Мученик андрей стратилат

Cвятой мученик Андрей Стратилат и 2593 мучеников, с ним пострадавших. Аудио / Православие.Ru

Память 19 августа / 1 сентября

Читает иеромонах Симеон (Томачинский)

Святой Андрей жил в начале IV в. Он был военным трибуном в войске императора Максимиана Галерия, которое стояло на восточных границах Римской империи. Хотя Андрей еще не принял святое крещение, он, подобно розе посреди терновника, выделялся и благочестием, и доблестью.

Главнокомандующий Антиох, известный жестокостью по отношению к христианам, оказался перед лицом внезапного вторжения персов. Тогда он вспомнил о доблестном Андрее и послал его во главе отряда навстречу врагам.

Перед тем, как вступить в битву, Андрей призвал своих людей положиться на Христа, Который создал небо и землю и уничтожил могущество ложных богов. Так, единогласно призвав имя Христово, они обратили вспять вражеские войска и изгнали их из пределов империи.

Обратите внимание

После этой неожиданной победы воины Андрея решили обратиться ко Христу. О них донесли как о христианах, и Антиох вместо того, чтобы справедливо наградить победителей, призвал их к себе на суд. Чуждый всякого чувства признательности и сжигаемый гневом, он прочел императорские эдикты и напомнил имена знатных христиан, которых повелел казнить ранее.

Андрей ответил, что на самом деле эти христиане-мученики одержали над ним победу и что истязания, которым он их подверг, стали для них победными трофеями в Царстве Небесном.

Тогда Антиох, прибегнув к жестокой насмешке, объявил, что надлежит доставить отдохновение такому человеку, как Андрей, явившему в битве доказательство великого мужества, и приказал растянуть святого на раскаленном бронзовом ложе. Пламя веры и любви, пылавшее в сердце доблестного мученика, позволило ему не чувствовать ожогов, и он нашел на этой постели истинное отдохновение.

Затем схватили некоторых воинов, которые прославились в битве вместе со стратилатом, и прибили их руки гвоздями к перекладинам. Они с улыбкой претерпели пытку, радуясь, что участвуют в Страстях Господа нашего Иисуса Христа даже до крещения.

Поскольку они оставались неколебимы в своем решении, Антиох повелел заключить их в тюрьму и написал императору, спрашивая, следует ли предавать казни доблестного военачальника, тем самым рискуя вызвать мятеж в войске и восстание народа, который считал его героем. Максимиан ответил, чтобы он втайне, при помощи хитрости, избавился от него и никоим образом не позволил проникнуть новой религии в армию.

Тогда Антиох освободил Андрея и его воинов, притворившись, что позволяет им идти, куда им кажется правильным.

Святой мученик, извещенный Богом об этой хитрости, отправился в Тарс вместе со своими людьми и попросил епископа Петра крестить их.

Когда Антиох узнал об их уходе, он написал военачальнику Киликии Селевку, чтобы тот арестовал их как можно быстрее и предал смерти, если они окажут малейшее сопротивление.

Важно

Селевк, также фанатичный преследователь христиан, поспешил в Тарс со значительным отрядом. Андрей и воины, только что принявшие крещение, пересекли Таврские горы, чтобы избавиться от преследования, и направились в армянский город Мелитину. Селевк не прекратил поисков и с помощью предателя по имени Мартин догнал их в ущелье в Таврских горах.

Когда воины приготовились броситься на них, святой Андрей призвал товарищей поднять руки для молитвы, а не для того, чтобы размахивать мечами. Опустившись на колени, он долго молился о врагах и спасении мира. Как только он закончил молитву, воины бросились на них и начали убивать, как невинных агнцев, не оказывавших никакого сопротивления.

Согласно желанию, высказанному святым Андреем в молитве, на том месте, где он пролил свою кровь, забил целительный источник. Петр, епископ Тарсийский, и Нон, епископ Верийский, которые вместе с другими клириками издали наблюдали за мученичеством, после пришли туда и позаботились о драгоценных останках.

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Источник: https://pravoslavie.ru/55789.html

Мученик Андрей Стратилат

Мученик Андрей Стратилат Таврийский был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305), который был язычником и гонителем христиан.

За храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках. Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул

«Стратилат», т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками. Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги – бесы и помощи в сражении оказать не могут.

Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него. Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу.

Но завистники донесли правителю Антиоху, что он – христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.

Заточив святых в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя.

Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их.

Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь.

Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами (†ок.302).

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела.

Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился.

Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

Среди Таврийских гор слышны глухие причитанья:

Природа воссылает Богу скорби воздыханья. Лишь эхо вторит ей из седловин глубоких- В своих страданиях природа одинока. Но день настал, и затряслись скалистые вершины, Как будто у подножья гор вступили в битву исполины. И стоны новые, как некий глас иного света. То был конец дружины храброго Андрея Стратилата, Чьи воины главу под меч склонили, как ягнята.

Андрей оборонил империю от персов кровожадных, Но сам стал жертвою злодеев беспощадных.

Две тысячи его товарищей колена преклонили И из устен стратига слово мудрое ловили: “Се час приятен! Вот настал нам день спасенья! Нам с жизнью временной не страшно разлученье; Так со смирением восхвалим, братья, Бога За все те блага, что нам даровал премного, За то, что мученичества сподобил нас, Без страха мы пред Ним предстанем в этот час”.

Совет

Окончив слово, Стратилат вознес молитву- Собратьев по оружию звал он не на битву. И вторил дружный хор из воинов святых, Что пали под мечом, избавившись от уз земных. Их сонмы Ангелов в мир горний провожали, Врата им райские с почетом отверзали: Ведь славный Стратилат вновь одолел врага-

Кровь пролил за Христа, венец стяжавши на века.

(Святитель Николай Сербский).

В византийском иконописном искусстве существовало несколько типов изображения Андрея Стратилата. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородкой.

В древнерусском искусстве Андрей обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях — обычно на столпе, в рост, с копьем, луком и щитом.

Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата.

Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме.

В Москве сохранилась каменная церковь во имя Андрея Стратилата над восточными вратами Андреевского монастыря в Пленницах.

Андреевский монастырь на фоне МГУ

Андреевский монастырь в Москве (вид сверху)

Андреевский монастырь был основан «ближним человеком» царя Алексея Михайловича Ф. М.

Ртищевым с целью поселить в Москве ученых монахов из киевского Братского Богоявленского монастыря для обучения «детей боярских и простого чину грамоте греческой и словянской».

Было выбрано место за городом, к юго-западу, на правом берегу Москвы-реки, у подножия Воробьёвых гор. Сохранилось несколько названий этого места: «в горах», «Андреевские яры», «у Воробьёвых круч», однако Пленницы – наиболее распространенное.

Надвратная церковь Андрея Стратилата

Обратите внимание

Первая деревянная церковь мч. Андрея Стратилата, давшая название обители, была построена на этом месте в конце XVI века в благодарность за чудесное избавление столицы от нашествия войск крымского хана Казы-Гирея летом 1591 г. Тогда воины хана расположились станом в с.

Воробьёве, русский лагерь был разбит на месте современного Донского монастыря, в лагере находилась Донская икона Божией Матери. 19 августа войска хана внезапно бежали. Поскольку в этот день празднуется память мч.

Андрея Стратилата, храм в его имя было решено поставить посередине между русскими и татарскими лагерями; тогда же было установлено празднование Донской иконе Божией Матери.

Вид на Андреевский монастырь со стороны Академии Наук

Первоначально монастырь именовался Преображенской пустынью, позже он был назван Андреевским: «Во имя же Андреа, Христом первозваннаго апостола».

По царскому указу туда принимали ученых людей, а также священников и диаконов, «в житии, и чине, и во чтении и пении церковном, и келейном правиле изрядных». В монастыре существовала библиотека и школа для подростков различных сословий.

Эта обитель, наряду с Новодевичьим, Донским и Свято-Даниловым монастырями-сторожами составлял Южное защитное кольцо Москвы.

В XVIIIв. монастырь был упразднен и обращен в приход. В его постройках были учреждены школа для детей-подкидышей и тюрьма, затем там содержались умалишенные, в 1803 году была устроена богадельня.

В советское время на этой территории располагались дома-коммуны, метрологические службы.

Сейчас там размещается Синодальная библиотека Московского Патриархата, действует общеобразовательная «Школа при Андреевском монастыре», а в одной из церквей – Воскресенской – возобновлены богослужения.

Фреска на стене церкви Андрея Стратилата

Важно

Русские крестьяне называли святого Андрея Стратилата Тепляком, подразумевая ветер, который дул около дня его памяти с юга, способствуя созреванию овса. По этому случаю крестьяне говорили: «Батюшка юг пустил ветер на овес». День Андрея Стратилата считался началом Бабьего лета.

Читайте также:  Икона божией матери «прибавление ума»

Тропарь, глас 5-й:
Земнаго сана славу оставив, Небесное Царство наследовал еси: кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси и ко Христу привел еси собор страстотерпец, с лики ангельскими в невечернем свете незаходимаго солнца Христа обрел еси, святе Андрее Стратилате. Егоже моли с пострадавшими с тобою присно, да спасет души наша.

Кондак, глас 4-й:
В молитвах Господеви предстоя, якоже звезда солнцу предтекий, и желаемое сокровище Царствия узрел еси, радости неизреченныя исполняяся, Безсмертному Царю в безконечныя веки, от ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате: с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Источник: https://religiya.temaretik.com/952908944916613180/muchenik-andrej-stratilat/

Канон святому мученику Андрею Стратилату, Таврийскому, и дружине его

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Мо́ря чермну́ю пучи́ну невла́жными стопа́ми дре́вний пешеше́ствовав Изра́иль, крестообра́зными Моисе́овыма рука́ма Амали́кову си́лу в пусты́ни победи́л е́сть.

Пе́ти свяще́нное твое́ торжество́ усе́рдствующаго, све́тлыми Ду́ха заря́ми ду́шу мою́ озари́ и мглу́ отжени́ неве́дения, му́чениче сла́вне.

Му́ченик бога́тно све́тлостьми, блаже́нне, обогати́лся еси́, мужему́дренно си́лою боже́ственною попра́л еси́ льсти́ваго и победи́тель бы́в, му́чениче великоимени́те Андре́е.

Умертви́в я́же на земли́ мудрова́ния, му́чениче многострада́льне, умертви́вшемуся Сло́ву тебе́ ра́ди му́жески после́довал еси́ и к жи́зни неги́бнущей сме́ртию премину́л еси́.

Богоро́дичен: И́же в пло́ть за премно́гую бла́гость из Тебе́, Всенепоро́чная, на спасе́ние все́м челове́ком вои́стинну обле́кся, Бо́г вку́пе и Челове́к, сугу́б естество́м познава́ется.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Весели́тся о Тебе́ Це́рковь Твоя́, Христе́, зову́щи: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, и прибе́жище, и утвержде́ние.

Ве́трилом Креста́ напа́сти препла́вая пучи́ну, враги́, сла́вне, струя́ми твои́х крове́й погрузи́л еси́.

Собла́зн лука́ваго и того́ хи́тростей превы́ше, я́ко победи́тель изря́ден, му́чениче, бы́в, просла́вился еси́.

Украша́емь благоле́пия венце́м, му́чениче Христо́в, всегда́ со избра́нными му́ченики в ра́дости предстои́ши.

Богоро́дичен: Избавля́ющаго челове́ки от мучи́тельства вра́жия, родила́ еси́ все́х Го́спода, Влады́чице, Де́во Всенепоро́чная.

Седа́лен, гла́с 1.

Му́жеством ду́шу укрепля́я, му́чениче, потреби́л еси́ вра́жие кре́пкое суровство́, и, ра́дуяся, пострада́л еси́, и Бо́гу угоди́л еси́. Те́мже вси́ пресвяту́ю твою́ па́мять пра́зднуем весе́лием се́рдца, Андре́е пребога́те.

Сла́ва, и ны́не: Ли́к боже́ственных апо́стол собра́ся погребсти́ Тя прече́стно, Богоро́дице Всечи́стая, с ни́миже и а́нгельстии чи́ни воспева́ху преставле́ние Твое́, взыва́юще прехва́льно. С ни́миже и мы́, любо́вию игра́юще, Чи́стая, хвалу́ Тебе́ прино́сим, гла́сы пе́сненными, ве́рнии, и вопие́м: ра́дуйся, Предста́тельнице при́сно чту́щих Тя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Вознесе́на Тя́ ви́девши Це́рковь на Кресте́, Со́лнце Пра́ведное, ста́ в чи́не свое́м, досто́йно взыва́ющи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Совет

Я́ко сте́ну кре́пку, тя́ Це́рковь стяжа́вши, прему́дре, вра́жиими сопроти́вными прило́ги непреклони́ма явля́ется, зову́щи: сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.

Боже́ственными уче́нии укрепи́в му́ченический по́лк, я́коже воево́да, те́лу я́ко растли́тися, сла́вне, хотя́щу пощади́тися ника́коже повину́л еси́.

Я́ко ору́жием, вооружи́вся му́жеством, и, я́коже мече́м обоюдуо́стрым, Андре́е преблаже́нне, Кресто́м Честны́м враги́ потреби́л еси́, я́коже воево́да до́блественнейший.

Тя́, побо́рника ве́ры, восхваля́ем, я́ко страда́льца непобеди́ма, и небе́сныя све́тлости прича́стника, и исто́чника, источа́юща во́ды чуде́с тре́бующим.

Богоро́дичен: Восхваля́ем Тя́, похвало́ му́чеников и ве́рных спасе́ние, вси́ челове́честии ро́ди, Пренепоро́чная: Бо́га бо родила́ еси́, пребы́вши Де́ва нетле́нна.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Ты́, Го́споди, мо́й Све́т, в ми́р прише́л еси́, Све́т Святы́й, обраща́яй из мра́чна неве́дения ве́рою воспева́ющия Тя́.

Му́жества и́стиннаго бы́в тезоимени́т, отгна́л еси́ враги́ твоя́, и до конца́, Андре́е всеблаже́нне, потреби́л еси́.

Во́ды ве́рным исцеле́ний всегда́, прехва́льне, источа́еши, спаси́тельною благода́тию обогати́в духо́вною.

Протече́ во всю́ зе́млю вои́стинну, богодухнове́нне, хвала́ твои́х чуде́с и честна́го муче́ния, сия́ние Боже́ственныя благода́ти.

Богоро́дичен: Ору́жия врага́ ны́не до конца́ оскуде́ша, ро́ждши Тебе́, Богоро́дице, копие́м Уя́звеннаго и ми́р Обно́вльша.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Пожру́ Ти со гла́сом хвале́ния, Го́споди, Це́рковь вопие́т Ти́, от бесо́вския кро́ве очи́щшися, ра́ди ми́лости от ре́бр Твои́х исте́кшею кро́вию.

Притупи́л еси́ лука́ваго жа́ла боле́зньми твои́ми и к неболе́зненней сла́ве преста́вился еси́, ра́дуяся, му́чениче Андре́е, Стратила́те му́ченических честны́х полко́в.

Обратите внимание

Кровьми́ ма́лыми измени́л еси́ све́тлость ве́чнующия сла́вы, и ра́дость, никогда́же престаю́щую, и венцы́ небе́сныя, и сия́ние невече́рнее.

Во́инство многочи́сленное, му́чениче, собра́в, и лико́м а́нгельским приче́л еси́, блаже́нне, с тобо́ю страда́вшее, ра́достно Влады́це все́х предстоите́.

Богоро́дичен: Родила́ еси́ неизглаго́ланно Отцу́ Собезнача́льнаго, уподо́бльшася челове́ком, па́че ума́ и сло́ва, Богороди́тельнице: Его́же моли́ изба́витися от бе́д рабо́м Твои́м.

Конда́к, гла́с 2:

В моли́твах Го́сподеви предстоя́, я́коже звезда́ со́лнцу предтеки́й, и жела́емое сокро́вище Ца́рствия узре́л еси́, ра́дости неизрече́нныя исполня́яся. Безсме́ртному Царю́ в безконе́чныя ве́ки, от а́нгел безпреста́ни хвали́мому, пое́ши, Андре́е Стратила́те. С ни́миже моли́ся непреста́нно о все́х на́с.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: В пещи́ авраа́мстии о́троцы перси́дстей, любо́вию благоче́стия па́че, не́жели пла́менем, опаля́еми, взыва́ху: благослове́н еси́ в хра́ме сла́вы Твоея́, Го́споди.

Струя́ми кро́вными исто́чник истещи́ сотвори́л еси́, вся́ческих неду́г, му́чениче, я́ко вои́стинну боле́знь исцеля́ющь, приступа́ющим к тебе́ несумне́нною ве́рою, богодохнове́нне.

Святы́х собо́р Пресвято́му Сло́ву, му́дре му́чениче, приве́л еси́ кро́вию, жи́знь нестаре́емую насле́довал еси́, с ни́миже моли́ о на́с Христа́ Человеколю́бца.

Боже́ственною ре́вностию твои́ми кровьми́ багряни́цу себе́, му́чениче, обагри́в и в сию́ оде́явся, все́ми Ца́рствующему сца́рствуеши ны́не, побе́дным венце́м украша́емь.

Богоро́дичен: Я́же челове́ки па́че естества́ Боже́ственным Рождество́м Твои́м, Де́во, проявле́нно обожи́вши, я́ко Бо́га неизрече́нно вопло́щши, благослове́на Ты́ в жена́х еси́, Пренепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ру́це распросте́р, Дании́л, льво́в зия́ния в ро́ве затче́; о́гненную же си́лу угаси́ша, доброде́телию препоя́савшеся, благоче́стия рачи́тели, о́троцы, взыва́юще: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Льво́в ди́виих стремле́ния удержа́л еси́, сла́вне, тве́рдыми по́двиги твои́ми, мучи́телей безбо́жных шата́ния Боже́ственною си́лою смири́л еси́ и победи́тель к небесе́м, вопия́, восте́кл еси́: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Святы́х све́тлости ви́дети и жи́ти в ра́дости, му́чениче, сподо́бился еси́, подви́гся, до́блественне, и сконча́в по́двиг тво́й ме́чным усекнове́нием. И ны́не вопие́ши с весе́лием: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода.

Важно

К боже́ственному притека́юще хра́му, боже́ственнаго му́ченика све́т прии́мем и, ра́це прикаса́ющеся всегда́ моще́й сего́, ра́дующеся, свяще́ние пода́тельно благода́ти прии́мше, вопие́м: вся́ дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.

Богоро́дичен: Свята́я Де́во, Я́же Бо́га Пресвята́го свя́то поро́ждши, Его́же вси́ святи́и му́ченицы на суди́щи испове́даша, освяще́ние и просвеще́ние на́м низпосли́, вопию́щим: вся́ дела́, благослови́те, Госпо́дня, Го́спода.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ка́мень нерукосе́чный от несеко́мыя горы́, Тебе́, Де́во, краеуго́льный отсече́ся — Христо́с, совокупи́вый разстоя́щаяся естества́. Те́м, веселя́щеся, Тя́, Богоро́дице, велича́ем.

Се́ светоза́рна страстоте́рпца па́мять просия́ светоно́сно, тму́ де́монскую отгоня́щи, ве́рныя же вся́ просвеща́ющи, сию́ све́тло соверша́ем, сего́ досто́йно велича́юще.

Яви́лся еси́, я́ко со́лнце ве́лие, посреди́, Андре́е, стра́ждущих с тобо́ю, си́х к невече́рнему сия́нию небе́сныя све́тлости наставля́я словесы́ твои́ми, с ни́миже тя́ ве́рою ублажа́ем.

Тя́, све́тлостию чуде́с всю́ просвеща́ющаго тва́рь, тя́, неукло́нным муче́нием Це́ркви столпа́ бы́вша и ве́рным утвержде́ние, му́чениче Андре́е, велича́ем.

Процве́л еси́ посреди́ рая́ страда́лец, я́коже ши́пок, нося́ та́йно благово́ние, и обвеселя́ ве́рных исполне́ние, и смра́д, всему́дре, пре́лести отгоня́ Боже́ственною благода́тию.

Богоро́дичен: Нося́щи Христа́ на руку́, ма́нием нося́щаго вся́, Сего́ моли́ руки́ мя чужда́го изба́вити, Влады́чице, правосла́вною ве́рою Тя́ непреста́нно велича́юща.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-mucheniku-andreyu-stratilatu-tavrijskomu-i-druzhine-ego/

Храм святых апостоловпетра и павла

НЕБЕСНЫЕ СТРАТИЛАТЫ: ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕОДОР СТРАТИЛАТ И МУЧЕНИК АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ

Приближается осенний призыв — время, когда в православные храмы заходит немало людей, чтобы помолиться о своих близких, поступающих на военную службу.

Кому излить свою тревогу, чей образок дать сыну с собой в армию? Конечно же — помимо Спасителя, Божией Матери, Ангела-хранителя — небесным покровителям воинства. В их числе и те, кого называют стратилатами (т.е. военачальниками, т.к.

они и были ими в земной жизни),— великомученик Феодор Стратилат и мученик Андрей Стратилат. Память последнего как раз отмечается совсем скоро — 1 сентября (по новому стилю).

На защиту Сирии

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в эпоху императора Максимиана. За храбрость и справедливость святой был весьма любим подчиненными и имел среди них авторитет. Он еще не принял крещения, но имел в своем сердце горячую любовь ко Христу и ревностно стремился к тому, чему Господь благоволит.

Когда в пределы Сирии, бывшей в ту пору одной из важнейших римских провинций, вторглось многочисленное персидское войско, святому Андрею было поручено руководство императорской армией. При этом сирийский правитель Антиох присвоил ему звание стратилата. Благочестивый воин избрал себе небольшой отряд, предпочитая его более значительным силам.

Он хорошо помнил изречение царя Давида о том, что Господь не к быстроте ног человеческих благоволит, а являет милость уповающим на Его волю (ср.: Пс. 146, 10). Выбор военачальника пал на тех, кого указала ему благодать Божия таинственным действием в сердце. Собрав таким образом свою дружину, стратилат выступил с нею против врагов.

Деревья-кресты и раскаленная медь

Увидев перед собой огромные по численности, подобные саранче полки противника, воины были близки к тому, чтобы устрашиться и потерять боевой дух. Будучи язычниками, они поклонялись идолам.

Совет

Святой Андрей предложил своим соратникам познать Всемогущего Единого Бога и обратиться с молитвой к Нему.

«Если вы отвергнете ваших суетных богов,— сказал он,— то увидите, как враги ваши исчезнут, словно дым или пыль».

Его слова были столь убедительны, что весь отряд — состоявший, по преданию, из 2593 человек — принял эту горячую проповедь и бросился в бой, призывая на помощь Спасителя. Состоялась трудная битва, в результате которой римские воины обратили в бегство многочисленное персидское войско и вернулись домой со славой победителей и с крепко утвержденной в сердце верой во Христа.

Обстоятельства этой победы не остались тайными для высшей военной знати и побудили завистников донести Антиоху, бывшему жестоким язычником, что стратилат Андрей чтит Распятого Бога. Правитель отправил к военачальнику послов с увещаниями и угрозами, а затем повелел доставить его на суд.

Он предложил мученику выбор: подчиниться царскому повелению или претерпеть пытки, оставшись со своим Богом. В ответ святой Андрей лишь подтвердил свою веру во Христа. Он сам лег на принесенное для истязаний раскаленное медное ложе и, претерпевая боль, обратился с мольбой к Спасителю.

Чудесным действием Божиим раскаленный металл тут же остыл. Воинов из уверовавшей дружины тем временем распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Господа. Заточив святого в темницу, Антиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя.

Максимиан, опасаясь возмущений, отдал приказ освободить мучеников, тайно повелев при этом под каким-нибудь предлогом казнить их незаметно, порознь.

Не сопротивляясь палачам

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной отправился в Киликию (историческая область на юго-востоке Малой Азии.— Ред.).

Воины остановились в городе Тарс, где приняли крещение от местного епископа, и затем перешли в местность Таксанаты.

Обратите внимание

Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот настиг мятежную дружину и истребил ее. Селевк нагнал мучеников в ущельях Тавра, где им, по Промыслу Божию, и предстояло пострадать.

В этот тяжелый момент Андрей Стратилат обратился к бывшим с ним воинам как к братьям и призвал их не бояться смерти. Он помолился за всех, кто будет чтить их память, и попросил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь.

Во время этой молитвы мученики, не оказавшие сопротивления догнавшим их воинам Селевка, были усечены мечом. Сразу после этого из земли действительно забил прозрачный ключ. Епископы Петр и Нон, тайно следовавшие за дружиной святого Андрея, погребли тела убиенных воинов.

Читайте также:  Великомученик георгий победоносец

Тем временем один из сопровождавших их служителей Церкви, с давнего времени страдавший от злого духа, испил воды из источника и исцелился. Это было первое посмертное чудо святого Андрея.

Молва о происшедшем разнеслась среди окрестных жителей, они стали приходить к источнику и, по молитвам пострадавших там мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

* * *

Образ мужественного полководца-стратилата, ведущего дружину в бой против иноверных персов, был неизменно близок русским людям, защищавшим веру и Отечество.

В день памяти Андрея Стратилата Москва была избавлена от нашествия крымского хана Казы-Гирея; по этому случаю в столице построили деревянный, а затем и каменный храм святого Андрея.

Андрею Стратилату, как и другим святым военачальникам, молятся о нуждах православного воинства. А также, как и всем святым, о ходатайстве перед Богом и помощи в духовной жизни.

Молитва мученику Андрею Стратилату

Святый мучениче Андрее Стратилате, призри с Небеснаго чертога на требующих твоея помощи и не отвергни прошений наших, но, яко присный благодетель и ходатай наш, моли Христа Бога, да, человеколюбив и многомилостив Сый, сохранит нас от всякаго лютаго обстояния: от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления. Да молитвами твоими даст нам Господь мир помыслов, воздержание от пагубных страстей и от всякия скверны, и да укрепит во всем мире Свою Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, юже стяжал есть Честною Своею Кровию. Молися прилежно, святый мучениче, да благословит Христос Бог державу нашу, да утвердит во Святей Своей Православней Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, да мы вси в мире и благочестии поживем в настоящем веце и достигнем блаженныя вечныя жизни на Небеси благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и держава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Подготовила Елена Сапаева

Петропавловский листок,  №17 август 2016

Источник: http://pavla-petra-hram.ru/Articles/Item/3393

Мученик Андрей Стратилат

01 Сентября 2016 00:00 / Святой дня

1 сентября – память мученика Андрея Стратилата

В Москве, у самого подножия Воробьевых гор, еще в XIII веке была основана небольшая мужская обитель, впоследствии ставшая знаменитым Андреевским монастырем, получившим широкую известность в середине XVII столетия как один из главных центров русской православной книжности.

Как рассказал Царьград.TV наместник возрожденной обители епископ Дмитровский Феофилакт (Моисеев), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси:

“Изначально это была Преображенская пустынь, а в XVI столетии во время нашествия одного из Крымских ханов этот монастырь, равно как и город Москва, были защищены молитвами святого мученика Андрея Стратилата.

Память его совершается 1 сентября по новому стилю. Это была откровенная защита града, и в память об этом москвичи построили монастырь, и в XVII веке он уже существовал как достаточно развитый и достаточно мощный…

В советские годы эту московскую святыню постигла трагическая участь многих других храмов и монастырей. Она была закрыта и разорена, и только четверть века назад здесь поэтапно начала возрождаться церковная жизнь. Владыка Феофилакт рассказывает:

“В начале 1990-х годов он вновь был возрожден как приходской храм, а 3 года назад возрожден и восстановлен как ставропигиальный мужской монастырь града Москвы. Таким образом, он вошел в число тех монастырей, которые искони были твердынями Православия, и в настоящее время мы ведем реставрационные и прочие восстановительные работы…”

Важно

Несмотря на ремонтные работы, в Андреевской обители уже возрождена монашеская жизнь, а в надвратном храме, посвященном мученику Андрею Стратилату, регулярно совершаются богослужения. И возносятся молитвы этому святому, являющемуся одним из Небесных покровителей христолюбивого воинства.

ИЗ ЖИТИЯ МУЧЕНИКА АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА

«Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с персами он уверовал во Христа и перед сражением проповедал своим воинам истинного Бога.

С верой и молитвой небольшой отряд святого Андрея обратил в бегство огромное войско персов, но когда Стратилат вернулся с победой, многие стали завидовать его славе и донесли, что он – христианин. После суда и пыток, боясь возмущения войска, император отпустил Андрея Стратилата и его дружину, тайно приказав казнить порознь каждого.

Освободившись, они прибыли в город Тарс, где приняли святое крещение, а вскоре после этого и мученическую кончину, представ пред Престолом Божиим в 302 году от Рождества Христова…»

Как отмечает Епископ Феофилакт:

“По человеческим понятиям это было давно, а по понятиям нетления и бесконечности времен это происходит каждодневно. И нам нужны такие защитники, равно как и наши новомученики и исповедники.

Это они пролитой кровью и своими страданиями отстояли для нас жизнь.

И если мы любим жизнь и хотим продолжать ее, в том числе в наших грядущих поколениях, мы обязаны почитать тех, кто пролил кровь за веру Христову и за ближних своих…”

Именно поэтому почитание святых мучеников, чьи подвиги являются одним из главных оснований нашей Церкви, актуально во все времена. И каждому из нас, православных христиан, стоит чаще обращаться к ним в своих молитвах. В том числе – в святых стенах посвященных им храмов и обителей.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/muchenik-andrej-stratilat-2_24308

Мученик Андрей Стратилат

Мученик Андрей Стратилат Таврийский

Мученик Андрей Стратилат был военачальником в римских войсках в правление императора Максимиана (284-305). За его храбрость, непобедимость и справедливость святой был любим в римских войсках.

Когда многочисленное персидское войско вторглось в сирийские пределы, правитель Антиох поручил святому Андрею руководство римскими войсками, дав ему титул “Стратилат”, т. е. главнокомандующий. Святой Андрей выбрал себе небольшой отряд храбрых воинов и выступил навстречу противнику. Его воины были язычниками.

Сам святой Андрей еще не принимал Крещения, но уверовал в Иисуса Христа. Перед сражением он убеждал воинов, что языческие боги – бесы и помощи в сражении оказать не могут. Он проповедовал им Иисуса Христа, всесильного Бога Неба и земли, подающего помощь всем верующим в Него.

Совет

Воины вступили в сражение, призывая на помощь Спасителя. Небольшой отряд обратил в бегство многочисленное войско персов. Святой Андрей вернулся из похода со славой, одержав полную победу. Но завистники донесли правителю Антиоху, что он – христианин, обративший в свою веру подчиненных воинов.

Святой Андрей был вызван на суд, и там он подтвердил свою веру во Христа. За это его подвергли пытке. Он сам лег на раскаленное медное ложе, и, как только обратился за помощью к Господу, ложе остыло. Воинов распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.

Заточив святых в темницу, Аитиох послал донесение императору, не решаясь сам предать смерти прославленного победителя. Император знал, как войско любило святого Андрея, и, опасаясь возмущения, послал приказ освободить мучеников, а тайно велел под каким-либо предлогом казнить каждого порознь.

Освободившись, святой Андрей вместе с дружиной воинов пришел в город Тарс. Там их крестил местный епископ Петр и епископ Верийский Нон. Затем воины перешли в местность Таксанаты. Антиох написал письмо правителю Киликийской области Селевку, чтобы тот под видом погони за оставившими знамена настиг дружину святого Андрея и умертвил их.

Селевк нагнал мучеников, остановившихся в ущельях горы Тавра, где им по откровению предстояло пострадать. Святой Андрей, называя воинов своими братьями и детьми, призвал их не бояться смерти. Он молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь.

Во время этой молитвы несопротивляющиеся мученики были усечены мечами († ок. 302). В тот же миг из земли истек источник. Епископы Петр и Нон, которые с клириками тайно следовали за дружиной святого Андрея, погребли их тела. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника воды и сразу исцелился.

Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и, по молитвам святого Андрея и пострадавших с ним 2593 мучеников, получали благодатную помощь от Бога.

609×1246
1115×1200 1649×1775

 

Тропарь мученика Андрея Стратилата

глас 5

Земнаго сана славу оставив,/ Небесное Царство наследовал еси,/ кровными каплями, яко пречудным камением,/ нетленныя венцы украсил еси/ и ко Христу привел еси собор страстотерпец.

/ С лики ангельскими в невечернем свете/ незаходимаго Солнца Христа обрел еси,/ святе Андрее Стратилате,/ Егоже моли с пострадавшими с тобою присно,// да спасет души наша.

 

Кондак мученика Андрея Стратилата

глас 4

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже звезда солнцу предтекий,/ и желаемое сокровище Царствия узрел еси,/ радости неизреченныя исполняяся./ Безсмертному Царю в безконечныя веки,/ от Ангел безпрестани хвалимому, поеши, Андрее Стратилате,// с нимиже молися непрестанно о всех нас.

Источник: http://days.pravoslavie.ru/

Источник: http://club-vozrojdenie.ru/publ/mucheniki_svshhmch_prpmch_vlkmch/muchenik_andrej_stratilat/99-1-0-737

Андрей Стратилат

      Память

     Старый стиль 19 августа        Новый стиль 1 сентября                                                           

Андрей Стратилат и с ним 2593 воина

к которым он обращался «друзья мои, братья и дети мои»

      пострадали в воскресный день во втором часу дня

Святой мученик

Андрей Стратилат

Житие св.мч. Андрея Стратилата, повествует, что в  то время в Сирии  находился один военачальник, по имени  AHTИ0X, жестокаго характера и ревностнейший служитель идолов, дышавший угрозами и казнями на верующих  во  Христа.

Ему поручена была императором власть над всею Сирию и дано было повеление подвергать пыткам и казни христиан для чего предоставлено было в его распоряжение значительное число тысяченачальников с подчиненными им римскими войсками.

В число других тысяченачальников, как благоухающий цветок среди терновника, под властью Aнтиоха был последователь Христа, Андрей, который содержал первоначально святую веру во Христа и в тайне, а потом, когда наступило время, явил и ее всему миpy, открыто пред всеми  исповедовав  имя Христово.

Хотя он и не быль еще крещен, но с твердою верою питал в сердце своем и горячую  любовь ко Христу, уклоняясь от всякого дела, неугодного Богу, и ревностно совершал дела, согласные с волею Божию.  За такое благочестие Бог даровал ему необыкновенное мужество и храбрость в битвах, так, что по храбрости и мужеству не было равного ему во всем римском войске.

Не раз он одерживал победы над врагами и пользовался среди воинов большою славою и почетом, чем прочие полководцы. Однажды значительные силы персидского войска, возбуждая против Aнтиоха войну, сделали внезапное нападение на Сирию. Вследствие неожиданности нападения персов Антиох был в  большой тревоге.

Но вспомнив о доблестном тысяченачальнике   Андрее, он призвал его к ce6е, поручил ему вместо себя главное начальство над войском и, наименовав его Стратилатом, то есть, старшим начальником над военачальниками, повелел выступить с войсками против напавших на страну врагов и остановить их движение, при чем сказал ему: «Твое мужество и храбрость твоя на войне известны не только мне, но о них хорошо знает и сам император; вот почему я и почтил тебя таким высоким  званием. Итак, я поручаю тебе эту неожиданно возникшую войну. Возьми войско, начальствуй над ним вместо меня и постарайся еще больше увеличить ту славу, которую имеешь».  Обращенные Андреем стратилатом во христову веру воины,   малым числом одержали с именем Христа блестящую победу над напавшими  персами, обратив в бегство значительно превосходящее войско.  

Читайте также:  Мученик христофор ликийский

Тысяченачальник  Андрей не желал,  с другими тысяченачальниками,  исполнять повеление Максимиана подвергать  пыткам и казням христиан. Напротив   Андрей и его 2593 воина сами приняли святое крещение и погибли  в таврийских горах меж скал ущелья в молитвах, преклоня колени и сложив свое  оружие, от мечей настигших их воинов Селевка.

Обратите внимание

          Как сказано в житии святого, он не боялся смерти, но исполнял веление господа выраженное в словах: «Когда гонят во граде сем, бегите в другой».

Он не желал проливать кровь христиан, не желал проливать кровь воинов императора, которому, также как они, присягал со своим войском, не желал гражданской войны, но хотел уйти от кровопролития для проповеди Христа в других городах.

 Святой Андрей обратился к своей дружине с такими словами: Друзья, братья и дети мои , ныне время благоприятно, ныне день спасения; будем же единодушно и твердо стоять в любви Божией, как повелел наш Господь, и не станем поднимать рук наших на преследующих нас,  но поднимем и х к богу с молитвою благодарения за то, что Он дал нам дожить, до сего времени, когда мы получим наследие со всеми святыми, пострадавшими за Него. Итак будем молиться Ему, как молился святой первомученик  Стефан, когда иудеи побивали его камнями, («Господи Иисусе! приими дух мой (деян. Гл. 7 ст. 59))  Господи Иисусе! Приими души рабов Твоих, которые мы предаем в руки твои.

          Велика вера Андрея и его воинов, безстрашных, блестящих победителей. Высока их воинская честь мужей – воинов,  смиренно  погибших, не поднявших оружия против Императора  и отдавших свои жизни  за Христа во имя мира.

          По молитвам святых мучеников на месте их усечения в 302 году во втором часу дня 1 сентября (19 августа старого стиля) истек целебный источник, исцеляющий от злых духов.

           Святого Андрея Стратилата и воинов его помнят и почитают христиане по всему миру.

Икона Первомученика Стефана

“Подвигом которого Андрей Стратилат укреплял дух своих воинов. 

           И наши предки почитали святого Андрея Стратилата: по всей Руси было построено множество храмов, и приделов, вот малая их часть:  

– в 1596 г. в вотчине  московского Новодевичьего монастыря  селе Львово-Андреевское церковь во имя мч. Андрея Стратилата. 

– в 1441 году в Великом Новгороде был сооружён отдельный придел Андрея Стратилата. В 1682 году сохранённый придел Андрея Стратилата расширен к востоку и обращён в самостоятельную церковь.

– В 1847 году А.И. Барышниковым был построен второй храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. Село Алексино Смоленская обл.

– Между 1874 и 1880 годами  церковь Андрея Стратилата  Адрес:Московская область, Можайский район, с.Андреевское;

–  в 1807 году в  селе Белая Колпь церковь Андрея Стратилата  Московская область, Шаховской район,с.Белая Колпь ул. Западная д. 21:

– в 1847 году в селе Алексино церковь Андрея Стратилата  Cмоленская область, Дорогобужский район, с. Алексино

“Почитание св. Андрея Стратилата было на востоке чрезвычайно. На Руси св. Андрей пользовался особым почитанием в княжеской среде. В 1089 г. Всеволод Ярославич построил в Переяславле-Южном церковь во имя Андрея Стратилата. Внук Всеволода, младший сын Владимира Мономаха, Андрей Добрый родился 11 августа 1102г и 18 августа был наречен в честь Андрея Стратилата.

Святой мученик был небесным покровителем Андрея Боголюбского. При нем в селе Сулость близ Ростова Великого стал строиться деревянный храм святого мученика Андрея Стратилата. В дальнейшем эти места по родственному наследству перешли к Димитрию Донскому, где он жил в детстве в княжеском тереме. По некоторым данным Димитрий Донской крестился именно в этом храме” (© 2017, РЕЛИГИЯ”religiya.temaretik.

com›…muchenik-andrej-stratilat)

      С именем Андрея Стратилата наши предки одерживали блестящие победы: в Андреевском монастыре в городе Москва был построен надвратный храм мученика Андрея Стратилата  в честь победы над Крымским ханом Казы-Гиреем 19 августа/1 сентября 1593. (в советское время был разорен, в настоящее время восстановлен).

Важно

           В Андреевском женском монастыре, но уже не в России, а в Константинополе находилось нетленное тело святого Андрея Стратилата.

 Поклониться ему в Константинополь, называемом Царьград приходили христиане и из России, о чем сохранилось письменное повествование паломничества нашего соотечественника, названного «Анонимное хождение в Царьград» ((пер. А. И. Прокофьева) Текст приводится по изданию: Книга хожений.

Записки русских путешественников XI-XV вв. М. Советская Россия. 1984 © текст – Прокофьев Н. И. 1984© сетевая версия – Тhietmar. 2004© OCR – Мурдасов А. 2004© дизайн – Войтехович А. 2001 © Советская Россия. 1984):

:

      «По пути оттуда, на правой стороне, близ Калуянова городка, находится церковь Демида, а в ней трапеза Христова, к которой христиане прикладываются.

Оттуда путь на север идет к женскому Андреевскому монастырю, где лежит тело святого Андрея Стратилата перед церковными дверями. Христиане здесь прикладываются и получают исцеление.

Здесь же недалеко монастырь Андрея Юродивого, где хранится прах святого Патрикея и посох Андрея Юродивого».

О нетленности тела Андрея Стратилата указывает содержание повествования:

–  в одном  случае автор говорит о мощах святых:  мощи патриарха Арсения; мощи Григория Богослова; мощи святого Симеона; мощи святого Аверкия; мощи Андрея Критского; мощи святого Михаила; много мощей лежит: великого Предтечи рука правая без пальца, золотом окованная, борода его, ото лба кость; святого Николы мощи, Якова апостола голова и Стефана Нового челюсть, мощи двух тысяч младенцев и иных много в ларце лежат;

– в других описаниях святынь, как и о теле Андрея Стратилата, пишется  о теле святых, :  монастырь   Кузьмы и Демьяна, здесь лежат головы этих святых, окованные золотом.

На восток отсюда находится монастырь Феодосии, где хранится тело этой святой.

Его выносят в каждые понедельник, среду и пятницу и ставят для исцеления больных: – тело Михаила-мученика без головы, головы Флора, Лавра и Якова Перского;

      Исследователь X. М. Лопарев и академик М. Н. Сперанский полагали, что автором «Анонимное хождение в Царьград» мог быть новгородец Григорий Калека, который путешествовал в 20-е годы XIV в. на Восток. О нем известно, что в 1329 г. он был избран новгородским архиепископом и получил монашеское имя Василия.

Сейчас известно ( Источник: Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – М.: “Русский Двор”, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 416 с.

; и © Благотворительный фонд “Русское Православие”), что   Василию Архиепископу Новгородскому был пожалован от Цареградского Патриарха Филофея в 1341 году крестчатые  ризы и  белый клобук, до ныне хранящийся в ризнице Новгородского Софийского Собора в особом ковчеге. Из сочинений Архиепископа Василия в Степенной книге (Часть I, стр. 480 и след.

) и в Никоновой Летописи напечатано его в 1343 г. Послание к Феодору Епископу Тверскому о Рае уцелевшем на земли в котором упоминает он и о своем путешествии на Востоке, где сам он видел некоторые Святые Места.

     Во 2 Новгородской летописи под 6932 г. (стр. 140) сказано: «Клобук белый дал патриарх Иерусалимский владыке Василию, а патриарху дал папа Римский, и с тех мест клобук белый в Новгороде». В Новгородской 3 летописи под 6813 г. (стр.

Совет

225 сказано: «При сем архиепископе Василие принесен был белый клобук от царя Константина и папы Сильвестра в великий Новгород, иже и доныне Новгородские митрополиты на главах своих подобием носят».

Право носить белый клобук перешло от архиепископа Василия ко всем его преемникам Новгородским, а от них через митрополита Макария, поступившего с кафедры Святой Софии на кафедру всея Руси, ко всем митрополитам и патриархам Русским. Соборная грамота 1564 г.

предоставила Московскому митрополиту носить белый клобук с рясами и херувимами, как носил Новгородский архиепископ. ( Vn-eparhia.ru)

      Мы видим, что по прошествии боле ТЫСЯЧИ лет, с момента смерти Андрея Статилата  около 2 часов дня в воскресный день († ок. 302) и до дней жизни святого Василия Архиепископа Новгородского, умер 03.07. 1352 г., тело Андрея Стратилата оставалось нетленным.

По описанным  христианским святыням, очевидно, что автор различал описываемые святыни и описывал их объективно – или тело, или мощи, или прах.

  К свидетельству святого Василия Калека(Калейка)(† 1193, память 24 мая/6 июня и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, память святителя Василия  10 февраля, 3 июля, 4 октября) можно относится как к объективной реальности.

      Для писавшего «Анонимное хождение в Царьград» имя Андрей имело большое значение, поскольку заканчивается оно словами «Оттуда я возвратился в свой монастырь, к святому Андрею. Но если бы был в Царьграде при Великом Константине и при матери его Елене, то не столько бы увидел чудес и узорочья. На этом повествование мое заканчивается».

      Как складывалась дальнейшая судьба нетленного тела Андрея Стратилата до наших дней,  неизвестно, однако в России приложиться к частицам мощей Андрея Стратилата можно:

– в храме пророка божия Илии в Обыденском переулке. (добраться общественным транспортом: проезд до ст.

Обратите внимание

метро “Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра; в городе – направо вниз по ступенькам и пешеходному переходу к началу улицы Пречистенка, затем пешеходный переход налево к памятнику Ф.

Энгельса и еще один переход – через улицу Остоженка, далее по 1-му или 2-му Обыденскому переулку (перпендекулярно Остоженке) до храма. Время в пути – 6-7 мин спокойным шагом. Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6);

– в Свято-Покровском монастыре города Суздаля., который был основан в 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским. (601293, Россия, Владимирская область, г. Суздаль, ул. Покровская, 76.)

– в нашем Храме Андрея Стратилата можно приложиться к  иконе святого мученика Андрея Стратилата,  и каждый, кто с почтением его памяти и памяти воинов его,  молитвенно обратится через нее с душеполезным прошением, получит просимое у Господа по молитвам  Андрея Стратилата и молитвам друзей его, братьев его, детей его.

    Совместная молитва Мученику Андрею Стратилату и дружине его совершается в каждое воскресенье недели в день  страданий мучеников, который является и днем воскресения  господа нашего Иисуса Христа.  

      Сказал Господь:

“ГДЕ ДВОЕ ИЛИ ТРОЕ СОБРАНЫ ВО ИМЯ МОЕ, ТАМ Я ПОСРЕДИ НИХ” (Мф. 18:20)

    Даже если молишься  один перед иконой Андрея Стратилата,  ты не один, с тобой молятся 2593 святых воина с Андреем Стратилатом, а посреди вас  Господь.

    Будем помнить молитву Андрея Стратилата перед кончиной его и 2593 его воинов:

«Господи, Господи, великий и всесильный! Господи! Услышь молитву грешного и недостойного раба твоего и всех находящихся со мною, непорочно сохранивших святую веру в Тебя, приими с миром наши души, покрой их твоим милосердием, и удостой райских обителей. Владыко! Молимся тебе еще и о тех, которые будут почитать  нашу память.

Исполняй все приводящие ко спасению прошения их и ради молитвы нашей будь им помощником во всех их нуждах. А на месте сем, где будет пролита за Тебя наша смиренная кровь, пусть будет источник, подающий исцеления, и прогоняющий нечистых духов.

Всех же тех, кто будет приходить сюда, сохраняй от всяких бедствий, и подавай им душевное и телесное здравие, чтобы на месте сем прославилось пресвятое Твое имя, Отца и Сына и Святаго Духа».

Источник: https://www.hram-as.com/andrej-stratilat

Ссылка на основную публикацию