Мученик димитрий власенков

Димитрий (власенков) – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Дмитрий Емельянович Власенков. Орша, тюрьма НКВД. 1940 год

Дмитрий Емельянович Власенков (1880 – 1942), мученик.

Память 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских

Родился 15 мая 1880 года в местечке Россасно Горецкого уезда Могилевской губернии [1] в семье крестьянина, исполнявшего в селе должность волостного старшины.

Окончив церковноприходскую школу, занимался земледелием, как его отец и братья. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб-гвардейском полку сначала рядовым, а в конце службы унтер-офицером. На войне получил кантузию.

Женился на девице Дарье Гавриловне, и Господь даровал им большую семью. Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет. Был церковным старостой.

В 1931 или 1932 году был приговорен к 3 месяцам принудительных работ.

Обратите внимание

В церковном совете состоял до 1934 года, когда храм был закрыт, а священник арестован. Дмитрий Емельянович перенес из закрытой церкви и спрятал в доме много церковных и приходских книг, некоторые иконы. Дмитрий Емельянович вместе с прихожанами стали хлопотать о возвращении храма, но их хлопоты не увенчались успехом.

В 1934 году власти арестовали брата Дмитрия Емельяновича и приговорили к десяти годам заключения; из заключения он бежал, скрывался, но в 1937 году снова был арестован. В том же 1934 году сам Дмитрий был судим по ст.152 УК РСФСР, приговор неизвестен.

Во время ареста часть спрятанных у него книг сожгли во дворе, а часть погрузили в машину и увезли вместе с арестованным.

Позже, на судебном разбирательстве, речь идет только об одной книге – возможно остальное представляло некоторую ценность и было присвоено чекистами [2]

С каждым годом жизнь становилась все тяжелее, и Дмитрий Емельянович договорился со своей женой разделиться: Дарья Гавриловна пошла работать в колхоз, а Дмитрий Емельянович, чтобы прокормить семью, занимался земледелием на своем участке.

Крестьяне, страдая от отсутствия богослужения, стали просить Дмитрия Емельяновича, чтобы хотя бы он, как человек, наученный церковному и бывший псаломщиком, приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику.

И он по приглашению прихожан стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим, а на Радоницу вместе с крестьянами ходил на кладбище, и в это время собиралось молящихся до двухсот человек.

Были и хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду.

Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась, и в конце концов решили арестовать Дмитрия Емельяновича.

Важно

Несколько свидетелей под угрозой, что сами будут привлечены к уголовной ответственности за участие в панихидах и поминках, согласились подписать протоколы со лжесвидетельствами о псаломщике, будто бы во время поминок он занимался антисоветской агитацией.

16 мая 1940 года Дмитрий Емельянович был арестован на основании того, что “…не имея определенной работы проводит религиозные обряды, чем добывает средства для существования (священник), по национальности белорус, женат имеет жену и восемь детей, которая получает пособие по многосемейности”. Был заключен в тюрьму в городе Орше.

На момент ареста его жене Дарье Гавриловне было 45 лет, у них были дети: Михаил (21 год), Вера (19 лет), Илья (17 лет), Павел (15 лет), Мария (13 лет), Надежда (7 лет), Ольга (5 лет), Стефан (1940 г.р.). Ольга была приёмной дочерью, которую забрали у дальних родственников младенцем, так как семья Ольги жила очень бедно, и воспитывали как родную.

Ранее у была ещё одна дочь – Надежда (1930 г.р.) – но она умела примерно 3 лет от роду.

Его сразу же допросили.

– Во время обыска у вас были обнаружены списки людей, состоящих в общине, крест, маленькая икона и Библии. Для чего вы это хранили? – спросил его следователь.

– Списки были составлены в 1932 году для сбора денег на предмет уплаты налогов за церковь… Списки, крест, икона и Библии хранились у меня, поскольку я человек верующий и читал их.

– Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую работу среди населения. Дайте ответ по существу.

– Антисоветской работы среди населения я не проводил, но признаюсь, что были моменты, когда я проводил религиозные обряды.

– Мы располагаем данными о том, что вы под видом проведения религиозных обрядов, проводили среди населения антисоветскую работу, распространяли ложные, провокационные слухи о падении советской власти. Расскажите об этом по существу.

– Антисоветской работы я никогда не проводил и против советской власти ничего не высказывал.

Были вызваны лжесвидетели, которые подтвердили свои показания на очной ставке; после этого следователь снова допросил псаломщика.

– Вас свидетели на очных ставках достаточно изобличили в проводимой вами антисоветской деятельности. Дайте ответ по существу! – потребовал следователь.

– Я никакой антисоветской работы не проводил, и показания свидетелей о проводимой антисоветской агитации я не подтверждаю. Признаюсь, что религиозные обряды я действительно проводил у тех, кто меня об этом просил.

– Почему вы не хотите показать следствию о вашей антисоветской деятельности?

– Я не знаю, почему именно обо мне так показывают свидетели, но никаких антисоветских измышлений не говорил.

17 июля 1940 года состоялось заседание Коллегии по уголовным делам Витебского суда; после завершения всех формальностей снова был допрошен Дмитрий Емельянович, который сказал:

«Виновным я себя не признаю, я никакой антисоветской деятельностью не занимался. При обыске у меня изъяли Псалтирь, Евангелие, два молитвенника, крест. Я был певчим в Россасне с малых лет, в церковном совете я состоял до тех пор, пока церковь не отняли. Я ходил и писал имена людей в Россасне, чтобы разрешили участвовать в церковных собраниях. Деньги я собирал для того, чтобы платить налог за церковь… В 1939 году на кладбище в Россасне во время Радоницы справлял религиозный обряд, было там человек приблизительно 150-200, и я никакой антисоветской агитации не проводил; эти свидетели говорят против меня, сам не знаю почему: я с ними не дрался и не судился… Я утверждаю, что я никаких контрреволюционных антисоветских разговоров не вел» [3].

После заслушивания всех показаний, с которыми Дмитрий Емельянович не согласился, прокурор подала ходатайство: дело отправить на доследование, поскольку все свидетели со стороны обвинения являются родственниками, других свидетелей допрошено не было, а кроме того, следствие, выясняя участие обвиняемого в исполнении религиозных обрядов, не выяснило, имеет ли это отношение к его контрреволюционной деятельности.

Прокурор Витебской области оспорил это решение и постановил снова отправить дело в суд, но уже при другом составе. 19 ноября 1940 года состоялось новое заседание областного суда.

Отвечая на обвинения в суде, Дмитрий Емельянович вновь заявил:

«В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Мне безразлично, какая была бы власть, – я обязан ей подчиняться. Когда были в нашем селе поминки, то я на них ничего не говорил плохо про власти. И заявляю, что мне жить было хорошо на хуторе, а также и в колхозном центре… Обрядами я занимался; когда кто-либо помрет, тогда приглашали меня на похороны, и здесь я читал по-славянски, но никакой агитации и здесь не проводил против советской власти. И детей я не крестил никогда и нигде, но бывало, что начнут просить, чтобы я покрестил, но я только пальцами перекрещу, и больше ничего не делал… Религиозные обряды я проводил только на похоронах, и деньги я не просил, если сами только дадут… Когда уже была закрыта церковь, то было собрание, и на этом собрании мы записывали верующих, чтобы пойти в сельсовет, чтобы открыли обратно церковь» [4].

Лжесвидетели и в новом судебном заседании повторили свои показания, и Дмитрий Емельянович снова все их отверг.

Когда судебные прения закончились, прокурор потребовал приговорить подсудимого к шести годам заключения в исправительно-трудовом лагере; адвокат просил, учитывая смягчающие обстоятельства, уменьшить срок наказания.

Совет

Дмитрий Емельянович, обращаясь к суду, сказал, что он человек больной и просит вынести ему справедливый приговор. В тот же день суд вынес решение: приговорить его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Дмитрий Емельянович подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой убедительно доказал свою невиновность и что он осужден по показаниям лжесвидетелей, а также просил вызвать других свидетелей из жителей села Россасна для дачи дополнительных показаний, но суд ему в этом отказал.

Он был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карлага. При прибытии в лагерь медицинским обследованием был определен инвалидом.

Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 года был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага.

14 апреля 1993 года был реабилитирован по закону Республики Казахстан, 20 декабря 1994 года – реабилитирован Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Использованные материалы

[1]  Ныне село Россасно Дубровенского района Витебской области.

[2]  Сообщение Новиковой Елены Вадимовны, внучки мч. Димитрия Власенкова, от 12 августа 2011.

[3]  УКГБ РБ по Витебской обл. Д. 23535-П, л. 67.

[4]  УКГБ РБ по Витебской обл. Д. 23535-П, л. 112 об-113.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17499.html

Мученик Дими́трий Власенков

Му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 15 мая 1880 го­да в ме­стеч­ке Рос­сас­на Го­рец­ко­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии[1] в се­мье кре­стья­ни­на Еме­лья­на Вла­сен­ко­ва, ис­пол­няв­ше­го в се­ле долж­ность во­лост­но­го стар­ши­ны. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, Дмит­рий за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем, как его отец и бра­тья.

В 1901 го­ду он был при­зван в ар­мию и про­слу­жил до 1905 го­да в Фин­лянд­ском лейб-гвар­дей­ском пол­ку сна­ча­ла ря­до­вым, а в кон­це служ­бы ун­тер-офи­це­ром.В свое вре­мя он же­нил­ся на де­ви­це Да­рье, и Гос­подь да­ро­вал им боль­шую се­мью.

Вос­пи­тан­ный в ве­ре и бла­го­че­стии, он был усерд­ным при­хо­жа­ни­ном церк­ви в род­ном се­ле, с дет­ства пел на кли­ро­се, был неко­то­рое вре­мя пса­лом­щи­ком, а во вре­ме­на го­не­ний в 1931 го­ду был из­бран в цер­ков­ный со­вет, в ко­то­ром со­сто­ял до 1934 го­да, ко­гда храм был за­крыт, а свя­щен­ник аре­сто­ван.

Обратите внимание

Дмит­рий Еме­лья­но­вич вме­сте с при­хо­жа­на­ми ста­ли хло­по­тать о воз­вра­ще­нии хра­ма, но их хло­по­ты не увен­ча­лись успе­хом. В 1934 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли бра­та Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча и при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния; из за­клю­че­ния он бе­жал, скры­вал­ся, но в 1937 го­ду сно­ва был аре­сто­ван.

С каж­дым го­дом жизнь ста­но­ви­лась все тя­же­лее, и Дмит­рий Еме­лья­но­вич до­го­во­рил­ся со сво­ей же­ной раз­де­лить­ся: Да­рья Гав­ри­лов­на по­шла ра­бо­тать в кол­хоз, а Дмит­рий Еме­лья­но­вич, чтобы про­кор­мить се­мью, за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем на сво­ем участ­ке.

Кре­стьяне, стра­дая от от­сут­ствия бо­го­слу­же­ния, ста­ли про­сить Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча, чтобы хо­тя бы он, как че­ло­век, на­учен­ный цер­ков­но­му и быв­ший пса­лом­щи­ком, при­хо­дил к ним в до­ма по­чи­тать Псал­тирь по по­кой­ни­ку.

И он по при­гла­ше­нию при­хо­жан стал хо­дить по до­мам чи­тать Псал­тирь по усоп­шим, а на Ра­до­ни­цу вме­сте с кре­стья­на­ми хо­дил на клад­би­ще, и в это вре­мя со­би­ра­лось мо­ля­щих­ся до двух­сот че­ло­век. Бы­ли и хо­ри­сты, ко­то­рые под управ­ле­ни­ем Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча пе­ли па­ни­хи­ду.

Вла­сти бы­ли недо­воль­ны тем, что, несмот­ря на за­кры­тие хра­ма и арест свя­щен­ни­ка, цер­ков­ная жизнь в се­ле не пре­кра­ти­лась, и в кон­це кон­цов ре­ши­ли аре­сто­вать Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча.

Несколь­ко сви­де­те­лей под угро­зой, что са­ми бу­дут при­вле­че­ны к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти за уча­стие в па­ни­хи­дах и по­мин­ках, со­гла­си­лись под­пи­сать про­то­ко­лы со лже­сви­де­тель­ства­ми о пса­лом­щи­ке, буд­то бы во вре­мя по­ми­нок он за­ни­мал­ся ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей.

16 мая 1940 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча, и он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Ор­ше и сра­зу же до­про­шен.– Во вре­мя обыс­ка у вас бы­ли об­на­ру­же­ны спис­ки лю­дей, со­сто­я­щих в об­щине, крест, ма­лень­кая ико­на и Биб­лии. Для че­го вы это хра­ни­ли? – спро­сил его сле­до­ва­тель.

Читайте также:  Великий канон преподобного андрея критского (в четверг пятой седмицы великого поста) - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

– Спис­ки бы­ли со­став­ле­ны в 1932 го­ду для сбо­ра де­нег на пред­мет упла­ты на­ло­гов за цер­ковь… Спис­ки, крест, ико­на и Биб­лии хра­ни­лись у ме­ня, по­сколь­ку я че­ло­век ве­ру­ю­щий и чи­тал их.– Вы аре­сто­ва­ны за про­во­ди­мую ва­ми ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту сре­ди на­се­ле­ния. Дай­те от­вет по су­ще­ству.

– Ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты сре­ди на­се­ле­ния я не про­во­дил, но при­зна­юсь, что бы­ли мо­мен­ты, ко­гда я про­во­дил ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды.

– Мы рас­по­ла­га­ем дан­ны­ми о том, что вы под ви­дом про­ве­де­ния ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, про­во­ди­ли сре­ди на­се­ле­ния ан­ти­со­вет­скую ра­бо­ту, рас­про­стра­ня­ли лож­ные, про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о па­де­нии со­вет­ской вла­сти. Рас­ска­жи­те об этом по су­ще­ству.– Ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты я ни­ко­гда не про­во­дил и про­тив со­вет­ской вла­сти ни­че­го не вы­ска­зы­вал.Бы­ли вы­зва­ны лже­сви­де­те­ли, ко­то­рые под­твер­ди­ли свои по­ка­за­ния на оч­ной став­ке; по­сле это­го сле­до­ва­тель сно­ва до­про­сил пса­лом­щи­ка.– Вас сви­де­те­ли на оч­ных став­ках до­ста­точ­но изоб­ли­чи­ли в про­во­ди­мой ва­ми ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Дай­те от­вет по су­ще­ству! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.– Я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты не про­во­дил, и по­ка­за­ния сви­де­те­лей о про­во­ди­мой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не под­твер­ждаю. При­зна­юсь, что ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды я дей­стви­тель­но про­во­дил у тех, кто ме­ня об этом про­сил.– По­че­му вы не хо­ти­те по­ка­зать след­ствию о ва­шей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти?– Я не знаю, по­че­му имен­но обо мне так по­ка­зы­ва­ют сви­де­те­ли, но ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских из­мыш­ле­ний не го­во­рил.

17 июля 1940 го­да со­сто­я­лось за­се­да­ние Кол­ле­гии по уго­лов­ным де­лам Ви­теб­ско­го су­да; по­сле за­вер­ше­ния всех фор­маль­но­стей сно­ва был до­про­шен Дмит­рий Еме­лья­но­вич, ко­то­рый ска­зал: «Ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся.

Важно

При обыс­ке у ме­ня изъ­яли Псал­тирь, Еван­ге­лие, два мо­лит­вен­ни­ка, крест. Я был пев­чим в Рос­сасне с ма­лых лет, в цер­ков­ном со­ве­те я со­сто­ял до тех пор, по­ка цер­ковь не от­ня­ли. Я хо­дил и пи­сал име­на лю­дей в Рос­сасне, чтобы раз­ре­ши­ли участ­во­вать в цер­ков­ных со­бра­ни­ях.

День­ги я со­би­рал для то­го, чтобы пла­тить на­лог за цер­ковь… В 1939 го­ду на клад­би­ще в Рос­сасне во вре­мя Ра­до­ни­цы справ­лял ре­ли­ги­оз­ный об­ряд, бы­ло там че­ло­век при­бли­зи­тель­но 150-200, и я ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил; эти сви­де­те­ли го­во­рят про­тив ме­ня, сам не знаю по­че­му: я с ни­ми не драл­ся и не су­дил­ся… Я утвер­ждаю, что я ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных ан­ти­со­вет­ских раз­го­во­ров не вел»[2].

По­сле за­слу­ши­ва­ния всех по­ка­за­ний, с ко­то­ры­ми Дмит­рий Еме­лья­но­вич не со­гла­сил­ся, про­ку­рор по­да­ла хо­да­тай­ство: де­ло от­пра­вить на до­сле­до­ва­ние, по­сколь­ку все сви­де­те­ли со сто­ро­ны об­ви­не­ния яв­ля­ют­ся род­ствен­ни­ка­ми, дру­гих сви­де­те­лей до­про­ше­но не бы­ло, а кро­ме то­го, след­ствие, вы­яс­няя уча­стие об­ви­ня­е­мо­го в ис­пол­не­нии ре­ли­ги­оз­ных об­ря­дов, не вы­яс­ни­ло, име­ет ли это от­но­ше­ние к его контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.Про­ку­рор Ви­теб­ской об­ла­сти оспо­рил это ре­ше­ние и по­ста­но­вил сно­ва от­пра­вить де­ло в суд, но уже при дру­гом со­ста­ве. 19 но­яб­ря 1940 го­да со­сто­я­лось но­вое за­се­да­ние об­ласт­но­го су­да.

От­ве­чая на об­ви­не­ния в су­де, Дмит­рий Еме­лья­но­вич вновь за­явил: «В предъ­яв­лен­ном об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Мне без­раз­лич­но, ка­кая бы­ла бы власть, – я обя­зан ей под­чи­нять­ся. Ко­гда бы­ли в на­шем се­ле по­мин­ки, то я на них ни­че­го не го­во­рил пло­хо про вла­сти. И за­яв­ляю, что мне жить бы­ло хо­ро­шо на ху­то­ре, а так­же и в кол­хоз­ном цен­тре… Об­ря­да­ми я за­ни­мал­ся; ко­гда кто-ли­бо по­мрет, то­гда при­гла­ша­ли ме­ня на по­хо­ро­ны, и здесь я чи­тал по-сла­вян­ски, но ни­ка­кой аги­та­ции и здесь не про­во­дил про­тив со­вет­ской вла­сти. И де­тей я не кре­стил ни­ко­гда и ни­где, но бы­ва­ло, что нач­нут про­сить, чтобы я по­кре­стил, но я толь­ко паль­ца­ми пе­ре­кре­щу, и боль­ше ни­че­го не де­лал… Ре­ли­ги­оз­ные об­ря­ды я про­во­дил толь­ко на по­хо­ро­нах, и день­ги я не про­сил, ес­ли са­ми толь­ко да­дут… Ко­гда уже бы­ла за­кры­та цер­ковь, то бы­ло со­бра­ние, и на этом со­бра­нии мы за­пи­сы­ва­ли ве­ру­ю­щих, чтобы пой­ти в сель­со­вет, чтобы от­кры­ли об­рат­но цер­ковь»[3].

Лже­сви­де­те­ли и в но­вом су­деб­ном за­се­да­нии по­вто­ри­ли свои по­ка­за­ния, и Дмит­рий Еме­лья­но­вич сно­ва все их от­верг.

Ко­гда су­деб­ные пре­ния за­кон­чи­лись, про­ку­рор по­тре­бо­вал при­го­во­рить под­су­ди­мо­го к ше­сти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре; адво­кат про­сил, учи­ты­вая смяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ства, умень­шить срок на­ка­за­ния.

Дмит­рий Еме­лья­но­вич, об­ра­ща­ясь к су­ду, ска­зал, что он че­ло­век боль­ной и про­сит вы­не­сти ему спра­вед­ли­вый при­го­вор. В тот же день суд вы­нес ре­ше­ние: при­го­во­рить его к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.

Дмит­рий Еме­лья­но­вич по­дал в Вер­хов­ный суд кас­са­ци­он­ную жа­ло­бу, в ко­то­рой убе­ди­тель­но до­ка­зал свою неви­нов­ность и что он осуж­ден по по­ка­за­ни­ям лже­сви­де­те­лей, а так­же про­сил вы­звать дру­гих сви­де­те­лей из жи­те­лей се­ла Рос­сас­на для да­чи до­пол­ни­тель­ных по­ка­за­ний, но суд ему в этом от­ка­зал.

Дмит­рий Еме­лья­но­вич был от­прав­лен эта­пом из тюрь­мы в го­ро­де Ор­ша в Ка­зах­стан и 11 мая 1941 го­да при­был на стан­цию Ка­ра­бас Ка­ра­ган­дин­ско­го ла­ге­ря, от­ку­да был рас­пре­де­лен в 5-е Эс­пин­ское от­де­ле­ние Кар­ла­га. Здесь он тя­же­ло за­бо­лел и 5 мая 1942 го­да был по­ме­щен в ла­гер­ную боль­ни­цу, где в тот же день и скон­чал­ся. Дмит­рий Еме­лья­но­вич Вла­сен­ков был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле на ла­гер­ном клад­би­ще Эс­пин­ско­го от­де­ле­ния Кар­ла­га.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Ап­рель».
Тверь. 2006. С. 244-248

При­ме­ча­ния

[1] Ныне се­ло Рос­сас­но Дуб­ро­вен­ско­го рай­о­на Ви­теб­ской об­ла­сти.

[2] УКГБ РБ по Ви­теб­ской обл. Д. 23535-П, л. 67.

[3] Там же. Л. 112 об-113.

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-vlasenkov

22 апреля (05 мая) 2017 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.2)

?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2017-05-05 07:01:00filin_dimitry
filin_dimitry
2017-05-05 07:01:00Продолжение…

Священномученик Платон (Йованович), Банялукский, епископ

В миру Йованович Миливой, родился 29 сентября 1874 года в Белграде в семье Илии Йовановича и Йелки Соколович. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг.

По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха и направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) в Московское Сербское подворье.

В Москве иеромонах Платон поступил в духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия.

По возвращению из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, а вскоре – доцентом в Белграде. Как профессор о. Платон работал в Алексинце и Ягодине, за что и был отличён достоинством архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником.

Очень краткое время был администратором Охридской епархии, а во время оккупации был в Сербии и с помощью своих связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам.

Затем патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором “Вестника Сербской Патриархии” между 1932 и 1938 годами.

Кроме этого в 1934-1936 годах о. Платон был старейшиной монастыря Крушедол.

В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравичским.

Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископы Бачский Ириней и Сремский Савва, а также русские архиереи – глава Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий и епископ Бостонский Макарий.

Совет

22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года – перемещен в Баня Луку.

С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии.

10 апреля 1941 года новые власти “независимого государства Хорватия” указали ему покинить его епархию, так как он был серб родом из Сербии, на что он ответил твердым отказом и готовностью оставаться со ввереной ему паствой.

4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к римо-католическому епископу Ёсе Гаричу убедить ответсвтенного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, с 4 на 5 мая, хорватские усташи схватили болящего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Бани Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

Изуродованное тело епископа Платона было найдено в деревне Кумсале 23 мая 1941 года.

Священномученик был первоначально похоронен на воинском кладбище в Баня Луке, а в 1973 году перенесен в Банялукский собор.

(Банялучский Троицкий собор)

На заседании Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в 1998 году епископ Платон (Йованович) Банялукский был причислен к лику святых Сербской Церкви.

Тропарь священномученику Платону, епископу Банялукскому

глас 8Чаше Христовой сопричастничеИ Апостолов сонаследниче,Священномучениче Платоне, Архипастырю Банялукский,Река Врбас стала рекой живота вечного,Который наследовал ты с паствою твоею,Что ради веры истинной пострадала с тобою,И ныне, Святителю, со всеми новомучениками,Моли Христа Бога и Спаса всехСпасти род наш православный.

Кондак священномученику Платону, епископу Банялукскому

глас 3Церковь славит ныне своего Архипастыря,Платона, священномученика славного,И весь сонм новомучеников,За истину невинно пострадавшихИ Царство Небесное наследовавших,Вас ради славим Христа Бога и Спаса нашего.

Преподобные Феохарий Дуйя (греч. Θεοχάρης Ντούϊα) и Апостол Дуйя (греч. Απόστολος Ντούϊα)

Память 17 апреля (Греч.), 22 апреля (Греч., Албан.), в среду Светлой седмицы (Греч.) и в Неделю жен-мироносиц (Греч.)

Сын священника Георгия Дуйя. Феохарий был учителем происходившего из Комботии Артской Николая Скуфаса, основателя «Филики Этерии» – греческой национально-освободительной организации XIX века. Иконы преподобных Феохария и его родного брата Апостола находятся в иконостасе храма Святой Софии в Арте.

Мученик Леонид Александрийский, ритор

Святой Леонид ритор был обезглавлен в 202 году в Александрии во время гонения при Септимии Севере за доказательство истинности Христианства.

По преданию, святой Леонид был отцом семерых детей, старший из которых, юный Ориген, узнав об аресте отца, также возжаждал мученичества. Когда уговоры матери пожалеть ее не возымели действия, она спрятала всю его одежду, и ему пришлось остаться дома.

Тогда Ориген послал отцу письмо, в котором горячо уговаривать его идти на мученичество: “Держись, не передумай ради нас!

Мученик Неарх

(мученики Полиевк и Неарх)Был воином, твердым христианином и другом воина-язычника Полиевкта (память 9/22 января). Когда настало гонение на христиан, Неарх приготовился к смерти, но был в большой печали из-за того, что не смог обратить своего друга к истинной вере. Полиевкт, узнав о причине его скорби, обещал креститься, а на следующий день рассказал Неарху о явлении ему во сне Христа. Полиевкт ревностно последовал Господу и скоро принял мученическую смерть, перед кончиной убеждая Неарха держаться твердо. Вскоре Неарх был казнен сожжением и последовал за другом ко Христу.

Священномученик Евстафий Малаховский, пресвитер

Память 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Обратите внимание

Родился 29 марта 1880 года в семье священника Полоцкой епархии. В 1897 году окончил Полоцкое духовное училище, в 1900 году – три класса Витебской духовной семинарии и был назначен учителем в Прудскую церковноприходскую школу Гродненской епархии.

Ревностный христианин, он решил послужить Церкви в сложных тогда условиях Туркестанской епархии, где русские переселенцы в ту пору почти не имели храмов и духовенства, и 15 декабря 1904 года был назначен псаломщиком в ташкентскую военную церковь; в марте следующего года он был переведен в туркестанский кафедральный собор.

13 мая 1905 года рукоположен во диакона, а на другой день – во священника к кафедральному собору. 27 мая 1905 года был назначен священником Трехсвятительской церкви в село Карабулак. 1 сентября 1906 года он был перемещен в Софийскую церковь города Верного.

5 сентября 1907 года назначен настоятелем храма в селе Ивановском Лепсинского уезда, В 1909 году переведен в Покровскую церковь города Верного. В 1910 году – в храм поселка Каралинского Лепсинского уезда. В 1911 году – в станицу Лепсинскую.

18 января 1913 года по собственному прошению был назначен разъездным священником 1-го Пишпекского округа, В 1914 году переведен в село Теплоключинское Пржевальского округа и в том же году – настоятелем Покровского храма в село Покровское, в тридцати пяти верстах от Пржевальска на южном берегу озера Иссык-Куль.

В 1916 году после уничтожения во время мятежа киргизов села Покровского отец Евстафий был назначен настоятелем церкви села Благовещенского Андижанского уезда; в этом же году он был переведен в село Егорьевское Черняевского уезда, а затем в Покровский храм в станицу Надеждинская Верненского уезда. Был убит 5 мая 1918 года при столкновении Пасхального крестного хода с большевистской демонстрацией.

Читайте также:  Блаженная ксения петербургская

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Мученик Димитрий Власенков


Память 22 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 15 мая 1880 года в местечке Россасно Горецкого уезда Могилевской губернии в семье крестьянина, исполнявшего в селе должность волостного старшины. Окончив церковноприходскую школу, занимался земледелием, как его отец и братья. В 1901 году он был призван в армию и прослужил до 1905 года в Финляндском лейб-гвардейском полку сначала рядовым, а в конце службы унтер-офицером.

На войне получил кантузию. Женился на девице Дарье Гавриловне, и Господь даровал им большую семью. Воспитанный в вере и благочестии, он был усердным прихожанином церкви в родном селе, с детства пел на клиросе, был некоторое время псаломщиком, а во времена гонений в 1931 году был избран в церковный совет. Был церковным старостой.

Важно

В 1931 или 1932 году был приговорен к 3 месяцам принудительных работ. В церковном совете состоял до 1934 года, когда храм был закрыт, а священник арестован. Дмитрий Емельянович перенес из закрытой церкви и спрятал в доме много церковных и приходских книг, некоторые иконы. Дмитрий Емельянович вместе с прихожанами стали хлопотать о возвращении храма, но их хлопоты не увенчались успехом.

В 1934 году власти арестовали брата Дмитрия Емельяновича и приговорили к десяти годам заключения; из заключения он бежал, скрывался, но в 1937 году снова был арестован. В том же 1934 году сам Дмитрий был судим по ст.152 УК РСФСР, приговор неизвестен. Во время ареста часть спрятанных у него книг сожгли во дворе, а часть погрузили в машину и увезли вместе с арестованным.

Позже, на судебном разбирательстве, речь идет только об одной книге – возможно остальное представляло некоторую ценность и было присвоено чекистами. С каждым годом жизнь становилась все тяжелее, и Дмитрий Емельянович договорился со своей женой разделиться: Дарья Гавриловна пошла работать в колхоз, а Дмитрий Емельянович, чтобы прокормить семью, занимался земледелием на своем участке.

Крестьяне, страдая от отсутствия богослужения, стали просить Дмитрия Емельяновича, чтобы хотя бы он, как человек, наученный церковному и бывший псаломщиком, приходил к ним в дома почитать Псалтирь по покойнику.

И он по приглашению прихожан стал ходить по домам читать Псалтирь по усопшим, а на Радоницу вместе с крестьянами ходил на кладбище, и в это время собиралось молящихся до двухсот человек. Были и хористы, которые под управлением Дмитрия Емельяновича пели панихиду.

Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась, и в конце концов решили арестовать Дмитрия Емельяновича.

Несколько свидетелей под угрозой, что сами будут привлечены к уголовной ответственности за участие в панихидах и поминках, согласились подписать протоколы со лжесвидетельствами о псаломщике, будто бы во время поминок он занимался антисоветской агитацией.

16 мая 1940 года Дмитрий Емельянович был арестован на основании того, что “

не имея определенной работы проводит религиозные обряды, чем добывает средства для существования (священник), по национальности белорус, женат имеет жену и восемь детей, которая получает пособие по многосемейности“. Был заключен в тюрьму в городе Орше. На момент ареста его жене Дарье Гавриловне было 45 лет, у них были дети: Михаил (21 год), Вера (19 лет), Илья (17 лет), Павел (15 лет), Мария (13 лет), Надежда (7 лет), Ольга (5 лет), Стефан (1940 г.р.). Ольга была приёмной дочерью, которую забрали у дальних родственников младенцем, так как семья Ольги жила очень бедно, и воспитывали как родную. Ранее у была ещё одна дочь – Надежда (1930 г.р.) – но она умела примерно 3 лет от роду.

Его сразу же допросили.

– Во время обыска у вас были обнаружены списки людей, состоящих в общине, крест, маленькая икона и Библии. Для чего вы это хранили? – спросил его следователь.

– Списки были составлены в 1932 году для сбора денег на предмет уплаты налогов за церковь… Списки, крест, икона и Библии хранились у меня, поскольку я человек верующий и читал их. – Вы арестованы за проводимую вами антисоветскую работу среди населения. Дайте ответ по существу. – Антисоветской работы среди населения я не проводил, но признаюсь, что были моменты, когда я проводил религиозные обряды. – Мы располагаем данными о том, что вы под видом проведения религиозных обрядов, проводили среди населения антисоветскую работу, распространяли ложные, провокационные слухи о падении советской власти. Расскажите об этом по существу.

– Антисоветской работы я никогда не проводил и против советской власти ничего не высказывал.

Были вызваны лжесвидетели, которые подтвердили свои показания на очной ставке; после этого следователь снова допросил псаломщика.

– Вас свидетели на очных ставках достаточно изобличили в проводимой вами антисоветской деятельности. Дайте ответ по существу! – потребовал следователь.

– Я никакой антисоветской работы не проводил, и показания свидетелей о проводимой антисоветской агитации я не подтверждаю. Признаюсь, что религиозные обряды я действительно проводил у тех, кто меня об этом просил. – Почему вы не хотите показать следствию о вашей антисоветской деятельности?

– Я не знаю, почему именно обо мне так показывают свидетели, но никаких антисоветских измышлений не говорил.

17 июля 1940 года состоялось заседание Коллегии по уголовным делам Витебского суда; после завершения всех формальностей снова был допрошен Дмитрий Емельянович, который сказал:

«Виновным я себя не признаю, я никакой антисоветской деятельностью не занимался. При обыске у меня изъяли Псалтирь, Евангелие, два молитвенника, крест. Я был певчим в Россасне с малых лет, в церковном совете я состоял до тех пор, пока церковь не отняли. Я ходил и писал имена людей в Россасне, чтобы разрешили участвовать в церковных собраниях.

Совет

Деньги я собирал для того, чтобы платить налог за церковь… В 1939 году на кладбище в Россасне во время Радоницы справлял религиозный обряд, было там человек приблизительно 150-200, и я никакой антисоветской агитации не проводил; эти свидетели говорят против меня, сам не знаю почему: я с ними не дрался и не судился… Я утверждаю, что я никаких контрреволюционных антисоветских разговоров не вел».

После заслушивания всех показаний, с которыми Дмитрий Емельянович не согласился, прокурор подала ходатайство: дело отправить на доследование, поскольку все свидетели со стороны обвинения являются родственниками, других свидетелей допрошено не было, а кроме того, следствие, выясняя участие обвиняемого в исполнении религиозных обрядов, не выяснило, имеет ли это отношение к его контрреволюционной деятельности. Прокурор Витебской области оспорил это решение и постановил снова отправить дело в суд, но уже при другом составе. 19 ноября 1940 года состоялось новое заседание областного суда. Отвечая на обвинения в суде, Дмитрий Емельянович вновь заявил:

«В предъявленном обвинении виновным себя не признаю. Мне безразлично, какая была бы власть, – я обязан ей подчиняться. Когда были в нашем селе поминки, то я на них ничего не говорил плохо про власти. И заявляю, что мне жить было хорошо на хуторе, а также и в колхозном центре… Обрядами я занимался; когда кто-либо помрет, тогда приглашали меня на похороны, и здесь я читал по-славянски, но никакой агитации и здесь не проводил против советской власти. И детей я не крестил никогда и нигде, но бывало, что начнут просить, чтобы я покрестил, но я только пальцами перекрещу, и больше ничего не делал… Религиозные обряды я проводил только на похоронах, и деньги я не просил, если сами только дадут… Когда уже была закрыта церковь, то было собрание, и на этом собрании мы записывали верующих, чтобы пойти в сельсовет, чтобы открыли обратно церковь».

Лжесвидетели и в новом судебном заседании повторили свои показания, и Дмитрий Емельянович снова все их отверг.

Когда судебные прения закончились, прокурор потребовал приговорить подсудимого к шести годам заключения в исправительно-трудовом лагере; адвокат просил, учитывая смягчающие обстоятельства, уменьшить срок наказания.

Совет

Дмитрий Емельянович, обращаясь к суду, сказал, что он человек больной и просит вынести ему справедливый приговор. В тот же день суд вынес решение: приговорить его к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Дмитрий Емельянович подал в Верховный суд кассационную жалобу, в которой убедительно доказал свою невиновность и что он осужден по показаниям лжесвидетелей, а также просил вызвать других свидетелей из жителей села Россасна для дачи дополнительных показаний, но суд ему в этом отказал.

Он был отправлен этапом из тюрьмы в городе Орша в Казахстан и 11 мая 1941 года прибыл на станцию Карабас Карагандинского лагеря, откуда был распределен в 5-е Эспинское отделение Карлага. При прибытии в лагерь медицинским обследованием был определен инвалидом.

Здесь он тяжело заболел и 5 мая 1942 года был помещен в лагерную больницу, где в тот же день и скончался. Погребен в безвестной могиле на лагерном кладбище Эспинского отделения Карлага. 14 апреля 1993 года был реабилитирован по закону Республики Казахстан, 20 декабря 1994 года – реабилитирован Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/1140916.html

Именины Дмитрия по церковному календарю

Как известно, в зависимости от имени у человека складывается своя судьба. Поэтому очень важно при рождении ребенка выбирать имя. При чем рекомендуется делать это по православному календарю, чтобы у ребенка был Ангел-Хранитель.

Дмитрий — это мужское имя, которое имеет греческое происхождение. Мальчик с таким имеет жизнелюбивый, общительный, терпелив и настойчивый. Любую цель которую он перед собой поставит он очень легко и быстро достигает.

По жизни он никогда не «возвращается назад», Дмитрий всегда идет только вперед. Даже если в каком-либо деле его постигнет неудача, он никогда не опускает руки.

Мальчик достаточно умен, ему легко даются даже самые точные науки.

Характер именинника

Дмитрий очень общительный и верный в дружбе. Поэтому из него получается очень хороший и верный друг.  С ним очень легко общаться.  Дмитрий никогда себе не в чем не отказывает. Он обаятельный, смелый в некоторых ситуациях даже жесток. Парень с таким именем влюбчив.

Дмитрий сангвиник, настойчивый и изобретательный. Иногда он настолько увлекается своей мечтой, что может потерять реальность. Какую бы сферу деятельности он не выбрал, успех ему гарантирован.

День Ангела Дмитрий по православному календарю

Очень важно знать когда именины по церковному календарю у Дмитрия. Так как эта дата является днем его ангела. В такие дни нужно обязательно посещать церковь или храм и почитать благодарственную молитву перед образом святого.

Также считается что именно в такие дни лучше всего просить о помощи. И так какого числа день ангела у Дмитрия?  На протяжении года существует достаточно большое количество дней, когда почитается святой Дмитрий. День ангела выбирается тот, который находится ближе к дате рождения ребенка.

Обязательно к прочтению:  Старославянские имена для мальчиков

Именины Дмитрия по церковному календарю:

Дата Святой покровитель
4 января Димитрий Киранов, протоиерей, священномученик
8 января Димитрий Чистосердов, протоиерей, священномученик
21 января Димитрий Плышевский, иерей, священномученик
31 января Димитрий, преподобный
7 февраля Димитрий, преподобный, скевофилакс
9 февраля Димитрий, мученик
11 февраля Димитрий Хиосский, мученик
17 февраля Димитрий Казамацкий, псаломщик, мученик; Димитрий Ильинский, псаломщик, мученик; Димитрий Кедроливанский, иерей, священномученик
19 февраля Димитрий Рождественский, протоиерей, священномученик
24 февраля Димитрий Прилуцкий, Вологодский, преподобный, игумен
4 марта Димитрий Волков, мученик
22 марта Димитрий Гливенко, священномученик
23 марта Димитрий Легейдо, иерей, священномученик
25 марта Димитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царь
31 марта Димитрий Розанов, иерей, священномученик
1 апреля Димитрий Торнарас, мученик
23 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
26 апреля Димитрий Пелопонесский, мученик
5 мая Димитрий Власенков, мученик
22 мая Димитрий Воскресенский, протоиерей, священномученик
28 мая Димитрий Угличский и Московский, царевич
1 июня Димитрий Донской, великий князь
10 июня Димитрий Митра, мученик
15 июня Димитрий, мученик
16 июня Димитрий Угличский и Московский, царевич (Перенесение мощей
26 июня Димитрий Смирнов, священномученик, протоиерей
3 июля Димитриан (Димитрий) Саламинский (Кипрский), священномученик
17 июля Димитрий Казанский, иерей, священномученик
1 августа Димитрий Ростовский, митрополит
14 августа Димитрий Павский, протоиерей, священномученик
17 августа Димитрий Воробьев, мученик
20 августа Димитрий Миловидов, иерей, священномученик
22 августа Димитрий Константинопольский, мученик
25 августа Димитрий, инок белогорского свято-николаевского монастыря, преподобномученик
30 августа Димитрий Остроумов, протоиерей, священномученик
9 сентября Димитрий Крючков, иерей, исповедник
13 сентября Димитрий Смирнов, иерей, священномученик
19 сентября Димитрий Спасский, иерей, священномученик
22 сентября Димитрий Троицкий, диакон, священномученик
24 сентября Димитрий Скепсийский (Геллеспонтийский), мученик, князь
28 сентября Димитрий Игнатенко, протоиерей, священномученик
4 октября Димитрий Ростовский, митрополит (Обретение мощей)
9 октября Димитрий Розанов, протоиерей, священномученик
10 октября Димитрий Шишокин, иерей, священномученик
15 октября Димитрий Казанский, мученик
17 октября Димитрий Вознесенский, иерей, священномученик
21 октября Димитрий Добросердов, святитель, архиепископ можайский
28 октября Димитрий Касаткин, иерей, священномученик
1 ноября Димитрий Угличский и Московский, царевич
3 ноября Димитрий Троицкий, иерей, священномученик
8 ноября  Димитрий Цилибинский, преподобныйДимитрий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский, преподобныйДимитрий Самопожертвователь, Иверский, мученик, царьДимитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый
 10 ноября  Димитрий Ростовский, митрополит
 14 ноября  Димитрий Овечкин, иерей, священномученик
 22 ноября  Димитрий Русинов, протоиерей, священномученик
 25 ноября  Димитрий Розанов, иерей, священномученик
27 ноября  Димитрий Беневоленский, протоиерей, священномученикДимитрий Лебедев, протоиерей, священномученикДимитрий Рудаков, иерей, священномученик
 28 ноября  Димитрий Дабудский, мученик
 29 ноября  Димитрий Спиридонов, мученик
 2 декабря  Димитрий Куклин, протоиерей, священномученик
10 декабря Димитрий Беляев, иерей, священномученик
14 декабря Димитрий Трисхалей
15 декабря Димитрий Благовещенский, иерей, священномученик
17 декабря Димитрий Неведомский, протоиерей, священномученик
Читайте также:  Акафист пресвятой богородице пред иконой "смоленская"

Обязательно к прочтению:  День ангела Даниила по церковному календарю

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите так же видео о Дне Ангела Дмитрия:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/imeniny-dmitriya-po-cerkovnomu-kalendaryu/

Православный календарь на 5 мая 2018 года

Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613).  Мч. Епиподия Лионского (ок. 177).  Прп. Виталия (609-620).  Перенесение мощей блгв. кн. Всеволода, во святом Крещении Гавриила, Псковского (1834).  Сщмч. Евстафия пресвитера (1918).  Мч. Димитрия (1942).  Собор новомучеников в Бутове пострадавших.  Апп. Нафанаила, Луки и Климента (I). Сщмч. Платона, еп. Банялукского (1941).

Именинников — с днем Ангела!

31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
32 и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

33 Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
34 Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.
35 Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

36 Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.
37 Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас.
38 Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

39 Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.
40 А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.
41 Вы делаете дела отца вашего.

На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.
42 Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня.

Преподобный Феодор Сикеот жил в середине шестого века. Свое второе имя он получил по названию родного села – Сикеи, близ города Анастасиуполя в Малой Азии. Вся жизнь Феодора оказалась связана с великомучеником Георгием и его молитвенным заступничеством.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, мать решила подарить ему золотой пояс, чтобы Феодор стал смелым воином. Но ей явился великомученик Георгий, который открыл женщине, что Феодору уготован путь служения Господу. В четырнадцать лет юноша покинул дом и вырыл себе пещеру неподалеку от храма святого Георгия.

Монашеский постриг он принял в Иерусалиме. Феодор вернулся на родину и продолжил жить при церкви великомученика Георгия. Он много постился, любил молитвенное уединение и не искал общества людей. Но вскоре стало известно о том, что по молитве иеромонаха Феодора происходят исцеления, а предсказанное им сбывается.

Обратите внимание

К маленькой церкви потянулись люди. Жители Анастасиуполя упросили Феодора стать их епископом. Праведник тяготился этим бременем и вскоре отказался от него, но прежде немало послужил Церкви. По преданию он оставил пророчество о бедствии, ожидавшем империю – о ереси иконоборчества.

Оно сбылось – более ста лет власти в Византии запрещали почитать и хранить святые иконы.

После Сошествия святого Духа на апостолов, ученики Христовы разнесли весть о Спасителе в самые дальние уголки Римской империи. Христианские общины стали возникать во всех провинциях, в том числе Галлии, современной Франции. Её столицей был Лион, тогда он назывался Лугдун.

К христианам относились настороженно – ведь они не участвовали в культе императора, которого в Риме почитали как божество. Стали ходить слухи об их таинственных обрядах. Общество вытесняло и преследовало христиан, а власти Рима развязали настоящие гонения.

В сто семьдесят седьмом году их жертвами стали лионские верующие.

Епиподий и его друг Александр были молодыми людьми из состоятельных семей. Их связывала глубокая дружба. Они вместе росли, вместе пришли в христианскую общину и приняли крещение. Когда на христиан начали настоящую облаву, юноши в страхе бежали из Лугдуна и укрылись в предместье у одной вдовы. Однако их нашли и заключили в тюрьму.

Первым перед судом предстал Епиподий. Он смело исповедал свою веру и сказал: “Муки, которые мы от вас терпим, дают нам перейти от времени к вечности, от нищеты смертной жизни к счастью жизни, над которой смерть не имеет власти”. Епиподия приговорили к казни. На следующий день погиб и его друг Александр.

Мощи святых хранятся в крипте храма святителя Иринея в Лионе.

Преподобный Виталий Александрийский жил на рубеже шестого и седьмого веков. Он был монахом в Александрии. Этот шумный порт, перекресток цивилизаций, притягивал и честных торговцев и путешественников, и плутов и разбойников. Как и во всяком крупном городе, здесь был веселый квартал для моряков.

И вот монах Виталий, которому было уже за шестьдесят лет, взял на себя необычный подвиг – он молился о здравии всех обитательниц публичных домов Александрии. Их имена он занес в специальную книжку – помянник. Кроме молитв, он помогал женщинам и деньгами.

Важно

Целый день Виталий трудился, а вечером шел к одной из блудниц и отдавал ей деньги, при условии, что в ту ночь она не будет заниматься своим промыслом. При этом Виталий просил женщину ничего не рассказывать о его помощи. Но вскоре по городу поползли разные слухи о монахе, пропадающем в городских притонах.

Некоторые священники потребовали у патриарха Александрийского Иоанна изгнать Виталия, лишить его сана. Но тот лишь пристыдил клеветников. Когда Виталий скончался, у келии святого собралось множество женщин – монахинь, почтенных замужних матрон, ремесленниц и крестьянок.

Они рассказали о том, как своими молитвами и помощью Виталий Александрийский помог им прийти к покаянию и переменить жизнь. А в руках преподобного обнаружили свиток со словами «Мужи александрийские, не осуждайте прежде времени, пока не придет Господь, Праведный Судия».

Святой благоверный князь Всеволод Псковский, в крещении – Гавриил, был внуком Владимира Мономаха и жил в двенадцатом веке. Он родился в Новгороде, где княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий. Со временем молодой Всеволод стал наместником отца.

Он даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. Когда на край обрушился страшный голод, князь пожертвовал казной для спасения людей. О Всеволоде говорили, что он был доблестным воином, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

Новгородцы затаили обиду на князя, когда тот, согласно династическим законам, покинул их, чтобы княжить в Переяславле. Впрочем, оттуда Всеволод быстро вернулся. Он желал восстановить отношения с Новгородом, но вече осудило князя на изгнание.

Через несколько лет Всеволода призвали княжить жители Пскова. Это был первый псковский князь, избранный по воле самих псковичей. После смерти Всеволод стал почитаться как небесный защитник города. По преданию его молитвенная помощь спасла Псков от осады войска Стефана Батория.

Сегодня Церковь вспоминает как в тысяча восемьсот тридцать четвертом году святые мощи князя были перенесены в новую гробницу в Псковском Троицком соборе.

Совет

Священномученик Евстафий Малаховский родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году, в Полоцкой губернии. В начале двадцатого века Россия выстраивала отношения с недавно вошедшими в состав империи землями Средней Азии. Евстафий вызвался послужить Отечеству в Туркестанской епархии.

Там только начали возводить храмы для русский переселенцев. С тысяча девятьсот четвертого года Евстафий служил там в храмах и вскоре принял священнический сан. Он много ездил по краю и оставил интересные записки о социальном составе и нравах разных волн русских переселенцев в Средней Азии.

В шестнадцатом году Малаховский стал свидетелем восстания киргизов в Семиреченском районе. Он был тогда настоятелем храма села Покровское недалеко от Пржевальска. Сохранились его воспоминания о героической обороне жителей Покровского от шеститысячной конницы и о спасении, которое он называл настоящим чудом.

Подводы русских поселенцев смогли пробраться мимо осады села и укрыться в крепости в Пржевальске. Всё это время священник руководил обороной, строил баррикады. А кроме того – служил литургии и молебны, исповедовал, причащал, с крестным ходом обходил укрепления.

Всего через два года, в восемнадцатом, во время Пасхального крестного хода священник Евстафий Малаховский был убит отрядом красноармейцев.

Мученик Димитрий Власенков родился в тысяча восемьсот восьмидесятом году в Могилевской губернии, в крестьянской семье. Он крестьянствовал, женился, потом был призван в армию и закончил службу унтер‐офицером. Все эти годы он не оставлял храма – пел на клиросе, был псаломщиком. После революции Дмитрия избрали в церковный совет.

В тридцать четвертом году храм закрыли, а священника арестовали. Власенков вместе с другими прихожанами стал хлопотать о возвращении церкви, но их старания не увенчались успехом. Крестьяне часто просили Дмитрия прийти к ним домой почитать Псалтырь по усопшим. На Радоницу, когда Церковь особо поминает умерших, Власенков вместе с односельчанами ходил на кладбище.

Обратите внимание

Собиралось более двухсот человек, хор пел панихиду. Власти были недовольны тем, что, несмотря на закрытие храма и арест священника, церковная жизнь в селе не прекратилась. На основании ложных свидетельств Дмитрий Власенков в сороковом году был арестован. Его обвинили в антисоветской агитации и приговорили к пяти годам лагерей.

Мученик Димитрий скончался в Карагандинском лагере в сорок втором, после тяжелой болезни.

Сегодня Церковь вспоминает всех пострадавших за веру, казненных на Бутовском полигоне. Бутовский полигон – это крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий. До революции это было имение купцов-промышленников Зиминых. Владельцы сами передали новой власти ухоженный парк и конный завод.

В двадцатых годах там находилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В марте тридцать четвертого территорию огородили забором с колючей проволокой. А вскоре прибыло несколько подвод из бывшей Екатерининской пустыни. Там уже три года размещалась тюрьма… Пик расстрелов пришелся на тридцать седьмой – тридцать восьмой годы.

Установлены имена двадцати тысяч семисот шестидесяти человек, казненных в Бутово с августа тридцать седьмого года по октябрь тридцать восьмого. Среди них были люди всех возрастов и сословий, самых разных вероисповеданий. Известно, что около тысячи человек из числе расстрелянных и погребенных в Бутово, пострадали за свое исповедание православной веры.

Это и служители Церкви, среди которых шесть архиепископов и митрополитов, множество священников, монахов, и простые миряне. Многие из них прославлены в лике святых.

В тысяча девятьсот девяносто пятом году Русская Православная Церковь открыла в Бутово мемориальный комплекс. Был освящён храм в честь новомучеников Бутовских.

Источник: https://pravme.ru/2018-05-05-pravoslavnyj-kalendar-na-5-maya-2018-goda.html

Ссылка на основную публикацию