Крестовоздвиженский собор (санкт-петербург), россия, город санкт-петербург

Крестовоздвиженский (казачий) собор

История собора давняя и славная – она восходит к первым годам существования Санкт-Петербурга. В начале XVIII века на месте нынешнего Лиговского проспекта проходила старинная Новгородская дорога. Это был единственный тракт, соединявший строящийся Петербург со всей Россией. Вдоль тракта, образовав Ямскую слободу, селились ямщики с семьями.

По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

Обратите внимание

Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.

В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена часовня, купленная и привезённая с охтинских заводов. 25 февраля 1731 г. протопоп Петропавловского собора Петр Григорьев освятил престол, и часовня стала церковью. Через три года в ней появился Никольский придел, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.

Строительство каменной Крестовоздвиженской церкви

Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали. В 1740 году причт и прихожане Иоаннопредтеченский церкви обратились к св.

Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, “понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается”.

Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера.

Храм был трёхпридельный: главный предел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1748 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) – во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым).

В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.

Строительство храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери

Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И.

Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма.

Важно

В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. 14 декабря 1768 года новая церковь, украшенная небольшим куполом, была освящена.

На свои средства купец Иван Ильич Меньшой позже устроил в ней дополнительный придел – во имя свт. Иоанна Златоуста (освящен 18 февраля 1800 г.).  В 1861 году в ней был освящен придел святого блгв. вел. кн. Александра Невского, небесного покровителя Царя Александра II, Освободителя.

Колокольня Крестовоздвиженского собора

В 1804 году архитектором Постниковым (1766 – 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя – четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году.

Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых равноапп. Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских.

Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня – одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района.

В годы строительства колокольни была установлена и ограда протяженностью 610 м.

 

Перестройка храмов

Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В.

Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни.

Церковь была рассчитана на 2500 человек.

Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской.

В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца.

Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.

Совет

После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить новую Крестовоздвиженскую церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.

Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти.

К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: “В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским”.

1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня – Николая Чудотворца. 

 Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой апсидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра.

Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов.

Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится предел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева – придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном – во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.

Крестовоздвиженский собор в XIX веке

Шли годы. Город рос, окраина перестала быть окраиной, и приход храма становился все более многочисленным. В храме молились жители Лиговой стороны, в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Кроме часов ен в ограде, храму принадлежали еще две: первая – в ампирном стиле на Лиговке, около Расстанной улицы, выстроенная в 1893-1894 гг. по проекту В. Ф. Пруссака купцом Н.

Алексеевым – в память спасения Цесаревича в Отсу, перед которой в Егорьев день кропили святой водой ямщицких лошадей, и вторая – в 2-х верстах, около железной дороги, куда 25 июня шел крестный ход. Ее возвели в 1895-1896 гг.

 крестьяне Ямской слободы – в благодарение Господу за спасение Императора Александра III в Борках.

В 1843-1854 гг. настоятелем церкви был протоиерей Иоанн Константинович Яхонтов, духовный писатель и проповедник, издатель журнала «Духовная беседа», а с 1883 – прот. Владимир Григорьевич Гуляев, видный пастырь и законоучитель, занимавший это место более 30 лет, до самой революции.В 1875 году при Санкт-Петербургской Крестовоздвиженской (Ямской Иоанно-Предтеченской) церкви было основано Общество Вспомоществования приходским бедным.Общество создало и опекало три благотворительных заведения, располагавшихся в церковных зданиях по адресам: Лиговский пр., 124–126 и Павлоградский пер. 2 (построены епархиальным архитектором Г. И. Карповым в 1865 г.; надстроены в 1888). В богадельне общества проживало около 60 престарелых женщин в возрасте от 60 лет, в приютах для мальчиков и для девочек-сирот — по 16 детей в возрасте от 7 до 12 лет. Для их обучения была организована церковно-приходская школа.

Особенною чертою в деятельности Общества за все время его существования являлось оказание помощи бедным выдачею денежных пособий «в широких размерах». В 1900 году открылась воскресная школа для взрослых, в 1909 — кружок для детей прихожан.

Крестовоздвиженский собор в XX веке

В феврале 1932 г. Тихвинская церковь была закрыта и отдана под школу; с 40‑х годов в ее помещении располагались производственные мастерские радиотехнического техникума № 2. С 1924 года по июль 1938 года собор относился к Патриаршей Церкви.Существовал “Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва” о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения “Союзкинопрокат” ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг. были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.Церковь равноапостольных Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году. 

Во время войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. В суровую зиму 1941-1942 гг. в храм свозили умерших блокадников, лишь весной они были захоронены на Волковском кладбище.

История возрождения прихода

 Возрождение храмов началось с возвращения их Русской Православной Церкви. В 1991 году Митрополит Санкт – Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) благословил передачу Крестовоздвиженского собора казачьему приходу. Настоятелем был назначен священник Владимир Сергиенко.

Уже через три недели после передачи колокольни Церкви на ней был воздвигнут четырехметровый титановый крест.

Первый молебен в небольшом храме свв. Кирилла и Мефодия состоялся 24 мая 1991 года.

Состояние церкви во имя Тихвинской иконы Божией Матери в документах оценивалось как руины. Храм был варварски изуродован: перегорожен на два этажа, купол и крест были снесены.

Обратите внимание

Внутри помещались мастерские с тяжелыми токарными, деревообрабатывающими станками, пол был залит асфальтом. В алтаре – раздевалка для рабочих, в притворе – баня, всё загажено и закурено.

Снаружи он выглядел как большой сарай с облупленной штукатуркой. Казаки, несмотря на весь ужас поругания храма, взялись за дело.

Храм восстал из руин при значительной материальной поддержке благотворителя Ю.Л. Петрова. Были разобраны перекрытия, выполнен капитальный ремонт, воздвигнут купол. В деревянный крест, венчающий купол, была вложена и частица Мамврийского дуба, под которым праотцу Аврааму явилась Святая Троица.

Казакам пришлось много потрудиться, чтобы очистить храм от станков и строительного мусора. Первое богослужение состоялось на Троицу 1993 года.

Современность

Действующей является церковь во имя Тихвинской Божией Матери. В ней освящены три престола: центральный – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, южный – в честь свв. Царственных Мучеников, северный – в честь святого благоверного великого князя Александра Невского.

Весной 1999 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил главный придел церкви.

В 2001 году был освящен южный придел – во имя свв. Царственных Страстотерпцев. Это первый в городе престол, посвященный Царю – Мученику Николаю и его Семье.

В 2005 году северный придел был освящен во имя св. благоверного великого князя Александра Невского.

Память свв. Царственных Страстотерпцев

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора, у подножия которого собраны капсулы с землями из всех казачьих войск.

26 мая 2013 года, в год 400-летия Дома Романовых, рядом был установлен Памятник святому Цесаревичу Алексию, Атаману всех казачьих войск России.

Завершил композицию Памятник святой Царице Мученице Александре Федоровне, установленный 4 мая 2014 года. Все три Памятника выполнены талантливым петербургским скульптором Сергеем Алиповым.

Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/kmormp/kazachestvo-v-sankt-peterburge/istoriya-kazachestva-v-sankt-peterburge/krestovozdvizhenskij-kazachij-sobor/

Крестовоздвиженский (казачий) собор

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Читайте также:  Грузинская православная церковь

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками.  Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью.

Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды  ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла.

Тогда  на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет.

Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили  колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне.

Важно

Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены  кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова.

Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм.

Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало.

В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось –  украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и        сохранившись до наших дней.   

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви   имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр.

  В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов.

Естественно,  главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Совет

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг.

 ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены.  Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной.

В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей,  и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест.

Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала.

А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры.

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора.

А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству.

В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии Казачий полк,  в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Источник: http://Peterburg.center/maps/krestovozdvizhenskiy-kazachiy-sobor

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге

Первая церковь-предшественница Крестовоздвиженского собора в Санкт-Петербурге появилась вскоре после основания города. На реке Лиге, тогда Черной, стали селиться ямщики. Разумеется, им понадобился храм. Так здесь выросла деревянная Предтененская церковь. В середине XIX века на этом месте был освящен Крестовоздвиженский собор, перестроенный из старого каменного храма.

Крестовоздвиженский казачий собор (Россия, г. Санкт-Петербург).

Вместо Ямской церкви

В 1710-х годах представители ямщиков, селившихся тогда в Петербурге вдоль нынешнего Лиговского проспекта, во главе с некими Василием Федотовым и Петром Кусовым, обратились к архимандриту Феодосию (Яновскому), отвечавшему за храмостроительство в новой российской столице, с просьбой возвести церковь.

В 1718 году здесь, при местном кладбище, вырос деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. Через пять лет к нему пристроили звонницу, подняв на нее четыре колокола — их доставили с царского пушечного двора, куда из разных монастырей и храмов свозили колокола для переплавки на пушки.

Прошло десять лет, и Предтеченская церковь сгорела.

На ее месте «по неминуемой нужде» поставили купленный на охтинских заводах старый деревянный храм, снабдив его новым приделом во имя святителя Николая Чудотворца.

Однако вскоре в Синод посыпались сообщения о том, что церковь «от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением».

Новую церковь (холодную), на сей раз с двумя приделами, решили строить в камне и освятить во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, поскольку храмов с таким посвящением в городе тогда не имелось.

За строительством наблюдал (возможно, принимая в нем самое непосредственное участие) архитектор И. Шумахер. Приделы посвящались Иоанну Предтече и святителю Николаю Чудотворцу.

Строительство пришлось весьма кстати, поскольку приход стремительно разрастался, вокруг ямской слободы теперь селились представители и других профессий. В том числе военные — казаки.

Старую же церковь, пришедшую в полную негодность, позже заменили теплой каменной в честь Тихвинской иконы Божией Матери — средства на ее устроение выделил петербургский купец Иван Ильин. К слову, Тихвинский храм в плане был очень похож на старый Крестовоздвиженский, 1748 года, — прямоугольный, одноглавый, с пилястрами и крестовыми сводами.

На месте кладбища разбили садик, названный в память о некогда стоявшей здесь церкви Предтеченским. От прежних захоронений сохранилась лишь одна могила — придворного портного.

Новые расходы

В начале XIX века при Крестовоздвиженском храме возводят колокольню. Автором проекта выступил известный архитектор-«классицист» А. И. Постников. Это была постройка высотой почти 60 метров, соединенная колоннадами с двумя часовнями. В нишах колокольни стояли скульптуры апостолов Петра и Павла. Верхнюю и нижнюю ее части тоже украшали изображения апостолов.

Со временем и Крестовоздвиженская, и Тихвинская церкви потребовали серьезного ремонта. Подсчитав, «чего бы стоило исправление обеих церквей», прихожане пришли к выводу, что проще выстроить одну новую церковь, чем ремонтировать две старые. Однако опять возникли затруднения. Архитектор В.

Морган спроектировал было замечательный храм, похожий на Исаакиевский собор, — как указывалось в документах, «в греческом вкусе, согласно со стилем существовавшей колокольни, с целью поместить в оной 2500 богомольцев». Но приходу предполагаемые финансовые затраты оказались не по плечу.

Обратите внимание

Впрочем, строительные работы начались. Первым делом приступили к существенному расширению, с помощью пристройки, Тихвинской церкви. Устроение пристройки оказалось делом небыстрым, лишь в 1844 году в нее переместили приделы Крестовоздвиженского храма, который предполагалось снести.

Но тут возник новый поворот сюжета — причт воспротивился запланированному сносу. Возникла идея вовсе не разбирать Крестовоздвиженский храм, а сохранить его, кардинально перестроив. Аргумент — проект Моргана все равно «неподъемен» для прихода. Пригласили архитектора Е. И. Диммерта.

Тот, после обследования храма, подтвердил, что его основные несущие конструкции вполне прочны и простоят еще долго. В 1848 году Диммерт приступил к перестройке Крестовоздвиженской церкви. Работы производились стремительно.

В 1851 году мастера уже вовсю занимались внутренней отделкой церкви.

Вот какое ее описание мы встречаем у историка А. С. Томилина (1820— 1863): «От старого здания осталась часть стен в западном отделе, который возвышен с главным входом и покрыт сводами, к нему пристроен притвор. Восточный отдел, где помещаются алтари, совершенно вновь воздвигнут; распространена и средина церкви, освещенная пятью открытыми куполами.

По правой и левой сторонам выведены два ряда столбов, идущих от входа до половины храма, и обнесены по низу перилами… Только часть старого фундамента и западный отдел напоминают первобытную постройку, хотя, в общности, храм представляется в совершенно новом виде».

Между прочим, Томилин, очевидец строительства, — единственный специалист, точно указавший, какие именно части старого храма оказались сохранены и «внедрены» в новое здание.

2 декабря 1851 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Никанор (Клементьевский) совершил освящение Крестовоздвиженского собора.

Через полгода богослужения стали проводить и в приделах собора — Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. В них решили оставить старые иконостасы, а новые иконы поручили выполнить иконописцу Короткову; все лепные украшения — творения мастера Т. Дылева.

Источник: http://MirChudes.net/architecture/681-krestovozdvizhenskiy-kazachiy-sobor-v-sankt-peterburge.html

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (СПб)

На месте, где возвышается Крестовоздвиженский собор, в 1-й четверти XVIII века стояла церковь пророка Иоанна Предтечи. Она строилась для жителей Ямской слободы и украшала Новгородскую дорогу – единственную магистраль, соединявшую Петербург с внешним миром. Уже через 20 лет храм обветшал, и Святейший Синод распорядился о начале возведения рядом каменного здания.

Первый Крестовоздвиженский собор в Петербурге

Решение посвятить храм одному из двунадесятых праздников объяснялось отсутствием подобных церквей в строящемся городе. План арх. И. Шумахера был воплощен к 1748 году. Неотапливаемый храм в форме четырехконечного креста имел три придела, — Воздвижения Креста Господня, святого пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. 

Продолжение строительства

Морозы не давали прихожанам возможности пользоваться летним храмом. Вскоре возникла нужда построить теплую церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. После освящения однокупольного трехнефного храма в 1768 году, основной архитектурный объем в течение столетия был дополнен двумя приделами.

Первый получил название в честь святителя Иоанна Златоуста. Второй, построенный в 1861 году, носил имя святого князя Александра Невского – покровителя императора Александра II, и был возведен в память события подписания государем Манифеста об отмене крепостного права. 

Надвратная колокольня

Мощной архитектурной доминантой возвышается над Лиговским проспектом 60-метровая колокольня Крестовоздвиженского собора, строившаяся с 1810 по 1812 годы по проекту арх. А. Постникова.

К колокольне с обеих сторон примыкают открытые галереи, опирающиеся на сдвоенные колонны. В центральном портале под гипсовыми барельефами устроены боковые ниши со статуями апостолов Петра и Павла.

Важно

В 1852 году завершилось строительство нового Крестовоздвиженского собора по проекту арх. Е. Диммерта. Облик храма сохраняется до нашего времени. В архитектурный ансамбль в разное время входили:

  • приходское кладбище;
  • Предтеченский сад;
  • «Союзкинопрокат»;
  • морг для умерших в блокаду жителей Ленинграда.

В 1991 году, после окончания богоборческой эпохи, все храмы были переданы русской Православной церкви. Восстановление разрушенных святынь взяли на себя потомки казачьих родов России. На территории комплекса можно увидеть бронзовые бюсты членов династии Романовых и памятник митрополиту Иоанну (Снычеву), установленный в 2016 году.

Источник: http://excava.ru/holy-cross-cathedral/

Крестовоздвиженский собор (Санкт-Петербург) в городе Санкт-Петербург

Крестовоздвиженский собор (казачий) — один из старейших соборов Санкт-Петербурга.

? районе реки Лиговой (тогда — Чёрной) после основания города поселились ямщики. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 они построили при местном кладбище, существовавшем и в начале XIX века, деревянную часовню.

Denis Garipov @ Foursquare

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по приказу архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году быа построена деревянная ярусная колокольня. Колокола из храма были взяты из тех, которе привозились для переливания в пушки.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм.

В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную».

Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер.

Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

Затем несколько раз перестраивалась.

За этой церковью в 1764-68 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 архитектором В. Е. Морганом.

В 1848-52 гг. была перестроена архитектором Е. И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Т. Дылев.

В 1932 году Тихвинская церковь была переделано под котельную. В 1939 году церковь была закрыта, а в 1947 году была передана переоборудована в реставрационые мастерские.

Elena Velichenko @ Foursquare

Совет

В настоящее время все церкви возвращена верующим и являются действующими. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора. В 2000 году была передан православному приходу, объединившему петербургское казачествои получила статус «казачьего» собора.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

Контактная информация

?лижйшие станции метро: Лиговский Проспект, Владимирская, Маяковская.

Inside Ligovsky pr, 128 — Polyrus @ Flickr

Телефон: +7(812)764-08-08

Крестовоздвиженский собор

  • Энциклопедия Санкт-Петербурга

Храм Тихвинской Иконы Божией Матери — rt11sj @ FlickrSPb_12.2016_09 — ЕгорЖуравлёв @ FlickrVito Scandino @ FoursquareVkontakte User @ VkontakteVkontakte User @ Vkontakte2009.09.20..12.33.39 — ahvalj @ FlickrVkontakte User @ VkontakteVkontakte User @ VkontakteЕлизавета Фисенко @ FoursquareYula Nikitina @ Foursquare

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Krestovozdvizhenskiy-sobor-Sankt-Peterburg-1935

Крестовоздвиженский Казачий Собор

Православный храм в честь праздника Воздвижения Креста Господня является одним из старейших храмов Санкт-Петербурга. Перваначально построен в 1718 году как небольшая церковь во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.

В 1731 году церковь сгорела и на ее месте была построена сначала часовня, которая впоследствии переросла в церковь с Никольским приходом, которым с 1743 г. пользовался лейб-гвардии Кирасирский полк.

Будучи построенным из старых материалов, храм просуществовал недолго и к 1748 году был перестроен в новую каменную церковь  во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В таком виде храм просущестововал около 100 лет. Т.к.

за это время он стал нуждаться в ремонте, было принято решение перестроить храм заново. В 1848-1851 годах Крестовоздвиженская церковь была перестроена в стиле барокко по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова. 

В обновленных храмах молились не только жители Лиговой стороны,  но в том числе и казаки, служившие в столичных Лейб-Гвардии Казачьем и Атаманском полках и не имевшие в ту пору собственного храма (казармы этих полков располагались вдоль Обводного канала). Возвращение казачьей гвардии из походов всегда знаменовалось службой в Крестовоздвиженской или Тихвинской церквях.

Крестовоздвиженская церковь была закрыта в 1938 году и предполагалась к сносу. Но позже ленинградское отделение объединения «Союзкинопрокат» ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви.

Здание было передано «Союзкинопрокату» под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий. По имеющимся сведениям, в 1937-1938 гг.

были расстреляны пятеро из священнослужителей Крестовоздвиженского храма.

Возрождение храма началось с возвращения всего комплекса Русской Православной Церкви в 1991 году. С 2000 года Крестовоздвиженская церковь имеет статус собора.

Обратите внимание

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 году установлен бюст Николая II.

С 2008 года за счёт средств городского бюджета идёт реставрация архитектурного комплекса собора: отреставрирована колокольня собора, позолочены купола, в 2014 году начались работы по реставрации кровли собора. 

Активное участие в восстановительных работах принимают казаки: за короткое время они освободили внутреннее пространство собора от бетонных перекрытий и перегородок, ведутся работы по подготовке собора к совершению богослужений. 

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/195621/

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Крестовоздви́женский со́бор (казачий), Крестовоздвиженская Ямская церковь — православный храм в честь праздника Воздвижения Креста Господня у пересечения Лиговского проспекта и Обводного канала. Один из старейших храмов Санкт-Петербурга, построен в 1739—1751 годах в стиле барокко. С 2000 года имеет статус собора.

История

В районе реки Лиговой (тогда — Чёрной) после основания города поселились ямщики. Первоначально у них не было своего храма. В 1710—1712 годах они построили при местном кладбище, существовавшем и в начале XIX века, деревянную часовню.

По прошению ямщиков Василия Федотова, Петра Кусова с товарищами, по благословению архимандрита Феодосия, в 1718 году была построена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Это было небольшое здание без колокольни. В 1723 году была построена деревянная ярусная колокольня. Колокола из храма были взяты из тех, которые привозились для переливания в пушки.

Колокольня, 1802—1812 гг.

В 1730 году церковь сгорела, на её месте опять поставили деревянный храм.

В 1740 году причт и прихожане сообщили, что «ныне от сущей ветхости кровлею весьма течет насквозь, и стенами ветха, и служение Святых Литургий совершается весьма с немалым опасением», просили разрешить им «напереди ея пред алтарем поставить вновь святую церковь каменную». Имя архитектора этой церкви неизвестно, наблюдал за строительством архитектор И. Шумахер.

Прихожане и причт пожелали вместо ветхой Иоаннопредтеченской построить каменную «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается», откуда церковь, а затем и собор получили название.

За этой церковью в 1764—1768 гг. была построена церковь Тихвинской иконы Божией Матери в стиле барокко. Она была расширена в 1842-44 архитектором В.Е. Морганом.

В 1848—1852 гг. была перестроена архитектором Е.И. Диммертом. Образа написал иконописец Коротков, лепку исполнил Т. Дылёв.

В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом И.И. Шигалёвым под сводами колокольни была устроена церковь Кирилла и Мефодия.

Важно

В 1932 году Тихвинская церковь была закрыта и переделана в котельную, в 1947 году переоборудована в реставрационные мастерские. Крестовоздвиженская церковь закрыта в 1938 году.

В настоящее время Тихвинская церковь возвращена верующим и является действующей. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора. В 2000 году была передана православному приходу, объединившему петербургское казачество; именуется «казачьим» собором.

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 году установлен бюст Николая II.

Настоятели

  • 1843-1854 — Иван Константинович Яхонтов

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/krestovozdvizhenskiy-sobor

Санкт-Петербург. Собор Воздвижения Креста Господня

Церковь расположена на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе, отчего часто называлась Ямской Крестовоздвиженской. Бытовало и название Иоанно-Предтеченская церковь – по названию одного из приделов храма.

В 1719 году на этом месте была построена деревянная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи, которая сгорела в 1730 году, и в 1749 году была выстроена новая, Крестовоздвиженская церковь из камня с приделами Рождества Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца.

Через 100 лет она была разобрана и на ее месте в 1848-1851 годах был возведен новый храм архитектором Егором Диммертом, учеником Стасова. Увенчанное пятью многогранными куполами, украшенное пилястрами здание построено в стиле барокко середины XVIII века.

Церковь располагается в глубине обширного участка, прилегающего к Лиговскому проспекту, часть которого занимало кладбище, впоследствии ликвидированное.

Кроме главного престола, освященного 2 декабря 1851 года, в ней имелись приделы: северный – во имя Святителя Николая Чудотворца и южный – во имя Рождества Иоанна Предтечи, освященные соответственно 8 и 1 июня 1852 года.

Позднее в церкви были устроены еще два придела: у южной стены церкви – во имя Святых Равноапостольных Константина и Елены, у северной стены – во имя Святого Сергия Радонежского. Четырехъярусная шестидесятиметровая надвратная колокольня церкви построена в 1810-1812 годах по проекту архитектора А. И.

Постникова (1766-1830). Здание колокольни увенчано шпилем и декорировано колоннами и статуями. Поражает воздушность контура колокольни, пропорциональность всех ярусов, завершаемых узким шпилем. Эта одна из красивейших колоколен Петербурга – важнейшая градостроительная доминанта района.

Под сводами колокольни находилась церковь Святых Кирилла и Мефодия, устроенная в 1872 году иждивением купца Шигалева. В композицию органично входят две невысокие часовни,соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн.

Церковь была закрыта в июле 1932 года, а в 1939-1941 годах вся внутренность церкви, лишившейся своего убранства, подверглась основательной переделке. Интерьер исказили и обезобразили межэтажные перекрытия и капитальные поперечные стены. Здесь разместились реставрационные мастерские.

Ныне церковь возвращена верующим и действует в статусе собора. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания.

Совет

У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в 2002 г. установлен бюст Николая II.

В Ямской слободе на Лиговом канале» находилась Крестовоздвиженская слободская церковь, освященная в 1749 году. Обветшавшая за сто лет церковь была предназначена к слому, но община и причт захотели сохранить церковь «бывшую в продолжение ста лет местом их молитвы».

Решено было перестроить ее на «доброхотные даяния» прихожан, что было поручено архитектору Е.И. Диммерту. По мнению Диммерта церковь была «и прочною и построенною из отличных материалов и с довольно толстыми стенами». Это подтвердила и комиссия, назначенная по распоряжению П.А. Клейнмихеля.

Было решено не разбирать постройку, а расширить ее, укрепить конструкции «бутовыми стенками и сделать в этих стенках оборотные арки», «возвысить наружные стены», соорудить пять куполов, а также «улучшить» внутреннее и наружное оформление храма. План церкви по проекту Диммерта изменялся «из продолговатого в крестообразный». В 1847-1852 г.г.

церковь была перестроена. Архитектор руководствовался опытом «возобновления» старинных зданий. Он должен был существенно изменить объем и силуэт церкви и создать ее новое убранство в духе времени основания храма. Слободские церкви елизаветинского времени не блистали дворцовой роскошью, поэтому Диммерт выбрал скромный характер отделки.

В описании храма, составленном в начале ХХ века, отмечалось «нынешний фасад церкви не напоминает прежнего», хотя и выдержан в характере «незатейливой архитектуры времен Анны Иоанновны».

По книге: Бурдяло А.В. Необарокко в архитектуре Петербурга (Эклектика. Модерн. Неоклассика.) – СПб: «Искусство – СПб», 2002г.

Воспринимать Крестовоздвиженский собор вне его окружения, как минимум – без великолепной колокольни с её изысканной ордерностью, выверенными пропорциями, типично “питерским” шпилем и запоминающейся колоннадой, не то чтобы не имеет смысла, но весьма непросто.

Обратите внимание

Архитектору Диммерту удалось очень органично вписать позднейшую постройку в уже существующую среду, создать по-настоящему целостный ансамбль, выстроить единый образ, сыграв на контрастах. Зодчий блестяще решил головоломку.

Подумать только: собор середины ХIХ века должен имитировать постройку середины ХVIII века и при этом сочетаться с колокольней конца ХVIII – начала ХIХ века. Прошла ведь целая архитектурная эпоха! Одно неверное движение – и на ансамбле неизбежно легла бы печать дурновкусия.

Но Диммерт, проанализировав архитекурные приёмы середины предшествующего столетия, остановил свой выбор на элементах даже не елизаветинского, а “аннинского” барокко. Стилизация архитектору вполне удалась.

Читайте также:  Благоверный князь михаил черниговский и боярин его феодор

Крестообразный план церкви, в отличие от плана храма-“корабля”, более соответствовал эстетике как барокко, так и вошедшего в моду в то время русско-византийского стиля; украшение стен пилястрами с замысловатыми капителями подчеркнуло стилевую преемственность по отношению ко второй четверти ХVIII века, и этот эффект был усилен выразительным пятиглавием с намёком на криволинейность куполов. На самом деле купола – простые восьмигранные, чуть вытянутые в вертикальной проекции: Диммерт визуально усложнил их силуэт при помощи фигурных люкарн (у центрального купола – четыре по сторонам света, у боковых – целых восемь, на каждую грань!) и барочных “ярусных” главок сложного профиля. Характерное для Петербурга, стилистически близкое местной архитектурной среде сомкнутое барочное пятиглавие выразительно контрастирует с 60-метровой колокольней, своим шпилем напоминающей о других петербургских градостроительных ориентирах – Петропавловском соборе и Адмиралтействе. Указанный контраст не вызывает отторжения: храм и колокольня – это, если можно так выразиться, архитектурная диалектика, единство и борьба противоположностей, объёдинённых единым эстетическим началом. И шпиль колокольни, и её скульптурное убранство – дань петербургским традициям. Наверное, благодаря этой зримой преемственности форм колокольня, выстроенная в эпоху почти тотального господства зрелого “имперского” классицизма, не вступает в противоречие с храмом. Стройная колоннада, полукружьем связывающая колокольню с двумя соборными часовнями, прекрасно вписывается в храмовый ансамбль. Если колокольня – его организущая вертикаль, то колоннада – своего рода организующая горизонталь. Восприятие собора неотделимо от восприятия всего комплекса. Его объём раскрывается от входа на территорию ансамбля – из арки в нижнем ярусе колокольни. Узость проёма заставляет храм “вступать в игру” как бы по частям. Тон задаёт изысканное оформление дверей, затем в дело вступают купола с криволинейными люкарнами, а последним аккордом звучат сложные главки, исполненные в необарочном стиле.

Завершение Крестовоздвиженского храма – это отдельное произведение искусства, удачная стилизация под петербургское барокко ХVIII века. Неизбежные стилистические упрощения если и заметны, то далеко не сразу.

Благодаря удачно подобранным пропорциям, изысканной игре прямых и извилистых линий завершение храма воспринимается прекрасно организованной архитектурной феерией; пирамидально восходя к небу, ажурные купола и главы перекликаются с облаками. К сожалению, варварская перепланировка середины ХХ века полностью лишила Крестовоздвиженский храм внутреннего убранства.

За красотой фасадов, величественностью внешних форм – печальная пустота. Долгая, кропотливая и дорогостоящая реставрация, надо думать, вернёт церкви былое великолепие.

Интересны были и детали интерьера церкви, на которые обращали внимание старинные источники: среди них – “Цицарские” (австрийские) стёкла в окнах куполов, дубовый паркет в алтарях и каменный “из серой плиты” в самом храме, ограждающая солею железная решётка с бронзовыми и медными деталями.

Отмечалось и об организации отопления храма: семь (на середину ХIХ века, а в начале ХХ века – уже пять) “аммосовских” (пневматических) печей на собственно храм, шесть изразцовых кафельных печей – на алтари и сторожку, две (позже четыре) железные печи – на хорах; ещё одна “ребровая” – в притворе.

Церковь расписывали как минимум дважды – вскоре после постройки и в 1877-1878 годах. Известны авторы росписей – мастера Я. Казаков и Е. Бушков. Эти росписи были забелены при перестройке храма в советские годы. Крестовоздвиженский храм в плане имеет вид латинского креста: его длина – 53 метра, ширина – 35 метров.

Высота храма с крестом – 41 метр, колокольни – около 60 метров.

Храм, помимо главного Крестовоздвиженского, имеет четыре придела – Рождества Иоанна Предтечи; святителя Николая Чудотворца; святых равноапостольных Константина и Елены; преподобного Сергия Радонежского, а также шестого в колокольне – в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №117, 2014 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01671

Собор Воздвижения Креста Господня на Лиговском проспекте в Санкт-Петербурге

Православный храм находится на дорожном пересечении Лиговского проспекта и самого глубокого в городе Обводного канала. Собор воздвигался в середине XVIII столетия и считается старейшей петербуржской церковью. Сегодня это строение, выполненное в стиле барокко, носит имя «казачьего», так как в 1991 г. храм отдался во владение приходу, который объединил казачество в Северной столице.

История постройки

История строительства величественного храма восходит к годам становления самой северной столицы. В XVIII столетии вместо сегодняшнего Лиговского проспекта существовала Новгородская дорога, древний и единственный тракт, по которому можно было добраться в строящегося Петербурга. Вдоль этой магистрали селились ямщики со своими семьями, — так появилась Ямская слобода.

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

  • Вскоре люди начали испытывать нужду в религиозной постройке, они просили благословения у архимандрита Феодосия. Церковь воздвигли общими усилиями в 1718 г., а через год её торжественно освятил иеромонах Варлаам, наместник Александро-Невской обители. Новоявленный собор назвали в честь Рождества И. Крестителя.

  • Храм создавался в стиле петровского зодчества, он представлял собой продолговатое здание с высокой крышей, которую венчал шпиль. Однако начальное строение не имело рядом колокольни, её построили только 1723 г. и использовали древесину в качестве основного материала. Четыре 300 килограммовых колокола заимствовали с пушечного городского двора.

В 1730 г.

собор Иоанна Предтечи сгорел полностью, через год на месте пепелища поставили небольшую часовню, которую купили и привезли из петербуржского завода. Освящение здания произошло в конце февраля 1731 г., торжественным процессом руководил протопоп П. Григорьев. Вследствие этого часовня стала называться православной церковью. В 1734 г.

воздвигли Никольский придел, которым через десятилетие стал пользоваться Кирасирский военный полк.

Преображение старого здания

Так как храм создавался из деревянных брусьев, вскоре строение пришло в негодность: протекала кровля, стены обветшали. В 1740 г.

прихожане церкви обратились за помощью к Священному синоду, прося благословение на возведение рядом нового собора.

Миряне просили взять за основу камень и назвать новоявленную постройку во имя Животворящего Креста, так как храма с подобным наименование в Петербурге еще не существовало.

Крестовоздвиженский казачий собор в Санкт-Петербурге

  • Главным архитектором назначили зодчего И. Шумахера, по его плану церковь состояла из трёх приделов. Основную пристройку в честь Воздвижения Креста освятил преподобный Феодосий в начале лета 1748 г.

    Северный придел получил наименование во славу святого Николая Чудотворца, а западный — во имя преподобного Иоанна Крестителя.

  • Одноэтажный храм, построенный из камня, своей формой представлял католический крест.

    В восточной части строения отчетливо выделялся прямоугольный выступ, с противоположной стороны располагался симметричный притвор. Колокольня находилась как раз в западной части здания.

  • Священнослужители и миряне обратились к Священному синоду с еще одной просьбой.

    Люди хотели, чтобы на месте старой деревянной церкви, стоявшей без применения, построили отапливаемый храм. Это благородное прошение вскоре удовлетворили, финансовые средства предоставил городской купец И. Ильин. Новая церковь, располагавшаяся за алтарем храма, получила название Тихвинской.

  • Возведенная церковь напоминала по своей форме самое первое деревянное здание 1748 г. Она представляла собой прямоугольное строение, с восточной стороны которого виднелось чуть заметное расширение. Внутреннее помещение слагалось при помощи трёх нефов, перегородки которых завершались крестообразными сводами.

    Церковь имела одну главу, поставленную на восьмерике, декорированном пилястрами (выступами).

В середине декабря 1768 г. Тихвинский собор торжественно освятили. Петербургский купец по имени И. Меньшой возжелал построить на свои деньги здесь дополнительный придел. Пристройку освятили в 1800 г. в честь преподобного И. Златоуста.

История храма с XIX столетия

В 1804 г. зодчий А. Постников представил чертежи надвратной колокольни, которую воздвигли в 1812 г. Постройку при помощи крытых галерей гармонично соединили с двумя небольшими часовнями.

В нишах самой колокольни расположили скульптуры великих христианских апостолов. Высота сооружения составляла 60 метров, верхнюю часть декорировали восемью апостольскими изображениями, нижнюю — четырьмя.

Сегодня Крестовоздвиженская колокольня ярко выделяется на Лиговском проспекте и считается важнейшей достопримечательностью Северной столицы.

Внутри Крестовоздвиженского собора, Санкт-Петербург

  • В середине XIX столетия в ограду, протяженность которой составила 610 метров, вставили железные решетки, выкованные мастером Ф. Мартьяновым. На третьем ярусе этой колокольни располагалось 20 колоколов.
  • В 1872 г.

    под её сводами устроили приход во имя Кирилла и Мефодия. Работу над этим проектом возглавлял архитектор Л. Бульери. Новоявленную церковь освятил митрополит Исидор в 1878 г. Чтобы войти в храм, нужно было подняться по каменной лестнице.

Тихвинская церковь и находящийся рядом собор Воздвижения Креста простояли без ремонтных работ целое столетие. Священство предприняло попытку полной перестройки этих храмов. Проект архитектора В. Моргана был выполнен в лучших традициях греческого зодчества.

Монументальное здание рассчитывалось на 2500 прихожан, а по своей форме напоминало Исаакиевский храм. Однако неправильно было оставлять многолюдный район города без собора на время перестройки.

  • Управители решили сперва расширить маленький Тихвинский собор, а уже после переходить к полноценной модернизации церковных зданий. В начале лета 1844 г. приделы И. Крестителя и Николая Угодника переместили из собора Воздвижения в соседний храм, а вскоре торжественно освятили. С этого момента Тихвинская церковь окружалась каменным прямоугольником, она увеличилась в размерах за счет ризницы и небольшой сторожки.
  • Вскоре обнаружилось, что финансирования на проект не хватает, поэтому комиссия получила официальное разрешение на возведение нового Крестовоздвиженского собора. Архитектором назначили Е. Диммерта, строить начали в середине весны 1848 г. Работы проходили в быстром темпе, однако собор доделали уже после смерти главного зодчего. Отделка внутренних помещений завершилась в конце 1851 г., освящение прошло под руководством преподобного Никанора.
  • Город становился больше, в церквях молились жители Лиговского проспекта, военные атаманских полков. По возвращении отечественных воинов из похода в храме всегда проходили торжественные богослужения. В середине XIX настоятелем собора являлся протоиерей И. Яхонтов, знаковый проповедник и богослов, в 1883 г. его сменил В. Гуляев, знаменитый законоучитель. В 1875 г. здесь организовали общество помощи беднякам, которое создало три богадельни. Активисты предоставляли приют для пожилых и сирот, давали им пищу и обучение.

На заметку! В середине XIX столетия Крестовоздвиженский собор представлял собой здание, напоминающее формой латинский крест. Длина собора — 53 м, ширина — 35 м, а высота — 41 м. Одноэтажный храм знаменовался пятью главами, в которых виднелись световые барабаны. В трех нефах стояли алтари, внутри имелось пять престолов. На большом куполе изображались семь ангелов, херувимы и преподобный И. Предтеча. Фасад Крестовоздвиженского собора создавался в манере зодчества периода Анны Иоанновны.

Советский этап и современность

В 1932 г. собор был закрыт властями и использовался как школа, в начале 40-х здесь находилась мастерская радиотехникума. В 1938 г.

большевики рождали идею, согласно которой церковь закрывалась и сносилась, но этот порыв не воплотился в жизнь. Через некоторое время право на владение зданием хотело приобрести объединение «Союзкинопрокат».

Ходатайство удовлетворили, и собор использовался в качестве хранилища для кинопленки.

Иконостас собора Воздвижения Креста Господня

  • Интерьер Крестовоздвиженской церкви исказили, используя вольную перепланировку и возводя перекрытия и стены. Некоторые данные утверждают, что в период с 1937 по 1938 г. большевики расстреляли пятерых священников собора.
  • Во время бомбардировок Ленинграда церковь пострадала от снарядов.

    В зимний период ужасающей блокады сюда свозили трупы умерших, которых хоронили только весной.

  • Возрождение обоих храмов началось в 1991 г., митрополит Иоанн благословил передачу церкви Воздвижения Креста в управление российского казачества. Первым настоятелем нового периода стал священнослужитель В. Сергиенко.

    Через месяц на колокольне Крестовоздвиженского храма установили титановый крест высотой 4 метра. Первый молебен прошел в конце мая 1991 г.

Состояние церкви оценивалось как катастрофическое, она была изуродована перекрытиями и отсутствием креста и купола. Внутри располагались токарные и деревообрабатывающие станки, а вместо пола находился асфальт.

Внешний облик также печалил взгляды казаков и обычных мирян.

Восстановление началось при финансовой поддержке городского благотворителя Ю. Петрова. Рабочие убрали перегородки, отремонтировали внутреннее и внешнее убранство, установили купол. Пришлось долго трудиться, чтобы очистить собор от мусора. Первое богослужение здесь прошло в 1993 г., на праздник Пасхи.

Важно

На заметку! У алтарной стены храма в конце весны 2002 г. установили бюст последнего царя Российской империи Николая II. У подножия памятника расставили уникальные капсулы с землей со всех территорий отечественного казачества. В конце мая 2013 г.

рядом с бюстом Николая II торжественно установили памятную скульптуру Цесаревичу Алексию, которого считают главным Атаманом России. Третьим величественным экспонатом в этой композиции стал памятник в честь святой мученицы Александры Федоровны.

Все три бюста выполнил петербуржский скульптор С. Алипов.

Текущая деятельность храма

Действующая церковь, находящаяся по адресу: Лиговская, дом № 128, с большим радушием принимает прихожан и ценителей великолепной архитектуры.

На сегодняшний день в Крестовоздвиженском соборе продолжаются реставрационные работы, которые начались в 2008 г. За этот период мастера сумели восстановить изначальный облик колокольни, позолотить купола и отремонтировать кровлю. Здание является главной доминантой Лиговского проспекта и притягивает народ убранством и умиротворением.

Крестовоздвиженский храм, находящийся на Лиговском проспекте, дом № 128, ярко выделяется на фоне современных зданий Санкт-Петербурга и ежедневно приглашает паломников для участия в богослужениях. Несмотря на тяжелую историю становления и угнетения, собор сумел возродиться и возобновить усердную работу во имя Всевышнего Господа.

Престольные праздники

Главный престольный праздник Воздвижение Креста Господня назначен на 27 сентября.

Кроме него, в храме чтут память святых:

  • 22 мая и 19 декабря в Крестовоздвиженском соборе отмечают память великого святителя Николая Угодника;
  • 8 октября и 18 июля священнослужители и прихожане чтут имя Сергия Радонежского
  • пророка Иоанна Крестителя славят 5 раз в году.

Сегодня настоятелем храма является протоиерей В. Сергиенко, ему помогают три священника и два диакона.

Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге

Янв 17, 2019 13:46Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/krestovozdvizhenskij-kazachij-sobor-v-sankt-peterburge.html

Ссылка на основную публикацию