Кремль (митрополичий двор) ростова, россия, ярославская область, город ростов великий, кремль (митрополичий двор)

Кремль (Митрополичий двор) Ростова

Ростовским кремлем называют резиденцию митрополитов в Ростове Великом.

Архиерейский, или митрополичий, двор начали строить в 1660-х годах.

Первой была возведена церковь Воскресения Христова над северными воротами. Это не просто церковь, а целый архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, ворот в три пролета, галереи и двух башен, обрамляющих ворота. Воскресенская церковь выполняла задачу Святых ворот и была ориентирована на Успенский собор.

Имена художников, расписывавших храм, неизвестны. Предполагают, что это могли быть костромские и ярославские мастера, в том числе и знаменитый Гурий Никитин. В храме уникальный каменный иконостас − фактически, это сплошная стена, расписанная фресками и частично убранная иконами.

Вторая надвратная церковь − Иоанна Богослова, расположена над западными воротами кремля. Иоанновскую церковь построили в 1683 году. Внутри сохранились изначальные фрески. В XIX веке храму грозило уничтожение – Синод предложил разобрать Иоанновскую и Григорьевскую церковь на кирпичи для строительства храма при Успенском соборе. Но сносу храмов воспрепятствовали сами ростовцы.

Обратите внимание

Фрески церкви изображают сцены из жизни Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского – святого, который был одним из первых проповедников христианства в ростовской земле.

В северо-западном углу Митрополичьего двора находится церковь Одигитрии, построенная в 1693 году. Ее стены покрашены «бриллиантовым рустом»: гладкая поверхность выглядит граненой. Церковь напоминает сказочный терем. Внутри она украшена пышно, в стиле московского барокко.

Церковь Спаса на Сенях − главный, центральный храм Архиерейского двора, задуманный митрополитом Ионой Сысоевичем как парадная церковь. «Летопись о Ростовских архиереях» указывает, что на ее месте стояла деревянная Спасская церковь, также построенная митрополитом Ионой, но сгоревшая в 1671 году.

Подклет храма очень большой – в два этажа. Это было место для хранения митрополичьей казны и ценностей. Сохранились в храме и росписи, сделанные ростовскими мастерами.

Последняя из пяти церквей Архиерейского двора – церковь Григория Богослова. Ее построили в 1670-х годах одновременно с остальным комплексом на территории Митрополичьего сада.

В XVI веке на месте этого храма находились палаты Григорьевского монастыря, упраздненного в XVII веке.

Первоначальное внутреннее убранство храма погибло при пожаре 1730 года и было восстановлено через десять лет, нынешнее же было сделано в 1880-х годах при реставрации.

Сейчас Архиерейский двор работает как музей.

Источник: http://rublev.com/hramy/kreml-mitropolichii-dvor-rostova

Ростовский кремль

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.

Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11'05.2″N 39°24'59.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г.

Важно

музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г.

из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь.

Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня.

Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок.

Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне.

Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Совет

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь.

Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания.

Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами.

В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости.

По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Обратите внимание

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».

В церкви Одигитрии также проводятся выставки. Они называются «Дерево в быту» и «Резная скульптура и икона». Выставки демонстрируют деревянные предметы быта, изготовленные лучшими резчиками по дереву. Предметы отражают старину и современность быта ростовчан.

Рейтинг достопримечательности

Ростовский кремль в Ростове Великом на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/702-rostovskij-kreml

Митрополичий двор Ростова Великого

Ростов Великий — один из древнейших городов России. Первые упоминания Ростова в «Повести временных лет» датируются 862 годом. По древности этот город Ярославской области сопоставим с Киевом и входит в пятерку древнейших городов России, в которую входят Великий Новгород (859г), Муром (861г), Ростов Великий (862), Белозерск (862) и Смоленск (863г).

История у города богатая и бурная — были у города и времена взлета, когда Ростов был центром земель (X в. — центр Ростово-Суздальской земли, XIII—XIV вв. — центр Ростовского княжества), а были и времена упадка, когда значимость города сходила на нет.

Вот и сейчас один из древнейших городов России находится не в самом лучшем состоянии и на сегодняшний день имеет статус «городского поселения».

Но не все так плохо.

В Ростове находится огромное количество достопримечательностей и памятников истории, занесенных в список особо охраняемых объектов Российской Федерации, такие как Сарское городище, Спасо-Яковлевский монастырь, Ростовский кремль, озеро Неро и т. д. Охватить в одной статье историю Ростова или даже все самые значимые памятники невозможно, поэтому, предлагаю остановиться на самой посещаемой достопримечательности — Ростовском кремле.

Ростовский кремль, пожалуй, самое яркое и запоминающееся место в городе — белые стены, многочисленные главы и главки церквей — серебристые и зеленые — это обилие луковок и белых башен, многочисленные флюгера-петушки.

Таким и должен быть русский город, как будто списанный с лубка или иконы. Но, несмотря на свой типично русский вид, Ростовский кремль не настолько древний, каким может показаться на первый взгляд. Основали его лишь во второй половине XVII века — в 1670—1683 гг.

 Да и кремлем по сути он и не является — никакой оборонительной функции он не несет. Так что, сравнение с лубком или иконой вовсе не случайно.

Важно

Основатель Ростовского кремля (или Митрополичьего двора) митрополит Иона Сысоев хотел выстроить земной Рай по библейскому описанию… Яблоневый сад и храмы были окружены белыми стенами, а в центре была гладь пруда…

Но дальнейшая судьба кремля была незавидна — центром митрополичьего двора он был недолго. В 1687 году двор был переведен в Ярославль и шедевр Ионы Сысоева был заброшен. Церкви были превращены в склады, сад был запущен… Кремль был доведен до такого состояния, что встал вопрос о его сносе.

Но ростовское купечество не дало свершиться страшному, и на средства купцов в 1860—1880 гг. началась реставрация ансамбля, и практически сразу ансамбль «Ростовский кремль» взял под свое покровительство будущий император Николай II, а в начале XX в. он перешел в статус общероссийского музея.
Музей функционировал даже во времена советской власти.

Но ураган 1956 года сильно повредил Ростовский кремль. Именно в Ростовском кремле снималась картина Эльдара Рязанова «Иван Васильевич меняет профессию». Как можно увидеть из истории, Ростовский кремль никогда не выполнял оборонительной функции, так же, он практически не был и монастырем. Мечта Ионы Сысоева о создании Рая на земле оказалась недосягаемой.

Лишь в 1991 году Успенский собор (1502—1510 гг.) и звонница (1682—1687 гг.) были переданы Русской православной церкви.

К слову сказать, Успенский собор, который сейчас находится на территории Ростовского кремля, был построен значительно раньше и вошел в ансамбль позже. Успенский собор является историческим центром Ростова Великого. Первоначально на его месте стояла деревянная церковь, но в 1160 г. она сгорела. На ее месте была выстроена белокаменная церковь. Но в 1204 г.

ее постигла судьба предшественницы… Современная постройка была возведена в 1502—1510 гг. и ее незначительно переделали во время строительства кремля. Как ни странно, но именно во времена советской власти собору был практически полностью возвращен первоначальный облик. В 90гг при раскопках был обнаружен белокаменный фундамент XII в.

Сейчас церковь находится на масштабной реконструкции.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_15212

Ростовский кремль – Ростов Великий

Кремль в Ростове Великом – очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры.

Ростовский Кремль – это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого.

Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались “древнерусские” эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая “Иван Васильевич меняет профессию”.

Адрес Ростовского Кремля, чтобы найти Кремль в Ростове, вам точно не понадобится: как только вы приедете в центр Ростова Великого, вы просто не сможете не заметить целые букеты, гроздья куполов, возвышающиеся над одно- и двухэтажной застройкой!

Кремль в Ростове Великом на самом деле – не совсем кремль. Это резиденция архиереев Ростовско-Ярославской епархии, Архиерейский дом, который начали строить в 1660-ые годы при митрополите Ионе Сысоевиче. Поэтому правильное название Ростовского кремля – Архиерейский (или митрополичий) двор.

Совет

Ростовский кремль состоит из трёх больших частей, внутри каждой из которых имеется просторный внутренний двор.

Центральная часть – собственно Архиерейский или Владычий двор с жилыми и хозяйственными постройками, обнесённый высокими стенами и окружённый храмами (на схеме ниже – Б).

С севера от центрального двора расположена соборная площадь с Успенским собором (на схеме – А). А с юга к Архиерейскому двору примыкает территория Митрополичьего сада (В).

Обозначения на схеме Ростовского Кремля:

  1. Церковь Иоанна Богослова. Главный вход, касса.
  2. Церковь Одигитрии. Выставка “Сияет злато и лазурь”.
  3. Церковь Воскресения. Переходы по стенам Кремля.
  4. Колокольницы.
  5. Проход на Соборную площадь.
  6. Судный приказ. Музей финифти.
  7. Пруд.
  8. Дом на Погребах. Гостиница, кафе “Погребок”.
  9. Водяная башня. Смотровая площадка.
  10. Самуилов корпус. Отдел древнерусского искусства. Картинная галерея.
  11. Церковь Спаса на Сенях.
  12. Белая палата. Музей церковных древностей.
  13. Красная палата. Музейная гостиная. Историческая экспозиция. Ресторан “Собрание”.
  14. Проход в Митрополичий сад.
  15. Церковь Григория Богослова.
  16. Пруд в Митрополичьем саду.
  17. Палатка Митрополичьего сада. Уютное кафе.
  18. Часобитная башня.
  19. Княжьи терема.
  20. Дровяная башня.
Читайте также:  Благоверный князь феодор и чада его давид и константин

Ростовский Кремль – фото и прогулка

Начнём прогулку с Соборной площади. В эту часть Кремля вход бесплатный.

Успенский собор – самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы.

От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря.

В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками.

В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно – позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри собор производит, конечно, удручающее впечатление.

С Соборной площади можно подняться на Звонницу (1682-1687 гг.) – это уже не бесплатно. Здесь висят 13 уникальных колоколов разного размера и веса, отлитых в XVII – XIX веках. Большинство колоколов имеют свои имена.

Самый большой, 2000-пудовый (это около 32 тонн) колокол именуется “Сысой”: в честь митрополита Ионы. Второй по весу (1000-пудовый) зовётся “Полиелейным”, так как созывает на полиелейные церковные праздники. Есть ещё “Лебедь”, “Баран”, “Козёл”.

Колокол, который использовался в дни Великого поста, называется “Голодарь”. Посетителям звонить в колокола строго запрещается.

Внизу в здании звонницы находятся сувенирный магазин, а также очень интересный магазин-мастерская “Чернолощёная керамика” – этот традиционный народный промысел существует на ростовской земле с XVI века.

Обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода керамика получает глубокий чёрный, угольный цвет, затем её уже расписывают красками.

Обратите внимание

В этой мастерской можно увидеть процесс изготовления сувениров и разнообразных фигурок и тут же приобрести эти фигурки, стоят они недорого.

Направляемся в следующую, центральную часть Кремля – Архиерейский двор. Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова. Здесь придётся купить билет.

Церковь Воскресения Христова (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот – проездных и пешеходных. На фото ниже – та же Воскресенская церковь, но на этот раз вид со стороны Архиерейского двора. 

Итак, мы оказались в уютном дворе с прудом посередине. Обратите внимание на угловые башни, построенные в 1670-ых годах. Характерные луковичные (“курносые”) завершения круглых угловых башен делают силуэт Ростова Великого узнаваемым всегда.

Слева от Воскресенской церкви видим корпус у часозвони, основание бывшей Часовой башни, которую пришлось разобрать в XIX веке из-за опасности разрушения.

Следующее красное здание – хозяйственный корпус “Дом на погребах”. Раньше здесь действительно находились погреба. А теперь – гостиница, где может остановиться абсолютно любой человек.

Гостиница, правда, не очень высокого уровня, пока всё довольно “по-советски”, причём номера стоят не очень дёшево.

Но если у кого-то будет желание пожить в самом Ростовском Кремле – пожалуйста! Тем более, у постояльцев гостиницы есть редкая возможность побродить по Кремлю вечером после его закрытия, а утром можно просыпаться под колокольные звоны вместо будильника;)

Важно

Среди корпусов служебного, хозяйственного и жилого значения почти не выделяется и Белая палата, построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях (на фото справа), задуманная как домовая церковь митрополита.

Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов.

Чтобы попасть в неё и посмотреть фрески, нужно купить билет на “Переходы по стенам Кремля”.

Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея – возвышение перед алтарём – здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.

Жёлтое трёхэтажное здание на Архиерейском дворе – Самуилов корпус – бывшие жилые покои ростовских митрополитов. Говорят, к этому дому со всех сторон тянулись висячие галереи, и отсюда, не выходя на улицу, можно было пройти в любое помещение, хозяйственное или жилое, в любую башню или церковь.

На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии, возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле “нарышкинского барокко”.

Слева от церкви Одигитрии возвышается Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. Например, очень интересна фреска “Иоанн и Прохор, растапливающие баню” в третьем ярусе западной стены))

Левее храма Иоанна Богослова находится Красная палата, которая состоит из нескольких корпусов. “Красная” – потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры.

Это здание – интереснейший пример жилых помещений XVII века. Невозможно не обратить внимание на крыльцо.

На первом этаже Красной палаты недавно был открыт отличный ресторан-музей “Собрание”.

Если честно, обычно мы избегаем ресторанов, находящихся в самом эпицентре достопримечательностей, часто они неоправданно дорогие, а качество еды оставляет желать лучшего (“ну а зачем напрягаться, посетители всё равно будут”).

Совет

Но в тот день начавшийся дождь и рецидивирующий голод “загнали” нас именно в этот ресторан. Здесь порции были большими, еда – вкусной, а хлеб, свежайшие булочки их собственного приготовления, просто таял во рту! И ценник, надо сказать, не московский. Рекомендуем.

Наконец, проходим в третью часть Ростовского Кремля – Митрополичий сад. Слева – церковь Григория Богослова. Справа – Дровяная (Садовая) башня. Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно.

Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья.

В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля.

Внешне Ростовский Кремль осмотрен!
Чтобы войти в древние храмы Кремля, увидеть их прекрасные фрески, пройтись по верхним переходам, нужно купить билет “Переходы по стенам Кремля” (вы сможете попасть внутрь храмов Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях). Советуем обязательно это сделать, если время вам позволяет. Покупка этих билетов вас наверняка не разорит, а впечатления будут более полными.

Смотровую площадку в Водяной башне Архиерейского двора мы тоже посетили (за отдельную небольшую плату): не пожалели.

Ростовский Кремль на данный момент в значительной степени восстановлен и отреставрирован. На средства федерального бюджета: в местном бюджете денег, конечно, нет.

И теперь Кремль в Ростове составляет яркий контраст с обветшалыми окружающими его зданиями. Картина эта довольно печальная. Восстановительные работы в Кремле ведутся до сих пор.

Обратите внимание

Скорее всего, когда будет закончена реставрация последних сооружений, в реновации уже будут нуждаться первые – как это часто бывает в России.

В Ростовском Кремле работает целый ряд постоянных экспозиций и временных выставок, их посещение оплачивается отдельно, но цена билетов невысока.

Государственный музей-заповедник (гмз) “Ростовский Кремль” открыт ежедневно, кроме 1 января, часы работы с 10.00 до 17.00. Фрески и крепостные стены можно увидеть в период с 1 мая по 1 октября.

Ещё несколько фото Кремля в Ростове:

Совсем рядом:

  • Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь

Возможно, вам также будет интересно:

Источник: http://mementovitae.ru/rostovskii-kreml

Ростов. Кремль

Митрополичий двор, выстроенный в центре города, на берегу озера Неро, являвшийся в своё время резиденцией митрополитов  Ростовских. Окружён он стенами с башнями, которые и придают ему видимость укреплённого кремля.

Однако, эти стены не были рассчитаны на серьёзную оборону и играли в те годы, скорее всего, декоративную роль. Построен был митрополичий двор при митрополите Ионе Сысоевиче в 1670-1683 г.г.

Сейчас это музей-заповедник “Ростовский кремль” (увы, не принадлежит РПЦ).

К бывшему двору митрополита вплотную примыкает соборная площадь, на которой находятся Успенский собор и звонница.

Площадь эта с трёх сторон окружена собственной оградой, а с четвёртой стороны её ограничивает северная стена митрополичьего двора.

Попасть на соборную площадь можно как с городской территории через Святые ворота в её ограде, так и из музея-заповедника по переходу, который устроен в нижнем ярусе надвратной церкви Воскресения, построенной около 1670 года.

Церковь Иоанна Богослова, пожалуй, самое совершенное произведение мастеров, возводивших митрополичью резиденцию. Все лучшее из опыта, накопленного ими за годы строительства, нашло блестящее воплощение в этом замечательном памятнике.

Церковь как-бы вся устремлена вверх, что достигнуто за счет сильно вытянутых по вертикали основного объема, барабанов глав, шей крестов и мастерски скомпонованного пятиглавия.

Она выглядит более нарядной и праздничной, чем все другие церкви кремля.

Важно

По сути своей, и бывший митрополичий двор (ныне музей-заповедник), и соборная площадь с великолепным, доминирующим над всем городом Успенским собором, стали единым, гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем.

Здесь, на центральной площади митрополичьего двора, у северной стены, находится храм во имя иконы Божией Матери Одигитрии. Церковь эта была последним построенным здесь культовым строением (1692-1693 гг.).

– она прекрасно смотрится на фоне живописного кремлёвского пруда.

Ростовских кремлевских церквей пять: Спасская, построена в 1675 г.; Воскресенская, построена около 1670 г.; Иоанно-Богословская, построена в 1683 г.; Григорие –Богословская, построена около 1670 г. и Одигитриевская, построена в 1691 – 1701 гг. Первые четыре церкви сооружены ростовским митрополитом Ионою Сысоевичем, а последняя митрополитом Иоасафом.

Церкви каменные, прочные, престолов в каждой по одному. Одигитриевская и Григорие – Богословская теплые, а остальные холодные. Для жительства причта есть церковный дом. Церковного капитала в билетах 3950 руб. При церквах музей церковных древностей.

Существует высочайше утвержденная комиссия административно-хозяйственного управления ростовским кремлем. Музей получает пособие от города. По штату причта положено быть священнику и псаломщику. Казенного жалования причт получает 400 руб.

, причтового капитала 1350 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.

Ростовский кремль (Митрополичий двор, или Ростовский архиерейский дом) расположен в центре города Ростова Великого, на берегу озера Неро.

Ростовский кремль — уникальный памятник, дающий представление о позднем русском средневековом зодчестве, сохранившийся благодаря усилиям реставраторов и жителей города. Современное название «кремль» условно. Оно больше относится к внешнему виду, чем к назначению ансамбля.

Изначально на территории кремля располагался Ростовский Архиерейский дом, где обитал митрополит Ростовской епархии. Комплекс также носил название «Митрополичий двор».

Архиерейский дом был возведен в 1670–1683 годах по заказу митрополита Ионы Сысоевича, чья идея заключалась в том, чтобы создать архитектурный ансамбль с садом и прудом, напоминающими библейское описание рая, земной образ Горнего Иерусалима.

Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич был незаурядной фигурой, обладавшей большим влиянием. Будучи сподвижником патриарха Никона, после его опалы Иона Сысоевич некоторое время выполнял роль местоблюстителя патриаршего престола.

Совет

Однако патриархом он не стал, но первым подчинился и принял благословение вернувшегося из ссылки Никона. Епархия митрополита Ионы была одной из самых богатых в России, что позволило ему развернуть масштабное строительство не только в Ростове, но и в Ярославле, Угличе, Великом Устюге.

 Второй ключевой фигурой среди создателей кремля был ростовский каменщик Петр Иванович Досаев, который, по всей видимости, руководил строительными работами.

В 1787 году обстоятельства изменились: митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль, после чего Ростовский Митрополичий двор потерял свое значение и начал быстро ветшать.

Здания были отданы под различные ведомства и склады, в храмах не велось богослужение. Встал вопрос о продаже ансамбля под снос.

Однако благодаря влиянию и финансовым вложениям ростовского купечества Ростовский кремль был сохранен и в 1860–1880 годах отреставрирован. Работой по восстановлению комплекса руководили И.А. Шляпков и А.А. Титов.

В Белой палате Ростовского кремля был открыт музей церковных древностей. В мае 1913 года комплекс посетили Николай II с наследником цесаревичем и великими княжнами.

После завершения реставрационных работ Ростовский кремль был признан «церковно-историческим памятником России». Его церкви были освящены и готовы к богослужению, сохранив при этом музейный статус.

В штате музея кремля имелась должность священника. Однако в реальности службы регулярно совершались только в церкви Григория Богослова, которая считалась домовой церковью музея.

Обратите внимание

В остальных храмах Ростовского кремля богослужение проходило в исключительных случаях.

После революции 1917 года Ростовский музей церковных древностей изменил свой статус, став краеведческим музеем.

23 августа 1953 года смерч огромной разрушительной силы пронесся над Ростовом, сильно повредив архитектурный комплекс. На следующий день правительственная комиссия уже работала в кремле, оценивая масштабы разрушений.

Было принято решение не просто ликвидировать последствия разрушений, а произвести полную научную реставрацию Ростовского кремля под руководством архитектора В.С. Банинге. Благодаря серьезной научно-исследовательской работе комплекс был восстановлен.

В процессе реставрации кремлю были возвращены утраченные ранее элементы. В частности, была восстановлена Красная палата, стальные кровли башен заменили на лемеховые.

В наши дни комплекс Ростовского кремля находится в хорошем состоянии. Недавно на его территории вновь была проведена реставрация. Сейчас в бывшем Архиерейском доме работает Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», предоставляющий возможность увидеть одну из самых интересных достопримечательностей России.

Читайте также:  Великомученица великомученица варвара

Ростовский кремль окружен крепостной стеной с 11 башнями. В комплекс кремля также входят: Успенский собор, Звонница Успенского собора, Святые ворота, церковь Воскресения, церковь Иоанна Богослова, церковь Спаса на Сенях, церковь Одигитрии, церковь Григория Богослова, Красная палата, «Дом на погребах», Самуилов корпус, Белая палата, пруд, Митрополичий сад.

Успенский собор и Звонница Успенского собора находятся внутри кирпичной стены, однако они вынесены за основную крепостную стену Ростовского кремля. Рядом с ними находятся cеверные Святые ворота в кремль, над которыми стоит церковь Воскресения.

Важно

Успенский собор — бывший кафедральный собор Ростово-Ярославской епархии. Он был построен на месте древнего храма приблизительно в 1508–1512 годах.

При митрополите Ионе собор был перестроен и образовал единый архитектурный ансамбль вместе с Ростовским кремлем.

Звонница Успенского собора вытянута корпусом с севера на юг и расположена рядом с Успенским собором. Она была построена по заказу митрополиты Ионы. Именно с нее началась знаменитая традиция ростовских колокольных звонов. Благодаря тому, что звонница расположена рядом с озером Неро, звучание колоколов слышно на расстоянии нескольких километров.

Святые ворота ведут внутрь Ростовского кремля. Сейчас они используются как один из входов на территорию комплекса. Здесь можно купить билет на осмотр зданий ансамбля. Однако главный вход в музей расположен с западной стороны кремля. Там находится касса, где продаются билеты на осмотр росписей храмов и музейных экспозиций.

В центре внутреннего двора Ростовского кремля расположен пруд, символизирующий, по замыслу митрополита Ионы, воды священной реки Иордан.

Вокруг него, вдоль стен, располагаются (если двигаться взглядом против часовой стрелки): надвратная церковь Воскресения, расположенная над северными Святыми воротами и являющаяся входом в экспозицию «Переходы по стенам кремля» с осмотром интерьеров церквей; церковь Одигитрии; церковь Иоанна Богослова, расположенная над главным музейным входом; Красная палата; вход в Митрополичий сад; лестница, ведущая наверх, к церкви Спаса на Сенях и Белой палате; Самуилов корпус; вход в княжеские терема; Водяная башня со смотровой площадкой; Дом на погребах, где размещены гостиница и кафе.

Церковь Воскресения расположена над северными Святыми воротами в кремль. Она представляет собой пятиглавую надвратную церковь. В ее интерьере сохранились удивительные фрески XVII века. С нее начинается осмотр экспозиции «Переходы по стенам кремля».

Церковь Иоанна Богослова расположена над западными воротами в кремль, где располагается главный музейный вход в комплекс. Стены церкви покрыты фресками XVII века.

Церковь Спаса на Сенях — домовая церковь ростовских митрополитов, скрытая внутри комплекса за Самуиловым корпусом. Это главная церковь Ростовского кремля времен Митрополита Ионы. Западная стена в интерьере здания расписана фреской «Страшный суд» — шедевром средневековой живописи.

Совет

Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко позже остальных зданий Ростовского кремля — в 1692–1693 годах, при митрополите Иоасафе. Сейчас внутри церкви расположена музейная экспозиция.

Красная палата расположена в юго-западной части кремля. Она была возведена в 1670–1680 годах и выполняла функцию дворца для именитых гостей.

Белая палата расположена в глубине комплекса, рядом с церковью Спаса на Сенях. Она предназначалась для торжественных приемов и собраний духовенства.

Самуилов корпус расположен напротив северных ворот, с другой стороны пруда. Он был построен в XVIII веке при архиепископе Самуиле и выполнял функцию митрополичьих покоев. Сейчас внутри Самуилова корпуса помещена экспозиция «Древнерусское искусство», демонстрирующая иконы XIII-XVII вв., литье, резьбу по дереву и кости.

Водяная башня расположена недалеко от Самуилова корпуса, в левом крыле кремля (если смотреть на озеро Неро). Ее завершает дозорная вышка, на которой расположена смотровая площадка — лучшее место для осмотра комплекса.

Митрополичий сад примыкает к южной стене Ростовского комплекса. Он был разбит по приказу Митрополита Ионы и символизировал райский сад. По свидетельству 1971 года, в нем росли яблоки, груши и вишни. Современный сад реконструирован в 1990 году А.Г. Мельником. Он имеет крестовую планировку и составом своих насаждений соответствует Митрополичьему саду конца XVII века.

Ростовский кремль не раз становился декорацией на съемках произведений отечественного кинематографа. Именно здесь был снят знаменитый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Также на фоне кремля снимали эпизоды фильма «Невероятные приключения итальянцев в России». В 2010 году в Ростове проходили съемки сериала «Раскол».

https://www.aroundtheglobe.ru/europe/russia/cities-regions/rostov/places/kremlin/

Ростовский кремль (Митрополичий двор) — бывшая резиденция митрополита Ростовской епархии, расположенная в центре Ростова на берегу озера Неро. За митрополичьим двором закрепилось название «кремль», хотя оно спорно.

Обратите внимание

Во время постройки Ростов уже не имел какого-либо оборонного значения, в связи с чем оборонительные сооружения кремля имеют некоторые архитектурные упрощения, которые пришлось бы устранять в случае военной опасности — широкие въездные ворота, отсутствие подошвенных бойниц в башнях, линию верхнего боя в башнях продолжают окна с наличниками и другие. Тем не менее, кремль построен в традициях русского оборонного строительства более раннего периода и является памятником русской военной архитектуры допетровского времени.

Ростовский кремль был построен в 1670—1683 гг., по единому замыслу заказчика — митрополита Ионы Сысоевича. Это замысел предполагал создание рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре. После того как в 1787 г.

было принято решение о переносе архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский митрополичий двор утратил свою функцию, был оставлен без внимания и постепенно обветшал. Здания ансамбля были заняты различными ведомствами под склады. Богослужений в храмах ансамбля не велось. Архиереи были готовы продать ансамбль на слом.

Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в 1860-е и в 1880-е гг. архитектурный комплекс был отреставрирован.

По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 г. в Белой палате кремля был открыт Ростовский музей церковных древностей. В 1886 г. Кремль принял под свое покровительство наследник императорского престола, будущий царь Николай II. В 1910 г.

Государственная дума законодательно закрепила общероссийский статус музея, постановив отпускать из казны деньги на его содержание. Многие памятники ансамбля были повреждены в результате смерча 23 августа 1953 года. Позднее все они были отреставрированы. В 2010 г.

общественная организация Фонд имени святителя Григория Богослова, при поддержке патриарха Кирилла, добивалась передачи комплекса Ростовского кремля Русской Православной Церкви. В октябре 2010 г. губернатор Ярославской Области C.A.

Вахруков выступил с заявлением о передаче музея-заповедника «Ростовский кремль» церкви с выселением музейных фондов в новое здание и созданием в помещениях кремля архиерейской резиденции и «Всероссийского центра венчания и крещения».

Этот проект, однако, вызвал как критику со стороны специалистов по охране и изучению объектов искусства, так и массовый протест горожан. Проект был отвергнут. В 2013 г. Ростовский кремль вошел в десятку «Символов России», победив в медиаконкурсе «Россия-10».

Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро, имеет одиннадцать башен. Архитектурные памятники кремля: Успенский собор (1508—1512). Звонница Успенского собора (1682—1687). Святые ворота. Надвратная церковь Воскресения (1670). Судный приказ (1650—1660).

Церковь Иоанна Богослова (1683). Церковь Одигитрии (1693). Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675). Церковь Григория Богослова (1680). Красная палата (1670—1680). «Дом на погребах» (XVII в.). Самуилов корпус. Белая (Столовая) палата. Башни кремля.

Важно

Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором. Это монументальное пятиглавое сооружение, выполненное в простых и благородных формах. Высота собора с крестом 60 м.

Собор сложен из кирпича, а цоколь и сильно выступающие лопатки из белого камня. Многочисленные декоративные элементы: аркатурно-колончатые пояса, горизонтальные тяги филенки и т. п. придают облику храма особую пластическую выразительность, красоту и устойчивость до сих пор. В 1991 г.

собор и звонница была передана Русской Православной Церкви.

Звонница Успенского собора (1682—1687) сооружена к юго-востоку от Успенского собора, состоит из двух объёмов и увенчанная четырьмя главами.

По заказу митрополита Ионы было отлито 13 колоколов, первоначально были отлиты колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол «Лебедь» (500 пудов), вскоре был отлит самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов.

Колокола имели свою тональность и могли производить правильные музыкальные гармонические звоны. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Церковь Спаса на Сенях была построена в 1675 г. Она была домашним храмом митрополита Ионы Сысоевича. Эта церковь примечательна тем, что в её архитектуре использованы черты декора собора Успения Пресвятой Богородицы, но только в более простом и строгом исполнении.

Церковь Одигитрии — одна из церквей на Ростовском архиерейском дворе (Кремле). Построена в 1692-1693 гг., чуть позже, чем другие здания ансамбля Архиерейского двора, при преемнике Ионы Сысоевича митрополите Иоасафе. Является представителем стиля московского барокко. Последнее по времени самостоятельное сооружение Архиерейского двора.

Церковь Иоанна Богослова была построена в 1683 г. Эта надвратная церковь является одним из последних храмов времён митрополита Ионы. Исследователи отмечают, что этот памятник истории и архитектуры выглядит более нарядным, чем другие церкви Кремля.

https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/rostov/rostovskiy-kreml

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03271

Ростовский кремль, Ростов: фото, история, музей, звонница

Белокаменный Ростовский кремль знаком большинству жителей нашей страны. Именно здесь снимались сцены из популярного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Хотя в сюжетах со старой Москвой фигурирует Московский Кремль, съемки проводились в похожих палатах и крытых переходах кремля города Ростова. Этот город находится в Ярославской области, ранее был известен как Ростов Великий.

История строительства Ростовского кремля

До сих пор ведутся споры о том, имеет ли право сооружение в Ростове носить официальное название «кремль». Подобные средневековые строения по своему определению выполняли оборонительную функцию.

Их строительство должно было вестись с соблюдением фортификационных требований, регулирующих высоту и толщину стен, месторасположение бойниц и сторожевых вышек.

У Ростовского кремля многие элементы не соответствуют требуемым оборонительным стандартам, выполняют скорее декоративную роль. Такая ситуация возникла с самого начала строительства.

Дело в том, что сооружение задумывалось не как оборонительная крепость, а как резиденция митрополита Иона Сысоевича, главы архиерейской кафедры в Ростове. Сам владыка контролировал разработку проекта и процесс строительства от начала до конца.

Так за 1670–1683 годы был возведен Митрополичий (Архиерейский) двор, имитирующий библейский райский сад с башнями по периметру и прудом посередине. Да, водоемы тоже имеются, – здания были выстроены возле озера Неро, на возвышенности, а во внутренних дворах вырыты искусственные пруды.

Совет

Двор служил местом размещения и служения высшей духовной власти больше века. В 1787 архиереи перебазировалась в Ярославль, а архитектурный ансамбль, в котором разместили склады, постепенно приходил в запустение. Духовенство было готово даже пустить его на слом, но ростовские купцы не допустили разрушения и в 1860-1880 годы отреставрировали.

После этого Николай Александрович Романов, будущий российский император, принял Митрополичий двор под свое покровительство и инициировал открытие в нем государственного музея. Для посещений музей-заповедник «Ростовский кремль» открылся в 1883 году. Сегодня он является объектом культурного наследия России.

Современное состояние Ростовского кремля

В последние годы активно велась реставрация многих объектов Ростовского кремля. Где-то она уже завершена, поэтому посетители могут видеть восстановленные фрески, стены и предметы интерьера.

В некоторых зданиях и сооружениях ремонт только еще планируется.

Весь архитектурный ансамбль музея-заповедника финансируется из федерального бюджета, за исключением Успенского собора, который с 1991 года является собственностью Православной Церкви.

За каменными стенами с одиннадцатью башнями находятся: старинные палаты, церкви, собор, колокольни, хозяйственные постройки. Их разделяют на три зоны, каждая из которых имеет свой дворик. Центральная зона – окруженный церквями Архиерейский двор с жилыми и хозяйственными постройками. Северная часть – Соборная площадь с Успенским собором. Южная зона – Митрополичий сад с прудом.

Что посмотреть в кремле?

Экскурсии по Ростовскому кремлю доступны для всех желающих. Вход в некоторые здания бесплатный, но большинство выставок и помещений можно посещать только после покупки входного билета. Наибольшим спросом у гостей города пользуются следующие экскурсии:

  • Успенский собор. Пятиглавый храм построен в 1512 году на остатках Леонтьевского пещерного придела, в котором до сих пор хранятся мощи святителя Леонтия, епископа Ростовского и Суздальского. В этом приделе в 1314 году был крещен малыш, ставший впоследствии Сергием Радонежским. Реконструкция храма проведена не полностью, фрески сохранены лишь частично. Храм действующий, по архитектуре похож на Успенский собор в Москве. Вход свободный, бесплатный, через Соборную площадь.
  • Звонница. Башня с колоколами построена в 1687 году. В первоначальной комплектности сохранены все 15 колоколов. Самый большой колокол на звоннице – «Сысой», он весит 32 т, «Полиелейный» – 16 т. Остальные колокола весят меньше; их названия очень оригинальны: «Козел», «Баран», «Голодарь», «Лебедь». Подъем на башню платный, но звонить в колокола посетителям запрещено. У основания здания разместился сувенирный магазин чернолощеной керамики. В самой звоннице находится церковь Входа в Иерусалим.
  • Воскресенская церковь (Надвратная). Построена примерно в 1670 году над двумя воротами, проездными и пешеходными, которые открывают дорогу к Архиерейскому двору. При проходе через ворота приобретают билет для осмотра Архиерейского двора и его церквей.
  • Дом на погребах. Бывший жилой дом, на нижнем этаже которого располагались хозяйственные погреба. Ныне «Дом на погребах» стал отелем с одноименным названием, где останавливаются все желающие переночевать в границах Ростовского кремля. Уровень комфорта в гостинице невысок, но у постояльцев есть возможность прогуляться по опустевшему кремлю, а утром – проснуться под перезвон колоколов.
  • Митрополичий сад. Описание Ростовского кремля не будет полным без упоминания этого уголка для отдыха. По саду можно гулять, отдохнуть на лавочках. Особенно красив сад весной, во время цветения яблонь и других деревьев.
Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "смоленская"

Выше перечислены самые популярные экскурсии на территории Ростовского кремля. Не забудьте взять с собой фото- или видеоаппаратуру, чтобы запечатлеть виды старинного архитектурного ансамбля и сделать свои фотографии на фоне запомнившихся интерьеров из фильма Леонида Гайдая.

Дополнительная информация о кремле

Часы работы музея-заповедника: с 10:00 до 17:00 круглогодично (кроме 1 января). Экскурсии по стенам и переходам кремля проводятся только в теплое время года, с мая до октября.

Адрес музея: Ярославская область, город Ростов (обратите внимание, это не Ростовская область). От автостанции или железнодорожного вокзала путь до кремля занимает 10-15 мин пешком.

Его башни и золоченые купола видны с любой окраины Ростова, поэтому заблудиться по дороге просто невозможно.

К тому же любой горожанин с легкостью подскажет, где находится главная достопримечательность города.

В кассах музея-заповедника можно приобрести как отдельный билет на посещение одного здания или экспозиции, так и единый билет «Переходы по стенам Кремля». Цены на отдельные экспозиции невысоки, от 30 до 70 рублей.

Мастер-классы по колокольным звонам, по изготовлению музейных открыток, по росписи ростовской финифтью стоят от 150 до 200 рублей.

Открыта гостиница «Дом на погребах», где туристы останавливаются на любое время, от одной ночи до нескольких дней. Номера с удобствами рассчитаны на одного-трех человек.

Питание предоставляется в ресторане «Собрание», открытом для всех желающих в помещениях Красной палаты. В ресторане подают классические блюда русской кухни, в том числе рыбные и постные.

Есть возможность заказать в кремлевском ресторане банкет по поводу свадьбы или юбилея.

Источник: https://www.miroworld.ru/rostovskij-kreml-gosudarstvennyj-muzej-zapovednik/

Ростов Великий. Кремль

Впервые Ростов Великий (Ярославская область) упоминается в летописях 862 года. В X — нач.XI — он входит в состав Ростово — Суздальского княжества. С 1125 по 1157 гг. удельным княжеством управляет Юрий Долгорукий — первый независимый ростовский князь. В 1474 г.

Ростов является крупнейшим церковным городом Московского государства, а в 1589—1590 гг. — резиденцией ростовских митрополитов.
В 1652 г.

Обратите внимание

митрополитом становится Иона Сысоевич — по заказу которого создаётся великолепный, неповторимый по своей художественной выразительности и цельности ансамбль Ростовского кремля. Сысоевич — сын сельского священника выдвинулся в связи с опалой патриарха Никона, став местоблюстителем патриаршего престола.

Человек высоких амбиций, и обладающий немалыми средствами, он задумал создать в Ростове митрополичью резиденцию. Доверенным лицом владыки при возведении комплекса стал каменщик Пётр Досаев, а возводили кремль местные мастера.

Описание Кремля в Ростове Великом

План Ростовского Кремля

За 30 лет был выстроен целый сказочный город. Действительно, зодчим удалось создать на редкость красивый и гармоничный ансамбль, если учесть, что в ансамбль были включены уже существующие здания Григорьевского монастыря и городской Успенский собор со звонницей.

  Митрополичий комплекс это: двор владыки, с жилыми и хозяйственными постройками, с палатами для приёмов гостей и пиров, с церквями и соборами, а так же примыкающим Митрополичьим садом. Весь этот грандиозный ансамбль окружили крепостные стены с 11 — ю боевыми башнями, завершёнными фигурными шатрами.

  Шатры покрыты серебристым лемехом, тонкими дощечками из осины. Этот сложный тип покрытия требует немалого мастерства. (Доски не выпиливаются, а выкалываются в соответствии с расположением слоёв дерева в виде ступенчатого клина).

С 1970 году в Ростове был создан филиал Ростово — Ярославского историко — архитектурного и художественного музея — заповедника. Музей работает с 10 -17.00, без выходных, кроме 1 января. 

Г.К. Вагнер РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. КРЕМЛЬ

Так по традиции называется центральный архитектурный ансамбль города, состоящий из городского Успенского собора, соборной звонницы и Митрополичьего двора со стенами, башнями, двумя надвратными храмами (Воскресения Христова и Иоанна Богослова), церквей Григория Богослова, Спаса Преображения на Сенях и др.

, а также митрополичьих палат и многочисленных служб. Создание ансамбля Митрополичьего двора приписывается мастеру П. И. Досаеву. Митрополичий двор строился иждивением митрополита Ионы Сысоевича, который перед этим был блюстителем (в связи с опалой патриарха Никона) патриаршего престола.

Попав тоже в опалу, Иона Сысоевич, видимо, думал осуществить свои мысли о приоритете церкви над светской властью в виде грандиозного культового ансамбля, своего рода «священного града». Но сила мирских тенденций в русской архитектуре XVII в.

была такова, что в ансамбле, над созданием которого трудилась большая артель мастеров, оказалась очень заметна народная светская струя. 

Успенский собор. Построен в XVI в. (по другим данным — в конце XV в.) на основаниях двух предшествовавших ему княжеских соборов XII и XIII вв. Большой шестистолпный пятиглавый храм соборного типа несет на себе отзвуки владимиро-суздальской традиции в виде аркатурного фриза, но помимо фриза имеет дополнительные горизонтальные членения, отражающие классические тенденции. 
Звонница. Сооружена в два приема между 1682 и 1687 гг. К трехпролетному объему примыкает однопролетная башня для самого большого колокола — «Сысоя» (имя отца Ионы). Композиционно восходит к северорусским звонницам. Близка к звоннице Московского Кремля. Колокола именные: «Сысой» (2000 пудов; отлит в 1681 г. мастером Федором Терентьевым), «Полиелейный» (1000 пудов; отлит в 1683 г. мастером Филиппом Андреевым), «Лебедь» (500 пудов; отлит в 1682 г. тем же мастером), «Баран» (80 пудов; отлит в 1654 г. мастером Емельяном Даниловым). 

Митрополичий Двор. Церковь Воскресения Христова. Надвратный храм в северной части стены, выходящей к Успенскому собору. Построен митрополитом Ионой Сысоевичем в 1670 г. В нижнем ярусе — три арки. Над ними — галерея, охватывающая храм с трех сторон. Стены завершены не закомарами, а треугольными фронтончиками.

Важно

Пятиглавие на глухом своде (внутри нет столпов). Живописный декор низа и гладкие стены верха — признак архитектуры переходного времени. Храм фланкирован двумя круглыми башнями (новшество ростовского зодчества), что придает западному фасаду здания крепостной характер. Другой распространенной чертой ростовской архитектуры XVII в.

является замена иконостаса каменной алтарной стенкой на высокой солее. Роспись просторного интерьера, выполненная около 1675 г., приписывается ярославским художникам Севастьяну Дмитриеву и его сыну Лаврентию, с которыми трудились, конечно, и другие мастера. На паперти, как обычно, расположены библейские и апокалипсические сюжеты.

Стенопись главного помещения посвящена в основном событиям из жизни Христа. На южной стене паперти останавливает внимание великолепная фреска «Гибель войск фараона» (или «Переход через Чермное море»), отличающаяся широким размахом динамической картины. Драматизм события отступает на задний план перед декоративностью замысла и артистизмом исполнения.

Особенно красивы фигуры белых коней, заставляющие вспомнить античные образы. 

Митрополичий Двор. Церковь Григория Богослова. Построена одновременно с церковью Воскресения и схожа с ней по архитектуре (но без арочного проема и фланкирующих башен).

Находится за стеной юго-западного угла Митрополичьего двора, где был так называемый Григорьевский затвор — одно из ранних культурных учреждений России, из которого вышли Стефан Пермский, Епифаний Премудрый и другие.

Церковь Григория Богослова заметно ниже других, но, несмотря на то, что она вынесена за ограду Митрополичьего двора, составляет вместе с ним неразрывное целое. 
Митрополичий Двор. Красная Палата. Находится в юго-западном углу двора.

Построена в 1672—1680 гг. (известна также как «Государева»). Двухэтажная Г-образная в плане, с большим одностолпным залом во втором этаже. 

Митрополичий двор. Церковь Спаса Преображения на Сенях. Находится в юго-восточной части двора. Построена в 1675 г. над каменными погребами. Входит в единый комплекс с Белой (столовой) палатой. Одноглавый с пофронтонным завершением бесстолпный храм лаконичных форм, несущий черты деревянного зодчества.

Внутри имеет каменную алтарную стенку на высокой солее. Соединение храма с палатами превращает его в домовую церковь, что обусловило особое внимание к оформлению. Здесь митрополит Иона Сысоевич принимал почетных гостей, для которых устраивались богослужения-концерты. Для лучшего резонанса в стены вделаны большие голосники. Роспись храма выполнена в 1670-х гг.

«ростовским попом Тимофеем», волгожанином Дмитрием Степановым, ярославцами Иваном и Федором Карповыми. Фреска дьяконника «Похвала Богоматери» позволяет судить о противоречивых тенденциях ростовской стенописи XVII в.

(композиционная слаженность довольно реалистически трактованных фигур пророков с заметно «готизированной» фигурой Богоматери), типологически сопоставимой с живописью позднего треченто. 

Митрополичий Двор. Церковь Иоанна Богослова. Второй надвратный храм, построенный в 1683 г. в середине западной стены. Композиционно очень близок церкви Воскресения, но имеет на фасадах изящную килевидную аркатуру, воспроизводящую аркатуру Успенского собора.

Пропорции храма, и прежде всего барабанов глав, более вытянутые, что делает церковь Иоанна Богослова самым изящным сооружением митрополичьего ансамбля. Особенно художествен его восточный фасад, впечатляющий артистизмом сочетания гладкого низа с тонко декорированным верхом здания. Высокий просторный интерьер храма так же пышно расписан (ок. 1683 г.

Совет

), как и в церкви Воскресения. Фрески по стилю тоже близки воскресенским. Фрагмент росписи «Авраамий Ростовский перед князем Владимиром» показывает характерное для живописи XVII в. новеллистическое толкование сюжета: в нижней части композиции Авраамий едет на суд на понуром коне, в то время как сопровождающий его воин гарцует.

Это свидетельствует о живучести цельно-поэтического мировоззрения, уходящего корнями в эпоху «Слова о полку Игореве». 

В.В. Суслов Церковь Воскресения Христова в городе Ростове, Ярославской губернии

Церковь Воскресения Христова находится в городском кремле и примыкает к северной части его стен. В кремле группируются пять церквей, архиерейский дом, Белая палата, остатки Красной палаты и духовное училище.

Лицевые стены кремля украшены башнями, звонницами, церковными галереями и бойницами. Сзади последних идет по толще стены кремля крытая галерея. Храм Воскресения построен митрополитом Ионою около 1675 года.

Как многие церкви Ростовского края, он находится в связи с военными сооружениями (башнями и стеною), что дает и особенную группировку архитектурных масс постройки.

Храм имеет три этажа, при чем самая церковь помещается в верхнем этаже. 1-ый этаж занят проездом (с двумя поворотами) в кремль, проходом для пешеходов, кладовыми, коридорами и лестницами.

Во 2-м этаже, имеющем по своей незначительной высоте характер антресолей, также находятся лестницы, коридоры и кладовые. Все помещения обоих этажей покрыты сводами (коробовыми, сомкнутыми, корытчатыми и купольными).

С южной стороны храма устроены в толще стен две лестницы, ведущие в галерею верхнего яруса, которая окружает церковь с трех сторон. Юго-восточный угол галереи приходится (по планам 1-го и 2-го этажей) на линии «д-е», так что над средним этажом получается площадка.

На эту площадку выходила дверь из галереи (сохранившаяся поныне) и окно из церкви. С означенной площадки шла открытая наружная лестница до самого низа. 

Архивные фото Ростовского кремля

В начале нынешнего столетия она была сломана; следы отломки заметны и теперь по неправильным выступам кирпичей в стене. Из церковной галереи устроены проходы в церковь, в башни и на кремлевские стены.

Церковь состоит из продолговатого помещения, разделенного на три части высокими постаментами, с которых возвышаются парные трех четвертные колонки с опирающимися на них арками; при этом западное и восточное пространства покрыты полусомкнутыми сводами, а среднее—двумя вспарушенными полукоробовыми сводами, между которыми подымается барабан, покрытый куполом.

В восточном отделении церкви возвышается солея на четыре ступени; угловые части её замыкаются каменными станочками в виде клиросов.

Алтарь покрыть сомкнутым сводом, в который врезаются полукупольные покрытия абсид. Алтарное помещение отделяется от церкви каменной стеной и ограничивается с востока тремя полукружиями, очень мало обозначающимися на восточном фасаде. Из алтаря идет в толще северной стенки лестница на верхние своды церкви.

В западной внутренней части храма, на высоте 5 ½ аршин от пола, находятся в стенах голосники в виде широких каналов, проходящих в толще стен.
На восточной стене церкви представлен иконостас, расписанный на самой стене. Перед царскими дверями устроен портал. В алтаре находится сень над епископским сидением.

Обратите внимание

При входах из церковной галереи в башни идут в толще стен лестницы в верхние ярусы башен (к бойничным отверстиям ). Из северо-западной башни сделан выход на кремлевскую стену. Здесь же поднимается лисенка к звоннице, устроенной на стене в виде башенки.

В северо-восточном конце галереи также находится переход на кремлевскую стену.

Ход по стене покрыт галереей, которую составляют с одной стороны наружные стены с бойницами, а с другой столбы, поставленные на уступ стены и с которых перекинуты арки на наружную стену; по этим аркам и устроено покрытие всей толщины кремлевской стены на два ската.

Главная часть церкви, возвышаясь над кремлевскими башнями, венчается пятью главами. Наружное покрытие её (на четыре ската) несомненно позднейшее, ибо на чердаке усматриваются в основаниях барабанов горизонтальные тяги и признаки наружного покрытия по полукругам.

Наиболее красивая наружная архитектурная обработка церкви представляется на северном фасаде; здесь между башнями устроены проезд и проход в кремль. Над воротами находится каменный большой киот, в котором помещается образ «Сошествие в ад».

По бокам образа два окна, выходящие в кладовые среднего этажа постройки. Галерея обделана в виде аркады, опирающейся на колонки, соединенные со стеною. В основами галереи проходят «ширинки» с изразцами.

Подобными впадинками украшены простенки среднего этажа. 

Со двора кремля, галерея состоит из ряда полукруглых окон, верхи которых украшены наличниками, а простенки квадратными впадинками и изразцами. Под окнами идет широкий пояс, состоящий из впадинок (ширинок) украшенных изразцами.

В основании 2-го этажа также проходит сплошной пояс, но с зигзагом вместо квадратных впадинок . Карнизы, наличники, ширинки и др. украшения храма чрезвычайно тщательной работы. Внутри церкви, как и в галерее, особенное внимание обращает на себя стенная живопись.

Исполнение её относится ко времени построения самой церкви и может быть приписываемо Ярославским иконописцам.

Священными изображениями покрыты все стены церкви и галерей, а равно и все своды. 

Панорама

Схема проезда

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Проживание

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/rostovskij-kreml.html

Ссылка на основную публикацию