Мученики петр, дионисий, андрей, павел, христина

31 мая Православный Церковный праздник

Главная » Календарь » Праздники в мае » 31 мая (18 мая по старому стилю)

Сегодня 31 мая (18 мая по старому стилю) праздники:

* Память св. отцов семи Вселенских соборов. * Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских (ок. 249-251), Ираклия, Павлина и Венедима Афинских.

* Мучеников Феодота Анкирского и семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии (303).
Мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия (ок. 310-381); Иулиана; Льва; Давида и Таричана, Грузинских (693).

Преподобного Мартиниана. Священномученика Феодора, епископа Римского. Святой Анастасо.

Мученик Феодот

Мученик Феодот жил в г. Анкире Галатийской области в III в. Приняв христианскую веру, он отличался особенной добротой. В его время было ужасное гонение на христиан от императора Диоклетиана. Феодот укрывал у себя в гостинице многих из христиан и снабжал их всем необходимым. В его доме христиане тайно совершали богослужение.

Он посещал христиан в темницах, увещевал их к терпению, а иных и выкупал у воинов; погребал тела мучеников, брошенные на съедение зверям. Правитель не знал, что Феодот христианин, и его благотворительность продолжалась довольно долгое время. В городе же Анкире жили 7 благочестивых дев, старшая из которых, Текуса, была теткой Феодота.

Обратите внимание

Имена прочих дев следующие: Александра, Клавдия, Фаина, Евфрасия, Матрона и Иулия. Когда правитель узнал, что они все христианки, то потребовал, чтобы они отреклись от христианской веры. Правитель хотел, чтобы они омыли идолов во время языческого праздника.

На богатых колесницах при звуках музыки и песен везли идолов к озеру, а святых мучениц вели за колесницами.
Как мучитель ни принуждал их омыть идолов, мученицы остались непреклонными. Тогда он приказал утопить их всех с камнями на шее. Св. Феодот, узнав о смерти мучениц, похоронил их. Сам Господь помог ему в этом.

Ночью, когда было очень темно, явилась светлая лампада и освещала ему путь; сделался сильный отлив на озере, и он смог взять тела святых мучениц. Когда же правитель узнал, что Феодот похоронил мучениц, стал принуждать и его к отречению от Христа. Но вместо отречения Феодот начал обличать языческие заблуждения и проповедовать о Христе.

Тогда Феодота мучили страшным образом и затем обезглавили. Когда же хотели сжечь его тело, то вдруг поднялась страшная буря и помешала исполнить это; тело было похоронено. Мощи свв. мучеников находятся в Анкире.

Мученики Петр, Дионисий, Андрей, Павел и дева Христина пострадали при Декии в г. Лампаке в III в. Св. Петра мучили ужасным образом; святых Дионисия, Андрея и Павла побили камнями; Христине отсекли голову.

Мученики Ираклий, Павлин и Венедим, родом афиняне, были сожжены в печи в III в. Они смело проповедывали Христа и увещевали язычников принять веру Его, за что представили их к судье, и тот осудил их на сожжение.

Мученики Симеон, Исаак и Вахтисий пострадали в Персии от царя своего Сапора II в IV в. Симеона закопали в землю по грудь и потоптали конями; Исаака побили камнями, а Вахтисия усекли мечом.

>

Православные и Церковные праздники в мае.

Источник: http://vsemolitvi.ru/index.php?id=kalendar-prazdnikov/5/31

Церковное событие

 Во вре­мя го­не­ний, под­ня­тых на хри­сти­ан языч­ни­ка­ми, вер­ные во­и­ны Хри­сто­вы по­ла­га­ли ду­ши свои за Гос­по­да сво­е­го, так что вся все­лен­ная обаг­ря­лась кро­вью му­че­ни­че­ской.

В это вре­мя был взят языч­ни­ка­ми и хри­сти­а­нин Петр, кра­си­вый юно­ша, креп­кий сколь­ко те­лом, столь­ко же и ду­хом; взят он был в Ламп­са­ке, го­ро­де гел­лес­понт­ском.

Ко­гда Петр был при­ве­ден на до­прос к иге­мо­ну Опи­ти­ми­ну, то иге­мон спро­сил его:

– Ты хри­сти­а­нин?

– Да, я хри­сти­а­нин, – от­ве­чал Петр. Иге­мон ска­зал:

– Ты име­ешь пред гла­за­ми сво­и­ми ука­зы на­ших непо­бе­ди­мых ца­рей; при­не­си же жерт­ву ве­ли­кой бо­гине на­шей Ве­не­ре.

Юно­ша от­ве­чал:

– Удив­ля­юсь те­бе, иге­мон, как ты ре­ша­ешь­ся убеж­дать ме­ня по­кло­нить­ся сквер­ной и блуд­ной жен­щине, поз­во­ляв­шей се­бе де­лать столь мерз­кие де­ла, что о них стыд­но и го­во­рить? Раз­ве вы те­перь не пре­сле­ду­е­те и не ка­ра­е­те за­ко­ном тех, кто поз­во­ля­ет се­бе де­лать та­ко­вые де­ла, ка­кие вы при­пи­сы­ва­е­те бо­гине ва­шей Ве­не­ре? Но ес­ли вы счи­та­е­те свою бо­ги­ню блуд­ни­цею, то как же я мо­гу по­кло­нить­ся и при­не­сти жерт­ву мерз­кой блу­до­дей­це? Нет, мне долж­но по­кло­нять­ся Бо­гу жи­во­му и ис­тин­но­му, Ца­рю всех ве­ков, Хри­сту Гос­по­ду мо­е­му; Ему еди­но­му по­до­ба­ет воз­но­сить жерт­ву мо­ле­ние, хва­лы и уми­ле­ние.

Услы­шав та­кие сло­ва, иге­мон при­ка­зал во­и­нам при­вя­зать юно­шу к ко­ле­сам и тер­зать те­ло его де­ре­вян­ны­ми и же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми, со­кру­шая ко­сти его.

Но раб Бо­жий Петр, сколь ярост­нее был му­чим, столь твёр­же и креп­че утвер­ждал­ся в на­деж­де на по­мощь Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­сме­е­ва­ясь безу­мию иге­мо­но­ву.

По­том Петр под­нял очи свои к небе­сам и на­чал мо­лить­ся так:

– Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, за то, что Ты дал мне та­кую кре­пость и твёр­дость по­сре­ди му­че­ний; спо­до­би же мне му­же­ствен­но до­ве­сти до кон­ца по­двиг свой и по­бе­дить вра­га нече­сти­во­го.

По­няв, что му­ка­ми ни­че­го нель­зя бы­ло сде­лать с му­же­ствен­ным юно­шею Пет­ром, иге­мон при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву ме­чем.

В это же вре­мя был взят и за­клю­чен в тем­ни­цу и Ди­о­ни­сий, ис­по­ве­до­вав­ший так­же ве­ру хри­сти­ан­скую.

Важно

Ко­гда иге­мон со­би­рал­ся ид­ти из Ламп­са­ка в Тро­аду, – го­род, ле­жа­щий близ Гел­лес­понт­ской об­ла­сти, к нему при­ве­де­ны бы­ли два во­и­на, хри­сти­а­ни­на, про­ис­хо­див­шие из Ме­со­по­та­мии, по име­ни Ан­дрей и Па­вел; вме­сте с ни­ми был при­ве­ден и хри­сти­а­нин Ни­ко­мах, ко­то­рый ве­лег­лас­но и непре­стан­но взы­вал:

– Я хри­сти­а­нин!

Иге­мон, уви­дав Ни­ко­ма­ха, в слух всех ис­по­ве­дов­ше­го се­бя хри­сти­а­ни­ном, спро­сил Ан­дрея и Пав­ла:

– А вы что ска­же­те?

Они от­ве­ча­ли:

– И мы хри­сти­ане.

То­гда иге­мон ска­зал Ни­ко­ма­ху:

– При­не­си жерт­ву бо­гам со­глас­но при­ка­зу цар­ско­му.

Ни­ко­мах от­ве­чал:

– Неуже­ли ты не зна­ешь, что хри­сти­ане не при­но­сят жертв бе­сам?

И тот­час иге­мон при­ка­зал во­и­нам об­на­жить Ни­ко­ма­ха, по­ве­сить его на му­чи­лищ­ном де­ре­ве и тер­зать те­ло его же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми.

Ко­гда Ни­ко­мах уже был неда­лек от сво­ей кон­чи­ны, и уже немно­го по­тер­петь оста­ва­лось ему, чтобы по­лу­чить ве­нец му­че­ни­че­ский (ко­то­рой был как бы уже в ру­ках его), он неожи­дан­но ли­шил се­бя се­го слав­но­го вен­ца. Оста­вив доб­рое ис­по­ве­да­ние, он от­рёк­ся от Хри­ста и воз­звал во все­услы­ша­ние:

– Я ни­ко­гда не был хри­сти­а­ни­ном! Я со­гла­сен при­не­сти жерт­ву бо­гам.

И тот­час во­и­ны пре­кра­ти­ли му­че­ние его и сня­ли его с му­чи­лищ­но­го де­ре­ва.

Ко­гда ока­ян­ный этот бо­го­от­ступ­ник при­нес жерт­ву идо­лам и по­кло­нил­ся им, то на него на­пал бес и силь­но уда­рил его об зем­лю, так что Ни­ко­мах стал с яро­стью бес­но­вать­ся, ку­сая язык свой и ис­пус­кая кро­ва­вую пе­ну до тех пор, по­ка не ис­пу­стил свою ока­ян­ную ду­шу.

В то вре­мя как все это про­ис­хо­ди­ло, од­на де­ви­ца, имев­шая шест­на­дцать лет от ро­ду и на­зы­вав­ша­я­ся Хри­сти­ной, сто­яв­шая в на­ро­де, об­ра­ти­лась к бес­но­вав­ше­му­ся Ни­ко­ма­ху и ска­за­ла ему:

– О ока­ян­ный и по­ги­ба­ю­щий че­ло­век! Вот ты из-за од­но­го лишь ча­са стя­жал се­бе те­перь веч­ную и неска­зан­ную му­ку.

Услы­хав это, иге­мон при­ка­зал взять ту де­ви­цу и по­ста­вить пред су­ди­ли­щем; за­тем спро­сил ее:

– Ты хри­сти­ан­ка?

Де­ви­ца от­ве­ча­ла:

– Да, я хри­сти­ан­ка, и вот те­перь я пла­чу и скорб­лю о по­ги­бе­ли ока­ян­но­го че­ло­ве­ка; ко­то­рой не хо­тел пе­ре­не­сти ма­ловре­мен­но­го му­че­ния, дабы при­об­ре­сти се­бе веч­ный по­кой.

Читайте также:  Девять мучеников кизических

Иге­мон ска­зал ей:

– Вот он те­перь по­лу­чил по­кой, так как при­нес жерт­ву бо­гам; но чтобы вы, хри­сти­ане, не по­но­си­ли его, ве­ли­кая бо­ги­ня на­ша Ди­а­на и Ве­не­ра из­во­ли­ли взять его от­сю­да. Но я хо­чу, чтобы и ты при­нес­ла жерт­ву бо­ги­ням этим, ес­ли не хо­чешь быть по­ру­ган­ной и со­жжен­ной на огне.

Свя­тая от­ве­ча­ла на это:

– Бог мой для ме­ня важ­нее те­бя, и по­то­му я не бо­юсь тво­их угроз. Я упо­ваю на Бо­га мо­е­го и ве­рю, что Он за­щи­тит ме­ня и даст мне тер­пе­ние во всем.

Совет

То­гда иге­мон при­ка­зал от­дать ее двум юно­шам-блуд­ни­кам, чтобы они осквер­ни­ли и обес­че­сти­ли ее. Ан­дрея же и Пав­ла при­ка­зал по­са­дить в тем­ни­цу в то от­де­ле­ние, где на­хо­дил­ся Ди­о­ни­сий.

Меж­ду тем те два бес­стыд­ных юно­ши, взяв чи­стую и свя­тую де­ви­цу, по­ве­ли ее с по­спеш­но­стью в свое жи­ли­ще, на­ме­ре­ва­ясь обес­че­стить ее; но лишь толь­ко при­ве­ли ее в свой дом, как их во­жде­ле­ние плот­ское угас­ло и они не мог­ли до са­мой по­лу­но­чи осквер­нить ее.

Но­чью же близ Хри­сти­ны явил­ся свет­лый юно­ша, об­ли­став­ший све­том сво­им весь тот дом. Юно­ши те от стра­ха па­ли на зем­лю как мёрт­вые; при­дя в се­бя, они при­па­ли к но­гам свя­той Хри­сти­ны, упра­ши­вая ее по­мо­лить­ся о них к Бо­гу сво­е­му, чтобы их не по­стиг­ло ка­кое-ли­бо на­ка­за­ние от Него.

Она же, под­няв их с зем­ли, ска­за­ла им:

– Не бой­тесь, знай­те же, что тот юно­ша, ко­то­ро­го вы ви­де­ли, есть Ан­гел свя­той, по­слан­ный мне от Хри­ста, Бо­га мо­е­го, для со­хра­не­ния мо­е­го дев­ства, все­гда го­то­вый умерт­вить вся­ко­го, кто при­кос­нет­ся ко мне.

Та­ким об­ра­зом свя­тая де­ви­ца Хри­сти­на пре­бы­ла в чи­сто­те, бу­дучи за­щи­ща­е­ма Са­мим Бо­гом.

Утром сле­ду­ю­ще­го дня граж­дане то­го го­ро­да, бу­дучи воз­буж­де­ны жре­ца­ми идоль­ски­ми, при­шли к иге­мо­ну и ста­ли тре­бо­вать у него от­дать хри­сти­ан, на­хо­див­ших­ся в тем­ни­це, в их ру­ки. Иге­мон вы­вел из тем­ни­цы Ди­о­ни­сия, Ан­дрея и Пав­ла и ска­зал им:

– Вы долж­ны при­не­сти жерт­ву ве­ли­кой бо­гине Ди­ане.

Но свя­тые от­ве­ча­ли:

– Мы не зна­ем ни Ди­а­ны, ни ка­ко­го дру­го­го бе­са из чис­ла тех, ко­их по­чи­та­е­те вы; мы зна­ем и по­чи­та­ем лишь Бо­га на­ше­го, Гос­по­да Иису­са Хри­ста.

На­род, услы­хав та­кой от­вет от му­че­ни­ков, гром­ким го­ло­сом опять на­чал тре­бо­вать от иге­мо­на пре­дать в ру­ки им тех хри­сти­ан, ко­то­рые ху­лят бо­гов их. Иге­мон же при­ка­зал бить му­че­ни­ков, а за­тем ве­лел от­дать их на­ро­ду. То­гда тол­па, при­вя­зав ве­рёв­ки к но­гам свя­тых, по­влек­ла их с гром­ки­ми кли­ка­ми за го­род, на­ме­ре­ва­ясь по­бить их здесь кам­ня­ми.

Ко­гда свя­тые му­че­ни­ки бы­ли по­би­ва­е­мы кам­ня­ми, свя­тая Хри­сти­на, узнав об этом, с по­спеш­но­стью по­бе­жа­ла на ме­сто то и, при­пав со сле­за­ми к те­лам свя­тых, по­би­ва­е­мых кам­ня­ми, го­во­ри­ла:

– Я хо­чу уме­реть вме­сте с ва­ми на зем­ле, дабы вме­сте с ва­ми жить и на небе!

Меж­ду тем иге­мо­ну бы­ло до­не­се­но, что од­на де­ви­ца-хри­сти­ан­ка, от­дан­ная на осквер­не­ние двум юно­шам, бы­ла осво­бож­де­на от их рук ка­ким-то свет­лым юно­шею; убе­жав из до­ма тех юно­шей, она при­шла на ме­сто по­би­е­ния кам­ня­ми хри­сти­ан и при­па­ла к их те­лам. Узнав об этом, иге­мон при­ка­зал пре­дать ее смер­ти через усек­но­ве­ние ме­чем.

Обратите внимание

Та­ким об­ра­зом все упо­мя­ну­тые свя­тые му­че­ни­ки, под­ви­зав­ши­е­ся про­тив диа­во­ла, ми­ра и иге­мо­на Опи­ти­ми­на, спо­до­би­лись быть по­бе­ди­те­ля­ми вра­гов сво­их при по­мо­щи Хри­ста, Бо­га на­ше­го, при­чем Петр был умерщ­влен по­сле мно­го­раз­лич­ных му­че­ний, Ди­о­ни­сий, Ан­дрей и Па­вел бы­ли по­би­ты кам­ня­ми, свя­тая же де­ви­ца Хри­сти­на бы­ла усе­че­на ме­чем. Всё это про­изо­шло в го­ро­де Ламп­са­ке, при ца­ре Де­кии.

Свя­тые же му­че­ни­ки – Ирак­лий, Пав­лин и Ве­не­дим бы­ли граж­да­на­ми афин­ски­ми. Они про­по­ве­ды­ва­ли в Афи­нах с ве­ли­ким дерз­но­ве­ни­ем имя Хри­сто­во и уве­ще­ва­ли всех нече­стив­цев оста­вить свое су­ет­ное идо­ло­слу­же­ние и кре­стить­ся во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха.

За свою про­по­ведь они бы­ли взя­ты и пред­став­ле­ны на до­прос ко гра­до­на­чаль­ни­ку афин­ско­му. На до­про­се они ис­по­ве­да­ли Бо­га ис­тин­но­го, Твор­ца всей тва­ри, идо­лов же на­зы­ва­ли бес­чув­ствен­ны­ми кам­ня­ми и де­ре­вом, про­из­ве­де­ни­ем рук че­ло­ве­че­ских.

За ис­по­ве­да­ние име­ни Хри­сто­ва сии свя­тые му­че­ни­ки бы­ли пре­да­ны раз­лич­ным му­че­ни­ям и на­ко­нец вме­сте с уче­ни­ка­ми сво­и­ми бы­ли ввер­же­ны в печь ог­нен­ную, по­сле че­го и скон­ча­лись.

За свой по­двиг они вос­при­ня­ли нетлен­ные вен­цы от Хри­ста Бо­га на­ше­го, Ко­то­ро­му вос­сы­ла­ет­ся сла­ва во ве­ки. Аминь.

материал взят с сайта Азбука веры

Источник: http://hram-novokurkino.ru/site/event/459

Книга Жития Святых — месяц май. Содержание – Страдание святых мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима

— Куда ты идешь, странник? Ведь наступила уже ночь. Лучше останься с нами, тем более, что здесь есть и пастбище для скота.

Священник согласился с ними переночевать и направился в их палатку (следует заметить, что тело мученика было покрыто сучьями и сеном). При палатке был разведен огонь и уже была готова пища.

Воины пригласили Фронтона вкусить вместе с ними. Фронтон же, взяв у них сосуд, наполнил его вином и предложил воинам пить из него. Отведав вина, воины похвалили его, так как вино действительно было очень хорошее.

Затем воины спросили Фронтона:

— Сколько лет этому вину?

Фронтон отвечал:

— Лет пять уже есть.

Воины пили вино, не зная, что гость их был христианином и притом священником; за трапезой воины беседовали с Фронтоном о том, что случилось в последние дни; они рассказали ему, как были утоплены семь девственниц за то, что не хотели омыть идолов, как корчемник Феодот взял ночью их тела из озера и предал погребению, как его искали за это городские власти, как он сам пришел на судилище и предал себя на мучение, как мужественно переносил их, как, бы обладавший железным телом. Затем они сказали:

— Вот здесь лежит обезглавленное тело того, кого мы стережем по приказанию игемона.

Важно

Слушая их речи, священник возблагодарил Бога, сподобившего его узнать о страдании и кончине святого мученика Феодота. Потом священник начал обдумывать, как бы ему взять отсюда честное тело мученика Христова.

Наполнив сосуд доверха, он подал его воинам и сказал им, что они могут пить вина сколько хотят.

Когда воины, упившись, уснули, то Фронтон подошел к честному телу мученика Христова, обнажил его и начал со слезами лобызать его; затем, сняв перстень со своей руки, возложил его на перст мученика с такими словами:

— О, святой мученик Христов, Феодот! Ты действительно исполнил то, о чем я просил тебя.

Затем Фронтон крепко привязал к ослу своему честное тело и главу мученика и пустил осла одного обратно в свое селение. И осёл шел к селению Фронтонову, неся на себе честное тело мученика; Фронтон же снова положил сучья и сено на том месте, где лежало тело мученика, и, войдя в палатку, уснул.

Утром следующего дня Фронтон встал очень рано и начал как бы сожалеть об осле, говоря:

— Мое животное убежало отсюда: не украл ли кто его?

Воины сочувствовали Фронтону, не зная, что честное тело мученика было взято отсюда, так как видели, что сучья и сено лежали на своем месте. Оставив у них вино, священник вышел из их палатки, как бы с целью поискать осла своего, но уже не возвратился к ним, так как пошел в свое селение.

Читайте также:  Икона божией матери «воспитание»

Осёл же, по Божию устроению, пришел на то самое место, на котором некогда беседовал святой Феодот с Фронтоном и хвалил это место, как весьма красивое и удобное для упокоения здесь святых мощей; на этом самом месте мученик Христов советовал Фронтону выстроить церковь и обещал прислать в нее мощи мученические.

Дойдя до этого места, осёл остановился и не двинулся вперед до тех пор, пока не пришел его господин Фронтон и не снял с него честные мощи.

Совет

Затем Фронтон призвал сюда христиан и с честью похоронил святые мощи мученика, а впоследствии здесь построил и церковь во имя святого мученика Феодота, во славу же Христа, Бога нашего.

Все это записал я, смиренный Нил (говорит списатель жития святого мученика Феодота); написал же сие я для всех возлюбленных о Христе братий с большим вниманием и усердием, ибо я знал историю жизни святого мученика и был с ним вместе в темничном заключении.

Вы же читайте с верою и с любовью, дабы получить одну участь в Царствии небесном со святым мучеником Феодотом и со всеми святыми, подвизавшимися за благочестие и дабы радоваться на небесах во Христе Иисусе Господе нашем, Которому воссылается слава, честь и поклонение вместе со Отцом и Святым Духом во веки. Аминь.

Кондак, глас 2:

Страдальчески подвизався добре со страдальцы твоими Феодоте, и венцы почести приясте, с честными страстотерпицами девами. Темже Христа Бога молите непрестанно о всех нас.

Во время гонений, поднятых на христиан язычниками, верные воины Христовы полагали души свои за Господа своего, так что вся вселенная обагрялась кровью мученической.

В это время был взят язычниками и христианин Петр, красивый юноша, крепкий сколько телом, столько же и духом; взят он был в Лампсаке, городе геллеспонтском.

Когда Петр был приведен на допрос к игемону Опитимину, то игемон спросил его:

— Ты христианин?

— Да, я христианин, — отвечал Петр. Игемон сказал:

— Ты имеешь пред глазами своими указы наших непобедимых царей; принеси же жертву великой богине нашей Венере.

https://www.youtube.com/watch?v=yDm2ZDoVcDw

Юноша отвечал:

— Удивляюсь тебе, игемон, как ты решаешься убеждать меня поклониться скверной и блудной женщине, позволявшей себе делать столь мерзкие дела, что о них стыдно и говорить? Разве вы теперь не преследуете и не караете законом тех, кто позволяет себе делать таковые дела, какие вы приписываете богине вашей Венере? Но если вы считаете свою богиню блудницею, то как же я могу поклониться и принести жертву мерзкой блудодейце? Нет, мне дóлжно поклоняться Богу живому и истинному, Царю всех веков, Христу Господу моему; Ему единому подобает возносить жертву моление, хвалы и умиление.

Услышав такие слова, игемон приказал воинам привязать юношу к колесам и терзать тело его деревянными и железными орудиями, сокрушая кости его. Но раб Божий Петр, сколь яростнее был мучим, столь твёрже и крепче утверждался в надежде на помощь Господа Иисуса Христа, посмееваясь безумию игемонову. Потом Петр поднял очи свои к небесам и начал молиться так:

— Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за то, что Ты дал мне такую крепость и твёрдость посреди мучений; сподоби же мне мужественно довести до конца подвиг свой и победить врага нечестивого.

Поняв, что муками ничего нельзя было сделать с мужественным юношею Петром, игемон приказал отсечь ему голову мечем.

В это же время был взят и заключен в темницу и Дионисий, исповедывавший также веру христианскую. Когда игемон собирался идти из Лампсака в Троаду, — город лежащий близ геллеспонтской области, к нему приведены были два воина, христианина, происходившие из Месопотамии [1], по имени Андрей и Павел; вместе с ними был приведен и христианин Никомах, который велегласно и непрестанно взывал:

— Я христианин!

Обратите внимание
Важно

Игемон, увидав Никомаха, в слух всех исповедывшего себя христианином, спросил Андрея и Павла:

[/su_box]

— А вы что скажете?

Они отвечали:

— И мы христиане.

Тогда игемон сказал Никомаху:

— Принеси жертву богам согласно приказу царскому.

Никомах отвечал:

— Неужели ты не знаешь, что христиане не приносят жертв бесам?

И тотчас игемон приказал воинам обнажить Никомаха, повесить его на мучилищном дереве и терзать тело его железными орудиями.

Когда Никомах уже был недалек от своей кончины и уже немного потерпеть оставалось ему, чтобы получить венец мученический (который был как бы уже в руках его), он неожиданно лишил себя сего славного венца. Оставив доброе исповедание, он отрёкся от Христа и воззвал во всеуслышание:

— Я никогда не был христианином! Я согласен принести жертву богам.

И тотчас воины прекратили мучение его и сняли его с мучилищного дерева.

Когда окаянный этот богоотступник принес жертву идолам и поклонился им, то на него напал бес и сильно ударил его об землю, так что Никомах стал с яростью бесноваться, кусая язык свой и испуская кровавую пену до тех пор, пока не испустил свою окаянную душу.

В то время как все это происходило, одна девица, имевшая шестнадцать лет от роду и называвшаяся Христиной, стоявшая в народе, обратилась к бесновавшемуся Никомаху и сказала ему:

— О окаянный и погибающий человек! Вот ты из-за одного лишь часа стяжал себе теперь вечную и несказанную муку.

125

Источник: https://www.booklot.org/genre/religiya-i-duhovnost/religiya/book/jitiya-svyatyih-mesyats-may/content/2689532-stradanie-svyatyih-muchenikov-petra-dionisiya-andreya-pavla-hristinyi-irakliya-pavlina-i-venedima/

Страдание святых мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Савла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима

Мучение св. Андрея. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.

Во время гонений, поднятых на христиан язычниками, верные воины Христовы полагали души свои за Господа своего, так что вся вселенная обагрялась кровью мученической.

В это время был взят язычниками и христианин Петр, красивый юноша, крепкий сколько телом, столько же и духом; взят он был в Лампсаке, городе геллеспонтском. Когда Петр был приведен на допрос к игемону Опитимину, то игемон спросил его:

– Ты христианин?

– Да, я христианин, – отвечал Петр. Игемон сказал:

– Ты имеешь пред глазами своими указы наших непобедимых царей; принеси же жертву великой богине нашей Венере.

https://www.youtube.com/watch?v=yDm2ZDoVcDw

Юноша отвечал:

– Удивляюсь тебе, игемон, как ты решаешься убеждать меня поклониться скверной и блудной женщине, позволявшей себе делать столь мерзкие дела, что о них стыдно и говорить? Разве вы теперь не преследуете и не караете законом тех, кто позволяет себе делать таковые дела, какие вы приписываете богине вашей Венере? Но если вы считаете свою богиню блудницею, то как же я могу поклониться и принести жертву мерзкой блудодейце? Нет, мне должно поклоняться Богу живому и истинному, Царю всех веков, Христу Господу моему; Ему единому подобает возносить жертву моление, хвалы и умиление.

Услышав такие слова, игемон приказал воинам привязать юношу к колесам и терзать тело его деревянными и железными орудиями, сокрушая кости его. Но раб Божий Петр, сколь яростнее был мучим, столь твёрже и крепче утверждался в надежде на помощь Господа Иисуса Христа, посмееваясь безумию игемонову. Потом Петр поднял очи свои к небесам и начал молиться так:

– Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за то, что Ты дал мне такую крепость и твёрдость посреди мучений; сподоби же мне мужественно довести до конца подвиг свой и победить врага нечестивого.

Читайте также:  Икона божией матери «знамение», россия, город великий новгород, софийский собор

Поняв, что муками ничего нельзя было сделать с мужественным юношею Петром, игемон приказал отсечь ему голову мечем.

В это же время был взят и заключен в темницу и Дионисий, исповедывавший также веру христианскую. Когда игемон собирался идти из Лампсака в Троаду, – город лежащий близ геллеспонтской области, к нему приведены были два воина, христианина, происходившие из Месопотамии1, по имени Андрей и Павел; вместе с ними был приведен и христианин Никомах, которой велегласно и непрестанно взывал:

– Я христианин!

Обратите внимание
Важно

Игемон, увидав Никомаха, в слух всех исповедывшего себя христианином, спросил Андрея и Павла:

[/su_box]

– А вы что скажете?

Они отвечали:

– И мы христиане.

Тогда игемон сказал Никомаху:

– Принеси жертву богам согласно приказу царскому.

Никомах отвечал:

– Неужели ты не знаешь, что христиане не приносят жертв бесам?

И тотчас игемон приказал воинам обнажить Никомаха, повесить его на мучилищном дереве и терзать тело его железными орудиями.

Когда Никомах уже был недалек от своей кончины и уже немного потерпеть оставалось ему, чтобы получить венец мученический (которой был как бы уже в руках его), он неожиданно лишил себя сего славного венца. Оставив доброе исповедание, он отрёкся от Христа и воззвал во всеуслышание:

– Я никогда не был христианином! Я согласен принести жертву богам.

И тотчас воины прекратили мучение его и сняли его с мучилищного дерева.

Когда окаянный этот богоотступник принес жертву идолам и поклонился им, то на него напал бес и сильно ударил его об землю, так что Никомах стал с яростью бесноваться, кусая язык свой и испуская кровавую пену до тех пор, пока не испустил свою окаянную душу.

В то время как все это происходило, одна девица, имевшая шестнадцать лет от роду и называвшаяся Христиной, стоявшая в народе, обратилась к бесновавшемуся Никомаху и сказала ему:

– О окаянный и погибающий человек! Вот ты из-за одного лишь часа стяжал себе теперь вечную и несказанную муку.

Услыхав это, игемон приказал взять ту девицу и поставить пред судилищем; затем спросил ее:

– Ты христианка?

Девица отвечала:

– Да, я христианка, и вот теперь я плачу и скорблю о погибели окаянного человека; которой не хотел перенести маловременного мучения, дабы приобрести себе вечный покой.

Игемон сказал ей:

– Вот он теперь получил покой, так как принес жертву богам; но чтобы вы, христиане, не поносили его, великая богиня наша Диана и Венера изволили взять его отсюда. Но я хочу, чтобы и ты принесла жертву богиням этим, если не хочешь быть поруганной и сожженной на огне.

Святая отвечала на это:

– Бог мой для меня важнее тебя, и потому я не боюсь твоих угроз. Я уповаю на Бога моего, и верю, что Он защитит меня и даст мне терпение во всем.

Тогда игемон приказал отдать ее двум юношам-блудникам, чтобы они осквернили и обесчестили ее. Андрея же и Павла приказал посадить в темницу в то отделение, где находился Дионисий.

Между тем те два бесстыдных юноши, взяв чистую и святую девицу, повели ее с поспешностью в свое жилище, намереваясь обесчестить ее; но лишь только привели ее в свой дом, как их вожделение плотское угасло и они не могли до самой полуночи осквернить ее.

Совет

Ночью же близ Христины явился светлой юноша, облиставший светом своим весь тот дом. Юноши те от страха пали на землю как мёртвые; придя в себя, они припали к ногам святой Христины, упрашивая ее помолиться о них к Богу своему, чтобы их не постигло какое-либо наказание от Него.

Она же, подняв их с земли, сказала им:

– Не бойтесь, знайте же, что тот юноша, которого вы видели, есть Ангел святой, посланный мне от Христа, Бога моего, для сохранения моего девства, всегда готовой умертвить всякого, кто прикоснется ко мне.

Таким образом святая девица Христина пребыла в чистоте, будучи защищаема Самим Богом.

Утром следующего дня граждане того города, будучи возбуждены жрецами идольскими, пришли к игемону и стали требовать у него отдать христиан, находившихся в темнице, в их руки. Игемон вывел из темницы Дионисия, Андрея и Павла и сказал им:

– Вы должны принести жертву великой богине Диане». Но святые отвечали:

– Мы не знаем ни Дианы, ни какого другого беса, из числа тех, коих почитаете вы; мы знаем и почитаем лишь Бога нашего, Господа Иисуса Христа.

Народ, услыхав такой ответ от мучеников, громким голосом опять начал требовать от игемона предать в руки им тех христиан, которые хулят богов их. Игемон же приказал бить мучеников, а затем велел отдать их народу. Тогда толпа, привязав верёвки к ногам святых, повлекла их с громкими кликами за город, намереваясь побить их здесь камнями.

Когда святые мученики были побиваемы камнями, святая Христина, узнав об этом, с поспешностью побежала на место то и, припав со слезами к телам святых, побиваемых камнями, говорила:

– Я хочу умереть вместе с вами на земле, дабы вместе с вами жить и на небе!

Между тем игемону было донесено, что одна девица-христианка, отданная на осквернение двум юношам, была освобождена от их рук каким-то светлым юношею; убежав из дома тех юношей, она пришла на место побиения камнями христиан и припала к их телам. Узнав об этом, игемон приказал предать ее смерти через усекновение мечем.

Таким образом все упомянутые святые мученики, подвизавшиеся против диавола, мира и игемона Опитимина, сподобились быть победителями врагов своих при помощи Христа, Бога нашего, причем, Петр был умерщвлен после многоразличных мучений, Дионисий, Андрей и Павел были побиты камнями, святая же девица Христина была усечена мечем. Всё это произошло в городе Лампсаке, при царе Декии2.

Святые же мученики – Ираклий, Павлин и Венедим были гражданами афинскими. Они проповедывали в Афинах с великим дерзновением имя Христово и увещевали всех нечестивцев оставить свое суетное идолослужение и креститься во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. За свою проповедь они были взяты и представлены на допрос ко градоначальнику афинскому.

Обратите внимание

На допросе они исповедали Бога истинного, Творца всей твари, идолов же называли бесчувственными камнями и деревом, произведением рук человеческих. За исповедание имени Христова сии святые мученики были преданы различным мучениям и наконец вместе с учениками своими были ввержены в печь огненную, после чего и скончались3.

За свой подвит они восприняли нетленные венцы от Христа Бога нашего, Которому воссылается слава во веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Месопотамия – каменистая и песчаная страна, находившаяся между реками Тигром и Ефратом и простиравшаяся от Армении на севере до Персидского залива на юге.

2 Декий царствовал с 249 г. по 251 г.

3 Год кончины святых мучеников – Ираклия, Павлина и Венедима неизвестен. Вероятно, она последовала в IV в. или в V в.

Источник: http://simvol-veri.ru/xp/stradanie-svyatix-muchenikov-petra-dionisiya-andreya-savla-xristini-irakliya-pavlina-i-venedima.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector