Икона Божией Матери Владимирская
Глас 4
Днесь светло красуется славнейший град Москва,/ яко зарю солнечную, восприемши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/ о пречудная Владычице Богородице!/ Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/ да избавит град сей и вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих// и спасет души наша, яко Милосерд.
О Всемилостивейшая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (весь сию; святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю Землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани! Сохрани и спаси, Госпоже, Великого Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Господина нашего (имярек), Преосвященнейшего епископа (архиепископа, митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православной Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякого искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Кондак 1
Взбранной Воеводе, Заступнице нашей, взирающе на первописанный образ Твой, хвалебное пение воспеваем Ти раби Твои, Богомати. Ты же, яко имущая державу непобедимую, сохрани и спаси благодарне Тебе вопиющия: Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Икос 1
Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную.
О ней бо некогда изрекла еси: «С сим образом благодать Моя и сила да пребудут».
Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяцем месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, яко же Самей Ти, с нами сущей, вопием: Радуйся, Ангелов Царице; Радуйся, всего мира Владычице.
Радуйся, на Небеси присно славимая; Радуйся, и на земли величаемая. Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; Радуйся, на спасение человеков тую поставившая. Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; Радуйся, молений наших усердная Послушнице. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 2
Видя чудес множество, от принесенныя в Вышград святыя иконы Твоея бываемое, благоверный князь Андрей возгореся духом и умоляше Тя, да скажеши святую волю Твою и да благословиши его в пределы Ростовския отъити. Темже, улучив желаемое и икону Твою взем, идяше в путь свой, радуяся и поя Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Разумеша вси людие дивное шествие Твое, Царице Небесная, от Киева в землю Ростовскую, болящий бо исцеляхуся и ина знамения и чудеса бываху всем с верою притекающим ко образу Твоему. Сего ради воспеша Тебе: Радуйся, чудесы шествие иконы Твоея знаменавшая; Радуйся, многи немощныя исцелившая.
Радуйся, воздыхания наша не отвергающая; Радуйся, недостойныя молитвы наша приемлющая. Радуйся, Матерния щедроты Твоя на нас изливающая; Радуйся, иконою Твоею нам благодеющая. Радуйся, во обстоянии сущим скорую помощь дарующая; Радуйся, отчаянным надежду возвращающая.
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 3
Силою Твоею ограждаем, благоверный князь Андрей предел Владимирских достиже и зде благую волю Твою, Владычице, позна. В нощном бо видении тому явльшися, повелела еси от места сего не отходити и чудотворную икону Твою зде, во граде Владимире, поставити, да будет Северней стране нашей в благословение и людем Твоим в покров, вопиющим Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Имея в себе благодатное сокровище — икону Твою Владимирскую, преуспеваше от силы в силу Отечество наше.
Во дни бо обстояний и напастей не оставила еси род наш, Владычице, и во благовремении близ была еси, всесильным предстательством Твоим верныя люди Твоя заступающи, поющия Ти: Радуйся, гнев Божий, праведно на ны движимый, утоляющая; Радуйся, на милость к нам, грешным, Господа преклоняющая.
Радуйся, яко смиренным мольбам рабов Твоих внемлеши; Радуйся, яко утешение Твое нам подати поспешаеши. Радуйся, яко иконою Твоею от всяких нас бед ограждаеши; Радуйся, яко тою козни вражия разрушаеши. Радуйся, в час скорби люди Твоя укрепляющая; Радуйся, тихое и безмятежное житие тем дарующая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 4
Бурю помышлений сумнительных пройде благоверный князь Андрей, от множества врагов некогда обстоимь: Ты же, Всепетая, дивным от иконы Твоея знамением славную победу тому предвозвестила еси. Темже верою обновився и о имени Твоем дерзая, воспе Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышавше мятежницы убиение благовернаго князя Андрея, град Владимир расхитити устремишася, но икону Твою чудотворную, на стогна града изнесенную, внезапу узревше, умилишася сердцем и на колена падше во гресе своем покаяшася.
Благочестивии же людие, таковому от иконы Твоея благодатному явлению радующеся, песнь благодарственную воспеша Тебе: Радуйся, междоусобных браней утоление; Радуйся, ожестевших сердец умягчение. Радуйся, яко заблуждшия на путь правый возвращаеши; Радуйся, яко от соблазнов суетных нас ограждаеши. Радуйся, пагубы вседушевныя низлагающая; Радуйся, душевредная научения обличающая.
Радуйся, к Царствию Небесному путь невозбранный нам указующая; Радуйся, мир вечный и радость нам подающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 5
Боготечная звезда отцем нашим бысть икона Твоя, Владычице, еяже светом ведоми, многажды побеждаху царствия, возмогаху от немощи, обращаху в бегство полки чуждих и путь к темному преуспеянию и небесному спасению обретаху. Сего ради по долгу славит Тя земля Российская, поющи Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видевше некогда людие владимирстии в чуднем видении град свой на воздусе вознесен и икону Твою верху его, якоже солнце, сияющу, со умилением разумеша, Владычице, неотступный покров Твой граду их и, Твое милостивое промышление о них славяще, воспеша Ти: Радуйся, Мати милосердия; Радуйся, Источниче чудес.
Радуйся, бодрая наша Хранительнице; Радуйся, граду нашему Покрове. Радуйся, горе к Небесным сокровищем ум наш возводящая; Радуйся, любовь к Богу в сердцах верных насаждающая. Радуйся, маловерныя вразумляющая; Радуйся, неверных смыслы просвещающая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 6
Проповедник неизреченных чудес Твоих, Владычице, явися соборный храм Твой во граде Владимире, святою иконою Твоею украшенный. Попущением бо Божиим все благолепие его некогда во огни погибе, икона же святая Твоя, яко же купина неопалима пребысть, да и видевше и осязавше присутствие Твое, вернии воспоют: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия паки свет иконы Твоея, Богородице, во дни лютаго нашествия Батыева.
Аще бо нечестивии агаряне и пожгоша огнем соборный храм Твой и святителя Владимирскаго и люди, молящияся в церкви, умертвиша и вся конечному истреблению предаша, обаче икона Твоя и паки невреждена обретеся, подвизающи пети Тебе: Радуйся, Купино Неопалимая: Радуйся, Сокровище неиждиваемое.
Радуйся, Стено несокрушимая; Радуйся, Прибежище всем уповающим на Тя. Радуйся, икону Твою и во пламени целу сохранившая; Радуйся, нам во утешение и спасение тую оставившая. Радуйся, Ты бо еси наше Защищение; Радуйся, Ты бо еси всех благочестивых непрестанное радование. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 7
Хотя великий князь Василий защищение стяжати стольному граду своему, повеле Владимирскую икону Твою в Москву пренести.
И во сретение ея усердно исшедше князь и святитель Московский Киприан со освященным Собором и всем множеством людей, до земли пред нею поклонишася, якоже бо Самую Тя, Пречистая, к ним приходящую сретаху, зовуще Тебе: «О Мати Божия, спаси землю Русскую», вкупе же и погоще Богу: Аллилуиа.
Икос 7
Новое знамение сотворила еси, Пренепорочная, в день празднования сретения иконы Твоея Владимирския в Москве: в грозном бо видении, яко всемогущая Царица, множеством воинств Небесных обстоима, со святители Московскими явилася еси нечестивому агарянскому хану и от предел земли Русския отъити повелела еси.
Тогда вернии людие Твои, врага видевше посрамлена и бежаща, с веселием пояху Тебе: Радуйся, победо непобедимая; Радуйся, Царице Небесных Сил. Радуйся, врага грозное посрамление; Радуйся, рабов Твоих Радосте нечаянная. Радуйся, Надеждо всех лишенных надежды; Радуйся, спасение во дно адово нисшедших.
Радуйся, пришествием иконы Твоея Москву возвеселившая; Радуйся, заступленном Твоим и град Владимир не оставившая. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 8
Странную победу всесильною помощию Твоею, Владычице, без брани совершившуюся, и до ныне Церковь Православная светло прославляет. Сретение иконы Твоея Владимирския празднующи и вся верная чада Своя созывающи милости Твоя благодарне исповедати, Сыну же Твоему и Богу пети: Аллилуиа.
Икос 8
Всю Тя Бог освяти, Пренепорочная, и яко Матерь Свою в готовое прибежище и теплый покров всем нам дарова.
Темже от меньших земли и незнаемых возвеличися благословенный Тобою град Москва, благочестно икону Твою почитаяй; вся бо племена русская воедино собра и область свою над окрестными языки от моря и до моря и даже до конец земли распростре, всем веру Христову возвещаяй, Тебе же вопия: Радуйся, земли нашея забрало; Радуйся, Церкве утверждение.
Радуйся, молитвенников наших похвало. Радуйся, людей Твоих спасение; Радуйся, враги наша устрашающая. Радуйся, полки чуждих далече отгоняющая. Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится; Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 9
Всякое естество ангельское восхваляет Тя, Богородительнице, у престола Сына Твоего предстоящую и за страну нашу и вся Христианы молящуюся. Мы же, людие Твои, молитв Твоих действо разумевающе, к чудотворней иконе Твоей с любовию притекаем и Богу прилежно вопием: Аллилуиа.
Икос 9
Витий земных художество не довлеет по достоянию благохвалити Тя, Пресвятая Всенепорочная, и иконы Твоея чудеса исчислити, имиже Церковь Православная величается, грады наша утверждаются и вси христиане Божественне веселятся. Темже за премногую любовь Твою к нам и вся милости Твоя приими от нас сие хвалебное пение: Радуйся, Собором святых, в стране нашей просиявших, окружаемая и славимая;
Радуйся, предстателей наших, чудотворцев российских, моления приемлющая. Радуйся, ходатайством Твоим о нас Бога умилостивляющая; Радуйся, честным покровом Твоим нас присно осеняющая.
Радуйся, страны нашея преславная Защитнице; Радуйся, призывающим Тя скорая Помощнице. Радуйся, труждающихся благодатное укрепление; Радуйся, кающихся грешников несумненное спасение.
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 10
Спасения ищуще, к Тебе прибегаем, Милосердная Мати, и, чудотворную Твою икону ныне обстояще, вся милости Твоя, тою отцем нашим явленныя, с любовию воспоминаем. Да не тщетна будет, Владычице, и наша надежда на Тя, на немощь нашу умилосердися и спаси вопиющия Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси и заступление всем с верою прибегающим к Тебе, Всеблаженная Отроковице, всегда бо милости Твоя роду христианскому являла еси и отцем нашим многочастне и многообразие благодеяла еси, от нашествия иноплеменных и от всякия беды и нужды тех избавляющи.
Не оскудей и ныне, Владычице, утоляющи лютыя на ны возстания греховныя и облак искушений отжени, Тебе бо навыкохом пети: Радуйся, Мати Божия, Матернюю любовь к нам, грешным, простирающая; Радуйся, силою Твоею нашу немощь восполняющая.
Радуйся, милосердие Божие разумети нас научающая; Радуйся, к делом милосердия и нас возбуждающая. Радуйся, страх Божий в сердца верных влагающая; Радуйся, грешники к покаянию призывающая. Радуйся, невниманию нашему долготерпящая; радуйся, от сна лености нас возставляющая.
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 11
Пение похвальное воспеша московстии людие, спасение Твое некогда улучивше: верху бо явльшися, светозарною одеждою одеяна, храм Твой и град Москву от запаления огненнаго ризою Твоею защитила еси. Неотступна пребуди, Всемощная, от места сего и ныне и нам избавление Твое видети даруй, да веселящеся воспоем: Аллилуиа.
Икос 11
Свет радости возсияла еси, Владычице, и во дни тыя, егда смотрением Божиим древняя красота церковная к нам паки возвратися и Священный Собор граду Москве Патриарха, всей же стране нашей единаго пастыря и молитвенника утверди.
Ты же, Пречистая, от иконы Твоея Владимирския жребий первосвятительства сего избраннику Твоему даровала еси, да расточенныя овцы словеснаго стада Церкве Российския паки воедино соберет. Сего ради вопием Тебе: Радуйся, скорбящих радосте; Радуйся, обуреваемых Пристанище.
Радуйся, в напастех нас не оставившая; Радуйся, во уничижении нашем свет надежды нам возсиявшая. Радуйся, на смиренныя призревшая; Радуйся, низшедшия возвеличившая. Радуйся, Церкве нашея Похвало:
Радуйся людей Твоих веселие. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 12
Благодать Твою не отыми от нас, милости Источниче, якоже во дни лихолетия святителей наших Иова и Ермогена услышала еси и землю Русскую от конечного расхищения, православную же веру в ней от истребления спасла еси, да избавленнии Тобою Богу воспоем: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще неисчетныя милости Твоя, от лет древних роду нашему явленныя и доныне не оскудевающия, хвалим Тя, Пречистая, яко неусыпную Хранительницу нашу и заступление, и Матернюю любовь Твою к стаду Сына Твоего ведуще, со дерзновением, аще и раби неключими есмы, вопием Тебе: Радуйся, Русь Православную возлюбившая; Радуйся, веру истинную в ней утвердившая. Радуйся, отцы наша во благочестии сохранившая; Радуйся, и наше неможение не отринувшая. Радуйся, Утверждение наше незыблемое; Радуйся, Надеждо наша непостыдная. Радуйся, Молитвеннице наша теплая; Радуйся, Заступнице усердная. Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Кондак 13
О Всепетая Мати, Заступнице Всемилостивая, Дево Богородице, обычным Твоим милосердием малое моление сие наше приемлющи, якоже древле, тако и ныне помилуй землю нашу Русскую и от всяких бед рабы Твоя избави, о Тебе вопиющия: Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)
Источник: http://rublev.com/ikony/ikona-bozhiej-materi-vladimirskaja/molitvy
Владимирская Икона Божьей Матери – Великая Чудотворная Святыня Русского Народа
Всего 21 фотоВладимирская икона Божьей Матери известна практически всем, кто даже не сильно «ударяется в веру». Это великое произведение искусства мирового значения, несущее невыразимый духовный посыл и его беспредельную глубину. Эта икона для меня очень дорога и не только потому, что меня зовут Владимир.
Она привлекает чем-то непостижимо неведомым, удивительным и всеобъемлющим. Я могу любоваться Владимирской иконой часами, ощущая проявляющийся диалог, сливаясь с ней в единое целое. Впервые я увидел Владимирскую икону «в оригинале» еще школьником в Третьяковке.
Икона произвела тогда на меня совершенно неизгладимое впечатление и, это было самое сильное потрясения в тот день, насыщенный бесчисленными впечатлениями от шедевров Третьяковской галереи.
Несколько лет назад я приобрел Владимирскую икону в удивительно высококачественном и естественном, близком к оригиналу, исполнении.
Есть в Москве иконная мастерская, что делает копии икон на натуральном дереве, на левкасе, изготавливаемым по древним рецептурам и переносит фото изображения с оригиналов в таком бережном, пронзительно-изысканном состоянии и в совершенном балансе цветов, что однажды, увидев эту икону в витрине, я уже не мог обходиться без нее.
Вот и сейчас она стоит передо мной и вдохновляет на чувственную и невыразимую эмоцию любви, принятия и сопереживания.
Я не ставлю себе задачу подробно рассказать о бесчисленных удивительных событиях, связанный с этой чудотворной иконой Владимирской Божьей Матери, – это просто невозможно в формате одного поста в ЖЖ, но хотел бы попытаться передать именно свои ощущения и чувства от недавнего непосредственного контакта с этой иконой – символом веры и непобедимости всего нашего русского народа.
Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на кипарисовой доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года. При Феодосии Младшем её перенесли в Константинополь. В начале XII века (1131 год) Патриарх Лука Хрисоверг послал специальный список (копию) с неё в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому. По оценкам искусствоведов, икона написана в XII веке, предположительно, в Константинополе. Таким образом, образ о котором идет речь, все же не написан рукой именно апостола Луки, как это часто упоминается, но это и не имеет особого значения – перед нами живой образ Богоматери с младенцем Иисусом. И хотя Лука не был одним из самых близких двенадцати апостолов Иисуса, но он принадлежал к семидесяти апостолам («второго эшелона») и являлся близким сподвижником апостола Павла. Лука почитаем не только как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов, но и как первый иконописец, давший христианскому миру первые канонические иконописные изображения святых ликов.02.Апостол Лука
Для нас, те самые новозаветные времена, являются чем-то далеким и не до конца осознаваемым, однако, только подумаем, что Лука видел своими глазами Богородицу и Иисуса, непосредственно участвовал во многих евангельских событиях, связанных с Христом и, безусловно, передавал в письме иконы ту самую Веру и Дух Святой, чем была наэлектризована, в то время чудес и удивительных свершений, Святая земля. Поэтому, по определению, оригинал иконы нес все эти нематериальные элементы мироощущения первого христианского иконописца. Лука написал ряд икон Богородицы, в том числе и известную нам «Владимирскую» о которой и идет речь. Иконы всегда и во все времена писались только истинно верующими и проникновенными иконописцами и эта икона как список, точно также безусловно, несет, как говорится, первоначальную энергетику апостола Луки и его бережный эмоциональный и чувственный посыл в изображении Богоматери с младенцем Иисусом. И это ощущается всецело, по крайней мере, с моей субъективной точки зрения.
Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир» по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе.
Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была из Владимира перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке.
То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году («стояние» на реке Угре).03.
В память об этих чудесах Русская православная церковь отмечает праздники в честь Владимирской иконы:
21 мая (3 июня) – избавление от Махмет-Гирея в 1521 году;
23 июня (6 июля) – избавление от Ахмата в 1480 году;
26 августа (8 сентября) – сретение иконы в Москве и избавление от Тамерлана в 1395 году.
Икона стояла прежде в Успенском соборе Московского Кремля по левую сторону царских врат иконостаса. Риза греческой работы на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200 000 золотых рублей (сейчас эта риза находится в Оружейной палате).
В 1918 году икону изъяли из собора для реставрации, а в 1926 году передали в Государственный исторический музей. В 1930 году она была передана в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
04.
Храм-музей Святителя Николая в Толмачах
Вот об этом храме и Владимирской иконе и рассказывается в этом материале. Владимирская икона является величайшей и наиболее почитаемой русским народом чудотворной святыней. Ранее, при нашествиях врагов «вся Москва вставала на молитву» перед ней и этот масштаб подобных событий еще надо себе представить.
Для наших предков икона являлась не просто неким изображением Богородицы – она представлялась всем русским людям самой Богородицей, что находилась рядом с ними и могла даровать свою защиту, покровительство и великую любовь Матери своим чадам.
Так, что с Владимирская икона Божьей Матери для русского народа, как и для его коллективного бессознательного, была живым воплощением Матери Божией с младенцем Иисусом на руках и это не просто слова, а нечто гораздо большее.
Икону не раз перевозили из Владимира в Москву, и каждый раз ее встречали в столице Всем Миром. Я описывал в свое время чудо спасения Владимирской иконой Москвы во время нашествия Махмет-Гирея в рассказе о царском великокняжеском селе Остров – там вы найдете лишь один пример этого чуда.
Похожие многочисленные чудеса, связанные с Владимирской иконой, происходили столетиями постоянно, поэтому подробно рассказать о них в одном материале просто невозможно, как я уже отмечал…
Добраться к Владимирской иконе очень легко.
От станции метро “Третьяковская” проходим в сторону Третьяковской галереи по Большому Толмачевскому переулку, доходим до Малого Толмачевского и поворачиваем направо у храма-музея Святителя Николая в Толмачах, проходим мимо него и в смежном с ним современном здании Третьяковской галереи открываем первую по ходу стеклянную дверь и заходим (табличка-указатель есть). Здесь пост охраны, – далее налево и вниз по лестнице – вход в храм осуществляется через подвальное помещение холла с гардеробом и туалетом – все цивильно и достойно – далее уже проходим в сам Храм из холла по лестнице наверх. Адрес храма – Толмачевский Малый пер., 9.
Все фото внутри храма сделаны фотокамерой смартфона, так, что уж извиняйте за качество картинок)
Источники:
Википедия о Владимирской иконе Божьей Матери и евангелисте Луке.
© Vladimir d’Ar
Источник: https://vladimirdar.livejournal.com/72015.html
4 октября — Сретение Владимирской иконы Божией матери во граде Владимире
Предание говорит о том, что после окончания строительства Успенского собора князь Андрей Боголюбский захотел поместить в нем икону Богоматери, которую привез с собой из Вышгорода (позднее она стала называться Владимирской иконой Божией Матери).
Икона была привезена по Клязьме и торжественно встречена на берегу. В память об этом событии здесь была поставлена церковь Сретения Владимирской иконы Божией Матери (отсюда — сретенье, т.е. встреча).
Позднее Сретенская церковь была перенесена в Солдатскую слободу, дала имена двум улицам. Церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери является типичным приходским храмом. Находится в бывшей Солдатской слободе.
В 1784 году она была перенесена сюда с берега реки Клязьмы, от «живого моста». Приход этой церкви обнимал слободы Солдатскую и Стрелецкую.
Церковь имеет свою длинную историю. В первый раз она была построена князем Андреем Боголюбским в 1164 году и была деревянной. Сооружена и названа в память перенесения чудотворной иконы Божией Матери из Боголюбова во Владимир, в Успенский собор.
Ее торжественно встречали на берегу Клязьмы в 1177 году (отсюда и название «Сретенская»). В 1237 году во время ордынского нашествия церковь была разорена, а может быть, даже разрушена. До XVII века о ней нет никаких сведений. В 1656 году в церковных книгах вновь упоминается Сретенская церковь у реки Клязьмы.
В 1674 году она была подновлена, а в 1784 году ее перенесли в Солдатскую слободу. В 1807 году храм был перестроен из камня. Имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, в честь Сретения Господня и во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости». В 1930-е годы церковь была закрыта.
Использовалась как складское помещение. Открыта для прихода в 1992 году.
С тех пор, как народ Руси принял крещение, Божья Матерь считается покровительницей нашей страны.
И это не голословно, поскольку от икон Пресвятой Богородицы наши соотечественники получали чудодейственную помощь в самых трудных ситуациях, когда на кон были поставлены не только свобода целой нации, но и жизнь массы людей. Одним из таких почитаемых образов является Владимирская икона Божией Матери.
История иконы
По церковному преданию, Владимирская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Долгое время икона эта пребывала в Иерусалиме (примерно до середины V века н.э.).
Позже она была перенесена из Иерусалима сначала в Константинополь, а в начале XII века из Византии попала в Россию, как подарок святому князю Мстиславу (†1132) от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.
Икону поставили в женском монастыре Вышгорода (древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги), недалеко от Киева. Слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.
Покинув Вышгород, князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростов. В 11 верстах от Владимира, кони, везшие икону, вдруг остановились, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Все сочли это чудесным предзнаменованием.
Отслужив молебен, решили здесь заночевать.
Ночью во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить Владимирскую чудотворную икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества.
Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни) в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области
Ко всеобщей радости жителей князь Андрей возвратился во Владимир вместе с чудотворной иконой. Образ Божией Матери занял почетное место в Успенском соборе. С тех пор икона Божьей Матери стала называться Владимирской.
Праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, выпадающий на 8 сентября, указывает на конкретную дату – 1395 год. Слово «сретение» означает «встреча». И действительно, в указанном году в Москве произошла встреча святого образа Богородицы москвичами. Позже на месте случившегося сретения был возведен Сретенский монастырь. Обитель сия дала название улице Сретенке.
В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан (Темир-Аксак) с полчищами татар вступил на русскую землю и достиг пределов рязанских, взял город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона.
Великий князь Василий I Димитриевич, старший сын Дмитрия Донского, вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Численность войск Тамерлана в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью.
Великий князь Василий Димитриевич молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию.
Во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы.
Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону встретили 26 августа (8 сентября по новому стилю).
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле (ныне ул. Сретенка), Тамерлан дремал в своем походном шатре.
Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Ему ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан.
Тогда Тамерлан отдал приказ полкам идти обратно.
В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа (по новому стилю – 8 сентября) было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
После этого события чудотворная Владимирская икона Божией Матери осталась в Москве навсегда. Ее поместили в кремлевском Успенском Соборе Московского Кремля. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители.
Успенский Собор Московского Кремля
В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею. Сейчас чудотворная Владимирская икона Божией Матери находится в Храме святителя Николая в Толмачах (м.«Третьяковская», М. Толмачевский пер., 9).
Русская Православная Церковь установила троекратное празднование Владимирской иконе Божьей Матери. Каждый из дней празднования связан с избавлением русского народа от порабощения иноплеменниками по молитвам ко Пресвятой Богородице:
8 сентября по новому стилю (26 августа по церковному календарю) – в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
6 июля (23 июня) – в память избавления России от ордынского царя Ахмата в 1480 году.
3 июня (21 мая) – в память спасения Москвы от крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.
Иконография
Иконографически Владимирская икона относится к типу Елеуса (Умиление). Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути.
Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка». На обороте изображены Этимасия (Престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века.
Престол уготованный. Оборот «Владимирской иконы Божьей матери»
Престол уготованный (греч. Этимасия) — богословское понятие престола, приготовленного для второго пришествия Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых. Состоит из следующих элементов:
церковный престол, облачённый обычно в красные одежды (символ Христовой багряницы); закрытое Евангелие (как символ книги из Откровения Иоанна Богослова — Откр.
5:1); орудия страстей, лежащие на престоле либо стоящие рядом; голубь (символ Святого Духа) или корона, венчающие Евангелие (изображаются не всегда). Владимирская икона Божией Матери является общерусской святыней, главной и самой чтимой из всех русских икон.
Имеется также множество списков Владимирской иконы, значительное число которых также почитаются как чудотворные.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.
Молитва Божией Матери пред иконой Ее Владимирской
К кому возопием, Владычице? К кому прибегнем в горести нашей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто в паче Тебе, в милости? Приклони ухо Твое к нам, Владычице, Мати Бога нашего, и не презри требующих Твоея помощи: услыши стенание наше, подкрепи нас грешных, вразуми и научи, Царице Небесная, и не отступи от нас, раб Твоих, Владычице, за роптание наше, но буди нам Мати и Заступница, и вручи нас милостивому покрову Сына Твоего. Устрой о нас, како угодно будет святей Твоей воли, и приведи нас грешных к тихой и безмятежной жизни, да плачем о гресех наших, да возрадуемся же с Тобою всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(50)
Источник: http://dimitri.moseparh.ru/2018/10/04/4-oktyabrya-sretenie-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi-vo-grade-vladimire/
О храме
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Приход храма святителя Николая в Толмачах известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма построено в 1834 году, по проекту архитектора Ф.М. Шестакова. Главный престол освящён во имя Духа Святаго Сошествие, боковые приделы — в честь святителя Николая Мирликийского и Покрова Божией Матери. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации, храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1929 году. В 1992 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. Здание храма осталось собственностью Государственной Третьяковской Галереи, храм получил статус домового храма-музея.8 августа 1996 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение главного придела храма. |
СВЯТЫНИ ХРАМА
В храме находятся чудотворные иконы: Владимирской Божией Матери; Иверской Божией Матери; Утоли моя печали; Дмитровский Крест; Ковчег с мощами святых; икона «Троица» преподобного Андрея Рублёва (приносится на дни празднования Святой Троицы).
БОГОСЛУЖЕНИЕ
В субботние и воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников – Начало Божественной литургии в 9.00, накануне Всенощного бдения в 17.00. В пятницу в 17.
00 акафист – Владимирской иконе Богородицы (кроме дней Великого Поста и попразднства Двунадесятых Праздников), в среду в 10.00 молебен попеременно Владимирской иконе Богородицы и Иверской иконе Богородицы.
В дни особо чтимых святых и икон Божией Матери – утреня и Божественная литургия в 8.00
ДУХОВЕНСТВО
Протоирей Николай СОКОЛОВ, настоятель. Родился:13 июня 1950 года.Образование: Московская государственная консерватория, Московская духовная академия, кандидат богословия, доцент.07 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона.08 сентября 1988 года в пресвитера. | |
Протоирей Андрей Николаевич РУМЯНЦЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 октября 1968 года.Образование: Московское художественное училище имени 1905 года, Московская духовная семинария.17 февраля 1997 года рукоположен сан диакона.03 июля 1998 года в сан иерея. | |
Протоирей Сергий Юрьевич ПАВЛОВ, штатный клирик прихода храма. | |
Иерей Алексей Федорович ЛЫМАРЕВ, штатный клирик прихода храма. Родился:15 апреля 1974 года.Образование: Московская духовная академия, ФДО Московского Педагогического Государственного Университета.05 октября 2003 года рукоположен в сан диакона.02 апреля 2005 года в сан иерея. | |
Иерей Андрей Евгеньевич ЗУЕВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:30 мая 1968 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия; Московский авиационный институт им.С.Орджоникидзе.21 ноября 2002 года рукоположен в сан диакона.15 января 2004 года в сан иерея. | |
Иерей Дмитрий Юрьевич ЕРШОВ, штатный клирик прихода храма. | |
Диакон Сергий Валерианович ПАРФЕНОВ, штатный клирик прихода храмаь. Родился: 26 октября 1965 года.Образование: МГУ, Аспирантура НИИ ядерной физики, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.09 сентября 2004 года рукоположен в сан диакона. | |
Диакон Алексей Владимирович РЯХОВСКИЙ, штатный клирик прихода храма. Родился:14 февраля 1973 года.Образование: Славянский деловой институт, Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.17 октября 2004 года рукоположен в сан диакона. |
СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. метро “Третьяковская”, далее перейти Большую Ордынку, идти прямо до поворота на Малый Толмачёвский пер, идти по нему, с правой стороны будет храм (вход через административное здание ГТГ, д.10). В приходе храма действует детская Воскресная школа, катехизаторские курсы для взрослых.
Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/moskvoreckoe/vtolmachah.htm
Чудотворные иконы в московских храмах
Они откликаются на наши просьбы и молитвы, приходят на помощь и спасают, когда изменить что-то уже не в людской власти… Любая икона чудотворна, если у нас достаточно веры, чтобы это заметить.
Владимирская икона Божией Матери. Храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее
Когда слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, он решил перевезти икону на север.
Но проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла.
Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
Икону Владимирской Божией Матери еще называют заступницей: она отвела войска Тамерлана от Москвы, спасла Москву от захвата царевичем Мазовши, помогла при “Великом стоянии на Угре”.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы Божией Матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 3 июня, 6 июля и 8 сентября
Чудотворная Тихвинская икона Божией. Храм Тихвинской иконы Божией Матери
31 октября 1680 года в селе Алексеевском на север от Москвы была торжественно освящена новая Тихвинская церковь: из Кремля к ней отправился крестный ход с Патриархом и царем Феодором Алексеевичем. В день освящения храма царь подарил в него главную святыню – чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.
Удивительно, но храм Тихвинской Божией Матери в Алексеевском не закрывался даже в советское время. Уцелел он и во время великой сталинской стройки ВДНХ в той местности.
По современному преданию, в 1941 году, во время зимнего наступления немцев на Москву, именно отсюда была взята чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, с которой, по приказу Сталина, облетели на самолете вокруг города. А вскоре произошло первое успешное наступление Красной Армии, закончившееся взятием города Тихвина. Празднование иконы установлено 26 июня (по Юлинаскому календарю).
Икона Божией Матери “Взыскание погибших”. Храм Вознесения Словущего в Брюсовом переулке
Московский список иконы “Взыскание погибших” был написан итальянским мастером и принадлежал одной московской дворянской фамилии. Последний ее владелец неожиданно разорился, овдовел и остался с тремя дочерьми-подростками.
Находясь в крайнем отчаянии, он запил и был близок к самоубийству. Но из последних сил, как повествует та же летопись, взмолился перед иконой и получил помощь.
Жизнь семьи наладилась: дочери-бесприданницы счастливо вышли замуж, а благодарный отец передал родовую святыню в свой приходской храм.
После этого икона сама терпит множество испытаний: во время нашествия французов в 1812 году ее разрубают на три части и выбрасывают. После обретения и восстановления она скитается по храмам, однако один сносят, другой закрывают.
Множество напастей пережил образ в атеистическое время, но не иссякал, по свидетельству очевидцев, поток чудес, исходящих от древнего лика Богородицы. Совсем недавно, в 80-е годы, в храме Вознесения Словущего был сильный пожар.
Сгорел кивот, но огонь оказался бессилен пред образом Пречистой.
Праздник иконы Божией матери “Взыскание погибших” – 18 февраля.
Икона Божией Матери “Милостивая”. Зачатьевский женский монастырь
В самом центре столицы, в Зачатьевском монастыре находится икона Божией Матери «Милостивая». Многим прихожанкам она помогает родить ребенка, разрешить семейные конфликты.
По преданию, чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Милостивая-Киккская» была написана святым апостолом и евангелистом Лукой.
Находится она в монастыре на острове Кипр и славна тем, что с давних пор и поныне приходят к ней за помощью бесчадные женщины. В XVIII веке в Зачатьевском женском монастыре Москвы появился список этой иконы – «Милостивая».
После революции и закрытия монастыря святыня находилась в храме Пророка Илии, и лишь 7 лет назад чудотворный образ вновь вернулся в обитель.
Праздник иконы – 12 ноября и 26 декабря.
Иверская икона Божией Матери. Иверская часовня
Иверская Икона Божией Матери (Одигитрия), одна из самых прославленных и почитаемых икон православного мира, святыня Иверского монастыря на Афоне.
Древняя чудотворная икона Иверского монастыря представляет собой вариант Одигитрии, в котором лик Богоматери склонен и обращен к Младенцу Христу, представленному также в легком повороте к Матери. На подбородке Богоматери изображена кровоточащая рана, согласно сказанию, нанесенная противниками икон. Икона датируется ХI в.; серебряный грузинский оклад – начала ХVI в.
В ХVII в. в России при царе Алексее Михайловиче Иверская икона была особо чтимой. Самой знаменитой, прославившейся многочисленными чудесами была русская копия-список с греческой иконы 1648, находившаяся в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китайгородской стены.
В 1929 Иверскую часовню закрыли, а в 1934 снесли вместе с Воскресенскими воротами.
Местонахождение образа Иверской часовни точно не известно: согласно последним данным, с ним может быть отождествлена Иверская икона из собрания Третьяковской галереи.
В 1995 были восстановлены Воскресенские ворота и Иверская часовня, для которой в Иверском монастыре на Афоне по просьбе патриарха Алексия II был сделан новый список (исполнен иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой).
Святой Николай. Угрешская икона
Знаменитый образ Николая Чудотворца попал в Третьяковскую галерею из Николо-Угрешского монастыря. Этот мужской монастырь, хоть и не входит в число московских обителей, на протяжении своей 600-летней истории теснейшими узами был связан со столицей.
В 1380 году по пути на Куликово поле войско Великого князя Дмитрия Ивановича остановилось на отдых. Тогда то и явилась благоверному князю Дмитрию икона Святителя и Чудотворца Николая, укрепив князя верой и надеждой, “сия вся угреша сердце его”. С тех пор это место называется Угреша.
Возвращаясь с Куликовской битвы, отслужили молебен на месте чудесного явления иконы, и благоверный князь Димитрий повелел воздвигнуть здесь храм и иноческую обитель во имя Святителя Николая.
До закрытия монастыря в часовне хранился остаток сосны на которой явилась икона. После закрытия обители снаружи и внутри часовни все было разорено, а икона передана в ГТГ.
Икона Божией Матери “Утоли мои печали”. Храм Николы-в-Кузнецах
Список с чудотворного образа Богоматери “Утоли моя печали”, принесенного в Москву казаками в 1640. В настоящее время судьба той иконы неизвестна.
Празднование чудотворной иконе, совершаемое ежегодно 25 января, было установлено в 1760 году в память исцеления больной женщины, удостоившейся видения этого святого образа и исцелившейся после молебна перед ним 25 января в церкви Святителя Николая на Пупышах в Москве. К этому же времени относятся составленные ей службы и акафист.
Источник: https://netrmed.livejournal.com/249312.html
«Троица» преподобного Андрея Рублева принесена в храм святителя Николая в Толмачах (ФОТО+ ВИДЕО)
В преддверии Дня Святой Троицы из зала постоянной экспозиции Третьяковской галереи в храм святителя Николая в Толмачах была перенесена икона «Троица» письма преподобного Андрея Рублева.
Храм святителя Николая в Толмачах
Это случается всего один раз в год для того, чтобы прихожане храма и паломники во время праздничных богослужений могли поклониться почитаемому образу.
Храм святителя Николая в Толмачах
Храм открыт с 09.00 до 20.00.
Расписание богослужений в храме святителя Николая в Толмачах:
4 июня в Духов день престольный праздник храма начало Литургии в 9.00,. В 15.00 накануне праздника Владимирской иконы Божией Матери – акафист с водосвятием. В 17.00 Всенощное бдение.
5 июня Праздник Владимирской иконы Божией матери. Литургия в 09.00
Доступ к иконе продлится до 16.00 5 июня.
Храм с 1 по 5 июня будет открыт с 9.00 до 20.00
Храм святителя Николая в Толмачах находится при Третьяковской галерее, и имеет статус храма-музея. В нем созданы все условия для хранения уникальных икон. На постоянной основе в храме находится почитаемая Владимирская икона Божией Матери.
Однако, поклониться «Троице», приложиться к ней, помолиться перед ней удается в храме только раз в год.
По словам главного хранителя Третьяковской галереи Татьяны Городковой это событие сложно переоценить.
Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи: «Это всегда очень волнующее событие, поскольку «Троица» – икона древняя, очень хрупкая, состояние ее сохранности таково, что оно требует постоянного и очень внимательного, вдумчивого контроля со стороны и хранителей Третьяковской галереи и, конечно, реставраторов.
Икона Андрея Рублева по летописи была написана для Троице-Сергиевой Лавры, которая является духовным центром русской жизни. Соответственно самая главная икона Лавры очень дорога для каждого верующего русского человека. С другой стороны этот образ имеет и необъятную духовную глубину.
Протоирей Андрей Румянцев, клирик храма св. Николая в Толмачах: В иконе Святой Троицы мы видим полноту христианского представления о Боге, о мире и о месте человека в этом мире».
Говоря об этом мире и о значении в нем рублевской «Троицы», Татьяна Городкова заметила, что этот образ давно стал значимым уже не только для русских людей.
Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи:
«Я могу, как хранитель, сказать, что «Троица» преподобного Андрея Рублева, конечно, давно уже переросла пределы отношения к ней как к иконе. Потому, что она является не только признанным величайшим достижением древнерусской живописи, но является неотъемлемой частью как нашей культуры, так и мировой культуры в целом».
Фото Михаила Моисеева:
Источник: https://www.pravmir.ru/troica-prepodobnogo-andreya-rubleva-prinesena-v-xram-svyatitelya-nikolaya-v-tolmachax/
Великая святыня Церкви: Владимирская икона Божьей Матери – Православный журнал “Фома”
Дни празднования – 3 июня (в 2017 году – 1 июня), 6 июля, 8 сентября
В истории и политике Русского средневековья для нынешнего, современного человека, существует немало парадоксов.
Действительно: мы живём в обществе с сильным секулярным сознанием.
Когда представить себе мир, где даже жестокий, по-своему коварный, политик может быть одновременно человеком целиком церковным, верующим, даже достигшим святости — почти невозможно.
Но это для Средневековья парадокс из серии “очевидное – невероятное”. Тогда как раз так и было: верующий и не мыслящий себя без Бога, молящийся, раздающий милостыню, кающийся… и одновременно политически беспощадный, опасный для оппонента, властитель.
Это для Средневековья чуть ли не аксиома. Над которой поднимались немногие, среди коих – Владимир, Борис и Глеб, быть может, ещё Федор Иоаннович… И история, связанная с великой святыней, Владимирской иконой Божией Матери, тоже из числа характерных средневековых. А было так.
В момент обострения борьбы между русскими городами и княжествами, потомок святого Владимира святой благоверный князь Андрей Юрьевич, в народе прозванный Боголюбским, разорил Киев. И в 1169 году силой вывез из опального города икону Богородицы.
Он отправился с нею в сторону Владимира-на-Клязьме, в далекую северо-восточную часть Руси, где стремился укрепить собственную столицу большого и независимого княжества.
Был ли этот поступок проявлением политической дальновидности или же являлся следствием личной пламенной веры – можно спорить.
В те времена практически никакой человек не мыслил мира без Бога, поэтому часто трудно для Средневековья отделить деяния политические от дел веры. Кроме того, церковное Предание сохранило образ иного князя Андрея – молитвенника, святого.
И дошедшие до нас потрясающие храмы, построенные по его воле (вместе с открытиями археологов) подтверждают его высокое личное благочестие и особую ревность к вере.
По воле Божией, образ, первоначально похищенный у киевлян, очень скоро явился святыней не только княжеского дома, но и всего государства, которое создавал Андрей.
И в этом качестве он “вернулся” и в Киев, и в каждый православный город. Образ стал достоянием православных церковных людей по всей земле. Сейчас святыня эта находится в Москве, в Третьяковской галерее.
Речь идет, конечно же, о Владимирской иконе Божьей Матери.
***
Создание известнейшей из дошедших до нас русских икон обычно связывают с именем евангелиста Луки. Он обладал талантом художника и еще при жизни Девы Марии написал несколько Ее портретов.
По преданию икона Владимирской Божией Матери была написана именно апостолом Лукой в первом веке от Рождества Христова: по желанию современников апостол изобразил лик Богоматери с Младенцем на руках, причем сделал это на доске стола, за которым в юности Спасителя сидели Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник.
Точных подтверждений этому нет, и Церковь не настаивает на буквальной достоверности такого предания, однако и не отвергает его. Существует большое число копий, которые веками переписывались безымянными мастерами из поколения в поколение. Одной из таких икон. возможно, и является и Владимирский образ.
Он был подарен киевлянам Константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом как благословение русскому стольному граду. После своего прибытия на Русь икона с 1131 года находилась в Богородичном монастыре, который располагался в Вышгороде – одном из северных пригородов Киева.
Большинство исследователей полагает, что Вышгородскую реликвию создали византийские мастера, но есть вполне обоснованное допущение, что она может иметь и чисто русское происхождение, а написал ее преподобный Алипий Печерский, известный киевский иконописец XI – XII столетий.
Как бы там ни было, уже с самого начала своего существования святое изображение Богородицы особо почиталось русичами, практически сразу сделавшись национальной святыней.
«Киевский период» истории Владимирской иконы совпал со временем княжения Юрия Долгорукого – личности одиозной и противоречивой. Этот человек, по сути, начал активную колонизацию тех земель, которые лежали к северо-востоку от нынешнего Курска.
Собственно, процессы овладения славянами новых территорий протекали и много ранее, но именно Юрий поставил дело на государственный уровень.
И если до него обживаемые дебри северо-восточных лесов были практически ничейными, то примерно при этом князе осваиваемые пространства стали мыслиться уже государственной собственностью – то есть собственностью князя и его клана.
Так постепенно, в противовес сложившимся вечевым порядкам Киева, Новгорода, Смоленска и Галича, утверждались самодержавные тенденции Суздаля, Ростова и Владимира. Единая некогда Русь входила в период раздробленности и несходности различных политических традиций.
Материал по теме
Владимирская икона Божией Матери (Инфографика)
Владимирская икона Божией Матери – один из наиболее лиричных типов иконографий Богородицы. В трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом.
Будучи проводником абсолютистской политики, Долгорукий, однако, являлся человеком старой закалки. Он крепко держался за Киевский престол, стремился сохранить Киев столицей. А его сын Андрей – человек уже иного склада.
Он вырос на Северо-Востоке Руси, поэтому родные просторы ему куда милее центральных земель тогдашней Русской земли. И в конечном итоге, он решает окончательно порвать с Киевом, полностью посвятив свою жизнь развитию собственного удела.
А чтобы его начинания получили благословение свыше, князь решает забрать из киевских пределов самую чтимую русскую святыню и перенести ее в столицу северных владений, каковой в то время был город Владимир.
Для Боголюбского такой желанной реликвией была Вышгородская икона – вместе с нею он как бы увозил из Киева его славу, величие, мощь и историю. Переносом образа Богородицы во Владимир Андрей, по сути, объявлял Север наследником древнего стольного града.
Стремление князя освятить свои начинания впоследствии отразились в летописных сказаниях. Например, существует предание, что еще в Вышгороде икона несколько раз была обретаема совсем не в том месте, где ее размещали до этого.
Авторы сводов видят в этих чудесах знак свыше – Богородица словно сама говорила всем, что здесь Она оставаться не хочет, что Ее воля связана отныне не с Киевом, а с Владимиро-Суздальскими землями. Сейчас уже трудно отделить в этих сказаниях легенду от реального исторического факта.
Бесспорно лишь одно – Владимирская икона действительно сыграла огромную роль в истории России.
Сначала она находилась в Боголюбове – предместье Владимира, где располагалась загородная княжеская резиденция. Но очень скоро ее перенесли в саму столицу и поместили в только что построенный Успенский собор, которым князь очень гордился и считал делом всей своей жизни.
Храм стал постоянным местом пребывания образа. Ежедневно к нему приходили толпы людей, и многим из них по их горячим молитвам Пречистая Дева подавала исцеление и избавление от разных скорбей.
Так продолжалось до самого татаро-монгольского нашествия 1238 года, когда практически все города Руси были разрушены и сожжены завоевателями.
Но волей Божьей в дни страшного разорения икона не пострадала – существует легенда, что ворвавшиеся в собор ордынцы, сдирая со стен все блестящие и имеющие хоть какую-то ценность предметы, попросту побоялись трогать святыню. Они смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.
Все годы чужеземного ига святой образ пребывал во Владимире. Но через столетие его на некоторое время принесли в Москву, которая уже стала практически неоспоримым лидером в регионе. Случилось это при набеге Тамерлана в 1395 году.
Тогда жители столицы, сознавая нависшую над ними угрозу и понимая, что полчища завоевателей многократно превышают число русских ратников, пали духом, и ничто не могло изгнать тоску из их сердец.
Тогда митрополит Киприан и приказал доставить в город из Владимира великую святыню – чтобы она воодушевила морально подавленных воинов. И свершилось чудо – Тамерлан отступил, так и не дав боя.
Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с духовными покровителями москвичей.
После этого случая икона стала почитаться еще больше, а день изгнания Тамерлана – 26 августа (8 сентября) – вошел в церковный календарь как праздничный. Кстати, с первым прибытием образа в Москву связана история основания Сретенского монастыря и Сретенского бульвара.
В глубокой древности современная Сретенка была дальним пригородом столицы, и именно в этом месте – на Кучковом поле – духовенство встречало («сретало») крестный ход с Владимирской иконой.
Позже в честь этой встречи и местность получила соответствующее название.
В Москве тогда лик Богородицы не остался – его вернули во Владимир, где он находился еще сто лет. Только в 1480 году икону Богородицы окончательно перенесли в Москву, которая уже окончательно закрепила за собой титул столицы всего северорусского государства.
Повод, по которому был организован этот перенос был трагическим – на реке Угра, на восточных рубежах зарождавшейся России стояли два войска – Великого князя Ивана III и хана Ахмата. Они сошлись из-за очень важного вопроса – Москва отказалась признавать Орду своим хозяином.
После долгих маневров армии встретились, но ни одна сторона не решалась начать сражение первой. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, русские направили в тыл врага диверсионную группу, и это заставило хана повернуть обратно, по сути, приняв условия москвичей.
И пусть до конца XVII века Москва страдала от нашествий степняков, это были уже именно набеги, а не целенаправленные походы за данью. Россия после «стояния на Угре» перестала быть данником Орды.
Победу над Ахматом русские посвятили Богородице, которой неустанно молились перед пречистым Владимирским образом. И даже праздник дополнительный установили – 23 июня (6 июля). После избавления от ордынского ига Владимирский образ больше не покидал пределов Москвы.
С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат.
Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.
Так, в 1521 году стотысячная орда во главе с Махмед Гиреем двинулась на Русь. Наши войска были разбиты, многие города – захвачены, а их жители либо перебиты, либо взяты в плен. Со дня на день москвичи готовились к худшему.
Но даже в такое тяжелое время основной народной массе и боярам было не до подлинного покаяния – столица жила своим обычным ритмом. И вот, одна слепая инокиня увидела, как огромный крестный ход во главе с уже умершими московскими митрополитами, несущими Владимирскую икону, покидал Кремль.
Женщине было открыто, что за грехи жителей столица лишается заступничества Богородицы. Можно представить, что чувствовала инокиня, увидев открывшуюся ей скорбную картину.
Однако сподобилась она и утешения – далее женщина видела, как в Спасских воротах Кремля крестный ход остановили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Они горячо молились перед иконой – долго и слезно.
Материал по теме
Владимирская Икона и Третьяковская галерея
Была ли это та самая икона, к которой прикоснулся сам евангелист Лука, — вопрос веры
Богородица услышала их молитвы – крестный ход вернулся в Кремль. Василию Блаженному, московскому юродивому, тоже довелось стать свидетелем этого чудесного действа. Ему было открыто, что Москва будет спасена от захватчиков.
Так оно и случилось – Махмед Гирей ушел в Орду иным путем, не причинив стольному граду никакого вреда. А ведь все могло быть иначе, но заступничеством святых и самой Богоматери город был спасен. В честь этого события установлено празднование 3 июня.
Пришел кровавый 1917 год, и спустя несколько месяцев после революции и захвата большевиками власти кремлевские святыни были конфискованы. Владимирскую икону вначале направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею.
До 1989 года она находилась в самом здании музея, пока в 1989 году ее не поместили в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.
Икона принадлежит к древнему типу изображений Богородицы, который называется «Елеуса», то есть «Умиление». Это самые нежные иконы Богородицы, на них Пресвятая прильнула к своему Сыну, а Он – к Ней. Они словно ведут некий внутренний диалог между собою, а молящийся становится как бы участником этого разговора Матери и Богомладенца.
К сожалению, икона почти утратила свой первоначальный вид – от древнего красочного слоя сохранились лишь фрагменты – лики Спасителя и Богородицы, а также элементы одежды. Остальное – более поздние дорисовки, выполненные уже владимиро-московскими мастерами после того, как изображение несколько раз страдало от пожаров.
Но даже в таком виде Владимирская – пожалуй, самая красивая икона среди всех русских памятников. И не зря когда-то Андрей Боголюбский выбрал именно ее. Наверняка неким внутренним чутьем он понимал, что только эта святыня может стать настоящим духовным символом России, выражением ее внутреннего мира и ее многогранной души.
Другие статьи о Владимирской иконе Божией Матери читайте в специальной рубрике журнала “Фома”
Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:
за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.
Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!
Источник: https://foma.ru/velikaya-svyatyinya-rossii.html