Икона Божией Матери Знамение Царскосельская
Царскосельская икона «Знамение» Богоматери стоит в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви. Некоторыми подробностями письма она отличается от других известных икон «Знамения». Несмотря на древность иконы, в ней поражает необыкновенная ясность очертаний, живость цветов и теней.
Святой лик отражает и глубокое смирение Пренепорочной Девы, и величие Царицы Небесной, и милосердие, и строгость.
Замечают, что лицо Богородицы почти в одно и то же время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умиленным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли на том же месте.
Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древневизантийским произведениям.
Она окружена золотым окладом, положенным на нее императрицей Елизаветой Петровной, а в 1849 году покрыта драгоценной ризой со множеством камней из бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составилась драгоценная корона в венце.
Горят каменья и на окладе, на нижней части которого выделяется крупный сердцеобразный топаз. На ребрах его вырезаны надписи годов 1831 и 1848: это годы избавления Царского Села от холеры. Внизу иконы на сердцевидной золотой дощечке вырезаны следующие слова: «За спасение от эпидемии приими, милосердая Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».
Первоначальная история иконы неизвестна.
При свежести лика Богоматери и Младенца — в чем нельзя не видеть особого промышления Божия — части иконы, покрытые окладом и шитой ризой, выцвели до того, что нельзя разобрать красок, а в некоторых местах красок уж и вовсе нет. По существующему между царскосельскими жителями преданию, Царскосельская икона пребывала раньше в Москве.
В Москву же она была привезена одним из православных восточных патриархов, прежде нередко посещавших столицу царства Российского.
По всей вероятности, это был св. Афанасий, патриарх Константинопольский, долее других находившийся тогда в Москве и пользовавшийся особенным вниманием при царском дворе.
На обратном пути в Лубнах он скончался и почивает там нетленно, по обычаю восточных церквей, в сидячем положении.
Затем при перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими святынями Знаменская икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела особое благоговение к этой иконе и в ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, усердно перед ней молилась.
Желая выразить свое почтение к святыне, связанной с таким громадным для нее событием, императрица, закончив постройку в любимом ею Царском Селе небольшой церкви около дворца, заложенной еще раньше для пребывания иконы «Знамение», с великим торжеством перенесла в нее образ Богоматери.
В крестном ходе участвовал Святейший Синод и весь двор. Императрица все время шла пешком и даже помогала нести икону. Икона была поставлена в иконостасе, поверх изображения Тайной Вечери, над царскими дверями.
Императрица Елизавета Петровна так же, как и племянница ее Екатерина II, часто молилась в Знаменской церкви.
С 1747 до 1831 года икона «Знамение» стояла над царскими вратами. Только однажды она была снята и вынесена оттуда, именно 12 мая 1812 года.
В этот день в Знаменском дворце был пожар, угрожавший соседним зданиям и Знаменской церкви.
Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император воскликнул вслух:
— Матерь Божия, спаси мой дом!
Мгновенно тогда ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменил свое направление и пожар быстро прекратился.
В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма, и служили перед ней торжественный молебен.
Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причем весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим крестным ходом. Холера совершенно миновала Царское Село.
В память этого благодеяния Богоматери жители испросили Высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви, как она теперь стоит, и на учреждение ежегодного крестного хода в том самом порядке, в котором он совершался в первый раз.
В 1848 году опять по всей России прошла холера, и в этот самый год Царица Небесная необыкновенным образом украсила свою икону дивной ризой.
В Царском Селе жила благочестивая девица Мария Давыдова, не раз испытавшая на себе помощь от чудотворной иконы «Знамение».
В ночь на 28 февраля Давыдова видит во сне, будто перед ней стоит на воздухе чудотворная икона «Знамение», и она вышивает на этот образ великолепную ризу и уже заканчивает ее.
Давыдова решилась рассказать о своем сне родным и знакомым, которые все советовали ей привести в исполнение свой сон. Слух о сновидении дошел до Высочайшего двора, и императрица Александра Феодоровна приняла его за внушение свыше.
Прибыв в Царское село, она посетила Знаменскую церковь для поклонения иконе, которую подробно осматривала. Найдя краски на полях выцветшими и удивляясь сохранности и свежести ликов Матери Божией и Предвечного Младенца, она также пожелала узнать, может ли девица Давыдова вышить ризу и составить для нее рисунок.
Давыдова была почти незнакома с рисованием; кроме того, будучи девушкой бедной, недоумевала, откуда ей взять средства для исполнения священного дела, и пламенно молила Богоматерь наставить ее.
В ночь на 27 июня среди сна Давыдова внезапно увидела перед собой Матерь Божию с таким ликом и в таком виде, как она изображена на иконе. На Богоматери была риза прекрасного узора, на плечах омофор и на голове убрус.
Очнувшись, Давыдова тотчас захотела встать, чтобы зачертить образец ризы, но опять забылась и погрузилась в сон. Видение повторилось, только еще живее и яснее, так что она как бы наяву созерцала Богоматерь.
Пробудившись, она со слезами благодарила Владычицу и начертила узор для ризы, как видела его в видении и как видим мы его теперь. Рисунок был представлен государыне и одобрен ею.
Говением Давыдова приготовилась к своему труду и приступила к работе.
Стали поступать во множестве приношения золотом и каменьями, причем нельзя было не видеть ясно Божией руки, касавшейся сердец жертвователей.
Притоку приношений немало способствовало то, что при сильном развитии холеры в Петербурге она миновала совершенно Царское Село, несмотря на непрерывные сношения его жителей с Петербургом.
Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромолитографическое изображение иконы.
В 1863 году в Царскосельском дворце и в его храме рано утром вспыхнул пожар. Не смотря на все принятые меры, поток пламени быстро шел вперед, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей.
Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь и императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону.
Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился.
Вот несколько случаев чудесно оказанной людям помощи через Царскосельскую икону «Знамение» Богоматери.
М. Д. Воеводский, служивший при русском посольстве в Афинах, перед отъездом из Петербурга в 1849 году служил перед Царскосельской иконой молебствие о благополучном путешествии.
Однажды вечером в Афинах в глухом месте напали на него разбойники, требуя часы и деньги и угрожая смертью.
Не зная, как себя защитить, Воеводский неожиданно для самого себя сказал:
— Я русский.
Совершенно также неожиданно разбойники мирно ответили ему:
— А, ты русский! Ваш Николай (т. е. император) добрый, иди с Богом…
На возвратном пути из Греции корабль, на котором плыл Воеводский, подвергся в Черном море страшной буре; все были уверены в его крушении и неизбежной своей гибели.
Между тем Воеводский мысленно обратился к Царскосельской иконе «Знамение» Божией Матери и с верой призвал на помощь Владычицу Небесную.
В это самое время вода ударилась в корабль с необыкновенно страшной силой, и он совершенно неожиданно очутился невредимым в тихой и спокойной бухте.
Жена батарейного командира Дидрикс, по выходе в замужество, в продолжение 8 лет не имела детей. Супруги очень скорбели об этом и нередко выражали скорбь свою знакомым.
Сочувствуя такой горести, одна ближайшая знакомая подала им добрый совет: приобрести хромолитографическое изображение Царскосельской иконы и, освятив его, молиться перед ним каждый день Царице Небесной о разрешении неплодства своего.
Супруги поспешили воспользоваться таким советом, приобрели св. икону, поставили перед ней неугасимую лампаду и начали с верой молиться милосердной Владычице об утолении своей печали. И что же?..
Вера и молитва их, сверх ожидания, скоро оправдались: через 10 месяцев Дидрикс благополучно разрешилась здоровым и красивым младенцем.
Бедная вдова, по фамилии Худякова, занимала где-то в Царском селе должность, доставлявшую ей с дочерью насущное пропитание; но вдруг ей отказали от этой должности.
Пораженная таким внезапным и незаслуженным ею отказом, не имея никакого пристанища и никаких средств к существованию, она послала дочь свою помолиться Царице Небесной пред св. иконой «Знамение».
Помолившись Заступнице, безутешная девица со слезами на глазах спешила через придворный сад к несчастной своей матери.
Но вот на пути встречается ей неизвестный человек (это был военный министр, князь Чернышев); горькие слезы бедной девицы тронули его; он остановил несчастную, расспросил ее о причине такой горести и тотчас же утешил ее обещанием, что мать ее останется непременно при своей должности, и это обещание военного министра действительно оправдалось.
Проживавшая в Петербурге смоленская помещица Е. И. Дудинская имела сына, флотского офицера, которому по службе следовало отправиться в Черное море на корабле «Ингерманланд».
Перед отправлением его она нарочно приезжала в Царское Село, чтобы отслужить о его здравии и благополучии молебен перед иконой «Знамение». По окончании молебствия Е.
Дудинская, став перед образом на колени, воскликнула в слезах:
— Царица Небесная! Тебе поручаю сына моего и на Тебя вся моя надежда; Ты возвратишь мне его и со дна моря!..
Во время плавания упомянутый корабль, как известно, был застигнут страшной бурей и подвергся крушению, так что весь экипаж его был поглощен волнами.
В числе прочих несчастных и сын Е. Дудинской был выброшен волнами за борт. Предчувствуя неизбежную смерть, он вдруг вспомнил о Царскосельской св.
иконе и с верой призвал на помощь Матерь Божию, мысленно взывая к Ней:
— Царица Небесная! Мать моя просила Тебя обо мне; спаси меня для нее.
Вслед за тем волна морская так сильно ударила его, что он лишился чувств и памяти. Когда же пришел в сознание, то увидел себя на берегу и радостно благодарил милосердную Владычицу за свое спасение.
Как видно из приведенных случаев, помощь от иконы «Знамение» была чрезвычайно разнообразна: были и исцеления от болезни, и разрешение неплодия, и устройство дел житейских, и спасение погибавших на суше и в волнах морских. Вот почему хорошо знающие историю этой икона имеют к ней особую веру.
Ежегодно 5 июля бывает в Царском Селе большое торжество: икону «Знамение» после обедни выносят на громадный плац перед дворцом, где совершается коленопреклоненное молебствие, а затем ее обносят вокруг всего Царского Села.
Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-carskoselskaja
Царскосельская икона Божией Матери «Знамение»: в чем помогает
За свою многовековую историю царскосельская икона Божией Матери «Знамение» претерпела многое. Она была преподнесена в дар царю Алексею Михайловичу самим святителем Афанасием Константинопольским во время его посещения Руси. О времени и месте ее написания ничего точно не известно, но иконописный стиль свидетельствует о ее древневизантийском происхождении.
Сразу же икона Пресвятой Богородицы «Знамение» царскосельская стала считаться не только одной из московских святынь, но и семейной святыней царского дома Романовых.
Когда столицу перенесли из Москвы в Петербург, по повелению Петра I ее тоже перевезли в новую столицу, а в 1747 году даже построили для нее особую церковь – Знаменскую в Царском Селе, по имени которого икона получила дополнительное название.
Особо благоволила к иконе императрица Елизавета Петровна – именно перед ней она истово молилась в ночь перед дворцовым переворотом, который возвел ее на царский престол.
Икона «Знамение» пребывала в церкви своего названия все время царствования династии Романовых, но после революции, уже в середине 1930-х годов, ее изъяли и передали в Госфонд. Далее ее следы теряются.
Вместо подлинника церкви был передан один из списков иконы, относящийся к началу 19 века. Во время Великой Отечественной войны немцы вывезли его, и обрели икону только после их изгнания, случайно обнаружив в брошенном в Риге обозе.
В 1946 году царскосельская икона была передана в Санкт-Петербургскую Духовную академию, в церкви которой она находится и по сей день.
Чудеса, явленные царскосельской иконой
Эта икона недаром почиталась как чудотворная. Известно множество случаев, когда она отвращала несчастья.
Так произошло во время пожара 1812 года, случившегося в Екатерининском дворце, рядом с которым располагалась Знаменская церковь.
Опасаясь, что и церковь охватит огонь, икону стали выносить, и тогда император Александр I обратился к ней с молением: «Матерь Божия, спаси мой дом!». В то же мгновение ветер задул в другую сторону, и пожар был быстро потушен.
Еще одно чудо, связанное с прекращением пожара, произошло в 1863 году, когда Царскосельский дворец и его храм охватил стремительно распространявшийся огонь. Императорская чета поспешила самостоятельно вынести чудотворную икону. После того как они приложились к ней, ее стали обносить вокруг охваченного пламенем дворца, и пламя тут же унялось.
Перед царскосельской иконой Божией Матери «Знамение» совершались молебны, когда Россию охватывали народные бедствия, в том числе эпидемии. Так, Царское Село оказалось практически не затронутым чумой 1771 года.
Когда в 1831 году столицу и почти всю страну поразила эпидемия холеры, в Царском Селе был отслужен торжественный молебен перед иконой Богоматери «Знамение», за ним последовал крестный ход, описавший полный круг вокруг Царского Села, и холера миновала его.
Описание иконы
На иконе изображена Матерь Божия с главой, осененной херувимами, и руками, поднятыми в защищающем жесте. В центре образа Богоматери – Иисус-мальчик; в левой руке Он держит свиток, а правой благословляет.
В последующее время на списках иконы стали появляться также изображения апостола Петра, святого Захария, Алексия, человека Божиего, святой праведной Елисаветы.
В лике Богородицы удивительным образом сочетаются строгость с милосердием, величие со смирением.
Было замечено, что и молящиеся воспринимают Его по-разному: им кажется, что выражение лика Божией Матери меняется от светлого, умиленного к более строгому и наоборот.
Возможно, это связано с содержанием их молитвы – Богоматерь выказывает Свое милосердие всем, но каждый сам понимает всю тяжесть своих прегрешений и видит их отражение на Божественном лике.
Императрица Елизавета положила на нее оклад из золота, а риза, которой ее покрыли в 1849 году, была несравненной по красоте и драгоценному убранству. История этой ризы – также одно из чудес, явленных иконой. Марии Давыдовой, бедной, но благочестивой девице, эта риза была явлена во сне самой Богородицей, причем сон повторился дважды.
Девушка рассказала о нем, и постепенно слух дошел до императрицы, которая одобрила рисунок ризы, явленный во сне. У Марии совершенно не было средств для достойного украшения ризы, но ей тут же стали поступать от многочисленных жертвователей золото и драгоценные камни, в чем ясно проявилось Божье попечение.
Невероятной красоты риза украсила икону, и в 1853 году было издано ее хромолитографическое изображение, чтобы явить ее всему народу.
О чем молятся перед царскосельской иконой божией матери «знамение»
Икона «Знамение» являла и являет немало чудес не только при пожарах и эпидемиях, но и при кораблекрушениях, а также в исцелении тяжких недугов, в том числе бесплодия; в устройстве житейских дел и в защите от неправедного суда.
Молитва иконе Богородицы «Царскосельская» (Знамение)
(3
Источник: https://omolitvah.ru/ikony/tsarskoselskaya-ikona-bozhiey-materi-znamenie/
Царскосельская икона божией матери – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Царскосельская икона Божией Матери |
Царскосельская икона Божией Матери “Знамение”
Празднование 27 ноября.
По преданию икона появилась в России со времён царя Алексея Михайловича (1646 – 1676) и была принесена ему в дар одним из православных восточных патриархов, которые в ту пору нередко посещали Москву и доставляли сюда святыни Востока. Высказывается предположение, что это был, по всей вероятности, св.
Афанасий (Пателларий) Константинопольский, более других находившийся в Москве и пользовавшийся особым вниманием при царском дворе. Патриарх Афанасий прибыл в Москву 16 апреля 1653 г. и 22 апреля был принят Алексеем Михайловичем.
Патриарх поднес ему привезенную святыню, которой, по преданию, была икона Знамения.
Весьма возможно, что икона была написана и затем приобретена Патриархом на Афоне, где, после падения Византии, зажглась первая искорка возрождения церковного иконописного искусства.
Благоговейно принятая царем икона Знамения Богоматери стала с тех пор фамильной, глубоко почитаемой святыней.
Пётр Великий, основав новую столицу – Санкт-Петербург, перенёс туда, во дворец, и святую икону. Перед смертью он, по преданию, благословил иконою свою дочь Елизавету Петровну, как будущую наследницу престола.
Елизавета, получив икону, прониклась особым к ней почтением. Перед восшествием своим на престол, 24 ноября 1741 г.
, когда приверженцы Елизаветы уговаривали её произвести дворцовый переворот, арестовать правительницу Анну Леопольдовну и малолетнего императора Иоанна VI, Елизавета долго – два часа – молилась перед этой иконой, прежде чем решилась поехать в “Съезжую избу” Преображенского полка и поднять восстание.
Быстрый успешный исход предприятия, доставившего ей престол, набожная императрица приписала не одним усилиям своих сторонников, не случайной счастливой удаче, но прежде всего Божественной помощи, что выразилось с её стороны в целом ряде действий.
Прежде всего, манифест о восшествии на престол был обнародован 27 ноября, в день празднования иконы Знамения. Императрица украсила образ окладом, велела написать по сторонам иконы лики св.
Алексия, человека Божия, и апостола Петра, имена которых носили первые обладатели иконы: дед и отец Елизаветы, а в середине – праведных Захарии и Елисаветы, в честь собственного дня Ангела.
Церковь в Царском Селе, начавшую строиться, Елизавета решила посвятить образу Знамения Пресвятой Богородицы.
Перед освящением церкви императрица повелела торжественно перенести в неё из Санкт-Петербурга святую икону Знамения. Перенесение это происходило в половине мая 1747 года.
Оно продолжалось три дня с остановками на пути, и сопровождалось величественным крестным ходом столичного духовенства и множеством народа.
Когда икона была принесена, по указанию Елизаветы, она была поставлена вверху иконостаса, прямо над Царскими вратами, поверх изображения Тайной вечери, и долгое время (больше 80-ти лет – до 1831 г.) оставалась на этом месте.
В 1771 году, в ноябре, перед иконой совершались торжественные молебны об избавлении Царского Села от чумы. Мор не коснулся Царского Села и скоро совершенно прекратился.
В декабре 1788 года Екатерина II распорядилась построить рядом с дворцом и совсем вблизи от Знаменской церкви большой четырехэтажный дом, в котором позже разместился Царскосельский Лицей, открытый 19 октября 1811 года. Воспитанники Лицея, когда не было службы в Дворцовой церкви, ходили в Знаменскую церковь.
12 мая 1820 года случился большой опустошительный пожар, который совершенно уничтожил всю внутренность Лицея и часть дворца. Раздуваемое сильным ветром пламя грозило и Знаменской церкви.
Чудотворная икона была снята со своего места, вынесена из храма и обращена ликом к пожару.
Молитва веры не посрамила: ветер, несший пламя на Знаменскую церковь, точно повинуясь неведомой силе, мгновенно переменил своё направление и стал стихать, после чего огонь стал слабеть, и пожар скоро совсем прекратился.
В 1831 году в Петербурге вспыхнула эпидемия холеры. В народе распространялись вздорные, невежественные слухи. Умирало до 600 человек в сутки. На Сенной площади произошёл бунт. Толпы народа с яростью устремились на временные больницы и до основания разгромили их.
В Царском Селе вспомнили о чудесной помощи Царицы Небесной. 5 июля 1831 года на глазах собравшихся в храм многочисленных богомольцев икона Знамения Пресвятыя Богородицы была в этот день спущена вниз. Все предстоящие в благоговейном смирении пали пред нисшедшей к ним святыне на колени и слёзно, единодушно молились при отслуженном в храме молебном пении. Холера миновала Царское Село.
Благодарные верующие испросили позволения не поднимать икону на её прежнее место поверх Царских врат, а поставить её в особом большом киоте за правым клиросом главного храма, чтобы иметь всегда возможность возжигать пред нею свечи и с благоговейным трепетом и любовью её лобызать. Разрешение было дано.
Не ограничиваясь этим, верующие Царского Села исходатайствовали разрешение о том, чтобы совершенный 5 июля 1831 года крестный ход повторялся ежегодно в это число.
В 1863 году в Царском Селе случился пожар Воскресенской церкви и части Екатерининского дворца. Как и в прежних подобных случаях, верующие искали помощи свыше. Икона Знамения Божией Матери была вынесена из храма и обнесена вокруг горевших зданий; пожар почти мгновенно прекратился. Это было новое дивное проявление спасительной чудотворной силы святой иконы Богоматери.
В 1891 году в Знаменской церкви были упразднены боковые приделы. На месте правого придела была поставлена чудотворная икона Знамения Пресвятыя Богородицы.
На месте левого придела была поставлена Казанская икона Божией Матери, такого же размера, как и Знамения, сооружённая церковным старостой А. Серковым. Эта икона весьма художественного письма.
На иконе есть небольшие изображения святых – преподобного Алексия, человека Божия и царицы Александры, имена которых носили А. Серков и его супруга.
Приблизительно с 1922 года установился обычай в воскресные вечера совершать перед чудотворной иконой Богородицы акафист, обычай, привлекающий к святыне значительное количество молящихся. Было принято читать акафист Пресвятой Богородице “честному Ея Знамению, еже в велицем Новограде”.
Акафист этот, составленный автором других многих других акафистов, харьковским помещиком А. Ф. Ковалевским, был разрешён Свят. Синодом к печатанию осенью 1891 года.
Акафист, в основном, воспоминает и воспевает чудо, бывшее от иконы в Новгороде в 1170 году, во время междоусобной войны, когда Новгород был осаждён “от воев Суждальских”.
Между тем, Царскосельская икона Знамения, как уже раньше разъяснялось, является совершенно отдельной, самостоятельной святыней, со своей особой историей, со своими собственными прославившими её чудесами, и решительно не может быть признана списком с Новгородской иконы или подражанием последней.
У разумных, вдумчивых богомольцев поэтому вполне естественно возникло желание слышать пред святой иконой более соответствующий по своему содержанию акафист, который и был составлен мирянином, магистром богословия – профессором Санкт-Петербургской духовной академии Порфирием Петровичем Мироносицким.
Составленный акафист был представлен настоятелем Знаменской церкви митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову) с просьбой благословить его к церковно-богослужебному употреблению, а тот, в свою очередь, препроводил акафист в Москву к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию и состоящему при нём Священному Синоду. Рассматривавший акафист член Синода Преосвященный Филипп (Ставицкий), архиепископ Смоленский и Дорогобужский, впоследствии архиепископ Астраханский нашёл, что акафист, несомненно, “обладает содержательностью, даёт возможность воспевать славу Богоматери независимо от новгородских событий, в осенении Ея всемирных чудес, согрет теплым, благоговейным чувством и написан искусно, правильным церковнославянским языком”, и потому дал о нём благоприятный отзыв. Согласно этому отзыву, Синодальным определением от 16 октября 1929 года за № 147 новый акафист Знамению Пресвятыя Богородицы был разрешён к церковно-богослужебному употреблению.
Встречен был новый акафист богомольцами неодинаково. В то время, как одни искренно приветствовали появление нового акафиста, приобретшего потом всё больше и больше новых сторонников, другие, наоборот, проявляли видимое предпочтение прежнему, с которым сроднились, свыклись. Чтобы такое разногласие не привело к взаимным пререканиям и волнениям, стали читать поочерёдно оба акафиста.
В августе 1941 года Царское Село было оккупировано войсками фашистской Германии.
В 1944 году фашисты бежали из Царского Села, похитив с собой и икону Знамения Пресвятыя Богородицы. Советские войска, преследуя врага, в одном из брошенных обозов неприятеля в г.
Риге обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери из Знаменской церкви Царского Села.
Святые иконы были доставлены в Ленинград и переданы митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию, по благословению которого все иконы были весной 1948 года водружены в храме Ленинградской духовной академии.
На добровольные пожертвования верующих святая икона Знамения была украшена венчиком над главами Богоматери и Богомладенца. В 1952 году для икон Знамения и Казанской были сооружены одинаковые художественные дубовые киоты.
Использованные материалы
- Парийский Л.Н. О чудотворной иконе Знамения Пресвятыя Богородицы в храме Ленинградской Духовной Академии. Речь на годовом акте Ленинградской Духовной Академии 30 декабря 1955 г. Машинопись. Л.: ЛДА, 1955. – 20с.
- http://www.spbda.ru/academy/r-33.html
Источник: https://drevo-info.ru/articles/8120.html
Людмила Старилова. Церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе / Православие.Ru
Начальная история
С.-Петербург. Знаменская церковь. Фото 1900-х гг с сайта Санкт-Петербургской митрополииК югу от Санкт-Петербурга расположен небольшой город Пушкин, который до 1918 года назывался Царским Селом, и именно с этим названием связаны самые яркие страницы его истории.
До ΧVI века эти земли принадлежали Великому Новгороду, потом ими стали владеть шведы. На месте будущих императорских резиденций находилась Сарская мыза, или по-фински Saari-mojs, что значит «возвышенная или верхняя мыза». Название вполне соответствует действительности: местность расположена намного выше Петербурга.
В 1710 году Петр I подарил мызу вместе с окружающими ее землями своей жене Екатерине Алексеевне. Для императрицы выстроили сначала деревянный двухэтажный дворец, в котором помещалась «походная, или крестовая», церковь, а в 1717 году начали строить каменный дворец.
Еще раньше, в 1714 году, рядом с дворцом, «по северную сторону так называемых Больших берез, в нескольких саженях на восток от нынешней Знаменской церкви», как пишет М.И. Пыляев, для населения мызы была выстроена первая церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Тот же Пыляев отмечает, что «…при Петре I водворено было в окрестностях села до 200 семейств русских крестьян, преимущественно разных мастеровых и ямщиков; но население собственно села состояло только из церковного причта, караульных солдат и придворных служителей».
С 1725 года село стало носить название Царское, хотя можно встретить документы, в которых его именуют также Благовещенским. Это второе название связано с постройкой нового храма.
Население села постепенно росло, и уже в 1717 году было дано высочайшее распоряжение перестроить тесную Успенскую церковь. В 1724 году была возведена новая церковь – Благовещения Пресвятой Богородицы. Она была деревянная на каменном фундаменте.
В ее торжественном освящении 6 августа того же года участвовали два архимандрита и несколько священников, пели придворные певчие, торжество сопровождалось пушечной пальбой.
Благовещенская церковь простояла недолго, она сгорела от удара молнии 24 июня 1728 года.
Знаменская церковь
Екатерина I завещала Царское Село своей дочери цесаревне Елизавете. Елизавета Петровна любила эту резиденцию. «В молодые свои годы, – пишет Пыляев, – цесаревна… ежедневно слушала заутреню, обедню и вечерню в церкви, дома занималась чтением духовных книг, иногда выезжала в поле забавляться соколиною охотой».
Любовь ее к Царскому была огромной. Едва взойдя на престол, она поручла архитектору Михаилу Земцову составить проект увеличения и перестройки старого Екатерининского дворца. Для постройки новой церкви на месте старой, сгоревшей еще в бытность Елизаветы цесаревной, был приглашен архитектор И.Я. Бланк.
Строительство храма велось с 1734 по 1747 год.
До наших дней церковь сохранила черты раннего, «петровского», барокко. Западный ее фасад украшен небольшим четырехколонным портиком с балконом. Невысокий купол и ажурная колокольня со шпилем придают церкви легкость и изящество.
Освящение храма проходило очень торжественно. Из Петербурга крестным ходом, в котором участвовали Святейший Синод, весь двор и сама императрица, была доставлена древняя родовая икона дома Романовых. Императрица всю дорогу шла пешком и даже помогала нести ее.
Чудотворная икона Божией матери «Знамение» Царскосельская
Подлинная фотография чудотворной Царскосельской иконы Божией Матери «Знамение». Фото 1910-х гг. с сайта Санкт-Петербургской митрополииОб истории этого образа до XVII века известно мало. Он был подарен, скорее всего, Афанасием Пателарием, патриархом Константинопольским, царю Алексею Михайловичу.
Петр I перенес образ в Петербург и дорожил им не меньше, чем Казанской иконой Божией Матери. По наследству образ «Знамения» перешел к императрице Елизавете Петровне, которая его особенно почитала. В ночь перед переворотом, возведшим ее на престол, царевна усердно молилась перед ним.
Указ о восшествии на престол Елизаветы Петровны был обнародован 27 ноября 1741 года – в день празднования иконы «Знамение».
Елизавета Петровна имела особое благоговение к святыне и, желая выразить ей свое почтение, закончив постройку церкви в Царском Селе, велела именовать ее Знаменской.
Икона была поставлена в иконостасе поверх изображения Тайной вечери, над царскими вратами. Елизавета украсила ее золотой ризой и каменьями, велела приписать на полях иконы святых праведных Захарию и Елисавету, святого Алексия, человека Божия, и апостола Петра. Позже, в 1859 году, на полях дописали лики святителя Николая и мученицы Александры – в память Николая I и Александры Федоровны.
В 1745 году в церковь был доставлен иконостас из Троицкого собора Петроградской стороны.
С годами скромная мыза превратилась в блестящую загородную резиденцию русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы. Драгоценным украшением этого места была Знаменская церковь. И императрица Елизавета Петровна, и супруга ее племянника, будущая императрица Екатерина II, часто молились в ней и много жертвовали на нее.
Почти весь 1761 год, последний год своего царствования, Елизавета Петровна провела в Царском Селе. Каждый день пешком она ходила из дворца в приходскую Знаменскую церковь.
8 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, во время службы она почувствовала себя дурно, вышла на улицу и упала без чувств на траву. Ее привели в сознание и отнесли во дворец.
У императрицы отнялся язык, несколько дней она не могла говорить. В декабре Елизавета Петровна скончалась.
Правнук ее, император Александр I, отдал ближайший к церкви флигель дворца новому высшему учебному заведению ─ Царскосельскому лицею, в котором должны были воспитываться отпрыски лучших русских дворянских фамилий. В лицей было зачислено 30 учеников, его открытие состоялось в 1811 году.
Известно, что лицеисты ходили по праздникам и в воскресные дни в Знаменскую церковь (по будням они посещали дворцовую Воскресенскую церковь).
Некоторые пушкинисты считают, что именно о Царскосельской иконе «Знамение» говорится в стихотворении А.С. Пушкина 1830 года «В начале жизни школу помню я…» – самом глубоком из всех его поэтических воспоминаний о лицее.
Настоятель придворной церкви в Царском Селе магистр Иоанн Цвиев так писал об иконе в 1865 году: «Многие утверждают, и мы сами замечали, что лицо Богородицы в одно время производит на молящихся разные впечатления: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг “темнеет” и принимает строгий вид, хотя бы вы стояли в том же месте». Изображению свойственны «ангельская доброта во взорах и вместе как бы строгость, простота форм и в то же время красота их и изящество».
Икона «Знамение» находилась над царскими вратами до 1831 года. Только однажды она была снята и вынесена из церкви – именно 12 мая 1820 года. В тот день в Царскосельском дворце вспыхнул пожар, угрожавший соседним зданиям и церкви. Рассказывают, что когда икону вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул вслух:
— Матерь Божия, спаси мой дом!
Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменилcя, и пожар быстро угас.
В 1831 году почти по всей России свирепствовала холера, не обошедшая стороной и Петербург. Жители Царского Села собрались к иконе «Знамение», вынесли ее на середину храма и отслужили перед ней торжественный молебен.
Затем икону обнесли вокруг всего города с пением и молитвами. Холера миновала Царское Село. В память этого благодеяния Богоматери жители испросили высочайшее соизволение на перенесение иконы из иконостаса во внутрь церкви – ее поместили в правом пределе.
Был учрежден и ежегодный крестный ход – 5 июля.
В 1848 году еще одна эпидемия холеры прокатилась по России, но Царское Село вновь избежало этого бедствия. В благодарность в 1849 году икону покрыли драгоценной шитой ризой с множеством бриллиантов, жемчуга, бирюзы, аметистов, сапфиров, изумрудов и опалов. Из камней, не уместившихся на ризе, составили драгоценный венец.
Ризу вышила благочестивая девица, жительница Царского Села Мария Давыдова, которой во сне явилась Богородица и указала, что именно и как ей делать. Случалось, что у Давыдовой не доставало подходящих каменьев, и тогда неожиданно появлялись жертвователи с нужными драгоценностями.
Самым крупным камнем на окладе был большой сердцеобразный топаз, на ребрах которого вырезаны даты 1831 и 1848 – годы чудесного избавления Царского Села от холеры.
Внизу иконы, на сердцевидной золотой дощечке, выгравировали слова: «За спасение от эпидемии приими, Милосердная Владычице, Покровительнице града Царского Села, сии перлы, яко слезы благодарности, орошающие Твою пречистую ризу, от усердных рабов Твоих и впредь помилуй нас».
Драгоценная риза была утрачена при национализации церковных ценностей в первые годы после революции.
Нельзя обойти молчанием и другое событие, в котором проявилась спасительная сила святой иконы и отразилась глубокая вера царствующего рода в чудотворность сей святыни. 16 июня 1863 года в 2 часа пополудни в Царскосельском дворце начался сильный пожар, который прежде всех заметил император Александр II.
Несмотря на все принятые меры, пламя быстро распространялось, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Спалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь Александр II и императрица Мария Александровна пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону.
Венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, икону обнесли вокруг горевшего дворца, и пожар почти мгновенно прекратился.
Царский архитектор
Сильвио (Валентин Амвросиевич) Данини с женойЗнаменскую церковь несколько раз реставрировали и перестраивали. При Екатерине с западной стороны был пристроен балкон и устроены четыре крыльца, в 1784 году церковь обнесли железными решетками с каменными столбами, были выстроены теплые деревянные приделы.
Перед революцией храм отреставрировал архитектор Сильвио Данини.
Род Данини происходит из Мантуи, что в Северной Италии. Сильвио, сын великого певца и виртуоза, поэта и литератора Амброджо Данини, родился в Харькове в 1867 году. В 1892 году он закончил Академию художеств со званием «классный художник 1-й степени».
Вскоре его пригласили помощником к известному архитектору Александру Красовскому, которому было поручено перестроить северо-западное крыло Зимнего дворца для будущего императора Николая II. Этот первый заказ и успешное его выполнение открыли Данини путь к блестящей карьере. Он поступил в личное распоряжение императора Николая II.
Ему и поручили перестроить Знаменскую церковь, находящуюся неподалеку от Екатерининского дворца.
В Царском Селе Данини построил еще немало: дворцы, школы, особняки, церкви, электростанции, больницы, приюты… Для его построек характерно соединение неоромантизма и модерна с мотивами средневековой архитектуры.
Умер Сильвио Данини в Ленинграде 11 января 1942 года, во время блокады. Его потомки служат сейчас в одном из храмов Санкт-Петербурга.
История храма в XX веке
Перед началом Великой Отечественной войны Знаменская церковь оставалась единственной действующей в г. Пушкине, даже во время оккупации в ней происходили богослужения. Перед отступлением фашисты похитили из храма большую часть икон и церковной утвари, но церковь, к счастью, в целом не пострадала, внутри даже сохранился иконостас, правда, без икон.
В августе 1942 года церковь перестала быть действующей. Опустевшая, разграбленная, использовалась она то как склад, то как реставрационные мастерские.
Фашисты вывезли Знаменскую икону вместе с другими музейными ценностями Екатерининского дворца. Но чудотворный образ вернулся в Россию и с 1946 года находится в церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. В Знаменском храме г. Пушкина сейчас находится список с чудотворной иконы.
В 1960–1962 годах церковь была отреставрирована. При восстановлении использовались архивные материалы, планы и сохранившиеся чертежи архитектора В.И. Неелова.
Был воссоздан первоначальный архитектурный облик храма, удалены все позднейшие пристройки, шпилю колокольни и куполу приданы прежние очертания.
Вплоть до 1990-х годов в церкви размещалась контора мастерской объединения «Реставратор», находившаяся в ведении Екатерининского дворца-музея.
В 1991 году здание храма было возвращено верующим, и 10 декабря 1991 года, в день иконы Божией Матери «Знамение», церковь была открыта для богослужений. Церковь приписана к Софийскому собору г. Пушкина.
Инженерное обследование 1992 года показало, что здание находится в аварийном состоянии. В стенах были страшные трещины шириной до 20 см. Церковь стояла буквально на земле, и надо было укреплять фундамент, спасая здание от губительной сырости. Пострадала внутренняя отделка, был поврежден купол, утрачены печи, паркетные полы, иконостас.
Сегодня восстановление старинной царскосельской церкви завершено. Реставрация проводилась на государственные средства. Здание находится на балансе КГИОП, который следил за точным восстановлением всех деталей убранства и декора. Были отремонтированы кровля, снова позолочен шпиль и флюгер на шпиле.
К 300-летнему юбилею Петербурга был воссоздан фарфоровый иконостас. Сейчас в храме множество новых икон. С недавних пор здесь очень почитается икона царственных мучеников.
В 2003 году обновленный храм вновь засиял, как во времена Пушкина и Карамзина, и сегодня колокольный звон Знаменской церкви ежечасно возвещает о возрожденной царскосельской святыне.
Источник: https://pravoslavie.ru/679.html
икона Божьей Матери «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ» ЗНАМЕНИЕ
икона Богородицы «ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ» ЗНАМЕНИЕ
10 декабря (27 ноября по старому стилю)
_________________________________________________
Описание иконы Божией Матери «Знамение» Царскосельская:
Царскосельская икона Божией Матери «ЗНАМЕНИЕ» помещалась в XVIII – середине XIX века в правой части небольшой придворной Царскосельской Знаменской церкви. Икона принадлежит к высоким образцам иконописного искусства и по характеру живописи должна быть отнесена к древневизантийским произведениям. Первоначальная история иконы не известна.
При перенесении столицы из Москвы в Петербург вместе с прочими святынями Знаменская икона была привезена в новую столицу, считаясь семейной святыней Романовых. Царевна Елизавета Петровна имела к иконе Богородицы этой особое благоговение и в ночь перед переворотом, возведшим её на престол, усердно перед нею молилась.
От 1747 до 1831 года икона «Знамение» Царскосельская стояла над Царскими вратами. Только однажды 12 мая 1812 года она была снята и вынесена оттуда. В этот день в Екатерининском дворце был пожар, угрожавший соседним зданиям и Знаменской церкви.
Рассказывают, что, когда икону Богородицы Царскосельская вынесли из храма и обратили ликом к месту пожара, император Александр I воскликнул: «Матерь Божия, спаси мой дом!» Мгновенно ветер, направлявший пламя на церковь и на соседние здания, как бы повинуясь невидимой силе, переменил своё направление, и пожар быстро прекратился.
В 1831 году почти по всей России распространилась холера, свирепствовавшая и в Петербурге. Жители Царского Села собрались к иконе Божьей Матери «Знамение», вынесли её на середину храма и отслужили перед нею торжественный молебен.
Затем икону Богоматери обнесли вокруг всего города с пением и молитвами, причём весь город с дворцами остался внутри кольца, описанного этим крестным ходом. Холера совершенно миновала Царское Село.
История сохранила множество чудесных событий и исцелений, происшедших по молитвам к Богородице перед Её иконой «Знамение» Царскосельская.
После революции икона «Знамение» Царскосельская находилась в Знаменской церкви вплоть до середины 1930-х годов, когда была изъята в так называемый «ГОСФОНД», после чего бесследно исчезла.
Вместо неё в церковь был передан один из списков этой иконы, выполненный в начале XIX века и находившийся в ризнице Екатерининского собора в Царском Селе. В 1943 году этот образ был перевезён немцами в Гатчину, позже оказался в Прибалтике.
Найденный в Риге в брошенном обозе, он был возвращён в город на Неве. С 1946 года эта икона Богородицы находится в церкви Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии.
_________________________________________________
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Царскосельская молятся об избавлении от эпидемии, от пожара и кораблекрушений, о покровительстве трона и государства.Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Царскосельская: |
О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими благодарение и славу от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да явит нам знамение милосердия Своего и пробавит благодать Свою чтущим Всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, Тебе же вся от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей. Услыши нас моляшихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси от Господа Вседержителя стране нашей и православному народу мир, здравие, спасение и во всем благое поспешение, пастырем же нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, ибидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся благословение, болящим здравие, напаствуемым заступление, нам же всем дух веры и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Царице Преблагая! Умилосердися на немощныя люди Твоя, рассеянныя по распутием мира собери, заблуждающия на путь правый настави, старость укрепи, юныя уцеломудри, младецы воспитай, и призри на всех нас призрением Матерняго Твоего милосердия, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и тамо, во стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу по Христе Бозе предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь. |
____________________________________________
Также читайте у нас на сайте:
Земная жизнь Богородицы – Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.
Явления Богородицы – О чудесных явлениях Богоматери.
Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.
Молитвы Богородице – Основные молитвы.
Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.
Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.
Православные притчи – Сборник небольших притч (историй)
Литература – Собрание некоторой Православной литературы.
Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.
Суеверия – Описание некоторых суеверий.
__________________________________________________
http://pravkurs.ru/ – Православный интернет курс дистанционного обучения. Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня
Источник: http://www.deva-maria.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D543:ikona-bozhiei-materi-carskoselskaya-znamenie-bogorodica%26catid%3D33:ikona-bogomateri%26Itemid%3D3
икона Божией Матери Знамение Царскосельская
Среди множества святых чудотворных икон, прославленных в православной России. Царскосельская икона Знамения Божией Матери приобрела в последнее пятидесятилетие большую известность. Икона сия, находящаяся в Царском Селе, в малой придворной церкви, замечательна во многих отношениях – как памятник древнего иконописного искусства и как источник многих благодатных чудес и исцелений.
Святая икона написана на деревянной доске и представляет поясное изображение Пресвятой Девы – Богоматери с распростертыми к небу руками и с Предвечным Младенцем Иисусом, сидящим на груди ее без всякой поддержки.
Правою рукою Он благословляет мир как вечный Архиерей и Пастыреначальник, а в левой держит свиток, как знак благодатного закона и спасительного учения, которым он просвещает род человеческий.
Сама же Матерь Божия как бы приносит и посвящает Господу Вседержителю благословенный плод пренепорочного чрева Своего и с воздетыми руками молит Создателя, да приимет Он плод сей как жертву за спасение всего мира.
В древние времена, особенно на Востоке, в таком виде изображаемо было рождество Христово; название же Знамения подобные изображения получили у нас в России, и в первый раз оно дано Новгородской св. иконе по случаю чуда, или знамения, бывшего от нее в Новгороде в 1170 году.
Весьма замечательно, что на этой иконе лики Богородицы и Спасителя, несмотря на свою древность, отличаются необыкновенностью ясностью очертаний, живостью цветов и теней, нежностью кисти и полною гармониею как в частностях, так и в целом.
Царскосельская икона Знамения Божией Матери принадлежит к самым высоким образцам искусства древневизантийских произведений.
Замечательно еще и то, что выражение лика Богоматери производит на молящихся разные впечатления почти в одно и то же время и на том же месте: то оно кажется светлым и умильным, то вдруг темнеет и принимает строгий вид.
Первоначально на св. иконе были изображены только лики Богоматери и Предвечного Младенца с двумя огнеобразными херувимами по обеим сторонам главы Пречистой Девы. Впоследствии, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, по краям св.
иконы изображены в самых малых размерах с правой стороны вверху – св. апостол Петр, в середине – праведный Захария, внизу -святитель Николай; с левой стороны вверху – св. Алексий, человек Божий, в середине – праведная Елизавета.
В 1859 году с разрешения императрицы Марии Александровны, по краям св. иконы изображены с правой стороны внизу – святитель Николай, а с левой стороны внизу – св. мученица царица Александра.
Царскосельская чудотворная икона замечательна и своими размерами, которыми превосходитпочти все святые известные в России иконы Богоматери; в длину она имеет почти два аршина, а в ширину полтора аршина.
Происхождение Царскосельской иконы Знамения, должно быть, весьма древнее.
При всей красоте своей и ясности лики Богородицы и Предвечного Младенца носят на себе и ощутительные следы древности; тонкие и довольно значительные трещины красок образуют на ликах и на руках как бы тонкую сеть.
Подобные следы древности еще очевиднее на остальных частях иконы, покрытых золотым окладом и шитою ризою; во многих местах краски и даже грунт совсем уничтожались.529
Источник: http://palomnikpoezdki.ru/chudotvornye_ikony_bozhiej_materi1/24/