмакову обложить золотом от своей царской казны чудотворную икону Успения Пресвятой Богородицы в житии и сделать серебряный киот для нее.

Акафист Успению Пресвятой Богородицы 

Престольный праздник Успения Божией Матери

Источник: https://pskovo-pechersky-monastery.ru/icon/25-obraz-uspeniya-bozhiej-materi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector