Мученики гликерия и лаодикий

Святая праведная дева гликерия новгородская († 1522 г.)

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНА

13/ 26 мая совершается память святой праведной девы Гликерии Новгородской († 1522 г.) Предлагаем вниманию читателей посвященную ей главу из книги Александра Трофимова «Святые жены Руси».
***

Гликерия Новгородская была дочерью Пантелеимона – старосты новгородской Людогощей (Легощей) улицы. В скудости сведений о святой виден знак потаенности ее жизни и делания.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГЛИКЕРИЯ НОВГОРОДСКАЯ. ПРОРИСЬ ИКОНЫ. ХУД. ВЛАДИМИР СИДЕЛЬНИКОВ

Сведения о Гликерии в связи с обретением ее мощей сообщает Новгородская 2-я (Архивская) летопись (2-я половина XVI в.).

Мощи праведной девы были обретены 14 июня 1572 года за новгородской церковью святых мучеников Флора и Лавра на Людогощей улице, очевидно на церковном кладбище, в основном нетленными: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало (т.е. цело) а не все» – ПСРЛ. Т. 30. С. 192).

Обратите внимание

Святая лежала в гробу со сложенными крестообразно на груди руками, а имя ее и происхождение сохранились на белокаменном надгробии (в 1-й трети XVI в. надгробия уже имели надписи). Как сообщила Новгородскому архиепископу Леониду († 1575 г.

) пожилая местная жительница Анастасия, Гликерию хоронили здесь около 50 лет назад: «сказывала жена старая Настасия владыке Леониду, что помнила, как девицу ту провожали лет с пятьдесят…» Значит, умерла святая Гликерия в 1522 году.

ИКОНА, КОТОРОЙ АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ ЛЕОНИД БЛАГОСЛОВИЛ БРАК ЦАРЕВИЧА ИВАНА (СЫНА ЦАРЯ ИОАННА IV ) И ЕВДОКИЮ САБУРОВУ

Архиепископ Новгородский Леонид торжественно положил мощи святой в храме святых мучеников Флора и Лавра. В честь Гликерии был устроен крестный ход с пением молебнов.

В тот же день получил исцеление от болезни при гробе праведницы Агафон – четырехлетний сын подьячего Сувора Богдана, по этому случаю «у владыкы» (т. е. в Новгородском кремле) весь день звонили в колокола. 11 августа 1572 года у гроба святой девы произошло новое чудо – она «простила человека очима» (т.

е исцелила от слепоты; ПСРЛ. Т. 30. С. 194), после чего были и другие исцеления. Дни обретения мощей и прославления Гликерии совпали с пребыванием в городе царя Иоанна IV Васильевича (июнь-август 1572 г.

), в эти месяцы часто совершались по городу крестные ходы во главе с архиепископом, в Новгород из Москвы были возвращены многие чтимые иконы, на Софийскую звонницу подняты новые колокола.

Исцеления при гробе Гликерии стали основанием для ее канонизации, происшедшей, в том же году одновременно с прославлением св. Иакова Боровичского. Днем памяти святой, местно чтившейся в Новгороде, стал день памяти святой мученицы Гликерии – 13 мая.

СВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ИКОНА

Св. мученица Гликерия происходила из семьи римского консула Макария. Вместе с родителями жила во фракийском г. Траянополе. Осиротев, Гликерия обратилась к истинной вере и вела целомудренную жизнь.

Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса, во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Гликерия опередила толпу язычников и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу.

Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не коснулись ее. Гликерию схватили и заключили в темницу.

На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи. Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в г.

Важно

Гераклею (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерию бросили в печь, но она осталась невредимой. Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице.

Но когда стражник Лаодикий на другой день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела святая дева. От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа.

Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Епископ Гераклейский Дометий похоронил мученицу, от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

СВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ИКОНАСВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ИКОНАСВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ. СОВРЕМЕННАЯ ИКОНАСВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ ГЕРАКЛЕЙСКАЯ. ФРЕСКАСВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ. ПОДЛИННИК. ГИМСВ. МУЧЕНИЦА ГЛИКЕРИЯ. СВЯТЦЫ. XX в.СВ. МЦ. ГЛИКЕРИЯ. СВЯТЦЫ

***

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. УЛИЦА ЛЮДОГОЩА.

Вспомним о том, что сохранилось в летописях и документах о храме, в котором были положены мощи святой Гликерии.

Улица Людогоща (Легоща) (до 1929 года – Легощая улица), на которой находился храм, расположена на Софийской стороне, в центральной части города. Впервые она упоминается в 1230 году.

На этой улице останавливались гости, приезжавшие в Новгород из других краев и земель Руси. У въезда в улицу была выстроена деревянная церковь Флора и Лавра «на Людогощи улице».

ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ ИЗ НОВГОРОДСКОГО ХРАМА ВО ИМЯ СВВ. МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА

При входе в церковь стоял Людогощинский крест – замечательный памятник новгородской деревянной скульптуры, сделанный, судя по надписи, помещенной на нем, в 1359 году группой заказчиков, живших на Легощей улице (находится ныне в экспозиции Новгородского музея-заповедника).

Скульптура имеет большие размеры и очень сложную ветвистую форму, напоминающую дерево. Лицевая сторона украшена сложным резным плетеным орнаментом. В медальонах помещены отдельные изображения. Фигуры этих изображений имеют архаический характер, с укороченными пропорциями и большими головами.

В памятнике также находилось одно из изображений древнего Новгорода, относящееся к началу XVIII века.

https://www.youtube.com/watch?v=-W-lqTBj39o

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВНУТРЕННИЙ ВИД. ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

Когда деревянная Флоролаврская церковь сгорела, на ее месте выстроили в 1379 году каменную. В 1674–1695 гг. церковь была кардинально перестроена на старом фундаменте.

При перепланировке города в конце XVIII века ось улицы сориентировали на «святую Софию», а название оставили прежнее – Легощая. По ней, как и прежде, шла дорога на Нарву. Легощая улица была границей, которая размежевывала два новгородских конца: Неревский и Загородский.

Несмотря на позднейшие переделки, храм сохранил основные формы XIV века, здание имело четыре столба, одну апсиду, коробовые своды и одну главу. Фасады сохранили трехчастное деление, однако верхние части их были срезаны новейшей четырехскатной крышей.

Совет

С южной и западной сторон храма в 1830 году была сделана большая пристройка с колокольней. Вероятно, с этого времени мощи святой Гликерии находились под спудом в юго-западном углу храма. Из древних архитектурных деталей необходимо отметить вертикальные валики на апсиде.

Несомненно, что своды здания подверглись сильным переделкам в конце XVII века. И все же можно считать, что первоначальные формы памятника были близки к новгородским постройкам второй половины XIV века. К счастью, сохранились фотографии храма, сделанные до его разрушения.

ХРАМ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МУЧЕНИКОВ ФЛОРА И ЛАВРА НА ЛЕГОЩЕЙ УЛИЦЕ (1377 г.) ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. ФОТО, СДЕЛАННОЕ ОККУПАНТАМИ В 1942 г.

В первые годы Советской власти улица Легощая была переименована в Советскую улицу. Гитлеровцы в 1942 году церковь разрушили, а кирпичом от храма вымостили дороги.

Сохранилась фотография храма, сделанная оккупантами перед ее разрушением. После Великой Отечественной войны, в начале 1950-х годов, улицу застроили административными и жилыми зданиями. За ними разбили сквер, где установлен памятник юному партизану Герою Советского Союза Лёне Голикову. В 1999 году улице было возвращено прежнее имя – Людогоща.

На месте, где был разбит парк, раскопки не производились…

***

О начале общецерковного почитания Гликерии свидетельствует факт освящения в середине XIX века придела в честь святой Гликерии в Тихвинской церкви московского Симонова монастыря.

ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ БЫВШЕГО СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря расположен при трапезной у южной стены монастыря. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Тихвинская».

Сей трапезный храм был построен в 1677 г. (зодчие: Парфен Петров, затем Осип Старцев) царем Феодором Алексеевичем на фундаментах древнего здания 1485 г. и первоначально был освящен во имя прп. Сергия Радонежского. В 1840 г. храм был перестроен и переименован в Тихвинский. В 1923 г.

в части монастыря был устроен музей, занявший Тихвинскую церковь с трапезной. С 1931 г. в трапезной находился киноклуб. Она реставрировалась с 1955 по 1966 гг. и с 1982 г. по 1990 г. В 1932–1937 гг. на месте большей части монастыря архитекторы братья Веснины построили Дворец культуры ЗИЛ. В 1995г.

остатки монастырского ансамбля были переданы Церкви.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ СО СТОРОНЫ МОСКВЫ-РЕКИ

Память святой Гликерии особо отмечалась в Московском Новодевичьем монастыре, так как 13 мая праздновался день основания обители.

Торжество сопровождалось еще крестным ходом на колодец «Вавилон», находившийся в версте от обители.

Обратите внимание

В монастыре после службы в царском стане устраивалась обильная трапеза, за которой угощали монастырских стариц, наделяя их щедрой милостыней.

СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ. ФОТО 1882 г.

Общецерковное почитание Гликерии было также подтверждено включением ее имени в Собор Новгородских святых (в Собор включены более ста святых), празднование которому было подтверждено 10 июля 1981 г.

по благословению Ленинградского и Новгородского митрополита Антония (Мельникова) (Собор известен с 1831 г.). В тексте службы Собору Гликерия упоминается вместе с другими святыми женами Новгорода, ей составлен отдельные тропарь, кондак и молитва.

Днем памяти праведной Гликерии было выбрано 13 мая – память ее тезоименной святой Гликерии Гераклейской.

Иконописные изображения святой Гликерии известны в составе композиций Соборов новгородских святых, где она представлена юной девой с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ДЕВА ГИЛИКЕРИЯ. ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.

Наиболее раннее сохранившееся произведение с образом святой Гликерии – икона священника Георгия Алексеева «Новгородские святые» 1728 года (ГТГ).

Оглавное изображение Гликерии помещено в верхней части левой группы на прориси с иконы Собора Новгородских святых, предстоящих Софии Премудрости Божией, XVIII в. (Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 1. С.

399, 618-619); также на иконе «Ангел хранитель с избранными новгородскими святыми» 1-й половина XIX века (НГОМЗ) – поясной образ святой Гликерии в платье с оплечьем; на эмалевом образе Новгородских чудотворцев 1866 года в оправе мастера К. Рябкова, принадлежавшем свт.

Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому (СПГИАХМЗ – Шитова Л. А. Русские иконы в драгоценных окладах: Конец XVII – начало XX века. Сергиев Посад, 2005. С. 178, 253),– на голове святой светлый плат.

СВ. ПРАВЕДНАЯ ГИЛИКЕРИЯ (В ЦЕНТРЕ), ФРАГМЕНТ ИКОНЫ «СОБОР НОВГОРОДСКИХ СВЯТЫХ», XIX в.

Святая дева Гликерия изображена на образе Новгородских чудотворцев XIX в.

Важно

Сверху иконы – изображение Софии – Премудрости Божией с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, затем идут шесть рядов изображений святых Новгородской земли.

Среди них в четвертом ряду – изображение преподобной Анны Новгородской, а в шестом ряду – святой праведной Гликерии.

Читайте также:  Вознесенская давидова пустынь, россия, московская область, чеховский район, село новый быт

Святая Гликерия включена в состав правой группы предстоящих Спасу Вседержителю на аналойной иконе «Собор всех святых Новгородских угодников» конца XIX века из церкви св.

апостола Филиппа в Великом Новгороде (одета в платье и плащ, руки в молении сомкнуты ладонями), на подобной иконе из местного ряда нижнего иконостаса 60-х гг.

XX века того же храма (в верхнем ряду, голова покрыта платом, правая рука на груди).

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД. СОВРЕМЕННЫЙ ВИД СКВЕРА НА МЕСТЕ УНИЧТОЖЕННОГО ХРАМА СВВ. МУЧ. ФЛОРА И ЛАВРА.

В иконографии Соборов русских святых изображение Гликерии находится в росписи галереи, ведущей в пещерную церковь прп.

Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60–70-х гг. XIX века работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, на иконе конца 20-х – начала 30-х гг.

XX века монахини Иулиании (Соколовой) (ризница СТСЛ) и на ее списках конца XX – начала XXI века (церковь свт. Николая в Клённиках и др.).

***

ХРАМ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ СИМОНОВА МОНАСТЫРЯ. ФОТО 1914 г.

Святая Гликерия – дева, она из тех мудрых дев Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников своих, чтобы достойно встретить своего Жениха Христа.

Этот елей святых дел и подвигов помогли собрать предшествующие святой Гликерии жены Руси. Поэтому духовному взору образ святой праведной Гликерии раскрывается как светильник, горящий пред Богом.

Совет

Имя святой приоткрывает тайну ее подвига: Гликерия «Сладкая». На языке духовных понятий сладость это состояние приобщенности к Горнему миру: «сладости неизреченной»; потому в богослужебных текстах часто называют Спасителя «Иисусе Сладчайший».

Память ее совершается 13/26 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых.

СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ ДЕВЕ ГЛИКЕРИИ НОВГОРОДСКОЙ

Тропарь, глас 8:

Вышния красоты желающи, нижнии сласти телесныя далече от себе отринула оси, и нестяжание паче суетнаго мира возлюбивши, ангельское житие провождала есн, Гликерие, дево блаженная, моля Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

Веселися, Великий Новграде, великое сокровище стяжав, мощи твои, святая праведная дево Гликерие, благодать исцелений подающия всем с верою и любовию приходящим к ним. И ныне предстоящи с ликом святых жен русских пред Престолом Святыя Троицы, молися оставление грехов даровати чтущим святую память твою.

Величание

Величаем тя, святая праведная дево Гликерие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за ны Христа Бога нашего.

МОЛИТВА

О святая праведная Глнкерие, дево Новгородская, яко свеща теплая на свещнице горящая, пожила еси во славу Христа Бога и многими чудесы прославленная! Не забуди нас, но яко молитвенница наша пред Пречистой Материю Господа нашего Иисуса Христа, сохрани юных во святей вере, целомудрии и чистоте, укроти вражду и злобу действом диавола воздвизаемую, подай мужество и крепость во искушениих. Благодать приемши исцелений, подай здравие сущим в болезнех, умоли Господа, да дарует мир граду твоему и отечеству нашему, да не оскудеет в земли нашей вера православная, испроси исправление греховнаго жития нашего и вечное спасение, да с тобою сподобимся прославляти в Троице славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва чтомая в Новгородской Флоровской церкви

О блаженная дево Гликерие, угоднице Христова! Услыши нас грешных, молящихся тебе. Приими молитву нашу и принеси ю к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши.

Умоли Его благосердие, да не осудит нас по беззаконием нашим, но да сотворит с нами по милости Своей; и испроси нам у Христа и Бога нашего мирное и безмятежное житие, здравие душевное и телесное, земли благоплодие и во всем всякое изобилие и благоденствие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. Даруй нам без порока прейти поприще временныя жизни, избави нас от воздушных мытарств и настави нас на путь, ведущий к селению праведных, идеже празднующих глас непрестанный, зрящих лица Божия доброту неизреченную. Услыши моление наше, дево Гликерие, и моли непрестанно о нас Всесильнаго Бога Триипостаснаго, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Литература и источники:

1. ПСРЛ. Т. 30. С. 192, 194. 2. Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 319, 380. 3. Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 221. 4. Краснянский Г., свящ. Месяцеслов (святцы) Новгородских святых и угодников Божиих. Новгород, 1876. С. 86.

5. Трофимов А. Святые жены Руси. М., 1994. С. 112–114).

Источник: http://alexandrtrofimov.ru/?p=5042

Во дни нечестивого римского императора Антонина (в середине 2 века) в греческом городе Траянополе жила христианка, девица Гликерия. Она ежедневно посещала храм Божий и молилась там Господу Иисусу Христу и Его Пречистой Матери, чтобы быть причтенной к лику святых дев-мучениц. И молитва ее была услышана.

Когда царь Антонин издал повеление убивать всех, кто не хочет приносить жертвы идолам, в Траянополь прибыл игемон Савин и назначил празднество в честь языческого бога Зевса.

Гликерия, пылая ревностью о Христе, явилась на это празднество и открыто, перед игемоном и всем народом, исповедала Единого Госиода Иисуса Христа.

 Затем она, воздев руки к небу, помолилась, и каменный идол Зевса, как бы сброшенный могучей рукой со своего основания, упал на землю и рассыпался на мелкие куски. Игемон и жрецы страшно разгневались и приказали народу побить святую камнями.

Но камни эти, отводимые Богом, не попадали в Гликерию, а ложились рядом. Тогда нечестивый Савин повелел повесить святую за волосы и строгать железными когтями до смерти. Но, по милости Божией, она совершенно не чувствовала боли, так что слуги, ее мучившие, изнемогли, а Гликерия продолжала громогласно славить Господа Иисуса Христа.

Тогда по приказу игемона ее заперли в темнице, много дней не давали еды и питья и никого к ней не пускали. Но ангелы Божии приносили святой мученице пищу и воду, укрепляя невесту Христову. Так что, когда Савин пришел посмотреть на святую, думая застать ее умирающей или уже умершей, он нашел ее бодрой ж здоровой, а перед ней на столе — блюдо с хлебом и сосуды с водой и молоком.

Но эти чудеса не вразумили игемона, и он повелел сжечь Гликерию заживо. Однако, лишь только ее бросили в разожженную печь, с неба снизошла роса, угасившая пламень, и святая вышла ив печи невредимой.

Озлобленный Савин приказал содрать кожу с головы Гликерии, связать и положить нагую на острые камни, заперев в темнице. Но в полночь ей явился ангел Господень, исцелил от ран и разрешил от уз. Утром темничный страж Лаодикий открыл камеру. увидел чудо и тут же уверовал во Христа.

Обратите внимание

Он пошел и исповедал свою веру перед игемоном, за что был приговорен к смертной казни.

Он только успел воскликнуть: «Бог и Господь христиан! Сопричти меня во Царствии Твоем ко святой рабе Твоей Гликерии», как ему отрубили голову, и душа святого мученика Лаодикия упокоилась со всеми святыми, а честные его мощи тайно погребли христиане.

После этого Гликерию бросили на съедение львам. Святая же, воздев руки, благодарила Господа за все Его богатые милости и просила принять ее душу в Царство Небесное. Тогда был ей с неба голос: «Услышана молитва твоя! Приди ко Мне с миром!» В это же время одна львица подошла ко Гликерии и укусила ее, и святая предала свою душу в руки Божии.

Впоследствии от честных ее мощей истекло благоуханное миро, врачующее многие недуги во славу Господа Иисуса Христа. Аминь.

Источник: http://www.planetadeti.lt/muchenitsa-glikeriya-i-muchenik-laodikij/

Церковный Православный праздник мая

Cегодня 26 мая (13 мая по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606).

Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (ок. 829-842); Никифора, пресвитера монастыря Ефапсийского. Преподобных Евфимия Нового (1028), Иоанна отца его (998), Георгия (1066) и Гавриила (X) Иверских, Афонских; Преподобномучеников монахов иверян, Афонских (ок. 1261-1281).

Преподобных Амфилохия (1452), Макария (после 1462), Тарасия (1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Священномучеников Василия (Соколова) и Александра (Заозерского) протоиереев, и Христофора (Надеждина) пресвитера.

Преподобномученика Макария (Телегина) иеромонаха и мученика Сергия (Тихомирова), Московских (1922). Мучеников 103 Черкасских (XX).

Мученица Гликерия

Обратите внимание

Мученица Гликерия дева жила во Фракии, происходила от богатых родителей. Когда умерли родители ее, она совершенно отказалась от мирских удовольствий, которые предстояли ей как богатой и знатной по происхождению, и желала принять венец мученический. Это желание ее скоро исполнилось. Во II в.

император Антонин воздвиг гонение на христиан. В городе, где жила Гликерия, назначено было жертвоприношение Юпитеру. Сюда прибыл начальник области Савин. Явилась в собрание и Гликерия и просила позволить ей как дочери знаменитого сановника первой принести жертву.

«Где же твоя лампада, от которой ты зажжешь жертву?» спросил ее начальник. «А вот на челе моем», сказала Гликерия и при этом сняла с головы покрывало и показала изображение креста Христова, затем помолилась о сокрушении идола, и тогда послышался страшный гром, и идол повергся разбитым на части.

Сначала язычники испугались, а затем начали бросать в Гликерию камнями; но ни один камень не коснулся ее. После этого св. Гликерию подвергли разным испытаниям: строгали тело ее железными когтями, морили ее голодом, бросали в разожженную печь, сдирали кожу с головы; но она каждый раз получала исцеление от Бога.

Видевшие все это сочли мученицу волшебницей, а иные уверовали во Христа. Так, темничный страж Лаодикий, видя, как Господь исцелил мученицу, когда снята была кожа с ее головы, принял веру Христову, сам на себя наложил оковы и явился к Савицу. Савин тотчас же велел обезглавить его.

Наконец святую мученицу бросили на съедение зверям, но звери ласкались к ней. Тогда Гликерия начала просить Бога принять ее в свои небесные селения и скончалась. Мощи ее покоятся в г. Ираклии, и от гробницы ее истекало миро.

Мученик Александр

Мученик Александр был воином в римском войске под начальством Тибериана во времена императора Максимиана (в III в.). Император устроил праздник по случаю обновления языческого храма, и Александр, будучи христианином, не пошел на праздник, а остался дома.

Император, узнав об этом и видя мужество и молодость Александра (ему было только 17 лет), сначала хотел ласково уговорить его отречься от Христа, затем, услышав отказ, страшно разгневался на него и приказал жестоко мучить. Господь помогал мученику переносить все мучения. Потом ему отсекли голову. Это было во Фракии.

Тело его, брошенное в воду, чудесно извлечено оттуда и погребено родной матерью.

Преподобный Евфимий Новый

Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память которого 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда Евфимий был еще младенцем, удалился в монастырь в Константинополе.

Важно

Скучая о своем сыне, дед отправился с внуком в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу.

Отец облек сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижнической, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия.

Важно

Здесь он был рукоположен в священники и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил святую гору.

Читайте также:  Великомученик феодор тирон

По смерти Афанасия братья упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь прп. Евфимий удостоился дара чудотворения.

Во время пребывания в Константинополе по делам Святой Горы преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню; но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой погиб. Это было в 1028 г. От мощей его исходили чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи.

https://www.youtube.com/watch?v=yDm2ZDoVcDw

Все Православные Святые угодники: житие, память, страдание …

« предыдущий Церковный Православный праздник :: 26 мая :: завтра Церковный Православный праздник »

Сегодня православный церковный праздник:
Мученицы Агафии. Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского…
Завтра праздник:
Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова…
Ожидаются праздники:

Источник: http://prayerssaints.ru/?id=pravoslavnprazdniki/5/26

ГЛИКЕРИЯ

ГЛИКЕРИЯ (греч. Γλυκερία) – Мученица Ираклийская (память 13 мая), пострадала при императоре Антонине Пии (138-161 годы).

Происходила из семьи римского анфипата (консула) Макария. Вместе с родителями жила во фракийском городе Траянополе. Осиротев, Гликерия сблизилась с христианской общиной и вела целомудренную жизнь.

Когда император Антонин Пий начал гонения на христиан, в Траянополе должен был состояться праздник в честь Зевса – лампадофория (или лампадодромия), во время которого по городу двигалась процессия с зажженными факелами. Гликерия опередила толпу язычников, собиравшихся войти в храм, и заявила, что поскольку она самого знатного происхождения, то первой должна принести жертву Зевсу.

Когда римский наместник игемон Савин (Сабин) спросил, где же ее лампада, Гликерия велела погасить лампады присутствующих, сняла покров с головы и все увидели у нее на лбу знамение креста. По молитве Гликерии статуя Зевса упала и разбилась. В мученицу полетели камни, но они не только не коснулись ее, но образовали вокруг девушки нечто вроде укрепления.

Гликерию схватили и заключили в темницу, где ее посетил иерей Филократ. На следующий день Гликерию подвергли мучениям: привязав за волосы к ветвям дерева, ее тело строгали железными орудиями, затем били по лицу. Не добившись отречения от Христа, Гликерию оставили в темнице без воды и пищи.

Придя через несколько дней, Савин обнаружил, что перед Гликерией стоят блюда с яствами, которые приносили ей ангелы. Отправившись по делам в город Ираклия (Фракия), Савин взял Гликерию с собой. Там ее, ведомую под конвоем, приветствовали христиане. По приказу Савина Гликерия была брошена в печь, но осталась невредимой.

Затем палачи содрали кожу с головы девушки и положили ее обнаженную на острые камни в темнице. Но когда стражник Лаодикий на другой день вошел к ней, то не узнал ее, настолько цветущий вид имела Гликерия.

От страха, что настоящей мученице удалось бежать и его ждет суровое наказание, Лаодикий хотел покончить с собой, но Гликерия остановила его, объяснив, что ее исцелила вера во Христа. Тогда Лаодикий исповедал себя христианином и был усечен мечом (его память также отмечается 13 мая). Когда Гликерию отдали на съедение львам, первая львица легла у ног мученицы, вторая загрызла ее, не растерзав тела. Епископ Ираклийский Дометий похоронил Гликерию, от ее мироточивых мощей происходили исцеления. Савин в час гибели мученицы умер от водянки.

Совет

Церковь во имя Гликерии в Ираклии в 591 году посетил император Маврикий, о чем сообщает современный ему историк Феофилакт Симокатта, который также рассказывает о чуде от мощей Гликерии: однажды епископ Ираклии решил заменить медный сосуд, в который стекало миро, на серебряный и купил последний в Константинополе.

Но когда новый сосуд поставили к мощам, истечение мира прекратилось. Выяснив, что сосуд раньше принадлежал чародею Павлину, епископ сообщил об этом патриарху Константинопольскому святителю Иоанну IV Постнику. Виновники этого происшествия были казнены по настоянию патриарха.

В 610 году церковь посещал также император Ираклий, что свидетельствует о почитании Гликерии в Ираклии по крайней мере до VII века. Согласно местному преданию, в VIII веке мощи Гликерии были перенесены на остров Лемнос.

Однако глава мученицы, по некоторым сведениям, осталась в Ираклии, где продолжала почитаться, в церкви великомученицы Георгия Победоносца.

Сохранилось анонимное греческое Житие Гликерии в краткой, изданной в «Acta Sanctorum» (BHG, N 699), и в пространной редакциях, а также рассказ о чуде Гликерии Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 699m).

В греческих и западных календарях память Гликерии отмечается 13 мая, однако в ряде византийских рукописей память мученицы указана 10, 12 или 15 мая, а в Иеронимовом Мартирологе – 8 июля (MartHieron. P. 358).

Мощи Гликерии привезены в Москву в 1604 году архиепископом Феодосием Амиклонским от Константинопольского Патриарха Рафаила (Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 318). Они упомянуты в описи Благовещенского собора 1680-1681 годов (Христианские реликвии. С. 114).

Гимнография

Как в памятниках Студийского устава, так и в современном Иерусалимском уставе служба Гликерии совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Гликерии 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней славянской рукописи Минеи, содержащей службу Гликерии – РНБ. Соф.

№ 203, XII век; служба Гликерии соединена здесь с последованием мученика Александра). Евергетидский Типикон конца XI века указывает петь последование Гликерии вместе с последованием преподобного Георгия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455).

Обратите внимание

В Мессинском Типиконе 1311 года содержатся указания соединять службу Гликерии с последованием священномученика Мефодия Патарского (Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Гликерии не соединяется с последованиями других святых. В ранних его редакциях (например, по рукописи Sinait. gr.

1094, XII-XIII века) 13 мая назначается служба с «Аллилуия»; это указание сохранялось до XVI века в славянских рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 года.

В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греческих печатных Типиконах XVI века (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 года пение тропаря предписывается безоговорочно.

Гимнографическое последование Гликерии, помещенное в современных печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в славянской Минее, нач.:     ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греческой Минее, нач.: Δεῦτε πάντες φιλέορτοι – Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в славянской Минее, нач.

; в дониконовских славянских Минеях кондак 4-го гласа, нач.); канон 8-го гласа (в славянской Минее; ирмос:      (῾Υγρὰν διοδεύσας ὡσεὶ θηρὰν̇), нач.: (Πικρίας με ῥῦσαι τῆς τῶν παθῶν ταῖς σαῖς, Γλυκερία, πρὸς τὸν κύριον προσευχεταῖς) – греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P.

139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану – об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греческой Минее; ирмос: Δεῦτε λαοῖ̇ (  ), нач.

: Τῶν ἀρετῶν σήμερον καὶ τῶν θαυμάτων αὐτῆς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греческой Минее); седален.

Иконография

Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII века, в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18).

В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII век) о виде Гликерии сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая – покровенная.

Подробное описание облика Гликерии дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII век): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в котором также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В.Д. Фартусовым, Гликерию предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел».

Единолично в рост Гликерия представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах – в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об.

, XV век); в росписи – в настенном минологии в церкви святителя Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 годы; на иконах – XVI век (ВГИАХМЗ), начало XIX века (УКМ); в гравированных Святцах – работы Г.П. Тепчегорского, 1714 и 1722 годы и работы И К. Любецкого, 1730 год.

Образ Гликерии нередко включался в состав избранных святых, главным образом на полях икон: например, на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX век, Черемисский историко-литературный музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (конец XIX века, ЦАК МДА). Резное изображение Гликерии в рост помещено на оборотной стороне ковчега книги Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 годы (ГММК).

Важно

Сцена мучения Гликерии, как правило усечение мечом, представлена во многих настенных минейных циклах: в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 годы, церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (Косово и Метохия), около 1320 года, в притворе нартекса архиепископа Даниила 2, Печская патриархия (Косово и Метохия), 1561 год. В минологии церкви святителя Николая Орфаноса в Фессалонике (Греция), 1309-1319 годы, Гликерия изображена раздираемой львами.

Исторические источники:

BHG, N 699-699m; ActaSS. Mai. T. 3. P. 12*-15*, 188-193;

SynCP. Col. 679-680, 64;

ЖСв. Май. С. 430-443;

Феофилакт. Ист. Кн. 1. Гл. 11.

Литература

  • Aubert R. Glyceria // DHGE. T. 21. Col. 230-231
  • Sauget J.-M. Gliceria // BiblSS. Vol. 7. Col. 57-58
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 97
  • Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie // AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 249-252; ΘΗΕ. T. 4. Σ. 568-569
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 179-180
  • Büttner Th. Die Verehrung der hl. Glykeria // BZ. 1897. Bd. 6. S. 96-99
  • Христианские реликвии. С. 65. Кат. 13
  • Евсеева. Афонская книга. С. 302
  • Возрожденные шедевры рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59; С. 63. Кат. 140
  • Миjовић. Менолог. С. 257, 279, 299, 372, 387
  • Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 278
  • Филимонов. Иконописный подлинник. С. 343
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 98, 151
  • Ерминия ДФ. С. 177

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/glikieriia

Церковь чтит память святой мученицы Гликерии Гераклейской

26 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память святой мученицы Гликерии Гераклейской.

https://www.youtube.com/watch?v=7ce00FrR3y0

Святая Гликерия мученически пострадала за Христову веру во II веке во время гонения на христиан императора Антонина (138 – 161). Она происходила из знатного рода, отец ее Макарий был градоначальником Рима. Святая Гликерия рано лишилась отца и матери. Сблизившись с христианами, она обратилась к истинной вере и ежедневно посещала храм Божий.

Правитель Троянополя Савин, получив императорский приказ о принуждении христиан к принесению жертв идолам, назначил для жителей города день общего поклонения идолу Зевсу.

Святая Гликерия твердо решила пострадать за Христа и рассказала о своем намерении христианам, просила их молиться о том, чтобы Господь послал ей твердость к перенесению страданий.

Читайте также:  Вознесенский тамбовский монастырь, россия, город тамбов

В день праздника Зевса святая Гликерия, начертав на своем челе знамение Креста, явилась в капище; святая стала на возвышение в лучах солнца, сняла покрывало с головы, показав всем святой Крест, начертанный на ее челе.

Она горячо молилась Богу, чтобы Он вразумил язычников и сокрушил каменного идола Зевса. Внезапно послышался гром, статуя Зевса рухнула на пол и разбилась на мелкие части.

В ярости правитель Савин и жрецы приказали народу побить святую Гликерию камнями, но брошенные камни не коснулись святой. Святую Гликерию заключили в темницу, куда к ней пришел христианский священник Филократ и укрепил мученицу на предстоявший ей подвиг.

Утром, когда начались истязания, внезапно среди мучителей появился Ангел, и все они пали на землю, объятые ужасом.

Совет

Отправившись в город Ираклию, Савин повелел вести туда же и святую Гликерию. В Ираклии святую Гликерию ввергли в раскаленную печь за отказ принести жертву идолам, но огонь в ней сразу погас.

Тогда правитель, в безумной ярости, приказал содрать с головы святой Гликерии кожу.

Потом обнаженную мученицу бросили в темницу на острые камни, она же непрерывно молилась и в полночь в темницу явился Ангел и исцелил ее раны.

Темничный страж Лаодикий, пришедший утром за святой, пораженный чудом, уверовал в Истинного Бога и просил молитв святой, чтобы и ему пострадать и умереть за Христа вместе с нею.

Он возложил на себя узы, которыми была связана святая, и на суде объявил правителю и всем присутствовавшим о чудесном исцелении святой Гликерии Ангелом и исповедал себя христианином.

Новый избранник Божий был немедленно усечен мечом.

Христиане, тайно взяв его останки, с честью предали их погребению, а святая Гликерия была отдана на растерзание зверям. С великой радостью вышла она на казнь, но выпущенная на святую львица смиренно подползла к ней и, ласкаясь, лизала ей ноги.

Наконец, святая с молитвой обратилась к Господу, прося, чтобы Он взял ее к Себе. В это время на святую была выпущена другая львица, которая бросилась на мученицу и умертвила ее, но не растерзала. Епископ Дометий и ираклийские христиане с честью похоронили святую мученицу Гликерию.

Она пострадала за Христа около 177 года. Святые мощи ее прославились истечением целебного мира.

Источник: https://www.pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-svyatoj-muchenicy-glikerii-geraklejskoj/

Православный церковный праздник 26 мая

Сегодня 26 мая (13 мая по старому стилю) – Церковный, Православный праздник сегодня :

* Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного (ок. 177). Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца (1688).
Мученика Александра Римского (284-305). Святителя Павсикакия, епископа Синадского (606).

Святых Георгия исповедника с супругою Ириною и чадами (ок. 829-842); Никифора, пресвитера монастыря Ефапсийского. Преподобных Евфимия Нового (1028), Иоанна отца его (998), Георгия (1066) и Гавриила (X) Иверских, Афонских; Преподобномучеников монахов иверян, Афонских (ок. 1261-1281).

Преподобных Амфилохия (1452), Макария (после 1462), Тарасия (1440) и Феодосия (XV), Глушицких чудотворцев. Праведной Гликерии девы, Новгородской (1522). Священномучеников Василия (Соколова) и Александра (Заозерского) протоиереев, и Христофора (Надеждина) пресвитера.

Преподобномученика Макария (Телегина) иеромонаха и мученика Сергия (Тихомирова), Московских (1922). Мучеников 103 Черкасских (XX).

Мученица Гликерия

Обратите внимание

Мученица Гликерия дева жила во Фракии, происходила от богатых родителей. Когда умерли родители ее, она совершенно отказалась от мирских удовольствий, которые предстояли ей как богатой и знатной по происхождению, и желала принять венец мученический. Это желание ее скоро исполнилось. Во II в.

император Антонин воздвиг гонение на христиан. В городе, где жила Гликерия, назначено было жертвоприношение Юпитеру. Сюда прибыл начальник области Савин. Явилась в собрание и Гликерия и просила позволить ей как дочери знаменитого сановника первой принести жертву.

«Где же твоя лампада, от которой ты зажжешь жертву?» спросил ее начальник. «А вот на челе моем», сказала Гликерия и при этом сняла с головы покрывало и показала изображение креста Христова, затем помолилась о сокрушении идола, и тогда послышался страшный гром, и идол повергся разбитым на части.

Сначала язычники испугались, а затем начали бросать в Гликерию камнями; но ни один камень не коснулся ее. После этого св. Гликерию подвергли разным испытаниям: строгали тело ее железными когтями, морили ее голодом, бросали в разожженную печь, сдирали кожу с головы; но она каждый раз получала исцеление от Бога.

Видевшие все это сочли мученицу волшебницей, а иные уверовали во Христа. Так, темничный страж Лаодикий, видя, как Господь исцелил мученицу, когда снята была кожа с ее головы, принял веру Христову, сам на себя наложил оковы и явился к Савицу. Савин тотчас же велел обезглавить его.

Наконец святую мученицу бросили на съедение зверям, но звери ласкались к ней. Тогда Гликерия начала просить Бога принять ее в свои небесные селения и скончалась. Мощи ее покоятся в г. Ираклии, и от гробницы ее истекало миро.

Мученик Александр

Мученик Александр был воином в римском войске под начальством Тибериана во времена императора Максимиана (в III в.). Император устроил праздник по случаю обновления языческого храма, и Александр, будучи христианином, не пошел на праздник, а остался дома.

Император, узнав об этом и видя мужество и молодость Александра (ему было только 17 лет), сначала хотел ласково уговорить его отречься от Христа, затем, услышав отказ, страшно разгневался на него и приказал жестоко мучить. Господь помогал мученику переносить все мучения. Потом ему отсекли голову. Это было во Фракии.

Тело его, брошенное в воду, чудесно извлечено оттуда и погребено родной матерью.

Преподобный Евфимий Новый

Преподобный Евфимий Новый происходил из Грузии и был княжеского рода. Называется Новым в отличие от св. Евфимия Великого, память которого 20 января. Воспитывался преподобный у деда, так как отец его, когда Евфимий был еще младенцем, удалился в монастырь в Константинополе.

Важно

Скучая о своем сыне, дед отправился с внуком в Константинополь и умолял сына возвратиться домой. Сын не соглашался, не хотел отпускать от себя и Евфимия. Дело дошло до царя; царь сказал: «Пусть решит это Бог. К кому сам отрок пойдет, пусть и останется при том!» И отрок Евфимий, к удивлению всех, бросился к отцу.

Отец облек сына в иноческие одежды. Жизнь юного инока под руководством отца была истинно подвижнической, так что стали относиться к нему с особенным уважением. Но это побудило смиренного Евфимия вместе с отцом удалиться на Афонскую гору, в лавру св. Афанасия.

Важно

Здесь он был рукоположен в священники и, кроме иноческих подвигов, принял на себя труд перевода на грузинский язык некоторых из книг Священного Писания, святоотеческих творений и житий святых. Мало того, св. Евфимий на Афоне возобновил многие храмы, устроил больницы и таким образом возвеличил святую гору.

По смерти Афанасия братья упросили его принять управление лаврой, а после того и всей горой. Но недолго жил св. Евфимий в лавре: по любви к уединению удалился он в пустыню. За свою святую жизнь прп. Евфимий удостоился дара чудотворения.

Во время пребывания в Константинополе по делам Святой Горы преподобный однажды ехал на муле и, не сходя с него, хотел было подать милостыню; но мул испугался нищего, понесся по улице, и святой погиб. Это было в 1028 г. От мощей его исходили чудеса. Мощи Евфимия почивают в обители св. Иоанна Предтечи.

« предыдущий праздник :: 26 мая :: следующий праздник »

Все православные переходящие и непереходящие праздники …

День святого Иоанна Кронштадтского. Священномученик Игнатий Богоносец, Антиохийский, епископ. 2 января. Православный церковный календарь
Преподобный Максим Исповедник — христианский монах, богослов и философ. День преподобного Максима Грека. 3 февраля. Православный церковный календарь
Перенесение мощей святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси. 18 апреля. Православный церковный календарь
Мученика Саввы Стратилата. Преподобный Фома. Преподобная Елисавета. 7 мая. Православный церковный календарь
Святитель Филипп, митрополит Московский. Мученика Иакинф. Преподобные Иоанн и Лонгин. Блаженный Иоанн Юродивый, Московский чудотворец. 16 июля Православный церковный календарь
Мученица Христина. Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Преподобный Поликарп. 6 августа. Православный церковный календарь
Святые Александр, Иоанн и Павел. Святой князь Александр Невский. Преподобный Александр Свирский. 12 сентября. Православный церковный календарь
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий. Преподобная Параскева. Преподобный Никола Святоша. 27 октября. Православный церковный календарь
Мученики Карп, Папила, Агафодор и Агафоника. Иверская икона Божией Матери. Мученик Флорентий. Преподобный Никита Исповедник. 26 октября. Православный церковный календарь
Священномученик Зиновий и мученица Зиновия. Святые апостолы: Тертий, Марк, Иуст и Артема. Священномученик Маркиан. 12 ноября. Православный церковный календарь
Мученики Маркиан и Мартирий. Мученик Анастасий. 7 ноября. Православный церковный календарь
Весь Православный раздел …

Источник: http://pro-everyday.ru/index.php?id=pravoslavn/5/26

26 мая. Память мученицы Гликерии девы и с нею мученика Лаодикия, стража темничного

№20 (197) / 22 мая ‘02

Церковный календарь

Святая мученица Гликерия поcтрадала около 177 г., во время гонений на христиан императора Антонина. Она была дочерью губернатора и поэтому ей предложили возглавить торжество в честь языческих богов, во время которого все жители приносили жертвы идолам.

Мученица Гликерия, встав на возвышенном месте перед народом, открыла лицо и все увидели знамение креста у нее на лбу.

“Господи!, — воззвала Гликерия, — приди на помощь рабе Твоей! Сокруши этого идола, разори жертвоприношения ему”. Внезапный гром ответил молящейся… Каменный идол упал и разбился на мелкие части.

Жрецы пришли в негодования, народ в ярости стал бросать камни в христианку. Язычники кричали, что это волшебство.

Совет

После страшных истязаний Гликерия была брошена в темницу. Тюремный сторож Лаодикий, пораженный мужеством мученицы, уверовал во Христа и был обезглавлен. А вскоре и мученица Гликерия предала свою душу Богу. Ее останки были погребены епископом Дометием.

Св. мученица Гликерия, молитвой сокрушившая идола для прославления имени Божия, учит нас той истине, что молитва это великое и священное дело, которое должны мы совершать с вниманием, со смирением, с верой и твердой надеждой получить просимое, как надеялась на помощь Божию и получила ее святая Гликерия.

Невнимательность в беседе – знак недостатка уважения к тому, с кем беседуем. И поэтому понятно, почему мы должны молиться с вниманием. Этого требует величие Божие, этого требует наша обязанность быть благоговейными перед Богом.

Все молящиеся знают, как тяжело при молитве удержать мысли от рассеянности. Однако бороться с невнимательностью необходимо непрестанно, помня о том, что :

1) невнимательной молитвой мы не умилостивляем Бога, а прогневляем; и к тому же радуем сатану, противника Божия и нашего

2) стоя на молитве, мы стоим вместе с ангелами, архангелами, херувимами и серафимами и беседуем с Богом.

3) при каждом уклонении мысли от молитвы тотчас нужно возвращать ее к молитве, раскаиваться перед Богом и просить у Него помощи в укреплении внимания.

К вниманию на молитве необходимо присоединять смирение. Дерзость – приступать к молитве без смирения. Бог Сам свидетельствует, что Он внимает только смиренным” …А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим”.(Ис. 66, 2).

Обратите внимание

А вспомним притчу о фарисее и мытаре и мы убедимся, что смирения привлекают к себе благоволения Божия.

Фарисей так молился Богу:”Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”(Лк. 18, 11–12).

А смиренный мытарь не смел поднять глаз на небо и только повторял:”Боже! будь милостив ко мне грешному!”(Лк. 18, 13) И что же? Фарисей был посрамлен, а мытарь оправдан перед Богом.

В молитве также необходима твердая уверенность в том, что Господь может исполнить то, что просим. Иметь такое упование – значит иметь твердую веру. Христос говорит:”Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам”(Мк. 11, 24).

Но несомненно, просимое должно быть согласно с волей Божией и не вело бы к нашей погибели. “Просите и не получаете, — говорит ап. Иаков, — потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений”. (Иак. 4, 3)

Будем же молиться Богу со вниманием, смирением и верой. Такая молитва и Богу приятна, и для нас спасительна.

Источник: http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at28128

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector