Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь Ставропигиальный женский монастырь
Собор Рождества Пресвятой Богородицы с приделом Сошествия Святого Духа на Апостолов
1501 — 1505 гг.
Построен в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки.
Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено.
Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана. Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.
Четырехстолпный, трехапсидный собор Рождества Пресвятой Богородицы был изначально увенчан одной шлемовидной главой. С устройством Никольского придела у собора появилась еще одна небольшая главка в юго-восточной части. По своему строению собор пирамидален.
При широкой расстановке четырех столпов его боковые членения значительно уже среднего. На столпах покоятся крестовые своды: центр сочленения сводов прорезан окружностью светового барабана.
Снаружи световой барабан окружает несколько ярусов килевидных кокошников (ложных закомар), расположенных «вперебежку». Закомары крыши собора, отделенные карнизом от основной стены, повторяют контуры сводов. Внутри световой барабан поддерживают мощные ступени арок.
Основания барабана и алтарных раковин (конх) окружены карнизами. Особая обработка арок превращает выступы в пилястры. Купол был сложен таким образом, что изогнутые ряды поставленных «на угол» кирпичей образовывали концентрический узор.
Такая кладка купола имела богословское объяснение: она обозначала сошествие Святого Духа на апостолов. В киотах над порталами прежде находились фрески (фрагменты одной из них сохранились на северном фасаде, выходящем в придел Сошествия Святого Духа).
Не исключено, что первоначально были раскрашены и сами порталы, о чем свидетельствовали остатки раскраски северного портала, роспись которого в данное время возобновлена. Над юго-западным углом собора находилась звонница. Начиная со второй половины ХVI века архитектурный облик собора преображался.
Трапезная пристройка, примкнувшая к Никольскому приделу, была впоследствии удлинена и закрыла собой южный фасад собора. Вместо разобранной звонницы к юго-западному членению храма была пристроена шатровая колокольня.
Позднее Никольский придел перенесли в храм святителя Иоанна Златоуста: в память о нем юго-восточную часть свода венчает сохранившаяся малая главка. В соборе Рождества Пресвятой Богородицы до настоящего времени сохранились остатки первоначальной кирпичной алтарной преграды.
В трапезной храма на уровне подоконников находятся белокаменные надгробные доски над захоронениями XVII–XVIII веков. Среди почивших здесь – имена Параскевы Феодоровны, дочери князя Долгорукова, и князя Михаила Феодоровича Долгорукова.
К концу ХVIII века с северной стороны собора была возведена крытая паперть, в которой в 1814 году был устроен придел Сошествия Святого Духа. В южной, удлиненной пристройке собора в 1820 году появляется придел во имя святителя Димитрия Ростовского, перенесенный впоследствии в храм святителя Иоанна Златоуста.
Около 1835 года шатровая колокольня, пострадавшая от удара молнии, была разобрана. В конце семидесятых годов ХIХ века в соборе были поновлены иконостасы, киоты иконостасов, позолота и настенная живопись.
На фотографиях, запечатлевших вид монастырских храмов в конце ХIХ – начале ХХ веков, видны росписи – изображения святых на световом барабане и внутри закомар собора. В начале ХХ века по проекту известного архитектора Ф.О. Шехтеля к собору Рождества Пресвятой Богородицы была пристроена паперть, выдержанная в архитектурном стиле XVII века.
Паперть объединила сам храм, его приделы и трапезную палату, создав некое единство между древним собором и более поздними пристройками.
В советское время было сделано все, чтобы храмы обители скорее разрушались, для чего были заблокированы дренажные системы, обеспечен приток и сохранение воды в фундаментах.
И хотя в 60-х годах ХХ века под давлением общественности собор был признан памятником архитектуры и поставлен под охрану государства, он продолжал разрушаться.
В настоящее время собор Рождества Пресвятой Богородицы и его придел Сошествия Святого Духа – действующие, но планируется проведение в них целого ряда внутренних и внешних реставрационных работ.
Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/bogoroditse-rozhdestvenskiy-stavropigialnyy-zhenskiy-monastyr/
Святой Евгений Херсонесский
Священномученик Евгений Херсонесский – епископ, живший в 4-ом веке во времена правления императора Максимиана Галерия, ярого гонителя христиан.
Святой принял мученическую смерть, проповедуя христианское учение в городе Херсонес Таврический (ныне разрушенный, находился на территории современного Крыма).
Евгения Херсонесского убили вслед за его предшественниками – христианскими проповедниками мучениками Ефремом и Василием. Вслед за ним были также убиты священномученики Агафодор, Елпидий, Еферий и Капитон.
Благодаря их жертве христианство распространилось на территории Крыма, завоевав сердца большей части его населения. Херсонес стал также и «колыбелью русского христианства», так как именно здесь в 987 году принял Крещение святой князь Владимир «Красное солнышко» , крестивший в последствии всю Русь.
Празднование в честь Евгения Херсонесского в русской православной церкви совершается два раза в год:
- 20 марта (7 марта по старому стилю). В этот день, помимо священномученика Евгения, чтится память Херсонесских святых – Агафодора, Василия, Елпидия, Еферия, Ефрема и Капитона, а приурочена она к дню смерти Ефрема, Евгения, Агафодора и Елпидия;
- 28 декабря – день памяти Собора крымских святых.
Иконы, скульптуры и места поклонения святому
В Москве поклонится мученику Евгению Херсонесскому можно в Богородице-Рождественском женском монастыре, который находится в самом центре столицы, на улице Рождественка (метро Трубная). Здесь в 1836 году в честь этого святого был построен храм с трехъярусной колокольней.
Также в столице можно найти престол, освященный в честь священномученика Евгения Херсонесского. Он находится в храме сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище (метро Тульская).
И конечно же храм, освященный в честь священномученика Евгения Херсонесского есть и в Крыму. Он находится в селе Перевальное, что на пол пути из Симферополя в Алушту.
Святой Евгений Херсонесский является божьим заступником мужчин, носящих его имя. А также он почитается как небесный покровитель Крыма.
Святому Евгению молятся о стойкости в вере и даровании сил при борьбе с трудностями.
Светоносный день наста пастырей, епископствовавших светло в Херсоне, ихже воспеваем праздник, пострадавших за Христовы овцы. Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа и нас причести деснаго овец стояния, да вопием вам: радуйтеся, священнии отцы, за Христа кровь свою излиявшии.
Молитва святому Евгению на каждый день
Моли Бога о мне, святый угодниче Божий Евгений, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Про житие Евгения Херсонесского нам известно немногое. До нас дошли сведения, что этот святой жил в 4-ом веке в Крыму (Тавриде) и был здесь священнослужителем. В Тавриду, в отличие от Руси, в те времена уже проникло христианское учение, и принес его сюда впервые апостол Андрей Первозванный , еще в 1-ом веке.
Таврида тогда входила в состав Римской империи, которой управляла целая череда императоров-язычников, устраивавших на христиан страшные гонения.
Однако эти же императоры косвенно очень помогли распространению в Тавриде христианской веры, так как сюда они отправляли в изгнание всех, кто исповедовал христианство, а значит считался государственным преступником.
Несмотря на сопротивление язычников, живущих на этих землях, христианство все-таки неумолимо завоевывало сердца людей. Но для этого была пожертвована не одна жизнь христианских проповедников.
В 4-ом веке Крым начал переходить от власти Рима в руки Византии, в которой христианство уже было основным вероисповеданием. В Риме же наоборот правил жестокий гонитель христиан Диоклетиан, которого чуть позднее сменил Максимиан Галерий.
С подачи Византии в это время в Херсонесе была создана кафедра епископов, куда Ермон, Патриарх Иерусалимский, стал прислать проповедников христианства.
Первыми из них были Василий и Ефрем, которые впоследствии принявшие мученический венец за свою веру.
Узнав об их кончине, святители Евгений, Агафодор и Елпидий прибыли в Херсонес из Геллеспонта (Дарданеллы), чтобы продолжить дело своих братьев во Христе. А ровно год спустя, 7 марта, в тот же день, когда мученически погиб святой Ефрем, язычники забили до смерти камнями и Евгения, Агафодора и Елпидия.
Усилия проповедников Христовых тем не менее не прошли даром, так как уже в самом начале 5-го века Херсонес становится настоящим центром распространения христианства.
За это время здесь было построено более 50 христианских храмов, информация о которых дошла до наших дней.
Сюда также начали стекаться и русские люди, обретая здесь новую веру и новую жизнь, и отсюда же христианство начало постепенно распространяться на север, в сторону России.
Источник: https://www.ikonu.ru/catalog/ikony_na_zakaz/ikony_svyatykh_imennye/svyatoy_evgeniy_khersonesskiy/
Евгений Херсонесский, епископ, священномученик (IV)
Заказать икону святого
Дни празднования в 2019 году:
Смотреть иконы святого Евгения
Житие
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.
Еще задолго до Крещения святогоВладимирахристианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостоломАндреем Первозванным(+ 62; память 30 ноября).
Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа.
Так, в правление Траяна (98 – 117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломнисвятой Климент, епископ Римский (+ 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
В царствованиеДиоклитиана(284 – 305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303 – 313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие.
Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины.
Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо.
У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых.
Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.
Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305 – 311), гонение на христиан разразилось с новой силой.
Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками.
Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольногоКонстантина Великого(306 – 337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий.
Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона.
Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев.
Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси.
С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V – XIV векам.
В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князьВладимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
Источник: https://icon-art.ru/calendar/saints/Evgenijj_Khersonesskijj_episkop_svjashhennomuchenik_IV.html
Священномученик Евге́ний Херсонесский, епископ
Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.
Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным († 62; память 30 ноября).
Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа.
Так, в правление Траяна (98–117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.
В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии.
В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов.
Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта).
Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины.
Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города.
Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын.
Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.
Вскоре по повелению императора Максимиана Галерия (305–311) гонение на христиан разразилось с новой силой.
Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками.
Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337; память 21 мая), из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий.
Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона.
Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев.
Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).
Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра.
Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря.
Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси.
С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V–XIV векам.
В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.
См. также: “Страдание святых священномучеников Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне” в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Источник: https://azbyka.ru/days/sv-evgenij-hersonesskij
Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству освятил храм в честь священномученика Евгения Херсонесского в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре / Новости / Патриархия.ru
11 сентября 2014 г. 15:12
9 сентября 2014 года, в день памяти преподобного Пимена Великого, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение надвратного храма в честь священномученика Евгения, епископа Херсонесского, Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Стефан (Тараканов) и духовенство обители.
За богослужением молились наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.
По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил:
«Двадцать пять или тридцать лет тому назад никто и представить себе не мог, что обитель может возродиться, а сегодня мы видим монастырь, где ежедневно совершаются богослужения суточного круга, создано сестричество, возносится молитва и благотворители помогают воссоздавать святыни. Радуемся и благодарим за это Господа.
Сегодня особый день — день ангела приснопоминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх Пимен, скорее всего, помнил эту обитель действующей. Он видел ее разоренной и, наверное, молился о возрождении монастырской жизни, и эта жизнь возродилась и жительствует. Праведникам, пребывающим в небесных обителях, радостно, когда возжигается еще одна лампада духовной жизни.
Да поможет всем нам Господь ходить в вере, никогда не падать духом, не отчаиваться. Помощь Божия приходит тогда, когда человеческие силы на пределе, когда мы все отдали Богу. Пока мы в силах, мы должны продолжать попеременно усердно молиться и трудиться каждый на своем месте, освящая труд молитвой и помня, что праздность есть мать всех пороков».
***
Колокольня с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонесского, была возведена в 1835-1836 гг. на средства Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.
Сохранились свидетельства о том, что Святейший Патриарх Пимен, будучи митрополитом Крутицким и Коломенским, бывал на территории закрытой Богородице-Рождественской обители. Некоторым сестрам монастыря удалось остаться в обители на правах жильцов.
Среди них была инокиня Клавдия, которая считалась одной из лучших в Москве мастериц по пошиву священнических облачений, и митрополит Пимен делал ей заказы.
Также на территории монастыря жила семья Таратуниных, которую Святейший Патриарх Пимен знал и несколько раз посещал.
Богослужения в храме священномученика Евгения Херсонесского были возобновлены в 2012 году.
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение храма и Литургию в Богородице-Рождественском монастыре
9 сентября 2014 года, в день памяти преподобного Пимена Великого, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение надвратного храма в честь священномученика Евгения, епископа Херсонесского, и Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре Москвы.
Его Высокопреосвященству сослужили заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумен Стефан (Тараканов) и духовенство обители.
За богослужением молились наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), сестры и прихожане обители.
В завершение архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Двадцать пять или тридцать лет тому назад никто и представить себе не мог, что обитель может возродиться, а сегодня мы видим монастырь, где ежедневно совершаются богослужения суточного круга, создано сестричество, возносится молитва и благотворители помогают воссоздавать святыни. Радуемся и благодарим за это Господа.
Сегодня особый день — день Ангела приснопоминаемого Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх Пимен, скорее всего, помнил эту обитель действующей. Он видел ее разоренной и, наверное, молился о возрождении монастырской жизни, и эта жизнь возродилась и жительствует. Праведникам, пребывающим в небесных обителях, радостно, когда возжигается еще одна лампада духовной жизни.
Да поможет всем нам Господь ходить в вере, никогда не падать духом, не отчаиваться. Помощь Божия приходит тогда, когда человеческие силы на пределе, когда мы все отдали Богу. Пока мы в силах, мы должны продолжать попеременно усердно молиться и трудиться каждый на своем месте, освящая труд молитвой и помня, что праздность есть мать всех пороков».
Колокольня с надвратным храмом священномученика Евгения, епископа Херсонесского, была возведена над входом в монастырь (Святыми вратами) в 1835–1836 гг. на средства тайной советницы (вдовы тайного советника) Серафимы Ивановны Штерич, сделавшей вклад на вечное поминовение своего умершего сына отрока Евгения.
Богослужения в храме были возобновлены в 2012 году: в нем совершается сестринское правило и богослужения, в которых принимают участие учащиеся монастырской певческой школы и молодежные организации при монастыре.
Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/3735179.html
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь г. Москва
Московский Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, основанный в 1386 году матерью героя Куликовской битвы Владимира Андреевича Храброго княгиней Марией Серпуховской (в схиме-Марфой), стал духовным памятником победы русских людей, обителью, где воплотетился в жизнь девиз преподобного Сергия – «Любовью и единением спасаемся». Первые сестры монастыря – вдовы и сироты погибших на Куликовом поле воинов, принесли в его священные стены любовь к почившим близким, своему народу и Отечеству, глубокую веру в Бога и вечную, не имеющую конца жизнь. Любовь и вера затеплили в обители неугасимую лампаду, осветившую путь к Богу многим поколениям людей. После десятилетий гонений и запустения XX века в стремлении к тем же светлым идеалам началось возрождение святой обители.Храмы и строения обители:
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Построен в 1501–1505 годах в традиционном московском стиле ХVI века на месте прежнего, о существовании которого свидетельствуют сохранившиеся в восточной части фундамента остатки более древней белокаменной кладки.
Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Тогда же в южной апсиде храма был устроен придел святителя Николая Чудотворца, для чего здесь была сохранена часть кирпичной алтарной преграды, которая к тому времени была уже почти полностью разобрана.
Заметно сходство собора со Спасским собором Андроникова монастыря в Москве.
Трапезный храм Казанской иконы Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери (архитектор П.А. Виноградов). Трапезный корпус с пятиглавым бесстолпным храмом в честь Казанской иконы Божией Матери был построен в 1904–1906 годах в русско-византийском стиле.
Имея внушительные размеры (длина 36 метров, ширина 15 метров, высота 17 метров), здание храма могло вместить одновременно более трехсот человек.
Своды и стены храма были расписаны в стиле русской художественной школы XIX века.
Храм святителя Иоанна Златоуста
Храм святителя Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святителя Николая, праведного Филарета Милостивого и святителя Димитрия Ростовского. Храм святителя Иоанна Златоуста, известный с 1626 года, был вначале деревянным.
В 1676–1687 годах на месте деревянной церкви был возведен каменный трапезный храм в стиле посадских церквей ХVII века. Он был теплым, пятиглавым и бесстолпным, с глухими барабанами глав, поставленными прямо на свод.
Через сто лет после постройки, в семидесятых годах ХVIII столетия, храм пострадал от пожара и в тот же период был восстановлен.
Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского
Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (архитектор Н.И. Козловский). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена в 1835–1836 годах на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата.
Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонского. Под колокольней имеется сводчатый подвал.
Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку – хоры, существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную, от которой остались только следы по сторонам солеи.
В церкви был прекрасный иконостас в стиле ампир в форме полукруга…
Строения обители
Усыпальница князей Лобановых-Ростовских. Здание усыпальницы возведено в 1670 году близ алтарей, с юго-восточной стороны собора. Это было незамысловатое по своей архитектуре одноэтажное сооружение. В ХIХ веке его надстроили вторым этажом, где разместили монастырскую ризницу.
Игуменский корпус (3-е строение). Двухэтажное каменное здание настоятельских келлий было построено в ХVII веке.
Источник: https://elitsy.ru/parish/12650/detail/