Мученик александр римский

Александр римский, воин – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Мч. Александр Римский

Александр Римский (+ 284-305), воин, мученик

Память 13 мая [1], 14 мая (Греч. [2])

Служил в полку трибуна Тивериана в Риме. Ему шел 18-й год, когда римской император Максимиан Геркул (284-305) издал приказ, чтобы все граждане в определённый день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы.

Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам. Тивериан, боясь за себя, донёс императору Максимиану, что в его полку есть христианин. За Александром сразу же были посланы воины.

В это время Александр спал. Его разбудил ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во всё время подвига. Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу, и лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю.

Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ.

Обратите внимание

Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив ещё, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твёрдым в своём исповедании, обличая императора и всех язычников. Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания.

Мч. Александр Римский. Фрагмент фрески “Минологий-Май” в церкви Благовещения, Грачаница, Косово, Сербия (ок. 1318)

Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан. Мученика, скованного цепями, повели во Фракию.

В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге её сына. Пимения нашла его в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твёрдо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана.

Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: “Велик Бог христианский!” Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы.

Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну быстрее идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью. В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож.

На этом суде святой Александр остался также непоколебимым. Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенёс все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды.

Во время остановки в пути святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, после чего плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: “Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг”.

Мучение св. Александра Римского. Фреска (1537 г.) в монастыре Дионисиат, Афон. Автор Зорзис Фука

В городе Дризипер Тивериан вынес святому смертный приговор.

Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел ангелов, пришедших за душой мученика.

По молитве святого ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсёк его главу. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны.

У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил её и сообщил, что скоро и она переселится в Небесные обители.

Молитвословия

В июне 1989 года по поручению Священного Синода Русской Православной Церкви в ответ на прошение православных христиан из Италии, чей приходской храм был освящен в честь мученика Александра Римского, митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом была написана полиелейная служба святому (опубликована в кн.: Никодим (Руснак), митр. Сборник служб и акафистов. – Харьков: Прапор, 1996. – СС. 211 – 222; https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-rimskij).

Кондак, глас 4 (текст митр. Никодима (Руснака))

Я́ко звезда́ многосве́тлая, возсия́л еси́ от Ри́ма,/ му́чениче Алекса́ндре,/ и, я́ко би́сер многоце́нный, в земли́ Виза́нтийстей ра́достно под ме́ч/ за Христа́ главу́ твою́ преклони́л еси́/ и, сию́ непоро́чное благоуха́ние Бо́гу прине́сл еси́,/ да красу́ется Це́рковь земна́я и Небе́сная// во сла́ве испове́дников Христо́вых.

Использованные материалы

[1]  В кн.: Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Том II, http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasskij/polnyj-mesjatseslo…2_1, наряду с паматью “Св. муч. Александра римского в Дризипаре во Фракии при Максимиане (284—305)”, содержится также память “Священномуч. Александра, еп.

тивериадского мечем при Максимиане”. Эта память была включена в месяцеслов “Настольной книги священнослужителя” (Том 3. – М.: Издание Московской Патриархии, 1979. – С. 317, http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf) – “Священномученика Александра, епископа Тиверианского”, однако в Минею. Май, ч. 2, изд.

Московской Патриархии, http://files2.regentjob.ru/minea/may2/may2455.html, уже не попала. В греческом “Большом месяцеслове” (ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ.

Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, “Синаксарь Православной Церкви”), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/3147/sxsaintinfo.

Важно

aspx, под 13 мая содержится память “Ὁ Ἅγιος Ἀλέξανδρος ὁ Μάρτυρας ὁ ἀπὸ Τιβεριανῶν” (“Святого Александра мученика Тиверианского”) с разъяснением: “Святой мученик Александр был усечён мечом. В Парижском кодексе (152 Supll.) сказано, что он был епископом; в Лавриотикском кодексе (Ι 70, φ.

238β) сказано, что святой был воином войска Тивериана во время правления Максимиана (285-305)”. Софроний (Евстратиадис) [выдающийся богослов, митрополит Леонтопольский, 1872-1947] полагал, что фраза «ἐπὶ κόμητος Τιβεριανοῦ» была искажена переписчиком, в результате чего и возникло ошибочное: «ἐπισκόπου Τιβεριανῶν»”. Иными словами, речь идёт о том же мученике Александре Римском.

[2]  Как “Άγιος Αλέξανδρος που μαρτύρησε στις Κεντουκέλλες” (“Святого Александра замученного в Кентукеллах”) – ср. в “Полном месяцеслове Востока” Сергия (Спасского) о мч.

Александре Римском: “У Никодима в синаксаристе два сказания о сем мученике: одно 25 февраля краткое, из коего видно, что он родом из Карфагена, другое пространное 14 мая; в конце его говорится, что собор сего мученика совершается в Кентукеллах; без сомнения местность в Царьграде, может быть по имени италийского города Кентукелл в Тусции (Сеntum сеllае)”. См. страницу сайта прихода Митилинского храма Живоносного источника Ημερολογιακό εορτολόγιο με πλήρη παρουσίαση πάντων των Αγίων (Календарь праздников. Полное перечисление всех святых), http://www.pigizois.net/sinaxaristis/05/14_05.htm; страницу греческого частного сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/4019/saint.aspx.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5791.html

Святой мученик Александр Римский

Максимиан, римский император (285-305), устроив близ Рима новое капище в честь Юпитера, на день его открытия назначил торжество и народный праздник.

При трубных звуках глашатаи ходили по городу и взывали: «Кто любит богов, завтра утром идите вместе с государем в храм Юпитера». И утром действительно пошло туда много народу – кто-то для поклонения, кто-то по торговым делам.

Некий трибун Тивериан приглашал туда и подчиненных ему воинов, но один из них, Александр, сказал ему:

– Если бы ты приглашал поклониться истинному Богу, я бы с радостью пошел, ваши же боги недобрые, поклонников своих учат только беззаконию и мерзостям.

https://www.youtube.com/watch?v=7ce00FrR3y0

О случившемся тотчас было доложено императору, и Максимиан повелел доставить ослушника к нему. Александр же в это время еще спал, и было ему видение.

Явился ангел Господень и сказал: «Будь мужественен и крепись! Предстоят тебе страдания за имя Христово, и уже идут за тобой воины. Не бойся! Встань и помолись Богу, а я буду с тобой». Александр пробудился и встал на молитву.

Затем, выйдя из дома, увидел воинов, которые наложили на него оковы и повели к царю.

Максимиан призвал юношу к ответу и он бесстрашно заявил:

– Я поклоняюсь единому Богу, других же не знаю. Бог мой невидим, но всемогущ, все Ему подвластно.

Император решил сохранить воину жизнь, но при одном условии: он должен принести жертву.

Александр же в ответ принялся обличать безумие язычников, обоготворивших пороки и безнравственных людей, и укорять царя, находящего удовольствие в мерзостях и не признающего Бога, давшего ему и  честь, и царство.

Тогда Максимиан приказал трибуну Тивериану предать юношу пыткам и отправиться во Фракию изыскивать и преследовать христиан. Тивериан выполнил приказ и решил для устрашения народа взять истерзанного Александра с собой. Мать мученика, Пимения, извещенная о подвиге сына, с упованием на Бога последовала за ним.

Читайте также:  Блаженный николай кочанов

Долго продолжалось это чудовищное шествие, юноша подвергался все более изощренным пыткам. И вот, наконец, сделав остановку у реки Еригон, Тивериан в последний раз подверг мученика допросу. Юноша оставался неколебим, и трибун приговорил отсечь ему голову, а тело бросить в реку. Воины остались исполнить приговор, а сам Тивериан отправился в путь.

Совет

Множество народу из окрестностей сошлось туда – большею частью христиане. Александр испросил у спекулатора (палача, исполнителя казни) дозволения совершить молитву. Умыв руки и лицо, оградив себя крестным знамением, он помолился, а затем обратился к собравшимся:

– Отцы и братья! Помните: я с радостью приму смерть за Господа нашего, да будет милостив Он ко мне и всем христианам. Все же помолитесь обо мне…

После казни тело мученика было брошено в реку. По велению Божию четыре пса извлекли тело на берег и сидели при нем. Отгоняя зверей и птиц. Пока не прибыла мать святого. Она предала его честному погребению.  

25 май 2013 /

Источник: https://pravoslav-voin.info/azi/3824-svyatoj-muchenik-aleksandr-rimskij.html

Святому мученику Александру Римскому

Мученик Твой, Господи, Александр, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: / имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи,/ сокруши и демонов немощныя дерзости, / Того молитвами спаси души наша

Канон мученику Александру на 8, глас 4

Песнь 1

Ирмос: Во глубине постла иногда / фараонитское всевоинство преоруженная сила, / воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть, / Препрославленный Господь, славно бо прославися.

Якоже Самуил иногда, от вышних повелений избран явился еси, мучениче Александре, со Христом воинствовати во утверждении Церкве Его святыя, в нейже порфира естества нашего в пакибытии обновляется, молитвами твоими.

Видяще, како возлюби Господь души твоея доброту, верный воине Христов Александре, егда славу мира сего презрев, венцем мученическим возжелел еси украситися. Молимтися, воспламени и сердца наша горением любве твоея ко Господу.

Силою Вышняго озаряемь, изшел еси, боголюбиве Александре, в сретение воинов по тебе грядущих, сихже, к ногам твоим падших, воздвигл и возвестил еси им тебе предреченнии страдания, в нихже от Рима до Византии всеусердно Христа проповедал еси, молитвенниче предивне.

Богородичен: Светом нас Твоего милосердия во тьме неразумия лежащих озари, Мати Божия, Едина, Царя Светодавца Рождшая, Егоже, пресладкаго Сына Твоего и Бога нашего, моли спастися от бед и скорбей всем нам, на помощь Тя призывающих

Песнь 3

Ирмос: Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, / языческая неплодящая церковь, / пришествием Твоим, / в нейже утвердися мое сердце.

Облагодатствован суще крепостию Божественною, грядеши к подвигом мучения усердно, всеблаженне Александре и, яко агнец безгласен, терпиши ноготьми железными стружение, возжен любовию до конца за Христа страдати да Сего возлюбленна приобрящеши.

Мученми многими тщится злочестивый Тивериан разлучити тя от любви Христовы, но посрамлен бысть окаянный, обрете бо тя на камене веры силою Божественнаго Духа утвержденна, страстотерпче Христов доблественнейше.

Обратите внимание

Яко жених церковный, узами железными связуемь, в посте и молитве шествовал еси от Рима до Византии венцем мученическим венчатися, да вернии востока и запада, узами любве Христовы связуеши, в союзе любви изнемогающих.

Богородичен: Глаголом Твоим последующе, роды родов присно Тя ублажают, Мати Божия, Бога бо истинно родила еси, Дево Чистая, Егоже, яко Мати Света, усердно моли даровати Церквам единомыслие, в союзе мира Божественна.

Седален, глас 4

Днесь Церковь Христова веселится, / Рим же да радуется, Византия ликовствует, / видяще тя, мучениче Александре, / за Истину Христову страждуща, / яко ангел светлый, в сорокадневном посте молитвою насыщаемый, / козни вражия верою победив, / славу Церкве Христовы утверждающе.

/ Воини же сему дивляхуся, глаголаху: / Велик Бог Христианский, за егоже мучения сия подъял еси, воине Христов предивный. / Мы же, память твою празднующе, взываем ти: / сопряжи ны узами любве твоея, / да не страждет Тело Христово в распрех наших, / якоже на колех растерзаемо.

Слава, и ныне, Богородичен:

Безневестная Чистая Дево, Богородице, / Едина верных Предстательнице и Покрове, / бед и скорбей и лютых обстояний вся избави, / на Тя надежду Отроковице, имущих: / Церкве в единомыслие веры утверди / и, якоже ведаеши человечестии скорби сердечнии, / чад Своих во едино собери, / и вся ны спаси Божественными молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, / но Сам, Господи, воплощся, / и спасл еси всего мя человека. / Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи

Благодатию Святаго Духа из млада в вере чисте воспитан, любовию Христу пожерлся еси, верный воине Христов, Александре, и, яко многими скорбьми обуреваемь был еси, предвари молитвою за ны ко Господу, в скорбех мнозех изнемогающих.

Проповедник велегласен веры Православныя, еще неделимой суще, явился еси, верный друже Христов Александре, умягчи каплями кровей твоих, за Церковь Христову пролиянных, сердца, распри и нестроения и вражду в ограде Ея сеющих.

Душу и помышление к тебе простираем, страстотерпче Христов Александре, согрей нашу веру и любовь к Богу, изнеможения наша подкрепи, да закону Его усердно последующе, поприще спасения нашего прейдем непосрамленно.

Богородичен: С Богом Тя Заступницу стяжахом, Пречистая Дево Марие, Ты бо Мати Божия явилася еси, Творца и Содетеля нашего во утробе приимше, Всенепорочная, всех от смерти и тления спасла еси, Надеждо наша и Утешение, и Покров теплоты сладчайшея.

Песнь 5

Ирмос: Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже: / Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику, Отцу Твоему, / от нощи неведения приведение имамы.

Свеща светозарная, пламенем веры неугасимо пламенеюща, явился еси, Александре, верныя во градех и весех шествия твоего во ограду Церкве Святыя созывая, путь ко Христу осветил еси им, к Воскресению грядущему ведущий.

Воду живу, от ребр Христовых истекшу, молящеся источи память твою чтущим, якоже иногда во граде Карасурском источил еси воду из камене, еюже напоил еси жаждущих, к месту усекновения главы твоея поспешавших, всеблаженне.

Приидите, христолюбивые матери, со страстотерпца материю Пимениею возрадуемся, видяще сына ея славою и честию увенчана, егоже, яко крин неувядаемый, она, себе и Христу на радость благодатно возрасти, тления и смерти духовныя избави.

Богородичен: Нам любящим тя, и любовию чтущим святую память твою, верный друже Христов, с Пречистою Богоматерию исправления жития, клеветы и злобы человеческия избавления, и прегрешений прощения даровати испроси.

Песнь 6

Ирмос: В бездне греховней валяяся, / неизследную милосердия Твоего призываю бездну: / от тли, Боже, мя возведи.

Неослабными язвами сокрушаемое тело твое, Александре, силою любви ко возлюбившему тя Господу, душевное благородие непоколеблемо соблюл еси во Христе радующеся, душею и телом освящен явился еси, скорбящим утешение ниспосылаеши.

Дивящеся богатству добродетелей твоих, Александре, молим тя якоже благословил еси древо, у негоже от мучителей истязуемь был еси, и сие от того часа плод исцеления верным приношаше. Исцели, боголюбиве, сердца наша, да принесем плод покаяния нелицемерна.

Важно

Терпением и душевным мужеством, и крепостию помысла превзошел еси всю гонителей горькую ярость, воине Христов Александре, да и мы, в испытаниих лютых, на твои страдания взирающе, не посрамим малодушне Возлюбившего нас до Крове.

Богородичен: Управи и освяти ум наш, Мати Божия, обуреваемый нашествием скорбей и тлетворных страстей, спаси к Тебе прибегающих, иныя бо помощи, Чистая, разве Тебе, не имамы, помози Владычице, да не погибнем в пучине отчаяния.

Кондак, глас 4:

Яко звезда многосветлая, возсиял еси от Рима, / мучениче Александре, / и, яко бисер многоценный, в земли Византийстей радостно под меч / за Христа главу твою преклонил еси и, / сию непорочное благоухание Богу принесл еси, / да красуется Церковь земная и Небесная / во славе исповедников Христовых.

Икос:

Светозарный светильник явился еси, богомудре Александре, благодати Божественныя исполнен сый в телеси твоем, егоже спекулаторы ввергоша в реку по многострадальней кончине твоей.

Смотрением же Божиим, двоица псов извлекоша честнии мощи твоя, приседяху стрегуще я от птиц и зверей дивиих, доколе же блаженная мати твоя Пимения, пришедше, со слезами, псаломски.

помазаша сии миром, погребше тя при оной реце Ергине, идеже исцеления многа совершишася болящим, с верою ко гробу страстотерпца Божия приходящих, да красуется Церковь земная и Небесная во славе исповедников Христовых.

Песнь 7

Ирмос: Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя / высок пламень вознесло есть. / Христос же простре Богочестивым отроком росу духовную, Сый благословен и препрославлен.

Яко красное и священнейшее заколение сам себе принесл еси Пастыреначальнику Христу, за всех Божественне заклавшагося, и огнем мучений всесожеглся еси, славне Александре, в сладости Ангельской победно вопиюще: отец наших Боже, благословен еси.

Мольбы наша услыши, всеблаженне, и приити нам на помощь потщися, люте обуреваемых скорбьми, и нуждами житейскими, и бесовскими озлоблении, яко да спасаеми тобою, и мы вопием: отец наших Боже, благословен еси.

Молитвы твоя пролей за ны ко Господу, боголюбиве Александре, и скверну студных дел наших каплями честных кровей твоих омый, надежду же укрепи, во еже чистым сердцем и сокрушенною душею воззовем: отец наших Боже, благословен еси.

Богородичен: Надежда ненадеждных Ты еси, Богородице, веси бо, Царице, яко неизлечимыми раны страстей греховных изнуряеми, ко вратом погибели доспехом. Не отрини вопль душ наших, Всеблагая, да спасаеми, утешне зовем: отец наших Боже, благословен еси.

Читайте также:  Икона божией матери «умиление» псково-печерская, россия, псковская область, город печоры, псково-печерский монастырь, успенский пещерный храм

Песнь 8

Ирмос: Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, / Божиим велением халдеи опаляющая, / верныя же орошающая, поющия: / благословите, вся дела Господня, Господа.

Украшение мучеников показался еси и в жилищех нерукотворных Церкве Небесныя вечный покой обрел еси, любвеобильне Александре, нас же, во многих обуреваниих испытуемых, в тихое пристанище приведи, во еже во Христе радующеся, взывати: благословите, вся дела Господня, Господа.

Ума красотою увенча тя Господь, Александре, и сердце любви преисполненное дарова ти, во еже подъяти образ страданий Его непостыдно, имиже возвел еси человеческое немощное естество к чину Ангельскому, да и мы в надежде спасения вопием: благословите, вся дела Господня, Господа.

Огнь молитвы непорочныя пролей за ны ко Господу, верный мучениче Христов, да не пожрет нас злоба греховная, враждою снедающая, но, яко предстатель верный, вся ны к братолюбию приведи и утверждению Церкви Христовы верно служити уцеломудри, во еже любовию связуемым, взывати: благословите, вся дела Господня, Господа.

Богородичен: Яко Матерь Света, трапезу Хлеба Животнаго и руно, прохладой Святаго Духа орошенное, и сладость райскую, верных надеждою спасения услаждающую, почитаем Тя, Чистая Дево Мати, и веселящеся о Тебе, вопием: благословите вся дела Господня, Господа.

Песнь 9

Ирмос: Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы, нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная. Тем Всепетую Богородицу величаем.

Поюще многоразличная страдания твоя, Христа ради распеншагося, восхваляем тя, яко одушевленный сосуд, исцеления изобильно изливающий Ублажаем матерь твою Пимению, яже плод чрева своего Богу в дар благоприятен принесе, с нею же, достохвальне, молися мир ниспослати душам нашим.

Храм Святаго Духа воистину был еси, Александре, Сего преисполнен не боятися убивающих тело верных научаеши, но в животе и смерти прославляти смотрение Божие о нас, страданми воспеваеши преславно. Подвигни и нас сих не устрашатися, люте нападающих на нас.

Совет

О предивне мучениче Александре, приими от нас сие убогое славословие, яко дань молитвы, далеких по времени чтителей страданий твоих, и прииди нам на помощь, егда изнемогает дух наш, духом злобы поднебесныя томим, да не падше погибнем пред Лицем Божиим.

Богородичен: Крепкое Твое предстательство, Богоукрашенная Марие, и светлая Твоя слава по всей земли показася, о Тебе ныне хвалимся, имуще Тя к Сыну и Богу Твоему Ходатаицу неусыпную, в скорбех и печалех, и в час смертный упование непостыдное.

Светилен

Светятся лучи светло страданий твоих, / якоже солнце, / и всю жития твоего являют светлость, / преславне мучениче Александре, / и сияющую в тебе веру Божественную, / Церкве Святыя немеркнущее украшение, / в немже нашего упования надежда светлая, / Венцедатель Христос.

Слава, и ныне, Богородичен:

Видети, Богородице, славу Твою неизреченную / древле возжелаша Божественнии пророцы вси, / но на последок нам явилася еси, любящим Тя, / Херувимов Честнейша и Серафимов Славнейша суща, / Божественныя славы преисполненная.

Молитва

О преславный угодниче и мучениче Христов, доблий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси: ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших. Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих, и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя. Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых, паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Источник: http://xn—-7sbahbba0chrecjllhdbcuymu3s.xn--p1ai/kanon/minea_may/kan_26may_aleksandr.html

Мученик Александр Римский, воин (IV в.) – Нью-Йоркское благочиние

Святой Александр жил в конце III — начале IV вв. По разным версиям он был родом из провинции Кампания, что возле Неаполя, или из Карфагена.

Александр нес военную службу в римском полку, которым руководил трибун Тивериан. Воину было 18 лет, когда император Максимиан приказал всем гражданам в назначенный день прибыть за город в святилище Зевса для жертвоприношения.

Тивериан отправил всех своих воинов на праздник, но Александр с раннего возраста воспитывался в христовой вере и отказался от жертвоприношения. Трибун стал бояться за себя, поэтому доложил императору, что у него служит христианин.

Император сразу же велел привести к нему Александра.

Тогда же Александру явился Ангел и сообщил о грядущих испытаниях. Святой сам вышел встречать пришедших за ним солдат. Лицо его так светилось, что воины от одного взгляда пали на землю. Святой подбодрил их и попросил не откладывать исполнение данного им приказания.

Представ перед правителем, воин смело назвал себя христианином и отказался поклоняться языческим богам. Император попытался отговорить юношу от его веры, обещая славу и почести, но Александр остался неизменным, и добавил, что не боится императора и его угроз.

Тогда Максимиан отдал святого Тивериану, и велел ему идти во Фракию для пыток христиан, куда отправили и закованного в цепи Александра. Ангел возвестил мать юноши святую Пимению о мученичестве сына. Она отыскала свое чадо в городе Катаргени, где его вновь привели на суд, и он стойко исповедовал себя христианином. Мать присутствовала при пытках своего сына.

Воинов удивляла стойкость исповедника, и они говорили между собой о величии Бога христианского.

Неоднократно святому Александру было явление Ангела, укреплявшего его силы. Тивериан вновь судил молодого воина, но он также остался непреклонным в своей вере.

Его подвергли различным жестоким пыткам — воина жгли огнем, избивали и волочили по земле, рассыпав по ней железные колючки, но, с Божьей помощью Александр перенес все истязания и своим примером укреплял других воинов.

По дороге, во время остановки, он вымолил для конвоя, изнемогавшего жаждой, источник воды. У дерева, под которым святой просил помощи у Господа в его предстоящих страданиях, плоды и листья получили целительную силу.

В городе Дризипара, что недалеко от Адрианополя, воина Александра приговорили к смертной казни через усечение мечем. Перед казнью он возблагодарил Бога за дарованные силы претерпеть все пытки и принять мученичество.

Обратите внимание

Палач просил прощения у святого и долгое время решался исполнить приговор, поскольку видел Ангелов, пришедших за душой Александра.

И лишь когда молитвами мученика Ангелы сделались невидимыми для палача, он отсек Александру голову.

Тело воина выбросили в реку, откуда его вытянули псы. Животные никого не подпускали до того времени, пока не пришла Пимения, похоронившая сына. У могилы вскоре начали происходить чудеса. Во времена царствования Константина христиане на том месте построили церковь.

Часть мощей святого хранится в храме святых Александра и Агапита Свято-Серафимовского монастыря на окраине итальянского городка Пистоя (Тоскана).

Память воина-мученика Александра Римского отмечается 26 мая.

Мученик Александр Римский, воин (IV в.) обновлено: Май 15, 2018 автором: Alexander

Источник: http://nyblago.org/publikatsii/zhitiya-svyatykh/muchenik-aleksandr-rimskij-voin-iv-v/

Мученик Александр Римский | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния

Март 25th 2016 –

Мучение святого Александра
Афон, Дионисиат, Тзортзи (Зорзис) Фука.1547 г.

Память 16/29 марта; 13/26 мая

Святой мученик Александр пострадал за Христа в начале IV века. Он был военным, служил в полку трибуна Тивериана в Риме.

Ему шел 18-й год, когда римский император Максимиан Геркул (284–305) издал приказ, чтобы все граждане в определенный день явились в загородный храм Зевса для принесения жертвы.

Трибун Тивериан собрал своих воинов и приказал им идти на это празднество, но юноша Александр, с детства воспитанный в Христовой вере, отказался и объявил, что он не будет приносить жертву бесам.

Мученик Александр

Минологий-Май
Косово, Грачаница, фреска церкви Благовещения. Около 1318 г.

Тивериан, боясь за себя, донес императору Максимиану, что в его полку есть воин – христианин. За Александром сразу же были посланы воины. В это время Александр спал. Его разбудил Ангел, возвестивший юноше о предстоявшем ему мученическом подвиге и о том, что неотступно пребудет с ним во все время подвига.

Когда воины пришли, Александр вышел к ним навстречу; лицо его сияло таким светом, что воины, взглянув на него, упали на землю. Святой ободрил их и просил выполнить данный им приказ.

Читайте также:  Великомученик димитрий солунский

Представ перед Максимианом, святой Александр смело исповедал свою веру во Христа и отказался кланяться идолам, прибавив еще, что не страшится ни императора, ни его угроз. Император пробовал уговорить юношу обещанием почестей, но Александр остался твердым в своем исповедании и обличал императора и всех язычников.

Начались истязания святого мученика, но он мужественно переносил страдания. Максимиан предал святого Александра во власть трибуна Тивериана, посланного императором во Фракию для мучения христиан.

Важно

Мученика, скованного цепями, повели во Фракию. В это время Ангел Господень известил мать святого Александра Пимению о мученическом подвиге ее сына. Пимения нашла своего сына в городе Катаргене, где он предстал на суд перед Тиверианом и снова твердо исповедал себя христианином. Его подвергли истязаниям на глазах у матери, а затем связанного повели в дальнейший путь, за колесницей Тивериана.

Мужественная Пимения упросила воинов разрешить ей подойти к сыну и воодушевила его к перенесению мук за Христа. Воины удивлялись стойкости святого мученика и говорили друг другу: «Велик Бог христианский!».

Мученику несколько раз являлся Ангел, укрепляя его силы. Ночью Тивериану явился грозный Ангел с мечом, повелевая трибуну поспешно идти в Византию, так как приблизилось уже время кончины святого мученика. Тивериан продолжал свой путь с поспешностью.

В городе Филиппополе Тивериан устроил очередной суд над святым Александром в присутствии собранных по этому случаю городских вельмож. На этом суде святой Александр остался также непоколебимым.

Во время своего скорбного пути святой мученик неоднократно подвергался жестоким истязаниям, но, укрепляемый Богом, перенес все муки и сам подкрепил изнемогших от жажды воинов, испросив у Господа для них источник воды.

Во время остановки в пути, святой мученик молился под деревом об укреплении его в страданиях, плоды и листья этого дерева получили целебную силу. У места, называемого Вуртодексион, святой вновь встретил свою мать Пимению, которая с рыданием упала к его ногам. Святой мученик сказал ей: «Не плачь, мать моя, утром следующего дня Господь поможет мне окончить подвиг».

В городе Дризипере Тивериан вынес святому смертный приговор. Перед смертью святой мученик благодарил Господа за то, что Господь дал ему силы перенести все многочисленные истязания и принять мученическую кончину. Воин, который должен был исполнить казнь, просил у святого прощения и долго не решался поднять руку с мечом, так как видел Ангелов, пришедших за душой мученика.

По молитве святого Ангелы стали невидимы палачу, и лишь тогда он отсек его святую голову. Тело святого было брошено в реку, но его извлекли из воды четыре пса и никого не допускали до тех пор, пока не пришла мать святого Александра Пимения. Она взяла останки своего сына-мученика и похоронила их с честью близ реки Еригоны.

У гроба святого Александра сразу стали совершаться исцеления. Вскоре святой мученик явился во сне своей матери, утешил ее и сообщил, что вскоре и она переселился в Небесные обители.

Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/mucheniki-zhitie-svyatyx/muchenik-aleksandr-rimskij.html

Александр римский

(† нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта). Был воином и служил в Риме (по нек-рым источникам, происходил из г. Поццуоли в Кампании, близ Неаполя, по Никодиму Святогорцу – из Карфагена). Во время гонения имп. Максимиана А. Р.

, отказавшись принести жертву идолу, предстал перед судом императора, обличил нечестивое поклонение бесам и убеждал исповедать Христа. Император предал его в руки комита Тивериана, к-рый приказал повесить А. Р. на дереве и рвать его тело железными крючьями. После этого Тивериан, взяв с собой А. Р.

, отправился во Фракию, чтобы и там начать преследование христиан. Туда же пришла и мать А. Р. блж. Пимения, узнавшая из видения обо всем, что произошло с сыном. Она навещала его в темнице и ободряла во время пыток: А. Р. жгли огнем, избивали и влачили по земле, рассыпав по ней железные колючки. Вскоре после этого А. Р.

был обезглавлен в г. Дризипара (Друзипара) недалеко от Адрианополя; палач, сочувствовавший мученику, видел, как его душу вознесли на небо ангелы. Тело А. Р., брошенное Тиверианом в реку, вытащили и охраняли от хищных зверей и птиц 4 пса, пока его не нашла блж. Пимения, к-рая и похоронила сына с честью.

В «Синаксаристе» Никодима Святогорца говорится, что память А. Р. отмечалась в мест. Кентуллины (Центумцеллы). На основании того, что автор сказания очень подробно описывает путь А. Р. из Рима во Фракию (приводит названия всех городов и местностей, где побывал А. Р.

, и указывает даже часы, когда происходили нек-рые события), можно предположить, что он либо сам был свидетелем мученичества А. Р., либо был знаком с житием, составленным его современником.

Историк Феофилакт Симокатта (VII в.) повествует, что аварский каган, изгнанный из Дризипары видением многочисленного войска, сжег ц. А. Р. в Анхиале и был наказан – болезнь уничтожила его воинов. Часть мощей святого сохранилась и находится в Праге.

Совет

Пространное житие святого переведено на слав. язык в кон. XI в. Краткое житие переведено в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное и краткое жития включены под 13 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 160-161).

В нек-рых греч. синаксарях в этот же день упоминается Александр, еп. Тиверианский, как предполагают, одно лицо с А. Р.

, неверное понимание жития к-рого привело к появлению в тексте епископского сана и названия несуществовавшей кафедры. Память этому святому переведена на слав. язык в XII в.

в составе Пролога Константина Мокисийского; в XVI в. она внесена под 13 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 161).

В серии Analecta Hymnica Graeca был издан канон А. Р., не вошедший в печатные Минеи (AHG. Vol. IX. P. 152-157). По греч. рукописи 1431 г. (Ath. Vatop. 1145. Fol.

78v – 83) известен канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. Р. («Δεῦτε μυστικῶς ἀδελφοί» – Ταμεῖον. Ν 605. Σ.

199-200), многие тропари к-рого совпадают с опубликованным в AHG, однако он надписан именем св. Александра Хиосского.

Ист.: BHG, N 48-49; Феофилакт. История. VI 8; VII 26; ActaSS. Maii. T. 3. P. 197; ActaSS. Mart. T. 3. P. 687-688; ЖСв. Май. С. 443-463.Лит.: Dufourcq A. Alexandre (10) // DHGE. T. 2. Col. 176; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 180-181; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 95.Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Гимнография мучеников Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученики Римско-католической Церкви Мученики Греческих Православных Церквей Святые неразделенной Церкви Мученики неразделенной Церкви Александр Римский († нач. IV в.), мученик Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня)ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.)АНАСТАСИЙ († 304), мч. Салонский (пам. 25 окт., 5 дек., пам. зап. 25 или 26 авг., 7 сент.)АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)ВИКТОР (II в.), мч. (пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая)ВИКТОРИН,ВИКТОР, НИКИФОР, КЛАВДИЙ, ДИОДОР, СЕРАПИОН, ПАПИЙ мученики Коринфские (пам. 31 янв., 10 марта, пам. греч. 5 апр., пам. зап. 25 февр.)ВИФЛЕЕМСКИЕ МЛАДЕНЦЫ мученики, убиенные по приказу царя Ирода в Вифлееме (пам. 29 дек., пам. зап. 28 дек.)ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.)ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта)ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.)ЗИНОН мч. Никомидийский (пам. 3 сент., 28 дек.; пам. греч. 28 дек.; пам. зап. 22 дек.)АВУДИМ († ок. 299), мч. Тенедосский (пам. 15 или 16 июля)АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)АРИАДНА (II в.), мц. Промисская (Примнесская) (пам. 18 сент., греч. 26 сент., зап. 17 сент. и 1 нояб.)АСКАЛОН († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.)

Источник: http://www.pravenc.ru/text/64392.html

Ссылка на основную публикацию