Икона божией матери «всеблаженная» («паммакариста»), турция, город стамбул, собор святого георгия в фанаре

Храм святителя чудотворца николая на водах – икона пресвятой богородицы “всеблаженная” («паммакариста»)

Икона Божией Матери «Паммакариста» — одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии.

В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. — резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия.

Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453—1481 гг.) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453—1456 гг.

), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной». Султан Сулейман I (1520—1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П. В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586—1595 гг.

), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия. Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти.

Обратите внимание

В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св. великомученика Георгия.

Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной. 

Икона Пресвятой Богородицы «Всеблаженная» («Паммакариста») в Патриаршем храме святого великомученика Георгия Победоносца в Стамбуле 

Эта икона с X века пребывала в монастыре в честь иконы Божией Матери Всеблаженная, в котором после падения Константинополя разместилась Вселенская Патриархия.

В конце XVI века в Царьграде на деньги, присланные царем Феодором Иоанновичем, началось строительство церкви святого великомученика Георгия. В 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция была перенесена в этот храм. Сюда же перенесли из монастыря и икону Божией Матери «Всеблаженная».

В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, эта икона Пресвятой Богородицы называется чудотворной. Сейчас эта икона — главная святыня патриаршего храма.

Эта икона почитается греками, чьи церкви, пребывающие в юрисдикции Константинопольского Патриархата, разбросаны по всему миру. Почитание иконы так велико, что в США даже существует православное Братство архонтов Всеблаженной Богородицы (архонт — это почетный титул, который дается мирянам в знак их особых заслуг перед Константинопольской Церковью).

Собор Святого Георгия (Стамбул) 

Внешний вид собора с западной стороны

Собор Святого Георгия (греч. Καθεδρικός Ναὸς τοῦ Ἅγίου Γεωργίου; тур. Aya Yorgi) в Стамбуле — православный кафедральный собор во имя великомученика Георгия Победоносца, с 1601 года — резиденция Константинопольского Патриарха. Расположен в стамбульском районе Фанар (Фенер). Храм представляет собой трехнефную базилику, имеет скромный внешний вид, однако богато украшен внутри.

История

Столб бичевания

После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха.

В 1601 году[1] Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот (ныне тур. Aya Dimitri Rum Ortodoks Kilisesi, Kırk Ambar Sok. No. 12, Ayvansaray) храм Святого Георгия, бывший до того женским монастырём.

После этого церковь была реконструирована ещё много раз так, что от её прежнего вида почти ничего не осталось. При Патриархе Тимофее II в 1614 году собор реконструировали и расширили. При Каллинике II вновь проведена реконструкция.

Важно

В начале XVIII века (год точно неизвестен) в соборе произошёл сильный пожар. В 1720 году Патриарх Иеремия III начал реставрационные работы, которые продолжились и патриархом Паисием II.

Новый крупный пожар в 1738 году нанёс серьёзный ущерб церкви. Только в 1797 году Патриарх Григорий V начал реставрацию, в результате которой церковь приобрела свой нынешний вид. Патриарх Григорий VI (1835—1840) внёс новые изменения в здание храма и увеличил его высоту. Последняя крупная реконструкция была проведена патриархом Иоакимом III.

В 1941 году здания патриархии вблизи храма были уничтожены пожаром и по политическим причинам не восстанавливались до середины 1980-х.

Во второй половине 1980-х при Патриархе Димитрии был сооружён новый комплекс административных зданий, а в начале 1990-х, при Патриархе Варфоломее, произведён ремонт и благоукрашение храма — в значительной мере на средства греческого (Греция) промышленника Панайотиса Ангелопулоса[2][1].

Святыни

Справа от иконостаса — часть колонны (столб бичевания) из Иерусалима с остатками кольца, к которому, по преданию, был привязан во время бичевания Иисус Христос.

Среди особо почитаемых икон — образ «Панагия Фанеромени» в сребро-позлащённой ризе из России у северной стены и мозаичная «Панагия Паммакаристос» у южной, происходящая из бывшего храма Богородицы Паммакаристы.

Запечатанные с 1821 года врата Патриарха Григория V; проход во двор храма — слева.

У северной стены храма установлены ковчеги с частицами мощей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, вывезенных из Константинополя во время Четвёртого крестового похода1204 года и в 2004 году по распоряжению папы Римского Иоанна Павла II возвращённых Патриархату[3].

С южной стороны храма покоятся останки Евфимии Всехвальной (память в Константинопольской церкви — 11 июля и 16 сентября), Соломонии — матери мучеников Маккавейских и святой царицы Феофании.

Серебряная рака мощей святой Евфимии Всехвальной прислана из России «От благочестивых русских жертвователей в дар Вселенской патриархии 1904»; надпись в нижнем левом углу лицевой стороны раки гласит: «По благословенію Высокопреосвященнаго Антонія Митрополита С-Петербургскаго».

Примечания

  1. ↑ Перейти к:1 2 The Patriarchal Church of Saint George
  2.  Fr. John Chrysavgis. The Ecumenical Patriarchate: A Brief Guide. The Order of St.

    Andrew the Apostle — NY, 2009, стр. 49, 54.

  3.  Мощи святых не были украдены из Константинополя, заявляют в Ватикане NEWSru, 1 декабря 2004.

Константинопольский Георгиевский собор 

Патриарший Храм Св. Георгия (Агия Йорги Килисеси)

Патриаршая церковь Св. Георгия Победоносца является первым храмом Константинополя. Изначально она входила в состав Православного женского монастыря, преобразованного Патриархом Матфеем II (1598-1601) в патриаршую резиденцию.

Храм был реконструирован около 1614 Патриархом Тимофеем II (1612-20). В 1720 году церковь была уничтожена пожаром и при Патриархе Иеремии III (1716-26) полностью перестроена. Реставрационные работы проводились также в 1836 г.

, при Патриархе Григории VI (1835-1840) и при ныне действующем Патриархе Варфоломее. Храм Св. Георгия имеет классическое трехчастное разделение, включающее в себя притвор, сам храм и алтарь, тем самым сохраняя в себе архитектуру древней базилики.

В притворе находится икона пророка Илии, облаченного в одежду из меха, в память о торговцах мехами, принесшими водоносную систему на Фанар.

1 – Подсвечник
Сделанный из грецкого ореха и украшенный большими лепестками из слоновой кости в форме пятиугольника, подсвечник XVII-го в., находящийся в патриаршем храме, выполнен в стиле, точно копирующем раннее египетское искусство.

2 – Патриарший Трон
Согласно преданию, патриарший трон изначально принадлежал знаменитому Константинопольскому Патриарху Свт. Иоанну Златоусту (398–404). Высота трона – четыре метра, сделан он из дерева грецкого ореха и инкрустирован слоновой костью, натуральным жемчугом и цветным деревом.

3 – Синтронон 
Расположенный в алтаре, синтронон представляет собой стоящее на возвышении мраморное кресло (патриарший трон), окруженное одиннадцатью другими, более малыми креслами, сделанными из дерева. Синтронон датирован началом V-го в.

4 – Пюпитр 
Согласно преданию, пюпитр принадлежал Свт. Иоанну Златоустому. Однако надпись, помещенная на его внутренней стороне, свидетельствует, что он был сооружен в 1703 году, во время патриаршества Гавриила III (1702-1707).

5 – Канонники  
Два канонника, изготовленные из грецкого ореха и украшенные слоновой костью, входят в число реликвий, переданных в 1942 г. на Фанар из монастыря Пресвятой Богородицы, Халки.

6 – Иконостас 
Резной позолоченный иконостас (XVIII в.) выполнен в разных художественных стилях. Он сочетал в себе традиции Византии и эпохи Возрождения, а также элементы Барокко и некоторые черты Османского искусства.

7 – Три Исторические Иконы  Две иконы правого придела выполнены в стиле, предшествующем иконографии некоторых изображений собора Св. Софии и монастыря Хора. Первая мозаичная икона Пресвятой Богородицы XI-го в.

, именуемая Паммакаристос (Всеблаженная), изначально служила храмовой иконой древней византийской церкви, занимающей пост Патриаршего храма. Вторая икона с изображением Св. Иоанна Предтечи также некогда находилась в церкви Паммакаристос.

Совет

Икона Пресвятой Богородицы Фонеромени (Явленная), в левом приделе храма, была перенесена из города Кизикос и облачена в серебряный и золотой оклады (подаренные Императором Николаем II). Эта икона особо почитаема, благодаря своим чудодейственным свойствам.

8 – Три Святителя 

Как и иконы, святые мощи составляют центральный аспект Православного Христианского благочестия, зиждущегося на православной доктрине «обожения», заключающегося в целостном освящении человеческой природы – тела и души – посредством Божественной благодати. Трое Святителей – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – являются наиболее известными и влиятельными богословами ранней Церкви. После Четвертого Крестового Похода (1204) мощи этих святых были перенесены из Константинополя в Рим. В ноябре 2004 г. состоялось возвращение святых останков Свт. Григория и Свт. Иоанна. Вселенский Патриарх Варфоломей лично сопровождал святые мощи на их историческую родину. Не так давно мощи Свт. Василия также были перевезены в Константинополь.

9 – Три Святые Жены 
В правом приделе Патриаршего храма покоятся мощи трех святых жен: Святой Великомученицы Евфимии (IV в., память 16 сентября, рака- подарок Митр.

Санкт-Петербургского Антония в 1904 г.

), Святой Императрицы Феофании (886-893, память 16 декабря), которая была женой императора Льва Мудрого, а также Святой Соломонии (память 1 августа), матери семи Маккавейских мучеников.

10 – Столб бичевания Христа 
Расположенный в юго-восточном углу Патриаршей церкви, этот столб является одной из самых ценных и древних реликвий храма. Он представляет собой часть колонны, к которой наш Господь был привязан, а потом избит римскими солдатами во время его страстей, перед распятием.

Для более детально информации см.: Джон Криссавгис,Современное положение Вселенского Патриархата, Святые Православные Места Стамбула, Стамбул: London Editions, 2014.

Мраморные гробницы с мощами Свт. Григория Богослова (слева) и Свт. Иоанна Златоуста (справа) в Патриаршей церкви св. великомученика Георгия Победоносца

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1152-ikona-presvyatoj-bog

Открытка (плейкаст) «Икона Пресвятой Богородицы Всеблаженная (Паммакариста)»

Варианты названия иконы:

  • Всеблаженная
  • Памакариста
  • Паммакариста

Дни празднования:

  • 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

Святотатственное похищение из соборного храма Казанского Богородичного женского монастыря чудотворной иконы Божией Матери в ночь с 28 на 29 июня 1904 года глубоко поразило сердца всех истинно верующих христиан. Горячо принял к сердцу эту потерю святыни в Казани и патриарх Константинопольский Иоаким III. Чтобы доставить хотя некоторое утешение благочестивым жителям г. Казани, он повелел написать точный список с иконы Богоматери Паммакаристы, или «Всеблаженной», находящейся в константинопольском патриаршем храме св. великомученика Георгия, единственной оставшейся в этом городе древней и всеми почитаемой иконы.

По определению константинопольского Синода патриарх Иоаким препроводил эту копию с иконы в Санкт-Петербург к первенствующему члену Святейшего Синода, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Антонию с просьбой переслать ее в дар святому храму в г. Казани, где святотатственно была похищена чтимая по всей Руси Казанская икона Богоматери.

Присланная святая икона Божией Матери Паммакариста написана на деревянной доске в традициях древне-греческой иконописи; мерой она 1 аршин 5 вершков вышины и 14 1/4 вершков ширины. На обратной стороне икона написаны по золоченному фону на греческом языке следующие слова:

«Иоаким, Божиею милостию архиепископ Константинополя, Нового Рима, и Вселенский патриарх, преосвященнейшему и честнейшему митрополиту Петербургскому и Ладожскому и предстоятелю Святейшего Синода российского, господину Антонию.

Преосвященнейший о Христе собрат! И мы до глубины сердца были поражены страшным и неслыханным святотатственным похищением святой Казанской иконы Богоматери.

Поэтому, желая с своей стороны доставить благочестивым христианам некоторое утешение в невознаградимой утрате, мы приказали написать настоящий верный во всем по виду и по размеру список с иконы Богоматери «Всеблаженной», находящейся в почитаемом всеми у нас патриаршем храме св.

великомученика Георгия Победоносца, единственной, оставшейся у нас от различных разграблений, и издревле почитаемой иконы патриаршего храма; каковой список и посылаем для поставления, если соблаговолите, вместо похищенного, священного и почитаемого сокровища.

Господь же Спаситель наш молитвами Своей Матери да осеняет и охраняет благочестивый народ свой всякой благодатию и милостию.

Написано в патриархии 29 мая 1905 года».

Этот драгоценный дар Вселенского патриарха служит несомненным доказательством общей сердечной любви и расположения церкви Константинопольской к церкви православной в нашем отечестве.

Икона Паммакаристы — одна из особо чтимых и древних икон в Константинопольской патриархии. В честь нее и храм назван храмом «Всеблаженной»; при нем с 1455 г. — резиденция Константинопольских патриархов. Со времени падения Византийской империи (в 1453 г.

) под ударами оружия османских турок Константинопольская церковь лишилась своей самостоятельности и прежнего своего величия. Многие ее церкви в Константинополе и в других городах по приказанию султана Магомета II (1453—1481 гг.

) были обращены в мечети, в том числе и знаменитый храм святой Софии; храм Святых Апостолов, в котором сначала поселился патриарх Геннадий Схоларий (1453—1456 гг.), был разрушен, и патриарх переселился в храм Паммакаристы, или «Всеблаженной». Султан Сулейман I (1520—1566 гг.) приказал снять крест с храма Паммакаристы при патриархе Дионисии П.

В 1586 году, когда патриархией управлял архидьякон Никифор, местоблюститель в третий раз избранного патриарха Иеремии II (1586—1595 гг.), турки отняли у православных храм «Всеблаженной» и обратили его в мечеть. Архидьякон Никифор перенес икону «Всеблаженной» вместе с другими святынями в церковь Влахсерая, которая и сделалась до 1597 г. центром православия.

Патриарх Иеремия провел здесь все свое патриаршество до самой смерти. В 1597 году Александрийский патриарх Мелетий Пигас, местоблюститель Цареградского патриаршего престола, перенес патриархию и икону в храм св. Димитрия в Ксилопорте, а в 1601 году, при патриархе Матфее, патриаршая резиденция перенесена была на Фонар, где находится и в настоящее время при храме св.

великомученика Георгия. Сюда же перенесена была и икона Божией Матери Паммакаристы. Икона эта мозаической древней работы. В греческом Типиконе, изданном в 1838 году, она именуется чудотворной. С этой-то иконы, благодаря святейшему патриарху Константинопольскому Иоакиму, мы и имеем точную копию.

Патриарх Иоаким установил в честь святой иконы Божией Матери Паммакаристы особое празднество, приурочив его к 1 сентября. По примеру церкви Константинопольской и высокопреосвященный Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский, благословил и Казанской Богородичной женской обители установить ежегодно 1 сентября празднество этой иконе Богоматери.

Источник: Книга «Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон» [1914]

Источник: http://www.playcast.ru/view/8655663/d2cc38858fa1ca76472cccc2fbb87094cbc992b9pl

«Паммакариста»: за что казанские музейщики обиделись на богословов и вернется ли дар патриарха Константинопольского в народ

Завтра, 15 февраля, в столице РТ митрополит Казанский и Татарстанский Феофан освятит после реставрации храм преподобного Сергия Радонежского на Япеева.

Для обряда и первого торжественного богослужения, которое также проведет лично владыка, из фондов Национального музея РТ в храм доставят икону Божией Матери «Всеблаженнейшая» («Паммакариста») – подарок патриарха Константинопольского Иоакима III.

Увидеть ее смогут прихожане и все желающие, но лишь в течение одного дня, затем реликвия снова вернется в музейные фонды.

Обратите внимание

Собственно, это и стало поводом для негласного противостояния музейщиков, которые в силу исторически сложившихся обстоятельств являются «опекунами» святыни, однако не выставляют ее в экспозициях, а держат за семью замками в фондах, и православной церковью, жаждущей «применения» иконы. Впрочем, обо всем по порядку…

В «биографии», или, как сказали бы верующие и иконоведы, в бытовании иконы «Паммакариста» буквально каждый значимый поворот событий смело можно начинать словами «Если бы не…»

Если бы не украли

Действительно, если бы в 1904 году не украли прямо из Казанского Богородицкого монастыря чудесным образом явленную еще в 1579-м Казанскую икону Божией Матери, образ «Паммакариста», вероятно, вообще никогда бы не оказался в нашем городе и не стал столь почитаемым.

Достоверно известно, что икона Божией Матери «Всеблаженнейшая» была прислана патриархом Константинопольским Иоакимом III в Казань в 1905 году в утешение горожанам взамен украденного первоявленного чудотворного образа. До революции 1917 года она действительно буквально занимала ее место и, как и явленная в XVI веке, даже стала проявлять чудеса. Казалось, почти утешились…

Если бы не власть Советов

С приходом к власти большевиков, как и все другие иконы в Казани и стране, «Паммакаристу» пришлось срочно «эвакуировать» с глаз долой от богоборцев, рьяно принявшихся уничтожать святыни. Образ перенесли в Петропавловский собор Казани, которой продолжал службы до 1930 года, а после здесь находились реставрационные мастерские. Но затем след иконы был утрачен. Казалось, невозвратимо…

Если бы не воссоздание собора Казанской иконы Божьей Матери

В 2005 году Папа Римский Иоанн Павел II передал Русской Православной Церкви, в Казань, один из первых трех списков (копий) с оригинальной, первоявленной в 1579 году Казанской иконы Богоматери.

Удивительным образом икона когда-то оказалась в Сан-Франциско, в 1962 году совершила «крестный ход» по городам США и Канады, в 1970-м попала в португальскую деревушку с восточным названием Фатима, а оттуда в 1993-м, наконец, в личные покои Папы Римского. Этот список получил название Ватиканского.

Его обретение подтолкнуло к воссозданию взорванного в советский период собора Казанской иконы Божией Матери. На закладку первого камня 21 июля 2016 года пригласили представителей мусульманства России, а также полномочного представителя Президента РФ в ПФО Михаила Бабича и спикера Госдумы Сергея Нарышкина.

Кроме того, был снят документальный фильм о первоявленной иконе, и если бы не щепетильная работа с архивами к съемкам, «компенсационная» константинопольская «Паммакариста» так между делом, наверное, еще долго не обнаружилась бы в фондах Национального музея РТ, который десятилетия то ли упорно помалкивал о ней, то ли чистосердечно забыл.

Важно

По словам собеседника, предположения о том, что икона, скорее всего, находится именно в этом музее, сложились еще около 1999 года. Но тогда «музей очень неохотно шел на сотрудничество, так как еще нечего было предъявить в качестве доказательств этой версии». Во время работы над фильмом его создатели впервые официально обратились в Национальный музей РТ с просьбой показать «Всеблаженнейшую».

«Это находка по уровню соответствует возвращению Тихвинской иконы Божией Матери (икона XIV века, с 1950 года принадлежавшая Свято-Троицкому собору в Чикаго и лишь в 2004 году по завещанию настоятеля архиепископа Иоанна была возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь в Ленинградской области. – Ред.). “Паммакариста” за короткое время с 1905 по 1917 год успела стать всероссийской святыней, и возвращение ее должно быть очень триумфальным», – уверен Дмитрий Хафизов.

Именно выход фильма «Первоявленная» и, казалось бы, безобидных публикаций о путешествии «Паммакаристы» во времени post factum сильно взволновали музейщиков.

Высказанная одним из соавторов первым проректором Казанской православной духовной семинарии игуменом Евфимием (Моисеевым) надежда на то, что однажды икона будет возвращена верующим, вызвала негодование хранителей, бесспорной заслугой которых является ее безупречная сохранность.

Теперь Национальный музей журналистов к реликвии допускает крайне настороженно, но в то же время и не размещает дар патриарха Константинопольского ни в одной из экспозиций.

Выставка «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации» в 2016 году в Благовещенском соборе Казанского кремля по случаю закладки собора Казанской иконы Божией Матери была до настоящего времени  единственным шансом увидеть икону, присланную в утешение утраченной – народу.

Образ Божией Матери «Всеблаженнейшая» не спутаешь ни с каким другим ее изображением. Это большая икона в половину или даже в треть человеческого роста (93 на 63 см). Ее хранят сокрытой от света в фондах Национального музея РТ и переносят только в специальных перчатках.

Икона написана на деревянной основе по канонам древнегреческой иконописи, но по сути представляет собой точный список (копию) с оригинального изображения, выполненного в техники мозаики. Именно в связи с этим иконописец воспроизвел каждый отдельный элемент исходника – каждая частичка древнего полотна из патриаршего храма св.

великомученика Георгия прописана с помощью красок.

Как все же удалось узнать корреспонденту ИА «Татар-информ» у заведующей отделом изобразительных и документальных источников Национального музея Республики Татарстан Наталии Фоминой, «Паммакаристу» не размещают в выставочных залах за неимением соответствующих ее уровню ценности условий экспонирования. Да и главное, казалось бы, – нашлась.

Если бы не митрополит Феофан

По словам Дмитрия Хафизова, прежний митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий действий по возвращения иконы Русской Православной Церкви не предпринимал. Новый владыка, митрополит Казанский и Татарстанский Феофан к вновь обретенному дару отнесся с большим уважением и пониманием, поддержав возвращение ее верующим.

«Про “Всеблаженнейшую” были сделаны доклады на нескольких конференциях. Наши доказательства должны были быть очень серьезными. С музеем есть предварительная договоренность. Сейчас такие реликвии не забирают у музеев совсем, но мы предложили вариант, чтобы образ выставлялся в соборе Казанской иконы Божией Матери, который сейчас восстанавливается.

Совет

И я уверен, что там он и будет – дар Константинопольского патриарха из фондов Нацмузея перенесут в собор Казанской иконы Божией Матери. Юридически икона будет принадлежать музею, а церковь на себя возьмет соответствующую охрану.

Таким образом, икона будет числиться на балансе музея, а фактически принадлежать верующим, которые смогут ей поклоняться», – обрисовал возможное будущее иконы собеседник агентства.

Правда, как признался Дмитрий Хафизов, в настоящее время такая договоренность между музеем и епархией еще в процессе работы. Но как только собор восстановят, для нее должно найтись в нем особое место, тем более, что опыт подобного, хотя и более кратковременного экспонирования реликвии (на сутки) уже есть.

«Эта икона должна находиться в храме, как, например, Владимирская икона, которая доступна верующим, но при этом принадлежит музею. Так что вариант выхода из ситуации есть», – констатировал советник мэра Казани.

Сам митрополит Казанский и Татарстанский Феофан тактично возложил миссию по разъяснению позицию РПЦ по этой ситуации на первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия. Последний, напомним, был одним из соавторов фильма о Казанской иконе Божией Матери и публикаций о «Паммакаристе», которые сильно встревожили музейщиков.

Игумен Евфимий подтвердил желания Русской Православной Церкви вернуть реликвию, однако от обсуждения перспектив ее нахождения, со своей стороны, не менее тактично ушел:

Уже известно, что на открытие собора Казанской иконы Божией Матери, которое приближается к завершению, власти Татарстана пригласят Президента России Владимира Путина.

Кроме того, на днях мэрия Казани анонсировала сотрудничество с Троице-Сергиевой лаврой по обмену опытом в области религиозного туризма. Видимо, оба этих обстоятельства вполне могу стать очередным поворотным «если бы не..

.» в судьбе Богородичного образа «Паммакариста».

Источник: https://sntat.ru/religiya/vseblazhenneyshaya-za-chto-kazanskie-muzeyshchiki-obidelis-na-bogoslov/

Чудеса архитектуры. Османские мечети. Истоки традиций

В подборке про османские мечети был показан расцвет жанра и его шедевры  – многокупольные мечети, отличающиеся крупными размерами и богатым убранством, построенные в честь султанов или их близких.

Но в османском же стиле построено и большое количество маленьких мечетей буквально на каждом шагу. Это либо очень древние, ещё византийские храмы, ставшие мечетями, либо расположенные в сейсмически опасном районе.

Вот на самые древние из сохранившихся мы и обратим внимание

Мирелейон церковь, превращенная в мечеть – единственное здание, сохранившееся от дворца императора Романа Лакапина. Была построена в X в.

Мечеть Килисе Джами, она же бывшая церковь Святого Феодора.

Обратите внимание

Второй по значимости сохранившийся памятник архитектуры времен Византийской империи (после Собора Святой Софии) – Церковь Христа Спасителя в Хоре. Хора – сохранившееся в названии греческое слово, означавшее 'поле' либо 'деревня', т.к.

первоначальные постройки были возведены ещё до Феодосия и, действительно, стояли посреди полей. Здание церкви было построено в конце XI в. Значительно перестроено после прихода к власти династии Палеологов в XIV в.  Фрески и мозаики, заказанные им являются наиболее ярким примером т.н.

Палеологовского возрождения. 

Через 50 лет после захвата Константинополя османами, церковь была превращена в мечеть – Карийе Джами. Все фрески и мозаики были заштукатурены. В середине XX в. началась масштабная реставрация и восстановление утраченных изображений.

Церковь Богородицы Кириотиссы построена в конце 12 в., на исходе правления династии Комнинов. После завоевания Константинополя, Мехмед II передал здание церкви секте дервишей, иначе называемых календерами. А уже в XVIII в. здание было превращено в мечеть Календерхане и остается ей до сих пор.

Мечеть Кючук Айа София (Малая Святая София), бывшая Церковь Святых Сергия и Вакха была построена в начале VI в.

Церковь Богородицы Паммакаристы. (Паммакариста – 'Всеблаженная' с греческого) была построена в XIII-XIV вв. при Михаиле VIII Палеологе.

После завоевания Константинополя в ней находилась кафедраа Вселенского Константинопольского Патриарха. Но в 1592 г.

султан Мурад III решил отпраздновать завоевание Закавказья превращением церкви в мечеть Фетхийе (Завоевания). Интерьер был изменён мозаики замазаны

Важно

Мечеть Улу Камия  в Диярбакыре – старейшая мечеть в Анатолии и пятая Священная Обитель исламского мира. Построена в 1091 г. по  заказу сельджукского султана Малик-шаха. За образец была взята мечеть Омейядов в Дамаске. При строительстве использовали чёрный базальт и белый известняк. При восстановлении мечети после землетрясения и пожара в 1115 году использовали колонны из римского театра.

На входном портале вырезали два медальона, где лев атакует буйвола – 

Мечеть Мелик Ахмед паши построена в 12 в.

Мечеть Ала ад-Дина — старейшая архитектурная достопримечательность в турецком городе Конья. Мечеть является усыпальницей сельджукских султанов.

После захвата Коньи сельджуками в 1080 году многие византийские культовые сооружения постепенно перестраиваются в мечети. В основе мечети Ала ад-Дина также находится византийская базилика.

Первые перестройки начались в 1150 году во время правления султана Масуда I. 

Индже минара или Медресе тонкого минарета было построено в 1264—1265 годах при султане Кылыч-Арслане IV. Главной отличительной особенностью медресе был высокий кирпичный минарет декорированный изразцовой плиткой.

Этот минарет был значительно выше и тоньше большинства минаретов, строящихся сельджуками, что и обусловило название медресе.

В 1901 году в минарет ударила молния, что привело к его обрушению и сейчас высота минарета намного меньше первоначальной.

Вход в здание оформлен в виде портала – ( шедевр сельджукского “барокко”), украшенного ажурной каменной резьбой в виде орнамента и изречений из Корана.

Мечеть Неби Диярбакыр, Турция. Построена в 14 в. мечеть отличает высокий чёрно-белый минарет.

Совет

Самая древняя мечеть Эдирне – Эски Джами, “Старая мечеть”, её строительство  было завершено в 1413 году. Построена была в традициях, сложившихся в Эдирне и довольно сильно отличается внешне и внутренне от остальных мечетей Эдирне, и уж тем более, Стамбульских.

В Старой мечети стены украшены каллиграфией

Большая каллиграфическая надпись слева называется “тугрой” – это персональная подпись султана, включающая его имя, имя отца и титулы. 

Мечеть Юч Шерефели, или “Мечеть с Тремя Балконами” получила свое название после постройки минарета с тремя балконами, чего раньше не делали,  у неё также все 3 минарета –  разные. Постройка была завершена в середине XV в. 

Купола галереи внутреннего двора очень красивые. 

Зелёная мечеть Бурса, Турция, или Ешиль Джами. Построена мечеть в XV веке при султане Мехмеде I Челеби. 

Мечеть Улу Джами, или Большая мечеть, была построена в Бурсе в годы правления Баязида I Йылдырыма (Молниеносного).

Согласно преданию, перед битвой Баязид I дал обет в случае своей победы возвести 20 мечетей, но, победив, решил, что будет достаточно и одной, но с 20 куполами. Строительство мечети продолжалось четыре года и было закончено в 1400 году.

Интерьер мечети украшен 192 огромными каллиграфическими надписями в стилях дивани и куфи, перечисляющими все 99 имен Аллаха. 

Мечеть Бехрам- паши,  в Диярбакыре, построена в 1572 г. Каллиграфические надписи и инкрустация украшают этот храм.

Источники

http://maximus101.livejournal….

http://vlasshole.livejournal.c…

Источник: https://cont.ws/post/478044

Икона «Всеблаженная Божия Матерь»

В 1904 году из собора Богородичного Казанского женского монастыря была святотатственно похищена чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Это событие явилось большой утратой для всех православных верующих, всех благочестивых христиан.

Через год после этого, в 1905 году, Иоакимом III, Святейшим Патриархом Константинопольским, в Казань была прислана другая икона.

Узнав о случившемся, патриарх был настолько расстроен, что утешения и благословения ради направил в Казань точный список с иконы «Всеблаженная», иначе называемой «Паммакариста», которая хранилась в Константинопольском храме патриаршем и чтилась и охранялась с особой тщательностью и усердием.

Обратите внимание

Эта почитаемая икона была древней и ценнейшей святыней, которая каким-то чудом уцелела в городе Константинополе, после того как храм, возведенный в честь святого великомученика Георгия множество раз подвергался разграблениям.

Святой образ Божией Матери написан на обычной доске из дерева, он создан в традициях, присущих древнегреческой иконописи.

С обратной стороны иконы были написаны по-гречески следующие слова: «Вселенский патриарх Иоаким, архиепископ Константинополя, Нового Рима Божиею милостию, честнейшему преосвященнейшему митрополиту Ладожскому и Петербургскому господину Антонию, предстоятелю Святейшего российского Синода.

Преосвященнейший собрат о Христе! До глубины сердца поражены были мы ужасным, неслыханным доныне святотатственным похищением святой Казанской иконы Божией Матери.

Желая доставить христианам благочестивым немного утешения в сей невосполнимой утрате нами приказано написать точный, видом и размером верный список с утраченной иконы «Всеблаженной» Богоматери, что почитаема всеми в патриаршем храме Святого Георгия Победоносца, той единой, что осталась у нас от многих разграблений; список сей посылаем вам вместо сокровища похищенного, если соблаговолите принять».

Казанским женским Богородичным монастырем икона Богоматери «Всеблаженная» была принята с почестями и благодарностью.

В Константинополе празднование иконы Богоматери «Всеблаженная» было установлено 1 сентября.

И по примеру Константинопольской церкви празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всеблаженная», что пребывает в Казанском Богородичном женском монастыре, также было установлено в тот же день.

Икона «Паммакариста» — «Всеблаженная» — особо чтится в патриархии Константинополя.

Важно

В ее честь назван и храм, в котором она хранится — храм «Всеблаженной»; при этом храме с 1455 года размещена резиденция патриархов Константинопольских. Эта икона выполнена в стиле древней мозаической работы.

В изданном в 1838 году греческом Типиконе икона именуется как чудотворная. С 1601 года икона находится на Фонаре, при храме Святого великомученика Георгия Победоносца.

Поклониться чудотворной иконе ежегодно стекается множество паломников, дабы испросить у Божией Матери чуда, благословения, исцеления.

Источник: http://www.ikona-kiot.ru/ikona/bm-vseblazhennaya.html

Дорогами православия по казанским улочкам

«В конце лета и курица вброд Казанку перейдет», – так шутили коренные жители Казани в далеком прошлом. Тогда Казанка была полноводной лишь весной.

Летом небольшая узенькая речушка петляла по широкому лугу – такой ее и увидел при взятии города Иван IV. Стремительно завоевать Казань ему мешали густые дремучие леса, растущие в ее окрестностях.

Все это наша группа узнала, совершая православную экскурсию по родному городу.

«Не скоплять богатства…»

Как известно, история православия в наших краях начинается после падения Казанского ханства в 1556 году, когда земли вошли в состав Московского государства. После взятия Казани Иван IV начинает активно внедрять христианскую религию в народ.

Так, царь распоряжается построить на высоком холме Благовещенский собор Казанского кремля – один из древнейших из сохранившихся в столице памятников истории и архитектуры.

И хотя здание неоднократно горело, разрушалось и перестраивалось, перед жителями и гостями города оно предстает сейчас таким, каким было в начале XX века. 

Увлекательна и история монастырей, появившихся в XVI веке. Туристы, прогуливающиеся в самом сердце Казани, даже и не подозревают, что всего в нескольких шагах от них, перед Спасской башней кремля, находится Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

Основан он был в 1564 – 1568 годах святителем Германом в честь святого небесного покровителя Ивана IV Иоанна Предтечи. Его образ, как и часть мощей святого Германа Казанского, иконы Божией Матери Тихвинская и Неупиваемая чаша, являются главными святынями монастыря.

Совет

Что примечательно, монастырь никогда не был богатым, ведь Иоанн Предтеча завещал жить бедно, не скоплять богатства…

А находился монастырь рядом с Замковой Решеткой – улицей Казани, закрывающейся на замок. Именно оттуда обстреливал стены кремля в 1774 году Емельян Пугачев.

 
Не менее интересная экскурсия по православным святыням ждала нашу группу и в храме преподобного Сергия Радонежского – здание храма было передано Казанской епархии лишь в 2012 году. За годы советской власти здание храма, где до революции располагалась Ложкинская городская богадельня, было перестроено до неузнаваемости.

Заложены оконные проемы, устроены три этажа с множеством кабинетов – перед передачей епархии в них размещался городской комитет статистики. Добротный цокольный этаж служил овощехранилищем. Теперь же там находится Музей истории Казанской иконы Божией Матери.

Уникальность его заключается в том, что находится он в пешей доступности от места обретения иконы, на туристическом маршруте от Казанского кремля к Богородицкому монастырю. Наверное, это и стало решающим фактором при определении его месторасположения.

Удивительно, что восстановление храма началось 8 октября 2014 года, в день памяти великого подвижника Русской земли преподобного Сергия Радонежского.

Имя жителя нашего края, благотворителя, коллекция икон которого легла в основу музея, держится в секрете. Известно, что свою коллекцию он начал собирать по деревням еще в 1970 – 1980-е годы.

Благодаря этому человеку взору посетителей музея предстает множество икон с образом Богородицы. Путеводительница, Умиление,

Вратарница, Вседержавная – каждый иконописец видел их по-разному: кто-то более аскетично, кто-то в ярких красках… Писались иконы на хвойных или дубовых досках, и приступать к работе над ними можно было только после поста и молитвы. 
Подземный храм готовится к первым посетителям

Обратите внимание

Одна из особо охраняемых реликвий храма – икона Богоматери Всеблаженная (Паммакариста).

История ее появления такова: после кражи первоявленного образа Казанской иконы Божией Матери на опустевшее место в Казанском соборе в 1905 году поместили эту икону, написанную по заказу Патриарха Константинопольского и присланную в подарок монастырю на утешение верующим. Сейчас икона нашла свое пристанище в храме Сергия Радонежского. 

На самом же месте обретения чудотворной иконы, явленной в Казани девочке Матроне после пожара в 1579 году, сейчас идут заключительные работы. Менее полугода остается до открытия собора Казанской иконы Божией Матери с подземной часовней, которую оборудовала в 1913 году княгиня Елизавета Федоровна Романова.

Первообраз иконы был похищен еще в 1904 году, но у верующих не тает надежда, что когда-нибудь он будет найден… Паломничество к Ватиканскому списку Казанской иконы, что находится в Крестовоздвиженской церкви, не прекращается ни на один день.

Державная Заступница – так назвали образ, покровительствующий российскому воинству в эпоху Петра Великого, в Отечественную войну 1812 года, во время оккупации

Ленинграда и других сражений, – снискала мировую славу. Сейчас Казанской иконой благословляют молодых, перед ней молятся о покровительстве и семейном благополучии. 

Здесь пел Шаляпин

Одним из наиболее почитаемых и посещаемых является и храм Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище. Основанный в 1796 году, он не прекращал свою работу во время гонений на религию и в советские годы – именно сюда свозились иконы и церковная утварь из других храмов. Помнят православные святыни и великих людей нашего края.

Так, в Варваринской церкви, что рядом с парком Горького, в 1864 году венчался Николай Баратынский, сын гениального поэта Евгения Баратынского. В 1903 году там был крещен будущий поэт Николай Заболоцкий, а на клиросе церкви пел подростком Федор Шаляпин…

Важно

Вот так, оказывается, по историческому центру Казани можно совершенно неожиданно для себя пройти дорогами православия, попутно открывая неизвестные странички из жизни знаменитых людей. 

Наталья МИННУЛЛИНА; Фото предоставлены Татарстанской митрополией

Источник: https://kazved.ru/article/89777.aspx

Ссылка на основную публикацию