Колокольня с храмом священномученика евгения херсонесского

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов

1501 — 1505 гг.

Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о   существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки.

Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено.

Обратите внимание

Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве. 

Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален.

При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана.

Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок.

Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор.

Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа). 

Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался.

Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня.

Важно

Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды.

В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.

К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.

Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и  настенная живопись.

 На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века.

Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.  

В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах.

И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.

Совет

В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoroditse-rozhdestvenskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/

Святой Евгений Херсонесский

Священномученик Евгений Херсонесский – епископ, живший в 4-ом веке во времена правления императора Максимиана Галерия, ярого гонителя христиан.

Святой принял мученическую смерть, проповедуя христианское учение в городе Херсонес Таврический (ныне разрушенный, находился на территории современного Крыма).

Евгения Херсонесского убили вслед за его предшественниками – христианскими проповедниками мучениками Ефремом и Василием. Вслед за ним были также убиты священномученики Агафодор, Елпидий, Еферий и Капитон.

Благодаря их жертве христианство распространилось на территории Крыма, завоевав сердца большей части его населения. Херсонес стал также и «колыбелью русского христианства», так как именно здесь в 987 году принял Крещение святой князь Владимир «Красное солнышко» , крестивший в последствии всю Русь.

Празднование в честь Евгения Херсонесского в русской православной церкви совершается два раза в год:

  • 20 марта (7 марта по старому стилю). В этот день, помимо священномученика Евгения, чтится память Херсонесских святых – Агафодора, Василия, Елпидия, Еферия, Ефрема и Капитона, а приурочена она к дню смерти Ефрема, Евгения, Агафодора и Елпидия;
  • 28 декабря – день памяти Собора крымских святых.

Иконы, скульптуры и места поклонения святому

В Москве поклонится мученику Евгению Херсонесскому можно в Богородице-Рождественском женском монастыре, который находится в самом центре столицы, на улице Рождественка (метро Трубная). Здесь в 1836 году в честь этого святого был построен храм с трехъярусной колокольней.  

Также в столице можно найти престол, освященный в честь священномученика Евгения Херсонесского. Он находится в храме сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (метро Тульская).

И конечно же храм, освященный в честь священномученика Евгения Херсонесского есть и в Крыму. Он находится в селе Перевальное, что на пол пути из Симферополя в Алушту.

Святой Евгений Херсонесский является божьим заступником мужчин, носящих его имя. А также он почитается как небесный покровитель Крыма.

Святому Евгению молятся о стойкости в вере и даровании сил при борьбе с трудностями.

Светоносный день наста пастырей, епископствовавших светло в Херсоне, ихже воспеваем праздник, пострадавших за Христовы овцы. Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа и нас причести деснаго овец стояния, да вопием вам: радуйтеся, священнии отцы, за Христа кровь свою излиявшии.

Молитва святому Евгению на каждый день

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгений, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Про житие Евгения Херсонесского нам известно немногое. До нас дошли сведения, что этот святой жил в 4-ом веке в Крыму (Тавриде) и был здесь священнослужителем. В Тавриду, в отличие от Руси, в те времена уже проникло христианское учение, и принес его сюда впервые апостол Андрей Первозванный , еще в 1-ом веке.

Таврида тогда входила в состав Римской империи, которой управляла целая череда императоров-язычников, устраивавших на христиан страшные гонения.

Обратите внимание

Однако эти же императоры косвенно очень помогли распространению в Тавриде христианской веры, так как сюда они отправляли в изгнание всех, кто исповедовал христианство, а значит считался государственным преступником.

Несмотря на сопротивление язычников, живущих на этих землях, христианство все-таки неумолимо завоевывало сердца людей. Но для этого была пожертвована не одна жизнь христианских проповедников.

Читайте также:  Валаамский монастырь, россия, республика карелия, сортавальский район, остров валаам

В 4-ом веке Крым начал переходить от власти Рима в руки Византии, в которой христианство уже было основным вероисповеданием. В Риме же наоборот правил жестокий гонитель христиан Диоклетиан, которого чуть позднее сменил Максимиан Галерий.

С подачи Византии в это время в Херсонесе была создана кафедра епископов, куда Ермон, Патриарх Иерусалимский, стал прислать проповедников христианства.

Первыми из них были Василий и Ефрем, которые впоследствии принявшие мученический венец за свою веру.

Узнав об их кончине, святители Евгений, Агафодор и Елпидий прибыли в Херсонес из Геллеспонта (Дарданеллы), чтобы продолжить дело своих братьев во Христе. А ровно год спустя, 7 марта, в тот же день, когда мученически погиб святой Ефрем, язычники забили до смерти камнями и Евгения, Агафодора и Елпидия.

Усилия проповедников Христовых тем не менее не прошли даром, так как уже в самом начале 5-го века Херсонес становится настоящим центром распространения христианства.

За это время здесь было построено более 50 христианских храмов, информация о которых дошла до наших дней.

Важно

Сюда также начали стекаться и русские люди, обретая здесь новую веру и новую жизнь, и отсюда же христианство начало постепенно распространяться на север, в сторону России.

Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_evgeniy_khersonesskiy/

Евгений Херсонесский, епископ, священномученик (IV)

Заказать икону святого

Дни празднования в 2019 году:

Смотреть иконы святого Евгения

Житие

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.

Еще задолго до Крещения святогоВладимирахристианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостоломАндреем Первозванным(+ 62; память 30 ноября).

Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа.

Так, в правление Траяна (98 – 117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломнисвятой Климент, епископ Римский (+ 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.

Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.

В царствованиеДиоклитиана(284 – 305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303 – 313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие.

Совет

Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины.

Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо.

У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых.

Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.

Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305 – 311), гонение на христиан разразилось с новой силой.

Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками.

Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.

Обратите внимание

По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольногоКонстантина Великого(306 – 337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий.

Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.

Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона.

Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев.

Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.

Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).

Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси.

С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V – XIV векам.

Важно

В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князьВладимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой «иверская»

Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Evgenijj_Khersonesskijj_episkop_svjashhennomuchenik_IV.html

Священномученик Евге́ний Херсонесский, епископ

Свя­тые свя­щен­но­му­че­ни­ки Ва­си­лий, Еф­рем, Ев­ге­ний, Ел­пи­дий, Ага­фо­дор, Ефе­рий и Ка­пи­тон нес­ли бла­го­ве­стие Хри­сто­во в зем­ли Се­вер­но­го При­чер­но­мо­рья от Ду­ная до Дне­пра, вклю­чая Крым, и за­пе­чат­ле­ли свое апо­столь­ство му­че­ни­че­ской смер­тью в IV ве­ке в го­ро­де Хер­со­не­се Та­ври­че­ском.

Еще за­дол­го до Кре­ще­ния свя­то­го Вла­ди­ми­ра хри­сти­ан­ская ве­ра уже про­ник­ла в Крым, ко­то­рый в древ­но­сти на­зы­вал­ся Та­ври­дой и был под­вла­стен рим­ским им­пе­ра­то­рам. На­ча­ло про­све­ще­ния Та­ври­ды ве­рою Хри­сто­вой по­ло­же­но свя­тым апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным († 62; па­мять 30 но­яб­ря).

Даль­ней­ше­му рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства там спо­соб­ство­ва­ли, по­ми­мо сво­ей во­ли, са­ми же его вра­ги: рим­ские им­пе­ра­то­ры ссы­ла­ли ту­да го­судар­ствен­ных пре­ступ­ни­ков, ко­то­ры­ми в пер­вые три ве­ка хри­сти­ан­ства счи­та­лись и ис­по­вед­ни­ки Хри­ста.

Так, в прав­ле­ние Тра­я­на (98–117) был со­слан на за­то­че­ние в Ин­кер­ман­ские ка­ме­но­лом­ни свя­той Кли­мент, епи­скоп Рим­ский († 101; па­мять 25 но­яб­ря). Там про­дол­жал он свою про­по­ведь, там при­нял и му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

На­се­ляв­шие крым­ские зем­ли языч­ни­ки упор­но со­про­тив­ля­лись рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства. Но ве­ра Хри­сто­ва через сво­их са­мо­от­вер­жен­ных про­по­вед­ни­ков креп­ла и утвер­жда­лась. Мно­гие бла­го­вест­ни­ки по­ло­жи­ли свои жиз­ни в этой борь­бе.

В на­ча­ле IV ве­ка в Хер­со­не­се бы­ла учре­жде­на епи­скоп­ская ка­фед­ра. Это бы­ла пе­ре­лом­ная эпо­ха, ко­гда Хер­со­нес, слу­жив­ший ба­зой для рим­ских во­и­нов, по­сте­пен­но пе­ре­хо­дил в за­ви­си­мость от Ви­зан­тии.

В цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305), в 300 го­ду (то есть еще до на­ча­ла го­не­ния, ко­то­рое им­пе­ра­тор на­чал с 303 го­да) Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх Ер­мон (303–313) для Еван­гель­ской про­по­ве­ди разо­слал в раз­ные стра­ны мно­гих епи­ско­пов.

Совет

Двое из них, Еф­рем и Ва­си­лий, при­бы­ли в Хер­со­нес и на­саж­да­ли там Сло­во Бо­жие. За­тем свя­ти­тель Еф­рем по­шел к на­ро­дам, жив­шим по Ду­наю, где в бла­го­ве­стии Хри­сто­вом пре­тер­пел мно­го скор­бей и тру­дов. Во вре­мя на­чав­ше­го­ся го­не­ния он был обез­глав­лен (точ­но из­ве­стен лишь день его кон­чи­ны – 7 мар­та).

Про­по­ведь в Хер­со­не­се про­дол­жал свя­той Ва­си­лий – спо­движ­ник свя­то­го Еф­ре­ма. Мно­гих идо­ло­по­клон­ни­ков он на­ста­вил на путь ис­ти­ны.

Дру­гие за­блуд­шие жи­те­ли го­ро­да, оже­сто­чен­ные его де­я­тель­но­стью, ока­зы­ва­ли ярост­ное со­про­тив­ле­ние: свя­той ис­по­вед­ник был схва­чен, нещад­но из­бит и из­гнан из го­ро­да.

Уда­лив­шись в го­ры и по­се­лив­шись в пе­ще­ре, он непре­стан­но мо­лил Бо­га за из­гнав­ших его, чтобы Он оза­рил их све­том ис­тин­но­го Бо­го­ве­де­ния. И Гос­подь по­слал невер­ным чу­до. У знат­но­го жи­те­ля Хер­со­не­са умер един­ствен­ный сын.

По­кой­ный явил­ся ро­ди­те­лям во сне и по­ве­дал, что некто свя­той Ва­си­лий сво­и­ми мо­лит­ва­ми к Ис­тин­но­му Бо­гу мо­жет вос­кре­сить его из мерт­вых. Ко­гда ро­ди­те­ли разыс­ка­ли свя­ти­те­ля и про­си­ли его со­вер­шить чу­до, свя­той Ва­си­лий от­ве­чал, что сам он – греш­ный че­ло­век и не име­ет сил вос­кре­шать мерт­вых, но Гос­подь все­мо­гущ и мо­жет ис­пол­нить их прось­бу, ес­ли они уве­ру­ют в Него. Дол­го мо­лил­ся свя­той, при­зы­вая Имя Свя­той Тро­и­цы. За­тем, освя­тив во­ду, воз­лил ее на умер­ше­го, и тот ожил. С по­че­том был воз­вра­щен в го­род свя­ти­тель, мно­гие уве­ро­ва­ли и кре­сти­лись.

Вско­ре по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) го­не­ние на хри­сти­ан раз­ра­зи­лось с но­вой си­лой.

Хри­сто­не­на­вист­ни­ки во­ору­жи­лись и про­тив свя­ти­те­ля Ва­си­лия: 7 мар­та 309 го­да они но­чью во­рва­лись в его дом, свя­за­ли его, по­во­лок­ли по ули­цам и за­би­ли до смер­ти кам­ня­ми и пал­ка­ми.

Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло бро­ше­но за го­ро­дом на съе­де­ние псам и пти­цам и мно­го дней ле­жа­ло без по­гре­бе­ния, но оста­лось нетро­ну­тым. По­том хри­сти­ане тай­но по­хо­ро­ни­ли в пе­ще­ре свя­тое те­ло му­че­ни­ка.

Обратите внимание

Через год, узнав о му­че­ни­че­ской кон­чине свя­ти­те­ля Ва­си­лия, три его спо­движ­ни­ка – епи­ско­пы Ев­ге­ний, Ел­пи­дий и Ага­фо­дор, оста­вив про­по­ведь в Гел­лес­понт­ской стране, при­бы­ли в Хер­со­нес про­дол­жить его свя­тое де­ло. Они по­ло­жи­ли мно­го тру­дов для спа­се­ния че­ло­ве­че­ских душ. Все три епи­ско­па раз­де­ли­ли участь сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка – бес­ну­ю­щи­е­ся языч­ни­ки так­же по­би­ли их кам­ня­ми 7 мар­та 311 го­да.

По про­ше­ствии несколь­ких лет, уже в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337; па­мять 21 мая), из Иеру­са­ли­ма в Хер­со­нес при­был епи­скоп Ефе­рий.

Сна­ча­ла он то­же встре­тил про­ти­во­дей­ствие со сто­ро­ны языч­ни­ков, но свя­той им­пе­ра­тор, объ­явив­ший сво­бо­ду хри­сти­ан­ской ве­ры во всей им­пе­рии, не до­пу­стил на­силь­ствен­ных дей­ствий про­тив про­по­вед­ни­ка: он из­дал указ, по ко­то­ро­му хер­со­нес­ским хри­сти­а­нам бес­пре­пят­ствен­но раз­ре­ша­лось со­вер­шать бо­го­слу­же­ния. Ста­ра­ни­я­ми свя­ти­те­ля Ефе­рия в го­ро­де был по­стро­ен храм, где свя­той мир­но пра­вил сво­ей паст­вой.

Чтобы от­бла­го­да­рить им­пе­ра­то­ра за по­кро­ви­тель­ство хри­сти­а­нам, свя­ти­тель Ефе­рий ез­дил в Кон­стан­ти­но­поль. На об­рат­ном пу­ти он за­бо­лел и скон­чал­ся на ост­ро­ве Амо­се (в Гре­ции) 7 мар­та. На ме­сто свя­ти­те­ля Ефе­рия свя­той им­пе­ра­тор Кон­стан­тин при­слал в Хер­со­нес епи­ско­па Ка­пи­то­на.

Хри­сти­ане встре­ти­ли его с ра­до­стью, но языч­ни­ки по­тре­бо­ва­ли от но­во­го епи­ско­па зна­ме­ния, чтобы уве­ро­вать в Бо­га, Ко­то­ро­го он про­по­ве­ду­ет. Воз­ло­жив всю на­деж­ду на Гос­по­да, свя­той Ка­пи­тон в свя­ти­тель­ском об­ла­че­нии во­шел в раз­ве­ден­ный ко­стер, дол­го мо­лил­ся в огне и вы­шел из него невре­ди­мым, на­брав в свою фе­лонь го­ря­чих уго­льев.

То­гда мно­же­ство неве­ру­ю­щих убе­ди­лись в си­ле Бо­га хри­сти­ан­ско­го.

Об этом чу­де и о ве­ли­кой ве­ре свя­то­го Ка­пи­то­на бы­ло воз­ве­ще­но свя­то­му Кон­стан­ти­ну и свя­тым от­цам на Пер­вом Все­лен­ском Со­бо­ре в Ни­кее (325).

Через несколь­ко лет свя­ти­тель Ка­пи­тон по де­лам на­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, но ко­рабль бу­рею при­би­ло в устье Дне­пра.

Мест­ные жи­те­ли (языч­ни­ки), за­хва­тив ко­рабль, уто­пи­ли всех быв­ших на нем, в том чис­ле и свя­то­го Ка­пи­то­на. Это про­изо­шло 21 де­каб­ря.

Важно

Па­мять свя­то­го епи­ско­па Цер­ковь уста­но­ви­ла от­ме­чать с про­чи­ми хер­со­нес­ски­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка­ми, 7 мар­та.

Про­по­ведь свя­щен­но­му­че­ни­ков укре­пи­ла ве­ру Хри­сто­ву в Хер­со­не­се. С на­ча­ла V ве­ка этот го­род ста­но­вит­ся ду­хов­ным цен­тром, от­ку­да хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ня­ет­ся на се­вер в сто­ро­ну Ру­си.

С IX ве­ка Хер­со­нес все бо­лее при­вле­ка­ет вни­ма­ние рус­ских, на­чав­ших се­лить­ся в го­ро­де. Совре­мен­ные ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки по­ка­за­ли, что в го­ро­де на­хо­ди­лось бо­лее пя­ти­де­ся­ти хра­мов, от­но­ся­щих­ся к V–XIV ве­кам.

В 987 го­ду в Хер­со­не­се при­нял Кре­ще­ние свя­той рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир. Этот древ­ний го­род явил­ся ко­лы­бе­лью хри­сти­ан­ства для Ру­си.

См. так­же: “Стра­да­ние свя­тых свя­щен­но­му­че­ни­ков Еф­ре­ма, Ва­си­лия, Ев­ге­ния, Ел­пи­дия, Ага­фо­до­ра, Ефе­рия и Ка­пи­то­на, быв­ших в раз­лич­ные вре­ме­на епи­ско­па­ми в Хер­соне” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-evgenij-hersonesskij

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм в честь священномученика Евгения Херсонесского в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре / Новости / Патриархия.ru

11 сентября 2014 г. 15:12

9 сентября 2014 года, в день памяти преподобного Пимена Великого, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение надвратного храма в честь священномученика Евгения, епископа Херсонесского, Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Стефан (Тараканов) и духовенство обители.

За богослужением молились наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил:

«Двадцать пять или тридцать лет тому назад никто и представить себе не мог, что обитель может возродиться, а сегодня мы видим монастырь, где ежедневно совершаются богослужения суточного круга, создано сестричество, возносится молитва и благотворители помогают воссоздавать святыни. Радуемся и благодарим за это Господа.

Совет

Сегодня особый день — день ангела приснопоминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх Пимен, скорее всего, помнил эту обитель действующей. Он видел ее разоренной и, наверное, молился о возрождении монастырской жизни, и эта жизнь возродилась и жительствует. Праведникам, пребывающим в небесных обителях, радостно, когда возжигается еще одна лампада духовной жизни.

Читайте также:  Благоверный князь олег брянский

Да поможет всем нам Господь ходить в вере, никогда не падать духом, не отчаиваться. Помощь Божия приходит тогда, когда человеческие силы на пределе, когда мы все отдали Богу. Пока мы в силах, мы должны продолжать попеременно усердно молиться и трудиться каждый на своем месте, освящая труд молитвой и помня, что праздность есть мать всех пороков».

***

Колокольня с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонесского, была возведена в 1835-1836 гг. на средства Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов.

Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы.

Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.

Богослужения в храме священномученика Евгения Херсонесского были возобновлены в 2012 году.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru

Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение храма и Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

Обратите внимание

9 сентября 2014 года, в день памяти преподобного Пимена Великого, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение надвратного храма в честь священномученика Евгения, епископа Херсонесского, и Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы.

Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Стефан (Тараканов) и духовенство обители.

За богослужением молились наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.

В завершение архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Двадцать пять или тридцать лет тому назад никто и представить себе не мог, что обитель может возродиться, а сегодня мы видим монастырь, где ежедневно совершаются богослужения суточного круга, создано сестричество, возносится молитва и благотворители помогают воссоздавать святыни. Радуемся и благодарим за это Господа.

Сегодня особый день — день Ангела приснопоминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх Пимен, скорее всего, помнил эту обитель действующей. Он видел ее разоренной и, наверное, молился о возрождении монастырской жизни, и эта жизнь возродилась и жительствует. Праведникам, пребывающим в небесных обителях, радостно, когда возжигается еще одна лампада духовной жизни.

Да поможет всем нам Господь ходить в вере, никогда не падать духом, не отчаиваться. Помощь Божия приходит тогда, когда человеческие силы на пределе, когда мы все отдали Богу. Пока мы в силах, мы должны продолжать попеременно усердно молиться и трудиться каждый на своем месте, освящая труд молитвой и помня, что праздность есть мать всех пороков».

Колокольня с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) в 1835–1836 гг. на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.

Богослужения в храме были возобновлены в 2012 году: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3735179.html

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь г. Москва

Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотетился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря – вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение святой обители.Храмы и строения обители:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки.

Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана.

Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.

Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери

Важно

Храм Казанской иконы Божией Матери (архитектор П.А. Виноградов). Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле.

Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.

Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века.

Храм святителя Иоанна Златоуста

Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным.

В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод.

Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского

Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (архитектор Н.И. Козловский). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата.

Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.
Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи.

В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга…

Строения обители

Усыпальница князей Лобановых-Ростовских. Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.
Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке.

Источник: https://elitsy.ru/parish/12650/detail/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector