Икона божией матери «знамение» корчемная, россия, рязанская область, рыбновский район, село пощупово, иоанно-богословский монастырь

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь в Пощупово считается одним из старейших в Рязанской области.

Согласно летописям, обитель была основана в конце XII – начале XIII века греческими монахами, которые не просто пришли на русские земли для просвещения язычников, но и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна.

Этот чудотворный образ написал в VI веке византийский мальчик-сирота, рукой которого, по преданию, водил явившейся ему образ святого апостола Иоанна Богослова, и именно этот образ стал главной святыней мужского монастыря.

Обратите внимание

Документальных подтверждений этой легенде о возникновении монастыря нет, но если верить ей до конца, то Богословская обитель изначально находилась под землей! Говорят, что спуститься в подземные пещеры можно и в наши дни.

Нам не удалось побывать в монастырских пещерах, но подобный опыт у нас есть – несколько лет назад мы посетили Святогорскую Лавру в Донецкой области, где смогли посетить самые настоящие пещеры, вырубленные в горе.

Помимо легенды о возникновении монастыря, существует множество древних преданий, связанных с Иоанном Богословом. Одна из них гласит, что в 1237 году хан Батый после разорения столицы Рязанского княжества двинулся вдоль Оки на Коломну, и на пути ему попался Богословский монастырь.

Грозный хан был намерен разорить и сжечь святую обитель, но когда он прибыл в монастырь, ему явился образ Святого Иоанна Богослова, который напугал его. Хан Батый решил не испытывать судьбу и, чтобы как-то загладить свою вину, оставил в монастыре около чудотворной иконы свою золотую печать, которая и хранилась здесь в течение 416 лет.

Сняли ее только в 1653 году для позлащения большой водосвятной чаши.

Если в XIII веке Святой Иоанн защитил свою обитель, то в конце XVI – начале XVII веков крымским татарам все-таки удалось разорить монастырь. Но Иоанно-Богословский монастырь всегда возрождался вопреки всем жизненным невзгодам. В XVI веке монахи предприняли попытку перенести монастырь в более безопасное место под защиту пограничников, которые охраняли российские рубежи.

Но тут опять случилось необычное явление: чудотворная икона апостола Иоанна во время отдыха монахов сама вернулась назад, а затем вернулись и послушники. После приказа Екатерины II 1764 года о секуляризации церковных земель, Иоанно-Богословская обитель, как и многие другие русские монастыри, пришла в упадок.

Новый расцвет в жизни монастыря наступил только во второй половине XIX века.

В советские времена Богословский монастырь в Пощупово ждало еще одно испытание: в 1931 году настоятеля обители и ее насельников арестовали и сослали в Казахстан, а сам монастырь упразднили и закрыли. Примерно в то же время из монастыря в неизвестном направлении пропал чудодейственный образ апостола Иоанна Богослова, с тех самых пор о месте нахождения этой удивительной иконы ничего неизвестно.

В монастырских строениях в советское время сначала находилась колония для малолетних, затем училище механизации, а в одном из храмов был даже клуб. Только спустя полвека монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, и случилось это радостное событие в 1988 году. С тех пор продолжается возрождение знаменитой обители Иоанно-Богословского мужского монастыря.

Важно

Прежде чем мы отправимся на осмотр основных храмов и святынь обители, хотелось бы кратко рассказать о том, как добраться до Иоанно-Богословского монастыря. Монастырь находится в селе Пощупово, Рыбновского района Рязанской области на берегу реки Ока, всего в 25 километрах от Рязани.

Добраться до Богословской обители на своем автомобиле очень просто: двигаетесь по трассе Москва-Самара, у поста ГИБДД (не доезжая до Рязани) необходимо повернуть на Константиново и город Рыбное, а затем следуя указателям повернуть на село Новоселки, а дальше дорога приведет вас прямо к входу в Иоанно-Богословский монастырь.

О том, как добраться до обители на общественном транспорте, очень подробно написано на официальном сайте монастыря.

Перед входом в монастырь есть небольшая парковка, где можно оставить автомобиль. Там же находится небольшой рынок с сувенирами и магазин с монастырскими продуктами.

Несмотря на то, что Свято-Иоанно-Богословская обитель – очень популярное место среди путешественников по Рязанской области, это, прежде всего действующий монастырь, куда люди приезжают на поклон святыням, поэтому для паломников здесь организован целый центр со своей гостиницей.

Храмы и святыни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово

Обычно вход в монастырь осуществляется через Святые Ворота, и так получилось, что в Иоанно-Богословском монастыре их двое: старые и новые. Сейчас вход в обитель осуществляется через новые ворота, рядом с которыми есть сторожка, где можно взять во временное пользование платок, чтобы привести свой внешний вид в подходящий для посещения монастыря.

После расширения монастыря древние Святые Ворота оказались внутри монастырских стен. Сейчас в «древних» вратах находится часовня в честь иконы Иверской Божьей Матери, а внутри часовни можно увидеть одни из самых древних фресок Рязанской области, которые были написаны в XVII веке.

Рядом с часовней Иверской Богоматери находится колокольня, которую видно еще на подъезде к Иоанно-Богословскому монастырю. Кстати, колоколен в обители тоже две – первая появилась в XVII веке, а вторая относительно недавно, в 1901 году.

Совет

Новая кирпичная колокольня имеет высоту 76 метров, в ее звоннице имеется полный набор колоколов, и вес самого большого – более 8 тонн.

На большие церковные праздники звон с колокольни Богословского монастыря слышен на много километров в округе.

Но колокольный звон слышен в обители не только по праздникам – ежедневно на Божественную Литургию паломников и братию созывают колокола, находящиеся в старой шатровой колокольне XVII века.

Под этой колокольней находится храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Именно с этой церкви началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря в 1989 году.

Каждая из колоколен интересна по-своему, а вместе они создают неповторимый облик Богословского монастыря.

Всего в монастыре семь храмов, две колокольни и две часовни. Главным храмом обители является Иоанно-Богословский храм, построенный в 1689 году. В Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120 угодников Божиих: Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и других.

Под алтарной частью Богословского собора выстроен еще один храм – в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В храме-усыпальнице покоятся останки трех архимандритов, последних настоятелей монастыря.

Рядом с Богословским собором находится Соборный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери, построенный во второй половине XIX века. В Успенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Здесь же, слева от амвона, располагается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Обратите внимание

Еще один небольшой храм разместился в доме наместника Авеля, который возглавил монастырь после того, как его вновь вернули церкви. Архимандрит Авель приложил немало усилий на восстановление Иоанно-Богословской обители.

Храм в мемориальном доме наместника освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары.

Как мы уже писали выше, в Богословском монастыре семь храмов, но если не знать, где они находятся, то можно их «не заметить».

Например, храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба располагается прямо в новом братском корпусе.

Еще один храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца тоже находится в братском корпусе. Несмотря на свой неприметный вид, в нем хранятся многие святыни Иоанно-Богословского монастыря: частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Территория монастыря окружена мощными толстыми стенами, так что обитель напоминает хорошо защищенную крепость.

Хочется отметить, что территория монастыря очень большая и ухоженная. Недалеко от монастырских стен находится святой источник, который обязательно нужно посетить, если вы приехали в Иоанно-Богословский монастырь.

Мы, к сожалению, туда не попали из-за того, что были очень ограничены во времени.

Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…

Иоанно-Богословский монастырь располагает большим количеством православных святынь, поклониться которым приезжает множество паломников со всей России. Нерелигиозные посетители обители получат удовольствие от архитектуры, смогут погулять в тишине и насладиться свежим рязанским воздухом. Если рассматривать церкви для вас занятие скучное, то лучше отправиться в село Константиново, в котором родился знаменитый русский поэт Сергей Есенин или в Рязанский кремль, но о нем мы расскажем вам в другой раз. Не переключайтесь!

Источник: https://poznamka.ru/russia/ioanno-bogoslovskiy-monastyr-v-poschupovo

Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово Епархиальный мужской монастырь

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища. В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей.

Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.

В XVI – первой половине XVII-го века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался. В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин.

Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия. До середины XVII-го века все постройки в обители были деревянными. После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок.

Важно

Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX-го века. В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов – потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов).

Сам монастырь преобразуется в общежительный. Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом, управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.

Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

Читайте также:  Вышенский успенский монастырь, россия, рязанская область, шацкий район, поселок выша

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители. В 2004 году отец Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем – архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.

С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).

После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).

21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.

4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.

Совет

В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).

В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/ioanno-bogoslovskiy-monastyr-v-s-poshchupovo/

Празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»-Корчемная в Иоанно-Богословском монастыре

10 декабря в Иоанно-Богословском монастыре села Пощупово митрополит Рязанский и Михайловский Марк совершал Божественную литургию.  За богослужением молилось множество паломников, которые приехали, чтобы присоединиться к соборной молитве в особой атмосфере древней обители, поклониться празднуемой в этот день иконе Божией Матери «Знамение» Корчемная.

Этот образ, история которого связана непосредственно с Рязанской землей, известен далеко за пределами нашего края. По преданию, одна бедная рязанская вдова, одержимая необоримым недугом пьянства, продала практически все свое имущество.

И вот, не обнаружив в доме чего-то ценного из других вещей, она взяла хранившийся в ее семье образ Пресвятой Богородицы «Знамение» и отнесла в корчемницу, прося за икону вина. Корчемник был богобоязненным человеком.

Укорив вдову, он с благоговением поставил образ в свою божницу, дав вдове просимое. Та же, к утру протрезвев, была  в ужасе от своего поступка, нашла деньги и выкупила у корчемника образ. Но удивительным образом икона вновь вернулась в его божницу.

Когда стало известно об этом чуде, вдова в слезах молила Пресвятую Богородицу о прощении, и после этого исцелилась от своего недуга.

Икона же с тех пор стала называться Явленная Корчемная. Люди, узнавая о чуде, шли в корчемницу поклониться образу, и, по молитвам перед ним стали совершаться многочисленные чудеса.

В 1850 году корчемница была закрыта, и икону передали на приход церкви преподобного Симеона Столпника.

Обратите внимание

В советские годы, когда этот храм, не избежав участи тысяч других, был закрыт, одна из благочестивых семей Рязани забрала образ, сохранив от поругания и уничтожения, и хранила тайно у себя в течение долгих десятилетий ХХ века.

Сейчас икона Божией Матери «Знамение»-Корчемная пребывает в Иоанно-Богословском монастыре благодаря стараниям архимандрита Авеля (Македонова), который, восстанавливая монастырь, заботился также, чтобы эта и многие другие святыни обрели достойное место в обители. В настоящее время, по свидетельству насельников монастыря, по молитвам перед образом продолжают совершаться чудеса.

Сама икона, называемая «Знамение», принадлежит к типу Богородичных икон, называемых «Оранта», что означает «Молящаяся». Это древнее, более общее наименование икон, на которых Божия Матерь изображена с воздетыми руками. На Руси явленные иконы такого типа стали называться по-другому – как раз «Знамение».

«Сам образ подсказывает нам, как мы можем надеяться на милосердие Божие и на появление в нашей жизни различных знаков милости Божией, – говоря в наставлении после литургии о чудотворном рязанском образе, отметил митрополит Марк.

– Это молитва, молитва и молитва. Молитва к  Божией Матери, к Ее Сыну. Сама Богоматерь на протяжении всей Своей земной жизни постоянно пребывала в молитве.

И сейчас даже через этот образ Она научает нас молитве: мы видим Ее с воздетыми к Небу руками, молящуюся Сыну и Богу нашему».

Мы не должны забывать о том, что искренняя, глубокая и горячая молитва остается путем, следуя по которому мы можем ожидать помощи, знаков и знамений милости Божией.

А икона Божией Матери «Знамение»-Корчемная, пребывающая в Иоанно-Богословском монастыре, свидетельствует об этом и образом запечатленной на ней молящейся Богородицы, и  явленными через эту икону чудесами, что является твердым свидетельством осуществления упований многих и многих людей по их молитвам к Богу и Божией Матери, в том числе перед этим Ее образом.

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф – Артемий Жарёнов

Источник: http://ryazeparh.ru/index.php/eparh/nash-arkhipastyr/2027-prazdnovanie-ikone-bozhiej-materi-znamenie-korchemnaya-v-ioanno-bogoslovskom-monastyre

Описание Свято-Иоанно-Богословского монастырь в с. Пощупово | Православные паломничества

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится на правом берегу реки Оки, близ села Пощупово Рыбновского района Рязанской области в 25 километрах от города Рязани и является одним из древнейших в Рязанской епархии.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу ХII или началу ХIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников. Они принесли с собой чудотворную икону св.

Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской Церковью Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря.

Важно

Сама икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол.

Первоначально монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным.

Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор.

Это позволяет предположить связь факта основания обители с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь стал деревянным.

Существует предание, что в 1237 году апостол Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей.

Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения Старой Рязани вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его. Однако грозный хан и его воины были устрашены видением апостола Иоанна.

Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый приехал в монастырь и оставил около иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет.

В 1653 году, при архиепископе Рязанском священномученике Мисаиле, когда чудотворный образ временно находился в старом Успенском соборе Рязанского кремля, печать была снята и употреблена для позлащения большой водосвятной чаши, сохранившейся до нашего времени и находящейся сейчас в Рязанском Краеведческом Музее.

Совет

В ХVI – первой половине ХVII веков монастырь неоднократно терпел разорения от крымских татар и мордвы, приходивших с юга и юго-востока, но неизменно возрождался. Предание рассказывает, что после одного из таких разорений монахами была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место – село Высокое Михайловского уезда.

Но оказалось, что чудотворная икона пропала из нового монастырского храма и была обретена вновь в Пощупово, но не на старом месте, а в монастырском лесу на огромном дубе, где сейчас стоит собор во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Настоятель с братией вернулись на прежнее место, дуб же этот спилили, а доску, сделанную из него, положили на верх главного престола .

Впоследствии эта доска была перенесена в новый Успенский собор монастыря.

Хотя монастырь и владел обширными вотчинами, но неоднократные разорения не давали долгое время возможности благоустроить обитель. Вплоть до середины ХVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 50 годы XVII века строятся каменные ограда и святые ворота по проекту зодчего Юрия Ершова. Это единственные сохранившиеся на территории Рязанской области фресковые росписи такой древности.

В 1689 году был возведен каменный двухэтажный Иоанно-Богословский собор. В том же году был построен второй каменный храм – в честь Успения Пресвятой Богородицы. Из других каменных построек XVII века до наших дней сохранились шатровая колокольня и настоятельский корпус.

В 1652 году своей грамотой патриарх Адриан благословил архимандриту Антонию и последующим настоятелям всякое священнослужение совершать в серебряно-кованной митре. В этой грамоте Иоанно-Богословский монастырь назван третьим по занимаемому им месту среди обителей Рязанско-Муромской епархии.

После секуляризации в 1764 году императрицей Екатериной II церковных земель, Иоанно-Богословский монастырь, как и многие обители, приходит в упадок. Новый расцвет монастыря в хозяйственном и духовном отношениях наступает во второй половине XIX столетия.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение потомственный Почетный гражданин, московский купец 1-й гильдии Давид Иванович Хлудов. Он стал главным жертвователем монастыря.

На его средства полностью реконструируется Иоанно-Богословский собор. В нем устраивается новый иконостас, иконы для которого были написаны известным рязанским художником Н. В. Шумовым.

Храм был вновь освящен 5 октября 1862г.

Обратите внимание

Благодаря инициативе Д.И. Хлудова, настоятелем Иоанно-Богословского монастыря 22 марта 1865г. Святейшим Синодом назначается иеромонах, затем игумен и архимандрит Виталий (Алексеев). В течении последующих лет облик обители совершенно изменился. Общежительный устав в ней был введен по образцу Коневского монастыря, с аскетически строгими правилами.

В 1868 – 1870 годах на средства Д.И.Хлудова строится новый Успенский собор с тремя престолами, а в 1868 – 1878 годах – новый трехэтажный братский корпус.

Вне монастырской ограды в 1867 были построены двухэтажный каменный гостиный двор для богомольцев и училище для крестьянских детей села Пощупово. Иноки ежегодно обучали в нем более 70 мальчиков. Все необходимые учебные принадлежности так же предоставлялись за счет монастыря.

Уже после смерти Д.И.Хлудова, но на его средства, в 1901 году по проекту рязанского архитектора И.С.Цеханского строится 80 метровая колокольня, самый большой колокол на которой весил 545 пудов. В колокольне размещалась большая библиотека, в которой хранились старинные книги XVII – XVIII веков.

Архимандрит Виталий (Виноградов) управлял обителью в течении полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем необычайно возросло и составило более 100 человек.

Особое место в жизни Иоанно-Богословской обители занимает Святой Источник, расположенный вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 года случаи чудесных исцелений стали фиксироваться документально.

Читайте также:  Блаженный николай кочанов

Первым, среди множества подобных случаев, упоминается исцеление 22-летней крестьянки села Кузьминского, бесноватой и расслабленной Анны Егоровой, случившееся 21 мая 1872 года.

В 1874 году над источником была построена часовня, увенчанная пятью главами, до наших дней не сохранившаяся.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен. Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года; тогда и началось восстановление.

Важно

За прошедшие годы с Божией помощью уже немало сделано. В Иоанно-Богословском соборе устроен новый резной в древнерусском стиле иконостас работы рязанских мастеров. Московским иконописцем Александром Чашкиным был расписан алтарь. Продолжается реставрация Успенского собора.

Полностью восстановлен братский корпус, в нижнем этаже которого устроена трапезная для братии. Под малой шатровой колокольней с самого первого времени существования обители освящен храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В древних Святых вратах устроена часовня во имя иконы Божией Матери Иверской.

На третьем этаже братского корпуса устроен храм в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. По милости Божией и усердием управлявшего монастырем в 1989 – 2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь.

Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы «Знамение – Корчемная» и «Тихвинская».

В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а так же реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученика священномученика Иувеналия Рязанского.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки трех последних настоятелей обители, обретенные в 1992 году, и устроена братская гостиница, а также здесь погребен почивший в 2007 г. архимандрит Авель (Македонов).

Сведения о современной жизни монастыря. расписание богослужений.

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – в 5.30, часы и Божественная Литургия – в 8.30. Вечернее богослужение – в 18.00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17.00, утром в 7.30 ( по воскресным дням в 7.00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9.00 – Часы и Божественная Литургия.

Совет

Для паломников организуются экскурсии с посещением храмов и молитвой у монастырских святынь. Также для них существует гостиница, в которой можно остановиться на ночлег. По монастырскому обычаю, всем паломникам предлагается бесплатная трапеза.

Осуществляется запись на длительное поминовение о здравии и упокоении, в том числе через почтовый перевод.

Одной из достопримечательностей обители является обширная библиотека, собранная за последние годы. В ней кроме современных изданий по богословию, философии, истории, искусству, хранятся так же старопечатные книги (самые ранние – сер. XVII века), редкие дореволюционные издания и ценные рукописи, относящиеся к новейшей истории Русской Церкви.

В обители имеется обширное подсобное хозяйство: много лет здесь существует своя пасека, хлебопекарня, а также молочный цех. С Божьей помощью в 2008 году была открыта гончарная мастерская. Устраивается монастырский сад.

Престольные праздники.

  • 21 мая, 9 октября – дни памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • 22 мая, 19 декабря – дни памяти святителя и чудотворца Николая
  • 10 декабря – иконы пресвятой Богородицы «Знамение Корчемная»
  • 9 июля – иконы пресвятой Богородицы «Тихвинская»
  • 22 ноября – иконы пресвятой Богородицы «Скоропослушница»
  • 6 мая, 16 и 23 ноября, 9 декабря – дни памяти великомученика Георгия Победоносца
  • 17 июля – день памяти святых Царственных страстотерпцев
  • 9 августа – день памяти великомученика и Целителя Пантелеимона
  • 15 января, 1 августа – дни памяти преподобного Серафима Саровского, чудотворца
  • 24 октября – день памяти священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского

Все даты приведены по новому стилю.

Проезд:

Железной дорогой: с Казанского вокзала г. Москвы электропоездами «Москва-Рязань», до станции «Рыбное», затем от автостанции рейсовым автобусом «Рязань – Новоселки» или маршрутным такси «Рязань – Костино» до села Пощупово.

На автомобиле по автомобильной дороге Москва-Самара, на Рязань, у поста ГИБДД поворот на город Рыбное и село Константиново (указатели), затем поворот на село Новоселки и по асфальтированной дороге до с. Пощупово.

Сайт:   http://www.obitel-bogoslov.ru

Паломнические поездки к Свято-Иоанно-Богословскому монастырь в с. Пощупово

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g17/poshupovo-ro/ioanno-bogoslovsky-monastery.htm

Иоанно-Богословский монастырь , Рязанская область, Россия: на карте, фото, сайт, описание, как добраться, чем заняться, отзывы туристов

Рязанская земля полна святых мест. Среди них Иоанно-Богословский мужской монастырь. Место живописное, окруженное красивой природой. Верующие найдут душевное равновесие, смогут обратиться к Богу и зарядиться энергией святого места. Монастырь ухоженный, красивый и впечатляющий. Туристы могут посетить храм, купель, источник и даже остановиться в гостинице и трапезничать с монахами.

История

Этот монастырь относится к одним из самых древних на территории Рязанской области. Он был возведен в честь апостола Иоанна Богослова. Первые упоминания об обители относятся к рубежу 12-13 веков.

Легенда гласит, что основателями монастыря являются монахи-греки из Византии с миссионеркой миссией, которые прибыли на эти земли, чтобы приобщать «дикие» племена, придерживавшиеся язычества.

Именно они доставили сюда икону святого, так как она была подарена Церковью Константинополя.

Изначально монастырь расположился в пещерах немного южнее современного комплекса. Но через некоторые время его построили из дерева. На него покушался хан Батый во время татарско-монгольского нашествия. Но монастырь устоял.

В 16-17 веках на обитель постоянно совершались набеги полчищ мордовских и татарских племен, которые ее грабили. Поэтому монастырь был перемещен в более защищенное место. Согласно легенде, оно было указано самой иконой Иоанна Богослова. Однако она пропала на кануне переезда и была найдена в лесу на высоком дереве. Здесь и было решено возводить современный монастырь.

Тяжело пришлось во времена революции. Все монахи и служащие были подверглись гениям. А сами здания использовались как детская колония и склад. Только в конце 80-х монастырь был передан в ведение церкви.

Особенности

Паломники могут увидеть и прикоснуться к множеству святынь в монастыре, например, к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемной» и «Тихвинской».

Кроме того, здесь находятся мощи такие святых как Георгий Победоносец, целитель Пантелеимон, Николай Чудотворец, апостолы Павел и Андрей Первозванный, Матфей и Лука.

Посетители могут увидеть артефакты мученика Мисаила Рязанского.

Еще к значительным достопримечательностям относится большая библиотека. Она была восстановлена буквально в последние годы. Теперь здесь хранятся книги философиские, богословские, исторические темы, искусства и многие прочие. Фонды располагают не только современными экземплярами, но древними рукописями, первыми печатными книгами, редчайшие издания еще дореволюционного периода.

Недалеко от монастыря находится небольшая часовня, где есть святой источник и купель.

Обратите внимание

Все желающие могут попасть на экскурсию, которая включает посещение храмов, молитвы у разных святынь.

Желающие могут остановиться здесь на день или дольше в местной гостинице, а также паломники попадают на гостеприимную трапезу вместе с монахами.

При монастыре есть свое хозяйство. Монахи ведут пасеку, пекут хлеб, даже делают молочные продукты. Можно посетить цех гончаров. А окрестности монастыря украшает красивый сад.

Легенды

Одной из интересных легенд связана с татаро-монгольским нашествием. Иоанн Богослов спас монастырь от разрушения ханом Батыем. Он явился ему и его соратникам в страшном видении. Испуганные захватчики бросили эту затею. Более Батый положил свою печать у иконы святого. Она хранилась в монастыре более 400 лет, пока в середине 17 века не была переплавлена в позолочение водосвятной чаши.

Как добраться

Иоанно-Богословский монастырь стоит в селе Пощупово в Рыбновском районе в Рязанской области.

Добираться можно на общественном транспорте. Если ехать из Москвы, то сначала до станции «Рыбное» на поезде Москва-Рязань. На ней пересаживаетесь и едите автобусом «Рязань-Новоселки» или маршрутку «Рязань-Костино» и выходите на станции «Пощупово».

На своем транспорте нужно добираться по автодороге М5 и в 45,5 км от Рязани на указателе «Рыбное» следует свернуть в направлении этого населенного пункта.

Это как раз около военно-исторического комплекса «Рубеж».

Далее по дороге села Раменки нужно повернуть направо на село Константиново, но потом снова свернуть на указатели села Кузьминское, но не доезжая повернуть снова направо на село Пощупово.

Архитектура

Оснащение мест

Чем заняться

Населенные пункты

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку (1)

Источник: https://strekoza.travel/place-ioanno-bogoslovskij-monastyr

Православный Иоанно-Богословский монастырь

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения 1534 и 1572 годов). Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесен на нынешнее место.

Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесен по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалеку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас.

Важно

Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный.

На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского).

Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен.

Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращен РПЦ.

Читайте также:  Воскресенский монастырь, россия, ярославская область, город углич

Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

Современное состояние

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Павел (Пономарёв).

Сооружения

  • Иоанно-Богословский собор (1689 г.; 1861 г.).
  • Успенский собор (1868—1870 гг.).
  • Колокольня (1901 г.).
  • Иверская часовня (бывш. Святые ворота, 1658 г.).
  • Ледник (XVII в.).
  • Малая колокольня (сер. XVII в.).
  • Братский корпус (XIX в.).
  • Новый братский корпус (нач. XXI в.).
  • Ограда (XVII в.).
  • Святые ворота (нач. XX в.).

Святыни

  • оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная»
  • икона св. ап. Иоанна Богослова
  • святой целебный источник

Как добраться

Проезд: Из Москвы до Иоанно-Богословского монастыря можно добраться на электричке «Москва — Рязань». Выходить надо на станции «Рыбное», затем от автостанции ехать на рейсовом автобусе «Рязань — Новоселки» или на маршрутном такси «Рязань — Костино» до села Пощупова.

На автомобиле надо следовать по трассе Москва — Самара (М-5) на Рязань. Не доезжая до города, у поста ГИБДД повернуть по указателю на город Рыбное и село Константиново. Следующий поворот (направо), который важно не проглядеть, — на село Новоселки.

По этой дороге вы доберетесь до Пощупова, где находится Богословский монастырь.

Адрес: Рязанская область, Рыбновский район, с. Пощупово.

Тел.: 8(4912)24-04-33, 8(4912)24-04-19.

E-mail: ioann.ryazan@mail.ru.

Расписание богослужений

Богослужения в обители совершаются ежедневно. В будние дни монашеское правило (утренние молитвы, полунощница, сотница и утреня) – с 5:30, Божественная Литургия ~ в 830. Вечернее богослужение – в 18:00.

В праздничные дни начало всенощного бдения накануне – в 17:00, утром в 7:30 (по воскресным дням в 7:00) – утренние молитвы, молитвы ко Св. Причащению, сотница, в 9:00 – Часы и Литургия.

Источник: http://xn--80ancrr3a.xn--p1ai/monastiri-hrami/rjazanskaja_oblast/selo_poshhupovo/ioanno_bogoslovskij_monastyr/7975-1-0-41547

Село Константиново. Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово

Село Константиново является одним из самых удивительных мест на реке Оке. Здесь 3 октября 1895 года родился великий русский поэт Сергей Есенин. В селе Константинове прошли детство и юность поэта.

Село Константиново расположено на высоком живописном берегу, откуда открываются великолепный вид на заокские дали.

Здесь Вы увидите дом родителей поэта и вспомните его прекрасные стихи, забудете о городской суете и насладитесь прекрасной русской природой.

Музей Сергея Есенина в Константиново

Самой главной достопримечательностью села Константиново и всей Рязанской области является Дом-музей Сергея Есенина. Сразу после смерти поэта на его родину приезжали почитатели его таланта, желающие узнать больше о нем.

И в 1965 году здесь был создан музей поэта как филиал Рязанского областного краеведческого музея. Он стал пользоваться большой популярностью. В 1970 году музею был присвоен статус литературно-мемориального.

Через два года в его состав вошел и старинный храм Казанской иконы Божией Матери, расположенный на высоком правом берегу реки Оки, украшенный золотыми куполами. В этом храме венчались родители Сергея Есенина и был крещен будущий поэт.

Совет

К сожалению, во времена гонений на церкви пострадал и храм Казанской иконы Божией Матери. В 1937 году в нем хранилось зерно, а на территории находился мехпарк. В послевоенные годы была разрушена колокольня. В 1990 году церковь Казанской иконы Божией Матери была возвращена Рязанской епархии.

В 1984 году в состав музея вошли также поместья Л.И.Кашиной с домом и парком, сельская площадь и здание бывшей второклассной учительской школы в городе Спас-Клепики вместе с прилегающей территорией. К музею относится также часовня в честь Святого Духа.

Поклонников Сергея Есенина в первую очередь привлекает отчий дом поэта. Небольшой бревенчатый дом с тремя окнами расположен в центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери. Об этом доме поэт писал как о «золотой бревенчатой избе». Усадебный дом Л.И. Кашиной описан С. Есениным в его поэме «Анна Снегина»: «Приехали.

Дом с мезанином немного присел на фасад. Волнующе пахнет жасмином плетневый его палисад». В центре села Константинова, на высоком берегу, в здании научно-культурного центра находится экспозиция литературного музея, рассказывающая о творчестве С.А. Есенина.

В селе находится единственная восстановленная земская начальная школа в России, в которой учился будущий поэт.

Иоанно-Богословский монастырь в селе Пощупово

Мужской монастырь в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова расположен в одном из живописнейших уголков Центральной России на холме над поймой реки Оки, в 10 километрах от села Константиново, родины поэта Сергея Есенина, у границ заповедных Мещерских лесов.

Монастырское предание относит возникновение обители к концу XII или началу XIII столетия. Считается, что его основателями были монахи-миссионеры, которые пришли на эти земли для просвещения местных язычников светом Христовой веры. Они принесли с собой чудотворную икону св.

Иоанна Богослова – одну из многих святынь, переданных Константинопольской церковью в благословение новопросвещенной Русской земле. Этот образ стал главной святыней нового монастыря.

Обратите внимание

Сама эта икона, по преданию, помещенному в славянском Прологе под 26 сентября, была написана в VI-м столетии в Византии мальчиком-сиротой, рукой которого водил сам явившийся ему апостол Иоанн Богослов.

В 1237 году святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Хан Батый, двигаясь со своим войском после разорения столицы Рязанского княжества – Старой Рязани – вдоль Оки на Коломну, приступил к Иоанно-Богословскому монастырю с намерением ограбить и сжечь его.

Однако грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель, Батый прибыл в монастырь и оставил около чудотворной иконы апостола свою золотую печать, которая впоследствии сохранялась при ней 416 лет.

На протяжении столетий множество дивных чудес явил на святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону.

Но особенно много чудесных исцелений было на Святом Источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами. Издревле он почитался как чудотворный, а с 1872 до 1917 г.

случаи чудесных исцелений фиксировались документально.

По молитвам апостола Иоанна Богослова Господь и по сей день являет Свою милость над теми, кто с верой испивает воду из Святого Колодца или погружается в его купель.

В годы гонений на Церковь в первой половине XX века обитель разделила судьбу многих других русских монастырей и храмов. В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы, доставлены в Рязань и осуждены по обвинению в контрреволюционной деятельности к различным срокам ссылки в Казахстан, сам монастырь был закрыт и упразднен.

Свято-Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви осенью 1988 года. Началось восстановление разрушенной обители. За прошедшие годы с Божьей помощью сделано уже немало. Практически восстановлен архитектурный ансамбль обители – замечательный образец труда искусных русских зодчих XVII века.

На колокольнях устроены звонницы, а со смотровой площадки т.н. “большой колокольни”, расположенной на высоте 76-метров, открывается великолепный вид на окрестности обители. По милости Божией и усердием управляющего монастырем в 1989-2004 гг. наместника архимандрита Авеля (Македонова), собрано множество святынь.

Важно

Братией благоговейно чтятся чудотворные иконы Пресвятой Богородицы “Знамение – Корчемная” и “Тихвинская”.

В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца и многих других угодников Божиих, как вселенских, так и отечественных, а также реликвии, связанные с именами священномученика Мисаила Рязанского и новомученника Иувеналия Рязанского.

Под алтарной частью Богословского собора в 1993 году устроен и освящен новый храм в честь преподобного Серафима Саровского, священномученника Иувеналия Рязанского и всех новомученников и исповедников Российских. В этом храме почивают останки четырех старцев-настоятелей обители, архимандритов Виталия, Тихона, Зосимы и Авеля, и устроена братская костница по образцу храмов-усыпальниц Святой Горы Афон.

Источник: http://orbitarzn.ru/Excursions/Ways/Poshupovo

Иоанно-Богословский мужской монастырь в Пощупово

Свято-Иоанно-Богословский монастырь

Село Пощупово находится в 25 км от Рязани на правом берегу Оки и известно Иоанно-Богословским мужским монастырем с чудотворным источником.

История гласит, что зарождение монастыря началось на рубеже XII и XIII веков. Основали его монахи-проповедники Слова Божьего, которые принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, ставшей главной святыней монастыря. Эта икона была удивительная: ее ни разу не подновляли, а краски были яркими и свежими, лик же выглядел живым и источающим свечение.

Предание рассказывает, что образ Иоанна Богослова спас обитель от разорения войском хана Батыя, и хан оставил на иконе свою золотую печать.

За эти годы скит претерпел много изменений, деревянные постройки заменялись каменными. Для возрождения монастыря много сделал купец 1 гильдии Д.И.Хлудов.

На его средства реконструировались старые соборы и возводились новые, построили братский корпус, гостиный двор для богомольцев, богадельню, церковно-приходскую школу для крестьянских детей.

На его же средства строится колокольня высотой 76 метров.

В мужском монастыре в Пощупово  собрана обширная библиотека, состоящая из современных изданий по богословию, философии, истории и искусству, а также старопечатных книг (от середины XVII века). В библиотеке есть ценные рукописи и редкие дореволюционные издания.

Братия обители чтит чудотворные иконы «Тихвинская» и Пресвятой Богородицы «Знамение-Корчемная, раки с мощами святых Георгия Победоносца, Николая Чудотворца, целителя Пантелеимона и других

Иоанно-Богословский собор

В 1930 году монастырь закрыли, в это же время пропала и чудотворная икона и ее местонахождение до сих пор неизвестно. В 1988 году обитель вернули Русской Православной церкви, и началось ее новое возрождение. Реставрировались старые и строились новые здания. В Успенском соборе установили необычный фаянсовый иконостас. Современный облик монастыря можно увидеть в небольшом видеоролике.

Люди едут сюда не только поклониться православным святыням, но и искупаться в пощуповском Святом источнике. К источнику через поля ведет узкая тропинка от задних ворот монастыря. Тут же в роднике можно набрать воды.

Совет

Раньше здесь была небольшая деревянная купальня, теперь же стоит новая большая с двумя входами.

Вода в купальне ледяная, поэтому в жару резко ощущается контраст, лучше окунаться весной или осенью, когда меньше контраст между температурой окружающего воздуха и воды.

Этот источник считается чудотворным, чудесные исцеления стали фиксировать документально, известны также случаи исцеления от рака, происходящие в наши дни. Среди моих знакомых чудесных исцелений не было, но примечательно то, что после окунания в ледяную воду никто даже не простужался.

На территории монастыря чисто и красиво, вдоль дорожек всегда цветут цветы. Приятно прогуляться, не нарушая уклад действующего монастыря. Приезжайте в Пощупово окунуться в воды источника (говорят, что при этом смываются грехи), набрать святой водички и отведать монастырской кухни

Источник: https://annbolshova.ru/travel/poshtupovo.html

Ссылка на основную публикацию